2 х т под ред. Тема: Педагогика экспериментализма Дж

Обязательные:

1. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избранные педагогические сочинения: В 2-х т./ под ред. А.И. Пискунова. – Т.1. – М.: Педагогика, 1982. – С. 242-476.

2. Коменский Я.А. Материнская школа // Там же. – Т.1. – С. 201-241.

3. Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках, или Изображение и наименование всех главнейших предметов в мире и действий в жизни // Там же. – Т.2. – С. 234-284.

Занятие 3.

Тема: Становление русской педагогической школы

Понятия: педагогическая школа, гуманизм, природосообразность, народность, педагогическая антропология.

Вопросы для обсуждения:

1. Почему основоположником русской педагогической школы одни авторы называют В.Г. Белинского, а другие – К.Д. Ушинского?

2. В чем, по мнению представителей отечественной педагогической школы, заключается различие ориентиров семейного и общественного воспитания и образования подрастающего поколения?

3. Чем отличается понимание свободы и природосообразности воспитания в произведениях представителей отечественной педагогической школы от известных Вам позиций европейских ученых (Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и др.)?

Базовый учебник:

Попов В.А. История педагогики и образования: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Попов; под ред. В.А. Сластенина. – М.: Академия, 2010. – С. 138-167.

Обязательные:

1. Белинский В.Г. О детских книгах / В.Г. Белинский // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 107-110.

2. Лесгафт П.Ф. Семейный период воспитания / П.Ф. Лесгафт // Там же. – С. 303-309.

3. История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие / И.Н. Андреева и др.; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С. 281-323 (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой).

Темы докладов:

1. К.Д. Ушинский – основоположник педагогической антропологии.

2. Развитие идеи свободного воспитания в педагогическом творчестве Л.Т. Толстого.

Список литературы для подготовки докладов:

Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания / К.Д. Ушинский // Педагогическая антропология: уч. пос. для студ. высш. пед. учеб. завед. / В.И. Максакова. – М.: Академия, 2001. – С. 76-196.

Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 43-46, 53-62.

Толстой Л.Н. Воспитание и образование / Л.Н. Толстой // Педагогические сочинения. – М.: Педагогика, 1989. – С. 205-232.

Занятие 4.

Тема: Педагогическая система Ф. Фребеля

Понятия: методологический подход, воспитание, развивающие средства, занятие.

Вопросы для обсуждения:

2. Что представляет собой предложенная Ф. Фребелем система «всестороннее развивающих средств образования»?

3. Почему педагогическая система, по выражению Ф. Фребеля, «цементируется философией»?

Базовый учебник:

Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2001. – С. 48-59.

Список источников и литературы

Обязательные:

1. Фребель Ф. Воспитание человека // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Просвещение, 1974. – С. 190-207.

2. Фребель Ф. Детский сад // Там же. – С. 207-235.

3. Гессен С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию / сост. П.В. Алексеев. – М.: Школа-Пресс, 1995. – С. 103-108.

Темы докладов:

1) Нужны ли России фребелевские детские сады (позиция К.Д. Ушинского, П.Ф. Лесгафта, А.С. Симонович)?

2) Принципиальные отличия детских садов от других типов дошкольных учреждений XIХ в. (мониториальные школы, приюты, ясли).

Список литературы для подготовки доклада:

Тема 1

1.Ушинский К.Д. Отчет о командировке за границу. Детские сады / К.Д. Ушинский // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 212-215.

2. Лесгафт П.Ф. Об играх в семье / П.Ф. Лесгафт // Там же. – С. 309-313.

3. Симонович А.С. О детских садах // Там же. – С. 240-244.

Тема 2

1.Уильдерспин С. Воспитание маленьких детей или о важности воспитания детей бедняков // История дошкольной зарубежной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе, А.А. Лебеденко, Е.А. Гребенщикова. – М.: Просвещение, 1974. – С. 177-188.

2. Одоевский В.Ф. Наказ лицам, непосредственно заведующим детскими приютами // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 72-78.

3. Ушинский К.Д. Отчет о командировке за границу // Там же. – С. 208-215.

Занятие 5.

Тема: Развитие дошкольной педагогики в России в конце XIX – начале ХХ вв. (М.Х. Свентицкая, Е.И. Тихеева, Л.К. Шлегер)

Понятия: дошкольное воспитание, цель и задачи, программа, личностно-ориентированная модель.

Вопросы для обсуждения:

2. Как характеризует целевые ориентиры дошкольного воспитания каждый из авторов?

Базовый учебник:

Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2001. – С. 296-303.

1. Свентицкая М.Х Наш детский сад / М.Х. Свентицкая // История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1987 (1976). – С. 356-360.

2. Тихеева Е.И. Дошкольное воспитание и детские сады / Е.И. Тихеева // Там же. – С. 316-337.

3. Шлегер Л.К. Практическая работа в детском саду / Л.К. Шлегер // Там же. – С. 3339-354.

Занятие 6.

Тема: Становление трудовой школы в России

Понятия: трудовая школа, индустриальная школа, деятельностный подход, комплексная программа, детская субкультура.

Вопросы для обсуждения:

1. В чем заключаются принципиальные изменения в содержании и методике обучения при переходе к Единой трудовой школе?

