Классный час (2 класс) на тему: Классный час Огонь ошибок не прощает. Игра «Это я, это я, это все мои друзья»

В преддверии приближающихся летних каникул школьникам стоит напомнить про правила безопасности жизнедеятельности. День пожарной охраны – это повод поговорить об одном из самых опасных, но, к сожалению, весьма распространенных бедствий – пожаре. (При подготовке данного мероприятия были использованы материалы учебного пособия “Чрезвычайные ситуации. Энциклопедия школьника”. Под общей редакцией С.К. Шойгу. – Краснодар, 2005.)

Задачи:

Познакомить учащихся с историей борьбы с огнем, причинами возникновения чрезвычайных ситуаций (ЧС), последствиями природных и техногенных ЧС;

Вооружить школьников знаниями по противопожарной безопасности;

Оборудование и оформление: компьютер, мультимедийный проектор, карточки с заданиями (см. по тексту); выставка рисунков (плакатов) учащихся по теме мероприятия.

Рекомендации: мероприятие состоит из двух частей – теоретической и практической (игра-викторина). Провести его, соответственно, можно сразу или же в два этапа (два дня). Место проведения – классная комната или актовый зал, участники – один или несколько классов. Желательно сопровождать мероприятие показом слайдов. Для игры-викторины можно разделить учащихся на группы (команды) и усложнить сценарий, добавив в него такие элементы, как, например, представление команды (название, девиз, эмблема), демонстрация умений и навыков по оказанию первой помощи пострадавшим и т.д.

Это важно знать

Введение в тему

Учитель. Тема нашей встречи – “Огонь ошибок не прощает”, и сегодня говорить мы будем о причинах возникновения чрезвычайных ситуаций и последствиях природных и техногенных ЧС, о пожаре и его видах, вспомним правила противопожарной безопасности и правила поведения в случае возникновения пожара.

Чтец 1. Человек познакомился с огнем на начальном этапе своего развития, и с тех давних пор люди и огонь являются постоянными спутниками. Первый огонь, который увидел человек, мог возникнуть в результате извержения вулкана, удара молнии, самовозгорания. Первобытные люди боялись огня, приписывали ему божественную силу, поклонялись, а представления о муках ада связывали с пытками грешников на огне.

Чтец 2. Постепенно отношение к огню менялось. Человек научился сам добывать огонь, длительное время сохранять и поддерживать его. Изобретение спичек, а затем и зажигалок упростило процесс получения огня.

Чтец 1. И все же важно помнить: наряду с неоспоримым положительным влиянием огня на развитие цивилизации он является причиной многочисленных бед и страданий людей. Это происходит в том случае, когда огонь выходит из-под контроля человека и становится источником возникновения крайне опасной чрезвычайной ситуации (ЧС) – пожара.

Внимание: пожар!

Учитель. Ребята, скажите, пожалуйста, а что такое пожар?

Школьники высказываются, учитель обобщает сказанное.

Учитель. Пожар – это неконтролируемый процесс горения вне специального очага, наносящий материальный ущерб, вред здоровью и жизни людей, интересам общества и государства. Все виды пожаров условно можно представить в виде схемы.

Чтец 1. Каждые 5 секунд на нашей планете регистрируется один пожар. В год их бывает более 5,5 миллиона. Ежегодно в мире от пожаров погибает в среднем 85 тысяч человек.

Чтец 2. Ежегодно в России регистрируется около 300 тысяч пожаров. Каждый год в огне погибают около 20 тысяч россиян. Материальный ущерб от пожаров в нашей стране составляет миллиарды рублей в год. В огне погибают десятки тысяч животных.

Чтец 1. Количество пожаров и ущерб от них увеличивается ежегодно. Потери от пожаров в России очень высокие по сравнению с другими странами. Они в 3 раза выше, чем в США, в 3,5 раза выше по сравнению с Японией, в 4,5 раза превышают показатели Великобритании.

Учитель. Ребята, назовите, пожалуйста, основные причины возникновения пожаров.

Школьники называют причины, которые сразу же с помощью компьютера и проектора проецируются на экран.

Учитель. Подавляющее число пожаров – это дело рук человека.

Чтец 1. Наибольшее количество пожаров в 2008 году зарегистрировано в жилом секторе. Их доля от общего числа пожаров по России составила 71,3%. От неосторожного обращения с огнем произошло 44,8% от общего количества пожаров. А каждый пятый пожар произошел из-за нарушения правил эксплуатации электрооборудования.

Чтец 2. Пожар всегда представляет реальную угрозу для человека, ведь его поражающими факторами являются открытый огонь, повышенная температура окружающей среды, дым, пониженное содержание кислорода в воздухе, токсичные продукты горения, падающие предметы (конструкции, осколки стекол), угроза взрыва, паника людей.

Чтец 1. Основными травмами на пожаре являются термические ожоги разной степени тяжести, удушение, отравление продуктами горения, раны, ушибы, переломы, нервное потрясение.

Чтец 1. История тушения пожаров в нашей стране имеет давнюю историю. Традиционно в тушении пожаров активное участие принимало население, регулярные войска, а начиная с 1624 года – специальные пожарные команды. Они были оснащены конным обозом, бочками с водой, водоливными трубами, ведрами, баграми. Пожарную безопасность России постоянно укреплял Петр I.

Чтец 2. Он лично участвовал в тушении многих пожаров, запретил строить в Санкт-Петербурге деревянные дома с целью противопожарной безопасности. В 1711 году император издал указ “О неукоснительном прибытии войск на пожары”. В одном из петровских указов предписывалось “…беречь от огня богатство Государства Российского”.

Учитель. Сейчас в нашей стране задачи противопожарной безопасности решает Государственная противопожарная служба МЧС России. В ее состав входят профессиональные пожарные, снабженные современной противопожарной техникой, материалами для тушения огня, средствами защиты. Согласно инструкции, пожарная команда должна прибыть на место пожара через 7 минут после получения сигнала.

Служба спасения

Учитель. Ребята! Каждый из нас должен знать и соблюдать правила противопожарной безопасности. А при возникновении пожара знание и соблюдение правил поведения в этой чрезвычайной ситуации поможет сохранить жизнь себе и окружающим людям.

Школьники вместе с учителем вспоминают и называют эти правила:

Не паниковать.

Вызвать пожарных и спасателей по телефону 01 .

Попытаться погасить огонь на начальной стадии горения: залить водой, засыпать песком или землей, накрыть плотной тканью, залить содержимым огнетушителя.

Отключить электрические и газовые приборы. В случае возгорания телевизора его необходимо быстро отключить от электропитания, накрыть мокрой плотной тканью или залить водой через вентиляционные отверстия.

Закрыть все окна и двери.

Найти и вывести детей, стариков, пострадавших. Ни в коем случае не пользоваться лифтом.

Быстро, без паники, без давки, покинуть зону пожара по заранее изученному безопасному маршруту.

Если такой возможности нет, лечь на пол, ждать помощи или передвигаться к выходу ползком. Также можно выйти на балкон, закрыть за собой дверь и позвать на помощь.

Дышать через мокрую ткань, всеми силами защищаться от дыма. Несколько вдохов воздуха, насыщенного дымом, могут привести к потере сознания.

Для защиты от огня и теплового излучения использовать влажную плотную ткань.

Если на человеке загорелась одежда, необходимо по возможности быстро снять горящую одежду; не бегать в горящей одежде; не кататься по земле; защитить руками голову, лицо, глаза; окунуться в воду или облиться водой; лечь на снег; накрыться плотной мокрой тканью, оставив открытой голову, чтобы не задохнуться продуктами горения; не отдирать прилипшую к телу одежду; оказать пострадавшему первую помощь.

Учитель. Эффективным средством обеспечения безопасности людей на пожаре является их эвакуация из опасной зоны. Чтобы не стать жертвой стихийного бедствия, связанного с угрозой для жизни и здоровья, необходимо хорошо запомнить порядок действий в случае получения информации об эвакуации.

