Отношение раскольникова к преступлению. Каковы причины преступления раскольникова

Тема урока: «Причины преступления Родиона Раскольникова»

Цели урока: Образовательные (дидактические)

    Показать причины, приведшие Родиона Раскольникова к преступлению.

    Развенчать индивидуалистическую теорию Раскольникова, показать ее безнравственную, антигуманную сущность.

Развивающие:

    совершенствовать монологическую и диалогическую речь учащихся;

    умение логично. Убедительно рассуждать на нравственно – философские темы, подтверждая суждения текстом.

Воспитательные:

    осмысление философии Ницше: идеи «сверхчеловека», осознание опасности этой теории в многонациональной стране;

    воспитание чувства толерантности.

Тип урока: урок формирования и совершенствования знаний с использованием ИКТ.

Структура урока:

    Организационный этап.

    Сообщение темы урока, постановка цели и задачи урока.

    Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний.

    Актуализация знаний.

    Введение новых понятий.

    Оперирование знаниями в новых ситуациях.

    Обобщение и систематизация знаний.

    Контроль усвоения. Итог урока.

    Определение и разъяснение домашнего задания.

Оборудование: - тексты романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»; проектор мультимедиа, слайды по теме урока, портрет Ф.М.Достоевского.

Оформление доски: дата, тема урока, эпиграф.

Эпиграф урока: Мы все глядим в Наполеоны:

Двуногих тварей миллионы

Для нас орудие одно. А.С.Пушкин.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Сообщение темы урока.

1 слайд: Причины преступления Родиона Раскольникова.

Учитель : Тема нашего урока «Преступление Родиона Раскольникова». Наша задача

2 слайд :раскрыть причины, побудившие главного героя пойти на преступление,

- раскрыть суть теории Родиона Раскольникова,

- разобраться в ведущих мотивах преступления.

3. Реализация домашнего задания. Социальные причины преступления.

Учитель: С первых страниц романа мы попадаем в мир неправды, несправедливости, несчастья, мук людских, мир ненависти и вражды, распада моральных устоев. Потрясающие своей правдой картины нищеты и страдания проникнуты болью автора о человеке. Данное в романе объяснение судеб человеческих позволяет говорить о преступном устройстве мира, законы которого обрекают жить героя в каморках, похожих на «гроб», на невыносимые страдания. И лишения. Таков конфликт между человеком и обществом в романе Достоевского.

Преступление Родиона Раскольникова началось с убийства старухи – процентщицы и получило свою развязку не в полиции. На данном уроке мы попытаемся выяснить причины, побудившие главного героя пойти на преступление. Дома вы должны были подобрать из текста цитаты, объясняющие предпосылки преступления.

Фоном, на котором разворачивается действие романа, является Петербург середины 60-х годов прошлого века. Как же описывает город Федор Михайлович Достоевский?

Каким видел Петербург Родион Раскольников? (Цитаты из текста)

Какие эпитеты мы можем подобрать к характеристике города?

3 слайд:

Город Петербург

Бесчеловечный

Тесный

Удушливый

Зловонный

Вывод: Описание города прочно связано с образом Раскольникова, пропущено через его восприятие. « Серединные улицы Петербурга, где люди так и кишат»…, вызывают в душе главного героя «чувство глубочайшего омерзения…». Тот же отзыв рождает в его душе иной пейзаж. Вот он на берегу Невы: «небо было без малейшего облачка, а вода почти голубая» , сияющий купол собора, на котором « сквозь чистый воздух можно было отчетливо разглядеть даже каждое украшение» . И прекрасный простор так же давит, и мучит, и гнетет Раскольникова, как и духота, теснота, жара и грязь улиц. В этом отношении Раскольникова к природе – его отношение к миру. Герой задыхается в этом городе, мире.

В каких условиях живут герои романа Родион Раскольников, Соня, семья Мармеладовых) ? (Цитаты из текста)

Какие слова – синонимы подбирает автор, характеризуя жилища людей?

4 слайд

жилище

Гроб

Сарай

Клетка

Конура

Шкаф

Вывод: Удушающая теснота помещений – это в миниатюре тот мир, в котором задавлен и обездолен человек.

Каков же внешний облик людей, которые встречаются на улицах города?

(Цитаты из текста)

5 слайд:

Люди

«благоразумная мать…»

Обманутая девочка

Группа пьяниц

Толпа

Вывод: От встреч с такими людьми у главного героя остается ощущение чего-то жалкого, грязного, безобразного.

Обобщение материала: Мир, в котором живет герой, в котором созревает трагический конфликт его, характеризуется как «безобразный». Мечта его зародилась в каморке, похожей на гроб. Автор наделяет город определенными чертами:

6 слайд:

    Двойственность Петербурга

Грязные и душные улицы,

Пыльные и вонючие площади

Величественная и прохладная Нева.

    Совпадение состояния героев и города.

Герои чувствуют себя одинокими, они раздражены и в то же время беззащитны (Мармеладов, Катерина Ивановна, Лизавета, Соня, Раскольников)

Город погружен в духоту, он сам является причиной для раздражения и болезненного состояния героев.

    Этот город теснит, давит людей, подталкивает их к скандалам и даже на преступления.

Какие причины преступления мы рассмотрели? (Социальные)

4. Актуализация знаний. Философские (нравственные) причины преступления.

Учитель: Но есть еще одна причина преступления, пожалуй, самая главная, -философская. Социальная несправедливость, безысходность, духовный тупик рождают в уме героя абсурдную теорию о «высших» и «низших» представителях общества.

7 слайд: В чем сущность теории Раскольникова?

Учитель: Для определения философских причин преступления рассмотрим следующие эпизоды: - размышления Раскольникова после письма матери,

Думы главного героя во время подслушанного разговора студента и офицера в трактире;

Комментарии Раскольникова своей статьи Порфирию Петровичу.

Анализ первого эпизода.

(Чтение отрывка)

Учитель: Судя по письму Пульхерии Александровны, детские годы Раскольникова были счастливыми.

