Порядок подачи мирового соглашения в арбитражный суд. Образец мирового соглашения в арбитражном процессе, порядок утверждения в суде

Тема: Средневековые города Казахстана (X - начало XIII вв)

- более качественное строительство оборонительных сооружений)

Словесное описание города у нас есть.

Каков следующий этап работы?

Сейчас группа экспертов, получив словесное описание городов, приступает к работе. Ваша задача - используя все имеющиеся характеристики, нарисовать общий « портрет»- план средневекового казахстанского города.

А мы выслушаем выступление « важных свидетелей» , без которого наше представление о средневековом городе не будет полным.

Я думаю, что сообщение « важных свидетелей» действительно было важным и интересным. В нем мы встретили новые термины. Давайте попробуем еще раз объяснить их:

Дома- коржыны-

Я вижу, наши эксперты уже закончили свою работу. Попросим их показать нам тот самый разыскиваемый нами «портрет» средневекового города.

Сегодня на уроке мы говорили о средневековых городах Южного Казахстана и Жетысу. Этот регион действительно считается оазисом городской культуры. Однако в X - XII вв. оседлая культура начинает распространяться в центральных и восточных районах нашей страны . Недавние археологические исследования показали, что столица нашего государства - город Астана имеет гораздо более длительную историю, чем считалось раньше. Сейчас вы посмотрите фильм о городище Бозок, подготовленный учащимися старших классов и попытаетесь ответить на вопросы:

В чем особенность этого города? Чем он отличается от уже перечисленных городов?

Итак, наше исследование подошло к концу.

Как вы думаете, было ли оно удачным?

Вспомните, какова была цель нашего урока? Сумели ли мы найти облик средневекового города?

(Примерный ответ: как он выглядит, его приметы, характерные черты)

Выступление

группы № 1

(средневековый Тараз)

Выступление

группы № 2

(средневековый Отрар)

устная защита результатов работы со слайд - презентацией.

Несколько учащихся зачитывают записи в тетради, составленные по выступлению.

Эксперты задают уточняющие вопросы исследователям.

Приблизительный ответ: составление портрета - плана города.

Эксперты - используя полученные сведения, рисуют план города.

Выступление группы «важных свидетелей» с сообщением о средневековом городском жилище. (со слайд –презентацией) Исследователи записывают в тетрадь его характерные черты.

Группа экспертов защищает нарисованный «портрет»- план города.

Остальные высказывают свое мнение о работе, называют особенности, которые были выделены при выполнении самостоятельного задания.

Учащиеся смотрят фильм и выполняют задание.

Выступления обеих групп подготовлены учащимися заранее по следующему плану:

1.Изученная литература

История возникновения города

2. Обоснование выбора данного города для презентации.

3.Структура города, особенности внутренней застройки.

4. Роль города на Великом Шелковом пути и в истории Казахстана.

У выступающих учащихся развивается умение выступления перед аудиторией, работа в команде позволяет чувствовать себя более комфортно перед аудиторией. Остальные учатся слушать, слышать и выделять главное из доклада, правильно ставить вопросы к докладчику.

Учащиеся перечисляют краткие, но интересные сведения, подготовленные ими совместно с учителем. Выступление дает и возможность проявить себя, показать с лучшей стороны.

Такая работа позволяет закрепить изученный материал.

Знакомство с исследовательской работой учащихся старших классов.

Связь истории страны и истории родного города.

Завершить наш урок мне хотелось бы словами замечательного поэта и археолога Валентина Берестова, в котором он сумел передать замечательный миг встречи с прошлым:

Среди развалин, в глине и пыли,

Улыбку археологи нашли.

Из черепков, разбросанных вокруг

Прекрасное лицо сложилось вдруг.

Улыбкою живой озарено,

Чудесно отличается оно

От безупречных, но бездушных лиц

Торжественных богинь или цариц.

Взошла луна. И долго при луне

Стояли мы на крепостной стене.

Ушедший мир лежал у наших ног,

Но я чужим назвать его не мог.

Ведь в этой древней глине и пыли

Улыбку археологи нашли.

Я надеюсь, что сегодня на уроке прошлое улыбнулось нам, стало ближе и понятней.

Спасибо вам за работу.

Приложение 1. (Выступления исследователей)

Тараз

На том месте, где сейчас раскинулись кварталы современного города Тараза, важного промышленного и культурного центра страны, находятся остатки одного из крупнейших средневековых городов Казахстана, известного историкам под именем Тараз (Талас).

Археологи свидетельствуют, что на рубеже эр, в конце 1 в. до н. э., начале 1 в н. э. Тараз сформировался как город. Первое упоминание о нем содержится в византийских источниках и относится к концу 6 в. Впоследствии о Таразе писали почти все средневековые географы, историки, путешественники, ведь город занимал одно из центральных положений на Великом Шелковом пути.

Ибн Хаукаль писал: « Тараз - место торговли мусульман с тюрками» . Ал- Макдиси говорил: « Тараз - большой, укрепленный город, со множеством садов, густо заселенный, у него ров, четверо ворот и населенный рабад. У ворот города течет большая река, часть города находится по ту сторону реки. Через реку переходит дорога, соборная мечеть находится среди базаров». Тараз был центром Тюргешского, а затем Карлукского каганатов.

Мы выбрали для изучения этот город, потому что :

1. Упоминания о нем часто встречаются на страницах нашего учебника. В частности, при изучении темы Великий Шелковый путь, мы увидели, что Тараз был важным узловым центром торговли. Через него проходили дороги как на Восток, так и за Запад.

2. В 2002 г. Казахстан отметил 2000-летний юбилей Тараза, и нам было интересно изучить город с такой древней историей.

Структура города, особенности застройки:

Раскопки показали, что самой старой его частью являлась цитадель. В этой наиболее укрепленной части города помещалась резиденция влиятельной особы. К цитадели примыкала окруженная стеной территория города, называемая шахристаном . В ней размещалось богатое население: чиновники, купцы, землевладельцы, священнослужители. К стенам шахристана со всех сторон прилегали торгово-ремесленные предместья - рабады. В них помещались ремесленные мастерские, жилища мастеров, а также хижины бедного городского люда.

Границы Тараза, как установили ученые, усиленно охранялись от внезапных нападений врагов.

В 11-12 вв. во время правления в Средней Азии династии Караханидов Тараз достигает апогея в своем расцвете. В это время он становится столицей одного из удельных владений. Политическая самостоятельность его проявилась прежде всего в местном чекане монеты от лица таразских правителей. В Таразе имелся свой монетный двор . Увеличивается площадь самого города, в первую очередь за счет рабада.