Ученики вместе с учителем формулируют порядок действий:

Взять личные вещи, документы, деньги, ценности.

Отключить электричество, воду и газ.

Покинуть помещение. Закрыть входную дверь на замок – это защитит квартиру от возможного проникновения воров.

Созвониться с родителями, если их нет рядом, договориться о месте встречи.

Возвратиться в покинутое помещение только после разрешения ответственных лиц.

Учитель. Ребята, я уверена, что каждый из вас, понимая всю опасность такой чрезвычайной ситуации, как пожар, соблюдает правила противопожарной безопасности в повседневной жизни, ведь пожар легче предотвратить, чем ликвидировать. Но если такая ситуация все-таки возникнет, вы сумеете воспользоваться знаниями правил безопасного поведения во время пожара.

Игра-викторина

Разминка

Ребятам предлагается ответить на следующие вопросы:

Почему большое количество пожаров происходит в холодное время года?

Чем опасно неосторожное обращение с огнем в жаркую погоду?

Почему в случае возникновения чрезвычайной ситуации большую опасность представляет собой паника?

Почему в случае пожара нельзя пользоваться лифтом?

Как вы понимаете выражение “Подавляющее число пожаров – это дело рук человека”? Согласны ли вы с этим выражением?

Пожарный щит

Школьникам (командам школьников) предлагаются одинаковые комплекты карточек, на которых изображены и подписаны различные инструменты и принадлежности (топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, ведро, вилы, совок, пила и т.д.). Задание заключается в том, чтобы из предложенных предметов “скомплектовать” пожарный щит, объяснив, для чего нужен тот или иной предмет (в пожарном щите должны находиться: топор, багор, лом, огнетушитель, песок, лопата, ведро).

Единая служба спасения

Ребятам предлагается составить текст телефонного звонка-сообщения в “Единую службу спасения” в случае возникновения чрезвычайной ситуации – пожара.














Включить эффекты

1 из 14

Отключить эффекты

Смотреть похожие

Код для вставки

ВКонтакте

Одноклассники

Телеграм

Рецензии

Добавить свою рецензию


Слайд 1

Подготовила: учитель, Парталян О.С. МБОУСОШ № 11.

Слайд 2

ПРОМЕТЕЙ

Огонек всегда такой – и хороший, и плохой.Он и светит, он и греет,и проказничать умеет.

Слайд 3

ПОЖАР. Что это?

  • Пожар (fire)
  • Пожар(fire)
  • Слайд 4

    • 30(17) апреля - День работников пожарной охраны.
    • В этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы.
  • Слайд 5

    Государственная Противопожарная служба (ГПС) в составе МЧС России

    Слайд 6

    Пожарное дело - для крепких парней,
    Пожарное дело - спасение людей,
    Пожарное дело - отвага и честь,
    Пожарное дело - так было и есть!

    Слайд 7

    7. Государственная противопожарная служба (ГПС)

  • Слайд 8

    Причины пожара

    • Неосторожность с огнем
    • Неосторожность при курении
    • Детская шалость с огнем
    • Поджоги
  • Слайд 9

    Но самые главные виновники пожара - люди

  • Слайд 10

  • Слайд 11

    • Уничтожается 160 строений
    • 44 человека погибает
    • 37 человек получают травмы
    • Более 23млн. ущерба
  • Слайд 12

    Памятка. Как вести себя на пожаре

  • Слайд 13

  • Слайд 14

    Телефон пожарной службы

  • Посмотреть все слайды

    Конспект

    Цель:

    Задачи:

    Оформление:

    индивидуальные памятки.

    Оборудование: ПК, проектор.

    Слайд № 1(обозначение темы)

    Пожар (fire) - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Пожар (fire) - огонь, способный самостоятельно распространяться вне мест, специально предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания).

    В 1549 году Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь средства пожаротушения в каждом доме.

    Днем создания единой противопожарной службы на территории бывшего Советского Союза считается

    17 апреля 1918 года, когда был подписан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем"

    Мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными

    кадрами, современной техникой, имеющая научную и учебную базы.

    В ее составе 220 000 человек, 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо, 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей, 49 пожарных катеров.

    . (Слайд №6)

    Слайд №7

    5. Причины пожара (слайд № 8)

    Неосторожность с огнем

    Неосторожность при курении

    Нарушение правил эксплуатации электрооборудования

    Детская шалость с огнем

    Слайд 10, 11

    "

    8. Что советуют пожарные

    (Дым, огонь, спички, свеча)

    (слайд № 12)

    Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

    Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.

    Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

    Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

    При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.

    Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

    Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

    Слайд №13

    01 газовая служба

    03 пожарная охрана

    04 скорая помощь

    МБОУСОШ № 11

    Подготовил: учитель

    немецкого языка

    Парталян О.С.

    с.Черниговское

    (внеклассное мероприятие по пожарной безопасности в 5-х классах)

    Цель: научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.

    Задачи:

    закрепить знания детей о положительной и отрицательной роли огня в жизни человека, о пожарной безопасности, о профессии "пожарный";

    прививать навыки осторожного обращения с огнем;

    воспитывать чувство ответственности, навыки безопасного поведения;

    воспитывать людей, ориентированных на мужество, находчивость, самоотверженность

    Оформление:

    плакаты о работе пожарных и по пожарной безопасности;

    индивидуальные памятки.

    Оборудование: ПК, проектор.

    Слайд № 1(обозначение темы)

    1. Легенда о Прометее (слайд №2)

    Давным-давно люди не знали огня. Они бродили по лесам, нападая на диких животных. Если охота была удачной, они разрывали зверя на части и съедали мясо сырым. Убежищами служили холодные пещеры. Миром правили Боги, живущие на горе Олимп. Сильные, красивые и всемогущие. Всего у них было в достатке. Юный Прометей был наделен чутким сердцем и храброй душой. По дороге на Олимп он встречал людей, дрожащих от холода и страдающих от болезней. Прометей не побоялся облегчить их жизнь. Он незаметно взял тлеющий уголек из очага богов. Спустившись на землю, он вынул его и раздул своим могучим дыханием. А люди увидели огонь и взяли себе. Они кормили его сухими ветками, защищали от ветра. Они делились друг с другом его теплом. Человек изгнал из пещеры хищников, научился жарить мясо, обжигать горшки и многое другое, необходимое для жизни.

    Отец богов Зевс удивился. Люди больше не бродили стадами, а жили семьями в домах. Приказал тогда Зевс отвести Прометея в холодную землю скифов и приковать его там к скале.

    А люди будут вечно благодарны Прометею за принесенный им огонь.

    2. Что такое пожар? (слайд №3)

    Пожар (fire) - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства.

    Пожар (fire) - огонь, способный самостоятельно распространяться вне мест, специально предназначенных для его разведения и поддержания. При этом огонь не обязательно появляется в виде открытого пламени, достаточно тления и горения (накаливания).

    3. История пожарной службы(слайд № 4)

    В 1549 году Иван Грозный издал указ о пожарной безопасности, который обязывал обывателей иметь средства пожаротушения в каждом доме.

    В этот день в 1649 году царь Алексей Михайлович подписал указ о создании первой российской противопожарной службы.

    Днем создания единой противопожарной службы на территории бывшего Советского Союза считается

    17 апреля 1918 года, когда был подписан декрет "Об организации государственных мер борьбы с огнем"

    4. Государственная противопожарная служба (ГПС)(слайд №5)

    Мощная оперативная служба в составе МЧС России, обладающая квалифицированными

    кадрами, современной техникой, имеющая научную и учебную базы.

    В ее составе 220 000 человек, 13 600 зданий и сооружений, в числе которых более 4000 зданий пожарных депо, 18 634 основных и специальных пожарных автомобилей, 49 пожарных катеров.

