Категория земельного участка разрешенное использование. Категории земель и виды разрешенного использования земельных участков

Пути, по которым происходит перемещение людей из них социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами.

П.Сорокин выделял несколько основных социальных лифтов:армия, церковь, школа, семья (брак) , политические и общественные организации.

Армия функционирует в этом качестве не в мирное, а в военное время. Крупные потери среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств. У них появляется возможность грабить, мародерствовать, захватывать трофеи, брать контрибуции, уводить рабов, окружать себя помпезными церемониями, титулами, передавать свою власть по наследству.

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. Геббон, архиепископ Реймса, был в прошлом рабом. Папа Григорий VII - сыном плотника. Церковь была каналом не только восходящего, но и нисходящего движения. Тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них было немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высоких рангов.

Школа. Институты воспитания и образования, какую бы конкретную форму они ни приобретали, во все века служили мощным каналом социальной циркуляции. Большие конкурсы в колледжи и университеты во многих странах объясняются тем, что образование является самым быстрым и доступным каналом вертикальной мобильности.

Собственность наиболее ярко проявляется в виде накопленных богатств и денег. Именно они - один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV-XVIII вв. европейским обществом стали править деньги. Достигали высокого положения только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. П. А. Сорокин отмечал, что « роль канала, который исполняет современная школа, становится все более значимой, ведь, по сути, она взяла на себя функции, ранее выполнявшиеся церковью, семьей и некоторыми другими институтами».

Семья и брак становятся каналами вертикальной циркуляции, если в союз вступают представители разных социальных страт.

В современной социологии выделяют несколько основных каналов социальной мобильности:

Социальный статус семьи,

Внешние данные, умственные и физические способности;

Образование;

Таким образом, процесс мобильности в целом принимает самые различные формы от простого перехода из семьи в семью до хитроумных и сложных действий, направленных на достижение высокого статуса.



Мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей . Причем возможности для вертикальной мобильности различны в каждом обществе и могут изменяться.

Миграция.

Миграция представляет собой процесс изменения постоянного места проживания индивидов или социальных групп, выражающийся в перемещении в другой регион, географический район или другую страну. К миграции относится также переезд на жительство из деревни в город и обратно.

Миграционный процесс тесно связан как с горизонтальной, так и с вертикальной мобильностью, поскольку каждый мигрирующий индивид, помимо перехода в другую социальную группу, стремится найти на новом месте лучшие экономические, политические или социальные условия существования. Социология рассматривает, как правило, массовые потоки миграции и их влияние на демографические и социальные процессы в том или ином регионе.

Механизм миграции. Для того чтобы люди захотели изменить привычное для них место жительства,необходимы условия, заставляющие их переселиться в другие города, регионы, страны. Эти условия обычно делят на три основные группы: выталкивание, притяжение и пути миграции .

  1. Выталкивание связано с неудовлетворительными или тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Выталкивание крупных масс людей связано прежде всего с серьезными социальными потрясениями (межнациональными конфликтами, диктатурами, войнами), экономическими кризисами, стихийными бедствиями (землетрясениями, наводнениями и т.п.). При индивидуальной миграции выталкивающей силой может служить неудача в карьере, смерть родственников, одиночество и т.п.
  2. Притяжение это совокупность привлекательных черт или условий для проживания в других местах, например в регионах, где существует более высокая оплата труда,где можно занять более высокий социальный статус или где существует большая политическая стабильность, что в конечном счете приводит к чувству большей уверенности в завтрашнем дне. Чем больше разница в социальных,экономических или политических условиях существования в двух регионах,тем вероятнее миграция под воздейстием сил притяжения в районы с лучшими условиями. Разница в условиях жизни может создаваться искусственно,для управления потоками мигрантов и для притяжения рабочей силы и "умов"в определенные районы, где их не хватает.
  3. Пути миграции это характеристика непосредственного передвижения мигранта из одного географического места в другое. Пути миграции включают в себя доступность попадания мигранта, его багажа и семьи в другой регион, наличие или отсутствие барьеров на пути, информацию, помогающую преодолеть финансовые препятствия. Очень часто именно отсутствие доступности в перемещении сводит на нет действие сил выталкивания и притяжения. Например, дороговизна билетов не может позволить выехать индивиду и его семье в другую страну.То же можно сказать о языковых барьерах, получении разре шения на выезд и въезд, отсутствии информации об условиях жизни на новом месте и многих других трудностях, встречающихся на пути мигрантов.

Обычно «социальный лифт» представляют в виде некого волшебного механизма, который позволяет людям подниматься из условных низших социальных слоёв общества в высшие.

Вот, например, Леонид Ильич Брежнев. Родился в семье рабочих, работал на заводе, параллельно получал образование. В 21 год окончил техникум, в 29 лет - институт. Продолжил учиться. Отслужил в армии, стал директором техникума, потом продвигался по партийной линии… к 60 годам стал генеральным секретарём ЦК КПСС и возглавил Советский Союз.

Помните песню про «заводскую проходную, что в люди вывела меня»? Брежнев, по рассказам современников, эту песню очень любил:

http://www.youtube.com/watch?v=XBWiSbqW4Tc

Так вот, из карьеры Брежнева многие ностальгирующие делают ошибочный вывод, будто в СССР существовал некий волшебный «социальный лифт». И что любому достаточно было зайти в этот лифт, нажать на кнопку - и неведомая сила тут же начинала поднимать его наверх, к уютным директорским креслам, к личным водителям и к партийным дачам.

