Ст 77 семейного кодекса российской федерации. Теория всего

Официальный текст :

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Комментарий юриста :

Опасность пребывания ребенка с родителями (одним из них) может иметь разные масштабы. Но когда имеет место непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью (оставлен на улице в холодное время года, живет целые дни в неотапливаемом помещении, брошен надолго на лестничной площадке дома, находится в одиночестве в доме (квартире) без пищи, необходимой одежды и т.п.), иначе говоря, когда требуются срочные меры по его спасению, одной из таких мер является немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них).

Тем более что оформление материалов на лишение, ограничение родительских прав требует времени, которое нельзя в подобной ситуации упустить. Причем под немедленным отобранием следует понимать, во-первых, изъятие ребенка из семьи, где ему грозит гибель. Во-вторых, акт принудительного характера, когда родитель, чей ребенок погибает, исчез. В обоих случаях - цель одна: спасти ребенка, которого забирают и устраивают в одно из детских учреждений, а чаще всего в больницу.

Функции по немедленному отобранию ребенка возлагаются на органы опеки и попечительства, их представителя, который составляет акт, где фиксируются все обстоятельства, установленные при обследовании.

Пример из судебной практики: в одной из деревень Хабаровского края в зимнюю пору, когда температура воздуха опустилась до -30°, трое малолетних детей остались в неотапливаемом доме, без еды. Куда уехала их мать и насколько, никому не было известно. Дети съели все, что можно было съесть. У годовалого мальчика были обморожены ноги. Соседи, заметив неладное, сообщили в органы опеки и попечительства, после чего дети были немедленно изъяты из семьи и отправлены в больницу.

Создание непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка путем оставления его в опасности является уголовно наказуемым преступлением, предусмотренным статьей 125 Уголовного Кодекса. Тяжесть такого преступления усугубляется тем, что оно совершается самыми близкими детям лицами - родителями (одним из них), хотя их прямая обязанность - заботиться о своих детях.

Поэтому при отобрании ребенка органы опеки и попечительства обязаны:

Немедленно сообщить о состоявшемся отобрании прокурору;

Обеспечить временное устройство ребенка, что обычно делается сразу, чтобы не оставлять ребенка в губительной для него обстановке;

В течение семи дней после вынесения (составления) органами опеки и попечительства акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родительских прав либо об ограничении родительских прав. Думается, что такой срок явно недостаточен для предъявления иска, требующего соответствующего оформления, а также поиска потенциальных ответчиков (ответчика).

Вы думате, что вы русский? Родились в СССР и думаете, что вы русский, украинец, белорус? Нет. Это не так.

Вы на самом деле русский, украинец или белорус. Но думате вы, что вы еврей.

Дичь? Неправильное слово. Правильное слово “импринтинг”.

Новорожденный ассоциирует себя с теми чертами лица, которые наблюдает сразу после рождения. Этот природный механизм свойственен большинству живых существ, обладающих зрением.

Новорожденные в СССР несколько первых дней видели мать минимум времени кормления, а большую часть времени видели лица персонала роддома. По странному стечению обстоятельств они были (и остаются до сих пор) по большей части еврейскими. Прием дикий по своей сути и эффективности.

Все детство вы недоумевали, почему живете в окружении неродных людей. Редкие евреи на вашем пути могли делать с вами все что угодно, ведь вы к ним тянулись, а других отталкивали. Да и сейчас могут.

Исправить это вы не сможете – импринтинг одноразовый и на всю жизнь. Понять это сложно, инстинкт оформился, когда вам было еще очень далеко до способности формулировать. С того момента не сохранилось ни слов, ни подробностей. Остались только черты лиц в глубине памяти. Те черты, которые вы считаете своими родными.

1 комментарий

Система и наблюдатель

Определим систему, как объект, существование которого не вызывает сомнений.

Наблюдатель системы - объект не являющийся частью наблюдаемой им системы, то есть определяющий свое существование в том числе и через независящие от системы факторы.

Наблюдатель с точки зрения системы является источником хаоса - как управляющих воздействий, так и последствий наблюдательных измерений, не имеющих причинно-следственной связи с системой.

Внутренний наблюдатель - потенциально достижимый для системы объект в отношении которого возможна инверсия каналов наблюдения и управляющего воздействия.

Внешний наблюдатель - даже потенциально недостижимый для системы объект, находящийся за горизонтом событий системы (пространственным и временным).