В связи с принятием Караханидами ислама в качестве государственной религии, новым элементом в градостроительстве является сооружение мечетей и строительство восточных бань.

В 2007 г. в центре города на территории рабада «№3», неподалеку от мавзолея Карахан, археологами были найдены остатки древней мечети . В результате экспертизы историки пришли к выводу, что время создания этого сооружения датируется примерно VIII веком, что можно отнести к раннему периоду ислама в Казахстане. Кроме коллекции старинных монет здесь были найдены фрагменты древнего Корана. Сегодня остатки рукописи хранятся в мечети для того, чтобы каждый ценитель древней культуры смог к ним прикоснуться.
Археологи обнаружили в восточной части шахристана остатки бани 11 века . Помещение бани было многокупольным, имело 7 помещений различного назначения, отапливалась нагретым воздухом, циркулирующим в каналах, проложенных под полом и полками. К баням были подведены глиняные водопроводы . Такие же водопроводы снабжали город водой. Водопровод был «подключен» к р. Талас, под напором его стремительного течения вода подавалась во все концы города.

При Караханидах в Таразе и его округе был сооружен целый ряд замечательных мавзолеев, из которых до нас дошли почти в первозданном виде мавзолеи Айша-биби и Бабаджи-хатун.

Тараз в древности называли городом купцов . Узкие улочки, точно ручьи, стекались к центру – многоголосому базару .Базар в Таразе был средоточием всей жизни. Город с цитаделями, караван-сараями, глинобитными мазанками, глухими внутренними двориками, мастерскими ремесленников возник в связи с базаром и вокруг базара. Кажется, что люди со всего света стекались на базарную площадь, чтобы что-то продать, купить или обменять. На базаре можно было купить и продать все. И воистину справедливо говорили древние: «Таразский базар – зеркало мира» .

В 12- начале13 в. Семиречье стало ареной кровавых военных столкновений, многие города были разграблены и разрушены. Хорезмшах Мухаммед, каракитаи, монголы разгромили Тараз. После этого город уже не мог оправиться, хотя жизнь в нем возродилась. Город известен позднее под именем Янги. В 19 в. на развалинах Тараза возник Аулие - Ата, который затем стал называться Джамбулом. В 1998 году городу было возвращено его древнее имя - Тараз.

Значение города:

Тараз- это не только казахстанский город, он принадлежит Евразии, поскольку является узлом караванных путей, центром ремесла и торговли, науки и культуры огромного материка.

Отрар.

Отра́р (каз. Отырар ) - городище в Отрарском районе Южно-Казахстанской области.

Городище расположено в низовьях реки Арысь при впадении её в Сырдарью.

Крупнейшее городище Отрарского оазиса известно также как Тарбанд, Турарбанд, Турар, Фараб.

Возникновение города

Расцвет Отрарского оазиса приходится на период с I до XIII века нашей эры.

В первые века нашего тысячелетия появились первые постройки Отрара. В 7-8 вв. Отрар - раннефеодальный город. В 9-12 вв Отрар переживает свой расцвет, совпадающий со временем характерного подъема культуры Средней Азии и Казахстана. Город существует до 18 века.

О городе сохранилось много сведений в письменных источниках. Ал - Макдиси в конце 10 в писал: « Это крупный город, так как он мог выставить до 70 тысяч войска, имел соборную мечеть в шахристане, базары – в рабаде».
Мы выбрали этот город для изучения
по нескольким причинам:

1. Еще в пятом классе мы узнали историю гибели Отрара от войск Чингисхана. Нам было очень интересно узнать раннюю историю этого героического города.

2. Отрар был узлом караванных путей, центром округа, крупным городом средневекового Казахстана, поэтому может дать много информации о развитии средневековой городской культуры. Сегодня Отрар – один из наиболее изученных древних городов Казахстана.

3. Отрар является родиной известного ученого - Абу - Насыра аль - Фараби, которого называли « вторым Аристотелем». Это тоже вызывает интерес к истории города.

Структура города, особенности застройки.

Отрар состоял из трех частей: цитадели, шахристана и рабада. Центральная часть города имела пятиугольную планировку, со всех сторон была окружена стеной. По углам располагались круглые башни для караула и защиты в случае нападения врага. В 10-12 вв. наблюдается более качественное сооружение оборонительных сооружений.. Толщина нижней крепостной стены достигала 6,2 м, а кверху сужалась до 1,5 м. В наивысшей точке высота цитадели достигает 20 метров, а общая площадь занимает более 20 гектаров.

В город вели три въезда: два были расположены друг напротив друга в южной и северо- восточной стенах, третий - в середине западной стены. Главными служили южные ворота. Центральная улица делила город на 2 неравных части. От центральной улицы отходили под прямым углом улицы, которые упирались в стены. Параллельно шли еще 6 магистральных улиц, а по периметру - кольцевая. Перед северными и западными воротами находились торговые площади.

Пригород (рабад ) также был окружен стеной, которая была построена в 10-12 вв. Это свидетельствует об улучшении строительства оборонительных сооружений. Вокруг этой стены находился ров.
В северо - восточной части города располагалась торговая площадь , где продавали глиняную посуду. А гончарная мастерская располагалась в южной части города на возвышенной местности. Дома строились по обе стороны улицы. В них имелись жилые и хозяйственные помещения. А чуть поодаль от них в ряд возводились ремесленные мастерские. В их числе « квартал гончаров » строился в стороне от жилых домов. По сравнению с ранним средневековьем площади « кварталов гончаров» в период расцвета увеличились в 2- 2,5 раза. Соответственно росло и число других сооружений, зданий, жилых домов.

В Отраре имелся свой монетный двор.

В ходе раскопок в северо-западной части городища Отрар были обнаружены остатки двух восточных бань 11-12 вв. В первой имелись помещения для мытья, раздевалка, комната отдыха, две прачечных пристройки, помещения для приготовления чая. Баня имела топку и цистерны с водой. Для нужд использовалась колодезная вода. Сточная вода выводилась наружу в водозаборную яму. Вторая баня находилась в северной части города и предназначалась для простых, бедных людей. В городе имелась система водоснабжения и канализации.

Значение Отрара:

1.В период развитого средневековья Южный Казахстан вместе с отрарским оазисом становится одним из крупнейших центров городской цивилизации Казахстана и всей Центральной Азии.

