Кум по понятиям. Блатной – это представитель криминального мира, его жизнь в тюрьме, блатные песни, фразы

Тюремный жаргон и воровские понятия распространены в России и за ее пределами в кругу определенных слоев населения. Неписаные правила и порядки в течение многих десятилетий регламентируют уклад жизни осужденных на зоне и вне ее. В тюрьме существует своя иерархия, где руководит делами вор в законе, низшие касты подчиняются высшим мастям, а своеобразная лексика является единственно возможным способом общения.

Тюремные понятия и законы

Отправляясь по этапу, человеку сложно представить атмосферу, в которой он окажется. Представленный в фильмах, книгах и прочих источниках образ жизни урок на деле выглядит по-другому.

На зоне соблюдают тюремный закон - правила, обязательные для исполнения осужденными. Он регулирует уклад жизни заключенных, их поведение, общение, взаимодействие между друг другом и представителями правоохранительных органов. Документа, где четко прописаны его положения, не существует, некоторые моменты меняются или добавляются, в зависимости от конкретной зоны.

При этом важно разделять понятия «тюремный закон» и «воровской». Первый выступает частью второго.

Воровской закон представляет собой более обширный свод правил и установок, некоторые его моменты распространяются только на жизнь воров в законе и лиц, стремящихся быть «коронованными». Он включает положения:

  • соблюдать и распространять идеи криминального мира;
  • не вступать в отношения с правоохранительными органами;
  • быть честным;
  • не участвовать в политике;
  • обеспечивать порядок в ИТУ (исправительно-трудовом учреждении), СИЗО (следственном изоляторе);
  • уметь играть в карты.

Среди дополнительных правил выделяют:

  • не давать показаний и не признавать вину;
  • нельзя иметь семью, собственность и сбережения;
  • не пользоваться оружием;
  • не работать;
  • регулярно пребывать в местах лишения свободы и другие.

Дополнительные положения в современных исправительных учреждениях преимущественно не соблюдаются, но еще несколько десятилетий назад имели большую значимость.

Тюремный закон чтят не только воры в законе, но и другие представители криминала. К его положениям относятся:

  • выделять долю в общак (делиться для общего блага);
  • не материться, не оскорблять;
  • не доносить;
  • не поднимать руку на вора в законе;
  • почитать родителей;
  • не обвинять безосновательно;
  • отвечать за сказанное;
  • не воровать у своих.

Тюремный закон создан упорядочить жизнь людей в ограниченных условиях. Без него 10-20 человек в тесной камере способны перегрызть друг другу глотки из-за малейшей неурядицы. Нарушителей кодекса наказывают, ошибки здесь не прощают.

Оскорбительное или не к месту сказанное словечко или фразочка могут опустить человека до самого низшего ранга, что наложит отпечаток на его дальнейшее существование на зоне.

Тюремный жаргон используется за решеткой и в повседневной жизни. Однако на зоне он имеет основополагающее значение и обойтись без него невозможно. Блатной язык подозреваемый начинает осваивать, находясь еще в камерах предварительного заключения, часто благодаря «опытным» товарищам.

Виды

Условно тюремные понятия классифицируются на 2 группы:

  • положительные - правильные для самих зеков;
  • отрицательные - характерные для низших мастей.

При этом положительные понятия делятся на:

  • Людские - фундаментальные положения, которых придерживаются и братва, и мужики. Понятия стремятся к взаимодействию, взаимопомощи, сочувствию и обязательны для каждого.
  • Воровские - противостояние власти и обществу, прежде всего, правоохранительным органам. Когда говорится «жить по понятиям», это значит именно по воровским, добровольно принимая положения кодекса. Если, например, обиду можно простить по людским понятиям, исходя из сочувствия, то по воровским - ни в коем случае.

Отрицательные подразделяют на:

  • гадские - когда человек пошел против людских понятий (кража у сокамерников, осуждение по статье за изнасилование, преступления против детей и так далее);
  • ментовские - представляют собой противоположность воровским.

Что нельзя делать и говорить

Важно правильно разговаривать (ботать) с сокамерниками, следить за речью - это зачастую становится основополагающим моментом в присвоении человеку статуса (масти). Взгляд, блатные фразы, ушлость, поза, внутренняя сила помогают понять окружающим, что представляет собой заключенный.

Правильные пацаны должны знать:

  • Нельзя никого посылать. Даже незаконченная фраза «Пошел ты…» указывает на обвинение в принадлежности к гомосексуалистам, за что тот, кому адресовано выражение, может опустить, избить и даже убить сказавшего. Не отвечать на оскорбление нельзя - это воспримется как согласие и станет причиной определения в низшую касту.
  • Нельзя материться и допускать беспочвенных обвинений (предъяв). Даже ругательство «твою мать» может быть расценено как оскорбление смекалистыми сокамерниками, особенно при отношениях «на ножах». Поэтому, слова, какие нельзя говорить в камере, включают мат и другую оскорбительную лексику. Все обвинения должны быть обоснованы, их нужно пояснить и подкрепить фактами.
  • В тюремных условиях сила и навыки единоборств практически не пригодятся, поскольку находятся под запретом. Физическое насилие разрешено, если тебя послали. В этом случае расправа должна быть обязательной. Бьют друг друга осужденные редко, и на это должны быть весомые основания.
  • Нужно отвечать за свои слова. Это касается важных вопросов и мелочей. По этой причине, если утверждение под сомнением - лучше промолчать.
  • Правильно не вмешиваться в процессы, которые тебя не касаются. Например, нельзя ничего делать или препятствовать самоубийству. Даже если сокамерник просит дать лезвие - это нужно сделать.
  • Нельзя ничего отбирать или красть (крысятничать) у заключенных - это расценивается как беспредел.
  • Не следует никому доверять. Обычно к новичкам относятся нейтрально - без агрессии или симпатии. Чрезмерная доброжелательность должна насторожить, при этом душу изливать не стоит.

В конкретной тюрьме могут присутствовать дополнительные ограничения, особенно, если сядешь в учреждение для малолетних преступников: не поднимать упавшие с пола вещи, не докуривать сигареты за представителями более низших каст, не зашивать носки, не иметь в кармане одежды ложку, не мыть одной мочалкой верхнюю и нижнюю части тела и так далее.

Как правильно здороваться

Первое впечатление, которое произведет осужденный на окружающих, войдя в камеру, зависит и от его приветствия.

Важно усвоить - зеки не здороваются за руку. Это обусловлено отсутствием информации, кем является человек, страхом «зашквариться» - поздороваться с представителем низшей касты (опущенным).

Поэтому на рукопожатие никто не ответит. Зашквар (означает «позор») после соприкосновения с «петухами» позволяет причислить осужденного к их рангу. Также пожимать руку «западло» (унизительно) сотрудникам лагерной администрации, ментам и так далее.

Не следует говорить «здравствуйте» или «привет» - это расценят как приравнивание к одной масти и низших и авторитетных каст.

Приветствуют в тюрьмах обычно на арабском: можно сказать «салам алейкум» или «общий салам».

В тюрьме не здороваются с «петухами».

Попав в камеру, невооруженным взглядом видно принадлежность к масти. Чем ниже шконка (койка) на нарах и более удалена от туалета (параши), тем престижнее каста. Главный человек пребывает в дальнем углу на нижнем ярусе по диагонали от места справления нужды. Нужно пойти к нему и обязательно поздороваться.

В общих хатах (камерах) приветствие произносится громко, затем проходят в блатной угол. Новички обычно живут отдельной семьей - именно к ним лучше сесть поговорить, обратиться, чтобы спросить информацию об укладе, кто кем приходится. Общение происходит исключительно на «ты», даже при наличии значительной разницы в возрасте.

С каждым новым человеком в камере проводится разговор(базар), своеобразный тест или собеседование. Исходя из ответов на вопросы, выдвигают решение, кто ты и куда будешь определен. Часто новичкам приходится отгадывать смешные зоновские загадки, которые задают для забавы, но при этом результаты могут повлиять на положение заключенного.

В тюрьме не принято обращаться по именам и фамилиям, для этого используются клички (погоняло). Для новичков их выбирает каста авторитетов.