    Специалистов, которые занимаются тушением пожаров называют пожарными. (Слайд №6)

    Слайд №7

    5. Причины пожара (слайд № 8)

    Неосторожность с огнем

    Неосторожность при курении

    Нарушение правил эксплуатации электрооборудования

    Детская шалость с огнем

    6. Но самые главные виновники пожара – люди (слайд №9)

    (Статистика по пожарам в России)

    Слайд 10, 11

    7. Конкурс № 1. "Вопрос-ответ "

    Всякий ли пожар можно тушить водой? Почему? Что входит в первичные средства пожаротушения?

    Как тушить загоревшуюся одежду на человеке? Чем опасны лесные и торфяные пожары?

    Может ли загореться искусственная елка?

    Чем опасна в доме печь? Почему нельзя трогать печную заслонку?

    8. Что советуют пожарные

    Кто с огнем не осторожен, �У того пожар возможен,�Дети, помните о том, �Что нельзя шалить с огнем!

    Если младшие сестрички, �Зажигают дома спички, �Что, ты должен предпринять?�- Сразу спички те отнять!

    Выпал на пол уголек, �Деревянный пол зажег. �Не смотри. Не жди, не стой, �А залей его:(водой)

    Раскалился, если вдруг,�Электрический утюг,�Что должны вы сделать, детки?�Вынуть вилку из розетки. �Знает каждый гражданин�Телефон пожарных - 01.

    С точки зрения пожарной �Он опасен чересчур, �Если сделан из бумаги �Самодельный: (абажур)

    Чтоб он не стал твоим врагом,�Будь осторожен с: (утюгом)

    Не суши белье над газом,�Все горит единым: (разом)

    Когда без присмотра оставлена печь, �Один уголек целый дом может: (сжечь)

    Возле дома и сарая �Разжигать костер не смей! �Может быть беда большая�Для построек и: (людей)

    Всем, друзья, вы расскажите, �Чем пожарные живут. �Они днем и ночью тоже�Ваши жизни: (берегут)

    9. Конкурс № 2. "Отгадай загадку"

    Серое сукно тянется в окно, �Вьется, взвивается, �В небо устремляется.

    Я не сам по себе, �А сильнее всего �И страшнее всего.�И все любят меня и �Все губят меня.

    В бумажном домике �Проживают гномики.�Уж такие добряки - �Раздают всем огоньки.

    Таять может, да не лед. �Не фонарь, а свет дает.

    (Дым, огонь, спички, свеча)

    10. Памятка. Как вести себя на пожаре (слайд № 12)

    Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань, одеяло или вылив кастрюлю воды.

    Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого звони в пожарную охрану по телефону "О 1" или попроси об этом соседей.

    Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону "01" и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры. После этого из окна зови на помощь соседей и прохожих.

    Если чувствуешь, что задыхаешься от дыма, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу меньше дыма.

    При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт, он может отключиться, и ты задохнешься.

    Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна, тебя обязательно спасут.

    Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся, они лучше знают, как тебя спасти.

    Слайд №13

    Знать обязан каждый гражданин - �Телефон пожарных - 01. �Если что-то загорелось, �На себя возьмите смелость: �Срочно 01 звоните,

    Точно адрес назовите, �Что горит? Давно ли? Где?�Несколько минут промчится -�К вам пожарная примчится. �И поможет вам в беде.

    Пожарное дело - для крепких парней,�Пожарное дело - спасение людей,�Пожарное дело - отвага и честь,�Пожарное дело - так было и есть!

    Тест на закрепление материала

    1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:

    01 газовая служба

    03 пожарная охрана

    04 скорая помощь

    2. Что необходимо сделать, прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?

    а) убежать;�б) закричать, позвать на помощь;�в) вызвать пожарников по телефону 01.

    3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?

    а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;�б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;�в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.

    4. Для чего прибивают железный лист на полу возле печки?

    а) для сохранения тепла;�б) для поддержания чистоты;�в) чтобы угольки не попадали на пол и не вызвали пожара.

    5. Почему пожарных называют борцами огненного фронта?

    а) умеют быстро разжечь костер;�б) умеют быстро потушить огонь;�в) знают много игр с огнем.

    МБОУСОШ № 11

    (внеклассное мероприятие по противопожарной безопасности)

    Подготовил: учитель

    немецкого языка

    Парталян О.С.

    Методическая разработка классного часа на тему:

    « Огонь ошибок не прощает»

    Цель:

    Совершенствование знаний по пожарной безопасности, ознакомление учащихся с законами о пожарной безопасности.

    Задачи урока:

    Обучающие: изучить правила пожарной безопасности, законы о пожарной безопасности;

    Развивающие: умение не теряться в экстремальных ситуациях

    Воспитательные: чувство ответственности за пожарную безопасность

    Вид используемых на уроке средств ИКТ: Интернет, мультимедийный компьютер,

    Раздаточный материал: проверочный тест.

    На доске высказывание К.Циолковского « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».

    План урока

    1. Организационный момент. Приветствие.

    2. Актуализация темы классного часа. 3. Беседа с бойцом пожарной части. 4.Изучение правил пожарной безопасности. 5.Тестирование.

    Ход урока

    Вступительное слово: (слайд 1) Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права, в нашем государстве действуют правоохранительные органы, служба спасения, создаются специальные нормативно- правовые акты. Однако очень многое зависит от самих людей. От их стремления соблюдать законы, не причинять вреда друг другу, от их ответственности и неравнодушия, умения предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила безопасности. (слайд 2) Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Циолковского: « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия». Жизнь и безопасность во многом зависят от ответственного отношения к себе и окружающим. Поэтому правила безопасности в школе, на улице, в быту должны стать для вас неотъемлемой частью. Вы часто слышите слово безопасность, как вы думаете. что оно означает? По словарю Ожегова: «Безопасность –это положение, при котором не угрожает опасность кому- нибудь, чему- нибудь.» Речь на уроке пойдет о пожарах. Сообщение о статистике пожаров в мире, подготовленное учеником. (слайд 3.4) Он уничтожает все: имущество, жилище, а иногда забирает и человеческие жизни. Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. На 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100. За 2010 год зарегистрировано 111 301 пожаров, погибло 6 610 человек, из погибших – 235 детей, травмы различной степени тяжести получили 7 643 человека, материальный ущерб от пожаров в городах оценивается в 4 100 690 000 рублей. 80% пожаров происходит в жилье. Гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10. Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей. Сообщение о статистике пожаров на территории России, подготовленное учеником. (слайд 5,6) С начала пожароопасного сезона 2010 года на территории России возникло 23 900 пожаров, что превышает показатель горимости за аналогичный период прошлого года на 24 %. Площадь, пройденная пожарами, составляет более 744 тыс. гектаров. 65 человек (33,9%). Сообщение о статистике пожаров в районе, подготовленное учеником (слайд 10) Учитель: (слайд 11) Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар. Во все времена люди сталкивались с пожарами. Давайте с вами разберем, что же такое пожар и пожарная безопасность? Пожар – это чрезвычайное происшествие; огонь, вышедший из – под контроля. В 1994 году впервые в России был введен в действие Федеральный закон «О пожарной безопасности». Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Сообщение ученика: (слайд12) Первые общественные пожарные дружины в России появились в середине девятнадцатого века. Одной из достопримечательностей русских городов стала пожарная каланча. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города. В течение 19-го века стали выпускать пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль. Как все – таки правильно называть пожарных – «пожарник» или «пожарный»? Раньше «пожарниками» называли лжепогорельцев, которые прикидывались пострадавшими от огня, чтобы получить милостыню. Сегодня слово «пожарный» означает - «боец пожарной команды» и употребляется чаще в официальной речи, а слово «пожарник» - в разговорной. (слайд 13) Пожарный – это не просто профессия, это особое состояние души. Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов «не могу». В любое время суток, в любую погоду, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду. Спасти и помочь. Такая цель стоит перед пожарными России каждый день. Человеческое горе – это то, что они видят перед собой постоянно. Экстремальная ситуация для них – ситуация штатная и каждый день – война, они ежедневно сражаются за людей. Звучит музыка Слайды «пожарные»(слайды 14,15,16) Стихотворение «Пожарный» читает ученик: Людская жизнь в огне проклятом. Трещит он, пламенем клубя. Ребенка крик. Он там – на пятом! Одна надежда – на тебя. И ты пошел, боец пожарный, Забыв на время обо всем. Лишь высота, злой дым угарный, Да схватка с яростным огнем.

