Взрыв на газопроводе в алуште могли подготовить диверсанты. Кратер от аварии на скважине

В Лысогорском районе, недалеко от Урицкого есть месторождения нефи и газа. В 1960 году, когда разведывалось это месторождение произошла авария.

На сайте это описывается так:

В поисках природного газа разведчики-геологи заложили на большой глубине скважину. Вдруг, совершенно неожиданно, из земли вырвался мощный фонтан воды. Вслед за этим послышался глухой подземный грохот. Над степью высоко взметнулся грязно-зеленый водяной столб с резким запахом. Все оборудование разведчиков, вместе с тяжелой лебедкой, мгновенно исчезло в разверзшейся бездне. Потоки отравленной горько-соленой воды бурно понеслись к реке Медведице, которая снабжала водой окрестные селения. Река могла оказаться отравленной. Нужно было принимать срочные меры. Силами колхозников в кратчайший срок были сооружены восемь крупных плотин. С их помощью удалось отвести вредный поток в сторону. Река была спасена. Фонтан, выбрасывающий в сутки двадцать две тысячи кубометров воды, постепенно стих.

Но прошло несколько дней и подземная стихия снова забушевала. Над степью раздался оглушительный взрыв, после чего из скважины вырвались гигантские языки пламени. Пожар все более распространялся, и вскоре от скважины не осталось и следа. Вместо нее зиял огромный, извергающий пламя, кратер, диаметром до двухсот метров. Потушить пожар обычными средствами было невозможно. Его очаг находился глубоко под землей. Тогда решили пробурить к очагу с разных сторон пять скважин и через них, под высоким напором, подвести струи воды, которые и ликвидировали бы пожар. Это была чрезвычайно сложная, опасная и еще невиданная в практике бурения работа. Приходилось действовать на расстоянии не более двухсот метров от огня, в сильно накаленном воздухе. Люди все время поливали друг друга водой, чтобы не загорелась одежда.

Эта героическая работа привела к успеху. Пламя постепенно стало уменьшаться, а затем и вовсе затихло. Но еще долго в небе носились густые облака пара, смешанного с вредным газом. Его зажигали ракетами и тем самым обезвреживали.

Размеры этой воронки — около 100 метров в диаметре, 30 метров в глубину.

Еще одна панорама. Вверху справа наши машинки

Ночью с 3 на 4 июня 1989 года на железнодорожном перегоне Аша - Улу-Теляк неподалёку от Уфы из-за прорыва трубопровода на пути движения поездов скопилось большое количество легковоспламеняемой газобензиновой смеси. В момент встречного прохождения двух пассажирских поездов случайная искра спровоцировала сильнейший взрыв. Погибло почти 600 человек. Лайф вспоминает подробности самой страшной в истории отечественных железных дорог трагедии.

С началом перестроечной эпохи в СССР резко выросло количество серьёзных катастроф и аварий. Каждые несколько месяцев происходило то одно, то другое страшное событие, уносившее множество жизней. Всего за несколько лет утонули две атомные подводные лодки, затонул пароход "Адмирал Нахимов", произошла авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении, одна за другой следовали железнодорожные аварии. Складывалось ощущение, что и техника, и природа взбунтовались одновременно.

Но зачастую к непоправимым последствиям приводил не отказ техники, а человеческий фактор. Самое обычное разгильдяйство. Ответственным работникам словно стало наплевать на все должностные инструкции. Менее чем за два года перед аварией под Уфой одна за другой произошли четыре серьёзные аварии на железных дорогах, повлекшие немалые жертвы. 7 августа 1987 года на станции Каменская грузовой поезд слишком сильно разогнался, не смог затормозить и смял стоявший на станции пассажирский поезд, в результате чего погибло более ста человек.

