Условия учебной работы и зрение.

В настоящее время в связи с бурным развитием техники, тонких и точных производств неуклонно растет контингент работников, непосредственно связанных с исключительно точными операциями, которые проводятся на грани различительной способности глаза. Все более возрастают требования к зрительной работоспособности и функциям зрения работников. В связи с этим проблема сохранения и улучшения зрения лиц, занятых на предприятиях, где выполняются точные зрительные работы, приобретает особую актуальность.

С гигиенических позиций для зрительно-напряженной работы характерны : различение малых объектов размером 0,1 мм и менее; объектов сложной конфигурации размером 0,2 мм и менее; наличие прямой и отраженной блескости в поле зрения, световой переадаптации несколько раз в минуту; наблюдение с помощью оптических устройств и т. д. Выполнение точных работ в некоторых профессиях радиоэлектронной промышленности, точного приборостроения, электроники, в работе картографов, обдирщиков и огранщиков ювелирных алмазов и др. приводит к большому напряжению глаз работающих. У работника, глаза которого не могут справиться с этими условиями, быстро наступает зрительное и общее утомление. Появляются жалобы на чувство разбитости, быстрое утомление при чтении и работе на близком расстоянии, боли режущего и ломящего характера в области глаз, лба, темени, ухудшение зрения, появление периодического двоения предмета и т. д. Развивается комплекс зрительных функциональных расстройств, которые принято называть астенопией.

Астенопия является патологическим (затянувшимся) зрительным утомлением, которое приводит к снижению работоспособности и в связи с этим увеличению брака выпускаемой продукции. Она является одной из причин повышенной текучести кадров на предприятиях. В условиях повышенной зрительной нагрузки появлению астенопии способствует ряд факторов: дефекты оптической системы (аметропия) и мышечного равновесия (гетерофория) глаз, а также уменьшение резервов в системах, обслуживающих зрение (аккомодация, конвергенция, согласованные бинокулярные движения).

К истощению резерва компенсации функции зрительного анализатора могут приводить некоторые производственные и эмоционально-психические факторы, что способствует развитию астенопии. Астенопия - явление преходящее; проведение ряда профилактических мер может привести к ее устранению. Объективное исследование органа зрения при астенопии позволяет выявить снижение некоторых показателей функционального состояния зрительного анализатора (временного порога устойчивости ахроматического видения, скорости зрительного восприятия и т. д.), а также показателей аккомодации.

Значительное зрительное напряжение при особо точной работе на близком расстоянии от глаза влечет за собой нарушение аккомодационной функции глаз у лиц, выполняющих эту работу. В таких случаях может развиться функциональный спазм аккомодации. Он заключается в усиленном напряжении аккомодационной мышцы и беспрерывном стимулировании усилия аккомодации, вследствие чего дальнейшая точка ясного зрения приближается к punctum proximum. При спазме аккомодации появляются жалобы на боли в глазах и головные боли, обнаруживается гиперемия конъюнктив. Во время работы на близком расстоянии эти явления усиливаются, выполнение работы затрудняется. Стойкий спазм аккомодации может перейти в миопию или усилить имеющуюся миопию.

Выявление спазма аккомодации проводится с помощью различных методик. Наиболее достоверная из них - выявление спазма аккомодации и его силы путем определения рефракции субъективным и объективным методом до и после медикаментозного» паралича цилиарной мышцы. Разница в рефракции указывает на степень спазма аккомодации.

При клинико-физиологических исследованиях зрительного анализатора у рабочих ряда профессий, труд которых относится к зрительно-напряженному, были выявлены высокая частота астенопии среди лиц этих профессий, а также нарастание астенопии по мере увеличения стажа работы в условиях напряжения зрения. В неблагоприятных случаях может развиться стойкий спазм аккомодации с переходом в миопию. В то же время при проведении профилактических мероприятий астенопия в большинстве случаев исчезает.

На возникновение и развитие миопии оказывают влияние многие гигиенические факторы: характер рабочего процесса, освещенность и цвет рабочего места и др. Э. Загора приводит данные Harman, который обследовал 480 близоруких в возрасте от 20 до 60 лет. Автором показано, что при выполнении точных работ ухудшение зрения наступало значительно быстрее у тех лиц, у которых была выше степень миопии.

Утомление глаз быстрее наступает в тех случаях, когда они сильнее конвергируют, так как в этот момент происходит и более сильная аккомодация.

В связи с этим такие неблагоприятные условия труда, как, например, недостаточная освещенность, неправильно организованное рабочее место, продолжительная зрительная работа на близком расстоянии от глаза, плохой контраст между деталью и фоном, и т. д. могут способствовать более быстрому утомлению глаз, связанному с нарушением их аккомодационной функции, и явиться причиной развития миопии.

Аккомодация - способность глаза усиливать свою рефракцию. Рефракция - преломляющая способность глаза в состоянии покоя; она зависит от анатомического устройства глаза. В отличие от рефракции аккомодация - физиологическое состояние глаза, зависящее от мышечной работы аккомодационной мышцы и состояния хрусталика. При больших нагрузках, связанных с выполнением зрительной работы, наступает утомление аккомодационной мышцы (как и всякой другой), в результате чего продолжение работы делается затруднительным.

С целью профилактики развития астенопии и миопии необходим тщательный профессиональный отбор при приеме на работу, связанную с выполнением точных операций. Окулист, помимо выявления заболеваний органа зрения, должен исследовать рефракцию глаз, цветоощущение, состояние конвергенции, стереоскопическое зрение, мышечное равновесие. При выявлении аномалий рефракции рекомендуется правильный подбор корригирующих стекол. Коррекция аномалий рефракции - необходимое условие при борьбе с быстрой утомляемостью глаз при зрительной работе, так как наличие аномалии рефракции способствует более быстрому утомлению глаз. Корригирующие стекла должны быть подобраны с учетом расстояния от рабочей поверхности (детали) до глаз.

Во избежание развития миопии или ее прогрессирования у молодых людей необходимо проводить профилактические мероприятия. К ним относятся физические упражнения, гимнастика для глаз, рациональное питание с добавкой кальция, витамина D, закаливание организма. При нарушении конвергенции рекомендуются ортоптические упражнения, применение ортоскопических очков при точной работе на близком расстоянии.

Необходимым условием профилактики является проведение периодических медицинских осмотров, которые позволяют выявить ранние изменения органа зрения. При появлении первых признаков утомления глаз (астенопия) необходимо проводить профилактические мероприятия: назначение специальной гимнастики для глаз, временный перевод на работу, не связанную с трудовой деятельностью на близком расстоянии от глаз и с мелкими деталями. Важным и необходимым условием является выяснение причины недостаточности аккомодации и устранения ее.

Эффективным средством профилактики астенопии и миопии является автоматизация работ, связанных с постоянным зрительным напряжением во всех отраслях промышленности; оптимизация условий работы на операциях тонкого и точного труда: правильный гигиенический режим, чередование труда и отдыха, правильное оформление рабочего места и т. д.; улучшение светотехнических условий. Усовершенствование мер, направленных на улучшение условий труда, должно быть в центре внимания врачей-гигиенистов, окулистов, физиологов и других специалистов.

