Спасение экипажей терпящих бедствие подводных лодок. Спасение с глубины

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию

Там нет, к большому сожаленью

И льется грязная вода

Во владенья Нептуна.

Гибнет, гибнет жизнь на дне

Помогите, люди, мне!

В . Да, настоящая беда приключилась у морского царя.

Заглядывает в посылку. Достает бутылку с грязной водой, дети обнаруживают записку с «Образец воды с морского дна».

В . Да в такой воде конечно все живое погибнет. Что будем делать, ребята? Как нам помочь Нептуну? Как же можно очистить воду? У меня идея! Я случайно прихватила с собой свою передвижную лабораторию. Там есть все необходимое для проведения опытов. Помогите мне развернуть её.

Дети помогают воспитателю: расстилают клеенку, расставляют колбы с воронками, емкости для воды, коробочки с пиктограммами.

В . Посмотрите, у меня есть часы ученых. Оденьте их на руку. На них изображены части морских животных. Найдите на столе, колбу, на которой это животное изображено полностью, это будет ваше место для работы. Обращает внимание детей, что у них получились пары, значит, около каждой колбы будут работать два человека и им придется договариваться друг с другом.

В. Я налью вам немного воды в ваши мерные стаканчики, а вы будете переливать их потихоньку через фильтр и наблюдать, что же произойдет.

Дети проводят опыт, обмениваются впечатлениями.

В. Выберете из коробочки с пиктограммами те, что соответствуют вашему опыту и наклейте их на письмо: на первый кружочек пиктограмму с изображением фильтра, который вы использовали, на второй – что у вас получилось, как очистилась вода. Какой мы мажем сделать вывод? Лучше всего воду очищает активированный уголь с ватой. Давайте отметим это каким - нибудь значком.

Дети перечеркивают красным те фильтры, которые плохо очистили воду и рисуют восклицательный знак рядом с лучшим фильтром. В то время когда дети работают в лаборатории, воспитатель незаметно выкладывает на пол лист ватмана и изображением морского дна.

В. Замечательно мы справились с работой. Теперь надо поскорей отправить это письмо директору завода, чтобы он поставил очистные сооружения. Как можно сделать побыстрее? Выслушивает ответы детей. Ой, я совсем забыла. У меня же есть факс. Давайте отправим письмо по факсу и он сразу же попадет к директору завода.

Дети «отправляют» письмо.

В. (делает вид, что звонит директору завода). Алло, это директор завода бумажных изделий? Примите, пожалуйста факс. Мы отправляем вам письмо, которое поможет вам выбрать хороший фильтр для очистных сооружений. И, пожалуйста, поскорее установите эти сооружения на своем заводе, а то в море исчезает жизнь.

В. Ребята, а вы хотели побывать на морском дне, узнать, что же там происходит на самом деле? Садитесь в нашу «подводную лодку», отправляемся в царство Нептуна.

Дети встают в круг, берутся за руки.

В. Сейчас начнутся чудеса,

Закройте поскорей глаза

Раз, два, три, все замрем,

В мир подводный попадем.

Дети присаживаются, затем встают, открывают глаза.

В. Оглянитесь вокруг, вы ничего необычного не заметили? Обращает внимание на лист ватмана с изображением морского дна.

В . Посмотрите, правду сказал царь Нептун. Морское дно есть, а ни одного обитателя нет. Что же делать? Выслушивает ответы детей.

В. Да без волшебства здесь не обойтись. К счастью я прихватила с собой волшебные очки, которые помогут нам превратиться в настоящих волшебников и волшебный песок. Разбейтесь на пары по цвету ваших часов. Возьмите мешочек (контейнер) с таким же цветом значка. В нем цветной песок. Засыпайте им морское дно. Дети засыпают лист слоем разноцветного песка.

В . А теперь давайте потихоньку возьмем и стряхнем лишний песок в поднос.

Дети стряхивают лишний песок и видят, что на «Морском дне» появились морские обитатели: рыбки, морские звезды и т. п. Обитатели были наклеены из двухстороннего прозрачного скотча заранее. Песок приклеился к скотчу и рисунок проявился.

В . Да мы с вами настоящие волшебники, посмотрите какое замечательное морское дно у нас получилось. А вам не кажется, что рыбки вам улыбаются?

Если это рыбка, то у нее улыбка,

Если это рыбочка, то у нее ….(улыбочка)

Если это рыбища, то у нее … (улыбища)

Если это рыбонька, то у нее …(улыбонька)

В это время начинает звучать музыка. Воспитатель проводит психогимнастику «Подводный мир»

В . Представьте, что вы - морское дно. Оно спокойно и расслаблено. Оно - единое целое. Дотроньтесь до соседа справа и слева пальцами рук и ног. Перед вами вода. Много воды. Она прозрачная и сквозь неё видны солнечные блики. На морском дне тихо. Вода поглощает все звуки. Вот покачиваются водоросли . Они крепко ухватились корнями за морское дно (встать, подошвы прижать к полу, перебирать пальцами ног). Они равнодушны, спокойны, отдаются на волю движения воды (туловище раскачивать в стороны). Но вот на дне появилась стайка рыбок. Они дружные, куда один, туда все (соединив руки подушечками пальцев, делать руками плавные движения вправо, влево, бегая по залу за названным ребёнком стайкой). Рыбки очень любопытны (мимика), что там, а что здесь? Любят общаться, но не слышно, что они говорят (беззвучно открывают рот, разговаривая жестами). А дельфины добрые (мимика), весёлые (мимика), они любят выпрыгивать из воды с радостным криком (соединённые руки вверх, бег врассыпную с прыжками вверх на месте и радостным тонким выкриком - У - губы трубочкой. Хорошо на морском дне. Тихо шумят волны. Дети становятся в круг, взявшись за руки. На громкую музыку прибоя, взявшись за руки, подняв руки вверх, идут вперёд, на тихую - согнувшись, опустив руки, - назад. Музыка затихает.

