Когда принят последний ук рф. Уголовный кодекс

Романовы — старинный русский дворянский род (носивший такую фамилию с середины XVI века), а затем династия русских царей и императоров.

Почему исторический выбор пал на род Романовых? Откуда они взялись и что из себя представляли ко времени прихода к власти?

Генеалогические корни рода Романовых (XII - XIV века)

Родоначальником Романовых и ряда других дворянских родов считается боярин Андрей Иванович Кобы́ла (†1347), которыйнаходился на службе у Великого Владимирского и Московского князя Семена Ивановича Гордого(старшего сына великого князя Ивана Калиты).

Тёмное происхождение Кобылы давало свободу для родословных фантазий. Согласно родовому преданию, предки Романовых "выехали на Русь из Литвы" или "из Прусс" в начале XIV века. Однако многие историки полагают, что Романовы происходили из Новгорода.

Писали, что его отец Камбила Дивонович Гланд был жмудским князем и бежал из Пруссии под натиском немецких крестоносцев. Вполне возможно, что Камбила, переделанный на русский лад в Кобылу, потерпев поражение на родине, уехал на службу к великому князю Дмитрию Александровичу, сыну Александра Невского. По преданию, он крестился в 1287 г. под именем Иван — ведь пруссы были язычниками, — а сын его при крещении получил имя Андрей.

Гланда, стараниями генеалогов, вел свой род от некого Ратши (Радша, христианское имя Стефан) - выходец «из прусс», по мнению других новгородец, слуга Всеволода Ольговича, а может и Мстислава Великого; по другой версии сербского происхождения.

Также из генеологической цепочки известно имя Алекса (христианское имя Горислав), в монашестве Варлаам св. Хутынский, умер в 1215 году или в 1243 году.


Как бы ни была занятна легенда, реальное родство Романовых наблюдается только с Андрея Кобылы.

Андрей Иванович Кобы́ла имел пять сыновей: Семёна Жеребца, Александра Ёлку, Василия Ивантая, Гавриила Гавшу и Федора Кошку, которые были родоначальниками 17 русских дворянских домов. Одного происхождения с Романовыми (от легендарного Камбилы) традиционно считаются Шереметевы, Колычевы, Яковлевы, Сухово-Кобылины и другие известные в российской истории роды.

Старший сын Андрея Кобылы Семён, по прозвищу Жеребец , стал родоначальником Синих, Лодыгиных, Коновницыных, Облязевых, Образцовых и Кокоревых.

Второй сын, Александр Ёлка , породил Колычевых, Сухово- Кобылиных, Стербеевых, Хлудневых и Неплюевых.

Третий сын, Василий Ивантей , помер бездетным, а четвертый — Гавриил Гавша — положил начало только одному роду — Бобарыкиным.

Младший сын, Фёдор Кошка (†1393) , был бояриным при Дмитрии Донском и Василии I; оставил шестерых детей (включая одну дочь). От него пошли роды Кошкиных, Захарьиных, Яковлевых, Лятских (или Ляцких), Юрьевых-Романовых, Беззубцевых и Шереметевых.

Старший сын Фёдора Кошки Иван Федорович Кошкин (†1427) служил воеводой при Василии I и Василии II, а внук, Захарий Иванович Кошкин (†1461), был бояриным при Василии II.

Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки — просто Захарьиными. От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова — Захарьины-Яковлевы.

Надобно отметить, что женились многочисленные потомки Андрея Кобылы на княжеских и боярских дочерях. Их дочери тоже пользовались изрядным спросом среди знатных фамилий. В результате за пару столетий они породнились чуть не со всей аристократией.

Возвышение рода Романовых

Царица Анастасия - первая жена Ивана Грозного

Возвышение рода Романовых произошло после женитьбы в 1547 году царя Ивана IV Грозного на Анастасии Романовне Захарьиной-Юрьевой , которая родила ему сына - будущего наследника престола и последнего из рода Рюриковичей Фёдора Иоанновича. При Фёдоре Иоанновиче Романовы заняли видное положение при дворе.

Брат царицы Анастасии Никита Романович (†1586 г.)

Брат царицы Анастасии Никита Романович Романов (†1586 г.) считается родоначальником династии - его потомки уже именовались Романовыми.

Сам Никита Романович был влиятельным московским бояриным, активным участником Ливонской войны и дипломатических переговоров. Разумеется, выживание при дворе Ивана Грозного было довольно страшным делом. А Никита не только выжил, но неуклонно возвышался и по скоропостижной смерти государя (1584) вошел в ближнюю Думу своего племянника — царя Федора Ивановича — вместе с Мстиславским, Шуйским, Бельским и Годуновым. Но вскоре Никита Романович поделился своей властью с Борисом Годуновым и принял постриг под именем Нифонта. Мирно скончался в 1586 году. Похоронен в родовой усыпальнице в Московском Новоспасском монастыре.

У Никиты Романовича было 6 сыновей, но в историю вошли только двое: старший - Фёдор Никитич (в последствии - патриарх Филарет и отец первого царя династии Романовых) и Иван Никитич , который входил в состав Семибоярщины.