    Один этаж. Второй. И третий … Рискован, сложен, труден путь. Да разве может страх и трепет Тебя назад сейчас вернуть! А цель близка. Ещё движенье. И пульс стучит в висках тугой И каждый мускул в напряженье – Судьба решается тобой. В том вихре искр, в дыму, в удушье Нашел дитя. Взглянул в глаза … И та доверчивость не душу – Всего, как болью, обожгла. Держа в руках конец веревки, Сказал мальцу: «Держись, сынок!» С богатым опытом сноровки, Вернуть его на землю смог. Все позади. А руки, руки, А обожженное лицо... «Боец, ты вынес столько муки!» «Да что там! Спас, в конце концов». «Нет, ты герой». «Да будет, братцы, Так сделал бы из вас любой». Большая честь – за жизнь сражаться. И подвиг здесь, и долг святой. Учитель: К нам на классный час пришел пожарный …… Вопросы учащихся гостю: Расскажите, пожалуйста, о трудностях вашей профессии. Почему вы выбрали эту профессию? Как долго вы работаете в этой профессии? Учитель: Значительную часть своей жизни вы проводите в своем доме и школе. Нам кажется, что мы в полной безопасности. Назовите причины возникновения пожаров.(слайд 17)

      Непотушенные спички
    Небрежность при хранении легковоспламеняющихся материалов Учитель: Огонь был и остается одним из первых помощников человека. Неосторожное обращение с огнем может стать причиной опасной ситуации. Давайте вспомним,как надо действовать при возникновении пожара? (слайды 19) 1.При пожаре в квартире – проверьте, не остался ли кто-либо в квартире. Вызовите пожарную охрану с помощью взрослых или самостоятельно по телефону «01!» (слайд20) 2. Эвакуация. Покидать задымлённое помещение следует ползком, защитив глаза и органы дыхания, в сторону с наименьшим задымлением. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. (слайд 21) 3.При пожаре запрещается: тушить огонь до вызова пожарных; выходить через задымленную лестницу; использовать лифт, водосточные трубы, веревки; открывать двери, окна и выпрыгивать из них; тушить водой включенные электроприборы.(Слайд 22) Средства пожаротушения (Слайд18) Скажите, пожалуйста, какие первичные средства пожаротушения вы знаете? (ответы детей). Правильно, молодцы! Это - вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок. Однако, не имея одежды, специально предназначенной для тушения пожара – нельзя вступать в схватку с огнем. Учитель: Любой пожар страшен и непредсказуем. К сожалению, пожар в квартире – это не единственная опасность, поджидающая нас дома. Как вести себя при пожаре в школе: - о пожаре сообщить учителю(любому взрослому), - не кричать, - выполнять требования руководителя, -покидать школу вместе с классом, -после выхода из школы не уходить без разрешения и т.д. (слайд 25) Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только снизу вверх. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь преодолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и нос влажным платком, полотенцем. Запомните: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом опасно! Что нужно знать при вызове пожарной охраны: Телефон пожарной охраны -"01". Необходимо указать место возникновения пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, а также сообщить свою фамилию. В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся. Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой.. Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни. С огнем нужно быть предельно осторожными. Когда он используется в управляемой ситуации, многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным. Помните, что от одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности. Итог: Проверим наши знания,проведем тестирование. (У каждого ученика на парте бланк с тестом) на доске тест дублируется.(слайд 31-34) Результат тестирования на доске. (слайд 35)

    Источники: Интернет-ресурсы, периодическая печать, инструкции пожарной безопасности правила эвакуации из школы во время пожара,

    приложение Вопросы:

      Вам на новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы их будите зажигать? (Только на улице, вместе с взрослыми, подальше от легковоспламеняющихся предметов). Дети почувствовали запах дыма и выскочили из квартиры. Внизу в подъезде что-то горело. Младший брат бросился к лифту, а старший схватил его за руку и затащил обратно в квартиру. Кто из них прав? Как правильно поступить в этой ситуации? (Закрыть входную дверь. Позвонить в службу спасения 01, сообщить точный адрес. Закрыть все окна и двери, щели заткнуть мокрыми тряпками. Выключить электричество и газ. Ждать пожарных) На кухне загорелась электрическая проводка. Бабушка начала тушить её водой. Но внук закричал: «Так делать нельзя!» Кто прав? (Внук прав. Электропроводку тушить водой нельзя, так как вода – хороший проводник электрического тока). На женщине, стоящей у газовой плит, загорелась одежда. Дочь бросилась в ванную за водой, а сын тут же закутал мать в свое пальто. Чьи действия в данном случае более правильные? (Сын прав. Чтобы потушить на человеке горящую одежду, рекомендуется закутать его в одеяло или любую плотную ткань). Жители девятиэтажного дома сложили на чердаке старую мебель, газеты, одежду. Правильно они поступили? (Нет. Эти вещи хорошо горят и создают условия для распространения огня). Юные химики проводили опыты дома на кухне. Они заслуживают поощрения за свою страсть к науке? (Нет. Детям не разрешается самостоятельно проводить химические эксперименты).
    1. В личном чулане, расположенном в подвале многоэтажного дома, гражданин хранит бензин для своего скутера. Имеет ли он на это право? (Нет. Легковоспламеняющиеся жидкости запрещается хранить в подвальных помещениях).

      Клиента гостиницы оштрафовали за то, что он нагревал воду в литровой банке, стоящей на толстой книге, на тумбочке. Правильно ли поступила администрация гостиницы? (Да. Запрещается пользоваться электронагревательными приборами без несгораемой подставки).

    Данная разработка может использоваться для учащихся 7-9 классов, которая

    воспитывает ответственность у учащихся за свою жизнь и жизнь других людей, бережное отношение к природе. Ориентирует учащихся на профессию пожарного и уважение к профессии.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Методическая разработка классного часа на тему:

    « Огонь ошибок не прощает»

    Цель:

    Совершенствование знаний по пожарной безопасности, ознакомление учащихся с законами о пожарной безопасности.

    Задачи урока:

    Обучающие: изучить правила пожарной безопасности, законы о пожарной безопасности;

    Развивающие: умение не теряться в экстремальных ситуациях

    Воспитательные: чувство ответственности за пожарную безопасность

    Вид используемых на уроке средств ИКТ: Интернет, мультимедийный компьютер,

    Раздаточный материал: проверочный тест.

    На доске высказывание К.Циолковского « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».

    План урока

    1. Организационный момент. Приветствие.

    2. Актуализация темы классного часа.

    3. Беседа с бойцом пожарной части.

    4.Изучение правил пожарной безопасности.

    5.Тестирование.

    6. Итог мероприятия -ролевые ситуации.

    7.Учебная эвакуация.

    Ход урока

    Вступительное слово: (слайд 1)

    Жизнь каждого человека бесценна. Важнейшими правами человека является право на жизнь и неприкосновенность. Для того чтобы гарантировать гражданам эти права, в нашем государстве действуют правоохранительные органы, служба спасения, создаются специальные нормативно- правовые акты.

    Однако очень многое зависит от самих людей. От их стремления соблюдать законы, не причинять вреда друг другу, от их ответственности и неравнодушия, умения предвидеть и распознавать опасности, соблюдать несложные правила безопасности.

