Правовое регулирование в сфере труда. Источники правового регулирования трудовых отношений

Цель: Сформировать представление об особенностях русской культуры, выраженной в памятниках искусства этой эпохи.
План:
1.Особенности искусства русского Просвещения.
2.Петербург - столица новой России.

В культуре русского Просвещения происходит рождение светского искусства России, причем во всем многообразии его видов и жанров. Еще в конце XVII века нельзя было и помышлять о скульптурном и живописном портретах реально живущих людей, театральных постановках и светской литературе. В сфере художественной культуры осуществляется столь же радикальная и широкомасштабная реформа, как и во всей культуре России этого периода.

Реформу стихосложения предпринимают В. К. Тредиаковский и М. В. Ломоносов. А. П. Сумароков закладывает русскую драматургию нового типа. Возникает новый русский театр, пример тому театр Ф. Волкова. Формирование национальной скульптуры и архитектуры происходит на основе западного опыта.

  • Таким преобразованиям способствовало развитие русского, нарышкинского барокко, сыгравшего объединяющая роль уже в культуре XVII века. Развивается архитектура русского классицизма как реализация задачи создания целостного пространственного эквивалента Российской империи. Начинается градостроительство на новых принципах программного европеизма, ансамблевости и вписанность в окружающую среду. Начинается формирование городской культуры России нового времени.

    Наконец, Петром закладывается Петербург как столица России нового времени, город открытого типа, для которого характерна регулярность планировки, торжественность и праздничность пространства, определяемого новой официальной культурой, масштабность проспектов, переходящих в безграничность дорог России. Складываются доминанты новорусского города. Осуществляется перестройка Москвы и других городов в эпоху русского Просвещения.
    Особое место занимает русская живопись в культуре Просвещения: происходит стремительное изменение содержания и языка в течение XVIII века. На семинаре, предусмотренном по этой теме, необходимо проследить эволюция портрета как выражение роста личностного самосознания в работах Никитина, Левицкого, Рокотова, Боровиковского.
    Таким образом, осуществляется формирование целостной светской художественной культуры России в эпоху Просвещения.
    Контрольные вопросы:

    1. Чем отличается светское искусство от религиозного?
    2. Какие новые виды искусства появляются в России XVIII века?
    3. Каковы признаки Петербурга как новоевропейской столицы России?
    Литература:
    Ильина Т. В. История отечественного искусства от Крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для вузов. 5-е изд., перераб. и доп., М.: Юрайт, 2010. (см XVIII в.)
    Каган М. С. Град Петров. Петрополис, СПБ, 2001.
    Лотман Ю. М. История и типология русской культуры. Спб. 2002, ст. Ломоносов и некоторые вопросы своеобразия русской культуры XVIII века, В перспективе Французской революции. Руссо и русская культура XVIII начала XIX века.
    Русская литература XVIII века. Хрестоматия. /Сост. В. А. Западов. М., 1979, Ст. Тредиаковский В. К. Письмо к приятелю о нынешней пользе гражданству от поэзии, Эпистола от Российской поэзии к Аполлину; Ломоносов М. В. Письмо о правилах Российского стихотворства; Херасков М. М. Рассуждение о российском стихотворстве.

    • Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества. Идеология русских просветителей - Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и других - опиралась на опыт просвещённого монарха Петра I и его "учёной дружины". В это время пропагандируются гуманистические идеалы торжества разума, общественной ценности человека, важности его гражданского долга. Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине . Именно в это время входят в употребление слова патриот и патриотизм.



    Первое здание Московского Университета (слева) у Воскресенских ворот на Красной площади. Гравюра нач. XIX века.


    • В России эпоха Просвещения занимает преимущественно XVIII век, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения, состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно.



    Образование

    Как известно, Екатерина поддерживала дружескую переписку с Вольтером и Дидро, основала один из крупнейших музеев мира - Эрмитаж, Вольное экономическое общество и Российскую национальную библиотеку в Санкт-Петербурге, три учреждения, важнейших для последующего распространения образования и просвещения в России.


    Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765)

    • Большой вклад в развитие русской науки сделал академик Михайло Ломоносов, авторству которого принадлежит закон сохранения массы. Кроме того, он заложил основы современной физической химии, молекулярно-кинетической теории тепла, изготовлял телескопы собственной конструкции, с помощью которых открыл атмосферу у планеты Венеры, а также был одаренным поэтом и одним из создателей современного русского языка.

    • Западное влияние в русской архитектуре раньше всего сказалось на московских постройках нарышкинского стиля, который включил в традиционный русско-византийский архитектурный стиль элементы западного барокко. Нарышкинский стиль получил свое название от боярской семьи Нарышкиных, к которой, в частности, относилась мать Петра I , Наталья Нарышкина. В конце XVII в. ими были возведены некоторые постройки, такие как церковь Покрова в Филях, сохранившиеся до нашего времени. Более решительный разрыв с византийской традицией состоялся в новой столице Петра I , Санкт-Петербурге, который с самого начала строился в духе петровского барокко. К нему, в числе прочих, относится знаменитый Петропавловский собор, усыпальница семьи Романовых. Первым архитектором Петербурга был итальянец Доменико Трезини, но уже в эту эпоху в России работали собственные талантливые зодчие, такие как Иван Зарудный. Некоторые здания строили по эскизам самого Петра Великого.



    • В XVIII в. традиционная русская иконопись постепенно приходит в упадок. Все большее влияние на неё оказывает проникающая с Запада масляная живопись, которая к этому времени прошла большой путь развития от эпохи Возрождения до барокко. Среди наиболее известных представителей иконописи этого периода выделяются Г. Т. Зиновьев, А. И. Казанцев и С. С. Нехлебаев. Иконы писал также известный живописец В. Л. Боровиковский.

    В.Л.Боровиковский.

    Портрет М.И. Лопухиной, 1797


    • Русская духовная музыка, как и Русская православная церковь в целом, претерпела период реформ ещё в XVII в., и её развитие под влиянием западной музыки продолжалось и в XVIII в. Среди русских исполнителей XVIII в. известность приобрели скрипач Иван Хандошкин и певица Елизавета Сандунова, а авторов музыкальных произведений - Василий Титов и Василий Тредиаковский. Первый балет был поставлен в России ещё в царствование отца Петра Великого, царя Алексея Михайловича. В 1738 г. в Петербурге была открыта «Танцевальная Ея Императорского Величества школа», будущая Академия русского балета им. А. Я. Вагановой. Екатерина II посылала своих лучших композиторов, таких как Березовский и Бортнянский, учиться за границу. Важный вклад в раннюю русскую оперу сделали также Василий Пашкевич, Евстигней Фомин и лично Екатерина II , также писавшая либретто для опер.


