Срок обжалования бездействия приставов. Как обжаловать постановление пристава

Каждому гражданину предоставлена возможность защитить свои интересы. Это можно сделать подачей искового заявления в суд или обжалованием решений, постановлений, поведения должностных лиц. Распространяется эта возможность и на период применения мер принуждения. Рассмотрим далее, как составляется жалоба на службу судебных приставов.

Когда возникает необходимость оспаривания?

Образцы жалоб на судебных приставов указывают на самые разнообразные причины, по которым у граждан появляется желание подать заявление. В качестве одной из основных выступает неисполнение должностным лицом требований законодательства. К примеру, кредитор может убедить недобросовестного пристава на вынесение постановления по исполнительному листу с истекшим сроком или начать принудительное производство, не определив для должника период для добровольного исполнения обязательств. Нередки случаи, когда арестовывается имущество ответчика, стоимость которого в несколько раз выше суммы долга, вмененной решением. Подать жалобу на судебных приставов можно и в случае, если они отказывают в возможности ознакомления с материалами производства.

Нормативная база

Жалоба на судебного пристава-исполнителя составляется в порядке, установленном в гл. 18 ФЗ №229. Правила сформулированы и в Законе №4866-1. Согласно его положениям, также может быть составлена жалоба на действия судебного пристава и решения должностного лица, которыми нарушаются свободы и интересы граждан.

В какие сроки можно направить обращение?

Рассмотрение претензий осуществляется уполномоченной инстанцией согласно правилам, которые предусмотрены в гл. 25 ГПК. Жалоба на постановление судебного пристава может быть направлена в течение 10-ти дней с даты его вынесения. в практике имеют место случаи, когда должник вовремя не извещен о начале производства. В этом случае составляется жалоба на бездействие судебного пристава. Она направляется в десятидневный срок, исчисление которого начинается с момента, когда гражданину стало или должно было стать известно о начале производства. В случае пропуска установленного периода гражданин вправе написать ходатайство о его восстановлении. В заявлении необходимо изложить уважительные причины и привести доказательства. Если суд посчитает основания пропуска срока недостаточными, ходатайство не будет удовлетворено.

Порядок подчиненности

Обжалование действий пристава и принятых им актов осуществляется в городском (районном) суде. Заявление направляется в ту инстанцию, где должностное лицо исполняет свои обязанности. В ходе рассмотрения претензии должностное лицо обязано будет доказать соответствие своего поведения нормам закона. Жалоба старшему судебному приставу направляется на акты, принятые подчиненным ему лицом, кроме тех, которые утверждены им. Претензия вышестоящему лицу адресуется и в случае оспаривания поведения представителя ФССП. Жалоба на судебного пристава, его поведение и утвержденные акты направляется руководителю подразделения субъекта РФ. Это правило распространяется и на заявления об оспаривании поведения руководителей подразделений, их заместителей. Жалоба на судебного пристава (его поведение и принятые им акты) может направляться как непосредственно вышестоящим должностным лицам ССП, так и через сотрудника, в отношении которого предъявляются претензии.

Порядок рассмотрения

Жалоба на судебного пристава направляется руководству сотрудников, чьи акты и поведение оспариваются, в течение трех дней с момента ее поступления. В случае если должностное лицо, которое получило заявление, не имеет полномочий на ее рассмотрение, оно обязано передать обращение уполномоченному специалисту, отправив письменное уведомление об этом заявителю. Последний может отозвать претензию до принятия решения по ней.

Требования к составлению

Жалоба на судебного пристава (его поведение либо принятые им акты) оформляется письменно. Обращение должно быть заверено подписью заявителя либо его представителя. В последнем случае к претензии должен прилагаться документ, подтверждающий полномочия лица.

В содержании обращения должно указываться:

  1. Ф.И.О., должность того пристава, поведение, отказ либо принятый акт которого оспаривается.
  2. Ф.И.О. гражданина либо название организации, место пребывания (жительства, нахождения) заявителя.
  3. Основания, в соответствии с которыми предъявляется претензия на поведение, принятый акт или отказ должностного лица.
  4. Непосредственно требования заявителя.

Важный момент

Заявитель при направлении претензии может не прилагать документы, подтверждающие приведенные в ней обстоятельства. В случае если наличие этих доказательств будет иметь значение при рассмотрении жалобы, должностное лицо, уполномоченное на ее рассмотрение, может их запросить. В таком случае период, в течение которого проводится разбирательство претензии, будет приостановлен до получения необходимых документов, но не больше, чем на десять дней.

Сроки рассмотрения

Жалоба, которая подана в порядке подчиненности, должна быть проверена на протяжении 10-ти дней с даты поступления. Рассмотрение осуществляется только уполномоченным на это лицом. В случае принятия жалобы на поведение пристава или принятый им акт судом, проверка претензии, поданной в порядке подчиненности, приостанавливается.

Случаи оспаривания

Постановления пристава, его поведение по обеспечению реализации установленных в решении уполномоченной инстанции обязательств могут обжаловаться в органе общей юрисдикции или арбитраже. Инстанция должна находиться на территории, где осуществляет свою работу указанное должностное лицо. Претензия может направляться в ходе исполнения:

  1. Требований, которые содержатся в документах, принятых относительно граждан либо организаций, занимающихся предпринимательством без образования юрлица.
  2. Исполнительного листа, который выдан в арбитражном суде.
  3. Постановления пристава, вынесенного на основании ч. 6 ст. 30, указанного выше ФЗ, в случае, если в качестве должника выступает гражданин либо организация, занимающиеся предпринимательством без образования юрлица, и производство начато в связи с его коммерческой деятельностью.
  4. Прочих случаях, предусмотренных в АПК.

В ситуациях, не приведенных в ч. 2 указанной статьи, претензия направляется в инстанцию общей юрисдикции. Уполномоченный орган осуществляет рассмотрение поступившего заявления в течение 10-ти дней в порядке, который установлен в процессуальном законодательстве РФ и с учетом особенностей, предусмотренных в ФЗ.

