Родион убил старуху и ее сестру. Раскольников убивает старуху-процентщицу

Герой романа Достоевского «Преступление и наказание» — герой своего времени. Автор недаром подчеркивал современность этого произведения. «Действие современное, в нынешнем году», — писал он в одном из писем.
Передовая молодежь того времени искала пути социального, духовного и нравственного обновления. Трагические метания Раскольникова имеют тот же источник.
Вечером жаркого июльского дня из своей жалкой каморки выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников. Так начинает роман Достоевского. И с этого момента, не давая себе передышки, в исступлении, в бреду, мечется он по петербургским улицам, идет его лихорадочная жизнь.
Раскольникова мучит ужасный вопрос, он «покусился» на дело, к осуществлению которого теперь близок, – убийство старухи-процентщицы.
Несколько причин подвигли бывшего студента на этот бунт, на преступление. Почти умирая с голоду, он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко – подарок сестры. Ненависть и отвращение почувствовал он, «задавленный бедностью», к вредной и ничтожной старушонке, наживающейся на чужом горе.
Услышанный в трактире разговор студента с офицером о той же «глупой, ничтожной, злой старушонке, никому не нужной» еще сильнее убеждает Раскольникова, «что одна жизнь старухи может спасти тысячи жизней. Одна смерть – и сто жизней взамен!».
В грязном трактире слушает Раскольников шутовскую и трагическую речь пьяного Мармеладова о его семнадцатилетней дочери Сонечке, о ее подвиге, жертве, о спасенном ею, страшной ценою, семействе.
Еще один удар, еще одна ступень к бунту – письмо матери о Дунечке, сестре, которая ради брата и матери готова «продать себя».
И, наконец, встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре, которая попала в так называемый «процент, который должен уходить…каждый год…куда-то, чтоб остальным не мешать».
Трагедия жизни, голод, нищета – вот самые глубокие причины преступления Раскольникова.
Чтобы найти выход, надо решиться на отчаянный шаг, убить старуху – ростовщицу. Но у Раскольникова были и нравственные причины, останавливающие его.
Муки совести. По словам самого героя, он «целый месяц провидение беспокоил, призывая в свидетели, что не для своей плоти дело предпринимает, а имеет в виду великолепную цель, чтобы возможную справедливость наблюдать в исполнении».
Страх. «Он просто не верил себе и упрямо, рабски, искал возражений по сторонам, как будто кто его принуждал и тянул к ужасному делу…» Во время последнего разговора со старухой, Раскольникову, также, очень страшно: «Еще с полминуты, и он, возможно, убежал бы от нее», не совершив преступления.
Душевные переживания. Совершенно уверенный в своей идее, Раскольников совсем не уверен, что сможет осуществить ее. От этого он глубоко несчастен. Еще до преступления, начинаются его лихорадочные метания и нравственные мучения.
Только стечение обстоятельств, «так нечаянно наступивших и все разом порешивших подействовали на Раскольникова почти совсем механически; как будто его кто-то взял за руку и потянул за собой, неотразимо, слепо, с неестественной силой, без возражений. Точно он попал клочком одежды в колесо машины, и его начало в нее втягивать».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Достоевский Ф.М. / Преступление и наказание / Каковы причины, побудившие Раскольникова на убийство старухи-процентщицы и причины, останавливающего его (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Смотрите также по произведению «Преступление и наказание»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

Преступление и наказание в романе Ф. М. Достоевского

Преступление Раскольникова началось не с убийства, а закончилось не признанием в полицейской конторе. Началось оно за год до совершения убийства ростовщицы - со статьи в газете, где Раскольников изложил свою жизненную позицию. Суть философии Раскольникова состояла в том, что он разделил людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». «Обыкновенные» - это те, кто, невзирая на все жизненные невзгоды - нищету, унижение, - остаются покорными и безответными. «Необыкновенные» люди преступают все законы нравственности и становятся вершителями человеческих судеб. Раскольников задавал себе вопросы: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?» Своим преступлением он решил доказать себе и всем людям, что он не «вошь» и не «тварь дрожащая». Жизнь Родиона Раскольникова привела его к подобным размышлениям и выводам. Жизнь в абсолютной нищете, невозможность продолжать учебу, ^вынужденное существование на скудные средства матери, униженное положение сестры - все эти обстоятельства камнем легли на душу молодого человека и вызвали напряженную работу мысли. Сидя в трактире, он подслушал разговор между студентом и офицером о старухе-ростовщице. Он узнал «точно такие же мысли», что «наклевывались в его голове» («Одна смерть и сто жизней взамен - да ведь тут арифметика!»).

Далее последовал расчет - убить ростовщицу! Раскольников убедил себя, что задуманное им не является преступлением. До совершения убийства Расколышкову казалось, что он хорошо обдумал и точно рассчитал все возможные обстоятельства. Но реальная жизнь оказалась гораздо сложнее, чем его отвлеченные, «книжные» мечты. Вместо одной старухи процентщицы Раскольников был вынужден убить и ее младшую сестру - кроткую, забитую и бессловесную Лизавету, которая неожиданно вернулась домой и застала его на месте преступления. После убийства Раскольников случайно попал в полицию, где навлек на себя подозрение в совершении преступления. Началась его долгая и мучительная борьба со следователем Порфирием Петровичем. Раскольников пытался сбить следователя с. толку, но в результате происходящей в нем внутренней борьбы и беспокойства сам способствовал своему разоблачению.

Раскольников ошибся не только в предположении, что все обстоятельства преступления могугбытьвзвешеныипросчитаны. Еще больше он ошибся в самом себе, думая, что преступление не повлияет на его отношение к жизни и окружающим людям. Раскольников считал, что он ответствен за свои действия только перед самим собой и что суд других для него безразличен. Однако человек иногда даже не предполагает, до какой степени он связан с окружающим миром, с обществом, в котором живет. Поэтому после убийства ростовщицы Раскольников все больше ощущал мучительное чувство «разомкнутости и разъединенности с человечеством». Самые близкие люди — мать и сестра - стали для него почти чужими и бесконечно далекими. Постепенно Раскольников начал осознавать, что своим преступлением он поставил себя вне нравственных законов, По которым должны жить все люди. Он думал убить ненавистную ему, отвратительную и бесполезную старуху-ростовщицу, сосущую кровь бедняков, а «убил себя». Собственный суд, тот ад, что поселился в его душе, - вот наказание, которое его настигло и которого он не ожидал. Философия Раскольникова и его преступление привели его тому, что он как будто стал единомышленником Лужина, Свидригайлова, ростовщицы Алены Ивановны и всех тех «подлецов», против которых он восстал. Совесть, мучающая Раскольникова после убийства старухи-процентщицы, - то великое начало, которое объединяет его с человечеством. Оно живет в душе героя и не дает ему спокойно пожинать плоды своего преступления.

