Отдел по борьбе с экономическими преступлениями рф. Отдел по борьбе с экономическими преступлениями: функции, задачи, история

Полиция запрашивает документы: основания и какие действия нужно предпринять, ответственность за отказ в предоставлении документов.
Проверка ОБЭП (ОЭБ или УЭБ и ПК МВД): основания и сроки проверки, что делать.

Если вы занимаетесь предпринимательской деятельностью, то у вас есть все шансы привлечь к себе пристальное внимание сотрудников отделов по борьбе с экономическими преступлениями, а значит и соответствующий набор проверки ОБЭП (ОЭБ) : запросы, вызовы, обследование помещений организации с последующим изъятием документов, выездную налоговую проверку с участием сотрудников ОБЭП и так далее.

Ранее эти подразделения назывались всем известными аббревиатурами - ОБЭП, УБЭП, ОРЧ такое-то ДЭБ МВД России. Также существовали Управления и отделы по налоговым преступлениям.

Теперь, в ходе реформы МВД и переименовании милиции в полицию старые наименования ОБЭП ушли в прошлое и сложилась следующая организационная структура: отделы экономической безопасности и противодействия коррупции (ОЭБ), управления экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБ), Главное управление экономической безопасности и противодействия коррупции (ГУЭБ и ПК МВД РФ).

Если поступил запрос из полиции

В соответствии с ч. 4 ст. 13 Закона от 07.02.2011 №3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон "О полиции") "требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции... обязательны для исполнения... организациями, должностными лицами и иными лицами...". Прежде всего необходимо понимать, что не все требования сотрудников полиции обязательны для исполнения, а лишь законные. Таковыми являются требования, основанные на норме закона. Сотрудники полиции, направляющие свои запросы о представлении информации и документации, обязаны обосновать свои требования и назвать норму, в которой закреплено данное право.

При направлении запросов сотрудниками полиции, в качестве обоснования законности своих требований, используются следующие нормы права:

  • п. п. 4, 17 ч. 1, ч. 4 ст. 13 Закона "О полиции";
  • ст. ст. 6, 7 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности";
  • ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях;
  • ст. 7 Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма";
  • ст. ст. 144, 145 Уголовно-процессуального кодекса РФ.

Таким образом, сотрудники ОБЭП (ЭБ и ПК), направляя в Ваш адрес запрос о предоставлении информации и копий документов, должны обосновать свои требования с точки зрения закона, причем должны указывать конкретную норму закона, предоставляющую такие права сотрудникам отделов по борьбе с экономическими преступлениями в данном конкретном случае.

При этом запрос из ОБЭП (ЭБ и ПК), должен содержать:

1. Данные о конкретном уголовном деле или зарегистрированном в установленном порядке заявлении и сообщении о преступлении.

2. Мотивацию запроса - какое отношение имеют запрошенные сотрудниками ОБЭП (ЭБ и ПК) сведения и документы к расследуемому преступлению либо проверке сообщения о преступлении.

В ином случае запрос из ОБЭП не будет содержать требования, основанного на законе.

Согласно ч. 4 ст. 13 вышеуказанного Закон "О полиции" требования (запросы, представления, предписания) уполномоченных должностных лиц полиции, предусмотренные настоящей статьи, обязательны для исполнения всеми государственными и муниципальными органами, организациями, должностными лицами и иными лицами в сроки, установленные в требовании (запросе, представлении, предписании), но не позднее одного месяца с момента вручения требования (запроса, представления, предписания).

Итак, органы внутренних дел вправе запрашивать у субъектов предпринимательской деятельности сведения, справки, документы (их копии), иную необходимую информацию, а соответствующие субъекты предпринимательской деятельности обязаны представить запрашиваемые сведения, документы, информацию в сроки, установленные в требовании, но не позднее одного месяца со дня вручения.

В случае неисполнения соответствующего законного требования сотрудника полиции на лицо может быть наложена ответственность по ст. 19.7 КоАП РФ.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 13 Закона "О полиции" требования сотрудников полиции о представлении сведений, документов (их копии), иной необходимой информации будут являться законными только в том случае, если они связаны с проверкой, проводимой на основании заявления о преступлении, административном правонарушении, происшествии, разрешение которого отнесено к компетенции полиции.

Если к вам пришли с проверкой из ОБЭП

При проверках ОБЭП также должен соблюдаться ряд формальностей, которые полезно знать:

1. Проверка организации длится не более 2-х месяцев , продлевается до 3-х только решением начальника ОБЭП. Начало - день вынесения постановления о проверке, окончание - день подписания акта проверяющими. Отслеживайте сроки, зудите над проверяющими, чтобы у них появилось желание быстрее от вас избавиться.

2. Если к вам пришли сотрудники полиции, то просите их представить вам удостоверение . Перепишите данные сотрудников себе (ФИО, номер удостоверения) , так как в последующем это поможет вам написать жалобу прокурору или в суд на незаконные действия конкретных сотрудников. В большинстве случае стандартная ошибка при проведении проверок в том, что не записываются данные проверяющих. Здесь необходимо заметить, что как правило сотрудники просто показывают удостоверение, а вы даже не успеваете посмотреть на него.

Требуйте от сотрудников дать вам возможность записать их данные, поскольку в силу закона они обязаны предоставит вам такую возможность.

3. Проверяющие по прибытию на объект проверки обязаны предъявить представителю организации вынесенное начальником ОБЭП заверенное печатью постановление о проверке . Постановление регистрируется в Книге учета постановлений о проведении проверок соответствующего ОБЭП, что дает вам возможность проверить пришедших (и пока по телефону это проверяется в органе, откуда пришли проверяющие, самим подготовиться к проверке). Не избегайте ознакомления с постановлением, так как с одной стороны вы можете проверить его законность и кое-что почерпнуть из него, а с другой - закон предусмотрел нейтрализацию отказа от ознакомления с постановлением и от использования своего права присутствовать при проверке. В постановлении о проверке проверяющими производится запись о вашем отказе, что лишает смысла ваши контрдействий (типа беготни по коридорам лишь бы не видеть постановления).

4. В обязанности проверяющих входит проверка удостоверения личности должностных лиц организации. При этом проверяющие должны убедиться, что полномочия представителя организации оформлены надлежащим образом (уставом, доверенностью), поэтому относитесь спокойно к требованиям о подтверждении полномочий.

5. Законный представитель организации вправе присутствовать при проведении проверки в занимаемых помещениях и территориях. В постановлении о проверки организации делается отметка о разъяснении законному представителю его права. Если этого не сделано проверяющими, не стремитесь устранить этот пробел, минусы контролирующих органов это ваши плюсы.

Поручите своим работникам следить за составом проверяющих лиц, так как изменение состава возможно только на основании постановления об изменениях, вынесенного начальником ОБЭП.

6. Обследование помещения организации производится проверяющими на основании распоряжения начальника оперативного подразделения ОБЭП в присутствии понятых и представителя проверяемой организации. О производстве обследования составляется акт, в котором фиксируются данные, полученные в результате непосредственного зрительного изучения объектов, представляющих интерес для проверки. В ходе обследования проверяющие могут производить фотосъемку, аудио- и видеозапись, использовать информационные системы и технические средства. Результаты их использования прилагаются к акту.

Акт обследования подписывается лицами, проводившими обследование, понятыми и представителем организации, а также другими присутствующими при обследовании лицами, при этом с вашей стороны возможно использование других присутствующих для подготовки доказательственной базы против неправомерных действий проверяющих. Ваш отказ от подписания акта предусмотрен и приведет лишь к отметке в акте, удостоверенной подписями проверяющих и понятых, поэтому не придавайте значения факту подписи или не подписи этого документа, сосредоточьтесь лучше на самом документе и на формулировке, которую вы собираетесь написать.

Обследование - это не обыск. При проведении обследования не допускается вскрытие помещений, поэтому если представители ОБЭП несмотря на ваши замечания совершат действия выходящие за их компетенцию, зафиксируйте это при подписании акта.

7. Должностные лица ОБЭП имеют право истребовать у проверяемого любую информацию , необходимую для проведения проверки, в том числе по финансово-хозяйственной деятельности. Информация, истребуемая у организации, перечисляется в требовании о предоставлении информации. Требование подписывается проверяющими и вручается представителю организации под расписку с указанием даты вручения. Помните, что нет необходимости сразу предоставлять запрашиваемые документы, вам должно быть предоставлено время для их подготовки, согласуйте это время с должностным лицом ОБЭП, запрашивающим их. При отказе представителя организации от получения требования о предоставлении информации проверяющие составляют об этом соответствующий акт, удостоверяемый подписями проверяющих и понятых.