В. Ну что же ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Наша миссия выполнена. На морском дне опять кипит жизнь. Я думаю, что Царь Нептун будет доволен. Беритесь за руки, держитесь покрепче.

Волны, волны, расступитесь

Дети в детский вернитесь.

В. Ну вот мы с вами и вернулись в детский сад. Вы довольны нашим путешествием? А собой? Конечно, нам есть, чем гордиться, ведь мы же сделали большое дело. Обращает внимание на компьютер. Ой, ребята, на мой компьютер пришло сообщение. Давайте посмотрим, что там такое? Присаживайтесь, я включу компьютер.

На экране появляется Нептун (запись) и благодарит детей.

Нептун. Спасибо вам ребята. Благодаря вашему письму на заводе поставили хорошие очистные сооружения, и в мое море океан снова вернулась жизнь. В благодарность за ваше доброе дело я отправил вам гостинец. Вы найдете его в коробочке, на которой нарисована морская раковина. До свидания. Приезжайте ко мне в гости, я всегда буду вам рад. Дети находят в группе коробочку с угощением – конфетами «Морские камушки».

В. Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать. Я хочу на память о нашем путешествии подарить этих замечательных рыбок. Но у меня есть одно условие: тот кому больше понравилось быть ученым берет синюю, а тот кому больше понравилось быть волшебником – красную. (Дети могут взять обе рыбки, главное - объяснить свой выбор)

Самоанализ

Главная цель, которую я ставила перед собой на сегодняшнем мероприятии – дать детям почувствовать себя учеными, исследователями и немного волшебниками.

Работа в лаборатории была направлена на развитие познавательной активности, любознательности, Дети сами готовили свое рабочее место, с интересом экспериментировали, делали свои маленькие открытия, выводы, рассуждали, доказывали свое мнение. находили ответы на вопросы экспериментальным путем.

Хочется отметить высокий уровень развития интеллектуальных умений детей: они свободно оперировали с пиктограммами, составляли схему, находили целое по его части, доказывали свое мнение.

Удачно выбранная мотивация позволила мне вовлечь детей в решение экологической проблемы загрязнения воды доступными им способами.

Прием с волшебной картиной создал ситуацию для развития фантазии, воображения, дал возможность испытать радость творчества и волшебных превращений. Разноцветные очки усилили эффект волшебства. Словесная игра «Рыбкина улыбка» активизировала речевое словотворчество детей, вызвала желание экспериментировать со словом.

В психогимнастике дети учились, использовать невербальные средства (мимики, жесты, движения) для передачи эмоциональных состояний. Хочется отметить, что дети очень контактны, раскрепощены, эмоционально открыты. Умеют работать в коллективе и паре, договариваться, соотносить свои действия с партнером по игре.

В целом я удовлетворена детьми, собой и тем, что у нас с ребятами получилось,

Подводный мир… В южных морях он красочный и многообразный. Совсем другая картина на наших реках, совсем скромная и более напоминающее серое пространство, но все равно человек здесь чувствует себя по- другому. Так считает Павел Цветков, водолаз- спасатель из Кинешмы, для которого погружение в воды Волги является делом привычным, ведь это его работа.

Думал ли я, что стану водолазом и эта профессия станет моей на всю жизнь? Скорее всего, нет, - рассказывает Павел Николаевич. - Произошло это в 1986 году, когда я вернулся в родной город после службы в армии. Начинал с самых азов, став учеником водолаза. И вот уже 28 лет провожу погружения в матушку Волгу. Сейчас являюсь начальником маневренной поисковой группы областного Управления по обеспечению защиты населения и пожарной безопасности. Трудно сосчитать сколько раз за это время опускался на дно, сколько спас людей, да дело не в этом, главное, ощущаешь свою необходимость в спасении тонущих граждан. Наш участок протянулся по Волге от Плеса до Пучежа. Средняя глубина примерно 14 метров, местами достигает и 20, но, в основном, происшествия случаются на мелководье.

В этом году спасатели нашего Управления оказали помощь на воде 12 человекам. Цифра ниже предыдущих лет. Это говорит о том, что люди стали более строго соблюдать правила поведения в местах отдыха, сказалась и более серьезная профилактическая работа среди населения. За прошедшее время приходилось видеть и слезы, и радость. Может поэтому, у водолаза должна быть хорошая психика.

В каждой профессии есть свои особенности, свои сложности. Под водой царит абсолютная темнота, не помогает даже мощный фонарь, луч света упирается словно в стену, плюс облако взвеси, ила. Некоторые отдыхающие на юге рассказывали, что они опускались на глубину 30 метров, и видимость просто идеальная. Попробовали опуститься у нас на дно Волги и уже метров через пять ничего не видно.

Работа наша непростая. Сейчас в нашей акватории насчитывается всего три водолаза - я, Юрий Потапов, Игорь Золотов. Раньше их количество было свыше двадцати. Не идет к нам молодежь - невысокие зарплаты, риск при проведении спасательных операций под водой, а ведь работать приходится не только летом, но и зимой. Словом, сложностей хватает.

