Организация пср при ликвидации чс. Организация и проведение поисково спасательных работ

Поисково -спасательные работы начинаются с поисковых работ, которые на каком бы горном рельефе не проводились, должны быть осуществлены в кратчайшие сроки. Чем быстрее будут найдены пострадавшие, тем меньше вероятность летального исхода. После сбора необходимых данных установления возможного места пребывания (исчезновения) группы или человека, определения границ района поиска, начинается поиск . Он может осуществляться одновременно несколькими способами:
- с воздуха, если метеоусловия и удаленность района позволяютэтосделать;
- наземными поисковыми группами;
- сбором дополнительных сведений о пропавшей группе от местного населения, органов власти и других организаций, находящихся в районе поиска.

Наиболее эффективным в поисковых операциях является применение вертолетов , что позволяет:
- сократить время, необходимое для обнаружения пропавшей группы или человека;
- уменьшить количество членов поисковых групп;
- за короткое время обследовать большие по площади территории.
Ограничениями для использования вертолетов в поисковых работах являются:
- сложные метеорологические условия;
- порог высоты полета вертолета без и с совершением посадок и взлетов.

При поисковых работах, как правило, применяют два варианта :
- маршрутный поиск, в том числе по запасному варианту;
- неопределенный поиск.

Если маршрут движения пропавшей группы известен, то поиск начинают с конечной точки маршрута, то есть навстречу движению группы. Около каждого предмета, вызывающего внимание, вертолет снижается или совершает кратковременную посадку. Тщательно изучается и проверяется природа явлений, напоминающих сигналы, подаваемые с земли (дым, солнечные зайчики, символические изображения на поверхности земли и т.д.). При полете внимательно просматривается местность по обе стороны от линии маршрута. Наблюдатели, сидящие по левому и правому бортам, должны время от времени меняться местами в связи с большой зрительной нагрузкой. Горные вершины осматриваются с вертолета, снижающегося или поднимающегося по спирали. Осмотр начинают с вершины или с подножия горы.
Для более детального изучения следов пропавшей группы (человека) на маршруте движения возможна высадка нескольких спасателей с борта вертолета. В случае ухудшение метеоусловий члены спасательного отряда должны быть готовы к автономному существованию и иметь при себе необходимый минимум средств жизнеобеспечения.

Если детальное изучение маршрута не дало положительных результатов, то просматриваются все возможные пути отклонения пропавшей группы от маршрута. При этом задействуется максимально возможное количество воздушных судов и наблюдателей для охвата поиском больших территории. Поиски наземными спасательными отрядами проводятся, как правило, одновременно с организацией поисковых работ с воздуха. По различным причинам наземный поиск может начаться гораздо раньше, чем поиск с воздуха.
Если позволяют условия, то спасательные отряды с помощью транспортных средств доставляются в различные точки маршрута и каждый отряд начинает тщательный поиск на заданном его отрезке. Отряду или поисковой группе устанавливают маршрут движения, возможные отклонения от него для просмотра боковых хребтов, долин рек и т.д. Размер района поиска определяется с учетом рельефа местности, сложившихся или ожидаемых метеоусловий, физической и тактической подготовки членов спасательных отрядов, количества дней, отведенных для поиска, и количества груза для автономного существования. Наземные поисковые группы обследуют те участки маршрута или района, где наиболее вероятно, исходя из ранее проведенного анализа, может оказаться пропавшая группа или человек.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

  • Введение
  • 1. Первоначальный сбор информации
  • 2. Способы поисков пострадавших в условиях таежной местности
  • 3. Анализ организации поисково-спасательных работ
  • 4. Подготовка спасателей для ведения ПСР в условиях природной среды
  • Заключение
  • Список литературы

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что одним из самых опасных чрезвычайных происшествий, безусловно, является пропажа человека при движении по таежной местности.

Организация работ по поиску пропавшего может осложняться еще и тем, что человек способен исчезнуть не только в результате какого-то несчастного случая или недоразумения, но и в результате собственного желания покинуть коллектив. Поэтому при организации поисковых работ необходимо принимать во внимание все возможные версии.

Как правило, розыски группы, не вернувшейся из однодневного маршрута, должны быть начаты не позднее чем через 12 часов, из многодневного - не позднее чем через 24 часа после истечения контрольного срока возвращения. Руководители поисково-спасательных работ должны четко понимать, что данные мероприятия не должны приводить к потерям и травмам среди других людей. В противном случае придется отвлекать силы и средства (всегда ограниченные) на оказание помощи самим "спасателям", что неизбежно снизит шансы на успех ПР.

Объект исследования - организация поисково-спасательных работ в условиях таежной местности.

Предмет исследования - поисково-спасательные работы в условиях таежной местности.

Цель работы - изучить тактику и методику поисково-спасательных работ в условиях таежной местности.

Задачи исследования:

Изучить процесс первоначального сбора информации;

Изучить формирование поисковых групп, определение зоны поиска;

Рассмотреть порядок проведения поисково-спасательных работ в условиях таежной местности;

Проанализировать процесс подготовки спасателей.

1. Первоначальный сбор информации

Основными причинами происшествий в горно-таежной местности являются:

отсутствие элементарных знаний по ориентированию в горно-таежной местности;

незнание простейших методов выживания;

переоценка своих возможностей.

Изначально для проведения грамотного и эффективного поиска в кратчайшие сроки необходимо соблюсти два ключевых условия, выполнение которых непосредственно оказывает влияние на конечный результат:

1. Проводить опрос родственников для сбора информации должен обязательно работник подразделения МЧС, который в дальнейшем будет руководителем поисков, имеющий достаточный опыт и представляющий себе картину предстоящей работы. Это исключает потери и искажение информации при передаче ее другому лицу. Малозначительные на первый взгляд факты, которые теряются при передаче, могут повлиять на весь ход поисковой операции. Все сведения должны быть сосредоточены в одной голове. Замена руководителя при проведении работ настоятельно не рекомендуется.

2. Работник подразделение МЧС, который руководит сбором информации, должен найти таких информаторов, которые осведомлены о происшествии лучше всего. Как правило, за помощью обращаются близкие родственники пропавшего, которые часто имеют смутное представление о том, куда и на какой срок он отправился. Опрос в данном случае не приносит никакой пользы.

Для соблюдения указанных условий предпочтителен следующий алгоритм действий:

1. Диспетчер (оперативный дежурный) подразделения МЧС при поступлении сигнала выясняет:

Фамилию, имя, отчество обратившегося, его отношение к пропавшему;

Канал обратной связи;

Место исчезновения;

Дату и время пропажи, срок, к которому пропавший собирался вернуться;

Состояние здоровья пропавшего.

2. Передает сведения соответствующему начальнику, который назначает руководителя поисков;

3. Руководитель поисков приступает к дальнейшему сбору информации.

Сбор информации включает:

1. Составление списка информаторов, который может в дальнейшем пополняться;

2. Опрос (желательно независимый) каждого информатора. Допускается проведение опроса по телефону;

3. Сбор информации из дополнительных источников.

Руководитель поисков должен лично заполнять форму и ни в коем случае передавать ее для заполнения информатору.

Следует помнить, что форма - лишь пунктирная линия проведения опроса и основным инструментом при его проведении должен служить опыт опрашивающего и его здравый смысл.

Также сбор информации может быть проведен из дополнительных источников, он подразумевает под собой получение необходимых сведений от людей, знакомых с районом поиска. Это могут быть:

1. Местные работники милиции;

2. Работники местного лесхоза;

3. Работники геологических и т.п. организаций, служащие войсковых частей, расположенных в данной местности;

4. Опытные охотники, рыбаки, знакомые с данной местностью.

Одновременно со сбором сведений руководитель поисков оповещает указанных лиц и определяет канал связи с ними. До начала активной фазы поисков следует использовать все возможные каналы сбора информации по телефону, радиосвязи и т.п. Рекомендуется использование средств массовой информации, особенно в случаях, не терпящих отлагательства. Сбор информации с использованием средств связи гораздо более эффективен, чем марш-броски по плохо просматриваемой местности. Следует помнить, что в районе поисков обычно находятся граждане, количество которых часто гораздо больше, чем число спасателей, специально выезжающих для проведения поисков. Эти люди могут случайно стать ключевыми свидетелями и свести к минимуму затраты сил и времени.