При развитии упорного спазма аккомодации показан месячный отдых для глаз путем медикаментозного выключения аккомодации. При резко выраженных нарушениях - временное прекращение трудовой деятельности, связанной с выполнением точной зрительной работы, или смена специальности.

19-07-2012, 12:32

Описание

В предупреждении близорукости большую роль играет свет , особенно в утренние часы, когда на организм оказывают интенсивное воздействие ультрафиолетовые лучи. При ультрафиолетовом «голодании» происходит нарушение фосфорно-кальциевого обмена, снижается работоспособность аппарата аккомодации. Под влиянием ультрафиолетовых лучей провитамин D, находящийся в коже, переходит из недеятельного состояния в активное, способствуя тем самым правильному усвоению солей кальция и фосфора. Необходимо как можно больше бывать на воздухе в период наиболее интенсивного действия ультрафиолетовой радиации (с 10 до 16 ч) не только во время каникул, но и в учебные, в воскресные дни желательно для прогулок отводить именно эти часы. Не зря врачи советуют после занятий в школе 1,5-2 ч гулять на улице. Это важно не только для восстановления работоспособности всего организма, но и для отдыха глаз. В северных районах для общего укрепления организма школьников часто используют искусственное ультрафиолетовое облучение, включенное в систему искусственного освещения, при этом значительно улучшается и состояние аккомодационного аппарата.

Большое значение для хорошего зрения имеет правильное питание , включающее достаточное количество витаминов, особенно D и А. Витамин D содержится в таких продуктах, как печень, сельдь, желток яиц, сливочное масло.

Витамин А является компонентом зрительного пурпура (родопсин), который входит в состав палочек и обеспечивает сумеречное зрение, участвует в биохимических процессах глаза. При его недостатке замедляется рост организма, нарушается острота зрения, повышается заболеваемость верхних дыхательных путей, кожа лица и рук теряет эластичность, становится шершавой, легко подвергается воспалительным процессам. Витамин А содержится в сливочном масле, молоке, сельди, яичном желтке, печени. Он может также образовываться в организме из провитамина А - каротина, который входит в состав растительных продуктов (морковь, томат, хурма, шиповник, салат и др.).

Организация рабочего места в школе и дома

Каждый школьник должен иметь правильно организованное место для занятий :

  • письменный стол,
  • стул,
  • книжный шкаф или полку дома
  • и подходящую его росту парту в классе.

Необходимо создать такие условия, которые не заставляли бы орган зрения перенапрягаться . К ним относятся прежде всего достаточная освещенность рабочего места как днем, так и в вечернее время; соответствие мебели (стол, парта) росту школьника; чередование зрительной работы с отдыхом для глаз.

Освещение . Врачами-гигиенистами доказано, что все зрительные функции (острота зрения, контрастная чувствительность и др.) резко снижаются в условиях плохой освещенности. Наиболее благоприятной для работы зрительного анализатора является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк (люкс - единица измерения освещенности). Основные гигиенические требования, предъявляемые к освещению, включают достаточность и равномерность освещения, отсутствие резких теней и блеска на рабочей поверхности. В солнечные дни избыток солнечных лучей создает на рабочем месте солнечные блики, слепит глаза и этим мешает работе. Для защиты от прямых солнечных лучей можно пользоваться легкими светлыми шторами или жалюзи. В осенне-зимний период, как правило, естественного света не хватает, так как домашние уроки выполняются после 16 ч. В пасмурные дни, ранние утренние и вечерние часы для обеспечения оптимальной освещенности на рабочем месте необходимо включать искусственное освещение. И не надо бояться сочетания естественного и искусственного освещения . Специальные исследования показали, что для зрения гораздо хуже недостаток света, чем применение смешанного освещения.

Искусственными источниками света могут служить лампы накаливания и люминесцентные лампы. Согласно утвержденным нормам освещенность рабочих поверхностей лампами накаливания не должна быть меньше 150 лк, люминесцентными лампами - 300 лк.

На освещенность помещения влияет чистота оконных стекол. Немытые стекла поглощают 20% световых лучей. К концу зимы, когда на окнах накапливается особенно много пыли, грязи, эта цифра достигает 50%.

Освещенность комнаты снижается на 10-40% , если на подоконниках стоят высокие цветы или окна занавешены тюлевыми занавесями. Окно, возле которого стоит рабочий стол, лучше не загромождать цветами. Их можно расположить вблизи окна на полочках. На уровень освещенности помещения влияют степень отражения света от потолка, стен, пола, окраска мебели. Светлые тона повышают освещенность, например белый цвет отражает до 90% световых лучей, желтый - около 80%, голубой - 70%, зеленый - 60%, темно-зеленый - 22%. Поверхность, окрашенная в черный цвет, поглощает почти все лучи. Как правило, стены жилых помещений мало отражают света, так как завешены коврами, уставлены мебелью, чаще темно-коричневого цвета и т. д. Именно поэтому письменный или рабочий стол лучше всего поставить у окна , чтобы свет падал или прямо на стол, или слева (если стол стоит торцом к окну), иначе на тетрадь будет падать тень от правой руки, она окажется затемненной. Если вы пользуетесь секретером, то его также надо разместить так, чтобы свет падал слева на рабочую поверхность стола.

При искусственном освещении настольная лампа должна находиться слева и быть обязательно прикрытой абажуром, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Мощность лампы рекомендуется в пределах от 60 до 80 ватт, при этом не исключается общее освещение в комнате. Оно необходимо для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взора с освещенной тетради или книги к темноте комнаты. Резкий контраст быстро утомляет - появляются чувство напряжения и рези в глазах. Если в таких условиях работать подолгу изо дня в день, то возникает постоянный спазм аккомодационной мышцы, т. е. создаются предпосылки для развития близорукости. Это относится в первую очередь к школьникам, которые имеют те или иные зрительные расстройства, но все равно предпочитают все свое свободное время проводить за книгой, у телевизора, за коллекционированием марок, сборкой радиоприемников и т. д. в «уютном», слабоосвещенном уголке.

Чрезмерно яркий свет , а тем более свет лампы без абажура ослепляет, вызывает резкое напряжение и утомление зрения. Поэтому освещенность от настольных ламп должна быть 150 лк.

Итак, освещение рабочего места должно быть достаточным по уровню, мягким, без резких бликов и теней, ровным, приятным для глаз. Ярко-красные прозрачные абажуры быстрее утомляют глаза, чем матовые, зеленого или желтого цвета.

При чтении, письме, рисовании, конструировании, выполнении столярных и слесарных работ, помимо достаточной освещенности, соответствия мебели росту, правильной посадки за столом, очень важно соблюдать чередование этого вида деятельности с активным отдыхом , т. е. переключением на физические упражнения. Упражнения следует проводить через каждый час напряженной зрительной работы в течение 10-15 мин, лучше на свежем воздухе вне зависимости от времени года и погоды. Можно просто пробежаться вокруг дома. Физическая нагрузка улучшает вентиляцию легких, кровоснабжение сердечной мышцы, вовлекает в динамическую работу различные группы мышц, уставшие от статической (сохранение неподвижности) позы, и в то же время расслабляются мышцы глаз, особенно при взгляде вдаль. Если выбежать на улицу на 10-15 мин не удается, то при открытой форточке, фрамуге сделайте несколько физических упражнений, потанцуйте, постойте у окна, глядя вдаль.