Фёдор Никитич Романов (патриарх Филарет)

Боярин Федор Никитич (1554-1633) первым из рода стал носить фамилию «Романов». Будучи двоюродным братом царя Феодора Иоанновича (сына Ивана IV Грозного), считался соперником Бориса Годунова в борьбе за власть после смерти Фёдора Иоанновича в 1598 году. Он женился по любви на бедной девице из древнего костромского рода Ксении Ивановне Шестовой и жил с ней душа в душу, произведя на свет пятерых сыновей и дочь.

Годы царствования Фёдора Ивановича (1584—1598) были счастливейшими в жизни будущего патриарха. Не обремененный обязанностями правления и тайными интригами, не снедаемый честолюбием, как Борис Годунов или унылый завистник Василий Шуйский, он жил в свое удовольствие, одновременно закладывая основу еще большего возвышения рода Романовых. С годами быстрое возвышение Романова стало все сильнее заботить Годунова. Фёдор Никитич продолжал играть роль беззаботного юноши, воспринимающего свое положение как должное, но он был слишком близок к трону, который рано или поздно должен был опустеть.

С приходом к власти Бориса Годунова, вместе с другими Романовыми, подвергся опале и ссылке в 1600 году в Антониево-Сийский монастырь, расположенный в 160 км от Архангельска. Его братья, Александр, Михаил, Иван и Василий были пострижены в монахи и сосланы в Сибирь, где большинство из них погибли. В 1601 году он сам и его жена Ксения Ивановна Шестова были насильно пострижены в монахи под именами «Филарет» и «Марфа», что должно было лишить их прав на престол. Но, появившийся на российском престоле Лжедмитрий I (который до воцарения был холопом Гришкой Отрепьевым у Романовых), желая на деле доказать родство с домом Романовых, в 1605 году вернул Филарета из ссылки и возвел в сан митрополита Ростовского. А Лжедмитрий II, в Тушинской ставке которого находился Филарет, произвел его в патриархи. Правда Филарет представлял себя как «пленник» самозванца и не настаивал на своём патриаршем сане...

В 1613 году Земским собором на царствование был избран сын Филарета Михаил Фёдорович Романов . Его мать, инокиня Марфа, благословила его на царство Феодоровской иконой Божией Матери, и с этого момента икона стала одной из святынь дома Романовых. А в 1619 году бывший боярин Фёдор Никитич, с легкой руки своего сына, царя Михаила Фёдоровича, стал "официальным" патриархом Филаретом. Но по своему характеру он был человек светский и в собственно церковно-богословских делах разбирался слабо. Будучи родителем государя, до конца жизни официально был его соправителем. Использовал титул «Великий государь» и совершенно необычное сочетание монашеского имени «Филарет» с отчеством «Никитич»; фактически руководил московской политикой.

Дальнейшие судьбы Романовых есть история России.

Предыстория Романовых. Изменения названия рода

Согласно родовому преданию, предки Романовых выехали на Русь «из Прусс» в начале XIV века. Однако многие историки полагают, что Романовы - выходцы из Новгорода.

Первым достоверным предком Романовых и ряда других дворянских родов считается Андрей Иванович Кобыла - боярин московского князя Ивана Калиты. У Андрея Ивановича было пять сыновей: Семён Жеребец, Александр Ёлка, Василий Ивантей, Гавриил Гавша и Фёдор Кошка. Они явились родоначальниками многих русских дворянских домов.

Потомки Фёдора Кошки стали прозываться Кошкиными. Дети Захария Ивановича Кошкина стали Кошкиными-Захарьиными, а внуки - просто Захарьиными. От Юрия Захарьевича пошли Захарьины-Юрьевы, а от его брата Якова - Захарьины-Яковлевы.

Возвышение рода

Благодаря браку Ивана IV Грозного с Анастасией Романовной Захарьиной род Захарьиных-Юрьевых стал в XVI веке близким к царскому двору, а после пресечения московской ветви Рюриковичей начал претендовать на престол. В 1613 году внучатый племянник Анастасии Михаил Фёдорович был избран на царство, и его потомство (которое традиционно называется «Дом Романовых») правило Россией до 1917 года.

Ветвь Романовых-Голштейн-Готторпских

После брака Анны Петровны с герцогом Карлом Гольштейн-Готторпским род Романовых фактически перешёл в род Гольштейн-Готторпов, однако по династическому договору сын от данного брака (будущий Пётр III) признавался членом Дома Романовых. Таким образом, по генеалогическим правилам род именуется Романовы-Гольштейн-Готторпские, что нашло отражение на родовом гербе Романовых и гербе Российской империи.