2. Способы поисков пострадавших в условиях таежной местности

Применяются два способа поисков:

Наземные;

Воздушные с использованием летательных аппаратов.

Наземные делятся на поиски по следам и поиски площадные.

Поиски по следам проводятся при наличии следов пропавшего на снегу, грунте и применяются редко, поскольку в условиях леса следы чаще всего не удается достоверно идентифицировать. Отдельные найденные следы могут служить уликами, указывающими на пребывание в данном месте пропавшего. При наличии устойчивой цепочки следов руководителю группы следует двигаться по ней, одного человека направить в пределах видимости справа от себя, одного - слева. Подобная тактика позволяет выявить блуждания пропавшего и вовремя уловить резкие изменения направления его движения, что сокращает время поисков.

Как разновидность поисков по следам применяется поиск с использованием собак. Применение метода ограничено коротким промежутком времени, в течение которого сохраняется запах.

При площадных поисках используются три метода:

Поиск по местным ориентирам;

Поиск по квадратам;

Поиск прочесыванием.

Поиск по местным ориентирам - наиболее распространенный метод и применяется при большой площади района поисков и малом количестве участников. Этот метод основан на предположении, что заблудившийся человек, выйдя на линейный ориентир, будет двигаться вдоль него. Руководитель поисков делит участников на группы по одному-два человека и каждой группе определяет маршрут, привязанный к линейным ориентирам с посещением точечных ориентиров.

К линейным ориентирам относятся дороги, тропы, просеки, берега рек, крупных озер и т.п., к точечным - избы, мелкие озера и т.п. Настоятельно рекомендуется наличие УКВ радиостанции у каждого участника.

Поиск по квадратам применяется при количестве участников достаточном, чтобы пройти за один или несколько операционных периодов весь определенный РП район с интервалом в 100-300 м. РП делит район на квадраты со стороной 100-300 м и каждой группе определяет список квадратов, который следует посетить в данном операционном периоде. Руководитель группы сам выбирает маршрут, главное - чтобы он прошел через все назначенные квадраты. Обязательно посещение всех местных ориентиров по пути следования. При движении участники поиска время от времени кричат, чтобы привлечь внимание пропавшего. За 4 часа непосредственно поисков на одного участника приходится 0,5-2 кв. км обследованной местности. Группа обычно состоит из 2-х человек, которые могут расходиться на расстояние голоса и больше при наличии УКВ радиостанций. поисковая спасатель таежная организация

Поиск прочесыванием применяется для поиска детей, тел погибших, отдельных молчащих объектов. Участники выстраиваются вдоль линейного ориентира с расстоянием между людьми, как правило, на дистанции прямой видимости. На правом и левом фланге - наиболее опытные специалисты - спасатели, егеря т.п. с УКВ радиостанциями. Размер отдельной цепи - не более 30 человек. При большем количестве людей цепь разрушается и хорошего качества обследования местности не получается, кроме того, затруднены перестроения. Руководитель группы с УКВ радиостанцией занимает позицию в центре либо на одном из флангов. По его команде цепь начинает движение, обычно перпендикулярно ориентиру и движется до другого линейного ориентира. Направление движения определяется участниками на флангах. Длина одного галса не должна превышать 2 км, иначе цепь разрушается. Если в цепи неопытные участники, рельеф сложен или имеются другие усложняющие факторы, длина галса уменьшается до 500-1000 метров. Больше 2 км длина галса устанавливается, если в цепи не более 5 опытных участников. По окончанию галса цепь смещается и по команде начинает движение в обратном направлении. На одного участника при дистанции 20 м за 4 часа работы приходится 0,1-0,2 кв. км обследованной местности.

При проведении наземных поисков следует максимально использовать доступные транспортные средства - автомобили, вездеходы, снегоходы, моторные лодки и т.п. Даже применение велосипеда при движении по лесным дорогам и тропам позволяет значительно увеличить эффективность работы.

Проведение поисков в темное время суток допускается только в случаях, не терпящих отлагательства - поиск людей с заболеваниями, детей, беременных женщин и т.п. При поиске неподвижных молчащих объектов в темноте рекомендуется использовать фонари с красными светофильтрами, поскольку при подобном освещении не ухудшается адаптация глаз к темноте.

Воздушные поиски применяются при необходимости проведения в короткий срок обследования большого района поисков либо района, находящегося на значительном удалении от дорог. При обследовании лесного массива большое значение имеет плотность крон деревьев, наличие открытых мест. Кроме того, на результат влияет поведение пропавшего - будет ли он привлекать к себе внимание или спрячется. Прятаться могут дети и люди с расстройством психики. В большинстве же случаев пропавший просто не догадывается, что вертолет ищет именно его и никак себя не обозначает.

Применяются способы поиска по спирали и галсами.

При поиске по спирали летательный аппарат (как правило, вертолет) по достижению ПИП или центра начинает описывать круги по раскручивающейся спирали.

При поиске галсами летательный аппарат движется от границы к границе района поисков параллельными галсами. Ширина полосы варьируется от 50-100 м при высоте полета 50 м при обследовании плотного леса до 300-400 м при высоте полета 200 м при обследовании открытой местности. За час полета обследованная площадь составит от 10 до 60 кв. км, что равносильно труду в течение часа от 30 до 180 участников наземных поисков. До взлета летательного аппарата руководитель поисково- спасательной группы на его борту должен согласовать с командиром экипажа действия в случае обнаружения пропавшего и невозможности для вертолета приземлиться. Как вариант может рассматриваться наведение на пропавшего наземной группы или десантирование спасателей.

3. Анализ организации поисково-спасательных работ

Лагерь при проведении наземных поисков следует располагать как можно ближе к центру района поисков, чтобы снизить затраты времени и сил на подход - отход групп. В то же время его следует размещать возле дороги, чтобы минимизировать пешеходную заброску снаряжения и облегчить группам возвращение. Желательно наличие возле лагеря водоисточника.

Допускается организация нескольких лагерей.

Лагерь должен быть оборудован средствами радио- или телефонной связи с внешним миром.

Лагерь должен обеспечивать возможность для полноценного отдыха участников поисков, в частности:

Защиту от холода;

Защиту от осадков;

Защиту от кровососущих насекомых;

Возможность приготовить пищу;

Возможность высушить вещи.

Перечень индивидуального снаряжения участника поисков в условиях таежной местности включает в себя следующие предметы:

2. Карта района поисков с обозначенной позицией лагеря

7. УКВ радиостанция

8. Плащ или накидка от дождя

9. Репеллент

10. Резиновые сапоги

11. Одежда по погоде

12. Немного продуктов

2. Карта района поисков с обозначенным лагерем

4. Спички в непромокаемой упаковке

5. Индивидуальный перевязочный пакет

7. УКВ радиостанция

8. Лыжи лесные или туристские в комплекте

9. Одежда по погоде

10. Теплая куртка

11. Немного продуктов

На несколько дней:

13. Спальник

14. Коврик туристический

15. Дополнительная теплая одежда

16. Кружка, ложка, миска

17. Средства гигиены.

Перечень группового снаряжения участников поисков в условиях таежной местности включает в себя следующие предметы:

1. Радиостанция

2. Мед. аптечка

3. Палатка

4. Котлы для приготовления пищи

5. Топор, пила

6. Продукты питания

7. Средства транспортировки пострадавшего.

Приготовление пищи следует проводить централизованно. Обычно этим занимается человек, остающийся в лагере для охраны. При малом количестве участников эти функции может выполнять и руководитель поисково- спасательной группы. Участники поиска работают на маршруте более активно, если знают, что в лагере их ждет горячий обед (ужин) и им не нужно будет заниматься приготовлением пищи самостоятельно. Для снижения непродуктивных затрат сил и времени с участников должно быть снято максимальное количество обязанностей и организована доставка как можно ближе к месту поисков на автомашине или другом транспорте.

При продолжительности поисков более суток должна быть предусмотрена возможность подзарядки аккумуляторов радиостанций, фонарей и т.п., т.е. в отсутствие стационарной электрической сети в лагере должна находиться небольшая автономная генераторная установка.