В дальнейшем рукопожатие практикуется, но только со знакомыми людьми, к которым есть доверие. Целесообразно наблюдать за «старожилами» - по их поведению видно, кого можно допустить ближе, а кого нет.

Масти

В русских тюрьмах все входят в какую-либо масть (группу) заключенных. При этом попасть из высшего ранга в низший из-за косяка (серьезного проступка) возможно, а вот наоборот практически невозможно. Оказавшись, к примеру, в касте опущенных, человек остается в ней навсегда.

Авторитеты (блатные)

Высшая привилегированная масть, к которой относятся преступники со стажем, отлично владеющие понятиями и их исполняющие в тюрьме и на свободе. Они также себя называют «арестантами», «путевыми», «братвой», «бродягами», «босяками».

Эта группа следит за порядком на зоне, устанавливает правила, решает конфликты и назначает наказание.

Попасть в касту сложно, поскольку требования высоки - путь закрыт тем, кто служил в армии, занимал руководящую должность, пребывал во власти, трудился как обслуживающий персонал (официантом, таксистом и так далее).

Особого внимания заслуживают воры в законе - общепризнанные криминальные авторитеты, соблюдающие воровские законы.

Мужики

Обширная группа, куда входит более половины всех осужденных (60-70%). Определение, кто такие мужики, включает заключенных, отбывающих срок за стандартные преступления: драки, кражи и так далее.

При этом мужики не прислуживают блатным, но и не связываются с администрацией тюряги.

В этой нейтральной группе встречаются личности, к которым прислушивается высшая каста уголовного мира.

Козлы

Такое обозначение дается группе, чьи представители сотрудничают с лагерной администрацией: добровольно или по принуждению. Они занимают должность библиотекаря, завхоза, коменданта и прочих.

Стоит отметить, что стать козлом может легко человек со слабым характером, поскольку отказаться от работы на администрацию сложно, осужденных запугивают и принуждают.

На зоне они становятся предателями, их не допускают до общака, не дают права голоса и участия в разборках.

Однако заключенным разрешено с ними общаться, базарить (разговаривать), прикасаться. Многие из «козлов» активно доносят начальству о происходящем в камере, выполняют его поручения.

Петухи

Низшая каста, которую на тюремном сленге также именуют «обиженные», «опущенные», «неприкасаемые». Представителей этой группы на зоне не считают за людей.

Сюда относятся те, которых опустили по какой-либо причине или пассивные гомосексуалисты. При этом половой акт необязателен. Символический обряд, как на зоне опускают, представляет проведение половым органом по губам заключенного (переводится «парафин»).

Изгои тяжело живут на зоне, с ними не разговаривают, к «петухам» запрещено прикасаться, садиться рядом. С ними не здороваются, чтобы передать предмет, его бросают на пол. Опущенные питаются из отдельной посуды, не трогают вещи других осужденных.

По статистике многочисленные группы «неприкасаемых» присутствуют в тюрьмах для малолетних преступников. Иногда для них организованы отдельные камеры - обиженки.

«Петушки» выполняют грязную работу - чистят туалеты. Для унижения им делают дырки в посуде. Во время трапезы они вынуждены затыкать дырявую емкость пальцем. Тюремные законы крайне строги к представителям группы. Однако использовать их для акта мужеложства не считается позорным поступком.

Некоторые представители из касты «петухов» не дотягивают до конца срока, заканчивают жизнь самоубийством.

Промежуточные касты

Исходя из конкретного места лишения свободы, структура каст может меняться. Иерархия в таком случае включает дополнительные промежуточные группы. Особенно это проявляется в тюрьмах для малолетних преступников.

Приблатненные (шестерки, двигающиеся, стремящиеся, стремяги)

Касту составляют преимущественно гопники, попавшие на зону после малолетки (тюрьмы для несовершеннолетних). Это уличная шпана, мелкие бандиты, жулики, барыги.

Их ранг выше мужиков, им покровительствуют высшие (пока в них представляется нужда). Сами себя шестерками не зовут и не разрешают другим, в противном случае спрашивают за это.

Приблатненные следят за связью между камерами, осуществляют прогон и сортировку маляв (записок), чая, конфет, наркотиков.

Различают торпед, обычно проигравшихся в карты - они выступают исполнителями суровых поручений (заказных убийств), когда чалятся (отбывают наказание) или после завершения срока. Защищают местных важных персон быки (муфлоны) - также представители из касты приблатненных.

Шерстяные (Шерсть)

Относятся к группе «козлов», по поручению администрации тюрьмы творят беспредел. Выделяют пресс-хату (камера в СИЗО), населенную «шерстяными», творящими насилие над подсаженным туда заключенным. Последний после этого становится обиженным, несмотря на то, что его опустили не по воровской команде.

Касту составляют преимущественно бывшие блатные, обратившиеся за защитой к администрации (вследствие угроз от своих).

Форшмаки

Промежуточная каста относится к группе «петухов». У опущенных может присутствовать определенная иерархия: главпетухи, рабочие, форшмаки. Однако последние считаются по статусу выше гомосексуалистов.

Происхождение жаргонного глагола «зафоршмачиться», «зафаршмачить» обусловлено именно названием касты. Это значить осквернить, обесчеститься. Например, взять предмет у опущенного или уронить его на парашу.

Черти (Шныри)

Также человек может называться «конь», «чушка», «чушок», «чушпан», «чертила». Относятся к низкой касте, но не являются опущенными. Выполняют грязную работу: стирают, подметают и так далее. Они не могут перечить и обязаны выполнять поручения.

К группе относятся новички слабой воли, склонные к подчинению, мужики и блатные, совершившие серьезный косяк, а также зэки, не следящие за личной гигиеной.

Почему «черт» не хуже и не лучше «петуха», определено его положением раба. Они также как опущенные делают работу, которую по пацанским понятиям выполнять западло. Обиженные не стирают вещи, иначе они станут законтаченными, этим занимается «чушка».

«Шнырь» («шестерка») пребывает в личной собственности блатного, чем отличается от простого «черта». Без хозяина он возвращается к «коням» или становится опущенным.

Тюремная иерархия

Главным на зоне считается вор в законе - к пребыванию за решеткой он готов и воспринимает это как закономерный этап жизни. При этом в тюрьме могут присутствовать несколько представителей данной касты. Однако положенец (главарь) всегда один - он определяет или снимает смотрящих, помогает решить проблемы, конфликты. Обычно имеет отдельные комфортные апартаменты, снабжается продуктами, связью и так далее.

В условиях рыночных отношений статус можно купить за деньги, но такие «неидейные» представители называются «апельсинами».

За порядком в камере или части тюрьмы, соблюдением понятий следит смотрящий (пахан), который назначается вором, их сходкой или блатными. Часто он является кандидатом на «коронацию».

Далее в иерархии следуют блатные - профессиональные уголовники, не первый раз отбывающие наказание. Отрицалам (не принимающим тюремный режим) условия существования определяет смотрящий, ограничивая их беспредел.

Приблатненные являются шестерками предыдущих, хоть на зоне их так называть нельзя. Выполняют функцию связи, охраняют блатных и исполняют серьезные поручения.

«Средний класс» иерархии принадлежит многочисленной группе мужиков. При этом человек, поднявшийся с малолетки, может иметь преимущества - не работать, проигрывать в карты вещи «козлов» и «чертей» и так далее. Обычному мужику-«первоходке» это недоступно. К касте относятся уважительно, принадлежащие к ней работают, соблюдают тюремные понятия, часть нажитого передают в общак.

«Козлы» (активисты, повязочники и так далее) сотрудничают с лагерной администрацией за определенные послабления или поощрения. Особенно стараются «верблюды» за УДО (условно-досрочное освобождение). Сюда часто попадают простые граждане, готовые на любые подлости, чтобы выйти на волю. Они обычно осуждены по бытовым причинам (взяточники, скинхэды, любители драться, мелкие жулики, алкоголики и так далее). В категорию «козлов» относятся и шерстяные, действующие по спецпоручениям.

«Черти» и «петухи» составляют низшие касты, выполняющие грязную работу на зоне: мытье полов, сортиров. «Шныри» стирают робу и другую одежду заключенных, опущенцам это не положено.