Причиной катастрофы стало грубейшее нарушение инструкций сразу несколькими служащими. 4 июня 1988 года в Арзамасе взорвался поезд, перевозивший взрывчатку. Погибло более 90 человек. В августе того же года скоростной поезд "Аврора", следовавший по маршруту Москва - Ленинград, из-за грубейшей халатности дорожного мастера потерпел крушение. Погиб 31 человек. В октябре 1988 года произошло крушение и взрыв грузового поезда в Свердловске, из-за чего погибло 4 человека и пострадало более 500. В большинстве этих происшествий ключевую роль сыграл человеческий фактор.

Казалось, волна катастроф и аварий должна была вызвать гораздо более серьёзное и ответственное отношение к должностным инструкциям и нормам безопасности. Но, как выяснилось, этого не произошло, и новые кошмарные события не заставили себя ждать.

Злосчастный трубопровод

https://static..jpg" alt="

Кадр из документального фильма " data-layout="wide" data-extra-description="

Кадр из документального фильма ">

Впрочем, катастрофы можно было бы избежать, если бы не очередная порция наплевательского отношения персонала к своим обязанностям. 3 июня, примерно в 21 час вечера, операторы трубопровода получили сообщение с Миннибаевского газоперерабатывающего завода о резком падении давления в трубопроводе и снижении скорости поступления смеси.

Однако обслуживающий персонал, работавший в тот вечер, не стал заморачиваться. Во-первых, пульт управления всё равно находился более чем в 250 километрах от участка и сразу проверить его они не могли. Во-вторых, оператор спешил домой и боялся опоздать на автобус, поэтому не оставил сменщикам никаких инструкций, сказав только, что на одном из участков снизилось давление и надо "поддать газку".

Заступившие в ночную смену операторы увеличили давление. Судя по всему, утечка существовала уже давно, но повреждение трубы было незначительным. Однако после увеличения давления произошло новое повреждение на проблемном участке. В результате повреждения образовалась щель почти двухметровой длины.

Менее чем в километре от места утечки проходил один из участков Транссибирской магистрали. Утекавшая смесь оседала в низине неподалёку от железнодорожных путей, образовав своеобразное газовое облако. Достаточно было малейшей искры, чтобы превратить участок в огненный ад.

В течение этих трёх часов, пока газ накапливался возле магистрали, по участку неоднократно проходили поезда. Некоторые машинисты сообщали диспетчеру о сильной загазованности в этом районе. Однако железнодорожный диспетчер не стал предпринимать никаких мер, поскольку не имел связи с операторами трубопровода, а на свой страх и риск не решился тормозить движение по Транссибирской магистрали.

В это время навстречу друг другу двигались два поезда. Один шёл из Новосибирска в Адлер, другой возвращался в противоположном направлении, из Адлера в Новосибирск. Вообще-то, их встреча на данном участке не была предусмотрена расписанием. Но поезд, ехавший из Новосибирска, незапланированно задержался на одной из остановок из-за того, что у одной из беременных пассажирок начались схватки.

Авария

https://static..jpg" alt="" data-layout="regular" data-extra-description="">

Оба поезда были "курортными". Уже начался сезон, люди целыми семьями ехали на юг, поэтому поезда были переполнены. Всего в обоих составах находилось более 1300 человек, с учётом как пассажиров, так и работников поездных бригад. Более четверти пассажиров составляли дети. Не только ехавшие с родителями, но и направлявшиеся в пионерские лагеря. В Челябинске к одному из составов прицепили вагон, в котором на юг ехали хоккеисты юношеской команды челябинского "Трактора".

По различным оценкам, погибло от 575 до 645 человек. Такой разброс объясняется тем, что на маленьких детей в то время отдельных билетов не выписывалось, поэтому число погибших могло быть больше, чем официально объявленные 575 человек. Кроме того, в поезде могли находиться и зайцы. В "курортные" поезда билеты раскупались быстро и хватало не всем, поэтому существовала негласная практика проезда в купе проводников. Конечно, за определённую плату самим проводникам. Почти треть погибших, 181 человек, - дети. Из десяти хоккеистов "Трактора", ехавших в прицепном вагоне, выжил только один юноша. Александр Сычёв получил серьёзные ожоги спины, однако смог восстановиться, вернуться в спорт и выступать на самом высоком уровне вплоть до 2009 года.