8 слайд: « Вспомни, милый, как еще в детстве своем, при жизни твоего отца, ты лепетал молитвы свои у меня на коленях и как мы все тогда были счастливы…»

В церковь « …раза два в год ходили с отцом и матерью к обедне, когда служили панихиды по его бабушке…»

У отца и церкви мальчик искал успокоения. На какие составляющие счастья указывает Ф.М.Достоевский? (Отец, мать, бог) Почему?

У Раскольникова рядом с Богом стоит отец. Лишившись отца, он потерял и Бога в душе своей.

Почему письмо матери выводит Раскольникова из состояния нерешительности, подталкивает к принятию ужасного решения?

(« Теперь уж письмо матери вдруг как гром в него ударило. Ясно, что теперь надо было не тосковать, не страдать пассивно, одними рассуждениями о том, что вопросы неразрешимы, а непременно что- нибудь сделать, и сейчас, и поскорее»)

Вывод: Итак, первый шаг сделан. Нерешительность, как основное состояние Раскольникова, была преодолена.

Анализ эпизода.

Следующий эпизод еще больше утверждает Раскольникова в своей правоте. Проанализируем подслушанный разговор студента и офицера в трактире. (Пересказ эпизода)

Какие мысли студента перекликаются с мыслями самого Раскольникова?

Учитель: Эти мысли отражены в статье главного героя, написанной им еще за два месяца до преступления.

Анализ эпизода.

Рассмотрим суть теории Раскольникова. (Пересказ эпизода)

9 слайд: Теория Раскольникова:

«… люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных) , то есть. Так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово…»

« Первые сохраняют мир и приумножают его численно; вторые двигают мир и ведут его к цели.»

« … все, не то что великие, но и чуть – чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже способные сказать что-нибудь новенькое, должны, по природе своей, быть непременно преступниками, - более или менее, разумеется…»

К какому выводу пришел герой, размышляя над историей? (Исторический прогресс осуществляется на чьих-то страданиях)

В чем же суть теории, в которую он верит? (Суть в том, что одним дано право вершить прогресс, творить историю. История оправдывает жертвы законами прогресса во все эпохи).

На какие разряды делит Раскольников людей?

Кто, по мнению главного героя, относится к разряду гениев? (Наполеон, Соломон. Магомет, Ньютон)

Совместны ли, с точки зрения Раскольникова, гений и злодейство?

К какому разряду людей принадлежит сам герой? (Поделив людей на две категории, раскольников сам не может определить. «тварь ли он дрожащая» или «право имеет»)

10 слайд: Теория Раскольникова

о « делении людей на два разряда»

Обыкновенные люди

Необыкновенные люди

«Материал, служащий единственно для зарождения себе подобных»

« Имеющие дар или талант сказать в среде своей новое слово»

Живут в послушании

Переступают закон во имя лучшего

Эти люди не могут заслуживать к себе сожаления, их жизнь ничего не стоит, если ей придется жертвовать для достижения великих целей «особенным людям»

Если ради своей идеи таким людям необходимо будет переступить «через труп, через кровь», то они « внутри себя, по совести» могут « дать себе разрешение перешагнуть через кровь»

«Обыкновенный» человек, слабый и бессильный, не способный изменить своей участи

Ликург, Соломон, Магомет, Наполеон – «необыкновенные» люди, давали новые законы жизни, меняли жизнь, разрушая старое, не останавливаясь перед необходимостью пролития крови.

Раскольников в своей теории утверждает, что на земле нет справедливости и должен прийти спаситель, который разрушит несправедливое общество и создаст общество счастливых людей. Но при этом Раскольников путь к счастью людей видит в необходимости насилия и пролития крови.

Согласны ли вы с такой теорией? Почему?

Вывод: Теория Раскольникова носит антигуманный характер, т.к. оправдывает «природное» неравенство людей, беззаконие, произвол, убийство. Это роднит теорию Раскольникова с теорией фашизма, с его проповедью о превосходстве арийской расы. Достоевский стремился убедить читателя, что Раскольникова увлек идеал сильной личности. Мысль о праве сильной личности родила у Родиона желание самому вступить в число «избранных», «великих». И он решил проверить себя – кто он? Убийство – своеобразная проверка героя: способен ли он «преступить» через «привычные нормы» «тварей дрожащих», переступить через кровь «по совести». Преступление героя воспринимается как протест против мира, который он не хочет принять и этот протест отравлен ядом эгоистического утверждения.

Найдите и зачитайте строки, как было принято «окончательное решение»? (часть1 глава 5 стр.63)

Вывод: Таким образом, мы видим, что Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший всякое господство над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки сомнениям поддался соблазну ее практического осуществления. Таких людей называют идеологами.

11 слайд: Герой – идеолог – герой - носитель определенной идеологии

5.Введение новых понятий. Характеристика героя

На доске представлены слова –определения, характеризующие характер человека.

12 слайд: - гордость - гордыня

- честолюбие – тщеславие

- самолюбие – себялюбие

- одиночество – самодостаточность

Определим лексическое значение этих слов.

Гордость – 1) Чувство собственного достоинства, самоуважения. 2)Чувство удовлетворения от чего – нибудь. 3) кого или чья. О том, кем (чем) гордятся. 4) Высокомерие, чрезмерно высокое мнение о себе, спесь (разг.)

Гордыня – (высок.) 1) непомерная гордость (в 1 и 4 значении)

Честолюбие – жажда известности, почестей, стремление к почетному положению.

Тщеславие – Высокомерное стремление к славе, к почитанию.

Самолюбие – чувство собственного достоинства, самоуважения, самоутверждение.

Себялюбие – любовь только к себе, эгоизм.

Одиночество – состояние одинокого человека.

Самодостаточность – значительность человека сама по себе, обладание вполне самостоятельным значением.

6. Оперирование знаниями в новых ситуациях.

Какие определения мы можем отнести к характеру главного героя романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»?

(Гордыня, тщеславие, самолюбие, одиночество)

Вывод: Исходя из всего вышесказанного, можем сделать вывод, что Родион Раскольников – человек одинокий Самолюбивый с чувством собственного достоинства, стремящийся выделиться из общей массы, но в то же время ему присущи и положительные качества. Приведите примеры. (доброта, отзывчивость, сопереживание униженным и оскорбленным)

Но боль и сострадание, как ни странно, еще больше уверовали Раскольникова в правоту своей теории.