Оптимальная продолжительность одного операционного периода и, соответственно, время работы поисково- спасательной группы составляет 4 часа, после чего участники работ отдыхают, а руководитель поисков, используя полученные данные, составляет план на следующий период. В наших условиях наиболее распространена продолжительность поисков 8-12 часов, после чего они приостанавливаются на ночь и следующий этап начинается утром. Таким образом, операционный период занимает 24 часа.

Руководителю поисков при количестве участников более 7 человек и продолжительности более чем один операционный период следует находиться на базе и сосредоточиться на анализе поступающей информации, планировании и координации. Руководитель поисков обязательно должен иметь радио- или телефонную связь с основной базой (координатором поисков). Крайне желательно наличие связи с руководителями групп.

Привлечением ресурсов должен заниматься координатор поисков.

Никогда количество людей и техники, которыми располагает РП, не позволяет эффективно перекрыть весь район, поэтому он должен распределить их так, чтобы осмотрены были наиболее вероятные места пребывания пропавшего. Для первого операционного периода радиус осматриваемой территории, как правило, не превышает 2-3, до 5 км.

В начале каждого операционного периода РП лично инструктирует руководителей групп по выполнению назначенных заданий. Желательно письменное описание задания в виде маршрута на карте либо словесного описания. Каждой группе устанавливается контрольный срок возвращения.

При разделении группы во время движения ее руководитель на случай отсутствия связи устанавливает место встречи и промежуток времени, в течение которого группа должна собраться. Участники, не успевшие к сроку, должны вернуться в лагерь. Участник, отставший от группы и потерявший с ней связь, также обязан вернуться в лагерь, а группа должна выполнить задание.

Всю поступающую информацию руководитель поисково- спасательной группы заносит в оперативный журнал и фиксирует на карте для дальнейшего анализа.

Участники при выходе на задание должны максимально снизить вес носимых с собой вещей (приложение 2) и не брать ничего лишнего. Снижение веса переносимого груза в 2 раза увеличивает скорость движения и производительность группы в 1,5-2 раза. Проведение поиска группой, несущей с собой бивуачное снаряжение, не рекомендуется, поскольку участники быстро устают и теряют внимание, что отрицательно сказывается на результатах. Проведение ночевок под открытым небом также не рекомендуется, поэтому руководителю следует предусмотреть возвращение группы в лагерь. Часто для ночлега используются находящиеся в лесу охотничьи, сенокосные избы.

Опыт показывает, что нормальная организация поисков в значительной мере зависит от дисциплинированности и опыта участников. Не рекомендуется использовать солдат и людей, плохо знающих лес. Руководитель поисково- спасательной группы должен быть готов к тому, что задание, данное группе незнакомых людей, не будет выполнено вообще либо будет выполнена другая работа. Добровольцы могут не рассчитать свои силы, либо, посовещавшись, решить, что руководитель поисково- спасательной группы неправ и искать следует совсем в другом месте. Подобный беспорядок неизбежен при самостоятельной работе добровольцев, поэтому в каждой группе должен быть хотя бы один штатный спасатель.

При организации работ РП может столкнуться с крайне напряженной эмоциональной обстановкой, создаваемой родственниками пропавшего и другими заинтересованными лицами, которые требуют, чтобы работы проводились только так, как они желают. Руководитель поисково- спасательной группы в этом случае должен опираться исключительно на объективные данные и игнорировать требования некомпетентных лиц.

Кроме того, возможны всевозможные взаимные обвинения и попытки найти виноватого, распространение заинтересованными лицами слухов и домыслов. Руководитель поисково- спасательной группы должен в подобной обстановке подвергать сомнению и проверять любую доносимую до него информацию.

В случае обнаружения пропавшего часто бывает необходима его транспортировка в медицинское учреждение. Наилучшим средством транспортировки является вертолет. Для транспортировки пешком летом требуется группа 8-12 человек. Меньшее количество людей приводит к быстрой усталости несущих пострадавшего, и допускается на расстоянии до 3-4 км, большее количество участников приводит к задержкам в пути. Зимой, при использовании специальных волокуш, достаточно 3-6 человек. Руководитель работ должен организовать транспортировку таким образом, чтобы доставить пострадавшего в больницу за наименьшее время. Часто оптимальным способом транспортировки является сплав на резиновой лодке или другом плавсредстве с пострадавшим по реке. При транспортировке по сложному рельефу и наличии на пути водных преград и других препятствий впереди основной группы движется лидирующая группа, организующая переправы и устраняющая препятствия. Руководитель движется в основной группе и поддерживает связь с лидирующей группой по УКВ связи.

По окончанию поисковых работ РП составляет отчет установленной формы с обоснованием и описанием проведенных работ.

4. Подготовка спасателей для ведения ПСР в условиях природной среды

Любое поисково-спасательное формирование имеет утвержденный годовой план распределения времени по предметам и месяцам обучения, а также график проведения учебно-тренировочных сборов, план переподготовки и повышения квалификации и т.п. материалы.

В основном учебный процесс подготовки спасателей для ведения поисково-спасательных работ в таежной местности организуется согласно этим документам, но бывают и отклонения в виде дополнительных часов и тем обучения.

К азам подготовки грамотного спасателя относится наличие таких умений как Климец В.В. Подготовка спасателей для ведения поисково-спасательных работ в условиях природной среды // Технологии гражданской безопасности. №2, 2007. - С. 97. :

Правильная укладка рюкзака для длительных переходов;

Разведение костров, в том числе во время дождя и ветра;

Установка палаток различных конструкций (в том числе на снегу и во время сильного ветра);

Подбор и подгонка личного снаряжения (одежда, обувь, страховочное, бивачное);

Знание и умение вязать узлы (требования: уверенно вязать, не раздумывая в темноте и в неудобных положениях);

Подъем и спуск по веревке различными способами;

Основы ориентирования на местности.

Совершенствование знаний сотрудников поисково-спасательных отрядов проводится по трем основным направлениям:

Практические занятия непосредственно в месте расположения базы и прилегающих окрестностях;

Выездные учебно-тренировочные сборы;

Соревнования различного ранга.

Для совершенствования пешеходной техники в теплое время года и лыжной техники в зимнее время года отрабатываются способы передвижения и преодоления препятствий - крутых склонов, оврагов, скальных участков, водных преград. Особенно полезные навыки спасатели получают в зимнее время при передвижении по тае 6жнйо местности на лыжах.

После освоения навыков передвижения ведется отработка техники транспортировки пострадавших по тем же препятствиям различными способами, в том числе с изготовлением носилок из подручных средств.

Для спасателей постоянно должны быть организованы тренировки по ориентированию, изготовлению временных убежищ и укрытий, разведению костров в сложных условиях (ветер, осадки, ограниченное количество или полное отсутствие спичек) и преодолению прочих возможных трудностей.

В зимнее время спасатели тренируются строить убежища в снегу, а ближе к весне, когда снег плотнеет, строят иглу и спасатели по очереди (и конечно, под контролем) пробуют провести в них ночь.

Самым эффективным видом отработки практических навыков являются учебно-тренировочные сборы. Учебно-тренировочные сборы проводятся отрядом по горно-таежной, водной, спелеологической подготовке.

Важным профессиональным умением спасателей является ориентирование на местности. Ориентированием называется умение определять свое местонахождение относительно сторон горизонта: Север (Af), Юг (5), Восток (О), Запад (IV). Ориентирование можно осуществлять по компасу, небесным светилам, звездам, окружающим предметам, местным признакам, топографическим картам.

В ряде случаев определить стороны горизонта не представляется возможным (густой туман, снегопад, заросли камыша, ночь, горы); тогда используется метод движения по азимуту. Азимутом называется угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки от северного направления меридиана до направления движения.

Спасатели должны уметь ориентироваться на местности с помощью топографических карт. Топографическая карта представляет собой информацию, подробно нанесенную на бумагу с помощью условных знаков. По топографической карте можно изучать и оценивать местность, определять расстояния, площади, крутизну склонов, высоту точек, осуществлять ориентирование Радоуцкнй, В.Ю. Организация и ведение аварийно-спасательных работ: учеб, пособие / В.Ю. Радоуцкий, В.П. Полуянов; под ред. В.Ю. Радоуцкого. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. - С. 72. .

