История флага черный желтый белый. Имперские флаги: история

Не будем затрагивать этические аспекты культуры современного общества потребления, а сразу перейдём к делу. Итак, что же это за такое этот никому неизвестный имперский флаг?


Для начала можно зайти на интернет-портал «Российская символика» , это официальный правительственный ресурс, рассказывающий россиянам (есть такая нация) о государственной символике РФ. Итак, про имперский флаг тут написано с какой-то злобой, даже ненавистью. Что, мол, существовал такой Акакий Акакиевич (барон Б. Кёне) который по недалёкости и формализму своей души, задумал поменять государственную символику, и изверг из своих запылённых канцелярских мозгов, новый флаг для Российской Империи: Чёрно-желто-белый. Император Александр II просто был "запарен" какими-то там делами и, не глядя, подписал указ давший чёрно-жёлто-белому флагу статус государственного, но флаг так и не прижился. И вот вскоре после досадного недоразумения, уже Александр III, мудрый и просветленный правитель сделал государственным символом торговый триколор, «по настоящему любимый в народе».

Вот, в общем-то, и вся официальная «история» имперского флага в России. Жёлтенькая такая история, в стиле Асламбека Дудаева.

Торговый Флаг

Строительство первых морских кораблей в России началось по указу Алексея Михайловича за пять лет до рождения Петра Великого – в 1667 году. Строились корабли в селе Дединове на реке Оке, с тем чтобы впоследствии по Оке и Волге отвести их в Астрахань, где суда должны были приступить к службе по охране купеческих караванов на Каспийском море и Нижней Волге от пиратских нападений. Для строительства были вызваны из Голландии мастера, плотники и матросы. К 1669 году были построены трехмачтовый 22-пушечный корабль «Орел», яхта, два шлюпа и бот.

9 апреля 1668 года состоялся указ, об отпуске для строящихся судов большого количества материй белого, синего и красного цветов. Нам неизвестно, как именно выглядели флаги, построенные из полученных тканей. Исследователи выдвигают два предположения. Одни полагают, что по аналогии с распространенными в то время стрелецкими знаменами первый русский флаг представлял собой полотнище с прямым синим крестом и углами белого и красного цвета. Другие полагают, что первый государственный флаг России имел ту же композицию, которая существует доныне: из трех горизонтальных полос белого, синего и красного цветов. Второе предположение представляется более обоснованным. Главным доказательством здесь служит то обстоятельство, что именно полосатый бело-сине-красный флаг использовался Петром I во время его первых опытов кораблестроения и первого морского похода в 1693 году. Суда для этого похода готовил один из участников строительства «Орла» - констапель Карстен Брант, а сам Петр всегда старательно подчеркивал преемственность своих начинаний с делами отца – царя Алексея Михайловича – и в этой связи вполне вероятно, что именно полосатый флаг использовался на первых русских судах и был воспринят от них Петром I в 1693 году.

Нельзя забывать и о том, что строителями первых русских кораблей были голландцы, они же составили и их команды. Русские не знали корабельного искусства и полностью доверились голландским мастерам во всех вопросах создания кораблей. Вполне вероятно, что когда пришло время создания флага и были определены цвета, которые надлежит в нем использовать – белый, синий и красный – голландские мастера создали флаг согласно традиции, принятой на их родине, бывшей в то время великой морской державой. Флаг Нидерландов того времени был полосатым, красно-бело-синим.

Но бело-сине-красный был именно флагом торгового флота, можно сказать специально созданным на европейский манер, для торговли с теми же европейцами. Поэтому оценка бело-сине-красного флага как государственного является ошибочной. Мы же не считаем Андреевский флаг символом Российской государственности, это флаг Русского Военно-Морского Флота, так и бело-сине-красный трёхцвет это только торговый флаг Российской Империи, скопированный с голландского флага. При присяге Государю и Отечеству выносилось полковое знамя, а не отсутствующий общенациональный флаг. Нижегородское ополчение, отправляясь в 1854 году воевать в Крым, просило вручить ему не триколор, а знамя князя Дмитрия Пожарского. Бело-сине-красного триколора не было видно на государственных церемониях и общественных мероприятиях, о нем нет упоминаний в литературе. Не было даже робких попыток утвердить коммерческий флаг в качестве государственного, ибо в этом случае он вступил бы в очевидное противоречие с цветами императорского штандарта.

Государственный флаг

Коронационный флаг русских императоров


В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок).

Но практически до середины XIX в. в России имперский трёхцвет не был официально утвержден как государственное знамя. Лишь 11 июня 1858 г. национальные государственные цвета – черный, желтый и белый – были узаконены Александром II. В своем именном указании 1865 г. царь-реформатор подтвердил их как «государственные цвета России» подписав закон, занесенный в Полное собрание законов Российской Империи под N 33289:


Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса черная, средняя желтая (золотая), а нижняя белая (серебряная). Первые две полосы соответствуют черному Государственному орлу на золотом поле Нижняя полоса соответствуетбелому (серебряному) всаднику Св. Георгию в Московском гербе. Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ державности, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ, смысл самого существования Русской нации. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном III, - символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Белый цвет - цвет вечности и чистоты, не имеющий различий среди всех народов. Для русских - это цвет Георгия Победоносца символ бескорыстной жертвенности за Отечество, за Русскую землю, которая всегда озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Черно-желто-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-сине-красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно скопированы у Европейцев с целью «выйти», на торговый рынок всё той же Европы?

Так появился черно-желто-белый флаг, который вошел в государственную символику империи под названием Гербового народного флага (в 1873 году переименован в национальный).


Два государственных флага?!


Накануне своей коронации, 23 апреля 1883 года, Александр III неожиданно узаконил триколор (бело-сине-красный) как «русский флаг» вместо утвержденного его отцом. Предстоит выяснить, почему национально ориентированный Государь выбрал цвета, которые были символом Французской республики. Однако до конца XIX века этот, по сути своей, республиканский флаг широкого распространения в народе не получил. Сам чёрно-жёлто-белый флаг не был официально отменен, и в России, по сути дела, после 1883 года существовали два национальных флага.

В годы русско-турецкой войны 1877-1878 годов бело-сине-красный флаг был вручен Болгарской народной армии и вошел своими цветами в сербский и черногорский флаги.

Кстати, существовала еще и неофициальная трактовка черно-желто-белых цветов флага, которая тоже могла повлиять на желание флаг перевернуть.

В частности черносотенцы н. ХХ в., являясь сторонниками возврата к старому флагу, так трактовали его цвета, исходя из уваровской триады: "Православие, Самодержавие, Народность". Белая (серебренная) полоса - Православие (символизирует чистоту христианской веры, сохраненную только в Православии); Золотая (желтая) полоса - Самодержавие (символизирует блеск и славу царской власти); Черная - Народность (цвет земли, цвет ассоциируемый с простым народом - "черный люд", "черные сотни" и т.п.

Вопрос о государственном флаге России опять был поднят уже в ХХ веке при Николае II. 10 мая 1910 года Государь учредил при Министерстве юстиции Особое совещание по данному вопросу которое за два года работы провело всестороннее и глубокое исследование, пригласив, к участию в нём известных специалистов.

«Большинство Членов Особого Совещания пришли к тому выводу, что русскими государственными национальными) цветами должны быть выбраны цвета: чёрный, жёлтый и белый». Как видите, о перевороте цветов здесь ничего не говорится.

18 июня 1913 г комиссия постановила: «чёрно-жёлто-белые цвета должны быть запечатлены в государственном (национальном) флаге. ... Правительские и казенные здания должны быть украшены чёрно-жёлто-белыми флагами».


