Раскаялся ли раскольников. Раскаяние Родиона Раскольникова в романе Ф

Образ Раскольникова в романе «Преступление и наказание» Ф.М. Достоевский решает в связи с личностью Наполеона. Для Достоевского Наполеон означает полное отсутствие совести и безмерный эгоизм. Раскольников втайне сближает себя с Наполеоном: «Страдание и боль всегда обязательны для широкого сознания и глубокого сердца. Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть» говорит герой. И здесь же знаменателен провоцирующий, иронический ответ Порфирия Петровича: «Кто ж у нас на Руси себя Наполеоном теперь не считает?» Реплика Заметова тоже пародирует повальное увлечение «наполеонизмом», ставшее пошлым «общим местом»: «Уж не Наполеон ли какой будущий нашу Алену Ивановну на прошлой неделе топором укокошил?»

В Раскольникове присутствуют как бы два человека: гуманист и индивидуалист. Индивидуалист убивает Алену Ивановну обухом топора (точно сам рок толкает безжизненную руку Раскольникова); измазавшись в крови, герой перерезает топором шнурок на груди старухи с двумя крестами, иконкой и кошельком, вытирает окровавленные руки о красный гарнитур. Беспощадная логика вынуждает Раскольникова, претендующего в своей теории на эстетизм, зарубить Лизавету острием топора – он точно входит во вкус кровавой бойни. Лизавета беременна, и, значит, Раскольников убивает трех человек. Если бы Кох не почувствовал опасности и не убежал бы от двери старухи-процентщицы, его, скорее всего, ждала бы участь Лизаветы. И был бы четвертый труп.

Награбленное у Алены Ивановны Раскольников прячет под камень, под напором несговорчивой и бередящей душу совести почти забывая о деньгах и драгоценностях. Мучаясь угрызениями совести, он сокрушается, что не «переступил через кровь», не оказался «сверхчеловеком», а предстал «вошью эстетической» («Разве я старушонку убил? Я себя убил…») К тому же он мучается оттого, что мучается. Ведь Наполеон бы не мучился, не зря же он в самом деле «забывает армию в Египте (…) тратит полмиллиона людей в московском походе».

Раскольников не осознает тупиковости своей теории, отвергающей незыблемый нравственный закон, суть которого, по словам М. Туган-Барановского, в том, что «всякая человеческая личность есть верховная святыня совершенно независимо от того, каковы моральные достоинства этого человека, никто не может быть средством в руках другого, а каждый составляет цель в себе…». Раскольников нарушил нравственный закон и пал, поскольку обладал нравственным сознанием, «совестью, и она мстит ему за попрание нравственного закона».

С другой стороны, Раскольников великодушен, благороден, отзывчив, из последних средств помогает больному товарищу; рискуя собой, спасает детей из огня пожара, отдает материнские деньги семейству Мармеладовых, защищает Соню от клеветы Лужина; у него задатки мыслителя, ученого. Порфирий Петрович говорит Раскольникову, что тот имеет «великое сердце», сравнивает его с «солнцем» («Станьте солнцем, вас все и увидят»), с христианскими мучениками, за свою идею идущими на казнь.



В теории Раскольникова, как в фокусе, сосредоточиваются все противоречивые нравственные и душевные свойства героя. Прежде всего, по замыслу Раскольникова, его теория сверхлична, она констатирует, будто всякий человек «подлец», а социальная несправедливость в порядке вещей. Вот почему рассказ Мармеладова о Сонечкиной жертве (чтобы накормить детей Мармеладова, Соня выходит на панель) ассоциируется в сознании героя с самопожертвованием Дуни Раскольниковой, выходящей замуж за Лужина ради него, Раскольникова: «…вечная Сонечка, пока мир стоит!»; «Ай да Соня! Какой колодезь, однако ж, сумели выкопать! и пользуются (..) Поплакали, и привыкли. Ко всему-то подлец-человек привыкает!»

Раскольников отвергает сострадание, смирение и жертвенность, выбирая бунт. Вместе с тем в мотивах его преступления заложен глубочайший самообман (Ю. Карякин): освободить человечество от вредной старушонки, награбленные деньги отдать сестре и матери, тем самым спасая Дуню от сладострастных лужиных и свидригайловых.

Раскольников напрасно убеждает себя в простой «арифметике», будто с помощью смерти одной «гадкой старушонки» можно осчастливить человечество. Вопреки самообману главный мотив преступления эгоистический, то есть «наполеоновский» комплекс героя.

С казуистикой Раскольникова вступает в противоборство сама жизнь. Болезнь героя после убийства показывает равенство людей перед совестью, она есть следствие совестливости, так сказать, физиологическое проявление духовной природы человека. Устами служанки Настасьи («Это кровь в тебе кричит») народ судит преступление Раскольникова.

«Двойники» Раскольникова – бессовестные Лужин и Свидригайлов, – искажая и передразнивая его эстетичную с виду теорию, также заставляют героя пересмотреть взгляд на мир и человека. Если он не покается в преступлении, то ничем не будет отличаться от своих двойников. Раскольников не желает быть такими, как они. В нем необычайно сильны стыд и совесть.

Теории «двойников» Раскольникова судят самого Раскольникова. Теория «разумного эгоизма» Лужина, по мнению Раскольникова, чревата следующим: «А доведите до последствий, что вы давеча проповедовали, и выйдет, что людей можно резать…» Иначе сказать, Раскольников угадывает в пошлой теории Лужина, который тот излагает Раскольникову в момент знакомства, свою собственную теорию об «обыкновенных и необыкновенных», только показанную в уродливом и пошлом зеркале.

Свидригайлов, выведав о преступлении Раскольникова, считает его как бы своим собратом по греху («Ну, не правду я сказал, что мы одного поля ягоды?»), передергивает трагические признания героя «с видом какого-то подмигивающего, веселого плутовства». Сам Свидригайлов, как и Раскольников, виновник смерти трех человек: своего слуги Фильки (тот повесился после разговора с хозяином); жены Марфы Петровны (скорее всего, он отравил ее ядом) и четырнадцатилетней девочки-утопленницы, которую Свидригайлов растлил. Достоевский не может простить греха надругательства над ребенком, поэтому Свидригайлов обречен. Для него, по Достоевскому, уже невозможен, в отличие от Раскольникова, путь покаяния. Он неминуемо должен покончить жизнь самоубийством. О самоубийстве на каторге думает и Раскольников, упрекая себя, что он явился с повинной, а не покончил счеты с жизнью, якобы струсил.

Наконец, спор Порфирия с Раскольниковым (ср. издевку Порфирия над тем, как же отличать «необыкновенных» от «обыкновенных»: «нельзя ли тут одежду, например, особую завести, носить что-нибудь, клеймы там, что ли, какие?..») и слова Сони, сразу перечеркивающие хитрую диалектику Раскольникова, вынуждают его встать на путь покаяния: «Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную». – «Это человек-то вошь!» – отвечает Соня в ужасе.

Соня читает Раскольникову евангельскую притчу о воскрешении Лазаря (подобно Лазарю, герой «Преступления и наказания» четыре дня находится во «гробе», на четвертый день он приходит к Соне каяться в преступлении). Соня отдает Раскольникову свой крест, оставляя на себе кипарисный крест убитой им Лизаветы, с которой они обменялись крестами. Тем самым Соня дает понять Раскольникову, что он убил свою сестру, ибо все люди – братья и сестры во Христе.

Раскольников претворяет в жизнь призыв Сони – выйти на площадь, упасть на колени и покаяться перед всем народом: «Страдание принять и искупить себя им…» Покаяние Раскольникова на площади трагически символично, напоминает участь древних пророков, так как предается всенародному осмеянию. Обретение Раскольниковым веры, чаемого в мечтаниях Нового Иерусалима – долгий путь. Народ не желает верить в искренность покаяния героя: «Ишь нахлестался! (…) Это он в Иерусалим идет, братцы, с родиной прощается, всему миру поклоняется, столичный город Санкт-Петербург и его грунт лобызает». Вспомним в связи с этим вопрос Порфирия во время первой встречи с Раскольниковым: «Так вы все-таки верите же в Новый Иерусалим?»

