Статья 77 закона о семье и браке. Теория всего

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Комментарий к статье 77 СК РФ

1. Комментируемая статья регулирует ситуации, когда угроза жизни или здоровью ребенка требует немедленных действий.

В таких случаях она наделяет органы опеки и попечительства правом отобрать ребенка у родителей (одного из них), у других лиц, заботам которых он доверен (опекунов, попечителей, приемных родителей).

2. Порядок действий, связанный с "немедленным отобранием" ребенка, следующий:
а) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, узнав о наличии непосредственной угрозы жизни или здоровью ребенка (например, его истязают, морят голодом, унижают достоинство), выносит соответствующий акт (постановление, распоряжение);
б) орган опеки и попечительства:
сразу после этого отбирает ребенка, о чем незамедлительно уведомляет прокурора;
временно устраивает ребенка у других родственников, в центре помощи детям и т.п.;
в семидневный срок обращается в суд с иском о лишении (ограничении) родительских прав; отмене усыновления (см. коммент. к ст. 141, 142).

Этот орган, отбирая ребенка у опекуна (попечителя), сам (без суда) отстраняет его от выполнения своих обязанностей (ст. 39 ГК); отбирая у приемных родителей - расторгает с ними договор о передаче ребенка на воспитание (см. коммент. к ст. 152).

3. Может показаться, что процедура отобрания ребенка в столь неотложной ситуации слишком затянута (принятие акта и т.д.). Но это не так.

Дело в том, что в соответствии с п.2 ст. 121 СК органами опеки и попечительства являются именно органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. То есть на практике их действия практически совмещены во времени.

Консультации и комментарии юристов по ст 77 СК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 77 СК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Официальный текст :

Статья 77. Отобрание ребенка при непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Комментарий юриста :

Опасность пребывания ребенка с родителями (одним из них) может иметь разные масштабы. Но когда имеет место непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью (оставлен на улице в холодное время года, живет целые дни в неотапливаемом помещении, брошен надолго на лестничной площадке дома, находится в одиночестве в доме (квартире) без пищи, необходимой одежды и т.п.), иначе говоря, когда требуются срочные меры по его спасению, одной из таких мер является немедленное отобрание ребенка у родителей (одного из них).

Тем более что оформление материалов на лишение, ограничение родительских прав требует времени, которое нельзя в подобной ситуации упустить. Причем под немедленным отобранием следует понимать, во-первых, изъятие ребенка из семьи, где ему грозит гибель. Во-вторых, акт принудительного характера, когда родитель, чей ребенок погибает, исчез. В обоих случаях - цель одна: спасти ребенка, которого забирают и устраивают в одно из детских учреждений, а чаще всего в больницу.

Функции по немедленному отобранию ребенка возлагаются на органы опеки и попечительства, их представителя, который составляет акт, где фиксируются все обстоятельства, установленные при обследовании.

Пример из судебной практики: в одной из деревень Хабаровского края в зимнюю пору, когда температура воздуха опустилась до -30°, трое малолетних детей остались в неотапливаемом доме, без еды. Куда уехала их мать и насколько, никому не было известно. Дети съели все, что можно было съесть. У годовалого мальчика были обморожены ноги. Соседи, заметив неладное, сообщили в органы опеки и попечительства, после чего дети были немедленно изъяты из семьи и отправлены в больницу.

Создание непосредственной угрозы жизни и здоровью ребенка путем оставления его в опасности является уголовно наказуемым преступлением, предусмотренным статьей 125 Уголовного Кодекса. Тяжесть такого преступления усугубляется тем, что оно совершается самыми близкими детям лицами - родителями (одним из них), хотя их прямая обязанность - заботиться о своих детях.