    • Федор Григорьевич Волков (1729-1763) - выходец из купеческой семьи, прославленный актер, зачинатель отечественного профессионального театра. В 1750 году он собрал в Ярославле любительскую труппу и на свои деньги построил деревянный театр. На основе этой труппы через шесть лет указом Елизаветы Петровны был создан в Петербурге первый постоянный русский публичный театр. Его репертуарную основу составляли трагедии А. П. Сумарокова, который был назначен директором нового предприятия. Как отмечали современники, наиболее ярким и талантливым актером был сам основатель труппы Федор Волков.
    • Федор Волков вместе с братом Григорием принял участие в за́говоре против императора Петра III с целью передать престол его жене, великой княгине Екатерине Алексеевне. После удачного переворота новая императрица Екатерина II возвела братьев в дворянское достоинство и пожаловала семью сотнями крепостных душ.


    • Н.И.Аргунов Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)
    • Н.И.Аргунов Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)
    • Н.И.Аргунов Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)
    • Н.И.Аргунов Портрет актрисы П.И.Ковалёвой-Жемчуговой (Шереметьевой) (1768-1803)

    В русских труппах пели нередко крепостные актёры, самой известной из которых является Прасковья Жемчугова, сопрано из частного театра графа Шереметьева, выступавшая на сцене Кусково и Останкино.

    • Прасковья Ивановна Ковалева-Шереметевой, по сцене Жемчугова (1768-1803 гг.), замечательная русская актриса, бывшая крепостная графа Шереметева, женщина редкого таланта и доброты. Удивительна и красива история любви Н.П.Шереметева и крепостной актрисы, «примы» шереметевского театра, игравшей под именем Прасковьи Жемчуговой. Граф влюбился в молодую красавицу, талантливую актрису. Эта красивая любовь длилась около 20лет. В 1798 году Шереметев дает ей «вольную», а в 1801 году граф и бывшая крепостная из его кусковской усадьбы тайно венчаются в церкви Симеона Столпника в Москве. Граф придумал ей родословную, восходящую к польскому шляхетскому роду Ковалевских. На самом же деле Параша Ковалева была дочерью кузнеца из подмосковного села Кусково. Параша Ковалева становится графиней Шереметевой. Император Павел I благословил «неравный брак», после долгих колебаний. Семейное счастье Николая Петровича оказалось недолгим. В 1803 году графиня «умерла родами», оставив мужу трехнедельного сына Дмитрия. Граф очень страдал и больше не женился, посвятив себя сыну. В память о жене он построил больницу для бедных и принимал участие в других благотворительных проектах. На портрете тридцатипятилетняя актриса изображена в домашней одежде, незадолго до смерти, последовавшей через месяц после рождения сына. Граф Шереметев заказал своему крепостному Н.И.Аргунову, этот портрет Прасковьи Ивановны для того, чтобы обнародовать свой брак и укрепить права будущего наследника несметного состояния.

    • В эпоху Екатерины II ведущими драматургами были Денис Фонвизин, высмеивавший провинциальных помещиков и их подражание всему французскому. Денис Иванович Фонвизин – известный и знаменитый писатель-драматург, сатирик, переводчик и основоположник русской бытовой комедии, родился 3 (14) апреля 1745 года, в стародворянской семье, в городе Москва Российской империи. Именно, выбранное Фонвизиным литературное направление, внесло существенные коррективы в его судьбу как служителя Отечеству. Он оставил яркий след в русской литературе, коим восхищались многие поколения простых и выдающихся ценителей его творчества.

    А. С. Пушкин. Евгений Онегин. Гл.1, ст. XVIII

    Волшебный край! там в стары годы, Сатиры смелый властелин, Блистал Фонвизин, друг свободы, И переимчивый Княжнин; Там Озеров невольны дани Народных слез, рукоплесканий С младой Семеновой делил; Там наш Катенин воскресил Корнеля гений величавый; Там вывел колкий Шаховской Своих комедий шумный рой, Там и Дидло венчался славой, Там, там под сению кулис Младые дни мои неслись.



    Восемнадцатый век - это не только время блистательных побед русского оружия, строительства роскошных дворцов и парков, создания русского театра, расцвета литературы и искусства. Именно в это время во всю широту ставятся задачи просвещения отечества. Идеология русских просветителей - Кантемира, Тредиаковского, Ломоносова и других - опиралась на опыт просвещённого монарха Петра I и его "учёной дружины". В это время пропагандируются гуманистические идеалы торжества разума, общественной ценности человека, важности его гражданского долга. Русский классицизм как основное литературное направление эпохи провозглашал идеи патриотизма и служения родине. Именно в это время входят в употребление слова патриот и патриотизм.

    Постепенное освобождение из-под влияния церкви, становление нового миросозерцания, "обмирщение" литературы, обратившейся теперь к земным делам и радостям человека, настоятельно требовали дальнейшего "обмирщения" и совершенствования языка.

    Петровская эпоха оставила в наследство русским просветителям грамматическую неупорядоченность и чрезвычайную лексическую пестроту. К тому времени ещё не был выработан язык русской художественной и научной прозы. Это приводило, в частности, к необыкновенным сложностям при переводе с иностранных языков. Известна трагическая судьба переводчика Волкова, который, не справившись с трудностями перевода терминов, в отчаянии покончил жизнь самоубийством.

    Попытки дальнейшей демократизации языка мы встречаем ещё в творчестве замечательного писателя XVIII в., создателя сатирических произведений Антиоха Кантемира, который охотно вставлял в свои сатиры и "простолюдные" слова, и пословицы. Как верно отметил позже В. Г. Белинский, сатиры Кантемира отличаются не только "русским языком, но и русским умом".

    Резко противопоставлял церковнославянский и русский языки другой видный представитель классицизма XVIII в. - Василий Тредиаковский. В предисловии к переводу романа Поля Тальмана "Езда в остров любви" этот необычайно трудолюбивый, но неудачливый жизни русский литератор откровенно и темпераментно заявлял: "На меня, прошу вас покорно, не изволите погневаться (буде вы ещё глубокословныя держитесь славенщизны), что я оную не словенским языком перевёл, но почти самым простым русским словом, то есть каковым мы меж собой говорим. Сие я учинил следующих ради причин. Первая: язык словенский у нас есть язык церковный, а сия книга мирская. Другая: язык словенский в нынешнем веке очень темен, и многие его наши читая не разумеют:" В программной речи, произнесённой в 1735 г. при открытии "Российского собрания" переводчиков, Тредиаковский выдвинул задачи составления грамматики "доброй и исправной", словаря ("дикционария") и риторики.