2. Отрар являлся крупным центром на Великом Шелковом пути, центром встречи различных культур и цивилизаций. Культура Отрара оказывала влияние на жизнь всего сырдарьинского региона.

На Отраре осуществляется международный проект ЮНЕСКО - Казахстан - Япония по "Консервации и сохранению древнего города Отрар". Консервируется мечеть, баня, комплекс гончарных мастерских, стен. С 2004 г. действует государственная программа "Возрождение древнего Отрара". По замыслу археологов и специалистов-реставраторов Отрар будет превращен в средневековый город-музей.

Приложение 2.(Выступление « важных свидетелей»)

Рассказ о жилище:

Мы хорошо знаем, как выглядит наши квартиры. Нас заинтересовало, каким было жилище в средневековых городах.

Дома простых горожан были одноэтажными. Строились дома из глиняных кирпичей.

Дома часто делились на 2 части: жилую и хозяйственную. Жилая часть была по площади меньше. В хозяйственной размещался скотный двор, хранилища для зерна. Это говорит о том, что горожане занимались сельским хозяйством .

Интересными были дома - коржыны . Такие дома появились ввв. Они названы так, потому что похожи на переметную сумку с двумя отделениями. Это трехкомнатные дома, комнаты построены в ряд. Посередине находится комната в виде коридора и по обе стороны - два входа в другие комнаты.

Сейчас на улице холодно и поэтому мне было интересно, как отапливался средневековый дом?

В доме был тандыр - глиняная печь для обогрева средневекового дома и выпечки лепешек. Возле него располагался дымоход , с помощью которого обогревали жилище. Вокруг очага собиралась вся семья. У любого народа во все времена очаг являлся символом семейного единства, к нему относились уважительно.

А меня заинтересовала мебель:

Шкафов не было. В стенах, справа от тандыра были устроены ниши для посуды, для светильников, хранения инструментов.

Роль диванов в современном понятии выполняли суфы - глиняные помосты для отдыха, расположенные вдоль стен. В зажиточных домах под суфами и полом устраивались дымоходы от печи для обогрева. То есть получались современные теплые полы.

А еще у средневековых жителей имелся… холодильник. Большой глиняный сосуд, по горловину вкопанный в холодную землю, прекрасно сохранял просоленное мясо в течение нескольких дней, а то и недель. Почти в каждом раскопанном доме археологи неизменно находили такой кувшин-холодильник.

Водоснабжение и канализация:

Особенно нас удивило отличие от европейских жилищ и городов. Из истории средних веков мы помним, что в европейских городах не было канализации и очень часто помои выливались на голову зазевавшегося прохожего. Также на улицу выбрасывали и мусор. В средневековых казахстанских городах такого не было. Возле каждого дома устраивались мусорные колодцы. В 12 веке появились ташнау - санитарно- очистительные устройства, предназначенные для слива грязной воды после мытья рук и посуды. Они делались так:

Перед очагом рылась яма глубиной 2-3 метра. На краю яму устанавливали большой глиняный горшок с разбитым дном. Сверху устье кувшина обкладывали кирпичом. В нижней части ташнау устанавливались трубы, по которым отводилась вода.

Также в городах имелись водопроводы, по которым вода поступала в отдельные дома или квартальные колодцы.

Мы поняли, что средневековое жилище было весьма благоустроенным.

В начальный период существования Москвы ремесленники в основном работали на заказ. В дальнейшем, процесс развития производства позволил мастерам перейти к рыночному варианту. Самыми массовыми находками представлена продукция гончарного ремесла, поскольку основное количество посуды, использовавшейся в быту, изготовлялось из глины.

В XIV - начале XV веков гончары населяли восточную окраину посада, называвшуюся Зарядьем. При раскопках этого участка были найдены остатки специальных горнов для обжига сосудов, а также яма, заполненная производственным браком. По мере разрастания города гончары переселились на склоны Заяузского холма. Там располагалась Гончарная слобода, где изготавливали глиняную посуду. Ассортимент гончарной продукции достаточно широк: горшки, корчаги, миски и кастрюли. Более изящная столовая посуда включала кувшины, кумганы и фляги. Кроме посуды гончары изготовляли детские игрушки в виде медведей, лошадок и птичек-свистулек, а также терракотовые плитки со штампованным орнаментом. Такие плитки, служившие для украшения зданий, заменяли трудоемкую и дорогостоящую резьбу по камню.

Железных дел мастера. Московские мастера довольно рано научились добывать железо из руды. Умельцы, занимавшиеся плавкой и обработкой металла, именовались кричниками и серебряниками. Археологические раскопки в Зарядье, где в слое конца XIV - начала XV века были обнаружены следы мастерской, показали, что процесс восстановления железа происходил в небольшой домнице с внутренним диаметром дна примерно 30-40 см при температуре 950-1100 градусов. Топливом служил древесный уголь. Здесь же были найдены глиняные тигли для плавки цветных металлов и каменная литейная форма.

К массовой продукции ремесленников относятся железные и бронзовые булавки с шаровидными головками на конце, подвески различной формы и круглые пуговицы с коническим выступом в центре. Красивые металлические, особенно золотые, серебряные, бронзовые пуговицы тонкой работы были важной деталью щегольского костюма. Кроме булавок и пуговиц столичные литейщики производили все виды металлических украшений, характерных для праздничного наряда жителей подмосковных деревень, - семилопастные височные кольца, перстни, гривны и браслеты. В XIV в. широко практикуется и литье колоколов. А с конца XV в. московские мастера осваивают литье пушек. С этой целью в 70-е начале 80-х гг. XV в. в Москве создается “Пушечная изба”, ставшая впоследствии крупнейшим литейным предприятием того времени. Она располагалась на реке Неглинной, в районе теперешних улиц Неглинной и Пушечной. До нашего времени дошел образец пушечного литья того времени: медная пищаль калибром 2,6 дюйма и весом 4 пуда 26 фунтов. Судя по литой надписи на пищали она изготовлена в (1484-1485) году.

