223 гк рф содержание права собственности. Момент возникновения права собственности на недвижимое имущество

В результате изучения главы 14 студент должен:

знать определение, виды, основные характеристики, примерные формы и элементы соглашений между транспортными организациями; понятие и признаки рамочного договора;

уметь отграничивать данный договор от предварительного договора, договоров на оказание услуг, договора подряда, договора простого товарищества и др.; определять юридическую взаимосвязь договора на централизованный завоз (вывоз) грузов и договора транспортной экспедиции; аргументированно доказывать организационный характер узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов; определять основания и применять меры ответственности в случаях нарушения условий соглашений между транспортными организациями;

владеть навыками составления и заключения узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов; оформления передаточных ведомостей, повагонных накладных и дорожных ведомостей.

Понятие соглашений между транспортными организациями

Сроки доставки груза в прямом смешанном сообщении напрямую зависят от скорости их передачи в пунктах перевалки с одного вида транспорта на другой. В целях обеспечения взаимодействия транспортных организаций различных видов транспорта при передаче груза друг другу между ними заключаются специальные соглашения, именуемые узловыми соглашениями и договорами на централизованный завоз и вывоз грузов (ст. 799 ГК). По поводу правовой природы данных договоров среди специалистов в области транспортного права нет единого представления. О. Н. Садиков полагает, что это договоры подрядного типа, не являющиеся договорами перевозки и имеющие свои особенности . По мнению А. Г. Быкова, Д. И. Половинчика и Г. П. Савичева, "эти соглашения являются одним из видов организационных договоров, задача которых определить порядок взаимоотношений транспортных предприятий в пунктах перевалки" . С точки зрения В. А. Егиазарова, организационными транспортными договорами являются только договоры об организации перевозок. По утверждению автора "основная цель организационного договора – это определение порядка, условий выполнения действий, необходимых для исполнения обязательств по перевозке грузов, вытекающих из особенностей перевозки на данном виде транспорта и предшествующих приему груза к перевозке" . Для того чтобы доказать правильность какой-либо из приведенных позиций, необходимо исследовать те отношения, которые регулируются узловыми соглашениями и договорами на централизованный завоз (вывоз) грузов. Характерной чертой этих соглашений является то, что стороны, участвующие в них (транспортные организации), объединяют свои усилия в целях оказания услуг другим лицам (грузоотправителю, грузополучателю). При этом речь идет об оказании услуг транспортными организациями только по отношению к третьим лицам, которые стороной соглашения не являются. Содержанием же узловых соглашений и договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов выступают действия транспортных организаций, направленные на налаживание транспортного процесса. Грузоотправители и грузополучатели в таких соглашениях не участвуют. Поэтому нельзя согласиться с О. Н. Садиковым в том, что рассматриваемые соглашения – это договора подрядного типа. Ни одна транспортная организация здесь не выполняет работы по заданию другой транспортной организации. Что касается суждения В. А. Егиазарова, то из приведенных выше примеров видно, что организационные договоры достаточно разнообразны и не ограничиваются договорами об организации перевозок, а тем более, отношениями, предшествующими приему груза к перевозке. Поэтому представляется некорректным противопоставлять два вида организационных договоров – договоров об организации перевозок и узловые соглашения. Резюмируя сказанное, отметим, что узловые соглашения и договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов являются организационными и не имеют своим предметом ни оказание услуг, ни выполнение работ.

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к Ст. 799 ГК РФ

Комментируемая статья посвящена договорам между перевозчиками — организациями различных видов транспорта по обеспечению перевозок грузов в прямом смешанном сообщении и в иных случаях, требующих координации усилий различных перевозчиков (в том числе одного вида транспорта). Помимо собственно договоров, направленных на организацию перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, комментируемая статья выделяет узловые соглашения и договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов.

В абз. 2 комментируемой статьи предполагается наличие развитой нормативно-правовой базы по регулированию отношений, связанных с договорами между различными транспортными организациями: это и собственно транспортные кодексы и уставы, и другие специальные законы, и иные нормативные акты. На сегодняшний день такое развитое законодательство отсутствует.

Узловые соглашения — это договоры, направленные на обеспечение перемещения груза из одних транспортных средств в другие. Традиционно большое внимание этим договорам уделяется на морском транспорте (в соответствии со ст. 112 КТМ перемещение груза из одних транспортных средств в другие именуется перевалкой груза). Не удивительно, что и пример нормативного регулирования узлового соглашения дается в морском законодательстве, например, в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со ст. 27 названного Закона узловые соглашения — это договоры, заключаемые сроком на пять лет операторами морских терминалов, с одной стороны, и перевозчиками, оказывающими услуги по перевалке грузов, с другой стороны. Особое внимание уделено узловому соглашению, заключаемому с перевозчиком железнодорожного транспорта. Существенными условиями данного узлового соглашения являются установление мест и норм одновременной погрузки-выгрузки грузов; определение многочисленных нормативов (включая нормативы подачи вагонов, осуществление операций по сдаче груза, собственно погрузку груза, очистку вагонов); порядок расчетов и другие условия.

Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов являются соглашениями, одной стороной которых всегда является перевозчик автомобильного транспорта, а другой стороной — перевозчик любого иного вида транспорта. Цель договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов — доставка грузов грузоотправителя для их последующей отправки на железнодорожные станции, в аэропорты, в морские и речные порты или доставка грузополучателю прибывших грузов с железнодорожных станций, из аэропортов, морских и речных портов. При этом между автомобильным перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) складываются отношения транспортно-экспедиционного обслуживания (гл. 41 ГК). Основными нормативными актами, регулирующими отношения по данному договору, являются межведомственные нормативные акты, принятые еще в советское время, в 1970-х гг., по каждому виду транспорта (например, Правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции железных дорог, расположенные на территории РСФСР, утвержденные МПС СССР и Минавтотрансом РСФСР 27 октября 1976 г.).

———————————

КонсультантПлюс: примечание.

Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 520.

Статья 799. Договоры между транспортными организациями

Комментарий к статье 799

Комментируемая статья посвящена договорам между перевозчиками — организациями различных видов транспорта по обеспечению перевозок грузов в прямом смешанном сообщении и в иных случаях, требующих координации усилий различных перевозчиков (в том числе одного вида транспорта). Помимо собственно договоров, направленных на организацию перевозок грузов в прямом смешанном сообщении, комментируемая статья выделяет узловые соглашения и договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов.
В абз. 2 комментируемой статьи предполагается наличие развитой нормативно-правовой базы по регулированию отношений, связанных с договорами между различными транспортными организациями: это и собственно транспортные кодексы и уставы, и другие специальные законы, и иные нормативные акты. На сегодняшний день такое развитое законодательство отсутствует.
Узловые соглашения — это договоры, направленные на обеспечение перемещения груза из одних транспортных средств в другие. Традиционно большое внимание этим договорам уделяется на морском транспорте (в соответствии со ст. 112 КТМ перемещение груза из одних транспортных средств в другие именуется перевалкой груза). Не удивительно, что и пример нормативного регулирования узлового соглашения дается в морском законодательстве, например, в Федеральном законе от 8 ноября 2007 г. N 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». В соответствии со ст. 27 названного Закона узловые соглашения — это договоры, заключаемые сроком на пять лет операторами морских терминалов, с одной стороны, и перевозчиками, оказывающими услуги по перевалке грузов, с другой стороны. Особое внимание уделено узловому соглашению, заключаемому с перевозчиком железнодорожного транспорта. Существенными условиями данного узлового соглашения являются установление мест и норм одновременной погрузки-выгрузки грузов; определение многочисленных нормативов (включая нормативы подачи вагонов, осуществление операций по сдаче груза, собственно погрузку груза, очистку вагонов); порядок расчетов и другие условия.
Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов являются соглашениями, одной стороной которых всегда является перевозчик автомобильного транспорта, а другой стороной — перевозчик любого иного вида транспорта. Цель договоров на централизованный завоз (вывоз) грузов — доставка грузов грузоотправителя для их последующей отправки на железнодорожные станции, в аэропорты, в морские и речные порты или доставка грузополучателю прибывших грузов с железнодорожных станций, из аэропортов, морских и речных портов. При этом между автомобильным перевозчиком и грузоотправителем (грузополучателем) складываются отношения транспортно-экспедиционного обслуживания (гл. 41 ГК). Основными нормативными актами, регулирующими отношения по данному договору, являются межведомственные нормативные акты, принятые еще в советское время, в 1970-х гг., по каждому виду транспорта (например, Правила централизованного завоза (вывоза) грузов автомобильным транспортом общего пользования на станции железных дорог, расположенные на территории РСФСР, утвержденные МПС СССР и Минавтотрансом РСФСР 27 октября 1976 г.).
———————————

КонсультантПлюс: примечание.
Монография М.И. Брагинского, В.В. Витрянского «Договорное право. Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта» (Книга 4) включена в информационный банк согласно публикации — Статут, 2003.

См.: Витрянский В.В. Договор перевозки. С. 520.

Текущая редакция ст. 799 ГК РФ с комментариями и дополнениями на 2018 год

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарий к статье 799 ГК РФ

1. В целях обеспечения взаимодействия транспортных организаций различных видов транспорта при передаче груза друг другу, между ними заключаются специальные соглашения, именуемые узловыми соглашениями и договорами на централизованный завоз и вывоз грузов (ст. 799 ГК РФ). Характерной чертой этих соглашений является то, что стороны, участвующие в них (транспортные организации), объединяют свои усилия в целях оказания услуг другим лицам (грузоотправителю, грузополучателю). При этом речь об оказании услуг транспортными организациями может идти только по отношению к третьим лицам, которые стороной соглашения не являются.

