Варианты истории происхождения российского герба. История создания герба россии

Печать Ивана III Великого

Каждое государство имеет свои символы, которые отражают внутреннее его устройство: могущество, территорию, природные особенности и другие приоритеты. Одним из символов государства является герб.

Герб каждой страны имеет свою историю создания. Существуют особые правила составления рисунка герба, этим занимается специальная историческая дисциплина ГЕРАЛЬДИКА, которая сложилась еще во времена Средневековья.

История герба Российской империи довольно интересна и своеобразна.

Официально российская геральдика начинается с эпохи царствования Алексея Михайловича Романова (XVII в.). Но предтечей герба были личные печати русских царей, поэтому первоисточники российского герба следует искать в XV веке, в царствование Ивана III Великого. Первоначально на личной печати Ивана III был изображен Георгий Победоносец, поражающий копьем змея – символ Москвы и Московского княжества. Двуглавый орёл был принят на государственной печати после венчания в 1472 г. Ивана III Великого с Софьей (Зоей) Палеолог, племянницей последнего императора Византии Константина Палеолога. Он символизировал передачу наследия павшей Византии. Но до Петра I российский герб не подчинялся геральдическим правилам, русская геральдика получила развитие именно в его царствование.

История гербового двуглавого орла

Орел в гербовой эмблеме берет свое начало еще с Византии. Позже он появился на гербе Руси. Изображение орла используется в гербах многих стран мира: Австрии, Германии, Ирака, Испании, Мексики, Польши, Сирии, США. Но двуглавый орел присутствует лишь на гербах Албании и Сербии. Российский двуглавый орел претерпел много изменений с момента его появления и становления как элемента государственного герба. Рассмотрим эти этапы.
Как уже было сказано выше, гербы в России появились давно, но это были лишь рисунки на печатях царей, они не подчинялись геральдическим правилам. Из-за отсутствия рыцарства на Руси гербы были мало распространены.
До XVI века Россия была разрозненным государством, поэтому о государственном гербе России не могло быть и речи. Но при Иване III (1462-
1505) в качестве герба выступала его печать. На ее лицевой стороне изображен всадник, протыкающий копьем змея, а на оборотной — двуглавый орел.
Первые известные изображения двуглавого орла относятся к XIII веку до н.э. — это наскальное изображение двуглавого орла, схватившего двух зайцев. Таким был герб хеттских царей.
Двуглавый орел был символом Мидийского царства — древней державы на территории Передней Азии при мидийском царе Киаксаре (625-585 года до н.э.). Затем двуглавый орел появился на эмблемах Рима при Константине Великом. После основания в 330 г. новой столицы — Константинополя — двуглавый орел стал государственной эмблемой Римской империи.
После принятия христианства из Византии Русь стала испытывать сильное влияние византийской культуры, византийских идей. Вместе с христианством на Русь стали проникать новые политические порядки и отношения. Особенно усилилось это влияние после брака Софьи Палеолог и Ивана III. Этот брак имел важные последствия для монархической власти в Москве. Как супруг, великий князь Московский становится преемником византийского императора, считавшегося главою всего православного Востока. В отношениях с малыми соседними землями он носит уже титул царя всея Руси. Другой титул, «самодержец», является переводом византийского императорского титула autocrator ; первоначально он означал самостоятельность государя, но Иван Грозный придал ему значение абсолютной, неограниченной власти монарха.
С конца XV века на печатях московского государя появляется византийский герб — двуглавый орел, он комбинируется с прежним московским гербом — изображением Георгия Победоносца. Таким образом, Русь подтвердила преемственность от Византии.

От Ивана III до Петра I

Большая государственная печать царя Ивана IV Васильевича (Грозного)

Развития российского герба неразрывно связано с историей Руси. Орел на печатях Иоанна III был изображен с закрытым клювом и больше был похож на орленка. Россия того времени и была еще орленком, молодым государством. В царствование Василия III Иоанновича (1505-1533) двуглавый орел изображен уже с раскрытыми клювами, из которых высовываются язычки. В это время Россия укрепляла свои позиции: монах Филофей отправляет послание Василию III со своей теорией о том, что «Москва – это Третий Рим».

В царствование Иоанна IV Васильевича (1533-1584) Русь одерживает победы над Астраханским и Казанским царствами, присоединяет Сибирь. Могущество русского государства отражено и на его гербе: двуглавый орел на государственной печати увенчан одной короной с восьмиконечным православным крестом над ней. Лицевая сторона печати: на груди орла изображен немецкий щит вырезанной формы с единорогом — личным знаком царя. Все символы в личной символике Иоанна IV взяты из Псалтыри. Оборотная сторона печати: на груди орла щит с изображением святого Георгия Победоносца.

21 февраля 1613 г. Земским собором на царство избран Михаил Федорович Романов. Его избрание положило конец смутам, имевшим место в период после кончины Ивана Грозного. Орел на гербе этого периода расправляет крылья, что означает новую эру в истории России, которая в это время становится единым и довольно крепким государством. Это обстоятельство сразу же отражается на гербе: над орлом вместо восьмиконечного креста появляется третья корона. Трактовка этого изменения разная: символ Святой Троицы или символ единства великорусов, малороссов и белорусов. Есть еще и третье толкование: завоёванные Казанское, Астраханское и Сибирское царства.
Алексей Михайлович Романов (1645-1676) завершает русско-польский конфликт заключением Андрусовского перемирия с Польшей (1667). Российское государство становится равноправным с другими европейскими государствами. В период царствования Алексея Михайловича Романова орёл получает символы власти: скипетр и державу .

Большая государственная печать царя Алексея Михайловича

По просьбе царя император Священной Римской империи Леопольд I прислал в Москву своего герольдмейстера Лаврентия Хурелевича, который в 1673 г. написал сочинение «О родословии российских великих князей и государей, с показанием имевшегося, посредством браков, сродства между Россией и восемью европейскими державами, то есть Цезарем римским, королями английским, датским, гишпанским, польским, португальским и шведским, и с изображением оных королевских гербов, а в середине их великого князя св. Владимира, на конце же портрета царя Алексея Михайловича». Это сочинение и положило начало развития российской геральдики. У орла подняты вверх и полностью раскрыты крылья (символ полного утверждения России как мощного государства; главы его венчают три царские короны; на груди — щит с московским гербом; в лапах — скипетр и держава.

Лаврентием Хурелевичем в 1667 г. впервые было дано официальное описание российского герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия и Малыя и Белыя России самодержца, его Царского Величества Российского царствия, на котором три коруны изображены, знаменующие три великия Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению… на персях изображение наследника; в пазонктех скипетр и яблоко, и являют милостивейшаго Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя».

От Петра I до Александра II

Герб Петра I

Петр I взошел на Российский престол в 1682 году. Во время его правления Российская империя стала равной среди ведущих держав Европы.
При нем гербовой орел по геральдическим правилам стал изображаться черным (до этого он изображался золотым). Орел стал уже не только украшением государственных бумаг, но и символом силы и могущества.
В 1721 г. Петр I принял императорский титул, и на гербах вместо царских корон стали изображаться императорские. В 1722 г. он учредил герольдмейстерскую контору и должность герольдмейстера.
Государственный герб при Петре I претерпел и другие изменения: кроме изменения цвета орла, на его крыльях были размещены щиты с гербами
Великих княжеств и Царств. На правом крыле размещались щиты с гербами (сверху вниз): Киевским, Новгородским, Астраханским; на левом крыле: Владимирским, Сибирским, Казанским. Именно при Петре I сложился комплекс атрибутов гербового орла.
А после выхода России на «просторы Сибири и Дальнего Востока» двуглавый орел стал символизировать нераздельность Европейской и Азиатской России под одной императорской короной, так как одна коронованная голова смотрит на запад, другая — на восток.
Эпоха после Петра I известна как эпоха дворцовых переворотов. В 30-е годы XVIII в. в руководстве государством преобладали выходцы из Германии, что не способствовало усилению страны. В 1736 г. императрица Анна Иоанновна приглашает швейцарца по происхождению, шведского гравёра И. К. Гедлингера, который выгравировал к 1740 г. Государственную печать, с небольшими изменениями использовавшуюся до 1856 г.

