Привлечение потерпевшего по административному делу. Потерпевший по делу об административном правонарушении

Понятие и правовой статус потерпевшего закреплен не только в Уголовно-процессуальном кодексе (УПК), но также в Кодексе об административных правонарушениях (КоАП). Если УПК РФ под потерпевшим понимает физическое лицо, которому преступлением причинен физический, имущественный, моральный вред, а также юридическое лицо в случае причинения преступлением вреда его имуществу и деловой репутации, то КоАП потерпевшим признает физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

В приведенных выше определениях потерпевшего главным отличием является причина возникновения вреда - преступление или административное правонарушение.

Причиненный в результате совершения административного правонарушения физический вред потерпевшему, как правило, выражается в легком вреде его здоровью. Правонарушения, следствием которых является причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, законодатель относит к преступлениям.

Имущественный вред, причиненный потерпевшему в результате совершения административного правонарушения, в основном является мелким ущербом. При принятии решения по делу об административном правонарушении стоимостная оценка ущерба нередко крайне важна, так как для ряда правонарушений стоимость имущественного ущерба вообще является основанием для отграничения проступков от преступных посягательств.

Физическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности.

Основными правами потерпевшего от административного правонарушения являются:
- возможность не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников,
- давать показания на родном языке или на языке, которым владеет, а также пользоваться бесплатным переводчиком,
- делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Если потерпевшим является несовершеннолетний, то обязательным является присутствие законных представителей при производстве по административному делу.

Потерпевший при административном производстве вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.

Согласно КоАП потерпевшему от административного правонарушения возмещаются расходы, понесенные им в связи с явкой в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело об административном правонарушении. Выплаты производятся на основании постановления судьи или должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и которые привлекали этих лиц для участия в осуществлении процессуальных действий, за счет средств, предусмотренных на указанные цели судам и органам, осуществляющим производство по делам об административных правонарушениях.

Добавить комментарий

Следующим принципиальным моментом, требующим детального рассмотрения, является выяснение роли потерпевшего как участника административного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Это положение относится в первую очередь к лицам, права и свободы которых нарушены, в том числе и к потерпевшим от административного правонарушения.

Учитывая, что в Конституции РФ высшей ценностью провозглашен человек, то в производстве по делу об административном правонарушении, на первое место должна быть поставлена задача защиты прав и свобод человека.

Государственная защита потерпевших находит свое воплощение в комплексе обязанностей тех или иных государственных органов по охране соответствующих прав потерпевших от правонарушений. Можно выделить следующие разновидности гарантий прав потерпевшего в зависимости от государственного органа, их обеспечивающего:

а) гарантии со стороны должностных лиц (органов) исполнительной власти, ведущих производство по делу о правонарушении;

б) прокурорский надзор;

в) судебные гарантии.

Праву потерпевшего на заявление ходатайств соответствует обязанность должностного лица (органа) принять к рассмотрению эти ходатайства. Эта обязанность существует на всех стадиях производства. Разновидностью ее можно считать предложенную в юридической литературе обязанность должностного лица (органа) оказывать помощь потерпевшим в собирании доказательств.

Перед рассмотрением дела должностное лицо (орган) обязано известить потерпевшего о времени и месте рассмотрения дела. Такое извещение должно быть четко изложенным и заблаговременным. Желательно, чтобы оно было зафиксировано документально.

Так как потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами дела на всех стадиях производства, то должностное лицо (орган) должно предоставить потерпевшему материалы по первому его требованию. Целям административного законодательства соответствовало бы закрепление этой обязанности в нормативном акте (законе).

Важнейшей гарантией прав потерпевшего является обязанность должностного лица (органа) принять законное и обоснованное решение по делу, установив при рассмотрении дела и принятии решения по нему все обстоятельства, указанные в КоАП РФ. При этом должностное лицо (орган) обязано разъяснить потерпевшему его право на возмещение материального вреда в порядке гражданского судопроизводства.

В случае рассмотрения жалобы потерпевшего вышестоящим должностным органом (лицом), на последнего возлагается обязанность вручить потерпевшему копию решения по жалобе. Это обеспечит право потерпевшего на дальнейшее обжалование действий должностных лиц (органов) в суд. Кроме того, сам факт выдачи копии решения по жалобе (как, впрочем, и копий протокола о правонарушении, и постановления по делу) направлен на предупреждение возможных злоупотреблений со стороны должностного лица (органа).

