Женщина, создающая атмосферу успеха. В поисках диссертации ильичевой

За плечами Ирины Ильичевой более 30 лет педагогического стажа. Тысячи благодарных выпускников. Государственная премия Российской Федерации. Ею построена с нуля, практически в чистом поле, школа, которая почти сразу стала одной из лучших в Москве. Жизнь не раз ставила перед Ириной Викторовной сложные, подчас неразрешимые задачи. Но каждый раз она с честью выходила из любых передряг. Это женщина, которая создает вокруг себя атмосферу успеха, все время совершенствуется и дает возможность раскрыться талантам людей, находящихся рядом с ней.

Ирина Викторовна Ильичева родилась 10 июня 1961 года в Загорске (нынешний Сергиев Посад). Отец - военный, мама - потомственная учительница. Эта профессия передается у Ильичевых по женской линии уже несколько поколений. Бабушка Ирины Викторовны была сельской учительницей. Кстати, именно под надежным присмотром бабы Лиды Ирина отправилась в первый класс. Могла ли подумать первоклашка в белоснежном фартуке, что школа станет ее жизнью? Наверное, нет. Но с первого школьного дня маленькая Ира попала под необыкновенное обаяние своей первой учительницы - Зинаиды Федоровны Романовой. Строгая, но справедливая, словно героиня советских фильмов, сошедшая с черно-белых киноэкранов, она и заронила в сердце юной ученицы любовь к школе. Любовь на всю жизнь.

Все мы родом из детства. Главное ощущение, которое сохранилось у меня из моего детства, - чувство любви. Сперва в семье, а потом и в школе. Я восхищалась своими учителями. Они были профессионалами высочайшего уровня, дававшими не только прекрасные знания и базовое образование, но и прививавшими своим ученикам очень важные чувства: любовь к Родине, патриотизм. Уже тогда я поняла, что нужно стремиться быть успешным и успех придет. Что мне интересно делать мир лучше, а жизнь рядом с собой комфортней, удобней. Что даже если очень трудно, надо двигаться вперед.

Пример классной руководительницы - учителя физики - оказался настолько сильным, что по окончании школы Ирина, не раздумывая, поступила на физфак Педагогического института им. Н. К. Крупской.

По окончании института Ирину по распределению направили в школу №251. В 80-е годы прошлого столетия Коровинское шоссе, где располагалось это учебное заведение, было окраиной Москвы. Тогда, в начале пути, некоторые старшие педагоги восприняли Ирину Викторовну скептически: долго не задержится. Но после рождения сына, выйдя из декрета, она не только вернулась в родной коллектив, но и стала завучем. А через пару лет приняла участие в первых в своей взрослой жизни выборах: по просьбе педагогов управление образования разрешило провести выборы на замещение вакантной должности директора школы №251. Так Ирина Викторовна в 28 лет стала самым молодым руководителем школы в Северном административном округе.

Вот одно из ее воспоминаний об этом времени.

Дело было в 1989 году. За три дня до 1 сентября я поняла, что дети могут остаться без питания, поскольку нам не поставили необходимого оборудования для школьной столовой. Еду в департамент. Вхожу в кабинет одного из заместителей руководителя и с порога говорю: "Как же так, вы все лето обещали установить оборудование в школьную столовую, а так и не сделали ничего!" А он мне так вежливо: "Девушка, вы кто? Покиньте, пожалуйста, кабинет!" Я: "Как кто? Директор!" Не поверил.

Нет, думаю, так просто не уйду, и отправилась в приемную к Кезиной Любови Петровне - руководителю Департамента образования. Зашла и... расплакалась! В это время Любовь Петровна вышла провожать иностранную делегацию. Спрашивает: "Что ж ты, милая, плачешь?" Я ей про плиту, про мясорубку, про то, что первое сентября на носу, про зама ее, который мне не помог... Любовь Петровна сняла трубку, вызвала того самого заместителя и говорит ему: "Чтобы я такого отношения к школе больше не видела никогда!" И сказала она это так, что запомнила я ее слова на всю жизнь. Любовь Петровна посмотрела на меня, улыбнулась и сказала: "Молодец, девочка, на твоем месте я сделала бы точно так же". На следующий день в нашу столовую привезли новое оборудование. А я с тех пор поняла: все смогу!

Через некоторое время под руководством Ирины Ильичевой самая обычная школа с московской окраины стала одной из лучших в столице. В течение нескольких лет Ирина Викторовна признавалась победителем конкурса "Директор года", была удостоена звания "Заслуженный учитель России".

Дети, которых принято называть трудными, в нашей школе были заняты целый день, - вспоминает Ирина Викторовна. - Мы приглашали самых разнообразных специалистов, ввели в учебную программу уроки танцев, в школе работали 15 психологов. Была разработана программа психологического обеспечения воспитательного процесса. Именно за нее коллектив получил Государственную премию Российской Федерации. Этот момент в своей жизни я могу назвать переломным. Награду в Кремле вручал бывший в то время премьер-министром Владимир Владимирович Путин. Мы готовились, придумали ответные слова благодарности. Надо отметить, заготовка была по сути правильной, но достаточно формальной. А Владимир Владимирович говорил со всеми очень заинтересованно. Когда очередь дошла до меня, премьер-министр удивился, что я такой молодой по возрасту директор, и поинтересовался: есть ли у меня мечта? Над чем планирую работать, что еще хочу сделать? Очень по-человечески спросил. Позабыв приготовленную речь, я ответила честно: мы разработали только теоретическую концепцию школы будущего, но здания для реализации проекта пока нет. "Так нужно строить школу", - сказал он. Так уверенно это у него получилось, что я поняла: школа будет!