Рабочая поза . Когда вы сидите, то испытываете постоянную статическую нагрузку, связанную с длительным сохранением правильного положения тела и головы. Статическое усилие более утомительно, чем динамическое. Можно привести хрестоматийный пример: у скрипача устает рука, которая держит скрипку, а не смычок, т. е. не совершающая динамической работы. Утомление мышц, удерживающих тело в равновесии при сидении, развивается довольно быстро, так как этим мышцам почти беспрерывно приходится противостоять действию силы тяжести, стремящейся вывести тело из равновесия. Действительно, попробуйте расслабиться, центр тяжести переместится вперед и вы тотчас начнете падать вперед, тело согнется, голова упадет на грудь.

Таким образом, сидение - это отнюдь не пассивный процесс , так как ряд мышечных групп (шейные, затылочные, спинные, мышцы тазового пояса) находится в постоянном напряжении, направленном на сохранение определенного положения тела, вынужденной неподвижности, и, следовательно, мышцы выполняют статическую работу, более утомительную, чем динамическая.

Устав, школьник очень часто принимает неправильную позу, которая, став привычной, закрепляется и приводит к мышечной асимметрии (одно плечо выше другого), нарушению осанки (сутулая, круглая спина, выпяченный вперед живот и т. д.), а иногда и к искривлению позвоночника. Кроме того, наклоняясь из-за усталости близко к книге, вы увеличиваете нагрузку на зрение и тем самым способствуете развитию близорукости.

Правильная осанка зависит от вас самих. Последите за собой, как вы держите голову и туловище, когда сидите, ходите. Правильной посадкой при сидении считается такая, при которой туловище находится в вертикальном положении, голова слегка наклонена вперед, плечевой пояс горизонтален и параллелен краю стола, руки свободно лежат на столе, ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и опираются всей ступней на пол или подставку, спина опирается в поясничной своей части на спинку стула.

В последнее время врачи-гигиенисты пришли к выводу, что при письме менее утомительна поза с малым наклоном корпуса вперед (рис. 3).

Рис. 3. Электрическая активность спинных мышц при напряженной позе (а) и удобной (б).

При такой посадке мышцы спины не так напряжены, как при большом наклоне корпуса. Кроме того, обеспечиваются нормальные функции дыхания и кровообращения (не сдавливаются столом органы грудной и брюшной полости), создаются благоприятные условия для зрительного восприятия.

Во время чтения и письма напряженно работают мышцы спины, шеи, глаз и надо позаботиться о том, чтобы их работа протекала в благоприятных условиях.

Поза за столом будет правильной и удобной, если размеры стола и стула соответствуют вашему росту и пропорциям тела (табл. 1).

Таблица 1. Соответствие роста школьника размерам мебели

Разберем несколько причин, из-за которых поза может быть неправильной.

Слишком высок стол , поэтому невозможно оба предплечья положить на стол. Правая рука лежит на столе, а левая свисает, расстояние от глаз до книги или тетради все время меняется, и аккомодационный аппарат находится в постоянном напряжении. Чтобы исправить положение, нужно сделать выше стул, положить на сиденье дощечку соответствующей толщины. Не забудьте о подставке для ног.

Слишком высок стул при нормальной высоте стола , из-за чего стопы провисают и не являются точками опоры. При письме или чтении приходится низко наклоняться (увеличивается шейный и грудной изгиб позвоночника), глаза испытывают постоянное напряжение - наступает быстрое утомление. В подобных случаях можно подпилить ножки стула или набить бруски к ножкам вашего рабочего стола, приподняв его, а под ноги поставить скамейку и т. п.

При посадке на низком стуле колени возвышаются над ним, образуя острый угол между голенью и бедром, в связи с чем затрудняется кровообращение в ногах, уменьшается площадь опоры бедра. Высота стула должна быть равна длине голени со стопой в обуви (до подколенной ямки в положении сидя). Легче всего подогнать высоту сиденья к неизменяющейся высоте стола. Если вы пользуетесь подвесным секретером, тогда укрепляйте его на таком расстоянии от пола, которое соответствует высоте стула и вашему росту.

Если высота стула нормальная, а стол низок , школьник сидит скособочившись, опираясь правым предплечьем о стол, левое же свисает, голова наклонена.

Надо помнить еще и о том, что правильная и удобная посадка может быть только в том случае, если стул на 6-8 см заходит за край стола . Если стул далеко отстоит от стола, то приходится тянуться к столу. Это приводит к неправильной позе, сдавливанию внутренних органов, напряжению зрения.

Специальными измерениями было установлено, что высота стола и стула должна изменяться по мере увеличения вашего роста на 10-15 см . Не пожалейте времени - проверьте, правильно ли вы сидите, где стоит лампа на вашем столе, откуда падает дневной свет на стол и т. д. Если увидите неполадки, исправьте их, этим вы сбережете себе зрение и предотвратите нарушения осанки.

Обратите внимание, соответствует ли парта, за которой вы сидите, вашему росту (табл. 2).

Таблица 2. Размеры ученических парт, столов и стульев

Парты, школьные столы, стулья должны иметь фабричную цифровую и цветовую маркировку . На нижней поверхности крышки стола и сиденья стула ставят обозначения в виде дроби: в числителе группа стола, парты, стула; в знаменателе - диапазон роста школьников (например, Г/160-175). Значит, если ваш рост 165 см, вы должны сидеть за столом группы Г.

Свой рост можно измерить обычным ростомером. Если вы пользуетесь данными, записанными в медицинской карте, то к показателю роста надо добавить 2 см на обувь.

Весьма существенным фактором является расстояние между глазами и рабочей поверхностью книги, тетради . Оно составляет 30-35 см (при прямой посадке глаза от книги должны быть удалены на расстояние согнутой в локте руки).

При утомлении органа зрения это расстояние уменьшается и вырабатывается, как говорят врачи-офтальмологи, навык низко склоненной головы . Обнаружена прямая связь между степенью выраженности наклона головы при чтении и письме и нарушением зрения. Среди школьников, у которых в процессе учебы навык низко склоненной головы был выражен наиболее сильно, проявления близорукости отмечались чаще и в большей степени.

Организация рабочего места в школьной мастерской

Рабочая поза . Необходимость длительно сохранять вынужденную рабочую позу достаточно утомительна для любого человека. С точки зрения статики и биомеханики позы, сопровождающиеся малым наклоном корпуса, более выгодны, так как вызывают малые колебания центра тяжести. Позы с большим наклоном корпуса вперед приводят к смещению центра тяжести, повышается напряжение мышц шеи и спины, что сопровождается нарушением сердечно-сосудистой (учащается пульс) и дыхательной (понижается глубина дыхания) функций, сдавливаются передние отделы межпозвоночных дисков.

Занятия в производственных мастерских должны начинаться по сути дела с подбора рабочего места в соответствии с ростом учащегося.

При работе на слишком высоких станках и верстаках школьник принимает такое положение, когда плечевой пояс приподнят, а рука согнута в плечевом суставе. Следовательно, плечевому поясу во время работы приходится нести двойную нагрузку - выполнять определенные рабочие движения и поддерживать неудобную позу, что приводит к дополнительному мышечному напряжению. Кроме того, напрягается зрение, так как детали удалены от глаз на большее расстояние, чем это требуется. Расстояние от деталей до глаз должно быть в пределах 35-40 см. Как более близкое, так и более далекое расположение может привести к напряжению зрения, особенно у школьников с пониженным зрением.