Теперь рассмотрим гарантии прав потерпевших, обеспечиваемые прокуратурой. Одной из функций прокурорского надзора является надзор за соблюдением прав и свобод человека федеральными органами исполнительной власти, органами контроля и их должностными лицами. В силу этого положения и предписаний КоАП РФ на прокуратуру как орган надзора за соблюдением законности возлагается практически весь круг обязанностей по гарантированию прав потерпевшего, возложенных на органы управления и их должностных лиц. В то же время у прокурора имеется ряд специальных обязанностей по охране прав потерпевшего. Федерального закона от 17.01.92 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (в ред. от 30.06.2003, с изм. от 18.07.2003.- п.2.- ст.1.

Прокурор, выступающий в деле об административном правонарушении, является не просто "заступником" потерпевшего, а представителем государства, призванного охранять права потерпевшего. Именно с этих позиций прокурор должен быть гарантом права потерпевшего на квалифицированную юридическую помощь.

Наконец, основным источником получения сведений о нарушении прав потерпевшего является жалоба самого потерпевшего по поводу ущемления его прав при принятии должностным лицом (органом) решения по делу об административном правонарушении. В этом случае прокурор, имея законное основание на вмешательство в защиту прав потерпевшего, должен истребовать дело об административном правонарушении, проверить его с учетом доводов заявителя и в случае нарушения законных прав потерпевшего принять меры прокурорского реагирования по их устранению, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба и наказанию виновных должностных лиц. Эта обязанность реализуется в протесте прокурора, приносимом на постановление по делу об административном правонарушении. В этом случае в производстве по делу появляется факультативная стадия опротестования постановления по делу.

Таким образом, специальные гарантии прокурора по обеспечению прав потерпевшего также представляют собой ряд обязанностей (в первую очередь - обязанности рассмотрения ходатайств и жалоб, а также опротестования незаконных решений органов исполнительной власти и их должностных лиц).

В свою очередь, ч. 2 ст. 25.1 определяет права потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении, по сути, аналогичные правам лица, привлекаемого к административной ответственности: знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу.

В частности, потерпевший вправе знакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представлять свои замечания и объяснения, требовать предоставления ему копии протокола. Кроме того, потерпевшему вручаются копия постановления по делу и по его требованию иные процессуальные документы, принятые в ходе рассмотрения дела. Его ходатайства об отводе лица, участвующего в деле, или об отводе лица, рассматривающего дело, подлежат обязательному и немедленному рассмотрению. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях// Под общ. Ред. Э.Н. Ренова.- М., Норма.- 2002.- С.238.

Наряду с выше указанным, потерпевший обязан явиться по извещению субъекта административной юрисдикции, дать правдивые объяснения, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы, хотя перечисленные обязанности непосредственно не упомянуты в данной статье. Таким образом, статья 25.1, а именно ч. 3, гарантирует потерпевшему право участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, что предопределяет обязанность судьи, органа, должностного лица принять своевременные меры к извещению потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела. В свою очередь, ч. 4 данной статьи предоставляет возможность субъекту административной юрисдикции допросить потерпевшего в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении.

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 25.2 КоАП РФ

1. Физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении с того момента, когда оно фиксируется в данном качестве в протоколе об административном правонарушении либо в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента у лица, признанного потерпевшим, возникают определенные процессуальные права и обязанности. Оно вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу и т.д.

2. Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Из контекста статьи 151 ГК РФ под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями, посягающими на личные неимущественные права либо на принадлежащие гражданину нематериальные блага.

3. Потерпевший обладает правом на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении, что является важной гарантией обеспечения и защиты его прав и законных интересов. Пленум Верховного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24 марта 2005 г. N 5 разъяснил, что право потерпевшего на участие в деле об административном правонарушении должно быть обеспечено независимо от того, является ли наступление последствий признаком состава административного правонарушения.

4. В отсутствие потерпевшего дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

Другой комментарий к статье 25.2 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Согласно ч. 1 ст. 151 ГК под моральным вредом (физическими или нравственными страданиями) понимается вред, причиненный лицу действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающие на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных федеральным законом.

2. Под физическим (телесным) вредом по смыслу КоАП подразумевается легкий вред здоровью, причиненный административным правонарушением (см. комментарий к ст. 12.24). Причинение противоправным деянием тяжкого вреда здоровью человека, а также средней тяжести вреда здоровью, как правило, несовместимо с административной ответственностью и квалифицируется как преступление в случаях, предусмотренных УК .