8. Изъятие материалов (предметов, документов) производится с участием понятых и, как правило, в присутствии представителя организации. Изъятию подлежат копии документов, которые подписываются представителем организации и заверяется ее печатью.

В случаях оснований полагать, что подлинники будут уничтожены, сокрыты, исправлены или заменены, может производиться изъятие подлинных документов. При изъятии указанных документов с них изготавливаются копии, которые передаются организации, у которого они изымаются.

Об изъятии документов (копий) составляется акт. Изъятые документы перечисляются, описываются в акте изъятия либо в прилагаемых описях с точным указанием наименования, количества и индивидуальных признаков. Все изымаемые документы (копии) предъявляются понятым и представителю организации, о чем делается запись в акте. Данная норма позволяет сделать этот процесс крайне обременительным для изымающих, любые нарушения этого порядка могут фиксироваться в акте. Акт подписывается проверяющими из числа должностных лиц, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, понятыми и представителем организации. Копия акта об изъятии вручается представителю, у которого производится изъятие, под расписку.

Как уже отмечалось, не стоит отказываться от подписи и заверения печатью копий изымаемых документов, от получения копии акта об изъятии и копий изъятых документов, от подписания акта изъятия; об отказе все равно будет сделана отметка в акте изъятия или отдельном акте, удостоверяемом подписями проверяющих из числа должностных лиц, допущенных к осуществлению оперативно-розыскной деятельности, и понятыми.

9. Если вы попали в ситуацию, при которой обнаружены документы, предметы, «ненадлежащего» характера, отказавшись от подписи копий, зафиксируйте в акте, что эти документы, предметы, появились в период, когда кто-то из проверяющих оставался один в помещении, где они обнаружены.

10. При проведении обследования производственных, складских, торговых и иных помещений, организации, а также транспортных средств, при изъятии документов привлекаются понятые в количестве не менее 2-х человек . Понятыми могут быть любые не заинтересованные в исходе проверки физлица. Не допускается участие в качестве понятых должностных лиц ОБЭП.

Понятые удостоверяют в акте, составленном проверяющими, факт, содержание и результаты действий, производившихся в их присутствии. Понятые могут делать по поводу произведенных действий замечания, которые подлежат обязательному внесению в акт.

Итоги проверки.

По результатам проверки организации проверяющими не позднее срока окончания проверки, (2 месяца или 3 при продлении) составляется акт проверки . Акт проверки составляется и в том случае, если нарушений законодательства не выявлено. Акт проверки должен содержать номер акта проверки, присвоенный при его регистрации в Журнале регистрации актов проверки. Акт проверки составляется в четырех экземплярах и подписывается всеми проверяющими. С момента подписания акта проверки всеми проверяющими проверка считается законченной.

Один экземпляр акта вручается представителю организации под расписку. В случае отказа представителя от получения акта проверки, а также при невозможности вручить акт по иным обстоятельствам (в связи с болезнью, отъездом и т.п.) об этом делается отметка в акте, удостоверенная подписями проверяющих, а экземпляр акта направляется в организацию заказным письмом не позднее дня, следующего за днем окончания проверки.

Советы адвоката:

  • Старайтесь не упоминать в беседе с работниками контролирующих органов конкретные цифры и факты.
  • Никогда не стоит говорить о ваших связях и возможностях.
  • Если у вас требуют объяснение по определенным фактам, вы имеете полное законное право отказаться давать объяснение без адвоката, так как положение Конституции РФ о праве каждого на получение квалифицированной помощи адвоката еще никто не отменял. Также вы можете ничего не объяснять сотрудникам полиции сославшись в объяснении на ст.51 Конституции РФ, согласно которой никто не обязан свидетельствовать против самого себя. Таким же правом могут воспользоваться все работники вашей фирмы. Помните одно, лучше вначале промолчать, чем сказать что- то лишнее.
  • В случае если вас просят , всегда требуйте повестку, так у вас будет документальное подтверждение, что вас вызывают на допрос, а не просто поговорить в кабинет оперуполномоченного по каким-либо вопросам. Без вручения вам повестки вы можете не ходить никуда и не давать показания. На данный опрос желательно явиться с адвокатом, поскольку во-первых, он профессионально будет отстаивать ваши интересы, во-вторых, он непосредственный свидетель всего, что будет делать при опросе сотрудник полиции.
  • Часто сотрудники полиции под предлогом осмотра места происшествия изымают бухгалтерские документы из офиса. Это прямое нарушение закона, так как изъятие документов помимо воли руководства фирмы возможно только с санкции суда (постановления суда о производстве обыска). В этой ситуации сотрудники пользуются тем, что вы их сами пустили в офис и якобы под вашим взором (а значит якобы с вашего согласия) изымают все необходимые им документы с составлением протокола осмотра происшествия. Помните главное, неприкосновенность частной собственности, коммерческую и личную тайну, гарантированные Конституцией РФ, еще никто не отменял, а вторжение в названные институты возможно только по решению суда. Если с вами происходит выше описанная ситуация, то необходимо обращаться с заявлением о привлечении к ответственности указанных сотрудников в следственный комитет, отдел полиции и прокуратуру.
  • Пытайтесь зафиксировать нарушения со стороны проверяющих в любом документе, который вы подписываете. Никто не запрещает вам составить свой документ, в котором будут описаны нарушения проверяющих, предложите подписать его проверяющим, если откажутся, сделайте об этом ссылку в этом документе, пусть его подпишут как можно большее число лиц, присутствующих при совершении неправомерных действий проверяющих (работники, понятые, посетители).
  • Дайте понять проверяющим, что информация о нарушениях с их стороны может легко попасть в прессу и телевидение.
  • Не бойтесь показать, что вы знаете свои права. Можете указать номер статьи закона или ее содержание, даже если вы ошибетесь не страшно т.к. проверяющие ее также не помнят и не могут сразу проверить.
  • Не бойтесь, если ваш ответ не совпадет в деталях с ответами других лиц, одинаковых ответов ни когда не бывает.
  • Никогда не подписывайте документ, не прочитав его. Читайте пока он не станет вам понятен. Время для этого не регламентировано законом.
  • Если в постановлении указана выемка документов , то забрать компьютер и другую оргтехнику проверяющие не вправе: пусть распечатывают документы, при этом у вас есть возможность отказаться от подписания распечатанных копий и занести в протокол, что не знаете откуда эти документы появились в вашем компьютере, вам не известно может быть даже случайно кем-либо внесены в него исправления намерено, в том числе и проверяющим, но это следует предпринимать если вам точно известно, что таких документов нет на бумажном носителе за вашей оригинальной подписью. Для совершения всех этих действий дождитесь пока проверяющие их не распечатают, что как правило проводится без непосредственного участия понятых (открытие файла его прочтение на компьютере, печать).
  • Помните, что все проверяющие органы несут ответственность за убытки, причиненные организациям своими неправомерными действиями, а также неправомерными действиями должностных лиц и работников этих органов, поэтому указание в актах и др. документах сведений, которые могут привести к появлению у вашей организации права требования возмещения убытков, могут побудить проверяющих не подставлять себя лично.
  • Все «наезды» о нахождении организации по указанному адресу без надлежащего на то основания, договора аренды и т.п. или же обнаружения печатей других организаций в офисе компании не несут в себе ничего криминального. Не обращайте на них внимания.
  • Немедленно сообщайте о всех приходах контролирующих органов в юридическую службу, тяните время до приезда юриста.
  • Не спешите указывать на ошибки проверяющих при проверке, их минусы это ваши плюсы в дальнейшем.
  • Имейте телефоны контролирующих органов, по которым можно проверить полномочия проверяющих.
  • Досконально ознакомьтесь с предъявляемым вам удостоверением и другими документами, служащими основанием для начала действий проверяющими, запишите данные удостоверения.
  • Женщины, в трудную минуту не бойтесь закатить истерику, инсценировать обморок или даже припадок.
  • Не бойтесь писать заявления и жалобы на сотрудников полиции когда вы правы, так как таким образом вы защитите себя от произвола. Более того, есть соответсвующие надзорные структуры - следственный комитет, прокуратура, которые и занимаются фактами нарушения закона со стороны сотрудников полиции.

​Еще раз напоминаем, что только адвокаты не вправе разглашать сведения, сообщенные ему доверителем в связи с оказанием последнему юридической помощи, без его согласия.

Юристы и адвокаты нашего юридического бюро готовы оказать вам квалифицированную юридическую помощь в рамках проведения сотрудниками правоохранительных органов в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 7.02.2011 № 3-ФЗ «О полиции» и Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» от 12.08.1995 № 144-ФЗ оперативно-розыскных мероприятий в отношении финансово-хозяйственной деятельности вашей организации, а также при проведении в порядке ст. 144-145 УПК РФ доследственной проверки и расследовании уголовных дел экономической и налоговой направленности.