Кожевенно-сапожное производство особенно характерно для городов, не случайно оно было одним из самых развитых на московском посаде. В деревне это ремесло было развито слабо и ограничивалось изготовлением кожаных ремней, плетением подошв для лаптей и пошивом примитивной обуви. Настоящей кожаной обуви средневековая русская деревня почти не знала.
В этот период кожевенное производство еще не совсем отделилось от сапожного, поэтому “усмарь” (кожемяка) и “усмошвец” (сапожник) совмещались в одном лице. До начала XV в. открытые в Москве мастерские являлись одновременно и кожевенными, и сапожными. Позже (в XV в.) кожевники отделились от сапожников и поселились на низком, правом берегу Москвы-реки в тогдашнем Заречье. Когда-то здесь находилась слободская церковь Троицы в Кожевниках, сегодня упоминание слободы сохранилось в названии Кожевнической улицы и нескольких переулков.

Выделка шкур требовала длительного процесса, для которого требовалось большое количество воды, поэтому кожевенные мастерские и располагались у самой воды. Но это лишь одна причина. Удалению кожевников с территории посада способствовало и то, что при квашении кожи в особом растворе, носившем название “квас усние”, выделялся сильный и очень неприятный запах. При раскопках кожевенно-сапожной мастерской в Зарядье был обнаружен большой дубовый чан, использовавшийся для квашения и дубления кожи. Резкий запах, исходивший из этого чана, сохранился и спустя 800 лет. Специалисты-химики, исследовавшие процесс производства кожи в мастерских Великого посада, пришли к заключению, что он остается практически неизменным на протяжении XII-XVI вв., и даже сохраняется в кустарных мастерских XIX в.

Торговля является одним из самых востребованных источников дохода. Если вас привлекает занятие собственным бизнесом, рассмотрите вариант открытия посудной лавки. Составьте и тщательно проработайте бизнес-план магазина посуды, и результат не заставит себя ждать. Попробуйте открыть магазин, и он станет вашим надежным и постоянным источником доходов.

Почему сегодня выгодно торговать посудой?

Во-первых, у людей всегда было, есть и будет стремление выделяться из толпы. Каждая хозяйка всегда рада удивить своих гостей и близких сервировкой как праздничного, так и повседневного стола. Немаловажную роль в посудном бизнесе сыграл советский дефицит - время, когда у людей присутствовало желание отличаться, но это было невозможно по одной простой причине: все ели и пили из одинаковых чашек и тарелок, потому что других в то время не было. Поэтому в наши дни для людей очень ценно иметь в доме что-либо красивое и необычное. Это касается и посуды.

Во-вторых, на продажу посуды значительное влияние оказывают социальные факторы. Роскошные сервизы являются обязательными подарками к свадьбе или новоселью. Чем больше люди приобретают домов и квартир, тем сильнее повышается спрос посуду для обустройства нового жилья.

В-третьих, постоянное изменение модных тенденций всегда влечет за собой спрос на посуду. Сейчас в магазинах можно найти тарелки не только круглой, но и овальной, квадратной и даже треугольной формы, имеющих при этом различные цветовые решения. Постоянно расширяющийся ассортимент - еще один залог успешной торговли.

Вернуться к оглавлению

От составления бизнес-плана будет зависеть успех вашего начинаемого дела.

Правильно составленный бизнес-план поможет открыть магазин и станет залогом успеха и будущей прибыли.

Поэтому ответственно подойдите к этому вопросу и воспользуйтесь консультацией специалистов, которые проведут анализ вашего бизнес-плана и проверят правильность расчетов

Вернуться к оглавлению

Производители и поставщики

Для начала следует определиться с марками производителей, которые будут представлены на продажу. По ценовому диапазону производители делятся на классы:

  • низкий - Турция, Китай;
  • средний - Польша, Беларусь;
  • высокий - Франция, Чехия, Италия.

Подробно изучив ассортимент различных марок, приступайте к выбору будущих поставщиков. Учитывайте их условия и цены. Для поставщиков очень важным критерием является исполнение условий заказчиком. Для того, чтобы ваше дальнейшее сотрудничество было выгодным и успешным для обеих сторон, заранее ознакомьтесь с условиями оплаты и поставки продукции, выделите для себя все плюсы и минусы.

Следующий шаг - определение аудитории покупателей. От этого зависит, какую точку вы хотите открыть: моно- или мультибрендовую. Новичкам лучше ориентироваться на второй вариант, так как он более гибок. Не имея определенного опыта и навыков в торговле посудой, довольно сложно на начальных этапах представлять только одну фирму.

Вернуться к оглавлению

Помещение: месторасположение, площадь, интерьер

Чтобы открыть посудный магазин, необходимо выбрать правильное месторасположение. Важно, чтобы торговая точка находилась в густонаселенных и проходимых районах. Наилучшим вариантом будет расположение посудной лавки в крупном торговом центре. При таком расположении обеспечивается постоянный поток посетителей. Не будет лишним ознакомиться с расположенными поблизости конкурентами, а также оценить их ценовую политику в отношении товара, которым они торгуют. Цена аренды помещения будет колебаться в зависимости от места положения, наличия парковок и удобства подъездных путей.

При выборе помещения необходимо учитывать площадь торговой точки. Для организации небольшого магазина минимальная площадь составит 60 кв. м. Метраж зависит от количества зон и ассортимента продукции. Посуда подбирается по назначению и разделяется на зоны, например, праздничная - в одну зону, повседневная - в другую.

Важным шагом является оформление интерьера магазина. От этого также будут зависеть расходы на закупку оборудования (кассовый аппарат, витрины, полки, стеллажи и т. д.), сведения о которых должны быть занесены в бизнес-план. Если работать с производителями напрямую, то они могут предоставлять торговое оборудование для своей продукции. В фирменных стеллажах посуда будет выглядеть более эффектно. Минус в том, что иностранные производители сотрудничают исключительно по предоплате, но в тех случаях, когда речь идет о суммах в несколько десятков и сотен тысяч долларов, есть возможность получить скидку в размере до 10%.

Вернуться к оглавлению

Подбор персонала и проведение рекламы

Серьезно нужно подойти к выбору персонала. Продавцы-консультанты могут стать залогом как успеха торговли, так и провала. Поэтому необходимо перед открытием магазина обучить персонал характеристикам продукции и технологиям продаж. Достаточно шести продавцов, которые будут работать по трое посменно. Рекомендуется брать на работу обаятельных и привлекательных женщин, которые сами любят готовить и сервировать стол. Если продавцам нравится товар, который они продают, то они смогут компетентно рассказать о преимуществах продукции и убедить покупателя в необходимости покупки.

Чтобы привлечь будущих клиентов, необходимо создать эффективную рекламную компанию. Воспользуйтесь следующими способами рекламирования:

  • собственный сайт;
  • наружная реклама;
  • реклама в местных СМИ;
  • размещение рекламы в местных кулинарных журналах и газетах;
  • product placement на телевидении (посуда предоставляется для использования в кулинарных передачах).