3. Противоправным деянием может быть причинен вред (ущерб) движимым имущественным объектам или недвижимости, находящимся у потерпевшего в собственности или на иных законных основаниях. Вред, причиненный в указанных случаях, по смыслу ст. 4.7 КоАП является имущественным ущербом. Вред или имущественный ущерб, причиненный личности или имуществу гражданина, а также имуществу юридического лица административным правонарушением, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред; об особенностях его возмещения см. комментарий к ст. 4.7.

При причинении потерпевшему физическому лицу одновременно морального, телесного вреда и имущественного ущерба компенсация морального вреда осуществляется независимо от подлежащего возмещению имущественного ущерба.

4. Потерпевший должен присутствовать при рассмотрении дела об административном правонарушении; его обязанность явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело, предусмотрена только в случае опроса потерпевшего как свидетеля (см. комментарий к ст. 25.6).

5. Потерпевший вправе обжаловать постановление о назначении административного наказания, а также постановление о прекращении производства по делу. Порядок обжалования и рассмотрения жалобы определен ст. 30.1 - 30.8 КоАП.

О праве потерпевшего и других лиц, участвующих в производстве по делу об административном правонарушении, заявлять ходатайства см. комментарий к ст. 24.4.

Потерпевший вправе пользоваться услугами переводчика в случаях, предусмотренных ст. 24.2 КоАП (см. комментарий к этой статье).

Согласно ч. 2 ст. 25.5 КоАП представителем потерпевшего может быть адвокат или иное лицо (см. комментарий к указанной статье).

Текущая редакция ст. 25.2 КоАП РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

1. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

2. Потерпевший вправе знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по данному делу, пользоваться иными процессуальными правами в соответствии с настоящим Кодексом.

3. Дело об административном правонарушении рассматривается с участием потерпевшего. В его отсутствие дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела и если от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

4. Потерпевший может быть опрошен в соответствии со статьей 25.6 настоящего Кодекса.

Комментарий к статье 25.2 КоАП РФ

1. Статья 52 Конституции РФ в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод и другими международно-правовыми документами устанавливает, что права потерпевших от преступлений и злоупотреблений власти охраняются законом. Нормы комментируемой статьи Кодекса направлены на обеспечение прав граждан и юридических лиц, которым причинен ущерб в результате административных правонарушений, и тем самым на реализацию конституционного принципа охраны прав и законных интересов граждан и их организаций от любых неправомерных действий.

2. В части 1 данной статьи дается определение понятия "потерпевший" и перечисляются возможные виды причиненного вреда: физический, имущественный, моральный. Все три вида вреда могут быть причинены физическому лицу. Как правило, юридическому лицу может быть причинен имущественный ущерб, но вместе с тем в результате административного правонарушения может пострадать деловая репутация организации.

3. При рассмотрении дела об административном правонарушении судья, орган, должностное лицо должны оценивать последствия неправомерных действий и разъяснять потерпевшему его право обратиться с гражданским иском о возмещении ущерба в соответствующий суд. Необходимо также учитывать нормы ст. 4.7 Кодекса, согласно которой судья, рассматривая дело об административном правонарушении, вправе при отсутствии спора о возмещении имущественного ущерба одновременно с назначением административного наказания решить вопрос о возмещении имущественного ущерба. Если дело рассматривается иным органом или должностным лицом, вопросы возмещения имущественного ущерба разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.

4. Комментируемая статья (ч. 2) определяет права потерпевшего в производстве по делу об административном правонарушении (по сути, аналогичные правам лица, привлекаемого к административной ответственности): знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя, обжаловать постановление по делу (см. комментарий к ст. ст. 24.4, 25.1, 25.5, 28.1.1, 28.2, 30.1). Потерпевший вправе знакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представлять свои замечания и объяснения, требовать предоставления ему копии протокола. Потерпевшему вручаются копия постановления по делу и по его требованию иные процессуальные документы, принятые в ходе рассмотрения дела. Его ходатайства об отводе лица, участвующего в деле, или об отводе лица, рассматривающего дело, подлежат обязательному и немедленному рассмотрению.

5. Потерпевший обязан явиться по извещению субъекта административной юрисдикции, дать правдивые объяснения, сообщить все известное ему по делу и ответить на поставленные вопросы, хотя перечисленные обязанности непосредственно не упомянуты в данной статье.