В 1914 году особым циркуляром министерства иностранных дел был введён "для употребления в частном быту" новый национальный бело-сине-красный флаг с добавленным в верхней части у древка жёлтым квадратом с чёрным двуглавым орлом (композиция, соответствующая дворцовому штандарту императора); орёл изображался без титульных гербов на крыльях; квадрат перекрывал белую и около четверти синей полосы флага. Новый флаг не вводился как обязательный, его использование лишь "разрешалось". Символика флага подчёркивала единение царя с народом.

Бело-сине-красный флаг был снова оставлен для частного употребления, наряду с государственным. В ноябре 1913 г. материалы комиссии и Особого совещания опять передали в Совет министров, который при Министерстве юстиции - созвал новое особое совещание, подтвердившее весной 1914 г. решения двух предыдущих, казалось бы, сложный и важный вопрос решён раз и навсегда в пользу чёрно-жёлто-белого флага.

Однако через несколько месяцев началась Первая мировая война и в дело вмешалась политика, т.к. Российскому правительству было неудобно использовать цвета, которые были представлены на знаменах Германской (черно-бело-красный) и Австро-Венгерской (черно-желтый) Империй, в то время как флаги союзников (Франция, Англия, США) имели бело-сине-красную палитру.

После Февральской революции Временное правительство отменило второй российский флаг – «гербовой» черно-желто-белый как носитель имперского духа. Бело-сине-красный триколор остался единственным государственным флагом.


Откуда пошла традиция носить флаг белой стороной вверх?


Откуда же появилась практика использования имперского флага с белой полосой вверху? Занимаясь историей правого движения в России и Русском зарубежье меня самого занимал этот вопрос. Первоначально я думал, что путаницу внес С. Бабурин, чья партия в течение ряда лет использовала в качестве "своего" перевернутый флаг Российской империи. На мой вопрос - почему флаг перевернут, один из бабуринцев мне тогда ответил примерно так: "А вот когда мы придем к власти, мы его как надо и повернем".


Тогда мне показалась, что человек просто отшутился, но позже я обнаружил использование перевернутого флага и в Русской эмигрантской среде. Не исключено, что русские иммигранты исходили из логики - пока историческая Россия не будет восстановлена, флаг будет перевернут (вроде как приспущен, в знак траура по потерянной Родине - именно этим (трауром) объяснялась и черная форма русских националистов-эмигрантов). Либо другой вариант - государственные державные цвета используются для создания своего чисто партийного флага, путем простой смены в их расположении.

Имперский флаг сегодня


В современную эпоху имперский флаг патриотические силы начали применять уже начиная с конца 1980х годов. Но широкую известность он приобрёл только после попытки госсударственного переворота 1993 г.

"В головном «уазике» 66-11 МКМ зеленого цвета, стоя у правой дверки, Макашов дал нам подробный инструктаж. На крыше я заметил два флага: имперский и красный. Несмотря на мою сильную аллергию на красный цвет, в такой момент просто не стал на это обращать внимание."
Имперский флаг стал одним из непременных атрибутов всех патриотических мероприятий, и пользуется таким же уважением, как красный стяг со Спасом Нерукотворным и разумеется Андреевский флаг.


Если вы помните, он состоит из верхней черной полосы, средней желтой и нижней белой. Именно в таком виде он был принят в 1858 году. Но мне всегда это представлялось нелогичным – чуть позже объясню почему. Нет, не сами цвета, а их расположение. Впрочем, обо всем по порядку…

Ходит множество споров о правильности расположения цветов на флаге Российской Империи. Как правильно: черный­желтый-­белый или белый-­желтый­-черный? К сожалению, на эту тему существует море публикаций в основном познавательного характера, где нет обоснованного объяснения, как должны правильно располагаться цвета. Есть только ссылка на высочайше утвержденный указ № 33289 от 11 июня 1858 года «О расположении гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях». Но не указываются обстоятельства, при которых был принят указ, текущее государственное положение и кто был автором данного документа.

Так вот до 1858 года флаг был иной. Порядок цветов в нем был таков: начиная с верхней полосы – белой, далее желтой и черной внизу. В таком виде он существовал до момента его официального принятия. Наряду с ним существовал бело-­сине­красный… Но бело-­желто-­черный до Александра II, а после черно-­желто­-белый флаг обществом воспринимался как имперский, правительственный, в отличие от бело-­сине-­красного флага торгового флота России. С имперским флагом в сознании народа связывались представления о величии и могуществе государства. Это и понятно, что может быть величественного в торговом флаге, в самих его цветах, которые были искусственно привязаны к Русской культуре Петром I? Конечно, нельзя отрицать всех заслуг Великого императора, но здесь он явно перегнул палку (просто­напросто скопировал цвета флага Голландии).

Сосуществование двух флагов до 70­х гг. XIX в. было не столь заметным, однако постепенно начинает возникать вопрос о «двойственности» важнейшего государственного Российского символа. По­разному эта двойственность воспринимается и Русской общественностью. Ярые защитники Русского самодержавия считали, что ни о каком флаге, кроме имперского, узаконенного императором, речь идти не может: народ и власть должны быть едины. Оппозиция царскому режиму встала под торговые бело-­сине-­красные флаги, которые стали символом антиправительственных политических движений тех лет. Именно эти цвета отстаивали т. н. «либеральные» круги, которые на весь мир кричали, что борются с деспотизмом и реакционностью царской власти, а, по сути, боролись с величием и благосостоянием своей собственной страны.

Во время этой бурной полемики от рук революционеров погиб Александр II. Его сын и преемник, Александр III 28 апреля 1883 г. придал бело-­сине-­красному флагу статус государственного, но при этом НЕ ОТМЕНИВ и имперский. В России стало два официальных государственных флага, что еще более усложнило положение. А уже с 29 апреля 1896 г. император Николай II повелел считать Национальным и Государственным флагом бело-­сине­-красный, указав также что «другие флаги допускаемы быть не должны».

Черно-­желто­-белый остался только у императорской фамилии. Императора «уговорили», поскольку якобы всем славянским народам присвоили таковые цвета – и это подчеркивает их «единство». И объясняя это еще тем, что черно-­желто-­белый флаг «не имеет геральдических исторических основ в России», чтобы считаться полотнищем, несущим русские национальные цвета. Напрашивается вопрос, а какие такие исторические основы есть у торгового флага?

Но вернемся к бело-­желто-­черному знамени. То есть, тогда, перед принятием, бело-­желто-­черный флаг просто перевернули.

Прослеживается у «переворота» и автор – Бернгард Карл Кёне (о нем будет сказано в конце статьи, чтобы вполне представлять, что за человек влез «исправлять» российскую геральдику). Александр II по восшествии на престол решил, помимо всего прочего, привести в порядок государственную символику – и подвести ее под общеевропейские геральдические стандарты.

Заниматься этим должен был барон Бернгард Карл Кёне, назначенный в 1857 году начальником гербового департамента. Он (Кёне) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, еретика, принявшего реформатское вероисповедание. В Россию он попал по протекции. В геральдической историографии заслужил резкую отрицательную оценку, несмотря на бурную деятельность.

Но как бы то ни было – флаг был принят и в таковом виде он просуществовал до 1910 года, когда монархисты подняли вопрос о «правильности» флага, поскольку приближалось 300-­летие Дома Романовых.

Было образовано Особое совещание для выяснения вопроса «о государственных Русских национальных цветах». Оно проработало 5 лет, и большинство участников проголосовало за возвращение имперского бело-­желто-­черного флага с «правильным» расположением цветов в качестве основного, государственного.

Отчего-то и почему – непонятно, но пошли на компромисс – в результате появился симбиоз двух конкурирующих флагов: эклектичный бело-­сине-­красный флаг имел в верхнем углу желтый квадрат с черным двуглавым орлом. С таким немножко и повоевали в ту мировую войну. Далее история имперского флага заканчивается по всем известной причине.