До конца XVIII в. особых изменений в рисунке герба не было, но во времена Елизаветы Петровны и Екатерины Великой орел был больше похож на орлицу.

Герб Екатерины I

Павел I

Герб России с Мальтийским крестом

Став императором, Павел I сразу же попытался модифицировать российский герб. Указом от 5 апреля 1797 г. двуглавый орел становится неотъемлемой частью герба императорской фамилии. Но поскольку Павел I был магистром Мальтийского ордена, то это не могло не отразиться и на государственном гербе. В 1799 г. был издан указ императора Павла I об изображении двуглавого орла с мальтийским крестом на груди. Крест разместился на груди орла под московским гербом («коренным гербом России»). Также император предпринимает попытку разработать и ввести полный герб Российской империи. На верхнем конце этого креста помещалась корона Великого магистра.
В 1800 г. он предложил сложный герб, на котором в многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. Однако принять этот герб до смерти Павла не успели.
Павел I также явился основателем Большого российского герба. В Манифесте от 16 декабря 1800 г. дается его полное описание. Большой российский герб должен был символизировать внутреннее единство и могущество России. Однако проект Павла I не был реализован.
Александр I, став императором в 1801 г., отменил мальтийский крест на государственном гербе. Но при Александре I на гербе крылья орла широко раскинуты в сторону, а перья опущены вниз. Одна голова более наклонена, чем другая. Вместо скипетра и державы в лапах орла появляются новые атрибуты: факел, перуны (громовые стрелы), лавровый венок (иногда ветвь), ликторский пучок, перевитый лентами.

Николай I

Герб Николая I

Правление Николая I (1825-1855) было подчеркнуто твердым и решительным (подавление восстания декабристов, ограничение статуса Польши). При нем с 1830 г. гербовой орел стал изображаться с резко поднятыми крыльями (так оставалось до 1917 года). В 1829 г. Николай I короновался на царство Польское, поэтому с 1832 г. герб Польского царства включен в российский герб.
В конце царствования Николая I управляющий департаментом герольдии барон Б. В. Кене пытался придать гербу черты западноевропейской геральдики: изображение орла должно было стать более строгим. Герб Москвы должен был изображаться во французском щите, всадника следовало повернуть, согласно геральдическим правилам, в левую от зрителя сторону. Но в 1855 г. Николай I скончался, и проекты Кене были реализованы лишь при Александре II.

Большой, Средний и Малый гербы Российской империи

Большой государственный герб Российской империи 1857 г.

Большой государственный герб Российской империи введен в 1857 г. по указу императора Александра II (это идея императора Павла I).
Большой герб России является символом единства и могущества России. Вокруг двуглавого орла — гербы территорий, входящих в состав русского государства. В центре Большого государственного герба — французский щит с золотым полем, на котором изображен двуглавый орел. Сам орел черного цвета, увенчанный тремя императорскими коронами, которые соединены голубой лентой: две малых увенчивают голову, большая расположена между головами и возвышается над ними; в лапах орла — скипетр и держава; на груди изображен «герб Московский: в червленом золотыми краями щите святой великомученик Победоносец Георгий в серебряном вооружении и лазоревой приволке на серебряном коне». Щит, на котором изображен орел, сверху увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского, вокруг главного щита — цепь и орден святого Андрея Первозванного. По сторонам щита расположены щитодержатели: с правой стороны (с левой от зрителя) — святой Архистратиг Михаил, с левой — Архангел Гавриил. Центральная часть под сенью большой императорской короны и государственной хоругвью над ней.
Слева и справа от государственной хоругви, на одной горизонтальной линии с ней, изображены шесть щитов с соединенными гербами княжеств и волостей — три справа и три слева от хоругви, почти создающие полукруг. Девять щитов, увенчанных коронами с гербами Великих княжеств и царств и гербом Его Императорского Величества, являются продолжением и большей частью того круга, который начали соединенные гербы княжеств и волостей. Гербы против часовой стрелки: Астраханского царства, Сибирского царства, Родовой герб Его Императорского Величества, соединенные гербы Великих княжеств, герб Великого княжества Финляндского, герб Херсониса-Таврического, герб Польского царства, герб Казанского царства.
Верхние шесть щитов слева направо: соединенные гербы княжеств и областей Великороссийских, соединенные гербы княжеств и областей Юго-Западных, соединенные гербы Прибалтийских областей.
В то же время были приняты Средний и Малый государственные гербы.
Средний государственный герб был таким же, как и Большой, но без государственных хоругвей и шести гербов над сенью; Малый — такой же, как и Средний, но без сени, изображений святых и родового герба Его Императорского Величества.
Принятый указом Александра III от 3 ноября 1882 г. Большой Государственный герб отличался от принятого в 1857 г. тем, что в нем был добавлен щит с гербом Туркестана (вошел в состав России в 1867 г.), соединены в один щит гербы княжеств Литовских и Белорусских.
Большой государственный герб обрамляют лавровые и дубовые ветви — символ славы, чести, заслуги (лавровые ветви), доблести, мужества (дубовые ветви).
В Большом государственном гербе отражается «триединая сущность русской идеи: За веру, Царя и Отечество». Вера выражена в символах русского православия: множество крестов, святой Архистратиг Михаил и святой Архангел Гавриил, девиз «Съ нами Богъ», восьмиконечный православный крест над государственной хоругвью. Идея самодержца выражается в атрибутах власти: большая императорская корона, другие российские исторические короны, скипетр, держава, цепь ордена святого Андрея Первозванного.
Отечество отражается в гербе Москвы, гербах русских и российских земель, в шлеме святого великого князя Александра Невского. Круговое расположение гербов символизирует равенство между ними, а центральное расположение герба Москвы — единение Руси вокруг Москвы, исторического центра русских земель.

Заключение

Современный герб Российской Федерации

В 1917 году орел перестал быть гербом России. Известен герб Российской Федерации, субъектами которой являлись автономные республики и другие национальные образования. Каждая из республик, субъектов Российской Федерации, имела свой национальный герб. Но герба русских на нем нет.
В 1991 г. произошел государственный переворот. К власти в России пришли демократы во главе с Б. Н. Ельциным.
22 августа 1991 г. вновь утверждается Государственным флагом России бело- сине-красный флаг. 30 ноября 1993 г. президент России Б. Н. Ельцин подписывает указ «О государственном гербе Российской Федерации». Вновь гербом России становится двуглавый орел.
Сейчас, как и прежде, двуглавый орел символизирует могущество и единство Российского государства.

Герб России утверждён 30.11.1993 года.

Описание герба

На основании Положения о государственном гербе Российской Федерации, п.1:

"Государственный герб Российской Федерации представляет собой изображение золотого двуглавого орла, помещенного на красном геральдическом щите; над орлом - три исторические короны Петра Великого (над головами - две малые и над ними - одна большего размера); в лапах орла - скипетр и держава; на груди орла на красном щите - всадник, поражающий копьем дракона. "

Символизм

Три короны означают суверенитет страны. Скипетр и держава - символ государственной власти и единства государства. Автор наиболее распространённого изображения герба Российской Федерации — народный художник Ухналёв Евгений Ильич . Впервые символ двуглавого орла появился в истории России в 1497 году, хотя на тверских монетах встречался еще раньше. Двуглавые орел - символ Византийской Империи. Заимствование этого символа, также как у Сербии, Албании от Византии объясняется экономической, дипломатической, а также культурной близостью. Геральдический щит стал красного цвета по той причине, что изображение орла на красном относится к Византийской геральдической традиции, а изображение орла на жёлтом ближе к Римской геральдической традиции (герб Священной Римской Империи).