При этом мало кому из поклонников советского социального лифта приходит в голову простой вопрос: если всё было так просто, почему же большая часть советского народа трудилась не в уютных кабинетах, а в цехах и на полях? Вряд ли только из-за любви к физическому труду.

Кстати, о такой же вопрос разбиваются и светлые предания о бесплатных советских квартирах: если квартиру в СССР было так просто получить, почему же тогда далеко не самые бесталанные люди десятилетиями ютились в коммунальной тесноте?

Впрочем, ладно, про квартиры поговорим как-нибудь потом. Вернёмся к социальному лифту. Гораздо правильнее было бы называть социальный лифт не лифтом, а… лестницей. Ведь для того, чтобы ехать на лифте, достаточно ткнуть пальцем в кнопку, тогда как подъём по лестнице потребует значительных затрат сил. И если нажать на кнопку сможет каждый, то вот годами идти по лестнице будут далеко не все: у кого-то не хватит сил, у кого-то терпения, а кто-то и скатится кубарем вниз, поскользнувшись на банановой кожуре.

На всякий случай сразу оговорюсь, что выражение «социальная лестница» принадлежит не мне. Происхождение термина теряется в глубине веков - достаточно вспомнить хотя бы знаменитую «Лествицу» Иоанна Лествичника, которая представляет собой руководство к духовному росту, и которая была написана в конце IV века, почти полторы тысячи лет назад:

Мотивы восхождения на воображаемую лестницу без труда прослеживаются и у древних греков и у древних евреев и в других исторических слоях.

Так вот, коллеги. Нас с вами обманывали. Чудесных самоходных лифтов в реальном мире мало, на всех их не хватает, а те, что доступны каждому, движутся столь медленно, что сорока лет стандартной человеческой карьеры хватает только на то, чтобы преодолеть незначительную часть пути - скажем, от младшего менеджера торгового зала до старшего менеджера торгового зала. Или от прапорщика до прапорщика в отставке. Зато в реальном мире в изобилии встречаются лестницы, при помощи которых, приложив значительные усилия, можно забраться на следующий социальный уровень.

Вернёмся к нашему дорогому Леониду Ильичу. Если мы поглядим на его биографию, мы увидим, что всю свою молодость он потратил на получение образования.

1915-1921 : Классическая гимназия.
1923-1927 : Землемерно-мелиоративный техникум.
1930-1935 : Металлургический институт.
1935-1936 : Курсы моторизации и механизации Красной Армии.

В тридцать лет Брежнев имел уже очень хорошее для того времени образование - поэтому нет ничего удивительного в том, что его немедленно начали ставить на руководящие должности. В России всегда наблюдался кадровый дефицит, а уж в тридцатые годы двадцатого века нехватка образованных людей ощущалась особенно остро.

Конечно, путь Брежнева от секретаря обкома до генерального секретаря - вопрос отдельный. Там, само собой, одного стремления учиться было мало…

Я знаю, сейчас специалисты возмущённо потянутся к клавиатуре. Согласен, седобородые доктора наук в статьях про «социальный лифт» обычно живописуют именно «верхние этажи» социального лифта: путь из какой-нибудь «гипоэлиты» в правящую элиту. Однако мне сегодня более интересен термин «социальный лифт» в том его смысле, в котором он употребляется в сетевых дискуссиях. Мы рассмотрим «нижние этажи» - путь из рабочих в директора.

Для определённости: под условным «директором» я буду понимать некого руководителя достаточно высокого ранга, владельца небольшого свечного заводика или представителя творческой элиты, лицо которого изредка появляется в телевизоре. То есть, того, кто находится в верхней части среднего класса или в нижней части высшего класса.

Начну с перечисления «лестниц».

1. Образование. Хорошие специалисты всегда в цене - поэтому обладатель диплома MBA или, скажем, крутых сертификатов по программированию может рассчитывать на очень хорошую зарплату. Наверное, излишне пояснять, что образование нужно выбирать тщательно. Некоторые вузы выдают на гора откровенный брак, а некоторые специальности предполагают весьма скудную оплату даже для первоклассных специалистов.

2. Капитал. Банальное накопление денег с большой долей вероятности сделает вас через какое-то время богатым человеком. Конечно, деньги можно потерять сотней разных способов и, конечно, для того, чтобы что-то откладывать, нужно хорошо зарабатывать. Тем не менее, эта «лестница» работает и очень многие выбирают именно её.

3. Бизнес. Пожалуй, самый прямой и понятный путь. Начав с крошечного пыльного офиса можно, приложив известную толику труда и мозгов, дорастить свою фирму до средних размеров компании с сотней человек персонала. Легко на этом пути не будет, однако и каких-то особенных трудностей на нём тоже нет: бизнес по своей природе весьма демократичен.

4. Мастерство. Это путь музыкантов, журналистов, художников, поваров и прочих представителей творческих профессий. Если изо дня в день проводить долгие часы, совершенствуя свою способность играть на скрипке, рано или поздно вы таки станете очень хорошим скрипачом. Есть даже эмпирическое правило «10 тысяч часов», согласно которому для достижения виртуозного мастерства в любом искусстве нужно затратить на упражнения около 10 тысяч часов.

5. Связи. Удивительных успехов может достичь человек с лёгким характером, который является желанным гостем на разного рода вечеринках и пикниках. В истории современной России можно привести массу примеров, когда коммуникабельность открывала перед её носителем двери в высшее общество.