Через некоторое время руководство Северного административного округа предложило Ирине Викторовне возглавить проект создания и строительства здания для новой школы.

Тогда на Ходынском поле не было ни современного стадиона, ни новых многоэтажных домов. Только продуваемый всеми ветрами пустырь да строительные вагончики. Один из них и стал на время стройки кабинетом директора будущего учебного заведения. Школьное здание построили в рекордные сроки - за 9 месяцев. И сейчас гимназия №1409 по праву считается одной из лучших в Москве. Просторная, современная, оборудованная по последнему слову техники.

С сентября 2014 года в жизни Ирины Ильичевой начался новый этап. Она была избрана депутатом Московской городской Думы.

Это вновь эксперимент: впервые в столичной практике большинство депутатов совмещают основную работу с парламентской деятельностью. Многие полагают, что в депутаты стремятся из-за привилегий. Могу констатировать, что кроме дополнительной огромной ответственности других привилегий не наблюдается. Что помогает справляться с нагрузкой? Во-первых, накопленный жизненный опыт и опыт профессиональной, общественной деятельности. Во-вторых, команда, которая сложилась в Думе и в округе. А также доскональное знание районов, от которых я избиралась, потребностей и чаяний людей, которые проживают на севере Москвы, умение их слушать и желание им помочь.

А еще Ирина Викторовна не боится трудностей, открыта для всего инновационного и передового. И всякий раз, когда она берется за новое дело, можно с уверенностью сказать: ее ждет успех!

Кто не в курсе, упоминаемая в этом перепосте И.Ильичёва - это кандидат в депутаты Мосгордумы по избирательному округу №9 (районы Тимирязевский, Савёловский, Беговой, Хорошевский и часть Бескудниково), выдвинутая от партии "Единая Россия" (ПЖиВ). Причём в своих агитационных материалах почему-то ни разу не упоминает о своей партийной принадлежности - видимо, членство в ПЖиВ сегодня рассматривается как нечто неприличное.

В ходе своей предвыборной кампании Ильичёва и ещё некоторые её коллеги по ПЖиВ пиарились на теме "безопасности детства", в частности, та же Ильичёва заявляла: "Там, где власть не дорабатывает, мы будем проводить опросы населения и выявим места потенциальных угроз. Составим большую карту «Угрозы детской безопасности» и будем добиваться решения этих проблем ". По странному совпадению, вскоре после старта этой кампании, на детских площадок в Тимирязевском районе почему-то были демонтированы все качели. надо понимать, что именно от них и исходила угроза для детской безопансости. А вот строительства церквей-"гундяевок", по мнению единоросовских кандидатов, видимо, опасности для детей не представляет - по крайней мере, наши к ним в порядке троллинга с предложением нанести религиозные объекты на карту "Угроз детской безопасности" осталось без ответа.

Ну так вот, ниже - об истинном лице кандидата от ПЖиВ:

Оригинал взят у shtab_sao в В поисках диссертации Ильичевой

Как и обещали, сегодня мы подали в Мосгорсуд жалобу: мы требуем убрать с информационных плакатов в УИКах сведения о кандидатской степени Ирины Ильичевой, кандидата в депутаты Мосгордумы от «Единой России».

У нас есть самые серьезные сомнения, что заслуженный педагог, директор гимназии 1409 Ирина Викторовна когда-либо писала свою диссертацию, а потом ее защищала. То есть очень хочется понять, откуда она взяла тот диплом, который она сдала в избирком. Ну не в переходе же купила?

Что же нас, да и не только нас, настолько насторожило, что мы даже в суд подали?

Вот тут фотография документа, который предоставлен Ильичевой в избирком:





Во-первых, обратите внимание на печать. Внимательно читайте, что на ней написано. «Государственный высший аттестационный комитет Российской Федерации». ГВАК. Так вот этот ГВАК существовал в природе только с апреля 1997 по август 1998-го. Потом его расформировали постановлением правительства РФ № 902. То есть на момент выдачи диплома Ильичевой И.В. в 2004 г. такого органа просто не существовало. Вместо него функционировала Высшая аттестационная комиссия.
Впрочем, и это второе, на дипломе не могла стоять даже печать ВАКа. Потому что там по идее должна стоять печать МПГУ - того университета, где проходила защита.

Вот сравните, например, найденный нами в интернете диплом того же года. Там стоит печать СПбГУ, где проходила защита. Вот так, никакого ВАКа:

Может быть, кто-то нагло обманул честного ученого Ирину Ильичеву, которая написала большой и ценный труд, защитила его, но получила какой-то неправильный документ. Может быть, все возможно в этом мире. Но вот только все наши попытки найти этот труд. Или хотя бы автореферат диссертации не увенчались успехом! Ни в Ленинке (РГБ), ни в петербургской Российской национальной библиотеке, ни в Библиотеке РАН, ни даже в самом МПГУ ничего такого не обнаружено. А ведь и текст, и автореферат по закону должны туда в обязательном порядке отправляться. Поиск диссертации на сайтах данных учреждений никаких результатов не дал. Из Ленинки мы даже получили официальную бумажку.