Гипотеза №1. Всевидящее око

Предположим, что наша вселенная является системой и у нее есть внешний наблюдатель. Тогда наблюдательные измерения могут происходить например с помощью «гравитационного излучения» пронизывающего вселенную со всех сторон извне. Сечение захвата «гравитационного излучения» пропорционально массе объекта, и проекция «тени» от этого захвата на другой объект воспринимается как сила притяжения. Она будет пропорциональна произведению масс объектов и обратно пропорциональна расстоянию между ними, определяющим плотность «тени».

Захват «гравитационного излучения» объектом увеличивает его хаотичность и воспринимается нами как течение времени. Объект непрозрачный для «гравитационного излучения», сечение захвата которого больше геометрического размера, внутри вселенной выглядит как черная дыра.

Гипотеза №2. Внутренний наблюдатель

Возможно, что наша вселенная наблюдает за собой сама. Например с помощью пар квантово запутанных частиц разнесенных в пространстве в качестве эталонов. Тогда пространство между ними насыщено вероятностью существования породившего эти частицы процесса, достигающей максимальной плотности на пересечении траекторий этих частиц. Существование этих частиц также означает отсутствие на траекториях объектов достаточно великого сечения захвата, способного поглотить эти частицы. Остальные предположения остаются такими же как и для первой гипотезы, кроме:

Течение времени

Стороннее наблюдение объекта, приближающегося к горизонту событий черной дыры, если определяющим фактором времени во вселенной является «внешний наблюдатель», будет замедляться ровно в два раза - тень от черной дыры перекроет ровно половину возможных траекторий «гравитационного излучения». Если же определяющим фактором является «внутренний наблюдатель», то тень перекроет всю траекторию взаимодействия и течение времени у падающего в черную дыру объекта полностью остановится для взгляда со стороны.

Также не исключена возможность комбинации этих гипотез в той или иной пропорции.

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Комментарий к Статье 77 СК РФ

1 — 2. Достаточно часто на практике возникают ситуации, требующие немедленного реагирования и совершения активных действий по защите прав и интересов ребенка из-за существующей реальной угрозы его жизни или здоровью. Это может быть вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязанностей родителями. Однако юридические процедуры лишения или ограничения родительских прав по времени достаточно долгие. Признанный судебный порядок этих процедур рассчитан не на мобильную защиту прав и интересов ребенка, а на правильное установление оснований применения семейно-правовых мер ответственности к родителям, пренебрегающим своими родительскими обязанностями, поскольку от правильной оценки представленных доказательств зависит, прекратятся ли правоотношения между родителями и детьми или они будут ограничены. В этой связи п. 1 комментируемой статьи предусматривает оперативную меру административного воздействия на родителей (одного из них) с целью защиты прав и интересов ребенка. Такой мерой в соответствии с комментируемой статьей является отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью. Она не связана с лишением или ограничением родительских прав, а направлена исключительно на защиту прав ребенка путем отобрания его у родителей органом опеки и попечительства до принятия судебного решения о лишении родителей родительских прав или об ограничении их в родительских правах.

Специфика применения указанной меры состоит в следующем:

а) основанием ее применения является наличие реальной угрозы, не вызывающей сомнения в возможности наступления негативных последствий для жизни ребенка или его здоровья. Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания, избиения или истязания ребенка родителями, грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п. Оценка реальной угрозы зависит от возраста ребенка;

б) данная мера направлена на безотлагательное, оперативное вмешательство и устранение угрозы опасности для ребенка;

в) в соответствии с законом данная мера может быть применена не только к родителям, не исполняющим своих родительских обязанностей, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;

г) решение об отобрании ребенка носит административный характер и принимается органом местного самоуправления. Следует отметить, что конкретного названия акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) п. 1 комментируемой статьи не определяет. На уровне субъектов РФ данное положение может конкретизироваться. Например, п. 2 ст. 67 Судебной коллегии Республики Татарстан лишь вносит уточнение, что немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта специально уполномоченного органа исполнительной власти Республики Татарстан в области образования. Таким образом, можно сделать вывод о том, что название акта органа местного самоуправления об отобрании ребенка у родителей (одного из них) в разных субъектах РФ может быть различным, поскольку в соответствии со ст. 44 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» виды муниципальных правовых актов, принимаемых органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, определяются Уставом муниципального образования. Так, например, на основании ст. 58 Устава муниципального образования г. Казани, утв. решением представительного органа муниципального образования г. Казани от 17 декабря 2005 г. N 3-5 <1>, органы и должностные лица местного самоуправления г. Казани во исполнение возложенных на них полномочий издают (принимают) постановления и распоряжения по вопросам местного значения и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий;

