Раскаялся ли родион раскольников преступлении. Раскаяние Родиона Раскольникова в романе Ф

Пример итогового сочинения по направлению "Верность и измена"

Тема: Что значит быть верным?

Верность - очень красивое слово. Обычно это понятие ассоциируется у людей с отношениями между мужчиной и женщиной, но значение этого концепта шире, чем может показаться на первый взгляд.

Так что же тогда значит «быть верным»? Для того чтобы ответить на этот вопрос, откроем словарь Ожегова. "Верность - это преданность кому-либо или чему-либо; это неизменность в своих обещаниях, словах, отношениях, в исполнении своих обязанностей, долга". Как мы видим из определения, верность – это положительное свойство личности, характеристика, которая коррелирует с другими нравственными качествами: с совестью, честностью, благородством, со смелостью. Таким образом, можно сделать вывод о том, что верность затрагивает практически все сферы жизни человека. Преданным можно быть любимым, друзьям, Отечеству, слову или моральным принципам. А о верности животных своим хозяевам слагают легенды и поют песни.

Тема верности является ключевой в творчестве многих писателей и поэтов. Так, персонаж повести М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрей Соколов является ярким примером гражданина, который верой и правдой служит своей Родине. Когда в его счастливую и спокойную жизнь врывается война, Соколов, не раздумывая, идет защищать свое Отечество и семью. На войне его дважды ранят, он проявляет себя как герой, спасая своего товарища. Позже Соколов попадает в плен, но даже там проявляет истинный патриотизм. Смертельная опасность не может заставить его отказаться от своей страны. Он сохраняет «русское достоинство и гордость», чем вызывает уважение у противников. Рассказчик описывает Андрея Соколова как «человека несгибаемой воли», который сможет преодолеть любые препятствия и воспитать приемного сына по своему подобию. Такие люди, по мнению рассказчика, способны на подвиги, если к этому «позовёт… Родина».

Поскольку проявление верности многогранно, обратимся к другому произведению художественной литературы, а именно к рассказу А.П. Платонова «Песчаная учительница». Мария Никифировна Нарышкина выбрала нелегкую профессию учителя. Она была обладательницей сильного характера и отнюдь не хрупкого телосложения. Когда по распределению ее направили в деревню Хошутово, где «царствовали» пески и не было никакой растительности, она не стала отказываться. В этом маленьком поселении люди умирали от голода, повсюду была нищета и разруха, но Мария не сдалась, а решила использовать свой преподавательский дар во благо: учить жителей бороться с песками. Благодаря ее трудам в деревне появилась растительность, и на уроки стало приходить больше крестьян. После проделанной работы ее направили помогать кочевому народу. Она могла отказаться, но, вспомнив о безысходной судьбе этого народа, решила поставить общественные интересы выше собственных. Своими поступками и силой духа она доказала, что верность своей профессии не ограничивается стенами кабинета. Мария Никифоровна стала прекрасным примером бескорыстного профессионализма, доброты и отзывчивости и показала, как сложен и важен путь педагога. Такие верные своему долгу люди являются фундаментом, на котором держится мир.


Проанализировав вышеуказанные произведения, я пришла к выводу: верность – одно из самых значимых свойств личности, которое часто остается незамеченным. Быть верным - значит любить людей и мир, в котором ты живешь, даже больше, чем самого себя.

В любом итоговом сочинении, прежде всего, ценятся аргументы из литературы, которые показывают степень начитанности автора. Именно в основной части работы он проявляет свои способности: грамотность, рассудительность, эрудицию, умение красиво выражать свои мысли. Поэтому при подготовке важно заострить свое внимание на том, какие произведения понадобятся для раскрытия тем, и какие эпизоды помогут подкрепить тезис. В данной статье собраны 10 аргументов на направлению «Верность и измена», которые пригодятся в процессе написания тренировочных эссе, а может и на самом экзамене.