Кроме названных, в тюремную структуру входят своеобразные «звания»:

  • Мусора - бывшие полицейские, прибывшие на общую зону. По понятным причинам становятся главными врагами урок, опустить их считается за честь.
  • Фуфлыжники - зэки, не отдавшие карточный долг. Могут относиться к чертям или к опущенным. Первоходкам, чтобы не войти в группу, нельзя играть «на интерес» или на «просто так».
  • Крысы - воруют вещи других осужденных.
  • Политики - политзаключенные.
  • Сумки - богатый заключенный, часто мажор или сын высокопоставленной личности, которого хорошо снабжают с воли. Каста считается прикольной, таких уважают, поскольку они делятся с урками и вертухаями (надзиратель, пупкарь).

Женская тюрьма

Относятся к «красным» зонам, поскольку воровайки немногочисленны для создания «черной». Масть здесь держат мыши (повязочницы).

Устоявшихся иерархии и каст нет, тюремный жаргон включает понятия:

  • Коблухи (Кобла, Кобел) - активные лесбиянки, но в отличие от петухов, условия их жизни и отношение сокамерниц нормальное. Могут «жениться» или драться за «центровых шкур», «красючек» (красивых девушек).
  • Босячки - синоним «блатных» у мужчин, представительницы «отрицалова». Однако из-за немногочисленности авторитетом не пользуются.
  • Старшая - смотрящая по бараку, камере. Их выбирают зэчки или администрация.

Наказания за нарушения

Несоблюдение положений тюремного закона карается со строгостью и жестокостью, бесследно не проходит для всех каст.

Наказания за проступки бывают легкие и тяжелые, среди них выделяют:

  • Избиение . «Удар по ушам» блатного переводит его в касту «мужиков», при этом совершить его допустимо только представителям высшей масти (вор в законе, авторитеты).
  • Переломы конечностей . Обычно так наказывают карточных должников или за избиение другого заключенного.
  • Опущение . Проводится актом мужеложства или символическим.
  • Убийство . Наказание за особо тяжкие проступки - воровство из общака, связь с правоохранительными органами. Решение принимает местная сходка авторитетов.

Вору в законе за мелкие провинности (безосновательные высказывания) равный по званию может дать пощечину, за более выраженные - удар по ушам, за тяжкие положена смерть.

Зона

В зависимости от того, чьи понятия преобладают в тюрьмах: ментовские или воровские, они делятся на красные и черные соответственно. При чрезмерных давлении, гнете администрации возможен бунт заключенных. Его организуют авторитеты в виде акций протеста. Например, это выражается в массовом бунте, когда осужденные зашивают себе рот, отказываются от еды и воды.

Красная

Здесь царят порядки администрации, поощряется взаимодействие осужденных с ней. Положенец в красной тюрьме - первый представитель кума (начальника оперативной части).

Варианты такой организации проявляются в дотошном соблюдении режима: ежедневном построении, тотальном выводе на работу, в столовую, передвижении только строем, одежда - черная роба, обязательны бирочки, таблички по шаблону.

За нарушения - отказ в передаче, свиданке, отправка в ШИЗО (аббревиатура расшифровывается штрафной изолятор), ПКТ (помещение камерного типа), крытый (крытка) режим (закрытый), дополнительный срок, и так далее.

Черная

Порядок в тюрьме строится по воровским понятиям, весомое значение отводится мастям. Сотрудничать с администрацией не принято и считается позорным. В России преобладают черные зоны, особенно в крупных городах.

При организации таких тюрем важна поддержка братвы с воли. Она заключается в наказании беспредельщиков среди ментов (погон), налаживании договорных отношений с администрацией, часто на платной основе. При этом деньги могут идти легально в виде благотворительного взноса на медикаменты, гуманитарной помощи и так далее.

Подарки осужденным на Новый год, дни рождения, женщинам и малолетним преступникам способствуют поднятию «черных» авторитетов и продвижению идеологии.

Словарь блатного жаргона (феня)

Представленный список-переводчик включает некоторые блатные слова, выражения, жаргонизмы, аббревиатуры из сленгового тюремного языка (арго).

Автоматная рожа - военный.

АУЕ - акроним значит на жаргоне «арестантский уклад един»

Баклан - хулиган, мелкий вор, жертва мошенников.

Баландер - раздает пищу.

Бандерлог - случайный человек в преступном мире.

Бес - согласно Википедии, это хорошо работающий человек или готовый взять на себя вину за преступление.

Бламба - штамп, печать.

Блудняк - подстава.

Босота - отсутствие денег в бумажнике.

Брать на мопса, на собаку - преступление путем усыпления жертвы.

Бугор - бригадир в тюрьме, старший в камере.

БУР - барак усиленного режима.

Буцкать - избивать.

Валет - человек с психическими отклонениями.

Вафля - половой орган мужчины.

Вата - постельные принадлежности. «Черт, закатай вату!»- «Черт, убери постель!»

Взять карман - украсть из кармана.

ВТК (ВК) - воспитательные колонии.

Главшпан - главный в воровском сообществе.

Глиномес - активный гомосексуалист.

Гребень - пассивный гомосексуалист.

Грохотульки - конфеты.

Гусь - имеющий связь с органами полиции.

Гумозница - грязная, венерически больная проститутка.

Дичь - человек без прописки.

ДПНК - дежурный помощник начальника колонии.

Дубак - охранник, сторож.

ЕПКТ - единое помещение камерного типа.

Жиган - вор-рецидивист.

Закеж - покажи.

Заряжать фазана - врать.

Зек - осужденный, произошло от з/к (расшифровка букв-заключенный каналоармеец, пошло из истории строительства Беломорканала).

ИТК - исправительно-трудовая колония.

Кича - тюрьма.

Ковырялка - женщина, ласкающая другую.

Козлить - нарушать воровские понятия.

Крышует - обеспечивает защиту, прикрывает.

Ксива - документы.

Лайба - шприц.

Лепень - пиджак.

Лепила - медицинский работник.

Локалка - отгороженные участки жилой зоны, где находятся бараки 1-2 отрядов.

Лярва - плохая женщина, воровка,сдающая своих.

Маромойка - нечестный человек в тюрьме и на свободе.

Медвежатник - взломщик сейфов.

Мокруха - убийство.

Моросить - бояться. «Не мороси!» - «Не бойся!»

Мышиный туз - выражение, оскорбляющее полицейского.

Наездник - криминальный доставщик украденного.

Ништяк - хорошая оценка чего-либо.

Носил шляпу на буче - имел сексуальные отношения с мужчиной.

Общак - общий воровской фонд, регулярно пополняемый преступными элементами.

ОПГ - организованная преступная группировка.

Параша - место, унитаз для испражнений в камере.

Переобуться - передумать.

Погоняло, погремуха, кликуха - прозвище, кличка.

Подельник - соучастник.

Полупокер - на жаргоне определяется как подозреваемый в гомосексуальных наклонностях (по манерам или внешности).

Попасть на кукан - оказаться в безвыходном положении, в подчинении у кого-то.

Прохоря - сапоги.

Псарня - казарма, учебное заведение МВД.

Рамс - карточная игра.

Редиска - женская сумка, ненадежный человек.

Скакарь (Скокарь) - перевод с тюремного сленга значит как вор, прибегающий для кражи ко взлому.

СУС - строгие условия содержания.

Сэмэн - сыщик.

Телега - заявление с жалобой.

Терпила - потерпевший, жертва преступления.

Фармазонить - сбывать поддельные золото и другие драгоценности. Того, кто этим занимается, называют соответственно фармазонщик, фармазонщица.

Ферзь - кто много из себя строит, но при этом ничего не представляет.

Форточник - вор, проникающий через форточку.

Фраера, фраерки - люди, не имеющие отношения к блатному, уголовному миру. Так могут звать приблатненных, тогда блатные именуются «козырными фраерами».

Фрейфея - человек, которому сопутствуют удача и богатство.

Фуфел - лгун, болтун.

Ход воровской - характерная идеология и образ жизни.

Хозный - находящийся в чьей-то собственности.

Чепушить - произошло от чепушило, что значит морально ничтожный, презренный человек.

Чернуху раскидать - темнить, обманывать.

Чмошник - неприятный человек, сотрудничающий с администрацией тюрьмы.

Шконка - лежанка, койка.

Чувак - парень.