Нюансы заполнения претензии

В той части, где должны быть реквизиты сторон, следует точно указать наименование органа, в который адресуется жалоба. В заявлении в обязательном порядке приводится должность и Ф.И.О. лица, чье поведение или принятый акт оспаривается. Эта информация приводится после слова "жалоба". В содержании претензии события следует излагать в том порядке, как они произошли. Если, к примеру, гражданин не был поставлен в известность о том, что начато исполнительное производство, необходимо привести обстоятельства, которые имели место в то время. Если он отсутствовал и поэтому не получил уведомление, следует указать причину и место нахождения, приложить документы, подтверждающие, что причины были уважительными. Если гражданин обращался к приставу с просьбой ознакомиться с материалами производства, но получил отказ, нужно четко изложить слова и действия должностного лица. Непосредственно при самом обращении можно попросить написать объяснение своего поведения. Если пристав и это сделать откажется, то это также следует указать в претензии. Как выше было сказано, необязательно прикладывать документы, доказывающие неправомерность поведения должностного лица. Однако специалисты рекомендуют все же подавать жалобу вместе с ними.

Это предотвратит затягивание процесса рассмотрения претензии. Описывая обстоятельства, неплохо было бы привести ссылки на законодательные акты. В этом может помочь квалифицированный юрист. Свои требования необходимо излагать четко, так, чтобы их нельзя было истолковать двояко. В конце заявления нужно перечислить прилагаемые к нему бумаги. В самом конце следует обязательно расписаться и поставить число. Если претензия составлена верно, она будет рассмотрена. В случае несоблюдения порядка оформления жалоба будет возвращена.

Альтернативный вариант

Вести борьбу с недобросовестными должностными лицами, кроме подачи жалобы на их поведение или принятые акты, можно и другим способом. Он состоит в придании огласки происходящему произволу в региональных и городских СМИ. Как показывает практика, должностных лиц совершенно не радует перспектива быть отрицательными героями телевизионных сюжетов или газетных либо журнальных заметок. Такие радикальные действия должников, как правило, влекут за собой проверку правомочности всей деятельности сотрудника, а в ряде случаев и всего подразделения. В результате дело ставится на контроль вышестоящих руководителей.
Выявленные нарушения законодательных норм влекут за собой привлечение к административной, дисциплинарной ответственности, наложение взысканий, занесение случаев в личные дела, отстранение от службы и многие другие неприятные последствия. Общественный резонанс не позволяет оставить дело без рассмотрения, "отписаться" от претензии. Придание огласки таким случаям негативным образом сказывается на репутации ФССП. В некоторых случаях обращение в СМИ может быть даже более результативным, чем обжалование постановлений или поведения приставов в установленном порядке.

В заключение

Каким методом будет осуществляться защита прав, выбирать каждому самостоятельно. Однако в любом случае необходимо помнить, что действия не должны противоречить закону. Для тех, кто выберет обжалование в установленном ФЗ порядке, следует внимательно изучить требования норм, соблюсти срок, в течение которого может быть направлена претензия. В случае необходимости можно обратиться за консультацией к квалифицированному юристу.

Как уже отмечалось, одним из способов защиты прав взыскателя и должника является возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя.

В Законе об исполнительном производстве урегулированы как судебный, так и внесудебный порядок обжалования действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя.

Согласно ст. 121 Закона об исполнительном производстве, постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде.

Постановление, действия (бездействие) главного судебного пристава РФ могут быть оспорены в суде.

Отказ в отводе судебного пристава-исполнителя может быть обжалован только лицом, заявлявшим отвод. Удовлетворение отвода судебного пристава-исполнителя обжаловано быть не может.

Постановления о взыскании исполнительского сбора и о наложении штрафа могут быть оспорены в суде.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение 10 дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действия, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение 10 дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии) (ст. 122 Закона об исполнительном производстве).

Обжалование в порядке подчиненности. В соответствии со ст. 123 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, за исключением постановления, утвержденного старшим судебным приставом, а также на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя подается старшему судебному приставу, в подчинении которого находится этот судебный пристав-исполнитель.

Жалоба на постановление судебного пристава-исполнителя, утвержденное старшим судебным приставом, постановление старшего судебного пристава, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу субъекта РФ, в подчинении которого находится старший судебный пристав.

Жалоба на постановление заместителя главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, его заместителя, а также на их действия (бездействие) подается главному судебному приставу РФ.

Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) может быть подана как непосредственно вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов, так и через должностное лицо службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие) которого обжалуются.

Должностные лица службы судебных приставов, постановления, действия (бездействие) которых обжалуются, направляют жалобу вышестоящему должностному лицу службы судебных приставов в трехдневный срок со дня ее поступления.

В случаях, когда должностное лицо службы судебных приставов, получившее жалобу на постановление, действия (бездействие), не правомочно ее рассматривать, указанное должностное лицо обязано в трехдневный срок направить жалобу должностному лицу службы судебных приставов, правомочному ее рассматривать, уведомив об этом в письменной форме лицо, подавшее жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может отозвать ее до принятия по ней решения.

Согласно ст. 124 Закона об исполнительном производстве жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в письменной форме. Указанная жалоба должна быть подписана лицом, обратившимся с ней, или его представителем. К жалобе, подписанной представителем, должны прилагаться доверенность или иной документ, удостоверяющий полномочия представителя.

В жалобе должны быть указаны:

1) должность, фамилия, инициалы должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжалуются;

3) основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;

4) требования лица, подавшего жалобу.

Лицо, подавшее жалобу, может не представлять документы, которые подтверждают обстоятельства, указанные в жалобе. Если представление таких документов имеет значение для рассмотрения жалобы, то должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее указанную жалобу, вправе запросить их. В этом случае срок рассмотрения жалобы приостанавливается до представления запрошенных документов, но не более чем на 10 дней.