Работая на низких верстаках и станках школьник невольно начинает наклоняться, особенно сгибается позвоночник в шейном и поясничном отделах, сгибаются ноги в коленных суставах и т. д. При таком положении сдавливаются органы брюшной и грудной полости, затрудняется кровообращение и дыхание, устают глаза.

Правильная поза при работе в мастерских это прямое или слегка наклоненное вперед положение корпуса с небольшим наклоном головы, равномерное распределение нагрузки на правую и левую половину тела, по возможности частая смена положения, так как статические усилия по удержанию тела в определенной позе особенно утомительны (рис. 4).

Рис. 4. Правильное положение тела во время работы сидя за столом (а), при строгании (б), пилении (в).

Несоответствие рабочего места росту учащегося устраняется с помощью специальных подставок . Размеры простой решетчатой подставки - 55 X 75 см, высота - 5, 10, 15 см. Если таких подставок нет в мастерской, их нетрудно изготовить самим. Необходимо иметь подставки каждой высоты. В последние годы на производстве используют универсальные подставки, высота которых может меняться в случае надобности на 5, 10, 15 см.

Для того чтобы определить, подходит ли высота столярного верстака , школьник становится прямо, боком к тего торцовой стороне, ладонь кладет на верстак. Если рука не сгибается в локтевом суставе, т. е. предплечье и плечо составляют прямую линию, значит верстак соответствует росту данного ученика.

Так же просто может быть определена и необходимая высота слесарного верстака . Ученик становится перед верстаком лицом к тискам. Правая рука сгибается в локтевом суставе и локоть ставится на губки тисков. Пальцы раскрытой ладони подносятся к подбородку. Если верстак соответствует его росту, то концы пальцев должны касаться подбородка. В школьной мастерской за каждым учеником закрепляется рабочее место. Следует также знать номер своей подставки и пользоваться ею без напоминания учителя. Выполнение этих правил сохранит вашу осанку, предохранит от излишнего утомления, а следовательно, и травматизма.

Работа без очков при нарушениях зрения (близорукость, дальнозоркость) приводит к быстрому утомлению, так как требует постоянного напряжения глаз. Нередко школьники, пользуясь очками в классе, в мастерской или на производстве, снимают их. Это неправильно. Во время работы в производственной мастерской каждый, у кого понижено зрение, должен для предупреждения зрительного утомления и повреждения глаз пользоваться очками, назначенными врачом.

Освещение . Большое значение имеет рациональное и достаточное по уровню освещение производственной мастерской. Недостаточная освещенность рабочих мест снижает зрительную работоспособность глаз. Резко снижает уровень естественной освещенности мастерских загрязение или запыленность оконных стекол, за чистотой которых надо постоянно следить. Естественную освещенность можно повысить путем окраски поверхностей станков и верстаков в светло-зеленый цвет и цвет натурального дерева, а подоконники, стены, потолки либо - в белый цвет, который обладает самым высоким коэффициентом отражения - 80%, либо в светло-зеленый и разные оттенки желтого цвета, имеющие коэффициент отражения от 40 до 60% и тем самым повышающие условия видимости обрабатываемых деталей.

Уровень естественной освещенности значительно колеблется в зависимости от времени дня, погоды, сезона и т. д., поэтому при его снижении следует использовать искусственный свет. Не следует думать, что смешанное освещение портит глаза. Ученые проверили это предположение и пришли к выводу, что для работы глаз лучше всего естественное освещение, затем смешанное и наконец искусственное.

Искусственное освещение в мастерских должно быть равномерным , лампы не должны оказывать слепящего действия. Перевод взгляда на источники освещения большой яркости вызывает рефлекторное сужение зрачка, что в свою очередь уменьшает количество света, падающего в глаза и ухудшает различение деталей, а возвращение глаза к нормальному видению происходит не сразу. При освещении мастерских нельзя применять открытые лампы без абажура, лучше всего использовать люминесцентные лампы. Уровень освещенности рабочей поверхности - 300 лк. На производстве при выполнении очень тонкой зрительной работы уровень освещенности повышается до 400 лк. Степень освещенности измеряется с помощью люксметра. При лампах накаливания освещенность рабочей поверхности должна составлять 150 лк. В мастерских очень важно иметь местное освещение, особенно при выполнении тонких работ, требующих повышенной напряженности глаз, при работе с мелкими деталями и т. п.

Верстаки и станки оборудуются лампами на кронштейнах, позволяющими менять освещенность рабочей поверхности по мере необходимости. В то же время использование одного только местного освещения, так же как и при приготовлении уроков, недопустимо, так как получается большой перепад яркостей от освещенной рабочей поверхности к темному фону помещения. При этом глаза быстро утомляются, повышается риск получить травму.

Статья из книги: .

Физиология труда - это наука, изучающая изменения функционального состояния организма человека под влиянием его трудовой деятельности и обосновывающая методы и средства организации трудового процесса, направленные на поддержание высокой работоспособности и сохранение здоровья работающих.

Основные задачи физиологии труда:

исследование физиологических параметров организма человека при различных видах работ;

изучение физиологических закономерностей организма в процессе трудовой деятельности;

разработка практических рекомендаций и мероприятий, направленных на оптимизацию трудового процесса, снижение утомляемости человека, сохранение здоровья и высокой работоспособности в течение продолжительного времени. Исходя из этих задач физиология труда обосновывает режимы

труда и отдыха в зависимости от интенсивности, экстенсивности, сложности и значимости трудовой деятельности; выясняет оптимальные и предельные возможности человека по приему, переработке и выдаче информации (например, наилучшие способы подачи зрительной, слуховой и другой информации на табло и щитах управления); определяет наиболее экономичные и наименее утомляющие виды рабочих движений. Физиология труда определяет, оценивает и прогнозирует функциональное состояние организма человека до, во время и после трудовой деятельности; разрабатывает способы и режимы тренировки и обучения; обосновывает мероприятия по рационализации труда, ведущие к повышению работоспособности человека и сохранению его здоровья.

Любой вид трудовой деятельности представляет собой сложный комплекс физиологических процессов, в который вовлекаются все органы и системы человеческого организма. Огромную роль в этой работе играет центральная нервная система, обеспечивающая координацию функциональных изменений, развивающихся в организме при выполнении работы.

Нервная система человека имеет сложное строение. Различают центральную и периферическую нервную системы. Центральная нервная система (ЦНС) - головной и спинной мозг - формирует и регулирует поведение и мыслительную деятельность человека. Периферическая нервная система - это нервы, по которым распространяются нервные импульсы с периферии в нервные центры, и наоборот, из нервных центров к периферическим органам. Кроме того, существует вегетативная нервная система, которая регулирует жизнь организма, деятельность его внутренних органов, выполняющих функции жизнеобеспечения.

В зависимости от функции, которую выполняют нервы, их делят на две группы:

центростремительные, которые несут различную информацию (раздражение) от разных органов человеческого тела к головному и спинному мозгу;

центробежные, несущие возбуждение от ЦНС к мышцам, железам и другим органам.

