Основными принципами построения и функционирования системы государственной. Принципы построения и функционирования системы государственной службы российской федерации

Указанные принципы государственной службы закреплены в Конституции РФ или вытекают из нее. Их виды конкретизированы в федеральных законах, а также в конституциях, уставах и законах субъектов РФ. Закрепляя основополагающие черты, принципы указывают на основные исходные положения, сущностные характеристики, содержание и значение государственной службы. Они призваны обеспечивать стабильность государственно-служебных отношений и необходимую эффективность деятельности государственных служащих.

Основные принципы построения и функционирования системы государственной службы конкретизированы в Федеральном законе от 27.05.03 г. № 58- ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», в котором они сформулированы без расшифровки содержания.

Принципы государственной службы представляют собой основные, руководящие положения, закрепленные непосредственно или косвенно в нормах права . Они определяют практическую организацию и реальное функционирование государственной службы, содержание государственно-служебных отношений, имеют обязательный характер для участников этих отношений и способствуют осуществлению законных интересов личности, государства и общества в целом.

Статья 3 Закона о системе государственной службы закрепляет следующие принципы:

1. Единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ обеспечивается, прежде всего принципом федерализма .

Этот принцип находит свое выражение в том, что государственная служба осуществляется на федеральном уровне и на уровне субъектов РФ. Правовое регулирование и организация федеральной государственной службы находятся в ведении РФ, а правовое регулирование такой службы субъекта РФ - в совместном ведении РФ и субъектов РФ, а ее организация - в ведении субъекта РФ.

2. Законность . Этот принцип является всеобщим и не может иметь каких-либо исключений для кого бы то ни было. Он предполагает строгое соблюдение государственными служащими законов и подзаконных актов, обеспечение правильного сочетания публичных и личных интересов граждан, охрану прав и свобод граждан и их организаций. Эта обязанность возведена в ранг конституционного принципа (ст. 15 Конституции РФ). В свою очередь, государственные служащие призваны принимать необходимые законные меры для выполнения гражданами своих обязанностей перед государством и обществом.

Принцип законности также выражается в том, что законодательство субъектов РФ по вопросам государственной службы, принимаемое с учетом своих национальных особенностей, должно в полном объеме соответствовать федеральному законодательству о государственной службе.

3. Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты обязывает государственных служащих признавать эти права, соблюдать их и защищать в случае необходимости, привлекать виновных в нарушении этих прав и свобод к соответствующим мерам ответственности. С учетом этого при отборе кандидатов на государственные должности должно уделяться внимание их способности и готовности учитывать в своей работе интересы граждан.

4. Равный доступ граждан к государственной службе , исключающий какую-либо их дискриминацию. Это один из важнейших конституционных принципов, в соответствии с которым не допускаются ограничения при приеме на государственную службу в зависимости от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений и т.д.

При этом, естественно, речь не идет об обстоятельствах, связанных с профессиональными и деловыми качествами претендента на государственную должность. Данному гражданину надо иметь образование и подготовку, соответствующие содержанию и объему полномочий, предопределяемых должностью. При этом принцип равнодоступности к государственной службе реализуется посредством участия граждан в конкурсе на вакантные государственные должности государственной службы.

5. Единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы.

Данный принцип означает, что для всех государственных служащих установлен единый порядок прохождения и прекращения государственной службы, формирование кадрового состава государственной службы, соотносительность размеров оплаты труда и основных социальных гарантий, условия присвоения, сохранения классных чинов, дипломатических рангов воинских и специальных званий, учет стажа при переходе из одного вида государственной службы в другой и т.д.

6. Взаимосвязь государственной и муниципальной службы .

Необходимость в этом возникает в связи с тем, что они представляют собой однотипные разновидности публичной службы, цели которых во многом совпадают, разница между которыми заключается в масштабах деятельности и предметах ведения. Без их взаимодействия могут возникнуть трудности в решении общих задач социально-экономического развития, стоящих перед ними.

7. Открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих .

Этот принцип позволяет, с одной стороны, формировать доверие граждан к государственной власти, влиять на ее осуществление, а с другой, опираться государственным служащим в своей деятельности на общественное мнение, улучшать свою работу, правильно определять ее ориентиры. Он состоит в объективном информировании общества о деятельности государственных служащих, ее эффективность оценивается в зависимости от качества оказываемых населению услуг. Открытость деятельности выражается в опубликовании законодательства о государственной службе, информировании населения о принятых ими важных и значимых для общества решений, подконтрольности их деятельности обществу и отдельным коллективным образованиям, учете мнения о способах улучшения этой деятельности и т.д.

В то же время законодательство закрепляет и определенные рамки этого принципа, устанавливая, что государственный служащий обязан хранить государственную и иную охраняемую законом тайну и не разглашать служебную информацию. Поэтому государственная служба фактически основывается на сочетании гласности и служебной конфиденциальности.

8. Профессионализм и компетентность государственных служащих состоит в том, что при отборе кадрового состава предпочтение отдается гражданам, имеющим лучшую подготовку в области государственной службы, имеющим большой стаж работы в государственных органах, показавшим на деле свои профессиональные и организаторские способности.

Профессионализм представляет собой глубокое и всестороннее знание специфики служебной деятельности, а также владение практическими навыками в определенной области, сочетающееся с надлежащим исполнением функциональных обязанностей и соблюдением служебной дисциплины. Для его повышения используется система аттестаций, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и стажировок служащих.

9. Защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

Это обеспечивает уверенность в работе, стимулирует инициативу и повышает ответственность государственных служащих за результаты своей деятельности. Выполняя возложенные на них обязанности, они подчиняются исключительно своим прямым и непосредственным начальникам, а также лицам, прямо уполномоченным законом на осуществление контрольно-надзорных функций в их отношении. Это значит, что никакие иные субъекты не могут вмешиваться в их служебную деятельность и влиять на принятие ими правоприменительных решений. Данный принцип обеспечивается возможностью привлечения лиц, допустивших подобные действия к различным видам юридической ответственности.

Система государственной службы построена в соответствии с определенными принципами, которые представляют собой основные исходные положения, прямо или косвенно установленные в правовых нормах и концентрирующие в себе юридические требования, обязательные для всех участников государственно-служебных отношений.

При классификации принципов государственной службы, как и при изучении принципов государственного управления , целесообразно выделять конституционные и организационные принципы. Конституционные принципы обусловлены положениями Конституции РФ, которые конкретизируются в соответствующих законодательных актах. Организационные принципы отражают механизм построения и функционирования государственной службы, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда , обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах.

Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» устанавливает основные принципы построения и функционирования системы государственной службы, т. е. определяются, с одной стороны, принципы построения системы государственной службы, а с другой - принципы ее функционирования. Таким образом, речь идет не о принципах самой государственной службы, а, очевидно, о принципах организации и деятельности государственной службы.