Возможные варианты герба

Все вышеуказанные гербы допустимы к использованию. Чаще всего изображается герб в полноцветном варианте с щитом, а также в чёрно-белом без щита (на печатях).

История происхождения герба России

Герб России 1497 года

Процесс объединения разрозненных княжеств начался до Иоанна III. Именно его отец - Василий II Васильевич (правил с 1435 г. по 1462 г.) начал процесс объединения земель русских.

При Иоанне III Московской княжество окончательно набрало силу и подчинило Псков, Новгород, Рязань. Тверь в этот период значительно ослабла как центр объединения земель.

В период правления Иоанна III начались меняться традиции правления. Вся знать в подчинённых землях теряла свои привилегии. Именно в период царствования Иоанна III вечевой колокол Новгорода был демонтирован и привезён в Москву.

Иоанн III также выстраивал новую дипломатическую политику. Он принял титул "Государь Всея Руси".

В этот период Иоанн III женится на византийской царице Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.

"Иоанн III мудро принял для России символический герб Византийской Империи: чёрного двуглавого орла на жёлтом поле и соединил его с Московским гербом - всадником (Св. Георгием) в белой одежде на белом коне, поражающим змея. Государственный же герб, по государственному праву, признаётся символом видимым отличительным знаком самого государства, эмблематично изображаемым на государственной печати, на монете, на знамени и т.п. И в качестве такого символа герб государства выражает отличительную идею и основы, осуществлять, которые государство считает себя призванным.

Вследствие употребления царём Иоанном III герба Византийского совместно с Московским на печатях внутренних и внешних государственных актов, сохранившихся с 1497 года, год этот принято считать годом принятия и слияния герба империи Византийской с гербом царства Русского ". /Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год./

Таким образом, герб появился в момент появления современного государства Российского.

Однозначно невозможно сказать, что герб появился в 1497 году, так как матрицы для печати монет служили по 5-15 лет. На монете 1497 года на одной стороне был отражён копейщик, а на другой двуглавый орёл. Но точно можно сказать, что этот период может быть ограничен с 1490 по 1500 годы.

Теории появления в России двуглавого орла как официального символа

Существует несколько точек зрения на появление в России (Руси) изображений двуглавого орла. Во-первых, орёл использовался первоначально на монетах и печатях Твери и Москвы. Во-вторых, орёл начал использовать примерно в одно и то же время - ориентировочно конец XV века совместно с изображениями копьеносца.

В настоящее время существует три теории, объясняющие появление на двуглавого орла на печатях царей.

Византийская теория

Данная теория активно поддерживалась монархистами России и многими историками. В большинстве источников она остаётся единственной. По этой теории двуглавый орёл стал использоваться после брака Иоанна III с византийской царицей Софией (Зинаидой) Фоминичной Палеолог.

В пользу этой теории относится и то, что брак монархов совпал с появлением на Руси монет сочетающих изображение копьеносца с одной стороны и двуглавого орла с другой.

Теория заимствования символа в Священной Римской империи

В Священной Римской империи до 1440 года используется обычный орёл. После этого периода он меняется на двуглавого орла.

Некоторые историки и геральдисты отмечают, что в Московии двуглавый орёл мог быть принят к использованию под влиянием Священной Римской Империи.

Теория заимствования символа в Балканских странах

Третьей версией заимствования символа является заимствование двуглавого орла ряда балканских стран: Болгарии, Сербии.

Каждая из теорий имеет собственное право на существование.

Подробнее о появлении двуглавого орла на гербах мира можно прочитать в отдельной статье: орёл в геральдике .

С 1539 года в геральдике России ощущается влияние центральноевропейской геральдической традиции. В соответствии с ней клювы у орла раскрыты, язык высунут. Такое положение птицы называется: "вооруженный"

В этот период двуглавый орёл с реверса печати переносится на аверс. Закрепляется его значение в геральдике России.

На оборотной стороне впервые появляется мифологическое животное: единорог .

С этого периода на груди у двуглавого орла появляется щит (сначала барочной геральдической формы), на котором расположен всадник с копьём, поражающий дракона с одной стороны (главной) и единорог на щите с другой (реверсной стороне).

Данная версия герба отличается от предыдущей тем, что над головами у орла расположена теперь одна зубчатая корона, что символизирует единство и верховенство Московского князя Иоанна IV Грозного над землями русскими.

На данной печати с каждой сторон расположены эмблемы 12 земель русских (в общем 24 эмблемы с обеих сторон).

Единорог на государственных печатях

Впервые единорог как один из символов государственной власти появился в 1560 году. Значение данного символа до сих пор не ясно. На государственных печатях появлялся ещё несколько раз - во времена царствования Бориса Годунова, Лжедмитрия, Михаила Фёдоровичи и Алексея Михайловича. После 1646 года данный символ не использовался.

В период Смутного времени государственный герб на короткий период времени привели в соответствие с европейской геральдической традицией. Копьеносец был развёрнут влево, над головами у орлов вновь были помещены короны. Крылья орла стали изображать расправленными.

После окончания периода Смутного времени и царствования новой династии Романовых в России видоизменяется государственная печать, герб и другие символы.

Главные изменения заключались в том, что в соответствии с европейской геральдической традицией крылья орла теперь расправлены. В соответствии с русской эмблематической традицией, копьеносец развёрнут вправо. Над головами орла окончательно расположились три короны. Клювы голов орла открыты. В лапах зажаты скипетр и держава.

Именно при государе Алексее Михайловиче впервые появляется описание государственного герба.

"Тремя венцами орел восточный сияет:
Веру, Надежду, Любовь к Богу являет.
Криле простер - объемлет все мира конца:
север, юг, от востока аж до запада солнца
простертыми крылами добре покрывает " ("Славянская Библия" 1663 г., стихотворная форма описания).

Второе описание даётся в государственном нормативном акте: указе "О титуле царском и государской печати" от 14 декабря 1667 года:

"Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великия, и Малыя, и Белыя России Саможержца, его царского величества Российского Царствия, на котором (гербе - прим. ред.) три коруны изображены, знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славныя царства, покоряющиеся Богом хранимому и высочайшей Его Царского Величества милостивейшаго Государя державе и повелению … на персях (на груди - прим. ред.) изображение наследника (так был истолкован ездец - прим. ред.); в пазноктах (когтях - прим. ред.) скипетр и яблоко (держава - прим. ред.), и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержца и Обладателя ".

Герб России во времена правления Петра Великого

Начиная с 1710 года, всадника на гербе России всё больше ассоциируют с Георгием Победоносцем, а не простым копьеносцем. Также в период правления Петра Великого короны на голове у орла стали изображаться в форме императорских корон. Лепестковые и другие короны с этого момента больше не использовали.


Мастер - Хаупт

Матрица государственной печати 1712 г.
Мастер - Беккер

Именно при Петре I герб принял следующее цветовое оформление: двуглавый орёл стал чёрного цвета; клюв, глаза, язык, лапы, атрибуты золотого цвета; поле стало золотого цвета; поражённый дракон стал чёрного цвета; Георгий Победоносец изображался серебряным цветом. Данному цветовому оформлению следовали все последующие правители из дома Романовых.

При Петре Великом герб получил первое официальное описание. Под руководством графа Б.Х. фон Миниха можно встретить и в настоящее время: "Герб Государственный по старому: двоеглавый орел, черный, на главах короны, а наверху в середине большая Императорская корона - золотые; в середине того орла Георгий на коне белом, побеждающий змия: епанча (плащ - прим. ред.) и копье желтые, венец (корона, венчающая Святого Георгия - прим. ред.) желтой, змий черный; поле кругом (то есть вокруг двуглавого орла - прим. ред.) белое, а в середине (то есть под Святым Георгием - прим. ред.) красное".