Фамилия «Романовы»

Юридически члены царской, а затем императорской, семьи не носили вообще никаких фамилий («царевич Иван Алексеевич», «великий князь Николай Николаевич» и т. п.). Кроме того, с 1761 года в России царствовали потомки дочери Анны Петровны и герцога Гольштейн-Готторпского Карла-Фридриха, которые по мужской линии происходили уже не от Романовых, а от Гольштейн-Готторпов (младшая ветвь Ольденбургской династии, известной с XII века). В генеалогической литературе (особенно, зарубежной) представители династии начиная с Петра III носят название Романовы-Голштейн-Готторп. Несмотря на это, названия «Романовы» и «Дом Романовых» практически общепринято употреблялись для неофициального обозначения Российского Императорского Дома, герб бояр Романовых был включён в официальное законодательство, а в 1913 году широко отмечалось трёхсотлетие дома Романовых.

После 1917 года фамилию Романовых официально стали носить (по законам Временного правительства, а затем в эмиграции) практически все члены царствовавшего дома. Исключение составляют потомки великого князя Дмитрий Павловича. Он был одним из Романовых, кто признал Кирилла Владимировича императором в изгнании. Женитьба Дмитрия Павловича на Одри Эмери была признана Кириллом морганатическим браком члена царствующего дома, а супруга и дети получили титул князей Романовских-Ильинских (сейчас её носят двое внуков Дмитрия Павловича - Дмитрий и Майкл/Михаил, а также их жёны и дочери). Остальные Романовы также вступили в морганатические (с точки зрения российского закона о престолонаследии) браки, однако не посчитали нужным менять фамилию. После создания Объединения князей дома Романовых в конце 1970-х Ильинские стали его членами на общих основаниях.

Романовы после 1917

На начало 1917 года династия Романовых насчитывала 32 представителя мужского пола, 13 из которых были казнены большевиками в 1918-19 годах. Те, кто избежал этого, осели в Западной Европе (в основном - во Франции) и США. В 1920-30-е годы значительная часть представителей династии продолжала надеяться на крах советской власти в России и восстановление монархии.

Все представители династии являются потомками четырех сыновей Николая I:
Александровичи, потомки Александра Николаевича. Эта ветвь имеет двух ныне живущих представителей - братьев Дмитрия и Михаила Павловичей Романовских-Ильинских, младший из которых родился в 1961 году.
Константиновичи, потомки Константина Николаевича. По мужской линии ветвь пресеклась в 1973 году (со смертью Всеволода, сына Иоанна Константиновича).
Николаевичи, потомки Николая Николаевича Старшего. Два ныне живущих мужских представителя - братья Николай и Дмитрий Романовичи Романовы, младший из которых родился в 1926 году.
Михайловичи, потомки Михаила Николаевича. К этой ветви принадлежат все остальные живущие ныне мужчины-Романовы (см. ниже), младший из них родился в 1987 году.

Всего на сентябрь 2008 года род Романовых насчитывал 12 представителей мужского пола. Среди них только четверо (внуки князя Ростислава Александровича) - не старше сорока лет.

Главенство в династии

После ликвидации монархии в России ряд членов династии продолжал придерживаться имперского законодательства о престолонаследии, согласно которому, однако, никто из ныне живущих членов династии не входит в Императорский дом, поскольку все они родились в неравнородных браках и, естественно, их родители не спрашивали разрешения на брак у императора.

Если признать имперское законодательство утратившим силу в 1917 году, то порядок главенства в династии при утвержденной Павлом I полусалической схеме наследования выглядит следующим образом:
1917-1938 - Кирилл Владимирович (1876-1938), двоюродный брат Николая II
1938-1992 - Владимир Кириллович (1917-1992), его сын
1992-2004 - Павел Дмитриевич (1928-2004), троюродный брат Владимира Кирилловича
с 2004 - Дмитрий Павлович (р. 1954), сын Павла Дмитриевича

Дальнейший порядок династического старшинства:
Михаил Павлович (р. 1961), брат Дмитрия Павловича
Николай Романович (р. 1922), правнук Николая Николаевича Старшего
Димитрий Романович (р. 1926), брат Николая Романовича
Андрей Андреевич (р. 1923), внук Александра Михайловича
Алексей Андреевич (р. 1951), сын Андрея Андреевича
Пётр Андреевич (р. 1961), сын Андрея Андреевича
Андрей Андреевич (р. 1963), сын Андрея Андреевича
Ростислав Ростиславович (р. 1985), правнук великого князя Александра Михайловича
Никита Ростиславович (р. 1987), брат Ростислава Ростиславича
Николай-Кристофер Николаевич (р. 1968), правнук великого князя Александра Михайловича
Даниил Николаевич (р. 1972), брат Николая Николаевича

Однако ни Павел Дмитриевич, ни его сыновья Дмитрий и Михаил, живущие в США, никогда не выдвигали претензий на главенство в династии. На эту роль претендуют дочь Владимира Кирилловича Мария Владимировна, называющая себя главой Императорского дома, и Николай Романович, возглавляющий «Объединение членов дома Романовых», в состав которого входит большая часть ныне живущих представителей династии. Николай Романович считает, что вопрос о монархии в России, как и о том, кто должен занять престол, должен решаться на всенародном референдуме.

