Понятие и признаки уголовного правонарушения. Виды уголовных правонарушений

Личность как категория является общенаучным понятием в рамках гуманитарных наук. Она изучается разными науками – психологией, педагогикой, искусствоведением, юридическими дисциплинами и т.д. В философии проблема личности изучается как часть вопроса о человеке. Сущность философского подхода заключается в том, что он рассматривает личность в контексте взаимоотношений с обществом.

Научное решение вопроса о сущности человека совпадает с формированием материалистического понимания общественного развития, заслуга которого принадлежит К. Марксу. Критикуя метафизический подход Л. Фейербаха к пониманию человеческой сущности, Маркс указывает, что «сущность человека не есть метафизический абстракт, присущий отдельному индивиду. В своей деятельности она есть совокупность всех общественных отношений» (Маркс, К. Соч. – Т. 3. – С. 2).

Личность является не только объектом, но и субъектом общественного развития. Общественные отношения реализуются в деятельности личности, являются продуктом ее активности. Такое понимание составляет сущность диалектико-материалистической проблемы личности как единства объективного и субъективного. В «Тезисах о Фейербахе» Маркс показал, что французские материалисты запутались в решении вопроса – личность создает общество или общество создает личность? Разрешение этого противоречия заключено в практической деятельности человека, реализующей единство общественных и личностных интересов. Творя себя, человек творит общественную жизнь, творя общественную жизнь, творит самого себя.

Для многих современных западных концепций личности характерны представления о неизменной сущности человека. Ряд концепций ведет речь о враждебном противостоянии между личностью и обществом, об отставании личностного фактора в истории от объективно-общественного. Здесь имеет место непонимание того факта, что определенному обществу соответствует определенный тип личности. Нередко социологический план смешивается с социально-психологическим.

Философия различает понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность». Понятие «человек» обозначает принадлежность к биологическому виду Homo sapiens. Для него характерна двойная природа – биосоциальная. Не только социологические факторы испытывают давление биологии, но и биология человека испытывает воздействие социального фактора. Индивидом является отдельный представитель человеческого рода. Когда мы ведем речь об индивиде, то не фиксируем внимание на его характеристиках. Индивидуальность характеризуется неповторимостью, уникальностью особенностей человека. В этом смысле каждый человек является индивидуальностью – кто-то яркой, кто-то менее выразительной.



Личность – это конкретный человек со своими социально обусловленными и индивидуально выраженными чертами. Определяющим в понимании личности является социальный момент. Личность понимается не как атом социального процесса, а общество – не как простая, механическая совокупность, сумма отдельных личностей. Общество – это система отношений и процессов, носителями которых являются социальные группы. Всякая личность входит в социальную группу и является ее представителем в своей социальной деятельности, отражая в себе содержание жизни этой группы. Причем личность является элементом многих социальных групп – народа, нации, класса, профессиональной группы, семьи, общественной организации. В принадлежности к этим группам реализуется отношение человека к обществу.

Система социальных ролей составляет внешний, поверхностный слой социальных образований. В личности существует и более глубокая связь с обществом, которая реализуется в социальном характере. Социальный характер выражает принадлежность личности к определенному историческому типу личности, который выделяется в соответствии с какой-либо общественно-экономической формацией. Так, существует первобытнообщинный тип личности, рабовладельческий, феодальный, буржуазный, социалистический, в теоретическом плане и коммунистический тип личности. Социальный тип личности – более глубокая и более устойчивая характеристика личности.

Личностями не рождаются, личностями становятся. Как же происходит процесс становления личности? Следует отметить два фактора, играющих важную роль в формировании личности – природный (генетический) и социальный. Как известно, мы приходим в мир с определенным набором врожденных данных. Генетически нам передается внешность, физиологические особенности, предрасположенность к болезням, темперамент, некоторые способности и таланты. Но они даются не как раз и навсегда данные задатки в неизменном виде, а как некие потенциальности, возможности. Наша внешность зависит не только от генов, но и от нашего образа жизни. Талант и способность, если над ними не работать, не развивать, могут потухнуть, так и не став действительностью.



Важным фактором формирования личности является социальная среда. В значительной степени под ее воздействием происходит процесс социализации личности – развитие личности, ее включение в общество на основе усвоения культурно-исторических достижений цивилизации.

К. Маркс и Ф. Энгельс считали определяющим фактором формирования человека материальные условия жизни людей, основу которых составляет способ производства. По этому поводу К. Маркс писал в «Немецкой идеологии»: «Какова жизнедеятельность индивидов, таковы и они сами … Что представляют собой индивиды, – это зависит, следовательно, от материальных условий их производства» (Маркс, К. Соч. – Т. 2. – С. 19).

Важную роль в формировании личности играют различные социальные институты – семья, система воспитания и образования (детские сады, школы, университеты, библиотеки), искусство (театры, филармонии, музеи, выставочные залы), а также обычаи, традиции.

Ядром личности является самосознание – осознание собственного Я. Осознание себя происходит примерно с трех лет. До этого возраста, как правило, ребенок не вычленяет себя из окружающего мира, идентифицируя себя с третьим лицом единственного числа. Так, не случайно маленькие дети называют себя обычно по имени, не употребляя личностного местоимения Я: «Вася хочет гулять, играть и пр.». Для развития личности очень важно, как человек сам себя оценивает, как соотносит поступки. Л.Н. Толстой понимал самоуважение как соотношение того, что личность представляет собой в реальных поступках, делах, и того, что личность думает, представляет о себе. Для достижения душевной гармонии важно уменьшить уровень притязаний личности и адекватно оценивать свое Я.

В структуру личности помимо самосознания включаются способности, таланты, знания, мировоззрение, жизненная позиция, совокупность этических и эстетических принципов и идеалов, интересы, цели, психологические и социальные установки.

В изучении личности важной является проблема гуманизма. Учение о гуманизме развивали мыслители эпохи Возрождения, французские просветители 18 века, английские социалисты-утописты 17 – 18 веков, русские революционные демократы 19 века и многие другие. Гуманизм утверждает ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие способностей. Основными принципами гуманизма являются принцип равенства, справедливости, человеколюбия, которые должны быть нормой отношений между людьми.

Подлинно научный гуманизм был основан К. Марксом и Ф. Энгельсом. В основу гуманизма они положили конкретно-исторический, классовый подход, разработали концепцию социалистического гуманизма. Идею гуманизма они связывали с теорией общественного развития, с борьбой за осуществление и реализацию коммунистических идеалов. Маркс называл коммунизм положительным, практическим гуманизмом потому, что он уничтожает всякое социальное угнетение человека.

Все классовые общества не в состоянии избежать отчуждения личности. Отчуждение личности представляет собой такое душевно-психологическое состояние личности, при котором окружающий мир и люди представляются чуждыми и даже враждебными субъекту. Существенной причиной возникновения этого феномена является несовершенство общественного устройства, в результате чего человек выступает по отношению к другим не как цель, а как средство. Отсюда эксплуатация, социальная несправедливость, порождающие у человека подавленность, страх, тревогу, чувство неуверенности в завтрашнем дне.

Существует и психологическая причина возникновения отчуждения личности. В равных условиях не у каждой личности развивается феномен отчуждения. Это зависит от организации психической и нервной деятельности человека. Людям с сильным, уравновешенным типом нервной системы гораздо легче справляться с социальными проблемами.

Если существуют два источника возникновения феномена отчуждения личности, значит, реальны и два пути выхода из этого состояния. Это – совершенствование общественного устройства, создание общества, живущего по законам гуманизма. Второй задачей является оздоровление психической и нервной системы человека. Это задача особенно актуальна в тот период, пока еще нет возможности для гармонизации общества.

Контрольные вопросы

1. Назовите главную отличительную особенность личности.

2. В чем заключается социализация личности?

3. Какому фактору формирования личности Вы придаете большее значение?

4. Перечислите признаки зрелой личности.

5. Как соотносятся самосознание и самооценка личности?

6. Зависит ли содержание личности от культурно-исторического типа общества?

7. Опишите образ идеальной личности.

Литература

1. Маркс, К. Тезисы о Фейербахе /К. Маркс //К. Маркс, Ф. Энгельс. Соч. – 2-е изд. – Т. 3. – С. 1 – 4.

2. Бахур, В.Т. Это неповторимое «Я» /В.Т. Бахур. – М., 1986.