На недавно состоявшихся соревнованиях по спасательному многоборью среди подразделений Управления кинешемский водолаз Павел Николаевич Цветков был признан лучшим спасателем. «Значит еще есть порох в пороховницах, - улыбается он. - И уходить с этой работы еще рановато, хотя возраст мой пенсионный»

HTML clipboard

Спасение экипажей терпящих бедствие подводных лодок

Капитан 2 ранга В. Мосалёв

В истории подводного плавания отмечено 170 случаев гибели подводных лодок с экипажами, произошедших в результате столкновений с другими кораблями, поломок материальной части, пожаров, взрывов, по вине личного состава и другим причинам. В 85 проц. случаев подводные лодки находились в акваториях с глубинами, не превышавшими предельные, на которых прочный корпус мог выдерживать забортное давление воды.

Обеспечение безопасности ПЛ традиционно осуществляется по трем направлениям: повышение живучести подводных лодок и улучшение систем жизнеобеспечения экипажей, разработка новых средств поиска, обнаружения и обозначения аварийных ПЛ. совершенствование существующих и создание новых средств и способов спасения. Комплексная реализация действий по этим направлениям вместе с другими мероприятиями организационно-технического характера позволяет снизить опасность подводного плавания, а в случае аварии - повысить вероятность спасения экипажей. Конструктивные особенности ПЛ, имеющей водонепроницаемые отсеки, как правило, предусматривают сохранение ее плавучести при затоплении одного из них и сохранение герметичности каждого отсека при затоплении двух соседних. Благодаря этому, члены экипажа ПЛ, находящиеся в незатопленных отсеках, могут сохранить жизнь в течение нескольких суток.

В ВМС стран НАТО принята единая система оповещения о терпящих бедствие, в соответствии с которой в мирное время командир ПЛ докладывает о погружении специальным донесением с указанием контрольного времени, по истечении которого он должен доложить о всплытии. Обычно при длительном погружении оно составляет 24, 36 или 72 ч. Если нет доклада о всплытии, то объявляется режим ее потери (submiss) и дается команда по средствам связи этой подводной лодки о срочном всплытии и выходе на связь. В случае отсутствия ответа после этого в течение часа - объявляется режим аварии лодки (subsunk) и силам поиска и спасения (СПС) объявляется тревога.

Поскольку в повседневных условиях ПЛ либо одиночно отрабатывает задачи в полигоне с определенными координатами, либо участвует в учениях, находясь в строго ограниченном районе, поиск пропавшей ПЛ ведется в сравнительно небольшой акватории. Переходы в базу и из одного полигона в другой ПЛ осуществляет по фарватерам, как правило, в надводном положении, а при океанских переходах - по заранее определенным маршрутам с выдерживанием графика прохождения контрольных точек. В этих обстоятельствах место аварийной ПЛ может быть определено по счислению. Кроме того, оно может быть указано по данным гидроакустических систем слежения за ПЛ, развернутых на важнейших морских и океанских ТВД. Определение точного места терпящей бедствие ПЛ (ТБПЛ) упрощается с передачей от нее сигнала бедствия или с обнаружением ее аварийного буя, а также по данным докладов со столкнувшегося с ней корабля или с наблюдавших аварию судов, кораблей или самолетов (все ПЛ снабжены аварийными буями, которые связаны с корпусом лодки буйрепом и телефонным кабелем и автоматически отделяются от нее, всплывая на поверхность при достижении ТБПЛ определенной глубины, ударе о грунт, либо вручную из лодки).

Аварийный буй снабжен проблесковыми маячковыми огнями, телефоном для связи с экипажем лежащей на грунте ТБПЛ, а также KB и УКВ радиостанциями, которые автоматически включаются при всплытии буя, передавая сигналы бедствия. Так, на буях английских ПЛ установлены KB и УКВ передатчики, работающие на международных радиочастотах "SOS" в течение 3 с каждые 2 мин, дальность приема сигналов составляет, соответственно, 50 и 20 миль, аккумуляторная батарея обеспечивает непрерывную работу передатчиков в течение 72 ч. Французские аварийные буи передают сигнал бедствия в течение 1 мин каждые 10 мин, а канадские, кроме этого, создают на поверхности воды оранжевое пятно и выпускают жидкость, отпугивающую акул. Шведские ПЛ оснащены гидроакустическим маяком. Новейшие аварийные буи оборудованы системой PLB (Personal Locator Beacon), позволяющей использовать международную спутниковую систему спасения "Коспас - Сар-сат", в состав которой входят спутники на полярной и геостационарных орбитах и сеть береговых приемных станций. Буйковая часть системы представляет собой радиомаяк-локатор, состоящий из приемника спутниковой навигации GPS и УКВ приемопередатчика. С задействованием аварийного буя, на международных частотах бедствия 121,5 и 243 МГц передается сигнал бедствия, опознавательное обозначение ПЛ и ее координаты, которые ретранслируясь спутником, принимаются береговой станцией системы.

Спасение экипажей затонувших ТБПЛ осуществляется либо с использованием собственных средств, либо с помощью средств СПС. В первом случае оно проводится методом всплытия с индивидуальными или коллективными средствами спасения.

Индивидуальные средства спасения применяются для всплытия с глубин не превышающих 180 м. К ним относятся специальные устройства, состоящие из спасательного жилета и дыхательного аппарата, позволяющие находиться под водой до 40 мин, например, используемый во многих странах (рис. 1) английский спасательный гидрокостюм Mk8 SEIS (Submarine Escape Immersion Suit), который полностью изолирует человека от внешней среды и состоит из надувного капюшона с прозрачной лицевой частью с герметичной застежкой, надувного спасательного жилета и утепленного гидрокомбинезона. Модификации этого гидрокостюма (Mk8S, Mk8V), используемые в ВМС Швеции, имеют ряд изменений, улучшающих условия пребывания в нем более длительное время, а также придается надувная лодка.