Система лояльности к клиенту - одно из главных конкурентных преимуществ любого магазина. Поэтому необходимо создать систему скидок, а также проводить рекламные акции с розыгрышами и призами. Ваша задача - удерживать клиентскую базу, а посетителей, которые окажутся в магазине впервые, делать вашими постоянными клиентами.

Рынок всегда оперативно снабжал горожан всем необходимым из «первых рук». Обратимся сначала к «Описанию Воронежского наместничества 1785 года». Вот как отвечало оно на вопрос о том, в чем заключается торговля купцов Воронежа:

«Отправляют к портам: Санкт-Петербургскому — сало, воск, щетину, русаков и пенку, скупая то у сельских поселян, так же и у своих собратий, которыя покупают, ездя по селам и у приезжающих на торги в город сельских жителей… к Таганрогскому и Херсонскому отвозят сверх железа, масла коровьяго и икру паюсную, получая икру по реке Волге из мест от Царицына до Астрахани лежащих, масло коровье от сельских жителей, а железо из Москвы и из прочих мест, так же и из железных заводов. Из портов же в обрат привозят: из перваго — сахар, кофе, виноградаыя вина, брусковую краску, квасцы и прочее, а из последних двух портов более променом на отвозимое ими получают беломорский вина и овощи, что все продают как в самом городе, так и по разным местам Российской империи…

Отпускают в Сибирь и в разныя места по Оренбургской линии сукна иностранный и российския и прочее, получая оные из Москвы и из других мест и своих фабрик. А оттуда привозят пушныя товары, лисицы, волки и корсок…

Скупают хлеб, которой отправляют водяным путем на бударах… в Черкасск, крепость Святаго Димитрия Ростовскаго, Азов, Таганрог… Торгуют в лавках: одни парчевыми, шелковыми, шерстяными и бумажными товарами, чаем, кофьем, сахаром, галантерейными вещьми и прочими товарами, покупают оныя в Москве и по малороссийским ярмонкам… Другие железом и вещьми железными, конскою упряжью, обувью, деревянною посудою и прочим, а получают оное из Москвы, Ярославля, с Лебедянской Троицкой ярмонки и из железных заводов…»

До реконструкции города по регулярному принципу, до середины 1770-х годов, историческим рыночным местом была площадь с деревянными торговыми рядами в районе Пятницкой церкви (старый храм частично уцелел на улице Кости Стрелюка). Эта местность была «исконно торговой» с тех времен, когда поблизости стояла военная крепость. Во всех русских городах главная рыночная площадь возникала вблизи крепостных стен. Крепость XVI-XVII веков возвышалась на прибрежных холмах, в районе современного главного корпуса Воронежского университета. К северу от нее, на ровной нагорной местности, зародилась рыночная торговля. Там она продолжалась и в XVIII столетии, когда на месте бывшей крепости сложился духовный центр города с главным городским собором (в 1836 году здесь был открыт Митрофановский монастырь). Краевед XIX века А. Шишкин писал, что до 1774 года Воронеж еще не имел большой торговли, но тем не менее по проулку, шедшему от собора к Пятницкой церкви, «были лавки красного товара, где продавались кумач, тафта, камка, жемчуг, китайка… Тут был самый прилив женского населения, которое выбирало наряды, получало слухи и т. д.». От Пятницкой площади ряды тянулись дальше, «где шли уже товары грубого сорта: кожевенные, мыловаренные, медь, чугун, обувь, шерсть, бичева, колокола, посуда и т.д.». «Именитые, древнейшие купеческие фамилии Воронежа, как-то: Титовы, Кривошеины, Клочковы, Гарденины, Сидельниковы, Молоцкие, Тулиновы, Елисеевы и прочие — имели здесь свои обширные помещения», в их руках и держалась, «главным образом, вся оптовая и розничная торговля». Особенно славились лавки «красного товара» (то есть с материями) купеческой семьи Кривошеиных.

По генеральному плану 1774 года главные рыночные площади с капитальными каменными рядами-лавками были устроены на оси новой торговой улицы — Большой Московской, или Новой Московской (теперь Плехановская). Эту историю воскрешают планы города, хранящиеся в центральных архивах России. Недалеко от своего начала Новая Московская пересекала Гостиный двор, где торговали привозными товарами, в том числе одеждой (позже эту площадь назвали Круглыми рядами — по форме лавок). Дальше, в центральной части, улица проходила через целый комплекс главных торговых мест и площадей. Ядром служил ансамбль торговых рядов, заключенный между улицами Острогожской (ныне Пушкинская) и Малой Дворянской (Ф.Энгельса). Ряды составляли на плане незамкнутый, распадавшийся на четыре Г-образных элемента прямоугольник. Кирпичные ряды состояли из отдельных лавок-секций, которые строили, стыкуясь с соседями, частные торговцы — купцы и мещане. Поэтому ансамбль создавался с трудностями, не сразу, а постепенно, до рубежа XVIII и XIX столетий. По данным 1799 года, в Овсяном, Свечном, Железном, Рыбном, Щепном, Дегтярном и других центральных рядах города насчитывалось 255 лавок-ячеек, а на рубеже XVIII и XIX столетий ансамбль расширяли. Внутри главного торгового прямоугольника выстроили новый собор — Троицкий, или Смоленский (в 1836 году он станет кафедральным). По бокам от центральной прямоугольной части площади простирались ещё два симметричных, обширных и прямоугольных на плане, рыночных пространства.

И вплоть до революционных времен основные воронежские рынки размещались именно в этой верхней части города, на больших площадях. Название Конной площади (позже Староконная, ныне — пл. Ленина) происходило от торговли лошадьми, которую здесь вели до второй половины XIX века. На Хлебной площади (ныне здесь крытый рынок) торговали зерновыми и мучными товарами, на Щепной (территория НИИ связи) -различными деревянными изделиями.

Хлебная площадь имела обширное пространство, свободное от лавок, и вмещала до трех тысяч подвод. В начале XX века случалось, что крестьянские возы с товарами заполняли не только всю площадь, но и прилегающие улицы. Со временем площади обрастали новыми сооружениями, старые лавки модернизировались, что разрушало целостный ансамбль.

В отдалении от центральных площадей находились: старая, существовавшая еще в середине XVIII века, Мясная площадь (ныне Советская), где торговали мясом, и относительно новая Сенная площадь (территория Центрального стадиона профсоюзов), куда везли на продажу сено и фураж.