6. Карьера. Если умело играть в аппаратные игры и не мариновать себя годами в бесперспективных тупиках, за пару десятилетий вполне реально дорасти до весьма высоких кресел - причём безо всяких там подлостей и лизоблюдства, которыми так любит народная молва несправедливо окружать идейных карьеристов.

7. Репутация. Ответственные люди, на которых можно положиться, всегда в большой цене: с ними удобно и приятно работать, поэтому они постоянно получают массу интересных предложений о сотрудничестве. Что характерно, ответственные люди нужны на любом уровне - вплоть до уровня министров. Если вы всегда приходите на работу вовремя и прикладываете значительные усилия, чтобы выполнить свои обещания, знайте, вы на верном пути.

Разумеется, кроме этих семи лесенок есть и ещё масса других - известность, брак по расчёту, разные криминально-коррупционные варианты, всяческие авантюры, военная служба или даже писательское дело.

Лесенки можно объединять. Например, лестница дворника проста, но весьма невысока: опытный дворник зарабатывает практически столько же, сколько и начинающий. А вот лестница писателя может поднять музоносца до любых вершин, но при этом на первой тысяче ступенек жрать будет физически нечего.

Таким образом, объединив лестницу дворника с лестницей писателя мы получим вполне работоспособный (и уже проверенный опытом десятков писателей) вариант: ремесло дворника даст начинающему писателю кусок хлеба на первых порах, пока он не станет достаточно знаменитым, чтобы жить на гонорары от своих книг.

Плавно перехожу теперь к сути поста.

У всех перечисленных мной социальных лестниц есть нечто общее. Нацелившийся на подъём по ним должен будет значительную часть своего времени посвятить процессу… накопления . То есть, складывать монетку к монетке, учебник к учебнику, аккорд к аккорду и так далее - пока не накопит достаточно, чтобы перелезть на следующий уровень.

Со времён Александра Сергеевича принято смеяться над теми, кто копит. Скупой рыцарь, помещик Плюшкин, толстые мальчики со свиньями-копилками из советских фильмов… Копить считается занятием недостойным, уделом слабаков, которые не могут разрубить гордиев узел одним ударом кавалерийской шашки.

Кроме того, сейчас принято к месту и не к месту цитировать классиков психологии, которые невольно повесили на всех методичных и бережливых людей клеймо «анальной фиксации». Банки и ломбарды, опять-таки, темпераментно рекламируют нам сладкую жизнь в кредит.

В итоге получается противоречие. Вместо того, чтобы неторопливо подниматься по одной из многочисленных лестниц, типичный потребитель заходит в обклеенный рекламой макет лифта и безуспешно давит там на разные кнопки. «Социальный лифт не работает!», - справедливо восклицает бедолага и садится на пол в ожидании доброго лифтёра, который (в воображении потребителя) прилетит на волшебном вертолёте, чтобы исправить поломку лифта.

Иногда очень многое зависит от правильно выбранного термина. Если бы я мог отправлять письма в прошлое, я бы написал письмо петербуржцу Питириму Сорокину и попросил бы его назвать социальный лифт, например, лестницей. Однако не факт что Сорокин - революционер и романтик - согласился бы с тем, что для смены социального класса ещё недостаточно одной лишь только выслуги лет.

PS . Про другие инфекции мышления, которыми можно заразиться в обществе потребления, я писал вот здесь.

Каналом социальной мобильности следует именовать такую сферу общества или социальный институт, где осуществляется восходящая или нисходящая мобильность, например, собственность, семья, производство, армия, религия, образование. Канаты мобильности также называют социальными лифтами.

Армия функционирует в качестве канала социальной мобильности и в мирное, и в военное время. Крупные потери или выход в отставку среди командного состава приводят к заполнению вакансий из более низких чинов. В военное время младшие офицеры продвигаются благодаря таланту и храбрости, в мирное – благодаря лояльности, послушанию и выслуге лет. Повысившись в звании, они используют полученную власть как канал для дальнейшего продвижения и накопления богатств.

Например, известно, что из 92 римских императоров 36 достигли своего высокого положения, начав с низших чинов. Из 65 византийских императоров 12 выдвинулись благодаря армейской карьере. Наполеон Бонапарт и его окружение, маршалы, генералы и назначенные им короли Европы вышли из простолюдинов. Оливер Кромвель, генерал Улисс Грант, один из отцов-основателей США Джордж Вашингтон и тысячи других командующих достигли самого высокого положения благодаря армии.

В России начиная с XVIII в., когда петровскими указами была введена 25-летняя служба, армия превратилась в канал вертикальной мобильности в том числе и для крепостных крестьян. Рядовой солдат самого низкого происхождения мог выслужить офицерский и даже генеральский чин. Если не в своем полку, то в соседнем он мог видеть офицера, вышедшего из солдат. В прежние времена этот канал монополизировали сначала бояре, составлявшие княжескую дружину, а позже дворянство, официально считавшееся служилым сословием государства. Русский крестьянин знал, что бояре, дворяне, помещики – это служилый государственный люд, который получал свои земли за ратный труд. Так было веками. Но в петровскую эпоху каждый рекрут из крепостных помнил, что вчера он был человек барский, а сегодня – царский. С первых лет советской власти армия пользовалась в обществе огромным авторитетом и воспринималась как эффективное средство социальной мобильности, возможность вырваться из деревенских оков, выйти "в люди". Крестьянский парень видел, как красноармеец из его деревни после увольнения из РККЛ становился председателем сельсовета, а его сосед после службы поступил в вуз, старший брат стал красным командиром. В армии было легче вступить в партию и комсомол, что открывало путь к новой жизни. Статус "человека с ружьем" формировал ощущение исключительности. Поставив себе целью подготовиться в армии для подъема по ступеням социальной лестницы, молодой человек рос прежде всего в собственных глазах. Вне армии он ожидал аналогичного отношения к себе от окружающих, и если такового не следовало, испытывал душевный надлом .