Выход личного состава из ТБПЛ осуществляется через так называемую башенную систему спасения TES (Tower Escape System), включающую носовую и кормовую доковые камеры и устройство подачи воздуха в гидрокостюмы. Камеры (рис. 2) имеют входной и выходной люки, устройства заполнения водой и осушения, выравнивания давления. Люки открываются и закрываются как из камеры, так и из ПЛ. Выходной люк открывается после выравнивания давления воды с забортным. Система обеспечивает выход спасаемых с интервалом 3 мин.

К коллективным средствам относятся различные всплывающие спасательные устройства (ВСУ - Self Rescue Sphere) многократного или однократного действия, предусматривающие спасение подводников "сухим" способом, не требующим декомпрессии. Так, на индийских ПЛ типа "Шишумар" (немецкий проект 209) используется ВСУ. позволяющее разместить 40 человек (весь экипаж) и обеспечивающее спасение с глубин до 260 м (рис. 3).

Силы поиска и спасения могут включать подразделения экстренной помощи ТБПЛ, спасательные суда ПЛ и глубоководные спасательные аппараты. В ВМС Великобритании для оказания экстренной помощи ТБПЛ имеется специальная подводно-парашютная группа - SPAG (Subsunk Parachute Assistance Group). Группа может выделить одновременно несколько команд, численностью по шесть человек (офицер, старшина-спасатель, врач, фельдшер, два рулевых-моториста надувных лодок). В район ТБПЛ команда доставляется самолетом С-130 "Геркулес", десантируется с парашютами на воду с двумя надувными лодками "Джемини" и средствами связи (рис. 4). В ВМС США для оказания первой экстренной помощи также могут использоваться подводно-парашютные команды, выделяемые группами подводных подрывных работ. Численность определяется обстановкой и обычно составляет четыре человека. Команды используют надувные лодки "Зодиак". Кроме того, по одному мобильному спасательному отряду MDSU (Mobile Diving and Salvage Unit) имеются на Тихоокеанском флоте (базируется в ВМБ Перл-Харбор) и на Атлантическом (ВМБ Литтл-Крик). Каждый отряд, численностью 120 человек, может выделить одновременно четыре автономные спасательные команды. На вооружении команды имеется транспортируемый водолазный комплекс FADS (Fly-Away Diving System) массой 1 т, обеспечивающий одновременную работу двух водолазов на глубинах до 58 м.

Таблица 1 ТТХ спасательных судов
Основные ТТХ СПС ПЛ ASR-22 "Ортолан" (США) СПС ПЛ ASR-46 "Киттиуэйк" (США) СПС ATS-1 "Эдентон" (США) СПС А5309 "Антео" (Италия) СПС ПЛ "Канша" (КНР)
Полное водоизмещение, т 4 570 2 320 2 329 3 200 1325
Размерения, м:
-длина 76,5 76,7 56,1 98,4 69,9
- ширина 26,2 13,4 15,2 15,8 10,2
- осадка 6,5 4,9 4,6 5,1 3,6
Скорость хода, уз 15 15 16 20 13,5
Дальность плавания, мили (при скорости хода, уз) 8 500(13,8) ( ) 1000(13) 4 000 (14) 2 400(13)
Количество двигателей 4 4 4 2 2
Общая мощность, л. с. 6 000 3 000 6 000 5 000 2 200
Экипаж, человек 195 103 129 121
Спасательные средства:
- глубоководные аппараты 2DSRV СМПЛ "Усел" 1 SM-358-S 2
- водолазные системы Мк2 Мк2 ЗМк1
- водолазные колокола +
- декомпрессионные камеры 2 2 3 2 +
- транспортировочные капсулы 2 2 3
Глубина обеспечения спасательных работ, м 259 259 259 300
Подъемные краны, т + + 10; 20 + 15; 2
Год постройки 1973 1946 1972 1980 1981
1 СМПЛ "Усел": экипаж два человека, водоизмещение 13,2 т, размерения 8х1,9х2,7 м, глубина погружения до 600 м, автономность 120 ч, скорость хода 5 уз.
2 ГСА SM-358-S: экипаж пять человек, длина 7 м, глубина погружения 300 м

Для спасения экипажей ТБПЛ используются также специальные суда. В ВМС США два СПС ПЛ ("Ортолан", "Киттиуэйк") и три СПС типа "Эдентон", в ВМС Италии - СПС "Антео", в КНР - СПС ПЛ типа "Канша" (основные ТТХ в таблице 1).

Глубоководные спасательные аппараты (ГСА) имеются в США, Великобритании, Франции, Италии, Швеции, Японии, Австралии, КНР (основные ТТХ в таблице 2).

В ВМС США используются два ГСА типа DSRV (Deep Submergence Rescue Vehicle) -DSRV-1 "Мистик" и DSRV-2 "Эвелон", входящие в состав первой группы опытовых ПЛ, (ВМБ Сан-Диего), основной задачей которой является проведение аварийно-спасательных операций. Команды ГСА осуществляют поочередное двухмесячное дежурство, находясь в двухчасовой готовности. В течение суток такой ГСА может быть переброшен по воздуху в любой район мирового океана. Для доставки ГСА к месту ТБПЛ могут использоваться СПС "Ортолан" (ASR-22) и 21 ПЛА (11 - на Атлантике, 10 - на Тихом океане). Доставку по воздуху ГСА. вспомогательного оборудования и команды обслуживания (три офицера, 13 старшин и матросов) осуществляют либо четыре С-141 "Старлифтер" или С-5А "Гэлэкси" и С-141.