2. Чем отличается образ трудовой школы, характеризуемый в официальном проекте, в произведениях П.П. Блонского, С.Ф. Шацкого?

3. Что представляли собой комплексные программы, разрабатываемые ГУС? Какие формы и методы обучения предусматривала их реализация?

Базовый учебник:

История образования и педагогической мысли за рубежом и в России: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / И.Н. Андреева и др. ; под ред. З.И. Васильевой. – М.: Академия, 2001. – С. 370-397.

Список источников и литературы:

1. Антология по истории педагогики в России (первая половина ХХ века) / сост. А.В. Овчинников. – М.: Академия, 2000. – С. 250-263 (С.Т. Шацкий), 292-309 (П.П. Блонский).

2. Основные принципы единой трудовой школы / А. Луначарский // История советской дошкольной педагогики: Хрестоматия / сост. Н.Б. Мчелидзе и др. – М.: Просвещение, 1988. – С. 45-52.

Занятие 7.

Тема: Педагогика экспериментализма Дж. Дьюи

Понятия: прагматизм, педоцентризм, трудовая школа, метод проектов.

Вопросы для обсуждения:

1. Как обосновывается выбор целевых ориентиров образования с позиции прагматической философии?

2. Какие негативные черты традиционной школьной системы выделяет Дж. Дьюи? Имеют ли место эти черты в современной отечественной школе?

3. В чем состоит «коперниковский переворот» в педагогике?

4. Каким образом, по мнению Дж. Дьюи, обеспечивается активность, самостоятельность и взаимодействие учащихся в образовательном процессе? Что представляет собой «реальность и проблемность» учебного материала?

Базовый учебник:

Егоров С.Ф. Введение в историю дошкольной педагогики / С.Ф. Егоров, С.В. Лыков, Л.М. Волобуева; под ред. С.Ф. Егорова. – М.: Академия, 2001. – С. 217-222.


Похожая информация.


популярный!


В 2-х т. Т. 2 /Под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1985. 496 с., ил.

Приведены сведения о металлорежущих станках, приспособлениях и инструментах, режимах резания, допусках и посадках, методах и средствах измерения, обработке поверхностей пластическим деформированием и технологии сборки. Четвертое издание (3-е изд 1973 г) переработано в соответствии с новыми ГОСТами, дополнено новыми материалами о роботизации сборочных работ, системах управления процессом обработки по измерительной информации, технико-экономическими расчетами при выборе варианта технологического процесса и др. Для инженерно-технических работников всех отраслей машиностроения

популярный!

Справочник технолога-машиностроителя.
В 2-х т. Т. 1/Под ред. А. Г. Косиловой и Р. К. Мещерякова.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: Машиностроение, 1986. 656 с., ил.
В 1-м томе приведены сведения по точности обработки и качеству поверхностей деталей машин, припуски на механическую обработку, рекомендации по проектированию различных технологических процессов изготовления деталей. Четвертое издание (3-е изд. 1973 г.) переработано в соответствии с новыми ГОСТами, стандартами СЭВ, ЕСКД, ЕСТД и ЕСТПП; дополнено материалами по обеспечению качества и точности обработки деталей на станках с ЧПУ, в гибких производственных системах, на автоматических линиях, по применению промышленных роботов и т. д. Для инженерно-технических работников всех отраслей машиностроения.

Для просмотра данного файла потребуется установленный .

популярный!

В справочнике описаны конструкции современных механических, пневматических и электромагнитных соединительных муфт, широко применяемых в машиностроении. Рассмотрены конструкции муфт отечественного и зарубежного производства. Приведены сведения по новым прогрессивным конструкциям муфт.
Справочник снабжен большим количеством примеров расчета муфт.
Справочник рассчитан на инженерно-технических работников, конструкторов, работающих в различных отраслях машиностроения. Он также может быть полезен студентам вузов машиностроительных специальностей.

Для просмотра данного файла потребуется установленный .

популярный!

В третьем томе приведены справочные сведения по расчету и конструированию неразъемных соединений, пружин, уплотнительных устройств, трубопроводов и арматуры, смазочных, гидравлических и пневматических устройств. Рассмотрены смазочные материалы, приборы, встраиваемые в оборудование, редукторы, моторредукторы, электродвигатели. Восьмое издание (7-е изд. 1992 г.) переработано в соответствии с новыми ГОСТами и нормативно-технической документацией, дополнено сведениями по сварке пластмасс, пленок, клеевых соединений, новыми сведениями по редукторам и электродвигателям. Для инженеров и техников-конструкторов.

Для просмотра данного файла потребуется установленный .

популярный!

Во втором томе приведены современные справочные сведения по расчету и конструкциям осей, валов, подшипников скольжения и качения, муфт, зубчатых, червячных, винтовых, цепных, плоско- и клиноременных передач, храповых зацеплений и разъемных соединений. Восьмое издание (7-е изд. 1992 г.) переработано и дополнено в соответствии с новыми ГОСТами и нормативно-технической документацией. Дан новый раздел по расчету и конструированию шариковых винтовых передач. Предназначен для инженеров и техников-конструкторов.

Для просмотра данного файла потребуется установленный .

популярный!