Еще одной особенностью правового установления принципов государственной службы является наличие основных и иных (других) принципов государственной службы. Статья 3 Федерального закона о системе государственной службы регламентирует лишь основные принципы, указывая при этом, что федеральные законы о видах государственной службы могут предусматривать также другие принципы построения и функционирования государственной службы, которые будут учитывать их особенности. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Так, Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» предусматривает в ст. 4 следующие «принципы гражданской службы»:

  1. приоритет прав и свобод человека и гражданина;
  2. единство правовых и организационных основ федеральной гражданской службы и гражданской службы субъектов РФ;
  3. равный доступ граждан, владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе и равные условия ее прохождения;
  4. профессионализм и компетентность гражданских служащих;
  5. стабильность гражданской службы;
  6. доступность информации о гражданской службе;
  7. взаимодействие с общественными объединениями и гражданами;
  8. защищенность гражданских служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность.

Как видно, перечисленные принципы гражданской службы не во всем совпадают с перечнем основных принципов построения и функционирования системы государственной службы Российской Федерации.

Рассмотрим конституционные принципы государственной службы.

1. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами, должностными инструкциями при исполнении государственными служащими должностных обязанностей и обеспечении их прав. В Федеральном законе «О системе государственной службы Российской Федерации» этот принцип называется принципом законности. Государственный служащий обязан выполнять все свои действия только в пределах компетенции государственного органа, в котором он занимает государственную должность, и в соответствии с законодательством РФ; он вправе осуществлять полномочия в пределах предоставленных ему прав согласно должностным обязанностям. Государственный служащий должен выполнять установленные для него законодательством обязанности, правильно использовать предоставленные ему права , соблюдать определенные законами ограничения и запреты по государственной службе. Он имеет право принимать только конкретные правовые акты управления , обеспечивая при этом в обязательном порядке соответствие управленческих решений требованиям законности, целесообразности и эффективности . Правовые акты управления должны соответствовать всем требованиям, предъявляемым к такого рода нормативным правовым документам .

Верховенство федеральных законов предполагает строгое и неуклонное их соблюдение, исполнение и применение. Из этого вытекает требование точного соответствия Конституции РФ и федеральным законам всех нормативных правовых актов, принимаемых федеральными органами исполнительной власти , а также законов и иных нормативных правовых актов, принимаемых субъектами РФ по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов.

В структуру принципа законности входят принцип верности1 государственных служащих государству при осуществлении

служебных обязанностей и принцип доверия служащим со стороны как государства, так и граждан. Граждане должны относиться с пониманием к мерам и решениям, принимаемым государством и его служащими.

Вместе с тем деятельность современной государственной администрации должна основываться на так называемых принципах добросовестной администрации, действующей в целях обеспечения благосостояния населения и повышения доверия к ней граждан. Принципы добросовестной администрации нормативно не устанавливаются, однако они представляют собой высокие требования, предъявляемые к современным государственным и муниципальным служащим .

2. Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина, их непосредственного действия; обязательность их признания, соблюдения и защиты. Конституция РФ провозглашает высшей ценностью права и свободы человека и гражданина. Сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия самого населения в государственном управлении и в организации такой деятельности государственного аппарата, которая гарантировала бы права и законные интересы каждого гражданина в социальной, экономической и всех других сферах жизни.

Права и свободы человека и гражданина действуют непосредственно, т. е. если человек руководствуется ими, то его поведение считается правомерным, и, таким образом, кроме конституционного установления не требуется дополнительного подтверждения их действия и необходимости реального их обеспечения со стороны государственных органов и государственных служащих. Вместе с тем правомерность поведения, непосредственно определяемая конституционными правами и свободами , не означает, что законы и акты, издаваемые в целях их обеспечения, не нужны, поскольку в ряде случаев предусматривается необходимость издания федеральных конституционных и федеральных законов (ст. 24, 25, 29, 36, 37, 39 Конституции РФ).

Государственные служащие всех органов государственной власти , осуществляя правоприменение и исполняя соответствующие полномочия, руководствуются прежде всего необходимостью признания, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между Российской Федерацией и субъектами РФ. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» определяет этот принцип как принцип федерализма, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Россия является федеративным государством - государственная власть осуществляется в ней не только федеральными государственными органами, но и органами государственной власти субъектов РФ.

Принцип единства системы государственной власти в России должен обеспечивать единство самой государственной службы и государственно-служебных правоотношений . Государственная служба должна организовываться и функционировать в соответствии с разграничением предметов ведения между Федерацией и ее субъектами. Государственные служащие решают задачи и осуществляют функции только тех государственных органов и только в тех пределах, которые устанавливаются Конституцией РФ и иными законодательными актами. Например, федеральная государственная служба позволяет реализовывать компетенцию государственных органов РФ по установленным предметам ведения и направлениям.

4. Принцип разделения законодательной, исполнительной и судебной власти . Главным содержанием данного принципа является создание государственной службы во всех ветвях органов российской государственной власти. Иными словами, должности государственной службы учреждаются в органах законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, так как сама государственная власть в Российской Федерации разделяется на законодательную, исполнительную и судебную.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой. Часть 4 ст. 32 Конституции РФ определяет государственную службу как наиболее важный институт непосредственного участия граждан в управлении делами государства. Принцип равного доступа к государственной службе означает равное право граждан на занятие любой государственной должности в соответствии со своими способностями и профессиональной подготовкой, без какой-либо дискриминации. Право поступления на государственную службу имеют граждане РФ не моложе 18 лет, владеющие государственным языком, имеющие профессиональное образование и отвечающие требованиям, установленным специальными федеральными законами, а также законодательством субъектов РФ.

6. Принцип внепартийности государственной службы; отделения религиозных объединений от государства. В соответствии с Конституцией РФ действовавшим до недавнего времени Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» такой принцип был предусмотрен впервые. Однако с утратой юридической силы данным Законом в начале 2005 г. принцип внепартийности государственной службы формально не закреплен в российском законодательстве о государственной службе. Этот принцип не определяется в действующих федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федерации» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Вместе с тем в указанных законах содержатся очень важные положения, которые, по сути, и составляют содержание принципа внепартийности государственной службы.

В государственных органах не могут образовываться структуры политических партий , религиозных, общественных объединений, за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности. Государственные служащие руководствуются законодательством РФ и не связаны при исполнении должностных обязанностей решениями партий, политических движений и иных общественных объединений. Принцип внепартийности государственной службы (политического нейтралитета государственных служащих) означает, с одной стороны, запрет отбора кадров для государственной службы по их политическим взглядам, а с другой - обязанность государственных служащих в рамках своих полномочий оставаться вне политических пристрастий и убеждений. Главным ориентиром деятельности государственного служащего должны быть общественные (следовательно, и государственные) интересы; служащие не могут принимать участие в политической деятельности (в непосредственном понимании этого термина) при исполнении ими должностных обязанностей; они должны нейтрально относиться к политической борьбе различных партий и движений. Все, что связывает государственного служащего с политикой, должно признаваться его частным делом, несовместимым с государственной службой.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», формально не указывая принцип внепартийности гражданской службы в тексте закона, содержит несколько положений, которые составляют основное содержание этого принципа:

  1. гражданскому служащему в связи с прохождением гражданской службы запрещается использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
  2. гражданскому служащему запрещено создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
  3. гражданский служащий обязан соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;
  4. гражданский служащий не должен оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.

