Назначение посла. Виды визы, агреман и понятие аккредитации

В основе как российской практики, так и практики дипломатических служб других государств назначения чрезвычайного и полномочного посла в иностранном государстве лежат положения Венской конвенции о дипломатических сношениях 1961 г. В практическом плане этой Конвенцией предусматривается, что аккредитующее государство должно получить согласие правительства государства пребывания на назначение конкретного лица, которое оно предполагает аккредитовать как главу своего дипломатического представительства в этом государстве. Как уже упоминалось, такое согласие называется французским словом «агреман».

В различных случаях агреман может запрашиваться по-разному. К примеру, если дипломатические отношения между двумя государствами только установлены и глава дипломатического представительства назначается впервые, то запрос агремана может быть сделан в третьей стране через дипломатических представителей в ней обеих договаривающихся сторон. В то же время в случае замены одного главы дипломатического представительства другим запрос агремана, как правило, делается его предшественником перед отъездом из страны или временным поверенным в делах в случае, если прежний посол уже уехал из страны. В этих целях посол или временный поверенный в делах посещает руководство МИД страны пребывания и передает соответствующую вербальную ноту посольства, в которой сообщается, что руководство аккредитующего государства приняло решение о направлении такого-то в качестве чрезвычайного и полномочного посла в данной стране и просит дать согласие на его назначение. К вербальной ноте прилагается краткая биографическая справка о кандидатуре нового посла (так называемое Curriculum Vitae, или CV). В этой справке указываются имя, фамилия, возраст кандидата, полученное им образование, продвижение по карьерной лестнице и занимаемые посты, знание иностранных языков, семейное положение, личные увлечения и интересы. По получении запроса на агреман министерство иностранных дел начинает проработку вопроса и, как правило, в течение одного месяца предоставляет агреман на назначение нового посла. После получения агремана кандидат на пост главы дипломатического представительства становится персоной грата, т. е. желательным лицом (на практике статусом персоны грата пользуются все дипломатические сотрудники представительства, получившие въездную визу и прибывшие на работу в дипломатическое представительство). После получения агремана вновь назначенный посол может выехать к месту своей новой работы.

Следует, однако, иметь в виду, что правительство страны, куда назначается посол, может по каким-то соображениям и не дать агремана, причем оно не обязано объяснять мотивы отказа. Интересоваться причинами отказа тоже не принято. Как известно, в дипломатии принято по возможности избегать конфронтации, конфликтов и открытых противоречий. С учетом этого весьма показателен наиболее широко принятый в дипломатической практике механизм отказа в предоставлении агремана. Дело в том, что время для ответа на запрос агремана Венской конвенцией не определено, однако с годами на практике сложилось так, что он дается в течение одного, реже двух, максимум трех месяцев. Напоминать о запросе агремана или торопить с его выдачей в дипломатической практике не принято, хотя известны случаи, когда чиновники министерства иностранных дел страны аккредитации попросту теряли ноту с запросом агремана и никто ничего в связи с поступившим запросом агремана не предпринимал. Когда это случайно выяснялось, то приходилось запрашивать агреман повторно. Но все же это скорее из серии курьезов. Поэтому в обычной дипломатической практике в случае значительной задержки с получением агремана аккредитующее государство воспринимает это как вежливую форму отказа. Тогда, не предавая ситуацию огласке и ничего не выясняя, министерство иностранных дел начинает подбирать нового кандидата в послы, а затем запрашивает агреман уже для него. С учетом столь деликатного подхода к вопросу об агремане в дипломатической практике не принято разглашать имя человека, готовящегося ехать послом в ту или иную страну или для которого уже был запрошен агреман, до получения такого агремана. Делается это для того, чтобы не подрывать репутацию и не создавать неудобств для дальнейшей дипломатической карьеры лица, предложенного в качестве кандидата в послы, в случае если ему по каким-либо причинам будет отказано в агремане.