И даже МПГУ нам дал ответ, что таких произведений не имеется:

«Все вышеизложенное заставляет усомниться в действительности выданного Ирине Ильичевой диплома кандидата педагогических наук, а, следовательно, и в достоверности сведений, указанных ею при выдвижении в качестве кандидата в Мосгордуму», - написали мы в исковом заявлении.

Для подтверждения наших сомнений мы взяли комментарий у сооснователя сообщества «Диссернет» Андрея Заякина, который любезно сообщил нам следующее:
«Проводя ковровую проверку всех депутатов в Мосгордуму, мы потратили большие усилия на то, чтобы разыскать диссертацию Ильичевой или хотя бы автореферат, но не имели успеха. Как такое могло произойти, если диссертация вообще существовала в природе и защита имела место? Эти наши недоразумения ясно разъясняются представленным на свет Божий документом: видимо, никакой защиты там и не было. Очень интересным представляется в связи с расследованием этого дела вопрос о роли профессора Виктора Матросова в «присвоении» этой «степени». Его ли подпись на документе? Дело в том, что во времена его ректорства в этом заведении работала мощнейшая фабрика по производству плагиата, в связи с чем он и был отстранен от дел министром Ливановым. Только на сервере Диссернета сложено более 100 экспертиз, в которых засветилась эта контора тем или иным образом - как место проведения защиты или ведущая организация. Вбейте на нашем сайте www.dissernet.org «МПГУ» в графу «поиск по сайту», и порадуйтесь обильному урожаю. Однако в выдаче заведомо недействительных дипломов мы пока Матросова не ловили за руку. Да и не дело это Диссернета - это скорее к Бастрыкину. Если подтвердится, что защиты не было, и что на документе подпись Матросова, заверенная в 2004 г. печатью несуществующей организации, к тому же заведомо неправомочной ставить печать на дипломах кандидата наук, то тут речь идет никак не о плагиате, а о подделке казенных документов, или о выдаче заведомо недействительного документа. Отдельно позволю себе скромное наблюдение, что непомерно краткий интервал между датой заседания Совета - 17 февраля 2004 г., и датой выдачи диплома - 27 февраля 2004 г. - очень подозрителен, так как обычно между защитой и выдачей диплома проходит гораздо больше времени».

Так что, уважаемая Ирина Викторовна, не могли бы Вы нам помочь развеять наши сомнения? Мы с удовольствием бы ознакомились с Вашим трудом и авторефератом. Тем более что наш кандидат тоже имеет прямое отношение к образованию и тоже имеет степень кандидата наук. Правда, ее кандидатскую легко найти в

Парк «Зарядье» стал одной из основных площадок фестиваля «Крымская весна» Подсветку Останкинской телебашни выключили в знак траура по погибшим в результате теракта в новозеландском Крайстчерче Председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Зоя Зотова инициировала проверку антикафе с животными Сотрудники ЦОДД за зиму вытащили из сугробов и отбуксировали более 1,5 тыс. машин Пятьсот квартир расселили по программе реновации жилищного фонда с начала года Два Московских центральных диаметра готовят к открытию Более 700 учителей получили гранты за вклад в развитие МЭШ «Московскую электронную школу» включили в список 100 главных образовательных проектов мира Количество смертей от инфаркта миокарда в Москве снизилось на 20 процентов за 5 лет Парк «Зарядье» получил премию международного конкурса MIPIM Awards Экспозиции 19 региональных парков «Россия – Моя история» дополнились материалами о Крымской весне

Фестиваль проходит в Москве с 16 по 18 марта. В «Зарядье» гостей ждут творческие встречи, лекции по истории и культуре Крыма, выставка картин, международный фестиваль Koktebel Jazz Party и дегустация блюд полуострова.

Подсветка Останкинской телевизионной башни была выключена на один час, с 00.00 до 01.00, в ночь на субботу, 16 марта.

Председатель комиссии Мосгордумы по экологической политике Зоя Зотова инициировала проверку антикафе «Совиный дом», располагающегося по адресу: проспект Мира, д. 79, стр. 2, после обращения москвички. По словам Зои Зотовой, в ходе проверки планируется установить, в каких условиях содержатся птицы, каким образом они были приобретены и есть ли соответствующие документы, а также выяснить - кто эти документы выдавал. Депутат уточнила, что будет проверяться каждое московское антикафе с животными, по которому поступит обращение от жителей.

«За три зимних месяца сотрудники дорожного патруля ЦОДД помогли выбраться из сугробов 95 автомобилистам, а также 1483 раза осуществляли буксировку аварийных и неисправных автомобилей», - сообщили в пресс-службе Центра организации дорожного движения Правительства Москвы.

«С января текущего года в новые квартиры по программе реновации уже переехали жители 500 квартир - это около тысячи человек», - сообщили в Департаменте градостроительной политики города Москвы. Как уточняется, в целом по городу уже запущено переселение из 50 старых домов в 33 новостройки в семи административных округах.