  1. В драме А. Н. Островского «Гроза» героиня оказывается перед непростым выбором между верностью закоренелым традициям города Калинова, где господствуют глупость и узость взглядов, и свободой чувства и любви. Измена – высшее проявление свободы для Катерины, бунт её души, в которой любовь побеждает условности и предрассудки, перестает быть греховной, становясь единственным спасением от удручающего существования в «тёмном царстве».
  2. «Всё проходит, да не всё забывается» — и истинная верность не знает временных границ. В рассказе И.А. Бунина «Тёмные аллеи» героиня проносит любовь через годы, оставляя в своей жизни, полной повседневного быта, место для первого и самого главного чувства. Встретив покинувшего её когда-то возлюбленного, постаревшего и ставшего совсем чужим, она не может избавиться от горечи. Но простить давнюю обиду женщина не в силах, поскольку цена за верность несостоявшейся любви оказывается слишком высокой.
  3. В романе Л.Н. Толстого «Война и мир» пути верности и измены зачастую переплетены. Сохранить верность для Наташи Ростовой, в силу юного возраста и неопытности, оказалось сложной задачей. Её измена Андрею носит случайный характер и видится скорее как ошибка неискушенной в любовных делах девушки, слабой, подверженной чужому влиянию, нежели как предательство и легкомыслие. Ухаживая за раненным Болконским, Наташа доказывает искренность своего чувства, проявляя духовную зрелость. А вот Элен Курагина остаётся верна лишь собственным интересам. Примитивность чувств и пустота души делают её чуждой настоящей любви, оставляя место лишь многочисленным изменам.
  4. Верность любви толкает человека на подвиг, она же может быть губительной. В повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет» безответная любовь становится смыслом жизни мелкого чиновника Желткова, остающегося верным своему высокому чувству к замужней женщине, которая никогда не сможет ответить ему взаимностью. Он не оскверняет возлюбленную требованиями ответных чувств. Мучаясь и страдая, он благословляет Веру на счастливое будущее, не позволяет пошлости и обыденности проникнуть в хрупкий мир любви. В его верности — трагическая обреченность на гибель.
  5. В романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» верность становится одной из центральных тем. Судьба постоянно заставляет героев принимать решения, от которых зависит их личное счастье. Евгений оказывается слабым в своём выборе, пасует перед обстоятельствами, в угоду собственному тщеславию изменяя дружбе и самому себе. Он неспособен взять на себя ответственность не только за близкого человека, но и за свои собственные поступки. Татьяна же, напротив, сохраняет верность долгу, принося в жертву свои интересы. В этом отречении высшее проявление силы характера, борьба за внутреннюю чистоту, в которой чувство долга побеждает любовь.
  6. Сила и глубина человеческой натуры познаются в любви и верности. В романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» герои, мучимые тяжестью преступлений, не способны найти утешения в мире внешнем. Друг в друге они видят отражение собственных грехов, и желание искупить их, обрести новые жизненные смыслы и ориентиры, становится для них общей целью. Каждый из них хочет услышать слова прощения от другого, каждый ищет спасения от мук совести. Соня Мармеладова проявляет мужество, отправляясь за Раскольниковым в Сибирь, и верностью своей преображает Родиона, воскрешённого её любовью.
  7. В романе И.А. Гончарова «Обломов» тема верности отражена во взаимоотношениях сразу нескольких персонажей. Любовь Ольги Ильинской и Ильи Обломова — это столкновение двух миров, прекрасных в своей романтичности и одухотворённости, но не способных сосуществовать в гармонии. Даже в любви Ольга верна своим представлениям об идеальном возлюбленном, которого пытается создать из сонного, бездеятельного Обломова. Она предпринимает попытки преображения героя, живущего в тесном, искусственно созданном им мирке. Агафья Пшеницына, наоборот, пытается оградить спящую душу Обломова от потрясений, поддерживая его комфортное существование в царстве беспечного семейного счастья и уюта. Она бесконечно преданна ему, и в слепом повиновении прихотям мужа, становится косвенной причиной его гибели. Верен Обломову и слуга Захар, для которого барин является воплощением подлинного героизма. Даже после смерти Ильи Ильича, преданный слуга ухаживает за его могилой.
  8. Верность – это, прежде всего, осознание ответственности, отречение от собственных интересов и бескорыстное обращение к другому человеку. В рассказе В.Г. Распутина «Уроки французского» учительница районной школы Лидия Михайловна оказывается перед сложным нравственным выбором: помочь голодающему ученику, используя при этом непедагогичный метод, или остаться равнодушной к горю ребёнка, который нуждается в её помощи. Вопрос о профессиональной этике здесь перестает быть главенствующим, уступая место состраданию и нежности к способному мальчику. Верность долгу человеческому становится для неё выше условных представлений о морали.
  9. Верность и измена — явления противоположные, взаимоисключающие друг друга. Но, так или иначе, это две разные стороны одного и того же выбора, нравственно сложного и не всегда однозначного.
    В романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» герои выбирают между добром и злом, долгом и совестью. Они верны своему выбору до конца, даже тому, который приносит им немало душевных страданий. Маргарита оставляет мужа, фактически совершая предательство, но, в своей преданности Мастеру она готова на самый отчаянный шаг — заключить сделку с нечистой силой. Её верность любви оправдывает грехи, ведь Маргарита остаётся чиста перед собой и человеком, которого хочет спасти.
  10. В романе М. А. Шолохова «Тихий Дон» темы верности и измены раскрываются в отношениях сразу нескольких персонажей. Любовные узы тесно связывают героев друг с другом, создавая неоднозначность ситуаций, в которых сложно обрести счастье. Верность здесь разнолика: страстная преданность Аксиньи отлична от тихой безответной нежности Натальи. В ослепляющей тяге к Григорию, Аксинья изменяет Степану, Наталья же остаётся верной мужу до конца, прощая нелюбовь и равнодушие. Григорий Мелехов в поисках самого себя оказывается жертвой роковых событий. Он ищет правду, в пользу которой готов сделать выбор, но поиски осложняются жизненными перипетиями, с которыми герою не под силу справиться. Душевные метания Григория, его напрасная готовность быть верным до конца только правде и долгу – ещё одна трагедия личности в романе.
  11. Интересно? Сохрани у себя на стенке!

"Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих" (Ф.М. Достоевский)
Главным героем Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание" является Родион Раскольников бывший студент, живущий в большой нищете в Санкт-Петербурге. Раскольников был "замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен".
Задавленный бедностью и другими социальными условиями, Раскольников придумывает теорию. По этой теории люди делятся на "тварей дрожащих" и "право имеющих". Он считает, что для своей цели настоящий человек может переступить через все. Чтобы проверить свою теорию Раскольников решает убить старуху процентщицу Алену Ивановну, тем самым освободить от сестры Лизавету, которая находилась под её влиянием и исполняла любые приказания. Раскольников полгода вынашивал план. В конце концов, он решился. На это решение повлияло самопожертвование сестры, матери и стечение обстоятельств.
Раскольников, совершая преступления, был словно в бреду. Он планировал убить только Алену Ивановну, но приходит ее сестра Лизавета и становится невольным свидетелем убийства. Из-за этого Раскольникову приходится убить и Лизавету.
После совершения преступления «он не спал, но был в забытьи». Раскольников «в первое мгновение думал, что с ума сойдет», у него была лихорадка, бил озноб. А деньги, «которые он вытащил у старухи из сундука» спрятал в дыру в стене.
После убийства Раскольников начинает меняться с каждым днем. Он уходит в себя. В душе он пытается оправдать себя и приходит к выводу, что он убил себя, а не старуху.
Он считает, что его все подозревают. Особенно на него влияет странное поведение Порфирия Петровича. Я думаю, что при каждой встречи они ведут борьбу каждым взглядом и словами, хоть и знают правду. Следователь хочет, чтобы Раскольников раскаялся и пришел с повинной. Так и случается, благодаря Сонечке Мармеладовой. Сонечка "маленького роста, лет восемнадцати, худенькая блондинка с замечательными голубыми глазами". Впервые о Соне мы узнаем из рассказа Мармеладов. Из-за бедности она идет на самопожертвование ради своей семьи. Услышав рассказ Раскольников сочувствует Соне. Но считает её нравственной преступницей и видит в ней родственную душу. При каждой встрече он узнает её все больше и больше. И наконец понимает, что даже если Соня и преступница, неё сохранилась чистая душа, которая впоследствии воскрешает душу Раскольникова. Именно Соня читает Раскольникову Евангелие, главу про воскрешение Лазаря. Я думаю, что автор этим хочет показать, что воскресить можно любую душу. Когда Раскольников понимает душу Сони, он понимает, что любит её. Сонечка также любит Раскольникова и решает взять часть наказания на себя. Только благодаря Соне он наконец раскаивается. Главным моментом раскаяния является не то как он целует землю, а то когда он действительно раскаялся на каторге и переродился в нового человека, как и говорил Достоевский "любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих".