6. Комментируемая статья (ч. 3) гарантирует потерпевшему право участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении, что предопределяет обязанность судьи, органа, должностного лица принять своевременные меры к извещению потерпевшего о месте и времени рассмотрения дела.

7. Часть 4 комментируемой статьи предоставляет возможность субъекту административной юрисдикции допросить потерпевшего в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении (см. комментарий к ст. ст. 25.6, 29.4, 29.7).

Консультации и комментарии юристов по ст 25.2 КоАП РФ

Если у вас остались вопросы по статье 25.2 КоАП РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

ПОВОРОТ К ХУДШЕМУ ПРИ ПЕРЕСМОТРЕ ПОСТАНОВЛЕНИЯ, РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ

РЕШЕНИЙ ПО ДЕЛУ ОБ АДМИНИСТРАТИВНОМ ПРАВОНАРУШЕНИИ
А.А. ШАГАБУТДИНОВ
Шагабутдинов А.А., судья Костромского областного суда.
Возможность пересмотра постановления по делу об административном правонарушении в сторону ухудшения предусмотрена п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП), установившим, что постановление отменяется в связи с необходимостью применения закона об административном правонарушении, влекущем назначение более строгого наказания, если потерпевшим по делу подана жалоба на мягкость применения административного наказания.
Хотя в законе говорится об обжаловании назначенного административного наказания, представляется, что обжалованию подлежат и постановления о прекращении производства по делу, вынесенные ввиду неустановления события или состава административного правонарушения, а также действий лица в состоянии крайней необходимости. Иначе задачи законодательства об административных правонарушениях по обеспечению прав и законных интересов потерпевших стали бы невыполнимы.
Этот вывод подтверждается тем, что п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП содержит и другое основание для отмены постановления: допущенные существенные нарушения процессуальных требований, не позволившие всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. А именно эти нарушения закона являются причиной вынесения незаконных и необоснованных постановлений о прекращении дела по так называемым реабилитирующим основаниям.
Поворотом к худшему является любое ухудшение положения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. Таковым, в частности, может быть признание виновным в административном правонарушении, если ранее производство по делу было прекращено по реабилитирующим основаниям; назначение более строгого административного наказания, чем это было сделано при вынесении постановления.
Основанием для того, чтобы удовлетворить жалобу на мягкость наказания, является невыполнение требований ч. 2, 3 ст. 4.1 КоАП об учете при назначении наказания физическому лицу характера совершенного им административного правонарушения, личности виновного, его имущественного положения, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, а при назначении наказания юридическому лицу - характера совершенного им административного правонарушения, его имущественного и финансового положения, обстоятельств, отягчающих административную ответственность. Основанием для поворота к худшему может явиться и признание какого-либо обстоятельства смягчающим административную ответственность при неподтверждении материалами дела наличия такового, а также назначение более мягкого наказания, чем это предусмотрено санкцией статьи Особенной части КоАП.
Рассматриваемая норма распространяется на постановления, не вступившие в законную силу (о ситуации по постановлениям, вступившим в законную силу, будет указано ниже), и при наличии основания для ее применения должно приниматься решение об отмене постановления о назначении административного наказания или постановления о прекращении производства по делу с возвращением дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело.
Потерпевшим, по жалобе которого возможен поворот к худшему, согласно ст. 25.2 КоАП является физическое или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред. Законом не предусмотрено вынесение процессуального решения о признании потерпевшим по делу об административном правонарушении, но ч. 2 ст. 28.2 КоАП установлено, что в протоколе об административном правонарушении указываются сведения о потерпевших, если таковые имеются.
Представляется, что неуказание в протоколе сведений о потерпевшем не лишает такое лицо гарантированных ему законом прав при условии подтверждения причинения административным правонарушением физического, имущественного или морального вреда.
Частью 4 ст. 25.3 КоАП установлено, что законный представитель потерпевшего - физического лица имеет права, предусмотренные КоАП в отношении представляемого им лица, и, следовательно, может обратиться с жалобой на мягкость применения административного наказания.
Защиту прав и законных интересов потерпевшего, если это несовершеннолетний или лицо, в силу своего физического или психического состояния лишенное возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют законные представители. К таковым законом отнесены родители, усыновители, опекуны, попечители потерпевшего.
Обращаться с жалобой на постановление в защиту юридического лица, являющегося потерпевшим, по основаниям поворота к худшему вправе его законные представители. Согласно ст. 25.4 КоАП таковыми являются руководитель юридического лица, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица.
