Регулирование трудовой миграции. Международное и национальное регулирование трудовой миграции

. Какие социальные проблемы исследует социология города

. Каковы особенности городского образа жизни

. Какие виды городов

. Какая социальная природа урбанизации

191 Социально-территориальная структура общества

Социально-территориальная структура является одной из составляющих общей социальной структуры общества наряду с такими ее подструктурами как социально-этническая, социально-демографическая, социально-профессиональная а т.д.. Вместе с тем территориальное деление населения наиболее условным, поскольку грани, сближающих представителей одной территориальной общности отмечаются меньшей четкостью, чем скажем разделение людей по возрасту, полу, национальности или профессии. Итак, социально-территориальным делением принято считать разделение общества на социально-территориальные общности .

Социально-территориальная общность - это группа людей, проживающих на определенной территории, между которыми возникают социально-культурные связи благодаря однородности объективных условий их жизнедеятельности. К таки их объективных условий можно отнести географические, климатические, социокультурные особенности проживания людий.

Таким образом, не следует думать, что социально-территориальное деление - это деление какой-то территории на равные части, на каждой из

которых проживает определенная социально-территориальная общность. Все эти территории разные по площади и граница между ними проходит там, где заметны различия в образе жизни, ведении быта, отраслях хозяин рство людей, которые там проживают, которые вызваны, как уже отмечалось, объективными географическими и социокультурными условиями. Итак, людей, принадлежащих к одной социально-территориальной общности, характер теризуе то, что все они имеют присущие только им одинаковые черты в отношении их к хозяйственно обжитой ими территории, проявляющаяся в устойчивых экономических (хозяйственных) связях, однородности условий й хнього проживания в специфике ведения хозяйства и быта. Именно эти черты отличают подобную группу людей от другой социально-территориальной общностисті.

Социально-территориальные общности различаются между собой по размерам территории, плотности населения, особенностями социального, экономического и культурного развития, социальным и национальным состав дом, географическим положением и климатическими условиям.

Социально-территориальные общности делятся на несколько видов:

Административно-территориальные общности;

Региональные общности;

Типы поселений (поселенческие общности)

Административно-территориальные общности - это общности, образованные на основе политико-административного или административно-территориального деления

В разных странах административно-территориальные общности имеют особую специфику, отличаются по форме, размеру, назначению и названием. Так, в. США,. Индии,. Бразилии основные территориальные общности те - штаты, в. Германии - федеральные земли, в. Швейцарии - кантоны, в. Польше - воеводства. В Украине административно-территориальными общностями выступают 24 области,. Автономная. Республика. Крым, 483 ра ионы, 449 месст.

Административно-территориальные общности - это территориальные общности образовании искусственным путем. Поэтому, естественно, не отражают всех специфических черт, характерных для сообществ такого вида. Лишь в отдельных случаях разделение на административные сообщества происходит с учетом особенностей социально-экономических связей, которые формируются на той или иной территории. Однако, в большинстве случаев, это случайный разделение населения на единицу, заранее определении административным районированием. Так, наиболее типичным примером в этом контексте административное деление на штаты в. США. Так, если на. Востоке страны по подобного территориальные единицы формировались в определенной степени на основе тех хозяйственно-социальных связей, сложившихся здесь в процессе исторического, хотя и не продолжительного, развития этих общин, то на. Западе, вообще фактически не был обжитым, деление на административные единицы велся произвольно, по сути"под линейку"Впрочем, административное районирование автоматически"приписывая"отдельную группу индивидов к определенной тер ториальнои общины, способствует формированию у них социально-экономических связей, построении однородности их жизнедеятельности. Другие формы территориальных сообществ часто возникают на основе административного районирования, поэтому административно-территориальные общности часто называют еще первичными территориальной общностиериторіальними спільностями.

Региональный общности - это территориальные общности, которые формируются и развиваются в отдельных регионах

Регионом называется территориальная единица, составляет единый территориально-хозяйственный комплекс и для которой характерны определенные хозяйственные и культурные связи. В отличие от административных сообществ, региональные общности возникают и функционируют в процессе исторического развития частности, наличие пахотных земель способствует формированию региона аграрного типа, а мощность залежей железной руды способствует ро разбудят региональной сообщества на базе металлургической промышленности. Итак, на формирование регионов влияет ряд факторов, среди которых можно выделить природные, психологические, культурные и и ін.

Регионы отличаются по размерам, количеству и плотности населения, наличием административных единиц на своей территории, способами формирования и многим другим критериям. Регион может включать время поистине области, всю область, несколько областей или провинций, даже несколько стран (например,. Ближневосточный регион,. Среднеазиатский регион т.д.).