    (слайд 2)

    Эпиграфом нашего мероприятия будут слова Циолковского: « Человеку дан разум и наука на то, чтобы обезопасить себя от всякого бедствия».

    Жизнь и безопасность во многом зависят от ответственного отношения к себе и окружающим. Поэтому правила безопасности в школе, на улице, в быту должны стать для вас неотъемлемой частью. Вы часто слышите слово безопасность, как вы думаете. что оно означает?

    По словарю Ожегова: «Безопасность –это положение, при котором не угрожает опасность кому- нибудь, чему- нибудь.»

    Речь на уроке пойдет о пожарах.

    Сообщение о статистике пожаров в мире, подготовленное учеником.

    (слайд 3.4)

    Он уничтожает все: имущество, жилище, а иногда забирает и человеческие жизни. Ежегодно на земном шаре возникает свыше 5 миллионов пожаров, гибнет большое количество людей, разрушаются здания и различная техника. На 1 миллион человек в России при пожарах погибает более 100. За 2010 год зарегистрировано 111 301 пожаров, погибло 6 610 человек, из погибших – 235 детей, травмы различной степени тяжести получили 7 643 человека,

    материальный ущерб от пожаров в городах оценивается в 4 100 690 000 рублей.

    80% пожаров происходит в жилье. Гибель и травматизм людей от дыма и огня составляет 9 случаев из 10.

    Ни для кого не секрет, что пожары чаще всего происходят от беспечного отношения к огню самих людей.

    Сообщение о статистике пожаров на территории России, подготовленное учеником.

    (слайд 5,6)

    С начала пожароопасного сезона 2010 года на территории России возникло 23 900 пожаров, что превышает показатель горимости за аналогичный период прошлого года на 24 %. Площадь, пройденная пожарами, составляет более 744 тыс. гектаров.

    Сообщение о статистике пожаров в Саратовской области, подготовленное учеником

    (слайд 7)

    За 11 месяцев 2010 года в Саратовской области зарегистрировано 2123 пожара (в 2009г. – 2154).

    Ущерб составил 71 млн. 191 тыс. руб. (в 2009г. – 124 млн. 237 тыс. руб)

    В результате пожаров погибло 192 человека, из них 126 в нетрезвом состоянии, 130 человек получили травмы различной степени тяжести.

    Уничтожено 149 единиц техники (в 2009г. – 152/ -1,97 Только за август месяц 2011 года по области произошло 23 степных пожара, на площади 14 979 гектаров). Причинами пожаров в большинстве случаев послужило неосторожное обращение население с огнем, грозовые разряды.

    За 11 месяцев 2010 года на пожарах спасено 1077 человек и материальных ценностей на сумму 870 млн. 70 тыс. рублей.

    Сообщение ученика.

    (слайд 8)

    Основная доля пожаров (71,3%) пришлась на жилой сектор, где за 11 месяцев 2010 года зарегистрировано 1514 пожаров с материальным ущербом 25 млн. 852 тыс. рублей. По сравнению с АППГ число пожаров в жилом секторе снизилось на 4,24%. Снижение количества пожаров отмечается также на строящихся объектах в 3,0раза, складах производственных предприятий на 10,00% . В производственных зданиях количество пожаров возросло на 36,11%, торговых помещениях на 13,46%, сельскохозяйственных объектах на 25,00%, на транспортных средствах на 20,08%, в зданиях общественного назначения на 4,00%.

    Учитель:

    Каждый шестой пожар произошел по вине лиц находившихся в нетрезвом состоянии. Основная категория погибших – пенсионеры – 69 человек (35,9% от общего количества погибших), лица без определённого рода занятий – 65 человек (33,9%).

    Сообщение о статистике пожаров в районе, подготовленное учеником

    (Слайд 9)

    В связи с установившейся засушливой погодой в регионе участились случаи возгораний в степных массивах области. С начала пожароопасного периода по области произошло более 50 случаев пожаров площадь которых в обшей сумме составила более 18 тыс.гектаров.

    Ежегодно пик природных пожаров приходится на август-октябрь месяцы, причем в этом году обстановка усугубляется капризами природы - высокими температурами не спадающими практически в течении всего лета.

    Только за август месяц 2010 года по области произошло 23 степных пожара, на площади 14 979 гектаров. Причинами пожаров в большинстве случаев послужило неосторожное обращение население с огнем, грозовые разряды.

    В связи со сложившейся пожароопасной обстановкой проходят совещания областного комитета по проблемным вопросам тушения и профилактики степных пожаров, результатом которого стало принятия очередного решения по стабилизации обстановки со степными пожарами.

    Статистика пожаров по Ал-гайскому району за текущий год.

    (слайд 10)

    Учитель:

    (слайд 11)

    Люди научились добывать и сохранять огонь. Однако, выйдя из-под контроля человека, он превращается в страшное бедствие - пожар.

    Во все времена люди сталкивались с пожарами. Давайте с вами разберем, что же такое пожар и пожарная безопасность?

    Пожар – это чрезвычайное происшествие; огонь, вышедший из – под контроля.

    В 1994 году впервые в России был введен в действие Федеральный закон «О пожарной безопасности». Пожарная безопасность – это состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров.

    Сообщение ученика:

    (слайд12)

    Первые общественные пожарные дружины в России появились в середине девятнадцатого века. Одной из достопримечательностей русских городов стала пожарная каланча. Многие десятилетия каланча была самой высокой точкой города. В течение 19-го века стали выпускать пожарные насосы, складные лестницы, изготовлен первый пожарный автомобиль.

    Как все – таки правильно называть пожарных – «пожарник» или «пожарный»?

    Раньше «пожарниками» называли лжепогорельцев, которые прикидывались пострадавшими от огня, чтобы получить милостыню. Сегодня слово «пожарный» означает - «боец пожарной команды» и употребляется чаще в официальной речи, а слово «пожарник» - в разговорной.

    (слайд 13)

    Пожарный – это не просто профессия, это особое состояние души. Настоящий пожарный не знает, что такое усталость, не знает слов «не могу». В любое время суток, в любую погоду, в любом состоянии и настроении он готов идти в огонь и в воду.

    Спасти и помочь. Такая цель стоит перед пожарными России каждый день. Человеческое горе – это то, что они видят перед собой постоянно. Экстремальная ситуация для них – ситуация штатная и каждый день – война, они ежедневно сражаются за людей.

    Звучит музыка Слайды «пожарные»(слайды 14,15,16)

    Стихотворение «Пожарный» читает ученик:

    Людская жизнь в огне проклятом.

    Трещит он, пламенем клубя.

    Ребенка крик. Он там – на пятом!

    Одна надежда – на тебя.

    И ты пошел, боец пожарный,

    Забыв на время обо всем.

    Лишь высота, злой дым угарный,

    Да схватка с яростным огнем.

    Один этаж. Второй. И третий …

    Рискован, сложен, труден путь.

    Да разве может страх и трепет

    Тебя назад сейчас вернуть!

    А цель близка.

    Ещё движенье.

    И пульс стучит в висках тугой

    И каждый мускул в напряженье –

    Судьба решается тобой.

    В том вихре искр, в дыму, в удушье

    Нашел дитя. Взглянул в глаза …

    И та доверчивость не душу –

    Всего, как болью, обожгла.

    Держа в руках конец веревки,

    Сказал мальцу: «Держись, сынок!»

    С богатым опытом сноровки,

    Вернуть его на землю смог.

    Все позади. А руки, руки,

    А обожженное лицо...

    «Боец, ты вынес столько муки!»

    «Да что там! Спас, в конце концов».

    «Нет, ты герой».

    «Да будет, братцы,

    Так сделал бы из вас любой».

    Большая честь – за жизнь сражаться.

    И подвиг здесь, и долг святой.

    Ученик: Только в минувшем году произошло более 187 тысяч пожаров, спасено свыше 86 тысяч человек! За минувшие пять лет при выполнении служебного долга более 40 пожарных погибли и около 600 были ранены.