Узловое соглашение - это гражданско-правовой договор, в соответствии с которым перевозчики различных видов транспорта обязуются совершать в установленном договором порядке в отношении друг друга согласованные действия в интересах грузоотправителя (грузополучателя), направленные на своевременную передачу груза в п. перевалки с одного вида транспорта на другой в целях в целях организации исполнения обязанности перевозчика по доставке груза. Узловыми соглашениями могут предусматриваться порядок и график работы пункта перевалки, сроки погрузки и выгрузки, фронты перевалки, расписание подачи транспортных средств, порядок приема, сдачи и взвешивания грузов, а также порядок и сроки взаимной информации о подходе грузов к п.перевалки, места передачи груза, порядок въезда транспортных средств на территорию другой транспортной организации (грузовой двор, порт и т.п.), места оформления документов и другие вопросы, вытекающие из местных условий.

Выполнение единой обязанность по доставке грузов (пассажиров) в прямом смешанном сообщении осложняется необходимостью передачи груза с одного вида транспорта на другой. Именно в этой части узловое соглашение организует правовые связи между перевозчиками, а, следовательно, перевозочное правоотношение в целом. Цель участников узловых соглашений заключается в организации исполнения обязанности перевозчика по доставке груза в прямом смешанном сообщении. При отсутствии соглашений между транспортными организациями данная обязанность представляет собой разрозненные "лоскуты", требующие их немедленного "сшивания" в единое "полотно".

Узловые соглашения относятся к категории долгосрочных договоров. Так, в соответствии с п.3 ст. 27 ФЗ от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", узловые соглашения заключаются сроком на пять лет.

Под договором на централизованный завоз (вывоз) грузов следует понимать соглашение, в силу которого автомобильный перевозчик (экспедитор) и перевозчик иного вида транспорта обязуются организовать исполнение обязанности грузоотправителя по договору о предъявлении груза к перевозке - предъявить груз к перевозке, и (или) исполнения обязанности перевозчика по договору перевозки груза - выдать груз управомоченному лицу.

Договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов являются договорами организационного типа и не является договором перевозки. Президиум ВАС РФ в информационном письме от 30.03.98 N 32 указал, что для железнодорожной перевозки пунктами принятия и назначения груза являются, по общему правилу, железнодорожные станции. Следовательно, централизованный завоз - вывоз грузов автотранспортом на станции (со станций) железных дорог в понятие железнодорожной перевозки не входит. От узловых соглашений договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов отличаются тем, что в целом подчинены условиям договора транспортной экспедиции. Они регулируют отношения между транспортными организациями до заключения договора смешанной перевозки грузов, т.е. еще до того момента, когда выписан единый транспортный документ (транспортная накладная).

2. Порядок организации централизованных перевозок грузов, а также права и обязанности транспортных организаций при осуществлении этих перевозок устанавливаются Правилами централизованного завоза (вывоза) грузов с железнодорожных станций, расположенных на территории Российской Федерации, выполняемого транспортно-экспедиционными предприятиями, утв. Министерством путей сообщения РФ от 14.05.93 N С-405у/АК-7ЦМ-180.

3. Применимое законодательство:
- ВзК РФ;
- КВВТ РФ;
- КТМ РФ;
- УАТиНГЭТ;
- УЖТ РФ;
- ФЗ от 08.11.2007 N 261-ФЗ "О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";
- письмо МПС РФ от 14.05.93 N С-405у/АК-7/ЦМ-180.

4. Судебная практика:
- информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.03.98 N 32;
- постановление Президиума ВАС РФ от 08.10.96 по делу N 2951/96.

Консультации и комментарии юристов по ст 799 ГК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 799 ГК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.


Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и другие).

Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Комментарии к статье 799 ГК РФ

1. Статья подтверждает ранее сложившуюся практику заключения между соперевозчиками различных видов транспорта соглашений, направленных на обеспечение надлежащей перевозки грузов. Основные из них - т.н. узловые соглашения, определяющие условия работы пунктов перевалки грузов при перевозке в прямом смешанном сообщении. До принятия федерального закона о прямых смешанных (комбинированных) перевозках (ст. 128 УЖТ, ст. 166 КВВТ) порядок разработки, заключения, а также условия узловых соглашений определяются кодексами, уставами, тарифными руководствами, правилами, регулирующими перевозки грузов соответствующим видом транспорта. В части, не противоречащей действующему законодательству, действуют Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении от 24.04.56 (Сборник правил перевозок и тарифов N 20 за 1956 г.).

2. При рассмотрении споров, связанных с узловыми соглашениями, арбитражные суды руководствуются инструктивными указаниями Госарбитража СССР от 11.06.76 N И-1-17 в части, не противоречащей действующему законодательству РФ. К договорам этой группы относятся также договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов, которые заключают предприятия автомобильного транспорта с железными дорогами, предприятиями водного и воздушного транспорта на завоз (вывоз) грузов со станций и портов.

3. Предметом называемых в ст. 799 договоров могут быть различные транспортные и иного рода операции. Договорами перевозки они не являются. Это договоры подрядного типа, имеющие особенности. Их заключение, содержание и исполнение определяются, если стороны не договорились об ином, транспортными уставами и кодексами, а дополнительно - общими положениями об обязательствах (разд. III ГК РФ) и общими правилами о договоре подряда (§ 1 гл. 37 ГК РФ).



Просмотров