7. Обобщение и систематизация знаний.

Учитель: В конце урока давайте обобщим материал, рассмотренный

Психология романа

Человек -есть тайна, ее надо разгадать, ежели будешь разгадывать ее всю жизнь, но не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной ибо хочу быть человеком. Цель - докопаться до сути жизни. Что побудило Достоевского обратиться к теме добра и зла?

(власть, идеи)- есть опасно для человека, человек переполнен страхом к тоталитаризму, перед войной, на страхе строиться политика, такое состояние человека парализует. Понимание апокалиса- это угнетения добра злом, принимающее все более агрессивные формы (терроризм, преступность, фашизм, расизм и.т.д).

Главная причина преступления Раскольникова

1)Бедность

2)Одиночество

3)Жил в уродливом обществе

4)Неравнодушность Раскольникова

5)Мысль об особых людях

6)Идеи своей необычности.

Личность Раскольникова. Его теория.

В центре каждого большого романа Достоевского стоит какая-нибудь одна необыкновенная, значительная, загадочная человеческая личность, и все герои занимаются самым важным и самым главным человеческим делом - разгадкой тайны этого человека, этим определяется композиция всех романов-трагедий писателя. В «Идиоте» такой личностью становится князь Мышкин, в «Бесах» - Ставрогин, в «Подростке» - Версилов, в «Братьях Карамазовых» - Иван Карамазов. Главным образом в «Преступлении и наказании» является образ Раскольникова. Все лица и события располагаются вокруг него, все насыщено страстным к нему отношением, человеческим притяжением и отталкиванием от него. Раскольников и его душевные переживания - вот центр всего романа, вокруг которого вращаются все остальные сюжетные линии.

Первая редакция романа, известная еще как Висбаденская «повесть», была написана в форме «исповеди» Раскольникова, повествование велось от лица главного героя. В процессе работы художественный замысел «Преступления и наказания» осложняется, и Достоевский останавливается на новой форме - рассказ от имени автора. В третьей редакции появляется очень важная запись: «Рассказ от себя, а не от него. Если же исповедь, то уж слишком до последней крайности , надо все уяснять. Чтоб каждое мгновение рассказа было ясно. Исповедь в иных пунктах будет нецеломудренно и трудно себе представить, для чего написано». В итоге Достоевский остановился на более приемлемой, на его взгляд, форме. Но, тем не менее, в образе Раскольников немало и автобиографичного. Например, действие эпилога происходит на каторге. Такую достоверную и точную картину жизни каторжан автор изобразил, опираясь на свой личный опыт. Многие современники писателя замечали, что речь главного героя «Преступления и наказания» очень напоминает речь самого Достоевского: схожий ритм, слог, речевые обороты.

Но все же в Раскольникове больше такого, что характеризует его как типичного студента 60-х годов из разночинцев. Ведь достоверность - один из принципов Достоевского, которых он не переступал в своем творчестве. Его герой беден, живет в углу, напоминающем темный, сырой гроб, голодает, плохо одет. Его внешность Достоевский описывает так: «…он был замечательно хорош собою, с прекрасными темными глазами, темно-рус, ростом выше среднего, тонок и строен». Кажется, что портрет Раскольникова составлен из «примет» полицейского досье, хотя в нем и чувствуется вызов: вот вам «преступник», против ожидания совсем хороший.

Из этого краткого описания уже можно судить об отношении автора к своему герою, если знать одну особенность: у Достоевского большую роль в характеристике героя играет описание его глаз. Говоря о Свидригайлове, например, писатель как бы мимоходом бросает одну, казалось бы, совсем незначительную деталь: «его глаза смотрели холодно, пристально и вдумчиво». И в этой детали весь Свидригайлов, для которого все безразлично и все позволено, которому вечность представляется в виде «закоптелой бани с пауками» и которому остались только мировая скука и пошлость. У Дуни глаза «почти черные, сверкающие и гордые и в то же время иногда, минутами, необыкновенно добрые». У Раскольникова же «прекрасные, темные глаза», у Сони «замечательные голубые глаза», и в этой необыкновенной красоте глаз залог их будущего соединения и воскресения.

Раскольников бескорыстен. Есть у него какая-то сила проницательности в разгадывании людей, искренен или не искренен с ним человек, - он с первого взгляда угадывает лживых и ненавидит их. Вместе с тем он полон сомнений и колебаний, различных противоречий. В нем причудливо сочетаются непомерная гордость, озлобленность, холодность и мягкость, доброта, отзывчивость. Он совестлив и легко раним, его глубоко трогают чужие несчастья, которые он видит перед собой каждый день, будь то совсем далекие от него, как в случае с пьяной девочкой на бульваре, или самые близкие ему, как в случае с историей Дуни, его сестры. Повсюду перед Раскольниковым картины нищеты, бесправия, угнетения, подавления человеческого достоинства. На каждом шагу ему встречаются отверженные и гонимые люди, которым некуда деться, некуда пойти. «Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти… - с болью говорит ему задавленный судьбой и жизненными обстоятельствами чиновник Мармеладов, - ведь надобно же, чтоб у всякого человека было хоть одно такое место, где бы его пожалели!.. Понимаете ли, понимаете ли вы… что значит, когда уже некуда больше идти?…» Раскольников понимает, ему самому уже некуда идти, жизнь предстает перед ним как клубок неразрешимых противоречий. Сама атмосфера петербургских кварталов, улиц, грязных площадей, тесных квартир-гробов подавляет, приносит мрачные мысли. Петербург, в котором живет Раскольников, враждебен человеку, теснит, давит, создает ощущение безысходности. Блуждая вместе с Раскольниковым, задумывающим преступление, по городским улицам, мы прежде всего испытываем невыносимую духоту: «Духота стояла прежняя, но с жадностью вдохнул он этого вонючего, пыльного, зараженного городом воздуха». Так же тяжело обездоленному человеку в душных и темных квартирах, напоминающих сараи. Здесь голодают люди, умирают их мечты, рождаются преступные мысли. Раскольников говорит: «А знаешь ли, Соня, что низкие потолки и тесные комнаты душу и ум теснят?». В Петербурге Достоевского жизнь приобретает фантастические, уродливые очертания, а реальность нередко кажется кошмарным видением. Свидригайлов называет его городом полусумасшедших.