В первом томе приведены общетехнические сведения, справочные данные по материалам, шероховатости поверхности, допускам и посадкам, предельным отклонениям формы и расположения поверхностей, конструктивным элементам деталей, крепежным изделиям, стандартизованным и нормализованным деталям и узлам. Восьмое издание (7-е изд. 1992 г.) переработано в соответствии с новыми ГОСТами и нормативно-технической документацией, дополнено сведениями по защитно-декоративным покрытиям металлов и пластмасс, зарубежнымианалогами некоторых конструкционных материалов. Предназначен для инженеров и техников-конструкторов.

Для просмотра данного файла потребуется установленный .

популярный!

Барановский Ю.В. Режимы резания металлов. Справочник. Изд. 3-е, переработанное и дополненное. – М., «Машиностроение», 1972.
В справочнике приведены нормативы для массово-поточного производства типа автомобильного по режимам резания на токарных, фрезерных, сверлильных, протяжных, зубообрабатывающих, резьбонарезных, шлифовальных и отделочных станках, даны рекомендации по режимам чистовой обработки поверхностным пластическим деформированием.

Справочник предназначен для технологов машиностроительных заводов, инженерно-технических работников научно-исследовательских и проектно-технологических организаций при расчете технически обоснованных норм времени, определении норм выработки рабочих, анализе производства и пропускных способностей оборудования, установлении мощностей механообрабатывающих поточных линий, участков и цехов, а также для оценки и выбора оптимальной технологии при проектировании заводов при разработке новых и совершенствовании действующих технологических процессов изготовления деталей.

Для просмотра данного файла потребуется установленный .

популярный!

Белоусов А.П.
Проектирование станочных приспособлений. Изд.3, перераб и доп 1980г.

В книге приведены сведения, необходимые при проектировании различных видов станочных приспособлений, классификация и их назначение. Описаны способы базирования обрабатываемых деталей, зажимные устройства приспособлений и способы расчета сил зажима деталей, а также конструкция и расчеты механизированных приводов приспособлений.

Предназначается в качестве учебного пособия для учащихся машиностроительных техникумов. Может быть использована студентами машиностроительных вузов и инженерно-техническими работниками машиностроительной промышленности.

Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) или Total Harmonic Distorsions (THD) – показатель, характеризующий степень отличия формы сигнала от синусоидальной, так же можно сказать это – величина для количественной оценки нелинейных искажений периодического сигнала.

Русский термин «коэффициент искажения» эквивалентен зарубежному термину «искаженный коэффициент мощности» . Его можно выразить также через THD как показано ниже:

2) Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) – величина для количественной оценки нелинейных искажений, равная отношению среднеквадратичной суммы всех высших спектральных компонентов сигнала, к среднеквадратичной сумме спектральных компонентов всего сигнала (кроме постоянной составляющей), иногда используется нестандартизованный синоним – клирфактор (заимств. с нем.). КНИ – безразмерная величина, выражается обычно в процентах.

Коэффициент гармоник (КГ) так же как и КНИ выражается в процентах. Коэффициент гармоник (KГ) связан с КНИ (KН ) соотношением:

Важное замечание:
Следует признать, что данная терминология долгое время являлась «правильной» для русскоязычной, немецкоязычной литературы, так же именно эти определения продолжают использоваться в некоторых анализаторах сети , но в связи с преобладанием обратной терминологии в большинстве современного оборудования (анализаторы сети, ИБП, стабилизаторы, корректоры коэффициента мощности и др.) рекомендуется применение терминов приведенных в самом начале.

Данную терминологию нельзя признать неправильной, но данные и технические характеристики оборудования N-Power указываются в соответствии с европейской и международной терминологией, поэтому рекомендуется применение терминов приведённых в самом начале.

Российский стандарт. Коэффициент нелинейных искажений (КНИ) и качество сетевого электропитания (ГОСТ 13109-97)

Ниже представлены выдержки из ГОСТ 13109-97:

Вычисляют значение коэффициента искажения синусоидальности кривой напряжения Кт в процентах как результат i-го наблюдения по формуле:

Примечание:
Относительная погрешность определения КUi с использованием формулы (Б.16) вместо формулы (Б.15) численно равна значению отклонения напряжения U(1)i от Uном.

Формула приведенная в данном ГОСТе первой (Б.15) соответствует международному определению термина КНИ / THD (см. начало статьи, см. стандарт EN 62040-3).

Европейский стандарт качества сетевого электропитания (EN 62040-3), и коэффициент нелинейных искажений тока

Коэффициент нелинейных искажений по току в % идентичен базовому определению КНИ, определенному в стандарте EN 62040-3 и рассчитывается как процентное отношение среднеквадратичных значений высших гармоник к базовой (первой) гармоники. См. прилагаемую формулу.