В Украине пока не существует официального разделения на регионы, но здесь издавна начали выделять историко-культурные области, которые с полным правом можно называть регионами. Это такие регионы как. Волынский,. Полесский й,. Карпатский,. Надднепрянский,. Восточный,. Южный,. Крымский и некоторые другие. Административно-территориальное районирование, бурное развитие промышленности, урбанизация способствовали формированию в Украине новы х экономических регионов, из которых можно выделить. Донецко-При-Днепровский,. Южный,. Центрально-украинская и др.ші.

Наконец последней формой социально-территориальных общностей выступают типы поселений

Типы поселений - это исторически образованы, обусловленные разделением труда формы социальной и пространственной организации общественного производства и проживания населения

В отличие от региональных общностей, которые формировались прежде всего под влиянием природных, исторических, национальных и религиозных факторов, типа поселеньдетерминуються прежде социокультурными и с социально-экономическими факторами. В отличие от региональных сообществ, которые, как правило занимают значительные территории, типы поселений представляют собой территориально-сконцентрированы формы расселения людей, ох оплюють небольшую территорию и часто характеризуются высокой плотностью населенияя.

К типам поселений, в первую очередь, относятся сельские и городские поселения, которые являются объектом изучения специальных социологических теорий - социологии села и социологии города

Выборы дум Екатеринбурга и Тюмени пройдут в сентябре по новой схеме. В региональное избирательное законодательство внесены изменения, предусматривающие появление на выборах территориальных групп вместо единых партийных списков. Представители оппозиции считают, что поправки лишь усложнят процесс выдвижения и, кроме того, появятся дополнительные возможности для снятия партсписков конкурентов «Единой России».


Поправки в избирательный кодекс Тюменской области, предполагающие введение территориальных групп на выборах местных дум, приняла вчера облдума. Согласно нововведению, количество групп на выборах дум по смешанной системе должно совпадать с количеством одномандатных округов. При этом предусмотрена еще одна общая группа для так называемых «паровозов». В каждую из групп может быть включено не более трех кандидатов. Для регистрации списка партия должна выдвинуть кандидатов не менее чем в половине групп. «Изменения обеспечат связь депутата с его территорией, а также усилят внутрипартийную борьбу»,- пояснил на заседании тюменской облдумы депутат от «Единой России» Фуат Сайфитдинов и предложил утвердить законопроект в течение одного заседания.

Многие парламентарии критично отнеслись к предложению единоросса. «Почему с другими партиями не проконсультировались? Зачем так торопиться?» - спросил коммунист Владимир Чертищев. «Мы в цейтноте, потому что в сентябре уже выборы думы Тюмени (18 депутатов изберут по партспискам, 18 - по одномандатным округам.- “Ъ” )»,- признался господин Сайфитдинов. «При распределении мандатов первыми места получают кандидаты из общей группы. Но если кто-то из них откажется, каким образом принимается решение о распределении мест?» - спросил депутат от ЛДПР Владимир Сысоев. Глава облизбиркома Илья Халин пояснил, что в таком случае мандат перейдет в группу, которая смогла получить наибольшее количество голосов. «А что будет, если в партсписке окажется меньше кандидатов, чем полученных мандатов?» - спросил господин Сысоев. «На некоторые вопросы ответить нельзя, пока не сформирована практика»,- вмешался глава правового управления облдумы Валерий Серков.

Депутат от КПРФ Тамара Казанцева возмутилась, что «такой серьезный закон мы принимаем в спешке только для того, чтобы не пустить в думу Тюмени конкурентов “Единой России”»: «Теперь может быть достаточно снять с выборов два-три кандидата для отказа в регистрации всему партсписку». В ЛДПР также сочли, что процедура усложняется необоснованно. Сомнения были и во фракции «Единой России». «У меня вызывает сомнения: поймут избиратели сразу новую систему или нет»,- сказал единоросс Николай Барышников. В итоге 31 депутат проголосовал «за», 6 - «против», один воздержался.

В конце января аналогичные поправки были внесены в избирательный кодекс Свердловской области. В регионе на сентябрь запланированы выборы думы Екатеринбурга, из-за которых обострились взаимоотношения областных властей с городскими. По информации “Ъ”, изменения избирательного законодательства лоббировала администрация губернатора Евгения Куйвашева, не посчитав нужным проконсультироваться с горадминистрацией. Председатель избиркома Екатеринбурга Илья Захаров утверждает, что поправки только усложнят избирательный процесс. «Избиратели могут запутаться в большом количестве кандидатов (теперь каждая партия может выдвинуть 75 кандидатов.- “Ъ” ). А партиям будет тяжело предсказать прохождение того или иного кандидата в думу, так как теперь мандат будет переходить кандидатам в той группе, которая набрала наибольшее количество голосов»,- отметил господин Захаров.

Политолог Александр Кынев отметил, что введение групп - экстраполяция на местный уровень технологии, которая уже была опробована на уровне региональных выборов. «Непредсказуемым становится итог выборов: пересчет голосов в одной из групп в последний момент может существенно повлиять на распределение мандатов»,- отметил он.

Мария Плюснина, Екатеринбург



Просмотров