Все способы транспортировки пострадавших. Транспортировка пострадавших: виды и способы

Одной из самых главных задач первой помощи является щадящая, безопасная и в тоже время максимально быстрая транспортировка пострадавшего в ближайшее лечебное учреждение, где ему может быть оказана полноценная медицинская помощь. Транспортировка должна осуществляться бережно, чтобы не усиливать страдания пострадавшего, т.к. усиление боли не только ухудшает его общее состояние, но и может стать причиной развития травматического шока.

Способы транспортировки пострадавших

Выбор метода транспортировки зависит от характера травмы и состояния пострадавшего, а также от возможностей и опыта лица, оказывающего ему первую помощь. В крупных населенных пунктах транспортировку пострадавших обычно осуществляют машиной скорой помощи , вызов которой осуществляется по телефону или через пост милиции. В тех случаях, когда вызвать санитарную машину не возможно, пострадавшего доставляют в лечебное учреждение на любом другом транспортном средстве (грузовая или легковая машина, нарты, волокуша, конная повозка и т.п.).

При отсутствии любого транспортного средства транспортировку пострадавшего осуществляют на носилках, в том числе и изготовленных из подручных средств.

Нередко первая помощь оказывается в таких условиях, когда просто нет времени и/или средств для изготовления самодельных носилок. В таком случае пострадавшего следует перенести на руках. Если первую помощь оказывает один человек, то транспортировка пострадавшего на руках осуществляется следующими способами : «на плече», «на спине», «впереди на руках». Любой из этих способов требует от человека, оказывающего первую помощь, значительной физической силы и выносливости. Поэтому они используются относительно редко и в основном для переноса пострадавшего на небольшое расстояние.

Пострадавшего на руках легче и удобнее переносить вдвоем. Если он в сознании, то его переносят на руках, сцепленных в «замок». В случае, когда пострадавший находится в бессознательном состоянии, его переносят способом, называемом «друг за другом».

Порой пострадавший в состоянии преодолеть небольшое расстояние с помощью другого человека самостоятельно. В этом случае он закидывает одну руку на шею сопровождающего, а свободной рукой опирается на палку. Сопровождающий же поддерживает пострадавшего за грудь или талию.

В тех случаях, когда пострадавший не может передвигаться самостоятельно, а у оказывающего помощь человека нет помощников, транспортировка может выполняться на волокуше, изготовленной из куска брезента или плащ-палатки.

Таким образом, вы видите, что существуют самые различные способы транспортировки пострадавших в лечебные учреждения и оказывающий помощь всегда может выбрать из них наиболее оптимальный в каждой конкретной ситуации.

Общие правила транспортировки пострадавшего

В зависимости от состояния пострадавшего и характера его травм его доставка в лечебное учреждение должна осуществляться в определенном положении. Существуют определенные правила транспортировки пострадавших с различными повреждениями:

1. Если пострадавший находится в коматозном состоянии, у него имеются ожоги ягодиц или спины или наблюдается частая рвота, то его следует транспортировать только в положении лежа на животе. Это же положение может использоваться для транспортировки пострадавших при переломе позвоночника, когда имеются только гибкие брезентовые носилки и нет возможности дождаться специализированной помощи.

2. В положении на спине с согнутыми в коленных суставах или приподнятыми ногами транспортируют пострадавших с проникающими ранениями брюшной полости, переломами нижних конечностей, при внутреннем кровотечении или подозрении на него.

3. При переломе костей таза, верхней трети бедренной кости и подозрении на эти переломы пострадавшего следует транспортировать в положении лежа на спине в позе «лягушки». Для этого его ноги слегка сгибают в коленных и тазобедренных суставах и разводят в стороны. Под колени подкладывают валик из одежды или одеяла.

4. При травмах позвоночника, подозрении на повреждение спинного мозга, переломе костей таза транспортировка пострадавших должна осуществляться только на твердых носилках или вакуумном матрасе. Если их нет в наличии, то могут использоваться импровизированные носилки, изготовленные из дверного полотна, широкой доски или деревянного щита.

5. В положении полусидя или сидя, транспортируют пострадавших с ранениями шеи, проникающими ранениями грудной клетки, переломами верхних конечностей и с затрудненным дыханием вследствие утопления.

Транспортировка пострадавших при переломах

Транспортировать пострадавших с переломами можно только после наложения транспортной шины (стандартной или изготовленной из подручных средств), ограничивающей подвижность поврежденной конечности. Это позволит уменьшить проявление болевого синдрома и снизит вероятность развития травматического шока.

При открытом переломе, прежде чем приступить непосредственно к наложению шины, следует остановить кровотечение (кровоостанавливающий жгут, давящая повязка), обработать края раны спиртом, зеленкой или настойкой йода и наложить на нее асептическую повязку. Для наложения повязки используют стерильный бинт или перевязочный пакет, которые можно купить в любой аптеке. При невозможности приобрести их можно использовать кусок чистой (желательно, проглаженной горячим утюгом с двух сторон) белой хлопчатобумажной или льняной ткани.