Окончательный приход Раскольникова к вере и отречение от «теории» происходит на каторге, после его апокалиптического сна о «трихинах», заразивших человечество стремлением убивать. Трихины – микроскопические существа, которые заставляют человека думать, будто в нем одном заключена истина. Но для Достоевского истина заключена отнюдь не в человеке, а в Боге, в Христе. Лишь только Раскольников возомнил себя сверхчеловеком, обладающим властью решать, кому жить, кому умереть, посчитавшем, что мерзкая старушонка-процентщица недостойна жить, Раскольников взял на себя функции Бога. Только Бог может решать, кто достоин жить, а кто должен умереть. Сон о трихинах снится Раскольникову во время Святой недели, то есть на Пасху. Это символично, так как, по мысли Достоевского, Раскольникову необходимо возродиться и воскреснуть как личности с помощью христианского покаяния. Ведь Раскольников – совестливая натура, и, следовательно, жить с преступлением в душе он не в силах.

Едва Раскольников по-настоящему кается и отрекается от своей теории об «обыкновенных» и «необыкновенных», окружающий мир сразу освещается иным светом: каторжники смягчаются к герою, он проникается жертвенной любовью Сони, последовавшей за ним на каторгу, его рука сама тянется к Евангелию, подаренному ему Соней. Словом, происходит воскресение «падшего человека». Таким образом, совесть Раскольникова спасает его окончательно. Достоевский, вынуждая героя стать на христианский путь покаяния и возрождения, считает этот путь единственно верным.

6. 2 Чеховский город, в котором совестно жить и стыдно за человека («Маленькая трилогия»)

Человек Чехова – человек 80-х годов XIX века. Этот человек совсем не похож на Базарова, Раскольникова, Обломова или Штольца. Он измельчал. Так же по-особому Чехов понимает быт: он скучен до обыденности, и внешне с людьми почти ничего не происходит, но самые большие катастрофы у героев Чехова происходят именно на фоне привычных поступков, жестов и ничего не значащих слов. Однажды, как пишет М. Громов, «Чехов осудил душещипательную бытовую мелодраму, которую тогдашняя критика принимала за социально-проблемный реализм» (…): «Зачем это нужно – писать, что некий садится в подводную лодку и плывет на Северный полюс, чтобы там погибнуть во льдах из любви к Марье Ивановне? Так не бывает. В жизни люди обедают, только обедают, а в это время слагаются их судьбы и разбивается их жизнь». Эти слова можно считать выражением художественной манеры Чехова.

Главный мотив чеховского творчества – особое понимание человеческой совести. В этом понимании как раз и надо искать уникальную неповторимость чеховского искусства. Чеховский Иванов говорит: «День и ночь болит моя совесть, я чувствую, что глубоко виноват, но в чем собственно моя вина, не понимаю». Точно так же к совести относится и сам Чехов: «Русский человек во всем и всегда виноват: умер ли у него кто-нибудь, обидели его или он обидел, все равно; с виною или без вины, вольно или невольно – виноват». В письме к О.Л. Книппер-Чеховой Чехов писал о себе: «А я всегда – правда твоя – всегда буду виноват, хотя и не знаю, в чем» (письмо от 28 декабря 1900 года).

Безличная вина, и молчаливая трагедия уничтоженных обыденностью человеческих жизней – вот темы Чехова. Иван Иванович Чимша-Гималайский в рассказе «Крыжовник» с горечью говорит: «Мы видим тех, которые ходят на рынок за провизией, днем едят, ночью спят, которые говорят всякую чепуху, женятся, старятся, благодушно тащат на кладбища своих покойников; но мы не видим и не слышим тех, которые за кулисами. Все тихо, спокойно, и протестует одна только немая статистика: столько-то с ума сошло, столько-то ведер выпито, столько-то детей погибло от недоедания».

Пространство Чехова – вымышленный и обобщенный город. Этот город провинциальный, он находится где-то в центре России. Впрочем, он лишен какой бы то ни было географической определенности. В нем живут чеховские чиновники, или учителя, или врачи, которые тоже в конечном итоге черствеют душой и превращаются в чиновников. Скука и пошлость этого серого и унылого города уничтожают в них все человеческое. В чеховском городе человек постепенно задыхается, становится пошляком и гибнет как личность. О совести в этом городе никто больше не помнит. Чтобы выжить в этом городе, нужно забыть о ней или уничтожить ее, выкорчевать из души. Совестливому Чехову становится мучительно стыдно за человека, который превращается в животное или механизм.

Город Чехова – это футляр. В нем люди прячутся в свои собственные маленькие футляры. В рассказе «Человек в футляре» Чехов сужает пространство вокруг человека до предела. Оно становится похоже на раковину, куда прячется улитка. Вот портрет учителя гимназии Беликова: «Он был замечателен тем, что всегда, даже в очень хорошую погоду, выходил в калошах и с зонтиком и непременно в теплом пальто на вате. И зонтик у него был в чехле, и часы в чехле из серой замши, и когда вынимал перочинный нож, чтобы очинить карандаш, то и нож у него был в чехольчике; и лицо, казалось, тоже было в чехле, так как он все время прятал его в поднятый воротник. Он носил темные очки, фуфайку, уши закладывал ватой и когда садился на извозчика, то приказывал поднимать верх».

Даже «мертвые языки», которые преподает Беликов и которыми он восхищался («О, как звучен, как прекрасен греческий язык! Антропос! (человек по-гречески)), – это тоже своеобразный футляр, попытка уйти от жизни, не общаться с людьми.

В городе Чехова действует эпидемия страха. Но если, скажем, в «Ревизоре» страх хотя бы объясним: чиновники боятся ревизора, то в чеховском рассказе он беспочвенен и беспричинен. Учителя боятся Беликова, потому что он всех угнетает своей осторожностью, руководствуясь двумя жизненными принципами: «как бы чего не вышло» и «как бы не дошло до начальства». Он предлагал сослуживцам снизить балл ученику 4-го класса Петрову или Егорову, а потом и вовсе исключить их из гимназии. Никто из учителей не был с ним согласен, но в результате поступали именно так, как он хотел. Страх Беликова заразителен, он охватывает весь город: «Мы, учителя, боялись его. И даже директор боялся. Вот подите же, наши учителя народ все мыслящий, глубоко порядочный, воспитанный на Тургеневе и Щедрине, однако же этот человек, ходивший всегда в калошах и с зонтиком, держал в руках всю гимназию целых пятнадцать лет! Да что гимназию? Весь город! Наши дамы по субботам домашних спектаклей не устраивали, боялись, как бы он не узнал; и духовенство стеснялось при нем кушать скоромное, играть в карты. Под влиянием таких людей, как Беликов, за последние десять-пятнадцать лет в нашем городе стали бояться всего… громко говорить, посылать письма, знакомиться, читать книги, помогать бедным, учить грамоте…»

Даже личная жизнь Беликова – попытка заключить себя в «футляр»: он не ел ни постное, ни скоромное, но ел судака на коровьем масле; боялся держать женскую прислугу, но держал угрюмого повара Афанасия, который бормотал себе под нос у ворот дома Беликова, мимо которого проходили горожане: «Много уж их нынче развелось!» Двойник Беликова Афанасий так же угрюм, как Беликов. Другими словами, страх рождает злобу и ненависть, – вот оборотная сторона страха.

Еще один футляр, в который уходит с головой Беликов, – его кровать с пологом, куда забирается Беликов и накрывается с головой одеялом, со страху представляя, что его зарежет повар Афанасий.

Вдруг такой человек задумал жениться на веселой хохлушке Вареньке (ей стукнуло за 30, и было все равно, за кого выходить замуж), однако какой-то шутник размножил по гимназии карикатуры, в которых был изображен Беликов под ручку с Варенькой, в калошах, с зонтиком, с засученными брючками и с надписью: «влюбленный антропос».

Беликов страшно перепугался и отправился к брату Вареньки, чтобы объяснить, что он тут ни при чем, но неожиданно увидел Вареньку, ехавшую по городу на велосипеде. Как это так?! Девушка на велосипеде! Как бы чего не вышло! Как бы не дошло до начальства! Он изложил свои претензии брату Вареньки, а тот спустил его с лестницы. Когда Беликов скатывался с последней ступени, подошла Варенька – и расхохоталась. Беликов пришел к себе, лег в постель, заболел и вскоре умер на своей кровати с пологом. Кровать естественным образом превращается в смертное ложе – в гроб, наилучший для Беликова футляр: «Теперь, когда он лежал в гробу, выражение у него было кроткое, приятное, даже веселое, точно он был рад, что наконец его положили в футляр, из которого он уже никогда не выйдет. Да, он достиг своего идеала!»

Кажется, похоронив Беликова и испытав от этого, по словам учителя гимназии Буркина, «большое удовольствие», люди наконец-то станут свободными, будут жить радостной и осмысленной жизнью. Ничуть не бывало! Оказывается, в каждом из нас сидит Беликов – этот «человек в футляре». И его не так-то легко выковырять из души.