В XVII веке государственный герб претерпел большое количество изменений и вариантов

Гербы России при Павле I

После Петра Великого, герб России изменился значительно при Павле I. Именно при данном правителе все варианты герба России были унифицированы и приведены к одному виду

В данном году на гербе России появляется мальтийский крест . Россия в этом году приняла под покровительство остров Мальту. В следующем году Британия захватила данный остров. Павел велел перевести Мальтийский орден в Россию. То, что мальтийский крест остался на гербе России, означало её претензию к данной территории.

Также при Павле I появляется Полный герб с щитодержателями, выполненный в соответствии с традициями того времени. В это время был подготовлен "Манифест о полном гербе Всероссийския Империи". На большом гербе размещались 43 герба земель, входивших в её состав. Щитодержателями стали архангелы Михаил и Гавриил. Манифест так и не вступил в действие по той причине, что главу государства убили.

При Александре I впервые появился данный вид герба. Он отличался от стандартного герба. Главное отличие заключалось в том, что на военном гербе не были размещены гербы зависимых территорий (Финляндии, Астрахани, Казани и пр.). Щит на груди орла имел отличную французского щита геральдическую форму. Крылья не были подняты вверх.

При следующем императоре - Николае I данная традиция закрепилась.

Данный герб существовал в период правления Николая I.

Реформа Кёне (1857 год)

Кёне Бернгард родился в 1817 году в Берлине. В 1844 году назначается на должность хранителя нумизматического отделения Эрмитажа. В 1857 году Кёне назначили на должность начальника гербового отделения департамента герольдии.

Под редакцией Кёне выходит в свет книга "Гербовник Российской империи" (XI-XIII).

Именно Бернгард Кёне упорядочивает гербы территорий Российской Империи. Считается, что именно под влиянием Кёне, государство получает новый государственный чёрно-желто-белый флаг . Хотя на самом деле Кёне использовал лишь уже наработанные исторические материалы (стоит обратить внимание на проект большого полного герба Российской Империи от 1800 года; на нём щитодержатели свободной рукой поддерживают жёлтый флаг с чёрным орлом).

Кёне в соответствии со сложившейся в то время геральдической традицией приводил в соответствие все гербы. Первый исправленный Кёне герб был герб Российской Империи. Именно при нём были сформированы три версии герба: большой, средний, малый.

Как и говорилось выше, под руководством Кёне художником Александром Фадеевым был создан новый рисунок герба.

Основные изменения в гербе:

  • прорисовка двуглавого орла;
  • добавлено количество щитов (увеличилось с шести до восьми) на крыльях орла;
  • всадник, поражающий дракона, теперь направлен геральдически вправо (по направлению к правому крылу орла).

Годом позже под руководством Кёне были подготовлены также средний и большой гербы.

В данном гербе были оставлены основные элементы герба прошлой версии. Цвет корон изменился - теперь он стал серебряный.

На печати были удалены все атрибуты монархической принадлежности, щиты были удалены.

Эскиз эмблемы-герба был выполнен Владиславом Лукомским, Сергеем Тройницким, Георгием Нарбутом, Иваном Билибиным.

Интересным фактом является то, что эмблема использовалась на реверсе монет, выпущенных Центральным Банком России в конце XX в. - начале XXI. Многие ошибочно считают эту эмблему государственным гербом, что является заблуждением.

Распространенные заблуждения о гербе России

На груди орла размещен не герб Москвы, хотя элементы очень схожи с гербом Москвы. Не менее важно и то обстоятельство, что всадник государственного герба не является изображением Святого Георгия. На гербе Москвы всадник "скачущий", а на государственном гербе - "едущий". На гербе Москвы у всадника присутствует головной убор. На гербе России дракон повергнут (лежит на спине), а на городском гербе дракон стоит на четырёх лапах.

Использование герба на фасадах

Источники

  • Гербы городовъ, губернiй, областей и посадовъ Россiйской Имперiи, внесенные въ полное собранiе законовъ съ 1649 по 1900 годъ/ составилъ. П. П. фонъ-Винклеръ;
  • "Как произошли и что означают чёрный, жёлтый и белый цвета русской геральдической символизации" Изложил Е.Н. Воронец. Харьков. 1912 год.
  • Манифест императора Павла I о полном гербе Всероссийской империи. Утвержден 16 декабря 1800 г.;
  • Сайт Геральдического совета при Президенте Российской Федерации ;
  • Указ Президента РФ от 30.11.1993 N 2050 (ред. от 25.09.1999);
  • Указе "О титуле царском и государской печати" от 14 декабря 1667 года.
  • "Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона".
  • Часть фотографий предоставлена Оранским А.В. и запрещена к копированию.

На Российском гербе изображено следующее: геральдический щит красного цвета, углы которого закруглены снизу, а наверху оставлены как вершины четырехугольника. На щите по центру расположен гордый золотой орел с двумя головами, смотрящими в две стороны, который распустил свои крылья. В его правой лапе – скипетр, а в левой лапе – держава. Над каждой головой орла расположено по короне, которые затем как бы объединяются одной большой короной. Помимо этого, на Российском гербе изображено, как всадник на коне и с копьем поражает дракона. Эта композиция изображена в серебряном цвете. Плащ у всадника синего цвета.


Изображение Российского герба можно интерпретировать с разных точек зрения, в соответствии с правилами геральдики. Направление голов орла говорит о том, что государство стоит на страже своих , не даст в обиду своих граждан. Расправленные крылья характеризуют Российское государство как сильную державу, готовую в нужный момент защищать как свои интересы, так и интересы ущемленных групп. Об этом свидетельствует и поражение дракона, который пал под сильными копытами надежного коня, а с помощью копья всадник укрепил свою победу. Символом суверенитета государства являются объединенные короны. Несмотря на то, что Россия признается как светское государство, отголоски христианства также присутствуют: сам символ двуглавого орла заимствовали у Византии.


Примечательно, что изображение на Российском гербе официально закреплено законодателем в Федеральном конституционном законе, посвященном гербу Российской Федерации. Такая форма закона говорит о том, что для государства важно уважительное отношение граждан к символу России, ведь не так много ФКЗ есть в Российской Федерации на данный момент. Интересно, что законодательное описание герба было существенно дополнено в 2000 году, в связи с принятием ФКЗ. Ранее существовавшим «Положением» не было дано такое подробное описание формы щита. Орел указывался лишь как «золотой» и «двуглавый», короны указывались как короны Петра Первого, не была указана цветовая палитра щита на орле, и положение дракона не было дано. Наверно, это было сделано для того, чтобы каждый гражданин мог подробно знать и даже рассказать, что изображено на Российском гербе.


Для официальных документов невозможно использовать точную копию герба, поэтому штамп обычно представляет собой изображение орла, без большого щита в красном, синем, ярко-зеленом цвете. Другие цвета не являются приемлемыми. Цветовая гамма при изображении герба также должна выдерживаться: нельзя заменять цвета щитов, орла, всадника или дракона. И направление движения коня должно быть направо, а не налево.


На Российском гербе изображено отношение государства к своим гражданам и уважение жителей к государству. Герб несет в себе силу русского народа, его мощь и благородство.

February 12th, 2013

Слово герб происходит от немецкого слова эрбе, что значит наследство. Герб — символическое изображение, которое показывает исторические традиции государства или города.

Гербы появились очень давно. Предшественниками гербов можно считать тотемы первобытных племен. У прибрежных племен в качестве тотемов были фигурки дельфинов, черепах, у племен степей — змеи, у лесных племен — медведя, оленя, волка. Особую роль играли знаки Солнца, Луна, воды.