Крах выстраданной философии оказался таким мучительным, а нравственная пытка столь нестерпимой, что ни суд, ни каторга не стали более тяжелым наказанием.

Если бы Раскольников был другим человеком, способным лгать самому себе, не произошло бы и нравственного роста юноши. Совершив ошибку и осознав ее до конца, Раскольников не согнулся под тяжестью своей вины. Он нашел силы для возрождения. Гибель его мрачной и бесчеловечной «идеи» стала началом возрождения живого и человеческого начала его личности.

Перелом наступил тогда, когда он отказался от своих убеждений и принял убеждения Сони. И тут началась «новая история, история постепенного обновления человека, история постепенного перерождения его, постепенного перехода из одного мира в другой, знакомства с новою, доселе совершенно неведомою действительностью».

«Я не старушонку убил… я себя убил…» (по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»)

Преступление совершено. Но если Раскольников в припадке может убить, то красть он не в состоянии. Он присваивает себе только две ничего не стоящие вещицы и с большими затруднениями спасается оттого, чтобы не быть застигнутым на месте преступления. Теперь наступает период в его жизни, когда он может только размышлять над своим преступлением.

Он уничтожает все его внешние следы, но вечно занят мыслью, как бы скрыть его, чем все больше и больше выдает себя своим преследователям. Но это еще не главное — внешние открытия не сокрушают его; что его окончательно губит, это внутреннее открытие, которое он делает: все более и более возрастающая уверенность, что он не принадлежит к числу тех избранных натур, которым все разрешается. После совершения преступления он никак не может вновь подняться на ту высоту, с какой он раньше смотрел на него: «Наполеон, пирамиды, Ватерлоо, — и тощая гаденькая регистраторша, старушонка, процентщица, с красною укладкою под кроватью.

Полезет ли, дескать, Наполеон под кровать к «старушонке!» Эх, дрянь!». Он не раскаивается в умерщвлении старухи, продолжая считать ее жизнь бесполезной, а смерть безразличным, пожалуй, даже полезным делом. Старуха была и продолжает казаться ему чем-то побочным; убивая ее, он ведь хотел только уничтожить предрассудок, убить не человека, а ложный взгляд и переступить через пропасть, отделяющую обыкновенных людей, погрязших в будничных понятиях, от сонма избранных. Он убил предрассудок, но продолжал оставаться по ту сторону пропасти.

Он безгранично несчастен, несчастнее, чем когда-либо раньше. Он не сделал ничего дурного. Он хотел только не оставить без помощи своей голодной матери, имея рубль в кармане. И как добросовестно он поступил! Он, прежде всего, проверил свои силы самым тщательным испытанием себя, убедившим его в том, что он не переступит за известные границы для удовлетворения своих чувственных потребностей, а будет иметь всегда в виду только свою великую цель; кроме того, среди всей бесполезной «вши» он выбрал самую бесполезную, и, наконец, решил, убивая эту женщину, взять лишь столько, сколько оказывалось необходимым для его ближайших целей.

А между тем, не старуху жалкую убил он, а самого себя, свое собственное «я». Его преступление превзошло его самого, оно сделало Раскольникова совершенно одиноким, отбросило его в глубину его собственного «я». Тайна терзает его до безумия, и мучение при мысли, что он такая же «вошь», как и все остальные, изводит его.
Едва успел он совершить убийство, как почувствовал себя одиноким, чуждым всем, осужденным на вечное молчание. Ему кажется, что он больше никогда не осмелится разговаривать с другими людьми. Но вскоре им овладевает безумная потребность открыть свою тайну, рассказать о ней другим. Награбленное его не интересует, у него нет и в мыслях воспользоваться им; он прячет его под камнем на месте постройки. Раскольников сам не понимает, что с ним происходит, но ему кажется, что он точно ударом топора отсечен от своего прошлого. Наступает минута, когда он готов броситься в воду, чтобы положить конец своим мучениям. На окружающих Раскольников производит впечатление сумасшедшего.

Но вот Раскольников встречает воплощение человеческого горя в его самой худшей форме: горького пьяницу, чахоточную вдову с детьми на руках без куска хлеба, благородную молодую девушку Соню, которая должна была унизить себя до проституции, чтобы добывать пищу своим маленьким братьям и сестрам — и потребность выказать великодушие, прийти на помощь ближним на некоторое время возвращает ему веру в жизнь. Однако за кратковременным подъемом духа следуют новые мучения. Его угнетает мысль, что другие, может быть, знают о его преступлении, а он играет перед ними бесполезную комедию, когда делает вид, что все это не имеет к нему никакого отношения.

И действительно, один человек догадался обо всем и насквозь видит его: это гениальный юрист, следователь Порфирий Петрович. Но Раскольникова не арестовывают, не допрашивают, нет; если он впоследствии раскрывает свои уста и обвиняет себя, то это происходит исключительно в силу внутреннего душевного побуждения. Еще задолго до того, как происходит взрыв, ему кажется, что приближается момент, когда он должен открыть тайну, и он сам сравнивает чувство, испытываемое им при приближении этого момента, с тем чувством, которое проснулось в нем, когда ему показалось, что пробил час убить старуху. Но это чувство постоянно переплетается у него с пылкой ненавистью к окружающему миру; он питает убийственную ненависть к тем, кто, как он думает или боится, знают его тайну.