Известные представители рода Захарьиных-Юрьевых-Романовых
Захарий Иванович.
Юрий Захарьевич.
Михаил Юрьевич.
Пётр Яковлевич, окольничий с 1510 года; в 1512-1514 годах участвовал в Литовской войне, в 1521 году - в походах против крымцев.
Иван Васильевич, по прозванию Лятский. Участвовал в Литовской войне 1514-1519 годов и особенно отличился в 1517 году, когда разбил шеститысячное неприятельское войско близ Константинова; затем был в походе против крымцев (1522) и Казани (1524); в 1526 году послан в Варшаву для утверждения договора; в 1534 году бежал, вместе с сыном Иваном и Бельским, в Литву и там погиб.
Роман Юрьевич - окольничий; был воеводой в походе 1531 года. Умер в 1543 году.
Григорий Юрьевич был воеводой в походах 1531, 1536 и 1543 годов. В 1547 году - боярин. Около 1556 года принял иночество под именем Гурия и умер в 1567 году. Он был противником князей Глинских и много способствовал восстанию против них черни во время московского пожара 1547 года.
Василий Михайлович, тверской дворецкий и боярин, был в 1547 году «у постели на свадьбе кн. Юрия Васильевича». В 1548 году воеводствовал в Казани. Упоминается в числе бояр, оставшихся в 1559 году в Москве для управления государством, затем его имя встречается в ответной грамоте (1566) послам польского короля. Умер в 1567 году.
Даниил Романович, брат царицы Анастасии Романовны, окольничий (1547), боярин (1548). Участвовал в казанском походе 1551-1552 годов, причем особенно отличился при взятии Арского острога и в походах против крымцев и литовцев в 1556-1557, 1559 и 1564 годах. Умер в 1571 году.
Никита Романович - дед царя Михаила Федоровича. Участвовал в шведском походе 1551 года; был воеводой во время литовского похода (1559, 1564-1557). В 1563 году сделан дворецким и боярином. В 1584-1585 году участвовал в управлении государством. Умер в 1585 году, приняв монашество с именем Нифонта.
Фёдор Никитич - Филарет, патриарх.
Александр Никитич в 1585 году находился во дворце в день приема литовского посла. В 1586 году был наместником каширским. В 1591 году участвовал в походе против Газы II Гирея. В 1598 году - боярин. Борис Годунов в 1601 году лишил его боярского звания и сослал в Усолье-Луду, где он и был, по словам летописца, удавлен.
Михаил Никитич - стольник в 1597 году, окольничий в 1598 году. В 1601 году сослан в Ныроб, где вскоре умер.
Василий Никитич, стольник (1597), в 1601 году сослан в Яранск, через месяц переведен в Пелым, где содержался прикованным к стене. Умер в 1602 году.
Иван Никитич, по прозванию Каша, стольник (1591). В 1601 году сослан в Пелым, в 1602 году переведен в Нижний Новгород; вскоре возвращен в Москву. В день коронации Лжедимитрия I сделан боярином. В 1606-1607 годах был воеводой в Козельске и победил на берегах реки Вырки (1607) князя Масальского, сторонника Лжедимитрия II. При Михаиле Федоровиче играл очень видную роль, руководя преимущественно внешними делами. Умер в 1640 году.
Никита Иванович, последний боярин нецарственной линии Романовых. Был стольником в 1644 году, боярином в 1646 году. Умер в 1655 году.

Старинный московский двор царя Михаила Федоровича или так называемая Палата Романовых восстановлена при императоре Александре II. Здесь хранятся вещи, принадлежавшие патриарху Филарету, Михаилу Федоровичу и царице Евдокии. Все материалы, относящиеся до Романовых, собирались в особом Романовском отделе, основанном Н. Н. Селифонтовым в 1896 году, при Костромской Ученой архивной комиссии.

Исторические совпадения

Царская династия Романовых началась обрядом призвания на царство в Ипатьевском монастыре (в Костроме) и завершилась расстрелом царской семьи в Ипатьевском доме (в Екатеринбурге).
- 23 ступеньки переступил Михаил Фёдорович Романов, поднимаясь на трон во время коронации. В 1918 году последний Романов после 23 лет правления переступил 23 ступеньки спускаясь в подвал Ипатьевского дома.

По материалам энциклопедии Википедия

О династии Романовых сегодня говорят все больше. Её историю можно читать как детектив. И её происхождение, и история герба, и обстоятельства воцарения на престоле: все это до сих пор вызывает неоднозначные трактовки.

Прусское происхождение династии

Родоначальником династии Романовых принято считать боярина Андрея Кобылу при дворе Ивана Калиты и его сына Симеона Гордого. Нам практически ничего неизвестно о его жизни и происхождении. Летописи упоминают его лишь однажды: в 1347 году он был послан в Тверь за невестой великого князя Симеона Гордого, дочерью князя тверского Александра Михайловича.