В годы брежневского застоя работа в милиции в течение последних десятилетий представляла один из постоянно действующих каналов социальной мобильности, в частности перемещения из деревни в город, и происходило это в значительной степени из-за дефицита горожан, желающих служить в милиции. В московскую милицию принимали отслуживших в армии молодых людей в возрасте до 35 лет и не имеющих московской прописки. Иного способа попасть в столицу, как только устроиться в милицию, скажем, у выходцев из российской глубинки могло и не существовать. Не только армия и милиция, но и силовые структуры в целом раньше и теперь выступают мощным каналом вертикальной мобильности, позволяющим людям совершить восхождение из периферийных в центральные сегменты общества. Опыт СССР и США свидетельствует: в периоды, когда армия создает хорошие возможности для вертикальной мобильности, профессионального продвижения, в ней (в целом и в офицерском корпусе) преобладают выходцы из сельской местности и небольших городов .

Для военных мобильность – результат добровольной или вынужденной смены профессии, должности, специальности, квалификации и места службы, осуществляемой как офицером, так и членами его семьи. Если сравнивать социальную мобильность различных категорий офицеров (младшие, старшие, высшие), то исследования показывают, что младшие офицеры по сравнению со старшими и высшими более мобильны. По мере продвижения по служебной лестнице скорость и интенсивность социальной мобильности различных категорий офицеров в зависимости от условий и факторов (как субъективных, так и объективных) может как возрастать, так и уменьшаться . Когда армия перестает быть социальным лифтом, становится социально закрытой, тогда практически прекращается перемещение из крестьян и рабочих в офицеры высокого ранга, из высшего и среднего классов – в офицеры. Мобильность становится горизонтальной: из гражданского среднего класса – в военный средний класс.

Данные 1991 – 1992 гг. об отношении студентов вузов к прохождению военной подготовки (после закона 1990 г. о ее добровольности) свидетельствуют, что наблюдается тенденция к горизонтальному социальному перемещению. Это выражается, например, в довольно четкой зависимости: чем менее престижен вуз (или даже специальность в нем, кафедра), тем больше желающих получить военную подготовку, считающих военное образование перспективным .

Церковь как канал социальной циркуляции переместила большое число людей с низов до вершин общества. П. А. Сорокин, изучив историю жизни 144 глав римской католической церкви, установил, что 28 вышли из низов общества, а 27 – из средних слоев. Институт целибата (безбрачия), введенный в XI в. папой Григорием VII (кстати, выходцем из небогатой семьи тосканских землевладельцев), обязывал католическое духовенство не иметь детей. Благодаря этому освободившиеся после смерти клириков позиции заполнялись новыми людьми. Но помимо восходящего церковь была каналом нисходящего движения: тысячи еретиков, язычников, врагов церкви были отданы под суд, разорены и уничтожены. Среди них немало королей, герцогов, князей, лордов, аристократов и дворян высокого ранга.

Образование в современном обществе является основным лифтом, обеспечивающим продвижение по социальной лестнице. Система обучения складывается из нескольких ступеней, на каждой из которых можно вовремя уйти, не имея возможности учиться дальше: начальное, незаконченное среднее, полное среднее школьное образование, среднее специальное, высшее, поствысшее (аспирантура и докторантура), а также дополнительное, включающее множество курсов повышения квалификации и переобучения, посещать которые можно в течение всей жизни. Школа и система образования в целом – эффективный инструмент социальных перемещений. Во всех странах наблюдается одна и та же закономерность: чем ниже уровень образования, тем ниже квалификация, достигнутый статус и зарплата. Высокий уровень образования, напротив, – способ сделать профессиональную карьеру.

В XIX столетии в России установился порядок производства в гражданские чины коллежского асессора и статского советника. Указ от 6 августа 1809 г. запрещал продвигать служащих, не имевших свидетельств об окончании университетского курса или не выдержавших в университете экзамена по установленной программе, которая прилагалась к указу. В частности, для получения чинов коллежского асессора и статского советника требовались знание русского и какого-либо иностранного языков, знание естественного, римского и гражданского права, государственной экономики, уголовных законов, основательное знакомство с отечественной историей, познания в географии, математике и даже физике.

В различные периоды образование выступало фактором, способствующим продвижению по социальной лестнице, условием для занятий торговлей, поступления на службу в государственные учреждения. Именно образование дает аттестаты, дипломы, свидетельства, необходимые для занятий многими видами деятельности. Диплом открывает доступ к высококвалифицированной и хорошо оплачиваемой работе, т.е. служит средством повышения экономического статуса. А поскольку он свидетельствует о высоком престиже обладателя, то становится символом социального статуса и глубоких знаний. Чем выше уровень образования и полученная квалификация, тем выше достигаемая на службе должность, общественное признание, научное звание, вознаграждение и награды.