Первые Московские центральные диаметры (МЦД) скоро запустят в столице, сообщил Мэр Москвы Сергей Собянин. По его словам, железнодорожные мегапроекты разгружают автомобильные дороги, улучшают экологию Москвы, они выгодны для города и Подмосковья.

Больше всего педагогов, отмеченных за вклад в развитие проекта «Московская электронная школа», работают в школах № 627, 1560, 1571, 2036 и Московской международной школе. Десяти столичным педагогам были вручены гранты за создание востребованного контента в проекте МЭШ на недавнем селекторном совещании Департамента образования и науки города Москвы. Учителя разработали оригинальные сценарии уроков, а также тематические блоки сценариев для интерактивных занятий.

Кроме того, «МЭШ» была признана лучшим проектом в номинации «Создание условий, направленных на рост информационно-технологического потенциала региона» на Всероссийском конкурсе лучших практик и инициатив социально-экономического развития субъектов Российской Федерации. В 2019 году планируется дальше развивать столичные мегапроекты в сфере образования. В 2018 году на образовательном саммите HundrED в Хельсинки (Финляндия) «МЭШ» включили в список 100 главных образовательных проектов мира.

В Москве проводится серьезная работа, связанная с профилактикой и лечением сердечно-сосудистых заболеваний. В столице создан разветвленный комплекс сосудистых центров, на базе которого работают инфарктная и инсультная сети. В результате за последние пять лет число умерших от инфаркта миокарда снизилось на 20 процентов. А количество летальных исходов в больницах от острого инфаркта миокарда снизилось до шести процентов.

Об этом на своей странице в «Твиттере» сообщил Сергей Собянин. Победителей конкурса объявили 14 марта. Награды MIPIM Awards вручили в 11 номинациях. Парк «Зарядье» вместе с концертным залом вошел в список финалистов в категории «Лучший проект восстановления городской среды». На звание лучшего претендовали еще три общественных пространства - экопарк из китайского Чанчуня, Национальный центр искусств Гаосюна (Тайвань) и проект реконструкции исторического центра Франкфурта-на Майне.

В спецпроект, посвященный пятилетию воссоединения полуострова с Россией, вошли актуальные материалы, охватывающие всю историю Крыма. На анимационных стендах, в интерактивных приложениях и сенсорных панелях рассказана история античного и византийского периодов полуострова, времени крымского ханства. В материалах обновленной выставки также отражена история присоединения Крыма к России в эпоху правления Екатерины II, перипетии Крымской войны и многое другое.

Выражение «тянет в школу» часто произносят с улыбкой – ностальгической или иронической. Гимназию № 1409 называют центром притяжения Ходынского поля – этот титул ей дали жители района.

Что же нужно сделать, чтобы школа сегодня притягивала, объединяла учеников, учителей, родителей? Ведь у каждого – свои интересы, свои вкусы, собственные планы. Директор гимназии Ирина Викторовна Ильичёва рассказала журналистам «Столичного образования» из чего состоит сложный организм учебного комплекса, и как всем его обитателям удаётся жить на одной волне, не отказываясь при этом от собственной индивидуальности.

– Ирина Викторовна, о школе сегодня – много отзывов, как в СМИ, так и в сети Интернет. О ней спорят, хвалят и критикуют, но есть факт, который нас особенно интересует – в неё стремятся попасть. В чем секрет популярности?

– Знаете, настоящая школа должна быть притягательной. Думаю, что к этому должен стремиться любой уважающий себя директор. Центром притяжения Ходынского поля нас стали называть, как только мы открылись. Почему? Потому что мы с самого начала старались всех объединить вокруг себя. Ничего ещё не было в поле, а мы уже были…

Помню, как 6 марта 2006 года на открытии комплекса, в присутствии префекта округа выстроились 50 наших первых учеников. Трогательная картина. Для меня особенно… Тогда и приняли правильное решение. Что мы сделали? Мы стали работать на полную катушку, открыли все параллели – сразу 1А, 2А, 3А классы… и все потянулись в нашу школу. Мы не потеряли в темпах своего развития ни одного года, и на второй год нашей работы выпустили первый 11-й класс. А в сентябре через год у нас уже было 300 учащихся. Теперь их – 2400.

– Справляетесь? Ведь Вы не только руководитель учебного комплекса, а еще и депутат Московской Думы. Как может один человек совмещать столь ответственные должности? Хватает ли времени, чтобы исполнять все задачи добросовестно?

– Ни у меня одной прибавилось работы. Я сейчас смотрю на своих коллег – школьных директоров, которые пять лет назад управляли всего-навсего одной школой на 700 мест, а сегодня у этих директоров уже 20 зданий, 4000 и более учеников. Глядя на них, мне кажется, что они работают гораздо больше, чем я. Мне лично очень помогает большой опыт совмещения – 15 лет являюсь председателем совета директоров нашего Северного округа. Поэтому общественная часть работы для меня совсем не нова, сегодня я её просто скорректировала и упорядочила. Проводишь ли ты родительские собрания или встречу с населением по вопросу образования, они твои избиратели и задают вопросы, которые их волнуют. Но, помимо этого, они задают такое количество вопросов, связанных с территорией, где проживают, вопросов социального порядка, вопросов, связанных с глобальным развитием города. То есть получилось, что мы продолжаем работать на своих местах в непрерывном режиме, причём с большим количеством людей. И в конечном счете стали уже как лакмусовая бумажка, мы чувствуем людей. Представьте себе, у нас в комплексе 2600 детей, начиная с 3-летнего возраста и до самого выпуска. Сколько у них мам и пап, сколько бабушек и дедушек… Получается, что в одной точке мы можем увидеть весь социальный срез москвичей. И теперь я гораздо оперативнее могу поднять в Мосгордуме те вопросы, которые, особенно беспокоят общество, чтобы решать их на законодательном уровне.