Шакал - забирающий вещи у других заключенных.

Шельма - проститутка.

Шмакодявка - девочка-подросток.

Шмоха - деревенская женщина.

Шмырь - сторож, дневальный.

Шнифер - сейф или вор, проникающий в нежилые помещения путем взлома стен, потолков.

Шнифты - глаза.

Шобла - группа воров или проституток.

Штрибан - пожилой человек.

Татуировки

К выбору наколок (партачек) нужно относиться со всей ответственностью, понимая их смысл и отдавая себе отчет, что за некоторые придется отвечать. Это относится, прежде всего, к аббревиатурам и категорическим отметинам (в виде звезд, куполов, перстней).

Сейчас не практикуется спрашивать за татуировки, но все же следует быть готовым ответить на возникшие вопросы у сокамерников.

Расшифровать значение некоторых поможет представленный список.

Перстни

Количество и фасон наколок на фалангах пальцев весьма разнообразны и заключают в себе систему тайных символов и знаков.

По ним можно определить биографию, масть, характер и прочее.

В таблице представлено описание татуировок, которое позволит научиться читать их смысл.

Показана наколка в виде аббревиатуры МИР - меня исправит расстрел.

КОТ является символом воров и представляет собой цитату «коренной обитатель тюрьмы». Но за такую татуировку, ровно как за «БОСС» (был осужден советским судом), ЗЛО (за все легавым отомщу) нужно отвечать.

Распространенную тату в виде точек также обычно рисуют на кисти. Позволено наносить всем мастям при пребывании даже нескольких дней в СИЗО.

Также пишется аббревиатура СЛОН с указанной на рисунке расшифровкой, ЛХВС, СЭР, различные карточные масти - бубновые, пиковые, крестовые, червовые.

На теле

Здесь представлено большое разнообразие. Распространено изображение животных: волка, тигра, барса. Обозначают они обычно «оскал на власть» или «человек человеку волк».

Изображение яблока означает «буду любить одного, как обещала».

Последняя звезда, набитая на коленях, также гласит, что ее носящий ни перед кем не встанет на колени. За нее возможны испытания на крепость на зоне.

Нанесенные изображения церквей также символ тюремного заключения, количество куполов соответствует годам, сколько сидел человек. При этом с новым сроком татуировка «достраивается».

У низших каст

Такие масти характерно метить татуировками, представленными на рисунке, аббревиатурами (ИРИС - и раб, и стукач).

Особенно это касается касты опущенных (зашкваренных). Это могут быть розочки, петухи или характерные надписи (ЖОВМ), наносимые на части тела, которые визуально хорошо просматриваются (руки, голова, лицо и так далее). Татуировка «глаза на животе» также означала принадлежность к гомосексуальности.

При выходе из тюрьмы человек старался свести подобные наколки, но часто оставались шрамы, по которым можно было определить низшую масть

В нашем тюремном мире несколько каст, то есть групп заключенных разного "достоинства". Главных каст четыре, а промежуточных на каждой зоне может быть гораздо больше (кстати, среди зеков именно так и говорится: на тюрьме, на зоне).

Первая, высшая каста - блатные; вторая, самая многочисленная - мужики; третья, более или менее большая (в зависимости от зоны) - козлы; четвертая, низшая - петухи, отверженные. Не знаю, можно ли считать отверженных отдельной кастой, но это уже вопрос академический. А мы будем считать, что каст четыре. Начнем сверху.

Блатные.

Сами они себя называют не так. Слово “блатной” они заменяют на “братва”, “арестанты”, “босяки”, “бродяги”, “жулики”, “путевые”, а полвека назад называли себя “жиганы”, “люди”.. Это профессиональные преступники. Тюрьмы и лагеря для них - обязательные этапы их профессиональной карьеры. Наш преступный мир - особенный мир, попасть туда постороннему очень трудно, практически невозможно. Совершить преступление, самое что ни на есть профессиональное - банк ограбить, к примеру, - еще не значит быть принятым в этот мир. Любое, даже случайное отношение к структурам власти, ее политическим институтам (например, членство в партии или в комсомоле) навсегда закрывает перед человеком дорогу в “блатной мир”, каким бы профессиональным преступником он впоследствии ни становился. Кроме “чистой анкеты”, кандидат в блатные должен придерживаться “правильных понятий”, со временем эти понятия также меняются (об этом мы еще будем говорить). Элита преступного мира - воры в законе. Так называют не обязательно тех, кто зарабатывает себе на жизнь кражами. Это скорее неформальные лидеры, своего рода “посвященные”, признанные известными авторитетами и получившие их рекомендацию, избранные в “действительные члены” на сходке (на “сходняке”) всех воров, находящихся в данной тюрьме, лагере или регионе. По разным оценкам, сейчас воров в законе на территории бывшего Союза всего несколько сотен. Они объединены в несколько группировок.

Если на зоне нет настоящего вора, воровской мир старается послать туда "смотрящего", то есть своего представителя, который будет следить за тем, чтобы зеки соблюдали воровской закон и воровские наказы. Воровские наказы - это обычно новое правило, созданное в результате какого-то спора между зеками, или в качестве ответа на новую МВД-шную акцию. Из наказов и продолжает постоянно составляться неписаный тюремный закон. Воля смотрящего для других зеков - такой же закон, как воля вора. Смотрящего или вора окружает группа помощников. Это и есть высшая каста в лагере - блатные. Конечно, в каком-то лагере настоящего вора или смотрящего может и не быть. Но в каждом лагере есть люди, считающие себя профессионалами, тюрьму родным домом, а всех прочих ее обитателей - пришельцами.

В касте блатных есть главный - "пахан", "авторитет". При пахане - что-то вроде президентской команды, несколько блатных, каждый из которых занимается своим делом: один присматривает за мужиками, другой - за "общаком" (так называется общая арестантская казна), третий - еще за чем-нибудь. Их тоже могут называть "авторитетами". У пахана и его приближенных есть гвардия - "атлеты", "бойцы", "гладиаторы".

Стать блатным может не каждый заключенный. Прежде всего, он должен быть чист по вольной жизни. Раньше, например, путь в высшую касту был закрыт для тех, кто отслужил в армии, кто хоть раз вышел в зоне на работу. Сейчас эти требования кое-где отменены. А в некоторых зонах блатные могут выходить на работу - в том случае, правда, если это не работа бригадиром, нарядчиком и т.д., то есть если она не дает ему хоть какую-то официальную власть над остальными. Не могут стать блатными и те, кто на воле работал в сфере обслуживания, то есть был официантом, таксистом. Бывшее начальство - тоже. Есть еще масса других требований к претендентам на статус блатного. На каждой зоне могут быть свои, особенные требования.

Блатные - это реальная власть на некоторых зонах, власть, которая борется с властью официальной, то есть с администрацией зоны. Кроме власти, блатные имеют привилегии - право не работать, право оставлять себе из общака все, что они сочтут нужным. У блатных есть и обязанности. Правильный пахан обязан следить за тем, чтобы зона "грелась", то есть получала нелегальными путями продукты, чай, табак, водку, одежду. Он обязан также решать споры, возникающие между другими заключенными, и вообще не допускать никаких стычек между ними, следить за тем, чтобы никто не был несправедливо наказан, обижен, обделен. Все это не означает, конечно, что для пахана правильный порядок на зоне важнее личных благ. Часто его забота о братве - только предлог для того, чтобы давить ее и грести все под себя. Но и зон, где пахан не вылезает из ШИЗО (штрафного изолятора) и весь срок проводит на хлебе и воде ради того, чтобы братва жила мирно и не впроголодь, тоже хватает.

Тех, кто придерживается на зоне или в тюрьме правильных понятий, тюремного закона, администрация называет отрицаловкой, отрицаловом. Сюда попадают не только блатные, а все, кто оказывает активное сопротивление администрации. Бывает, человек просто оказался в немилости у отрядника (начальника отряда), отказался от левой работы, которую его заставили выполнять. В общем, случай тут тоже много значит.