Перед наложением шины конечность следует обернуть куском ткани, одеждой, марлей или слоем ваты. После ее наложения транспортировка пострадавших при переломах осуществляется в соответствии с общими правилами . Способ доставки в лечебное учреждение выбирается лицом, оказывающим первую помощь, в зависимости от имеющихся возможностей.

Транспортировка пострадавших

Способы транспортировки могут быть самыми разными и зависят от многих причин, в частности особенностей и рельефа местности. Однако во всех случаях следует соблюдать определенные правила, обеспечивающие надежность иммобилизации и безопасность транспортировки для пострадавшего.

Транспортировать пострадавшего при переломах бедра, средней и верхней трети голени следует лежа. При переломах костей стопы, нижней трети голени – лежа или сидя в зависимости от общего состояния и условий местности. При переломах костей плеча и предплечья и нерезкой боли пострадавший может передвигаться самостоятельно.

Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации приводятся в табл. 4.8.

Таблица 4.8. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего при травмах различной локализации

Продолжение таблицы 4.8

Способ транспортировки и переноски пострадавшего зависит от его общего состояния, характера и места повреждения, а также от количества оказывающих помощь и их физических возможностей. В зависимости от конкретных условий пострадавших можно переносить на импровизированных носилках из пальто, простыней, одеял, палаток и т. д., привязанных к двум жердям (рис. 4.18, а ), на носилках-волокушах (рис. 4.18, в ), санях (рис. 4.18, г ).

Носилки-волокуши из шестов. К двум длинным, слегка изогнутым над паром жердям, уложенным под небольшим углом друг к другу, на расстоянии 30–40 см привязываются перекладины, которые дополняются распорками, закрепленными по диагонали, для большей жесткости конструкции. При необходимости такую волокушу можно использовать и в качестве лестницы.

Сани (рис. 4.18, г ). К концам двух толстых жердей привязываются крепкие веревки, которые придают жердям полукруглую форму. К полученным полозьям привязывается площадка из продольных и поперечных жердей. Скользящая поверхность пропитывается в горячем состоянии у костра. Для пропитки используется равное количество дегтя и воска или смесь из 1 части воска и 4 частей сосновой смолы.

Рис. 4.18. Различные приспособления для эвакуации пострадавших: а – две жерди; б – укладка пострадавшего на носилки; в – волокуша; г – сани

Сани также можно изготовить из ивовых прутьев и шкуры оленя. Для этого две прочные ветки кладутся параллельно вдоль расстеленной шкуры животного. Из трех прутьев длиной 150–160 см изготавливаются три круглые основы для каркаса диаметром до 50 см. Эти основы прикрепляются к нижним планкам с обоих концов и посередине. К установленным круглым основам с двух сторон привязываются еще две продольные ветки. Шкура обтягивает получившийся каркас и фиксируется на боковых планках. Через несколько часов под воздействием мороза шкура затвердеет и меховые сани станут пригодны к использованию.

Если нет повреждений позвоночника, укладка пострадавшего на носилки может производиться следующим образом: носильщики подводят руки под его голову, плечи, таз и ноги, одновременно осторожно поднимают, передвигают его в сторону носилок и опускают на них (рис. 4.18, б ). Можно брать пострадавшего за одежду.

Вдвоем пострадавшего можно транспортировать сидя. В этом случае руки носильщиков складываются в замо?к, как показано на рис. 4.19, а (свободная рука придерживает сидящего) или на рис. 4.19, б (если сидящий может держаться за плечи несущих самостоятельно). Кроме того, два человека могут нести пострадавшего на лямке, накинутой на плечи, и придерживать его от падения, если он без сознания (рис. 4.19, в ).

Еще одним надежным способом транспортировки является переноска на лямке, сложенной кольцом или восьмеркой (рис. 4.19, г ). При этом важно обеспечить максимально удобное положение пострадавшему и покой поврежденной части тела. Пострадавшего несут на спине, придерживая его за локти (рис. 4.19, д ).

Если пострадавший в сознании, он может обнять несущего за плечи, а несущий будет держать пострадавшего под коленями (рис. 4.19, е ). Если условия требуют, а расстояние невелико, допускается переносить пострадавшего, как показано на рис. 4.19, ж .

Используя предметы снаряжения, можно применить следующие способы транспортировки пострадавшего.

На рюкзаке с палкой. В лямки пустого рюкзака продевается палка длиной примерно 1 м (например, лыжная), рюкзак надевается на спину. Пострадавший садится на палку, обнимая за плечи оказывающего помощь. Во избежание опрокидывания пострадавшего два конца репшнура, идущие от его грудной обвязки, пристегиваются или привязываются спереди к грудной обвязке несущего. Чтобы уменьшить давление палки на бедра пострадавшего и спину несущего, ее следует обернуть чем-либо мягким (штормовкой, свитером и т. п.).