Причины отказа в предоставлении агремана могут быть самые разные. Например, кандидат в послы допускал публичные недружественные высказывания в адрес страны, куда его прочат послом, делал неуважительные заявления о ее народе и политическом руководстве. Либо по каким-то острым международным проблемам кандидат в послы ранее занимал подчеркнуто тенденциозную позицию, неприемлемую для принимающей страны. В истории дипломатии имелись и такие случаи, когда направляющая страна публично объявляла имя своего посла еще до того, как официально запрашивала на него агреман, что вызывало недоумение в стране аккредитования и становилось затем причиной отказа в выдаче агремана.

Особый порядок аккредитации глав дипломатических ведомств существует в отношениях между рядом стран - членов Содружества (бывшего Британского Содружества). Поскольку у них один и тот же глава государства - монарх Великобритании, то при назначении верховных (высоких) комиссаров происходит обмен письмами между премьер-министрами двух стран.

Официальным подтверждением полномочий посла в стране пребывания, как уже указывалось, являются верительные грамоты. Глава дипломатического представительства считается приступившим к выполнению официальных функций в государстве пребывания с момента вручения им своих верительных грамот главе принимающего государства. Вместе с тем в некоторых странах принята практика, в соответствии с которой посол вступает в свои права с момента сообщения о своем прибытии и представления министру иностранных дел заверенных копий своих верительных грамот.

Обычно вместе с верительными грамотами вновь назначенный посол вручает и отзывную грамоту своего предшественника. В ней сообщается о решении властей аккредитующего государства отозвать прежнего посла, в общей форме указывается причина отзыва (как правило, «в связи с переводом на другую работу»), выражается надежда, что отзываемый посол своей деятельностью способствовал развитию добрых отношений со страной пребывания. Иногда отзывную грамоту отъезжающий посол вручает сам перед своим отъездом.

В некоторых странах существует практика направления от имени главы государства пребывания в адрес главы аккредитующего государства отпускной грамоты, в которой высказывается удовлетворение в связи с деятельностью отъезжающего посла на его посту и содержатся комплименты в его адрес.

Следует заметить, что в случае, если дипломатическое представительство возглавляет не посол, а постоянный временный поверенный в делах, то его верительная грамота выдается министром иностранных дел аккредитующего государства и вручается им министру иностранных дел страны аккредитования.

Вручение верительных грамот вновь прибывшим послом имеет чрезвычайно большое символическое значение в практике дипломатических отношений. Надо иметь в виду, что иностранный посол, вручая свои верительные грамоты главе государства аккредитации, вступает с ним в свой первый официальный контакт. Пользуясь случаем, посол передает главе государства приветы и добрые пожелания от главы государства и от правительства своей страны. Учитывая большое политическое значение этой первой встречи посла с главой государства пребывания, церемония вручения верительных грамот всегда отличается особой торжественностью, она неизменно самым тщательным образом готовится и прорабатывается и неукоснительно соблюдается.

По прибытии в страну аккредитации вновь назначенного посла в аэропорту его встречает руководитель протокольной службы министерства иностранных дел страны пребывания. Ему же посол наносит свой первый официальный визит, в ходе которого глава протокольной службы информирует посла о порядке вручения верительных грамот и о том, где и как будет организована сама церемония вручения. В разных странах эта церемония проводится по-разному и зависит от обычаев и сложившейся в стране пребывания практики. В некоторых государствах, например в Великобритании, принято вручать верительные грамоты во фраке, в других странах можно вручать верительные грамоты в темном выходном костюме либо в национальном костюме. Причем национальный костюм бывает у некоторых народов весьма колоритным, что делает церемонию вручения верительных грамот очень красочной и незабываемой. Российские послы вручают верительные грамоты в официальном мундире, который имеется у чрезвычайных и полномочных послов и посланников, либо они могут вручать верительные грамоты в выходном костюме темного цвета. Могут быть и другие национальные различия. Тем не менее у всех церемоний вручения верительных грамот есть несколько важных общих черт.