«Внутренний Беликов» – вот бич человека. Или, иначе говоря, пошлость, сидящая внутри человека, разъедает его жизнь, уничтожает его достоинство и человечность. Учитель Буркин с грустью констатирует: «Вернулись мы с кладбища в добром расположении. Но прошло не больше недели, и жизнь потекла по-прежнему, такая же суровая, утомительная, бестолковая, жизнь, не запрещенная циркулярно, но и не разрешенная вполне; не стало лучше».

Выслушав рассказ учителя Буркина о своем коллеге Беликове, ветеринарный врач Чимша-Гималайский обобщает данный случай и доказывает, что все люди этого города живут в том или ином «футляре»: «…в духоте, в тесноте, пишем ненужные бумаги, играем в винт, – разве это не футляр? А то, что мы проводим всю жизнь среди бездельников, сутяг, глупых, праздных женщин, говорим и слушаем разный вздор, – разве это не футляр? (…) сносить обиды, унижения, не сметь открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать, улыбаться, и все это из-за куска хлеба, из-за теплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош цена, – нет, больше жить так невозможно!»

В этом монологе Иваном Ивановичем Чимшой-Гималайским движет чувство вины, стыда за человека, то есть той самой совести в чеховском понимании. Как может человек так жить – недостойно, пошло и мелко? Он уничтожает в себе человеческое. Как изменить это? Чехов в рассказе выражает свой социальный идеал: человек должен по капле «выдавить из себя раба» (чеховское выражение), откинуть пошлость, стать свободным.

С точки зрения совести решает Чехов и проблему счастья. Образ счастья Чехов рисует в рассказе «Крыжовник». Мечта и счастье – два воображаемых предмета, которые обыкновенно представляются чем-то необыкновенно возвышенным, романтическим. Чехов снимает с мечты всякий малейший налет благородного романтизма. Брат ветеринарного врача Ивана Ивановича Чимши-Гималайского Николай Иванович Чимша-Гималайский мечтает об усадьбе с крыжовником. Ради этого он отказывает себе во всем, сживает со света и сводит в гроб свою жену – «некрасивую вдову», на которой он женился ради ее денег, какие тотчас же положил в банк на свое имя. Он ничуть не осознает себя виновным в смерти жены. Он медленно, но верно деградирует, превращаясь из человека в животное.

Когда мечта наконец-то достигнута и усадьба куплена, добрый Николай Иванович превращается в свинью: «В прошлом году я поехал к нему проведать. Поеду, думаю, посмотрю, как и что там. В письмах своих брат называл свое имение так: Чумбароклова пустошь, Гималайское тож. Приехал я в «Гималайское тож» после полудня. Было жарко. Возле канавы, заборы, изгороди, понасажены рядами елки, – и не знаешь, как проехать во двор, куда поставить лошадь. Иду к дому, а навстречу мне рыжая собака, толстая, похожая на свинью. Хочется ей лаять, да лень. Вышла из кухни кухарка, голоногая, толстая, тоже похожая на свинью, и сказала, что барин отдыхает после обеда. Вхожу к брату, он сидит в постели, колени покрыты одеялом; постарел, располнел, обрюзг; щеки, нос и губы тянутся вперед, – того и гляди, хрюкнет в одеяло». Внутренне Николай Иванович тоже изменился: из тихого, скромного, любящего человека, робкого чиновника он превращается в пошляка, начиненного банальностями, который высказывает их безапелляционно, как министр, пыхтя от надменности: «Образование необходимо, но для народа оно преждевременно»; «телесные наказания вообще вредны, но в некоторых случаях они полезны и незаменимы». «Я знаю народ и умею с ним обращаться… для меня народ сделает все, что захочу». Ясно, что Чехов создает зловещую фигуру, начиненную штампами и пошлостью. Этот человек становится общественно опасен, потому что начинает думать, что всегда и во всем прав, поскольку купил имение с крыжовником.

Николай Иванович кормит брата первым урожаем крыжовника, и он счастлив. Бессовестное пошлое счастье героя снова вызывает в Чехове-писателе стыд. Иван Иванович Чимша-Гималайский рассказывает: «И он с жадностью ел и все повторял:

– Ах, как вкусно! Ты попробуй!

Было жестко и кисло, но, как сказал Пушкин, «тьмы истин нам дороже нас возвышающий обман». Я видел счастливого человека, заветная мечта которого осуществилась так очевидно, который достиг цели в жизни, получил то, что хотел, который был доволен своею судьбой, самим собой».

Чехов отказывается принимать подобное счастье – счастье пошлое, самодовольное, замкнутое в своем мирке. Когда вокруг несчастье, не должно быть счастливого, по убеждению Чехова. И эта позиция – позиция писателя, для которого характерно обостренное чувство совести. Устами Ивана Ивановича Чимши-Гималайского Чехов выражает одну из самых заветных своих мыслей, подлинно, а не мнимо гуманистическую: «Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные»(…) «…для меня теперь нет более тяжелого зрелища, как счастливое семейство, сидящее вокруг стола и пьющее чаи».

В последнем рассказе чеховской «маленькой трилогии» «О любви» герой рассказа и одновременно сам рассказчик помещик Алехин стыдится самого себя, своей неспособности отстоять собственное счастье и настоящую любовь. Совесть заставляет Алехина с болью и горечью вспоминать историю своей любви, загубленной из-за страха перед людскими толками. Оказывается, и этот достаточно просвещенный человек тоже не лишен внутренней пошлости.

Он любил замужнюю женщину Анну Алексеевну Луганович – она любила его. Почему им нельзя было стать счастливыми? Почему они никак не решаются признаться друг другу в любви, хотя знают оба, что любят друг друга? Их держит страх.

Алехин боится, что не сможет прокормить Анну Алексеевну и ее ребенка: он слишком бедный помещик, едва-едва сводящий концы с концами. Потом они оба боятся, что обидят мужа Анны Алексеевны – глупого, пошлого, старого и некрасивого, но доброго человека, который считает Алехина своим искренним другом.

Вследствие этих отношений или, точнее, их отсутствия, отсутствия любви, Анна Алексеевна начинает лечиться от нервов и все свое раздражение вытесняет на Алехине. И только когда мужа переводят в другой город, и Алехин приходит провожать свою возлюбленную на вокзал, где в купе они остаются наедине друг с другом – и плотина их любви как бы прорывается: они признаются друг другу в любви, плачут, целуют друг друга, но поздно: они погубили свою жизнь, не решившись отбросить пошлость, по капле «выдавить из себя раба». И, значит, увы! Алехину остается печально подводить итоги своей жизни и выводить из нее весьма неутешительный жизненный урок: «Я понял, что когда любишь, то в своих рассуждениях об этой любви нужно исходить от высшего, от более важного, чем счастье или несчастье, грех или добродетель в их ходячем смысле, или не нужно рассуждать вовсе».

"Любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих" (Ф.М. Достоевский)
Главным героем Ф.М. Достоевского в романе "Преступление и наказание" является Родион Раскольников бывший студент, живущий в большой нищете в Санкт-Петербурге. Раскольников был "замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен".
Задавленный бедностью и другими социальными условиями, Раскольников придумывает теорию. По этой теории люди делятся на "тварей дрожащих" и "право имеющих". Он считает, что для своей цели настоящий человек может переступить через все. Чтобы проверить свою теорию Раскольников решает убить старуху процентщицу Алену Ивановну, тем самым освободить от сестры Лизавету, которая находилась под её влиянием и исполняла любые приказания. Раскольников полгода вынашивал план. В конце концов, он решился. На это решение повлияло самопожертвование сестры, матери и стечение обстоятельств.
Раскольников, совершая преступления, был словно в бреду. Он планировал убить только Алену Ивановну, но приходит ее сестра Лизавета и становится невольным свидетелем убийства. Из-за этого Раскольникову приходится убить и Лизавету.
После совершения преступления «он не спал, но был в забытьи». Раскольников «в первое мгновение думал, что с ума сойдет», у него была лихорадка, бил озноб. А деньги, «которые он вытащил у старухи из сундука» спрятал в дыру в стене.
После убийства Раскольников начинает меняться с каждым днем. Он уходит в себя. В душе он пытается оправдать себя и приходит к выводу, что он убил себя, а не старуху.
Он считает, что его все подозревают. Особенно на него влияет странное поведение Порфирия Петровича. Я думаю, что при каждой встречи они ведут борьбу каждым взглядом и словами, хоть и знают правду. Следователь хочет, чтобы Раскольников раскаялся и пришел с повинной. Так и случается, благодаря Сонечке Мармеладовой. Сонечка "маленького роста, лет восемнадцати, худенькая блондинка с замечательными голубыми глазами". Впервые о Соне мы узнаем из рассказа Мармеладов. Из-за бедности она идет на самопожертвование ради своей семьи. Услышав рассказ Раскольников сочувствует Соне. Но считает её нравственной преступницей и видит в ней родственную душу. При каждой встрече он узнает её все больше и больше. И наконец понимает, что даже если Соня и преступница, неё сохранилась чистая душа, которая впоследствии воскрешает душу Раскольникова. Именно Соня читает Раскольникову Евангелие, главу про воскрешение Лазаря. Я думаю, что автор этим хочет показать, что воскресить можно любую душу. Когда Раскольников понимает душу Сони, он понимает, что любит её. Сонечка также любит Раскольникова и решает взять часть наказания на себя. Только благодаря Соне он наконец раскаивается. Главным моментом раскаяния является не то как он целует землю, а то когда он действительно раскаялся на каторге и переродился в нового человека, как и говорил Достоевский "любовь столь всесильна, что перерождает и нас самих".


Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому?

Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по‑прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти. Он по‑прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

В конечном итоге он все‑таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из‑за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что‑то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким‑то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»

Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.

Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по‑прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие‑то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что‑то постоянно тормозит его.

Последней каплей, заставившей Раскольникова все‑то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. Он никак не мог предположить, что этот человек сможет решиться на такой поступок. «Раскольников чувствовал, что на него как бы что‑то упало и его придавило». Он думал, что Свидригайлова не мучает совесть, что он совершенно не раскаивается в тех злодеяниях, которые совершил в своей жизни. И тут вдруг самоубийство. Эта новость настолько поразила Раскольникова, что он поспешно ушел из участка, и возможно, не вернулся бы туда, а тоже решился на отчаянный шаг, если бы на улице не встретил Соню, на лице которой отпечаталось что‑то больное и измученное. Помня о всех тех словах, которые говорила ему Соня, Раскольников вернулся в участок и признался в преступлении.

Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.

    • Соня Мармеладова – героиня романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Бедность и крайне безнадежное семейное положение вынуждают эту молодую девушку зарабатывать на панели. Читатель впервые узнает о Соне из адресованного Раскольникову рассказа бывшего титулярного советника Мармеладова – ее отца. Алкоголик Семен Захарович Мармеладов прозябает вместе с женой Катериной Ивановной и тремя маленькими детьми – жена и дети голодают, Мармеладов пьет. Соня – его дочь от первого брака – живет на […]
    • Обнищавший и опустившийся студент Родион Романович Раскольников – центральный персонаж эпохального романа Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». Образ Сони Мармеладовой необходим автору для создания морального противовеса теории Раскольникова. Молодые герои находятся в критической жизненной ситуации, когда необходимо принять решение, как жить дальше. С самого начала повествования Раскольников ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. В зловещий замысел Родиона Романовича читатель […]
    • «Красота спасет мир», – написал Ф. М. Достоевский в своем романе «Идиот». Эту красоту, которая способна спасти и преобразовать мир, Достоевский искал на протяжении всей своей творческой жизни, поэтому почти в каждом его романе есть герой, в котором и заключена хотя бы частичка этой красоты. Причем писатель имел в виду вовсе не внешнюю красоту человека, а его нравственные качества, которые и превращают его в действительно прекрасного человека, который своей добротой и человеколюбием способен внести частичку света […]
    • Бывший студент Родион Романович Раскольников – главный герой «Преступления и наказания», одного из самых известных романов Федора Михайловича Достоевского. Фамилия этого персонажа говорит читателю о многом: Родион Романович – человек с расколотым сознанием. Он изобретает собственную теорию деления людей на два «разряда» – на «высших» и «тварей дрожащих». Эту теорию Раскольников описывает в газетной статье «О преступлении». Согласно статье, «высшие» наделяются правом переступить через нравственные законы и во имя […]
    • Герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» – бедный студент Родион Раскольников, вынужденный сводить концы с концами и поэтому ненавидящий сильных мира сего за то, что они попирают слабых людей и унижают их достоинство. Раскольников очень чутко воспринимает чужое горе, пытается как‑то помочь беднякам, но вместе с тем понимает, что изменить что‑либо не в его силах. В его страдающем и измученном мозгу рождает теория, согласно которой все люди разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». […]
    • В романе «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевский показал трагедию личности, которая видит многие противоречия своей эпохи и, запутавшись окончательно в жизни, создает теорию, которая идет вразрез с главными человеческими законами. Идея Раскольникова о том, что есть люди – «твари дрожащие» и «право имеющие», находит в романе много опровержение. И, пожалуй, самым ярким разоблачением этой идеи является образ Сонечки Мармеладовой. Именно этой героине суждено было разделить глубину всех душевных мук […]
    • Тема «маленького человека» является одной из центральных тем в русской литературе. Ее затрагивали в своих произведениях и Пушкин («Медный всадник»), и Толстой, и Чехов. Продолжая традиции русской литературы, особенно Гоголя, Достоевский с болью и любовью пишет о «маленьком человеке», живущем в холодном и жестоком мире. Сам писатель заметил: «Все мы вышли из “Шинели” Гоголя». Тема «маленького человека», «униженных и оскорбленных» особенно сильно прозвучала в романе Достоевского «Преступление и наказание». Одну […]
    • Человеческая душа, ее страдания и мучения, муки совести, нравственное падение, и духовное возрождение человека всегда интересовали Ф. М. Достоевского. В его произведениях встречается много персонажей, наделенных поистине трепетным и чутким сердцем, людей, добрых по природе, но по тем или иным причинам оказавшихся на нравственном дне, потерявших уважение к себе как личности или опустивших свою душу в моральном плане. Некоторые из этих героев так никогда и не поднимаются на прежний уровень, а становятся настоящими […]
    • В центре романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» находится характер героя 60‑х гг. XIX в., разночинца, бедного студента Родиона Раскольникова. Раскольников совершает преступление: убивает старуху‑процентщицу и ее сестру, безобидную, простодушную Лизавету. Убийство – это страшное преступление, но читатель не воспринимает Раскольникова отрицательным героем; он предстает героем трагическим. Достоевский наделил своего героя прекрасными чертами: Раскольников был «замечательного хорош собою, с […]
    • Во всемирно известном романе Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание» образ Родиона Раскольникова является центральным. Читатель воспринимает происходящее именно с точки зрения этого персонажа – обнищавшего и опустившегося студента. Уже на первых страницах книги Родион Романович ведет себя странно: он подозрителен и тревожен. Мелкие, совершенно незначительные, казалось бы, происшествия он воспринимает весьма болезненно. Например, на улице его пугает внимание к его шляпе – и Раскольников тут […]
    • Соня Мармеладова для Достоевского – это то же самое, что для Пушкина Татьяна Ларина. Любовь автора к своей героине мы видим повсюду. Мы видим, как он восхищается ею, боготоворит и где-то даже ограждает от несчастий, как ни странно это звучит. Соня – это символ, божественный идеал, жертва во имя спасения человечества. Она как путеводная нить, как нравственный образец, несмотря на ее занятие. Соня Мармеладова – антагонист Раскольникова. И если разделять героев на положительных и отрицательных, то Раскольников будет […]
    • Раскольников Лужин Возраст 23 года Около 45 лет Род занятий Бывший студент, бросил учебу из-за невозможности платить Преуспевающий юрист, надворный советник. Внешность Очень хорош собой, темно-русые волосы, темные глаза, стройный и тонкий, рост выше среднего. Одевался чрезвычайно плохо, автор указывает, что другой человек даже постыдился бы в таком выходить на улицу. Немолод, осанист и чопорен. На лице постоянно выражение брюзгливости. Темные бакенбарды, волосы завиты. Лицо свежее и […]
    • Порфирий Петрович - пристав следственных дел, дальний родственник Разумихина. Это человек умный, хитрый, проницательный, ироничный, незаурядный. Три встречи Раскольникова со следователем - своеобразный психологический поединок. У Порфирия Петровича нет улик против Раскольникова, но он убежден, что тот - преступник, и свою задачу как следователя видит либо в том, чтобы найти улики, либо в его признании. Вот как Порфирий Петрович описывает свое общение с преступником: «Видали бабочку перед свечкой? Ну, так он все […]
    • Роман Достоевского «Преступление и наказание» можно читать и перечитывать несколько раз и все время находить в нем что-то новое. Читая его впервые, мы следим за развитем сюжета и задаемся вопросами о правильности теории Раскольникова, о святой Сонечке Мармеладовой и о «хитрости» Порфирия Петровича. Однако, если мы откроем роман во второй раз, появляются и другие вопросы. Например, почему именно тех, а не иных героев вводит автор в повествование, и какую роль они играют во всей этой истории. Роль эта на первый […]
    • Ф. М. Достоевский был настоящим писателем‑гуманистом. Боль за человека и человечество, сострадание к попранному человеческому достоинству, желание помочь людям постоянно присутствуют на страницах его романа. Герои романов Достоевского – это люди, желающие найти выход из жизненного тупика, в котором оказались по разным причинам. Они вынуждены жить в жестоком мире, который порабощает их умы и сердца, заставляет действовать и поступать так, как людям не хотелось бы, или как бы они не поступили, находясь в других […]
    • В центpе pомана Ф. М. Достоевского "Пpестyпление и наказание" - хаpактеp геpоя шестидесятых годов девятнадцатого века, pазночинца, бедного стyдента Родиона Раскольникова.Раскольников совеpшает пpестyпление: yбивает стаpyхy-пpоцентщицy и ее сестpy, безобиднyю, пpостодyшнyю Лизаветy. Престуление страшное, но я, как, наверное, и другие читатели, не воспринимаю Раскольникова отрицательным героем; мне он кажется героем трагическим. В чем же трагедия Раскольникова? Своего героя Достоевский наделил прекрасными […]
    • Тема «маленького человека» была продолжена в социально-бытовом, психологическом, философском романе-рассуждении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» (1866). В этом романе тема «маленького человека» прозвучала намного громче. Место действия – «желтый Петербург», с его «желтыми обоями», «желчью», шумными грязными улочками, трущобами и тесными двориками. Таков мир нищеты, невыносимых страданий, мир в котором у людей рождаются больные замыслы (теория Раскольникова). Такие картины одна за другой появляются […]
    • Истоки романа восходят ко времени каторги Ф.М. Достоевского. 9 октября 1859 года он писал брату из Твери: «В декабре я начну роман... Не помнишь ли, я говорил тебе про одну исповедь-роман, который я хотел писать после всех, говоря, что еще самому надо пережить. На днях я совершенно решил писать его немедля. Все сердце мое с кровью положится в этот роман. Я задумал его в каторге, лежа на нарах, в тяжелую минуту грусти и саморазложения...» Первоначально Достоевский задумал написать "Преступление и наказание" в […]
    • Одним из сильнейших моментов романа «Преступление и наказание» является его эпилог. Хотя, казалось бы, кульминация романа давно миновала, и события видимого «физического» плана уже произошли (задумано и содеяна страшное преступление, совершено признание, приведено в исполнение наказание), на самом деле только в эпилоге роман достигает своего подлинного, духовного пика. Ведь, как выясняется, совершив признание, Раскольников не раскаялся. «Вот в чем одном признавал он свое преступление: только в том, что не вынес […]
    • Мы все глядим в наполеоны, Двуногих тварей миллионы Для нас орудие одно... А. С. Пушкин Каждый век в истории человечества связан с какой-то личностью, которая выразила свое время с наибольшей полнотой. Такую личность, такого человека называют великим, гением и тому подобными словами. Век буржуазных революций давно уже связан в сознании читателей с феноменом Наполеона - маленького корсиканца с прядкой волос, упавшей на лоб. Он начинал с участия в великой революции, которая раскрыла его талант и таланты […]
  • Раскаяние Родиона Раскольникова в романе Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание"