К тому же, под угрозой оказывается судьба его матери и сестры. Ему ненавистна сама мысль о том, что Дуня выйдет замуж за Лужина, этого, «кажется, доброго человека».

Все это заставляет Раскольникова задуматься о том, что же происходит вокруг, как устроен этот бесчеловечный мир, где господствуют неправедная власть, жестокость и корыстолюбие, где все молчат, но не протестуют, покорно неся бремя нищеты и бесправия. Его, как и самого Достоевского, мучают эти мысли. Чувство ответственности лежит в самой натуре его - впечатлительной, деятельной, неравнодушной. Остаться безучастным он не может. Нравственная болезнь Раскольникова с самого начала предстает как доведенная до крайней степени боль за других. Ощущение нравственного тупика, одиночества, жгучего желания что-то делать, а не сидеть сложа руки, не надеяться на чудо доводят его до отчаяния, до парадокса: из любви к людям он почти начинает их ненавидеть. Он хочет помочь людям, и в этом заключается одна из причин создания теории. В своей исповеди Раскольников говорит Соне: «Потом я узнал, Соня, что если ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет.… Потом я еще узнал, что никогда этого не будет, что не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Да, это так! Это их закон!.. И я теперь знаю, Соня, что, кто крепок и силен умом и духом, то над ними и властелин! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет!». Раскольников не верит в то, что человек может переродиться к лучшему, не верит в силу веры в Бога. Его раздражает бесполезность и бессмысленность своего существования, поэтому он решает действовать: убить никому не ненужную, вредную и противную старушонку, ограбить, а деньги пустить на «тысячи и тысячи добрых дел». Ценой одной человеческой жизни улучшить существование многих людей - вот то, для чего Раскольников убивает. Собственно говоря, девиз: «Цель оправдывает средства» и является истинной сутью его теории.

Но есть и еще одна причина совершения преступления. Раскольников хочет проверить себя, свою силу воли, а заодно узнать кто он - «тварь дрожащая» или имеющий право решать вопросы жизни и смерти других людей. Он сам признается, что при желании мог бы заработать на жизнь уроками, что на преступление толкает не столько нужда, сколько идея. Ведь если его теория верна, и действительно все люди делятся на «обыкновенных» и «необыкновенных», то он либо «вошь», либо «право имеющий». У Раскольникова есть реальные примеры из истории: Наполеон, Магомет, которые вершили судьбы тысяч людей, которых называли великими. Герой говорит о Наполеоне: «Настоящий властелин, кому все разрешается, громит Тулон, делает резню в Париже, забывает армию в Египте, тратит полмиллиона людей в московском походе и отделывается каламбуром в Вильне, и ему же, по смерти, ставят кумиры, - а стало быть, и все разрешается».

Раскольников и сам личность неординарная, он знает это и хочет проверить, на самом ли деле он выше других. А для этого всего-то и стоит, что убить старуху-процентщицу: «Сломать надо, раз и навсегда, да и только: и страдание взять на себя!». Здесь слышится бунт, отрицание мира и бога, отрицание добра и зла, а признание только власти. Ему это нужно для удовлетворения собственной гордости, для того, чтобы проверить: выдержит он сам или нет? Это в его представлении только проба, личный эксперимент, а уж потом «тысячи добрых дел». И уже не просто ради человечества идет на этот грех Раскольников, а ради себя, ради своей идеи. Позже он скажет: «Старуха была только болезнь… я переступить поскорее захотел… я не человека убил, я принцип убил!».

Теория Раскольникова построена в своей основе на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. Убийство старухи Алены Ивановны лишь ее проверка. Такой способ изображения убийства ярко выявляет авторскую позицию: преступление, которое совершает герой, - это низкое, подлое дело, с точки зрения самого Раскольникова. Но он совершает его сознательно.

Таким образом, в теории Раскольникова есть два основных момента: альтруистический - помощь униженным людям и месть за них и эгоистический - испытание себя на причастность к «право имеющим». Процентщица здесь выбрана почти случайно, как символ бесполезного, вредного существования, как проба, как репетиция настоящих дел. А устранение настоящего зла, роскоши, грабительства для Раскольникова - впереди. Но на практике его хорошо продуманная теория рушится с самого начала. Вместо задуманного благородного преступления получается ужасное преступление, а деньги, взятые у старухи на «тысячи добрых дел» никому не приносят счастья и чуть не сгнивают под камнем.

В реальности теория Раскольникова не оправдывает своего существования. В ней очень много неточностей и противоречий. Например, весьма условное деление всех людей на «обыкновенных» и «необыкновенных». А куда же тогда отнести Сонечку Мармеладову, Дуню, Разумихина, которые, конечно, не являются, по представлениям Раскольникова, необыкновенными, но добры, отзывчивы и, самое главное, дороги ему? Неужели к серой массе, которой можно пожертвовать во имя благих целей? Но Раскольников не способен видеть их страдания, он стремится помочь этим людям, которых в своей же теории называл «тварями дрожащими». Или как оправдать тогда убийство Лизаветы, забитой и обиженной, никому не причинившей вреда? Если убийство старухи - это часть теории, то что тогда убийство Лизаветы, которая сама относится к тем людям, ради блага которых Раскольников решился на преступление? Опять больше вопросов, чем ответов. Все это - еще один показатель неправильности теории, неприменимости ее к жизни.

Хотя, в теоретической статье Раскольникова есть и рациональное зерно. Недаром следователь Порфирий Петрович даже после прочтения статьи относится к нему с уважением - как к заблуждающемуся, но значительному по своим мыслям человеку. Но «кровь по совести» - это нечто безобразное, абсолютно неприемлемое, лишенное человечности. Достоевский, великий гуманист, конечно, осуждает эту теорию и теории, ей подобные. Тогда, когда у него перед глазами еще не было страшного примера фашизма, который, по сути, являлся доведенной до логической целостности теорией Раскольникова, он уже ясно представлял себе всю опасность и «заразность» этой теории. И, конечно же, заставляет своего героя в итоге в ней разувериться. Но сам прекрасно понимая всю тяжесть этого отказа, Достоевский сначала проводит Раскольникова через огромные душевные муки, зная, что в этом мире счастье покупается только страданием. Это находит отражение и в композиции романа: о преступлении рассказывается в одной части, а о наказании - в пяти.