– Чувствуется, что у Вас в Мосгордуме дружная команда: Молев, Ярославская, Перфилова, Ильичёва – серьёзная консолидация сил?

– Конечно, причем все практики, у всех годы работы за плечами – это очень важно.

– Как Вы считаете, кто такой современный директор школы? Менеджер? Управленец? Или все-таки – педагог?

– Никогда не соглашусь с тем, что в школе должен быть не директор, а менеджер. Конечно, был период, когда директора школ взвалили на себя огромный груз хозяйственной и финансовой деятельности, но это был вынужденный период. Теперь в штате каждого руководителя есть первый зам. управляющий финансами, который занимается всем тем, что относится к стратегическому раз-витию школы с точки зрения финансово-хозяйственной деятельности: ремонтно-строительными работами, оборудованием, бухгалтерией. И сейчас у директора есть все возможности вернуться к образованию, к детям. Директор – это, прежде всего, педагог.

– Тщательный подход – это, наверное, семейное? Ваша бабушка и мама были учителями. Помогает Вам в работе принадлежность к учительской династии?

– Конечно, помогает. Знаете, когда 30 лет назад я пришла в школу молодым специалистом, председатель профкома, увидев меня, сразу сказала: «Эта здесь долго не задержится». А я не только задержалась – я не представляю своей жизни без школы. Считаю, что в школу нужно идти – с ощущением, что ты без этого не можешь жить. И тогда ты будешь строить, будешь создавать… Будешь ощущать – это моя школа.

Знаю, что Исаак Иосифович говорит, что нельзя говорить «моя школа», она государственная. Я здесь по договору на 5 лет. В декабре проходила аттестацию как рядовой директор. И все-таки чувствую, что это моя школа, потому что она прошла через все клеточки моей души – каждый шаг, каждый взгляд наших учеников. Ничего с этим поделать не могу...

– Аттестация – трудная процедура? Вам не кажется странным, что достойные в педагогике люди, лауреаты премий, заслуженные учителя, должны отчитываться и снова доказывать, что могут взять школу на следующие 5 лет?

– Да, аттестация – дело непростое. Знаю, что абсолютно все директора волнуются – и не только в тот день, когда выходят на трибуну, волнение начинается гораздо раньше, за полгода до аттестации. Представляете – за тебя, или против тебя голосуют 30 человек. Скажу, наверное, не самую популярную вещь, но сейчас другое время, и в это время нужно суметь вписаться. Требуется качественно новый выпускник, а значит – новый учитель, новый директор, новая школа. Какой урок я вынесла из процедуры аттестации? Представила себе, как стыдно будет не пройти её, потерять школу… И сделала все, чтобы этого не случилось. И теперь всем коллегам рекомендую: если вам трудно выступать, не умеете сдерживать эмоции, дрожите, повышаете или понижаете голос – это не страшно. Просто нужно учиться. Мы, к примеру, в нашем районе все прошли через курс делового администрирования, куда входит и ораторское искусство, в частности. К чему это всё веду? Нет предела совершенству. На свои недостатки надо смотреть не как на недостаток, а как на дальнейшую траекторию собственного развития. Не можете пройти тестирование перед аттестацией? Учитесь, ведь это ваша работа. Как сейчас можно обойтись без знания информационных технологий, без знания законов и всего остального? Ведь наши дети должны знать всё это…

– Давайте поговорим о «ваших детях». Вернее, о тех, кто хотел бы влиться в ряды ваших гимназистов. Легко ли попасть в гимназию ученикам из другого района?

Мне очень нравится система, которая сейчас введена в Департаменте образования, у нас все в электронном виде. То, что касается 1-х классов, пять лет назад, помните ситуацию в московских школах, чуть не доходило до костров, баталии, выяснения отношений... Теперь проблема полностью закрыта. Поступление к нам идет через портал – это самый прозрачный способ приема. Видели наше расписание? Мы открываем 1-й «Я» класс. Дело в том, что литера «Ж» не привлекла родителей, а в класс «Я» теперь просятся даже из «А». Есть желающие попасть к нам не в первый класс. На портале видно наличие свободных мест. По решению управляющего совета школы мы берем успешных ребят со всего города. Если ребенок мотивирован на учебу, он может поступить к нам в физико-математический или в социально-экономический класс, и вопросов не будет, почему в классе находится 26-й ребенок. Ведь, возможно, именно он принесёт в школу что-то новое, ценное и важное.

– Вы упомянули о роли управляющего совета школы, который возглавляете. Может ли такой совет что-то действительно решать самостоятельно?