Центростремительные нервы имеют особые воспринимающие аппараты - рецепторы - во всех органах и системах организма.

Нервная ткань обладает двумя очень важными свойствами - возбудимостью и проводимостью.

По инициативе Н.Е. Введенского в физиологию было введено понятие функциональной подвижности, или лабильности, характеризующейся максимальным числом импульсов, которые ткань способна воспроизвести за данный отрезок времени в ответ на раздражения. Был сделан вывод, что лабильность нервной ткани при неблагоприятных для нее условиях снижается, т.е. нерв уже не может провести максимальное число импульсов. Это состояние, получившее название парабиоза, имеет три фазы: 1)

уравнительная или трансформирующая: и сильные, и слабые раздражения вызывают одинаковые возбуждения в угнетенном нерве; 2)

парадоксальная: сильные раздражения вызывают слабую волну возбуждения, а слабые, наоборот, - сильную волну воз-

буждения и, соответственно, более сильное, чем обычно, сокращение мышцы;

3) тормозящая: ни слабые, ни сильные раздражения не вызывают волны возбуждения.

Вся деятельность клеток, тканей, органов и систем человеческого тела регулируется, управляется ЦНС, благодаря которой организм представляет собой единое целое. ЦНС осуществляет связь организма с окружающей средой.

Ответная реакция организма на раздражение рецепторов, осуществляемая при участии и под контролем ЦНС, называется рефлексом.

Наиболее типичный путь, который проходит волна возбуждения при осуществлении рефлекса: раздражение извне попадает на соответствующие рецепторы, затем возбуждение идет по центростремительному нерву и передается в ЦНС, где подвергается переработке и передается на другой нейрон (нервную клетку), из которого исходят двигательные волны возбуждения по центробежным (или двигательным) нервным волокнам. Эти возбуждения поступают к мышцам (или другим рабочим органам) и вызывают их сокращение или расслабление.

Согласно учению И.П. Павлова, все рефлексы делятся на безусловные и условные. Рефлексы низших отделов центральной нервной системы, которые передаются организму наследственно, получили название безусловных, корковые рефлексы, возникающие под воздействием материальных условий среды, называются условными. Образование условных рефлексов есть функция коры головного мозга.

Наиболее общие особенности условно-рефлекторной деятельности человеческого организма в процессе труда: 1)

осознанность цели трудовой деятельности - стремление к достижению цели выступает как раздражитель, способствующий формированию и закреплению условных рефлексов; 2)

воздействие в процессе трудовой деятельности на высшие отделы ЦНС не только физических и химических раздражителей, но и раздражителей социального порядка, которые обусловлены общественным характером труда.

Огромное разнообразие проявлений жизнедеятельности организма как единого целого с окружающей средой осуществляется благодаря объединяющей, регулирующей и координирующей роли ЦНС и ее высших отделов. Поэтому различные движения, приемы, операции, совершаемые человеком во время трудовой

деятельности, есть внешнее проявление сложнейших процессов, происходящих в отделах нервной системы.

Таким образом, нервная система, выполняет две основные функции: 1) обеспечивает нормальное взаимодействие организма с окружающей средой; 2) объединяет и регулирует все функции жизнедеятельности всего организма, его органов, клеток.

Важнейшей предпосылкой правильной ориентации человека в окружающей среде является зрение.

В процессе жизни и деятельности человек до 80% всей информации получает через зрительный анализатор. Восприятие визуальной информации ограничено пределами так называемого поля зрения - пространства, обозреваемого человеком при неподвижном состоянии глаз и головы, той сферы, электромагнитные волны в которой возбуждают визуальные ощущения. В пределах угла зрения 30-40° условия для видения оптимальны. Основные носители информации целесообразно помещать в этом диапазоне, так как в нем воспринимаются и движения, и резкие контрасты.

Глаз, обеспечивая безопасность человека, и сам снабжен естественной защитой: рефлекторно закрывающиеся веки защищают сетчатку глаза от сильного света, а роговицу - от механических воздействий; слезная жидкость смывает с поверхности роговицы и век пылинки, и благодаря наличию в ней лизоцима (обеззараживающего вещества) убивает микробы; защитную функцию выполняют и ресницы. Однако естественная защита для глаз оказывается недостаточной. Поэтому при опасных для глаз условиях следует применять искусственные средства защиты.

Звуки доставляют человеку информацию. Одни звуки приятны, другие отрицательно влияют на здоровье человека, некоторые выполняют роль сигналов, предупреждая об опасности. Оценить мир звуков человек может с помощью органа слуха.

Звуковые волны направляются в слуховую систему через наружное ухо к барабанной перепонке, колебания которой механическим путем через среднее ухо передаются к внутреннему уху, где преобразуются в колебания со значительно меньшей амплитудой, но с более высоким давлением. Возбуждение нервных окончаний слухового нерва доходит до коры головного мозга и вызывает восприятия звука.

Слуховой анализатор обладает высокой чувствительностью, позволяя человеку воспринимать широкий диапазон звуков и анализировать их по силе, высоте тона, окраске, отмечать измене-

ния по интенсивности и частотному составу, определять направление прихода звука.

Двигательный аппарат - позволяет осуществлять трудовую деятельность.

Двигательным называют специализированный аппарат, который состоит из: а) костно-опорного аппарата (кости, суставы, сухожилия); б) скелетных и речевых мышц; в) двигательных нервных центров, заложенных в спинном и головном мозге, и нервов, связывающих эти центры с мышцами.

Двигательный аппарат выполняет следующие функции: 1) является исполнительным механизмом, посредством которого человек, используя орудия труда, воздействует на предмет труда; 2) входит в состав рабочего механизма речи и мышления; 3) является источником мощных нервных импульсов.

Простейшими элементами двигательного аппарата человека являются так называемые кинематические пары - совокупность двух звеньев, взаимно ограничивающих движение и соединенных друг с другом суставом (пример кинематических пар: плечо - предплечье, бедро - голень, которые сочленены соответственно лучевым и коленным суставом).

Необходимо подчеркнуть две особенности устройства человеческого организма: небольшое количество кинематических пар и возможность выполнения с их помощью бесконечного многообразия двигательных задач.

Из всего арсенала движений организм избирает те, которые для решения конкретной задачи являются наиболее целесообразными, экономичными и точными. Но если использовать одновременно все эти возможности, то получится хаос движений. Благодаря ЦНС устанавливаются порядок и последовательность использования двигательного аппарата при выполнении задач, возникающих в процессе трудовой деятельности.

Различают два вида мышц: гладкие (из которых состоит мускулатура стенок кровеносных сосудов и всех внутренних органов, кроме сердца) и поперечно-полосатые (из которых состоит вся сердечная и скелетная мускулатура).

Поперечно-полосатые мышцы называются также скелетными.

В мышцах различают три вида мышечных элементов: белые и красные мышечные волокна и мышечные веретена.

Специфическая функция мышечного волокна и мышцы в целом заключается в акте сокращения. Эта функция связана с преобразованием химической энергии в механическую и тепловую, которое происходит внутри мышечного волокна.

Различают два вида мышечной деятельности: динамическая работа и статическая работа.