В геральдике перевернутый флаг означает траур, это прекрасно знал Кёне, возглавляя геральдическое ведомство Империи. Гибель русских императоров подтвердила это. В морской практике перевернутый флаг означает, что судно терпит бедствие.

Понятно, что цвета и сейчас путают и вешают флаги кверху ногами сознательно и неосознанно, но что бы таковое происходило на государственном уровне и с многолетней борьбой – нужны особые усилия особых людей.

Существование бело­-желто-­черного флага подтверждают кинохроники, однако к ним относятся по­разному, ввиду черно­белой пленки. Приверженцы черно-­желто-­белого флага объясняют, что на съемках бело­-сине-­красный флаг, не смущаясь простым опытом сравнения цветов, при переводе цветных флагов в черно-­белый режим при помощи любого известного графического редактора. При таком опыте велико сходство бело-­желто­-черного флага с кадрами кинохроник, чем бело-­сине-­красного.

Также триколор в расположении белый-­желтый-­черный можно увидеть и на картинах художников.

В. М. Васнецов «Известие о взятии Карса» 1878 год

На картине Васнецова, посвященной русско­-турецкой войне, устанавливают бело­-желто-­черный флаг. Интересный факт: картина датируется 1878 годом, то есть написана спустя 20 лет после выхода утверждения № 33289 «о расположении гербовых цветов», в котором их поменяли наоборот. Выходит, что в народе еще были в ходу не перевернутые бело-­желто-­черные флаги.

[В центре, есть предположение, что это флаг (сине­-желто-­красный) Объединённого княжества Валахии и Молдавии, союзника Российской Империи в Русско­-турецкой войне (1877–1878). Также есть мнение, что это панславянский (общеславянский) флаг (в случае если флаг носит сине-­бело-­красные цвета. Трудно судить по репродукции о цветности средней полосы). Славянские народы в 1848 году на Панславянском конгрессе в Праге приняли общий панславянский флаг, повторивший цвета российского (бело­-сине-­красного) флага.]

А вот картина Розанова «Ярмарка на Арбатской площади». На крышах зданий видно, как развеваются бело­-желто­-черные флаги. А наряду с ними бело­-сине­-красные. Картина написана как раз во время сосуществования двух флагов.

Картина А. П. Розанова «Ярмарка на Арбатской площади» 1877 год

Как только не объясняют расположение черной полосы вверху: это и непостижимость Бога (а как же – Бог есть свет?), и величие Империи, и цвет Духовности (ссылаясь на монашеское одеяние).

Также истолковывают как: черный – монашество, желтый – золото икон, белый – чистота души. Но все это из разряда народных толкований. Кто как придумает.

Догадаться самому о значении цветов в таком расположении (черный-желтый­-белый) трудновато. Не приходит просто в голову логическое объяснение. Но за нас кто­то «добрый» делает это сам и подсовывает свою трактовку, чтобы ни у кого не возникло и тени сомнения о «правильности» расположения цветов. А если кто думает иначе, его одергивают: как посмел усомниться? Принцип «так думают все» или «так принято» – действует здесь в полной мере. Ищут не правду, а общественное мнение, которое, увы, практически никогда не имеет ничего общего с истиной.

Но упускается самый главный момент, что цвета имперского флага должны быть тождественны словам, выражающим всю нашу славянскую суть: Православие, Самодержавие, Народность. Или же если сказать по­другому: Церковь, Царь, Царство. Какой цвет подходит к каждому из этих слов? Думаю, ответ очевиден.

Также наряду с флагом, в 1858 году претерпел изменения и государственный герб. Кёне его создал таким, каким мы его привыкли видеть. Хотя при Николае I он был другим.

Герб Кёне, 1858 год

Для примера Герб, изображенный на монетах. Вот монеты Николаевские, 1858 года.

А вот монета 1859 года Александра II (Правление Александра II, годы которого были прозваны «эпохой великих реформ», для российских евреев, как и для страны в целом, явилось резким контрастом предыдущему. Реформы в экономике, относительные политические свободы, бурное развитие промышленности – все это, как и веком ранее в Пруссии, создало условия для еврейской ассимиляции, которой так и не произошло). Здесь явственно видно, насколько точно «слизан» орел с герба Габсбургов. Особо яркая деталь – хвост орла. И это все в один год со сменой флага. Также появились на монетах магендовиды (шестиконечные звезды). Так как масоны большие символисты, им так и хотелось хоть каплю дегтя, но добавить в нашу геральдику.

Еще несколько монет для сравнения:

Еще в 59-­ом выпустили памятную монету и медаль «Монумент Императора Николая I на коне». Магендавиды теперь настолько мелкие, что их можно только под лупой рассмотреть.

Обновили медные монеты, дизайн изменился кардинально, звезды там «советские» – пентакли.

На изображении ниже представлено сходство герба, который «сочинил» Кёне, с гербом Габсбургов.

Герб Габсбургов

Для сравнения:

1. Корона приобрела ленту (хотя, на мой взгляд, это больше похоже на змею), до этого в Российской геральдике никогда не использовалась эта лента.

2. Крылья осыпались, раньше на всех орлах были крылья пушистыми, а теперь абсолютно слизаны с Габсбургов, даже по оформлению, между большими перьями и там и там есть маленькие перышки. Единственное – на нашем орле по 6 перьев, против 7.

3. Совокупность герба и цепочки, хотя такое расположение и использовалось ранее, но на всех предыдущих монетах был четко виден орден Святого апостола Андрея Первозванного, теперь это просто цепочка, как собственно и Габсбургов.

4. Главное Хвост. Тут и без комментариев понятно.

Бернгард Карл (в России Борис Васильевич) Кёне (4/16.7.1817, Берлин – 5.2.1886, Вюрцбург, Бавария) родился в семье тайного государственного архивариуса, берлинского еврея, принявшего реформатское вероисповедание (сам Кёне и его сын остались протестантами, несмотря на то что связали свою жизнь с Россией, а внук уже был православным).

Он рано увлёкся нумизматикой и свою первую работу в этой области («Монетное дело города Берлина») опубликовал в возрасте 20 лет, ещё когда был учеником берлинской гимназии.

Также стал одним из активных деятелей, а затем и секретарём Берлинского нумизматического общества, а в 1841–1846 гг. руководил изданием журнала по нумизматике, сфрагистике и геральдике.

С Россией Кёне заочно познакомился ещё в начале 1840­-х годов. Известный нумизмат Яков Яковлевич Рейхель, служивший в Экспедиции заготовления государственных бумаг, владелец одной из крупнейших нумизматических коллекций, обратил внимание на молодого человека, вскоре ставшего его помощником в собирательстве и «представителем» в немецких нумизматических кругах. После окончания университетского курса Кёне впервые приехал в Петербург.

В Берлин он вернулся с твёрдым желанием поступить на русскую службу и выступил претендентом на свободную тогда кафедру археологии в Петербургской Академии наук (чего так и не произошло). В результате протекции Рейхеля 27 марта 1845 г. Кёне был определён помощником начальника Первого отделения Императорского Эрмитажа (Первое отделение включало собрания антиков и монет, им руководил крупный нумизмат Флориан Антонович Жиль) с чином коллежского ассесора [к концу жизни Кёне дослужился до тайного советника (1876)].

В Петербурге Кёне развил бурную деятельность.