В США уже в 1960-е гг. обучение в колледже давало возможность дополнительно заработать 200 тыс. долл, в течение 30 лет после окончания учебного заведения. Окупаемость этих инвестиций была десятикратной, принося в среднем 30% годового дохода на протяжении 30 лет. В 1992 г. в США работник с дипломом колледжа мог заработать на протяжении всей своей карьеры на 600 тыс. долл, больше, чем специалист, получивший среднее образование. Обладатель докторской степени зарабатывал на 1,600 тыс. долл, больше выпускника колледжа и на 2,200 тыс. долл, больше обладателя среднего образования. Инвестиции в получение образования этого уровня, составляющие порядка 110 тыс. долл., 20-кратно окупаются в течение 30 лет, и норма рентабельности продолжает возрастать с небывалой скоростью .

В постиндустриальном обществе лишь образование дает необходимую гарантию, что семья не окажется в нищете. Доля американцев с дипломом колледжа, находящихся по разным причинам ниже черты бедности, не превышает 4%, а лиц с неполным средним образованием – от 30 до 50%.

В советское время существовал еще один лифт к социальной карьере – членство в коммунистической партии, или партийная принадлежность. Сегодня он сохранился лишь в Китае, а в России вместо компартии появились другие политические организации, прежде всего партия "Единая Россия", членство в которых помогает сделать общественную карьеру. Партийная принадлежность – это вхождение в политическую корпорацию, активное участие в ее деятельности, идентификация и солидарность с ней, защита ее интересов во внешних организациях, а также ее представительство в разных сферах общественной жизни.

Собственность наиболее ярко проявляет себя в виде накопленных богатств и денег. Именно они – один из самых простых и действенных способов социального продвижения. В XV–XVIII вв. европейским обществом стали править деньги: высокого положения достигали только те, кто имел деньги, а не знатное происхождение. Последние периоды истории Древней Греции и Рима были такими же.

П. А. Сорокин установил, что не все, но лишь некоторые занятия и профессии способствуют накоплению богатств. Согласно его расчетам, 29% случаев –это занятие фабриканта, 21 –банкира и биржевика, 12 –торговца. Профессии артистов, художников, изобретателей, государственных деятелей, шахтеров и некоторые другие не дают таких возможностей.

Накопление богатств в первом поколении – еще не гарантия сохранения и преумножения достояния в последующем. Гарантией служит институт наследования имущества . Вначале никакого наследования не было. В раннем первобытном обществе имущество, созданное индивидуальным трудом и используемое в индивидуальном порядке (орудия труда и оружие, одежда, украшения), после смерти владельца в качестве его личной собственности уничтожалось или сопровождало его в могилу для использования в "потусторонней жизни". Остальное имущество становилось коллективной собственностью общины. Позже передача наследства от отца к сыновьям принимает две формы: а) майората (общественный статус, титул, имущество переходит полностью к старшему из наследников) и б) минората (недвижимость делится пропорционально между всеми сыновьями либо переходит к младшему, который заботится о престарелых родителях).

Считается, что минорат возник раньше и характеризует первобытное общество, где насаждался принцип социального равенства, имущество делилось поровну, помогали слабым . Сохранился он и в русской поземельной общине вплоть до начала XX столетия. Майорат возник позже, он поощрял социальное неравенство и помог успешно развиваться феодализму. На его основе в раннеклассовых обществах сформировался порядок династического наследования власти с тщательным учетом происхождения от ее законных носителей.

В Китае VII–X вв. практиковался принцип минората , из-за чего даже самое значительное имущество уже в третьем поколении исчислялось лишь сотыми его долями и было практически небольшим. В результате высший класс становился очень мобильным: одни, более удачливые и упорные, вливались в него, другие, получившие в наследство небольшую часть имущества отца или деда и сами не преуспевшие в учении, оказывались за его пределами.

Майорат , или принцип первородства , способствует нераздельности имущества и прав, а тем самым и концентрации богатства в привилегированных слоях общества. В Англии, где он сохранился до сих пор, богатства не делились, а преумножались . За многие века в стране сформировалась могущественная аристократия, которая способна противопоставить свое мнение главе государства и добиваться от него принятия более демократических решений. Как и минорат, майорат способствует социальной мобильности: представителям младших ветвей или младшим сыновьям приходится самостоятельно пробиваться в жизни.

Старое выражение "Британскую империю создали младшие сыновья" применимо и к Испании, которую тоже создали "младшие сыновья". Все кампании колонизации Нового Света, как и крестовые походы Средневековья, осуществлялись благодаря институту майората.

В VIII в. на севере Европы закончился раздел земли. Теперь земельный надел наследовал старший сын (майорат), младшим ничего не оставалось делать, как идти в "вик" – военное поселение, лагерь. Сложилось движение викингов – "детей вика". Они искали удачи на путях войны, разбоя. Им противостояли хевдинги – соотечественники, оставшиеся на земле. В России Петр I пытался ввести институт майората, но у него ничего не вышло.

Семья и брак в качестве лифта социальной мобильности становятся каналами вертикальной циркуляции в том случае, если в союз вступают представители разных социальных статусов. В европейском обществе был распространен брак бедного, но титулованного партнера с богатым, но незнатным. В результате оба продвигались по социальной лестнице, получив то, что каждый хотел. Пример нисходящей мобильности мы находим в Античности: по римскому закону свободная женщина, вышедшая замуж за раба, сама становится рабыней и теряет статус свободного гражданина. Постепенно в обществе сформировался институт наследования социального статуса родителей: дети, рожденные в семье с высоким социальным рангом, автоматически получали высокий статус. Семья превратилась в главный механизм социального отбора, определения и наследования социального статуса.