Прежде всего, вручению верительных грамот обязательно предшествует визит посла к министру иностранных дел страны пребывания, во время которого посол передает министру копии своих верительных грамот. Затем в назначенное время за послом на официальном лимузине прибывает глава протокольной службы министерства иностранных дел страны пребывания. Далее он в сопровождении кортежа доставляет посла в официальную резиденцию главы государства, где должна состояться церемония вручения верительных грамот. Супруга посла, если она участвует в церемонии, а также старшие дипломаты посольства следуют в других автомобилях за официальным лимузином. В Великобритании вместо лимузина подается королевская карета, запряженная лошадьми. В некоторых странах в честь посла выстраивается почетный караул трех родов войск. Есть страны, где в церемонию вручения грамот включено исполнение национальных гимнов двух стран. Посол и сопровождающие его старшие дипломатические сотрудники посольства проходят в зал, где состоится церемония вручения верительных грамот. Во многих странах принято, чтобы на церемонии вручения верительных грамот присутствовала супруга посла. Войдя в зал, где должна проходить церемония, посол идет через него в сторону ожидающего его главы государства. Несколько сзади посла следуют супруга и сопровождающие посла лица. В установленном месте сопровождающие лица останавливаются, а посол подходит к главе государства на расстояние двух-трех шагов. С легким поклоном он двумя руками протягивает главе государства конверт, в который вложены его верительные грамоты и отзывные грамоты его предшественника. Обращаясь к главе государства, посол говорит, что имеет честь вручить ему свои верительные грамоты, аккредитующие его в качестве чрезвычайного и полномочного посла своего государства, хотя в протокольной практике некоторых государств ничего говорить не требуется. Глава государства принимает двумя руками переданные ему верительные грамоты, тут же отдает их стоящему рядом с ним министру иностранных дел и пожимает послу руку. Момент вручения верительных грамот и рукопожатия фотографирует официальный фотограф, либо делается специальная протокольная фотография главы государства и посла. После этого глава государства приглашает посла на краткую беседу.

В некоторых странах существует практика после вручения верительных грамот обмениваться краткими речами, в которых декларируется стремление к дальнейшему развитию двусторонних отношений. В ряде стран между главой государства и послом происходит обмен памятными подарками. Есть страны, где на вручении верительных грамот присутствует супруга главы государства, как правило, это принято в монархических государствах. Тогда и посла на церемонии вручения верительных грамот обязательно сопровождает его супруга. В этом случае супруги главы государства и посла также могут обменяться памятными подарками. После беседы посол прощается с главой государства и покидает его официальную резиденцию. На выходе в честь посла поднимают национальный флаг представляемого им государства. На официальном лимузине, в котором вручивший верительные грамоты посол возвращается в свою резиденцию, вывешивается национальный флаг его страны. В момент въезда лимузина на территорию резиденции посла на ее флагштоке также поднимается национальный флаг. Сопровождавшие посла на обратном пути из официальной резиденции главы государства руководитель протокольной службы министерства иностранных дел, а также адъютант главы государства приглашаются послом на бокал шампанского. К ним присоединяются дипломатические работники посольства.

Политическая наука: Словарь-справочник

Агреман

(франц. agrement , от agreer одобрить) согласие одного государства принять лицо, предложенное другим государством в качестве главы его дипломатического представительства (посла, посланника). Агреман запрашивается только на глав дипломатических миссий (в современной практике - на послов) и, как правило, через ведомство иностранных дел принимающей страны убывающим послом или старшим сотрудником дипломатической миссии. В ходе личного визита ответственному лицу страны пребывания устно излагается суть дела и передается краткая биографическая справка вновь назначаемого представителя. В некоторых странах практикуется направление в ведомство иностранных дел также и официальной ноты с просьбой о выдаче агремана. Во многих случаях об отказе в агремане не сообщается - истечение уместного срока (4–8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата. После получения агремана назначаемый кандидат на должность главы дипломатического представительства рассматривается в качестве персоны грата, отрицательная реакция или ответ принимающей стороны означает, что данный представитель является персоной нон грата.

Контрразведывательный словарь

Агреман

согласие правительства государства, в котором предполагается назначить главой дипломатического представительства какое-либо лицо, принять его в этом качестве. Без получения агремана дипломатический представитель не может быть назначен. Агреман запрашивается обычно через ведомство иностранных дел страны пребывания, как правило, предшественником нового дипломатического представителя.