Специально для отрицаловки была придумана и статья 1883 УК РСФСР - “Злостное неподчинение законным требованиям администрации ИТУ”. Это статья андроповская, введена в 1983 году. По ней человеку могли бесконечно добавлять к сроку от одного года до пяти лет. Многих так и раскручивали. Сейчас такой статьи в уголовном законодательстве нет. Статья 321 УК Российской Федерации называется “Дезорганизация нормальной деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества”, но речь в ней идет о насилии либо угрозе применения насилия в отношении сотрудников мест заключения или других заключенных.

Бывают и зоны, где блатные работают заодно с администрацией, точнее, с оперчастью. Иногда делаются специальные “прокладки” - вновь прибывшего авторитетного блатного опер убалтывает на сотрудничество и начинает ему во всем помогать, прежних блатных дисекредитирует или убирает с зоны, а новому “смотрящему” оказывает помощь (естественно, негласно). Становится он главным, все ему катит: водка, анаша, чай, курево. А за это он наводит на зоне тот порядок, который нужен администрации.

Именно такой тип блатных распространен сейчас на зонах больше всего. Преступный мир изменился не меньше, чем мир большой. Когда-то блатным нельзя было иметь документы, подписывать бумаги, жениться, выходить в лагере на работу. Сегодня преступный мир активно занимается бизнесом и политикой. Как же в бизнесе без бумаг обойтись? Что это за политик без семьи, то есть без заложников? Перекати-поле, никто ему не поверит... Начиная примерно с 70-х годов почетное, для преступного мира, звание вора в законе стали покупать и, что гораздо важнее, продавать. Появилось даже название для таких новоявленных воров в законе - “апельсины”. Люди это, в общем-то, уже не такие идейные, как прежние воры. Те, бывало, умирали, на костры шли, но отказывались поцеловать суке нож (был такой способ ссучивания во время сучьей войны). Почет и уважение - это ведь тоже огромная ценность. Ну, а потом уважать стали вещи конкретные - деньги, возможность делать деньги. Изменились нравы в преступном мире - изменились они и в тюрьме.

Мужики

Это следующая каста. Она состоит из случайных, в общем-то, на зоне людей. Одного жена посадила за пьянки, другой мелочь какую-то украл, тот сидит за драку, а этому дело пришили - под руку попался. У нас ведь вообще от пятидесяти до девяносто процентов зеков - люди, которых в какой-нибудь западной стране просто оштрафовали бы, и дело с концом. Там ведь тюрьмы только убытки приносят, а у нас они много лет приносили прибыль, в этом все дело. Это только если считать легальную прибыль. А уж как на зонах администрация лагерная наживалась, да ее начальство, да мафия, да те же вольняшки, что в лагеря на работу ходят, да те, кто возле лагерей живут, - лучше и не рассказывать.

Сегодня лагеря в России тоже приносят в основном убытки, безработица там - почище чем на воле. Рабский труд мог заменить вольный, только когда на воле делались сравнительно простые вещи, которые не требуют инициативы, творческой фантазии. Времена эти прошли - на рынке выживает лишь тот, кто реагирует мгновенно. Но наша система уголовного правосудия продолжает жить по инерции гулаговских времен. И многих людей по-прежнему сажают напрасно, во вред и им, и обществу, и потерпевшим, которым они даже ущерб возместить не могут - безработица. Вот эти люди и образуют касту мужиков.

Мужики ни на какую власть в зоне не претендуют, никому не прислуживают, с администрацией не сотрудничают. Вмешиваться в дела блатных они не могут. Права голоса на их "разборках" мужики не имеют. Но есть, конечно, среди них уважаемые люди, к которым блатные прислушиваются, не говоря уже об остальных мужиках. Словом, мужики - это арестанты, которые собираются после отбытия срока вернуться к нормальной жизни.

Козлы

Это открытые сотрудники лагерной администрации. Те, кто согласились принять какую-нибудь должность - завхоза, заведующего клубом, библиотекаря, коменданта зоны. Те, кто надели "косяки" - нарукавную повязку. Те, кто вступил в СПП - "секцию профилактики правонарушений", то есть во внутреннюю полицию лагеря. Еще их называют "суками". "Ссученный" - согласивший работать на ментов. Администрация называет козлов "активом", "лицами, твердо вставшими на путь исправления". Конечно, зеки относятся к ним плохо. К предателям везде плохо относятся, а если учесть, что на каждой зоне между администрацией и заключенными война идет - то "холодная", то настоящая, - такое отношение станет понятным.

В козлы разными путями попадают: кто по доброй воле, кого-то заставят, кого-то запугают. На некоторых зонах прибывшему этапу вообще телогрейки с уже пришитыми повязками выдают. Наденешь - ссучишься. Не наденешь, сорвешь повязку - посадят в ШИЗО, а по выходе получишь ту же телогрейку, то же предложение и то же ШИЗО за отказ. И так много месяцев подряд. Некоторые выдерживают - через голод, через туберкулез. Ну а если не выдержишь, станешь козлом. Будешь делать то же, что и все козлы, - дежурить на КПП между "локалками" - оградами внутри зоны, или между "жилухой" и "промкой" - жилой и промышленной частями зоны. Будешь "куму", начальнику оперчасти, таких же зеков, как сам, сдавать. И даже если ты не запишешься в СПП, а будешь, например, работать в библиотеке, все равно ты - козел, и братва тебя к себе не примет. На зоне вообще движения вверх, от низшей касты к высшей, нет.

С козлами можно здороваться, общаться с ними, прикасаться к ним, но в общак их не пускают. В лагерях, кстати, такая легенда бытует: есть секретный приказ, по которому в случае войны всех козлов должны расстрелять как потенциальных предателей. Но это, конечно, только легенда. Хотя во время войны немецкие карательные отряды составлялись не из армейских солдат и даже не всегда из эсэсовцев, а прежде всего из полицаев. Не были немцы настолько безумными, чтобы свою армию такими делами растлевать.

Петухи

Последняя каста - ПЕТУХИ, они же "обиженные", "опущенные", "пидеры" и так далее. Это каста изгоев, неприкасаемых, отверженных, среди них находятся и пассивные гомосексуалисты. На том же уровне в зоне находится промежуточная каста - "чушки", "черти". С той только разницей, что в качестве пассивных педерастов они не используются - это просто неприкасаемые.

Гомосексуализм в тюрьмах существовал всегда, был он, как правило, делом добровольным. Но с какого-то времени - по некоторым сведениям, с реформы "исправительно-трудовой" системы 1961 года - на зонах начал распространяться обычай: наказание в виде насильственного обращения виновного в педераста. Некоторые ветераны ГУЛАГа считают, что этот обычай придумали опера - он стал их оружием в борьбе с отрицаловом. Есть похожий обычай у некоторых отсталых племен в Африке - там мальчиков, не выдержавших испытаний при посвящении в мужчины, нарекают женскими именами, наряжают в женскую одежду и отселяют на задворки стойбища. То есть делают их как бы немужчинами. Подобное встречается и у некоторых видов обезьян - вожак стаи в знак победы над провинившимся самцом насилует его.

В правильных понятиях существует закон: "х...м не наказывают". То есть тюремный закон прямо запрещает наказывать кого бы то ни было таким способом. Если человека признают виновным - причем виновным только по тюремной жизни, а не по вольной, - с него можно получить штраф - пачку "Беломора", миллион рублей и т.д. Его можно, если на разборке так решат, избить, переломать ему кости, убить, наконец. Но опустить нельзя.

Я уже говорил, что опущенные появились в сообществе заключенных после реформы 1961 года. До этой реформы был один вид лагерей для всех зеков. Реформа поделила лагеря на режимы: общий, усиленный, строгий, особый. В результате первоходочники, которых стали сажать в лагеря общего режима, были отделены от рецидивистов. Те оказались на других режимах - чтобы на первоходочников "не оказать дурного влияния". Отделили первоходочников тем самым и от выработанного многими поколениями опыта принудительной совместной жизни, которым рецидивисты, кроме всего прочего, владели. Этот опыт позволял (речь идет о второй половине пятидесятых годов) худо-бедно, но жить в мире. В прежних лагерях сидели к тому же люди всех возрастов. И борьба за превосходство там в какой-то степени смягчалась существованием большого числа людей пожилых и старых. Их, конечно, могли не бояться и не уважать, но все-таки есть вещи, которые люди не делают или стараются не делать в присутствии старших - это в каждом человеке сидит. А теперь представь: орды молодых мужиков (а первоходочники, как правило, люди одного и того же возраста, лет 20-22), которых сама природа обрекла на постоянное соревнование и выяснение, кто главнее, сильнее, умнее. Естественно, между ними постоянно будет грызня, раз они не могут хотя бы на время разойтись, отдохнуть, пообщаться с теми, с кем состязаться смысла не имеет, - со стариками, женщинами, детьми. На малолетке, кстати, дела еще хуже именно потому, что там старших нет. Даже тюремная администрация это понимает и подсаживают в камеры малолеток "батю" - взрослого арестанта. А эти "бати", случается, малолеток грабят, почему и считается должность "бати" косячной.