3. Гуревич, П.С. Философия человека: В 2 ч. /П.С. Гуревич. – М., 2001.

4. Крутова, О.Н. Проблема человека /О.Н. Крутова. – М., 1990.

5. Марголис, Дж. Личность и сознание /Дж. Марголис. – М., 1986.

6. Резвицкий, И.И. Личность, индивидуальность, общество /И.И. Резвицкий. – М., 1984.

7. Скворцов, Л.В. Культура самосознания /Л.В. Скворцов. – М., 1989.

8. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека/ П. Тейяр де Шарден. – М., 1986.

9. Черняева, А.С. Проблема человека в философии 20 века: Учебное пособие /А.С. Черняева. – Красноярск, 2008.

10. Цивилизация. Культура. Личность. /Отв. ред. В.Ж. Келле. – М., 1999.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Реферат

На тему: «Проблема личности в философии»

Введение

Из всех проблем, с которыми сталкивались люди в ходе истории человечества, вероятно, наиболее запутанной является загадка самой человеческой природы. В каких только направлениях не велись поиски, какое множество различных концепций было выдвинуто, но ясный и точный ответ до сих пор ускользает от нас. Существенная трудность состоит в том, что между нами очень много различий. Люди разнятся не только своим внешним видом. Но и поступками, зачастую чрезвычайно сложными и непредсказуемыми. Среди людей на нашей планете не встретишь двух в точности похожий друг на друга. Эти громадные различия усложняют, если не делают вообще невозможным, решение задачи по установлению того общего, что объединяет представителей человеческой расы.

Астрология, теология, философия, литература и социальные науки - вот лишь некоторые из течений, в русле которых предпринимаются попытки понять всю сложность человеческого поведения и саму сущность человека. Какие-то из этих путей оказались тупиковыми, в то же время другие направления находятся на пороге своего расцвета. Сегодня проблема стоит остро. Как никогда, поскольку большинство серьёзных недугов человечества - стремительный рост численности населения, глобальное потепление, загрязнение окружающей среды, ядерные отходы, терроризм. Наркомания, расовые предрассудки, нищета - является следствием поведения людей. Вполне вероятно, что качество жизни в будущем, как, возможно, и само существование цивилизации, будут зависеть от того, насколько мы продвинемся в понимании себя и других.

Понятие личности .

Личность - понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, - это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. Но и природная индивидуальность оказывает свое влияние на развитие личности и ее восприятие. Социальная индивидуальность человека не возникает на пустом месте или только на основе биологических предпосылок. Человек формируется в конкретном историческом времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности и воспитания. Поэтому личность как социальная индивидуальность - это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень разнообразных факторов. И личность тем значительнее, чем в большей степени она аккумулирует социально-культурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие. Проблема личности в философии - это вопрос о том, в чем сущность человека как личности, каково ее место в мире и в истории. Личность здесь рассматривается как индивидуальное выражение и субъект общественных идеалов, ценностей, общественных отношений, деятельности и общения людей. Особенно следует сказать о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека является той основой, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.

Понятие личности относится к числу сложнейших в человекознании. В русском языке издавна употребляется термин «лик» для характеристики изображения лица на иконе. В европейских языках слово «личность» восходит к латинскому понятию «персона», что означало маску актера в театре, социальную роль и человека как некое целостное существо, особенно в юридическом смысле. Раб не рассматривался как персона, для этого надо быть свободным человеком. Выражение «потерять лицо», которое есть во многих языках, означает утрату своего места и статуса в определенной иерархии.

Нужно отметить, что в восточных языках (китайском, японском) понятие личности связывается не только с лицом человека, но и со всем телом. В европейской традиции лицо рассматривается в оппозиции с телом, так как лицо символизирует душу человека, а для китайского мышления характерно понятие «жизненность», куда входят и духовные качества.

Как в восточном, так и в западном мышлении сохранение своего «лица», т.е. личности - это категорический императив человеческого достоинства, без чего наша цивилизация потеряла бы право называться человеческой. В конце XX века это стало подлинной проблемой для сотен миллионов людей, ввиду тяжести социальных конфликтов и глобальных проблем человечества, которые могут стереть человека с лица Земли.

Первым понятием, с которого следует начинать изучение проблемы личности, является «индивид». Дословно оно означает неделимую дальше частицу какого-то единого целого. Этот своеобразный «социальный атом», отдельный человек рассматривается не только как единичный представитель рода человеческого, но и как член какой-то социальной группы. Это самая простая и абстрактная характеристика человека, говорящая лишь о том, что он отделен (прежде всего, телесно) от других индивидов.

Выделяют несколько крупных социальных типов личности, которые прослеживаются на всем историческом пути развития человечества.

Первый тип - «деятели» - охотники и рыболовы, воины и ремесленники, земледельцы и рабочие, инженеры и геологи, медики и педагоги, менеджеры и т.д. Для таких личностей главное - активное действие, изменение мира и других людей, включаю самого себя.

Второй тип - «мыслители». Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца, мыслителя, воплощавшего в себе традиции рода и его историческую память (летописание) всегда пользовался огромным авторитетом.

Третий тип - «люди чувств и эмоций», которые остро чувствуют, как «трещина мира» (Г. Гейне) проходит через их сердца. Прежде всего, это деятели литературы и искусства, гениальные прозрения которых зачастую опережают самые научные прогнозы и прорицания мудрецов.

Четвертый тип - «гуманисты и подвижники», отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека, как бы «вчувствуются» в него, облегчая душевное и телесное страдание. Их сила - в вере в свое предназначение, в любви к людям и всему живому, в активном действии. Они сделали делом своей жизни милосердие.

В основных культурах и цивилизациях Земли сложились определенные типы личностей, отражающие особенности Востока и Запада. Так, если сравнить европейский канон личности, отражающий идеал цивилизаций Запада с японским, как моделью культур Востока, то очевидны существенные различия. В европейской модели личность понимается как определенная целостность, которая сходным образом действует в разных ситуациях, сохраняя свой основной стержень. А для японцев более характерно восприятие личности и ее поступков как совокупности нескольких «кругов обязанностей» - по отношению к императору, родителям, друзьям, самому себе и т.д.

Хотя буддизм и отрицал наличие у человека души в европейском понимании, но индивид стремится к эгоцентрическому отношению к миру, что искажает видение реальности. Такова вторая истина.

Наконец, четвертая «истина пути» содержит описание восьми ступеней, на которых последовательно осуществляется контроль над сферой познания, поступками и, наконец, обосновывается буддийская психотехника (самадхи).

Таким образом, в рамках трех мировых религий можно выделить и разные типы личности и пути ее совершенствования. Этим не исчерпывается диапазон данного понятия и очевидно, что большинство людей сочетает в себе признаки разных типов личностей, а иногда происходит и смена ведущих установок. Выбор личностного пути и поле его деятельности - результат свободного волеизъявления человека.

Структура личности

Выделяют, в первую очередь, так называемую физическую личность или физическое Я. Это тело, или телесная организация человека, самый устойчивый компонент личности, основанный на телесных свойствах и самоощущениях. Тело не только первый «предмет» для познания, но и обязательный компонент личностного мира человека, как помогающее, так и мешающее в процессах общения. К физической личности могут быть отнесены также одежда и домашний очаг. Известно, что многое о человеке можно сказать по данным элементам. Это же относится и к произведениям ручного или интеллектуального труда человека - украшение его быта, коллекциям, рукописям, письмам и т.д. Защита себя, своего тела, своей идентичности, равно как и своего ближайшего окружения, относится к числу древнейших личностных качеств человека и в истории общества, и в истории индивида.

Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. По сути дела она представляет как система социальных ролей человека, в разных группах, мнением которых он дорожит. Все формы самоутверждения в профессии, соперничестве и т.д. формируют социальную структуру личности. Психологи отмечают, что довольство или недовольство собой всецело определяется дробью, в которой числитель выражает наш действительный успех, а знаменатель - наши притязания.

Духовная личность составляет тот невидимый стержень, ядро нашего «Я», на котором держится все. Это внутренние душевные состояния, отражающие устремленность к определенным духовным ценностям и идеалам. Они могут и не осознаваться во всей полноте, но так или иначе забота о «душе» является квинтэссенцией личностного развития. Рано или поздно каждый человек, хотя бы в отдельные моменты жизни начинает задумываться над смыслом своего существования и духовного развития. Духовность человека не является чем-то внешним, ее нельзя приобрести путем образования или подражания даже лучшим примерам.