    Однако жизнь по-прежнему настоятельно требовала демократизации и упорядочения русского языка. Отсутствие грамматических и стилистических норм затрудняло не только официальную языковую практику. Оно противоречило требованиям господствовавшего тогда литературного направления - классицизма, в основе которого лежали рационализм, жёсткая нормативность и иерархия жанровых правил, призванных регламентировать художественное творчество.

    Осуществить насущные задачи упорядочения русского литературного зыка оказалось под силу лишь гению Ломоносова, в котором счастливо соединился талантливый поэт и великий всесторонний учёный. "С Ломоносова, - писал В. Г. Белинский, - начинается наша литература; он был её отцом и пестуном; он был её Петром Великим". Не будет преувеличением сказать, что с Ломоносова начинается также научное осмысление и нормализация русского литературного языка.

    Поразительно много сделала Ломоносов в области гуманитарных наук. Но, конечно, наиболее значимы для нас его труды по грамматике и стилистике. Высоко оценивал он значение грамматики в жизни общества во вступлении к "Российской грамматике", законченной в 1755 г., Ломоносов писал: "Тупа оратория, косноязычна поэзия, сомнительна юриспруденция без грамматики". Труд Ломоносова - это, в сущности, первая грамматика именно русского, а не церковнославянского языка. Этот труд содержит не только подробное и обстоятельное описание грамматического строя русского языка, основанное на богатых и тщательных наблюдениях. Грамматика Ломоносова - это первое нормативно-стилистическое пособие, в котором регламентировалось употребление параллельно существовавших тогда форм языка. Трудно бы было даже перечислить те особенности тогдашнего словоупотребления, которые обнаружил и отметил в своей грамматике Ломоносов, нередко гениально предсказав их дальнейшую судьбу. Так, например, он указывает, что для высокого стиля в предложном падеже рекомендуется употреблять формы существительных на -е, а для простого стиля - формы на -у; например: в поте лица труд совершить, но в поту домой прибежал. Следы стилистического размежевания этих грамматических вариантов мы находим и в современном языке; ср. в нейтральном стиле: быть в отпуске, работать в 5-м цехе; в разговорной же речи: быть в отпуску, работать в 5-м цеху. И таких примеров, повторяю, можно было бы привести десятки.

    Не меньшее историческое значение имело ломоносовское учение о трёх стилях. Здесь нет возможности и необходимости излагать подробно его стилистическую теорию. Достаточно сказать, что Ломоносов утвердил именно русскую (а не церковнославянскую) основу русского литературного языка. Однако из речевой практики изгонялись далеко не все славянизмы, а только "весьма обветшалые", "невразумительные" слова (например: обаваю, рясны, свене - в переводе: заклинаю, ресницы, кроме). Полный же отказ от церковнославянизмов значил бы тогда нежелательный разрыв с книжной культурной традицией (кроме того, как мы увидим ниже, многие славянизмы стали впоследствии значимым стилистическим средством). Историческая задача состояла тогда в соединении русских (в том числе просторечных) и церковнославянских элементов в пределах единого литературного языка, что, в свою очередь, предполагало их приуроченность к определённым литературным жанрам и стилям речи. Эту задачу блестяще разрешил Ломоносов. Это подготовило почву для создания единого русского литературного языка.

    Важную роль в создании единого русского литературного языка сыграла и сама литературная практика поэта и учёного. Долгое время в науке господствовало мнение о том, что Ломоносов - это главным образом придворный поэт, автор хвалебных торжественных од, щедро насыщенных звонкими и пышными метафорами. Возвышенность и пафос ломоносовских стихов дали повод сравнивать их с праздничным великолепием дворцов Варфоломея Растрелли. Но такая оценка его литературного творчества страдает явной односторонностью. Это отметил ещё Пушкин. "Ломоносов, - писал он, - сам не дорожил своею поэзиею и гораздо более заботился о своих химичесмких опытах, нежели о должностных одах на высокоторжественный день тезоименитства и проч.". Пушкин упоминает и о таком факте: "В другой раз, заспоря с тем же вельможею, Ломоносов так его рассердил, что Шувалов закричал: "Я отставлю тебя от Академии!" - "Нет, - возразил гордо Ломоносов, - разве Академию от меня отставят". Вот каков был этот "униженный" сочинитель похвальных од и придворных идиллий!"

    Наука для Ломоносова была истинным призванием, делом всей его жизни. Даже в стихах по торжественному случаю (например, в "Оде на день восшествия на престол Елизаветы Петровны") он слагает гимн науке:

    Науки юношей питают,

    Отраду старым подают,

    В счастливой жизни украшают,

    В несчастный случай берегут:

    Ломоносов-учёный необыкновенно много сделал для сложения языка русской науки. Помимо усовершенствования синтаксиса, он внёс значительный вклад в создание доступной и удобопонятной научной терминологии. Им были предложены такие физические и технические наименования, как: воздушный насос, земная ось, жидкие тела, равновесие тел, сопротивление, упругость и десятки других. Новое философское и терминологическое значение вложил Ломоносов в бытовые русские слова: опыт, движение, явление, частица и др.

    Эпоха русского Просвещения характерна не только общим значительным увеличением лексического состава русского языка, но и весьма заметным приростом слов, обозначающих отвлечённые понятия. Ещё Кантемир в переводе книги Фонтенеля "Разговоры о множестве миров" ввёл в обиход слова понятие, плотность, начало (в значении "принцип"). В XVIII в. русский язык обогащается десятками новых слов на -ость (законность, правильность, устарелость, ограниченность, удалённость, доверчивость, мечтательность, раздражительность, рассеянность и др.) и на -ние (впечатление, обозрение, обвинение, обучение, перерождение, переселение, предохранение, философствование и др.). Существенно при этом отметить, что подобные слова, выражающие отвлеченные понятия, родились уже явно на русской, а не на церковнославянской основе.