В конце концов он с ужасом осознает, что даже о матери и сестре, которых прежде так любил, временами он думает теперь с чувством ненависти.
Но эта ненависть и это мучение порождены любовью. Если бы он не любил так сильно, ничего не случилось бы. Если бы он был сухим, черствым человеком, если бы он не был смел и великодушен, он никогда не сделался бы убийцей. Все более и более чувствует он в это время влечение к Соне, которая стала проституткой из любви к своим маленьким братьям и сестрам. Раскольникова с ней сблизило сострадание, восхищение ее благородством и чистотой, потому что ни единая капля порока еще не проникла в ее сердце. Он выражает свое уважение той, которую презирает весь мир. Она также преступила границы, она также наложила руки на человеческую жизнь, на свою собственную, пожертвовала со¬бой и пожертвовала, по мнению Раскольникова, бесполезно; но по величию своей души она стоить высоко над ним. И мало-помалу Соня обращается в его совесть и оказывается в конце концов сильнее его. Раскольников не в состоянии противиться этой женщине, столь сильной в своем унижении и смирении, и роман оканчивается тем, что Раскольников идет в полицейский участок и доносит на себя: «Это я убил тогда старуху-чиновницу и сестру ее Лизавету топором, и ограбил».

В эпилоге, происходящем в Сибири, Достоевский заставляет надменный и разбитый жизнью характер Раскольникова смягчиться и возвращает ему бодрость духа благодаря преданной, выносливой любви Сони.

Мир Достоевского

Жизнь и творчество Достоевского. Анализ произведений. Характеристика героев

Меню сайта

Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Смотрите:
Все материалы по «Преступлению и наказанию»
Все материалы по Раскольникову

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.

Главная причина преступления Раскольникова

На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи. Да, Раскольников беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий. Но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях. Суть теории Раскольникова заключается в том, люди делятся на два вида:

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть «материал» для великих
  • Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является «тварью дрожащей».

    Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

    • Незадолго до преступления Раскольников подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников понимает, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.
    • Накануне преступления Раскольников знакомится с Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизни непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова глубокое впечатление.
    • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников против того, чтобы Дуня шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
    • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет Раскольникова задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.
    • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время («завтра в 7 часов вечера»).
    • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери, комната Раскольникова отчасти виновата в том, что он несчастен.
    • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию.

    Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают Раскольникова, как преступника.


    Раскольников после преступления

    Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей теории. Он понимает, что не является «Наполеоном» и не способен ценой преступления строить «светлое будущее». Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

    Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов он сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

    www.alldostoevsky.ru

    «Преступление и наказание»: Как Раскольников убивал старушку

    То, о чем все так много говорили, — свершилось! Вчера на Первом канале состоялась премьера сериала по роману Достоевского «Преступление и наказание». Теперь можно сесть с книжкой перед телевизором и сравнивать: действительно ли фильм так близок букве романа, как о том говорил режиссер Дмитрий Светозаров? А он уверял, что даже актеров на роль выбирал, сверяясь с текстом великого писателя.

    Достоевский описывает Раскольникова не слишком конкретно: «он был замечательно хорош собою», «с прекрасными темными глазами». Ну как прикажете искать актера на роль Раскольникова по таким расплывчатым приметам? Правда, Дмитрий Светозаров нашел в тексте упоминание о том, что у Родиона Романовича был орлиный профиль. Светозаров среди звезд кино никого похожего не обнаружил. Но однажды он увидел в эфире канала «Культура» сюжет о спектакле «Флорентийская трагедия» с молодым актером Владимиром Кошевым в главной роли. Кошевой оказался хорош собой, с прекрасными темными глазами. И профиль орлиный! Режиссер тут же позвонил своим помощникам:

    — Найдите мне Кошевого. Срочно!

    Сонечка Мармеладова

    «Это было худенькое, совсем худенькое и бледное личико, довольно неправильное, какое-то востренькое, с востреньким маленьким носом и подбородком. Ее даже нельзя было назвать и хорошенькой, но зато голубые глаза ее были такие ясные, и когда они оживлялись, то выражение лица ее становилось такое доброе и простодушное, что невольно привлекало к ней» — так Федор Достоевский представлял себе Сонечку Мармеладову. В фильме ее играет молодая актриса Полина Филоненко. Режиссер Светозаров считает, что она идеально подходит под описание в романе. А вот мы засомневались: носик-то у Полины совсем не востренький, а картошечкой. И лет ей не 17, как книжной Сонечке, а все 20. Впрочем, все это, конечно, не слишком значительные детали.

    Санкт-Петербург

    Петербург у Достоевского в романе описывается самым подробным образом. Поэтому мы точно знаем, что Раскольников постоянно приходит на Сенную площадь. А после убийства старухи-процентщицы именно здесь начинается его путь к раскаянию: он падает на колени перед церковью. Светозаров и рад был бы снимать Сенную, но она сейчас так осовременилась, что сама на себя — образца XIX века — не похожа. Кругом реклама, обшарпанных зданий, как их описывал Достоевский, нет, а вместо церкви Спас на Сенной, перед которой молился Раскольников, сейчас станция метро. В общем, одно расстройство. Светозарову пришлось долго бродить по Питеру, чтобы найти хоть что-то, напоминающее старую Сенную. И он нашел. На Конюшенной площади обнаружились и церковь Спаса Нерукотворного Образа, и нужная обшарпанность. Например, здание бывших царских конюшен не ремонтировалось целых триста лет, с тех пор как их построили.

    Одежда

    Достоевский всячески подчеркивал крайнюю нищету Раскольникова. Он в романе «одет в рубище», что «даже и привычный человек посовестился бы днем выходить». А на голове у него шляпа необычной формы (некоторые литературоведы считают, что эта шляпа — символ тернового венца, т. е. Раскольников вроде как мученик, хоть и не святой). Кроме того, Родион был так «задавлен бедностью», что у него даже монетки на кусочек мыла не было, чтобы одежду постирать. Поэтому он щеголял в грязной рубашке.

    Костюмеры сериала, следуя указаниям Достоевского, нарядили актера Кошевого в ветхий сюртук, ткань для которого специально состаривали. Шляпу подобрали самую нелепую. А воротнички рубашек намеренно сделали грязными. Кошевой умолял хотя бы рубашки чистыми оставить, а то ведь прямо сниматься в таком тряпье неудобно. Но его мольбам не вняли. В итоге актер попал в неловкую ситуацию. Однажды во время перерыва между дублями он прямо в гриме (а это — «темные воспаленные глаза» и нездоровая бледность) и в своих лохмотьях побежал в магазин, где потребовал продать ему кефир. А расплатиться пожелал пятитысячной купюрой. Продавщица решила, что перед ней бомж. Но откуда у бомжа такая крупная купюра? Ясное дело, где-то украл. В общем, бдительная дамочка нажала тревожную кнопку, и за спиной Кошевого через минуту нарисовался милиционер.