В соответствии со ст. 125 Закона об исполнительном производстве должностное лицо службы судебных приставов отказывает в рассмотрении по существу жалобы на постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий, если:

1) обжалуется постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора или наложении штрафа;

2) не соблюдены установленные сроки обжалования и лицо, подавшее жалобу, не заявило ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обжалования либо такое ходатайство отклонено;

3) не соблюдены требования, установленные ч. 1 и 2 ст. 124 Закона об исполнительном производстве;

4) по жалобе аналогичного содержания судом принято решение;

5) предметом указанной жалобы являются решение, действия (бездействие) лица, не являющегося должностным лицом службы судебных приставов.

Постановление об отказе в рассмотрении жалобы по существу выносится не позднее трех дней со дня поступления жалобы и может быть обжаловано вышестоящему должностному лицу или оспорено в суде.

Согласно ст. 126 Закона об исполнительном производстве, жалоба, поданная в порядке подчиненности, должна быть рассмотрена должностным лицом службы судебных приставов, правомочным рассматривать указанную жалобу, в течение 10 дней со дня ее поступления.

Принятие судом к рассмотрению заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов приостанавливает рассмотрение жалобы, поданной в порядке подчиненности.

В соответствии со ст. 127 Закона об исполнительном производстве решение должностного лица службы судебных приставов по жалобе принимается в форме постановления, в котором должны быть указаны:

1) должность, фамилия и инициалы должностного лица, принявшего решение по жалобе;

2) фамилия, имя, отчество гражданина или наименование организации, подавших жалобу, место жительства или место пребывания гражданина либо местонахождение организации;

3) краткое изложение жалобы по существу;

4) обоснование принятого решения;

5) принятое по жалобе решение;

6) сведения о порядке обжалования принятого решения.

По результатам рассмотрения жалобы должностное лицо службы судебных приставов признает постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий правомерными и отказывает в удовлетворении жалобы или признает жалобу обоснованной полностью или частично.

В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично должностное лицо принимает одно из следующих решений:

1) отменить полностью или частично вынесенное постановление;

2) отменить принятое постановление и обязать должностное лицо принять новое решение в соответствии с законодательством РФ;

3) отменить принятое постановление и принять новое решение;

4) признать действия (бездействие), отказ в совершении действий неправомерными и определить меры, которые должны быть приняты в целях устранения допущенных нарушений.

Постановление, принятое по результатам рассмотрения жалобы, подлежит исполнению в течение 10 дней со дня его поступления к должностному лицу службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого обжаловались, если в постановлении не указан иной срок его исполнения.

Должностное лицо службы судебных приставов, рассматривающее жалобу, вправе принять меры по привлечению должностного лица службы судебных приставов, постановление, действия (бездействие), отказ в совершении действий которого признаны неправомерными, к дисциплинарной и иной ответственности.

Копия постановления, принятого по результатам рассмотрения жалобы, направляется лицу, обратившемуся с жалобой, не позднее трех дней со дня принятия указанного постановления.

Обжалование в судебном порядке. Согласно ст. 128 Закона об исполнительном производстве, постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.

Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в следующих случаях:

1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;

2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 Закона об исполнительном производстве, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 Закона об исполнительном производстве, если должником является организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;

4) в иных случаях, установленных арбитражно-процессуальным законодательством РФ.

Во всех остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.

Таким образом, подведомственность по жалобам на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя разграничивается между судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Если в сводном исполнительном производстве объединены исполнительные производства по исполнению исполнительного листа суда общей юрисдикции и исполнительного листа арбитражного суда, жалобы на действия судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением указанных исполнительных документов, рассматриваются судом общей юрисдикции (п. 2 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

Однако в Законе об исполнительном производстве не говорится о том, в каком порядке должны рассматриваться подобные жалобы. Полагаем, что Закон об исполнительном производстве должен содержать хотя бы сведения о виде судопроизводства, в котором рассматривались бы жалобы на действия судебного пристава-исполнителя. Имеется лишь указание в ч. 4 ст. 128 Закона об исполнительном производстве на то, что рассмотрение заявления судом производится в 10-дневный срок по правилам, установленным процессуальным законодательством РФ, с учетом особенностей, установленных Законом об исполнительном производстве.

Поэтому необходимо обратиться к соответствующему процессуальному законодательству и проанализировать содержание ГПК РФ и АПК РФ на предмет определения процессуального порядка рассмотрения жалоб на действия (бездействие), постановления судебного пристава-исполнителя, а также иных должностных лиц службы судебных приставов.

Ранее, когда действовал ГПК РСФСР, в научной литературе высказывались различные варианты решения задачи о процессуальном порядке рассмотрения данных дел. Например, Т.К. Андреева полагает, что применительно к порядку рассмотрения жалоб на действия судебного пристава-исполнителя в суде общей юрисдикции сохраняют свое действие правила, изложенные в ст. 428 ГПК РСФСР*(204) .

С другой стороны, В.В. Ярков, напротив, считал, что применение гл. 42 ст. 428 ГПК РСФСР недопустимо, так как жалобы на действия судебных приставов-исполнителей должны рассматриваться судами в том же порядке, что и жалобы на действия других государственных органов и должностных лиц, урегулированном Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" и гл. 24.1 ГПК*(205) .

Сейчас, в то время как действует новое гражданское процессуальное законодательство, обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя осуществляется в порядке ст. 441 ГПК РФ. Поскольку публично-правовая природа таких дел очевидна, возможно применение также положений гл. 25 ГПК РФ, хотя непосредственных указаний на это в законе не имеется.

Судебный пристав-исполнитель - государственный служащий (п. 2 ст. 3 Закона о судебных приставах), а служба судебных приставов является государственной службой. Следовательно, на них распространяется уже упоминавшийся Закон о государственной гражданской службе. В суде общей юрисдикции в порядке производства по делам, возникающим из публичных правоотношений, предусмотрена возможность рассмотрения оспаривания решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих (гл. 25 ГПК РФ).