    В последней четверти XVIII в. в литературе и языке всё более ощутимыми становятся веяния нового времени. Подходит к концу эпоха господства классицизма. Реалистическая лирика Державина требует уже иных языковых средств. Вторжение просторечия в средний и даже высокий стили разрушает строгость их былых границ. Опрощению постепенно подвергается и язык поэзии. Вот, например, какими непринуждёнными, разговорными словами (прежде совершенно недопустимыми в поэзии) пишет уже Державин:

    Или, сидя дома, я прокажу,

    Играя в дураки с женой;

    То с ней на голубятню лажу,

    То в жмурки резвимся порой:

    Но народная стихия тогда не обрела ещё полных прав гражданства. Время переоценки ценностей впереди. Русский язык ещё не полностью освободился от вериг славянщизны, а уже на роль законодателя норм претендует дворянский салон. Какой же путь изберёт наш язык?

    Для развития мировой культурологической мысли, раскрыть их роль в формировании культурологии как особой системы знаний - насущная задача современной науки. Итак, тема данного реферата – «Проблемы культуры в философии русского просвещения». Цель работы – отразить сущность процесса становления культуры в эпоху Просвещения. В связи с целью работы, поставлены следующие задачи: - отразить сущность...

    Журнала» П. Руссо критикует сторонников традиционной концепции, идущей от гуманистов XVI в., которые не стремились к широкому распространению знаний среди большинства «непосвященных». Культура эпохи европейского Просвещения (к ней близко и американское Просвещение) имеет ряд отличительных черт. Во-первых, для нее характерен деизм (учение о боге как творце вселенной, которая после ее создания...

    Художественная культура европейского Просвещения: утверждение культа разума.

    Задание на урок Назовите основные идеи эпохи просвещения. Докажите преемственность между культурой Возрождения и культурой Просвещения.

    Эпо́ха Просвеще́ния - одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

    Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россию и охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

    Век «разума и просвещения» стал временем всесокрушающего скепсиса и иронии, когда беспощадной критике подвергались, казалось бы, нерушимые устои человеческой жизни, когда вера в Иисуса Христа и в добродетель христианского короля стали вызывать недоумение и насмешку.

    Основы государственного устройства, право, политика, нравственные приоритеты - все подвергалось жесткому анализу, что в свою очередь способствовало развитию нового мироощущения, проникнутого чувством радости «посюстороннего» бытия. Взамен христианских представлений о духовной первооснове Вселенной мыслители Просвещения выдвигали теории, основанные на оптимистической вере в силу человеческого интеллекта, в его способность не только понять пороки общества, но и перестроить жизнь по законам свободы, равенства и братства.

    Радость жизни, радость любви, наслаждение реальными благами роскоши, охватившие аристократию, неодолимо влечет и многих художников. Так формируются основы стиля рококо - порождения утонченной, отмеченной чертами особой изысканности жизни. Рококо стало украшением праздного быта изнеженной знати, но не только. В этом стиле большие художники, о которых речь впереди, сумели воплотить чувственную прелесть человеческих отношений, не скованных рамками внешних приличий, в сочетании с игривой легкомысленностью и тонким юмором.

    Литература Даниель Дефо

    Автор «Робинзона» родился в Лондоне в семье богатого мясника по фамилии Фо. Родители хотели, чтобы их сын стал священником. Они отдали его в частную школу, где юноша изучал древние языки, философию и богословие. После окончания школы он занялся торговлей, которая приносила ему хороший доход. Все свободное время Дефо отдавал литературе; создал несколько острых памфлетов, затрагивающих проблему свободы вероисповедания, которые пользовались широкой известностью. Он неоднократно разорялся и вновь наживал состояние, не особенно беспокоясь о материальном благополучии. В то же время его писательские труды все чаще обращали на себя внимание власть предержащих. Дефо становится видным политическим деятелем, попадает в опалу. В 1719 г. он написал бессмертный роман о приключениях Робинзона Крузо, который в течение четырех месяцев переиздавался 4 раза и вызвал огромное число подражаний.

    Джонатан Свифт

    Автор «Путешествий Гулливера» родился в столице Ирландии - Дублине. Его родственники мечтали о том, что он станет священником, и определили его изучать богословие в Дублинский университет. Однако положение скромного священника (Свифт даже не был дворянином) не прельщало молодого человека, и он согласился принять место литературного секретаря, что позволило заниматься литературным творчеством. Среди первых его произведений - памфлеты, обличающие католичес­кую церковь. Эти произведения заставили важных политических деяте­лей прислушиваться к голосу скромного священника. Вскоре Свифт превращается во влиятельнейшую фигуру политика и дипломата. Но не забыта и литература. В 1726 г. без имени автора был опубликован роман о приключениях Гулливера, выдержавший бесчисленное количество переизданий.

    Дефо старается убедить читателя в том, что автор книги не он, а Робинзон Крузо, а Свифт вообще анонимно подкинул свою рукопись издателю. Что побуждало авторов постоянно указывать в романах географические координаты тех мест, в которых оказывались путешественники? Читатели Дефо неоднократно говорили автору, что им больше всего в романе нравятся путешествия и приключения. Это очень огорчало автора, утверждавшего, что его поняли неверно и дело не в приключениях. А в чем же тогда дело?

    Просветительская направленность произведений. Авторы обращались к своим современникам, прежде всего к людям «простого звания» - представителям поднимающегося третьего сословия, убеждая их, что приключения героев настоящие. Дефо «обманывает» читателей, стремится внушить им веру в собственные силы, в возможность преобразования, доказать, что «все смертные равны!» (Вольтер). Именно поэтому его роман называли гимном труду и ясной человеческой мысли. Свифт не столь оптимистично смотрел на мир, а буржуазное благополучие его попросту раздражало. Отсюда и назидательность, нравоучительный характер многих произведений.

    Пьер Бомарше (Карон)

    Знаменитый трибун Французской революции Дантон сказал, что «… Фигаро покончил с аристократией».Действительно, в своих произведениях Бомарше высмеивает привилегированное сословие. Фигаро -яркий представитель третьего сословия. Сам Бомарше писал: «Все выдающиеся люди выходят из третьего сословия…»

    Неудивительно, что именно в Германии, пережившей национальную катастрофу (Тридцатилетнюю войну), распавшейся почти на 300 княжеств, свыше полусотни имперских городов и множество мелких дворянских владений, родилось Просвещение, пронизанное страстным протестом против любого рабства и угнетения. Немецкие мыслители Гердер, Кант, Гегель внесли огромный вклад в развитие философии, этики, психологии и многих естественных наук. «Sturm und Drang» («Буря и натиск») - так называлось новое общественное движение молодых литераторов, выдвинувших радикальные идеи, всколыхнувшие общественное сознание.

    Немецкое Просвещение. На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания.