Роман Достоевского "Преступление и наказание" изначально был определен как "психологический отчет одного преступления". Главное в книге - не само преступление, а вопросы о нравственном законе. Существует ли он для всех людей? Или же "завершителям человечества" все дозволено? Эти вопросы встают перед Раскольниковым, терзают его сердце. Убийца сомневается в правильности своей идеи преступить старый закон, предрассудок (ибо, как "сверхчеловек", он "право имеет").

Героя мучает чувство разъединенности с миром, которое ощущает после злодеяния.

Одна из главных причин, заставивших Раскольникова сознаться - крах его теории. Герой понимает, что, переступив черту, он не стал "сверхчеловеком", а остался таким же, как и все: "Повинуйся, дрожащая тварь - и не желай, потому - не твое дело". Большое влияние на преступника оказала Соня Мармеладова. Она совершает преступление над собой, страдает ради блага семьи, идет по дороге самопожертвования:"...и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты..." Девушка не понимает, как можно преступить нравственный закон, запрещающий убивать людей, и предлагает Родиону сознаться:"Стань на перекрестк, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух:"Я убил!"

В конце концов Раскольников идет по пути Сони - решает страдать во искупление своего греха и является с повинной.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

Ответ или решение 1

1. На протяжении всего романа Раскольников не раскаивается в своём преступлении, ведь оно было им совершено для того, чтобы проверить свою теорию. А согласно этой теории раскаяние будет означать, что он принадлежит к «тварям дрожащим», а он хотел доказать обратное. Поэтому он всеми силами пытался скрыть его и избежать наказания. Единственное, о чём он переживал, это то, что был недостаточно осторожен и может «погореть» из-за пустяка. Даже на каторге другие осуждённые считали его «убивцем», потому что он продолжал жить своей теорией, а свою вину видел в том, что не смог выдержать и признался во всём. Но в эпилоге говорится о том, что он принял и поверил идею Сони, которая прямо противопоставлена его теории. Он начинает верить в Бога, к нему начинают относится по-другому. Это говорит о том, что он изменил свою точку зрения и отказался от своей теории, а значит, понял, что убийство человека, каким бы он ни был, большое преступление.

2. Порфирий Петрович опытный следователь, поэтому он понимает, что Раскольников не родился убийцей, а стал преступником в силу обстоятельств. Он сделал это ради спасения других людей, для очищения мира, то есть им двигала праведная цель, но путь к этой цели он выбрал неправильный. А так как на самом деле Раскольников добрый и отзывчивый человек, совершивший ошибку, то ему морально очень тяжело, его раздирают внутренние противоречия, и следователь это понимает. Нормальный человек не может спокойно нести такой груз.

Почему Раскольников сознался в убийстве, но не раскаивается в нем? (Достоевский Ф. М.)

Роман Достоевского «Преступление и наказание» изначально был определен как «психологический отчет одного преступления». Главное в книге — не само преступление, а вопросы о нравственном законе. Существует ли он для всех людей? Или же «завершителям человечества» все дозволено? Эти вопросы встают перед Раскольниковым, терзают его сердце. Убийца сомневается в правильности своей идеи преступить старый закон, предрассудок (ибо, как «сверхчеловек», он «право имеет»).

Героя мучает чувство разъединенности с миром, которое ощущает после злодеяния.

Одна из главных причин, заставивших Раскольникова сознаться — крах его теории. Герой понимает, что, переступив черту, он не стал «сверхчеловеком», а остался таким же, как и все: «Повинуйся, дрожащая тварь — и не желай, потому — не твое дело». Большое влияние на преступника оказала Соня Мармеладова. Она совершает преступление над собой, страдает ради блага семьи, идет по дороге самопожертвования:». и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты. » Девушка не понимает, как можно преступить нравственный закон, запрещающий убивать людей, и предлагает Родиону сознаться:»Стань на перекрестк, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух:»Я убил!»