В рюкзаке. Нужно распороть боковые швы рюкзака примерно на 30 см от дна и просунуть ноги пострадавшего в получившиеся отверстия (рюкзак надевается на него наподобие шорт и завязывается на уровне груди). Переноска осуществляется одним человеком.

Переноска вдвоем на палке. Требуются: два рюкзака, крепкая палка длиной 1,2–1,4 м или две лыжные палки. Если рельеф позволяет, оказывающие помощь должны идти рядом. Обернутая чем-либо мягким палка или лыжные палки продеваются через лямки надетых рюкзаков. Пострадавший садится на палку и для поддержания равновесия кладет руки на плечи несущих.

Рис. 4.19. Различные способы переноски пострадавшего: а – замо?к в три руки; б – замо?к в четыре руки; в – переноска пострадавшего вдвоем на лямке, накинутой на плечи; г – складывание и надевание лямки, сложенной кольцом или восьмеркой, для переноски пострадавшего; д – переноска пострадавшего на спине с помощью лямки в одиночку; е – переноска пострадавшего на спине (пострадавший держит несущего за плечи, несущий держит пострадавшего под коленями); ж – переноска пострадавшего на небольшое расстояние

Из книги Международные нормы разведения автора Автор неизвестен

Из книги Умей оказать первую помощь автора Маслинковский Т И

Из книги Энциклопедия безопасности автора Громов В И

Из книги Общестроительные отделочные работы: Практическое пособие для строителя автора Костенко Е. М.

6.16. Транспортировка раненых и пленных Раненые разведчики почти всегда превращаются в тяжкую обузу для группы. Бросать их нельзя ни под каким предлогом. Однако, имея на руках даже одного бойца, неспособного к самостоятельному передвижению (а тем более нескольких)

Из книги Федеральный закон «О борьбе с терроризмом». Федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности» автора Автор неизвестен

5. Приготовление и транспортировка растворов В том случае, когда раствор приходится готовить на месте, нужно знать целый ряд обязательных правил.Все составляющие растворов нужно проверить, подготовить к замесам.Цемент не должен содержать комков. При наличии их цемент

Из книги 1000 советов опытного доктора. Как помочь себе и близким в экстремальных ситуациях автора Ковалев Виктор Константинович

Из книги Практическое руководство аборигена по выживанию при чрезвычайных обстоятельствах и умению полагаться только на себя автора Бигли Джозеф

Иммобилизация переломов и транспортировка пострадавших В неотложной ситуации первая помощь пострадавшему обычно оказывается на месте. Для дальнейшего лечения необходимо доставить его (транспортировать) в больницу. Разговор о транспортировке начнем с ответа на вопрос:

Из книги Ягодники. Руководство по разведению крыжовника и смородины автора Рытов Михаил В.

19 ВОЗМОЖНАЯ ТРАНСПОРТИРОВКА Способы возможной транспортировки находятся вокруг вас со времён изобретения кармана. Во втором разделе мы уже обращались к данной проблеме, но что конкретно годится для этих функций? Возможно, это понятно тем, кто до сих пор охотится с

Из книги Миллион растений для вашего сада автора Кизима Галина Александровна

12.2. Транспортировка смородины Перевозка производится ночью, чтобы избежать нагревания солнцем. Для перевозки на дальние расстояния кисти упаковываются в решета как это описано относительно земляники, а также в 5-фунтовые лучинные (дранковые) корзиночки, в которых ягоды

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати автора Колина Аугусто

Срезка и транспортировка Гладиолус срезают, когда самый первый бутон хорошо окрасился, но только-только начал разворачиваться, тогда растения хорошо переносят перевозку. Если на цветоносе уже распустилось два-три цветка, то, как бы аккуратно вы его ни везли, у вас

Из книги Питание в туристском походе автора Алексеев Алексей Александрович

Из книги Автономное выживание в экстремальных условиях и автономная медицина автора Молодан Игорь

Упаковка, хранение и транспортировка продуктов Прежде, чем разместить продукты по рюкзакам, их надо правильно упаковать. Упаковка должна обеспечить сохранность продуктов в течение всего похода. А еще она должна удобно ложиться в рюкзак, быть легкой и помогать завхозу в

Из книги Учебник по выживанию в экстремальных ситуациях автора Молодан Игорь

8.1.1. Общие правила транспортировки пострадавших Способы транспортировки и иммобилизации подручными средствами могут быть самыми разнообразными в зависимости от природных особенностей и рельефа местности. Однако во всех случаях следует выполнять определенные правила,