———————————

д) специфичен и сам порядок оперативного принятия мер по отобранию ребенка: во-первых, орган исполнительной власти субъекта РФ по результатам рассмотрения сообщения о наличии угрозы жизни и здоровью ребенка выносит соответствующий акт об отобрании ребенка (постановление, распоряжение); во-вторых, на основании решения органа исполнительной власти осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства, который:

— сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора (п. 2 комментируемой статьи), который при необходимости может возбудить уголовное дело в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние;

— временно устраивает ребенка у другого родителя, родственников, знакомых, при их отсутствии — в социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, центры помощи детям и в другие аналогичные специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

— в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав (п. 2 комментируемой статьи) либо отмене усыновления (см. комментарий к ст. ст. 141, 142 СК РФ).

Причем следует иметь в виду, что если угроза для жизни или здоровья ребенка исходит от опекуна (попечителя), то орган опеки и попечительства отстраняет его от выполнения своих обязанностей (ст. 39 ГК РФ) и отбирает ребенка без судебного разбирательства. В случае если опасность для ребенка исходит от приемных родителей, орган опеки и попечительства, отбирая ребенка у приемных родителей, расторгает с ними договор о приемной семье. В соответствии со ст. 12 Закона об опеке и попечительстве в случаях, если в интересах несовершеннолетнего гражданина ему необходимо немедленно назначить опекуна или попечителя, орган опеки и попечительства вправе принять акт о временном назначении опекуна или попечителя (акт о предварительных опеке или попечительстве), в том числе при отобрании ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, на основании ст. 77 СК РФ и нецелесообразности помещения ребенка в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Если прокурор не согласен с отобранием ребенка у родителей или лиц, их заменяющих, то в соответствии со ст. 28 Закона РФ от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» он вправе принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;

е) действия органов опеки и попечительства по отобранию ребенка могут быть обжалованы в судебном порядке родителями в соответствии с Законом РФ от 27 апреля 1993 г. N 4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».

Другой комментарий к Ст. 77 Семейного кодекса Российской Федерации

1. Степень опасности общения ребенка с родителями может быть разной. Кроме того, в одних случаях ее могут смягчать окружающие ребенка члены его семьи, в других — очевидно, что ребенок на грани гибели. Именно для разрешения таких ситуаций предназначена ст. 77 СК РФ, которая позволяет органам опеки и попечительства отобрать ребенка у родителей (одного из них) немедленно. Хотя п. 1 ст. 77 СК РФ говорит только о праве этих органов, надо полагать, что налицо их профессиональная обязанность спасти ребенка с помощью отобрания в упрощенном административном порядке. При этом не имеет значения, наступили или нет негативные последствия такой опасности. Важно одно — она существует.

По смыслу п. 1 ст. 77 СК РФ использовать такую исключительную по своему характеру меру защиты прав и интересов ребенка могут только органы опеки и попечительства. Они вправе (и обязаны) отобрать ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью не только у родителей (одного из них), но и у других лиц, на попечении которых ребенок находится. Что касается детей, находящихся на попечении детского воспитательного, медицинского учреждения, учреждения социальной защиты населения, существующая для них опасность может быть устранена путем незамедлительного их перевода в другое соответствующее учреждение. Одновременно следует решить вопрос о привлечении к ответственности лиц, на которых возложена обязанность заботиться о несовершеннолетнем, его воспитании. В отношении работников образовательных учреждений в таких случаях действует ст. 56 Закона РФ «Об образовании», которая устанавливает, что основанием для увольнения педагогического работника образовательного учреждения по инициативе администрации этого образовательного учреждения до истечения срока действия трудового договора (контракта) является применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника.

Отобрание предполагает изъятие ребенка у родителей, которые не хотят с ним расстаться. Иное дело, когда ребенок оказывается брошенным, что представляет особую опасность для малолетних детей. Получив сведения о таком ребенке (например, от соседей, медицинских работников и других лиц), необходимо принять срочные меры по его устройству. Этому устройству может предшествовать направление ребенка в одно из медицинских учреждений, в детский приют, детский приемник и т.п. По смыслу п. 1 ст. 121 СК РФ использовать любой способ устройства ребенка, оставшегося без родительского попечения, могут только органы опеки и попечительства. То же самое можно сказать об отобрании ребенка при непосредственной угрозе его жизни или здоровью.