Двуглавый Орел - одна из древнейших геральдических фигур. В появлении двуглавого орла как символа еще очень много неясного. Известно, например, что он изображался в Хеттском государстве, сопернике Египта, существовавшем в Малой Азии во втором тысячелетии до нашей эры. В VI веке до н. э., как свидетельствуют археологи, изображение двуглавого орла прослеживается в Мидии, восточнее бывшего Хеттского царства.

С конца XIV в. золотой двуглавый Орел, глядящий на Запад и Восток, помещенный на красном поле, становится государственным символом Византийской Империи. Он олицетворял единство Европы и Азии, божественность, величие и власть, а также победу, храбрость, веру. Аллегорически древнее изображение двуглавой птицы могло означать еще недремлющего стража, который видит все и на востоке, и на западе. Золотой цвет, означающий богатство, процветание и вечность, в последнем значении до сего времени употребляется в иконописи.

Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи - двуглавый Орел - появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог - племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.

Время правления великого князя Ивана III (1462-1505 гг.) — важнейший этап складывания единого Российского государства. Ивану III удалось окончательно ликвидировать зависимость от Золотой Орды, отразив в 1480 году поход хана Ахмата против Москвы. В состав Великого княжества Московского вошли ярославские, новгородские, тверские, пермские земли. Страна стала активно развивать связи с другими государствами Европы, ее внешнеполитическое положение укрепилось. В 1497 году был принят общерусский Судебник — единый свод законов страны.

Именно в это время — время успешного строительства российской государственности.

Двуглавый орел Византийской Империи, ок. XV в.

Тем не менее, возможность стать равным со всеми европейскими государями побудила Ивана III принять этот герб как геральдический символ своего государства. Превратившись из Великого Князя в царя Московского и взяв для своего государства новый герб — Двуглавого Орла, Иван III в 1472 г. возлагает на обе главы Цесарские венцы, одновременно на груди орла появляется щит с изображением иконы Св. Георгия Победоносца. В 1480 Царь Московский становится Самодержцем, т.е. независимым и самостоятельным. Это обстоятельство находит свое отражение в видоизменении Орла, в лапах его появляется меч и православный крест.

Породнение династий не только символизировало преемственность власти московских князей от Византии, но и ставило их вровень с европейскими государями. Соединение герба Византии и более древнего - герба Москвы, образовало новый герб, ставший символом Русского государства. Однако это произошло не сразу. Софья Палеолог, вступившая на Московский великокняжеский престол, привезла с собой не золотого Орла - эмблему Империи, а черного, означающего родовой герб династии.

Этот орел имел над головами не императорский, а только цесарский венец и в своих лапах не держал никаких атрибутов. Орел был выткан черным шелком на золотом стяге, который везли во главе свадебного поезда. И только в 1480 г. после «Стояния на Угре», ознаменовавшем окончание 240-летнего монголо-татарского ига, когда Иоанн III становится самодержцем и государем «всея Руси» (в ряде документов он называется уже «царем» - от византийского «цезарь»), бывший византийский золотой двуглавый Орел приобретает значение русского государственного символа.

Головы Орла венчает самодержавная шапка Мономаха, он берет в свои лапы крест (не четырехконечный византийский, а восьмиконечный - русский) как символ Православия, и меч, как символ продолжающейся борьбы за независимость Русского государства, завершить которую удается только внуку Иоанна III - Иоанну IV (Грозному).

На груди Орла - изображение Святого Георгия, который почитался на Руси как покровитель воинов, землепашцев и всей земли русской. Изображение Небесного Воина на белом коне, поражающего копьем Змия, помещалось на великокняжеских печатях, знаменах (стягах) княжеских дружин, на шлемах и щитах русских воинов, монетах и печатных перстнях - знаках отличия военачальников. Изображение Святого Георгия издревле украшало герб Москвы, ведь сам Святой Георгий со времен Дмитрия Донского считался покровителем города.



Кликабельно

Освобождение от татаро-монгольского ига (1480 г.) ознаменовалось появлением на шпиле Спасской башни Московского Кремля теперь уже русского двуглавого орла. Символа, олицетворяющего верховную власть государя-самодержца и идею объединения русских земель.

Двуглавые орлы, встречающиеся в гербах, не такая уж редкость. С XIII века они появляются в гербах графов Савойских и Вюрцбургских, на баварских монетах, известны в геральдике рыцарей Голландии и Балканских стран. В начале XV века император Сигизмунд I делает двуглавого орла гербом Священной Римской (впоследствии Германской) Империи. Орел изображался черным на золотом щите с золотыми же клювами и когтями. Головы Орла были окружены нимбами.

Таким образом, формировалось понимание образа двуглавого Орла как символа единого государства, состоящего из нескольких равноправных частей. После распада империи в 1806 году двуглавый орел становится гербом Австрии (до 1919 года). И Сербия, и Албания имеют его в своих гербах. Он же в гербах потомков греческих императоров.

Как же он появился в Византии? В 326 году император Римской империи Константин Великий делает двуглавого орла своим символом. В 330 году он переносит столицу империи в Константинополь, и с этого времени двуглавый орел — государственный герб. Империя распадается на западную и восточную, а двуглавый орел становится гербом Византии.

Рухнувшая Византийская империя делает Русского Орла приемником Византийского и сын Ивана III, Василий III (1505-1533) возлагает на обе главы Орла одну общую самодержавную Шапку Мономаха. После смерти Василия III, т.к. наследник его Иван IV, получивший впоследствии название Грозный, был еще мал, наступает регентство его матери Елены Глинской (1533-1538),а фактическое самовластие бояр Шуйских, Бельских (1538-1548). И здесь Русский Орел претерпевает весьма комическое видоизменение.

Следует отметить, что годом возникновения Государственного герба России считается 1497 г., несмотря на его четвертьвековую удаленность от бракосочетания Ивана III и Софьи Палеолог. Этим годом датируется жалованная грамота Ивана III Васильевича его племянникам, князьям волоцким Федору и Ивану Борисовичам, на волости Буйгород и Колпь в Волоцком и Тверском уездах.

Грамоту скрепляла двусторонняя висячая красновосковая печать великого князя, прекрасно сохранившаяся и дошедшая до наших дней. На лицевой стороне печати изображены всадник, поражающий копьем змея, и круговая надпись (легенда) «Иоанъ б(о)жиею милостию господарь всея Руси и великий кн(я)зь»; на оборотной - двуглавый Орел с распростертыми крыльями и коронами на головах, круговая надпись с перечислением владений.

Печать Ивана III Васильевича, лицевая и оборотная стороны, конец XV в.

Одним из первых обратил внимание на эту печать известный русский историк и писатель Н. М. Карамзин. Печать отличалась от предшествующих княжеских печатей, а главное - впервые (из дошедших до нас материальных источников) демонстрировала «воссоединение» изображений двуглавого Орла и Св. Георгия. Конечно, можно предположить, что подобные печати скрепляли грамоты и ранее 1497 г., однако подтверждения этому отсутствуют. Во всяком случае, многие исторические исследования прошлого века сходились на этой дате и 400-летний юбилей Российского герба в 1897 г. отмечался очень торжественно.

Ивану IV исполняется 16 лет, и он коронуется на царство и сразу же Орел претерпевает весьма существенное изменение, как бы олицетворяя собой всю эпоху царствования Ивана Грозного (1548-1574, 1576-1584). Но в царствование Ивана Грозного был период, когда он отрекся от Царства и удалился в монастырь, передав бразды правления Семену Бекбулатовичу Касимовскому (1574-1576), а фактически боярам. И Орел среагировал на происходящие события очередным изменением.