Теория для Раскольникова, как и для Базарова в романе «Отцы и дети» Тургенева, становится источником трагедии. Многое предстоит пережить Раскольникову для того, чтобы прийти к осознанию крушения своей теории. И самое страшное для него - это чувство разъединенности с людьми. Переступив моральные законы, он как бы отрезал себя от мира людей, стал отверженным, изгоем. «Я не старуху убил, я себя убил», - признается он Соне Мармеладовой.

Человеческая натура его не принимает этого отчуждения от людей. Даже Раскольников, с его гордостью и холодностью, не может жить без общения с людьми. Поэтому душевная борьба героя становится все напряженнее и запутаннее, она идет по множеству направлений сразу, и каждое из них заводит Раскольникова в тупик. Он по-прежнему верит в непогрешимость своей идеи и презирает себя за слабость, за бездарность; то и дело называет себя подлецом. Но в то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них ему так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. По своей идее Раскольников должен отступиться от тех, за кого страдает, должен их презирать, ненавидеть, убивать без всяческих мук совести.

Но он не может этого пережить, любовь к людям не исчезла в нем вместе с совершением преступления, а голос совести нельзя заглушить даже уверенностью в правильности теории. Громадные душевные муки, которые испытывает Раскольников, несравненно страшнее любого иного наказания, в них и заключается весь ужас положения Раскольникова.

Достоевский в «Преступлении и наказании» изображает столкновение теории с логикой жизни. Точка зрения автора становится все более понятной по мере развития действия: живой жизненный процесс всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию - и самую передовую, революционную, и самую преступную, и созданную на благо человечеству. Даже самые тонкие расчеты, самые умные идеи и самые железные логические доводы в одночасье разрушаются мудростью настоящей жизни. Власть идеи над человеком Достоевский не принимал, он считал, что человечность и доброта выше всяких идей и теорий. И в этом правда Достоевского, который о власти идеи знает не понаслышке.

Итак, теория рушится. Измотанный страхом разоблачения и чувствами, разрывающим его между своей идей и любовью к людям, Раскольников еще не может признать ее несостоятельность. Он пересматривает лишь свое место в ней. «Я это должен был знать, и как смел я, зная себя, предчувствуя себя, брать топор и кровавиться…», - спрашивает себя Раскольников. Он уже осознает, что он - отнюдь не Наполеон, что, в отличие от своего кумира, спокойно жертвовавшего жизнями десятков тысяч людей, он не в состоянии справиться со своими чувствами после убийства одной «гаденькой старушонки». Раскольников чувствует, что его преступление, в отличие от кровавых деяний Наполеона, - «стыдное», неэстетичное. Позднее, в романе «Бесы», Достоевский развил тему «некрасивого преступления» - там его совершает Ставрогин, персонаж, родственный Свидригайлову.

Раскольников пытается определить, где же он сделал ошибку: «Старушонка вздор! - думал он горячо и порывисто, - старуха, пожалуй, что и ошибка, не в ней дело! Старуха была только болезнь… я переступить поскорее хотел… я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил, на этой стороне остался… Только и сумел, что убить. Да и того не сумел, оказывается».

Принцип, через который пытался преступить Раскольников - совесть. Стать «властелином» ему мешает всячески заглушаемый зов добра. Он не желает его слышать, ему горько осознавать крах своей теории, и даже когда идет донести на себя, все еще в нее верит, не верит лишь более в свою исключительность. Раскаяние и отказ от бесчеловечных идей, возвращение к людям происходит потом, по каким-то опять же недоступным логике законам: законам веры и любви, путем страдания и терпения. Очень ясно и тут прослеживается мысль Достоевского, что человеческая жизнь не может контролироваться законами разума. Ведь духовное «воскрешение» героя совершается не на путях рациональной логики, писатель специально подчеркивает, что даже Соня не говорила с Раскольниковым о религии, он пришел к этому сам. В этом еще одна из особенностей сюжета романа, который имеет зеркальный характер. У Достоевского герой сначала отрекается от христианских заповедей, а уже потом совершает преступление, - сначала признается в убийстве, а уж потом духовно очищается и возвращается к жизни.

Еще один духовный опыт, важный для Достоевского - общение с каторжанами как возвращение к людям и приобщение к народной “почве”. Тем более этот мотив практически полностью автобиографичен: о своем похожем опыте Федор Михайлович рассказывает в книге “Записки из мертвого дома”, где описывает свою жизнь на каторге. Ведь только в приобщении к народному духу, в понимании народной мудрости Достоевский видел путь к благоденствию России.

Воскрешение, возврат к людям главного героя в романе происходят в точном соответствии с представлениями автора. Достоевскому принадлежат слова: «Покупается счастье страданием. Таков закон нашей планеты. Человек не родился для счастья, человек заслуживает счастья и всегда страданием ». Так и Раскольников заслуживает для себя счастье - взаимную любовь и обретение гармонии с окружающим миром - непомерными страданиями и муками. В этом заключается еще одна ключевая мысль романа. Здесь автор, человек глубоко верующий, полностью согласен с религиозными понятиями о постижении добра и зла. Да и через весь роман красной нитью проходит одна из десяти заповедей: «Не убий». Христианское смирение и доброта присущи Сонечке Мармеладовой, которая является проводником мыслей автора в «Преступлении и наказании». Поэтому, говоря об отношении Достоевского к своему герою, нельзя не затронуть еще одну важную тему, отраженную наряду с другими проблемами в произведении Федора Михайловича Достоевского - религию, которая предстает как верный способ разрешения нравственных проблем.

«Преступление и наказание» - одно из самых сложных произведений мировой литературы. Федор Михайлович Достоевский запечатлел страшную русскую действительность середины прошлого столетия, с ее нищетой, бесправием, угнетением и растлением личности, задыхающейся от сознания своего бессилия и бунтующей. Писатель поведал читателю о современной ему России, о герое, «вместившем в грудь свою все боли и раны времени».