    Достоевский в своем романе раскрывает образ, доведенного до отчаяния человека, совершившего преступление, стремиться передать нам его мысли, переживания, чувства, муки совести, показать психологию убийцы, и, прежде всего, размышляет на тему раскаяния и искупления греха.

    Раскольников Родион Романович – бывший студент, живущий в Петербурге, университет покинул из-за недостатка средств. Причин, заставивших его совершить убийство старухи-процентщицы, не мало: нужда, тяжелые жизненные обстоятельства доводят героя до изнеможения, он вынужден скрываться от хозяйки дома, так как нечем платить за жилье, сестра Дуня, чтобы помочь брату и матери, решившаяся выйти замуж за развратного Лужина. Проходя по окраинам Петербурга, ему взору предстают картины нищеты и унижения, кто-то пытаемся совершить самоубийство, кто-то торгует своим телом, как дочь его друга Мармеладова Соня, а кто-то наживается на других людях, как, ненавидимая им, старуха. Все эти события проходят через душу Раскольникова, влияют на его психику. В его душе созревает бунт против всей этой несправедливости. Он решает совершить малое зло ради большого добра. Считает что, убив старушонку, он принесёт больше добра и справедливости этому миру, чем зла. Так же у него давно есть теория о двух видах людей. Убийством он решает проверить, кто он, «необыкновенный человек», которому позволено вершить зло ради благой цели, или же просто «тварь дрожащая» и «материал». С этими мыслями он решается на убийство.

    Обстоятельства заставили Раскольникова убить не только процентщицу, он и её безобидную беременную сестру Лизавету. Совершив преступление, герой сомневается в том, что сможет хладнокровно выдержать тяжесть этого поступка, его начинают посещать тревожные сны мысли о самоубийстве, мучает совесть. Иногда же герою кажется, что он сможет жить с «черным пятном на совести». В нем пробуждаются гордость и самоуверенность. Не выдерживая, он рассказывает об убийстве Соне, которая, как он чувствует, может понять его, так как сама увязла в грехе. Она хочет спасти его душу, уговаривая раскаяться и сдаться властям. Через некоторое время он сдается полиции, он даже тогда он не расценивает это как покаяние, а лишь считает слабостью, он до сих пор не видит в содеянном большой вины. Первое время пребывания на каторге сильно укололи его гордость. Однако тягу с жизни ему вернула Соня, поехавшая за ним Сибирь.

    Я считаю, Раскольников искупил свой грех тем, что раскаялся и впустил в свою душу любовь и Бога.

    Другой путь искупления греха выбрал Свидригайлов. Он совершил за свою жизнь много грехов: Из-за его домогательств сестра Раскольникова потеряла место работы, он загубил несколько своих крепостных и жену. Осознав это, он пытается искупить вину перед Дуней, предлагая ей деньги и пытаясь предотвратить свадьбу с Луженым. Но, не получив прощения, накладывает на себя руки.

    Ответ или решение 1

    1. На протяжении всего романа Раскольников не раскаивается в своём преступлении, ведь оно было им совершено для того, чтобы проверить свою теорию. А согласно этой теории раскаяние будет означать, что он принадлежит к «тварям дрожащим», а он хотел доказать обратное. Поэтому он всеми силами пытался скрыть его и избежать наказания. Единственное, о чём он переживал, это то, что был недостаточно осторожен и может «погореть» из-за пустяка. Даже на каторге другие осуждённые считали его «убивцем», потому что он продолжал жить своей теорией, а свою вину видел в том, что не смог выдержать и признался во всём. Но в эпилоге говорится о том, что он принял и поверил идею Сони, которая прямо противопоставлена его теории. Он начинает верить в Бога, к нему начинают относится по-другому. Это говорит о том, что он изменил свою точку зрения и отказался от своей теории, а значит, понял, что убийство человека, каким бы он ни был, большое преступление.

    2. Порфирий Петрович опытный следователь, поэтому он понимает, что Раскольников не родился убийцей, а стал преступником в силу обстоятельств. Он сделал это ради спасения других людей, для очищения мира, то есть им двигала праведная цель, но путь к этой цели он выбрал неправильный. А так как на самом деле Раскольников добрый и отзывчивый человек, совершивший ошибку, то ему морально очень тяжело, его раздирают внутренние противоречия, и следователь это понимает. Нормальный человек не может спокойно нести такой груз.

    Почему Раскольников сознался в убийстве, но не раскаивается в нем? (Достоевский Ф. М.)

    Роман Достоевского «Преступление и наказание» изначально был определен как «психологический отчет одного преступления». Главное в книге — не само преступление, а вопросы о нравственном законе. Существует ли он для всех людей? Или же «завершителям человечества» все дозволено? Эти вопросы встают перед Раскольниковым, терзают его сердце. Убийца сомневается в правильности своей идеи преступить старый закон, предрассудок (ибо, как «сверхчеловек», он «право имеет»).

    Героя мучает чувство разъединенности с миром, которое ощущает после злодеяния.