Зачастую она не только «держит» личность, подобно стержню, но и является высшим благом, верховной ценностью, во имя которой иногда жертвуют жизнью. Потребность в духовном развитии личности в полном смысле слова ненасыщаема, чего нельзя сказать о физических и социальных потребностях. В знаменитом выражении Паскаля о человеке как «мыслящем тростнике» подчеркивается сила духа, даже при самых суровых условиях бытия. Более того, история дает массу примеров того, как интенсивная духовная жизнь (мудрецов, ученых, деятелей литературы и искусства, религиозных подвижников) была залогом не только физического выживания, но и активного долголетия. Люди, сохраняющие свой духовный мир, как правило, выживали и в условиях каторг и концлагерей, что еще раз подтвердил горький опыт XX века.

Выделение физической, социальной и духовной личности (так же как и соответствующих потребностей) носит достаточно условный характер. Все эти стороны личности образуют систему, каждый из элементов которой может на разных этапах жизни человека приобретать доминирующее значение. Известны, скажем, периоды усиленной заботы о своем теле и его функциях, этапы расширения и обогащения социальных связей, пики мощной духовной активности. Так или иначе, но какая-то черта принимает системообразующий характер и во многом определяет сущность личности на данном этапе ее развития, вместе с тем, возрастающие, тяжелые испытания, болезни и прочее могут во многом изменить структуру личности, привести к своеобразному ее «расщеплению» или деградации.

Одновременно с формированием мировоззрения складывается и характер личности - психологический стержень человека. Только в характере индивидуум приобретает свою постоянную определенность.

Слово «характер», употребленное в качестве синонима слову «личность», означает, как правило, меру личностной силы, то есть силу воли, которая тоже есть результирующий показатель личности. Сила воли делает мировоззрение цельным, устойчивым и придает ему действующую силу. Люди с сильной волей обладают и сильным характером. Таких людей обычно воспринимают как лидеров, зная, чего можно ожидать от такого человека. Признается, что великим характером обладает тот, кто своими поступками добивается великих целей.

Без воли невозможны ни нравственность, ни гражданственность, невозможно вообще общественное самоутверждение индивида как личности.

Особым компонентом личности является ее нравственность. Социальные обстоятельства нередко ставят человека перед выбором и он не всегда следует самому себе. В такие моменты он превращается в марионетку социальных сил, и это наносит непоправимый ущерб цельности его личности.

Новорожденный - уже выраженная, яркая индивидуальность, и каждый день его жизни увеличивает потребность в многообразных реакциях на окружающий мир. Буквально с первых дней жизни, с первых кормлений, формируется свой, особый стиль поведения ребенка, так хорошо узнаваемый матерью. Индивидуальность ребенка нарастает к двум-трем годам, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и освоению собственного «Я». Большое значение для дальнейшей судьбы имеют особые «критические» моменты, во время которых происходит запечатлевание ярких впечатлений внешней среды, что потом во многом определяет поведение человека. Они носят название «импрессинга» и могут быть очень разными, например, музыкальной пьесой, потрясшей душу историей, картиной какого-то события или внешним видом человека.

Дальнейшее развитие личности связано с «происхождением» других возрастных периодов и с, другой стороны, - с особенностями развития девочек и мальчиков, девушек и юношей. Возраст, как, профессия, круг общения, эпоха - все это формирует личность. На жизненном пути неизбежны и взлеты - как правило, в юности и в возрасте 30 - 40 лет и застои (25-30, 40-45). Рубежами в жизни человека становятся отрыв от родительской семьи, создание собственной семьи, рождение детей и т.п.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества, что называют социализацией. Человек учится выполнять особые социальные роли, т.е. учиться вести себя в соответствии с ролью ребенка, студента, мужа и т.д. все они имеют выраженный культурный контекст и, в частности, значительно зависят от стереотипа мышления. Если нет тяжелых врожденных дефектов развития головного мозга, последствий родовой травмы или заболевания, то становление личности - итог взаимодействия человека и общества. В течение жизни человек может в той или иной степени утратить личностные черты вследствие развития хронического алкоголизма, наркомании, тяжелых заболеваний ЦНС и т.п. в принципе личность может «умереть» в еще живом человеке, что говорит о сложной внутренней структуре этого феномена.

Первая грань Я - это так называемое телесное или физическое Я, переживание своего тела как воплощения Я, образ тела, переживания физических дефектов, сознание здоровья или болезни. В форме телесного Я мы ощущаем не столько личность, сколько её материальный субстрат - тело, через посредство которого она проявляет себя и иначе проявиться не может. Тело очень большой вклад в целостное ощущение собственного Я - об этом всем известно на собственном опыте. Особенно большое значение телесное Я приобретает в подростковом возрасте, когда собственное Я начинает выходить из человека на передний план, а другие стороны Я еще отстают в своем развитии.

Вторая грань Я - это социально-ролевое Я, выражающееся в ощущении себя носителем тех или иных социальных ролей и функций. Доминирование социально-ролевого Я - характеризующая черта бюрократа всех времен и народов, который мыслит себя как воплощение определенных должностных функций и государственных интересов - и ничего кроме этого я не содержит.

Третья грань - психологическое Я. Она включает в себя восприятие собственных черт, диспозиций, мотивов, потребностей и способностей и отвечает на вопрос «какой я».

Четвертая грань Я - это ощущения себя как источника активности или, наоборот пассивного объекта воздействий, переживание свой свободы или несвободы. Его можно назвать экзистенциальным Я, поскольку в нем отражаются личностные особенности высшего экзистенциального уровня, особенности не каких-то конкретных личностных структур, а общих принципов отношений личности с окружающим ее миром.

Наконец, пятая грань Я - это самоотношение или смысл Я. Наиболее поверхностным проявлением самоотношения выступает самооценка. Следует различать самоуважение - отношение к себе как бы со стороны, обусловленное какими-то реальными достоинствами или недостатками - и самопринятие - непосредственное эмоциональное отношение к себе.

Формирование индивидуальных способностей как становление личности

Исторически индивидуализм возник в классовом обществе, которое преодолевало нормы родовой общности и делало человека самоцелью развития. В этом смысле индивидуализм был противоположностью коллективизму. Гораздо более содержателен другой термин «индивидуальность», обозначающий уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств и свойств.

Индивидуальность - не просто «атомарность» человека, а скорее характеристика его единичности и своеобразия, выводящего за рамки этой единичности.

Становление личности происходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностной ориентации данного общества.

Личность - субъект исторического процесса, общественного поведения, познания, общения, труда и творчества. Она развивается, самореализуясь в труде, общении, познании и творчестве. Ее развитие - это, прежде всего, совершенствование ее способностей и возвышение потребностей. Социальное развитие личности ведет за собой ее психическое совершенствование. Но и изменение ее психики оказывает сильнейшее влияние на ее социальное развитие. При этом психологические характеристики оказываются наполненными социально-историческим содержанием.

Так, интеллектуальная зрелость личности выступает, прежде всего, как ее гражданская зрелость, как устойчивость убеждений, интересов и склонностей человека, связанных с судьбами других людей, коллектива и общества. Установки, мнения, взгляды ближайшего социального окружения интеллектуально зрелый человек преобразует в свою индивидуальную форму.

И эмоциональная зрелость личности формируется под решающим воздействием ее социальной активности. Эта зрелость отчетливее всего обнаруживается в реальном отношении индивида к действительности, в ее способности к самоконтролю в устойчивости чувств, способности успешно переносить неудачи и невзгоды. Социальная зрелость предполагает доброжелательность по отношению к другим людям, выработку собственной линии поведения и в то же время способность жить и работать в коллективе.

Развитие личности включает в себя переход от зависимого положения ребенка к самостоятельности, от подчиненного положения в семье - к равенству, от беспечности - к пониманию своей ответственности, от примитивных интересов - к сложным. Очень важен переход от неглубокой временной перспективы к масштабу лет и десятилетий, от импульсивных поступков - к поведению, которое определяется долгосрочными и глубоко продуманными задачами. При этом вырабатывается умение подавлять импульсивные побуждения, отказываться от немедленного исполнения желаний ради достижения сознательно намеченных рубежей в будущем.

Важнейший элемент становления личности - ее нравственное созревание. Предпочтительнее сознательное освоение выраженных обществом принципов свободы, справедливости, уважения к человеческому достоинству. Осознанное исполнение долга связано с понятием чести, без которого невозможно самоуважение.