В конце концов Раскольников идет по пути Сони — решает страдать во искупление своего греха и является с повинной. Молодой человек несет наказание. Но с каторгой жизнь для героя не кончается, напротив, он духовно выздоравливает и стремится душой к возрождению: за новую жизнь нужно будет «заплатить. великим, будущим подвигом. «

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

www.kritika24.ru

План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
Урок «Преступление и наказание Родионе Раскольникова»

Открытый урок в 11а классе

«Преступление и наказание Родиона Раскольникова»

Цель: проследить, как «потрясенный, выбитый из колеи жизни» герой пришел к преступлению и какое наказание понес.

Городской семинар-практикум для слушателей курсов МИОО

«Система работы по развитию слухового восприятия и формирования правильного произношения в школе для слабослышащих детей».

Дата проведения: 21.03.2006г.

Место проведения: ГОУ специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30 II вида им. К.А. Микаэльяна.

Учитель: ЯРОШЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

Ход урока

1. Ученик читает сцену убийства старухи-проценщицы и ее сестры Лизаветы:

«Ни одного мига нельзя было терять более. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила.

…Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове… Тут он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом, и все по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу: она была уже мертвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и все были сморщены и искажены судорогой.»…

«Вдруг послышалось, что в комнате, где была старуха, ходят… Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть…Он бросился на нее с топором: губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать… Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. Она так и рухнулась…»

УЧИТЕЛЬ:

Как пришел герой к такому страшному преступлению, и какое наказание понес? На этом уроке нам предстоит ответить на эти вопросы, поэтому тема урока сегодня звучит так:

«ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА».

О причинах своего преступления Раскольников рассказывает Сонечке Мармеладовой. Какие это причины?

И почему, прежде, чем объявить причины, он задает Сонечке вопрос, который его давно мучает. Какой?

Кому жить: подлецам, мерзавцам, типа Лужина, им жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?

УЧИТЕЛЬ: Задавая этот вопрос, на что он рассчитывал?

ОТВЕТ: Вероятно, на то, что Соня скажет: конечно же, жить Катерине Ивановне. Но Соня неожиданно отвечает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу… Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить.» Соня живет пео другим законам. Законам Божьим.

И вот такому человеку неожидан, как бы для проверки своей теории, Раскольников открывает душу. Какие причины он называет?

Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Штука в том: я задал себе один вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон инее было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Моблан, а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей просто -запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился бы он на это, если бы другого выхода не было?

…вот я и решил, завладев старухиными деньгами. Уподобить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать..

… не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил: для себя убил, для себя одного…

Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?

ТВАРЬ ЛИ Я ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ…

О каком праве идет речь?

5. УЧЕНИК делает сообщение «ИДЕЯ РАСКОЛЬНИКОВА О ПРАВЕ СИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ».

Так какая же причина является главной? Докажите свое мнение. Как на признание Раскольникова реагирует Сонечка?

— Что Вы над собой сделали?! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!

Это она говорит убийце! Почему она его жалеет?

ОТВЕТ: Она поняла, какие муки теперь обрушились на Раскольникова. А почему муки? Ведь у него все удачно получилось: проверил себя, старуха- проценщица убита, деньги спрятаны и золотые украшения спрятаны в надежном месте, против Раскольникова никаких улик. Можно жить спокойно. Но что происходит с Раскольниковым?

УЧИТЕЛЬ: Что происходит с Раскольниковым?

ОТВЕТ: В первое мгновение на следующее утро он думал, что сойдет с ума. Страшный озноб охватил его. С этой минуты и начались его мучения. Он идет в контору с твердым намерением все рассказать: «Войду, встану на колени и скажу,»- подумал он. Но не сказал, а упал в обморок от душевного напряжения и страха. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его…Ему показалось, что он как будто ножницами ОТРЕЗАЛ САМ СЕБЯ ОТ ВСЕХ И ВСЕГО В ЭТУ МИНУТУ». Даже встреча с матерью и сестрой не приносит радости и успокоения. Он почувствовал, что не может с ними нормально разговаривать, общаться, что непреодолимая стена стала между ними. Состояние муки и страдания постепенно достигает наивысшего напряжения: «Сегодня же! Сегодня же!». «Он не знал, да и недумал о том, куда идти; он знал одно: что это надо кончить сегодня же, за один раз, сейчас же, что домой он иначе не воротится, потому что не хочет так жить. Как кончить? Чем кончить? Об этом он не имел и понятия, да и думать не хотел». Выходит на улицу,… но так и не решил, что же сделать, чтобы закончились муки.