Оперативно-розыскные мероприятия проводятся в целях проверки имеющихся данных, указывающих на признаки возможного совершения налоговых и экономических преступлений проводятся сотрудниками оперативных подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции в должностные обязанности которых входит, выявление, пресечение, раскрытие преступлений.

В структуру ГУЭБиПК МВД РФ входят управления, отделы, оперативно-разыскные части экономической безопасности и противодействия коррупции (УЭБиПК, ОЭБиПК, ОРЧ ЭБиПК), которые объединили в ходе реформы МВД подразделения по борьбе с налоговыми и экономическими преступлениями (ОНП, ОБЭП, УБЭП).

Практика показывает, что отсутствие грамотной юридической защиты позволяет сотрудникам полиции истребовать документы, предоставление которых не является обязательным, получать от должностных лиц организации объяснения, дающие возможность в дальнейшем трактовать не в вашу пользу неоднозначные моменты, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью вашей организации, безнаказанно допускать нарушения требований законодательства, регламентирующего порядок проведения оперативно-розыскных мероприятий.

Мы рекомендуем вам незамедлительно обратиться за юридической помощью к адвокату по налоговым и экономическим преступлениям в следующих случаях:

  1. Вы получили письменное требование (запрос) о предоставлении документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность вашей организации;
  2. Сотрудники полиции проводят обследование офисных и складских помещений, в ходе которого изымаются документы, отражающие финансово-хозяйственную деятельность организации, или компьютеры с бухгалтерской информацией;
  3. Генерального директора, главного бухгалтера или других сотрудников организации вызывают в органы внутренних дел на дапрос для дачи объяснений по вопросам, связанным с финансово-хозяйственной деятельностью организации;
  4. В результате проведения оперативно-разыскных мероприятий в отношении руководителя и главного бухгалтера организации возбуждено уголовное дело экономической или налоговой направленности;
  5. В офисе вашей организации сотрудники полиции проводят обыски по уголовному делу экономической или налоговой направленности;
  6. Вам предъявлено постановление о производстве выемки документов, отражающих финансово-хозяйственную деятельность организации;
  7. Вас вызывают повесткой на допрос в качестве свидетеля по уголовному делу экономической или налоговой направленности в следственные органы Следственного комитета РФ или следственные органы МВД РФ;

А также в любых других случаях, когда деятельность вашей организации попала в поле зрения правоохранительных органов (запрос в обслуживающий банк в отношении вашей организации; проведение проверочных мероприятий в отношении организаций-контрагентов (поставщиков или субподрядчиков) или в отношении организаций, входящих в структуру Вашего холдинга и т. д.).

Юристы и адвокаты юридического бюро «АЛАР» осуществляют юридическое сопровождение организаций, в отношении которых проводятся оперативно-разыскные мероприятия и следственные действия правоохранительными органами всех уровней, в том числе:

— Управлением экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по г. Москве и отделами экономической безопасности и противодействия коррупции УВД по административным округам г.Москвы (ЦАО, САО, СВАО, ВАО, ЮВАО, ЮАО, ЮЗАО, ЗАО, СЗАО, Зеленоград);

— Управлением и территориальными оперативно-разыскными частями экономической безопасности и противодействия коррупции ГУ МВД России по Московской области;

— Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД РФ;

— Следственными управлениями и отделами СК при МВД России по г.Москве и Московской области;

— Следственными управлениями и отделами Следственного комитета России по г.Москве и Московской области.

Защита по уголовным делам налоговой и экономической направленности

Помните : важной составляющей конечного успеха при осуществлении защиты вашей организации является незамедлительное обращение за юридической помощью. Мы сможем оказать вам эффективную помощь на любой стадии проверки (доследственная проверка, следствие и даже суд), но стоимость наших услуг значительно возрастает в зависимости от «запущенности» конкретной ситуации.

В нашей компании юридическим сопровождением организаций, в отношении которых проводятся оперативно-разыскные мероприятия или следственные действия, занимаются юристы и адвокаты по налоговым делам, имеющие значительный опыт работы в налоговой полиции, оперативных и следственных подразделениях МВД РФ по борьбе с экономическими и налоговым преступлениями, а также в органах прокуратуры. Поэтому наши специалисты досконально знают порядок проведения оперативно-разыскных и следственных мероприятий и все возможные действия, которые могут предпринять сотрудники правоохранительных органов при их проведении.


Статьи УК РФ экономической направленности:

В состав МВД России входит подразделение ОБЭП. Что это такое? ОБЭП - это отдел по борьбе с экономическими преступлениями. Данное подразделение осуществляет защиту экономической безопасности государства, решает другие задачи, действуя в соответствии с приказами МВД и федеральными законами. На протяжении истории существования задачи, цели и даже название данного главка часто менялись. В 2003 году на него были возложены и функции налоговой полиции, когда ФСНП была расформирована.

Структура подразделений БЭП ГУ МВД столицы

В каждом городе имеется подразделение ОБЭП. Москва является городом федерального значения, поэтому здесь структура территориальной полиции немного видоизменена по сравнению с остальными регионами. Главк московской полиции в своей структуре имеет управление ЭБиПК. Москва насчитывает десять административных округов, в каждом есть управление МВД, которое подчиняется руководителям столичной полиции. Присутствует в округе и ОБЭП, но носит название ЭБиПК. Подразделение ВАО Москвы находится по адресу: 2-я Владимирская, 14.

В крупных городах, областях в каждом райотделе имеется свой ОБЭП. СПб и Ленинградская область насчитывает 36 отделов, в каждый из которых может обратиться с жалобой любой гражданин.

Торговая полиция МВД Российской империи

Еще в XIX веке предпринята была первая попытка создания особой службы, которая боролось бы с экономическими преступлениями. Решение это было весьма своевременным. В 1842 году руководитель МВД граф Перовский создал первый ОБЭП, это подразделение тогда именовалось Торговая полиция. В состав ее входили: члены городской думы, выделялись которые ежемесячно, а также торговые депутаты, ежегодно избираемые купечеством. Служба эта работала вместе с городской полицией и в любой момент могла затребовать ее помощи.

Обязанности торговой полиции

Бедные слои населения значительно страдали от своего тяжелого положения. А тут еще и завышение цен, обман, обвес, продажа испорченных продуктов еще более усложняли ситуацию. В обязанности торговой полиции входило:

  • установление цен на мясо и хлеб;
  • наблюдение за торговцами - для исключения различных обмеров, обвесов, обмана;
  • запрет на перекупку товара и продажа его по "накрученным" ценам;
  • клеймение весов и мер;
  • наблюдение за соблюдением гигиены и санитарии.

Торговая полиция того времени просуществовала недолго и была расформирована. Но в истории она осталась как первая попытка создания службы по борьбе со злоупотреблениями в экономике. Долгое время контроль за торговлей со стороны МВД просто отсутствовал, пока не был создан ОБЭП.

Официальная дата рождения

ОБЭП, расшифровка аббревиатуры которого - "отдел борьбы с экономическими преступлениями", официально датой рождения считает 16 марта 1937 года. Организация изначально создавалась, чтобы регулировать деятельность государственной торговли, а также потребительских учреждений. Основной работой в то время являлись действия, направленные на борьбу с хищениями и сокращением финансовых затрат.

В самом начале своей деятельности этот орган существовал самостоятельно, но уже позже, после проведенных реконструкций, отдел ОБЭП приобщили к милиции.

Перед войной задачи данного органа значительно расширилась. Обязанностью сотрудников стала также борьба с фальшивомонетчиками и спекуляцией. Многие сотрудники во время войны работали в тылу. Самые важные задачи легли на плечи тех, кто оставался на службе. Они боролись с участившимися экономическими преступлениями, решали проблемы, связанные с дефицитом продовольствия. Благодаря сотрудникам в казну государства было возвращено несколько миллионов рублей. На то время это были немалые деньги.

Форматирование организации

В 1983 году в основные задачи тогдашнего ОБЭП включили и борьбу с взятками, валютными операциями и хищениями, происходящими вне закона. Организация претерпела форматирование. Ввели ответственность за нетрудовые доходы. После распада СССР было объединено несколько структур, и начальник ОБЭП стал единоличным руководителем. Полномочия и задачи организации пересмотрели. Включили сюда и уголовные преступления.

В 2003 году подразделения налоговой полиции, созданные в 1992 году, вошли в состав МВД. В 2004 году организовали департамент экономической работы.

Все работники структуры ОБЭП имеют активную жизненную позицию. Ими постоянно рассматриваются самые разные жалобы от граждан. В государственный фонд за все время работы возвратилось несколько миллиардов рублей и большое количество ценных бумаг. В настоящее время в обязанности ОБЭП входит множество пунктов, в силовом ведомстве эта структура имеет особое значение.