Происхождение из знатной семьи гарантирует хорошую наследственность и достойное образование вовсе не автоматически. Родители заботились о наилучшем воспитании детей, это стало обязательной нормой для аристократии, тогда как в бедных семьях родители не могли дать детям подобающего образования и воспитания.

В России в XVII–XVIII вв. служилое дворянство, прежде всего провинциальное и подмосковное, укрепляло свое общественное положение браками с родовитым дворянством и боярством. Семья стала одним из институтов распределения членов общества по стратам.

Кроме каналов существуют также понятия средств, механизмов, барьеров и фильтров социальной мобильности. Термины социальный лифт и социальный механизм используются в одинаковом смысле, так как оба представляют собой созданные человеком (группой, обществом) устройства, способствующие восходящей мобильности. Они позитивны, поскольку продвигают человека вверх по иерархии. Негативные устройства именуются социальными барьерами.

Средством социальной мобильности можно считать такое учреждение, изобретение или иное порождение человеческих рук и разума, которые помогают индивидам или группам людей совершать вертикальную либо горизонтальную мобильность. Примером могут служить социальные революции , в частности Октябрьская революция 1917 г., которые радикально изменяют социальную структуру общества, в результате чего одни страты бывают уничтожены или умалены в правах (депортированы, репрессированы, изгнаны), а другие возвышены (рабочий класс при социализме).

Таким же средством или устройством мобильности является туризм , благодаря которому люди перемещаются из одной страны в другую на время осмотра достопримечательностей. Легальным транзитом туристов из одной страны в другую занимаются туристические бюро и фирмы, имеющие соответствующие права и лицензию.

Другой пример: коррупция – взяточничество и мздоимство. Это тоже средство, но никак не канал мобильности, в частности, продвижения по службе. Фальшивый диплом об окончании вуза, который можно купить в переходе метро, также является средством социальной мобильности – иногда восходящей (если никто не заметит подлога), иногда нисходящей (если вслед за разоблачением наступит тюремное заключение).

Механизмы мобильности – это искусственно сконструированные людьми учреждения, процедуры или мероприятия, призванные регулировать или помогать осуществиться тем действиям, которые считаются общественно полезными. Примером выступают механизмы рынка труда – цепочки или устройства, сконструированные людьми (обычно государством, отвечающим за национальный рынок труда) ради достижения заранее поставленных целей, основанных на системе законодательных актов, общепризнанных социальных практик, норм, традиций, правил и общих договоренностей между участниками рынка. Здесь действуют формальные и неформальные (по знакомству) каналы трудоустройства: с помощью личных связей; самостоятельное трудоустройство; наем по родству и знакомству; трудоустройство с помощью службы занятости; использование возможностей целевого набора выпускников учебных заведений (трудоустройство через распределение). Все эти механизмы характеризуются распространенностью (частота случаев использования того или иного канала) и доступностью (равенство шансов для любого желающего воспользоваться данным каналом).

Трудоустройство с помощь родственников и знакомых опирается на существующие формальные социальные сети и связи. Использование личных связей предполагает различные варианты поведения: прямая помощь при устройстве на работу (протекция); предоставление информации о рабочем месте (рекомендация) и др. Неформальный канал непосредственное обращение к работодателю – предполагает индивидуальную активность и, аналогично каналу "помощь родственников и знакомых", отсутствие формальных посредников при трудоустройстве. По данным исследований И. М. Козиной, неформальные каналы, такие как знакомство и блат, ныне более предпочтительны для россиян, нежели формальные, через службу занятости .

Барьером социальной мобильности надо полагать такое препятствие, которое не позволяет индивидам или группам осуществить вертикальную (восходящую) или горизонтальную мобильность (рис. 5.3). Переезду из деревни в город может препятствовать нехватка в городе жилья, из страны в страну – денег, избранию в президенты – недостаток поддержки политических партий или возрастной ценз.

Рис. 5.3.

В 1998 г. Россию поразил невиданный кризис, связанный с девальвацией рубля: цены на все услуги, в том числе образовательные, взлетели на космическую высоту. Многим слоям стало не по силам платить за обучение в школе, гимназии, колледже, вузе. Цены стали барьером для вертикальной мобильности

Для ограничения инфильтрации снизу высший класс создает множество самых разнообразных социальных барьеров :

