Пример расписки получения денег за ущерб автомобиля. Если виновник дтп готов сам заплатить за ущерб

Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.

Комментарий к статье 202 Трудового Кодекса РФ

1. Профессиональное обучение осуществляется на рабочем месте и вне работы. Обучение на рабочем месте может быть: самостоятельным на рабочем месте; под руководством специалистов; в центрах профессионального развития персонала, учебно-курсовых комбинатах организации, учебных подразделениях организации.

Обучение вне работы может быть в: региональных и отраслевых центрах развития персонала; образовательных учреждениях; форме трудовой стажировки в организациях РФ или зарубежных стран.

2. При индивидуальной форме обучения 1 или 2 обучающихся прикрепляются для производственной подготовки к высококвалифицированному рабочему, не освобожденному от основной работы, мастеру, другому специалисту. Ученик может быть включен в состав бригады. Его обучением будет руководить бригадир или назначенный высококвалифицированный рабочий.

3. Бригадная форма обучения состоит в том, что учеников объединяют в ученические бригады. Они кроме обучения могут осуществлять и производственные программы. Состав бригады определяется в зависимости от профессии и производственных условий. При наличии 10 - 15 учеников по однородной профессии для их обучения нередко выделяют освобожденного работника.

4. Курсовое обучение заключается в том, что для обучения создается учебная группа, в которой и происходит производственная подготовка. Нередко группы для курсового обучения составляют 10 - 30 чел. Производственная практика для обучающихся проводится индивидуально на рабочих местах.

Организация планирует учебную работу в различных правовых документах: рабочем плане производственного обучения; поурочном плане теоретического обучения; расписании учебных занятий; планах и конспектах уроков по теоретическому обучению.

5. По окончании полного курса производственного и теоретического обучения ученик сдает квалификационный экзамен. Для проведения экзамена издается приказ о создании квалификационной комиссии.

Квалификационный экзамен включает выполнение квалификационной, пробной работы (испытания) и устный опрос в объеме знаний, требуемых квалификационной характеристикой.

В качестве квалификационной пробы подбираются производственные работы, соответствующие разряду тарифно-квалификационного справочника и характеру выполняемой работы по специальности.

При оценке пробной работы учитываются не только конечный результат работы, ее качество, выполнение нормы, но и то, насколько правильно ученик выполнял приемы работы, применял передовые методы труда, налаживал и регулировал оборудование, пользовался инструментом, организовывал рабочее место, экономил сырье и материалы, электроэнергию.

Свое решение квалификационная комиссия заносит в протокол, который подписывают все члены комиссии. Протокол квалификационной комиссии является правовым документом, на основании которого приказом по организации ученику устанавливается тарифный разряд или звание по специальности, производится запись в трудовой книжке и выдается свидетельство.

Лицам, имеющим свидетельство о присвоении им тарифных разрядов или званий по специальности, а затем окончившим курсы повышения квалификации, к свидетельству выдается вкладыш по форме, установленной в организации.

Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах.

Комментарий к Ст. 202 ТК РФ

1. Настоящая статья является диспозитивной и дает примерный перечень основных форм, посредством которых организуется ученичество.

2. Форма, в которой организуется ученичество, зависит от многих факторов: от того, какую именно профессию, специальность, квалификацию получают ученики, от уровня имеющейся у них подготовки и образования, от содержания учебного плана и сроков обучения и т.д.

3. Выбор соответствующей формы обучения осуществляет сам работодатель, принимая во внимание и свои финансовые возможности.

Второй комментарий к Статье 202 Трудового кодекса

1. Статья 202 предусматривает возможные организационные формы ученичества, осуществляемого работодателем непосредственно в организации.

Это может быть индивидуальное, бригадное, курсовое обучение. Возможны и другие формы.

a) либо в процессе работы;

b) либо на обычном рабочем месте;

c) либо в отдельных мастерских;

d) либо вне рабочих мест и мастерских, когда это лучше всего соответствует потребностям обучения;

e) либо посредством сочетания этих методов в соответствии с типом и целью обучения и техническими возможностями предприятия (подп. 2 п. 13).