– Управляющий совет в больших комплексах – это основа всего, что происходит в школе. Если он правильно организован – то это не просто «правая рука», это равноценный партнер в управлении школой. Он решает не отдельно от меня – а вместе со мной. А порой, и вместо меня, ведь я не могу быть везде, а совету полностью доверяю. Что я имею в виду? Изначально мы, общаясь с родителями, спрашиваем: «Вы хотите, чтобы ваш ребенок развивался по максимуму интеллектуально? Вот педагоги, вы им доверяете?» Да, хотим, доверяем, – отвечали родители. Они не понимали, чего от них хотят, и, видимо, думали, что речь идет о приобретении телевизора. Потому что у всех первая мысль – когда к ним обращаются, нужно либо мыть класс, или срочно что-то приобрести. Я родителям говорю: понимаете, московские школы на сегодняшний день финансируются так, что нам ничего не нужно. Кроме сотрудничества.

Стараемся всё демонстрировать, есть вопросы по питанию – мы в столовой покормили родителей, они съели тот же обед, который едят их дети. Я им говорю: «Друзья, если возникли вопросы, у нас договор вот с этим предприятием – им эти вопросы и задавайте. Сомнения в гигиеничности? Обозначайте день поездки на комбинат». И представители родителей из разных классов, те мамы, которые, извините, все до конца проверят, отправились на комбинат. И увидели новейшее оборудование, технологично выстроенные линии, поговорили с работниками. И сразу успокоились насчет питания. Когда у кого-то из родителей межрайона возникает подобный вопрос, то уже не я, а мои родители отвечают на подобные вопросы. Они говорят: «Давайте разберемся, давайте посмотрим, давайте мы вас отвезем и покажем».

То есть, если говорит директор, это одно. Но когда рядом с директором есть родители, которые могут все это показать, это совершенно другая форма взаимодействия. Два года подряд в прямом эфире мы устраивали встречи с родителями в форме вопросов и ответов. Целый час директор и управляющий совет отвечает – а родители по телефону задают вопросы. И здесь особенно хорошо ощущается, как важно, что рядом с тобой сидят люди, которые гарантируют, что все, что делается, делается на самом деле, а не для контроля.

– Какие они все-таки – родители в Вашей школе?

– Они – фактически наши сотрудники. У нас очень много родителей управленцев, есть родители-писатели, родители-художники, родители-музыканты… И все они – при школе, все работают на класс и на школу в целом. Не только проводят лекции по своим профессиям. Подчеркну, что огромное количество кружков ведут не педагоги, их ведут родители. Яркий пример – балерина театра Немировича-Данченко, мать четверых детей, ведёт ритмику в параллели 1-х классов. А еще – она ведет балетную студию. Рада, что наши родители понимают: какую атмосферу они вместе с нами создают, в такой атмосфере их ребенок учится и живет. Поэтому мы открыты и каждый желающий родитель находит себя в школе. Вот сейчас мы стали лауреатами гранта, они поздравляют друг друга, это здорово. Не меня поздравляют, не учителей, нет, это само собой, но все поздравляют друг друга, что школа достигла этого результата.

– Грант Мэра, как можно его заслужить?

– Важны конкретные показатели, как в конечном счете ты поработал, как ты сдал ЕГЭ, ОГЭ в 9-м классе, как ты прошел независимую аттестацию. Абсолютно справедливо пройдите независимую аттестацию, она покажет истинный результат знаний учащихся. Разве это неправильно? На мой взгляд, это очень правильно. Сегодня у нас 143-е место в рейтинге, считаем его очень хорошим. Это то место, когда ты тоже являешься лауреатом гранта, потому что лауреатов 170.

Нам 10 лет, всего-навсего, и нам есть к чему стремиться. Еще раз повторюсь, как директор я всегда учусь и очень уважаю успехи своих коллег, признаю их и действительно считаю, что это очень хорошо, что есть в Москве школы, на которые нужно равняться. И, если у меня на сегодняшний момент еще не так хорошо получается, как у первой десятки или первых 30 школ, я просто иду и реально учусь у этих школ. Это не повод горевать, и коллектив понимает, что нужно двигаться дальше. Главное понять, почему наши ребята побеждают, но не так много. Почему есть школы, в которых ЕГЭ все до одного выпускника сдают не меньше, чем на 220 баллов. Этим нельзя не восхищаться!

– А какие у Вас ученики?

– Разные…Но все занятые. Про нашу школу говорят так (это не мое выражение, но оно мне понравилось) «здесь не принято плохо учиться». Если учеба «не на уровне» – исправляйся, мы будем помогать, но здесь так нельзя, в гимназии № 1409 – культ учёбы. Стараемся растить лидеров. Когда в зале на 500 мест задаешь вопрос, кем хочешь стать, конечно, немного смущает, когда малыши как один отвечают – «президентом». Но это не только забавно… для кого-то это может оказаться правдой. Например, председатель Думы «Новое поколение», который в этом году окончил нашу школу, сразу же поступил на факультет уп-равления и стал председателем молодежной палаты в районе. А знаете, что еще меня поразило? Перед 1 сентября пришел выпускник двухлетней давности, который учится в МГУ на управленческом факультете, он сказал, что целый год проходил практику в Госдуме. То есть лидерские качества есть в наших ребятах изначально. Может, на генетическом уровне, от талантливейших мам и пап – однозначно это не заслуга исключительно школы.