    — Ваши документы? — строго вопросил страж порядка.

    Кошевой подумал, что это один из тех милиционеров, которые охраняли съемочную площадку, а документы он спрашивает в шутку. Актер «шутку» оценил и включился в игру:

    — Документов нету. Студент я, из мещан.

    — Нигде не прописан. Я комнату снимаю у хозяйки. Под самой крышей комната, похожая на гроб.

    Милиционер, видимо, не читал «Преступление и наказание», поэтому схватил Кошевого под локоток и предложил пройти в отделение. К счастью, в этот момент в магазин зашли рабочие со съемок и засвидетельствовали, что Кошевой — не бомж и не вор. Он — Раскольников!

    А была ли старушка?

    Вас не мучает вопрос: реальное ли убийство старушки описал в романе Достоевский или все выдумал? Возможно, что и не выдумал, а взял свежую газету и посмотрел криминальную сводку. Как раз, когда он размышлял над сюжетом «Преступления и наказания», газеты писали о деле некоего Герасима Чистова, 27-летнего приказчика, раскольника (не отсюда ли фамилия Раскольников?), который убил двух старух — кухарку и прачку с целью ограбления хозяйки квартиры. Убил он их топором.

    Кстати, в фильме Кошевой, конечно же, убивает топором не реальную бабушку, а резиновый манекен. Топор все время отскакивал от резины, поэтому пришлось повторять «убийство» много дублей подряд. Однажды топор раскололся прямо в руках актера. Кошевой счел это за мистический знак. Все-таки убийство — большой грех. И даже киношное преступление — это плохо. Вот свыше и напомнили: мол, не убий!

    Самые известные экранизации романа

    По мотивам романа неоднократно снимались художественные и даже мультипликационные фильмы. Впервые роман Достоевского был в России экранизирован в 1913 году, в США — в 1917 году. Самые известные экранизации:

    1. «Преступление и наказание» 1956 года (Франция) с Жаном Габеном и Мариной Влади.

    2. Британская «короткометражка» 1979 года с Тимоти Вест и Ванессой Редгрейв.

    3. «Преступление и наказание» 1998 года (США) с Патриком Демпси и Жюли Дельпи.

    Но классической киноверсией романа считается советский фильм «Преступление и наказание» 1969 года, снятый режиссером Львом Кулиджановым с Георгием Тараторкиным в роли Раскольникова.

    «Преступление и наказание»

    Раскольников

    Георгий Тараторкин, на момент съемок фильма — 24 года. За роль Раскольникова удостоен Государственной премии. Кстати, образ Родиона Романовича ему довелось сыграть также и в театре, в спектакле Юрия Завадского (Театр им. Моссовета, 1974 год).

    Владимир Кошевой, 30 лет, актер театра. Окончил факультет журналистики МГУ им. Ломоносова, Российскую Академию театрального искусства (РАТИ).

    Соня Мармеладова

    Татьяна Бедова, 23 года на момент съемок. Карьеру актрисы начинала в Ленинградском ТЮЗе. Роль Сонечки в «Преступлении и наказании» стала ее дебютом в кино.

    Полина Филоненко, 20 лет, студентка пятого курса Театрального института «Школа Русской Драмы» (Санкт-Петербург), снималась в фильмах «Три девочки» (2007), «Яр» (2007 год), «Счастье мое» (в производстве).

    Порфирий Петрович

    Иннокентий Смоктуновский, народный артист СССР. Снялся в 90 фильмах, самые известные из которых «Они сражались за Родину», «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона », «Берегись автомобиля», « Москва слезам не верит».

    Ан др ей Панин, актер МХТ им. Чехова, занят в спектаклях театра под руководством Олега Табакова. Сыграл в фильмах «Мама, не горюй», «Мама» Дениса Евстигнеева, «Женщин обижать не рекомендуется», в сериале «Граница. Таежный роман» и др.

    Дуня Раскольникова

    Виктория Федорова. На момент съемок ей было 23 года. Дочка известной актрисы Зои Федоровой. Окончила ВГИК. С 1975 года живет в США.

    Катя Васильева, 20 лет, актриса петербургского театра.

    «Преступление и наказание», понедельник -четверг, вечер, ПЕРВЫЙ.

Раскольников берет топор

Крадучись спустившись по лестнице, бывший студент взял из дворницкой топор и укрепил его в петле. Он следовал по улице не спеша, чтобы не вызвать подозрений.

Где-то часы пробили половину восьмого. Время бежало поразительно быстро. Раскольников шел, как на казнь. На лестнице старухиного дома ему посчастливилось незамеченным пройти мимо маляров, которые работали в квартире на втором этаже, распахнув входную дверь. Он еще сомневался в своем решении, но позвонил к процентщице. Дверь открыли не сразу: подозрительная хозяйка прислушивалась, — но после третьего звонка запор сняли.

Роскольников уже в квартире старухи

Раскольников почти силой заставил недоверчивую Алену Ивановну впустить его в квартиру и, сказав, что принес обещанную папиросочницу, подал ей сверток. Стараясь развязать узлы, она отвернулась к окну.

Раскольников ударил топором старуху. Убил.

Он расстегнул пальто, высвободил топор и, чувствуя слабость в руках, ударил ее обухом по голове. Старуха вскрикнула, но очень слабо. Тогда он изо всей силы упарил ее еще два раза. Кровь хлынула, и тело повалилось навзничь.

Родион, стараясь не запачкаться кровью, вытащил из старухиного кармана связку ключей и побежал в спальню. Когда он судорожно подбирал ключ к комоду. Возникло желание все бросить и уйти, но было поздно. Вдруг ему показалось, что процентщица еще жива. Он бросился к ней, схватил топор, замахнулся, но та была действительно мертва. Заметив на шее трупа шнурок, Раскольников, перемазав руки кровью, с трудом разрезал его, достал засаленный, туго набитый кошелек и, не глядя, сунул его в карман.