Сделаем вывод из сказанного. Бесчеловечная «ИДЕЯ» привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе. Хотя его увлекла идея сильной личности, стоящей над безликой массой «тварей дрожащих», и у него возникло страстное желание войти в число «сильных мира сего», но его душевные муки показали, что примкнуть к миру людей, исповедующих его теорию, Раскольников не может.

Живая душа, человеческая природа сопротивляется идее о праве сильной личности. Болезненное внутреннее состояние Раскольникова вызвано тем, что «натура» уму героя не подвластна. Поэтому-то Порфирий Петрович делает ставку на живую и сложную душу Родиона и старается вывести его из внутреннего равновесия, встревожить, поддержать в нем мучительно- неопределенное самочувствие, которое невыносимо для героя романа. Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?

И после преступления Раскольников не признает себя виновным, продолжает верить в свою теорию, оправдывающую «кровь по совести». Суд официальный и юридическое наказание ничего не решили в его судьбе: в своем преступлении он не раскаивается.

В чем же тогда упрекает себя Раскольников?

Раскольников Упрекает себя только в том, что сделал явку с повинной, не вынес идеи, вдохновившей его на преступление. Сознание, что он «ВОШЬ», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. Вот его размышления после встречи с мещанином: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин тот, кому все разрешается…»

Не торжество победителя, а невыносимые муки рождает в душе Раскольникова совершенное им убийство. Нет, не может он заковать свои чувства в бронзу, преодолеть в себе человека, способного к состраданию и чуткого к несчастьям людей.

УЧИТЕЛЬ: Нет ли противоречия в наших рассуждениях: Раскольников в своем преступлении не раскаивается и тем не менее совершает «явку с повинной»? Почему?

Страх быть разоблаченным заставил его пойти и сознаться в преступлении. Сознаться быстрее, чтобы не мучиться?

Или к признанию привело Раскольникова противоречие. Он во власти теории, но душа его – душа живого человека, в котором очень сильны чувства гуманные: душевность, жалость, любовь к людям.

Какой же ответ правильный? Хотя против Раскольникова нет твердых доказательств(Миколка признался в убийстве, Свидригайлов, все знавший, застрелился), герой романа делает явку с повинной, потому что не выдержал мучительного ощущения разъединенности с людьми. Душевная пустота и разомкнутость с людьми просто не выносимы. Самое сильное ощущение Раскольникова – тоска по человеку, желание найти утраченный контакт с людьми. Самое страшное наказание для него – ощущение своей отчужденности от людей.

ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА:

Итак, путь, который избрал Раскольников, порочен,- доказывает Достоевский. «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекари- социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегните зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой». Достоевский хочет убедить читателя, что источник обновления мира, путь к человеческому братству не в борьбе и протесте, а в нравственном усовершенствовании личности, в единении людей на основе христианских идеалов.

Актуален ли роман в наши дни? Актуален как никогда. В нашем мире насилия, «властелинов» и «тварей дрожащих» развенчание идеи о праве сильной личности очень актуально.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы: Винокурова Н.М. .

Цель урока: раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т.

Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока — развитие критического мышлен.

Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский.

Презентация для урока литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе.

Учебная презентация к уроку литературы в 10 классе. Цель — выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя.

Раскаялся раскольников своем преступлении

Читая Достоевского. Раскольников.

В литературе о Достоевском накоплеы десятки версий о причинах преступления Раскольникова. Попытаемся изложить свою собственную.

Сам Раскольников объясняет причину своего поражения тем, что он оказался слишком слаб, чтобы занять место в ряду «личностей». Вряд ли однако, это на самом деле так, потому что во всем, что не касается его злополучного преступления, Раскольников выказывает себя как сильная волевая натура, уверенно подчиняющая себе большинство окружающих. Главное же, что разумом Раскольников отстаивает свой поступок до конца.

Но вот мы видим, как в этот разум, в сознательные пределы его «я» начинает вторгаться какая-то непредусмотренная им сила, производя там разрушения и смуту. Вот, например, как описывается первое столкновение Раскольникова с этим новым для него и загадочным «ощущением». Раскольников вызван в участок, но убеждается, что на него пока не падает никаких подозрений.