В целом в развитии личности можно выделить три важнейших уровня. На первом уровне субъект недостаточно адекватно осознает свои истинные побуждения. На втором уровне личность выступает как субъект, сознательно соотносящий цели и мотивы действий, намеренно формирующий ситуации своего поведения. На третьем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути, который она сознательно измеряет масштабами своей эпохи. На первый план здесь выступают качества индивидуальности, неповторимости в их общественно-историческом значении.

В своем развитии личность способна самоопределятся по отношению к внешним условиям. Личность - субъект своей жизни, то есть источник и движущая сила жизненной динамики. Особенность развитой личности как субъекта жизни состоит в ее способности разрешать жизненные проблемы.

Формирование личностных качеств человека зависит не только от положения человека в обществе, но и находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием, зависит от индивидуального отношения человека к своему положению. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависит от его индивидуального сознания, понимания смысла жизни, его способностей и потребностей.

В рамках общественных отношений бытие каждого человека индивидуализировано. Индивид - представитель человеческого рода и личностью он не рождается, а становиться. Личность не только продукт и объект общества, но и субъект исторического процесса. Именно в качестве субъекта индивид и поднимается на уровень личности, реализующей себя в общении, труде, познании и творчестве. И чем больше воздействие индивида на окружающую среду, тем заметнее он проявляет себя как личность.

Человек - продукт и субъект общественных отношений. Если понятие индивида нацелено на первое из этих определений, то понятие индивидуальности и личности ставят во главу угла самоусмотрение, благодаря которому данный конкретный человек в полной мере может стать активным субъектом общественной жизни. Оба эти понятия используются для обозначения социально значимых качеств, которые выработали в себе люди.

Смысловая близость терминов «индивидуальность» и «личность» - то, что личность индивидуальна, а индивидуальность личности - это ее специфика, приводит к тому, что эти термины нередко употребляются как однозначные, замещают друг друга. Вместе с тем в понятиях индивидуальности и личности можно обнаружить и разные измерения того, что изменяется «социально значимыми качествами человека».

Индивидуальность не только обладает различными способностями, но еще и представляет некую их целостность. Богато одаренный человек обладает не просто набором, совокупностью, но ансамблем различных задатков. При этом одно из его дарований, как правило, довлеет под всеми другими, определяя оригинальный способ их сочетания.

Процесс самореализации должен носить совершенно свободный характер. Призвание - не роль, не задача, которую человек может перед собой поставить. Вся его преднамеренность и воля должна быть, как раз направлена на то, чтобы «не препятствовать гению», чтобы дарование - призвание «само в нем заговорило». Напряженная целенаправленная работа совершенно необходима для творчества, но сама по себе ничего удовлетворяющего творца на свет не производит.

Личность и общество

личность общество индивидуальный способность

Человек формируется и видоизменяется под влиянием совместной деятельности, и в этом смысле он оказывается одновременно и субъектом и объектом воздействия социальных сил и общественных отношений.

Проблему личности нельзя решать без четкой философской постановки вопроса о взаимосвязи личности и общества.

Связь личности и общества опосредствована, прежде всего, первичным коллективом: семейным, учебным, трудовым. Только через коллектив каждый его член входит в общество. Отсюда понятна его решающая роль - роль исключительно важной «клеточки» целостного социального организма, где личность складывается духовно и физически, где путем усвоения языка и овладения общественно выработанными формами деятельности она впитывает в себя в той или иной мере созданное трудами предшественников. Непосредственные формы общения, складывающиеся в коллективе, образуют социальные связи, формируя облик каждого человека. Через первичный коллектив идет «отдача» личного обществу и достижений общества - личности. И как каждая личность несет на себе печать своего коллектива, так и каждый коллектив несет на себе печать составляющих его членов: будучи формирующим началом личностей, он сам формируется ими. Коллектив не есть нечто близкое, сплошное и однородное. Он в данном отношении представляет собой соединение разных неповторимых индивидуальностей. И в не личность не тонет, не рассматривается, а выявляется и самоутверждается. Выполняя ту или иную общественную функцию, каждый человек играет и свою индивидуально-неповторимую роль. В развитом коллективе человек поднимается до сознания значимости своей личности.

Если коллектив, вбирая в себя личность, сам формируется своими членами, то цели этого формирования задаются ему обществом в целом. Здесь надо различать коллективы формальные (официальные) и так называемые неформальные (неофициальные). Последние объединяются, как правило, по интересам - это клубы, общества, секции. Здесь связи между их членами характеризуются большей свободой личностных проявлений, отношениями дружбы, симпатии, в этих коллективах, как правило, выше творческое проявление сил.

Ныне, при достаточно широко развитой социально-психологической службе на предприятиях проводится политика создания трудовых коллективов, где все их члены были бы объединены также и по неофициальным признакам: в данном случае речь идет о способности людей, их собственной оценке своих возможностей и понимания каждым, что он действительно на своем месте и что он - необходимый, равноправный, равноуважаемый член коллектива. Но и в каждом формальном коллективе функции человека не исчерпываются лишь его общественно заданной ролью, люди объединяются не только чисто производственными отношениями, а и другими интересами: политическими, нравственными, научными взглядами и мыслями, чаще же всего особенно близкими им житейскими проблемами.

Поскольку каждый член коллектива - личность, индивидуальность со своим особым пониманием, опытом, складом ума и характера, постольку даже в самом тесно спаянном коллективе возможны разногласия и даже противоречия. В условиях наличия последних как раз и «проверяется на прочность» и коллектив, и каждая отдельная личность - дает ли противоречие до антагонизма, или оно будет преодолено общими усилиями ко всеобщему благу.

Человеческое общество - это высшая ступень организации живых систем. Будучи как бы коллективом, оно обладает высшим социальным авторитетом. Первичный коллектив - это общество в миниатюре, именно здесь происходит непосредственное взаимодействие личности и общества. Общество выступает для личности одновременно как совокупность всех социальных условий ее жизни и как результат развития всех первичных коллективов, а значит, и ее самой, раз она является членом одного из них. Однако личность не растворяется в обществе: сохраняя значение неповторимой и самостоятельной индивидуальности, она вносит свою лепту в жизнь общественного целого.

Общество не может безразлично относиться к развитию личности, и поэтому оно на каждой ступени своего собственного развития задает формирующейся личности общие принципы восприятия мира, определяя значение тех или иных аспектов жизни и формируя усвоение индивидами определенных ценностей. Оно также дает знать, какие эмоции, в каких ситуациях ценятся или же одобряются, какие нормы и правила поведения оно поддерживает.

В связи с этим в обществе постоянно идет работа над определением идеалов, понимаемых как образцы, на которые должна равняться личность. Наряду с идеалами, в обществе функционируют многочисленные «частные» модели личности, в которых учитывается, в частности, профессиональные достоинства работников, как их понимает данное общественное мнение.

Лишение индивида общения отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалось одним из самых суровых наказаний. Но еще отрицательное и страшное влияние на личность имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Социальная среда оказывает существенное влияние на формирование и поведение личности. Но не в меньшей степени личностные ориентации и поведение человека. Чем ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные и волевые качества, чем больше его жизненные ориентации совпадают с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он положительно влияет на развитие и утверждение этих ценностей, тем ярче и значительней сама личность. В том плане она характеризуется со стороны силы ее духа, свободы, творчества и добра. С этой стороны личность возвышается над своей природной основой и в известном смысле даже преодолевает ее, оставляя свой след и плоды своей деятельности и после своей биологической смерти.

Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и чистота не могут подтверждаться и реализоваться никаким другим способом, как только в реальной практической деятельности и в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим фактором, характеризующим личность, - это не слова, а дела. И именно тогда, когда дело доходит до реальных поступков, обнаруживается, как это трудно быть личностью, быть свободным, честным и принципиальным.

Чем личность выше и значительнее, тем выше и планка ее ответственности перед самим собой и людьми.

Свобода личности

В современных условиях ускоренного развития цивилизации роль личности в обществе становится все значительнее, в связи с этим все чаще возникает проблема свободы и ответственности личности перед обществом.

В обществе свобода личности ограничивается интересами общества. Каждый человек - индивид, его желания и интересы не всегда совпадают с интересами общества. В этом случае личность под воздействием общественных законов должна поступать в отдельных случаях так, чтобы не нарушать интересов общества, в противном случае ему грозит наказание от имени общества.