Упорное желание попасть в Академию наук, причём по археологическому «направлению», стимулировало не только активное изучение им археологии, но и его не менее активную организаторскую работу. Стремясь обрести нужный вес в научных кругах, Кёне выступил инициатором создания в России специального нумизматического общества, но поскольку археология неизбежно привлекала его, он соединил две эти науки под одним «административным» названием – так появилось Археологическо­-Нумизматическое общество в Петербурге (позднее Русское Археологическое общество).

Кёне стремился пропагандировать себя и общество в европейском масштабе. На нём лежала вся переписка с иностранными учёными. А иностранные научные общества неизменно принимали его в свои члены, так что к концу жизни он являлся членом 30 зарубежных обществ и академий (в Петербургскую он так и не попал). Кстати, ориентированность на Запад привела к тому, что Кёне старался не допускать на заседаниях докладов на русском языке (только на французском и немецком), и лишь после того как в общество вступил этнограф и археолог Иван Петрович Сахаров (1807–1863), русский язык был восстановлен в своих правах.

Вторая половина 1850­х годов – это триумф Кёне в Герольдии, когда он в 1856 г. создаёт Большой государственный герб империи, а в июне 1857 г. становится управляющим Гербовым отделением при департаменте (с оставлением в должности по Эрмитажу). Возглавив всю практическую работу в области российской геральдики, Кёне в течение последующих лет начал масштабную геральдическую реформу, стремясь унифицировать и придать системность корпусу российских родовых и территориальных гербов путём приведения их в соответствие с правилами европейской геральдики (например, поворот фигур в правую геральдическую сторону; замена некоторых, казавшихся Кёне не подходящими для геральдики, фигур на иные и т. д.) и введения новых принципов и элементов (помещение губернского герба в вольную часть городского, система эмблем внешней части территориальных и городских гербов, отражающих их статус и т. д.).

Карьера Кёне в Русском Археологическом обществе оборвалась с приходом нового августейшего руководителя Великого князя Константина Николаевича. Он не утвердил избрание Кёне секретарём третьего отдела общества (единственный случай за всю историю общества), в результате чего в начале 1853 г. Кёне покинул его ряды. Константин Николаевич, видимо, вообще питал к Кёне устойчивую неприязнь. В частности, он неодобрительно отнёсся к проекту государственного герба 1856–1857 гг.

15 октября 1862 г. Кёне было дозволено принять баронский титул, пожалованный 12/24 мая того же года правительницей (за малолетством принца Генриха XXII) княжества Рёйсс­-Грейцского Каролиной­-Амалией. В литературе можно встретить утверждение, что этим титулом Кёне обязан созданному им государственному гербу Российской империи, но эти данные нуждаются в подтверждении. Скорее всего, предприимчивый нумизмат просто купил права на этот титул и таким образом стал, наверное, единственным в России бароном «Рёйсс­-Грейцским».

Главные выводы

Отчетливо виден почерк масонства в Российской геральдике, как и хорошо известно авторство этих «творений». Налицо успешная диверсия против Российской Империи, совершенная еврейством против монархии и русского народа.

Россия – это православная страна, независимо от того, сколько в настоящее время в ней воцерковленных и истинно верующих людей. Православие – это тот фундамент, на котором выстроена и стоит до настоящего времени Русь. А это значит, что не может быть в её символике ничего противоречащего православной духовности.

Если исходить из этого утверждания, то имперский флаг России должен быть бело­-желто-­черный, а не наоборот. И вот почему:

Белый цвет – Бог. Белый цвет символизирует Божественный нетварный (несозданный) свет.

В великие праздники Рождества Христова, Богоявления, Вознесения, Преображения, Благовещения служат в белых облачениях. Белые ризы надеваются во время крещений и погребений. Праздник Пасхи (Воскресения Христова) начинается в белых облачениях в знак Света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя, хотя основным пасхальным цветом является красный с золотом. В иконописи белый цвет означает сияние вечной жизни и чистоты.

Жёлтый (золотой) – Царь. Это цвета славы, царского и епископского величия и достоинства.

В облачениях этого цвета служат по воскресным дням – дням памяти Господа, Царя Славы. В ризах золотого (желтого) цвета отмечают дни особых помазанников Божьих: пророков, апостолов и святителей. В иконописи золото символизирует Божественный свет.

Чёрный – народ Божий (см. ниже о черносотенстве).

Еще этот цвет символизирует плач и покаяние. Принят в дни Великого Поста, символизирует отречение от мирской суеты.

За Веру! (Бог – Православие) – Белый цвет. Царя! (Самодержавие) – Жёлтый цвет. Отечество! (Землю Русскую, Народ) – Чёрный цвет.

Братья и сёстры, так как по-вашему должны располагаться цвета на имперском флаге России? Сверху вниз белый­-жёлто-­чёрный, т. е. БОГ-­ЦАРЬ­-НАРОД или наоборот, чёрно­-жёлто­-белый, т. е. НАРОД-­ЦАРЬ­-БОГ?

Последний вариант и есть символ либералов, когда над Царем и Богом становится безумная народная толпа, жаждущая жить по своим страстям. По нашему мнению черно-­желто­-белый флаг есть символ революции, которая и произошла в России через несколько десятилетий после принятия этого флага.

Кроме того, все мы помним из Святого Евангелия, что волхвы поднесли рождшемуся Господу нашему Иисусу Христу: «и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну!». (Матф. 2:11)

Ладан, как Богу – белый цвет. Золото, как Царю – жёлтый цвет. Смирна, как человеку – чёрный цвет.

Не станем винить в этом наших благоверных Царей, т. к. никто не виновен в нашем с вами предательстве Бога и Царя, совершающемся и сегодня. Эти внешние признаки являются лишь отражением духовного состояния народа.

Можно твердо заявить, что святой Великий Царь­-искупитель Николай II и цесаревич Алексей понимали проблему государственного флага Российской Империи и намеревались привести его цвета в изначальный вид, т. е. бело-­желто-­черный. Подтверждением этому служит то, что знамя Ливадийско-­Ялтинской потешной (предназначенной для военных игр) роты имени Цесаревича Алексея состояло из белой, желтой и черной полос.

Это знамя принадлежало полку Цесаревича. Поэтому, несомненно, что в его предполагаемое грядущее царствование планировалось использование именно такого расположения цветов на имперском стяге...

Кроме того, на 300­-летие Дома Романовых Царём Николаем II была утверждена юбилейная медаль с использованием цветов: Бело­-Жёлто­-Чёрным.

Братья и сёстры, мы призываем всех вас не разделяться друг с другом, основываясь на разногласиях по расположению цветов на имперском флаге. И этот важный для всех нас вопрос, несомненно, будет решаться одним из первых с восшествием на престол грядущего и обетованного русскому народу Помазанника Божьего – Царя.

Укрепи и помоги нам Господи! Аминь.

Черносотенство

Долгое время этим названиям придавался крайне отрицательный характер, однако словосочетание «черная сотня» встречается в русских летописях еще с XII в. В средневековой Руси «черными людьми» называли «людей земли» – «земских» (горожан и сельчан), в отличие от «служилых», чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. Таким образом «ч. с.» – это объединение земских людей, и именуя свои организации «ч. с.» - идеологи начала XX в. стремились тем самым подчеркнуть, что в тяжкое для страны время объединения «земских людей» – «ч. с.» – призваны спасти, уберечь ее главные устои...

История названия

Само наименование «черная сотня» прослеживается, например, в классическом курсе лекций В. О. Ключевского «Терминология русской истории». Словосочетание «черная сотня» вошло в русские летописи, начиная с XII века (!) и играло первостепенную роль вплоть до Петровской эпохи. «Черные сотни» – это объединения «земских» людей, людей земли, в отличие от «служилых», чья жизнь была неразрывно связана с учреждениями государства. И именуя свои организации «черными сотнями», идеологи начала XX века стремились тем самым возродить древний сугубо «демократический» порядок вещей: в тяжкое для страны время объединения «земских людей» – «черные сотни» – призваны спасти ее главные устои.