Анализируемый принцип государственной службы содержит в своем составе положение об отделении религиозных организаций от государства, которое является одним из признаков современного правового государства . Светский характер Российской Федерации заключается в отсутствии стоящей над государственной властью церковной иерархии. Этот принцип проявляется также в гражданском характере правосудия, в государственной регистрации актов гражданского состояния, в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию, а также в гражданском статусе верующих, поскольку, согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях», граждане РФ равны перед законом во всех областях гражданской, политической, экономической, социальной и культурной жизни независимо от их отношения к религии. Указание в официальных документах на отношение к религии не допускается. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

Государство, его органы и должностные лица не должны вмешиваться в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь, религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства и в осуществляемую государственными служащими деятельность.

Рассмотрим организационно-функциональные принципы государственной службы.

1. Принцип обязательности для государственных служащих решений, принятых вышестоящими государственными органами и руководителями в пределах их полномочий и в соответствии с законодательством РФ. Другое его название - принцип подконтрольности и подотчетности государственных органов и деятельности государственных служащих. В системе государственной службы должны работать механизмы контроля за деятельностью чиновников, ибо контроль - одна из основных функций государственного управления. Надзорные органы должны также обеспечивать законность в деятельности государственных служащих.

Принцип подконтрольности может быть раскрыт, по сути, в двух главных положениях: во-первых, нижестоящие (подотчетные лица) государственные служащие обязаны исполнять принятые вышестоящими государственными органами и руководителями решения; во-вторых, эти решения должностных лиц должны быть законными (не должны противоречить законам), т. е. принятыми специальными субъектами в пределах их компетенции и полномочий.

Государственный служащий несет ответственность за правомерность своих действий. Он обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ. Однако гражданскому служащему запрещено исполнять данное ему неправомерное поручение. В этом случае гражданский служащий должен представить в письменной форме обоснование неправомерности полученного им поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, а также получить от руководителя подтверждение необходимости исполнения этого поручения в письменной форме. В случае подтверждения руководителем данного поручения в письменной форме гражданский служащий обязан отказаться от его исполнения. Гражданский служащий и давший ему неправомерное поручение соответствующий руководитель в случае его исполнения несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральными законами (ст. 15 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»).

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к государственной службе (единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы). Согласно этому принципу едиными (т. е. одинаковыми) должны быть все установленные в законодательных актах требования как к государственной службе, так и к государственному служащему (к организации государственной службы, поступлению на государственную службу), квалификационные требования к служащим, требования к выполнению ими своих должностных обязанностей, проведению аттестации государственных служащих, применению к ним мер дисциплинарной ответственности , повышению квалификации, конкурсу и т. д. Единство основных требований, предъявляемых к государственной службе, обеспечивает государственному служащему равные возможности для осуществления должностных обязанностей, способствует укреплению справедливости и хорошего морального климата в государственных органах, а также качественному исполнению служебных функций.

3. Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих. Рассматриваемый принцип заключается, во-первых, в том, что государственный служащий исполняет должностные обязанности на профессиональной основе, т. е. выполняет основную работу, за которую он получает денежное содержание (должностной оклад, заработную плату). Поскольку должности государственной службы подразделяются по специализациям, то у государственного служащего для исполнения обязанностей по должности государственной службы предусматривается наличие одной специализации соответствующего профессионального образования. Профессионализм государственного служащего призван обеспечивать стабильность государственной службы, качественное выполнение функций, постоянную его готовность к сложным заданиям, возможность улучшения своих профессиональных качеств и т. п. Во-вторых, государственный служащий должен быть компетентным сотрудником, т. е. качественно осуществлять свои полномочия. Одна из основных обязанностей гражданского служащего - поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей. Гражданский служащий имеет право на профессиональную переподготовку, повышение квалификации, стажировку.

4. Принцип гласности в осуществлении государственной службы. Это означает открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих (транспарентность государственной службы). Деятельность государственных служащих должна находиться под постоянным государственным и общественным контролем. Демократический режим гласности в системе публичного управления способствует укреплению принципа законности, открытости и доступности информации об используемых служащими административных процедурах, формах и методах управления, защите прав и свобод граждан; гласность позволяет увидеть результаты управленческого труда служащих. Гражданский служащий обязан сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов (ст. 19 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), принимать меры по предотвращению такого конфликта. Государственный служащий обязан соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации. К правовым средствам, обеспечивающим гласность в осуществлении государственной службы, относится также, например, и обязанность гражданского служащего при поступлении на службу и далее ежегодно представлять представителю нанимателя сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

Представителем нанимателя является руководитель государственного органа, либо лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта РФ.

5. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение либо ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей. Данный принцип государственной службы сводится главным образом к установлению законодателем ответственности (дисциплинарной, административной, материальной, уголовной) за неправомерные действия (деяния) или бездействие государственных служащих.

Принцип ответственности государственных служащих направлен прежде всего на обеспечение законного, целесообразного и обоснованного публичного управления; он способствует на практике принятию правильных и эффективных управленческих решений, обеспечению прав, свобод, законных интересов граждан и юридических лиц , обоснованному применению административно-юрисдикционных мер. Этот принцип способствует установлению демократических основ во всех административно-правовых режимах и процедурах, применяемых в процессе осуществления публичного управления.

6. Принцип стабильности государственной службы. Данный принцип определен в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» как принцип стабильности гражданской службы. Как нам представляется, более корректно было бы говорить о несменяемости государственных служащих и преемственности в проведении государственной кадровой политики, в формировании основ государственного аппарата. Государственная служба стабильна тогда, когда все остальные принципы постоянно осуществляются на практике. Стабильность, с точки зрения законодателя, проявляется в поддержании управления государственной службы на уровне, позволяющем ей качественно осуществлять функции государства . Стабильность - это постоянство государственно-служебных отношений. Она обеспечивается мерами систематического поддержания высокого уровня управления, учебой, проведением занятий, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих и т. д. Принцип стабильности, на наш взгляд, должен стать гарантией для служащего от незаконного увольнения со службы. Так, чиновники европейских государств принимаются на публичную службу пожизненно и могут быть уволены только на основании судебного решения либо по другим, строго оговоренным в законе основаниям. За выполнение своих служебных обязанностей государственные служащие получают от государства денежное содержание.

В определенном смысле принцип стабильности государственной службы неразрывно связан с уже рассмотренным принципом внепартийности государственной службы. В условиях непрерывно происходящих изменений российской политической ситуации, самой политической власти, реформирования системы и структуры органов государственной власти государственная служба должна функционировать, соблюдая только действующие законы, а государственные служащие должны осуществлять свои полномочия, соблюдая нормативно установленные административные процедуры, способы и формы управления . Иными словами, структурные изменения в системе государственной власти не должны влечь за собой изменения и нововведения в государственной службе, которая является политически нейтральной и должна оставаться стабильной.

7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы. Законодатель подчеркивает, что государственная и муниципальная служба являются видами единой публичной службы, имеют во многих чертах похожее правовое регулирование, одинаковую практическую значимость для общества. Поэтому и их развитие должно происходить во взаимосвязи. Законодатель, устанавливая взаимосвязь государственной гражданской и муниципальной службы, указал на следующие средства ее обеспечения:

  1. единство основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной службы;
  2. единство ограничений и обязательств при прохождении гражданской службы и муниципальной службы;
  3. единство требований к профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации гражданских служащих и муниципальных служащих;
  4. учет стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и стажа гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;
  5. соотносительность основных условий оплаты труда и социальных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;
  6. соотносительность основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших гражданскую службу, и граждан, проходивших муниципальную службу, и их семей в случае потери кормильца.

8. Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц. Государственный гражданский служащий имеет право на защиту своих прав и законных интересов на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения; он имеет право на проведение по его заявлению служебной проверки. Обеспечению принципа защиты государственных служащих служат установленные законами государственные гарантии служащих. Например, гражданскому служащему гарантируется его защита и защита членов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случае и в порядке, установленных федеральным законом.

Принцип социально-правовой защиты государственных служащих означает:

создание необходимых условий для нормальной деятельности управленческого персонала, в том числе установку в государственных органах компьютеров, других средств, ускоряющих управленческие процессы, повышающих производительность и результативность управленческого труда;

повышение престижа труда государственных служащих и самой государственной службы;

установление достаточно высокой заработной платы, использование системы премиальных выплат, медицинского обслуживания, государственного страхования , оптимальное решение вопросов пенсионного обеспечения служащих по выслуге лет.

9. В настоящее время можно говорить и о таком принципе государственной службы, как запрет служащим на участие в забастовке (в российском законодательстве данное положение является запретом, связанным с гражданской службой). Федеральный закон не разрешает гражданскому служащему прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора. В Конституции РФ данный принцип государственной службы не установлен. В ст. 37 Конституции РФ признается лишь право на индивидуальные и коллективные споры с использованием определенных федеральным законом способов их разрешения, включая забастовку. Вместе с тем российский законодатель устанавливает запрет на забастовку и для лиц, не являющихся государственными служащими. Например, п. 1 ст. 52 Воздушного кодекса РФ в целях защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства не допускает забастовки или иного прекращения работы (как средства разрешения коллективных и индивидуальных трудовых споров и иных конфликтных ситуаций) авиационным персоналом гражданской авиации, осуществляющим обслуживание (управление) воздушного движения.

При строительстве государственной службы очень важно обра­щать внимание на вопросы, которые имеют принципиальный ха­рактер. Без чего невозможно построение и функционирование сис­темы административной власти в стране.

Общеизвестно, что государственная служба строится на основе принципов и механизмов ее организации и функционирования. В данном случае мы рассматриваем принципы, отражающие объек­тивную природу этого института власти, закономерности его орга­низации, развития и функционирования. Принципы составляют фундамент системы государственной службы любого государства.

Для чего нам необходимо знать и уметь применять принципы государственной службы? Дело в том, что искусство управления таким сложным организмом, как государственная служба, не может опираться только на интуицию или организаторский талант руково­дителя. Оно должно базироваться на прочной основе - сплаве теоретических обобщений и накопленного в этой сфере опыта, сфор­мулированном в виде исходных положений - принципов.

Слово «принцип» в переводе с латинского означает начало, ос­нова. Этим термином обозначают основное, исходное положение какой-либо теории, учения; то, что лежит в основе какой-либо со­вокупности явлений, понятий, фактов. Под принципами государст­венной службы мы понимаем основные идеи, исходные положения о ее построении, организации и функционировании, выдвинутые в результате научного обобщения практики государственной службы. Принципы государственной службы устанавливают основные пра­вила административного управления. Они кладутся в основу фор­мирования и дальнейшего развития государственной службы всех ее уровней, видов и ветвей власти.

Основное значение принципов государственной службы заклю­чается в том, что они определяют правовое и организационное со­держание, построение и функционирование государственной служ­бы, устанавливают важнейшие связи в данном механизме государ­ственного управления. Имея субъективную природу (они написаны человеком), принципы объективны по своему содержанию, по­скольку отражают объективные связи, тенденции и закономерности в сфере административной деятельности.



Современный законодатель не дает определения принципа го­сударственной службы, но формулирует их перечень в федеральных законах «О системе государственной службы Российской Федера­ции» (ст. 3) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (ст. 4). Законодатель формулирует принципы государ­ственной службы, исходя из конкретного правового опыта и уровня правовой культуры в стране. Правовое установление этих принци­пов зависит также от политических предпочтений руководства страны и действующей модели государственной службы и государ­ственного управления.

Принципы, закрепленные в современном российском законода­тельстве, не просто отражают смысл государственной службы - они образуют исходные начала организации всей административной власти в Российской Федерации.

Главное состоит в том, что эти принципы, имея государствен­ное значение, всеобщи и общеобязательны. Все федеральные орга­ны власти и органы власти субъектов Федерации обязаны прово­дить их в жизнь. Все государственные служащие России обязаны руководствоваться ими в своей работе.

При классификации принципов государственной службы в на­учных целях обычно выделяют три их вида: общие (конституцион­ные); организационные (специальные); технологические (профессио­нальные).

Конституционные принципы вытекают из соответствующих норм Конституции РФ, касающихся государственного управления и государственной службы. В них находят свое отражение принципы организации и деятельности государства и его органов, закреплен­ные в Конституции. Организационные (специальные) принципы отражают механизм построения и функционирования государст­венного аппарата и его звеньев. Профессиональные (технологиче­ские) принципы касаются механизма и процедур прохождения го­сударственной службы, служебной деятельности и поведения чи­новников.

Каждый конкретный принцип отражает лишь какую-то одну связь-отношение, присущую государственной службе. Но вместе, будучи органически взаимосвязанными и взаимообусловленными, они определяют организацию и функционирование государствен­ной службы как системы.

В Федеральном законе «О системе государственной службы Рос­сийской Федерации» 2003 г. сформулированы девять основных прин­ципов построения и функционирования государственной службы:

Федерализм;

Законность;

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосред­ственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

Равный доступ граждан к государственной службе;

Единство правовых и организационных основ государственной службы;

Взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

Открытость государственной службы и ее доступность общест­венному контролю;

Профессионализм и компетентность государственных служащих;

Защита государственных служащих от неправомерного вмеша­тельства в их профессиональную служебную деятельность.

Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» 2004 г. дополняет данный перечень новы­ми принципами, характерными для гражданской службы, а именно:

Стабильность гражданской службы;

Взаимодействие с общественными объединениями и гражда­нами.

Рассмотрим принципы построения и функционирования систе­мы государственной службы РФ более подробно.

Принцип федерализма - конституционный принцип. Он предпо­лагает и обеспечивает единство: системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной вла­сти и органами власти субъектов Федерации.

Согласно Конституции РФ в России как федеративном государстве существует два уровня государственной власти, а значит, и два,уровня государственной службы - федеральная государственная служба и государственная служба субъектов Федерации. Они авто­номны и независимы друг от друга. Конституция РФ (ст. 71-73) достаточно четко разграничивает предметы ведения между феде­ральными и региональными органами государственной власти, а также определяет то, что находится в их совместном ведении. Из этого следует, что и государственная служба строится и функциони­рует в соответствии с этими разграничениями предметов ведения.

Вместе с тем ст. 77 Конституции РФ обязывает субъекты Феде­рации устанавливать систему органов государственной власти в со­ответствии с основами конституционного строя Российской Феде­рации и общими принципами организации представительной и ис­полнительной власти, установленными федеральными законами.