В меньших размерах торговля велась на Девиченском рынке (около Покровского Девичьего монастыря, на нынешней ул. Сакко и Ванцетги), на Поповом рынке (на изломе улицы Степана Разина, этот рынок был прозван в глубокую старину от нескольких домов священников), на Чернавском рынке (на берегу реки, возле одноименного моста), на Монастырской, или Митрофановской, площади (возле Митрофановского монастыря).

Каждый крупный рынок работал все семь дней в неделю, но каждый имел свои особые «базарные дни». В целом в губернском центре, по данным «Памятной книжки Воронежской губернии на 1909 год», базарными днями были среда, пятница и воскресенье. За места, отведенные на рынках, надо было платить в местную, муниципальную казну. К тому же некоторые торговые ряды принадлежали городскому самоуправлению, и город имел постоянные доходы от сдачи их в аренду. Наиболее приметными были так называемые общественные галереи. Однако в базарные дни, во время наплыва возов с «сельскими произведениями», денежные сборы с крестьян не взимались.

Помимо лавок торговали со столов, лотков, палаток, имевших клеенчатые или рогожные навесы. Судя по материалам областного архива, с 1870-х годов городские власти прочно взяли организацию рынков и надзор за ними в свои руки. Торговые места и помещения на базарных площадях сдавались в аренду I публичных торгов. Это была весьма доходная статья городского бюджета, только в 1906 году она дала около 34,5 тысячи рублей. Арендатор, внеся годовой взнос в городскую кассу, получал право беспрепятственно вести торговлю.

Из-за вечно тощей городской казны самоуправление имело большие проблемы с реконструкцией так называемых «общественных галерей». Они стояли поблизости от Смоленского собора, их насчитывалось четыре, и их отдавали в аренду под дешевые заведения — лавки, лотки, трактиры. В народе ходило множество рассказов и баек о здешних происшествиях, а для городского управления галереи были большой головной болью. «1-я общественная галерея» с примитивной столовой — знаменитая «Обжорка» — впервые была выстроена еще по плану 1787 года, но не так, как следовало. По словам наместника В.А. Черткова, вместо каменного здания были «поделаны деревянные шалаши… делающие безобразие». Позднее галерея обрела более прочный кирпичный вид, но к улице оказались обращенными примитивные помещения — навесы из рогож и железа, опирающиеся на каменные столбы. В 1880-х годах «Обжорку» несколько облагообразили, перестроили в одноэтажное здание с башенками и трактиром внутри, но оно вскоре обветшало, а простонародный трактир, как писал в своих мемуарах В.Г. Веселовский, «превратился в арену подвигов отброса городской жизни». В 1910 году комиссия городской Думы, созданная для упорядочения торговли на площадях, заключила, что пресловутая «Обжорка» «представляет собой зловонную отвратительную клоаку, приют оборванцев и проституток» и что совершенно невозможно ее дальнейшее соседство с кафедральным собором. В 1914 году началась перестройка галереи в виде красивого двухэтажного торгового корпуса — по проекту городского архитектора М.Н. Замятина, но из-за кризиса военного времени работы затянулись до 1917 года.

Для городского обывателя базар ассоциировался с изобилием. В оборот были включены самые разнообразные продукты, вплоть до деликатесов: лимонов, апельсинов, винограда. Ассортимент зависел от сезона. Мясо в больших количествах обычно продавалось осенью, рыба — в пост, яйца и творог — перед Пасхой. На разнообразие товаров влияли и занятия местных жителей. Из пригородных слобод Придачи и Чижовки привозили сапоги, чулки, варежки, капоты, из сел Нижнедевицкого уезда — добротный холст, из Новохоперского — телеги, дуги, бочки, сундуки, из Задонского — глиняную посуду, из Коротоякского — ковры. Валенками славился хутор Зацепина близ Землянска.

При рыночном изобилии не были редкостью недоброкачественные продукты. От продавцов еще не требовали медицинских книжек, но в конце XIX века уже был санитарный контроль. Продаваемый скот подлежал ветеринарному осмотру. В 1900 году для проверки качества продуктов устроили «микроскопическую» лабораторию на Хлебной площади. За торговлю несвежими сельдями, испортившимися яйцами или разбавленной сметаной штрафовали.

Большим злом считалась деятельность перекупщиков, окруживших город и старавшихся не допустить крестьян до базарных площадей. Купленные по дешевке продукты они продавали втридорога. Вздорожание побудило городскую Думу принять в 1891 году постановление, которым запрещалась покупка в черте города ржаной муки, рыбы, мяса, молочных продуктов, яиц, овощей и фруктов для перепродажи. В 1910 гаду Дума учредила должности городского базарного старосты и его помощника, так как базарные площади к этому времени стали чрезвычайно стеснены и загрязнены.

Существовало немало способов обмануть покупателя. Продавец, пользуясь незнанием и ненаблюдательностью клиента, ставил гири меньшего веса. Это обвес «на нахальство». А был обвес «с подходом», когда бралась масса продукта, большая против спрошенного количества, и с легким толчком бросалась на весы. После этого продавец отрезал ножом на весах излишнюю часть, усиленно нажимая. Торговцы часто имели неверные гири и весы. Метрическая система мер не пользовалась популярностью, да она была и не обязательна, поскольку в ней мало кто разбирался. Городская Дума во избежание злоупотреблений запретила иметь в торговых местах десятичные весы. В ходу были больше фунты, пуды и другие старые меры. Чтобы приучить народ к граммам и килограммам, потребовалось много усилий и времени, это осуществилось лишь в 1920-1930-е годы.

На рынке цены на все товары были значительно ниже, чем в городских магазинах и лавках. Тем не менее все обитатели рынка исповедовали принцип «купить дешевле, продать дороже». Торговля — своеобразный ритуал с долей развлечения и азарта. Даже названия денег имели свой аромат: медная монета в полкопейки называлась «полушка» или «грош», в три копейки — «алтын», серебряная в 10 копеек — «гривенник». Рублевую бумажку звали «целковым», десятку — «красненькой». Сторублевая сначала называлась «радужная» за свою бледно-разноцветную окраску, а позже именовалась уже «Катенька» — из-за портрета Екатерины II. Так и говорили между собой: «две «Катеньки», «три «Катеньки».