Если обучение осуществляется непосредственно в процессе работы:

a) производственная работа, полученная обучающимися, должна иметь действительную учебную ценность;

b) обучающиеся должны работать под наблюдением младшего руководящего персонала или квалифицированных сотрудников, способных обучать их (п. 14 той же Рекомендации).

Если обучение производится не в процессе работы, то оно должно, по окончании первоначального периода, осуществляться в условиях, как можно более приближающихся к условиям, существующим на обычной работе, и должно включать там, где это возможно, выполнение настоящих производственных операций или операций аналогичного характера (п. 15 той же Рекомендации).

3. При индивидуальном обучении ученика либо прикрепляют к квалифицированному работнику, либо включают в производственную бригаду, где с ним занимается бригадир или рабочий высокой квалификации — член данной бригады.

Необходимый теоретический курс ученик изучает, консультируясь с соответствующими специалистами организации.

4. Групповая (бригадная) форма обучения работников предусматривает объединение учеников в специальные группы, занятия с которыми проводят рабочие высокой квалификации, мастера.

5. Курсовая форма подготовки применяется при обучении работников сложным профессиям и осуществляется в два этапа: 1) в учебной группе под руководством мастера производственного обучения на специально созданной для этого учебно-производственной базе организации или учебного комбината (пункта); 2) на рабочих местах организации в учебной группе под руководством не освобожденного от основной работы квалифицированного работника — инструктора производственного обучения.

6. Теоретическое обучение работников при курсовой и групповой (бригадной) подготовке осуществляется в учебных группах, учебно-курсовых комбинатах (пунктах) и на иных курсах, создаваемых работодателем (группой работодателей).

7. Порядок подготовки работников отдельных профессий, специальностей регулируется особо.

8. Подготовка новых работников — это первоначальное профессиональное обучение ранее не имеющих профессии лиц, ищущих работу и принятых в организацию для обучения профессии с целью последующего их трудоустройства в данной организации.

В ряде регионов (например, в Москве) открываются центры или курсы ускоренной подготовки рабочих кадров (прежде всего по тем специальностям и профессиям, дефицит которых ощущается на производстве) при предприятиях, где получившие специальность (профессию) рабочие будут трудиться.

В вузах осуществляется прием студентов на основе контрактов, во исполнение которых молодые специалисты обязаны отработать определенное время (2 — 3 года) в указанных контракте организациях. О контрактной системе подготовки кадров см. в 5 комментария к ст. 197 ТК РФ.

Подготовка новых рабочих из числа женщин и несовершеннолетних производится только по определенным профессиям и для тех производств, в которых разрешается применение их труда.

При заключении ученического договора работодатель должен учитывать противопоказания на выполнение определенных работ по состоянию здоровья, требование законодательства о прохождении предварительных медицинских осмотров и обязательного психиатрического освидетельствования лиц, которым предстоит работать там, где такие осмотры и освидетельствования обязательны (см., например, Постановление Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. N 695 «О прохождении обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности, в том числе деятельность, связанную с источником повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающими в условиях повышенной опасности» // СЗ РФ. 2002. N 39. Ст. 3796).

9. Переподготовка (переобучение) организуется с целью освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них профессиям, специальностям, работниками, пожелавшими сменить профессию с учетом потребностей производства или по состоянию здоровья.

10. Повышение квалификации работников — это обучение, направленное на последовательное совершенствование их профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства по имеющимся профессиям.

Для повышения квалификации работников организуются курсы, школы передовых приемов и методов труда и др.

При необходимости работодатель по соглашению с работником направляет его на стажировку в институт повышения квалификации, другое образовательное учреждение. Способом повышения квалификации служит прохождение аспирантуры, ординатуры, соискательства, докторантуры.



Просмотров