«Но странное дело, ему вдруг стало самому решительно все равно до чьего бы то ни было мнения, и перемена эта произошла в один миг, одну минуту. Если бы он захотел подумать немного, то, конечно, удивился бы, как он мог говорить с ними минуту назад и даже навязываться со своими чувствами. И откуда взялись эти чувства? Напротив, теперь, если бы комната наполнилась первейшими друзьями его, то и тогда, кажется, не нашлось бы у него ни одного человеческого слова, до того вдруг опустело его сердце. Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения сказалось душе его. Если бы его приговорили даже сжечь в эту минуту, то и тогда он не шевельнулся бы, даже вряд ли выслушал бы приговор внимательно. С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, внезапное и никогда не бывалое. Не то, чтоб он ясно понимал, но он чувствовал, всей силой ощущения, что не только с чувствительными экспансивностями, как давеча, но даже с чем бы то ни было ему уже нельзя обращаться к этим людям в квартальной конторе, и будь все это его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже в никаком случае жизни; он никогда еще до сей минуты не испытывал подобного странного и мучительного ощущения. И что всего мучительней — это было больше ощущение, чем сознание, понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение изо всех до сих пор жизнию пережитых ощущений».

Этот отрывок не попадал до сих пор в поле внимания многочисленных исследователей «Преступления и наказания». Между тем он заслуживает самого пристального, «медленного» чтения. В нем от фразы к фразе накапливается иноформация о подлинной причине явки Раскольникова с повинной. Это некоторый внезапный и непередаваемый приступ тоски, отчаяния, равнодушия и отвращения вместе. Раскольников предусмотрел все последствия своего преступления, в том числе и возможные муки совести. Но не она, а что-то «совершенно ему незнакомое», «никогда не бывалое» внезапно сотрясает все его жизненное вещество. Раскольников не может ни понять, ни объяснить самому себе, почему и что именно с ним происходит. «Это» настигает его всегда неожиданно и ввергает в пучину невыносимого одиночестваа, извращает и обращает в свою противоположность все его жизненные реакции и привязанности. Прежде он любил свою сестру и мать — теперь он их почти ненавидит; заботы без памяти преданного ему Разумихина вызывают у него злобу и отвращение; воспоминание о том, как он защитил от уличных приставаний несовершенолетнюю девочку, становится ему ненавистным. Им постоянно овладевает бесконечное, почти физическое отвращение ко всему окружающему и встречающемуся, «упорное, злобное, ненавистное». И чем дальше, тем эти приступы чаще, но всегда неожиданно обрушиваются на измученного Раскольникова, доводя его до полной прострации.

Не в силах разобраться в этих необъяснимых (и до конца не объясняемых автором) парадоксах раскольниковского сознания, читатель начинает склоняться к упрощенной, но удобопонятной версии, согласно которой причинами, побудившими Раскольникова сознаться, была все-таки его совесть, также мольбы Сонечки и глас народа, переданный в образе мастерового Миколки и загадочного мещанина, сказавшего «ты убивец».

Нельзя, однако, не видеть, что столкновение Раскольникова с нравственным миром Сонечки переубеждает его в чем угодно, кроме главного: уверенности в правоте своей идеи. Его мыслительные твердыни и слишком крепки и выстроены с достаточным запасом прочности, чтобы разрушиться от первого же непредвиденного укора чужой совести. В промежутках между «приступами» могучий разум героя без труда расправляется с нравственными аргументами своих обличителей, и, пока его воля и сознание при нем, он соглашается лишь с тем, что оказался не «Наполеоном», а такой же «вошью», как убитая им старушонка. Никакого осознанного раскаяния он при этом не испытывает. И даже на каторге, через год после суда и за несколько страниц до окончания романа, он не может найти в своем поступке ничего такого, что бы заставило его раскаяться:

«О, как бы счастлив он был, если бы мог сам судить себя. Он снес бы тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная его совесть не нашла никакой особенно опасной вины, кроме разве простого промаху, который со всяким может случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы и должен был смириться перед «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет хоть сколько-нибудь успокоить себя/ . /. Он не раскаивался в своем преступлении (курсив наш — В.С.)».