Из книги Самый полный справочник птицевода автора Слуцкий Игорь

8.1.2. Способы переноски и транспортировки пострадавших Способ транспортировки и переноски пострадавшего зависит от характера и места повреждения, его общего состояния, а также от количества оказывающих помощь и их физических возможностей. В зависимости от конкретных

Из книги автора

Транспортировка пострадавших Способы транспортировки могут быть самыми разными и зависят от многих причин, в частности особенностей и рельефа местности. Однако во всех случаях следует соблюдать определенные правила, обеспечивающие надежность иммобилизации и

Из книги автора

Сбор, транспортировка и хранение яиц Страусиное яйцо, независимо от того, с какой целью оно используется, требует внимательного обращения. От момента кладки самкой яйца до конечного момента его использования (подкладывание для высиживания, инкубатор, приготовление

Неотъемлемой и очень важной составляющей всего комплекса ПСР при ликвидации последствий любой ЧС является транспортировка пострадавших, жизнь и здоровье кото­рых во многом зависят от ее своевременного и профессионального выполнения. Способы и средства транспортировки определяются с учетом конкретных условий и ситуаций, в том числе характера ЧС, местонахождения пострадавших, степени травмирования, наличия специальных, подручных средств и расстояния транспортировки. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния по­страдавших, развитию болевого шока. Транспортировка пострадавших может осуществляться вручную одним или не­сколькими спасателями, с использованием специальных приспособлений и подручных средств или без них, по горизонтальным, наклонным, вертикально расположенным поверхностям, в разных средах (воздух, вода, сыпучие материалы), при наличии опас­ных и вредных веществ. В ряде случаев транспортировку проводят с использование автомобильного, авиационного, железнодорожного, водного, гужевого транспорта. Основными операциями при транспортировке пострадавших являются следующие определение способы транспортировки;

Подготовка пострадавших, специальных и подручных транспортных средств;

Выбор маршрута;

Разработка мероприятий по обеспечению безопасности пострадавших и спастелей при транспортировке;

Преодоление препятствий, контроль за состоянием пострадавших, организация отдыха;

Погрузка пострадавших в транспортные средства.

пострадавших транспортируют в положении лежа на спине, на животе, на сидя.

При этом голова может быть приподнята или опущена, ноги, руки выпрямить или согнуты. Для этих целей используются мягкие валики. Ниже представлены основные способы транспортировки пострадавших.

Носилки бывают штатными (медицинскими) или самодельными (импровизиро­ванными). Для изготовления последних необходимо взять два шеста (палки, прута) длиной 1,5-2,0 м, закрепить между ними плотную ткань, пальто, шинель, веревку.

Нести пострадавшего на носилках могут два, три, четыре человека, при этом необ­ходимо идти не в ногу, осторожно, не раскачивать носилки, постоянно следить за пра­вильным (горизонтальным) положением носилок в местах подъема и спуска. Постра­давшего укладывают на носилки следующим образом. Один спасатель подводит руки под голову и спину, другой - под таз и ноги, одновременно поднимают и укладывают. Переносят пострадавшего обычно ногами вперед. Для преодоления препятствий (окон­ный проем, разрушенная стена, ограда) необходимо:


поставить носилки на землю перед преградой;

встать по обе стороны носилок и взяться за брусья руками;

приподнять головной конец носилок и поставить его на преграду;

одному спасателю преодолеть преграду; одновременно поднять и пронести носилки над преградой и опустить нее ближние концы; преодолеть преграду другому спасателю;

опустить носилки на землю, одновременно взять их и продолжить движение.

Таким же способом преодолеваются трещины, канавы, щели. В этом случае но­силки ставятся на край препятствия. Для облегчения и удобства транспортировки ис­пользуются специальные лямки.

В том случае, когда пострадавшего необходимо спустить на носилках с высоты, следует надежно закрепить его к носилкам. Спуск может осуществляться в вертикаль­ном или горизонтальном положении.

Во время транспортировки спасатели должны постоянно следить за состоянием пострадавших (дыхание, пульс, поведение) и, если это необходимо, оказывать меди­цинскую помощь (искусственное дыхание, инъекция, массаж сердца, обезболивание). При транспортировке на большие расстояния нужно отвести время для отдыха, приня­тия пищи и проведения гигиенических мероприятий.

В холодное время года следует принять меры для предупреждения охлаждения (укрыть пострадавшего плотной тканью, дать теплое питье, использовать грелку).

Важное значение для пострадавшего имеет уверенное поведение спасателей, его морально-психологическая поддержка.

При массовом поражении людей чрезвычайно важен правильный выбор очередно­сти транспортировки пострадавших. Основным критерием при этом являются тяжесть повреждений и состояние человека.

В первоочередном порядке транспортируются дети и пострадавшие в бессозна­тельном и шоковом состоянии, с внутренними кровотечениями, ампутированными ко­нечностями, открытыми переломами, ожогами, синдромом длительного сдавливания, послеоперационные больные.