– Ирина Викторовна, педагогика, школа – это как раз то место, где кадры решают всё…

– О нашем большом коллективе могла бы рассказывать бесконечно. У нас важен не только профессионализм, но и сама личность педагога. Считаю, что он должен любить не только свой предмет – но и город. Ведь если ты равнодушен к городу, где живешь, то как ты вообще можешь заниматься воспитательным процессом?

В наших профильных классах – социально-экономическом, гуманитарном, физико-математическом – работают учителя, которые видят открытое пространство города и не замыкаются в рамках своего предмета. Это те учителя, которые знают, что без музеев, без театров, без вузов, которые есть в Москве, они не смогут дать ребенку всю полноту знаний. Поэтому биологи и химики сотрудничают с Первым медицинским институтом, биохимические курсы имеют договор с коллед-жем при Боткинской больнице, где школьники проходят практику. Физмат-подразделение сотрудничает с Высшей школой экономики. А социально-экономический класс – с Финансовым университетом при Правительстве РФ, куда каждый год поступает огромное количество наших выпускников.

Москва – уникальный город. Это единственный регион России, который полностью финансово обеспечен дополнительным образованием. То есть сколько запланируешь кружков, столько раз будешь поддержан столичным Департаментом образования. Это разве не фантастика?

– Вы говорили о физике, о биологии… А что же гуманитарные предметы? Какое место им отводится в школе?

– Огромное. Стараемся создать условия для развития любого таланта. Например, у нас есть «Леонардо» – фестиваль творческих открытий и инициатив, который имеет статус всероссийского. В нашей школе он проходит десять лет. К нам приезжают со всей России, а также школьники из других стран – Испании, Италии… И каждый из ребят нашел себя в какой-то предметной области. Например, можно изобретать летательный аппарат, или экспериментировать в театре. Можно совершенствовать себя в биологии, а можно – в географии… Более того, в прошлом году первый раз московский конкурс «Леонардо» проходил для участников с трехлетнего возраста. Понятно, что их проекты были сделаны не без помощи мам и бабушек, но они уже дали зерно, они дали родителям возможность задуматься: где тут талант? Дети уже попробовали сами искать свое место в жизни. Как это происходит? Вот ребенок приезжает на море, и первое, что он говорит: «Давай собирать ракушки?» Зачем? – «Мне надо сдать композицию». То есть, он, конечно, приезжает на море купаться, но ещё ему очень нужно узнать, кто там водится в этом море-океане, кто плавает и ползает, что он из этой ракушки к сентябрю может сделать. Так игра превращается в образовательный процесс, который не может не выявить затаившееся дарование. Потому, что каждый ребенок талантлив… И каждый может найти себя в какой-то своей области. Если не в биологии, то в изучении языков или литературе…

– Подходит к завершению Год литературы. Скажите, какие мероприятия в Вашей школе прошли в этом году? Может быть, что-то хотелось бы выделить особенно?

– На базе нашей школы работает журналистский салон, который курирует и возглавляет Глазков Юрий Иванович, главный редактор журнала «Вестник образования в России». Наши ребята в течение трех лет имеют возможность работать на площадках Совета Федерации, Государственной и Московской Дум, брать интервью у политических лидеров и других известных людей. Кроме того, дружим со школами множества стран. Не просто изучаем иност-ранные языки, но и ездим друг к другу в гости.

Так что, даже Год литературы в России мы сумели сделать международным – пошли в Европу и в разных странах, например, и в Италии, Испании, Англии запустили различные литературные фестивали. К примеру – «Пушкин и Данте». Дети писали стихи, итальянские школьники переводили Пушкина… Получилось гораздо глубже и интересней обычных литературных конкурсов. Скоро у нас будет продолжение проекта – «Толстой и Ганди». Мероприятие открывается экспозицией личных писем Ганди, среди который есть письма Толстому. Дети, готовясь к этому проекту, не только перечитали произведения Толстого и Ганди. Они поняли самое главное, то, о чем говорили эти два талантливых человека – как надо жить дальше.

– Хотите сказать, что мысли великих тревожат современных школьников?

– Это настолько было актуально в этом году, вы не представляете, вот оно просто легло. Знаете, вот показывают новости про Украину, про Донбасс, про то, как погибают дети… А одновременно ты читаешь Ганди или Толстого, – и кажется, что это написано сегодня. Ведь, Толстой – это про семью, Ганди – про мир, про то, что нельзя жить в войне. Вот таким должен быть Год литературы – неформальным, чтобы достучаться до каждого. И это не невозможно – меня поражает и радует то, что сегодня, в мире электронных гаджетов, люди все равно обращаются к книге. Вот так сидят на набережной, берут книгу из библиотек и читают.

– Замечаем, что Москва изменилась, особенно за последнее время… Две комиссии Мосгордумы (Комиссия по образованию и градостроительной политики), в которых Вы задействованы, стараются?