Больше всего людей опускают в зонах для малолеток, то есть там, где не знают тюремного закона, пусть страшного и жестокого, но единственного, при котором люди могут остаться людьми, да и просто выжить. После малолетки больше всего опущенных дают тюрьмы. По той же причине, по которой прописку устраивают, - считают, что так положено. В лагерях опускают гораздо реже, чем в тюрьмах. Чем режим жестче, тем реже. Вообще, чем тяжелее в лагере режим, тем легче тем, кто в нем сидит.

Говорят, лучше умереть, чем стать "петухом". Обращаются с ними очень жестоко: заставляют на деревьях жить, мышей жрать, лампочки им в задницы засовывают - кто во что горазд. Но это, опять же, от режима зависит. Самые дикие вещи с ними на общем режиме творят, не говоря уже о малолетке. Вот на строгом им полегче. Там каждый зек знает свое место. Обычно на строгом режиме, да и вообще в любой правильной зоне петух - это просто отторгнутый человек. У него все отдельное, и прикасаться он ни к кому не смеет. Но если его обидели, несправедливо с ним поступили, он может пожаловаться авторитетам, и его защитят, потому что опытные люди понимают: замордованный своими пойдет искать защиту у чужих. То есть станет работать на администрацию, стучать.

У петухов места отдельные, посуда отдельная, работа отдельная - плац мести, сортиры мыть. Брать у них ничего нельзя. А дать, бросить, чтобы случайно не прикоснуться, можно. Хотя здесь есть исключения. Когда их "употребляют", это оскверняющим контактом не считается. В ШИЗО иногда только через петуха что-нибудь передать можно - если между ШИЗО и жилой зоной лежит "запретка", запретная полоса. Находиться на ней можно только тому, кто ее разравнивает, то есть петухам - это их работа. Вот через них грев и передают. Считается, что в такой ситуации ни вещи, прошедшие через руки петуха, ни тот, кто их получил, не "зашквариваются", то есть не оскверняются.

На тюремном режиме, в колонии особого и строгого режима петухов, как правило, немного - от одного до пяти процентов. На усиленном и общем режиме их доля может доходить до 10-12%, а на малолетке - до 20. Чем мягче режим, тем их больше. На некоторых зонах их целые бараки - "обезьянники", "обиженки". А в нормальных зонах они просто у входа в барак спят и дальше не ходят. У петухов обычно есть свой "пахан" - главпетух. Это фигура влиятельная. Он ведь может приказать какому-нибудь петуху, чтобы тот поцеловал, скажем, кого-нибудь на глазах у всех. Петуха, конечно, за это убить могут, но тот, кого он поцелует, сам автоматически становится петухом. Главпетух одновременно является посредником между кастой неприкасаемых и всем лагерным сообществом. Все претензии опущенных, все их предложения доводятся до авторитетных (сходняка) через этого лидера. Через него же эта группа отверженных и формально выведенных из нормальной жизни людей управляется авторитетными. Главпетух фигура необязательная, иногда лидеров бывает двое (“папка” и “мамка”) или еще больше. Следует отметить, что лидеры петухов - это весьма информированные о внутренней жизни зоны люди. Им известны многие интриги, они могут знать, кто является настоящим “смотрящим” (нередко представляющийся “смотрящим” заключенный - это фигура подставная, а настоящий лидер зоны не засвечивается), и многое другое.

Петухами становятся на всю жизнь. Если петух приезжает на зону, где его никто не знает, - когда его туда переведут, или с воли, если посадят второй раз, - он обязан сообщить братве о своем статусе. Скрывать это бесполезно, рано или поздно прошлое петуха становится известным, и тогда раскрытых петухов наказывают, избивают, часто убивают. Ведь считается, что такой петух "зашкварил" всех тех, кто его за равного себе считал.

С начала 90-х годов, с тех пор, как тюремные нравы начали стремительно распространяться на воле, опущенные стали приходить и оттуда, с уже готовым статусом.

Кстати, среди опущенных пассивных гомосексуалистов и “проституток”, вопреки распространенному мнению, не так уж и много. В основном, как я уже говорил, в опущенные попадают за грубейшие нарушения тюремного закона, например, за стукачество, за крысятничество (воровство у своих), за беспредел, неуплату карточного долга. Те, кто сам опускал либо был паханом камеры, в которой кого-то без вины опустили, тоже очень вероятные кандидаты в петухи. Впрочем, опустить могут за что угодно. За красивые глаза опустить могут. Насиловать взрослого мужика сложно - он же сопротивляться будет. Поэтому существует целый ряд замещающих ритуалов. Например, дотрагиваются до губ спящего человека х...м. Либо смачивают спермой полотенце и проводят им по лицу. Иногда обманывают первоходочников: давай я тебя трахну - пачку сигарет получишь. Есть ведь такие курильщики, что без воды и хлеба жить могут, а без курева - нет. Вот и продаются за курево, а то и просто бычки с земли подбирали - сами себя зашкварили.

Могут за “услуги” обещать и поддержку, и защиту - что угодно. Называется это "уболтать на х...й". Такой обман считается крупным косяком: обманщиков этих самих потом опускают наравне с насильниками и дербанщиками. Могут - и это тоже крупнейший косяк - подставить неопытного зека-новичка, который приглянулся кому-то. Скажем, займут в парикмахерской все стулья за исключением одного, зашкваренного. Человек, не чуя беды, заходит в парикмахерскую и садится на единственный свободный стул. "Земляк, ты куда сел?! - А что такое? - Да это ж для пидеров место! - А я не знал... - Ну, мало ли, что не знал!"

Карточные должники часто в опущенные попадают. Не выплативший долг (да хотя бы и в виде курева) на зоне может быть попросту убит - это не воля, за долги там серьезно взыскивают. И вот, чтобы избежать кары, человек добровольно становится петухом. Берет ночью свой матрас и перебирается на петушиную шконку. Теперь у него, как у всякого петуха, взять ничего нельзя.

- Если фамилия зека Петухов, например, это влияет на его положение в зоне?

Сама по себе фамилия никак не влияет. Вот если человек чем-то не понравился другим, это ему жизнь испортит.

- Я слышал, в опущенные обычно попадают нечистоплотные люди или страдающие кожными болезнями.

Вранье. Или типичный образец и "исследования Фан Фаныча". Тюремный закон, увиденный через глазок.

Кожные болезни причиной "опускания" быть никак не могут. Конечно, прокаженный сам будет спать отдельно и пить из своей кружки, чтобы братву не заразить. Но никакого отторжения от братвы не будет - он ее полноправный член.

Что же касается нечистоплотных, то это уже следствие, а не причина. Петуху личную гигиену соблюдать очень трудно, ему же нельзя пользоваться общим умывальником. Да и работу он выполняет самую грязную. Нечистоплотность - тоже нарушение тюремного закона. Но только за это человека вряд ли опустят. Ведь это сплошь и рядом бывает - где нечистое тело, там нечистые мысли и дела либо просто неуважение к окружающим. Ну, а где грязь, там и кожные болезни - это естественно.

Чтобы закончить с кастами, надо упомянуть еще про несколько групп. Кроме “чушков” и “чертей”, есть на зонах также "шестерки" - прислуга. В шестерки попадают слишком слабые или услужливые люди. И в тюрьмах, и в лагерях излишняя услужливость не в чести. Если тебя попросят что-нибудь сделать, скажем, носки чужие постирать, а ты согласишься, - быть тебе шестеркой. Даже если ты сделаешь это за плату. В тюрьме принято обслуживать себя самостоятельно. Тот, кто не может вынести трудностей, кто за кусок хлеба начинает все делать и выполнять, не заслуживает уважения. Но, сам понимаешь, это не означает, что ты вообще не должен выполнять никаких просьб. Все зависит от ситуации, в которой просьба выполняется, и от того, кто и как ее выполняет. Иногда даже человек, подавший кружку с водой, становится шестеркой.