Затем транспортируются пострадавшие с закрытыми переломами, наружными кро­вотечениями.

Последними транспортируются пострадавшие с небольшими кровотечениями, ушибами, вывихами.

Для быстрой доставки пострадавших в лечебные учреждения используется специ­альный медицинский или обычный транспорт.

Транспортировка пострадавших в грузовом транспорте осуществляется на носилках или непосредственно в кузове на полу. В первую очередь грузят тяжелобольных, размещая их головой к кабине. На свободные места рассаживаются пострадавшие с незначительными травмами.

При транспортировке в кузове без носилок сначала необходимо насыпать в него балласт (землю, песок, солому). Поверх балласта укладывается мягкий настил (матра­цы, ковры, стружка, поролон). Для защиты от дождя и снега кузов оборудуют тентом. Здесь же постоянно должен находиться медработник или спасатель.

Погрузка пострадавших в железнодорожные вагоны проводится через тамбур или окна. Сначала людей размещают на верхних, а затем - на нижних полках. Все постра­давшие группируются по тяжести травмы, в зависимости от этого определяется оче­редность погрузки.

Транспортировка водным и воздушным транспортом осуществляется с соблюде­нием описанных выше требований.

Инфекционных больных транспортируют таким образом, чтобы исключить воз­можность их контакта с окружающими.

Разгрузка пострадавших осуществляется несколькими спасателями.

Поза для транспортировки пострадавших определяется с учетом вида травмы и состояния пострадавшего.

Оптимальные позы транспортировки пострадавших в зависимости от травмы

Вид травмы Поза
Сотрясение головного мозга На спине
Травмы передней части головы и лица На спине
Повреждение позвоночника На спине
Переломы костей таза и нижних конечностей На спине
Шоковое состояние На спине
Травмы органов брюшной полости На спине
Травмы груди На спине
Ампутация нижних конечностей На спине с валиком под травмированной ногой
Острые хирургические заболевания (аппендицит, прободная язва, ущемленная грыжа) На спине
Кровопотеря На животе с валиком под грудью и головой
Травмы спины На животе или правом боку
Травмы затылочной части головы На животе
Травмы шеи Полу сидячее положение со склоненной на грудь головой
Ампутированная верхняя конечность Сидя с поднятой вверх рукой
Травмы глаз, груди, дыхательных путей Сидя
Травмы верхних конечностей Сидя
Ушибы, порезы, ссадины Сидя
Травмы спины, ягодиц, тыльной поверхности ног На животе
Травмы плечевого пояса Сидя

Литература

Буянов В.М. Первая медицинская помощь. М.: Медицина, 1994.

Величко В.Ы., Цикулин А.Е. Основы доврачебной помощи: Учебник для сотрудников органов внутренних дел. М., 1996,

Гудков В.А, Артишевский Э,В. Основы доврачебной помощи. -Челябинск, Челябинский юридический институт МВД России, 2000.

Дубицкий А.Е., Семенов И.А., Чепкий Л.П. Медицина катастроф. Киев: Здоровье, 1993.

Коннова ЛАЛЗбщие действия и оказание первой медицинской помощи при осгрых отравлениях СДЯВ и поражении "полицейскими" ядами, (рекомендации для пожарных, спасателей и медицинских работников). СПб.: Служба спасения, 1995,

Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. Издание пятое, переработанное и дополненное. Том 1-Ш. Москва, "Медицина", 1978.

Оказание первой медицинской помощи пострадавшим. Учебное пособие для учебных пунктов МООП - УООП. Под ред. В.Н.Попова. М., 1996.

Справочник по оказанию скорой и неотложной медицинской помощи. Издательство: "Феникс 1 ", 1995.1 - II том.

Веселовская Н.В., Коваленко А.Е. Наркотики М,: Триада-Х, 2000.

Лекции по наркологии Под ред Иванца Н.Н. М.: Издательство «Нолидж», 2000.

Фридман Л.С., Флеминг Н.Ф.. Роберте Д.Х., Хайман С.Е. Наркология Пер, с англ.-М,; СПб.: «Издательство БИНОМ»-«Невский Диалект». 1998.

Травмирования, сопровождающиеся переломами костной ткани и внутренних органов, требуют грамотной и щадящей транспортировки пострадавшего в медицинское учреждение. Любое неосторожное или неправильное движение способно причинить серьезный вред больному, сведя к минимуму все усилия неотложной помощи.

Из нашей статьи вы узнаете, какие существуют способы транспортировки пострадавших в зависимости от травмирования, а также как их правильно осуществить.

Виды и способы транспортировки

Транспортировка пострадавших предусматривает работу специально подготовленного медицинского персонала. Однако в экстренных ситуациях, когда подъезд машины скорой помощи к месту происшествия невозможен, спасатели должны самостоятельно доставить больного в больницу.