Принцип федерализма требует единства государственной власти и государственной службы, особенно в исполнительной ветви вла­сти. Он предполагает наличие вертикали исполнительной власти в стране, которая смогла бы обеспечить высокую степень управляе­мости в государстве и стабильное развитие государства и общества. В Конституции РФ (ст. 77) сказано, что федеральные органы ис­полнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Рос­сийской Федерации. К сожалению, пока этот принцип до конца не реализован. И это порой ведет к несогласованности действий феде­ральных органов власти и органов власти субъектов Федерации.

Принцип законности является всеобщим, ориентируя государст­венную службу на безусловное следование требованиям Конститу­ции и закона. В соответствии с нормами Конституции РФ (ст. 4 и 76) он указывает на то, что Конституция страны и федеральные за­коны имеют верховенство на всей территории страны. Федеральные законы имеют прямое действие на всей территории России.

Данное положение требует, чтобы конституции, уставы, законы субъектов Федерации в полной мере соответствовали Конституции и законам Российской Федерации. Это главное требование, которое предъявляется к законодательству о государственной службе субъ­ектов Федерации. Региональное законодательство о государствен­ной службе не должно противоречить федеральному. Правовыми нормами на основе Конституции РФ регулируются все основные стороны федеральной и региональной государственной службы: ее Правовые, организационные и финансово-экономические основы, правовой статус государственных служащих, порядок поступления на государственную службу, ее прохождения и прекращения госу­дарственно-служебных отношений.

Принцип законности предполагает, что деятельность и поведе­ние государственных служащих регулируются нормативно-правовы­ми актами различного уровня и осуществляется в целях реализации законов и подзаконных актов в жизнь. Он требует неукоснительно­го соблюдения государственными служащими всех уровней власти при осуществлении своих управленческих действий законности, безусловного соблюдения Конституции РФ и других правовых ак­тов, вплоть до своего должностного регламента.

Наконец, данный принцип предполагает организацию правовой подготовки государственных служащих, наличие у них определен­ного уровня правовых знаний и правовой культуры.

Принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина - один из основополагающих либеральных принципов, закрепленных в международном праве: Уставе ООН, Всеобщей декларации прав человека (1948 г.), Международном пакте о гражданских и полити­ческих правах (1966 г.). В ноябре 1991 г. Россия присоединилась к международному сообществу, приняв Декларацию прав и свобод человека и гражданина.

В деятельности государственных служащих современной России этот принцип предполагает прежде всего прямое и непосредствен­ное действие прав и свобод человека и гражданина. Человек, его права и свободы признаются Конституцией нашей страны (ст. 2,18) высшей ценностью.

Права и свободы человека и гражданина являются непосредст­венно действующими. Установленный в Конституции РФ перечень прав и свобод являются незыблемым и общеобязательным для дея­тельности чиновников. Данное положение означает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - пря­мая обязанность государства и всех государственных служащих. Ра­ботники государственного аппарата должны не только признавать права и свободы человека и гражданина как высшую ценность, но и соблюдать их, т.е., будучи облеченные властными полномочиями, они призваны всемерно защищать эти права и свободы.

По сути, данный принцип определяет главный смысл и содер­жание деятельности государственных служащих. Они должны слу­жить прежде всего народу, обществу как носителю суверенитета и единственному источнику власти в стране (ст. 3 Конституции РФ).

В конечном счете сущность принципа приоритета прав и свобод человека и гражданина состоит в создании условий для активного участия населения в государственном управлении, в контроле над государственным аппаратом, в реализации на практике равенства прав и свобод человека и гражданина независимо от национально­сти, пола, расы, языка, социального происхождения, имуществен­ного и должностного положения, политических убеждений, рели­гии, места жительства и т.д.

Принцип равного доступа граждан к государственной службе - важная конституционная норма (ст. 32), подчеркивающая демократизм системы государственного управления России. Данное поло­жение соответствует требованиям Международного пакта о граж­данских и политических правах (резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 1966 г.), согласно которому каждый гражданин без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений должен иметь право и возможность допускаться в своей стране к государст­венной службе.

С помощью данного принципа во многом реализуется консти­туционное право российских граждан участвовать в управлении де­лами государства и общества.

Данный подход предполагает, что при поступлении на государ­ственную службу и ее прохождении запрещена всякая дискримина­ция. Граждане РФ, владеющие государственным языком, имеют равный доступ к государственной службе и равные условия ее про­хождения независимо от пола, расы, национальности, происхожде­ния, имущественного и должностного положения, места жительст­ва, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связан­ных с профессиональными и деловыми качествами государственно­го служащего.

Этот принцип означает право всех граждан России на занятие любой аппаратной должности в государственных органах. Но нель­зя трактовать данное право декларативно и слишком расширитель­но. Следует различать: общие требования при поступлении на государственную службу - это рассматриваемая нами норма; специальные требования - образование, опыт работы, знания, навыки и т.д. Общие положения о равенстве прав на доступ к государственной службе не исключает ограничений, которые касаются особых случаев. В действительности не все граждане могут быть приняты на го­сударственную службу.

Право равнодоступности граждан к государственной службе реализуется только в соответствии с их способностями и профес­сиональной подготовкой. Российским законодательством установ­лены социальные, медицинские и процедурные, ограничения, не позволяющие тем или иным гражданам состоять на государствен­ной службе России (граждане иностранного государства, лица моложе 18 лет, лица, не знающие государственного языка, недееспо­собные, имеющие серьезное заболевание, отказывающиеся от про­цедуры оформления допуска и т.д.). Главное условие - чтобы чело­век отвечал квалификационным требованиям, предъявляемым к данной должности государственной службы. Поэтому этот принцип не означает право каждого гражданина в любое время требовать у государства предоставления ему желанной должности государствен­ной службы.

Равный доступ к государственной службе важен также для пре­дотвращения или ограничения бюрократизации и коррупции в ор­ганах государственной власти. Через механизм равнодоступности граждан к государственной службе должны отсекаться от админист­ративной власти коррумпированные слои бюрократии и приходить новые здоровые силы. Инструментом реализации принципа равно­доступности к государственной службе является конкурс - кон­курсный отбор на замещение вакантных должностей государствен­ной службы.

Кстати, наличие вакансий должностей государственной службы является сдерживающим фактором для реализации рассматриваемо­го принципа. По мере приближения к главным и высшим должно­стям число должностей, а значит, вакансий резко уменьшается. Становится призрачной и возможность доступа для простого чело­века к высоким должностям государственной службы.

Провозглашение этого демократического принципа не означает его автоматической реализации. Равное право доступа к государст­венной службе - это стартовая юридическая возможность для че­ловека, а не реальная действительность. В жизни, по данным со­циологических опросов, лишь единицы респондентов-госслужащих говорят о соблюдении этого принципа, а четверть опрошенных слу­жащих - о полном несоблюдении 1 .

Принцип единства правовых и организационных основ государст­венной службы требует прежде всего законодательного закрепления единого Подхода к организации государственной службы. Это озна­чает, что основные требования к организации и функционирова­нию государственной службы, закрепленные в Конституции РФ и федеральном законодательстве, являются едиными и общеобяза­тельными для федеральной государственной службы и государст­венной службы субъектов Федерации, для всех видов государствен­ной службы и госслужбы всех ветвей государственной власти. Эти требования общеобязательны для всех чиновников страны.