Роман появился в 1866 году, во многом переломное для страны время: передовая интеллигенция, ожидавшая возрождения России после реформы 1861 года, была глубоко потрясена и во многом разочарована, еще более обострились социальные противоречия, наглядней стала проявляться несправедливость общественного устройства.

Автор выбрал своих героев из обедневших, разорившихся дворян, обитателей темных петербургских углов. С огромной силой он изобразил трагизм человеческих отношений, создал потрясающие картины бедствий, страданий, воспроизвел трагедию мыслящего человека, явившегося жертвой современного ему общества.

Родион Романович Раскольников занимает центральное место в романе. Человек недюжинных способностей, талантливый, гордый, он буквально «задавлен бедностью». Его каморка похожа на «шкаф», «гроб», «сундук», а одежда - на лохмотья, «в которых иной посовестился бы выходить на улицу». Раскольников прилежно учился в университете, усердно занимался, но из-за отсутствия средств не имеет возможности закончить свое образование. Вокруг себя он видит страшный мир петербургских трущоб, где царят крайняя бедность, вонь, грязь, где на каждом шагу распивочные зазывают бедняков залить свое горе, где нищета толкает человека на путь растления, порока, преступления.

Раскольников - отзывчивый, добрый по натуре человек, остро чувствующий чужую боль и готовый всегда принять участие в судьбе другого. Рискуя жизнью, он спасает из пламени детей, отдает последние деньги более нуждающимся, всеми силами старается помочь семье Мармеладовых. Молодой человек понимает несправедливость социального устройства, грязь тех общественных отношений, которые определяются властью денег, обрекая тысячи людей на страдание и гибель. Жалость в душе главного героя постоянно рождает горячее желание помочь, всем униженным и оскорбленным. Его занимает простая арифметика: «За одну жизнь тысячи спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен!» Раскольникова беспокоят неразрешимые вопросы: «Почему одни, умные, добрые, благородные, должны влачить жалкое существование, в то время как другие, ничтожные, подлые, глупые, живут в роскоши и довольстве? Почему страдают безвинные дети?» Под влиянием этих мыслей перед молодым человеком встает высокая, гуманная идея - желание помочь обитателям петербургских углов, его заботит не собственная нужда, а общечеловеческое страдание. Во имя избавления от нужды сотен голодных, нищих он готов пойти на преступление: убить злобную старушонку, заедающую людей процентщицу Алену Ивановну, жизнь которой, по его мнению, «не более как жизнь вши».

Однако его мучает и другой вопрос, «ужасный, дикий и фантастический». Под низким потолком нищенской конуры в уме молодого человека рождается чудовищная теория. Упорно думая о причинах социальной несправедливости, Раскольников приходит к мысли, что все люди делятся на два разряда: низших, служащих лишь материалом для воспроизведения себе подобных, и высших, то есть собственно людей, которые во имя достижения цели могут позволить себе все, даже «кровь по совести». «Глубокий ум и широкое сознание» героя требуют ответа на вопрос о том, к какому разряду принадлежит он, Родион Раскольников. «Тварь ли я дрожащая или право имею?» - постоянно спрашивает он себя.

Таким образам, первоначальная идея, высокая, гуманная, направленная на служение людям, подменяется эгоистическим желанием отнести себя к разряду высших людей. «Наполеоном захотел сделаться, оттого и убил», - скажет главный герой впоследствии. Его протест, возмущение социальной несправедливостью сочетаются с теорией сильной личности. Преступление должно было доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается». Да и сама жизнь толкает его совершить убийство. В грязном трактире он слышит разговор студента и офицера, в котором обнаруживает те же мысли, что занимают и его сознание, своими глазами видит медленную гибель от нищеты семьи Мармеладовых; судьба собственной сестры, вынужденной выйти замуж за подлого и низкого господина Лужина, вызывает в его душе мучительную боль.

Тщательно подготовившись, Раскольников убивает старуху, но, убив ее, он вынужден убить безвинную Лизавету, случайно оказавшуюся рядом. Воссозданная автором картина выражает мысль о том, что одно преступление влечет за собой другое, проявление бесчеловечности в частном случае перерастает в античеловечность глобальную.

С великим мастерством Достоевский раскрывает душевный мир своего героя. Он показывает муки совести, леденящий душу страх, который преследует его, осознание им своей нравственной гибели, бессмысленности совершенного злодеяния. Все это невыносимым гнетом ложится на душу Раскольникова, будто пропасть разверзлась между ним и людьми. Писатель-психолог до мелочей прослеживает все оттенки, все стадии страшной внутренней драмы героя, передавая все его мысли, движения души.

Раскольников убил принцип, но не живший в нем нравственный закон. «Убить-то убил, а переступить-то не сумел, на этой стороне остался», - признается себе Раскольников. Переступить закон жизни - значит выключить себя из ее течения, уподобиться тем свидригайловым и лужиным, которые, задушив в себе нравственный закон, стали хозяевами жизни. А ведь еще до преступления Раскольникову приснился сон, где он, будучи маленьким мальчиком, становится свидетелем убийства: пьяный Миколка в порыве тупой злобы насмерть забивает бедную клячонку, которая не может сдвинуть переполненную телегу и гибнет от кнута хозяина. Его сон - это протест против насилия, убийства, бессмысленной жестокости.

Убийство старухи стало для Раскольникова испытанием права на власть, которое закончилось катастрофой, признанием ошибочности своей теории, раскаянием в совершенном нравственном преступлении. «Если б я зарезал из того, что голоден был… я бы теперь счастлив был!» - признается Раскольников Сонечке Мармеладовой. Соня продала себя, растоптала свою нравственную чистоту, но сумела переступить и вынести свое преступление. Продавая свое тело, она сумела сохранить внутренний мир, мир душевной красоты. Раскольников открыл в ней этот мир и, открыв его, поклонился в ее образе «всему человеческому страданию». Соня помогла понять Раскольникову мысль о необходимости жить настоящей, а не выдуманной жизнью, утверждать себя не через человеконенавистнические идеи, а через любовь, доброту, служение людям.

Всякое преступление - это прежде всего гибель души, распад личности, отчуждение от живого мира, и только «страдание - великая вещь», по выражению Порфирия Петровича, очищает человека. Чтобы герой искупил преступление, Достоевский отправляет его на каторгу, но гораздо страшнее для Раскольникова муки совести, душевные страдания, душевный раскол, которые овладели главным героем после убийства.