    Одна из главных причин, заставивших Раскольникова сознаться — крах его теории. Герой понимает, что, переступив черту, он не стал «сверхчеловеком», а остался таким же, как и все: «Повинуйся, дрожащая тварь — и не желай, потому — не твое дело». Большое влияние на преступника оказала Соня Мармеладова. Она совершает преступление над собой, страдает ради блага семьи, идет по дороге самопожертвования:». и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети-сироты. » Девушка не понимает, как можно преступить нравственный закон, запрещающий убивать людей, и предлагает Родиону сознаться:»Стань на перекрестк, поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух:»Я убил!»

    В конце концов Раскольников идет по пути Сони — решает страдать во искупление своего греха и является с повинной. Молодой человек несет наказание. Но с каторгой жизнь для героя не кончается, напротив, он духовно выздоравливает и стремится душой к возрождению: за новую жизнь нужно будет «заплатить. великим, будущим подвигом. «

    Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) — начать подготовку

    www.kritika24.ru

    План-конспект урока по литературе (10 класс) по теме:
    Урок «Преступление и наказание Родионе Раскольникова»

    Открытый урок в 11а классе

    «Преступление и наказание Родиона Раскольникова»

    Цель: проследить, как «потрясенный, выбитый из колеи жизни» герой пришел к преступлению и какое наказание понес.

    Городской семинар-практикум для слушателей курсов МИОО

    «Система работы по развитию слухового восприятия и формирования правильного произношения в школе для слабослышащих детей».

    Дата проведения: 21.03.2006г.

    Место проведения: ГОУ специальная(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат №30 II вида им. К.А. Микаэльяна.

    Учитель: ЯРОШЕНКО ЕЛЕНА АЛЕКСЕЕВНА

    Ход урока

    1. Ученик читает сцену убийства старухи-проценщицы и ее сестры Лизаветы:

    «Ни одного мига нельзя было терять более. Он вынул топор совсем, взмахнул его обеими руками, едва себя чувствуя, и почти без усилия, почти машинально, опустил на голову обухом. Силы его тут как бы не было. Но как только он раз опустил топор, тут и родилась в нем сила.

    …Удар пришелся в самое темя, чему способствовал ее малый рост. Она вскрикнула, но очень слабо, и вдруг вся осела к полу, хотя и успела еще поднять обе руки к голове… Тут он изо всей силы ударил раз и другой, все обухом, и все по темени. Кровь хлынула, как из опрокинутого стакана, и тело повалилось навзничь. Он отступил, дал упасть и тотчас же нагнулся к ее лицу: она была уже мертвая. Глаза были вытаращены, как будто хотели выпрыгнуть, а лоб и все были сморщены и искажены судорогой.»…

    «Вдруг послышалось, что в комнате, где была старуха, ходят… Среди комнаты стояла Лизавета, с большим узлом в руках, и смотрела в оцепенении на убитую сестру, вся белая как полотно и как бы не в силах крикнуть…Он бросился на нее с топором: губы ее перекосились так жалобно, как у очень маленьких детей, когда они начинают чего-нибудь пугаться, пристально смотрят на пугающий их предмет и собираются закричать… Удар пришелся прямо по черепу, острием, и сразу прорубил всю верхнюю часть лба, почти до темени. Она так и рухнулась…»

    УЧИТЕЛЬ:

    Как пришел герой к такому страшному преступлению, и какое наказание понес? На этом уроке нам предстоит ответить на эти вопросы, поэтому тема урока сегодня звучит так:

    «ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ РОДИОНА РАСКОЛЬНИКОВА».

    О причинах своего преступления Раскольников рассказывает Сонечке Мармеладовой. Какие это причины?

    И почему, прежде, чем объявить причины, он задает Сонечке вопрос, который его давно мучает. Какой?

    Кому жить: подлецам, мерзавцам, типа Лужина, им жить и делать мерзости или умирать Катерине Ивановне?

    УЧИТЕЛЬ: Задавая этот вопрос, на что он рассчитывал?

    ОТВЕТ: Вероятно, на то, что Соня скажет: конечно же, жить Катерине Ивановне. Но Соня неожиданно отвечает: «Да ведь я Божьего промысла знать не могу… Как может случиться, чтоб это от моего решения зависело? И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить.» Соня живет пео другим законам. Законам Божьим.

    И вот такому человеку неожидан, как бы для проверки своей теории, Раскольников открывает душу. Какие причины он называет?

    Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Штука в том: я задал себе один вопрос: что если бы, например, на моем месте случился Наполеон инее было бы у него, чтобы карьеру начать, ни Тулона, ни Египта, ни перехода через Моблан, а была бы вместо всех этих красивых и монументальных вещей просто -запросто одна какая-нибудь смешная старушонка, легистраторша, которую еще вдобавок надо убить, чтоб из сундука у ней деньги стащить (для карьеры-то, понимаешь?), ну, так решился бы он на это, если бы другого выхода не было?

    …вот я и решил, завладев старухиными деньгами. Уподобить их на мои первые годы, не мучая мать, на обеспечение себя в университете, на первые шаги после университета, — и сделать все это широко, радикально, так чтоб уж совершенно всю новую карьеру устроить и на новую, независимую дорогу стать..

    … не для того, чтобы матери помочь, я убил – вздор! Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил: для себя убил, для себя одного…

    Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет?

    ТВАРЬ ЛИ Я ДРОЖАЩАЯ ИЛИ ПРАВО ИМЕЮ…

    О каком праве идет речь?

    5. УЧЕНИК делает сообщение «ИДЕЯ РАСКОЛЬНИКОВА О ПРАВЕ СИЛЬНОЙ ЛИЧНОСТИ».

    Так какая же причина является главной? Докажите свое мнение. Как на признание Раскольникова реагирует Сонечка?

    — Что Вы над собой сделали?! Нет тебя несчастнее никого теперь в целом свете!

    Это она говорит убийце! Почему она его жалеет?

    ОТВЕТ: Она поняла, какие муки теперь обрушились на Раскольникова. А почему муки? Ведь у него все удачно получилось: проверил себя, старуха- проценщица убита, деньги спрятаны и золотые украшения спрятаны в надежном месте, против Раскольникова никаких улик. Можно жить спокойно. Но что происходит с Раскольниковым?

    УЧИТЕЛЬ: Что происходит с Раскольниковым?

    ОТВЕТ: В первое мгновение на следующее утро он думал, что сойдет с ума. Страшный озноб охватил его. С этой минуты и начались его мучения. Он идет в контору с твердым намерением все рассказать: «Войду, встану на колени и скажу,»- подумал он. Но не сказал, а упал в обморок от душевного напряжения и страха. «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказались душе его…Ему показалось, что он как будто ножницами ОТРЕЗАЛ САМ СЕБЯ ОТ ВСЕХ И ВСЕГО В ЭТУ МИНУТУ». Даже встреча с матерью и сестрой не приносит радости и успокоения. Он почувствовал, что не может с ними нормально разговаривать, общаться, что непреодолимая стена стала между ними. Состояние муки и страдания постепенно достигает наивысшего напряжения: «Сегодня же! Сегодня же!». «Он не знал, да и недумал о том, куда идти; он знал одно: что это надо кончить сегодня же, за один раз, сейчас же, что домой он иначе не воротится, потому что не хочет так жить. Как кончить? Чем кончить? Об этом он не имел и понятия, да и думать не хотел». Выходит на улицу,… но так и не решил, что же сделать, чтобы закончились муки.

    Сделаем вывод из сказанного. Бесчеловечная «ИДЕЯ» привела Раскольникова к разладу с людьми, поставила его в противоестественные отношения с человеком в себе. Хотя его увлекла идея сильной личности, стоящей над безликой массой «тварей дрожащих», и у него возникло страстное желание войти в число «сильных мира сего», но его душевные муки показали, что примкнуть к миру людей, исповедующих его теорию, Раскольников не может.

    Живая душа, человеческая природа сопротивляется идее о праве сильной личности. Болезненное внутреннее состояние Раскольникова вызвано тем, что «натура» уму героя не подвластна. Поэтому-то Порфирий Петрович делает ставку на живую и сложную душу Родиона и старается вывести его из внутреннего равновесия, встревожить, поддержать в нем мучительно- неопределенное самочувствие, которое невыносимо для героя романа. Раскаивается ли Раскольников в своем преступлении?

    И после преступления Раскольников не признает себя виновным, продолжает верить в свою теорию, оправдывающую «кровь по совести». Суд официальный и юридическое наказание ничего не решили в его судьбе: в своем преступлении он не раскаивается.

    В чем же тогда упрекает себя Раскольников?