Если у указанных участников производства по делу об административном правонарушении право самостоятельно ставить вопрос о повороте к худшему подтверждено законом, то вопрос о представителе потерпевшего и прокуроре требует обсуждения.
Для оказания юридической помощи потерпевшему в производстве по делу может участвовать его представитель, к которым ст. 25.5 КоАП отнесены адвокат или иное лицо.
Согласно ч. 5 ст. 25.5 и ст. 30.1 КоАП представитель потерпевшего вправе обжаловать постановление по делу об административном правонарушении. Поскольку ограничений на объем обжалования представителем потерпевшего законом не установлено, то нет оснований считать, что этот участник производства по делу не вправе в своей жалобе ставить вопрос о повороте к худшему.
Но при этом полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием, а полномочия иного лица - доверенностью, оформленной в соответствии с законом. Эти документы должны содержать сведения о том, что потерпевший поручил своим представителям обжаловать постановление.
Полномочия прокурора в производстве по делу об административном правонарушении установлены ст. 25.11 КоАП и включают в себя право приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле. Статьей 30.10 КоАП установлено, что протест прокурора на не вступившее в законную силу постановление рассматривается в том же порядке, что и жалобы иных участников производства по делу об административном правонарушении. Таким образом, нет оснований считать, что полномочия прокурора являются более узкими, чем полномочия потерпевшего при обжаловании постановления, и что прокурор не вправе поставить вопрос в протесте о повороте к худшему.
Как уже отмечалось, КоАП предусмотрено, что при отмене постановления по условиям необходимости поворота к худшему принимается решение о возвращении дела на новое рассмотрение. Но указанное является невыполнимым, если при рассмотрении жалобы будут установлены наряду с этими обстоятельствами, дающими основание для отмены постановления, также и обстоятельства, которые в силу ст. 24.5 КоАП исключают дальнейшее производство по делу.
К таким обстоятельствам закон относит: издание акта об амнистии, если такой акт устраняет применение административного наказания; отмену закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела; смерть физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
При установлении одного из таких обстоятельств в случае подтверждения доводов жалобы, в которой поставлен вопрос о повороте к худшему, постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении, принятое ввиду отсутствия события или состава административного правонарушения или признания действий лица в состоянии крайней необходимости, должно быть отменено с принятием решения о прекращении производства по вновь установленному обстоятельству.
На практике возможна ситуация, когда при рассмотрении жалобы на мягкость наказания будут установлены обстоятельства, предусмотренные ст. 24.5 КоАП. Поскольку эти обстоятельства исключают дальнейшее производство по делу, то может показаться несправедливым принятие решения об отмене постановления о назначении наказания при рассмотрении жалобы на его мягкость. Действительно, отменив одно наказание, невозможно будет назначить новое, что повлечет вместо применения административного наказания прекращение производства по делу, то есть нежелаемый результат для лица, подавшего жалобу.
Но именно такое решение должно быть вынесено, поскольку в силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и должны проверить дело в полном объеме.
Вопрос о возможности ухудшения положения лица, в отношении которого велось производство по делу об административном правонарушении, возникает и при пересмотре вступивших в законную силу постановления, решений по результатам рассмотрения жалоб, протестов.
В ст. 30.11 КоАП, устанавливающей порядок пересмотра вступивших в законную силу постановления, решения, не содержится положений о том, какое решение может быть принято в этой стадии производства по делу об административном правонарушении.
Принципом законодательства об административных правонарушениях являются положения ст. 1.6 КоАП, определяющие, что лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Положения ст. 30.7, 30.9 КоАП о возможности отмены постановления, решения по основаниям поворота к худшему прямо отнесены законом к постановлению и решениям по делу об административном правонарушении, не вступившим в законную силу, и не могут применяться к пересмотру вступивших в законную силу постановления, решений без указания на это в законе.
Отсутствие в законе норм, указывающих на возможность пересмотра вступивших в законную силу постановления, решений по делу об административном правонарушении в сторону усиления наказания или иным образом ухудшения положения лица, в отношении которого вынесено постановление, не позволяет реализовать установленные ст. 30.11 КоАП полномочия. Кроме того, необходимо учитывать, что в силу ч. 5 ст. 4.1 КоАП никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.
ССЫЛКИ НА ПРАВОВЫЕ АКТЫ

"КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ" от 30.12.2001 N 195-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
Российский судья, 2005, N 6



Просмотров