В современных условиях, в эпоху развития демократии проблема свободы личности становится все глобальнее. Она решается на уровне международных организаций в виде законодательных актов о правах и свободах личности, которые в настоящее время становятся в основу любой политики и тщательно охраняются.

Однако не все проблемы свободы личности решены в России и во всем мире, так как это одна из самых тяжелых задач. Личности в обществе на данный момент исчисляются миллиардами и каждую минуту на земле сталкиваются их интересы, права и свободы.

Неразделимы и такие понятия как свобода и ответственность, так как свобода не вседозволенность, за нарушение чужих прав и свобод личность несет ответственность перед обществом по закону, принятому обществом. Ответственность - это категория этики и права, отражающая особое социальное и морально-правовое отношение личности к обществу, человечеству в целом. Построение современного общества, внедрение сознательного начала в социальную жизнь, приобщение народных масс к самостоятельному управлению обществом и историческому созиданию резко увеличивает меру личной свободы и одновременно социальной и моральной ответственности каждого.

В праве гражданская, административная и уголовная ответственность устанавливается не только формальным путем выяснения состава преступления, но и с учетом воспитания правонарушителя, его жизни и деятельности, степени сознания вины и возможности исправления в дальнейшем. Это сближает правовую ответственность с моральной, то есть осознание индивидом интересов общества в целом и в конечном счете понимания законов поступательного развития истории.

Сущностные силы человека создают ему все необходимые субъективные возможности для того, чтобы быть свободным, т.е. действовать в мире по своему усмотрению. Они позволяют ему ставить под разумный контроль себя и окружающий мир, выделяться из этого мира и расширять сферу собственной деятельности. В этой возможности быть свободным и коренятся истоки всех триумфов и трагедий человека, всех его взлетов и падений.

Логикой своего существования и характером собственной деятельности каждый человек погружен в поток истории. Бытие человека в этом потоке противоречиво, неоднозначно. Человек свободен и несвободен.

Человек несвободен, поскольку существует внешний мир, который настойчиво диктует людям выбор форм и способов деятельности, их последовательность. Он несвободен так как всегда существуют ограничители его деятельности - уровень физических сил и умственных способностей, технических возможностей, характер общественного строя и т.д.

Вместе с тем человек свободен. Свобода есть самостоятельное распоряжение человека собственной судьбой, выбор своего жизненного пути. Кратко говоря, свобода - это не рабство, раскрепощенность человека. Она означает его освобождение от диктата внешних сил и обстоятельств, как природных, так и социальных. Свобода предполагает возможность действовать в соответствии со своими интересами и представлениями. Свобода - это постоянный выбор.

Свобода является фундаментальной ценностью для человека, но она должна иметь пределы. В противном случае она будет превращаться в произвол, своеволие и анархию, в самодурство и насилие над другими людьми, т.е. в негативную свободу. Границами свободы являются интересы другого человека, социальных групп и общества в целом, а также и природы как естественной основы существования общества.

Свобода невозможна без ответственности и долга человека перед миром, в котором он существует. Ответственность есть неизбежная цена свободы, плата за нее. Свобода требует от человека разума, нравственности и воли, без чего она неизбежно будет вырождаться в произвол и насилие над другими людьми, в разрушение окружающего мира. Мера ответственности человека всегда конкретна, в пределах его компетентности и диапазона возможностей.

Необходимо формирование подлинно гуманистических ценностей, выработка привлекательного социального идеала, включающего как основной момент своего содержания идею о свободе личности. При этом свобода личности должна пониматься как взаимодействие гармонично развивающегося общества, в котором учтены интересы всех его членов, и обладающей максимумом возможностей для удовлетворения потребностей развития и самовыражения личностью.

Заключение

Проблема личности - проблема необъятная, значимая и сложная, охватывающая огромное поле исследований. Понятие личности относится к числу сложнейших понятий. До сих пор ещё не сложилось достаточно обоснованного и общепринятого определения многозначность содержания этого понятия обусловлена многоаспектностью проявлений личности, многообразием её становления и развития.

Сегодня наше общество испытывает колоссальную потребность в людях свободных, инициативных, творческих. Но появятся ли они? Нельзя с сожалением не констатировать, что не только новая, но и традиционная элита эпохи, которую впору определить как эпоху масс, сама тяготеет к безликости, вынуждена подделываться под нее. Личности нестандартные, выдающиеся становятся все большим исключением. Складывается устойчивое впечатление, что почти все они - в прошлом.

Не может быть по-настоящему сильным общество, члены которого безлики. Важно, казалось бы, во всех отношениях дорожить личностью. Но сегодня мало кто способен на личностный поступок. На первый план выходит желание освободиться от ответственности, своеобразная потребность в идолах. Отсюда если и не тяготение к тирании, то согласие примириться с ней, фанатизм.

Мы согласны с автором цитаты, но только отчасти. Действительно, последнее десятилетие ХХ века в Росси было отмечено сменой ценностей, принижением ценности личности, повсеместной безответственностью. Это находит отражение и в молодежной культуре, и в деловой сфере, и в структурах государства. Множественные проблемы общества являются симптомами эмоционального, интеллектуального и духовного упадка в сознании большинства россиян. Однако у нас есть надежда на по-настоящему эффективное и окончательное разрешение глобального кризиса и произойти оно должно путем радикальной внутренней трансформации человека и его постепенным восхождением к более высокому уровню осознания и зрелости. Столь серьезная и кардинальная смена государственного строя, которая произошла в нашем государстве, не могла сразу провести и преобразования в сознании миллионов людей. Ценности свободы личности, ответственности, демократии, равенства перед законом, интеллекта не смогли стать превалирующими. Однако сейчас, на пороге нового тысячелетия, начали появляться люди, придерживающиеся данных идеалов. Это люди, получившие образование уже в новой России или за рубежом. Постепенно в бизнесе их становится все больше. С ними мы и связываем надежды на обновление и оздоровление нашего общества.

Используемая литература

1. Спиркин. «Основы философии»

2. Гайдученок. «Слово о личности»

3. Кон И.С. «Открытие «Я»

4. Горелов. «От расщепленного человека к целостной личности»

5. Попов Е.В. «Основы философии. Учебное пособие для ВУЗов»

6. Кохановский В.П. «Философия. Учебник для высших учебных заведений»

7. Лавриненко В.М. «Философия. Учебное пособие»

8. Анисимова В.Е. Личность как способ бытия и проявления целостности человека М. 1996 кандидатская диссертация

9. Бахарев В.В. Структура личности и диалектика ее становления М. 1989 кандидатская диссертация

10. Вальяна М.В. «Основы философии: Учебник». - М.: Издательство «Дело и Сервис», 1999

11. Воложанина М.Н. Свобода личности как предмет социально-философского анализа - М. 1991 кандидатская диссертация

12. Гессе Г. Собрание сочинений: В 4-х т. Т.2 - спБ.: Северо-Запад, 1994.

13. Хьелл Л., Зиглер Д. «Теории личности» - СПб: Издательство «Питер», 2000.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Проблема свободы и ответственности в философии. Понятие и происхождение морали. Проблема моральной ответственности личности. Моральные ценности, их влияние на личность. Структура и закономерности формирования личности. Сущность феномена свободы личности.

    реферат , добавлен 25.03.2012

    Основной принцип этики эпикурейцев. Влияние общества на становление личности. Натурфилософия, онтология, гносеология, логика и антропология. Проблема формирования и становления человеческой личности, роль и значение природных и биологических качеств.

    эссе , добавлен 27.10.2014

    Проблема сознания личности, ее содержание, подходы и принципы исследования в философии. Вопрос о включенности человека, обладающего сознанием, в мир, о тех возможностях, которые предоставляет личности сознание, направления и особенности его разрешения.

    реферат , добавлен 24.09.2014

    Рассмотрение вопросов сущности человека как личности, каково ее места в мире и в истории. Характеристика типов личности: деятели, мыслители, люди чувств и эмоций, гуманисты и подвижники. Особенности восприятия личности и ее поступков на западе и востоке.

    презентация , добавлен 24.11.2013

    Исследование проблемы личности в истории философии и ее взаимосвязи с обществом. Учение о человеческой личности в ее отношении к индивиду. Главные характеристики и нравственные основы личности. Анализ мнений философов на вопрос о представлении личности.