ГСА доставляется на ближайший к месту аварии аэродром, перевозится в ближайшую ВМБ или порт и грузится на ПЛА-носитель, которая доставляет его к месту аварии и выпускает его в подводном положении (рис. 5). За один рейс ГСА эвакуирует 24 человека и за 14-17 часов способен поднять весь экипаж ПЛА численностью до 150 человек. ГСА торпедообразной формы имеет легкий корпус из

английской ПЛАРБ "Резолюшн" стеклопластика и прочный - из высокопрочной стали, состоящий из трех сферических отсеков и полусферического переходного устройства внизу среднего отсека. Отсеки соединены переходными люками, а средний, кроме того, имеет верхний выходной люк и нижний люк в стыковочную камеру. В носовом отсеке находятся системы управления и экипаж ГСА, а в среднем и кормовом -личный состав спасаемого экипажа. Каждый отсек имеет автономную систему жизнеобеспечения: носовой - на два человека в течение 12 ч при суточном резерве, в среднем и кормовом - на 13 человек в течение 2 ч. Кроме того, в каждом отсеке предусмотрена аварийная дыхательная система замкнутого цикла: в носовом для двух человек на шесть часов, в кормовом на 26 человек на 2 ч. ГСА оснащен манипулятором, иллюминатором для визуального наблюдения и светильниками, двумя подводными ТВ-камерами, шестью ГАС, в том числе пассивной допплеровской и активной бокового обзора, шумопеленгаторами направленного и ближнего действия, навигационной и звукоподводной аппаратурой связи. При спасении экипажа ТБПЛ ГСА с помощью ГАС отыскивает лежащую на грунте ПЛ, используя подруливающие устройства подходит к ее носовому или кормовому спасательному люку и соединяется с ним стыковочным узлом переходного устройства. Если спасательный люк ТБПЛ загроможден обломками, то манипулятором он освобождается от обломков. Стыковка ГСА с ТБПЛ возможна при ее крене и дифференте до 45°. Стыковочный узел ГСА может быть применен для эвакуации экипажей ТБПЛ стран НАТО.

Таблица 2 ТТХ Глубоководных спасательных аппаратов
Основные ТТХ DSRV (США) LR5 (Великобритания) MSM1 (Италия) URF (Швеция) "Гриффон" ASRV (Австралия) "Тихиро" (Япония) ICA
Водоизмещение подводное, т 38 20 19,5 52 16,7 16,5 40
Размеренна, м:
- длина 15,2 9,6 10 13,5 7,8 5,5 12,4 15
- ширина (диаметр) 2,4 2,9 1,9 4,3 2 2,7 3,2 4
- высота 2,4 2,7 3 3,9 2 2,3 2,5 2,6
Скорость хода, уз 5 2 4 3 4 4 4
Дальность плавания, миль/уз 24/3 4/*
Экипаж, человек 4 2 3 6 2 * 6 4
Количество спасаемых человек 24 10 10 25 15 10 12 22
Глубина погружения, м:
- рабочая 700 457 300 300 547 500 200
- максимальная 1500 600 460 600 600 600
Автономность, ч 12 84 8 85 24 24 30
Год постройки 1975 1978 1980 1995 1985 1986
Срок эксплуатации до 2010 2003 2005

(Во второй части рассматриваются спас средства других иностранных государств)

Зарубежное военное обозрение №3 2000 С.50-54


5 января черноморцы отметили годовой праздник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ (УПАСР) ЧФ – правопреемника Аварийно-спасательной, а затем Поисково-спасательной службы Черноморского флота. На протяжении многих десятилетий моряки-спасатели с честью выполняли поставленные задачи: спасали терпящие бедствие корабли и суда, приходили на помощь экипажам аварийных подводных лодок, занимались судоподъемом, искали в море и на глубине затонувшее ценное имущество, выполняли научно-исследовательские, гидротехнические и специальные задачи, осваивали новую технику, обеспечивали тренировки космонавтов в Черном море, боевую учебу и дальние походы кораблей ЧФ и даже обеспечивали защиту судоходства в Мировом океане от пиратства.

Владимир Пасякин

Водолазы СС «Эпрон» подняли черные ящики Ту-154

Еще в конце 2016 года завершилась основная фаза поисковой операции затонувшего в Черном море самолета Ту-154. Прошло свертывание главных сил ЧФ, задействованных в операции. К месту постоянной дислокации вернулись основные корабли и суда, привлеченные к поисково-спасательным действиям. В Севастополь вернулись новейший фрегат «Адмирал Григорович» с вертолетом Ка-27 на борту, средний морской танкер «Иман», флагман поисковой операции – спасательное судно (СС) «Эпрон»…

– Наше судно вернулось в Севастополь вечером 31 декабря, – говорит командир СС «Эпрон» капитан 3-го ранга Денис Бергс, –под самую елку. На экипаж легла серьезная нагрузка в ходе операции. Судно, несмотря на свой 57-летний возраст, оснащено не только штатной старой и надежной водолазной техникой, но и современными комплексами «Тайгер» (телеуправляемый необитаемый подводный аппарат) и жестким нормобарическим скафандром «Хардсьют-1200». И не случайно именно наши водолазы под руководством заместителя командира СС «Эпрон» – начальника поисково-спасательной службы судна капитана 3-го ранга Андрея Кузнецова сумели обнаружить и поднять на борт черные ящики разрушенного Ту-154. Это сделали старшина 1-й статьи Иван Сверенюк и старший матрос Михаил Герасимко. Нашими водолазами были подняты и останки тел погибших, которые доставили на берег. Этим эпизодом занимался врач-физиолог старший лейтенант медицинской службы Филипп Сазонов. Он также осуществлял контроль за ходом водолазных спусков, следил за режимом декомпрессии.