Возвращение Ивана Грозного на трон вызывает появление нового Орла, главы которого увенчаны одной, общей короной явно западного образца. Но это еще не все, на груди Орла, вместо иконы Св. Георгия Победоносца появляется изображение Единорога. Почему? Об этом можно только догадываться. Правда, справедливости ради надо отметить, что Орел этот был Иваном Грозным быстро отменен.

Умирает Иван Грозный и на троне воцаряется слабый, ограниченный царь Федор Иванович “Блаженный” (1584-1587). И снова Орел изменяет свой облик. В правление царя Федора Ивановича между коронованными головами двуглавого орла появляется знак страстей Христовых: так называемый голгофский крест. Крест на государственной печати был символом православия, придающим религиозную окраску гербу государства. Появление «голгофского креста» в гербе России совпадает со временем утверждения в 1589 году патриаршества и церковной независимости России. Также известен и другой герб Федора Ивановича, который несколько отличается от вышеуказанного.

В XVII веке православный крест часто изображался на русских знаменах. Знамена иноземных полков, входивших в состав русского войска, имели собственные эмблемы и надписи; однако на них помещался и православных крест, который указывал, что полк, воюющий под этим знаменем, служит православному государю. До середины XVII века широко использовалась печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован двумя коронами, а между голов орла возвышается православный восьмиконечный крест.

Сменивший Федора Ивановича Борис Годунов (1587-1605) мог бы явиться родоначальником новой династии. Занятие им престола было вполне легально, но народная молва не хотела видеть в нем законного Царя, считая его цареубийцей. И Орел отражает это общественное мнение.

Смутой воспользовались враги Руси и появление в этих условиях Лжедмитрия (1605-1606) было вполне закономерным, как и появление нового Орла. Надо сказать, что на некоторых печатях изображался другой, явно не русский Орел. Здесь события также накладывали свой след на Орла и в связи с Польской оккупацией Орёл становится очень похож на польский, отличаясь, разве что, двухголовием.

Шаткую попытку установить новую династию в лице Василия Шуйского (1606-1610), живописцы из приказной избы отразили в Орле лишенного всех державных атрибутов и как бы в насмешку из места сращения голов вырастет не то цветок, не то шишка. Русская история довольно мало говорит о царе Владиславе I Сигизмундовиче (1610-1612), правда, он не был коронован на Руси, но указы издавал, на монетах чеканилось его изображение и Русский Государственный Орел имел при нем свои формы. Причем впервые в лапе Орла появляется Скипетр. Короткое и в сущности фиктивное правление этого царя фактически положило конец Смуте.

Закончилось Смутное время, Россия отразила претензии на престол польской и шведской династий. Были побеждены многочисленные самозванцы, подавлены полыхавшие в стране восстания. С 1613 года по решению Земского собора в России стала править династия Романовых. При первом царе этой династии — Михаиле Федоровиче (1613-1645) прозванный в народе «Тишайшим» — Государственный герб несколько меняется. В 1625 году впервые двуглавый орел изображается под тремя коронами, на груди возвращался Георгий Победоносец, но уже не в виде иконы, в виде щита. Также, на иконах Георгий Победоносец всегда скакал слева напрово, т.е. с запада на восток навстречу извечным врагам — монголо-татарам. Теперь же враг оказался на западе, польские шайки и римская курия не оставили свох надежд привести Русь в католическую веру.

В 1645 году при сыне Михаила Федоровича — царе Алексее Михайловиче — появилась первая Большая государственная печать, на которой двуглавый орел с ездецом на груди коронован тремя коронами. С этого времени постоянно использовался именно такой тип изображения.

Следующий этап изменения Государственного герба наступил после Переяславской Рады, вхождения Украины в состав Российского государства. На торжествах по этому случаю появляется новый, невиданный трехглавый Орел, который должен был символизировать собой новый титул русского царя: «Всея Великия и Малыя, и Белыя Руси Царь, Государь и Самодержец».

К жалованной грамоте царя Алексея Михайловича Богдану Хмельницкому и его потомкам на город Гадяч от 27 марта 1654 года приложена печать, на которой впервые двуглавый орел под тремя коронами изображен держащим в когтях символы власти: скипетр и державу.

В отличие от византийского образца и, возможно, под влиянием герба Священной Римской империи двуглавый орел начиная с 1654 года стал изображаться с поднятыми крыльями.

В 1654 году кованый двуглавый орел был установлен на шпиле Спасской Башне Московского Кремля.

В 1663 году впервые в русской истории из-под печатного станка в Москве вышла Библия — главная книга христианства. Не случайно в ней был изображен Государственный герб России и давалось его стихотворное «объяснение»:

Тремя венцами орел восточный сияет,
Веру, надежду, любовь к Богу являет,
Криле простер, объемлет все мира конца,
Север, юг, от востока аж до запада солнца
Простертыми крыльями добре покрывает.

В 1667 году, после долгой войны России с Польшей из-за Украины, было заключено Андрусовское перемирие. Для скрепления этого договора была изготовлена Большая печать с двуглавым орлом под тремя коронами, со щитом с ездецом на груди, со скипетром и державой в лапах.

В этом же году появился первый в истории России Указ от 14 декабря «О титуле царском и о государственной печати», который содержал официальное описание герба: «Орел двоеглавый есть герб державный Великого Государя, Царя и Великого Князя Алексея Михайловича всея Великая и Малая и Белыя России самодержавца, Его Царского Величества Российского царствования, на котором три короны изображены знаменующие три великие Казанское, Астраханское, Сибирское славные царства. На персях (груди) изображение наследника; в пазноктях (когтях) скипетр и яблоко, и являет милостивейшего Государя, Его Царского Величества Самодержавца и Обладателя».

Умирает царь Алексей Михайлович и наступает короткое и ничем не примечательное царствование его сына Федора Алексеевича (1676-1682). Трехглавый Орел заменяется старым двухглавым Орлом и при этом ничего нового собой не отражает. После недолгой борьбы с боярским выбором на царство малолетнего Петра, при регенстве его матери Натальи Кирилловны, на престол возводят второго царя — слабосильного и ограниченного Иоанна. А за двойным царским троном стоит царевна Софья (1682-1689). Фактическое царствование Софьи вызвало к жизни нового Орла. Продержался он однако не долго. После новой вспышки смуты — Стрелецкого бунта появляется новый Орел. Причем старый Орел не исчезает и оба они существуют некоторое время параллельно.

В конце концов, Софья потерпев поражение, отправляется в монастырь, а в 1696 году умирает и царь Иоанн V, престол достается единолично Петру I Алексеевичу «Великому» (1689-1725).

И почти сразу Государственный Герб резко меняет свои формы. Начинается эпоха великих преобразований. Столица переносится в Санкт — Петербург и Орел преобретает новые атрибуты. На главах появляются короны под одной общей большей, а на груди орденская цепь ордена Св. апостола Андрея Первозванного. Этот орден, утвержденный Петром в 1798 году, стал первым в системе высших государственных наград России. Святой апостол Андрей Первозванный, один из небесных патронов Петра Алексеевича, был объявлен покровителем России.

Синий косой Андреевский крест становится основным элементом знака ордена Святого Андрея Первозванного и символом военно-морского флота России. С 1699 года встречаются изображения двуглавого орла, окруженного цепью со знаком Андреевского ордена. А уже в следующем году Андреевский орден размещают на орле, вокруг щита с всадником.

С первой четверти XVIII века цветами двуглавого орла стали коричневый (естественный) или черный.

Также важно сказать еще об одном Орле которого Петр нарисовал совсем еще мальчиком для знамени Потешного полка. У этого Орла была всего одна лапа ибо: «Кто только одно сухопутное войско имеет — одну руку имеет, но кто флот имеет две руки имеет».