В XVIII и XIX столетиях общим для всех рынков был принцип деления на ряды, где размешалась торговля однородными товарами. Однако к началу XX века, с развитием частной торговли и с теснотой базарных площадей, строгой специализации рыночных площадей уже не было.

Существовали такие площади, где торговля тем или иным товаром длилась долгими десятилетиями. Например, на Хлебной площади — хлебом. Напротив, некоторые виды торговли переносили с течением временем с одной площади на другую, пытаясь упорядочить их. Например, в 1871 году продажу глиняной посуды перенесли из центра города на окраинную Сенную площадь, а в 1892 году Толкучий рынок (или, попросту, «толкучку», «толпу»), находившую возле Смоленского собора, перевели на Староконную площадь. Самый же нужный товар — различные продукты — продавали на многих рынках. Ближе к революции на одной площади часто можно было купить самые разнообразные товары. Так, Мясную площадь окружали мясные ряды, но в ее центре продавали строевой и дровяной лес, уголь, доски. В 1907 году, когда выдвигали план установить на этой площади памятник И.С. Никитину, «Воронежский телеграф» писал: «А пока что мы продолжаем покупать на Мясной площади дрова, капусту, принюхиваться к запаху провонявшей рыбы и созерцать огромные кучи сваленного и несвезенного навоза — соперника по аромату провонявшейся рыбы». Другой пример: гончарные изделия предлагали и на Староконной, и на Девиченской площадях.

Продажа главных съестных припасов, помимо Хлебной площади, сосредоточилась на Щепной — в 1870-е годы городское самоуправление определило там места для торговли многими продуктами (овощами, фруктами, мясом, птицей), для чего построило 11 павильонов-балаганов, принадлежавших городу. В 1879 году там же, в специальной галерее, поставили новые главные городские весы (производства американской фирмы «Фербенкс»). Власти решили ликвидировать на этой площади тележную и санную торговлю, но некоторые непослушные торговцы, не боясь полиции, все же продолжали продавать и телеги, и сани, и тем самым сохранили название «Щепная площадь».

Рынки часто определяли характер окружающей застройки. По нескольким сторонам Щепной и Хлебной площадей тянулись постоялые дворы и гостиницы с трактирами и харчевнями. До наших дней сохранился обширный архитектурный комплекс бывших гостиничных зданий.

В советское время базарная торговля поутихла. Первым закрылся Хлебный рынок, так как торговля хлебом перешла к государству. Только в годы нэпа базарные страсти временно вернулись в город. Дольше всех продержался старый продуктовый рынок на бывшей Щепной площади: до открытия в 1972 году крытого Центрального рынка на прежней Хлебной площади.

Сегодня базарная торговля вновь идет полным ходом, хотя проблемы все те же: неважное санитарное состояние торговых мест, фальсификация товаров, уклонение от платы за право торговли, появление мошенников… Но, несмотря на это, мини-рынки облегчают жизнь простых воронежцев.

См.: Попов П.А., Фирсов Б.А. Старый Воронеж. С.141-146.


Рост числа средневековых городов. По данным археологиче­ских исследований, по сравнению с ранним средневековьем (VI- IX вв.) в середине средних веков (Х-ХП вв.) в Казахстане значи­тельно оживленнее развивалась оседлая культура и росло число городов. Если в раннем средневековье в Южном Казахстане на­считывалось 30 городов, то во второй половине средневековья их число увеличилось до 37. А по письменным источникам, если на пер­вых порах было известно 6 городов, то в последующее время - 33.

Рост числа городов был связан с усилением их значимости, раз­витием экономических, культурных связей Востока с Западом. Вто­рой причиной этого является переход в окрестностях и внутри горо­дов кочевых скотоводов к оседлому образу жизни, что также влияло па увеличение числа городов, а также численности их населения.


Средоточием городов являлся Южный Казахстан в междуречье Арыси и Сырдарьж В среднем течении Арыси сформировался густонаселенный округ Кенджде с центром в городе Усбаникет, а при впадении Арыси в Сырдарыо был сформирован Фарабский ок­руг с центром в городе Отрар. В регионе Шавгара (Йасы) имелись города Карнак, Ка- рачук, Шур (Сури) и Сауран. В среднем те­чении Сырдарьи находился город Сюткент, в нижнем - города Сыгнак, Жанкент, Аш- нас и Баршынлыкент. У северных предгорий Каратау были расположены города Баладж и Берукет.

Высоко развита была оседлая городская культура в Жетысу. Так, например, на юго- западе Жетысу, центром которого являлся Тараз, имелось 36 городов. А на его северо- востоке (центры Лабан, Алматы, Талхир) было найдено 70 городищ - местонахожде­ний древних городов.

Города росли не только численно, но и по площади, экономическому положению. Их можно подразделить на три группы. К первой группе относятся городища, площадь которых составляет более 30 гектаров. Это Испиджаб, Отрар, Сауран и другие. Вторая группа включает городища площадью of 15 до 30 гектаров. В их числе можно назвать Бурух, Хурлуг и другие города. В третью группу входят городища, площадь которых не достигает 10 гектаров. Такие города наи­более многочисленны. Площадь городов за­висела не только от численности их жите­лей, но и от наличия общественных соору­жений (торговых, религиозных и т.д.).

Особенностью, присущей Х-ХН векам, было распространение оседлой культуры в центральных и восточных регионах Казахста­на и увеличение числа городов. Свидетель­ством этому являются города Баскамыр и Аяккамыр у подножий Улытау или Сарайлы и Торайлы на берегах реки Кенгир.


Изменения в градостроительстве. Археологические раскоп­ки дали полную картину внутренней системы застройки городов.

Археологические раскопки на месте средневековых городов От­рар, Тараз, Талгар, Баба-Ата и Куйрыктобе позволили изучить принципы планировки и застройки этих городов. Обычно дома стро­ились по обе стороны улиц. В них имелись жилые и хозяйствен­ные помещения. А чуть поодаль от них в ряд возводились ремес­ленные мастерские. В их числе «квартал гончаров» строился в сто­роне от жилых домов. Сравнивая письменные источники и архео­логические данные, можно убедиться, что площади «кварталов гон­чаров» средневековья по сравнению с кварталами раннесредневе- кового города увеличились в два-два с половиной раза. Соответ­ственно росло и число других сооружений, зданий и жилых до­мов. При раскопках в Отраре было обнаружено месторасположе­ние торговой площади, где продавали глиняную посуду. Основным доказательством этому является такой факт, что вся улица, нахо­дившаяся в северо-восточной части города, была усыпана облом­ками разбитых глиняных горшков. А гончарная мастерская нахо­дилась в южной части города на возвышенной местности. Вместе с тем в городе имелись ремесленные кварталы (кварталы ювелиров, кузнецов и т.д.).