При запросе агремана сообщаются фамилия и имя лица, которое предполагается назначить на этот пост, его краткие биографические данные: год рождения, образование, семейное положение, сведении о служебной деятельности и т. п. Для того чтобы не компрометировать дипломата в случае отказа, запрос агремана принято сохранять в тайне. Объяснять мотивы отказа в агремане государство не обязано. Агреман запрашивается лишь на главу дипломатического представительства: посла, посланника или поверенного в делах. На остальных сотрудников посольства или миссии запрашиваются только визы. При назначении военных, военно-морских и военно-воздушных атташе данные о них, как правило, направляются в страну предполагаемого пребывания для получения согласия на их приезд.

Энциклопедический словарь

Агреман

(франц. agrement, от agreer - одобрить); в международном праве - согласие одного государства принять лицо, предложенное другим государством в качестве дипломатического представительства (посла, посланника, главы его).

Агреман -термин, употребляемый в дипломатической практике (от французского agreer - согласие), подразумевает согласие правительства принимающего государства на назначение определенного лица дипломатическим представителем направляющего государства. Агреман запрашивается только на глав дипломатических миссий (в современной практике - на послов) и, как правило, через ведомство иностранных дел принимающей страны убывающим послом или старшим сотрудником дипломатической миссии. В ходе личного визита ответственному лицу страны пребывания устно излагается суть дела и передается краткая биографическая справка вновь назначаемого представителя. В некоторых странах практикуется направление в ведомство иностранных дел также и официальной ноты с просьбой о выдаче агремана.

Во многих случаях об отказе в агремане не сообщается - истечение уместного срока (4-8 недель) является сигналом нежелательности предложенного кандидата.

В случае устного запроса агремана, положительный ответ дается также устно.

После получения агремана назначаемый кандидат на должность главы дипломатического представительства рассматривается в качестве персоны грата, отрицательная реакция или ответ принимающей стороны означает, что данный представитель является персоной нон грата. Мотивы отказа в агремане государство пребывания сообщать не обязано.

В соответствии с международной практикой возможная переписка или обсуждение вопроса об агремане не предаются огласке.

Аккредитация (от латинского accredere - доверять) - процесс назначения дипломатического, торгового или иного официального представителя при принимающей стороне. Аккредитации подлежат также представители средств массовой информации при их назначении на работу в другой стране, а также при освещении официальных мероприятий, конференций, съездов и т. п. Аккредитация подразумевает признание тех или иных представителей официальными представителями своего государства, фирмы, органа массовой информации и т. п. В отношении глав дипломатических миссий аккредитация, как правило, включает в себя предоставление агремана, и завершается вручением верительных грамот. Глава самостоятельного консульского учреждения считается аккредитованным после получения им экзекватуры. В остальных случаях аккредитация завершается процессом нотификации официальных органов страны пребывания о прибытии дипломата и о том, что он приступил к исполнению своих обязанностей.

Ви́за - разрешительный документ, дающий право человеку на пересечение тех или иных границ. Как правило под визой понимается фактическое разрешение иностранца на въезд на территорию другого государства. Однако существуют также «выездные» визы, дающие право на выезд из страны, а также визы дающие право на поездку внутри конкретной страны.


Визы конкретной страны выдает как правило консульство или посольство страны в другой стране. Иногда этим вопросом могут также заниматься аккредитованные визовые центры. Виды:

Краткосрочные визы. Такие визы предполагают, что вы пробудете в чужой стране не более месяца, а потом вернетесь на родину. Это все визы, необходимые для поездок, цель которых заранее известна, указана в приглашении и уже не будет меняться; как правило, это визы, дающие право на один въезд в страну. Обычно, краткосрочные визы подразделяются на туристические, гостевые, деловые, транзитные:

Туристические визы. Туристическая виза - это разрешение на временное пребывание в стране с целью туризма или по частному приглашению. Предполагает однократный въезд в страну и, как правило, на срок не больше двух - трех недель. Выдаются самостоятельно путешествующим туристам или турагентствам на группу путешественников. Для оформления туристической визы необходим туристический ваучер или бронь гостиницы. Виза не дает права на длительное пребывание и трудоустройство во время поездки.