Итак, внутренне Раскольников все-таки не осудил себя. Он покаялся, но не раскаялся. Ни его собственная совесть, ни христианские доводы Сонечки, ни вдруг понятая им идея страдания — ни один из этих доводов не стал для Раскольникова, оказывается, ни непредусмотренным, ни решающим; ни один из них не вышел за рамки тех аргументов, которые ни были бы заранее предусмотрены его изощренным, «как бритва», сознанием. Раскольников страдает не потому, что убил, а потому, что он не может после этого убийства жить. Он именно не раскаивается, а судорожно ищет путей, которые помогли бы ему вернуть утраченное психическое равновесие. И если бы кто другой, например, Свидригайлов, смог убедительно доказать, что его спасение в новом убийстве, Раскольников скорее всего совершил бы и его — слишком невыносимы его душевные муки. Он, кстати, и идет однажды к Свидригайлову, и идет именно за «указанием», за «выходом», другое дело, что Свидригайлов, как и Соня, ничего такого, что бы облегчило его мучения, предложить не может. В конце концов, исчерпав в борьбе с ненавистным, но по-прежнему загадочным «ощущением» все свои силы, Раскольников покоряется требованию Сони, но так и не переживает очищающего катарсиса. И на каторге лишь подтверждается его безрадостная уверенность в том, что признание в убийстве ничего не изменит в его душевном состоянии и не принесет ему никакого облегчения.

Достоевский не ограничился, таким образом, в осуждении штирнерианствующего Раскольникова хрестоматийным вариантом этого осуждения, согласно которому Раскольников должен был бы сам осознать безнравственность своего поступка и внутренне возжаждать наказания за него. Он воплотил индивидуалистическую идею в образе нераскаявшегося преступника (а не раскаявшегося, как предпочитают считать многие), и ответил на «теорию» Раскольникова» своей собственной: по Достоевскому, если нравственный закон оказывается бессильным перед мыслительными твердынями индивидуалиста, он должен победить, нанося удар по нему самому, по его психической и физической нормальности.

Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Произведение: Преступление и наказание
  • Это сочинение списано 71 893 раз
  • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому?

    Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

    Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

    Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по‑прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти. Он по‑прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

    В конечном итоге он все‑таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из‑за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что‑то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким‑то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»

    Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.

    Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по‑прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие‑то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что‑то постоянно тормозит его.

    Последней каплей, заставившей Раскольникова все‑то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. Он никак не мог предположить, что этот человек сможет решиться на такой поступок. «Раскольников чувствовал, что на него как бы что‑то упало и его придавило». Он думал, что Свидригайлова не мучает совесть, что он совершенно не раскаивается в тех злодеяниях, которые совершил в своей жизни. И тут вдруг самоубийство. Эта новость настолько поразила Раскольникова, что он поспешно ушел из участка, и возможно, не вернулся бы туда, а тоже решился на отчаянный шаг, если бы на улице не встретил Соню, на лице которой отпечаталось что‑то больное и измученное. Помня о всех тех словах, которые говорила ему Соня, Раскольников вернулся в участок и признался в преступлении.

    Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.

    • Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
    • Приказ Федеральной таможенной службы от 21 февраля 2012 г. N 302 "Об установлении фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров" Приказ Федеральной таможенной службы от 21 февраля 2012 г. N 302"Об установлении […]
    • Мосэнергосбыт подал иск к коммунальной квартире о взыскании задолженности Добрый день. Мосэнергосбыт подал в суд на коммунальную квартиру о взыскании задолженности на сумму 19 000, пени 4 500 и судебных расходов. Я весь период, указанны в иске (2010-2014 гг) исправно […]
    • Приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н “Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении […]
    • ЗАКОНКрасноярского края О мировых судьях в Красноярском крае Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», федеральными законами «О статусе судей в Российской Федерации», […]
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 28-ФЗ от 12.02.1998 г. О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ См. графическую копию официальной публикации Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 […]
    • ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ТАМОЖЕННОЙ РАСПИСКИ, ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ РАСПИСКИ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ИНФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ И (ИЛИ) ИНЫХ ЛИЦ, ПРЕДОСТАВИВШИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ, ОБ ОФОРМЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ […]
    • Оформление в собственность земельного участка БЕСПЛАТНО СТОИМОСТЬ ОКАЗАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ: (в стандартный пакет входят юридические услуги с подчеркнутой стоимостью) 2 500 р. 5 000 р. ЗАТРАТЫ ПО ДЕЛУ (помимо гонорара за оказание юридических услуг): 1 500 р. - […]


    Просмотров