Обжалование действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в суде по ст. 441 ГПК РФ имеет некоторые особенности.

1. Прежде всего, правом подачи жалобы на действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебного постановления, постановления государственного или иного органа либо на отказ в совершении таких действий обладают взыскатель или должник, а также их представители, в случае надлежащего оформления полномочий. Право подачи жалобы является специальным полномочием представителя взыскателя или должника (п. 3 ч. 3 ст. 57 Закона об исполнительном производстве). Кроме того, лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя (п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77).

2. Согласно правилам подсудности, жалоба подается в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель.

3. Жалоба может быть подана в течение 10 дней со дня совершения действия (отказа в совершении действия) или со дня, когда взыскателю или должнику, не извещенным о времени и месте совершения действия судебного пристава-исполнителя, стало о нем известно.

4. Жалоба на действия судебного пристава-исполнителя рассматривается в судебном заседании.

5. Взыскатель, должник и судебный пристав-исполнитель должны быть извещены о времени и месте заседания, однако их неявка не является препятствием к разрешению жалобы.

6. По результатам рассмотрения жалобы принимается решение суда. Кроме случаев обжалования постановлений старшего судебного пристава об отказе в отводе судебного пристава-исполнителя, когда по результатам рассмотрения заявления выносится определение, на которое может быть подана частная жалоба.

Однако это только одна сторона вопроса о порядке обжалования действий должностных лиц службы судебных приставов. В соответствии со ст. 128 Закона об исполнительном производстве такие дела подведомственны также арбитражным судам. Следовательно, также становится актуальным вопрос: в каком порядке следует рассматривать данные жалобы в арбитражном судопроизводстве?

В судебной практике существовал ряд дискуссионных вопросов, связанных с подведомственностью данных дел. В настоящее время часть спорных вопросов разрешена. Так, в п. 1 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, отмечается, что с учетом подведомственности, определенной ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражный суд признал подведомственным ему дело об оспаривании организацией постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. В обоснование приводится следующая ситуация: государственное унитарное предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя по исполнению исполнительного документа, выданного налоговым органом. Арбитражный суд первой инстанции прекратил производство по делу на том основании, что дела об оспаривании действий (бездействия) судебных приставов-исполнителей по исполнению исполнительных документов иных (кроме арбитражных судов) органов арбитражным судам не подведомственны, поскольку, согласно ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., указанные дела рассматриваются в судах общей юрисдикции. Суд кассационной инстанции определение суда отменил, дело направил в суд первой инстанции на новое рассмотрение, указав, что определение суда первой инстанции вынесено судом без учета положений АПК РФ, вступившего в действие с 1 сентября 2002 г.

Выводы арбитражного суда кассационной инстанции основаны на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК РФ решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом.

Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК РФ, арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей.

Согласно ст. 329 АПК РФ, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК РФ и другим федеральным законом, по правилам, установленным гл. 24 АПК РФ.

В гл. 24 АПК РФ установлены особенности рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с некоторыми особенностями, которые будут изложены ниже.

Производство по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц (ст. 197 АПК РФ). При этом граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если полагают, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Прокурор, а также государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя, если они полагают, что оспариваемые решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Необходимо также учитывать, что лицо, не являющееся участником исполнительного производства, может оспаривать в суде действия судебного пристава-исполнителя, если полагает, что такие действия нарушают права и законные интересы заявителя. Так, в п. 3 Обзора практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов, утвержденного информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 21.06.2004 N 77, приводится следующая ситуация: судебный пристав-исполнитель возбудил исполнительное производство на основании исполнительного листа арбитражного суда о взыскании с организации денежной суммы в пользу взыскателя. Поскольку должник в срок, установленный судебным приставом-исполнителем, долг добровольно не уплатил, судебный пристав-исполнитель арестовал недвижимое имущество должника с целью реализации. Коммерческий банк, являющийся залогодержателем недвижимого имущества, оспорил в арбитражном суде действия судебного пристава-исполнителя, указав на то, что имеется возможность удовлетворить требование, обратив взыскание на иное имущество должника с учетом очередности, установленной ст. 46, 49 Закона об исполнительном производстве 1997 г. В судебном заседании судебный пристав-исполнитель сослался на отсутствие у заявителя права обращаться с требованием о признании незаконными действий судебного пристава-исполнителя, поскольку он не является стороной исполнительного производства. Суд первой инстанции, согласившись с доводами судебного пристава-исполнителя, сославшись на ст. 90 Закона об исполнительном производстве 1997 г., согласно которой оспаривание действий судебного пристава-исполнителя может производиться взыскателем или должником, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 150 и ст. 151 и 327 АПК РФ, производство по делу прекратил. Суд кассационной инстанции признал прекращение производства по данному делу ошибочным с учетом ст. 198 и 329 АПК РФ, в силу которых действия судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены не только сторонами, но и иными лицами, если они полагают, что оспариваемые действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. Суд кассационной инстанции отменил определение арбитражного суда первой инстанции о прекращении производства по делу, указав в своем постановлении на обязанность арбитражного суда первой инстанции рассмотреть заявление по существу, не решая при этом спор, если он возникнет, о наличии или отсутствии прав заявителя на арестованное имущество.

Заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом (ст. 198 АПК РФ).

В заявлении должны быть также указаны: 1) наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие); 2) название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий; 3) права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием); 4) законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие); 5) требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В заявлении об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя должны быть также указаны сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя.

К заявлению прилагаются документы, указанные в ст. 126 АПК РФ, а также текст оспариваемого акта, решения.

К заявлению об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя прилагаются, кроме того, уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление копии заявления и необходимых доказательств судебному приставу-исполнителю и другой стороне исполнительного производства. По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

Заявление об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя государственной пошлиной не облагается (ч. 2 ст. 329 АПК РФ).