Для проведения ориентирования с помощью топографической карты се необходимо сориентировать относительно сторон горизонта. Карту можно ориентировать с помощью компаса или относительно местных ориентиров. После проведения этих работ и определения на карте точки своего месторасположения спасатели намечают маршрут движения и выбирают основные ориентиры. Во время движения особо внимательно нужно следить за правильностью соблюдения маршрута. При движении ночью выбираются заметные ориентиры, находящиеся на близком расстоянии друг от друга. В случае сомнения в правильности движения следует постоянно уточнять свое местонахождение, сверяя карту с местностью.

Непосредственно горно-таежная подготовка проводится в сложно-пересеченной, малонаселенной местности и каждый год в разных районах. Формы проведения тоже различаются. Например, спасателям вручается карта с обозначенным маршрутом следования, протяженностью от 15 до 25 км. В конечной точке находится условный "пострадавший", которого нужно транспортировать до населенного пункта или автомобильной дороги. По условиям вводной транспортировка вертолетом невозможна по метеоусловиям, но спасатели обязаны выбрать и подготовить площадку для приема вертолета. Возможны просто длительные 2-3-дневные переходы по сложной пересеченной местности, причем маршрут не указывается, а даются только исходная и конечная точки. Выбор маршрута остается за спасателями. Подобная форма тренировочного сбора практикуется поздней осенью, когда переход по маршруту и разбивка биваков осложняются погодными условиями. Кроме непосредственно учебной задачи сборов, спасателям предоставляется возможность изучения и освоения "собственными ногами" нового района территории ответственности.

Заключение

Для эффективного проведения поисково-спасательных работ в таежной местности нужно обладать очень хорошими навыками передвижения по сложному рельефу, уметь ориентироваться в незнакомой местности и знать хотя бы основы выживания.

Сигнал об исчезновении человека обычно поступает от его родственников и других заинтересованных лиц на следующий день или через день после пропажи, хотя нередки случаи, когда продолжительность ожидания составляет несколько дней и даже недель.

Изначально для проведения грамотного и эффективного поиска в кратчайшие сроки необходимо соблюсти два ключевых условия, выполнение которых непосредственно оказывает влияние на конечный результат: проводить опрос родственников для сбора информации должен обязательно работник подразделения МЧС; необходимо найти таких информаторов, которые осведомлены о происшествии лучше всего.

При проведении опроса опрашивающий должен иметь перед собой карту района исчезновения масштаба 1:100000 или более подробную.

Следует помнить, что в районе поисков обычно находятся граждане, количество которых часто гораздо больше, чем число спасателей. Эти люди могут случайно стать ключевыми свидетелями и свести к минимуму затраты сил и времени.

Применяются два способа поисков: наземные, воздушные с использованием летательных аппаратов. Наземные делятся на поиски по следам и поиски площадные.

При проведении наземных поисков следует максимально использовать доступные транспортные средства.

Воздушные поиски применяются при необходимости проведения в короткий срок обследования большого района поисков либо района, находящегося на значительном удалении от дорог.

Выдвижение групп в район поисков, как правило, осуществляется автомобильным либо воздушным транспортом.

Лагерь при проведении наземных поисков следует располагать как можно ближе к центру района поисков, чтобы снизить затраты времени и сил на подход - отход групп. Лагерь должен обеспечивать возможность для полноценного отдыха участников поисков.

Оптимальная продолжительность одного операционного периода и, соответственно, время работы поисково- спасательной группы составляет 4 часа.

Нормальная организация поисков в значительной мере зависит от дисциплинированности и опыта участников. Не рекомендуется использовать солдат и людей, плохо знающих лес.

Деструктивные конфликты во время поисковых работ недопустимы. РП вправе исключить конфликтующие стороны из числа участников и удалить их из лагеря и с места выполнения работ.

Независимо от результата поисковые работы рано или поздно приходят к завершению. В одном случае пропавший выходит из леса самостоятельно (приблизительно 80-85 % всех случаев), во втором - его находят (до 10 %). В третьем случае поиски не приносят результата, и руководитель поисково- спасательной группы вынужден волевым решением прекратить работы. Четкой границы, служащей сигналом для окончания работ нет; теоретически можно искать пропавшего годами. Официальные нормативы также отсутствуют. В некоторых случаях (например, при исчезновении летательного аппарата) поиски могут продолжаться неделями. На решение влияют такие факторы, как настойчивость заинтересованность лиц, их влиятельность, общественное мнение и т.п.

Для облегчения принятия решения можно предложить следующую схему: руководитель поисково- спасательной группы устанавливает конкретный объем работ на один или несколько операционных периодов, и в отсутствие дополнительной информации о пропавшем по их окончанию прекращает поиски. При появлении новых значимых сведений работы продолжаются (возобновляются).

Список литературы

1. Климец В.В. Подготовка спасателей для ведения поисково-спасательных работ в условиях природной среды // Технологии гражданской безопасности. 2007. №2. С. 96-99.

2. Радоуцкнй В.Ю. Организация и ведение аварийно-спасательных работ: учеб, пособие / В.Ю. Радоуцкий, В.П. Полуянов; под ред. В.Ю. Радоуцкого. - Белгород: Изд-во БГТУ, 2010. - 156 с.

3. Харисов Г.Х., Калайдов А.Н., Фирсов А.В. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Учеб. пособие. - М.: Академия ГПС МЧС России, 2011. - 271 с.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Понятие и сущность ядерного оружия, характеристика его поражающих факторов. Общие требования к организации и проведению аварийно-спасательных работ при авариях на химически-опасных объектах. Организация работы комиссии по чрезвычайным ситуациям объекта.

    контрольная работа , добавлен 29.05.2010

    Дозиметрический контроль в условиях радиоактивного заражения местности. Дезактивация и дегазация трансформаторных подстанций: способы, вещества, техника; меры безопасности при проведении работ. Дистанционные методы лесопатологического картографирования.

    курсовая работа , добавлен 08.05.2011

    Решение задач гражданской обороны в период проведения спасательных операций и аварийно-восстановительных работ в очаге поражения. Тушение пожаров на объектах, проведение эвакуации людей из возможной зоны заражения, дезактивация, дегазация и дезинфекция.

    реферат , добавлен 07.03.2010

    Комплекс специальных задач по ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций: аварийно-спасательные и другие неотложные работы. Специфика спасательных работ. Обязанности руководителя аварийно-спасательных работ. Аварийные работы на транспортных сооружениях.

    курсовая работа , добавлен 28.12.2011

    Бой как основная форма тактических действий войск, авиации и флота. Содержание глубокого боя, методы его подготовки и способы ведения. Учет и использование в конкретных боевых условиях военной обстановки факторов, влияющих на организацию и ведение боя.

    контрольная работа , добавлен 31.07.2010

    Виды медицинской помощи, оказываемые пострадавшим при ведении спасательных работ. Формирования гражданской обороны; порядок, принципиальная схема их развертывания и подготовки к выполнению задач по медико-санитарному обеспечению пострадавшего населения.

    лекция , добавлен 25.01.2010

    Общая характеристика схемы централизованного оповещения субъекта Российской Федерации. Рассмотрение особенностей медико-психологического обеспечения населения и спасателей при проведении спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

    презентация , добавлен 21.03.2014

    Деятельность Зеленогорского поисково-спасательного отделения КГКУ "Спасатель". Организация кадровой работы и делопроизводства. Профессиональная подготовка и аттестация спасателей. Проблемные вопросы по совершенствованию ГО и ЧС в Красноярском крае.

    отчет по практике , добавлен 19.06.2014

    Организация оказания доврачебной помощи. Особенности оказания первой помощи в очаге ядерного поражения. Организация управления ОПВП и его взаимодействие с другими нештатными аварийно-спасательными формированиями гражданской обороны здравоохранения.

    лекция , добавлен 21.03.2014

    Сущность и главное содержание опасностей для населения и территории, возникающих в результате террористического акта. Основы организации и основные принципы управления аварийно-спасательными работами при ликвидации последствий террористического акта.