Оказавшись во время объединения русского государства с новым центром в Москве в услужении московской ветви княжеской династии, он, таким образом, выбрал «золотой билет» для себя и своего рода. Родословцы упоминают о его многочисленных потомках, которые стали родоначальниками многих знатных русских родов: Семен Жеребец (Лодыгины, Коновницыны), Александр Елка (Колычевы), Гавриил Гавша (Бобрыкины), Бездетный Василий Вантей и Федор Кошка – предок Романовых, Шереметевых, Яковлевых, Голтяевых и Беззубцевых. Но происхождение самого Кобылы остается загадкой. Согласно фамильной легенде Романовых, он вел свою родословную из прусских королей.

Когда в генеалогиях образуется брешь – она дает возможность для их фальсификации. В случае знатных родов это обычно делается с целью либо легитимизовать свою власть, либо добиться лишних привилегий. Как и в данном случае. Белое пятно в генеалогиях Романовых было заполнено в XVII веке при Петре I первым русским герольдмейстером Степаном Андреевичем Колычёвым. Новая история соответствовала модной еще при Рюриковичах «прусской легенде», которая была направлена на подтверждение положения Москвы как преемницы Византии. Поскольку варяжское происхождение Рюрика не вписывалось в эту идеологию, основатель княжеской династии стал 14-м потомком некоего Пруса, правителя древней Пруссии, родственника самого императора Августа. Вслед за ними «переписали» свою историю и Романовы.

Фамильное предание, впоследствии зафиксированное в «Общем гербовнике дворянских родов Всероссийской Империи», гласит, что в 305 году от Рождества Христова прусский король Прутено отдал королевство брату Вейдевуту, а сам стал верховным жрецом своего языческого племени в городе Романове, где рос вечнозелёный священный дуб.

Перед смертью Вейдевут разделил свое королевство между двенадцатью сыновьями. Одним из них был Недрон, род которого владел частью современной Литвы (самогитские земли). Его потомками были братья Руссинген и Гланда Камбила, которые приняли крещение в 1280 году, а в 1283 году Камбила приехал на Русь служить московскому князю Даниилу Александровичу. После крещения он и стал называться Кобылой.

Кто вскормил Лжедмитрия?

Личность Лжедмитрия – одна из самых больших загадок русской истории. Помимо неразрешимого вопроса о личности самозванца, проблемой остаются его «теневые» сообщники. Согласно одной из версий, к заговору Лжедмитрия приложили руку Романовы, которые попали в опалу при Годунове, а старший потомок Романовых – Федор, претендент на трон, был пострижен в монахи.

Приверженцы этой версии считают, что Романовы, Шуйские и Голицины, мечтающие о «шапке Мономаха», организовали заговор против Годунова, используя загадочную смерть молодого царевича Дмитрия. Они подготовили своего претендента на царский трон, известного нам как Лжедмитрий, и возглавили переворот 10 июня 1605 года. После, разобравшись со своим самым главным соперником, сами включились в борьбу за престол. Впоследствии, уже после воцарения Романовых, их историки сделали все, чтобы связать кровавую расправу над семьей Годунова исключительно с личностью Лжедмитрия, а руки Романовых оставить чистыми.

Тайна Земского собора 1613


Избрание Михаила Федоровича Романова на царство было просто обречено покрыться толстым слоем мифов. Как получилось, что в раздираемой смутой стране на царство избрали молодого неопытного юношу, который в свои 16 лет не отличался ни воинским талантом, ни острым политическим умом? Конечно, у будущего царя был влиятельный отец – патриарх Филарет, который сам некогда метил на царский трон. Но во время Земского собора он находился в плену у поляков и вряд ли мог как-то повлиять на процесс. Согласно общепризнанной версии, решающую роль сыграли казаки, представлявшие на тот момент мощную силу, с которой стоило считаться. Во-первых, при Лжедмитрии II они и Романовы оказались в «одном лагере», во-вторых, их безусловно устраивал молодой и неопытный царевич, который не представлял опасности для их вольностей, доставшимся им во времена смуты.

Воинственные крики казаков вынудили приверженцев Пожарского предложить сделать перерыв в две недели. За это время развернулась широкая агитация в пользу Михаила. Для многих бояр он также представлял собой идеальную кандидатуру, позволившую бы им держать власть в своих руках. Основным выдвигаемым аргументом было то, что якобы покойный царь Федор Иванович перед смертью хотел передать трон своему родственнику Федору Романову (патриарху Филарету). А поскольку он томился в польском плену, корона переходила к его единственному сыну – Михаилу. Как писал впоследствии историк Ключевский, «хотели выбрать не способнейшего, а удобнейшего».

Несуществующий герб

В истории династического герба Романовых белых пятен не меньше, чем в самой истории династии. По какой-то причине долгое время у Романовых вообще не было своего герба, они использовали государственный герб, с изображением двуглавого орла, как личный. Их собственный родовой герб был создан лишь при Александре II. К тому времени геральдика российского дворянства практически оформилась, и только правящая династия не обладала собственным гербом. Неуместным будет говорить, что династия не питала особого интереса к геральдике: еще при Алексее Михайловиче вышел «Царский титулярник» - рукопись, содержащая портреты русских монархов с гербами русских земель.