Гостевая виза. Гостевая виза - это разрешение на временное пребывание в стране с целью посещения родственников, друзей, знакомых по частному приглашению. Выдаются на основании приглашения гражданам, выезжающим в частные поездки и самостоятельно оформляющим визы. Эта виза не дает права на трудоустройство во время поездки. Деловые виза. Деловые (служебные, бизнес) визы - выдаются гражданам, выезжающим с деловыми целями по приглашению от иностранных организаций. Это разрешение на временное пребывание в стране с целью деловой поездки или командировки. Эта виза не дает права на трудоустройство и учебу во время поездки. В свою очередь деловые визы делятся на классы. Выделяют однократные, двукратные и многократные (мульти)бизнес-визы.

Транзитные визы. Транзитная виза - для пересечения границы с целью проезда в другое государство. Выдаются на короткие сроки для транзита по территории страны. Не дает права на длительное пребывание и работу. В большинстве стран мира для получения транзитной визы нужна виза в страну, куда путешественник следует далее, и наличие билетов. Существуют одно- и двукратные транзитные визы. В некоторых странах транзитные визы обязательны даже в случаях, когда самолет приземляется на дозаправку и пассажир не покидает борт самолета.

Долгосрочные визы. К визам для длительного пребывания в стране относятся - учебные (студенческие) визы, рабочие визы, воссоединение семей, переезд на постоянное место жительства и т.д.

фр. agrement, от agreer - одобрить) - в международном праве согласие государства принять конкретное лицо в качестве главы дипломатического представительства другого государства. Без получения А. официальное назначение невозможно. Агреман запрашивается через ведомство иностранных дел, обычно дипломатическим представительством страны, назначающей дипломатического представителя.

Отличное определение

Неполное определение ↓

АГРЕМАН

согласие государства принять данное лицо в качестве дипломатического представителя другого государства. А. испрашивается обычно дипломатическим путем перед назначением дипломатического представителя; при этом сообщаются основные биографические данные лица, намечаемого к назначению. Государство может отказать в А. без объявления мотивов. Во всех случаях ответ на запрос об А. должен быть дан по возможности в короткий срок. Для сотрудников дипломатических представительств А. не требуется и не испрашивается, его заменяет предоставление визы (см.) на въезд в страну назначения. А. не испрашивается также для военных, морских и авиационных атташе, при назначении которых посылается лишь предварительное уведомление о предполагаемом назначении.

При первичном установлении дипломатических отношений до приезда посла в страну его аккредитации направляется группа дипломатических и административно-технических работников, призванных подготовить посольство к нормальному функционированию. Об официальном открытии посольства сообщается циркулярной нотой, посылаемой в МИД и дипломатический корпус. В документе указываются официальный адрес посольства, телефоны его сотрудников, дни и часы работы. По согласованию со страной пребывания могут быть проведены некоторые протокольные мероприятия - торжественный подъем государственного флага над зданием посольства, коктейль и т. п., на которые приглашаются представители МИД, других органов страны, печати. Аналогичные мероприятия могут быть организованы и при переезде посольства в новое здание.

В международной практике принято до назначения главы дипломатического представительства в ту или иную страну, запросить агреман (l"agrement - французское слово, означающее согласие правительства принимающего государства) на его назначение. Эта практика отражена в Венской конвенции о дипломатических сношениях: «Аккредитующее государство должно убедиться в том, что государство пребывания дало агреман на то лицо, которое оно предполагает аккредитовать как главу представительства в этом государстве». Если нет особых соображений о запросе агремана в центре, агреман целесообразнее запрашивать через дипломатического представителя, оставляющего пост, что дает ему возможность до своего отъезда на родину провести дополнительную полезную дипломатическую работу.

В зависимости от местной протокольной практики он наносит прощальные визиты главе государства, главе и членам правительства, своим коллегам по дипломатическому корпусу, политическим и общественным деятелям страны пребывания, посещает устраиваемые в его честь приемы. Это дает возможность подвести итог отношений между двумя странами за период деятельности, высказать пожелание относительно перспектив этих отношений и т. д. Иногда может быть предоставлена возможность выступить по радио и телевидению, чем, разумеется, следует воспользоваться.