Он возился с ключами, но те не подходили. Наконец удалось открыть сундук, где среди старухиной одежды лежали золотые вещи. Раскольников стал набивать ими карманы, но вдруг услышал. что в соседней комнате кто-то ходит. Он схватил топор и вышел из спальни.

Раскольников убил также Лизавету — случайного свидетеля.

В комнате стояла Лизавета с узлом в руках. Увидев страшного незнакомца, она задрожала и стала отодвигаться в угол. Он бросился на нее, а несчастная даже руки не подняла, чтобы защититься. Родион ударил ее по черепу острием и сразу разрубил всю верхнюю часть лба почти до темени. Она так и рухнула. Раскольников растерялся, заметался по комнате, потом побежал в прихожую. Ему стало страшно, он осознал всю нелепость и безобразие совершенного им, в нем поднялось отвращение к содеянному.

Одумавшись, он увидел, что руки его — в крови. На кухне он вымыл руки и топор в стоявшем там ведре с водой и вытер их о белье, сушившееся на веревках. Осмотрев свою одежду. он ничего не заметил на ней, только на сапогах были пятна. Сообразив, что надо бежать, он вышел в прихожую и только сейчас заметил, что дверь в квартиру приоткрыта.

Раскольников скрылся с места преступления

Он долго стоял у двери и прислушивался. На лестнице раздались шаги. Раскольников вложил топор в петлю и, притворив дверь в квартиру, неслышно закрыл ее на запор. Незваный гость, тяжело отдышавшись («Толстый и большой, должно быть», — пронеслось в голове у Родиона), позвонил несколько раз, потом начал дергать дверь.

У убийцы кружилась голова, он чуть не упал, но опомнился. Человек, решив, что хозяйки заснули, продолжал звонить и дергать дверную ручку. Подошел еще один, судя по голосу — молодой человек. Мужчины решили, что если дверь заперта изнутри и хозяйки не открывают, значит, с ними что-то случилось. Молодой велел толстому остаться, а сам побежал за дворником. Раскольников обомлел. Но вскоре толстому надоело стоять, и он тоже пошел вниз.

Преступление Раскольникова, его причины и смысл

Главный герой романа Родион Раскольников - необычный преступник. Свое преступление - убийство ростовщицы Алены Ивановны - он совершает под влиянием созданной им философии. Философия эта была выстрадана Раскольниковым, и своим преступлением он хотел подтвердить ее правильность в своих глазах и в глазах остальных людей. Поэтому психологический анализ состояния преступника до и после совершения преступления в романе тесно связан с анализом теории Раскольникова, представляющейся Достоевскому «знаменьем времени».

Родион Раскольников - студент, вынужденный из-за отсутствия средств оставить учебу. Его мать изо всех сил старается помочь ему, но она сама живет очень бедно. Сестра Раскольникова, Дуня, устраиваетеся гувернанткой в семью богатых помещиков, которые всячески унижают ее. Раскольников глубоко страдает от голода и нищеты. Он сознает, что не только он сам, но и тысячи других людей Гобречены на нищету, бесправие и раннюю смерть. Это понимание порождает в нем постоянную и напряженную работу мысли, направленную на поиски выхода из сложившегося несправедливого положения вещей.

Однако главной причиной его преступления стали не горе и нищета. «Если б только я зарезал из того, что голоден был... то я бы теперь... счастлив был»,- говорит он после исполнения своего страшного замысла. Главной же причиной послужила созданная им теория. Размышляя о причинах существующего неравенства и несправедливости, Раскольников приходит к выводу, что существует резкое различие между двумя категориями людей. В то время как огромное количество людей молчаливо и покорно подчиняются всему, что преподносит им жизнь, немногие - «необыкновенные» люди - являются подлинными двигателями истории человечества. При этом они дерзко нарушают общепризнанные нормы морали и не останавливаются перед преступлением для того, чтобы навязать человечеству свою волю. Современники проклинают этих людей, но потомки признают их героями. Раскольников не только обдумал эту идею, но даже изложил ее в газетной статье за год до совершения убийства. Возникают вопросы, которые Раскольников формулирует так: «Вошь ли я, как все, или человек?», «Тварь ли я дрожащая или право имею?»

Он стремится противопоставить себя «обыкновенным», рядовым людям. Раскольников не хочет, подобно большинству людей, молчаливо повиноваться и терпеть. Но отсюда, по его мнению, возможен лишь один вывод - он должен доказать себе и окружающим, что он не «тварь дрожащая», а прирожденный «властелин судьбы», имеющий право преступать нравственные законы. Этот вывод и приводит Раскольникова к его преступлению, которое он рассматривает как испытание, необходимое для того, чтобы определить, принадлежит ли он к породе «необыкновенных» людей или ему остается повиноваться и терпеть, как остальным, слабым натурам.

Своим преступлением Раскольников бросает вызов миру социального неравенства и подавления человеческой личности. Однако он не осознает, что его «идея» только укрепляет бесчеловечность существующего порядка вещей. Его протест противоречит сам себе, поскольку он предполагает право одних людей диктовать другим свою волю. Последние же вынуждены быть пассивными объектами их действий. Это противоречие и составляет трагическую ошибку, лежащую в основе философии Раскольникова. В ходе развития событий он на личном опыте убеждается, что его бунт против существующей бесчеловечности сам носит бесчеловечный характер, ведет к нравственной гибели личности. Раскольникову удается совершить задуманное убийство. Но этот поступок приводит к иному результату, чем тот, которого он ожидал. Он убеждается в том, что мораль «необыкновенных» людей, которая так привлекала его до совершения преступления, оказалась ему не по плечу. Истинную красоту и нравственность Раскольников теперь видит не в тех людях, которые ставят себя выше обыкновенных, рядовых людей, а в тех, кто, подобно Соне Мармеладовой, среди голода и унижений сохраняют в своей душе веру в жизнь и глубокое отвращение к злу и насилию.

Таким образом, Достоевский приводит своего героя к пониманию очень важных истин, заключающихся в том, что гордыня грешна, что законы жизни не подчиняются законам арифметики и что людей не судить надо, а любить, принимая их такими, какими их создал Бог.