Более 200 человек погибли непосредственно на месте. Остальные скончались уже в больницах. Пострадало более 620 человек. Почти все получили серьёзные ожоги, многие остались инвалидами. Лишь нескольким десяткам счастливчиков удалось уцелеть и не получить серьёзных повреждений.

Последствия

Днём 4 июня на место катастрофы прибыл Михаил Горбачёв в сопровождении членов правительственной комиссии по расследованию аварии, которую возглавил Геннадий Ведерников. Генеральный секретарь заявил, что катастрофа оказалась возможной из-за безответственности, дезорганизации и бесхозяйственности должностных лиц.

Это уже был период гласности, поэтому данная катастрофа, в отличие от многих других, не замалчивалась и освещалась в средствах массовой информации. По своим последствиям авария под Уфой стала самой крупной катастрофой в истории отечественных железных дорог. Её жертвами стало почти столько же людей, сколько погибло за всё время существования железных дорог в Российской империи (более 80 лет).

Поначалу всерьёз рассматривалась версия о теракте, но позднее от неё отказались в пользу взрыва газа из-за протечки трубопровода. Однако так и не было выяснено, что конкретно послужило причиной взрыва: выброшенный из окна поезда окурок или случайная искра из токоприёмника одного из электровозов.

Авария имела такой резонанс, что на этот раз следствие всеми силами демонстрировало, что намерено привлечь всех виновников, не глядя на их заслуги. Поначалу действительно казалось, что преследованием "стрелочников" не обойдётся. Следствие интересовалось весьма высокопоставленными лицами, вплоть до заместителя министра нефтяной промышленности Шагена Донгаряна.

В процессе следствия выяснилось, что трубопровод был оставлен практически без присмотра. В целях экономии средств были отменены практически все диагностические предприятия, начиная от телеметрической системы и заканчивая обходчиками участков. Фактически линия была бесхозной, за ней толком никто не следил.

Как это часто и бывает, начинали очень бодро, но потом дело забуксовало. Вскоре начались разного рода политические и экономические катаклизмы, связанные с распадом СССР, и катастрофа постепенно стала забываться. Первое судебное заседание по делу состоялось уже не в СССР, а в России в 1992 году. По его итогам материалы отправили на доследование, а само расследование резко сменило вектор и из числа фигурантов дела исчезли высокопоставленные персоны. А главными обвиняемыми оказались не те, кто эксплуатировал трубопровод с нарушениями элементарных требований безопасности, а рабочие, ремонтировавшие участок.

В 1995 году, спустя шесть лет после трагедии, состоялся новый суд. В качестве обвиняемых на нём фигурировали рабочие ремонтной бригады, которые делали отвод на участке, а также их начальство. Все они были признаны виновными. Несколько человек сразу были амнистированы, остальные получили небольшие сроки, но не в лагере, а в колонии-поселении. Мягкий приговор прошёл практически незамеченным. За прошедшие шесть лет в стране произошло немало катаклизмов, и страшная катастрофа под Уфой за это время отошла на второй план.

Во вторник около 20:00 жители Алушты начали сообщать в крымских пабликах в социальных сетях (группа «Чёрный список Алушта» и группа «Алушта» соцсети Вконтакте, – прим.) о сильном взрыве, который слышали не только в городе, но и в окрестностях. Тогда же стали появляться сообщения о том, что у горожан пропал газ.

Национальный антитеррористический комитет уже 1 ноября подтвердил факт взрыва на газопроводе в посёлке Виноградное.

«Около 20.00 на газораспределительной станции, расположенной рядом с поселком Виноградное городского округа Алушта Республики Крым, было зафиксировано снижение давления газа. Одновременно с этим прекратилась подача электроэнергии в связи с падением опоры ЛЭП. При осмотре места происшествия специалистами было обнаружено внешнее повреждение линии газопровода», – говорится в сообщении.

В комитете уточнили, что на месте работают экстренные службы, а правоохранительные органы прорабатывают все возможные версии, «в том числе совершение диверсии».