    контрольная работа , добавлен 11.04.2018

    Понятия "человек", "личность" и "индивидуальность". Анализ содержания и структуры личности, ее человеческих качеств. Смысл человеческого бытия. Человек в мире культуры. Диалектика личности и общества, природы и личности. Статус личности в обществе.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2011

    Понятие индивидуальности, биологическое и социальное в человеке. Принципы формирования личности, ее структура и причины поступков. Сущность свободы и ответственности индивида. Типы личности и методы социально-психологического воздействия на них.

    контрольная работа , добавлен 01.03.2010

    Формирование термина "личность" в патристике. Личностный аспект человеческого существования в христианском богословии. Определение личности через отношение у Боэция. Соотношение термина "личность" с греческими терминами "ипостась" и "субстанция".

    курсовая работа , добавлен 24.03.2012

    Характеристика взглядов выдающихся философов на развитие личности, которые относятся к числу сложнейших в человекознании. Особенности человека в понимании Сократа. Исследование "доблестной" личности Макиавелли, теории личности Маркса, Фрейда, Бердяева.

    реферат , добавлен 27.03.2010

    Идея и жизнь личности в теории Соловьева. Отношение личности человека к божественной личности. Теодицея и антроподицея как необходимые основания личности в концепции Флоренского. Единство личности как определение ее совершенства в теории Карсавина.

Философия личности



Введение

2 Философия личности и ее признаки

2 Философское совершенствование личности

Заключение


Введение


Всякий человек призван стать личностью, и ему должна быть предоставлена возможность стать личностью. Всякая человеческая личность обладает ценностью в себе и не может рассматриваться, как средство. Издревле проблема человека занимала умы философов. Данная проблема становится еще более актуальной в ХХ веке, когда новыми факторами жизни человека стала научно-техническая революция и человеческая личность рискует нивелироваться "в тисках" информационно-техногенного общества.

Объектом исследования является личность. В качестве предмета исследования рассматривается философия личности и пути ее совершенствования.

Целью работы является: анализ проблематики философии личности и пути ее совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо выполнение следующих задач:

Определить сущность понятия «личность» и характерные ее черты;

Изучить философию личности и ее признаки

Рассмотреть проблематику философии личности;

Предложить пути философского совершенствования личности.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.

Работа написана на основании изучения учебных пособий, анализа монографий и статей периодических изданий. Список литературных источников включает в себя 24 наименования.

Глава 1. Теоретические основы личности и ее признаки


1 Сущность понятия «личность» и характерные ее черты


Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом (приближающим его к высшим млекопитающим), с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи (что отличает его от животных), высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной (общественной) организации.

Для характеристики духовного начала человека на протяжении многих веков используется понятие "личность" - совокупность врожденных и приобретенных духовных свойств человека, его внутреннее духовное содержание.

Личность - это врожденные качества человека, развитые и приобретенные в социальной среде, совокупность знаний, навыков, ценностей, целей.

Таким образом, человек - это социально-биологическое существо, причем в условиях современной цивилизации в силу воспитания, законов, моральных норм социальное начало человека контролирует биологическое.

Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность. Известны случаи, когда люди с рождения жили вне человеческого общества, воспитывались среди животных. В таких случаях из двух начал, социального и биологического, в человеке оставалось только одно - биологическое. Такие люди усваивали привычки животных, теряли способность к членораздельной речи, сильно отставали в умственном развитии и даже после возвращения в человеческое общество не приживались в нем. Это еще раз доказывает социально-биологическую природу человека, то есть то, что человек, в котором не заложено социальных навыков воспитания человеческого общества, обладающий только биологическим началом, перестает быть полноценным человеком и даже не достигает уровня животных (например, у которых он воспитывался).

Большое значение для превращения биологического индивида в социально-биологическую личность имеет практика, труд. Только занимаясь каким-либо определенным делом, причем таким, которое отвечает склонностям и интересам самого человека и полезно для общества, человек может оценить свою социальную значимость, раскрыть все грани своей личности.

Качества личности - врожденные или приобретенные привычки, образ мышления и поведения.

По качествам, их наличию, развитости различают людей. Через качества можно дать характеристику личности человека.

В значительной мере качества формируются под влиянием семьи и общества.

Человек, как правило, совмещает в себе всё виды качеств; одни качества развиты больше, другие - меньше.

Характерной чертой каждого человека, личности является наличие потребностей и интересов.

Потребности - это то, в чем человек чувствует необходимость.

Потребности - основа деятельности людей, стимул к совершению тех или иных действий. Удовлетворение потребностей - важный компонент человеческого счастья.

Значительная доля потребностей (кроме биологических) формируется обществом и может быть реализована в обществе.

Каждому обществу соответствует определенный уровень потребностей и возможность их удовлетворить. Чем более развито общество, тем выше качество потребностей.

Интересы - конкретное выражение потребностей, заинтересованность в чем-либо. Совместно с потребностями интересы - также двигатель прогресса.

Среди интересов выделяются: личные (индивидуальные); групповые; классовые (интересы социальных групп - рабочих, учителей, банкиров, номенклатуры); общественные (всего общества, например, в безопасности, правопорядке); государственные; интересы всего человечества (например, в недопущении ядерной войны, экологической катастрофы и др.).

Лишение индивида общения и возможности выбора деятельности, известной свободы действий отрицательно сказывается на развитии личности и ее самочувствии. Не случайно изоляция человека от общества и общения всегда считалась одним из самых суровых наказаний. Это вполне объяснимо, ибо постоянная изоляция и одиночество противоречат самой сущности личности.

Но еще более отрицательное и страшное влияние на личность, приводящее к ее разрушению, имеет навязывание ей чужой воли и мыслей. Человек, полностью подчиненный чужой воле и лишенный (посредством внушения, идеологического оболванивания через агитацию и пропаганду и т.д.) собственного мировоззрения, собственных мыслей и взглядов, - это уже не личность.

Таким образом, под личностью подразумевается прежде всего индивидуальность человека, причем не биологическая, а социальная. Личность - это и есть социальная индивидуальность. Человек рассматривается не только со стороны его общих и специфических социальных качеств, но и со стороны его индивидуальных социальных свойств. То, что делает человека личностью, - это, конечно, его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств, его социальная самобытность.

Развивается личность и выполняет различные социальные роли в обществе благодаря своей деятельности. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность.


1.2 Философия личности и ее признаки


Русская религиозная философия сделала акцент на духовные качества человека: творчество, любовь, добро и т.д. Человек рассматривается как центр мира; человек призван богом как свободное творческое существо к собиранию мира в единое целое, к созданию гармонии. Смысл его жизни состоит в отрицании зла, посредством творения добра.

Человеческая личность - «величайшая в мире загадка». Личность существовала не всегда. Греческая цивилизация не знала такого понятия, как не знал его и Рим. Античность имела представление только о персоне. Этот термин обозначал различие характеров

Проблема личности есть основная проблема экзистенциальной философии. «Я» есть изначальная данность, личность же есть заданность. Сознание личности и реализация личности болезненны. Личность есть боль, и многие соглашаются на потерю в себе личности, так как не выносят этой боли. Личность не тождественна индивидууму. Индивидуум есть категория натуралистическая, биологическая. Не только животное или растение есть индивидуум, но и алмаз, стакан, карандаш. Личность же есть категория духовная, а не натуралистическая, она принадлежит плану духа, а не плану природы, она образуется прорывом духа в природу. Личности нет без работы духа над душевным и телесным составом человека. Человек может иметь яркую индивидуальность и не иметь личности. Есть очень одаренные люди, очень своеобразные, которые вместе с тем безличны, неспособны к тому сопротивлению, к тому усилию, которое требует реализация личности. Личность есть прежде всего смысловая категория, она есть обнаружение смысла существования. Между тем как индивидуум не предполагает непременного такого обнаружения смысла, такого раскрытия ценности. Личность совсем не есть субстанция. Понимание личности как субстанции есть натуралистическое понимание личности и оно чуждо экзистенциальной философии.

Личность может быть определена как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное. Отвлеченное духовное единство без сложного многообразия не есть личность. Личность целостна, в нее входит и дух, и душа и тело. Личность не может быть частью в отношении к какому-либо целому, космическому или социальному, она обладает самоценностью, она не может быть обращена в средство. Это - этическая аксиома. Личность не есть объект и не принадлежит объективированному миру, в котором ее нельзя найти. Встреча с личностью есть встреча с «ты», а не с объектом. Личность не есть объект, не есть вещь.