Напомним, что все военнослужащие на «Эпроне» – контрактники. Этим объясняется их высокий профессионализм и эффективность действий.

В ходе операции на СС «Эпрон» умело, профессионально в качестве командиров водолазных спусков действовали мичман Владимир Никоноров, старший мичман Александр Лапин. Умение, выдержку и мастерство проявили водолазы – старшие матросы Денис Лабойкин, Олег Задниченко.

Водолазный крейсер

СС «Эпрон» недаром называют водолазным крейсером. Это судно воспитало целую плеяду прекрасно подготовленных специалистов. Большинство офицеров, прошедших школу ЭПРОНа, за которым прочно закрепилось звание «счастливого корабля», уверенно продвигались по службе, тем самым еще более упрочивая славу спасателя.

– Наше судно было заложено на Николаевском заводе имени 61 коммунара весной 1957 года, – говорит Денис Бергс. – Его первым командиром стал капитан 2-го ранга Иван Демидов. Тот самый Демидов, который с первого дня Великой Отечественной войны командовал спасательным кораблем СК «Сталинец», под огнем выполняя задачи обеспечения боевых действий на Ладожском озере. После ухода в 1961 году на вышестоящую должность его первого командира спасателем командовали: с 1961 по 1963 год – Никифор Иванович Балин, с 1963 по 1968 год – Владимир Ильич Калентьев, с 1968 по 1974 год – Виктор Иванович Коптяев, с 1974 по 1976 год – Василий Парфенович Пальчиков, с 1976 по 1978 год – Виталий Федорович Юрганов, с 1978 по 1982 год – Дмитрий Сергеевич Гагин, с 1982 по 1989 год – Алексей Петрович Кирпичев, с 1989 по 1994 год – Павел Петрович Деев, с 1994 по 1997 год – Сергей Иванович Власенко, с 1997 по 2001 год – Дамир Габдулхатович Шайхутдинов, с 2001 по 2005 год – Сергей Васильевич Игнатов, с 2005 по 2009 год – Владимир Александрович Грицай, его сменил Денис Викторович Будыш…

Да, недавним его командиром был капитан 3-го ранга Денис Будыш – теперь уже, после окончания ВМА, капитан 2-го ранга, правая рука командира аварийно-спасательного отряда ЧФ. Его сменил капитан 3-го ранга Денис Бергс, продолживший славные традиции «счастливого корабля».

В подтверждение напомню, что 28 марта прошлого года судно под его командованием вернулось из дальнего похода в Индийский океан, где выполнило поставленные задачи по взаимодействию с ВМС Индии. На угольной стенке экипажу подготовили торжественную встречу.

В ней участвовали заместитель командующего ЧФ по работе с личным составом контр-адмирал Юрий Ореховский, начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ капитан 1-го ранга Дамир Шайхутдинов, начальник Управления поисковых и аварийно-спасательных работ ЧФ капитан 1-го ранга Дмитрий Желтов, командир отряда спасательных судов ЧФ капитан 2-го ранга Сергей Шевченко, другие официальные лица, а также жены членов экипажа.

Встречали судно с оркестром. Командиру судна капитану 3-го ранга Денису Бергсу вручили хлеб-соль, жареного поросенка, поздравили с успешным выполнением всех поставленных задач. Заместитель командующего ЧФ по работе с личным составом контр-адмирал Юрий Ореховский от имени Военного совета ЧФ, командующего флотом поздравил экипаж с выполнением специального задания и вручил наиболее отличившимся воинам-контрактникам наручные часы.

В течение семи месяцев спасательное судно выполняло задачи в Индийском океане, где экипаж в соответствии с достигнутыми ранее договоренностями принимал участие в мероприятиях международного военного сотрудничества с ВМС Индии. За это время судно прошло 11 602 мили. Так, в рамках двустороннего военно-технического сотрудничества экипаж, водолазные специалисты и современное поисково-спасательное оборудование «Эпрона» были задействованы для обеспечения боевой подготовки подводных сил ВМС Индии. Наше судно удостоилось чести участия в военно-морском параде ВМС Индии.

В период пребывания в индийском порту Вишакхапатнам спасательное судно представляло Военно-Морской Флот России в рамках Международной выставки военного флота International Fleet Review 2016, решало вопросы взаимодействия с ВМС Индии, а на переходе морем совершило деловой заход в порт Коломбо (Шри-Ланка).

Судно «Эпрон», несмотря на свой почтенный возраст (было заложено в 1957 году), до сих пор в строю и хорошо оснащено. Оно принимало участие в различных аварийно-спасательных и поисковых работах. В 1972 году судно участвовало в работах по снятию военного транспорта «Иргиз» с мели у острова Мармара, в 1974-м – вело работы на месте гибели большого противолодочного корабля (БПК) «Отважный», в 2003-м – обследовало у Варны (Болгария) погибшую ПЛ «Щ-211».