Правовым основанием такого отобрания служит постановление (распоряжение) органа местного самоуправления, в котором, во-первых, констатируется факт пребывания несовершеннолетнего в крайне опасной для его жизни или здоровья обстановке, во-вторых, дается указание о немедленном его отобрании. В основу такого постановления (распоряжения) должен быть положен акт обследования условий жизни ребенка, составленный по фактическому месту его нахождения и подписанный представителем органов опеки и попечительства, управомоченных защищать права ребенка.

За отобранием ребенка органами опеки и попечительства следует:

  • незамедлительное уведомление о случившемся прокурора;
  • временное устройство отобранного ребенка;
  • предъявление в суд иска о лишении родительских прав или ограничении в родительских правах.

О таком чрезвычайном происшествии, как пребывание ребенка в опасности, и о его отобрании в связи с этим надлежит информировать прокурора. Подобного рода информация важна не только потому, что речь идет о грубом нарушении прав ребенка. В необходимых случаях прокурором может быть решен вопрос о возбуждении уголовного дела в отношении родителей (лиц, их заменяющих), совершивших общественно опасное деяние. Однако далеко не всегда удается тотчас устроить на постоянное время отобранного органами опеки и попечительства ребенка. Вот почему так важно принять меры к временному его устройству (в больницу, санаторий, в одно из учреждений Министерства социальной защиты и др.). Такое устройство п. 2 ст. 77 СК РФ вменяет в обязанность органам опеки и попечительства, которым предстоит действовать в соответствии со ст. 123 СК РФ. Причем временное устройство ребенка как экстренная мера помощи не освобождает эти органы от обязанности завершить защиту прав несовершеннолетнего.

2. Отобрание ребенка, его устройство — только одна сторона дела. Последовательность в охране прав отобранного в административном порядке несовершеннолетнего требует решения вопроса, касающегося прав (и обязанностей) родителей (одного из них), а также заменивших их лиц. Поэтому пункт 2 ст. 77 СК РФ обязывает органы опеки и попечительства в течение семи дней предъявить иск либо о лишении родительских прав, либо об ограничении родителей в этих правах. Никаких исключений на этот счет не существует. В названный срок надлежит не только собрать материалы в обоснование исковых требований, но и предъявить иск.

В результате отобрания ребенка у лиц, заменяющих родителей, опекун (попечитель) отстраняется от выполнения опекунских обязанностей (п. 3 ст. 39 ГК РФ); расторгается договор о передаче ребенка на воспитание в семью (ст. 152 СК РФ); отменяется усыновление (ст. 141 СК РФ).

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Комментарий к Ст. 77 СК РФ

1. Предусмотренная комментируемой статьей мера является оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего. Данная мера имеет следующие особенности:

1) основанием является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что выражается в физическом, психическом воздействии на ребенка, оставлении ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания. При этом учитывается возраст ребенка;

2) необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка;

3) данная мера может быть применена не только к родителям, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;

4) решение об отобрании ребенка носит административный характер; отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

5) осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства;

6) о применении данной меры должен быть уведомлен прокурор. В том случае, если прокурор не согласен с данной мерой, он вправе в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ) принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

7) в течение семи дней после вынесения административного акта орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав;

8) как и любые действия административных органов, действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы родителями в суд.

Отобрание ребенка является крайней и оперативной мерой, для применения которой необходимо установление факта угрозы жизни или здоровью ребенка. Как следует из правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной в п. 95 Постановления от 8 апреля 2004 г. по делу «Хазе (Haase) против Германии», сам по себе тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его воспитания среду, не оправдывает принудительные меры по отобранию его у биологических родителей; требуется наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости такого вмешательства в право родителей на семейную жизнь вместе с их ребенком, закрепленное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
———————————
Постановление Европейского суда по правам человека от 8 апреля 2004 г. N 11057/02 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2004. N 9.

2. Ребенок может быть передан другому родителю, родственникам, а при отсутствии таковых — в детский дом. В дальнейшем вопрос об устройстве ребенка будет решен либо в судебном (вопросы об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка и др.) либо в административном порядке (вопросы о передаче под опеку или попечительство, в том числе в приемную семью, о патронатном воспитании и др.). В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекуна, попечителя), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя), расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью, договора о патронатном воспитании.



Просмотров