    Среди блестящих имен немецкой просветительской литературы выделим два - Гете и Шиллер. Оба поэта были причастны к движению «Бури и натиска». Оба оставили огромный след в истории мировой культуры.

    Нет, есть предел насилию тиранов! Когда жестоко попраны права И бремя нестерпимо, к небесам Бестрепетно взывает угнетенный. Там подтвержденье прав находит он, Что, неотъемлемы и нерушимы, Как звезды, человечеству сияют. Вернется вновь та давняя пора, Когда повсюду равенство царило. Но если все испробованы средства, Тогда разящий остается меч. Вильгельм Телль. Иога́нн Кри́стоф Фри́дрих фон Ши́ллер

    Иога́нн Во́льфганг фон Гёте

    В основе «Фауста» - легенда о реальном средневековом ученом чернокнижнике докторе Фаусте, который продал душу дьяволу в обмен на знания и искусство магии. Гете, сохранив основную канву предания, дополнил его темами, идеями, образами, сделавшими произведение «энциклопедией» не только немецкой культуры, но и всего европейского Просвещения.

    … Жизни годы Прошли недаром; ясен предо мной Конечный вывод мудрости земной: Лишь тот достоин жизни и свободы, Кто каждый день идет за них на бой! «Фауст»

    Искусство Эту особенность можно проследить в изобразительном искусстве. Дидро высказывался по поводу картины Греза «Семья паралитика»: «Уже сам жанр мне по душе: это нравоучительная живопись. И так уже предостаточно и слишком долго в живописи смаковали сцены распутства и порока! Не должны ли мы теперь порадоваться, увидев, что живопись наконец-то соревнуется с драматической поэзией, трогая, просвещая и тем самым исправляя нас и призывая к добродетели?» «Певцы третьего сословия» стремились к утверждению внесословных ценностей, подчеркивали значимость личности самого человека, мечтали об исправлении и совершенствовании нравов. В последнем особенно преуспел английский живописец и график У. Хогарт.

    Английское Просвещение Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

    Уильям Хогарт ХОГАРТ, Уильям - (Hogarth, William. 1697-1764) английский живописец, график и теоретик искусства. Родился в Лондоне в бедной семье школьного учителя. Учился у гравёра Э. Геймбла, с 1720 г. в академии Дж. Торнхилла в Лондоне. В 1729 г. Хогарт тайно венчается с младшей дочерью Торнхилла, Джейн. А в 1731 г. переезжает вместе с женой в дом Торнхилла. Работал в Лондоне, в 1743 и 1748 гг. посетил Францию. Огромное влияние на Хогарта оказали идеи философов Просвещения, утверждавших, что с помощью художественного творчества можно воспитать нравственное начало в человеке и искоренить пороки.

    Дети Грэхэм

    The fishing party

    Свадебный контракт

    Французское Просвещение отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

    Шарден, Жан Батист Симеон Французский живописец; родился в Париже 2 ноября 1699. В 1728 он был избран в Королевскую академию как мастер натюрморта, в 1743 назначен советником Академии, а в 1755 стал ее казначеем; эту должность он оставил незадолго до смерти. Шарден писал натюрморты на протяжении всей своей жизни. После 1733 он обратился также к жанровым композициям. Именно благодаря им он стал известен по всей Европе. Большинство этих картин изображает занятых домашними делами или отдыхающих женщин, играющих детей. Умер Шарден в Париже 6 декабря 1779 .

    Разносчица

    Серебряный кубок

    Ватто Антуан (1684-1721) Жан Антуан Ватто родился в 1684 г. в небольшом провинциальном городке Валансьене в семье небогатого кровельщика и плотника. В 1702 г. Ватто отправляется в Париж, не имея от семьи никакой финансовой поддержки. На протяжении двух лет он за нищенскую плату работает копировальщиком дешевых картин для торговца с моста Нотр-Дам. Свободное время художник посвящает рисованию с натуры. В 1703 г. Ватто познакомился с театральным декораторм К. Жило, у которого продолжил обучение живописи. Сблизившись в 1708 г. с хранителем Люксембургского дворца К. Одраном, Ватто получил возможность изучать творения великих мастеров, которыми изобиловала дворцовая коллекция живописи. В 1709 г. в надежде на продолжение обучения Ватто выставляет на ежегодный конкурс Королевской академии живописи картину «Возвращение Давида после победы над Голиафом», однако получить первую премию ему не удалось. Самостоятельную творческую деятельность Ватто начинает с зарисовок сцен солдатской жизни

    Радости жизни

    Венецианский праздник

    Отдых на охоте

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Франсуа Буше Франсуа Буше можно назвать одним из самых ярких художников рококо. Главной темой его творчества было удовольствие, наслаждение прелестями жизни, ее идиллическое восприятие. Карьера художника была блестящей. Он родился в Париже и первые уроки живописи брал у отца, затем работал иллюстратором в мастерской Ф. Лемуана и сохранил любовь к книжной графике на всю жизнь. В 1734 Буше получил звание академика, затем профессора и стал директором Академии. Он работал для трех королевских мануфактур (Бове, Гобеленов и Севра), оформлял театральные постановки, выполнял декоративные работы для королевских дворцов, другие королевские заказы, многие из которых получал благодаря покровительству мадам де Помпадур. В 1765 Буше стал первым художником короля. Его живопись вызывала восхищение, но в то же время в его адрес звучали резкие отклики, обвинения во фривольности. Вне зависимости от оценки творчества художника его произведения - гимн удовольствию, плотскому наслаждению, но облагороженно-возвышенному, поэтизированному. Произведения Буше полны света и воздуха, чувственности и легкой загадочной иронии, наполнены ощущением неги и наслаждения.

    Диана после купания

    Художник в мастерской. Автопрортрет.

    Мадам Помпадур

    Мадам Помпадур

    Читающая молодая женщина

    С кризисом эстетики рококо в живопись Франции мощно вливаются идеи просветительского реализма.

    Жан Батист Симеон Шарден Великим среди равных в этом направлении можно назвать Жан Батиста Симеона Шардена (1699- 1779).

    Жан Батист Грёз О младшем современнике Шардена, живописце Жане Батисте Грёзе (1725-1805) Дидро сказал: «Вот поистине мой художник». Просветитель посвятил Грёзу многие страницы своих «Салонов», оценив в его творчестве чувствительность и склонность к морализации, столь близкие идеалам самого энциклопедиста. Идеализация благородных чувств стала главной темой творчества Грёза.

    Жан-Батист Грёз "Портрет мальчика"

    Отцовское проклятие 1778. Лувр, Париж.