    Учитель:

    К нам на классный час пришел пожарный ……

    Вопросы учащихся гостю:

    Расскажите, пожалуйста, о трудностях вашей профессии.

    Почему вы выбрали эту профессию?

    Как долго вы работаете в этой профессии?

    Учитель:

    Значительную часть своей жизни вы проводите в своем доме и школе. Нам кажется, что мы в полной безопасности.

    Назовите причины возникновения пожаров.(слайд 17)

    1. Непотушенные спички

    Небрежность при хранении легковоспламеняющихся материалов

    1. Нарушение правил пользования электрическими приборами
    2. Включение нескольких бытовых приборов в одну розетку
    3. Короткое замыкание, возникающее вследствие соединения двух проводников без изоляции
    4. Неисправность бытовых газовых приборов
    5. Шалости детей: игра спичками, электроприборами и др.

    Учитель:

    Огонь был и остается одним из первых помощников человека. Неосторожное обращение с огнем может стать причиной опасной ситуации.

    Давайте вспомним,как надо действовать при возникновении пожара?

    (слайды 19)

    1.При пожаре в квартире – проверьте, не остался ли кто-либо в квартире. Вызовите пожарную охрану с помощью взрослых или самостоятельно по телефону «01!» (слайд20)

    2. Эвакуация. Покидать задымлённое помещение следует ползком, защитив глаза и органы дыхания, в сторону с наименьшим задымлением. Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом. (слайд 21)

    3.При пожаре запрещается: тушить огонь до вызова пожарных; выходить через задымленную лестницу; использовать лифт, водосточные трубы, веревки; открывать двери, окна и выпрыгивать из них; тушить водой включенные электроприборы.(Слайд 22)

    Средства пожаротушения (Слайд18)

    Скажите, пожалуйста, какие первичные средства пожаротушения вы знаете? (ответы детей). Правильно, молодцы!

    Это - вода, песок, земля, огнетушители, мыльный раствор, порошок. Однако, не имея одежды, специально предназначенной для тушения пожара – нельзя вступать в схватку с огнем.

    Учитель:

    Любой пожар страшен и непредсказуем. К сожалению, пожар в квартире – это не единственная опасность, поджидающая нас дома.

    Как вести себя при пожаре в школе:

    О пожаре сообщить учителю(любому взрослому),

    Не кричать,

    Выполнять требования руководителя,

    Покидать школу вместе с классом,

    После выхода из школы не уходить без разрешения и т.д.

    (слайд 25)

    Помните, что огонь и дым на лестничной клетке распространяются только снизу вверх. Проходя по задымленным участкам, постарайтесь преодолеть их, задерживая дыхание или закрыв рот и нос влажным платком, полотенцем. Запомните: для эвакуации людей при пожаре пользоваться лифтом опасно!

    Что нужно знать при вызове пожарной охраны: Телефон пожарной охраны -"01". Необходимо указать место возникновения пожара, наличие угрозы людям, удобный проезд, а также сообщить свою фамилию.

    В сухую жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

    Если невозможно уйти от пожара, войдите в водоем или накройтесь мокрой одеждой..

    Пожары опасны тем, что приносят людям громадные убытки, а самое главное – уносят человеческие жизни.

    С огнем нужно быть предельно осторожными. Когда он используется в управляемой ситуации, многие процессы невозможны без него. Но в руках безответственных людей огонь становится очень опасным.

    Помните, что от одной непотушенной спички может сгореть целый дом. Лучшая защита от пожара – знание и соблюдение правил пожарной безопасности.

    Итог:

    Проверим наши знания,проведем тестирование. (У каждого ученика на парте бланк с тестом) на доске тест дублируется.(слайд 31-34)

    Результат тестирования на доске. (слайд 35)

    Обсуждение эпиграфа . (слайд 36)

    Циолковский высказал данную мысль много лет назад. Как вы думаете, актуальна ли это высказывание в настоящее время?

    Итог классного часа: Ролевые ситуации. (см. приложение)

    Внимание! Объявляется общая эвакуация!

    Практическое закрепление навыков -учебная эвакуация

    Источники:

    Интернет-ресурсы,

    периодическая печать,

    инструкции пожарной безопасности

    правила эвакуации из школы во время пожара,

    приложение

    Вопросы:

    1. Вам на новый год подарили замечательные фейерверки и бенгальские огни. Где вы их будите зажигать? (Только на улице, вместе с взрослыми, подальше от легковоспламеняющихся предметов).
    2. Дети почувствовали запах дыма и выскочили из квартиры. Внизу в подъезде что-то горело. Младший брат бросился к лифту, а старший схватил его за руку и затащил обратно в квартиру. Кто из них прав? Как правильно поступить в этой ситуации? (Закрыть входную дверь. Позвонить в службу спасения 01, сообщить точный адрес. Закрыть все окна и двери, щели заткнуть мокрыми тряпками. Выключить электричество и газ. Ждать пожарных)
    3. На кухне загорелась электрическая проводка. Бабушка начала тушить её водой. Но внук закричал: «Так делать нельзя!» Кто прав? (Внук прав. Электропроводку тушить водой нельзя, так как вода – хороший проводник электрического тока).
    4. На женщине, стоящей у газовой плит, загорелась одежда. Дочь бросилась в ванную за водой, а сын тут же закутал мать в свое пальто. Чьи действия в данном случае более правильные? (Сын прав. Чтобы потушить на человеке горящую одежду, рекомендуется закутать его в одеяло или любую плотную ткань).
    5. Жители девятиэтажного дома сложили на чердаке старую мебель, газеты, одежду. Правильно они поступили? (Нет. Эти вещи хорошо горят и создают условия для распространения огня).
    6. Юные химики проводили опыты дома на кухне. Они заслуживают поощрения за свою страсть к науке? (Нет. Детям не разрешается самостоятельно проводить химические эксперименты).
    7. В личном чулане, расположенном в подвале многоэтажного дома, гражданин хранит бензин для своего скутера. Имеет ли он на это право? (Нет. Легковоспламеняющиеся жидкости запрещается хранить в подвальных помещениях).
    8. Клиента гостиницы оштрафовали за то, что он нагревал воду в литровой банке, стоящей на толстой книге, на тумбочке. Правильно ли поступила администрация гостиницы? (Да. Запрещается пользоваться электронагревательными приборами без несгораемой подставки).

    Воспитательское занятие «Огонь ошибок не прощает».

    Цель: закрепление знания детей о пожарной безопасности.

    Задачи.

    Обучающие:

    Познакомить детей с ролью огня в жизни человека: как положительного так и отрицательного;

    Закрепить знания детей о причинах возникновения пожаров, о правилах пожарной безопасности и доступных средствах пожаротушения.

    Развивающие:

    Формировать умение правильно оценивать возможную опасность;

    Развивать умения вызывать пожарную службу по телефону;

    Развивать речь, мышление, память.

    Воспитательные:

    Воспитывать осторожность при обращении с огнем;

    Воспитывать самостоятельность, внимательность, чувство ответственности, мужества, находчивости;

    Воспитывать бережное отношение к своему здоровью и к здоровью окружающих.

    Коррекционные:

    Корригировать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память; развивать устную речь, мышление; обогащать словарный запас учащихся.

    Оборудование: медиапроектор, презентация к занятию.

    I . Организационный момент.

    Садитесь удобнее, улыбнитесь друг другу настройтесь на активную работу.

    Упражнение «Свеча».

    Представьте, что перед вами горит настоящая свеча, задуйте ее ровными медленным вздохом

    II .Основная часть.

    Что можете сказать, глядя на свечу?Что она вам напоминает, узнаете, отгадав загадку.

    Рыжий зверь в печи сидит,
    Рыжий зверь на всех сердит.
    Он от злобы ест дрова,
    Целый час, а может два.
    Ты рукой его не тронь –
    Искусает всю ладонь. (Огонь)

    Ребята, а в слове огонь, сколько букв и звуков? Кто скажет?(5 б. и 4 зв.)