Динамическая работа характеризуется изменением длины мышц при их напряжении и преимущественно в пространстве какого-либо звена двигательного аппарата человека. Динамическая работа внешне воспринимается как перемещение предметов труда, инструмента и т.д. Следует иметь в виду, что двигательные функции осуществляются не только двигательным аппаратом, но и всем организмом.

Под воздействием условных раздражителей от нервных окончаний, заложенных в зрительных, двигательных и других окончаниях периферических анализаторов, импульсы идут по нервным волокнам к коре больших полушарий, в которой находится двигательная зона, осуществляющая двигательные функции организма.

Статическая работа (напряжение, усилие) характеризуется тем, что напряжение мышц при ней развивается без изменения длины и без активного перемещения движущихся звеньев и всего тела. Статическая работа в процессе труда связана с фиксацией орудий и предметов труда в неподвижном состоянии, а также с созданием рабочей позы.

Статическую работу нельзя измерить обычными показателями механической работы, поскольку при ней не наблюдаются энергетические движения, однако она сопровождается расходом энергии и быстро вызывает утомление.

Динамическая и статическая работа связаны между собой общей программой действия.

Динамическая работа создается и регулируется с помощью двигательных условных рефлексов, статическая - с помощью условных рефлексов положения конечностей и условных рефлексов позы (стоя, сидя).

Выбор правильной и удобной позы необходим для: 1) здоровья человека, так как длительное пребывание в неудобной позе приводит к патологическим изменениям; 2) обеспечения эффективной работоспособности человека.

Удобство позы зависит главным образом от: 1) положения центра тяжести и площади опоры; 2) величины напряжения тонических мышечных групп, препятствующего нарушению соответствующего расположения частей тела.

В процессе труда наиболее распространены позы «стоя» и «сидя».

Поза «стоя» требует больших энергетических затрат и менее устойчива, поэтому целесообразно заменять ее позой «сидя». Труд - основное условие существования человека. Различают следующие основные формы труда (рис. 2.4):

1) требующие значительной мышечной энергии. Эти трудовые действия применяются при отсутствии механизированных средств и требуют повышения энергетических затрат в сутки - от 17 до 25 МДж (4000-6000 Ккал) и выше.

Напряженный физический труд, стимулирующий развитие мышечной системы и обменные процессы, имеет вместе с тем ряд недостатков. Главный из них - неэффективность, связанная с низкой производительностью труда и необходимостью перерывов на восстановление физических сил, доходящих до 50% рабочего времени;

2) механизированные. При этом энергетические затраты колеб- лются в пределах 12,5-17 МДж (3000-4000 Ккал) в сутки.

Механизация труда снижает мышечные нагрузки и усложняет программы действий. Однако однообразие простых действий и малый объем воспринимаемой в труде информации приводят к монотонности труда;

3) частично автоматизированные. Данная форма труда исклюю- чает человека из процесса непосредственной обработки предмета труда, который целиком выполняют механизмы. Характерные черты этого вида работ - монотонность, повышенный темп рабо- ты, нервная напряженность.

От работника требуются постоянная готовность к действию и быстрота реакции, необходимая для своевременного устранения неполадок;

4) групповые - конвейерные: разделение общего процесса на конкретные операции, строгая последовательность их выполне- ния, автоматическая подача деталей к каждому рабочему месту с помощью ленты конвейера.

Конвейерная форма труда требует соответствующего темпа и ритма работы. Чем проще содержание операции, тем меньше времени на нее тратит работник и тем монотоннее работа.

Одно из отрицательных последствий конвейерного труда - преждевременная усталость и нервное истощение работника;

5) интеллектуальный труд. С точки зрения физиологии разли- чают две основные формы управления производственными про цессами: в одних случаях пульты управления требуют частых, в других - редких активных действий человека.

Интеллектуальный труд заключается в переработке и анализе большого объема разнообразной информации, а следовательно, требует мобилизации памяти, внимания, напряжения сенсорного аппарата, активизации процессов мышления. Мышечные нагрузки при этом незначительны, а суточные энергозатраты составляют 10-11,7 МДж (2000-2400 Ккал).

Для интеллектуального труда характерно значительное снижение двигательной активности, приводящее к ослаблению реактивности организма и повышению эмоционального напряжения. Умственный труд подразделяют на операторский, управленческий, творческий труд, труд медицинских работников, труд преподавателей, учащихся и студентов. Различаются они организацией трудового процесса, равномерностью нагрузки, степенью эмоционального напряжения.

Интенсивная работа, как физическая, так и умственная, может привести к утомлению, выражающемуся во временном снижении работоспособности, и переутомлению, называемому иногда хроническим утомлением, когда ночной отдых полностью не восстанавливает снизившуюся за день работоспособность.

Важными мерами профилактики утомления являются внедрение в производственную деятельность оптимального режима труда и отдыха, который регламентирует такое соотношение работы и отдыха, при котором высокая производительность труда сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью человека в течение возможно длительного времени. Необходимость чередования работы и отдыха - одна из физиологических особенностей трудовой деятельности человека. Снижение работоспособности при утомлении может наступить раньше или позже в зависимости от характера и конкретных условий труда. Большое значение в профилактике утомления имеют активный отдых, в частности физические упражнения, санитарное состояние производственных помещений, их микроклиматические условия, эстетическое оформление и др.

Безопасная трудовая деятельность возможна при обязательном учете физиологических основ умственного и физического труда, проведении мер по повышению работоспособности организма и созданию комфортных условий для работы.

Согласно «аксиоме о потенциальной опасности» любая деятельность потенциально опасна. В процессе эволюции организм человека постепенно приспособился к экстремальным климатическим условиям - низким температурам севера, высоким температурам

экваториальной зоны, к жизни в сухой пустыне и в окружении болот. Потенциальная опасность заключается в скрытом характере проявления опасностей.

Например, человек не ощущает до определенного момента увеличение концентрации С02 в воздухе. В норме атмосферный воздух должен содержать не более 0,05% С02, однако в помещении, где постоянно находятся люди, концентрация С02 увеличивается. Нарастание его концентрации проявится появлением усталости, вялости, снижением работоспособности; изменением частоты, глубины и ритма дыхания; увеличением частоты сердечных сокращений; изменением артериального давления. Все это может привести к травматизму.

Потенциальная опасность - это возможность воздействия на человека негативных или несовместимых с жизнью факторов.

Негативные факторы, воздействующие на людей, подразделяются на:

естественные, т.е. природные (например, пыль в воздухе появляется в результате извержений вулканов, ветровой эрозии почвы);

антропогенные, т.е. вызванные деятельностью человека. Например, громадное количество вредных частиц выбрасывается промышленными предприятиями;

физические - движущиеся машины и механизмы; подвижные части оборудования, неустойчивые конструкции; острые и падающие предметы; повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей; повышенная запыленность и загрязненность; повышенный уровень шума; акустических колебаний; вибрации; повышенный уровень электромагнитного излучения и т.д.;

химические - вредные вещества, используемые в технологических процессах; промышленные яды; используемые в сельском хозяйстве и быту ядохимикаты; боевые отравляющие вещества;

биологические - патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, особые виды микроорганизмов) и продукты их жизнедеятельности. Биологическое загрязнение окружающей среды возникает в результате аварий на биотехнических предприятиях, очистных сооружениях, недостаточной очистки стоков;

психифизиологические - факторы, обусловленные особенностями характера и организации труда, параметрами рабочего места и оборудования;

Травмирующее - повреждения в организме человека, вызванные действием факторов внешней среды. Потенциальную опасность можно оценить с помощью риска - вероятности реализации опасности. Состояние безопасности предполагает отсутствие риска, т.е. отсутствие возможности реализации опасности. На практике полная безопасность недостижима: пока существует источник опасности, всегда сохраняется некоторый остаточный риск.