В короткое царствование Екатерины I (1725-1727) Орел снова изменяет свои формы, ироническая кличка «Болотная царица» ходила повсеместно и соответственно Орел просто не мог не изменится. Однако продержался это Орел весьма незначительный срок. Меньшиков обратив на него внимание приказал изъять его из употребления и ко дню коронации Императрицы появился новый Орел. Указом императрицы Екатерины I от 11 марта 1726 года было закреплено описание герба: «Орел черный с распростертыми крыльями, в желтом поле, на нем ездец в красном поле».

При императрице Екатерине I окончательно установлена цветовая гамма герба - черный Орел на золотом (желтом) поле, белый (серебряный) Всадник на красном поле.

Государственное знамя России, 1882 г. (Реконструкция Р.И. Маланичева)

После смерти Екатерины I в короткое царствование Петра II (1727-1730) — внука Петра I, Орел практически не изменился.

Впрочем и правление Анны Иоанновны (1730-1740) и Ивана VI (1740-1741)- правнука Петра I, не вызывает практически никакого изменения Орла за исключением непомерно вытянутого вверх тела. Однако восшествие на престол Императрицы Елизаветы (1740-1761) влечет за собой кардинальное изменение Орла. Ничего не остается от императорской власти, да и Георгий Победоносец заменяется крестом (к тому же, не православным). Унизительный период России добавил унизительного Орла.

На весьма кратковременное и чрезвычайно оскорбительное для русских людей царствование Петра III (1761-1762) Орел не среагировал никак. В 1762 году на престол вступает Екатерина II «Великая» (1762-1796) и Орел меняется приобретая могучие и грандиозные формы. В чеканке монет этого царствования было много произвольных форм герба. Наиболее интересная форма — Орел появившийся во времена Пугачева с огромной и не совсем привычной короной.

Орел Императора Павла I (1796-1801) появился еще задолго до кончины Екатерины II как-бы в противовес ее Орлу для отличия гатчинских батальонов от всей Русской Армии, для ношения на пуговицах, бляхах и головных уборах. Наконец он появляется на штандарте самого цесаревича. Создает этого Орла сам Павел.

В короткое время правления императора Павла I (1796-1801 гг.) Россия вела активную внешнюю политику, столкнувшись с новым для себя противником — наполеоновской Францией. После того как французские войска заняли средиземноморский остров Мальту, Павел I взял Мальтийский орден под свое покровительство, став гроссмейстером ордена. 10 августа 1799 года Павлом I был подписан Указ о включении в состав государственного герба мальтийских креста и короны. На груди орла под мальтийской короной располагался щит со Святым Георгием (Павел толковал его как «коренной герб России»), наложенный на мальтийский крест.

Павел I сделал попытку ввести полный герб Российской империи. 16 декабря 1800 года он подписал Манифест, в котором описывался этот сложный проект. В многопольном щитке и на девяти малых щитках было помещено сорок три герба. В центре находился вышеописанный герб в виде двуглавого орла с мальтийским крестом, большего, чем остальные размера. Щит с гербами наложен на мальтийский крест, а под ним опять появился знак ордена Святого Андрея Первозванного. Щитодержатели, архангелы Михаил и Гавриил, поддерживают императорскую корону над рыцарским шлемом и наметом (плащом). Вся композиция помещена на фоне сени-мантии с куполом — геральдического символа суверенитета. Из-за щита с гербами выходят два штандарта с двуглавым и одноглавым орлами. Этот проект не был окончательно утвержден.

В результате заговора, 11 марта 1801 года Павел пал от рук дворцовых цареубийц. На престол вступает молодой Император Александр I «Благословенный»(1801-1825). Ко дню его коронования появляется новый Орел, уже без Мальтийских эмблем, но, по сути, этот Орел довольно близок к прежнему. Победа над Наполеоном и практически полный контроль над всеми процессами в Европе вызывает появление нового Орла. Он имел одну корону, крылья орла изображались опущенными (расправленными), а в лапах не традиционные скипетр и держава, а венок, молнии (перуны) и факел.

В 1825 году в Таганроге умирает (по официальной версии) Александр I и на престол вступает сильный волей и осознанием долга перед Россией Император Николай I (1825-1855). Николай способствовал могущественному, духовному и культурному возрождению России. Это явило нового Орла, который с течением времени несколько изменился, но по-прежнему нёс в себе все те же строгие формы.

В 1855-1857 годах в ходе геральдической реформы, которая проводилась под руководством барона Б.Кене, тип государственного орла был изменен под влиянием германских образцов. Рисунок Малого герба России, исполненный Александром Фадеевым, был высочайше утвержден 8 декабря 1856 года. Этот вариант герба отличался от предшествующих не только изображением орла, но и количеством «титульных» гербов на крыльях. На правом помещались щиты с гербами Казани, Польши, Херсонеса Таврического и объединенным гербом Великих Княжеств (Киевского, Владимирского, Новгородского), на левом — щиты с гербами Астрахани, Сибири, Грузии, Финляндии.

11 апреля 1857 года последовало Высочайшее утверждение всего комплекта государственных гербов. В него вошли: Большой, Средний и Малый, гербы членов императорской фамилии, а также «титульные» гербы. Одновременно были утверждены рисунки Большой, Средней и Малой государственных печатей, ковчегов (футляров) для печатей, а также печатей главных и низших присутственных мест и лиц. В общей сложности одним актом утвердили сто десять рисунков, литографированных А.Беггровым. 31 мая 1857 года Сенат опубликовал Указ с описанием новых гербов и норм их употребления.

Также известен и другой Орёл Императора Александра II (1855-1881), где вновь возвращается Орлу блеск золота. Скипетр и держава заменяются факелом и венком. В продолжении царствования венок и факел несколько раз сменяются скипетром и державой и несколько раз возвращаются вновь.

24 июля 1882 года Император Александр III в Петергофе утвердил рисунок Большого Герба Российской империи, на котором была сохранена композиция, но изменены детали, в частности фигуры архангелов. Кроме того, императорские короны стали изображать наподобие реальных алмазных венцов, использовавшихся при коронации.

Большой российский государственный герб, Высочайше утвержденный 3 ноября 1882 года, есть в золотом щите черный двуглавый орел, коронованный двумя императорскими коронами, над которыми такая же, но в большем виде, корона, с двумя развевающимися концами ленты андреевского ордена. Государственный орел держит золотые скипетр и державу. На груди орла герб Московский. Щит увенчан шлемом святого великого князя Александра Невского. Намет черный с золотом. Вокруг щита цепь ордена св. апостола Андрея Первозванного; по сторонам изображения святых Архистратига Михаила и Архангела Гавриила. Сень золотая, коронованная императорскою короною, усеянная российскими орлами и подложенная горностаем. На ней червленная надпись: С Нами Бог! Над сенью государственная хоругвь, с восьмиконечным на древке крестом.

23 февраля 1883 года были утверждены Средний и два варианта Малого герба. В январе 1895 года было высочайше повелено оставить без перемен рисунок государственного орла, выполненный академиком А.Шарлеманем.

Последний по времени акт — «Основные положения государственного устройства Российской империи» 1906 года — подтвердил все предшествующие законоположения, касающиеся Государственного герба, но при всех строгих контурах является наиболее эллегантным.

С незначительными изменениями, внесенными в 1882 году Александром III, герб России просуществовал до 1917 года.

Комиссия Временного правительства пришла к выводу, что сам по себе двуглавый орел не несет в себе никаких монархических или династических признаков, поэтому его, лишенного короны, скипетра, державы, гербов царств, земель и всех остальных геральдических атрибутов «оставили на службе».