– Наш город – это чудо. Хорошо, что журналисты это видят…Как это не странно, но есть и скептики, которые не замечают перемен. Конечно, есть недостатки, есть над чем поработать и на что обратить внимание, но невозможно сегодня не видеть очевидного… Москва похорошела – снова приходим к осознанию важности слов «Мы – лучшие». А из чего исходит понимание, что «мы – лучшие»? Из любви, из объединения себя с тем, что любишь... Считаю, что: «У меня лучшие родители, у меня лучшая школа», а отсюда вытекает, что у меня лучший город и самая лучшая Родина. Вы помните 9 мая? Меня поразили не танки и наша техника – поразил Бессмертный полк. Никто никого не заставлял – это произошло просто, как говорится, «единым порывом». 9 мая мы с участниками встретились на Белорусском вокзале. Народу было необыкновенное количество, все стекались ручейками, и число людей росло, росло, росло… Могу сказать, что наши ребята отдают дань тем, кто отстоял для нас Победу не только 9 мая. Они выезжают в поисковые экспедиции, находят останки, участвуют в перезахоронениях погибших … И это дети делают осознанно, хотя могли бы уехать с родителями на курорт или в заграничную поездку. Это их выбор, правильный выбор – они живут в походных условиях, в палатках, и находят останки и документы погибших солдат, разыскивают родственников… В итоге, в школу они возвращаются совсем другими людьми…

Мы решили, что Бессмертный полк останется бессмертным – не только в День Победы. Ребята, поступая в первый класс, проходят через обязательное посвящение в гимназисты, в музее маршала Андрея Ивановича Еременко. В музее висит его бурка, в которой он скакал на коне – до неё можно дотронуться. А дальше – коридор портретов Бессмертного полка – полководцев, сержантов, рядовых, среди которых портреты погибших за родину родственников наших учеников. Проходя по этому коридору, дети понимают, что ничто не оборвалось. Что вот эти люди, которые смотрят на них – победители. Поэтому нужно поднять голову, нужно стараться быть лучше и нужно сделать все, чтобы быть достойными их памяти.

– То есть, патриотизм и познания через эмоцию?

– Именно так. Наш преподаватель Сергей Цыбульский, лауреат конкурса «Учитель года – 2014», лучший историк. Все обожают его уроки, но эти уроки – не только в стенах школы. Сергей работает не только в нашей школе – но и служит в Храме Христа Спасителя. Вся школа не просто увидела Храм Христа Спасителя, что само собой необходимо для любого москвича… Преподаватель старается через каждого ребенка пронести все то, что закладывалось в христианство. Не навязывая, естественно, обозначает те качества, которые должны быть у человека – чистота, доброта, духовность. В ходе экскурсии ребята поднимаются на колокольню и видят Москву, во всем её величии и благородстве… И в этот момент раздается колокольный звон – это невозможно передать. Это нужно прочувствовать, прожить самому…

– Влюбляете их в город?

– Да, работаем в этом направлении, открываем им Москву. А они открывают нам свои сердца, таланты и дарования. Их очень просто увидеть, если смотреть неравнодушно. Для хорошей матери её ребенок – особенный. Она знает, что у него получается лучше и что нужно развивать. И школа в этом смысле должна быть подлинной «alma mater». Если у ребенка проявляются математические способности – то делать упор на математику. Если артистические – побуждать заниматься в театральной студии. Если ребенок хочет заниматься спортом – дать ему эту возможность. Очень важно всё заметить вовремя, протянуть руку, поддержать, направить… И здесь важны не только рука, но и ум и творческое мышление педагога.

– Не можем не спросить о трудностях…

– Если говорить о трудностях, то я бы сказала про кадры, потому что это вопрос номер один. Молодые специалисты честно признаются, что во время обучения (это не претензия к конкретному вузу, они приходят из разных учебных заведений), они не овладевают тем программным обеспечением и оборудованием, которое есть в школе. Однозначно последние курсы института, университета должны обратить внимание на практическую сторону. Пока у нас студенты не будут серьезно включаться в практический процесс, мы будем получать замечательного, хорошего педагога, которого нужно …переучивать. А ещё больше меня волнуют социализация молодых педагогов, потому что они приходят, они должны понимать, что помимо конкретного предмета они еще становятся классными руководителями, они должны уметь работать с родителями, уметь общаться. Думаю, что нашей высшей педагогической школе есть над чем работать. Надо вводить больше дисциплин, надо смотреть учебные планы, которые совершенно другую личность должны подготовить для работы в школе. Профессионализм – да, важен, но ещё важна метапредметность, которую мы сейчас закладываем в новых стандартах. Молодые педагоги должны приходить в школу с серьёзным набором знаний и умений.

– Последний, традиционный вопрос: Ваши планы на будущее?

– Часто вспоминаю фильм «20 лет спустя»… Помните, про встречу выпускников? Что героиня ответила на вопрос: «Чего вы ждете?» Я сегодня могу повторить за ней: жду ещё одного ребенка. И ещё, ещё, ещё одного… Для всех найдется место. Вот за башнями Ледового дворца «ЦСКА» строится новый детский сад на 250 мест – по индивидуальному проекту, согласно новым технологиям. Недалеко от этого детского сада начинается строительство нового здания гимназии 1409 – это будет профильная школа с 8 по 11 класс. Очень скоро нас будет больше – ведь, все живое должно расти. А школа – это живой, очень живой организм… И остановка в развитии для этого организма невозможна.



Просмотров