Перед транспортировкой пострадавшего следует учесть несколько важных факторов:

  • Определить способ перемещения больного;
  • Подготовить раненого и специализированные приспособления к перемещению;
  • Выбрать наиболее удобный маршрут;
  • Обеспечить безопасность пострадавшему;
  • Осуществлять постоянный контроль за функционированием жизненно важных систем и органов пациента;
  • Определить метод погрузки больного в транспортное средство.

Обратите внимание!

Выбор метода транспортировки пострадавшего основывается на виде и локализации травмирования, общем состоянии пациента.

Самостоятельная транспортировка пациента в медицинское учреждение разрешена только в 2 случаях:

  1. Место, где произошло травмирование, несет потенциальную угрозу для жизни пострадавшего и спасателя;
  2. Машина скорой помощи не может подъехать к месту, где произошел .

В зависимости от обстоятельств, которые вызвали , выделяют следующие виды транспортировки, особенности которых представлены в таблице.

Если ситуация не требует экстренного переноса пациента из опасного для его жизни места, нужно воспользоваться правилами перемещения пострадавших, о которых мы расскажем ниже.

Общие положения по транспортировке

Прежде чем начинать перемещение пациента, нужно внимательно изучить его состояние:

  • Проверьте наличие сознания;
  • Оцените показатели пульса и дыхания (по возможности и артериального давления);
  • Осмотрите голову, область позвоночника и грудной клетки больного на предмет повреждения.

Если есть подозрения о травмировании мозга, позвоночника и спинного мозга самостоятельно перемещать пострадавшего можно только в экстренных ситуациях! Если без транспортировки обойтись нельзя, постарайтесь бережно отнести больного в машину в той позе, в которой он находился ранее.

Несмотря на важные различия в способах и правилах перемещения пострадавшего, существует несколько общих принципов транспортировки:

  • При травмировании шейного отдела позвоночника голову и шею больного обездвиживают (иммобилизуют);
  • При наличии других локализаций травм пострадавшему поворачивают голову на бок и в таком положении везут до медицинского учреждения;
  • При больного укладывают так, чтобы ноги находились выше уровня головы;
  • Если пострадавшего нужно поднять вверх по лестничному пролету или внести его в машину, носилки располагают так, чтобы голова больного находилась впереди;
  • При спуске по лестнице и выносе из автомобиля положение носилок меняют: ноги больного должны быть впереди.

Обратите внимание!

Спасатели располагаются по два человека на каждый край носилок. Те, кто идут впереди, следят за дорогой и предупреждают о препятствиях на ней. Один из помощников, который должен нести ножной конец носилок, контролирует состояние пострадавшего и сообщает о его изменениях и необходимости остановки.

Рассмотрим, в каком положении тела транспортируется пациент при различных локализациях повреждений.

Травмы, сопровождающиеся повреждениями черепа и головного мозга, требуют транспортировки в лежачем положении на спине!

В положении лежа на боку перемещение осуществляется при таких повреждениях и проявлениях травм:

  • Непрекращающиеся приступы ;
  • Пациент находится в ;
  • При ожоговых или проникающих повреждениях спины, бедер или .

В положении сидя или полусидя располагают пострадавших со следующими локализациями травм:

  • Травмирование шеи;
  • Повреждения грудной клетки;
  • После ;
  • костной ткани рук или ключицы.

Положить пациента на спину, с ногами, согнутыми в или слегка приподняв их, нужно в следующих случаях:

  • Повреждение брюшины;
  • Подозрение на возможное ;
  • При значительной потери крови.

В позу «лягушки» (человек лежит на спине, его ноги раздвинуты, а под ними находится валик) пострадавшего кладут при таких повреждениях:

  • Подозрение на травмирование спинного мозга;
  • Переломы тазобедренных суставов.

При любых травмах позвоночника переноска осуществляется только на твердой поверхности, например, на деревянном щите.

Во время транспортировки и подготовки к ней нужно все время следить за пострадавшим. В случае ухудшения его самочувствия, перемещение прекращают, останавливаются и оценивают работу жизненно важных систем: проверяют пульс и дыхание. Если они отсутствуют, начинают действия до приезда медицинского работника или восстановления жизнедеятельности пострадавшего.

Незначительные повреждения

Когда повреждения незначительные и пострадавший может самостоятельно передвигаться, используют такие способы транспортировки.

Пациент одной рукой может опираться на предложенную ему палку, а другой обхватывает спасателя. Сопровождающий должен постоянно поддерживать больного за талию или грудь.

Если помощь оказывает один человек и использовать носилки нет возможности, при удовлетворительном состоянии и общем самочувствии больного используют метод «волокуши». Пострадавшего кладут на плащ-палатку или другой крепкий материал, одной рукой берутся за край материала, закидывают его на плечо, а другой обхватывают получившееся крепление.