    Правильно.

    Вот сегодня мы поговорим о том,какую роль играет огонь в нашей жизни, что может произойти, если не следить за ним, а также как действовать,если пожар все-таки случился.

    Огонь – одно из самых больших чудес природы, с которыми человек познакомился.

    Как вы считаете: огонь друг, или враг человека?(Ответы детей).

    Огонь издавна был другом человека. Наши древние предки знали немало секретов и хитростей добывания огня. Они считали его живым существом, «приручали»его, поселяя его в своих пещерах.

    Огонь помогал людям бороться за существование, помогал в борьбе со страшными хищниками, отпугивая их от пещер и стоянок древнего человека. Огонь костра помогал людям готовить пищу, спасал от холода.

    И сегодня люди не могут обходиться без огня.

    Ребята, а скажите,для чего человеку нужен огонь? (варят обед, тепло дает, хлеб пикет)

    - Огонь и сегодня помогает человеку. На хлебозаводе в печах пекут хлеб. На кирпичном заводе обжигают кирпич, из которого строят дома. А в мартеновских печах огонь варит сталь. Из неё делают трубы и станки, автомобили и самолёты.

    - Едет автомобиль, взлетает ракета, поднимая на орбиту космический корабль. Что движет ими? Сила огня!

    - Но когда человек забывает об осторожности, мирный огонь превращается во врага.Это зависит от того, правильно ли используется огонь. Какой стороной он обернется к нам. Зависит от нас. Огонь- враг, если к нему относится небрежно.

    Да, огонь бывает разный-

    Бледно-желтый, ярко- красный,

    Синий или золотой.

    Очень добрый, очень злой.

    А как же называется разбушевавшаяся огненная стихия? Вы узнаете,отгадав кроссворд.

    1). Чтобы не было огня
    Не играйте вы в меня.
    Я огня сестричка,
    Маленькая…. (спичка).
    2). Кто меня не бережется
    Тот очень сильно обожжется.
    (Огонь).
    3). Дым увидев - не зевайте,
    Нас скорее вызывайте.
    (Пожарные).
    4). Хоть и маленькая я,
    Но недолго и до огня.
    (Искра).
    5). С чем бежит курочка заливать кошкин дом? (Ведро).

    Какое слово получилось краснымибуквами? (Пожар).

    Так как же называется разбушевавшаяся огненная стихия? (пожар).

    Слово «пожар»вам приходилось слышать и раньше. Может быть, некоторым из вас приходилось наблюдать и видеть последствия этой стихии.

    А что такое пожар? Как вы думаете?

    Правильно, пожар- это процесс горения, который уничтожает все вокруг и создает опасность для жизни людей.

    Очень опасна разбушевавшаяся стихия- пожар.

    Чем опасен пожар?(при пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса,).

    Вы все сказали правильно,при пожаре сгорают вещи, квартиры, дома, леса, а главное гибнут люди.

    Но пожары страшны не только огнём, который пожирает и дерево, и металл, и растения и животных. Опасными спутниками огня являются – ядовитый дым, высокая температура, плохая видимость, паника и растерянность, обрыв электрических проводов и возможность поражения током, обрушение конструкций.

    Ежегодно на территории России происходит в среднем 300 тыс. пожаров.

    – Давайте вспомним, отчего возникает пожар.

    Если баловаться чем? (спичками)

    У кого есть спички? Вот вы на выходные ездите домой- кто– нибудь привез из дома спички? Молодцы! Дети не должны самостоятельно пользоваться спичками.

    Не играй,дружок со спичкой.

    Помни ты,она мала,

    Но от,спички-невелички

    Может дом сгореть до тла.

    – Это одна из причин возникновения пожара. Какую причину возникновения пожара вы знаете ещё (если забыли выключить утюг).

    Правильно, если забыть выключить электроприборы.

    Нельзя зажигать дома бенгальские огни, фейерверки, свечи.

    –Костры опасность представляют?Чем?

    Очень большую опасность представляют костры. Если костёр не затушить, то раздуваемые искры разлетятся, и возникает пожар.

    – Очень опасна шалость с легковоспламеняющимися и горючими жидкостями: бензином, ацетоном. Подобное грозит взрывами, а значит, тяжёлыми ожогами и увечьями.

    – Пожар может возникнуть от поджигания сухой травы, тополиного пуха,как у нас во дворе школы.

    – Огонь опасен не только ожогами, но и удушьем. В кино и по телевизору пожар показывают в виде стены огня. Люди и привыкли считать, что именно это и опасно. Но в жизни бывает ещё и дым, и тлеющие тряпки. На таких пожарах может ничего не сгореть, а люди гибнут. Они погибают от дыма. Можно отравиться ядовитыми газами, которые выделяются в процессе горения бытовых приборов (телевизора, плиты)

    Прочитайте еще раз,от чего может возникнуть пожар.(работа со слайдом)

    Но бывает так, что меры предосторожности не помогли и пожар начался.Что нужно делать в таких случаях? Что нужно делать в первую очередь?

    (быстро выбежать из здания).

    А затем, что будете делать?(звонить по 01)

    Да. Ребята, вы все правильно говорили.А теперь давайте прочитаем правила поведения и действия во время пожара.

    1.Не поддаваться панике.

    2.Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на огонь плотную ткань (одеяло, покрывало), или можно вылить кастрюлю воды.

    3. Нельзя тушить водой горящие предметы под напряжением. Если загорелся телевизор, компьютер, то нельзя выливать на него воду, только накрывать тканью.

    4. Если комната заполняется едким дымом, закройте нос и рот мокрой тканью, срочно покиньте помещение.

    5.Если у вас загорелась одежда, падайте и катитесь, чтобы сбить пламя, или завернитесь в одеяло.

    6. Не прячьтесь в задымленных помещениях, в укромных местах.

    7. Если в квартире уже дымно, надо к выходу пробираться на четвереньках, ползком – внизу дыма меньше.

    Простые или сложные эти правила?(простые).

    Вот такие простые правила вы должны не только знать, но и если не дай бог случится применить на практике. И чтобы они лучше запомнились, мы их повесим в нашем уголке группы.

    Вот вы узнали как вести себя при пожаре. Теперь ответьте на вопрос: с чего начинается пожар? (с возгорания)

    Один человек может ликвидировать загорание?(да)

    А ликвидировать пожар?(нет)

    А что для этого требуется?(усилия большого количества людей, специальной пожарной техники)

      Игра «Найди средства тушения».

    А теперь поиграем в игру «Найди средства тушения».

    На столе лежит вода, песок, огнетушитель, мягкая игрушка, плотная ткань, расческа, палка. Нужно выбрать отложить в сторону средства тушения.

    (Это специальная ткань для тушения, а если тушить пожар в домашних условиях можно воспользоваться одеялом, покрывалом.Чтобы перекрыть доступ воздухаи огонь не смог бы разгореться сильнее).

      Разбор ситуаций.

    Ребята, а теперь представьте себе ситуацию. Читай на слайде….

      Если случится пожар в квартире, в которой ты находишься, твои первые действия:

    А) сообщу о пожаре и постараюсь покинуть квартиру;

    Б) начну тушить пожар в квартире;

    В) спрячусь в дальнем углу и буду ждать.

    Следующая ситуация.Читай…

    2. Что делать,если огонь еще в квартире маленький:

    А) оповестить соседей и приступлю к тушению огня;

    Б) немедленно приступить к тушению огня, отключив газ и электричество;

    3. Что ты будешь делать, если из телевизора пошел дым:

    А) выдерну вилку из сети и наброшу на телевизор влажное одеяло;

    Б) залью телевизор водой;

    В) убегу в другую комнату.

      Послушайте запись и определите, о какой беде идет речь. Что неправильно сделал герой?