Современное законодательство России разделяет понятия «пра­вовое регулирование» и «организация» государственной службы. Оно устанавливает, что правовое регулирование и организация фе­деральной государственной службы находятся в, ведении Россий­ской Федерации, т.е. центра. Вместе с тем правовое регулирование государственной службы субъекта Федерации находится в совмест­ном ведении Российской Федерации и субъектов Федерации, а ее организация - в ведении только субъекта РФ 1 . То есть региональ­ное законодательство о государственной службе не может выходить за рамки общефедерального правового поля.

Данный принцип предполагает, кроме того, взаимодействие и взаимообусловленность правовых и организационных основ госу­дарственной службы РФ.

Правовые основы государственной службы включают в себя правовой статус государственной службы, правовое положение го­сударственных служащих, конституционные принципы государст­венной службы, правовое регулирование прохождения государст­венной службы и ряд других моментов.

Организационные основы - это организация государственной службы, ее организационные принципы, должности государственной службы, реестр должностей, процедуры прохождения государственной службы, управление государственной службой, формиро­вание кадрового состава государственной службы. .

Смысл данного принципа, на наш взгляд, заключается в том, чтобы организационному построению государственной службы дать прочное современное правовое обоснование. Это означает, что организационная система государственной службы должна строиться, функционировать и развиваться совместными усилиями законода­телей, администраторов и ученых под эгидой политической власти.

Принцип взаимосвязи государственной службы и муниципальной |службы является новым принципом построения и функционирова­ния государственной службы России, подтверждающим единство и взаимосвязь всех уровней публичной власти в стране. Муниципальная служба, будучи самостоятельной административной властью, максимально приближенной к населению, встроена в единую систему государственного управления в стране. Государственная служба и муниципальная служба выполняют схожие социальные функ­ции. У них очень много общего в организации и функционировании. Поэтому они обязаны взаимодействовать.

Данный принцип предполагает, что работники государственного аппарата должны постоянно взаимодействовать с аппаратом органов местного самоуправления, особенно в решении вопросов соци­ального обеспечения граждан, поскольку социальные обязательства государства перед населением реализуются в большей степени на муниципальном уровне.

Пути и способы взаимосвязи государственной гражданской службы и муниципальной службы России в современном законода­тельстве сформулированы нормативно 1 . Эта взаимосвязь обеспечи­вается посредством:

Единства основных квалификационных требований к должно­стям гражданской службы и муниципальной службы;

Единства ограничений и обязательств при прохождении граж­данской и муниципальной службы;

Единства требований к профессиональной подготовке, пере­подготовке и повышению квалификации гражданских служа­щих и муниципальных служащих;

Учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа гражданской службы и наоборот;

Соотносительности основных условий оплаты труда и соци­альных гарантий гражданских служащих и муниципальных служащих;

Соотносительности основных условий государственного пен­сионного обеспечения.

Следует отметить, что приведенные положения во многом име­ют перспективный характер.

Принцип открытости государственной службы предполагает:

Гласность и ее прозрачность для общества;

Доступность общественному контролю;

Объективное информирование общества о деятельности госу­дарственных органов и служащих.

Государственная служба не должна превращаться в закрытый «черный ящик», работающий только для себя и на себя.

Данный принцип также опирается на Конституцию РФ, кото­рая провозглашает Россию демократическим правовым государст­вом (ст. 1). Это априори предопределяет открытость и прозрачность функционирования всех властных структур, их подконтрольность гражданскому обществу.

В ст. 15 Конституции подчеркивается, что все законы, в том числе и по государственной службе, подлежат обязательному опуб­ликованию. Граждане вправе знать о структуре и содержании дея­тельности государственной службы, о положении дел в административной ветви государственной власти. Сведения о состоянии госу­дарственной службы доводятся до населения как по официальным каналам (ежегодные бюллетени Росстата, официальная информация на сайтах государственных органов в Интернете, в «Российской га­зете»), так и по неофициальным каналам (публикации в независи­мых СМИ).

Рассматриваемый принцип дает возможность гражданам полу­чать открытую (несекретную) информацию о работе государствен­ных органов и государственных служащих. Он обязывает чиновни­ков предоставлять подобную информацию населению, своевремен­но (как правило, в течение месяца) отвечать на письма и жалобы физических и юридических лиц.

В соответствии со ст. 24 Конституции РФ должностные лица обязаны обеспечить каждому человеку возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы. Вместе с тем госслужащий обязан хранить госу­дарственную и иную охраняемую законом тайну. Поэтому государ­ственная служба основывается на сочетании социальной гласности и служебной конфиденциальности. Но государственная служба под прикрытием заботы о сохранении государственной тайны не долж­на скрывать от общества свои недостатки и просчеты.

Данный принцип требует от чиновников обязательного монито­ринга и учета общественного мнения граждан в решении задач го­сударственного управления. Он предполагает гласность в системе государственной службы, которая наносит удар по коррупции и другим негативным явлениям в чиновничьей среде (например, со­вмещение отдельными чиновниками государственных и предпри­нимательских должностей).

Вместе с тем недопустимы безосновательные и огульные обви­нения государственных служащих со стороны некоторых средств массовой информации, незаслуженно оскорбляющих достоинство всех работников государственного аппарата и создающих негатив­ное мнение о государственной власти в массовом сознании.

Принцип профессионализма и компетентности государственных служащих во все времена имел и сейчас имеет особое значение для организации и функционирования государственной службы. В ко­нечном счете от профессионализма и компетентности чиновников зависит качество и эффективность административной власти в стране. Весь вопрос в качестве государственного управления. Не случайно в народе говорят: «Как нами управляют, так мы и живем».

Государственная служба современной России - это прежде все­го профессиональная служебная деятельность граждан, разновид­ность профессионального труда, имеющего очень важное социаль­ное предназначение.

Данный принцип требует от чиновников при прохождении го­сударственной службы и осуществлении государственно-служебных полномочий высокого уровня профессионализма и компетентности. При этом государственный служащий должен быть хорошим спе­циалистом с двух позиций - по своей базовой специальности (про­фессии) и как госслужащий-управленец.

«Профессионализм» есть глубокое и всестороннее знание и вла­дение практическими навыками в определенной сфере общественно полезной деятельности. Поэтому государственный служащий дол­жен быть настоящим профессионалом своего дела, специалистом в той или иной области государственного управления. Рассматривае­мый принцип обязывает госслужащих отлично знать свои права и обязанности, в совершенстве владеть технологией деятельности ор­ганов государственной власти, эффективно осуществлять свои функции и полномочия, предусмотренные законодательством и должностным регламентом.

Понятие «компетентность государственного служащего» означает высокую степень его соответствия квалификационным требованиям по замещаемой должности государственной службы. Не следует пу­тать этот термин с понятием «компетенция» государственного органа или государственного служащего. Компетенция - это наличие у ра­ботника полномочий, которые он вправе и обязан применять для выполнения своих функций; это пределы его ведения согласно должностному регламенту в структуре государственного органа.