Ф.Е.Евдокимов. Теоретические основы электротехники М., Академия 2004 cтр. 262

Г.И. Атабеков. Основы Теории Цепей с.176, стр. 434

Анализатор сети Fluke 435. Руководство пользователя

Справочник по радиоэлектронным устройствам. В 2-х т. Под ред. Д. П. Линде – М.: Энергия, 1978

Горохов П. К. Толковый словарь по радиоэлектронике. Основные термины – М: Рус. яз., 1993

Коэффициент нелинейных искажений: http://ru.wikipedia.org/

Total Harmonic Distortion: http://en.wikipedia.org/wiki/Total_harmonic_distortion

Total Harmonic Distortion: http://de.wikipedia.org/wiki/THDi http://de.wikipedia.org/wiki/Total_Harmonic_Distortion

П.Шпритек. Справочное руководство по звуковой схемотехнике 3.1.1. Москва Мир 1991

Анализатор сети DMK62 Lovato. Руководство пользователя:

ГОСТ 8.331-99 ГСИ. Измерители коэффициента гармоник. Методы и средства поверки и калибровки.

Анализатор сети HIOKI3197. Руководство пользователя

Современные международные обозначения КНИ(THD)
Приведённые ниже термины повторяют определения приведённые выше.
I

Дополнение1
Замечание: существуют другие определения КНИ(THD) например приведённые ниже но в силовой электротехнике они не используются:
I THD

II THD+N
THD+N обозначает общие искажения плюс шум.

Дополнение2
Внимание!
Во избежании путаницы ниже приведены термины ранее использовавшиеся в русскоязычных учебниках по радио/электротехнике.
Эти термины могут использоваться в настоящее время в радиотехнике но в силовой электротехнике во избежании путаницы рекомендовано применение международных терминов приведённых выше.
В русскоязычной литературе ранее были приняты обозначения и термины:
I
Коэффицие́нт нелине́йных искаже́ний (КНИ)
или Коэффициент искажения(ий)
или Коэффициент гармонических искажений сигнала
равен отношению действующего значениия основной(первой) гармоники к действующему значению всего сигнала (всей функции).
d=Кни=КНИ=A1/A=I1/I
Для синусоиды d=1, для треугольного сигнала d~=0,99, для прямоуг. сигнала d=0,9.
Дополнительная информация:

II
Коэффицие́нт нелине́йных искаже́ний (КНИ) - величина для количественной оценки нелинейных искажений, равная отношению среднеквадратичной суммы всех высших спектральных компонентов сигнала, к среднеквадратичной сумме спектральных компонентов всего сигнала (кроме постоянной составляющей), иногда используется нестандартизованный синоним - клирфактор (заимств. с нем.). КНИ - безразмерная величина, выражается обычно в процентах.

Коэффициент гармонических искажений - величина, выражающая степень нелинейных искажений устройства (усилителя и др.), равная отношению среднеквадратичного напряжения суммы высших гармоник сигнала к напряжению первой гармоники при воздействии на вход устройства синусоидального сигнала.

Коэффициент гармоник так же как и КНИ выражается в процентах. Коэффициент гармоник (KГ) связан с КНИ (KН) соотношением:

Замечание 1: следует признать что данная терминология долгое время являлась «правильной» для русскоязычной, немецкоязычной литературы, так же именно эти определения продолжают использоваться в некоторых анализаторах сети , но в связи с преобладанием обратной терминологии в большинстве современного оборудования (анализаторы сети, ИБП, стабилизаторы, корректоры коэфф. мощности и др.) рекомендуется применение терминов приведённых в самом начале.
Эту терминологию нельзя признать неправильной, но данные и технические характеристики оборудования N-Power указываются в соответствии с европейской и международной терминологией, поэтому рекомендуется применение терминов приведённых в самом начале.

Из приведённых в ГОСТ определений видно что вторая формула соответствует определению КНИ (несмотря на то что термин КНИ вообоще отсутствует).

Ф.Е.Евдокимов Теоретические основы электротехники М., Академия 2004 c.262.
Г.И. Атабеков Основы Теории Цепей с.176, 434с.
Анализатор сети Fluke 435 Руководство пользователя
Справочник по радиоэлектронным устройствам: В 2-х т.; Под ред. Д. П. Линде - М.: Энергия, 1978
Горохов П. К. Толковый словарь по радиоэлектронике. Основные термины - М: Рус. яз., 1993
http://ru.wikipedia.org/ Коэффициент нелинейных искажений
http://en.wikipedia.org/wiki/Total_harmonic_distortion
http://de.wikipedia.org/wiki/THDi http://de.wikipedia.org/wiki/Total_Harmonic_Distortion
П.Шпритек Справочное руководство по звуковой схемотехнике 3.1.1, Москва Мир 1991
Анализатор сети DMK62 Lovato Руководство пользователя.
http://www.lovatoelectric.com/RICERCA/ITALIANO/03_ISTRUZIONI/I104IGBFE04_08.PDF
ГОСТ 8.331-99 ГСИ. Измерители коэффициента гармоник. Методы и средства поверки и калибровки
ГОСТ 8.110-97 ГСИ. Государственная поверочная схема для средств измерения коэффициента гармоник
ГОСТ 13109-97
Анализатор сети HIOKI3197 Руководство пользователя

С замечаниями по содержанию этого раздела просьба обращаться: .