В таких условиях, когда переноску на носилках осуществить нет возможности, используют крепкую лямку. С ее помощью делают импровизированное сидение, которое размещают на спине у спасателя. В случае наличия двух сопровождающих применяют крепления лямки на плече у каждого спасателя, а пострадавшего усаживают в получившиеся «качели».

Особые случаи

Однако в тех случаях, при которых травма сопровождается обильной кровопотерей или переломами больших участков костной ткани, возможно развитие . Это опасное состояние, при котором транспортировка невозможна! Перемещение раненого осуществляется только после приведения его в чувство и восстановления жизненно важных функций организма: сердцебиения, дыхания, нормализации артериального давления.

Особого внимания требуют ранения или травмы черепа. В этом случае определить тяжесть повреждения крайне сложно. Поэтому при переносе на носилках нужно предусмотреть полное обездвиживание головы. Иммобилизация достигается за счет «баранка», сделанного из бинта и марли, которым обкладывают область шеи. Можно использовать детский надувной круг или любые вещи, находящиеся под рукой.

Пострадавшие с ранениями черепа, раненые с госпитализируются только в положении лежа на спине!

Транспортировка пострадавших с ранениями головы проводится в положении лежа на боку только в 3 случаях:

  • Травмирование находится в области ;
  • У раненого открылась рвота;
  • Пострадавший без сознания.

Открытые раны нужно обработать, наложив на них антисептическую повязку!

В случае обширных , когда обломки костной ткани находятся над кожным покровом, конечности необходимо оставить в том же положении, в котором они находятся после травмы.

Самостоятельно вправлять обломки костей нельзя!

Если транспортировка проводится при минусовых температурах, независимо от вида травмирования пострадавшего нужно укрыть теплым одеялом, так как возникшее переохлаждение может привести к серьезным осложнениям.

Иммобилизация - создание неподвижности (обездвижение) конечности или другой части тела при повреждениях, воспалительных или иных болезненных процессах, когда поврежденному (больному) органу или части тела необходим покой. Может быть временной, например на период транспортировки в медицинское учреждение, или постоянной, например для создания условий, необходимых при сращении отломков кости, заживлении раны и т.п.

Транспортная иммобилизация является одной из важнейших мер первой помощи при вывихах, переломах, ранениях и других тяжелых повреждениях. Ее следует проводить на месте происшествия с целью предохранения поврежденной области от дополнительной травмы в период доставки пострадавшего в лечебное учреждение, где эту временную иммобилизацию при необходимости заменяют на тот или иной вариант постоянной.

Недопустимы перенос и транспортировка без иммобилизации пострадавших, особенно с переломами, даже на короткое расстояние, т.к. это может привести к увеличению смещения костных отломков, повреждению нервов и сосудов, расположенных рядом с подвижными отломками кости. При больших ранах мягких тканей, а также при открытых переломах, иммобилизация поврежденной части тела препятствует быстрому распространению инфекции, при тяжелых ожогах (особенно конечностей) способствует менее тяжелому их течению в дальнейшем. Транспортная иммобилизация занимает одно из ведущих мест в профилактике такого грозного осложнения тяжелых повреждений, как травматический шок.

На месте происшествия чаще всего приходится пользоваться для иммобилизации подручными средствами (например, досками, ветками, палками, лыжами), к которым фиксируют (прибинтовывают, укрепляют бинтами, ремнями и т.п.) поврежденную часть тела. Иногда, если нет подручных средств, можно обеспечить достаточное обездвижение, притянув поврежденную руку к туловищу, подвесив ее на косынке, а при травме ноги, прибинтовав одну ногу к другой (рис. 12.1.).

Основным способом иммобилизации поврежденной конечности на период транспортировки пострадавшего в лечебное учреждение является шинирование. Существует множество различных стандартных транспортных шин, которые обычно накладывают медицинские работники, например службы скорой помощи. Однако в большинстве случаев при травмах приходится пользоваться так называемыми импровизированными шинами, которые изготавливаются из подручных материалов.

Очень важно провести транспортную иммобилизацию как можно раньше. Шину накладывают поверх одежды. Желательно обернуть ее ватой или какой-нибудь мягкой тканью, особенно в области костных выступов (лодыжки, мыщелки и т.п.), где давление, оказываемое шиной, может обусловить возникновение потертости и пролежня.

При наличии раны, например в случаях открытого перелома конечности, одежду лучше разрезать (можно по швам, но таким образом, чтобы вся рана стала хорошо доступна). Затем на рану накладывают стерильную повязку и лишь после этого осуществляют иммобилизацию (фиксирующие шину ремни или бинты не должны сильно давить на раневую поверхность).

При сильном кровотечении из раны, когда есть необходимость в применении жгута кровоостанавливающего, его накладывают до шинирования и не прикрывают повязкой. Не следует отдельными турами бинта (или его заменителя) сильно перетягивать конечность для "лучшей" фиксации шины, т.к. это может вызвать нарушение кровообращения или повреждение нервов. Если после наложения транспортной шины замечено, что все же произошла перетяжка, ее необходимо рассечь или заменить, наложив шину вновь. В зимнее время или в холодную погоду, особенно при длительной транспортировке, после шинирования поврежденную часть тела тепло укутывают.