Совсем иного мнения придерживались большевики. Декретом Совнаркома от 10 ноября 1917 года вместе с сословиями, званиями, титулами и старорежимными орденами герб и флаг были упразднены. Но принять решение оказалось легче, чем выполнить. Государственные органы продолжали существовать и функционировать, поэтому еще полгода старый герб использовали там, где было необходимо, на вывесках с обозначением органов власти и в документах.

Новый герб России был принят вместе с новой конституцией в июле 1918 года. Первоначально колосья не венчала пятиконечная звезда, ее ввели через несколько лет, как символ единения пролетариата пяти континентов планеты.

Казалось, что двуглавый орел окончательно отправлен в отставку, но словно сомневаясь в этом, власти не спешили убирать орлов с башен московского кремля. Это произошло только в 1935 году, когда Политбюро ЦК ВКПб решилось заменить прежние символы рубиновыми звездами.

В 1990 году Правительство РСФСР приняло постановление о создании Государственного герба и государственного флага РСФСР. После всестороннего обсуждения Правительственная комиссия предложила рекомендовать Правительству герб — золотого двуглавого орла на красном поле.

С Кремлевских башен орлов сняли в 1935 году. Возрождение Российского Орла стало возможным после распада СССР и с возвращением России подлинной государственности, хотя разработка государственных символов Российской Федерации велась еще с весны 1991 г., в бытность существования СССР.
Причем в этом вопросе с самого начала присутствовали три подхода: первый - усовершенствовать чуждую для России, но ставшую привычной советскую символику; второй - принятие принципиально новых, без идеологии, символов государственности (березового листа, лебедя и т. п.); и, наконец, третий - восстановление исторических традиций. За основу было взято изображение двуглавого Орла со всеми его традиционными атрибутами государственной власти.

Однако символика гербовых изображений переосмыслена и получила современное толкование, более отвечающее духу времени и демократическим переменам в стране. В современном значении короны на Государственном гербе Российской Федерации могут рассматриваться так же, как символы трех ветвей власти - исполнительной, представительной и судебной. Во всяком случае, их не следует отождествлять с символами империи и монархии. Скипетр (первоначально как ударное оружие - булава, шестопер - символ военачальников) может толковаться как символ защиты суверенитета, держава - символизировать единство, целостность и правовой характер государства.

Византийская империя была евроазиатской державой, в ней жили и греки, и армяне, и славяне, и другие народы. Орел в ее гербе с головами, смотрящими на Запад и на Восток, символизировал, в том числе и единство этих двух начал. Это актуально и для России, которая всегда была страной многонациональной, объединяющей под одним гербом народы и Европы и Азии. Державный орел России - не только символ ее государственности, но и символ наших древних корней, тысячелетней истории.

Еще в конце 1990 г. Правительством РСФСР было принято Постановление о создании Государственного герба и Государственного флага РСФСР. К работе по подготовке предложений по этому вопросу были привлечены многие специалисты. Весной 1991 г. чиновники пришли к выводу, что Государственным гербом РСФСР должен быть золотой двуглавый Орел на красном поле, а Государственным флагом - бело-сине-красный флаг.

В декабре 1991 г. Правительство РСФСР на своем заседании рассмотрело предложенные варианты герба, и одобренные проекты были направлены на доработку. Созданная в феврале 1992 г. Государственная геральдическая служба Российской Федерации (с июля 1994 г. - Государственная герольдия при Президенте Российской Федерации) во главе с заместителем директора Государственного Эрмитажа по научной работе (государственный герольдмейстер) Г.В. Вилинбаховым имела одной из задач участие в разработке государственной символики.

Окончательный вариант Государственного герба Российской Федерации утвержден Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1993 г. Автор эскиза герба художник Е.И. Ухналев.

Восстановление многовекового, исторического символа нашего Отечества - Двуглавого Орла - можно только приветствовать. Однако следует учитывать очень важный момент, - существование восстановленного и узаконенного герба в том виде, в котором мы его видим теперь повсеместно, налагает на государство немалую ответственность.

Об этом же пишет в своей, недавно вышедшей книге «Истоки русской геральдики», А.Г. Силаев. В своей книге автор, на основе кропотливого изучения исторических материалов, очень интересно и широко раскрывает саму суть происхождения образа Двуглавого Орла, его основу - мифологическую, религиозную, политическую.

В частности, речь идет о художественном воплощении нынешнего герба Российской Федерации. Да, действительно, к работе над созданием (или воссозданием) герба новой России было привлечено много специалистов, художников. Было предложено большое количество прекрасно выполненных проектов, однако почему-то выбор пал на эскиз, выполненный человеком, на самом деле далеким от геральдики. Иначе как объяснить тот факт, что в нынешнем изображении двуглавого орла присутствует ряд досадных, заметных любому профессиональному художнику, огрехов и неточностей.

Вы где-нибудь видели узкоглазых орлов в природе? А с клювами попугаев? Увы, изображение двуглавого орла не украшают и очень худые лапы, и редкое оперение. Что касается описания герба, к сожалению, и оно остается с точки зрения правил геральдики неточным и поверхностным. И все это присутствует в Государственном гербе России! Где, в конце концов, уважение к своей национальной символике и собственной истории?! Неужели так сложно было более тщательно изучить геральдические изображения предшественников современного орла - старинные российские гербы? Ведь это богатейший исторический материал!

источники

http://ria.ru/politics/20081130/156156194.html

http://nechtoportal.ru/otechestvennaya-istoriya/istoriya-gerba-rossii.html

http://wordweb.ru/2011/04/19/orel-dvoeglavyjj.html

А я вам напомню

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Любая страна мира имеет государственные символы, в которых заключается глубокий смысл. Герб России, как и флаг России, и гимн, – в числе главных символов страны. За долгую историю этих земель он не раз менялся, дополнялся, становился предметом жарких споров и дискуссий на всех уровнях политической и общественной жизни. Российский герб один из самых сложных среди гербов других стран.

Герб России – величие и красота

Современный российский символ представляет собой красивый геральдический щит, ярко-красного цвета, по форме четырехугольник с нижними закругленными краями. В центральной части герба страны размещается изображение двуглавого орла золотого цвета с широко раскрытыми и поднятыми вверх крыльями.

При этом головы птицы увенчаны малыми коронами, а сверху размещается третья, большего размера, короны соединены лентой. Сам орел держит в лапах символы власти: скипетр (в правой) и державу (в левой). На груди – еще один красный щит, на котором изображение всадника, одетого в синий плащ. У воина серебряный конь и такого же цвета копье, которым он поражает черного дракона.

Каждая деталь российского герба имеет то или иное символическое значение. Короны – это символ суверенитета Российской Федерации, как в целом страны, так и отдельных ее частей. Скипетр и держава выступают как символы государственной власти.

Сходство и отличия гербов России и Москвы

Всадника, изображенного на гербе России, часто именуют Георгием Победоносцем, путая с гербом Москвы, на котором действительно изображен этот исторический персонаж. Однако между двумя изображениями есть серьезные отличия:

  • На российском гербе всадник не имеет нимба, символа святости.
  • Конь на гербе России – на трех ногах, четвертой попирает дракона, в то время как на столичном гербе конь – на двух ногах.
  • Дракон на российском гербе опрокинут навзничь, и попирается всадником, на московском – стоит на четырех лапах.

То есть, при внимательном рассмотрении можно отметить различие не только в мелких, но и существенных деталях.

Долгий путь

Современный символ российского государства имеет довольно длинную историю. В основных чертах он совпадает с официальными гербами Российской империи, которые окончательно сформировались только к концу XIX столетия, - это Большой герб (1882 год) и Малый герб (1883 год).

На Большом российском гербе щит был золотого цвета, черный орел, имперские короны, соединенные андреевской лентой. На груди орла изображался столичный герб с Георгием. На Малом гербе империи также был изображен орел с двумя головами черного цвета, а на его крыльях помещались щиты княжеств.



Просмотров