Александр.
SIEL подвердил что все правильно с THD
Можно целиком текст ниже в статью включить+этот стандарт тоже.
Даниил А.
________________________________________
From: Mazza Angelo
Sent: Wednesday, December 21, 2011 7:33 PM
To: Daniil A.
Cc: "Олег Сергеев"; Matoshi Gladiola; Pensini Glauco
Subject: R: SafePower Evo input THD //l2
Dear Mr. Daniil,
the value THDI%, indicated in the manual, is the definition of Total Harmonic Distortion and is exactly equal to the definition expressed by UPS Statement of EN 62040-3, which defines it as the percentage ratio of the rms value of the harmonic content and the rms value of the fundamental component (first harmonic) which expressed by the following relationship:

The values I1, I2, I3, ect….are rms values.

М.: 2004. - Т.1 - 512с., Т.2 - 368с.

Первый том учебного пособия посвящен общим проблемам искусства и категориям эстетики, культурологии и семиотики в изучении художественной литературы (первая часть), а также систематическому изложению понятий и методов теоретической поэтики в анализе различных аспектов литературного произведения - таких, как речь, сюжет, повествование - и характеристике типических структур художественного целого, т. е. рода, жанра и стиля (вторая часть). Стремясь ознакомить читателя с широким спектром мнений по каждому вопросу и помочь ему достичь большей ясности и определенности понятий, авторы в то же время рассматривают теорию литературы как путь и средство проникновения в смысл каждого конкретного художественного произведения.

Второй том учебного пособия посвящен исторической поэтике, которая взаимодополняет теоретическую поэтику. Созданная сто лет назад русским ученым А. Н. Веселовским, она все еще находится в состоянии становления, хотя уже вошла в круг дисциплин, изучаемых в высшей школе. Предлагаемый труд - первое учебное пособие по исторической поэтике. Основные проблемы этой области теоретического литературоведения - происхождение и развитие как самой литературы, так и ее важнейших категорий: автора и героя, слова и образа, сюжета, родов и жанров и др. Они излагаются систематически, с охватом всех стадий развития литературы и на широком сравнительном материале (фольклор, античная и европейские, русская, арабская и персидская, индийская, китайская и японская литературы).
Для студентов филологических факультетов вузов. Может быть рекомендовано филологам, историкам, культурологам, преподавателям и широкому кругу читателей.

Том 1.

Формат: pdf

Размер: 7,1 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

Том 2.