    Балованное дитя

    Гитарист

    Характерные черты классицизма: «образцовый», эпоха Просвещения подчинение разуму, идеализация героических образов ясность, прямота и простота сдержанность, спокойствие в эмоциях достоинство и рационализм в поступках соблюдение правил и порядка

    (1594-1665) Никола Пуссен

    В мастерской скульптора

    Смерть Германиуса

    Революционный дух Франции полнее и объективнее многих выразил Жан Антуан Гудон (1741-1828), творец скульптурных портретов филосо фов, ученых, борцов за свободу, политических деятелей. Он прославился своим умением воспроизводить не только внешний облик модели, но и ее скрытый психологический мир. Жан-Антуан Гудон

    Жан Жак Руссо

    Портрет жены

    Высшие достижения английской живописи были связаны не с политической сатирой. Жанр парадного портрета - вот та сфера, где наиболее полно раскрылся талант выдающихся английских живописцев - Джошуа Рейнолдса (1723-1792) и Томаса Гейнсборо (1727-1788).

    Рейнольдс, Джошуа Сэр Джошуа Рейнольдс (Joshua Reynolds , 1723-1792) - знаменитый английский исторический и портретный; живописец. Теоретик искусства. Представитель английской школы портретной живописи XVIII в. Первый президент Королевской Академии художеств, член лондонского королевского общества.

    Портрет Джона Симпсона

    Томас Гейнсборо 1727, Садбери, Суффолк - 1788, Лондон. Английский живописец и график, крупнейший мастер национальной школы живописи. Родился в семье торговца сукном. Рано проявившийся талант сформировался очень быстро. Начав с лепки мелких фигурок животных, в 10 лет уже писал пейзажи. Около 1740 приехал в Лондон, где занимался в студиях различных художников, не получив в итоге систематического образования. Возможно, одним из его учителей был Г. Гравело. Приблизительно в это время начал писать портреты.

    Чета Эндрюс

    Портрет герцогини де Бофор.

    Жак Луи Давид На пороге кровавых событий Великой французской революции в живописи заблистало новое имя - Жак Луи Давид (1748-1825). Приверженец классицизма, он отдал весь своей недюжинный дар воплощению идеалов революционного преобразования мира. Обратим внимание: именно Давиду удалось органично соединить в своем творчестве античные традиции, эстетику классицизма и доктрины революции, что позволило историкам окрестить его стиль как «революционный классицизм».

    Леонид в Фермопилах

    Наполеон на перевале Сен-Бернар

    Смерть Марата

    Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

    1. Почему XVIII столетие называют «веком разума и просвещения»? Вспомните слова Вольтера, призвавшего народ «раздавить гадину», т. е. церковь. Какие духовные ценности предлагали просветители взамен религиозных? К каким результатам пришло французское Просвещение? Противоречит ли сегодня просветительский призыв к свободе, равенству и братству христианским заповедям? 2. В чем особенность стиля рококо? К каким идеалам стремились художники в русле этого стиля? Расскажите о творчестве Ватто. 3. Соответствуют ли установкам «галантного века» работы Буше и Фрагонара? 4. Расскажите о классицизме в искусстве Франции и Англии XVIII в. 5. Расскажите о творчестве композиторов Венской классической школы - Глюка, Гайдна, Моцарта и Бетховена. Домашнее задание.


    РОКОКО

    Художественная культура Западной Европы XVIII века. Эпоха Просвещения.

    Культура Западной Европы

    XVIII столетие - одна из самых блестящих эпох в истории человеческой культуры. Этот период европейской истории, находящийся, условно говоря, между двумя революциями - так называемой «славной революцией» в Англии (1688-1689) и Великой французской революцией 1789-1795 гᴦ.,- именуют эпохой Просвещения. Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII в. явилось движение Просвещения. Оно включало в себя политические, общественные идеи - прогресса, свободы, справедливого и разумного социального устройства, развития научного знания, религиозной терпимости. Но оно не было узкоидеологическим движением буржуазии, направленным против феодализма - и только, как это иногда утверждают. Знаменитый философ XVIII столетия, тот, кто первым подводил итоги этой эпохи, И. Кант, в 1784 ᴦ. посвятил Просвещению специальную статью «Что такое Просвещение?» и назвал его «выходом человека из состояния несовершеннолетия». Английский мыслитель Локк утверждал, что человек рождается «чистым листом», на котором бывают начертаны любые нравственные, социальные «письмена», важно лишь руководствоваться при этом разумом. «Век разума», «Век критики», «Философский век» - таково распространенное наименование XVIII в.

    И в это насыщенное время в искусстве развивается направления: рококо, (нео-) классицизм, сентиментализм.

    Антуан Ватто (1684-1721). «Галантные празднества» или «галантные сцены» - главная тема творчества Ватто. Пейзаж здесь - обжитая человеком природа, скорее парк, чем лес; позы и движения персонажей удивительно грациозны и гармоничны. В развитии сюжета главное - общение мужчины и женщины, их изящный, безмолвный диалог: игра взглядов, лёгкие движения рук, едва заметные повороты головы, говорящие лучше всяких слов.

    * Общество в парке

    За год до смерти Ватто создал большую картину, которая должна была служить вывеской антикварной лавки.

    * Вывеска лавки Жерсена

    Когда её купили, то разрезали пополам. Получилось как бы две картины. Вот что значит мастерство – настолько точно разделить общество, что из одного полотна получилось без проблем два?. Её тема – повсœедневная жизнь модного магазина призведений искусства. Посœетители рассматривают полотна, антикварные изделия, делают покупки, беседуют с продавцами. Ватто удивительно точно и полно представил стили и художественные вкусы эпохи: в первой части изображены холодные, напыщенные классицистические произведения, во второй – игривые «галантные сцены» и жанровая живопись.

    Жан Оноре Фрагонар . (1732 - 1806) - французский живописец и гравёр. Писал в основном идеалистические жанры и пасторали, сцены интимной жизни пикантного, иногда беззастенчиво-эротического содержания, декоративные панно, портреты, миниатюры, акварели, пастели. Произведения его вошли в большую моду и покупались нарасхват по дорогой цене, благодаря чему он успел составить себе хорошие средства.

    * Поцелуй украдкой

    * Пастораль - (фр. pastorale, пастушеский, сельский) - жанр в литературе, музыке и в театре, поэтизирующий мирную и простую сельскую жизнь.