Это поможет вам подключать 3-5 новых партнеров каждый месяц

4) Каждому новому партнеру давайте эту Памятку и Приложение к ней!

ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

АВР аварийно-восстановительные работы

ACM аварийно-спасательная машина

АСИ аварийно-спасательный инструмент

АСО аварийно-спасательное оборудование

АСР аварийно-спасательные работы

АСФ аварийно-спасательное формирование

АХОВ аварийные химически опасные вещества

ГИБДД Государственная инспекция по безопасно­
сти дорожного движения

ГСМ горюче-смазочные материалы

ГУ ГОЧС Главное управление по делам ГОЧС

ДТП дорожно-транспортное происшествие

ДПС дорожно-патрульная служба

ЕДС единая диспетчерская служба

ОГ оперативная группа

ОД оперативный дежурный

ПДД правила дорожного движения

ПМП первая медицинская помощь

ПСР поисково-спасательные работы

ПСФ поисково-спасательное формирование

РСЧС Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

ТС транспортное средство

ХИС химические источники света

ЦУКС Центр управления в кризисных ситуациях

ЧС чрезвычайная ситуация


ПРЕДИСЛОВИЕ


ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПСР ПРИ ДТП

Число пострадавших и погибших в ДТП намного превосходит общее количество пострадавших и погиб­ших во всех других ЧС вместе взятых. Значительная часть пострадавших погибает вследствие несвоевременного и неправильного оказания первой помощи. Часто это связано с длительностью времени прохождения сооб­щения о ДТП, прибытия спасательных и медицинских служб на место ДТП, извлечения пострадавших из деформированных ТС, а также с недостаточно эффек­тивной медицинской помощью.

Спасение пострадавших в ДТП во многом зависит от оперативной работы органов управления и от взаимо­действия между силами, привлекаемыми к спасатель­ным работам: разными подразделениями МВД, поисково-спасательными, медицинскими формированиями и возможными в конкретном случае службами обеспече­ния. Большое значение имеют степень подготовленно­сти ПСФ, наличие необходимых средств спасения, при­меняемые спасательные технологии.

В настоящем пособии перечисляются факторы, спо­собствующие успешному проведению ПСР. Рассматри­вается, как должен действовать руководитель ПСР пос­ле получения задачи и по прибытии на место ДТП, что необходимо учитывать при анализе завершенных работ. Приводятся схемы организации работ и технологии их проведения в районе ДТП.


1. Организация ПСР.

2. Подготовленность спасателей.

3. Спасательные технические средства.

4. Экипировка спасателей.

5. Питание, обогрев и отдых спасателей при дли­тельных ПСР.

ОРГАНИЗАЦИЯ ПСР

Она включает:

■ своевременное получение и обработку оперативной информации о ДТП оперативным дежурным (ПСФ, ЦУКС, ЕДС, ГУГОЧС),

■ координацию работы взаимодействующих служб тер­риториальной подсистемы РСЧС,

■ своевременный выезд поисково-спасательного фор­мирования (группы) на место ДТП,

■ кратчайшее время прибытия на место ДТП,

■ организацию руководства ПСР,

■ определение границ зоны ДТП,

■ разбивку зоны ДТП на участки,

■ организацию и проведение работ по стабилизации состояния и деблокированию пострадавших,

немедленное начало ПСР после прибытия на место ДТП,

■ продолжительность ведения ПСР.


При долговременных (более суток) тяжелых ПСР дополнительно:

■ организацию штаба руководства (ОГ штаба) при воз­
никновении вторичных поражающих факторов и
большого объема работ,

Организацию сменной работы в зоне ДТП (при необ­ходимости),

■ определение состава смены ПСФ,

■ распределение техники по зонам (автокранов, инст­рументов, освещения, ограждения и т.д.),

■ организацию системы радиосвязи.

При организации ПСР необходимо определить, где расположатся:

■ границы зоны ДТП, ограждения рабочего места,

■ площадки сбора (сортировки) пострадавших и оказа­ния им медицинской помощи,

■ площадка (место) приема найденных документов и

ценностей,

■ машины аварийно-спасательные и медицинской
помощи,

■ АСИ и снаряжение,

■ площадки складирования фрагментов аварийных ТС. При крупномасштабных ДТП необходимо дополнительно определить:

■ место руководителя (штаба руководства) ПСР,

■ место ОГ взаимодействующих сил,

■ место расположения резерва сил ПСФ,

■ площадки для резерва техники, пути движения автомобилей медицинской и

противопожарной служб, вспомогательной техники,


■ места заправки техники ГСМ,

■ площадки для работы тяжелой техники.

Поисково-спасательные работы на реках проводятся в тех случаях, когда произошлаожидаемая (предвиденная) или внезапная авария.

К первому случаю относятся бедствия на предварительно разведанном, заведомо опасном и сложном препятствии, в безаварийном преодолении которого нет полной уверенности. При прохождении такого препятствия должна быть организована страховка - комплекс мер, обеспечивающих спасение людей и судов в случае аварии. Страховку осуществляют с воды, берега и взаимную - на воде. В большинстве случаев наиболее действенна страховка с воды. Для этого выделяют байдарку с полным экипажем, обносят или проводят ее за преодолеваемое препятствие. Байдарка должна быть на плаву, в полной готовности и находиться ниже по течению, как можно ближе к опасному участку, например, в улово, заводи или "тени" большого камня. Место, где стоит страхующая байдарка, должно быть выбрано как можно ближе к намеченной линии движения непосредственно за самым опасным участком. В этой байдарке должен быть страховочный репшнур длиной 25-30 м, свернутый в легко разворачиваемую бухту. К свободному концу репшнура прикрепляют альпинистский карабин и небольшой поплавок; другой конец репшнура закрепляют в байдарке так, чтобы его можно было отпустить в случае необходимости, например, когда аварийная байдарка начинает тащить страхующую, а также при передаче этого конца на берег. Каждая байдарка должна иметь собственный страховочный конец с карабином и поплавком, жестко связанный с ее обвязкой и легко распускаемый в случае необходимости; при этом его делают короче конца. применяемого на страхующей байдарке. Если со страхующей байдарки не видно преодолеваемого препятствия, то необходимо выставить сигнальщика, который даст знать о начале движения очередного экипажа и об аварии, если она произошла. Если проходящая препятствие байдарка перевернулась, то спасатели должны как можно быстрее подойти к терпящим бедствие. В первую очередь, если аварийная байдарка и экипаж плывут отдельно то необходимо спасать людей, затем байдарку, а уже потом отдельные предметы снаряжения. Плывущему человеку не следует пытаться влезть в страхующую байдарку, подошедшую к нему. Он должен взяться за корму байдарки и слегка влезть на нее. не нарушая равновесия. После этого страхующая байдарка подводит его к берегу. К аварийной байдарке подплывают со стороны выше по течению, то есть вначале пропускают ее мимо себя. Зацепив карабин страховочного репшнура за обвязку байдарки, разматывают репшнур и быстро двигаются к берегу, не допуская натяжения шнура. Страховочный репшнур можно зацепить также за спасательный конец аварийной байдарки, если он не запутан. При подходе страхующей байдарки к берегу один из членов ее экипажа выходит на берег и закрепляет доставленный конец репшнура на берегу или передает его спасателю, стоящему там. Если страхующая байдарка не смогла доставить страховочный конец на берег до момента его натяжения, то на плесе ее экипаж еще может попытаться подтянуть аварийную байдарку к берегу, следя за тем, чтобы не опрокинуться. Если рядом находится свободная байдарка, уже прошедшая препятствие, то ее экипаж, подталкивая аварийную лодку, направляет ее к берегу. Этот способ довольно эффективен, так как боковое сопротивление перевернутой байдарки невелико.
Толкающая байдарка должна упереться носом в аварийную байдарку около ее центра тяжести и продвигать последнюю сверху по течению под острым углом. Если страхующая байдарка не смогла доставить на берег конец страховочной веревки до начала следующего препятствия, то его необходимо отпустить. Байдаркам в сцеплении нельзя входить в препятствие на натянутой веревке, так как при этом обязательно перевернется и страхующая байдарка. Если последующее препятствие достаточно серьезное или очень длинное, то экипаж потерпевшей аварию байдарки должен ее бросить и выбраться на берег. Работы по спасению байдарки могут быть возобновлены только после этого препятствия, ниже по течению реки.
Страховка с воды с помощью байдарки вполне надежна, но возможна только на достаточно длинных плесах между препятствиями. Если плесов между препятствиями нет или они малы, то специально для страховки с воды следует использовать надувную лодку типа "ЛАС". Эту лодку легче обнести и страховать с нее проще, удобнее и безопаснее, чем с байдарки. Аварийный экипаж может быть принят в лодку с воды. Кроме того, могут быть разработаны различные способы закрепления и удержания с помощью веревки надувной лодки в различных местах реки. В этом случае лодка сразу может задержать и аварийную байдарку, и экипаж. Использование надувной лодки для страховки в особенно сложных походах должно стать нормой.