    Раскольников Упрекает себя только в том, что сделал явку с повинной, не вынес идеи, вдохновившей его на преступление. Сознание, что он «ВОШЬ», как и все, а не избранный человек, заставляет его глубоко страдать. Вот его размышления после встречи с мещанином: «Нет, те люди не так сделаны; настоящий властелин тот, кому все разрешается…»

    Не торжество победителя, а невыносимые муки рождает в душе Раскольникова совершенное им убийство. Нет, не может он заковать свои чувства в бронзу, преодолеть в себе человека, способного к состраданию и чуткого к несчастьям людей.

    УЧИТЕЛЬ: Нет ли противоречия в наших рассуждениях: Раскольников в своем преступлении не раскаивается и тем не менее совершает «явку с повинной»? Почему?

    Страх быть разоблаченным заставил его пойти и сознаться в преступлении. Сознаться быстрее, чтобы не мучиться?

    Или к признанию привело Раскольникова противоречие. Он во власти теории, но душа его – душа живого человека, в котором очень сильны чувства гуманные: душевность, жалость, любовь к людям.

    Какой же ответ правильный? Хотя против Раскольникова нет твердых доказательств(Миколка признался в убийстве, Свидригайлов, все знавший, застрелился), герой романа делает явку с повинной, потому что не выдержал мучительного ощущения разъединенности с людьми. Душевная пустота и разомкнутость с людьми просто не выносимы. Самое сильное ощущение Раскольникова – тоска по человеку, желание найти утраченный контакт с людьми. Самое страшное наказание для него – ощущение своей отчужденности от людей.

    ПОДВЕДЕМ ИТОГИ УРОКА:

    Итак, путь, который избрал Раскольников, порочен,- доказывает Достоевский. «Ясно и понятно до очевидности, что зло таится в человеке глубже, чем предполагают лекари- социалисты, что ни в каком устройстве общества не избегните зла, что душа человеческая останется та же, что ненормальность и грех исходят из нее самой». Достоевский хочет убедить читателя, что источник обновления мира, путь к человеческому братству не в борьбе и протесте, а в нравственном усовершенствовании личности, в единении людей на основе христианских идеалов.

    Актуален ли роман в наши дни? Актуален как никогда. В нашем мире насилия, «властелинов» и «тварей дрожащих» развенчание идеи о праве сильной личности очень актуально.

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ эпизода романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» «Знакомство Раскольникова со Свидригайловым» Учитель русского языка и литературы: Винокурова Н.М. .

    Цель урока: раскрыть суть разработанной Родионом Раскольниковым теории, разобраться в ведущих мотивах преступления и развенчании теории, показать какую власть над человеком может иметь «т.

    Тема урока: «Преступление и наказание Раскольникова по роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»Тип урока — развитие критического мышлен.

    Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф.М. Достоевский.

    Презентация для урока литературы в 10-м классе по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».

    Конспекты уроков литературы и развития речи в основной школе.

    Учебная презентация к уроку литературы в 10 классе. Цель — выяснить, кто такие “двойники” и “антиподы” Родиона Раскольникова и как они помогают раскрыть характер главного героя.

    Раскаялся раскольников своем преступлении

    Читая Достоевского. Раскольников.

    В литературе о Достоевском накоплеы десятки версий о причинах преступления Раскольникова. Попытаемся изложить свою собственную.

    Сам Раскольников объясняет причину своего поражения тем, что он оказался слишком слаб, чтобы занять место в ряду «личностей». Вряд ли однако, это на самом деле так, потому что во всем, что не касается его злополучного преступления, Раскольников выказывает себя как сильная волевая натура, уверенно подчиняющая себе большинство окружающих. Главное же, что разумом Раскольников отстаивает свой поступок до конца.

    Но вот мы видим, как в этот разум, в сознательные пределы его «я» начинает вторгаться какая-то непредусмотренная им сила, производя там разрушения и смуту. Вот, например, как описывается первое столкновение Раскольникова с этим новым для него и загадочным «ощущением». Раскольников вызван в участок, но убеждается, что на него пока не падает никаких подозрений.

    «Но странное дело, ему вдруг стало самому решительно все равно до чьего бы то ни было мнения, и перемена эта произошла в один миг, одну минуту. Если бы он захотел подумать немного, то, конечно, удивился бы, как он мог говорить с ними минуту назад и даже навязываться со своими чувствами. И откуда взялись эти чувства? Напротив, теперь, если бы комната наполнилась первейшими друзьями его, то и тогда, кажется, не нашлось бы у него ни одного человеческого слова, до того вдруг опустело его сердце. Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения сказалось душе его. Если бы его приговорили даже сжечь в эту минуту, то и тогда он не шевельнулся бы, даже вряд ли выслушал бы приговор внимательно. С ним совершалось что-то совершенно ему незнакомое, внезапное и никогда не бывалое. Не то, чтоб он ясно понимал, но он чувствовал, всей силой ощущения, что не только с чувствительными экспансивностями, как давеча, но даже с чем бы то ни было ему уже нельзя обращаться к этим людям в квартальной конторе, и будь все это его родные братья и сестры, а не квартальные поручики, то и тогда ему совершенно незачем было бы обращаться к ним и даже в никаком случае жизни; он никогда еще до сей минуты не испытывал подобного странного и мучительного ощущения. И что всего мучительней — это было больше ощущение, чем сознание, понятие; непосредственное ощущение, мучительнейшее ощущение изо всех до сих пор жизнию пережитых ощущений».

    Этот отрывок не попадал до сих пор в поле внимания многочисленных исследователей «Преступления и наказания». Между тем он заслуживает самого пристального, «медленного» чтения. В нем от фразы к фразе накапливается иноформация о подлинной причине явки Раскольникова с повинной. Это некоторый внезапный и непередаваемый приступ тоски, отчаяния, равнодушия и отвращения вместе. Раскольников предусмотрел все последствия своего преступления, в том числе и возможные муки совести. Но не она, а что-то «совершенно ему незнакомое», «никогда не бывалое» внезапно сотрясает все его жизненное вещество. Раскольников не может ни понять, ни объяснить самому себе, почему и что именно с ним происходит. «Это» настигает его всегда неожиданно и ввергает в пучину невыносимого одиночестваа, извращает и обращает в свою противоположность все его жизненные реакции и привязанности. Прежде он любил свою сестру и мать — теперь он их почти ненавидит; заботы без памяти преданного ему Разумихина вызывают у него злобу и отвращение; воспоминание о том, как он защитил от уличных приставаний несовершенолетнюю девочку, становится ему ненавистным. Им постоянно овладевает бесконечное, почти физическое отвращение ко всему окружающему и встречающемуся, «упорное, злобное, ненавистное». И чем дальше, тем эти приступы чаще, но всегда неожиданно обрушиваются на измученного Раскольникова, доводя его до полной прострации.

    Не в силах разобраться в этих необъяснимых (и до конца не объясняемых автором) парадоксах раскольниковского сознания, читатель начинает склоняться к упрощенной, но удобопонятной версии, согласно которой причинами, побудившими Раскольникова сознаться, была все-таки его совесть, также мольбы Сонечки и глас народа, переданный в образе мастерового Миколки и загадочного мещанина, сказавшего «ты убивец».

    Нельзя, однако, не видеть, что столкновение Раскольникова с нравственным миром Сонечки переубеждает его в чем угодно, кроме главного: уверенности в правоте своей идеи. Его мыслительные твердыни и слишком крепки и выстроены с достаточным запасом прочности, чтобы разрушиться от первого же непредвиденного укора чужой совести. В промежутках между «приступами» могучий разум героя без труда расправляется с нравственными аргументами своих обличителей, и, пока его воля и сознание при нем, он соглашается лишь с тем, что оказался не «Наполеоном», а такой же «вошью», как убитая им старушонка. Никакого осознанного раскаяния он при этом не испытывает. И даже на каторге, через год после суда и за несколько страниц до окончания романа, он не может найти в своем поступке ничего такого, что бы заставило его раскаяться:

    «О, как бы счастлив он был, если бы мог сам судить себя. Он снес бы тогда все, даже стыд и позор. Но он строго судил себя, и ожесточенная его совесть не нашла никакой особенно опасной вины, кроме разве простого промаху, который со всяким может случиться. Он стыдился именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно, глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы и должен был смириться перед «бессмыслицей» какого-то приговора, если хочет хоть сколько-нибудь успокоить себя/ . /. Он не раскаивался в своем преступлении (курсив наш — В.С.)».