При чтении:
1. Книга должна находиться ниже уровня подбородка, чтобы не было необходимости поднимать
веки, и на таком расстоянии, откуда шрифт лучше всего виден.
2. При чтении не рекомендуется сильно наклонять вперед голову и тело, так как это приводит к нарушению циркуляции крови и ухудшению кровоснабжения мозга. Мышцы рук и плеч должны быть расслаблены.
3. По прочтении нескольких строк необходимо оторвать взгляд от книги и посмотреть вдаль на какой-либо предмет (1-2 секунды).
4. Во время чтения необходимо чаще моргать. Проще всего это делать в конце каждой строки.
5. Для снятия напряжения в конце каждого абзаца полезно закрывать глаза на 1-2 секунды.
6. Не следует читать при сильном солнечном освещении, так как из-за отраженных солнечных лучей на белой бумаге глаза сильно напрягаются и быстро устают.
7. Чтение не рекомендуется при сильных головных болях, сильной усталости организма и различных стрессовых ситуациях.
При письме:
1. При письменной зрительной работе также необходимо частое моргание.
2. Не следует читать только что написанные буквы, лучше перемещать взгляд за движением кончика пера.
При шитье:
1. Чтобы глаза не испытывали сильного напряжения, необходимо направлять взгляд за иглой по всей траектории ее движения.
При просмотре телепрограмм и кинофильмов в кинотеатре:
1. Во время просмотра следует периодически снимать очки, предоставляя возможность глазам поработать самостоятельно.
2. При просмотре теле- и кинопрограмм важно сохранять правильное положение тела: подбородок должен быть слегка приподнят, а верхние веки немного приспущены, чтобы глаза находились в расслабленном сосстоянии. Не следует наклонять голову вперед, глядя на экран.
3. Не рекомендуется пристально смотреть на экран, глаза должны постоянно перемещаться по экрану, а не фиксироваться на какой-либо его части.
4. При длительных просмотрах следует периодически прикрывать глаза (на 2-3 минуты), давая им отдохнуть.
5. Просмотр телепередач рекомендуется проводить при естественном или искусственном освещении комнаты и с расстояния не менее 2-3 м от экрана. Больные глаукомой должны помнить, что длительные просмотры теле- и кинопрограмм в темном помещении могут спровоцировать острый приступ заболевания.
При вождении автомобиля:
1. Необходимо выработать правильную позу водителя во время движения автомобиля: верхняя часть шеи должна находиться на одной прямой с позвоночником, а голова - направлена строго вверх. Такое положение тела улучшает кровоснабжение и является хорошей профилактикой сонливости во время длительных поездок.
2. Во время длительных поездок по открытой местности полезно перемещать взгляд вдоль горизонта, затем - по белой полосе автострады от наиболее дальней ее точки до машины.
3. Для тренировки глаз полезно периодически переводить взгляд со спидометра на наиболее дальний видимый объект и обратно.
4. В условиях интенсивного городского движения не следует постоянно рассматривать багажник машины, движущейся перед вашим автомобилем,
полезнее перемещать взгляд по его контуру настолько широко, насколько позволяет лобовое стекло вашего автомобиля.

ВКонтакте Facebook Одноклассники

Наши глазные нервы извечно перенапряжены, и это чревато серьезными недугами

В течение дня в зрачках отражаются тревоги и чужие мысли, читаемые на экранах бесчисленных электронных устройств: от привычных компьютеров до сотовых телефонов и планшетов. Погода или новости, очередной отчет или таблица… Каждый из нас давно уже живет в двух мирах, истинном и виртуальном, притом, что этот неосязаемый, искусственный компьютерный мир имеет способность напрямую вредить нашему зрению.

Поток информации, с которым вынуждены сталкиваться глаза человека живущего в цифровую эпоху, поистине безграничен. Время течет, и рано или поздно мы ловим себя на мысли, что только глядя в цифровое зеркало - компьютерный монитор, по-прежнему видим мир четким. Фотографии, пейзажи, улыбающиеся лица - на дисплее все это выглядит изумительно; но стоит отвести от него взгляд, как окружающая действительность предстает лишь в виде расплывчатых красок и образов.

За «стеклом»

По поводу влияния различных электронных устройств на зрение было сломано немало копий. Еще недавно компьютерные мониторы винили во всех смертных грехах - они были очень большими, формировали изображение с помощью электронно-лучевых трубок, и про вредное излучение от дисплея, как и от телевизора, не толковал лишь ленивый. Шло время и ЭЛТ-мониторы постепенно стали уходить на свалку истории, расчистив дорогу перспективным и компактным ЖК-мониторам. В данный момент не всякий даже самый «ретроградный» офис сможет похвастаться наличием трубчатого монитора.

Но ЭЛТ-мониторы ушли, а проблемы со зрением остались. Безусловно, современный плоский монитор напрочь лишен какого-либо вредного излучения, но точно также как, и его более древний собрат, он формирует изображение состоящее из множества мельчайших точек - пикселей. И светит не привычным для наших глаз отраженным, а прямым светом. К тому же изображение, ограниченное пределами экрана, имеет намного меньший контраст, часто еще более уменьшающийся ввиду освещения извне и падающих бликов.

Вроде бы ничего страшного, но это если не приходиться проводить долгие неотлучные часы перед этим «мелко-мозаичным» изображением. Наши глаза рано или поздно начинают уставать. Все усугубляется еще и тем, что зрительный аппарат человека устроен таким образом, что при взгляде вдаль - к примеру, на горы, закат или облака - аккомодационная (фокусирующая) мышца хрусталика расслабляется; а при чтении книг или просмотре изображения на мониторе, наоборот, сжимается. Она находится в таком напряженном состоянии все время, пока мы смотрим на ближайшие к нам предметы. Длительное напряжение хрусталика деформирует аккомодационную мышцу - она становится более расслабленной и перестает держать правильный фокус. Итог - прогрессирующая миопия. И это еще не все ожидающие напасти. Информационный век вывел на лидирующие позиции и такое специфическое заболевание, как CVS (от англ. computer vision syndrome) - компьютерный зрительный синдром, знакомый многим пользователям ПК. Сухие раздраженные глаза, будто в них насыпали песок; зуд, жжение, снижение резкости при взгляде на близкие предметы, наконец, светобоязнь - кто из нас не сталкивался с этими малоприятными ощущениями? И чем дольше мы работаем за компьютером, тем сильнее они прогрессируют.

Скрытая угроза

Однако следует прямо сказать - близорукость при работе за компьютером в подавляющем большинстве случаев прогрессирует лишь у тех людей, у которых к ней имеется врожденная склонность, хотя бы небольшая. А вот компьютерный зрительный синдром поражает всех, от мала до велика. CVS - это не болезнь в привычном ее понимании, а целый набор факторов, наслаивающихся друг на друга, и в конце концов, приводящий к проблемам со зрением.