Основоположник организованного «черносотенства» В. А. Грингмут в своем уже упомянутом «Руководстве монархиста­--черносотенца» (1906) писал: «Враги самодержавия назвали «черной сотней» простой, черный русский народ, который во время вооруженного бунта 1905 года встал на защиту самодержавного Царя. Почетное ли это название, «черная сотня»? Да, очень почетное. Нижегородская черная сотня, собравшаяся вокруг Минина, спасла Москву и всю Россию от поляков и русских изменников».

© Дмитрий Литвин, текст, 2016

© Книжный ларёк, публикация, 2016

Депутат Госдумы от партии ЛДПР Михаил Дегтярёв предложил .

В настоящее время чёрно-жёлто-белое знамя используется русскими националистическими, монархическими и патриотическими организациями, футбольными фанатами.

Имперский штандарт имел официальный статус с 1858 по 1883 годы. Считается, что под чёрно-жёлто-белым знаменем Россия ни разу не проигрывала в войнах.

Что такое имперский флаг?

Имперским флагом в просторечии именуют гербовый флаг Российской империи, утверждённый во второй половине XIX века. Бело-сине-красное знамя считалось торговым флагом, «скопированным» Петром I у голландского флота. Имперский штандарт также называли «флагом романовских цветов», «государственным флагом», «национальным флагом», «флагом гербовых цветов».

Значение флага

Флаг состоит из трёх горизонтальных полос: чёрной, жёлтой (золотой) и белой.

Чёрный цвет был взят с герба России, на котором изображался чёрный двуглавый орёл. Чёрный цвет символизировал величие России, самодержавие, государственную стабильность, незыблемость исторических границ и непобедимость.

Жёлтый (или золотой) цвет на гербе означал поле, над которым парил чёрный орёл. Также этот цвет символизировал духовность, устремление к нравственному совершенствованию и твёрдость духа.

Белый (или серебряный) цвет был известен как цвет Георгия Победоносца, поражающего копьём дракона.

О том, кто такой Георгий Победоносец,

История флага

  • До 1858 года

Первые упоминания о флаге относятся ко временам правления императрицы Анны Иоанновны . В 1731 годув драгунских и пехотных полках шарфы приказано было делать «по российскому гербу» из чёрного шёлка с золотыми нитями.

В 1815 году в ознаменование победы над Наполеоном (а впоследствии во все праздничные дни) на зданиях стали вывешивать торжественные трёхцветные знамена; кроме того, подобную расцветку приобрела и армейская символика (орденские ленты, знамёна, а также кокарды, распространившиеся и среди гражданских чиновников).

В 1819 году появился жолнерский значок с номером батальона в полку, выполненный в виде трёх горизонтальный полос — чёрной, жёлтой, белой.

Российский имперский флаг. Фото: www.russianlook.com

  • 1858 - 1917

Официально чёрно-жёлто-белый флаг был утверждён указом императора Александра II от 11 июня 1858 года. Он был государственным символом Российской империи в течение 25 лет.

В 1883 перед коронацией Александра III императору на утверждение представили два флага: чёрно-оранжево-белый и бело-сине-красный. Царь выбрал из них последний, назвав его исключительно русским. После этого был издан закон, согласно которому для украшения зданий можно было использовать только бело-сине-красный стяг.

Однако чёрно-жёлто-белые флаги также вывешивали в торжественные дни, как при коронации Александра III , так и впоследствии. В итоге у России появились сразу два штандарта: чёрно-жёлто-белый и бело-сине-красный.

Для того, чтобы решить вопрос с официальным флагом империи, в преддверии коронации Николая II в апреле 1896 года созвали специальное совещание. На нём было решено, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным, и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований». В качестве аргументов, в частности, были приведены следующие:

«Если для определения народных цветов России обратиться к народному вкусу и народным обычаям, к особенностям природы России, то и этим путём для отечества нашего определятся те же национальные цвета: белый, синий, красный.

Великороссийский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубашке, малорос и белорус в белой; бабы русские рядются в сарафаны тоже красные и синие. Вообще, в понятиях русского человека что красно, то хорошо и красиво…

Если к этому присоединить белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического выражения России, для русского народного или государственного флага, наиболее свойственным оказываются цвета, установленные Великим Петром».

В начале XX века чёрно-жёлто-белый флаг использовался российскими правоконсервативными силами, приверженцами Российской империи и императора. Черносотенцы «переворачивали» штандарт и трактовали его в соответствии с идеологией народности:

  • белый - «православие» (чистота веры);
  • жёлтый - «самодержавие» (блеск и слава царской власти);
  • чёрный - «народность» (цвет земли, к которой близок простой люд).

Во время Первой мировой войны Российскому правительству пришлось использовать бело-сине-красное знамя по причине того, что флаги государств-противников содержали в себе чёрный, жёлтый и белый (Германская и Австро-Венгерская империи), а страны-союзники, наоборот, имели на своих знаменах белый, синий и красный (США, Франция, Британская империя).

  • После 1917 года

После Февральской революции 1917 года Временное правительство назначило бело-сине-красный флаг государственным, а чёрно-жёлто-белый отменило как носитель имперского духа.

В 30- 40-е годы XX века имперский штандарт использовала крупнейшая русская белоэмигрантская антисоветская организация — Российская фашистская партия.

В конце 1980-х годов значительная часть монархистов и сторонников консервативных движений стала использовать чёрно-золото-белый флаг, противопоставляя его бело-сине-красному, который, начиная с 1988 года, стал использоваться демократическим движением.

Во время «Августовского путча» в 1991 году чёрно-жёлто-белый флаг, наряду с бело-сине-красным, использовался противниками ГКЧП.

В настоящее время под имперским знаменем зачастую встают русские монархические, националистические, патриотические организации и футбольные фанаты.

За время правления Династии Романовых флаг государства Российского менялся несколько раз. Сначала Петром I был принят, так называемый, Андреевский флаг. Этот флаг одновременно был символом и государства и флота. Затем, уже гораздо позже, Петр I принял в качестве основного флага государства бело-сине-красный флаг. 11 июня 1858 года Александром II в качестве официального флага Российской Империи был принят черно-желто-белый флаг или романовский. Этот флаг был государственным до 28 апреля 1883 года. В этот день Александр III в указе "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного флага Российской Империи, вместо чёрно-жёлто-белого. При Николае II флаг претерпел небольшое изменение: в верхнем левом углу бело-сине-красного флага появился черный двуглавый орел на золотом поле. После Октябрьской Революции 1917 года бело-сине-красный флаг перестал быть основным символом Российского государства. И лишь в 1993 году приказом президента Российской Федерации Б.Н. Ельцина бело-сине-красный флаг вновь стал символом уже Молодой России.

Черно-желто-белый флаг как официальный (государственный) флаг Российской Империи был введён Указом Александра II от 11 июня 1858 года. Цвета флага означали следующее: Черный цвет - цвет Российского двуглавого орла - символ Великой державы на Востоке, символ державности вообще, государственной стабильности и крепости, незыблемости исторических границ - вот та основа, которая определяла в веках и доныне смысл самого существования русской нации, создавшей огромное государство от Балтийского моря до Тихого океана. Золотой (желтый) цвет - некогда цвет знамени Православной Византии, воспринятого как государственное знамя России Иваном Третьим Васильевичем, - вообще символ духовности, устремление к нравственному совершенствованию и твердости духа. Для русских - символ преемственности и сохранения в чистоте христианской Истины - Православной веры. Белый цвет - цвет вечности и чистоты, не имеющий в этом смысле разночтений среди евразийских народов. Для русских - это цвет Святого Георгия Победоносца - символ великой, бескорыстной и радостной жертвенности за Отечество, за "други своя", за Землю Русскую, - той главной коренной черты русского национального характера, которая из века в век, из рода в род, озадачивала, восхищала и страшила иноземцев.