Формат: pdf

Размер: 5,2 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ТОМ 1.
От авторов 3
Введение 4
Часть первая ЛИТЕРАТУРА КАК РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ДИСКУРСА
Глава 1. Семиотическая природа литературы 16
§ 1. Понятие о знаковости искусства 16
1. Искусство слова как вторичная знаковая система 19
2. Понятие о художественном языке (стиле) 24
§ 2. Структура художественного текста 26
1. Структура объектной организации 28
2. Структура субъектной организации 30
3. Структурная схема литературного произведения 32
Глава 2. Эстетическая природа литературы 43
§ 1. Эстетическое отношение 43
§ 2. Эстетическая деятельность 49
1. Целостность художественного мира 51
2. Типы эстетического завершения 54
Глава 3. Коммуникативная природа литературы 77
§ 1. Литература как способ духовного общения 77
§ 2. Коммуникативные стратегии художественного письма 83
1. Референтные компетенции дискурса 84
2. Креативные компетенции дискурса 87
3. Рецептивные компетенции дискурса 90
§ 3. Парадигмы художественности (понятие о литературном процессе) 92
1. Рефлективный традиционализм 94
2. Креативизм 96
3. Модернизм 101
Часть вторая ЛИТЕРАТУРА КАК ПРОДУКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
Раздел первый. Литература как вид искусства 106
Глава 1. Художественная словесность и другие виды искусства 107
Введение 107
1. Постановка проблемы 107
2. Справочная литература и научная традиция 110
§ 1. Ситуация «Лессинг - Гердер» в истории вопроса 113
1. Лессинг: знаки искусства и подходящая для него предметность 113
2. Гердер: поэзия как * энергетическое» искусство 118
§ 2. Проблема наглядности словесных описаний 120
Глава 2. Слово (речь) как материал художественного произведения 124
§ 1. Особый язык или особое использование обычного языка? 124
1. Первый подход 124
2. Второй подход 129
§ 2. Способы решения проблемы в научной традиции 130
1. Нейтральные определения 130
2. Литературоведческая стилистика против лингвистической 132
3. Лингвистическая стилистика плюс поэтика 134
4. Лингвистический материал - носитель эстетической формы 136
Глава 3. Поэзия и проза 138
§ 1. «Готовый» поэтический образ 142
1. Тропы и фигуры 144
2. Топосы и эмблемы 147
§ 2. Семантически «открытый» поэтический образ 151
1. Постановка проблемы «нериторического» тропа 153
2. Параллелизм, метафора, символ 154
§ 3. Специфика прозаического словесного образа 160
1. Классификация типов прозаического слова 161
2. Два исторических типа идеологического и литературного слова 162
3. Прозаический образ в отличие от образа в поэзии 162
§ 4. Проблема словесного образа в истории науки 163
1. От идеи «особых выражений» к идее «поэтического контекста» 164
2. Ритм, слово и язык в поэзии и прозе (Тынянов, Бахтин и Веселовский) 167
Раздел второй. Структура произведения 172
Введение. Читатель, текст и «внутренний мир» литературного произведения 172
Глава 1. «Рассказанное» событие: мир героя и понятия «сюжетологии» 176
Введение 176
1. «Мир-героя» как эстетическая категория 176
2. «Внутренний» мир произведения и другие, связанные с ним понятия 178
§ 1. Художественное время, пространство, событие 179
1. Взаимосвязь категорий и форм времени и пространства 179
2. Классификации форм времени-пространства с учетом фольклорной и литературной традиции 181
3. Категория события 183
§ 2. Последовательность событий: сюжет и фабула 185
1. Виды событий и способы их оценки 185
2. Варианты последовательности событий и способы разграничения сюжета и фабулы 187
§ 3. Элементы сюжета и источники его развития: ситуация и конфликт (коллизия) 190
§ 4. Сюжет и мотив, комплекс мотивов и сюжетная схема 193
1. Мотив и другие понятия сюжетологии 193
2. Мотив и структура произведения 195
3. Комплекс мотивов и типы сюжетных схем 200
Глава 2. «Событие рассказывания»: структура текста и понятия наррадологии 205
Введение 205
1. Исходное понятие 205
2. Субъект речи и носитель точки зрения 207
§ 1. Компонент и композиция. Точка зрения и перспектива 208
1. Постановка проблемы композиции 209
2. Точка зрения и перспектива 212
§ 2. Повествование и система композиционных форм речи 223
1. Термин «повествование» и классическая риторика 227
2. Повествование, описание и характеристика 227
3. Роль повествования в системе композиционных форм речи 233
§ 3. Повествователь и рассказчик 235
1. Критерии и способы разграничения 235
2. Сравнительная характеристика 240
Глава 3. Автор и герой. Границы художественного мира 242
§ 1. Образ автора и автор-творец 242
§ 2. Герой, персонаж, характер и тип 248
1. Литературный герой как персонаж 249
2. Персонаж, не являющийся героем 252
3. Персонаж-характер 253
4. Персонаж-тип 255
5. Проблема совпадения или несовпадения героя с типом и характером 256
§ 3. Система персонажей и авторская позиция 258
1. Определения основного понятия 259
2. Система персонажей и «язык» типологии героя в фольклоре и литературе 261
Раздел третий. Тип произведения 264
Введение 264
§ 1. Постановка проблемы. Термины и понятия 264
§ 2. «Теоретические» и «исторические» типы произведений 268
I. Род 273
Глава 1. Эпика 276
Введение 276
1. Эпический мир или эпический текст? 277
2. Постановка проблемы единства эпических жанров 279
§ 1. «Родовые» свойства текста эпического произведения 281
1. Взаимоосвещение авторской и чужой речи 281
2. Фрагментарность 286
§ 2. Эпический мир и большая форма. Тип события, структура сюжета 288
1. Эпический тип события 289
2. Структура эпического сюжета 290
§ 3. Малые жанры и проблема эпического субъекта 297
1. Точки зрения субъектов в структуре малых жанров. 297
2. Родство больших и малых эпических форм 298
3. Эпическая «зона построения образа» 299
§ 4. К проблеме эпического героя 303
Глава 2. Драма 305
Введение 305
1. Вопрос о константной структуре и исторических изменениях 305
2. Театроведческий и литературоведческий подходы к драме 306
3. Три варианта теорий драмы 306
§ 1. «Зона построения образа» в драме. Катастрофа и катарсис 307
1. Пространство-время драматического события и позиция зрителя 307
2. Событие «завершения» в драме. Катастрофа и катарсис 309
3. Аспекты «завершающего» события (варианты перехода границ) 312
§ 2. Сюжет драмы: выбор судьбы. Завязка, развязка и перипетия 313
1. Свобода выбора и необходимость 313
2. Характеристика понятий, описывающих драматический сюжет 314
§ 3. Пространство-время драматического действия и конфликт 315
1. Ограничение пространства-времени действия и природа конфликта 316
2. «Обрамляющие» ситуации и мир драмы 317
3. Проблема единства действия в «неклассических» вариантах драматических структур 319
4. Итоговое определение драматического конфликта 320
§ 4. Текст драмы. Сценический эпизод и композиция 320
1. Специфика речи в драме в сравнении с эпикой (два подхода к проблеме) 321
2. Основные понятия: их взаимосвязь, определения и применимость 323
3. Сюжетные и внесюжетные функции слова 325
4. Сценический эпизод в качестве компонента 328
§ 5. Герой в драме: драматический характер, роль, тип, амплуа 329
Глава 3. Лирика 333
§ 1. Три теории лирики 333
§ 2. Субъектная структура лирического произведения 341
§ 3. Мир лирического произведения: пространство-время, событие и сюжет 347
1. Рефлексия и лирическое событие 350
2. Проблема лирического сюжета 353
§ 4. Лирическая речь и образные языки лирики 355
II . Жанр 361
Введение 361
§ 1. Универсальная модель жанровой структуры 363
§ 2. Жанровый «канон» и «внутренняя мера» жанра 368
Глава 1. «Твердые» и «свободные» варианты эпической формы 372
§ 1. Варианты большой формы: эпопея и роман 376
1. Незавершенное настоящее и абсолютное прошлое 378
2. Стилистическая трехмерность и слово предания 381
3. «Зона контакта» и абсолютная эпическая дистанция. Образ человека 383
4. Исторический пример «встречи» двух жанров в одном произведении -. 384
§ 2. Средние формы: новелла, повесть, рассказ 387
1. Канон новеллы и стереотипы повести 388
2. Повесть и роман 394
3. Проблема рассказа 400
Глава 2. Классическая и неклассическая драма 408
Введение 410
§ 1. Комедия с признаками драмы и драма, похожая на комедию («Горе от ума» и «Вишневый сад») 413
§ 2. Драма-тр"агедия («Гроза» и «Живой труп») 417
§ 3. «Средний» вариант: экспериментальная драма-диспут («На дне») 426
Глава 3. Проблемы динамики лирических жанров 431
§ 1. Идиллия и другие жанры (элегия и послание) 433
§ 2. Баллада 439
III. Стиль 443
Введение 443
1. Этимология и сфера употребления 443
2. Два аспекта проблемы стиля 444
3. Обзоры теорий и типологий стиля 445
Глава 1. Стиль литературного произведения 446
§ 1. Автор и стиль произведения 446
1. «Лицо» («типическое своеобразие») 446
2. Системность особенностей или «примет» 449
3. Телеологическое соотношение «облика формы» и принципа, определяющего этот облик 450
§ 2. Автор и традиция 455
1. Стиль я традиция внехудожественного словоупотребления 455
2. Стиль я традиция художественного словоупотребления 456
3. Итоговое определение стиля 456
Глава 2. Чужой стиль в литературном произведении 457
Введение 457
1. Постановка вопроса 457
2. Состояние вопроса в науке 459
§ 1. Проблема художественной реакции на чужой стиль у Бахтина и Тынянова 460
1. Стилизация, подражание и стиль 460
2. Стилизация и пародия 461
3. Стилизация и вариация 461
4. Пародия 463
§ 2. Формы освоения чужого стиля и их разновидности в истории литературы 465
1. Подражание и стилизация 465
2. Пародия и вариация 469
Литература 474
Предметный указатель 486
Указатель имен авторов и названий художественных произведений 492