Возможно, подобная верность двуглавому орлу обусловлена необходимостью для Романовых показать законную преемственность от Рюриковичей и, что самое важное, от византийских императоров. Как известно, начиная с Ивана III, о Руси начинают говорить как о преемницы Византии. Тем более, что царь взял в жены Софью Палеолог, внучку последнего византийского императора Константина. Они взяли символ византийского двуглавого орла в качестве своего фамильного герба.

В любом случае, это всего лишь одна из многочисленных версий. Доподлинно неизвестно, почему правящая ветвь огромной империи, которая состояла в родстве со знатнейшими домами Европы, так упорно игнорировала геральдические порядки, складывающиеся веками.

Долгожданное появление собственного герба Романовых при Александре II только прибавило вопросов. За разработку императорского заказа взялся тогдашний герольдмейстер барон Б.В. Кене. За основу был взят прапор воеводы Никиты Ивановича Романова, в свое время главного оппозиционера Алексея Михайловича. Точнее его описание, поскольку само знамя к тому времени было уже утрачено. На нем был изображен золотой грифон на серебряном фоне с небольшим черным орлом с поднятыми крыльями и с львиными головами на хвосте. Возможно, Никита Романов позаимствовал его в Лифляндии во время Ливонской войны.


Новый герб Романовых представлял собой красного грифона на серебряном фоне, держащего золотые меч и тарч, увенчанный малым орлом; на чёрной кайме восемь оторванных львиных голов; четыре золотые и четыре серебряные. Во-первых, бросается в глаза изменившийся цвет грифона. Историки геральдики полагают, что Кене решил не идти против установленных в то время правил, которые запрещали помещать золотую фигуру на серебряном фоне, за исключением гербов таких высочайших особ, как Папа Римский. Таким образом, изменив цвет грифона он понизил статус родового герба. Или же сыграла роль "лифляндская версия", согласно которой Кене делал акцент на ливонское происхождения герба, поскольку в Лифляндии с XVI века было обратное сочетание гербовых цветов: серебряный грифон на красном фоне.

О символике романовского герба и поныне существует немало споров. Почему столь большое внимание уделяется львиным головам, а не фигуре орла, которая по исторической логике должна быть в центре композиции? Почему он с опущенными крыльями, и какова, в итоге, историческая подоплека романовского герба?

Петр III – последний Романов?


Как известно, род Романовых прервался на семье Николая II. Тем не менее, некоторые полагают, что последним правителем из династии Романовых был Петр III. У молодого инфантильного императора совершенно не складывались отношения с женой. Екатерина рассказывала в своих дневниках, как трепетно она ждала супруга в первую брачную ночь, а он пришел и уснул. Так продолжалось и дальше – Петр III не питал никаких чувств к жене, предпочитая ее своей фаворитке. Но сын – Павел все-таки родился, спустя много лет после супружества.

Слухи о незаконнорожденных наследниках нередки в истории мировых династий, особенно в неспокойное для страны время. Так и здесь появился вопрос: правда ли Павел - сын Петра III? Или же в этом поучаствовал первый фаворит Екатерины, Сергей Салтыков.

Существенным аргументом в пользу этих слухов было то, что у императорской четы уже много лет не было детей. Поэтому многие полагали, что этот союз и вовсе бесплоден, на что намекала сама императрица, упоминая в своих мемуарах, что ее муж страдал от фимоза.

Сведения о том, что Сергей Салтыков мог быть отцом Павла также присутствуют в дневниках Екатерины: «Сергей Салтыков дал мне понять, какая была причина его частых посещений... Я продолжала его слушать, он был прекрасен, как день, и, конечно, никто не мог с ним сравниться при дворе... Ему было 25 лет, вообще и по рождению, и по многим другим качествам это был кавалер выдающийся... Я не поддавалась всю весну и часть лета». Результат не заставил себя ждать. 20 сентября 1754 года Екатерина родила сына. Только вот от кого: от своего мужа Романова, или же от Салтыкова?

Выбор имени членам правящей династии всегда играл важную роль в политической жизни страны. Во-первых, с помощью имен нередко подчеркивали внутридинастические отношения. Так, например, имена детей Алексея Михайловича должны были подчеркнуть связь Романовых с династией Рюриковичей. При Петре и его дочерях они показывали близкие отношения внутри правящей ветви (несмотря на то, что это совершенно не соответствовало реальной обстановке в императорской семье). А вот при Екатерине Великой был введен совершенно новый порядок именослова. Прежняя родовая принадлежность уступила место другим фактором, среди которых немалую роль играл политический. Ее выбор исходил из семантики имен, восходящим к греческим словам: «народ» и «победа».