Первые два русских государственных цвета явились в нашем Отечестве в 1472 году после женитьбы Ивана Третьего на царевне Софье Палеолог, вместе с принятием герба от павшей под ударами турков Византийской империи. Византийский императорский стяг - золотое полотно с черным орлом, увенчанным двумя коронами, - становится государственной хоругвью России.

Еще до начала Смуты государственная хоругвь получает завершающую деталь - грудь орла закрывается большим гербовым щитом с изображением Святого Георгия Победоносца. Белый всадник на белом коне дал впоследствии законное основание третьему цвету флага - белому. Черно-желто-белый флаг соединил в себе цвета национальных геральдических эмблем и в царствование Императора Николая Первого утвердился как общегосударственный символ. Впервые в России черно-желто-белый флаг начал вывешиваться в торжественные дни после 1815 года, вслед за окончанием Отечественной войны с наполеоновской Францией.

В 1819 году в нашей Армии был впервые принят батальонный линейный значок, состоящий из трех горизонтальных полос: белой (верхней), желто-оранжевой и черной (жолнерский значок). 11 июня 1858 года Император Александр Второй собственноручно утвердил рисунок с расположением гербовых черно-желто-белого цветов Империи на знаменах и флагах для украшения на улицах при торжественных случаях. Черно-желто-белый флаг никогда не был законным порядком отменен, так же как и бело-сине-красный никогда не был общенациональным, хотя при демократах сменил свой статус коммерческого, гражданского морского флага на статус "государственного". Российский национально-государственный флаг со времени царствования Императора Александра Третьего, с особенной яростью подвергался нападкам леводемократической общественности за свой, как тогда писали, "подчеркнуто монархический и германофильский характер". Те же самые критики, которые не усматривали в бело-сине-красном флаге полной аналогии с национальными цветами Франции и Голландии, а также со множеством третьестепенных стран, таких как Аргентина, Гаити, Гондурас, Чили, находили "позорное германофильское подражательство" в одной-единственной верхней полосе черно-желто-белого флага.

28 апреля 1883 года (7 мая 1883 года) Александр III "Повелением о флагах для украшения зданий в торжественных случаях" распорядился использовать бело-сине-красный флаг в качестве государственного флага Российской Империи, вместо чёрно-жёлто-белого.

Появление в России трехцветного (поясного – с горизонтальным расположением полос) бело-сине-красного флага большинство историков также связывает с царствованием Алексея Михайловича. Очень интересно описывается история зарождения трехцветного российского флага в книге А. Я. Дегтярева «История Российского флага»: «В конце 60-х годов XVII века по указу царя Алексея Михайловича, прозванного Тишайшим, в подмосковном селе Дединове начали строить «воинский корабль», названный гордо и грозно – «Орел». Это была первая ласточка будущего российского военного флота. В документах о строительстве и оснащении «Орла», педантичным капитаном Бутлером, упомянуты материалы, необходимые для изготовления морских знамен и вымпелов. Упомянуто «большое знамя, что живет на корме», «узкое долгое знамя, что живет на среднем большом дереве», «знамя, что живет не переднем лежачем дереве». О цветах этих морских знамен Бутлер оставил в одном из документов следующее замечание: «Флаги те цветами, как Великий Государь укажет, но такое бывает, какого государства корабль, того государства и знамя». О том, какие цвета указал Тишайший для флага, говорят древние документы. Царь приказал отпустить «на знамена и яловчики к корабельному строению в селе Дединове киндяки и тафту (сорта материи) червчатую, белую и лазоревую». То есть красную, белую и синюю».

Данное документальное свидетельство разрушает один из аргументов позднейших критиков бело-сине-красного флага. Они не упускали случая утверждать, что этот флаг был учрежден Петром I именно для торгового, частного флота и поэтому государственным флагом признан быть не может. Однако бело-сине-красная расцветка флага возникла в связи со строительством корабля «воинского». Тем более первого боевого корабля России, легендарного «Орла», родоначальника русского военного флота. Расположение цветов на флаге «Орла» было, конечно, не таким, какое позднее собственноручно начертал Петр Великий. Флаг имел синий прямой крест, разделяющий полотнище на четыре равные части-крыжи. Первый и четвертый были белые, второй и третий – красные. В последней трети XVII века флаг такого рисунка довольно прочно закрепился на мачтах больших и малых русских судов. Доказательством тому служит то, что в конце века, когда уже появились петровские геральдические новации, временно под этим флагом русские корабли ходили на Азов.

Летом 1693 года молодой Петр направился в Архангельск, где впервые в жизни увидел морские корабли. Английские и голландские парусники как раз готовились к отплытию, и молодой царь непременно решил проводить их в море. Флаги на иностранных кораблях были достаточно просты по рисунку, не утяжелены надписями, как русские хоругви, ярки и потому видны издалека.

Вскоре молодой царь принял решение – строить два корабля для своего флота. Один при его деятельном участии тут же заложили на верфи в Архангельске, а другой был заказан в Голландии.

Только в середине сентября Петр отправился в столицу. Из Архангельска двинулись водным путем в сторону Вологды. Здесь он пожаловал архиепископу Афанасию свой струг «с парусом, якорем, со всею прикрасою и снастью судовою». В числе корабельных «прикрас» были пожалованы архиепископу три флага, которые развевались на судах Петра. Один большой – «флаг царя Московского» и два поменьше, с иерусалимскими прямыми крестами.

Полотнище «Флага царя Московского» разделялось на три горизонтальные полосы: верхняя – белая, средняя – синяя и нижняя – красная. В полотнище флага был вшит увенчанный тремя коронами желтый двуглавый орел со скипетром и державой. На груди орла был помещен красный щит с изображением Святого Георгия, колющего копьем зеленого дракона. Примечателен в отношении цветовой гаммы и один из флагов с крестом. Он был белым, с вшитым красным иерусалимским крестом. Любопытно то, что флаг имел длинный бело-сине-красный хвост. Наконец, третий флаг, изготовленный из белой шелковой материи, имел квадратную форму и в него был вшит желтый крест. Эти три флага, сыгравшие немалую роль в позднейших спорах, выступают как три загадки, на которые мало кто обращал внимание.

Тогда возникает еще один вопрос, – не в Архангельске ли были изготовлены и другие флаги, в частности, – бело-сине-красный? Уезжая из Москвы, Петр наверняка не имел с собой бело-сине-красного стяга. Его тогда еще попросту не существовало, и нет никаких известий о геральдической деятельности молодого царя, относящихся к этому времени. Не было перед глазами никаких образцов, которые заставили бы заработать воображение. Однако все это разом появилось в Архангельске.

По другим источникам – сам царь Петр, работавший в конце 90-х гг. XVII в. на судоверфях Амстердама, вернувшись в Россию, учредил флаг по типу голландского триколора, но с иным порядком чередования цветов. В начале XVIII в. он описывался так: «Флаг Его Царского Величества московского разделен натрое. Верхняя полоса белая, средняя синяя, нижняя красная. На синей полосе золотом с царской короною венчан двоеглавый орел, имеющий в сердце красное клеймо с серебряным св. Георгием, без змия». Торговым флагом в 1693 – 1700 гг. считался белый стяг с двуглавым черным Орлом.