Чем занимается ОБЭП

У многих людей, тем более предпринимателей, сотрудники и начальник ОБЭП вызывают настороженное отношение. Даже те, кто не имеет собственного дела, с опасениями прислушиваются к историям с участием ОБЭП. Организация очень серьезная и занимается в полиции ответственными задачами, в них входит:

  • Методы борьбы, их организация в отношении физических лиц и предпринимателей, уклоняющихся от уплаты налогов.
  • Определение степени экономических угроз.
  • Раскрытие финансовых преступлений.
  • Контроль за деятельностью малого бизнеса.
  • Проверка работ компаний, а также их партнеров.

Зачастую проверка сотрудниками ОБЭП производится неожиданно, без предупреждения. Визит может состояться по любой причине, даже по звонку недовольного обслуживанием клиента. Полномочия свои проверяющие люди также афишируют не сразу. Как простые потребители они заходят на предприятие, в салон, другую организацию. После совершения покупки или сделки они предъявляют свои корочки и уже тогда объясняют, в чем была неправильность работы. Чаще всего свой приход сотрудники ОБЭП объясняют тем, что к ним поступила от потребителя жалоба на организацию, и они отреагировали посещением и проверкой.

В задачу ОБЭП также входит проверка на правильность процесса работы. Сигнал могут послать и конкуренты. ОБЭП все равно отреагирует проверкой.

Проверка ОБЭП. Поводы

Итак, ОБЭП имеет достаточно полномочий, чтобы провести проверку в любой организации, выяснить любую информацию о компании. Нужен лишь повод, чтобы нагрянуть с визитом. Выделим три основных:

  1. Сомнительные партнеры. У проверяющих формально может и не быть претензий к организации, однако если был "засвечен" какой-либо субъект, который имел деловые связи с компанией, или фирма-партнер по хозяйственным отношениям нарушила какой-то закон. На компанию таким образом упала тень недобросовестного партнера. Это может послужить причиной того, что ОБЭП заинтересовался деятельностью компании. Такой тип проверки чаще всего бывает неожиданным, и в большинстве случаев не знаешь, чего от него ожидать.
  2. Ненадежный сектор. Под ревизию компания может угодить вместе с другими фирмами, которые имеют схожий вид деятельности. Чаще всего сюда входят объекты общепита, сотовой связи, строительные площадки. Пристальное внимание вызывают у ОБЭП случаи, связанные с определенными событиями. Частые проверки могут происходить по причине терактов или криминальных разборок в районе.
  3. Жалобы. Предположим, что потребитель купил в какой-то точке спиртное, которое привело к отравлению. Адрес ОБЭП, номер телефона доступны для всех граждан, и жалоба в органы может поступить незамедлительно. В подобной ситуации клиенту достаточно заподозрить, что отравился он самопальной водкой. После того, как он напишет жалобу в ОБЭП, органы тут же отреагируют проверкой. Хотя вполне возможно, что со стороны компании и не было никаких нарушений. В любом случае сотрудники спецслужбы обязаны реагировать на все жалобы. Конечной целью работы является получение большей информации о компании. В частности, они вправе запросить сведения у банка обо всех счетах, ну а банковские выписки могут навести на различные спектры нарушений. Имеет право ОБЭП и на прослушивание телефонных разговоров. В торговых точках сотрудник ОБЭП как частное лицо может произвести контрольную закупку, и уже потом делать выводы о необходимости в проверке.

Приезд ОБЭП

Итак, в вашу компанию прибыл с проверкой ОБЭП. Это серьезная организация, которая имеет множество полномочий. И все же, для начала вы имеете право попросить предъявить документы представителей и выяснить их действительность, также поинтересоваться законностью проверки. Как мы уже описывали, поводов для проверок у ОБЭП может быть великое множество. Даже обычная жалоба от покупателя может привести к вам сотрудников этой организации. Лучше спокойно и тактично разговаривать с представителями и стараться вести себя правильно.

Как правильно себя вести?

  • Сотрудники ОБЭП - серьезные люди, и с ними не стоит пререкаться и огрызаться. Вести себя нужно предельно корректно и вежливо. Следует выполнять все, что они говорят. В противном случае сотрудники могут не так истолковать вашу реакцию и вынести не совсем приятное решение для вашей компании. От них, можно сказать, в период проверки зависит судьба вашей организации.
  • Тщательно проверяйте заполнение всех документов. Название фирмы, дата проверки обязательно должны быть указаны. Если вами обнаружена ошибка, следует настоять на ее исправлении, но сделать замечание следует предельно корректно.
  • Если сотрудники ОБЭП запрашивают какую-либо коммерческую тайну, вы не обязаны ее раскрывать. По закону это действие производится, только если есть на то документ от прокурора.
  • Никогда не чините препятствий к проверке. Сотрудники получили сигнал и обязаны на него отреагировать. Ваше вмешательство только усугубит положение дел.
  • Если вас просят подписать какие-либо бумаги, обязательно убедитесь в правильности их заполнения.
  • Прежде всего, помните, что сотрудники ОБЭП - обычные люди, и корректные взаимоотношения поспособствуют положительному решению в сложившейся ситуации.

На что имеют право сотрудники?

ОБЭП - это структура МВД, сотрудники которой имеют право на:

  • Проведение розыскных мероприятий.
  • Изъятие важных материалов и иной необходимой для проверки документации.
  • Фиксирование в протоколе любых правовых нарушений.
  • Осмотр имущества, а также служебных помещений.
  • Проведение опроса посетителей.
  • Передачу документации в вышестоящие органы.
  • Осуществление проверки деятельности предприятия, его сотрудников, а также организаторов.

Виды наказания

Будь то ОБЭП г. Санкт-Петербурга, Москвы, Волгограда либо другого города, сотрудники, обнаружив нарушения, имеют право настаивать на ликвидации, закрытии компании либо на временном прекращении ее деятельности. Бывают случаи, когда дается время на исправление ошибок в деятельности, после которого работу разрешается возобновить.

Другой вид наказания более строгий - заключение под стражу. Обычно он применяется к тем предпринимателям, которые работали вне закона, нарушали его. Если сотрудники ОБЭП зафиксировали какое-либо экономическое преступление, они передают материалы в суд, но для этого нужны существенные доказательства. Бывают случаи, когда выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Следующий вид наказания - увольнение сотрудника, который не соответствует определенным требованиям. Может также производиться конфискация незаконной продукции.

Будьте готовы к визиту ОБЭП

Обычно сотрудники ОБЭП не сразу раскрывают свои полномочия. Будьте всегда готовы к неожиданностям. Приходят они в салон, компанию как обычные граждане. Всегда правильно общайтесь с клиентами.

Для своей работы ОБЭП пользуется широкой нормативно-правовой базой, она-то и регламентирует деятельность сотрудников. Всегда вежливо просите предъявить документы, удостоверяющие право на деятельность. Недействительные "корочки" дают повод усомниться в законности проведения проверки.

Процессуальные действия всегда должны осуществляться в присутствии понятых.

Когда происходит проверка ОБЭП, обязательно должно присутствовать то лицо, которое может пояснить всю информацию - чаще это исполнительный директор компании. Информация, относящаяся к коммерческой тайне, может требоваться только по разрешению прокурора.

Строго следите за тем, чтобы вся изымаемая сотрудниками ОБЭП документация, товары, предметы были зафиксированы в протоколе проверки.

Всем, конечно же, хорошо известно, что в системе органов внутренних дел настало время больших перемен. Какие-то службы упраздняются, какие-то реорганизовываются. Череда реформ и преобразований не обошла стороной и борцов с экономическими преступлениями. О структурных изменениях службы, о работе её сотрудников в новом формате - наш сегодняшний разговор с исполняющим обязанности начальника ОЭБ и ПК УВД по СВАО подполковником полиции Сергеем Жуковым.