Начнем с Александра. Имя старшему сыну Павла было дано в честь Александра Невского, хотя также подразумевался и другой непобедимый полководец – Александр Македонский. О своем выборе она писала следующее: «Вы говорите: писала Екатерина барону Ф. М. Гримму, - что ему предстоит выбрать, кому подражать: герою (Александру Македонскому) или святому (Александру Невскому). Вы, по-видимому, не знаете, что наш святой был героем. Он был мужественным воином, твердым правителем и ловким политиком и превосходил всех остальных удельных князей, своих современников… Итак, я согласна, что у господина Александра есть лишь один выбор, и от его личных дарований зависит, на какую он вступит стезю - святости или героизма».

Причины выбора несвойственного для русских царей имени Константин, еще более интересны. Они связаны с идеей «греческого проекта» Екатерины, по которому подразумевался разгром Османской империи и восстановление Византийской державы во главе с ее вторым внуком.

Неясно, однако, почему третий сын Павла получил имя Николая. Очевидно, его назвали в честь самого почитаемого святого на Руси – Николая Чудотворца. Но это всего лишь версия, поскольку никакого объяснения этому выбору в источниках не содержится.

Екатерина не имела никакого отношения лишь к выбору имени для младшего сына Павла – Михаила, который родился уже после ее смерти. Тут уже сыграло роль давнее увлечение отца рыцарством. Михаила Павловича назвали в честь архангела Михаила, предводителя небесного воинства, покровителя императора-рыцаря.

Четыре имени: Александр, Константин, Николай и Михаил – составили основу новых императорских имен Романовых.

Огромное и извилистое генеалогическое древо рода Романовых с фотографиями, годами жизни и датами и периодами правления имеет множество ответвлений практически во всех крупных и значимых в ту эпоху государствах. Их родословная – интереснейший материал для изучения тем, кто желает узнать об истории своей страны и чтит память о великих правителях. А может, это послужит вам вдохновением для создания истории своей собственной семьи, которая, мы не сомневаемся, полна интересных событий, личностей и заслуживает внимания ваших потомков.

По поводу основоположников царского рода между историками по сей день не утихают споры. Среди самих членов семьи существовало мнение, что их дальние предки являются выходцами из Пруссии. Однако, так ли это на самом деле, по сей день неизвестно: доказательств у этой версии не обнаружилось. Доподлинно известно лишь то, что первый предок семьи, упомянутый в летописи – боярин Андрей Кобыла. Его потомки стали носить фамилию Захарьины-Кошкины. Анастасия Захарьина стала первой из этой семьи, кто вошел в состав царской династии Рюриковичей. Иоанн IV Грозный взял Анастасию в жены, в браке у них появился сын Федор.

Приход к власти семьи Романовых

Годы правления и схемы генеалогического древа предшественников Романовых показывают, что со смертью сына Ивана Грозного – Федора Иоанновича, древний род Рюриковичей был прерван. Государь не назначил себе преемника, поэтому представители рода Захарьиных решили воспользоваться возможностью взять власть в свои руки. Осуществить это удалось Михаилу Федоровичу. Именно он был избран на престол в 1613 году. Полностью рассматривать периоды жизни и рассказывать о каждом члене семьи мы не станем, отметим лишь царствующих особ.

Основоположник правящей династии родился в семье боярина Федора Никитича. Федор носил фамилию Романов, в честь своего деда Романа Юрьевича Захарьина. Стараниями Бориса Годунова представители этой семьи подверглись гонениям и опале. Все внуки Романа Юрьевича Захарьина были арестованы, сосланы в Сибирь и пострижены в монахи. Федору удалось получить сан патриарха, после чего он стал называться Филаретом. Его жена – Ксения Ивановна (в монашестве – инокиня Марфа) в 1596 году родила сына Михаила и стала матерью будущего государя. От него и берут свое начало все схемы и ответвления генеалогического древа Романовых.

Михаил Федорович имел все основания претендовать на престол, ведь он имел кровное родство с Рюриковичами, а именно – являлся двоюродным племянником Федора Иоанновича. Он и его родители был возвращены из ссылке в Сибири в 1605 году Лжедмитрием I. Таким образом тот пытался доказать наличие родственных связей с потомками прежде правящей династии.

Две основные силы, способствовавшие восхождению Михаила на престол – это простой московский народ и казачество. Последние опасались, что избранный боярами и дворянами правитель Яков I отберет у казаков полагающееся им хлебное жалованье. Поэтому они сделали выбор в пользу 16-ти летнего Михаила Федоровича – сына патриарха Филарета. Избранный государь долго колебался, прежде чем принять решение. Он был юн, неопытен, не получил должного образования (историки указывают, что государь к моменту коронации едва умел читать). К тому же мать слезно отговаривала его брать на себя столь тяжкое бремя. Архиепископ рязанский Феодорит пришел к ним с обращением, после которого инокиня Марфа благословила сына на восхождение на престол. Она же и стала его регентшей до 1619 года. Принимал участие в управлении государством и отец основоположника династии Романовых патриарх Филарет. На государственных грамотах стояла совместная подпись отца и сына.

В период правления Михаила Федоровича был заключен «вечный» мир со Швецией и Речью Посполитой, восстановлены торговля и хозяйство после Смутного времени, проведена реорганизация армии. Появилась светская живопись и первая русская газета – «Вестовые письма».