Есть еще один признак личности, отличающий ее от вещи, может быть, самый существенный - личность способна испытывать страдание и радость, она имеет для этого чувствилище, которого лишены сверхличные реальности. Главное в существовании личности совсем не то, что оно целесообразно, главное, что оно есть причиняющая боль судьба антиномическое сопряжение свободы и предназначения неотвратимости. Личность предполагает чувство реальностей и способность выходить к ним. Крайний индивидуализм есть отрицание личности. Личности присущ метафизически социальный элемент, она нуждается в общении с другими. Природная жизнь пола всегда трагична и враждебна личности. Личность оказывается игрушкой гения рода, и ирония родового гения вечно сопровождает сексуальный акт. Не бессмертие и вечность ждет личность в сексуальном акте, а распадение в множественности рождаемых новых жизней.

Таким образом, всякий человек призван стать личностью, и ему должна быть предоставлена возможность стать личностью. Всякая человеческая личность обладает ценностью в себе и не может рассматриваться, как средство. Есть «иной мир», более реальный и более подлинный.

Глава 2. Проблематика философии личности и пути ее совершенствования


1 Проблематика философии личности


Личность преподносится как сложная духовная система человека, внутренний динамичный мир личного сознания. Существуют только личности и то, что они создают.

Философия личности пытается защитить избранность, индивидуальность личности, её причастность к творению мира культуры. Наиболее богатыми являются отношения человека к Богу, в которых проявляется истинная сущность человека и происходит возрождение его индивидуальности.

Таким образом, философия личности пытается примирить сциентистскую и антисциентистскую тенденции в современной философии. Современная наука не даёт человеку целостного взгляда на мир, поскольку мир дан нам в личном персональном опыте. Поэтому все невзгоды современного человека коренятся в ограниченности научного мировоззрения, пронизанного технократизмом. Человек становится придатком машины, он теряет свою уникальность и неповторимость, его деятельность запрограммирована, он не может выйти за рамки стандартного поведения.

В основе философии личности лежит идея персонификации Вселенной, согласно которой последняя есть единое всепоглощающее «Я». Философы превращают мир в мир духовных феноменов, но мыслят его духовность как результат персонального опыта, как результат мышления одного или многих «Я». Мир дан только в личном сознании субъекта, то есть объект как бы растворяется в субъекте. Личностное познание мира находится в рамках психологического освоения её человеком, так как объективный мир рассматривается как объективация разума, воли, желаний, целеполагания личности.

В эпоху научно-технической революции философия личности претерпевает некоторые изменения, хотя и остаётся в рамках традиционной точки зрения, что истины науки не противоречат истинам религии. Философы доказывают, что религия является неотъемлемой частью человеческого духа так же, как и моральные или интеллектуальные ценности.

Итак, средоточием философии личности является религиозно-этическая проблематика. Высшей моральной ценностью является самоопределение свободной личности, поскольку потребность человеческой души в свободе есть непременное условие творчества. Свобода воли человека есть гарант совершенствования человеческого общества, которое само состоит из свободных личностей. Из этики вытекает социальное учение, рассматривающее в качестве оптимального такое общество, где достигнута гармония личностей.

Личность становится личностью, только приобщаясь к миру социального. Существует три способа формирования личности:

) медитация, или поиск призвания;

)собственное воплощение, или занятие тем, что принесёт призвание;

) самоотверженность, или жизнь для других.

Если человек не обладает одним из этих моментов, о нём нельзя сказать, что он состоялся как личность.

История самоидентификации личности есть история её персонализации, которая разворачивается по мере нарастания гуманизации человечества. Особое внимание философия личности уделяет роли христианства в процессе развития личности.

Итак, философы выступили с попыткой обоснования «целостной» личности, осмысления человека как духовного бытия, способного к саморазвитию и самосовершенствованию. Они отмечали искажённые ценности современного человека с приматом вещей, с ориентацией на материальные ценности в ущерб духовности и умению не «иметь», а «быть».


2.2 Философское совершенствование личности


Личность человека развивается благодаря, шести органов чувств и ее развитие будет ограничено физикой. Исследователи выходили за пределы физики, науки, религии и их личность получала расширенное восприятие бытия. Они заявляли о своих озарениях, их унижали, запрещали, уничтожали. Нас заставляли думать одинаково, как было определено ранее авторитетами. Благодаря, намерения одного человека, заявившего о нем в пространство, сейчас наше общее коллективное сознание, легко принимает эту истину.

Не прошло и полвека, как личность человека приняла новое восприятие, благодаря первопроходцам, и считает его теперь своим от рождения, оно же уже в прошлом, доказано, утверждено. Необходимо понимать великое благо присутствие личности и необходимости уделения ей, наибольшего внимания и заботы.

Личность чувствует себя отдельно от всего и ей потому страшно, она сомневается, защищается, нападает. Нам не стоит уничижать личность, она величественна, ее необходимо трансформировать <#"justify">Итак, о чем думает человек, туда поступает энергия, и намерение начинает матерелизоваться. Жизнь сразу начинает преподносить дары. Личность вправе принимать их, или отрицать. Как правило, то, что мы не понимаем, мы не можем принять. Личности необходимо, во всем распознать дар жизни, распознать и принять, найти дар и радость во всем. Вот тогда, личность начнет развиваться, ибо впустит в жизнь новое, родит свое, создаст свое уникальное и ветры перемен преобразуют жизнь. Наша сила в осознанности настоящего момента. В настоящем моменте, мы творим жизнь, мы и есть жизнь.


Заключение

личность философский совершенствование

Из изложенного материала можно сделать следующие выводы:

Человек - особое существо, явление природы, обладающее, с одной стороны, биологическим началом, с другой стороны, духовным - способностью к глубокому абстрактному мышлению, членораздельной речи, высокой обучаемости, усвоению достижений культуры, высокому уровню социальной организации. Жизнь, развитие, воспитание в обществе - ключевое условие нормального развития человека, развития в нем всевозможных качеств, превращения в личность.

Личность может быть определена как единство в многообразии, единство сложное, духовно-душевно-телесное. Отвлеченное духовное единство без сложного многообразия не есть личность. Личность целостна, в нее входит и дух, и душа и тело. Личность не может быть частью в отношении к какому-либо целому, космическому или социальному, она обладает самоценностью, она не может быть обращена в средство. Главное в существовании личности совсем не то, что оно целесообразно, главное, что оно есть причиняющая боль судьба антиномическое сопряжение свободы и предназначения неотвратимости.

Средоточием философии личности является религиозно-этическая проблематика. Высшей моральной ценностью является самоопределение свободной личности, поскольку потребность человеческой души в свободе есть непременное условие творчества. Свобода воли человека есть гарант совершенствования человеческого общества, которое само состоит из свободных личностей. Из этики вытекает социальное учение, рассматривающее в качестве оптимального такое общество, где достигнута гармония личностей.

Для развития личности человека, необходимо условие наличия личного намерения, личного заявления, соответствующее действо заявленному в пространство.

·Первым шагом является осознание совершенства жизни <#"justify">Личности необходимо во всем распознать дар жизни, распознать и принять, найти дар и радость во всем. Вот тогда, личность начнет развиваться, ибо впустит в жизнь новое, родит свое, создаст свое уникальное и ветры перемен преобразуют жизнь. Наша сила в осознанности настоящего момента.


Список использованных источников и литературы


1.Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 2009. №2. С. 15-19.

2.Айер А. Дж. Человек как предмет научного исследования // Философские науки. 2011. №1. С. 8-9.

.Бердяев Н. А. Эрос и личность. М. 2009. С. 158.

.Буржуазная философская антропология XX в. М. 2006. С. 211.

.Гельвеций А. К. О человеке. М. 2009. С. 87.

.Дубинин Н. Н. Что такое человек. М. 2008. С. 315.

.Каримский А. М. Социальный биологизм. М. 2011. С. 97.

.Карпинская Р. С., Никольский С. А. Философия. М. 2008. С. 268.

.Культура, человек и философия // под ред. Исламова Р. 2009. С. 287.

.Лосский Н. О. Условия абсолютного добра. М. 2004. С. 154.

.Мамардашвили М. К. Как я понимаю философию. М. 2010. С. 168.

.Моисеев Н. Н. Человек во Вселенной и на Земле // Вопросы философии.2010. №6. С. 15-19.

.Новгородцев П. И. Об общественном идеале личности. М. 2011. С. 361.