Принцип профессионализма и компетентности обязывает каж­дого чиновника: быть постоянно готовым к исполнению своих полномочий, твердо знать предмет своей государственно-служебной деятельности, знать свои права и обязанности и активно их осуще­ствлять, владеть правилами и процедурами деятельности в органах государственной власти, иметь общую и специальную профессио­нальную подготовку, знать правовые и этические нормы и правила служебной деятельности и служебного поведения.

Принцип защиты государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность - новый принцип государственной службы, ранее не отмеченный в перечне положений подобного рода, и легализовать его заставила практика государственной службы.

Рассматриваемый принцип свидетельствует о том, что государ­ственные служащие находятся под защитой государства. Никто - ни физические, ни юридические лица - не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, кроме лиц, прямо уполномоченных на то законом и регламентами.

В ст. 52 Федерального закона № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О го­сударственной гражданской службе Российской Федерации» предусмотрены конкретные меры защиты государственного служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных дейст­вий в связи с исполнением им своих должностных обязанностей.

Рассматриваемый принцип обязывает гражданского служащего в соответствии со ст. 15 Федерального закона № 79-ФЗ отказаться от выполнения неправомерного поручения начальства. При получе­нии от соответствующего руководителя поручения, являющегося, по мнению гражданского служащего, неправомерным, он должен представить в письменной форме обоснование неправомерности поручения с указанием положений законодательства РФ, которые могут быть нарушены при его исполнении, и получить от руково­дителя подтверждение этого поручения в письменном виде. В слу­чае подтверждения руководителем данного поручения в письмен­ной форме гражданский служащий обязан отказаться от его испол­нения. При исполнении гражданским служащим неправомерного поручения служащий и давший это поручение руководитель несут совместную ответственность в соответствии с законом.

В последнее время специальные меры защиты установлены для отдельных категорий государственных служащих, например работ­ников военных, правоохранительных и контрольных органов.

В науке существуют и другие подходы к трактовке принципов организации и функционирования государственной службы. Назы­ваются, например, следующие принципы: служения государству и обществу; субординации и единоначалия; ответственности служа­щих за принимаемые решения; стабильности и обновления кадров государственной службы; эффективности государственной службы.

Эти и некоторые принципы правомерны, поскольку отражают реальную жизнь государственной службы. Но они не носят общего характера - чаще всего они характеризуют отдельные грани нрав­ственно-этической или организационно-технологической сторон административной власти. Поскольку они имеют нравственный или научно-практический, а не нормативный характер, т.е. обязатель­ный для всех, то они и не узаконены.

Итак, принципы государственной службы - это основные ис­ходные идеи, базовые положения, определяющие построение, орга­низацию и функционирование административной власти в стране, которые формулируются в результате научного обобщения практи­ки государственной службы.

Законодатель не дает определения принципов ГС, но дает их перечисление в нормативных актах. Принципы государственной службы устанавливаются ради устойчивого регулирования деятельности ОГВ, ГС и т.д. Принципы государственной службы – основополагающие идеи и установления, выражающие объективные закономерности и определяющие научно обоснованные направления реализации компетенции, задач, функций государственных органов, полномочий ГС, действующих в системе ОГВ и в системе ГС.

Значение принципов в том, что они должны объективно отражать сущность ГС, ее наиболее важные черти, они устанавливают наиболее важные закономерности в системе организации и функционирования ГС, отражая объективные связи, возникающие в системе государственно-служебных отношений. Отсутствие принципов влечет появление элементов произвола, бюрократизма, неорганизованности. Принципы отражают активное и динамичное начало, поскольку они обусловливают определяемую законодателем модель ГС. Формулировка и установление законодателями принципов ГС зависят от избранной модели ГС, от адекватности понимания внутренних закономерностей общественных отношений и правового регулирования.

Принципы закрепляются в ряде НПА, главные – о системе ГС РФ и о ГГС РФ

В соответствии со ст. 3 ФЗ «О системе государственной службы РФ» основными принципами построения и функционирования системы государственной службы являются:

1) федерализм, обеспечивающий единство системы государственной службы и соблюдение конституционного разграничения предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные органы);

2) законность;

3) приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие, обязательность их признания, соблюдения и защиты;

4) равный доступ граждан к государственной службе;

5) единство правовых и организационных основ государственной службы, предполагающее законодательное закрепление единого подхода к организации государственной службы;

6) взаимосвязь государственной службы и муниципальной службы;

7) открытость государственной службы и ее доступность общественному контролю, объективное информирование общества о деятельности государственных служащих;

8) профессионализм и компетентность государственных служащих;

9) защита государственных служащих от неправомерного вмешательства в их профессиональную служебную деятельность как государственных органов и должностных лиц, так и физических и юридических лиц.

2. Реализация принципов построения и функционирования системы государственной службы обеспечивается федеральными законами о видах государственной службы. Указанными федеральными законами могут быть предусмотрены также другие принципы построения и функционирования видов государственной службы, учитывающие их особенности.


Принципы можно выделить на конституционные – обусловленные КРФ, организационные – отражающие механизм построения и функционирования ГС, государственного аппарата и его звеньев, разделения управленческого труда, обеспечения эффективной административной деятельности в государственных органах. ФЗ «О системе ГС» устанавливает основные принципы построения и функционирования системы ГС. Можно выделить также основные и иные принципы ГС (ФЗ устанавливает основные, можно выделить иные.)

ФЗ «О ГГС» выделяет принципы ГГС – приоритет ПСЧГ, единство правовых и организационных основ службы РФ и субъектов, равный доступ граждан, владеющих русским, к службе, профессионализм и компетентность госслужащих, стабильность гражданской службе, доступность информации о ней, взаимодействие с общественными организациями и гражданами, защищенность служащих от неправомерного вмешательства в их деятельность.

Конституционные принципы ГС:

1. Принцип верховенства КРФ и ФЗ над иными актами, должностными инструкциями ГС – принцип законности, в т.ч принцип верности государству и принцип доверия со стороны иных субъектов.

2. Принцип приоритета ПСЧГ, их непосредственного действия, обязательность их признания, соблюдения и защиты.

3. Принцип единства системы государственной власти, разграничения предметов ведения между РФ и субъектами РФ. – принцип Федерализма.

4. Принцип разделения властей.

5. Принцип равного доступа граждан к государственной службе в соответствии со способностями и профессиональной подготовкой.

6. Принцип внепартийности государственной службы, отделения религиозных объединений от государства.

Организационно-функциональные принципы:

1. Принцип обязательности для служащих решений, принятых вышестоящими органами и руководителями в пределах полномочий в соответствии с законодательством РФ. – подконтрольности и подотчетности.

2. Принцип единства основных требований, предъявляемых к госслужбе. – правовых и организационных основ, требований к служащему

3. Принцип профессионализма и компетентности служащих

4. Принцип гласности в осуществлении службы

5. Принцип ответственности государственных служащих за подготавливаемые и принимаемые решения, неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

6. Принцип стабильности службы.

7. Принцип взаимосвязи государственной и муниципальной службы

8. Принцип защиты государственных служащих от вмешательства неправомерного в их профессиональную служебную деятельность.