Сергей Александрович, ваше подразделение сейчас самое молодое в системе столичного главка. Его аббревиатура пока ещё звучит столь непривычно, что хочется по старинке вместо ОЭБ сказать ОБЭП. Но ведь разница не только в смене вывесок?
- Несомненно. Бывший ОБЭП занимался экономическими и должностными преступлениями, а ОНП - налоговыми и экономическими преступлениями. Происходило определённое дублирование. 15 ноября 2010 года приказом начальника ГУВД по городу Москве № 970 обе эти службы были реорганизованы в единое подразделение, которое получило нынешнее название. Структура ОЭБ такова. Вместо прежних четырёх ОРЧ ОБЭП и трёх ОРЧ ОНП стало четыре ОРЧ по следующим направлениям. 1-я ОРЧ занимается преступлениями в финансово-кредитной сфере и отвечает за незаконный оборот драгметаллов и камней, рейдерство, а также незаконный игорный бизнес. Задача сотрудников 2-й ОРЧ - предотвращать и раскрывать преступления в сфере потребительского рынка. На 3-ю ОРЧ возложено пресечение преступлений в сфере ЖКХ, ТЭК и нецелевое использование бюджетных средств, в том числе выделенных на приоритетные национальные проекты. 4-я ОРЧ занимается выявлением преступлений в налоговой сфере. Также в структуре ОЭБ есть ещё отделение по борьбе с коррупцией.
- Вы исполняете функции руководителя уже три месяца, есть какие-то резуль-таты?
- Да. Даже несмотря на почти 30-процентное сокращение штата отдела, с начала года нами выявлено 299 отдельных уголовных дел, что по нагрузке на одного оперуполномоченного превышает не только среднегородской показатель, но и аналогичный показатель прошлого года. К уголовной ответственности привлечено 126 лиц, из которых 106 обвиняются в совершении тяжких и особо тяжких преступлений. На сегодняшний день это одни из лучших показателей среди подразделений экономической безопасности главка. Особо горжусь тем, что нам удалось отойти от практики и удержаться от соблазна улучшать свои результаты за счёт только эпизодов по уголовным делам и твёрдо встать на путь строгого соблюдения служебной и учётно-регистрационной дисциплины. Если ранее порядка 10-15% обращений граждан от общего количества являлись фактически жалобами на бездействие сотрудников, нарушение прав граждан, грубость в общении, изъятие излишних для проведения проверки документов, неуведомление о принятом решении и прочее, то в настоящее время мы навели в этом порядок, с кем-то распрощались, кого-то сумели убедить пересмотреть своё отношение к работе. Отсутствие жалоб на действия или бездействие моих подчинённых за последний период - прямое тому доказательство.
- Не могли бы вы рассказать, с какими проблемами чаще всего на вашем пороге появляются жители округа?
- В отчётный период количество обращений граждан продолжает расти, и это, на мой взгляд, является свидетельством повышения доверия населения к органам внутренних дел. Обращения различные - от мелких бытовых вопросов до сложных в доказывании преступлений. Если рассматривать в срезе каждой оперативно-разыскной части, то по линии 1-й ОРЧ в кредитно-финансовой сфере основными заявителями являются банковские структуры, страховые и иные компании, а население обращается по фактам незаконного списания средств с кредитных и зарплатных карт или долговые обязательства между гражданами, которые являются гражданско-правовыми отношениями и подлежат разрешению в суде. Другое дело, незаконный игорный бизнес и рейдерство, которые входят в компетенции данной ОРЧ. За период существования отдела нами полностью ликвидирован весь игорный бизнес на обслуживаемой территории. Было выявлено и закрыто 69 игровых точек (клубов) и один подпольный покерный клуб. Изъято свыше 2500 игровых автоматов. Материалы по всем фактам переданы в суд. Также с начала года в отдел поступило четыре заявления о силовых захватах объектов, по двум из которых факты подтвердились и были возбуждены уголовные дела.
- И что захватывают?
- В первом случае нежилое строение на Бибиревской улице площадью 400 кв. м, во втором - нежилое здание на 1-й Останкинской улице площадью свыше 4000 кв. м, принадлежащее иностранному гражданину.
- Вернёмся к актуальным проблемам, решаемым вами и вашими подчинёнными.
- Во 2-й ОРЧ много обращений граждан приходиться на нерадивых продавцов, которые продают некачественный товар и отказывают гражданам в возврате или обмене товара (как правило, телефонов, компьютеров и другой бытовой электротехники), а также жалобы на некачественно или не в полном объёме проведённые работы или услуги (автосервисы, продажа и ремонт автомашин). В подавляющем большинстве все эти случаи относятся к разряду гражданско-правовых отношений, подлежащих рассмотрению в суде. Вместе с тем в уведомлении заявителю мы подробно информируем заявителя, как необходимо урегулировать эту проблему и куда обратиться с заявлением или иском.
Большое количество обращений поступало в отдел от правообладателей или их представителей, чью продукцию на аудио- и видеоносителях незаконно распространяли на Савёловском рынке. По числу продаж контрафактных СД и ДВД данный торговый объект был известен далеко за пределами России. С целью наведения порядка нами проводилась постоянная целенаправленная работа по пресечению торговли контрафактом на этом торговом объекте. На сегодняшний день нам удалось переломить ситуацию, навести там порядок и пресечь продажу нелицензированной аудио-видеопродукции. И хотя отдельные факты мы ещё, к сожалению, фиксируем, однако эта торговля идёт из-под полы, а не как ранее в открытой продаже. Мы понимаем, что данную проблему лишь постоянными проверками и контролем не решить, необходимо вовлекать в эту работу, а иногда и привлекать к ответственности как администрацию торгового центра и ЧОПы, на глазах которых идёт эта торговля, так и представителей структур, дающих разрешение на торговлю таким «предпринимателям».
Кроме пресечения фактов аудио-видеопиратства, особое внимание уделяется и нарушению различных авторских прав. На какие только уловки не идут любители заработать на чужом труде. В последнее время всё чаще в продаже появляются различные репродукции со встроенными в полотно часами, пользующиеся повышенным спросом. При этом такими репродукциями являются произведения, у которых имеется автор, и он не давал согласия на тиражирование своих работ. Такие изделия подпадают под статью о нарушении авторских прав. Для пресечения подобных фактов мы отслеживаем всю цепочку - от реализации до производства. И в ближайшее время ряд уголовных дел будет доведён до общественности.
Хватает работы и у сотрудников 3-й ОРЧ. Основной вал обращений идёт по линии ЖКХ. Это и факты создания ТСЖ путём подделки подписей жильцов, завышение тарифов, сбор непредусмотренных платежей, несуществующий ремонт или по завышенным расценкам, хищение средств представителями ТСЖ, подрядными организациями и управляющими компаниями. За отчётный период нами установлено пять фактов, когда выделяемые бюджетные средства использовались не по назначению или расхищались. Возбуждено 4 уголовных дела. Из наиболее значимых - уголовное дело в отношении граждан Акимовой и Романова. Акимова, являясь руководителем отделения московской торгово-промышленной палаты в СВАО и одновременно генеральным директором НП «Центр бизнеса и содействия развития ЖКХ СВАО», используя доверительные отношения с Романовым, занимающим должность директора государственного учреждения «Заказчик внешнего благоустройства СВАО» в период с мая по декабрь 2008 года мошенническим путём, посредством фиктивных государственных торгов заключила 95 госконтрактов, которые ранее уже были выполнены в полном объёме МТПП в СВАО на общую сумму 4 303 514 рублей.
Представляя работу 4-й ОРЧ, признаю, тут мы выглядим не в лучшем свете, так как профильных - уголовных дел по налоговым преступлениям возбуждено всего 3. Основная проблема связана с изменением законодательства и передачей налоговых составов с 1 января 2011 года подразделениям Следственного комитета России, отсутствием или малым количеством следователей, специализирующихся на расследовании налоговых составов. Нами предусмотрен комплекс практических мер по изменению сложившейся ситуации в округе.
Несмотря на незначительное количество налоговых преступлений, сотрудники 4-й ОРЧ умело противостоят и защищают граждан от произвола нерадивых руководителей. Невыплата заработной платы составляет сегодня около 40% от общего числа заявлений, поступивших в отдел. Среди наиболее громких дел, связанных с невыплатой заработной платы, явилось возбуждение уголовного дела по результатам документальной проверки, проведенной специалистами-ревизорами отдела, в отношении ЗАО «ФинКомПром», ЗАО «Континент» и ТНВ «КоммуналСервис и Ко», офисы которых располагаются на Огородном проезде, д. 5. и входят в состав Делового центра инвалидов, реализующего государственную программу по поддержке инвалидов. В ходе проверки установлено, что руководители данных организаций, имея на своих расчётных счетах достаточные денежные средства, необходимые для выплаты заработной платы сотрудникам-инвалидам, не производили им выплату в полном объёме, преследуя личные корыстные цели. Таким образом, обманутыми оказались около 2 тысяч инвалидов, которым из федерального бюджета выплачена заработная плата. Каким образом руководители предприятий распорядились ранее полученными бюджетными средствами, предстоит выяснить в ходе расследования.
Среди проблем, из-за которых нам не удаётся помочь гражданам получить заработную плату, невнимательность граждан при оформлении на работу. Зачастую наши заявители не могут официально подтвердить факт своей работы у нанимателя, так как никаких документов при приёме на работу не оформлялось. Необходимо обращать внимание на осуществление всех платежей без использования банковских счетов, «чёрный нал», выдачу зарплаты в «конвертах», без отчислений в пенсионный и другие фонды и без подачи отчётности в налоговую инспекцию. Отказ от работы на таких предприятиях и своевременное информирование налоговых органов позволит гражданину не быть обманутым и защитить свои права в ходе расследования уголовного дела.
Исходя из этого, мой совет читателям: чтобы закон был всегда на вашей стороне, прежде чем приступить к работе, даже на испытательный срок, необходимо оформить соответствующий трудовой договор. Никаких «начинай работу, а документы потом» быть не должно!
- Мы подошли к новому и самому актуальному направлению - коррупционному.
- Актуальному, но не новому, так как это направление существовало и раньше в ОБЭП. Единственное, что ныне мы отошли от практики заниматься только «врачами и учителями» и основные усилия направили на контроль органов управления окружного и районного уровня, а также работников фискальных органов: налоговых инспекций и службы судебных приставов, других государственных и муниципальных учреждений.
За истекший период возбуждено 48 уголовных дел, совершённых против государственной власти, по которым к уголовной ответственности привлечено 11 должностных лиц, среди которых руководитель отдела потребительского рынка одной из районных управ, 4 налоговых инспектора ИФНС по СВАО, 4 судебных пристава СВАО, других органов. В третьем квартале работа в отношении коррумпированных должностных лиц округа будет только наращиваться, и о своих успехах мы также будем информировать общественность.
Не могу не отразить проблему правового нигилизма, особенно при осуществлении служебной деятельности и направления запросов, по материалам, находящимся в производстве отдела в порядке пунктов 3,4 статьи 13 Закона «О полиции». Ряд коммерческих структур, в том числе и банковских, зачастую игнорируют требования закона и не представляют информацию по запросам, либо не в полном объёме. Ни один такой факт мы не оставляем без внимания и привлекаем виновных лиц этих организаций к административной ответственности по ст. 19.7 КоАП РФ в виде штрафа. Сведения о таких организациях, где систематически нарушают закон, будем через СМИ предавать огласке.
- Расскажите, пожалуйста, о коллективе возглавляемого вами отдела.
- Коллектив новый, очень много молодёжи, есть сотрудники, которые сложно воспринимают перемены в ОВД. К каждому нужен свой подход. Несмотря на это, в целом все они грамотные специалисты, имеющие стремление служить и добиваться результатов. За плечами каждого либо высшее юридическое, либо высшее экономическое образование, у кого-то - и то и другое. Вместе с тем я понимаю, что дипломы дипломами, но мы живём в постоянно меняющемся правовом пространстве, а сотрудник, теперь уже полиции, как никто другой обязан шагать в ногу со временем. Поэтому с личным составом еженедельно проводятся служебные занятия с привлечением соответствующих специалистов. Планируем активнее использовать компьютерные технологии, в том числе электронный документооборот и другие современные программные продукты.
- Удачи вам в вашей нелёгкой работе. Спасибо за беседу.