Был и второй взрыв

В пресс-службе «Крымэнерго» уточнили, что в 19:38 произошло технологическое нарушение на двух высоковольтных линиях «Перевальное–Алушта» и «Алушта–Лучистое», осуществляющих частичное электроснабжение Южного берега Крыма. При этом, по данным предприятия, на электроснабжении населённых пунктов Южного берега Крыма это никак не сказалось. Восстановить работу высоковольтных линий электропередачи планируют в течение 72 часов.

Крымские СМИ со ссылкой на региональное министерство топлива и энергетики сообщили, что около 5 часов утра произошло повреждение второй линии газопровода на Южном берегу Крыма, также была повреждена ЛЭП. «Крыминформ», ссылаясь на региональное управление МЧС, сообщил, что авария оставила без газоснабжения примерно 1,2 тысячи человек в населённых пунктах Виноградное, Кипарисное, Малый Маяк, Пушкино и Утёс.

Официально подтвердить это сообщение не удалось. В пресс-службе МЧС по Республике Крым ForPost сообщили, что не дают официальных комментариев по этому поводу, так как ведомство в ликвидации последствий аварии участие не принимает. В МЧС уточнили, что в районе аварии работают сотрудники ГУП «Крымгазсети» и полиция.

Руководитель ГУП «Крымгазсети» Сергей Тарасов от комментариев отказался, пояснив, что «есть указания» сверху ничего не комментировать, и посоветовал обратиться в пресс-службу Совета министров Крыма или министерство внутренней политики, информации и связи Республики Крым. При этом глава информационного министерства Дмитрий Полонский сказал ForPost: «Это не моя тема, я такое не комментирую, это вам нужно звонить специализировано и силовикам».

Не смогли прокомментировать взрывы и в городском Совете Алушты. Заместитель председателя госсовета Борис Егоров переадресовал ForPost «на официальные источники». Также от комментариев отказались в алуштинском управлении МВД.

При этом случившееся в Алуште прокомментировал глава Крыма Сергей Аксёнов. На своей странице в Facebook он подтвердил, что «вчера вечером было прервано газоснабжение нескольких населенных пунктов Южного берега Крыма, также произошло обрушение опоры ЛЭП».

«Правоохранительные органы выясняют обстоятельства произошедшего. Рассматриваются все версии, включая диверсию. Экстренные службы сработали оперативно. Аварийные бригады работали всю ночь. Энергоснабжение оперативно восстановлено по резервной нитке. Восстановительные работы по основной нитке продолжаются. Электроснабжение будет полностью восстановлено в течение 72 часов. Газоснабжение – в течение суток. Идут восстановительные работы и на второй линии газопровода, повреждение которой произошло ориентировочно сегодня около пяти утра. Действует оперативный штаб. Ситуация находится под постоянным контролем», – написал председатель правительства.

Южный берег Крыма в оцеплении

Источник ForPost c места происшествия сообщил, что сейчас всё Южное побережье Крыма оцеплено «зелёными человечками», которые проверяют все приезжающие автомобили. К проверкам привлечены военные, силовики, сотрудники ГИБДД. На данный момент известно о двух авариях – в районе посёлков Виноградное и Запрудное.

«В одном месте до сих пор факел горит и видно, что у повреждённой трубы снизу вмятина и сквозное отверстие. Специалисты между собой говорят, что на неё было постороннее воздействие. Это в Запрудном. Также мы видели поваленную опору ЛЭП. Провода не порвались, но они натянутые. Там тоже, по словам специалистов, видно постороннее воздействие. Я так понимаю, что версия диверсии сейчас рассматривается как основная, так как характер повреждения во всех случаях одинаковый. Вероятно, поэтому так усилили меры безопасности», – рассказал наш источник.

По данным нашего источника, из-за аварий на газопроводе около трёх тысяч человек остались без газоснабжения, электричество в домах крымчан не отключалось.

Власта Пидпалая
Фото: пресс-служба Национального антитеррористического комитета



Просмотров