Получив указание своего министерства иностранных дел, дипломатический представитель посещает министра иностранных дел страны пребывания или другое лицо (в зависимости от местной практики), которому в устной форме сообщает об оставлении своего поста в этой стране и о поручении запросить агреман на назначение дипломатическим представителем его страны другого лица. В дополнение к устному заявлению он вручает справку о лице, на которого запрашивается агреман (печатается на чистом листе бумаги без герба, без подписи, без даты и печати). В справке указываются фамилия, имя и отчество этого лица, его год рождения, образование, семейное положение и краткие сведения о предыдущей служебной деятельности.

В некоторых случаях запрос агремана производится путем направления министерством или посольством вербальной ноты, к которой прилагается краткая биографическая справка с послужным списком посла. Ответ на запрос агремана дается в адекватной форме (устно или письменно в виде ноты). При запросе на посла, впервые выезжающего в страну после установления с ней дипломатических отношений, запрос может быть сделан через посольства в третьих странах. В очень редких случаях, когда речь идет о широко известном государственном деятеле, назначаемом на должность посла, агреман может быть запрошен по телефону. На практике это должен сделать министр иностранных дел через посла страны предполагаемой аккредитации. Как правило, положительный в таких случаях ответ дается также по телефону (или во время личного визита) в максимально короткие сроки.

Факт запроса агремана разглашать не принято с тем, чтобы избежать возможных осложнений между государствами в случае отказа в предоставлении агремана и возможных комментариев третьих сторон. Венская конвенция 1961 года не обязывает государства мотивировать свои решения об отказе в агремане, и практике известно немало случаев применения этого правила на практике. На возможные вопросы дипломатов и журналистов относительно запроса агремана принято давать ответ в том духе, что дипломатическая традиция не разрешает сообщать что-либо по этому поводу; можно сослаться и на свою неосведомленность. Разглашение сведений о факте запроса агремана, отказе в его даче может повредить дипломатической карьере лица, которому не был предоставлен агреман при его назначении в другую страну.

Хотя запрос агремана и формальная сторона дела, тем не менее она имеет определенный смысл. Без запроса и получения агремана назначить дипломатического представителя нельзя, и в настоящее время необходимость этого никем не оспаривается. Кроме того, суверенным правом любого государства является предотвратить назначение дипломатическим представителем лица, нежелательного для правительства страны пребывания. Ясно, что ни одно правительство не примет в свою страну дипломатическим представителем лицо, которое выступало с враждебными заявлениями против даннойстраны или участвовало вакциях против нее, то есть если известно, что это лицо недружелюбно относится к стране и выражало это отношение в публичной форме. Любое правительство естественно, вправе рассчитывать на то, чтобы к нему прислали человека лояльного и объективного. Каждому дипломатическому работнику, понятно, крайне важно проявлять осторожность в суждениях о той или иной стране в приватных беседах, а тем более в выступлениях в печати, в публичных докладах и лекциях.

Ответ на запрос агремана принято давать в короткий срок, если не имеется соображений о затяжке ответа по политическим мотивам: срок ответа в этом плане является своего рода показателем состояния отношений между странами. Чем более дружественный характер имеют эти отношения, тем быстрее дается положительный ответ на запрос об агремане. Затягивание ответа всегда производит отрицательное впечатление. Не принято напоминать о запрошенном агремане и просить об ускорении ответа.

Дипломатический представитель, получивший агреман, равно как и любой другой дипломат, имеющий разрешение на въезд в страну (в виде въездной визы), считаются персоной грата, то есть желательным лицом.