Проверка ОЭБиПК

Полномочия сотрудников ОЭБиПК, Основания проведения полицейской проверки, ее порядок.

Как себя вести во время проверки работниками ОБЭП. Как себя вести в присутствии сотрудников ОБЭП

Статья подготовлена адвокатом, налоговым консультантом, выпускником факультета подготовки оперативного состава подразделений экономической безопасности и противодействия коррупции Нижегородской академии МВД РФ, имеющим опыт работы прокурорским следователем по экономическим и коррупционным преступлениям, так и адвокатом по экономическим и налоговым преступлениям.

В статье даны ответы на вопросы:

  • организационной деятельности УЭБИПК;
  • какими законами руководствуется криминальная полиция экономической безопасности;
  • полномочиях при доследственных проверках организаций всех форм собственности;
  • чем может быть полезен адвокат в ОЭБиПК при полицейской проверки;
  • вы не в Москве, узнайте о возможности получения юридической помощи (консультаций) дистанционно;
  • поведению должностных лиц и рядовых сотрудников организаций при оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых УБЭП;
  • о гласных и негласных действиях полиции;
  • о стоимости услуг адвоката в ОБЭП;
  • вызвали на допрос в ОБЭП адвокат окажет услугу;
  • об оформлении результатах проверки ОБЭП;
  • как вести себя при появлении сотрудников в офисе организации в ходе обследования;
  • об особенностях сопровождения проверки ОБЭП;
  • разъясняется есть ли внеплановые проверки ОЭБиПК Москва;
  • о процессуальных возможностях силовых структур прослушивать телефонные разговоры и другие вопросы;
  • на консультации у адвоката узнаете о порядке действий директора компании при запросе из отдела по борьбе с экономическими преступлениями документов;
  • о том, возможно ли руководителю ликвидированного юридического лица или ПФ избежать уголовной или налоговой ответственности уже ликвидированной организации.

Откройте полиция! Все наверное смотрели этот увлекательный авантюристический французский фильм. Переживали за главных героев-коррумпированных полицейских, закрывающих глаза на нарушения предпринимателями закона.

Произведение и реальная жизнь предпринимателей отличается от художественного вымысла и не так увлекательна при «наезде» сотрудников экономической полиции.

Давайте разберемся в полномочиях указанных лиц, ваших законных правах во время доследственной проверки, проводимой подразделениями УБЭП.

Проверки организаций, индивидуальных предпринимателей сотрудниками подразделений Министерства внутренних дел России по борьбе с экономическими преступлениями и противодействия коррупции, или проще ОБЭП, проводятся последними регулярно. Поэтому объектом пристальной полицейской проверки УБЭП может быть любая фирма, занимающаяся коммерческой деятельностью.

Кто такие сотрудники ОБЭП?

Подразделения ОЭБ и ПК (ОБЭП) структурно входят в состав органов внутренних дел, в городе Москве например, есть отделы ОЭБИПК округов, города Москвы. В отделениях МВД по районам должностей оперативных сотрудников ОБЭП не предусмотрено. В каждом округе Москвы - ЦАО, ВАО, СВАО, САО, ЗАО, СЗАО, ЮВАО,ЮЗАО имеются свои отделы, которые подчиняются как начальнику МВД округа, так и вышестоящему руководителю по линии ОЭБиПК, расположенному в городе Москва по адресу: Шаболова, д. 6, то есть управлению МВД России по г.Москве.

При получении запроса из ОБЭП надо быть внимательным к информации, указанной в требовании. При незаконном требовании (запросе) сотрудника полиции следует "вежливо" в письменной форме изложить отказ в предоставлении первичных документов и информации. Если не обладаете необходимыми знаниями обратитесь к адвокату за консультацией. Стоимость такой услуги мизерна по сравнению с последствиями необдуманных действий.

Оперативные подразделения УБЭП являются органом дознания, поэтому следователей ОБЭП не существует, последние являются сотрудниками следственных отделов с соответствующей специализацией.

ОЭБиПК это оперативное подразделение МВД РФ и их главная задача - выявлять лиц, совершающих экономические преступления и коррупционные преступления, соответственно данный орган не разрабатывает планов проверок организаций и ИП на 2018, 2019 годы и т.д. Поэтому и не существует внеплановых (выездных) проверок ОБЭП в отличие от налоговых органов.

Подпункт 2 п.3 ст. 2 ФЗ-294 "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" исключил органы, правомочные на осуществление ОРМ из действия этого Закона.

Так называемые "Внеплановые проверки ОБЭП" - это проще говоря, рейды, организуемые как правило при получении информации о злоупотреблениях. Например, совместные с прокуратурой проверки торговых предприятий, магазинов, рынков на предмет соответствия продовольственных товаров предусмотренным стандартам или указаний о проведении проверки исполнения законодательства в сфере производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, продуктам питания, не соответствующим требованиям законодательства и тд. Примером может быть статья 14.16 КОАП РФ об ответственности за нарушения правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Однако решение о наказании принимает суд в порядке административного производства на основании представленных материалов.

Оперуполномоченные БЭП в своей деятельности руководствуются Конституцией РФ, но прежде всего:

  • Федеральным законом о Полиции;
  • Федеральным законом об оперативно-розыскной деятельности (ОРД);
  • Статьями 36, 37 и 82 Налогового кодекса РФ;
  • Приказом МВД РФ от 01 апреля 2014 года № 199 «Инструкция о порядке проведения сотрудниками органов внутренних дел РФ гласного оперативно- розыскного мероприятия обследования помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств», предусмотренное пунктом 8 статьи 6 ФЗ "Об оперативно-розыскной деятельности;
  • Уголовно-процессуальным кодексом РФ, в пункте 1 статье 40 которого сотрудники ОБЭП отнесены к органам дознания: «органы внутренних дел Российской Федерации и входящие в их состав территориальные, в том числе линейные, управления (отделы, отделения, пункты) полиции, а также иные органы исполнительной власти, наделенные в соответствии с федеральным законом полномочиями по осуществлению оперативно-розыскной деятельности»;
  • Кодексом об административных правонарушениях РФ.