Новым элементом в градостроительстве Х-ХИ веков являлось сооружение мечетей в связи с распространением исламской рели­гии. Также новым элементом градостроительства можно считать и восточные бани. Так, например, в Отраре были найдены остатки двух восточных бань. Подобные бани были построены в Таразе, Туркестане и других городах. К баням в Таразе, Отраре были про­ведены глиняные водопроводы. Даже этот факт многое говорит об уровне культуры средневековья.

Археологические исследования позволяют охарактеризовать и оборонительные укрепления городов. Например, если толщина нижней крепостной части стены Отрара достигала 6,2 м, то квер­ху она сужалась до 1,5 м. Система оборонительных сооружений зависела от их площади. Например, стены шахриетана - централь­ной части города Баба-Ата были возведены из кирпича в два ряда.

11о краям стены имелись специальные башни для караула или за­щитников в случае нападения врага. А в Жетысу как оборони­тельные сооружения, так и внутренние городские здания отлича­лись своей спецификой. Это объясняется тем, как они были при­способлены к обороне переходящими к оседлости местными рода­ми и племенами. Об этом свидетельствуют жилые и хозяйствен­ные сооружения, построенные в городе Талгаре.

Таким образом, в Х-ХП веках в системе архитектурных соору­жений произошли значительные изменения. Это формргрование рабадов (внутренних и внешних (наружных) частей города), увеличе­ние площадей самих городов, строительство таких общественных за­ведений, как мечети и бани, а также более качественное возведение мощных оборонительных сооружений.

Жилища. Археологические исследования городов Х-ХП ве­ков показали, что внутренняя структура жилых зданий того пе­риода была схожей с архитектурой раннего средневековья (VI- IX вв.). Однако в X веке в жилых зданиях увеличилось количество комнат. Уровень пола при входе в комнату находился на уровне порога. Справа от входа находился тандыр - очаг (печь), обращен­ный к входной двери. Возле тандыра располагался дымоход от­крытого очага, размером 30 x 30 см, с помощью которого обогрева­ли жилище. Перекрытие дома было плоским и поддерживалось 3 или 5 столбами. Рядом, справа от тандыра, были устроены спе­циальные ниши для посуды. Посреди стены также делались ниши для светильников или хранения мелких инструментов. А перед оча­гом имелись ямы для золы.

В XI - XII веках произошли коренные изменения в архитекту­ре жилых домов. Например, при раскопках в городе Куйрыктобе были найдены остатки построенных в ряд трехкомнатных домов. Причем все комнаты были сквозными: посредине находилась ком­ната в виде коридора и по обе стороны ее - два входа в другие комнаты. Такие дома называют «дома-коржыны» (коржын - пе­реметная сумка с двумя отделениями). Аналогичные дома часто встречаются на зимовках. Еще одним типом застройки было жи­лище с помещениями, построенными в один ряд, перпендикуляр­но улице. В домах суфы - глиняные помосты для отдыха - зани­мали половину комнаты. Расположенные с краю суф открытые очаги были различных форм: овальными, круглыми и подковооб­разными. Площадь домов была различной, наиболее распростра­ненными были жилища общей площадью до 40-50 квадратных метров, небольшие - 30 квадратных метров. Другим новшеством в строительстве жилых домов в XII веке является то, что появи­лись новые очаги - это круглые или прямоугольные жаровни, вко­панные в пол. Жаровни богато украшались растительным и гео­метрическим узорами. Такие жаровни были схожи с «сандалами» - очагами посреди помещения в Средней Азии. Однако они ничем не отличались от очагов в казахских юртах. Конечно, они играли огромную роль не только для обогрева помещения и его освеще­ния. Вокруг таких очагов собиралась вся семья, за домашним разговором решались бытовые вопросы и вопросы воспитания де­тей. Поэтому у любого народа во все времена очаг символизиро­вал семейное единство, изобилие и благосостояние народа.

Еще одним новшеством в XII веке было то, что появились ташнау - сани­тарно-очистительные устройства средне- пекового дома. Первоначально это было устройство, представляющее собой пря­моугольную глиняную площадку с бор­тиками и сливом, присоединенным к тру­бе или сосуду, врытому в землю. Таш- пау строили следующим образом: перед очагом рыли яму глубиной два-три мет­ра, на краю которой устанавливали гли­няный горшок с разбитым дном и сверху обкладывали обожженным


План многокомнатного дома с надворными постройками

прямоуголь­ным кирпичом (30 x 30 см) толщиной в 4- 5 см. Диаметр обложенного кирпичом стока совпадал с диаметром горлышка горшка. Эти дыры делались для отвода коды после мытья посуды и рук. В неко­торых крупных городах в нижней части ташнау устанавливались гли­няные трубы, через которые выводилась грязная вода.

В жилищном строительстве Жетысу Х-ХП веков имелись свои специфические особенности, присущие местным условиям. Жили­ща в основном имели центрический план. Для них характерен был центральный зал или двор, из которого вели входы в жилые и хозяйственные помещения. Это были многочисленные постройки с общей площадью 500-600 квадратных метров. Такие жилища кыглядели как небольшие крепости. Иногда на свободных местах ко дворе устанавливали юрты или содержали скот. Все эти факты свидетельствуют о широком развитии поселений в Жетысу в пе­риод средневековья.

1.Что вы знаете о росте числа городов в Южном Казахстане? В ок­рестностях каких больших городов было много малых поселений?

2.Вдоль какой реки было расположено много городов?

3.Какие известные средневековые города Жетысу вы знаете?

4.Какие изменения в градостроительстве произошли в Х-ХН веках?

5.Какие мастерские имелись в городах? Что в них производили?

6.Какие общественные заведения стали возводить в городах в это время?

7.Запишите в тетради по истории, какие изменения произошли в архитектуре жилых домов в период средневековья.

Вопросы для самопроверки

1.Сколько городов было на территории Казахстана во второй половине средневековья?

A.30 С. 37

B.35 D . 73

3.Какой из перечисленных городов был площадью более 30 гектаров?

A.Отрар D . Карнак

B.Bypyx Е. Карачук

C.Хурлуг

4.Что такое ташнау?

A. загон для скота С. санитарно-очистительное устройство

B. печь D . очаг



Просмотров