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий 10 дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа в порядке и в размерах, которые установлены в гл. 11 АПК РФ.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе (ст. 200 АПК РФ).

Решение по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц принимается арбитражным судом по правилам, установленным в гл. 20 АПК РФ.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц должны содержаться: 1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение; 3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должны содержаться: 1) наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях; 2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения; 3) указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В резолютивной части решения арбитражный суд может указать на необходимость сообщения суду соответствующим органом или лицом об исполнении решения суда.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в государственный орган, в орган местного самоуправления, в иные органы, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Жалоба на действие судебного пристава-исполнителя, образец которой мы приведем ниже, является инструментом отстаивания своих прав от лиц правоохранительных органов. Часто сотрудники нарушают законодательство. Причины, конечно, могут быть разными. Нарушение может быть как от действия сотрудника ФССП, так и от бездействия. Последнее актуально при взыскании алиментов, долгов по кредитам, займам и т.д. Об этом пойдет речь в данной статье. Также будет представлена жалоба на действие пристава-исполнителя (образец).

Что подлежит обжалованию

Какие же действия являются незаконными? Согласно закону, обжалование действия судебного пристава-исполнителя правомерно, если:


Куда обращаться

Теперь вопрос о том, куда именно следует обращаться для отстаивания своих прав и законных интересов. Обжалование действия судебного пристава-исполнителя может происходить и через суд, и при обращении в вышестоящие органы. Под последними понимаются как собственные, в системе ФССП, так и сторонние, призванные охранять законность и правопорядок, например, прокуратура. Нужно помнить, что жалоба на действия судебного пристава-исполнителя в вышестоящие органы не лишает граждан права обращаться дополнительно в суд.

Сроки

Теперь о сроках. Жалоба на действие судебного пристава-исполнителя подается в течение 10 дней с момента:

  • Незаконных действий сотрудника.
  • Установления факта бездействия.
  • Отказа в отводе. Обязательно должен происходить тогда, когда сотрудник лично заинтересован в процессе, например, при производстве дела родсвенников.

Что содержит жалоба

Образец жалобы на действия судебного пристава содержит:

  • Данные заявителя.
  • Сведения о госоргане, в который она подается.
  • Данные о лице, чьи действие нарушили законодательство: ФИО, должность и т.д.
  • Реквизиты постановления пристава, в отношении которого пишется жалоба.
  • Требования.

Какие доказательства и документы нужно прикладывать

Скажем сразу, что обращение, например, в прокуратуру на действия сотрудника правоохранительных органов, можно подавать без доказательств. Ошибочно полагать, что они не рассматриваются. Конечно, если есть хоть какие-нибудь доказательства, подтверждающие неправомерные действия приставов, то их можно приложить к заявлению. Однако если их нет, то должностное лицо обязано запросить всю информацию и без них.

Образец жалобы, или Как заставить пристава работать

В России проблема долгов стоит наиболее остро. Почти каждый третий житель имеет кредиты, алименты ссуды, ипотеки и т.д. В кризис их процент только растет, в том числе и просрочки по ним. Отделы судебных приставов просто завалены исполнительными производствами по неоплаченным долгам. Существует две проблемы в работе судебных приставов, которые влияют на возврат денег кредиторам:

  • Загруженность.
  • Лень.

К сожалению, и то и другое не редкость в наше время. Что касается лени, то это мы оставим на совести конкретных людей из правоохранительных органов. Что касается загруженности, то здесь сотрудников понять можно: дел много, не успевают и т.д. Однако, с точки зрения законодательства, загруженность правоохранительных органов не является объективной причиной, по которой можно оправдать бездействия судебного пристава-исполнителя. Образец жалобы рассмотрим ниже. Перейдем к вариантам ее подачи.

Способ первый: вышестоящие руководители

Итак, перед тем, как искать образец заявления на бездействие суд. приставов, необходимо уяснить, куда оно будет направляться. Отправить его можно вышестоящим руководителям. Однако по опыту многих граждан скажем, что способ малоэффективен. Как правило, в ответ на него можно увидеть формальную отписку.

Несмотря на это, юристы все же рекомендуют подавать к вышестоящим руководителям. Это даст дополнительные основания для подачи искового заявления, позволит подкорректировать требования, узнать аргументы заранее. Это позволит подготовиться к аргументам правоохранительных органов еще до суда.

Как узнать вышестоящего пристава

Многие граждане обращаются к юристам с вопросом: как узнать вышестоящего руководителя. Это можно сделать двумя способами:

  1. По «горячей линии» службы.
  2. Узнать у местного отделения приставов по телефону, либо сделав официальный запрос. Если по официальному номеру можно не дозвониться, то на запрос обязаны ответить по Федеральному закону «О письменных обращениях граждан».

Письмо перед жалобой

Итак, гражданин все же решился на активные действия по защите своих прав. Для этого мы рекомендуем сначала написать письмо судебному приставу-исполнителю. Образец можно не искать, написать можно в произвольной форме.

Иногда на этом этапе некоторые начинают, что называется, шевелиться. Если сотрудник знает, что он не предпринял все меры по взысканию долга заявителя, и видит, что последний настроен решительно, то может начать работу эффективнее. Дальнейшие разбирательства могут не понадобиться. Случается и так, что сотрудник «забыл» про конкретное дело, такие письма заставляют его «вспомнить» о работе.

Жалоба главному судебному приставу (образец)

Если обращение к сотруднику, отвечающему за ваше дело, не принесло результата, тогда выход - писать официальную претензию вышестоящему руководителю. Итак, жалоба на действие судебного пристава-исполнителя (образец) будет выглядеть так:

Старшему судебному приставу: (ФИО)

Адрес (территориального органа):

Адрес (заявителя):

На действия судебного пристава-исполнителя

«ХХ» ХХХХ ХХ г. судебным приставом-исполнителем (Ф.И.О.) было принято Решение № ХХ, на основе которого были совершены следующие действия: (указать конкретные действия)

Такие действия нарушают мои права и интересы, так как они противоречат ст. (указать статью) от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве». На основании вышеизложенного прошу признать такие действия незаконными.