Страховку с берега применяют, бросая спасательный конец или подавая его "корабликом". Береговая страховка с бросанием спасательного конца должна быть продублирована. Для большей надежности последовательно выставляются 2 поста страховки через 30-50 м. Страховка с бросанием спасательного конца может быть использована только на узких участках шириной до 10-12 м. Она осуществляется следующим образом. Страхующий становится на мысу или на достаточно устойчивом камне, возможно дальше выступающем в реку с того берега, где проходит предполагаемая линия движения судов, а также та часть струи, в которой может оказаться аварийная байдарка. Спасательный конец длиной 25-30 м должен быть собран в свободно лежащую бухту большого диаметра у ног страхующего. Нижний конец веревки привязывают за дерево или большой камень на берегу, а к верхнему прикрепляют легость для бросания. Легость делают из самой веревки или используют небольшой мешочек с песком, кусок дерева и т.д. При появлении аварийной байдарки с экипажем страхующий бросает легость так. чтобы попасть за байдарку перед первым человеком, за нее держащимся. Не нужно намечать для бросания какие-то заранее определенные точки, не связанные с байдаркой, - в воде легость мгновенно сносит благодаря большому сопротивлению репшнура, попавшего в воду, а предсказать траекторию этого сноса очень трудно. В бросании легости нужно заранее тренироваться. Если легость бросили удачно, то веревку обязательно пронесет вначале мимо первого, а затем и второго человека, держащегося за байдарку. Захватив спасательный конец, один из членов экипажа аварийной байдарки привязывает его к обвязке лодки. Если люди плывут отдельно от байдарки, то вероятность захвата ими веревки значительно меньше. В этом случае легость бросают перед плывущим и дальше него, чтобы веревка оказалась у человека перед грудью.
На особенно узких и неглубоких реках применяют страховку с подачей спасательного конца самим страхующим, передвигающимся вплавь. В этом случае на свободном конце репшнура вместо легости закрепляют карабин. Страхующий, в свою очередь, обязательно страхуется с берега другими спасателями с помощью второго спасательного конца. Приблизившись к аварийной байдарке, страхующий цепляет карабин за ее обвязку и возвращается на берег.

В последнее время применяют страховку с берега с подачей спасательного конца "корабликом ". Это перспективный и очень надежный метод страховки. "Кораблик" для подачи спасательного конца делают из двух досок длиной 0,7-0,8 м и шириной 0,15-0,20 м. Доски устанавливают вертикально и скрепляют поперечинами так, чтобы расстояние между ними было 0.25-0.30 м. Доски должны быть сцеплены очень прочно, так как на участках сильного течения к "кораблику" прикладываются значительные усилия. При закреплении репшнура угол между ним и продольной осью "кораблика" должен регулироваться, а точка приложения усилия от репшнура - располагаться ближе к концу "кораблика", находящегося ниже по течению. "Кораблик" можно делать и из одной доски, удерживаемой от опрокидывания длинным надувным баллоном, например, детским надувным бревном. Для страховки "корабликом" достаточно 30-40 м ровного, с быстрым течением, участка реки. Невысокие валы не являются для такой страховки препятствием. В момент прохождения судами препятствия "кораблик" должен быть под наблюдением страхующего. Если авария не произошла, то его нужно вовремя убрать, чтобы освободить проход. В противном случае один из членов экипажа аварийной байдарки захватывает спасательный конец, пропускает его над собой и прикрепляет к нему байдарку. Со времени закрепления байдарки натяжение репшнура определяет уже не "кораблик", а она сама. В момент наибольшего натяжения следует рывок, который на берегу необходимо затормозить, обведя репшнур вокруг ствола или камня. После рывка можно начинать выбирать конец, подтягивая постепенно аварийную байдарку к берегу. Чтобы хорошо выполнить страховку, лучше иметь страховочный пост в составе 2 человек. Если экипаж аварийной байдарки находится на камне, то ему также можно подать спасательный конец "корабликом". Иногда для этого используют спиннинг миллиметровой леской и грузиком. При страховке с берега, в случае аварии с первым судном, ниже препятствия отсутствуют суда, которые могли бы организовать перехват или преследование аварийного экипажа. По этой причине все способы страховки с берега считаются ненадежными. Например, если при аварии один из членов экипажа получил травму или находится в шоковом состоянии из-за переохлаждения, береговая страховка неэффективна, так как предусматривает активное участие в ней пострадавшего. В таких случаях только страховка с воды байдаркой, а лучше лодкой "ЛАС", обеспечивает спасение пострадавшего.

Иногда, особенно при движении в каньонах, щеках, очень трудно или невозможно организовать страховку с воды или берега. Тогда 2 или 3 байдарки движутся с взаимной страховкой . Наибольшей опасности подвергается экипаж первой байдарки, так как он выбирает линию движения. Экипажи второй и третьей байдарок, следуя за первой, от выбора линии движения практически освобождены, поэтому они и проводят страховку. В основном это делает экипаж второй байдарки, которая должна быть снабжена страховочным концом. В случае аварии методика действия страхующей байдарки та же, что и описанная выше. При взаимной страховке байдарки идут теснее, чем обычно - на расстоянии 20-30 м. Если в группе три или больше байдарок, при страховке необходимо соблюдать порядок. Спасательный конец должна подавать только одна байдарка, а если ей это не удалось, - то другая.

Иногда в водных походах в результате тактических или технических ошибок экипажа возникают непредвиденные аварии. Они случаются на участках средней сложности, а то и на несложных участках в результате минутного замешательства, отвлечения внимания экипажа. В этом случае спасательные работы затрудняются из-за плохой связи между судами, отсутствия предварительного плана. В то же время задача облегчается тем, что все суда находятся на плаву и готовы к действию. Первое - надо информировать их об аварии. Экипаж ближайшего к аварийному судна криком, свистом или отмашками сообщает всем другим судам об аварии. Поэтому все экипажи должны двигаться в пределах видимости, без больших разрывов, по одной и той же линии. По сигналу судам следует приблизиться к аварийному судну, притормозив или ускорив движение, соблюдая осторожность при прохождении препятствий. Роль спасательного судна берет на себя ближайшее к аварийному впереди идущее судно. В том случае, если авария произошла с первым судном, ближайшее - позади идущее судно. Задача спасателей -доставить на берег и закрепить конец веревки, к которому прикреплено аварийное судно, если за него держится экипаж. Если пострадавшие плывут отдельно, то, в первую очередь, спасают экипаж, а затем - судно. Если спасательному судну удалось закрепить конец на аварийной байдарке, то одно из свободных судов, ближайшее к берегу, пристает к нему для приемки конца. Другие суда помогают буксировать аварийное судно, толкая его под острым углом к течению так, как это описано выше. Случается, что аварийное судно сразу же после того как перевернулось или немного прошло, застревает на камне. В этом случае остальные суда должны немедленно пристать к берегу или ближайшему камню, предпринять действия по спасению экипажа, а затем снять байдарку с камня и отбуксировать ее к берегу.

При проведении ПСР на горных и горно-таежных реках важную роль играет фактор времени . На извлечение пострадавшего из воды может быть отведено не более 15 мин с момента аварии; более продолжительное пребывание в воде, как правило, приводит к гибели человека от пере охлаждения. Если пострадавший находится в состоянии шока или травмирован, то это время сокращается до нескольких минут.