  • первый тип – административно-правовые барьеры . В феодальном обществе каждый человек был юридически записан за определенным сословием, а отношения между сословиями, в том числе брачные, права и обязанности каждого из них регламентировались государственными актами;
  • второй тип – религиозные и профессиональные барьеры . Примером служит кастовая система в Индии, где индивид не может перейти из одной касты в другую при жизни;
  • третий тип – доступность и качество образования как барьер социальной мобильности. Качественное образование доступно зажиточным и богатым, недоступно – бедным. Сельские жители, как правило, имеют более низкий уровень образования, чем горожане. В России свыше 40% молодых семей после рождения ребенка попадают в категорию бедных. Единый государственный экзамен (ЕГЭ), к сдаче которого в большинстве провинциальных школ некому готовить школьников, даже для способных ребят может стать дополнительным барьером на пути к поступлению в вуз. Так было в начале эксперимента, а в 2013 г. ЕГЭ стал препятствием для талантливых и интеллигентных горожан, честно сдававших экзамены. Напротив, на Юге России, где контроль за проведением экзамена оказался ослабленным, за деньги двоечники могли купить себе высокие оценки, а иные нерадивые ученики списывали готовые ответы через Интернет.
  • 50 лет тому назад в институтах оказывалось 40% выпуска, в конце 1990-х гг. – уже две трети, а в 2010 г. благодаря демографическому кризису поступить в вуз мог уже каждый выпускник средней школы. Однако количество бюджетных мест с тех пор существенно уменьшилось, а число платных вакансий резко возросло. Высшее образование превратилось в дорогое удовольствие. Дело даже не в том, что за него надо платить. Просто далеко не каждая семья может содержать студента. И снова, как 50 лет назад, школу заканчивает чуть больше трети первоклашек. 40 лет назад дети из высших слоев составляли третью часть школьного выпуска, а среди первокурсников их было уже в два раза больше. Сегодня среди окончивших школу представителей элиты больше, чем всех остальных. При "застое" отпрыски руководителей составляли двадцать пятую часть выпуска, а в 1990-е гг. – уже более четверти. Доля детей рабочих и крестьян уменьшилась в 2,5 раза

Научное определение

Социальная мобильность - изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре (социальной позиции), перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность). Резко ограниченная в кастовом и сословном обществе, социальная мобильность значительно возрастает в условиях индустриального общества .

Горизонтальная мобильность

Горизонтальная мобильность - переход индивида с одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне (пример: перемещение из православной в католическую религиозную группу, из одного гражданства в другое). Различают индивидуальную мобильность - перемещение одного человека независимо от других, и групповую - перемещение происходит коллективно. Кроме того выделяют географическую мобильность - перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса (пример: международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно). В качестве разновидности географической мобильности выделяют понятие миграции - перемещения из одного места в другое с переменой статуса (пример: человек переселился в город на постоянное место жительства и поменял профессию).И подобна кастам.

Вертикальная мобильность

Вертикальная мобильность - продвижение человека по служебной лестнице вверх или вниз.

  • Восходящая мобильность - социальный подъём, движение вверх (Например: повышение в должности).
  • Нисходящая мобильность - социальный спуск, движение вниз (Например: разжалование).

Социальный лифт

Социальный лифт - понятие, похожее на вертикальную мобильность, но чаще употребляемое в современном контексте обсуждения теории элит в качестве одного из средств ротации правящей элиты.

Поколенная мобильность

Межпоколенная мобильность - сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (пример: сын рабочего становится президентом).

Внутрипоколенная мобильность (социальная карьера) - изменение статуса в рамках одного поколения (пример: токарь становится инженером, затем начальником цеха, потом директором завода). На вертикальную и горизонтальную мобильности влияют пол, возраст, уровень рождаемости, уровень смертности, плотность населения. В целом мужчины и молодые более мобильны, чем женщины и пожилые. Перенаселенные страны чаще испытывают последствия эмиграции (переселение из одной страны в другую по экономическим, политическим, личным обстоятельствам), чем иммиграции (переезд в регион на постоянное или временное жительство граждан из другого региона). Там, где высок уровень рождаемости, население более молодое и поэтому более подвижное, и наоборот.

Литература

  • - статья из Новейшего философского словаря
  • Sоrоkin Р. Α. Social and cultural mobility. - N. Y. - L. , 1927.
  • Glass D. V. Social mobility in Britain. - L. , 1967.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Социальная мобильность" в других словарях:

    - (social mobility) Перемещения из одного класса (class) или, чаще, из группы с определенным статусом в другой класс, в другую группу. Социальная мобильность как между поколениями, так и в рамках профессиональной деятельности отдельных лиц является … Политология. Словарь.

    Изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. С. м. связана как с действием законов обществ. развития, классовой борьбы, обусловливающих рост одних классов и групп и уменьшение… … Философская энциклопедия

    СОЦИАЛЬНАЯ мобильность, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя… … Современная энциклопедия

    Изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя (горизонтальная мобильность).… … Большой Энциклопедический словарь

    Социальная мобильность - СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, изменение индивидом или группой места, занимаемого в социальной структуре, перемещение из одного социального слоя (класса, группы) в другой (вертикальная мобильность) или в пределах одного и того же социального слоя… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Понятие, посредством которого обозначаются социальные перемещения людей в направлении общественных позиций, характеризующихся более высоким (социальное восхождение) либо более низким (социальная деградация) уровнем доходов, престижа и степенью… … Новейший философский словарь

    См. МОБИЛЬНОСТЬ СОЦИАЛЬНАЯ. Antinazi. Энциклопедия социологии, 2009 … Энциклопедия социологии

    СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ - СОЦИАЛЬНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ, термин, используемый (наряду с понятиями социальные перемещения и социальная подвижность) в социологии, демографии и экон. науках для обозначения переходов индивидов из одних классов, социальных групп и слоев в другие,… … Демографический энциклопедический словарь

    - (vertical mobility) См.: перелив рабочей силы (mobility of labour). Бизнес. Толковый словарь. М.: ИНФРА М, Издательство Весь Мир. Грэхэм Бетс, Барри Брайндли, С. Уильямс и др. Общая редакция: д.э.н. Осадчая И.М.. 1998 … Словарь бизнес-терминов

    Социальная мобильность - личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности и выраженное в способности оперативно осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения непредвиденных проблем и выполнения… … Официальная терминология