При наложении импровизированных шин необходимо помнить, что должны быть фиксированы не менее двух суставов, расположенных выше и ниже поврежденного участка тела. При плохом прилегании или недостаточной фиксации шины она не фиксирует поврежденное место, сползает и может вызывать дополнительную травматизацию.

Транспортировка пострадавших. Важнейшей задачей первой помощи является организация быстрой, безопасной, щадящей транспортировки (доставки) больного или пострадавшего в лечебное учреждение. Причинение боли во время транспортировки способствует ухудшению состояния пострадавшего, развитию шока. Выбор способа транспортировки зависит от состояния пострадавшего, характера травмы или заболевания и возможностей, которыми располагает оказывающий первую помощь.

При отсутствии какого-либо транспорта следует осуществить переноску пострадавшего в лечебное учреждение на носилках, в т. ч. импровизированных (рис. 12.2.). Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Первую помощь приходится оказывать и в таких условиях, когда нет никаких подручных средств или нет времени для изготовления импровизированных носилок. В этих случаях больного необходимо перенести на руках. Один человек может нести больного на руках, на спине, на плече (рис. 12.3). Переноску способом "на руках впереди" и "на плече" применяют в случаях, если пострадавший очень слаб или без сознания. Если больной в состоянии держаться, то удобнее переносить его способом "на спине". Эти способы требуют большой физической силы и применяются при переноске на небольшие расстояния. На руках значительно легче переносить вдвоем. Пострадавшего, находящегося в бессознательном состоянии, наиболее удобно переносить способом "друг за другом" (рис. 12.4. а).

Если больной в сознании и может самостоятельно держаться, то легче переносить его на "замке" из 3 или 4 рук (рис. 12.4. б, в).

Значительно облегчает переноску на руках или носилках носилочная лямка.

В ряде случаев больной может преодолеть короткое расстояние самостоятельно с помощью сопровождающего, который закидывает себе на шею руку пострадавшего и удерживает ее одной рукой, а другой обхватывает больного за талию или грудь.

Пострадавший свободной рукой может опираться на палку. При невозможности самостоятельного передвижения пострадавшего и отсутствии помощников возможна транспортировка волоком на импровизированной волокуше - на брезенте, плащ-палатке.

Таким образом, в самых разнообразных условиях оказывающий первую помощь может организовать тем или иным способом транспортировку пострадавшего. Ведущую роль при выборе средств транспортировки и положения, в котором больной будет перевозиться или переноситься, играют вид и локализация травмы или характер заболевания. Для предотвращения осложнений во время транспортировки пострадавшего следует перевозить в определенном положении соответственно виду травмы.

Очень часто правильно созданное положение спасает жизнь раненого и, как правило, способствует быстрейшему его выздоровлению.Транспортируют раненых в положении лежа на спине, на спине с согнутыми коленями, на спине с опущенной головой и приподнятыми нижними конечностями, на животе, на боку. В положении лежа на спине транспортируют пострадавших с ранениями головы, повреждениями черепа и головного мозга, позвоночника и спинного мозга, переломами костей таза и нижних конечностей. В этом же положении необходимо транспортировать всех больных, у которых травма сопровождается развитием шока, значительной кровопотерей или бессознательным состоянием, даже кратковременным, больных с острыми хирургическими заболеваниями (аппендицит, ущемленная грыжа, прободная язва и т.д.) и повреждениями органов брюшной полости.

Пострадавших и больных, находящихся в бессознательном состоянии, транспортируют в положении лежа на животе, с подложенными под лоб и грудь валиками. Такое положение необходимо для предотвращения асфиксии. Значительную часть больных можно транспортировать в положении сидя или полусидя. Необходимо также следить за правильным положением носилок при подъеме и спуске по лестнице (рис. 12.5.).

При транспортировке в холодное время года надо принять меры для предупреждения охлаждения пострадавшего, т.к. охлаждение почти при всех видах травмы, несчастных случаях и внезапных заболеваниях резко ухудшает состояние и способствует развитию осложнений. Особого внимания в этом отношении требуют раненые с наложенными кровоостанавливающими жгутами, пострадавшие, находящиеся в бессознательном состоянии и в состоянии шока, с отморожениями.

В период транспортировки необходимо проводить постоянное наблюдение за больным, следить за дыханием, пульсом, сделать все, чтобы при рвоте не произошла аспирация рвотных масс в дыхательные пути.

Очень важно, чтобы оказывающий первую помощь своим поведением, действиями, разговорами максимально щадил психику больного, укреплял в нем уверенность в благополучном исходе заболевания.



Просмотров