Каждое произведение ценно прежде всего тем, как оно отвечает на важнейшие вопросы современности. Роман Достоевского “Преступление и наказание” – одно из выдающихся произведений мировой литературы, это “энциклопедия жизни России 50-х годов”, книга великой скорби, раскрывающая бесчеловечность буржуазно-крепостнического общества. Поиски выхода из мира расчета и наживы в царство доброй правды – основная идея романа.
В страшных картинах нищеты, надругательства над человеком, одиночества, невыносимой духоты жизни предстает

Перед нами образ Петербурга, города-гиганта, поражающего фантастичностью своих контрастов, где человека на каждом шагу подстерегают социальные и материальные “шутки”, порождающие нравственные
Конфликты и трагедии. Униженным и оскорбленным нет выхода из них. Безысходность – лейтмотив романа. Сцена знакомства Раскольникова с Мармеладовым в трактире задает тон всему повествованию. Фраза Мар-меладова: “Понимаете ли Вы, милостивый государь, что значит, когда уже некуда больше идти…” – сразу поднимает и всю эту сцену в трактире, и фигуру маленького человека, смешного своей торжественно-витиеватой и “канцелярской” манерой говорить, и тему романа на высоту трагической думы о судьбе человечества.
Для героев Достоевского вообще характерен монолог как средство выражения своих мыслей, чувств. Монолог Мармеладова, имеющий характер исповеди, окрашивает всю ситуацию в драматические тона.
“Некуда идти” и Катерине Ивановне, которую погубило невыносимое для ее честолюбивой натуры противоречие между прошлой, обеспеченной и богатой, жизнью и жалкой, нищенской настоящей.
Соня Мармеладова, чистая и невинная девушка, вынуждена торговать собой, чтобы прокормить больную мачеху и ее малолетних детей. Идея самопожертвования, отказа от себя, воплощенная в образе Сони, поднимает его до символа всего страдания человеческого. Страдания сливались для Достоевского с любовью. Соня – олицетворение любви к людям, именно поэтому она сохранила нравственную чистоту в той грязи, в которую бросила ее жизнь.
Тем же смыслом наполнен образ Дунечки, сестры Раскольникова: она соглашается на ту же жертву, что и Соня: во имя свято любимого брата дает согласие выйти замуж за Лужина.
Лужин классический тип буржуазного дельца, мерзавца, подло оклеветавшего беззащитную Соню, самовлюбленного тирана, унижающего людей, карьериста и скряги.
Для героев Достоевского характерна превосходная степень выражения чувств. У Сонечки – это ненасытная жажда самопожертвования, у Дуни – всепоглощающая любовь к брату, у Катерины Ивановны – исступленная гордость.
Положение безнадежности, тупика толкает людей на моральные преступления против самих себя. Буржуазное общество ставит их перед выбором таких путей, которые по-разному ведут к бесчеловечности.
“Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!” Какая тоска, боль за человечество слышится в этом горьком раздумье Раскольникова! Он терзается сознанием полной безысходности, не находя, однако, в себе сил признать эту жизнь, примириться с нею, как это сделал Мармеладов. Вереницей проходят перед Рас-кольниковым картины унижения и оскорбления человека (эпизод на Конногвардейском бульваре, сцена самоубийства женщины, бросившейся с моста, гибель Мармеладова).
Для Достоевского характерна лаконичность при описании самых трагических событий, он сразу переходит к анализу чувств и мыслей героев, их отношения к происходящему.
Широкая, написанная могучей суровой кистью картина действительности показывает ту реальную почву, которая взращивает мысли о преступлении у Раскольникова, человека, страстно и беспощадно осуждающего этот мир с его вопиющей социальной несправедливостью, бессмысленными страданиями и унижениями.
Само буржуазное общество, буржуазное сознание порождает идеи, подобные раскольниковской: убить, потому что “владыки”, наполеоны, те, кого в этом обществе уважают, богачи, удачники, счастливцы не останавливаются ни перед чем во имя успеха. В сущности, в этой теории заключена идея буржуазного сверхчеловека, не признающего никаких нравственных ограничений, которому все дозволено.
Второй вариант объяснения мотивов преступления Раскольникова – убийство одной ничтожной твари во имя жизни тысяч достойных существования людей, – представляет собой характерную форму буржуазно-анархического протеста.
Чудовищный “эксперимент” Раскольникова – убийство ростовщицы – должен дать ему ответ на вопрос: кто такой он сам? Принадлежит ли он к разряду людей “обыкновенных” или “необыкновенных”? Может ли он “переступить” принцип? Совершая свое преступление, Раскольников хотел убить принцип гуманизма, убить человечность, но не вынес мук отщепенца, разъединенности с людьми, ужаса и пустоты нравственного одиночества, означающего смерть человеческой души.
Напряженность психологического конфликта усугубляется таким приемом, как субъективная трактовка времени; оно может остановиться (как например, в сцене убийства старухи) или лететь с лихорадочной быстротой, и тогда в сознании героя мелькают, как в калейдоскопе, лица, предметы, события. Еще одна особенность романа – отсутствие последовательности, логичности в передаче чувств, переживаний героев, что тоже определяется их душевным состоянием. Часто автор прибегает к “видениям”, включая галлюцинации, кошмары (сны Раскольникова, Свидригайлова). Все это усугубляет драматизм происходящих событий, делает стиль романа гиперболичным.
Но есть нечто более ужасное, что относится уже не к картинам действительности, не к переживаниям людей, а к самому роману. Это отсутствие просветления, какой-то надежды на возможность выхода.
Самый страшный “тупик” в том выводе, который делает автор: нет реального выхода из безмерных страданий человечества.
Справедливо осудив “бунт” Раскольникова, Достоевский оставляет победу не за сильным, умным и гордым Раскольниковым, а за Соней, видя в ней высшую правду: лучше страдание, чем насилие, – страдание очищает. Соня исповедует нравственные идеалы, которые, с точки зрения писателя, наиболее близки широким на – родным массам: идеалы смирения, всепрощения, молчаливой покорности. В наше время, я думаю, Соня стала бы изгоем. И не каждый Раскольников сегодня будет мучиться и страдать. Но совесть людская, душа человека жили и будут жить всегда, пока “мир стоит”, даже в наши жестокие демократические годы, на заре неизвестного будущего, в начале многообещающего и одновременно страшного XXI века. А значит, когда-нибудь раскаяние придет, и, хоть на краю могилы, наш Раскольников заплачет и вспомнит о “вечной Сонечке”.
В этом и заключается великий, классический, бессмертный смысл сложнейшего романа, созданного гениальным писателем-психологом.
Жизнь невыносима в обществе, где царствуют современные Лужины и Свидригайловы, но в сердцах тех, кто не стал ими, продолжает наивно жить надежда…
Основной конфликт в романе Достоевского “Преступление и наказание”. Мне кажется, Достоевский хотел показать, что необходимо сохранить в себе доброту и сострадание даже в таком мире, какой показан в романе. Человек одинок в окружающем его мире, он задыхается, не находя поддержки и понимания. Обстановка жизни не способствует развитию человеческих чувств, таких как доброта и сострадание. Действительность порождает яростную, ожесточенную реакцию на несправедливые жизненные условия и ненависть к людям.
Раскольников, пытаясь возвыситься над страдающим миром, создает свою теорию. В основе этой теории лежит утверждение, что счастье для большинства возможно посредством уничтожения меньшинства. Решаясь на убийство, он следует меркантильным интересам. Это показывает его не с лучшей стороны. Ради денег он убивает. Но убийство старухи влечет за собой и другое, он вынужден убить и ее сестру. То есть проливается кровь невинных. Он утешает себя, думая, что старуха была злой, а он лишь покарал ее, но это не уменьшает жестокости его преступления. Посмотрев с другой стороны мы видим, убийцу Родиона Раскольникова. Задавленного бедностью, но не видящего в себе силы пройти мимо трагедии семьи Мармеладовых, он отдает им последние деньги. “Раскольников подошел к Катерине Ивановне и отдал ей все деньги, что у него были, и удалился…”. Так Раскольников пытается противостоять окружающей действительности, но, следуя своей теории, он не только не противостоит жестоким законам общества, но даже вписывается в них.
В эпилогу Достоевский показывает, что теория Раскольникова потерпела поражение не только по своей внутренней логике, но и сам угнетенный народ отверг ее. Раскольников был отвергнут народом как носитель антигуманной идеи. Преступление Раскольникова встает между ним и миром. Он мечется в поисках живой души, которая смогла бы выслушать его и облегчить страдания. Такой душой для него стала Сонечка Мармеладова. Благодаря ей, Раскольников встает на путь раскаяния за свои поступки.
Соня Мармеладова, как мне кажется,- очень важный персонаж в романе. Она поставлена жизнью в не менее сложную ситуацию. Хрупкой девушке очень сложно выжить в злом мире. Принеся себя в жертву, отдав свое тело на попрание, она сумела сохранить живую душу и ту необходимую связь с миром, которую разрывает Раскольников для будущей жизни, она несет с ним его “крест”- идет с ним на каторгу. В этом заключается ее величие – величие самопожертвования во имя людей.
Достоевский призывает людей к соединению в “добром и хорошем чувстве”, вере в добро, неуничтожимое в мире и данное человеку изначально.
Рассмотрев двух героев романа, мы также можем увидеть, как вера помогает возвыситься человеку духовно. Вера Сонечки помогает ей выжить в жестоком мире.
Приобщившись, с помощью Сони, к вере, Раскольников воскресает. В своем романе Достоевский учит верить, творить добро и сострадать. Если в противостоянии добра и зла будет побеждать зло, то человечество не сможет выжить.
Проблема, рассмотренная Достоевским в романе “Преступление и наказание”, актуальна и для наших дней. В злом и бесчеловечном мире очень трудно сохранить любовь, доброту и сострадание. Но надо стоять за свои ценности и перед беспощадной действительностью не опускать руки и творить добро.