Трагедия Раскольникова в том, что он совершил преступление, убил свой принцип, но не смог переступить через живший в нем нравственный закон. Идея, ложная в своей основе (убийство человека), развенчивается изнутри - через страдания самого Раскольниковa, героя, заблудившегося, но искавшего выход, осознавшего, что, убив человека, нельзя разрешить социальных противоречий.

Силой своего гения Достоевский сумел проникнуть в глубинные пласты психологии человека, вовлечь читателя в поток мыслей и чувств своего героя, как бы заставляя жить вместе с ним интенсивной духовной жизнью, решать «проклятые вопросы» бытия. Своим романом великий писатель сумел сказать о «самых трудных, самых непосильных задачах», которые волнуют нас и по сей день.

Раскольников - главный герой романа «Преступление и наказание», романа о России середины XIX века, о погибших и погибающих обитателях ее столицы и о самом Петербурге.

В начале романа в этом самом городе, в жаркий июльский день, мы встречаем бредущего в тоске молодого человека, бывшего студента Родиона Раскольникова. «Давным-давно как зародилась в нем вся эта теперешняя тоска, нарастала, накоплялась и в последнее время созрела и сконцентрировалась, приняв форму ужасного, дикого и фантастического вопроса, который замучил его сердце и ум, неотразимо требуя разрешения». Что же это за вопрос, так измучивший Раскольникова?

Уже с первых страниц романа мы узнаем, что этот человек «покусился» на какое-то дело, что месяц назад зародилась у него некая «мечта», когда он вынужден был заложить у старухи-процентщицы колечко, подарок сестры Дуни. «Мечта», которая, возникнув, стала перерастать в мысль об убийстве Алены Ивановны - этой жалкой старушонки, наживавшейся на несчастьях бедных людей.

Он прекрасно понимал, что сама его идея убийства, по сути, ужасная и мерзкая, но не мог выкинуть ее из головы. И постепенно свою «мечту» он «поневоле привык считать уже предприятием», а случайно услышанный в трактире разговор студента с офицером об этой же «ничтожной, злой, больной старушонке, никому не нужной и, напротив, всем вредной», лишь утвердил мысль об убийстве.

Чем продиктована эта странная «мечта»? Первое, что толкнуло его на такую мысль, были условия жизни Раскольникова, ужасный квартал Петербурга, где он жил, а также его каморка, которая «походила более на шкаф». С новой силой она вспыхнула в его мозгу тогда, когда он прочитал полученное от матери письмо. Осознание того, что сестра приносит себя в жертву ради него, измучило и истерзало его сердце, а все размышления о дальнейшей судьбе матери и сестры, даже о будущем вообще, упирались в эту чудовищную идею, которая «явилась вдруг не мечтой, а в каком-то новом, грозном и совсем незнакомом ему виде, и он вдруг сам осознал это...».

Следующим шагом к преступлению стала встреча в распивочной с Мармеладовым, рассказ которого оставил неизгладимый след в душе и сознании героя романа. Услышав истории Сонечки, Катерины Ивановны, увидев нищету, в которой живет семейство Мармеладовых (собственная нищета его уже не интересовала), Раскольников еще более убеждается в том, что мир несправедлив. Мир полон зла, им управляют богатые и жестокие, недостойные люди, такие, как тот плотный, жирный господин, который намеревался воспользоваться беспомощностью несчастной пьяной девочки, встретившейся на бульваре.

Да, мир несправедлив. На этот несправедливый мир и ополчился Родион Раскольников. А старуха-процентщица стала для него воплощением, символом этого зла, насилия, несправедливости. Получается, что Раскольников убил ее для того, чтобы облегчить жизнь другим людям. Дело тут даже не в деньгах, он совершает убийство как бы во благо.

Но тогда он должен был бы чувствовать себя героем, спасителем или, по крайней мере, хотя бы не испытывать угрызений совести. Однако после совершения преступления Раскольников ощущает нечто совсем другое. Значит, существует какая-то другая причина, по которой этот бывший студент пошел на преступление.

Полгода назад, когда он бросил учебу в университете, Раскольников написал статью «О преступлении», в которой кратко излагал свою теорию, заключавшуюся в том, что все люди делятся на два разряда: на «низших» и на «собственно людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». Причем эти «собственно люди» имеют право «для своей идеи» «перешагнуть» хотя бы и через труп, через кровь, то есть убивать.

Раскольников, согласно своей теории, возомнил себя человеком, принадлежащим к разряду «имеющих право» на преступление. И убийство совершил он потому только, что ему надо было узнать тогда, «вошь» ли он, как все, или человек, сможет он «переступить» или нет; «тварь» ли он «дрожащая» или «право имеет». Поэтому в событиях, толкнувших его на убийство старухи, можно увидеть лишь повод, попытку оправдать, обосновать свой поступок. Выходит, что не окружающая жизнь повлияла на решение Родиона Раскольникова, а сугубо личные убеждения заставили его совершить преступление.

Но он ошибся. Оказалось, Раскольникову не под силу терпеть душевные мучения, навалившиеся на него после убийства. После этого последовало раскаяние и признание вины, которое усугубилось еще и тем, что возникло непредвиденное обстоятельство - роковой случайностью стало убийство Лизаветы. Черту закона Раскольников переступить смог, а вот остаться за ней оказалось выше его сил. Он хотел стать Наполеоном - не стал; хотел помочь своей семье и себе - не помог; испытал свою теорию, но в результате получил одни только страдания.

Достоевский в романе изобразил столкновение теории с логикой жизни. По мнению писателя, эта логика всегда опровергает, делает несостоятельной любую теорию. Значит, строить жизнь по теории нельзя.

И потому главная философская мысль романа раскрывается не как система логических доказательств и опровержений, а как столкновение человека, одержимого преступной теорией, с жизненными процессами, опровергающими эту теорию.

Теория Раскольникова основана на неравенстве людей, на избранности одних и унижении других. И убийство старухи задумано как жизненная проверка этой теории. Такой способ изображения убийства отражает авторскую позицию: преступление, совершенное Раскольниковым, - низкое, подлое дело даже с точки зрения самого героя. Но он совершает его сознательно, ломая свою человеческую натуру, хотя как будто и не по своей воле, будто выполняя чье-то указание.