    Итак, внутренне Раскольников все-таки не осудил себя. Он покаялся, но не раскаялся. Ни его собственная совесть, ни христианские доводы Сонечки, ни вдруг понятая им идея страдания — ни один из этих доводов не стал для Раскольникова, оказывается, ни непредусмотренным, ни решающим; ни один из них не вышел за рамки тех аргументов, которые ни были бы заранее предусмотрены его изощренным, «как бритва», сознанием. Раскольников страдает не потому, что убил, а потому, что он не может после этого убийства жить. Он именно не раскаивается, а судорожно ищет путей, которые помогли бы ему вернуть утраченное психическое равновесие. И если бы кто другой, например, Свидригайлов, смог убедительно доказать, что его спасение в новом убийстве, Раскольников скорее всего совершил бы и его — слишком невыносимы его душевные муки. Он, кстати, и идет однажды к Свидригайлову, и идет именно за «указанием», за «выходом», другое дело, что Свидригайлов, как и Соня, ничего такого, что бы облегчило его мучения, предложить не может. В конце концов, исчерпав в борьбе с ненавистным, но по-прежнему загадочным «ощущением» все свои силы, Раскольников покоряется требованию Сони, но так и не переживает очищающего катарсиса. И на каторге лишь подтверждается его безрадостная уверенность в том, что признание в убийстве ничего не изменит в его душевном состоянии и не принесет ему никакого облегчения.

    Достоевский не ограничился, таким образом, в осуждении штирнерианствующего Раскольникова хрестоматийным вариантом этого осуждения, согласно которому Раскольников должен был бы сам осознать безнравственность своего поступка и внутренне возжаждать наказания за него. Он воплотил индивидуалистическую идею в образе нераскаявшегося преступника (а не раскаявшегося, как предпочитают считать многие), и ответил на «теорию» Раскольникова» своей собственной: по Достоевскому, если нравственный закон оказывается бессильным перед мыслительными твердынями индивидуалиста, он должен победить, нанося удар по нему самому, по его психической и физической нормальности.

    Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс

  • Произведение: Преступление и наказание
  • Это сочинение списано 71 893 раз
  • Роман Ф. М. Достоевского назван «Преступление и наказание». Действительно, в нем есть преступление – убийство старухи‑процентщицы, и наказание – суд и каторга. Однако для Достоевского главным был философский, нравственный суд над Раскольниковым и его бесчеловечной теорией. Признание Раскольникова не связано окончательно с развенчанием самой идеи возможности насилия во имя блага человечества. Раскаяние приходит к герою только после его общения с Соней. Но что же тогда заставляет Раскольникова пойти в полицейский участок и признаться в содеянном? Какие причины побудили его к этому?

    Окончательное признание Раскольников делает только в самом конце романа, в шестой части романа, и после этого признания уже начинается описание его жизни на каторге и полного раскаяния в совершенном. На само признание его толкает Соня, которая убеждает его в том, что это будет лучше для него, так как тогда он почувствует облегчение и его душа не будет так страдать. Но с какими чувствами раскольников идет совершать признание?

    Он никак не хочет смириться с тем, то по человеческим законам он совершал преступление и является виноватым. Он продолжает бунтовать до самого последнего момента, постоянно раздумывает над тем, стоит ли вообще делать признание, ведь никто не может догадаться, что это он совершал убийство. Несколько раз Раскольников стремится повернуть назад и не идти в участок.

    Перед тем как идти в полицию, Раскольников еще раз навещает Сонечку. В момент встречи он еще искушает героиню и пытается пробудить в ней чувство индивидуалистического бунта. Он усмехается, его тон кажется Соне странным. От Сони он идет на площадь, чтобы, как советовала она ему, поклониться людям, поцеловать русскую землю и покаяться всенародно в том, что он сделал. Мысли о том, что «эти глупые, зверские хари» обступят его и будут смотреть на его покаяние, бесит Раскольникова. Он по‑прежнему ненавидит людей, толпу, в которой ему приходится идти. Он по‑прежнему чувствует, что он намного выше их, он все еще хочет почувствовать себя «сверхчеловеком», а эти люди не могут понять его и его мотивов.

    В конечном итоге он все‑таки опускается на колени и целует землю. Но делает он это только из‑за того, что его задавила безвыходная тоска и тревога всего этого времени и особенно последних часов. Он захотел испытать что‑то новое, некое чувство, которое резко отличается от того, что в последнее время владело им. «Он так и ринулся в возможность этого цельного, нового, полного ощущения. Каким‑то припадком оно к нему вдруг подступило: загорелось в душе одною искрой и вдруг, как огонь, охватило всего. Все разом в нем размягчилось, и хлынули слезы. Как стоял, так и упал он на землю…»

    Но у него не хватило смелости признаться перед людьми в преступлении. Слова признания застряли у него на языке, когда он услышал разговоры толпы о себе, о том, что он, возможно, всего лишь пьян. Ненависть к людям не позволяет Раскольникову полностью раскрыться перед ними, признаться и, возможно, получить у них прощение. Ведь признаться «тварям дрожащим» означает, что он такая тварь, как и они. А этого Раскольников пока совершить не может.

    Он идет в участок. Но и там слова признания не сразу срываются с его губ. Он по‑прежнему не уверен в том, следует ли делать признание. Несколько раз он порывается уйти из участка, но постоянно какие‑то мелочи задерживают его. Он встречает следователя Пороха, который не догадывается о причинах его прихода и разговаривает с ним о всяких мелочах. Раскольников отвечает отрывисто и с неохотой, его мысли заняты совершенно другими заботами. Он и хочет признаться, но в то же время что‑то постоянно тормозит его.

    Последней каплей, заставившей Раскольникова все‑то сделать признание, становится известие о самоубийстве Свидригайлова. Он никак не мог предположить, что этот человек сможет решиться на такой поступок. «Раскольников чувствовал, что на него как бы что‑то упало и его придавило». Он думал, что Свидригайлова не мучает совесть, что он совершенно не раскаивается в тех злодеяниях, которые совершил в своей жизни. И тут вдруг самоубийство. Эта новость настолько поразила Раскольникова, что он поспешно ушел из участка, и возможно, не вернулся бы туда, а тоже решился на отчаянный шаг, если бы на улице не встретил Соню, на лице которой отпечаталось что‑то больное и измученное. Помня о всех тех словах, которые говорила ему Соня, Раскольников вернулся в участок и признался в преступлении.

    Но только на каторге, после общения с Соней и чтения Евангелия Раскольников приходит к настоящему раскаянию. Только после этого он ощущает единство со всем миром и со всеми людьми.

    • Срок отработки при увольнении по собственному желанию Трудовое законодательство не позволяет просто взять и уйти с работы. О своем желании расторгнуть трудовой договор работник должен предупредить руководство заранее. Для чего нужно такое предупреждение и сколько […]
    • Приказ Федеральной таможенной службы от 21 февраля 2012 г. N 302 "Об установлении фиксированных сумм обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении подакцизных товаров" Приказ Федеральной таможенной службы от 21 февраля 2012 г. N 302"Об установлении […]
    • Мосэнергосбыт подал иск к коммунальной квартире о взыскании задолженности Добрый день. Мосэнергосбыт подал в суд на коммунальную квартиру о взыскании задолженности на сумму 19 000, пени 4 500 и судебных расходов. Я весь период, указанны в иске (2010-2014 гг) исправно […]
    • Приказ Министерства экономического развития РФ и Федерального казначейства от 20 сентября 2013 г. № 544/18н “Об особенностях размещения на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении […]
    • ЗАКОНКрасноярского края О мировых судьях в Красноярском крае Настоящий Закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом «О судебной системе Российской Федерации», федеральными законами «О статусе судей в Российской Федерации», […]
    • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН N 28-ФЗ от 12.02.1998 г. О ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЕ См. графическую копию официальной публикации Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. N 28-ФЗ "О гражданской обороне" (с изменениями от 9 октября 2002 г., 19 июня, 22 августа 2004 г., 19 июня 2007 г., 25 […]
    • ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМЫ ТАМОЖЕННОЙ РАСПИСКИ, ПОРЯДКА ЗАПОЛНЕНИЯ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТАМОЖЕННОЙ РАСПИСКИ, А ТАКЖЕ ПОРЯДКА ИНФОРМИРОВАНИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКОВ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ И (ИЛИ) ИНЫХ ЛИЦ, ПРЕДОСТАВИВШИХ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УПЛАТЫ ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН, НАЛОГОВ, ОБ ОФОРМЛЕНИИ ТАМОЖЕННОЙ […]
    • Оформление в собственность земельного участка БЕСПЛАТНО СТОИМОСТЬ ОКАЗАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ УСЛУГ: (в стандартный пакет входят юридические услуги с подчеркнутой стоимостью) 2 500 р. 5 000 р. ЗАТРАТЫ ПО ДЕЛУ (помимо гонорара за оказание юридических услуг): 1 500 р. - […]


    Просмотров