Книги

  • Спорт и социальная мобильность. Пересекая границы , Спааий Рамон. Великих спортсменов, олимпийских чемпионов, известных футболистов, хоккеистов или гонщиков знают во всем мире. Несомненно, что знаменитыми и богатыми их сделал ставший их профессией спорт. А…

Из некоторых постов у меня сложилось впечатление, что многие комрады не понимают четко выражение «социальный лифт». Основной смысл понятия направлен на того человека, который имеет неординарные способности и талант. Этот человек, а не его дети или внуки, должен иметь возможность самореализоваться, тем самым принеся пользу себе и Отечеству, потому что именно у него есть талант или даже штучная гениальность. Понимаете? Социальный лифт не создает условия для детей или внуков, а позволяет реализоваться именно тому, у кого здесь и сейчас обнаружены недюжинные способности, хотя и родился он в той среде, где его таланты не нужны в полной мере. И в рамках одной, данной этому человеку жизни, наличие у него таланта стремительно возносит человека на верхние этажи любой профессиональной иерархии в стране, не утеряв этот талант для Отечество.

Если в стране до 90% крестьян, совершенно очевидно, что профессиональная ориентация крестьянской жизни не позволит реализовать многим детям крестьян свои склонности к творчеству, к науке или гуманитарным отраслям человеческой деятельности. именно по этому страна не досчитается новых гениев в каждой отрасли человеческой деятельности.

Отсутствие широкого доступа к нормальному образованию любого уровня не позволит даже выявить и оценить уровень талантливости большинства детей страны, которые в большинстве своем являются крестьянскими детьми, которые лишены свободного доступа к высшему и среднему образованию. Ведь, из образования крестьянским детям широко доступна была только начальная школа до 1917 года.

Никто не может сказать, будут ли обладать выдающимися способностями дети или внуки таланта. И потому обществу для своего развития необходимо предоставлять возможности совершенствоваться и реализовываться в спорте борцу Карелину, а не его детям или внукам, о достижениях которых мы совершенно ничего не знаем. Не знаем мы ничего и о достижениях детей Сталина в политике или еще в какой отрасли человеческой деятельности (знатного летчика-генерала все же не будем причислять к числу достигших высот). Слышали ли вы о достижениях детей Вернадского, Королева, Павлова и других великих ученых и организаторов? А ведь есть еще и бездетные великие.Чайковский, Чехов…

Так что, социальный лифт — это возможность в этом же поколении конкретному талантливому человеку самореализоваться.

И не надо путать единичные возможные в царской России неторопливые восхождения из крестьян, которые за несколько поколений выбирались из крестьянской среды и попадали на тот уровень, который с трудом мог обеспечить возможность получения любого высшего образования.

Социальный лифт

Итак… что же такое социальный лифт ?

Начнем с того, что есть социальная лестница — расположение различных слоев общества. Кто-то выше, кто-то ниже. На ней можно стоять (значит, оставаться на месте). Очевидно, по ней можно спускаться или подниматься - ну как бы пешком.

А еще есть социальный лифт . Что-то, что позволяет БЫСТРО перемещаться по социальной лестнице . В идеале - вверх, хотя на лифте можно и вниз спуститься…

Социальный лифт - что это?

Что все-таки такое социальный лифт ? С помощью чего можно быстро подняться вверх по социальной лестнице?

Попробуем посмотреть какие-нибудь наглядные примеры социального лифта .

Пример первый

Один человек, овдовев, женился снова. У него была дочка - молодая девушка. Вместе с мачехой в доме поселились и две ее дочки - злые и вздорные, как и их мать.

Ты уже, надеюсь, догадался, что девушку звали Золушка. Как известно из сказки, в итоге в нее влюбился принц и она из бедной девушки превратилась в принцессу.

Сказка ложь, да в ней намек - удачный брак это один из самых быстрых социальных лифтов .)))

Примеров этому можно найти тысячи не только в сказках, согласен?))

Пример второй

Напомню, что лифт может ехать не только вверх.

Обычная житейская история - хороший парень из благополучной семьи, которому все прочат прекрасное будущее, по глупости, по дурости, по пьянке совершает преступление и попадает в тюрьму. Там у него появляются новые «прекрасные» друзья - наркоманы, подонки, жулики, появляются новые интересы в жизни. Через три года он выходит на свободу другим человеком - социальный лифт увез его на самое дно.

Теперь его будущее - «украл, выпил, в тюрьму»…

Жизненный пример, как ты думаешь?

Пример третий

Молодой человек оканчивает школу. У него есть выбор - бить баклуши, потом пойти в армию, потом подыскать какую-нибудь работу, не требующую особых знаний. То есть остаться на той ступени социальной лестницы , на которой и был. Есть и другие варианты.

Например, получить высшее образование. А что значит высшее образование? Это возможность получить высококвалифицированную и соответственно высокооплачиваемую работу. Это совсем другой круг общения - образованных, интересных и успешных людей. Это возможность получить еще более высокое образование и еще более интересную и высокооплачиваемую работу.

Теперь ты понимаешь, надеюсь, что самый надежный социальный лифт , который везет тебя только наверх - это образование .

Конечно, удачный брак может помочь не только Золушке, но это вопрос случая, тут никто не в силах ничего предсказать. А вот сесть в тот лифт, который точно повезет тебя вверх, как в примере №3, а не вниз, как в примере №2 - для этого нужно только ум и желание.



Просмотров