9. Принцип социально-правовой защиты

Отличия должности гос службы от гос должностей: лица, находящиеся на гос должности осущ свои полномочия, представляя самого себя. Гос служащий представляет тот орган, в котором он работает. Лицо, замещающее гос должность, нормативно обеспечен законодательными актами. У гос служащих законы есть, но они общие. Значимость лиц, замещающих гос должности, индивидуализирована. Гос служащие обеспечивают функционирование лиц, замещ гос дожности. Гос служащий – тот, кто может применять принуждение.

Гос служба позволяет функционировать государству. ФЗ *О системе госслужбы РФ*. Этот ФЗ является базовым, он регулирует гос. службу, основу и принципы гос службы. Строится на нем. Включая и подзаконные акты. Основы взаимодействия (между ними, между ним и органов). Госслжба институт административного права, но не трудовым правом.

Государственная служба – это профессиональная служебная деятельность граждан рф, осуществляемая на основе специальных навыков и знаний по обеспечению полномочий: рф, федеральных органов гос власти и иных федеральных органов, полномочия субъектов рф, органов исполнительной власти субъектов РФ. Полномочия лиц замещаемых конституцией и иным законодательством, лица замещ должности по уставу и конст субъектов(здесь о госслужащих речь не идет) госслужащие это не гос. должностные лица (президент, судейский корпус, депутатский корпус, правительство, прокуратура), госслужащие – например, о прокуратуре, о судах, о депутатах и т.д. РЕГУЛИРОВАНИЕ РАЗНОЕ. Госслужащие обеспечивают их деятельность



Что такое система госслужбы? 3 вида госслужбы.

1 – государственная гражданская служба (2 уровня) – профессиональная служебная деятельность граждан по обеспечению полномочий РФ или субъекта, а также по обеспечению полномочий лиц замещающих государственные должности на федеральном уровне или субъекта. Гос служащими м.б. только граждане.

На федеральном

На уровне субъектов

2 – военная служба – призыву или контракту. Специализированные полномочия. Есть они в уставе. М.б. не гр-не, р-не др гос-в или лица без гр-ва по контракту с ограничениями – легкий путь приобретения гражданства.

3 - правоохранительная (нет закона о ней)

Принципы :

1) Конституционные.

приоритет прав личности человека и гражданина, единство правовых и организационных основ федеральной службы и службы субъектов, равные условия доступа к государственной гражданской службе и равные условия ее прохождения, от пола, расы, национальности и т.д., ограничение – здоровье, нужен определенный уровень, компетентность (знание вопроса, которым ведаешь. Компетентность – совокупность прав и обязанностей.

Госслужащие отличаются от рабочего, он воздействует на общественные отношения, в то время кАк рабочий воздействует на мат предметы.

2) ввластные полномочия от государства

3)информированность, доступность информации

4) взаимодействие с гражданами

5)Защищенность гос служащих от неправомерного воздействия

6) получают деньги из бюджета

7) доп. деятельность запрещена.

Должность – это объем полномочий. Должности (категории)подразделяются на руководителей, помощники (советники), специалистов и обеспечивающие специалисты.

Помощники (советники) - должности, учреждаемые для содействия лицам, замещающим государственные должности, руководителям государственных органов, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти на определенный срок, ограниченный сроком полномочий указанных лиц или руководителей; Специалисты - должности, учреждаемые для профессионального обеспечения выполнения государственными органами установленных задач и функций и замещаемые без ограничения срока полномочий; обеспечивающие специалисты - должности, учреждаемые для организационного, информационного, документационного, финансово-экономического, хозяйственного и иного обеспечения деятельности государственных органов и замещаемые без ограничения срока полномочий.

Должности подраз на след группы: высшие должности гражданской службы; главные должности гражданской службы; ведущие должности гражданской службы; старшие должности гражданской службы; младшие должности гражданской службы.

Должности категорий "руководители" и "помощники (советники)" подразделяются на высшую, главную и ведущую группы должностей гражданской службы. Должности категории "специалисты" подразделяются на высшую, главную, ведущую и старшую группы должностей гражданской службы. Должности категории "обеспечивающие специалисты" подразделяются на главную, ведущую, старшую и младшую группы должностей гражданской службы.

Имеется реестр должностей федеральной гражданской службы, утвержден указом (президента на фед уровне, губернатора, главы администрации – на уровне субъектов). Наличие классных чинов. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы без ограничения срока полномочий, классные чины присваиваются по результатам квалификационного экзамена. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы высшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности федеральной гражданской службы главной группы, присваивается классный чин гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы ведущей группы, присваивается классный чин гражданской службы - советник государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы старшей группы, присваивается классный чин гражданской службы - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Гражданским служащим, замещающим должности гражданской службы младшей группы, присваивается классный чин государственной гражданской службы - секретарь государственной гражданской службы Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса. Классный чин гражданской службы - действительный государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Президентом Российской Федерации. В федеральных органах исполнительной власти классный чин федеральной гражданской службы - государственный советник Российской Федерации 1, 2 или 3-го класса присваивается Правительством Российской Федерации.

Квалификационные требования к должностям гражданской службы

В число квалификационных требований к должностям гражданской службы входят требования к уровню профессионального образования, стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категорий "руководители", "помощники (советники)", "специалисты" всех групп должностей гражданской службы, а также категории "обеспечивающие специалисты" главной и ведущей групп должностей гражданской службы входит наличие высшего профессионального образования. В число квалификационных требований к должностям гражданской службы категории "обеспечивающие специалисты" старшей и младшей групп должностей гражданской службы входит наличие среднего профессионального образования, соответствующего направлению деятельности. Квалификационные требования к стажу гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу (опыту) работы по специальности для федеральных гражданских служащих устанавливаются указом Президента Российской Федерации, для гражданских служащих субъекта Российской Федерации - законом субъекта Российской Федерации. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются нормативным актом государственного органа с учетом его задач и функций и включаются в должностной регламент гражданского служащего (далее - должностной регламент).

Постановление на гос службу:

Заключается контракт . Возрастной критерий. До 65 лет. Исключение разные советники и т.д. проводят испытание. Можно обжаловать в суд или вышестоящую инстанцию решение. Оплата труда, соц гарантии и т.д.

Аттестация – может быть уволен, переведен выше или ниже. Могут потребовать переквалификацию. Сокращение должностей. Могут реорганизовать. В течение 1 месяца публикуется акт. И решение в нем.

Некоторые права и обязанности : надлежащее техническое условие своей работы, на отдых, отпуск (оплачиваемый), основной и дополнительный, премии, медицинское страхование. Обязанности: соблюдение конституции и законов, права и свободы граждан и организаций, не разглашать гостайну, уровень квалификации, соблюдать ограничения с госслужбой, не нарушать запреты (недееспособный, под следствие, судимость не погашенную, оформить доступ к сведения о гостайне, болезнь, свойство или родство, ложные документы, предпринимательскую деятельность.

Дисциплина. Взыскание и поощрение

Поощрение (материальные, моральные и смешанные) и взыскание (дисциплинарное взыскание(не позднее 1 месяца со дня обнаружения)(обязательно письменное заявление) освобождение от замещаемой должности, увольнение). Имеется возможность проводить служебные проверки. Не позднее 1 месяца со дня его проведения можно дисциплинарную ответственность применять. Включает в себя: замечание, выговор, предупреждение о неполном должностном соотвестсвии, освобождение от должности, увольнение.



Просмотров