От петухов отличаются другие пассивные гомосексуалисты - личные любовники блатных, все эти Галки, Светки, Машки. Их не бьют, в черном теле не держат, наоборот, от работы отмазывают - чтобы мягонькие были. Но и лишнего им тоже не позволяют. С этими личностями лучше не связываться.

Особняком держатся на зонах "шныри" - дневальные в отрядах, уборщики в штабах, столовых, санчастях и т.д. Это тоже публика малоуважаемая, что-то вроде козлов последнего разбора.

Говорят, в тюрьме и лагере особенно не жалуют тех, кто сел за изнасилование. Какие еще статьи, кроме 131 УК Российской Федерации (изнасилование), считаются позорными? Если я сел по какой-нибудь из “грязных” статей, есть ли смысл скрывать это?

К "изнасилованию" вообще-то на зоне уже привыкли. Есть более страшные статьи. Например, за уклонение от лечения венерических болезней. Еще за гомосексуализм, за развратные действия в отношении малолетних.

Что же касается изнасилования, то отношение к тем, кто сел по этой статье, не всегда одинаковое. Бывает ведь, что и изнасилования никакого не было - просто человека хотели посадить и посадили, пусть и по статье за изнасилование (в старом УК это была знаменитая 117-я, “молодежная” статья). Это случай довольно частый.

Раньше считались непрестижными и статьи за бродяжничество, за хулиганство, за проживание без прописки. Вообще уважением в преступном мире пользуется тот, кто делает свою “работу” без трупов, без насилия и так далее.

Не знаю, стоит ли скрывать свою статью. Обычно такие вещи со временем становятся известными.

Это не совсем словарь, но и не совсем список "жаргонных" слов, которых так много в Сети. Здесь приведены только некоторые слова из блатного жаргона. Слова, имеющие в тюремном жаргоне иной, чем в общеразговорном языке, смысл, отмечены буквой "т", профессионального слэнга сотрудников ИТУ и оперативных служб органов внутренних дел (УР, БЭП, БОП, НОН) - буквой "с", официальные термины и аббревиатуры - буквой "о".


Авторитет (т) - представитель высшей группы в неформальной иерархии заключенных.
Неформальный порядок, действующий в зоне, носит крайне авторитарный характер, поэтому реальная ситуация, складывающаяся в теневой жизни ИУ, СИЗО или их части (камере, ПКТ, ШИЗО и т.п.) определяется личностными качествами имеющих власть авторитетов и наличием связи с авторитетами на воле или в других ИТУ, а также тактикой, которой придерживаются местные работники оперативных служб. В общеразговорном русском языке слово авторитет чаще используется в значении "влияние", и противопоставляется по смыслу слову "власть", но не дополняет его. Власть существует в пространстве формальных структур, воздействуя на людей через систему статусов, престижей, должностей, санкций. Авторитету в большинстве подчиняются добровольно.

Авторитетный (т) - заключенный, имеющий высокий статус в одной из двух групп (мастей) неформальной иерархии заключенных: блатные и мужики. Не употребляется по отношению к представителям таких неформальных групп, как козлы, черти, опущенные.

Косяк (т) - 1) Нарушение правил, норм тюремного закона; 2) Нарукавная повязка члена СПП или другой секции с соответствующей аббревиатурой. Чаще всего синего цвета;
3) Неудачное действие или поступок; 4) Папироса или самокрутка с анашой.

Косячный (т) - человек, постоянно совершающий поступки, противоречащие общепринятым в сообществе заключенных нормам.

Красная зона - зона, где правит администрация с помощью козлов и, не считаясь с тюремным законом , например, старается посадить опущенных в столовой за общие столы, требует, чтобы в столовую и из столовой заключенные ходили строем, запрещает перемещение по зоне, вход в чужие бараки и проч.
В такой зоне активисты имеют широкие полномочия и могут вести себя весьма агрессивно, поощряется слежка друг за другом, доносительство, мелочные придирки к поведению и одежде заключенных.

Красный (т) - эвфемизм слова козел.

Круг - образование более широкое, чем семья или кентовка; формируется чаще всего по принципу землячества.

Крыло (надеть крыло) - повязка на рукаве, означающая вступление заключенного в актив , т.е., на тюремном жаргоне, в козлы .

Крытая (т, с) - ИТУ тюремного типа для осужденных за тяжкие преступления или направленных в тюрьму по постановлению суда из ИТК за систематические нарушения режима содержания.

Ксива (т) - 1) Записка, письмо. Передается нелегально из камеры в камеру, из лагеря в лагерь, из тюрьмы на волю и наоборот. Часто содержит важную информацию о событиях и лицах, иногда - указания авторитетных. Ксивы бывают и чисто личного содержания. Постоянная связь между разбросанными по всей стране лагерями и тюрьмами осуществляется при помощи ксив . Синоним - малява, малявка ;
2) Документ, удостоверение личности.

Кум (т) - сотрудник оперативной части ИТУ или СИЗО.

Кумовская мутка , кумовская травка - провокации, устраиваемые в зоне оперативниками для достижения своих целей.

Хипеж (кипеж) - волнения, смута, мятеж, затеваемые заключенными против администрации, либо администрацией против заключенных.

Шкварной (т) - то же, что и опущенный .

Шконка, шконарь (т) - койка. В тюрьме - лежанка, сваренная из металлических труб и полос, вмурованная в пол; часто двух- или трехъярусная. По числу шконок обычно судят о размерах и вместимости камер.

Шкура - арестантская куртка.

Шкурка (т) - донос, докладная на другого заключенного.

Шмон (т, с) - обыск.

Шнырь (т) - 1) Заключенный, взявший (иногда под давлением со стороны других заключенных) на себя обязанность убирать камеру, барак, производственное помещение, выполнять работу, которую заключенные обязаны делать по очереди. За эту работу он получает от самих заключенных определенную плату продуктами, куревом, деньгами.
2) Заключенные, занимающие должности дневальных (дежурные, порученцы, уборщики) в отдельных структурных подразделениях ИТУ (ШИЗО, ПКТ, штаб, комнаты свиданий, отряды и т.п.). Шнырь считается козлом уже по самой должности.

Шпилить - шпионить в чью-то пользу, чаще всего в пользу администрации.

Штаб (с) - помещение ИТК, в котором расположены кабинеты сотрудников колонии (начальник, заместители, оперативные работники и т.п.). Часто в этом же помещении расположена и медчасть.

Этапка (т) - помещение для вновь прибывших в колонию заключенных (этапников), где их выдерживают в изоляции от остальных заключенных ИТУ в течение нескольких дней.

Слово «блатной» часто звучит у многих на устах. И не все особо вкладывают в него значение или какой-то смысл, произнося вслух, попросту говоря, не задумываются над этим.

У каждого в голове есть своя трактовка этого словца.

Кто же такой блатной

Вообще, это уже устоявшийся литературный термин, который означает «вор». То есть блатной - это представитель социального слоя профессионально ворующих людей. И речь не идет об одной или двух случайных кражах, это систематически осуществляемое мероприятие, ставшее для них «профессией».

Это отдельный мир, со своими устоявшимися правилами и нормами, привычками, устоями, традициями, образом жизни.

Касаемо блатных в тюремном заключении, можно дать другую трактовку. Блатной - это представитель группы, которому отводится главенствующая роль в неофициальной иерархии среди остальных заключенных.

Иначе говоря, блатной - это лицо, которое живет, придерживаясь воровских обычаев и традиций. Разбираемся дальше.

Удостоенный этого звания индивид обязан обладать «чистым прошлым», он никаким образом не должен быть связан с политическим институтом и структурой власти; обязан подчиняться тюремным законам, придерживаться системы общепринятых правил, соблюдать сложившиеся устои, не осуществлять трудовую деятельность на тюремных затворках.