.О человеческом в человеке / под ред. А.Р. Савина М. 2007. С. 198.

.Проблема человека в западной философии / под ре. Л.Джеймса. М. С. 258.

.Социальная философия / Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко. М. 2007. С. 274.

.Табачковский В. Г. Человеческое мироотношение: данность или проблема? // Вопросы философии. 2010. №6. С. 19-25.

.Тейяр де Шарден П. Феномен человека. М. 2007. С. 197.

.Франк С. Л. Смысл жизни // Вопросы философии. 2010. №6. С. 15-19.

.Фромм Э. Духовная сущность человека // Философские науки. 2011. №1. С. 19-23.

.Хабермас Ю. Понятие индивидуальности // Вопросы философии. 2009. №2. С. 21-26.

.Хамитов Н. Одиночество в жизни и в тексте // Философская и социологическая мысль. 2009. №9. С. 4-9.

.Шинкарук В. И. Философия и мировоззрение // Человек и мир человека. 2007. №7. С. 7-12.

.Ясперс К. Философская вера // Смысл и назначение истории. 2011. №8. С. 15-18.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Есть древний анекдот. Сократ говорил, что человек - это животное на двух ногах, без перьев. Софисты общипали курицу и принесли Сократу: «Вот твой человек». Так что же такое человек? Вопрос, на который не так просто ответить, как это кажется на первый взгляд. Известный русский философ А.А. Богданов писал: «Для обывателя «человек» - это вовсе не загадка, не «проклятый вопрос», а просто живой факт его обывательского опыта: «человек» - это он сам и другие обыватели, и все, кто обладает достаточным сходством с ними... Для философа-метафизика «человек» - великая загадка... - это существо, одаренное разумом, «нравственною свободою», «стремлением к абсолютному» и тому подобными возвышенными свойствами...». Необходимо различать понятия «человек», «индивид», «индивидуальность» и «личность».

Человек - это родовое понятие, указывающее на отнесенность существа к высшей степени развития живой природы - к человеческому роду.
В понятии «человек» утверждается генетическая предопределенность развития собственно человеческих признаков и качеств. Необходимо определить понятия и дефиниции.

Индивид - это единичный представитель вида «homo sapiens». Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью).

Индивидуальность - это неповторимое своеобразие личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Соотношение индивидуальности и личности определяется тем, что это два способа бытия человека, два его различных определения. Несовпадение же этих понятий проявляется, в частности, в том, что существуют два отличающихся процесса становления личности и индивидуальности.

Личность. У российского психолога А.Н. Леонтьева есть известное выражение: «Личностью не рождаются, личностью становятся». Личность - устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена общества или общности. Личность определяется данной системой общественных отношений, культурой и обусловлена также биологическими особенностями. Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

Содержание понятия «личность». Едва ли в отечественной педагогике, психологии, да и историческом материализме, как составной части марксистско-ленинской философии, найдется категория, сравнимая с категорией «личность» по количеству противоречивых определений. Известный психолог В.П. Зинченко по этому поводу отметил: «Конкурировать с понятием «человек» могло бы понятие «личность». Мне второе понятие кажется менее адекватным по двум причинам. Во-первых, понятие личность весьма невразумительно истолковывается в нашей литературе» . Просмотрев около двадцати определений личности в нашей литературе, он пришел к заключению, что он не личность. То есть проблема формирования, становления личности - это часть, конечно, важнейшая, но все же лишь часть более широкой проблемы развития человека.

Американский психолог и философ рубежа XIX-XX веков, один из основоположников прагматизма, У. Джемс считал, что личности могут быть подразделены на три класса:

1) физическую личность;

2) социальную личность;

Во-первых, физическая личность - это, прежде всего человек, носитель генофонда, имеющий определенную, сложившуюся за предшествующий эволюционный период ментальность; во-вторых, человек, наделенный социальными качествами, то есть такими качествами, которые он приобретает при взаимодействии с обществом; в-третьих, духовная личность - человек, усвоивший лучшие образцы духовной культуры.

Социализация личности. Термин социализация многозначен и по-разному интерпретируется авторами. Диапазон интерпретаций располагается от понимания его как пассивного усвоения личностью культуры до подчеркивания в процессе социализации собственной активности субъекта, его саморазвития. Как известно, термин «социализация» был впервые употреблен американским социологом Ф.Г. Гиддингсом еще в 1887 году и означал «развитие социальной природы или характера индивида», «подготовку человеческого материала к социальной жизни». В настоящее время слово «социализация» обозначает совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия (воспитание в широком смысле слова), но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе, влияющие на формирование личности. Педагогика и психология разработали систему социализации - воспитание как целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества. Осуществляется через образование, а также организацию жизнедеятельности определенных общностей. В воспитании взаимодействуют личность, семья, государственные и общественные институты; учебно-воспитательные заведения, средства массовой коммуникации, религиозные институты, общественные организации и др.

Понятие «социализация» используется для характеристики процесса формирования личности под воздействием социальной среды, хотя его природа трактуется по-разному. В настоящее время процесс социализации неразрывно связан с развитием информационного пространства и повышением уровня информационной культуры личности. Сегодня информатизация существенно изменила процесс обучения, как преподавателей, так и студентов, обслуживающего персонала. Однако в первую очередь следует
развивать уровень информационной культуры. Если обобщить существующие наработки в области исследования терминологической сущности информационной культуры, то она определяется, прежде всего, как компонент общей культуры личности или общества, который отражает информационное мировоззрение субъекта. К тому же это уровень социальной активности, а также процесс сохранения созданного и производства, распространения и потребления объектов культуры. Таким образом, информационное общество является фактором социализации личности, а информационная культура является инструментом адаптации человека к условиям информационной среды и в содержательном плане воздействовать на мировоззренческий, морально-этический, психологический, социальный и технологический уровни.

Индивидуализация личности. Индивидуализация личности представляет собой процесс актуализации неповторимого своеобразия человека. Индивидуальное в качестве особенного, единичного, отличительного противопоставляется типичному, присущему всем или значительной части данного класса. В европейской философии идея индивидуальности была связана с разработкой Демокритом понятия атома, или индивида. Согласно учению его последователя Эпикура из атомов состоят любые тела, в т.ч. и тело человека, а вместе с ним и его душа. Безраздельное господство необходимости в мире атомов, распространенное на атомы души, делает невозможным допущение свободы воли человека и безусловное разложение его тела и души: «Смерть не имеет к нам никакого отношения, - считал Эпикур, - когда мы есть, то смерти еще нет, а когда смерть наступает,
то нас уже нет» («К Менекею»).

Начиная с эпохи Возрождения индивидуализация рассматривается как альтернатива социализации и становится исходной точкой новоевропейского индивидуализма. Наиболее полное развитие проблема индивидуализации получает у Лейбница в его учении о монадах как о множестве замкнутых в себе специфических субстанций бытия, которые находятся между собой в отношении изначально предустановленной (Богом) гармонии, когда тот избрал для существования данный «наилучший из возможных миров». Монады как субстанции не зависят друг от друга и не могут влиять одна на другую, тем не менее, развитие каждой находится в соответствии с развитием других и всего мира в целом. Каждая монада может выражать и отражать весь мир («монада - зеркало Вселенной»). В то же время в монаде заложена индивидуальная программа, «полного индивидуального понятия». Монады образуют восходящую иерархию, в которой особое место занимают монады, способные не только к перцепции (смутному и бессознательному восприятию), но и к самосознанию, апперцепции, к которым Лейбниц относил души людей. Понятие монады как одушевленной жизненной индивидуальности использовалось в учении Гете как совокупность живых форм, органически развивающихся на всех уровнях бытия.

Определяющее место в философской антропологии занимает идея о неделимости «индивидуальной природы». В учении Юнга индивидуация рассматривается как процесс становления личности, ее созревания в результате ассимиляции сознанием содержания личного и коллективного бессознательного. М.М. Бахтин указывал, что индивидуализация личности, совершается не в сфере социальности, а в сфере сознания. Проблема индивидуализации связана с вопросом, может ли человек стать самобытной, уникальной личностью, не превратит ли его процесс социализации в стандартный «винтик» социальной машины? Определение индивидуальности предполагает постижение целостности конкретного субъекта, исходя из его потенций. Задача такого определения не только выявление факта отдельности данного человека, но и развитие его уникальных качеств.



Просмотров