В 1977 году «Эпрон» был объявлен лучшим кораблем ВМФ России. Ранее такой статус получали только боевые корабли. СС «Эпрон» не раз ремонтировали, совершенствуя матчасть и водолазную технику. В 2005 году на судне, например, был установлен малогабаритный телеуправляемый аппарат «Тайгер». В 2011 году вместе с подводной лодкой «Алроса» оно принимало участие в международных учениях по поиску и спасению экипажей аварийных подводных лодок «Болд Монарх-2011» (Испания, порт Сеута).

В 2013 году судно участвовало в операции по обследованию найденной у мыса Тарханкут советской подводной лодки «Щ-216». Судно успешно участвовало в операции по подъему затопленного в ходе Крымской весны БПК «Очаков». А кроме того, именно «Эпрон» обнаружил под Севастополем подводную лодку времен Первой мировой войны проекта «Нарвал», которая, по утверждению историков, пролежала на дне Черного моря более 95 лет. Сегодня судно, несмотря на свой возраст, по-прежнему находится в составе сил постоянной готовности ЧФ России. Свидетельством тому – нынешняя поисково-спасательная операция, успешные и результативные спуски водолазов.

– Наше судно первые тридцать лет своего бытия было безымянным и имело лишь номер «СС-26», – говорит Денис Бергс. – Но в 1989 году по ходатайству ветеранов Аварийно-спасательной службы, поддержанному командованием флота, оно было названо СС «Эпрон» в память о легендарной организации основательницы нынешнего УПАСР. Мы с честью несем это славное имя на борту.

«Коммуна», «Шахтер», «Профессор Николай Муру»...

Конечно, флагман УПАСР заслуживает особых слов благодарности. И в силу своего возраста, истории, славных традиций, совершенных дел. Но нельзя не вспомнить и о прабабушке спасательных сил не только Черноморского, но и всего Военно-морского флота. СС «Коммуна» давно отметило свой вековой юбилей и уже 102-й год верой и правдой служит родному флоту, получив статус национального достояния России.

Несмотря на свой почтеннейший возраст, СС «Коммуна» участвовало в СКШУ «Кавказ-2016». Собственными глазами видел ее на рейде Феодосии. Сегодня этим поистине историческим и легендарным судном командует офицер запаса Сергей Попов.

В составе УПАСР находятся флагман буксирного флота СБ «Шахтер» (капитан 1-го ранга запаса Игорь Гавриш), СБ-5 (Виктор Дильянов), СБ-36, МБ-304, ВМ-125, ПЖС-123, ПЖС-37, ВМ-154 и другие спасательные единички.

– Главным достоянием Управления поисковых и аварийно-спасательных работ являются люди, – считает заместитель начальника УПАСР ЧФ капитан 1-го ранга Сергей Игнатов. – Это военнослужащие, рабочие и служащие, преданные нелегкому, но почетному делу спасения человеческой жизни на море, передающие из поколения в поколение свой опыт и профессиональное мастерство.

Идти в огонь и в воду, бороться за живучесть корабля в задымленных и раскаленных от пожаров отсеках, оказывать помощь терпящим бедствие судам в шторм и непогоду, спасать экипажи аварийных подводных лодок в опасных глубинах, искать ценные объекты под водой, поднимать затонувшие суда, ликвидировать экологические катастрофы на море – этот труд по плечу лишь мужественным людям. Людям с четко выраженной гражданской позицией, горячо любящим cвoю Родину людям, готовым в любую минуту совершить подвиг, пожертвовать собой, чтобы отвести беду в море или под водой от десятков, сотен и даже тысяч людей.

Управление достойно приняло боевую и трудовую эстафету от легендарного ЭПРОНа – Экспедиции подводных работ особого назначения, созданной на основе декрета Совета народных комиссаров от 5 января 1921 года «О работах по подъему затонувших судов на Черном и Азовском морях».

За девять с половиной десятилетий организация морских спасателей прошла большой путь. Как бы ни называлась организация – в 20-е и 30-е годы ЭПРОН, в 40-е – Аварийно-спасательная служба (АСС), в 70-е – Поисково-спасательная служба (ПСС) и, наконец, для дня сегодняшнего – Управление поисковых и аварийно-спасательных работ Черноморского флота, – она всегда была символом трудового героизма, а моряки-спасатели, водолазы, инженеры-техники и специалисты по судоподъему олицетворяли во флоте когорту упорных, настойчивых и деловых людей. Их не пугали неудачи, они не мирились с поражениями, а, напрягая силы, помноженные на огромные знания и опыт, безостановочно шли вперед, к победе.

Предвоенный подъем десятков затонувших судов и послевоенная очистка гаваней и причалов, трагедия линкора «Новороссийск» в 1955 году, спасение затонувшей в 1957 году у берегов Балаклавы подводной лодки «М-351», подводно-технические работы на глубине 127 метров на БПК «Отважный», подъем в 1986 году тел погибших людей из отсеков затонувшего на глубине более 40 метров лайнера «Адмирал Нахимов», подъем с глубины и снятие с мели более двух десятков судов уже после 2000 года, освоение глубоководной подводной техники, прорыв в глубины морей в подводных аппаратах.