ТОМ 2.
Часть третья ИСТОРИЧЕСКАЯ ПОЭТИКА
Введение 4
§ 1. Теоретическая поэтика, историческая поэтика и история литературы 4
§ 2. Предмет исторической поэтики 5
§ 3. Метод исторической поэтики 7
§ 4. Периодизация истории поэтики 12
Раздел первый. Поэтика эпохи синкретизма 14
Глава 1. Синкретизм как художественный принцип 14
§ 1. Понятие синкретизма 14
§ 2. Формы проявления синкретизма в архаическом сознании и искусстве 15
§ 3. Синкретизм и генезис эстетического объекта 18
Глава 2. Субъектная структура эстетического объекта в поэтике эпохи синкретизма 20
§ 1. Понятие субъектного синкретизма 20
§ 2. Истоки субъектного синкретизма 22
§ 3. Субъектный синкретизм в отражении форм высказывания 28
§ 4. Субъектный синкретизм на уровне композиционного целого 30
Глава 3. Словесный образ в эпоху синкретизма 32
§ 1. Слово в эпоху синкретизма. Проблема генезиса и исходной формы образа 32
§ 2. Эволюция образного сознания 36
§ 3. Кумуляция и параллелизм 38
§ 4. Рождение ранних форм тропа, их историческая семантика и своеобразие 46
Глава 4. Сюжет в эпоху синкретизма 51
§ 1. Сюжет и проблема семантической границы в эпоху синкретизма 51
§ 2. Мотив и сюжет 53
§ 3. Герой и сюжет. Кумулятивная схема 57
§ 4. Циклический сюжет. Взаимодействие двух схем 63
Глава 5. Литературные роды в эпоху синкретизма 72
§ 1. Определение литературного рода и теория исходного синкретизма родов 72
§ 2. Роль слова в обрядово-мифологическом синкретизме и выделение его эстетической функции 74
§ 3. Проблемы лироэпических песен 81
§ 4. Способ исполнения как родовой критерий: пение, речь и наррация 82
§ 5. Способ изображения и дифференциация родов 84
1. Эпос 84
2. Драма, 86
3. Лирика 91
Глава 6. Жанры в эпоху синкретизма 100
§ 1. Понятие жанра 100
§ 2. Исходный жанровый синкретизм. Три этапа дифференциации 101
§ 3. Доминанта функциональной роли жанра. Развитие тематики и топики 110
Раздел второй. Эйдетическая (традиционалистская) поэтика 117
Глава 1. Художественные принципы эйдетической поэтики 117
§ 1. Новая стадия в истории поэтики 117
§ 2. Эйдос как порождающий принцип 118
§ 3. Эйдос, рефлексия и канон 121
Глава 2. Субъектная сфера в эйдетической поэтике 123
§ 1. Развитие личности и авторское начало 123
§ 2. Традиционалистская установка и личная инициатива 127
§ 3. Двуединство автора и героя 131
§ 4. Авторская и чужая речь. Повествовательные ситуации 133
§ 5. Всезнающий автор и готовый герой. Открытие характера 138
Глава 3. Словесный образ в эйдетической поэтике 141
§ 1. Словесный образ в европейской поэтике. Статус слова: «готовое» и «чужое» слово 141
§ 2. Система тропов 145
§ 3. Словесный образ в индийской поэтике 151
§ 4. Словесный образ в японской поэтике 157
§ 5. Словесный образ в китайской поэтике 160
1. Категория «дао» и принцип «естественнности» 160
2. Способы преобразования параллелизма 163
Глава 4. Сюжет в эйдетической поэтике 169
§ 1. Понятие «готовый сюжет»: его смысл и границы 169
§ 2. От сюжета-мотива к сюжету-ситуации 178
§ 3. Сюжет-ситуация и начало формирования сюжета становления 187
Глава 5. Жанры в эйдетической поэтике 189
§ 1. Жанровый канон и мышление жанрами 189
§ 2. Строгие и свободные жанровые формы 193
1. Газелла 194
2. Хокку 197
3. Элегия 199
§ 3. Роман как маргинальный жанр 201
Глава 6. Завершение эйдетической поэтики 209
§ 1. Идея и образ 209
§ 2. Кристаллизация монологических начал и возрождение стихии синкретизма 211
§ 3. Идея и жизнь в «Дон Кихоте», тайна и слова в «Гамлете» 212
§ 4. «Странность» и норма в барокко 216
Раздел третий. Поэтика художественной модальности 221
Глава 1. Принципы поэтики художественной модальности 221
§ 1. Хронологические рамки и этапы развития 221
§ 2. Автономная личность и «неклассическое я» 222
§ 3. Принцип художественной модальности 224
§ 4. Романтическая поэтика «возможности» и образ неготового мира 228
§ 5. Искусство - «игра», правила которой не даны заранее, а создаются в процессе игры 230
§ 6. Единичное й единое. Автономия искусства 232
Глава 2. Субъектная сфера в поэтике художественной модальности 234
§ 1. Самооценка «я» и «я-другой». Субъекты авторского плана 234
§ 2. Образ-личность и авторская позиция 237
§ 3. Автор и герой в раннем и «аналитическом» реализме 240
1. Ранний реализм 240
2. Аналитический реализм 243
§ 4. Автор и герой у Л.Толстого и Ф.Достоевского 246
§ 5. Развитие «неклассического» типа субъектных структур 253
1. Двуединство «я-другой» 253
2. Речевые формы высказывания 254
3. Неклассические субъектные структуры в лирике 255
4. Неклассические субъектные структуры в прозе 258
Глава 3. Словесный образ в поэтике художественной модальности 267
§ 1. Прозаическое и поэтическое разноречие 267
§ 2. Трансформация тропов. Возрождение архаических типов словесного образа 274
§ 3. Соотношение образных языков 281
Глава 4. Сюжет в поэтике художественной модальности 287
§ 1. Сюжет-ситуация и сюжет становления 287
1. Исходная ситуация 288
2. Становление 291
3. Открытый финал и принцип сюжетной неопределенности 298
§ 2. Неокумулятивный сюжет 304
Глава 5. Деканонизация жанров в поэтике художественной модальности 313
§ 1. Нарушение канона и жанровая модальность 313
§ 2. Замена канона внутренней мерой 321
1. Лироэпическая (романтическая) поэма 322
2. Баллада 330
Литература 335
Предметный указатель 345
Указатель имен и названий художественных произведений 348