Блатные - это каста, олицетворяющая власть, которая существует и борется с представителями официальной власти, тюремной охраной. Они наделены определенными привилегиями, правом оставлять себе вещи из воровского общака. Наряду с этим, они имеют и обязанности, допустим, осуществление контроля над нелегальным поступлением продуктов и других вещей (чай, сигареты, одежда, алкоголь, наркотики) в зону. Сюда относится разрешение прений, которые могут появиться среди других арестантов. Они должны следить за порядком и дисциплиной, на корню уничтожать возникающие очаги конфликтов и стычек, разрешать ситуации таким образом, чтобы не было обиженных, обделенных, несправедливо несущих наказание.

Это не является свидетельством того, что блатной - это благоразумный, благочестивый человек, для которого общественный порядок превыше всего, нет, чаще он обеспокоен собственным существованием в стенах зоны, таким образом, обеспечивает себе комфорт и уютное пребывание.

Терминология

Вообще, блатные, как правило, не произносят это слово, на это есть взаимозаменяемые слова-синонимы, которые даются обладателям, согласно социальному статусу тюремной иерархической лестницы. Если рассматривать классификацию от высшего статуса к низшему, то вырисовывается такая картина: главенствующая ступень принадлежит ворам в законе, следующую занимают свояки, индивидуумы, обладающие авторитетом, пацаны, далее идут - приблатненные и бойцы.

Последние являются приближенными блатных, исполняют их указания, это могут быть насильственные действия, осуществляемые в отношении других арестованных, приводят в исполнение принятое на сходняке решение по наказанию, вплоть до убийства.

В разных зонах может использоваться своя терминология, допустим, приблатненные могут зваться фраерами, простой блатной может быть удостоен звания - козырный фраер.

Звания также могут даваться, исходя из выполняемых функций, к примеру, смотрящий либо, угловой, это может быть также поддержка и другие.

Какая тюремная жизнь без блатной песни? Изначально, блатные песни имели фольклорное происхождение. В сознание слушателей закладывалось глубокое содержание нравов, традиций, устоев, норм поведения в уголовной жизни.

Возникновение самого термина «блатная песня» можно отнести к началу XX века. А середину XIX века - это сороковые, пятидесятые годы, можно ознаменовать рождением блатной песни в качестве самостоятельного жанра.

Блатная песня громко заявила о себе на эстраде в начале XX века.

Даже великий классик Достоевский М.Ф. цитировал в своих трудах, сидя в тюрьме Омска, разные жанровые формы в арестантской среде.

Буйством красок блатная песня заиграла во время Гражданской войны и НЭПа. Говоря об этом историческом отрезке, нельзя не вспомнить о такой легендарной фигуре, как Мишка Япончик, а также вырисовывается образ Пантелеева Леньки, и всплывают десятки других бандитов и бывших заключенных, которые сотрясали мирное существование простых обывателей. Бандитизм и преступность на своем пике, царившие в те годы, восславили культ беспризорщины, разгульной ресторанной жизни, которая и являлась воровской малиной, прославили подвалы, нареченные богемно-аристократическим званием.

Именно эта эпоха и дала благодатную почву для роста блатного фольклора.

Закат 20-х по праву завоевал Утёсов.

Середина 30-х годов стала не лучшим временем для блатной песни, она была под запретом, звучала со сцен ресторанов. А 70-е годы славятся тем, что блатная песня вышла из тени, громко зазвучав звездным голосом Аркадия Северного, записи песен и концертов которого распространились по всему Советскому Союзу, тем самым с невероятной скоростью росла популярность этого жанра.

Начало 90-х стало временем расцвета блатной песни, все запреты и ограничения на произносимое сквернословие были отменены и сняты, что и послужило рождению и вспышкам новых звезд на эстрадном небосклоне в исполнении произведений этого жанра, росла и публика, полюбившая эту песню. Это «Лесоповал» Максима Танича, Вика Цыганова, Люба Успенская, Алена Апина.

Так, потихоньку, блатная песня в звании «шансон» уверенно заняла свое место на музыкальном поприще шоу-бизнеса. Эстраду возглавили Михаил Круг, Сергей Ноговицын, Петлюра, Трофим, С. Север и многие другие популярные исполнители, так полюбившиеся многим.

Блатной жаргон

Иными словами, это язык, на котором общаются между собой представители криминального мира.

Стоит учесть тот факт, что воры в законе отрицательно относятся к «наблатыканным» подражателям, и отличаются от них тем, что ботают по фене всерьез, когда для фраера это всего лишь игра слов.

Блатные фразы складываются в словари, их невозможно заучить простому обывателю, да и незачем, а ради интереса можно изучить их и утолить свое любопытство.

Блатной , прил (тюрьма)

Значение:

представитель высшей по статусу группы в неформальной иерархии заключенных.
Блатной обычно является профессиональным преступником. Кроме того, он должен признавать тюремный закон, следовать правильным понятиям, иметь "чистое" прошлое, не работать в зоне. Любое, даже случайное отношение к структурам власти, ее политическим институтам (например, членство в партии или комсомоле) навсегда закрывает перед преступником дорогу в "блатной мир", какую бы высокую криминальную квалификацию он впоследствии ни приобретал. В 30- 50-е годы путь в блатные был закрыт для тех, кто служил в армии, кто хоть раз вышел в зоне на работу. Сейчас требования к кандидату в блатные мягче. Даже солдатская служба во внутренних войсках не везде считается порочащим эпизодом биографии. А в некоторых зонах блатные могут выходить на работу в том случае, если это не работа бригадира, нарядчика и т.д., то есть, если она не дает ему хоть какую-то официальную власть над остальными заключенными. Не могут стать блатными и те, кто на воле работал в сфере обслуживания, то есть был официантом, таксистом. Есть еще масса других требований к претендентам на статус блатного. На каждой зоне могут быть свои, особенные требования. Блатные - это реальная власть в ИТУ, власть, которая борется с властью официальной, то есть с администрацией зоны. Кроме власти, блатные имеют привилегии - право не работать, право оставлять себе из общака все, что они сочтут нужным. У блатных есть и обязанности. Правильный блатной обязан следить за тем, чтобы зона грелась, то есть получала нелегальными путями продукты, чай, табак, водку, наркотики, одежду. Он обязан также решать споры, возникающие между другими заключенными, и вообще не допускать никаких стычек между ними, следить за тем, чтобы никто не был несправедливо наказан, обижен, обделен. Все это не означает, конечно, что для блатного правильный порядок в зоне важнее личных благ. Часто его забота о братве - только предлог для того, чтобы обеспечить себе лучшие условия жизни в зоне. Но и зон, где блатные большую часть срока проводят в ШИЗО, ПКТ, на крытой, ради того, чтобы братва жила мирно и не впроголодь, тоже хватает. Функционально каста блатных играет с начала 60-х годов совсем иную роль, чем в 30-50-е годы. Блатной мир в тот период был выделен из основной массы заключенных и жил по своим собственным законам, рассматривая остальное лагерное население в качестве чужеродной для себя части, в отношении которой действовали совсем другие правила. К концу 50-х годов блатные, по существу, потеряли свою власть в ГУЛАГе, в начале 60-х их остатки были отделены от обычных заключенных. Впоследствии возникла новая генерация блатных, которые являются неформальными лидерами заключенных, представляют интересы основной их массы и органично включены в тюремное сообщество. Есть основания предполагать, что в настоящее время в тюремной субкультуре происходит еще одна трансформация, которая может привести к появлению группы неформальных лидеров нового типа. Однако этот вопрос требует серьезного изучения. Сами блатные предпочитают использовать различные эвфемизмы и синонимы слова “блатной”, называя себя авторитетами, арестантами, босяками, бродягами, жуликами и др. Старые синонимы - жиганы, люди, паханы и др., известные по классической литературе о ГУЛАГе, используются гораздо реже. См. также тюремный закон, воровской закон, вор, масти. В группе блатных существует своя иерархия. В порядке от более высокого статуса к низшему: воры в законе, свояки, авторитетные блатные, пацаны, приблатненные, бойцы. В некоторых регионах могут использоваться и другие названия. Например, приблатненных называют фраерами, простых блатных - козырными фраерами. Используются и названия, связанные с выполнением определенных функций, например: угловой, смотрящий, поддержка и др.



Просмотров