Это на действия судебного пристава. На бездействие будет выглядеть также. Только вместо «действие» необходимо писать «бездействие». Также нужно указать, в чем оно проявилось, например: «судебные приставы не вызвали сторону для разъяснений, согласно законодательству».

Доказать бездействие довольно сложно, так как неизвестно, что делал сотрудник для взыскания долга, а что нет. Однако можно запросить, какие меры были предприняты, и по ответу анализировать нарушения.

Частые нарушения

Часто судебные приставы злоупотребляют правом в своих целях. Ни для кого не секрет, что за их работу берется исполнительский сбор. Он ложиться на плечи должника. С присужденной суммы он не снимается. Как и везде на госслужбе, с приставов требуют показатели эффективности. Поэтому иногда они начинают нарушать закон. Основные злоупотребления приставов-исполнителей:

  • Списание суммы с банковских зарплатных карт выше максимальной. Это частое явление. Приходит зарплата или аванс, а вместо смс о зачислении приходит уведомление о списании всей суммы в пользу кредитора. Сотрудники знают, что нарушают, однако процент судебных исков крайне мал, поэтому они знают о своей безнаказанности.
  • Арест имущества, которое не подлежит изъятию. Мало кто знает, но список вещей, которые подлежат отчуждению через приставов, крайне мал. Телевизор, видеомагнитофон закон не запрещает забирать, а вот вещи, которые напрямую относятся к обязательному быту, арестовывать нельзя. Особенно, если есть несовершеннолетние дети. К таковым относятся, например, микроволновая печь, духовка, холодильник и т.д. В список попадает компьютер (ноутбук), если он обязателен для работы должника.
  • Вещи других собственников. Управа на судебного пристава, который забрал вещи не должника, конечно, есть. Однако не стоит забывать, что доказывать право собственности лежит на хозяине вещи. Другими словами, если к вам пришли арестовывать плазменный телевизор, а он, например, гражданской супруги, то именно ей необходимо доказать незаконность такого действия. Если нет возможности сразу представить документы собственности (чеки, кредитные договоры и т.д.), то и понадобиться жалоба на действие судебного пристава-исполнителя, образец которой мы уже представили выше.
  • Запрет на определенные действия после погашения долга. В нашей стране, к сожалению, информация передается крайне медленно. Много случаев, когда должники полностью оплатили долг, а в аэропорту их не пускают за границу на отдых. Пока происходят все разбирательства, «сгорают» бронированные места в отелях, билеты на самолет, путевка и т.д.
  • Ненадлежащее извещение должника о вынесенном постановлении о Знайте, если для вас было неожиданным списание денежных средств в пользу кредитора, а вы постоянно проживали по одному адресу, то обязательно кто-то нарушил закон или инструкцию: суд, приставы или почтовая служба.

Способ второй: обращение в суд

Судебная жалоба на действие судебного пристава-исполнителя (образец) выглядит примерно так же, как и представленный выше образец. Измениться только «шапка», в ней будет наименование суда.

Скажем сразу, исковые требования необходимо писать в районный суд по месту нахождения отдела приставов. Например, заявитель проживает в районе А, суд был по месту жительства ответчика - районе Б, а межрайонная служба находится в районе В. Именного в суд района В и нужно писать заявления на действия или бездействие сотрудников.

Преимущество подачи в суд

Судебное признание незаконных действий приставов имеет ряд преимуществ:

  1. Можно требовать имущественный и моральный вред.
  2. Доказать неполученную прибыль, после чего требовать и ее. Например, должник профессиональный трейдер. Он торгует на рынке "Форекс". Действие его официально зарегистрировано, платятся налоги. Однако приставы изъяли компьютер с программным обеспечением в нем. В результате гражданин лишился прибыли.
  3. Изменится отношение приставов в работе с заявителем. Они будут знать, что их действия (бездействие) обязательно приведут к разбирательствам.
  4. Объективность при рассмотрении. Суд не заинтересован в сокрытии нарушения приставов. Название «судебные» не должно вводить в заблуждение. Это сотрудники исполнительной власти, а не аппарата суда. Поэтому рассуждать «у них все схвачено» не стоит.
  5. Обращение в суд на действие приставов гарантированно будет рассмотрено в течение десяти дней. Никто не будет целенаправленно затягивать процесс, фальсифицировать штампы и т.д.

Недостатки судебного разбирательства

Судебные разбирательства имеют и недостатки. Главный из них - потребуется профессиональная помощь, за которую нужно будет сначала заплатить. Однако можно, при желании, сделать это самостоятельно.

Мы считаем, что необязательно заканчивать юридический факультет, чтобы понять, как написать иск в суд на незаконные действия приставов. Это, как правило, категория дел "низкой сложности".

Заключение

В России строгие законы. Однако это нивелируется их неисполнением. Примерно это же можно сказать и про исполнения судебных решений. Конечно, пытать, лишать свободы за долги, сурово. Хотя некоторые матери, отцы детей которых годами не платят по алиментам, хотят предложить и этот вариант.

В нашей стране необходимо навести порядок по работе судебных приставов-исполнителей. На практике уже много случаев, когда за весь период производства сотрудники ни разу не предпринимали никаких действий по исполнению решений суда. Мы надеемся, что ситуация изменится в ближайшее время.

Законом предусмотрена альтернатива при обжаловании. Так жалоба на действия судебного пристава -исполнителя (далее по тексту СПИ, госслужащий) может быть подана как в порядке подчиненности (вышестоящему руководству, начальнику отдела – старшему судебному приставу), так и в районный суд общей юрисдикции, либо в арбитражный суд субъекта РФ. Такой подход, следует отметить, более эффективен, поскольку позволяет получить более независимую оценку действиям госслужащего.