    Франсуа Буше – модный художник, любимец мадам де Помпадур, создатель придворного рокайля. Сюжеты – пасторальные сцены с псевдопастушками, игривые двусмысленности, поэтические хижины, пухленькие прелœестницы под видом Венер и Диан. Современники говорили о его картинах: «Не живопись, а воздушные пирожные». Оттенки бледно зелёного, голубого; один из оттенков розового – «цвет бедра смущённой нимфы». Тонкие изысканные формы, лирически нежный колорит, очаровательная грациозность, даже жеманность движений, миловидные лица напоминают «галантные сцены» Ватто. Но у Буше исчезло чувство неустойчивости, изменчивости ситуации. Художника больше интересуют не сами персонажи, а сочетание человеческих фигур и пейзажа, натюрморта.

    * Купание Дианы

    Никола Ланкре - (22.1.1690 - 14.9.1743) - французский живописец, представитель искусства рококо. Испытал сильное влияние А. Ватто. В 1719 принят в члены Королевской академии живописи и скульптуры как «мастер галантных сюжетов». Ланкре также писал в духе «галантных сцен», даже создает серии картин, изображающие «Времена года», где показывает не только погоду, но и разнообразные игры и развлечения.

    * Лето

    На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Русскому искусству XVIII в. всœего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (к примеру, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). По этой причине стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всœего в несколько лет.

    XVIII столетие в истории русского искусства было периодом ученичества. Но если в первой половинœе XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, обучавшиеся за счёт государственных средств - пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.

    Русское искусство во второй половинœе XVIII в. развивалось уже параллельно европейскому, в котором к тому времени утвердился новый стиль - неоклассицизм. Но поскольку в отличие от стран Западной Европы Россия обратилась к культурному наследию античности и эпохи Возрождения впервые, русский неоклассицизм XVIII в. обычно называют просто классицизмом. По прошествии всœего ста лет Россия предстала в обновлённом виде - с новой столицей, в которой была открыта Академия художеств; со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью.

    Для того чтобы Россия укрепилась на Балтийском море, на отвоёванной у шведов земле Пётр I основал новую столицу - Санкт-Петербурᴦ. Название его тогда звучало немного иначе - Санкт-Питер-Бурх, что означало «крепость Святого Петра» (апостол Пётр был небесным покровителœем русского монарха).

    По замыслу Петра I, прежде всœего нужно было застроить и заселить острова в устье Невы. При такой планировке река с её многочисленными рукавами и прорытые позже каналы становились главными магистралями Петербурга, почти как в Венеции или в Амстердаме (его и взял за образец русский царь). Мостов сознательно не строили; горожанам раздавали лодки, чтобы приучить их к водной стихии. Петербург был построен по европейским меркам необычайно быстро, всœего за несколько десятилетий. В первые годы после его основания там ещё бродили дикие звери (в 1714 ᴦ. волки даже загрызли часового на посту). А спустя всœего семь лет, в 1721 ᴦ., улицы Петербурга уже освещало около тысячи фонарей. Чтобы быстрее воплотить замысел Петра, сюда собрали лучших мастеров, а по всœей стране запрещено было строить каменные дома.

    * Петропавловская крепость (современный вид) - архитектор – швейцарец Доменико Джованни Трезини, которого в России звали Андреем Якимовичем.

    Место оказалось удачным, но строить на болотистых почвах было необыкновенно трудно: приходилось вбивать под каждое здание множество дубовых свай.

    * Адмиралтейство (современный вид)

    Само Адмиралтейство (здание, вмещавшее в себя верфи (совокупность сооружений для постройки и ремонта судов), мастерские и склады - всё крайне важное для строительства кораблей) было основано в 1704 ᴦ. Рядом с ним посœелились мастера-корабелы и моряки. По проекту Коробова в конце 20-х - 30-е гᴦ. ХХ в. было перестроено здание Адмиралтейства. Как раз в тот самый момент на нём появился знаменитый шпиль - «адмиралтейская игла» с флюгером в форме корабля, - служивший главным ориентиром на левом берегу Невы. От Адмиралтейства расходился «трезубец» главных магистралей города - Невского и Вознесенского проспектов и Гороховой улицы, которые начали застраиваться жилыми домами. Там же, в крепости находился

    * Петропавловский собор (Трезини)

    Собор и теперь выглядит весьма необычно для православного храма. Над зданием главенствует не купол, а острый шпиль колокольни. Нет и привычной апсиды (выступа с восточной стороны, где находился алтарь). Высокая колокольня настолько удачно сочеталась с ровным, плоским ландшафтом, что позднее архитекторы старались повторить эту деталь.

    Неподалёку Пётр I заложил свой первый дворец, названный Зимним. Царь в нём почти не жил, называя его «конторой», но каждый день здесь бывал и работал. Мы не сможем его увидеть таким, какой он был тогда, т. к. Дворец постоянно перестраивался.

    Кроме Адмиралтейства в Петербурге появились и другие предприятия. Литейный двор, Сестрорецкий оружейный завод, Монетный двор, Шпалерная мануфактура, Шёлковая мануфактура, Кожевенный завод на Выборгской стороне, сахарный завод, стекольные заводы, шлифовально-гранильная фабрика и множество других фабрик, заводов и мануфактур.

    * Монетный двор

    Позже на Васильевском острове начали возводить каменные дома для дворян, к примеру

    * дворец Меншикова

    Меншиков - сподвижник Петра I. Его дворец - часто служил местом торжественных царских приёмов. Именно там чествовали команду первого иностранного корабля, пришедшего в новый порт из Голландии.

    К серединœе 20-х гᴦ. на Васильевском острове появились и другие постройки. До сих пор украшают набережную

    * Кунсткамера

    Кунсткамера - первый в России музей; (нем. Kunstkammer - кабинœет редкостей, музей), или Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого Российской академии наук. Обладает уникальной коллекцией предметов старины, раскрывающих историю и быт многих народов. Но многим данный музей известен по коллекции «уродцев» - анатомических редкостей и аномалий.