«Голландская» версия у многих создает устойчивое впечатление о том, что Петр придумал бело-сине-красный стяг под впечатлением пребывания в Голландии. Но Петр отправился в Голландию в 1697 году, тогда как флаг появился несколькими годами ранее. Конечно, знакомство Петра с голландским морским флагом, как и с флагами других стран, к этому времени уже состоялось – в архангельском порту наблюдал он их немало, но той глубокой симпатии к Голландии, которую Петр привез из европейского путешествия, еще не было. И поэтому утверждение о том, что влияние голландской геральдики было главной и единственной причиной появления бело-сине-красного стяга, мягко говоря, сомнительно. На самом деле, создавая новый флаг, Петр обнаружил глубокую приверженность российской геральдической традиции. Он сохранил прямую преемственность с тем старым крестовым флагом, под которым, по-видимому, прибыл в Архангельск летом 1693 года.

Первые несколько лет после своего появления «флаг царя Московского» – бело-сине-красный стяг с нашивным орлом – был только царским корабельным штандартом, и русские корабли по-прежнему бороздили реки и моря под крестовым флагом. Так продолжалось до 1697 года, когда Петр ввел на флоте новый флаг – трехцветный, но без нашивного двуглавого орла.

Почти десятилетие на рубеже XVII – XVIII вв. трехцветный бело-сине-красный флаг служил боевым знаменем России как на суше, так и на море. С ним Русская армия и флот совершали Азовский поход 1696 г. Он развевался на корме корабля «Крепость», совершившем в 1700 г. переход из Азова в Стамбул, доставившем в Турцию русского посла для заключения перемирия с Османской Империей. Под этим знаменем русская гвардия в 1700 г. героически защищалась под Нарвой. Бело-сине-красные знамена несли русские войска в 1701 – 1704 гг. в сражениях при Эрестфоре, при штурме Нотебурга и взятии Нарвы. В 1716 г. этот флаг реял на флагмане «Ингерманланд», когда Петр I командовал соединенным флотом России, Голландии, Дании и Англии, готовившим военную операцию против Швеции.

Но постепенно в ходе Северной войны 1700 – 1721 гг., сначала в армии, а затем и на флоте (в 1703 – 1712 гг.), утвердился «штандарт во образе креста Святого Андрея» – Андреевский флаг, являющийся по всеобщему признанию одним из красивейших в мире. А 20 января 1705 г. Петр I именным указом даровал бело-сине-красный флаг только торговому флоту. Как Андреевский флаг на военных кораблях, так и бело-сине-красный флаг на коммерческих судах указывали на их государственную принадлежность России и в этом «национальном» значении были известны всему миру. При этом бело-сине-красные цвета на флоте не исчезли. После утверждения Андреевского флага они сохранялись в корабельных и галерных вымпелах.

В основном бело-сине-красную символику имела сухопутная армия России в Петровскую эпоху. Армейские офицеры носили отличительный знак – широкий бело-сине-красный офицерский шарф, который являлся как бы малым подобием национального флага.

В послепетровское время в России, под влиянием немецкого окружения царствующих особ, национальные цвета почти «потерялись». После крушения наполеоновской Франции и образования в 1815 г. «Священного союза» эта тенденция еще более усилилась. Получилось так, что Россия, Пруссия и Австрия в своей государственной символике использовали практически одинаковые цвета. У Пруссии был черно-белый флаг, черные и желтые полосы имели флаги многих немецких княжеств. В России, ориентировавшейся со времен Анны Иоанновны на немецкие образцы, эти цвета также приобрели государственное значение. Что касается бело-сине-красных цветов, то они постепенно становились народными – ими украшались ярмарки, выставки, народные гуляния на масленицу. В соответствии с дипломатическим протоколом Российский национальный флаг лучше знали за рубежом, нежели внутри страны. Бело-сине-красные флаги вывешивал в 1856 г. Париж при заключении Парижского мирного договора, а также Варшава и Рига, встречая императора Александра II. Однако 11 июня 1858 г. император утвердил рисунок и расположение «гербовых цветов на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшения при торжественных случаях». Вместе с тем, поскольку народная молва связывала бело-сине-красные цвета с именем Петра Великого, они сохраняли свое значение и почитались как исторические, «петровские». В качестве официального (государственного) флага России триколор был утвержден накануне коронации Николая II в 1896 г. Тогда красный цвет означал державность, синий - цвет Богоматери, под покровительством которой находилась Россия, белый - цвет свободы и независимости. По другой трактовке цвета флага означают единство трех братских восточно-славянских народов: белый - цвет Белой Руси (Белоруссии), синий - Малороссии (Украины), красный - Великороссии (России). Расположение полос Российского Государственного флага, остававшееся неизменным на протяжении веков, совпадает с древним пониманием строения мира: внизу – физический, выше – небесный, еще выше – мир божественный. В другом понимании значение расцветки Российского Государственного флага звучит так: белый цвет – Вера, синий цвет – Надежда, красный – Любовь.

Последний флаг Российской Империи. Бело-сине-красный с черным двуглавым орлом на золотом поле в левом верхнем углу, представлявший собой олицетворение лозунга "Единение Царя с народом". Он был создан по почину Государя Императора Николая II во время Первой Мировой Войны в 1914 году. Следующая выдержка из журнала "Летопись Войны" 1914-15 гг. описывает это событие: "Святость души нашего народа в настоящую тяжелую годину сопровождается полным слиянием и единением его с мыслями и чувствами Государя Императора. Вот почему Его Императорское Величество изволил воочию засви-детельствовать о сем перед всем миром, и отныне, в знак тесного единения Православного Царя с Его верным народом, в русском национальном флаге у древка между белой и синей полосами (на четверти общей величины у каждой) будет вечно красоваться Императорский Штандарт (желтый квадрат с черным, российским гербом). Это Великая Царская милость всему Русскому народу".

В 2014 году депутат Госдумы, член высшего совета ЛДПР Михаил Дегтярёв подготовил законопроект о внесении изменений в федеральный конституционный закон «О государственном флаге РФ», сообщали »Известия». Поправка предусматривала изменение существующего официального флага России с бело-сине-красного триколора на чёрно-жёлто-белый штандарт.
По мнению законодателя, воссоединение с Крымом, создание Таможенного союза и рост патриотических настроений должны происходить под флагом победоносной эпохи в российской истории. В пояснительной записке к законопроекту парламентарий отмечает, что в период повсеместного использования чёрно-жёлто-белого имперского флага территория России значительно увеличилась.Именно тогда в состав России впервые вошли полуостров Крым и территория Восточной Пруссии, Аляска, Кавказ, Польша, Прибалтика, Средняя Азия и Финляндия.
– Под имперским флагом мы одерживали блистательные победы, он способен и сегодня объединить всех граждан России. Современный триколор, который вернул в суматохе Борис Ельцин, с народом не обсуждался, никаких исследований не проводилось, – сказал Дегтярёв. – Мы говорим: России 1152 года, а не 23 года, символы государства должны олицетворять её великую историю и великое будущее, духовное здоровье определяет материальное благополучие, а не наоборот.При этом, согласно финансово-экономическим обоснованиям, на замену флагов на государственных учреждениях и на машинах диппредставительств и официальных лиц страны предполагается потратить 15,5 млн рублей.Сами два триколора действительно является вопросом давних споров разных политических сил.
Первые упоминания о флаге относятся ко временам правления императрицы Анны Иоанновны. В 1731 году в драгунских и пехотных полках шарфы приказано было делать «по российскому гербу» из чёрного шёлка с золотыми нитями.
А кто то заглядывает еще раньше и утверждает, что первые два русских государственных цвета явились в нашем Отечестве в 1472 году после женитьбы Ивана Третьего на царевне Софье Палеолог, вместе с принятием герба от павшей под ударами турков Византийской империи. Византийский императорский стяг - золотое полотно с черным орлом, увенчанным двумя коронами, - становится государственной хоругвью России.
Еще до начала Смуты государственная хоругвь получает завершающую деталь - грудь орла закрывается большим гербовым щитом с изображением Святого Георгия Победоносца. Белый всадник на белом коне дал впоследствии законное основание третьему цвету флага - белому. Черно-желто-белый флаг соединил в себе цвета национальных геральдических эмблем и в царствование Императора Николая Первого утвердился как общегосударственный символ. Впервые в России черно-желто-белый флаг начал вывешиваться в торжественные дни после 1815 года, вслед за окончанием Отечественной войны с наполеоновской Францией.