Первый фактор - постоянная фиксация взгляда на мониторе, вследствие чего значительно уменьшается частота моргания. Здоровый человек в минуту делает в среднем 18 моргательных движений. Исследования показали, что у пользователей компьютеров их частота снижается до 4 в минуту. В итоге происходит пересыхание слезной пленки на роговице, что, в свою очередь, провоцирует покраснение глаз и сопутствующие неприятные симптомы. CVS, по сути, тот же синдром сухого глаза, но связанный не с заболеваниями слезного аппарата человека, а вызванный искусственно.

Второй фактор, играющий значительную роль, это сопутствующие заболевания. Такие недуги как артрит, карпальный тоннельный синдром, болезнь Паркинсона, менопауза, заболевания щитовидной железы (сопровождающиеся расширением глазной щели и нарушением правильного положения век), а также применение антихолинэргических, антигистаминных, диуретических препаратов - все это приводит к усиленному испарению слезной жидкости, усугубляя симптомы компьютерного зрительного синдрома.

И наконец, третья, и не менее важная причина CVS - неправильное положение пользователя по отношению к монитору, а также неправильное расположение самого монитора по отношению к внешним источникам освещения. Излишняя яркость, неверные настройки цвето- и светопередачи, да и просто кричащая, режущая взгляд тема оформления окон Windows - вот кирпичики из которых строится плохое самочувствие наших глаз.

В итоге у пользователя, который регулярно работает за экраном компьютера, возрастает чувствительность глаз и к другим видам работ, при которых необходим высокий уровень зрительного напряжения. Это езда на автомобиле, работа с цифрами и многое другое. Кстати о цифрах и наборе текста - отмечено, что набор и постоянное переключение внимания с клавиатуры на экран утомляет зрение на порядок больше, чем просто чтение экранного текста.

Опасные симптомы

Если вы все чаще начинаете чувствовать, что появляются головные боли и затуманивание зрения, взгляд становится тяжело перефокусировать на предметы, расположенные вдалеке, и обратно, а во время чтения вы ощущаете очень быструю усталость при том, что в такие минуты изображение и буквы на экране начинают расплываться - самое время подумать о визите к врачу-офтальмологу. Дополнительным стимулом обратиться к специалисту являются сопутствующие ощущения жжения в глазах, покраснения глазных яблок и боль во время их передвижения. Боль может распространяться от глазниц вплоть до области лба. Не зря такое состояние иногда еще называют ощущением «горящих глаз». Большинство людей отмечают такие проявления через 4 часа работы за экраном монитора, некоторые уже через 2. А проведя непрерывно 6 или более, подобные ощущения может получить любой человек.

Компьютерный зрительный синдром - это совокупность проблем. Часто он выступает как лакмусовая бумажка, обнажая заболевания глаз. Хотя симптомы CVS постепенно проходят при ограничении или полном отказе на время от работы с компьютером, не стоит тешить себя мыслью, что синдром является лишь искусственным и контролируемым недугом. CVS дает и осложнения, - в первую очередь, т. н. спазм аккомодации, или ложную близорукость. Такое состояние возникает после длительного зрительного напряжения (мышца хрусталика сжимается, о чем уже говорилось выше), и спустя некоторое время проходит само собой. Но вот постоянное нахождение в состоянии спазма аккомодации, день за днем, месяц за месяцем, грозит настоящей опасностью, так как влечет за собой уже реальную, а не временную близорукость.

Профилактика заболеваний

Самый простой, так сказать, «дедовский» способ обезопасить себя - делать как можно больше перерывов в работе. Но отдых не подразумевает, что вы должны переключить свое внимание на планшет или игру на сотовом телефоне. Настоящая разгрузка для глаз получится лишь тогда, когда вы переведете взор на предметы, которые не раздражают и не держат глазные мышцы в напряжении. Подойдите к окну, еще лучше откройте его и начните смотреть на самую дальнюю точку. Уделите ей пару минут, потом переведите взгляд на что-то более близкое. Главное, чтобы ваш взгляд был направлен на видимый дальний пейзаж. Если окно далеко или вы просто не имеете к нему доступа, примите за правило делать 20-ти секундные перерывы каждые 20 минут и рассматривать при этом какой-либо предмет на расстоянии не менее 6 метров.

Важно правильно организовать рабочее место и обеспечить рациональный режим труда за компьютером. К удобству работы следует подойти комплексно. Обеспечьте равномерное и достаточное освещение, дабы исключить опасные экранные блики. Стул или кресло должны регулироваться по высоте, иметь поддержку для поясницы, подлокотники не должны мешать боковым движениям рук, но при этом служить опорой локтям и предплечьям. Расстояние от экрана до лица должно составлять не менее тридцати сантиметров, в идеале оно должно быть в пределах 50-70 сантиметров. Центр монитора расположите ниже горизонтальной линии взора на 10-25 см. Положение туловища играет не меньшую роль - стопы твердо стоят на полу, коленные суставы должны быть согнуты под углом 90 градусов, а кисти рук находиться на клавиатуре в горизонтальном положении. Угол между сиденьем и спинкой стула должен быть чуть больше 90 градусов.

Пару слов о контактных линзах. Как уже было сказано, компьютерное изображение в любом случае в какой-то мере уменьшает частоту морганий, что приводит к снижению увлажненности глаз. Но слезная жидкость является главным поставщиком кислорода и питательных веществ к роговице из-за малого количества кровеносных сосудов в ней. Ношение линз, даже самых современных, снижает кислородную проницаемость, что часто приводит к появлению гипоксии роговицы. Это имеет опасные последствия - происходит патологическое разрастание сосудов роговицы, что ведет к резкому ухудшению зрения, так как разросшиеся сосуды меняют прозрачность роговицы глаза. Старайтесь вовсе не использовать линзы при работе за компьютером. На смену им вполне сойдут обычные очки.

Компьютерный монитор давно уже стал продолжением реальности, еще одним окном в окружающий мир. Глядя через него, порой и трава кажется зеленее, и солнце светит ярче, и цветы горят и переливаются более сочными красками. Вот только беда - один раз приковав к себе взор, он постепенно ухудшает его, туманя и ослабляя резкость. Но как бы то ни было, в наших силах всегда остается возможность вовремя почувствовать это, и не дать прогрессу захватить над зрением полную власть.

3 простых упражнения для глаз

1. Напрягаем глазные мышцы.
Закрываем глаза и напрягаем их мышцы. Не открывая глаз, медленно переводим взгляд влево, потом вправо, насколько это возможно. Повторяем эти манипуляции около 10 раз.

2. Расслабляем глаза и активизируем кровоток.
Зажмурьте глаза очень сильно и напрягите мышцы лица и шеи. Дальше задержите дыхание на 10 секунд и не расслабляйтесь. Когда закончится последняя секунда - быстро вдохните, при этом широко открыв глаза и рот.

3. Массажируем глазные яблоки.
Положите на веки кончики пальцев и сделайте десять раз быстрые, но легкие движения. Мышцы глаз под пальцами ощущаться не должны! После отдохните с закрытыми глазами пару минут и повторите массаж еще дважды.



Просмотров