ОТ АВТОРОВ
Предлагаемое учебное пособие - результат многолетней работы авторов в области эстетики словесного творчества, теоретической и исторической поэтики. Современная теория литературы, по их убеждению, должна быть синтезом этих дисциплин: единой, последовательно «выстроенной» и детально разработанной системой научных понятий.
Отсюда структура учебного пособия. В первой части рассмотрены проблемы знаковой (семиотической), эстетической и коммуникативной природы и функций художественного произведения и литературы в целом. Во второй и третьей частях1 акцентирована специфика художественной словесности как вида искусства: в центре внимания - вопросы и понятия поэтики, теоретической (литературное произведение и литература как системы в аспекте синхронии) и исторической (изменения художественных структур и их функций в диахронической перспективе, в смене больших культурных эпох).
Систематическое освещение научных понятий и категорий для нас, однако, не самоцель. Любое из них должно иметь «инструментальный» характер, т.е. быть пригодным к использованию в практике анализа текста и «внутреннего мира» литературного произведения, содействовать постижению его смысла. Поэтому изложение постоянно сопровождается анализом художественных текстов или их фрагментов. Практика такого рода в то же время - критерий оценки продуктивности существующих трактовок терминов и понятий в научной традиции, понятой как история понятий.
Такой подход к проблемам теории литературы и задачам обучения, на наш взгляд, отличает предлагаемое пособие от его предшественников в отечественной традиции, начиная от классического труда Б.В.Томашевского и вплоть до новейшего учебника В. Е. Хализева; в определенной степени он близок широко известной, многократно переиздававшейся книге В. Кайзера «Das sprachliche Kunstwerk».
В основе текста учебного пособия - лекционные курсы, читавшиеся авторами в РГГУ и показавшие продуктивность избранного ими способа освещения основных проблем теории литературы и доступность их для студентов в таком изложении. И в том и в другом авторы надеются убедить читателя.



Просмотров