В 1815 году в ознаменование победы над Наполеоном (а впоследствии во все праздничные дни) на зданиях стали вывешивать торжественные трёхцветные знамена; кроме того, подобную расцветку приобрела и армейская символика (орденские ленты, знамёна, а также кокарды, распространившиеся и среди гражданских чиновников).
В 1819 году появился жолнерский значок с номером батальона в полку, выполненный в виде трёх горизонтальный полос - чёрной, жёлтой, белой.Официальным государственным флагом «имперское знамя» пробыло с 1858 года по 1883 год.
Действительно, в этот период был окончательно покорен Кавказ, а также успешно проведена Балканская кампания. Никаких крупных поражений Российская империя не потерпела. Флаг, что важно для сегодняшних его сторонников, никогда не использовался коллаборационистами в годы Великой Отечественной войны, в отличие от бело-сине-красного стяга.Но есть одно но…Именно в период официальности черно-желто-белого триколора был впервые в русской истории убит русский царь – император Александр II.
«А у вас флаг неправильный» Почему Александр II решил провести «цветовую перезагрузку» - вопрос до сих пор открытый. Существует версия, что царь после неудачной Крымской войны и бесславной кончине отца Николая I решил перетряхнуть империю и начал со смены флага. Но, на мой взгляд, все гораздо банальнее…
Просто, как часто было в русской истории, однажды появился «ученый немец»… В 1857 году у гербового отделения департамента герольдии империи появился новый начальник – Бернгард Карл (он же – Борис Васильевич) Кёне, известный нумизмат и коллекционер. Борис Васильевич, сын берлинского архивариуса, к тому моменту имел динамичную карьеру на чужбине: будучи протеже обосновавшегося в России герцога Лейхтенбергского, Кёне попал в число основателей Русского археологического общества и получил должность хранителя нумизматического отделения Эрмитажа.
Вступление в должность Кёне отметил тем, что популярно объяснил ответственным государственным лицам, что флаг у Российской империи неправильный. Все дело в комбинации цветов: согласно немецкой геральдической школе цвета флага должны соответствовать доминирующим цветам герба. А где, скажите на милость, у вас в гербе синий цвет?

И действительно – где? Орел – черный, в золоте, святой Георгий – белый…Долго уговаривать государя не пришлось, и летом 1858 года Александр II подписывает судьбоносный указ: «Описание высочайше утвержденного рисунка расположения гербовых цветов Империи на знаменах, флагах и других предметах, употребляемых для украшений при торжественных случаях. Расположение сих цветов горизонтальное, верхняя полоса чёрная, средняя жёлтая (или золотая), а нижняя белая (или серебряная). Первые полосы соответствуют чёрному государственному орлу в желтом поле, и кокарда из сих двух цветов была основана императором Павлом I, между тем как знамена и другие украшения из сих цветов употреблялись уже во времена царствования императрицы Анны Иоанновны. Нижняя полоса белая или серебряная соответствует кокарде Петра Великого и императрицы Екатерины II; император же Александр I, после взятия Парижа в 1814 году, соединил правильную гербовую кокарду с древней Петра Великого, которая соответствует белому или серебряному всаднику (Св. Георгию) в московском гербе».
Причем здесь Австрия? Сенат указ утвердил, но в политических кулуарах витало некоторое недоумение: «Вам ничего это флаг не напоминает? Вроде, у австрийцев такой же…» И в самом деле, сходство со штандартом Австрийской империи наблюдалось. К счастью, австрийские геральдисты разложили свой герб только на два цвета – черный и желтый. Если бы был еще белый, то мог случиться конфуз.
Кроме того, точно такой же флаг был и Королевства Саксония (черно-желтый). А желто-белый государственный штандарт Королевства Ганновер, напротив, совпадал с новым российским триколором в нижней части. Флаг Саксонии Все эти совпадения рождали в российском обществе ненужные конспирологические теории.
Дело в том, что Саксония и Ганновер была вотчиной двух ветвей рода Вельфов-Веттинов (из которых происходит, кстати, нынешняя Виндзорская династия, правящая в Британии), и в народе стали рождаться легенды, что Романовы тайно стали вассалами этих кланов – присягнули немцам после неудачной Крымской войны.
Но государственные мужи все-таки решили объясниться – чем, собственно, предыдущий триколор не угодил. Так, министр императорского двора по фамилии Адлерберг сетовал, что пришло время очищаться от «иностранщины», намекая на то, что прежний триколор имел голландские корни. Да и сам государь не раз советовал черпать вдохновение в допетровских временах, а то и в самой Византии – а у Второго-то Рима флаг тоже желто-черный был. В это время вышло много «ученых» статей, которые разъясняли «естественный отбор» желто-черно-белого флага: говорили о византизме Иоанна III, который подарил России двухглавого орла, о царе Алексее Михайловиче, который якобы под угрозой казни наказывал использовать желто-черные цвета в государственной печати..
Утешительный флаг


После гибели Александра II «штандартная проблема» перешла по наследству императору Александру III. Все это усугублялось тем, что Германская империя, поглотившая Ганновер и Саксонию, и Австрия вместе с Италией заключили в 1882 году Тройственный союз, не самый дружественный Российской империи. Нужно был что-то делать с государственным знаменем.В 1883 году царь отправляет в отставку Кёне, который к тому времени уже успел создать Большой герб Российской империи, герб Романовых и сформулировал новые законы в отечественной геральдике.В апреле того же года император возвращает в качестве официального прежний триколор. В «австрийском» же флаге Александр III меняет чередование цветов на бело-желто-черное и придает ему статус флага династии Романовых. Для того, чтобы решить вопрос с официальным флагом империи, в преддверии коронации Николая II в апреле 1896 года созвали специальное совещание. На нём было решено, что «флаг бело-сине-красный имеет полное право называться российским или национальным, и цвета его: белый, синий и красный именоваться государственными; флаг же чёрно-оранжево-белый не имеет к тому ни геральдических, ни исторических оснований». В качестве аргументов, в частности, были приведены следующие: «Если для определения народных цветов России обратиться к народному вкусу и народным обычаям, к особенностям природы России, то и этим путём для отечества нашего определятся те же национальные цвета: белый, синий, красный.
Великороссийский крестьянин в праздник ходит в красной или синей рубашке, малорос и белорус - в белой; бабы русские рядются в сарафаны тоже красные и синие. Вообще, в понятиях русского человека - что красно, то хорошо и красиво…Если к этому присоединить белый цвет снежного покрова, в который вся Россия облекается в течение более полугода, то, на основании и этих признаков, для эмблематического выражения России, для русского народного или государственного флага, наиболее свойственным оказываются цвета, установленные Великим Петром».
Решение императора общество встречает с радостью. Но то, что «кёневский триколор», пусть в измененном виде, но все же сохранился, дает новую пищу доморощенным конспирологам – «Все же продали Романовы Русь-матушку Вельфам-Веттинам…»В современной российской символике чёрно-жёлто-белый флаг можно встретить только в Курской области – он является элементом губернского флага.



Просмотров