(1 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Другие сочинения:

  1. Мне кажется, что сцену чтения Евангелие Достоевский ввел для того, чтобы показать, насколько Раскольников и Соня нравственны. Сцена чтения Евангелие в романе психологически наиболее напряженная и интересная. Я с интересом читал и по ходу действия думал, сумеет ли Соня убедить Read More ......
  2. В своем идеологическом романе “Преступление и наказание” Ф. М. Достоевский предлагает сложную систему персонажей, призванную раскрыть образ главного героя и развенчать его теорию “благодетельного тиранства”. Автор особо выделяет двух героев, которые советуют Раскольникову сделать явку с повинной. Это Порфирий Петрович Read More ......
  3. В своем романе “Преступление и наказание” Федор Михайлович Достоевский поднимает проблему вседозволенности, возвышения одного человека над другим, “наполеонизма”. Он показывает, как эта, казалось бы, довольно логичная и хорошо выстроенная теория, разбивается на практике, принося мучения, страдания и, в конце концов, Read More ......
  4. Не убий. Шестая заповедь Федор Михайлович Достоевский вошел в классическую литературу как гениальный художник-гуманист, тонкий психолог. Его произведения не отличаются замысловатостью действия или хитросплетениями интриг, автор не уделяет этому большого внимания. Главное для Достоевского – показать внутренний мир героев, открыть Read More ......
  5. Великое произведение Достоевского “Преступление и наказание” было написано в 1866 г. В романе автор повествует нам о двух типах людей, о двух противоположностях. Этими героями, на мой взгляд, являются Разумихин и Раскольников. Разумихин – оптимист, он ищет во всем происходящем Read More ......
  6. Центральное место в романе Ф. М. Достоевского занимает образ Сони Мармеладовой, героини, чья судьба вызывает у нас сочувствие и уважение. Чем больше мы о ней узнаем, тем больше убеждаемся в ее чистоте и благородстве, тем больше начинаем задумываться над истинными Read More ......
  7. Жестокая, захватывающая, всепоглощающая борьба между Добром и Злом – эта проблема стояла и будет стоять перед человечеством всегда. В романах Федора Михайловича Достоевского этот поединок разворачивается в душах отдельных людей. Полярность божеского и дьявольского начал, бурное столкновение света и тьмы Read More ......
  8. Сонечка Мармеладова Характеристика литературного героя “Малого роста, лет восемнадцати, худенькая, но довольно хорошенькая блондинка, с замечательными голубыми глазами”. Дочь Мармеладова. Чтобы помочь голодающей семье, начала заниматься проституцией. Сначала мы узнаем о ней из рассказа Мармеладова. В первый раз вернувшись домой Read More ......
Как Раскольников “убил” принцип

С чьей-то легкой руки уже довольно давно пошла гулять в массы версия о том, что герой «Преступления и наказания» Ф. М. Достоевского Родион Раскольников убил не двух, а трех человек. Он отвел глаза и прошел, как будто ничего не замечая. Настасья говорит: » А ведь ребенок-то лекарский был! <...> Вот этого, лекаря-то твоего (т.е. Зосимова). В висбаденской же редакции та же Настасья говорила: «Ведь ее ж потрошили.