При взаимодействии с ФНС РФ по предупреждению, выявлению и пресечению налоговых правонарушений и преступлений руководствуются совместным Приказом МВД И ФНС № 495 и № ММ 7-2-347 от 30.06.09.


Компетенция аппарата ОЭБиПК распространяется на следующие составы преступлений, предусмотренные уголовным кодексом РФ:
  • cт.146 УК РФ - нарушение авторских и смежных прав;
  • ст.159 УК РФ - мошенничество;
  • ст.170.2 УК РФ - внесение кадастровым инженером заведомо ложных сведений в межевой план, технический план, акт обследования, проект межевания земельного участка или земельных участков либо карту-план территории;
  • ст.171.2 УК РФ - незаконные организация и проведение азартных игр;
  • ст.171 УК РФ - незаконное предпринимательство;
  • ст.172 УК РФ - незаконная банковская деятельность;
  • ст.172.1. УК РФ - фальсификация финансовых документов учета и отчетности финансовой организации;
  • ст.172.2. УК РФ- организация деятельности по привлечению денежных средств и (или) иного имущества;
  • ст.173.1. УК РФ - незаконное образование (создание, реорганизация) юридического лица;
  • ст.173.2. УК РФ - незаконное использование документов для образования (создания, реорганизации) юридического лица;
  • ст.178 УК РФ - ограничение конкуренции;
  • ст.185 УК РФ - злоупотребления при эмиссии ценных бумаг;
  • ст.185.5 УК РФ - фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйственного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества;
  • ст.195 УК РФ - неправомерные действия при банкротстве;
  • ст.196 УК РФ - преднамеренное банкротство;
  • ст.197 УК РФ - фиктивное банкротство;
  • ст.198 и ст.199 УК РФ - уклонение от уплаты налогов ИП и организациями;
  • ст.199.1 УК РФ - неисполнение обязанностей налогового агента;
  • ст.200.3. УК РФ - привлечение денежных средств граждан в нарушение требований законодательства РФ об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и другие, в-основном, находящиеся в главе 22 УК РФ.

Компетенция, не означает проведение предварительного следствия. ОБЭП, как орган дознания обязан выявить экономическое или должностное преступление: собрать материалы, достаточные для возбуждения уголовного дела с последующей передачей их в следственные органы. В рамках уголовного дела исполнять поручения следователя. Хотя ранее, оперуполномоченных назначали исполняющими обязанности следователя, после чего они возбуждали дело и принимали к своему производству.

Подразделение ОБЭП как и уголовный розыск относятся к криминальной полиции, а не полиции общественной безопасности, поэтому рассмотрение дел об административном нарушении в компетенцию данных специалистов не входит. В случае выявления правонарушения, предусмотренного кодексом РФ об административных правонарушениях, ОЭБиПК должны направить материалы в соответствующие государственные органы для возбуждения дела об административном правонарушении.


ОБЭП пользуется гласным и негласным арсеналом ОРД.

Оперативный орган на основании ст. 6 ФЗ "Об ОРД" при осуществлении оперативно-розыскной деятельности вправе проводить следующие такие мероприятия:

  • наведение справок;
  • сбор образцов для сравнительного исследования;
  • проверочная закупка;
  • исследование предметов и документов;
  • наблюдение;
  • отождествление личности;
  • обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств;
  • контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений;
  • прослушивание телефонных переговоров;
  • снятие информации с технических каналов связи;
  • оперативное внедрение;
  • контролируемая поставка;
  • оперативный эксперимент;
  • получение компьютерной информации.

На основании ст. 13 Закона о Полиции РФ получать ответы на свои запросы из организаций всех форм собственности, то есть бюджетных и коммерческих и некоммерческих организации.


В этот раз затронем обследование помещений . Технология данного гласного оперативно-розыскного мероприятия одинакова как для Федеральной таможенной службы РФ, ФСБ и МО.

Прежде всего, чтобы явиться в компанию, сотрудникам ОБЭП необходимы для этого правовые основания.

А таковыми является рапорт оперуполномоченного на имя своего руководителя с изложением данных о подготавливаемом, совершаемом в настоящем времени или уже совершенном преступлении согласно ст.7 ФЗ «Об ОРД». Также в нем указываются предполагаемые лица, подлежащие привлечению к уголовной ответственности. Как правило таковыми указываются генеральный директор юридического лица и главный бухгалтер.

Кто предоставляет информацию сотрудникам полиции?

  • Информация, полученная от «дружественных» работников банковских учреждений.
  • Информация, полученная от негласных сотрудников.
  • И наконец, зная по громким уголовным коррупционным делам, возбужденным в отношении самих обэповцев, можно предполагать, что некоторые оперуполномоченные в личных целях, получив информацию о финансовом состоянии организации, искусственно создают доказательства, указывая их в рапорте, служащим основанием для дальнейшего решения Начальника полиции провести обследование помещений компании, ее обособленных подразделений и складов. Цели могут быть разные: от «абонентского обслуживания соответствующей службой, до циничного «отжатия бизнеса».

Проведению обследования помещений как правило могут предшествовать следующие оперативно-розыскные мероприятия:

  • Наведение справок сотрудниками, то есть получение информации от ФНС, комитета по статистике, данных о расчетных счетах в банковских учреждениях. Информация, полученная от ГИБДД о транспортных средствах и от Россреестра о наличии недвижимого имущества и данных о фактическом проживании интересующих фигурантов.
  • Проверочная закупка. Например, если юридическое лицо занимается реализацией какой-либо продукции, может последовать предложение заключить выгодную сделку. Вас просят составить договор под определенные условия, просят выписать счет. И когда необходимо внести предоплату, покупатель достает свое служебное удостоверение со словами контрольная закупка. Также вручается Распоряжение на обследование со всеми вытекающими последствиями.
  • Прослушивание телефонных переговоров.

Причем, на осуществление указанных ОРМ должно быть вынесено постановление, при отсутствии которого, доказательства, полученные и легализованные в результате таких ОРМ могут быть признаны судом недопустимыми.

Могут ли прослушиваться телефонные переговоры сотрудниками ОБЭП?

Согласно статьи 8 Закона об ОРД такое право предоставлено сотрудникам ОБЭП. Достаточно получить соответствующее постановление у руководителя полиции и в течении 48 часов прослушивание разрешено без судебного разрешения!!!

Порядок обследования помещений организаций сотрудниками

Сотрудники полиции, прибыв в помещение организации, под роспись предоставляют распоряжение о проведении обследования руководителю организации или иному лицу, копия которого вручается ему под роспись.

Как правило обследование проводится в дневное время. А именно с 6 утра до 22 часов вечера, так как ночное время согласно ст. 5 УПК РФ определено, как время с 22 до 6 часов. Ночью такие ОРМ проводятся только в случаях не требующих отлагательства.

При осуществлении указанного гласного ОРМ должностными лицами составляется протокол в соответствии со ст. 166 УПК РФ, в который вносится информация о ходе обследования, а именно:

  • вносятся данные об участниках действия;
  • место производства обследования;
  • предметы, изъятые в ходе ОРМ, при этом с изъятых документов должны быть сняты копии, которые заверяются подписью должностного лица с передачей должностному лицу компании;
  • при изъятии информации на электронных носителях также допускается копирование информации для передаче сотрудника компании;
  • в протокол могут вноситься пояснения участвующих в действиях сотрудников организации.
  • а также замечания и дополнения лиц.

Сотрудник ОБЭП, оформивший протокол, должен его копию передать должностному лицу юридического лица.

Нередко, для осмотра помещений привлекается определенное количество сотрудников, то есть в распоряжении указываются фамилии должностных лиц, которым поручено произвести проверку, а на обследовании присутствуют сотрудники не указанные в данном документу. Рекомендуется удостовериться в личности сотрудников, потребовав предъявить удостоверения, а лицам, не указанном в нем попросить удалиться, в противном случае предупредив о подаче жалобы в суд или вышестоящему руководителю.

Максимальный срок в течении которого проверяющие должны передать копии с изъятых документов составляет 5 дней. Три дня дается на отправку этих документов почтой по адресу, указанному в протоколе, составленному при осмотре.

На какие вещи в первую очередь обращают внимание ревизоры?

Изымаются документы с признаками подделки, предметы, изъятые из гражданского оборота. Обследование проводится с участием двух понятых.

Часто, работники полиции пользуются услугами «профессиональных» понятых, имеющих статус представителей общественности, которые случается, принимают участие в таких действиях постоянно.

Как себя вести при проведении проверки сотрудниками ОБЭП?