Если при подаче заявления в порядке подчиненности, либо арбитражный суд вопросов с подсудностью не возникает, то вот при направлении заявления в районный суд общей юрисдикции необходимо определиться с административным районом, на который распространяются полномочия государственного служащего. (Например: если Вы обжалуете действия СПИ Засвияжского района, то и жалобу необходимо подавать в Засвияжский районный суд г. Ульяновска) В соответствии с действующим законодательством, заявление рассматривается судом в десятидневный срок (Глава 25 ГПК РФ).

Также необходимо обратить внимание на срок обжалования. Любые действия (бездействие), необходимо оспаривать в 10-дневный срок со дня совершения СПИ действия, либо со дня, когда это об этом стало, либо могло стать известно, если лицо не было извещено надлежащим образом.

  • обязательно укажите фамилию, инициалы СПИ, наименование Отдела;
  • Ваши требования о признании действий (бездействия) незаконным;
  • Какие меры вы требуете принять для устранения этих нарушений. (Например: отмена постановления полностью, либо в части; принятие мер по принудительному исполнению требований исполнительного документа; снятие ареста с имущества; направление копии исполнительного документа для удержания из доходов должника; розыск имущества).

Образец заявления (жалобы) для подачи в порядке подчиненности

В ___________________________

(наименование отдела, если жалоба направляется в порядке подчиненности)

от ___________________________

(ФИО заявителя, адрес)

Заинтересованное лицо: ___________

(наименование, адрес

судебного пристава-исполнителя)

Должник (взыскатель): ____________

(ФИО второй стороны, адрес)

ЗАЯВЛЕНИЕ

об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя

«_»______ ___г. постановлением судебного пристава-исполнителя было возбуждено исполнительное производство на основании исполнительного листа (судебного приказа) о взыскании с _____ (ФИО должника) в пользу _____ (ФИО взыскателя) денежной суммы ____ рублей.

В ходе совершения исполнительных действий судебным приставом-исполнителем были совершены следующие действия ____ (указать действия (бездействия), которые обжалуются заявителем).

С указанными действиями я не согласен, поскольку они нарушают мои права ____ (указать, в чем нарушение прав заявителя).

В соответствии со статьей 121 ФЗ «Об исполнительном производстве» , постановления судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в порядке подчиненности либо в суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности указанное должностное лицо, в десятидневный срок со дня вынесения постановления, совершения действий либо со дня, когда взыскателю, должнику или лицам, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием), стало известно о нарушении их прав и интересов.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 121, 123, 124, 127, 128 Федерального закона «Об исполнительном производстве»,

Признать незаконными действия судебного пристава-исполнителя _____ (перечислить незаконные действия (бездействия), указать реквизиты обжалуемого постановления). Обязать _____ (ФИО судебного пристава-исполнителя) устранить в полном объеме допущенное нарушение моих прав.

Приложение:

  1. Копия заявления
  2. Копия постановления о возбуждении исполнительного производства
  3. Обжалуемое постановление (письменный ответ)
  4. Имеющиеся документы, подтверждающие доводы, изложенные в заявлении

Подпись, дата.

Образец административного искового заявления (для подачи жалобы в суд)

15 сентября 2015 года вступил в силу Кодекс административного судопроизводства РФ (далее КАС РФ), при этом подраздел 3 Гражданско-процессуального кодекса РФ – производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, утратил силу.

На основании изложенного, при подаче заявлений об оспаривании действий судебных приставов, Вам необходимо обратить внимание на введенные КАС РФ особенности и требования, предъявляемые к форме и содержанию заявлений, подаваемых в суд.

Кроме того, обращаем Ваше внимание на то, что КАС РФ введены новые требования к оформлению полномочий представителя заявителя. Кроме того, согласно ст. 55 КАС РФ представителями в суде по административным делам могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством и имеющие высшее юридическое образование .

При этом при подаче административного искового заявления в суд наряду с документами, удостоверяющими статус и полномочия представителя, представители должны представить документы о своем образовании .

В Засвияжский районный суд г. Ульяновска

432028, г. Ульяновск, пр-т 50-летия ВЛКСМ, д. 23Б

Административный истец:

Указываются данные заявителя, ФИО, адрес регистрации

Конт. телефон: ___________________

Административный ответчик:

Указывается Отдел судебных приставов и данные лица, чьи действия (бездействие) оспариваются

Административный ответчик:

Можно также в качестве соответчика указать Управление ФССП

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ

Наименование оспариваемого решения (действия (бездействия), орган (должностное лицо), принявший это решение (совершивший это действие (бездействие), номер, дата принятия решения (дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия).

При оспаривании бездействия указываются сведения о том, в чем оно заключается (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган (лицо, наделенное государственными или иными публичными полномочиями).

Иные данные в отношении оспариваемых решений, действий (бездействия).

Сведения о правах, свободах законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым решением, действием (бездействием).

Нормативные правовые акты и их положения, на соответствие которым следует проверить оспариваемые решения, действия (бездействия).

Сведения о том, подавалась ли в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении. Если такая подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения.

Сведения о невозможности приложения к административному исковому заявлению каких-либо документов, указанных в ч.1 ст. 126 КАС РФ, а именно:

  • уведомлений о вручении или иных документов, подтверждающих вручение другим лицам, участвующим в деле, направленных в соответствии с ч. 7 ст. 125 КАС РФ копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют;
  • документов, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования;
  • доверенности или иных документов, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документов, подтверждающих наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем;
  • документов, содержащих сведения о жалобе, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, при условии, что такая жалоба подавалась.

Требование о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа (должностного лица).

Приложение:

  1. Копии административного искового заявления и приложенных к нему документов по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).
  2. Документы, подтверждающие обстоятельства, на которых административный истец основывает свои требования по числу лиц, участвующих в деле (в случае если отсутствует уведомление или иной документ, подтверждающие их вручение этим лицам).
  3. Доверенность или иной документ, удостоверяющие полномочия представителя административного истца, документ, подтверждающий наличие у представителя высшего юридического образования, если административное исковое заявление подано представителем.
  4. Документы, содержащие сведения о жалобе по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении, поданной в порядке подчиненности, и результатах ее рассмотрения, а также копия ответа при условии, что она была рассмотрена.