Характерным случаем , часто встречающимся в практике ПСР на воде, является снятие байдарки с камня. Когда байдарку прижимает к камню, она переворачивается, огибает его, становится декой против течения. Если байдарка навалилась на камень, то экипаж должен постараться задержаться на нем или за ним. Все остальные члены группы обязаны немедленно приступить к спасению пострадавших. Делать это нужно как можно быстрее, так как пострадавшие могут быстро переохладиться. Еще быстрее переохлаждение наступает в том случае, если люди, потерпев аварию на горной реке, стоят в воде.
Если байдарка находится на камне вместе с экипажем, то пострадавшим бросают конец спасательной веревки. Они привязывают его к обвязке байдарки со стороны, наиболее удаленной от берега, с которого ведутся работы. Другой конец веревки закрепляют на берегу выше по течению. Чтобы снять байдарку с камня, пострадавшие приподнимают над водой ее часть, находящуюся дальше от берега, и выливают из нее воду. С берега в это время подтягивают спасательный конец. Если одну часть байдарки удалось поднять над водой, то другая ее часть будет действовать как водяной парус, и течение стащит судно с камня. Находящиеся на берегу спасатели усиливают воздействие течения подтягиванием конца веревки. Когда течение полностью стащит байдарку с камня, выбранную часть веревки закрепляют, и байдарка маятником прибивается к берегу. Если этот способ не принес желаемого результата, то необходимо разрезать оболочку в средней части байдарки. Тогда сила течения, прижимающая байдарку к камню, снизится, так как вода пойдет сквозь разрез и снять байдарку будет значительно легче. При небольшой высоте камня можно попытаться перебросить байдарку через него. Возможны и другие способы снятия байдарки в зависимости от конкретной ситуации.
После снятия байдарки с камня спасательный конец подается поочередно членам ее экипажа. Поскольку при малейшем заклинивании спасательного конца между камнями веревка натягивается в воде и человек, закрепленный за нее, начинает притапливаться, пострадавшим, находящимся на камне, следует не привязываться к веревке, а только держаться за нее. Для того чтобы руки не соскальзывали с веревки, на ее конце завязывают узел проводника, привязывают легость или небольшую палку. При вытягивании пострадавшего спасатели с берега следят за тем, чтобы веревку не заклинило. При малейшей опасности ее нужно или подтягивать или стравливать. Если веревку все же заклинило и пострадавший начинает захлебываться, то он должен немедленно отпустить спасательный конец и попытаться выбраться на берег самостоятельно. Предвидя это, остальные участники группы заранее организуют в 10-25 м ниже по течению пост перехвата плывущего человека. Если же пострадавший не притапливается, например, при небольшой скорости потока воды. то ему не следует бросать заклинившийся конец, а группа должна принять меры по расклиниванию веревки или заброске ему второго конца, но уже ниже по течению реки.
В случае, когда экипаж аварийной байдарки не удержался на камне, людей спасают по описанной выше методике. Для спасения судна необходимо попытаться подойти к камню на другой байдарке и высадить на него человека (методика спасательных работ описана выше). При подходе к камню рекомендуется воспользоваться его "тенью", где течение отсутствует. Если высадка на камень невозможна, то надо подождать подъема или спада воды.

Опасно попадание байдарки в завал . Чаще всего завалы не похожи друг на друга и поэтому трудно дать исчерпывающие рекомендации по спасательным работам в них. Главная опасность завала - подсос воды. Он неодинаков по ширине завала: чем глубже находятся в воде бревна, тем сильнее подсос. При попадании в завал следует, прежде всего, на него выбраться и попытаться, пользуясь боковыми течениями, вывести судно на участок более слабого подсоса, где можно перевернуть байдарку, вылить из нее воду, а затем либо сесть в нее, либо провести в безопасное место. Завал опасен также острыми сучьями, которые могут травмировать экипаж и пропороть оболочку байдарки. Если байдарка получила большую пробоину и быстро наполняется водой, то необходимо известить остальные экипажи об аварии и немедленно пристать к берегу. По мере наполнения водой аварийное судно становится плохо управляемым. Если пробоина небольшая, то ее можно заткнуть тряпкой, а ремонт отложить до запланированной остановки. Так же поступают и при небольшом прорыве надувной лодки. Место прорыва ее оболочки легко найти по идущим из понтона пузырям или шипению выходящего из отверстия воздуха. Дыру затыкают имеющимися под рукой тряпкой, штормовкой. Если из понтона воздух выходит очень быстро, то нужно немедленно пристать к берегу.

Среди маломерных судов лодка, пожалуй, является основным средством передвижения на несложных участках рек. В случае, когда лодка переворачивается, экипаж должен попытаться отбуксировать ее к берегу самостоятельно или с помощью страхующих. Если сделать это невозможно, то экипаж должен попытаться поставить лодку на ровный киль собственными силами. Для этого достаточно двух человек. По команде рулевого на дно перевернутой лодки забираются два самых сильных члена экипажа. Они берутся за леер по одному борту и откидываются назад на спину, переворачивая лодку на себя. В это время остальные члены экипажа помогают им, подталкивая лодку.
При посадке на камень необходимо попытаться снять с него лодку, для чего экипаж раскачивает ее и интенсивно работает веслами, используя течение реки. Перед выполнением этих действий нужно убедиться в том, что сталкивание лодки с камня не приведет к прорыву оболочки. В случае опасности следует вначале облегчить судно, для чего один или два члена экипажа покидают лодку, держась за леера. При навале на камень или дерево нужно действовать быстро, но осторожно, так как существует опасность опрокидывания лодки. Экипаж перебирается на препятствие и старается обвести лодку вокруг него. Следует постоянно помнить о том, что в определенный момент лодку может подхватить течение и нужно будет быстро в нее впрыгнуть. Если снять с камня нагруженную лодку очень трудно, то ее разгружают и перетаскивают через препятствие или с помощью других лодок подводят к берегу.

Если невозможно перехватить или догнать по водной поверхности опрокинувшиеся лодки или перевернувшиеся байдарки, то спасение пострадавших организуется с берега. С этой целью создаются группы преследования и наблюдения. Наблюдатели должны подняться на самое высокое место на берегу (скала, дерево) для того, чтобы видеть как можно больший участок реки. Группы преследования и наблюдения должны продвигаться вперед не менее 2 ч, проводя наблюдение, по возможности, с противоположных берегов. При проведении этой операции запрещается переправляться вброд через сплавные реки и крупные притоки, если эти переправы представляют собой серьезную опасность. Пострадавших рекомендуется искать в улово, на отмелях, у завалов, в разбоях, т.е. там, где течение реки медленное. При обнаружении пострадавшего группа немедленно оказывает ему первую помощь и подает условный сигнал.