  • Потребовать раскрыть служебное удостоверение и переписать указанные в нем данные о лице.
  • Внимательно ознакомиться с текстом распоряжения. Обратить внимание на состав проверяющих, их данные указываются в распоряжении. Если количество сотрудников не соответствует в указанном документе, попросить их удалиться из помещения. Конечно они будут возражать, но после сообщения о том, что данном факте будет сообщено в прокуратуру и УСБ, большой шанс, что они покинут помещение. При их отказе внести замечания в протокол обследования, указав на присутствие сотрудников не указанных в распоряжении.
  • Не помогать проверяющим: эта помощь может быть выражена в предоставлении доступа в сейф и тд. Помните, что проводится обследование, а не обыск!
  • Не следует говорить свою должность, во избежание своих должностных полномочий, ограничившись словом сотрудник.
  • Не давать показаний, со ссылкой на ст. 51 Конституции РФ, на утверждение проверяющих о том, заработную плату платит руководитель и на эти деньги существует его семья.
  • На столе не должно быть никаких документов, печатей…
  • Документы, неучтенные наличные денежные средства следует хранить отдельно от служебных документов, написав, что это личные средства.
  • Давать пояснения следует только в присутствии . При этом, проверяющие могут давить на то, что раз без юриста не хотите давать показания, значит есть, что скрывать. На это можно ответить, что не являетесь специалистом в юридической сфере, поэтому необходима помощь независимого юридического консультанта – адвоката.

Могут ли сотрудники ОЭБиПК без разрешения руководства провести проверку?

Гипотетически могут, для того, что бы узнать являются ли их действия официальными, следует получить информацию из журнала учета распоряжений, поскольку все такие документы подлежат регистрации.

Какой срок проведения проверки сотрудниками ОБЭП?

Оперуполномоченные ОБЭП входе проверки вправе получать пояснения от лиц, отбирать образцы почерка для сравнительного исследования, назначать документальную ревизию и экспертизу, привлекать для осуществления необходимых действий соответствующих специалистов.

Сроки проведения проверок установлены уголовно-процессуальным законодательством, а именно ст.144 УПК РФ. Общий срок составляет три дня. Но естественно по экономическим, включая налоговым делам срок будет составлять не менее одного месяца. По рапорту сотрудника, проводящего проверку, руководитель имеет право продлить ее срок еще на один месяц. По-сути, срок неограничен.

Проверки ОЭБИПК в отличие от органов, на которые распространяется требование закона № 294, могут проходить неоднократно за одни и те же периоды, но обстоятельства (основания) будут разными.

Вместо проведения гласного оперативно-розыскного мероприятия ОЭБиПК могут на основании статьи 176 УПК РФ провести неотложное следственное действие - Осмотр места происшествия, данное следственное действие возможно до возбуждения уголовного дела. Во время осмотра, который проводится также с участием понятых, сотрудники имеют право изымать интересующие их предметы. Фактически проводится обыск без необходимости осуществления уголовного процесса и получения необходимых разрешений.

Какова глубина проверки организации или ИП?

Если налоговыми органами затрагивается финансово - хозяйственная деятельность три предшествующих года сроку проверки, то сотрудники ОЭБИПК, не забывайте, проводят проверку с целью возбуждения уголовного дела, то есть получения так называемых палок. Поэтому ими могут исследоваться документы за пределами трехлетнего срока. Чтобы было ясно, надо ознакомиться со ст.78 Уголовного кодекса РФ.

Так, лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:
а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;
б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;
в) десять лет после совершения тяжкого преступления;
г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

Например, по ч.2 ст.199 УК РФ максимальный срок привлечения к ответственности лица 6 лет. Получается, что законодателем рассматривается как тяжкое преступление. А согласно пункту в) срок привлечения лица к уголовной ответственности составляет десять лет.

Если вопросы ?

позвоните адвокату Чернову С.В.- (+79035509858 ) специалисту по защите бизнеса, выпускнику Академии МВД по специализации БЭП. За мной: опыт работы следователем по расследованию преступлений в сфере экономики; опыт защиты предпринимателей от преследования; статус налогового консультанта.

Узнаете, в каких случаях может ОБЭП в Москве одного округа требовать предоставления документов у Общества, местом регистрации которого является другой округ Москвы.
Также узнаете, о порядке действий директора организации при получении из ОЭБИПК Москвы запроса и как ответить отказом в предоставлении документов и информации и при этом избежать ответственности. ЮРИДИЧЕСКАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ: стоимость 10 000 рублей , представление интересов юридического лица или ИП в ходе проверки - 100 тыс. рублей .

  • анализ запросов;
  • сопровождение адвоката для опроса в отдел ОЭБиПК как в Москве, Московской области, так и других регионах РФ;
  • подготовка ответов по запросам экономической полиции;
  • обжалование действий (бездействия) оперуполномоченного ОЭБИПК;
  • обжалование в вышестоящему начальству или в суд постановлений УБЭП, в том числе об отказе в возбуждении уголовного дела;
  • разрешение иных правовых проблем компании и ее руководителей во время полицейской проверки.

Если надо, проведу семинар для сотрудников организации по вопросам проверок, проводимых подразделениями полиции экономической безопасности; по вопросам проведения выездных налоговых проверок органами ФНС.

Последствия проведения полицейской проверки

Любое дело когда-то заканчивается, так и проверка УБЭП также должна найти свое логическое заключение.

  • При обнаружении в ходе проверки признаков состава какого - либо экономического преступления, оперативная служба согласно ст.11 Закона об ОРД передает материалы проверки в следственный отдел УВД МВД или Следственного комитета - по подследственности. Следователь принимает решение. То есть или выносит постановление о возбуждении уголовного дела или постановление об отказе в его возбуждении.
  • Если ОЭБиПК полагает о наличии налогового правонарушения или для обеспечения интересов государства по банкротным делам или реализации полномочий в области регистрации юридических лиц, тогда в течении десяти дней направляет материалы в ИФНС по месту государственной регистрации организации или индивидуального предпринимателя.
  • С момента возбуждения уголовного дела оперуполномоченные ОЭБиПК выполняют оперативно-розыскные мероприятия и отдельные следственные действия по письменному поручению следователя.
  • Узнать о том, проводились ли оперативно-розыскные мероприятия в отношении лица, возможно только в двух случаях: в рамках уголовного дела, когда данные материалы легализуются и используются в качестве доказательств; и по результатам налоговой проверки и привлечения лица к налоговой ответственности. Высший Арбитражный Суд РФ разъяснил в пункте 45 о таком праве налоговых органов в своем Постановлении № 57 от 30.07.2013 "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ.

Порядок принятия решения о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела

Учитывая, что оперативный уполномоченный ОЭБ и ПК являются специальным субъектом,имеющим право осуществлять оперативно-розыскную деятельность и в процессуальном плане согласно ст. 40 УПК РФ относится к органу дознания, соответственно имеет право проводить дознание по поступившему заявлению о совершенном или готовящемся преступлении.

Для этого, руководитель органа дознания, к коим относится начальник отдела ОЭБиПК делегирует оперативнику полномочие на проведение дознания: опросы, проведение следственного действия осмотр места происшествия, результатом которог является обнаружение и изъятие интересующих их предметов, например черновых записей. Отобрание образцом для сравнительного исследования. Назначение судебных экспертиз и тд.

Но, все же итоговое решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о возбуждении уголовного дела принимать не может. Несмотря на это оперуполномоченный, выступающий и.о. дознавателя выносит такое постановление.

Исходя из положений ст.ст.144, 145 и 151 УПК РФ, вынесение процессуального решения по результатам проверки сообщения о любом совершенном или готовящемся преступлении законодатель возлагает на орган, к подследственности которого относится данное преступление. Поэтому, если по условиям ст. 151 УПК РФ расследования уголовного дела проводится в форме предварительного следствия, то принятие решений (постановлений) возлагается на следователей МВД и Следственного Комитета РФ, но ни как не на сотрудников ОБЭП.

Субсидиарная ответственность Должностного лица организации или Индивидуального предпринимателя предполагает деятельность правоохранительных органов и ФНС в поиске имущества как в ходе выездной налоговой проверки, так и в ходе проверочных мероприятий ОБЭП и расследования уголовного дела по ст. ст. 159, 198-199.1. УК РФ. Как происходит взаимодействие .

От тюрьмы и от сумы не зарекайся: Посмотри сколько коммерсантов, включая их помощников было арестовано и осуждено по уголовным делам экономической направленности .

Привентивно следует хранить личные ценности, денежные средства отдельно от денежных средств организации.

Учитывая, что иные сотрудники полиции, такие как участковый инспектор полиции, на территории которой находится офис организации, не вправе проверять финансово-хозяйственную деятельность юридического лица, то не следует их допускать в помещение.



Просмотров