Случаи отказа вполучении агремана редки, но тем не менее они бывают. Один такой пример из российской истории описан академиком Е.В.Тарле и касалсяотказа в даче агремана Николаем I в 1832 году на назначение английским послом в Петербург Стрэтфорда-Каннинга. В демонстративном поступке Николая I, по мнению ученою, немалую роль сыграли обильные сведения о деятельности и умело проводимых антирусских интригах талантливого английского дипломата в Константинополе и Греции. Британский Форин офис, продолжая настаивать на агремане, навел справку в Петербурге, не согласится ли царь принять Стрэтфорда-Каннинга с тем, что после приезда в Петербург он представится царю и затем немедленно уедет из Петербурга безвозвратно. Николай I на это ответил, что он обещает дать Стрэтфорду-Каннингу один из самых высоких русских орденов, лишь бы он только вовсе не приезжал в Петербург. По некоторым сведениям, Стрэтфорд-Каннинг, будучи впоследствии английским послом в Турции, во многом содействовал развязыванию Крымской войны 1854–1856 годов.

Советской практике также были известны случаи отказов в даче агремана.

Дипломат, не получивший агремана, считается персоной нон грата, то есть нежелательным лицом. Персоной нон грата считается также любой другой дипломатический работник, которому правительством страны пребывания не дано разрешение на въезд или предъявлено требование о выезде. Хотя причин объявления дипломатическогопредставителя или другого дипломатического работ-ника персоной нон грата не сообщается, ими могут быть: публичное отрицательное отношение к правительству страны пребывания, вмешательство в ее внутренние дела, неуважение к законам иобычаям, злоупотребление дипломатическими привилегиями, нарушение общепринятых норм поведения дипломата ит.п.

Делается это в полном соответствии с Венской конвенцией о дипломатических сношениях, которая гласит: «Государство пребывания может влюбое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является персоной нон грата или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции впредставительстве. То или иное лицо может быть объявлено персоной нон грата или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания» (ст. 9, п. 1).

Дипломатической истории известно немало случаев объявления персоной нон грата глав дипломатических представительств и дипломатических работников представительств за выступления против страны своего пребывания, деятельность, несовместимую со статусом дипломата, вмешательство во внутренние дела страны, злоупотребление дипломатическими привилегиями и за другие нарушения.

Что же касается самого ответа на запрос об агремане, то здесь тоже немало своеобразия. В частности, не принято давать ответ в виде официального отказа. Сама длительность задержки с ответом расценивается как свидетельство нежелания принимать то или иное лицо в качестве посла, и его кандидатура, как правило, снимается. В этом случае правительство, делавшее запрос на получение агремана, может в порядке реторсии (меры воздействия, предпринимаемые одним государством против другого в ответ на «неосновательные меры, нарушающие интересы государства») оставить пост посла вакантным на длительный срок, и посольство будет соответственно возглавляться временным поверенным в делах, что, естественно, воспринимается как снижение уровня отношений между государствами. В свою очередь «пострадавшее» государство может в порядке взаимности потянуть со сроком дачи агремана новому послу страны-«обидчицы».

Как видим, запрос агремана - институт весьма деликатный и оружие, как и многое в дипломатии, обоюдоострое. Поэтому правительство, к которому обратились с запросом об агремане, обычно не затягивает с ответом, идя на отказ в крайне редких случаях, действительно вызываемых политической или иной необходимостью.

В Российской Федерации после получения агремана издается указ Президента о назначении дипломатического представителя. Одновременно издается указ об освобождении от обязанностей его предшественника.

На назначение временного поверенного в делах запрашивать агреман не требуется. При любом выезде из страны - временном или постоянном - глава дипломатического представительства направляет Министерству иностранных дел личную ноту, в которой сообщает о своем отъезде из страны и указывает, кто на время его отсутствия будет являться временным поверенным в делах. В современной дипломатической практике все большее распространение приобретает практика направления вербальных нот об отъезде главы дипломатического представительства и о назначении временного поверенного в делах. Министерство иностранных дел подтверждает получение такой ноты, и формальности с назначением временного поверенного в делах на этом заканчиваются.

В зависимости от местной протокольной практики ноты (личные или вербальные) об отъезде посла и о назначении временного поверенного в делах, а также о возвращении посла посылаются также дипломатическому корпусу (каждому посольству или миссии страны, с которой Российская Федерация имеет дипломатические отношения, а также дуайену дипкорпуса).



Просмотров