    * здание Двенадцати коллегий

    Это своеобразные министерства Петровской эпохи. Состоит здание из 12 одинаковых частей, каждая часть принадлежала отдельному министерству. Общая длина здания составила более 400 метров. Протяжённой линией здания планировалось ограничить формировавшуюся тогда главную площадь города - Коллежскую. Главной она так и не стала, центр города после смерти Петра I был вынесен за Васильевский остров. А в начале XX века перестала существовать вовсœе, когда на её пространстве построили Клинический повивальный институт. Здание Двенадцати коллегий не смотрит лицом на Университетскую набережную, а всœего лишь выходит на неё торцом. С этой особенностью расположения здания связана одна легенда. Будто бы собираясь однажды уехать из Санкт-Петербурга, Пётр I поручает Меншикову строительство Здания Двенадцати коллегий вдоль набережной Невы. Оно должно было стать продолжением Кунсткамеры. А в награду Пётр разрешал Меншикову использовать под свой дворец всю оставшуюся землю, что останется западнее новой постройки. Меншиков якобы рассудил, что если поставить дом лицом к Неве, то земли ему достанется совсœем мало. И решил он поставить здание не вдоль, а перпендикулярно набережной. Вернувшись из поездки, Пётр пришёл в ярость. Таская Меншикова за шиворот вдоль всœего здания, он останавливался у каждой Коллегии и бил его своей знаменитой дубинкой.

    Чуть выше по течению Невы располагался

    * Летний дворец

    Архитекторы - Доменико Трезини и Андреас Шлютер. Летний Дворец Пётр подарил своей жене Екатеринœе Алексеевне. Он очень гордился окружавшим это здание Летним садом. Конечно, сейчас сад совсœем не такой. В нём преобладали не деревья, а однолетние травы и цветы. Их высаживали на фигурных клумбах, которые образовывали орнаменты, похожие на ковровые узоры. Подобные парки в России называли регулярными или французскими, так как мода на них пришла из Версаля (резиденции французских королей под Парижем), а клумбы - партерами (от франц. par terre - «на земле»). Партеры украсили мраморными статуями, изображавшими героев античных мифов; статуи были привезены из Италии. Прогуливаясь по Летнему саду, посœетители могли знакомиться с новым для России видом искусства и с античной мифологией.

    Одна из величайших церквей радует глаз своим величием до сих пор –

    * Исаакиевский собор (французский архитектор Огюст Монферран)

    48 монолитных гранитных колонн высотой 17 метров вырубались в карьерах близ Выборга и доставлялись в Петербург морем. 128 рабочих устанавливали каждую из них с помощью системы блоков и механизмов всœего за 40-45 минут! Подобного строительная техника ещё не знала. Строился очень долго – 40 лет, до самой смерти архитектора. А украшался – до 1917 года (!). Рядом с живописными картинами начинали появляться мозаичные копии.

    В 1741 ᴦ. на престол взошла императрица Елизавета Петровна, дочь Петра I. Во времена её правления (1741 - 1761 гᴦ.) вновь стали строиться многочисленные роскошные дворцы, для украшения которых приглашали художников, как русских, так и иностранных. Во времена Елизаветы Петровны в русской архитектуре расцвёл стиль барокко. Его главным представителœем был итальянец по происхождению Франческо Бартоломео Растрелли (Варфоломей Варфоломеевич). В 1754-1762 гᴦ. Растрелли возвёл новый

    * Зимний дворец

    Он появился примерно на том же месте, где стоял Зимний дворец Петра I. Вот что писал об этом сам архитектор: «Я построил в камне большой Зимний дворец, который образует длинный прямоугольник о четырёх фасадах... Это здание состоит из трёх этажей, кроме погребов. Внутри... имеется посрединœе большой двор, который служит главным входом для императрицы... Кроме... главного двора имеется два других меньших... Число всœех комнат в этом дворце превосходит четыреста шестьдесят... Вместе с тем, имеется большая церковь с куполом и алтарём... В углу... дворца, со стороны Большой площади, построен театр с четырьмя ярусами лож...». Зимний дворец представлял собой целый город, не покидая которого можно было и молиться, и смотреть театральные представления, и принимать иностранных послов. Это величественное, роскошное здание символизировало славу и могущество империи. Его фасады украшены колоннами, которые то теснятся, образуя пучки, то более равномерно распределяются между оконными и дверными проёмами. Колонны объединяют второй и третий этажи и зрительно делят фасад на два яруса: нижний, более приземистый, и верхний, более лёгкий и парадный. На крыше располагаются декоративные вазы и статуи, продолжающие вертикали колонн на фоне неба. Часть помещений было хранилищем одного из первых музеев России – Эрмитаж , с 1922 года всё здание стало музеем.

    А вот ещё уникальное сооружение –

    * здание Академии художеств

    Возводилось на протяжении почти четверти века (1763- 1788 гᴦ.). Авторами проекта были вице-президент, а позднее ректор академии Александр Филиппович Кокоринов (1726-1772) и француз Жан Батист Мишель Валлен-Деламот (1729-1800), работавший в России с 1759 по 1775 ᴦ. Чистота классицистических пропорций, одноцветный фасад, на котором игра цветов заменена игрой светотени, существенно отличали это сооружение от построек барокко. Уникально оно и среди других сооружений русского классицизма с их цветными - зелёными или жёлтыми - стенами и белыми колоннами. План здания академии строго симметричен, составлен из простейших геометрических фигур: корпуса постройки образуют квадрат, а огромный внутренний двор - круᴦ. Простота и чёткость планов стала характерной особенностью классицистической архитектуры.

    Художественная культура Европы конца XVIII – первой четверти XIXв. Романтизм

    Романтизм – идейное и художественное направление, утвердившееся в эпоху революций, противопоставлявший старым порядкам устремлённость к свободе, пафос личной и гражданской независимости.

    Особенности романтизма в западноевропейской живописи:

    · утверждение самоценности личности человека;

    · изображение сильных страстей (эмоций);

    · одухотворение природы;

    · интерес к истории, гражданская позиция;

    · исследование подсознания;

    · поиск самого себя

    Каспар Давид Фридрих – немецкий художник, рассматривал природу (темы – философские пейзажи) как огромный организм, где человек – маленький и хрупкий, но часть мира.

    * пейзаж с радугой

    * Монах у моря

    * На паруснике

    Франсиско Гойя – испанский живописец, гравер.

    Знаменитые офорты (франц. – «азотная кислота», вид гравюры) – серия «Капричос»:

    * Сон разума рождает чудовищ

    * Тонко прядут

    * Расстрел повстанцев

    Теодор Жерико – французский живописец и график, его творчество шокировало власть имущих.

    * Плот «Медузы

    Эжен Делакруа – французский живописец и график.

    * Свобода, ведущая народ на баррикады

    Данте Габриел Россетти – итальянский художник, поэт.

    * Благовещение

    Уильям Тёрнер – английский художник, маринист.

    * Кораблекрушение

    * Снежная буря

    * Невольничье судно

    * Дождь. Пар. Скорость



  • Просмотров