Поэтому при отобрании ребенка органы опеки и попечительства обязаны:

Немедленно сообщить о состоявшемся отобрании прокурору;

Обеспечить временное устройство ребенка, что обычно делается сразу, чтобы не оставлять ребенка в губительной для него обстановке;

В течение семи дней после вынесения (составления) органами опеки и попечительства акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родительских прав либо об ограничении родительских прав. Думается, что такой срок явно недостаточен для предъявления иска, требующего соответствующего оформления, а также поиска потенциальных ответчиков (ответчика).

1. При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью орган опеки и попечительства вправе немедленно отобрать ребенка у родителей (одного из них) или у других лиц, на попечении которых он находится.

Немедленное отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо акта главы муниципального образования в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами.

2. При отобрании ребенка орган опеки и попечительства обязан незамедлительно уведомить прокурора, обеспечить временное устройство ребенка и в течение семи дней после вынесения органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации либо в случае, если законом субъекта Российской Федерации органы местного самоуправления наделены полномочиями по опеке и попечительству в соответствии с федеральными законами, главой муниципального образования акта об отобрании ребенка обратиться в суд с иском о лишении родителей родительских прав или об ограничении их родительских прав.

Комментарий к Ст. 77 СК РФ

1. Предусмотренная комментируемой статьей мера является оперативной мерой административного воздействия и одновременно защиты прав несовершеннолетнего. Данная мера имеет следующие особенности:

1) основанием является непосредственная угроза жизни ребенка или его здоровью, что выражается в физическом, психическом воздействии на ребенка, оставлении ребенка в опасности, без присмотра, одежды, питания. При этом учитывается возраст ребенка;

2) необходимо оперативное устранение угрозы для спасения ребенка;

3) данная мера может быть применена не только к родителям, но и к другим лицам, на попечении которых находится ребенок;

4) решение об отобрании ребенка носит административный характер; отобрание ребенка производится органом опеки и попечительства на основании соответствующего акта органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

5) осуществление данной меры производится органом опеки и попечительства;

6) о применении данной меры должен быть уведомлен прокурор. В том случае, если прокурор не согласен с данной мерой, он вправе в соответствии со ст. 28 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. Федерального закона от 17 ноября 1995 г. N 168-ФЗ) принести протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо обратиться в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ. Представление об устранении нарушений прав и свобод человека и гражданина вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенное нарушение;
———————————
СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472.

7) в течение семи дней после вынесения административного акта орган опеки и попечительства обязан обратиться в суд с иском о лишении или ограничении родительских прав;

8) как и любые действия административных органов, действия органов опеки и попечительства могут быть обжалованы родителями в суд.

Отобрание ребенка является крайней и оперативной мерой, для применения которой необходимо установление факта угрозы жизни или здоровью ребенка. Как следует из правовой позиции Европейского суда по правам человека, изложенной в п. 95 Постановления от 8 апреля 2004 г. по делу «Хазе (Haase) против Германии», сам по себе тот факт, что ребенок может быть помещен в более благоприятную для его воспитания среду, не оправдывает принудительные меры по отобранию его у биологических родителей; требуется наличие иных обстоятельств, свидетельствующих о необходимости такого вмешательства в право родителей на семейную жизнь вместе с их ребенком, закрепленное ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
———————————
Постановление Европейского суда по правам человека от 8 апреля 2004 г. N 11057/02 // Бюллетень Европейского суда по правам человека. 2004. N 9.

2. Ребенок может быть передан другому родителю, родственникам, а при отсутствии таковых — в детский дом. В дальнейшем вопрос об устройстве ребенка будет решен либо в судебном (вопросы об определении места жительства ребенка, о возврате ребенка и др.) либо в административном порядке (вопросы о передаче под опеку или попечительство, в том числе в приемную семью, о патронатном воспитании и др.). В том случае, если ребенок был отобран у лиц, заменяющих родителей (усыновителей, опекуна, попечителя), для них возникают соответствующие правовые последствия, а именно отмена усыновления, отстранение от обязанностей опекуна (попечителя), расторжение договора о передаче ребенка в приемную семью, договора о патронатном воспитании.



Просмотров