Группа, передвигающаяся на плоту , как правило, не в состоянии организовать эффективную страховку. Даже при наличии второго плота надежность страховки повышается не очень сильно, так как ее проводят с берега. Плот менее маневренен, чем байдарка или лодка, поэтому использование его для страховки с воды нецелесообразно. В качестве надежного средства страховки с воды и для ликвидации последствий аварии рекомендуется иметь надувную лодку. С нее легко оказать помощь людям, плывущим отдельно от плота, выловить унесенные водой вещи и греби, переправиться к застрявшему или перевернутому плоту, снять с него экипаж. Тем не менее, с лодки нельзя перехватить неуправляемый плот и доставить к берегу, так как его масса слишком велика. В последнем случае можно успеть передать страховочный конец для того, чтобы плот маятником прибило к берегу.
Страховка плотов с берега осуществляется таким же образом, как и байдарок, надувных лодок. При зачаливании плота с помощью страховочного конца следует протравливать веревку во избежание ее обрыва. Она должна быть надежно закреплена на берегу, так как усилий даже нескольких людей недостаточно, чтобы удержать плот на сильном течении.
Посадки плота на камни происходят часто и сами по себе не рассматриваются как аварии, если при этом не произошло падение человека за борт. Снять надувной плот с камней обычно под силу самому экипажу. Более серьезные посадки происходят с деревянными плотами, так как на них в момент удара о камень и остановки обрушивается вся сила набегающего потока воды. Чтобы избежать подтапливания, необходимо немедленно разгрузить ту часть плота, которая находится выше по течению по отношению к камню, на котором сидит плот.
После стабилизации положения плота рекомендуется продумать все дальнейшие действия, обратив внимание на то, что будет с плотом, когда он сойдет с камня. Если плот не стоит на ребре, то снять его с одного камня удается всегда, однако зачастую вслед за этим следует посадка на нижерасположенные камни, ликвидировать которую гораздо сложнее.
Снятие плота с камня на мелком месте производится с помощью ваг раскачиванием и вращением вокруг камня с помощью гребей. Очень сложные посадки с подтапливанием требуют организации спасательных работ с берега. В этом случае один из членов экипажа отправляется на берег и организует переправу остальных.
Веревку на плот передают "корабликом" или спиннингом, к толстой леске которого привязывают грузик. Чтобы снять плот, прикладывают усилия в двух направлениях: тянут его вверх, ослабляя давление воды, и сдергивают с камня вбок. Как только плот окажется на плаву, сил людей, страхующих его с берега будет не хватать. Поэтому веревку закрепляют за камень или дерево с некоторой свободой для протравливания по мере спуска плота. Иногда чтобы сдернуть плот применяют ворот или полиспаст из карабинов. При этом следует соблюдать особую осторожность, так как на конце веревки, идущей к плоту развивается очень большое усилие, в результате чего изношенная или поврежденная веревка может лопнуть и травмировать людей, находящихся поблизости. Если все испытанные способы снятия плота нерезультативны, то его разбирают или разрезают на две части. Ремонт аварийного плота отнимает меньше времени, чем сооружение нового.
Если при посадке плота на камень смыло человека, то все усилия береговых спасателей должны быть направлены, в первую очередь, на оказание ему помощи. В том случае, если плот перевернулся, необходимо быстро выбраться на него и, закрепившись, приготовиться к приему спасательного конца с берега. Принятый конец быстро закрепляется за какой-нибудь элемент плота - это поможет подготовиться к последующему сильному рывку веревки. Если страховка на берегу не организована, то следует предпринять попытку вывести плот из основного потока, которым он до этого следовал. С этой целью используют основные или запасные греби или их обломки, а также шесты и ваги, которые, в первый момент после того как плот перевернулся, всплывают рядом с ним. Не нужно забывать и о швартовочных концах, которые следует вытащить из воды, распутать и смотать снова в удобную для работы бухту. Каждый из членов экипажа, взобравшись на плот, должен осмотреться и определить, не требуется ли помощь кому-нибудь из членов группы. Она необходима в случае травмы или удаления члена группы от плота. Обычно перевернутый плот, выведенный из главного потока, быстро тормозится своими подгребицами, цепляется за камни и останавливается. Чаще всего это происходит у берега, поэтому экипажу предстоит снять плот с камней, спасти груз, переправить людей на берег, перевернуть плот в нормальное положение и произвести его ремонт.
Если долго не удается вывести плот из главного потока, причалить его к берегу или выбросить на камни, то нужно думать об уходе на берег вплавь. Длительное нахождение на плоту в мокрой одежде грозит переохлаждением организма и потерей способности противостоять опасности. Поэтому на спокойном участке реки команда должна покинуть плот. Делать это нужно всем одновременно, так как в этом случае легче всего организовать согревание людей и последующие действия по розыску уплывшего плота. Покидая его. обязательно надевают спасательные жилеты. Выбравшись на берег, надо помочь товарищам, после чего приступить к сбору топлива и разведению костра для согревания и просушки одежды. Если еще светло и физическое состояние людей позволяет, то руководитель направляет двух человек по берегу на поиски плота, оговорив срок их возвращения. Остальные члены экипажа занимаются организацией лагеря в условиях частичной или полной утраты снаряжения.

Попадание плотов в прижимы чаще всего ведет к поломке гребей при раскантовке плота и неслаженной работе команды. После этого отбойная струя обычно выбрасывает плот из прижима. Наиболее опасна ситуация, когда скала, образующая прижим, имеет отрицательный уклон, и набегающий поток уходит вдоль нее вниз. В этом случае плот может быть поставлен на ребро и вместе с людьми прижат к скале. Поэтому рекомендуется перебраться на высшую часть плота или спрыгнуть в воду. Сила нисходящего потока может быть настолько велика, что целесообразно не противиться ей, набрать побольше воздуха, задержать дыхание и спрыгнуть. Течение и подъемная сила спасательного жилета вскоре сами вынесут человека на поверхность. Даже вертикально прижатый плот редко остается в таком положении надолго: пульсации потока воды оторвут его от скалы, и он продолжит движение. Поскольку плот лишен управления, то спасение производится так же как и тогда, когда плот переворачивается.

Наиболее опасны для плотов завалы . Перекрывая отдельные протоки, нависая над водой на стрелках островов, они страшны тем, что под ними или рядом проходит большое количество воды. Сила давления воды не позволит плоту уйти от завала, если это препятствие замечено слишком поздно.
Оказавшись у завала, экипаж должен немедленно покинуть плот. О спасении какого-либо снаряжения можно думать только после того, как все члены экипажа окажутся в безопасности. Плот после попадания в завал, как правило, спасти не удается. Если он остался на плаву, то с него снимают греби, груз и веревки. Эти работы производятся с обязательной страховкой. Незначительный завал можно попытаться разобрать или проделать в нем проход, если это сделать быстрее, чем новый плот. Для оказания помощи человеку, упавшему с плота, спасатель, пристегнувшись к репшнуру, добирается к нему вплавь. На спокойных участках можно плыть без страховки, а затем принять брошенный с плота спасательный круг: с помощью веревки спасателя и пострадавшего подтаскивают к плоту.

Производственная система «Росатома» (ПСР) – это культура бережливого производства и система непрерывного совершенствования процессов для обеспечения конкурентного преимущества на мировом уровне.

В основе ПСР лежат пять принципов, которые призывают сотрудников быть внимательными к требованиям заказчика (не только по отношению к конечному потребителю, но и к участку-потребителю, цеху-потребителю и даже последующему оператору); решать проблемы на месте их возникновения; встраивать качество в процесс, не производить брак; выявлять и устранять любые потери (излишние складские запасы, межоперационные заделы, время простоя, лишние перемещения и т.д.); быть примером для коллег.

Эти принципы были сформулированы на базе лучших образцов отечественного и зарубежного опыта, в частности, системы научной организации труда, производства и управления (НОТПиУ) Министерства среднего машиностроения СССР и Toyota Production System японской автомобильной компании «Тойота». Производственная система «Росатома» нацелена на выполнение стратегических целей Госкорпорации, а отраслевые ПСР-проекты направлены на рост производительности, снижение себестоимости и повышение качества продукции. Знание и умение применять инструменты ПСР является обязательным условием для профессионального и карьерного роста сотрудников атомной отрасли.

В начале 2015 года было принято решение о применении системного подхода в развертывании ПСР на предприятиях: декомпозиции целей до уровня начальника участка, оптимизации производства основных продуктов предприятия (производственные потоки), реализации ПСР-проектов, обучении и мотивации сотрудников. К 2017 году контур системного развертывания вырос с 10 до 23 ПСР-предприятий. До 2020 года их будет около 30, их продукция будет формировать около 80% общей себестоимости Росатома.

Согласно концепции развития Производственной системы «Росатом» все предприятия, на которых ведется комплексное развертывание системы, делятся на три уровня: «Лидер ПСР», «Кандидат ПСР» и «Резерв ПСР». Предприятия – «Лидеры ПСР» получают пакет привилегий (приезды бизнес-тренера на предприятие, возможность поездок работников для обмена опытом на зарубежные и российские передовые предприятия, семейные путевки, сертификаты на обучение в Корпоративной академии Росатома, участие в проекте «Дизайн рабочего пространства» и др.).

В настоящее время внедрение ПСР на предприятиях отрасли уже позволило достичь существенной экономии, сокращения товарных запасов на складах и сроков планово-предупредительных ремонтов на российских атомных станциях.



Просмотров