В последнее время часто встречаются случаи несвоевременного выполнения исполнительного производства судебными приставами, отказы от выполнения ими работы либо случаи, когда предпринимаемые ими действия, противоречат Закону РФ "Об исполнительном производстве" (далее по тексту Закон). Как же убедить и заставить пристава исполнять свою работу и отстоять собственные права?

Претензии на неправомерные действия, а также на вынесение незаконных постановлений приставами, их отказ от исполнения работы, можно рассмотреть, подав жалобу в суд или в до судебном разбирательстве, руководствуясь статьёй 121 Закона, или обратившись в прокуратуру города (района).

Наиболее действенным, бывает оспаривание незаконных действий судебного пристава в порядке подчинения по ведомству, что означает подачу претензии вышестоящему приставу. Статья 122 Закона гласит, что жалоба подаётся в течение 10 дней, с момента принятия незаконного постановления либо факта неисполнения решения суда судебным представителем, либо совершения им грубого нарушения. Те же заявители, которые не были оповещены вовремя о вынесении постановления или совершении исполнительных действий, могут подать жалобу в срок до 10 дней с того времени, когда они узнали или должны были об этом узнать. Как в случае до судебного разбирательства, так и при оспаривании действий судебных приставов в суде, срок подачи жалобы одинаков. Если же срок всё же был пропущен, то руководствуясь статьёй 18 Закона, срок можно восстановить.

Для этого необходимо вместе с жалобой представить ходатайство о восстановлении сроков обжалования. Если должностное лицо, занимающееся рассмотрением этой претензии, признает правомерной причину пропуска срока и приемлемым время подачи ходатайства, жалоба будет рассмотрена в законные сроки.

Обращения подаются на имя старшего судебного пристава. В случае неудовлетворительного решения, жалоба подаётся выше, то есть заместителю главного судебного пристава субъекта Российской Федерации, далее главному судебному приставу субъекта РФ (ч. ч. 1,2 статьи 123 Закона).

Жалобы на действия пристава пишутся в свободной форме, с обязательным указанием фамилии, имени, отчества заявителя, его места жительства и места настоящего пребывания, должности и полного имени судебного представителя. Кроме того, необходимо указать все факты и обстоятельства нарушения прав, с указанием времени этих нарушений. Также нужно отметить, что именно обжалуется (незаконное действие, оставление исполнительного производства без движения или постановление).

Любая жалоба должна быть рассмотрена в течение 10 дней. Если же для принятия решения по поступившей претензии, необходимы некоторые документы, подтверждающие факт незаконного действия судебного пристава, то срок подачи заявления продлевается не более, чем на 10 дней, до времени получения этих документов. Результаты проведения проверки по жалобе оформляются в виде постановления, в котором прописывается признана ли жалоба обоснованной, частично обоснованной или необоснованной. Копия этого решения отсылается подателю заявления в течение трёх дней после его принятия.

Следовательно, для наиболее эффективного разрешения конфликтных ситуаций с судебными приставами, претензии надо подавать в Службу судебных приставов. В крайних случаях эти вопросы решаются на уровне ФССП Российской Федерации.

Если решение вопроса этими инстанциями не удовлетворяет или они бездействуют, стоит обратиться в суд. Закон даёт это право.

Для обжалования работы судебного исполнителя, заявление подаётся в районный суд (статья 441 Гражданского Процессуального Кодекса РФ).

Госпошлина с заявителя не взыскивается. В соответствии с п. 2 статьи 441 ГПК РФ и п. 14 Постановления Пленума N 2 от 10.02.2009, это заявление подаётся не по месту жительства заявителя, а по месту исполнения решения суда приставом, в течение 10 дней (статья 221 Закона и статья 441 ГПК РФ) со дня вынесения незаконного постановления судебным представителем, а также ненадлежащим исполнением или неисполнением производства или в течение 10 дней с момента, когда об этом стало известно заявителю, не извещённому вовремя. Суд также обязан рассмотреть заявление (жалобу) в срок до 10 дней. Руководствуясь ч.4 статьи 254 ГПК РФ, суд может приостановить исполнение оспариваемого решения или действия, до вступления решения суда по этому вопросу в законную силу. В судебном заседании пристав обязан сам доказать правомерность своих действий.

Копии решения суда передаются подателю жалобы и судебному приставу в течение трёх дней. Постановление суда принимается к исполнению по вступлению его в законную силу и будет считаться исполненным в случае, когда судебный пристав выполнит действия, предписанные судом.

Однако судебные решения, принятые в отношении приставов, не всегда исполняются надлежащим образом. Поэтому немаловажным фактом является изначальное сопровождение как судебного разбирательства, так и исполнительного производства грамотным представителем. Юрист может помочь на уровне подачи жалобы или заявления, грамотно составить документы, ознакомиться с материалами исполнительного производства, и представить заявителя в суде, при необходимости подать апелляцию.

Помимо суда, жалоба может быть направлена в прокуратуру города или района. Обращаясь в прокуратуру с заявлением на неправомерные постановления судебного пристава, его незаконные действия или отказ от действий, следует обязательно указать нарушение прав, допущенных должностными лицами ФССП, требующее незамедлительного применения мер прокурорского реагирования. Однако, обращение в прокуратуру можно осуществить лишь тогда, когда претензия к действию судебного пристава уже была рассмотрена вышестоящими лицами Службы в порядке ведомственного контроля. В противном случае, во исполнение требования Закона "О прокуратуре", жалоба будет отправлена в структурное подразделение судебных приставов. Поданная в прокуратуру жалоба, рассматривается в течение 30 дней со дня её регистрации.



Просмотров