Убив старуху, Родион перевел себя в разряд людей, к которым не принадлежат ни Разумихин, пи сестра, ни мать, ни Соня. Он отрезал себя от людей. Это мешает ему не только жить спокойно, но и просто жить. Поэтому душевная борьба героя становится все запутаннее.

Раскольников по-прежнему верит в силу своей идеи и презирает себя за слабость. В то же время он страдает от невозможности общения с матерью и сестрой, думать о них так же мучительно, как думать об убийстве Лизаветы. Получается, Раскольников должен, в соответствии со своей теорией, отступиться от тех, за кого страдает. Ему невыносима мысль, что его теория сходна с теориями Лужина и Свидри-гайлова, он ненавидит их, но, полагаю, не имеет права на эту ненависть. «Мать, сестра, как я люблю их! Отчего теперь я их ненавижу, подле себя не могу выносить...» В монологе показан весь ужас его положения: человеческая натура столкнулась с его нечеловеческой теорией, и она, теория, победила.

Достоевский не пишет о нравственном воскрешении своего героя. Задача писателя иная - показать, какую власть над человеком может иметь идея и какой страшной она может быть, что идея о праве сильного на преступление абсурдна в своей основе. Тем самым писатель говорит: реальная жизнь сильнее теории. Истерзанный одиночеством, сомнениями и муками совести, Раскольников встает на путь смирения, сострадания и в конечном счете отказывается от какого-либо протеста.

Достоевский понимал, что такой финал противоречит логике развития художественного образа Раскольникова, да и слова покаяния и смирения Раскольникова звучат не очень убедительно. Но все-таки звучат! Автор хотел убедить читателя в бессмысленности и вредности активной борьбы человека за изменение существующего порядка, прежде всего для самого человека. Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь деятельной христианской любовью, страданием и смирением.

В реальной жизни этот призыв Достоевского означал лишь отступление перед миром насилия и зла, который беспощадно обличает роман «Преступление и наказание». В истории России этот путь оказался как бы противоположным избранному страной революционному пути. Но оказался ли он пусть не прогрессивным, но хотя бы полезным для страны - еще вопрос.

Каковы причины преступления Раскольникова?

В первой же главе мы узнаем о времени действия ("В начале июля, в чрезвычайно жаркое время..."), месте действия (Петербург), главном герое («один молодой человек») и его состоянии («нерешимость»): "И каждый раз молодой человек, проходя мимо, чувствовал какое-то болезненное и трусливое ощущение, которого стыдился и от которого морщился". Это «болезненное и трусливое ощущение» подсознательный голос совести: «он был должен кругом хозяйке и боялся с нею встретиться». Достоевский сообщает читателям о том, что проявление бессознательной совести, свойственной Раскольникову от природы, это проявление в нем доброго начала. Но от природы в нем много и гордыни. Совесть и гордыня в столкновении порождают конфликт между природой человека и его умом: "На какое дело хочу покуситься и в то же время каких пустяков боюсь". В этой мучительной внутренней борьбе героя и проявляется одна из причин преступления нравственная.

Вторая причина психологическая. "Он до того углубился в себя и уединился от всех, что боялся даже всякой встречи, не только встречи с хозяйкой".

Третья социальная. «Он был задавлен бедностью». Но есть еще одна причина, главная, философская. "Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся".

Раскольников сам по себе человечен и добр, но за мать, за честь сестры, охраняя подростка, за идеи убил. Ему нужно, чтобы его поняли, оправдали. Но его собеседники стоят на разных интеллектуальных уровнях, герою приходится приноравливаться, опускать идею вниз, отрывать от общих целей. Каждый раз при этом он находит звено, зацепившись за которое, он снова поднимает свою идею до всеобщих обоснований.

Противоположные чувства жалость к страдающим и презрение к слабым толкают Раскольникова на преступление.

В философском плане решаются такие вопросы, как

о правах и назначении человека;

о роли личности в обществе;

о жалости и сострадании;

о долге и самопожертвовании;

о неизменной природе человека и его личной ответственности.

Ответы на поставленные философские вопросы находим в тексте. Раскольников полагает, что "люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.

Назначение «обыкновенных», по мысли Достоевского, жить в послушании. Второй разряд составляют те, которые «преступают закон, разрушители». Если «второразряднику» для своей идеи надо "перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, по совести, может... дать себе разрешение перешагнуть через кровь".

Рассуждения Раскольникова ничто иное, как философское обоснование преступления. По его словам, в нем «нет ничего особенно нового», кроме одного: разрешения крови по совести. Теория Раскольникова -результат действия законов и проявления морали в человеконенавистническом обществе, где человек человеку враг. Не случайно на реплику сестры: «Но ведь ты кровь пролил!» Раскольников отвечает: «которую льют, как шампанское».

В философском плане ставится вопрос о возможности спасти человека любовью. Он возникает в связи с исповедью Мармеладова, судьбой Сони, письмом матери Родиона и согласием Дуни выйти замуж за Лужина. Назовем и политические вопросы, поставленные писателем.

Русская литература всегда отражала актуальные проблемы общества, отвечала на жизненные вопросы «Кто виноват?», «Что делать?», "Кому на Руси жить хорошо?". И Герцен, и Чернышевский, и Некрасов отстаивали честь и достоинство простого народа. Они верили в построение справедливого человеческого общества без угнетателей и угнетенных.

Герой Достоевского не верит в жизнь без рабов и господ: "...ждать, пока все станут умными, то слишком уж долго будет... не переменятся люди и не переделать их никому, и труда не стоит тратить! Кто много посмеет, тот у них и прав. Кто на большее может плюнуть, тот у них и законодатель, а кто больше всех может посметь, тот и всех правее! Так доселе велось и так всегда будет!"

Чернышевский и Некрасов видели один путь самоотверженного служения родине:

Иди к униженным,

Иди к обиженным -

Будь первый там.

У Достоевского звучит призыв «страдания принять», чтобы обрести душевный покой: "...покупается счастье страданием. Человек не родится для счастья. Человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием".



Просмотров