    «Пожар,пожар….не помню адреса…все горит, приезжайте скорее…»

    О какой беде идет речь?

    Что не правильно сделал герой?(не правильно вызвал пожарную службу)

    А как же правильно вызвать пожарную службу.

    Вот телефон, попробуйте вызвать пожарную службу.

    По какому номеру вы будете звонить?(01)Набирай.

    О чем будешь говорить?(2 человека)

    Ребята, в основном хорошо, но были определенные неточности.

    Так как же правильно вызвать пожарную службу? Читай на слайде

      Нужно четко назвать свое имя и фамилию.

      Назвать адрес или приметы, по которым можно найти то место, где происходит пожар.

      Говорить быстро и четко дорога каждая минута.

    Пойдем правильно вызовем пожарную службу….

      Пословицы.

    Об огне и пожаре сложено очень много пословиц.Вот на слайде даны пословицы,нужно их собрать,а потом объяснить как вы ее понимаете.

      Спички – не игрушка, а великое пламя.(со спичками играть нельзя, будет пожар).

      Искра мала, а великое пламя рождает.(От одной маленькой искорки может быть большой пожар)

      Огонь- хороший слуга, но плохой хозяин.(Огонь нам в хоз-ве помогает, но если он будет хозяином будет пожар)

    Молодцы! С заданием вы справились.

    А еще я хочу сказать вам народную мудрость: «Вор ворует –стены оставляет, а пожар – ничего».

      Загадки.

    А теперь вам предстоит отгадать загадки об огне и о предметах, которые с ним связаны.

    С огнём бороться мы должны,
    С водою мы напарники.
    Мы очень людям всем нужны,
    Ответь скорее, кто же мы?
    (Пожарные)

    Висит - молчит, а перевернешь, шипит, и пена летит
    (огнетушитель)

    Что за тесный, тесный дом?
    Сто сестричек жмутся в нем.
    И любая из сестричек
    Может вспыхнуть, как костер.
    Не шути с сестричками,
    Тоненькими …
    (спичками)

    Я мохнатый, я кудлатый,
    Я зимой над каждой хатой,
    Над пожаром и заводом,
    Над костром и пароходом.
    Но нигде-нигде меня
    Не бывает без огня.
    (Дым)

    То назад, то вперед ходит, бродит пароход.

    Остановишь – горе, продырявит море (утюг)

    Молодцы! Знаете вы загадки.

      В последнее время участились случаи пожаров в больницах, в детских учреждениях. Было много жертв среди школьников, престарелых граждан.Все это можно было избежать,если бы учреждения были бы оснащены системами пожарной сигнализации.

    Такая система имеется у нас и в школе и интернате. Благодаря ей мы можем узнать о начинающимся пожаре и сможем обезопасить себя и попытаться ликвидировать пожар.

    Сейчас я расскажу, что входит в систему пожарной безопасности.

    На каждом этаже есть средство пожаротушения- это огнетушитель.Кроме огнетушителей, на каждом этаже есть пожарный шкаф, написано на нем ПК и покрашен в красный цвет. Почему в красный?(цвет тревоги)

    Вспомните, где такой шкаф находится у нас в интернате на нашем этаже?

    В этом шкафу расположен пожарный рукав, свернутый в рулон. С наконечником. В случае возгоранияим можно воспользоваться во время тушения, поэтому рукаву будет идти вода.

    Еще на каждой двери есть дверной доводчик, который позволяет плотно затворить дверь. Не пропуская дыма во время пожара.

    На всех стенах есть световой оповещатель «Выход» и галогеновые зеленые стрелки.Они ночью светятся. Указывая путь к выходу, по ним нужно ориентироваться во время эвакуации.

    Эвакуация. Давайте хором прочитаем по слогам это слово.

    Как вы понимаете это слово?(это когда люди быстро покидают помещение).

    Правильно. Эвакуация- это организованный выход людей из здания при чрезвычайных ситуациях. В данном случае при пожаре.

    На потолках у нас в интернате и школе прикреплены датчики пожарной сигнализации. Вот они на слайде. Эти датчики реагируют на задымление. Если возникает очаг возгорания, появляется дым, он поднимается к потолку и вот как раз воздействует на этот датчик. А датчик подает сигнал на пульт, а пульт воспроизводит голосовое оповещение через громкоговорители, которые расположены на каждом этаже вот они на слайде.

    Когда мы проводим учебную эвакуацию вспомните, какие слова вы слышите через громкоговоритель?

    Сколько раз идет оповещение?(3 раза)

    Послушайте на записи это звуковое оповещение.

    После этого сигнала вы должны, что сделать?

    Правильно, покинуть помещение, согласно плану эвакуации.При эвакуации нужно соблюдать определенные правила:

    1 . Каждая группа эвакуируются через свой запасный выход.На каждом запасном выходе висит табличка, какая группа выходит через нее.

    Для чего они нужны.

    Это нужно, чтобы не создавать пробки и не толпиться около одной двери, а быстро покинуть помещение.

    2. Обязательно нужно знать места сбора после выхода из здания.

    Где мы собираемся после выхода из интерната?

    А где мы собираемся после выхода из школы?

    Надо собраться около своего воспитателя, рядом со своей группой.

    Для чего это нужно?

    И еще важное: не надо прятаться во время пожара в шкафах. Под кроватью. Можно задохнуться или просто вас не смогут найти. Ваша задача- быстрее выти из здания и сохранить свою жизнь.

    Так что, ребята. Ни в коем случае нельзя включат кнопку сигнализации попусту, нельзя подходить к пульту, вызывать ложную тревогу, на стенках не рвать знаки.

    Для чего это надо.

    Во- первых, это важно для вас, для сохранения вашей жизни.

    А во-вторых, это очень дорогостоящий материал, а за ложный вызов. Есть по закону наказание- административный штраф на большую сумму денег.

    Ну вот я немного рассказала о нашей пожарной сигнализации.

      Игра «Это я, это я, это все мои друзья».

    А теперь я посмотрю, как вы усвоили правила противопожарной безопасности. И поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья».

    Я буду вам задать вопрос, если считаете,что нужно поступить именно так, говорите хором «Это я, это я, это все мои друзья».Если не согласны молчите.

    Кто задорный и весёлый,
    Верность правилам храня,
    Бережёт родную школу

    От коварного огня…

    Кто поджёг траву у дома,
    Подпалил ненужный сор,

    А сгорел гараж знакомых
    И строительный забор?(молчат).

    Кто соседской детворе
    Объясняет во дворе,

    Что игра с огнём недаром
    Завершается пожаром? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

    Кто украдкой в уголке
    Жёг свечу на чердаке?
    Загорелся старый стол,
    Еле сам живой ушёл!(молчат).

    На привале кто в лесу

    Жёг засохшую сосну?

    А потом так поспешил,

    Что костёр не затушил? (молчат)

    Кто, видя сушняк в огне,

    Знает точно: быть беде?

    Ветку кто не поджигает,

    От пожара лес спасает? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

    Кто пожарным помогает,
    Правила не нарушает,
    Кто пример для всех ребят:
    Школьников и дошколят? (Это – я, это – я, это все мои друзья!)

    Молодцы, ребята, вы замечательно усвоили все правила противопожарной безопасности, и, я думаю, будете соблюдать их не только сами, но и научите других ребят

    III . Итог.

    Полезный ли был для вас этот разговор?

    Что нового вы узнали? (о правилах пожарной безопасности, о системе пожарной сигнализации, о эвакуации во время пожара)

    Как вы думаете, знание и выполнение техники пожарной безопасности поможет вам в жизни?

    Что запомнилось вам на этом занятии?

    Я искренне желаю вам не оказаться в чрезвычайной ситуации, а если случится беда, вспомните сегодняшнее занятие четко и грамотно действовать и тогда последствий плохих не будет.

    На этом наше занятие окончилось. Все работали хорошо, большое спасибо.



    Просмотров