Будучи выходцем из небогатой мещанской семьи, Раскольников в возрасте 21 года приехал в Северную столицу России. Большую часть романа Раскольников анализирует свой поступок с разных сторон и пытается найти себе как оправдание, так и наказание. Он помогает семье проститутки по имени Соня Мармеладова и влюбляется в нее. Девушка помогает герою осознать свою вину. Под ее влиянием Родион сдается полиции и отправляется на каторгу.

Впрочем, в наше непочтительное время Раскольников стал не только символом нравственных терзаний и душевного перерождения, но и героем карикатур и анекдотов. Любопытно, что у Родиона Раскольникова был вполне реальный прототип – некто Герасим Чистов (Guerasim Chistov), 27 лет, приказчик по профессии, который действительно был старовером. От чудовищной нищеты Раскольников решается на преступление. Раскольников обдумывает свою теорию месяцами, но никому не рассказывает о ней, за исключением своей покойной невесты. Раскольников верит, что сам он относится к необыкновенным людям, и, значит, имеет право на любое преступление, наивно полагая, что после не будет о нем сожалеть.

Раскольников и Свидригайлов

4. Что сделал Раскольников, говоря: «Я не тебе …, я всему страданию человеческому …»? («…поклонился». 11. Какой дар от Сонечки Мармеладовой принимает Раскольников? 12. Кто из героев романа кончил жизнь самоубийством? 15. Сколько лет Родиону Раскольникову при встрече с ним в романе?

В романе «Преступление и наказание» Раскольников, образ которого проходит эволюцию в процессе развития событий, сталкивается со своими антиподами и двойниками. Однако Свидригайлов предстает персонажем с двойственной натурой. Ей не удалось попасть, но, как результат, помещик теряет всякую надежду на возможность начать жизнь с нуля. В итоге Свидригайлов совершает самоубийство. Родион Раскольников видит в решении Аркадия Ивановича свое возможное будущее.

Мармеладов и Раскольников фактически являются полной противоположностью. Родион Романович оказывается в мыслях в этом же положении. Вот с такой дилеммой сталкивается Раскольников. Характеристика Мармеладова и его дочери Сони, которая впоследствии станет окном в будущее для Родиона, сводится к тому, что они покорились фатализму.

Более того, долгое время Свидригайлов успешно убеждает и Раскольникова, и себя в том, что ему чуждо чувство вины, и единственная его слабость — это его неуемные желания. Так, полюбив Соню, Родион взваливает на нее часть своих мук, рассказав ей правду о своем преступлении. Отношения Свидригайлова с Дуней начинаются на похожей ноте. Хорошо разбираясь в женской психологии, мужчина изображает ищущего искупления негодяя. Однако понимая, что, несмотря на их взаимную любовь, будущего у них нет из-за его прошлого, Свидригайлов отпускает Дуню, решив ответить за свои грехи самостоятельно.

Родион Раскольников и Соня Мармеладова

Любовь Сони уберегла Родиона от гибели. Измученный борьбой с самим собой, Раскольников, по совету подруги, признаёт свою вину и отправляется на каторгу. Мысль о том, что счастье и прощение надо выстрадать непонятна герою. Терпение, забота и глубокое чувство девушки помогло Родиону Раскольникову обратиться к богу, раскаяться и начать жить заново.

Нищета и разработанная Родионом Раскольниковым «Теория исключительности» толкают его на убийство старухи-процентщицы. Раскольников долго не решается на преступление. Когда мучения Раскольникова достигают высшей точки, он открывается Соне Мармеладовой, признавшись ей в своем преступлении. Значит, Соня сильнее Раскольникова, сильнее своей христианской любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Порфирий Петрович и Родион Раскольников Родион Романович Раскольников главный действующий персонаж романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Литературный персонаж Родион Раскольников – образ непростой.

Старуха глупа, глуха, больна, жадна, берёт жидовские проценты, зла и заедает чужой век, мучая у себя в работницах свою младшую сестру. Приказчик, раскольник 27-ми лет, убивший топором в январе 1865 г. в Москве двух старух (кухарку и прачку) с целью ограбления их хозяйки, мещанки Дубровиной. В том же ключе, что и Достоевский, «наполеоновскую» тему решал Л. Н. Толстой («наполеоновские» амбиции Андрея Болконского и Пьера Безухова и их полное разочарование в «наполеонизме»). Для Достоевского Христос и Магомет - антиподы, а Раскольников отпал от Бога, о чем говорит Соня Мармеладова: «От Бога вы отошли, и вас Бог поразил, дьяволу предал!». Библейский Иов (В. Этов). Точно Иов, Раскольников в состоянии кризиса решает «последние» вопросы, бунтует против несправедливого мироустройства.

В первый раз - шутовской и трагический рассказ пьяненького Мармеладова о семнадцатилетней дочери, Сонечке, её подвиге, жертве, о спасённой её ценою надругательства семействе. Любят Раскольникова, ибо “есть у него эти движения” , непосредственные движения чистого и глубокого сердца, и он, Раскольников, любит - мать, сестру, Соню, Полечку. Тянет к нему Раскольникова, как бы ищет он чего-то у Свидригайлова, объяснения, откровения какого-то. Свидригайлов совершенно спокойно и хладнокровно принимает преступление Раскольникова. Видение Свидригайлова “страшнее” сна Раскольникова, ибо его искупительная жертва не принимается. А, проклятая!” - восклицает в ужасе Свидригайлов.

Например, Дуня и Раскольников. Однако Родиона подкосила нищета. Авдотья Романовна же, его сестра, стремится к лучшему счастливому будущему, но на более реалистичных позициях. Наказание Раскольникова мы видим в течение большей части романа.



Просмотров