Сегодня черноморские спасатели бережно сохраняют то, что получили от своих предшественников. И в то же время осваивают новые суда («Профессор Николай Муру»), новые современные комплексы, уверенно смотрят в будущее. Сегодня специалист во время спуска на воду подводного спасательного комплекса «Пантера плюс», который способен работать на глубине до 1000 метров, может многое сделать. Подводный аппарат оснащен двумя механическими манипуляторами, на них можно разместить тросорезы и циркулярную пилу для разрезания сложных конструкций толщиной до 90 мм. Телеуправляемый аппарат имеет систему автоматического удержания глубины, эхолот, комплекс спутникового позиционирования и устройство для размыва грунта. Наблюдать за его действиями операторы могут с помощью двух управляемых телекамер повышенной светочувствительности, расположенных рядом с манипуляторами, а также видеокамеры заднего обзора. Но «Пантера плюс» уже вчерашний день. Сегодня самым современным спасательным судном является «Игорь Белоусов» Тихоокеанского флота. Не станем описывать всех его достоинств, которые проявились во время недавнего учения. На него прибыли представители командований подводных сил, командиры подлодок, военные спасатели и руководители служб поисковых и аварийно-спасательных работ Северного, Черноморского и Балтийского флотов, а также руководители научно-исследовательских институтов, занимающихся тематикой спасания на море. Скажем лишь, что

водолазы океанского спасательного судна «Игорь Белоусов» показали огромные технические возможности нового глубоководного водолазного комплекса ГВК-450. Наступит время, и на смену великовозрастным СС «Эпрон» и «Коммуна» придут новые современные спасательные суда, а вот добрые и славные традиции черноморских спасателей останутся в строю и будут верой и правдой служить новым поколениям спасателей.

Морские вести России №1 (2017)

СКАЧАТЬ СПРАВОЧНИК СПАСАТЕЛЯ КНИГА 8 (формат - pdf, страниц 200, размер 3,12 Мб)

Предисловие

1. Природа возникновения и классификация чрезвычайных ситуаций на морях и водных бассейнах
1.1. Классификация причин чрезвычайных ситуаций
1.2. Метеорологические явления
1.3. Гидросферные явления

2. Основные характеристики поражающих факторов

3. Организация, способы и средства разведки и поиска аварийных объектов
3.1. Организация поиска
3.2. Сигналы бедствия
3.3. Поиск аварийных объектов с использованием спутниковой системы связи
3.4. Средства обозначения аварийных надводных объектов
3.5. Поиск обозначенных объектов с помощью плавсредств
3.6. Поиск необозначенньк объектов
3.6.1. Визуальный поиск с помощью плавсредств
3.6.2. Поиск с помощью авиационных средств
3.7. Поиск пострадавших на поверхности воды

4. Технология, приемы и способы ведения спасательных работ
4.1. Эвакуация пострадавших с судов, терпящих бедствие
4.2. Использование вертолетов для спасения людей
4.3. Эвакуация пострадавших с поверхности воды
4.3.1. Спасение человека, упавшего за борт
4.3.2. Спасение людей с поверхности воды
4.4. Подводные работы в особых и экстремальных условиях
4.5. Подручные средства спасения, способы спасения людей с поверхности воды в прибрежных районах и способы спасения со льдин
4.6. Техника спасения вплавь

5. Ликвидация ЧС, связанных с авариями в подземных выработках, на подводных и надводных трубопроводах
5.1. Ликвидация затоплений водой подземных выработок
5.2. Ликвидация ЧС, связанных с авариями на надводных и подводных трубопроводах

6. Особенности ликвидации пожаров
6.1. Обеспечение пожарной безопасности
6.2. Стационарные системы пожаротушения
6.3. Борьба с пожарами

7. Управление поисково-спасательными работами
7.1. Общие положения
7.2. Руководитель поисково-спасательных работ
7.3. Оповещение
7.4. Порядок действий
7.5. Опрос потерпевших
7.6. Оснащение поисково-спасательных служб средствами управления

8. Организация взаимодействия спасателей МЧС России с представителями других министерств и ведомств, со спасательными службами иностранных государств
8.1. Участники совместных поисково-спасательных работ
8.2. Организация взаимодействия участников работ
8.3. Международное сотрудничество

9. Первая медицинская помощь пострадавшим
9.1. Приемы и способы оказания первой помощи пострадавшим
9.2. Способы искусственного дыхания
9.3. Особенности оказания помощи пострадавшим при переохлаждении
9.4. Медицинская помощь пострадавшим после длительного пребывания на спасательных средствах

10. Меры и техника безопасности при проведении поисково-спасательных работ
10.1. Общие требования
10.2. Подготовка к проведению поисково-спасательных работ
10.3. Проведение поисково-спасательных работ
10.4. Аварийные ситуации
10.5. Окончание поисково-спасательных работ

11. Технические средства для проведения поисково-спасательных работ
11.1. Характеристика и классификация морских средств спасения
11.2. Авиационные средства спасения
11.3. Коллективные средства спасения
11.3.1. Спасательные шлюпки
11.3.2. Спасательные плоты
11.4. Индивидуальные спасательные средства
11.5. Оснащение судов спасательными средствами

12. Экипировка спасателя

13. Особенности психологической подготовки спасателей для ведения спасательных работ на воде и под водой и поддержание психологической устойчивости среди пострадавших

Список литературы

Приложение 1. Шкала силы ветра
Приложение 2. Признаки погоды
Приложение 3. Перевод морских миль в километры
Приложение 4. Перевод километров в морские мили
Приложение 5. Соотношение различных мер длины
Приложение 6. Основные сокращения
Приложение 7. Флаги военно-морского свода сигналов РФ
Приложение 8. Флаги международного свода сигналов
Приложение 9. Сигналы бедствия (международные)
Приложение 10. Сигналы спасательные (международные)
Приложение 11. Азбука Морзе
Приложение 12. Русская семафорная азбука
Приложение 13. Условные знаки семафорной азбуки



Просмотров