В семейной жизни государю повезло не сразу. Вначале он выбрал себе в жены Марию Хлопову, однако та была признана бесплодной, а значит – непригодной для роли жены царя. Первая жена Михаила – Мария Долгорукова, скончалась от болезни через пять месяцев после свадьбы. После этого царь оставался неженатым и бездетным довольно долго. Ему привозили красавиц из разных концов света, но ни одна не была ему по нраву. На тридцать шестом году жизни ему приглянулась прислужница Евдокия Стрешнева. Их брак оказался крепким и счастливым.

Алексей Михайлович

Следующая ветвь на схеме генеалогического древа Романовых – сын Михаила и Евдокии Алексей, получивший прозвище Тишайший. Алексей Михайлович не отличался крепким здоровьем, имел мягкий, добродушный характер и был крайне религиозен. Активным действиям предпочитал созерцание. Неудивительно, что этим воспользовался боярин Борис Морозов. Долгое время он оказывал на государя влияние и в результате неумелых действий Морозова (введение новой пошлины на соль) разразился Соляной бунт. На период правления Алексея пришлись и другие крупные беспорядки: восстание Степана Разина, Соловецкое Возмущение после церковной реформы патриарха Никона. Также Алексею приписывают окончательное установление института крепостничества и воссоединение с Украиной.

Был дважды женат, после него у генеалогического древа династии Романовых появились три новые ветви царствующих членов семьи. Федор III Алексеевич и Иван V не проявили способностей в управлении страной, в отличие от самого младшего из братьев - Петра I.

Петр I

На престол вступил в возрасте девяти лет, разделив правление с Иваном. О соправителе Петра говорили, что он болезненен и слабоумен. Управление государством сосредоточилась в руках сестры – регентши Петра и Ивана Софьи Алексеевны. Властная царевна не желала отказываться от престола с наступлением совершеннолетия Петра и привлекла на свою сторону стрельцов. Однако, восстание было подавлено, а бывшая регентша сослана Петром в Новодевичий монастырь.

С детства царь проявлял интерес к военному делу. Молодой наследник престола развлекался вдали от дворцов и организовал «потешные войска» из своих товарищей по играм. Неудивительно, что период его правления начался с военных походов на Азов, открывших России выход в южные моря. Благодаря созданию по его инициативе флота к территории присоединилась крепость Азов. Вел Русско-Турецкую войну, а также Северную войну со Швецией, в результате которой Россия получила выход в Балтийское море.


Петр активно продвигал в обществе европейские традиции: костюм, запрет на бороды, календарь. Благодаря своим заслугам получил звание Великий и титул императора. Государство стало именоваться Российской Империей.

Царь реформатор обладал вспыльчивым характером. Приближенные говорили, что обуздать его натуру была способна лишь Екатерина – вторая по счету супруга императора. Молодая служанка Алексея Меньшикова очаровала государя и Петр увез ее во дворец, сделав своей женой в 1712 году.

После смерти мужа в 1725 году Екатерина I стала властвующей императрицей. В этот период власть сосредоточилась в руках графа Меншикова. Войнами государыня не интересовалась, от мужа переняла лишь любовь к морю. Правление ее продлилось недолго.

Государыня скончалась в 1727 году, передав трон малолетнему внуку Петра Великого. Петр II был рожден от первого сына государя, царевича Алексея, которого родной отец приговорил к заключению и казни . Изучив фотографии и схемы генеалогического древа династии Романовых, можно увидеть, что Петр II являлся последним прямым наследником Петра Великого по мужской линии. Был коронован в 11 лет, а в 14 скоропостижно скончался от оспы. В период его правления страной управлял все тот же Меншиков, а после его свержения – представители рода Долгоруковых.

После кончины государя царствовать пригласили четвертую дочь бывшего государя Ивана V Анну Иоанновну.


Приехав в Российскую Империю, герцогиня Курляндская подписала Кондиции, согласно которым ее власть была ограничена. Она не могла самовольно вести войны, проводить реформы и распоряжаться государственной казной. Но в 1730 году установила полное самодержавие и сосредоточила управление в своих руках. Период ее правления прозвали «бироновщина» по имени Эрнста Бирона – фаворита императрицы, имевшего в то время большое влияние. Характеризовалась бироновщина большим засильем немцев при дворе.

Бирон продолжил управлять страной и после смерти императрицы, хотя формально государем являлся представитель рода Романовых Иван VI – правнук Ивана V. В младенческом возрасте правитель был свергнут и пожизненно помещен в заключение. Убит в возрасте 23 года тюремной охраной.

Елизавета Петровна

Следующий период истории России на генеалогическом древе семьи Романовых отмечен фотографией портрета Елизаветы – внебрачной дочери Петра Великого и Екатерины. Своим приходом к власти обязана солдатам Преображенского полка. Недовольные правлением Бирона, они под предводительством Елизаветы совершили дворцовый переворот в 1741 году. Дочь Петра приговорила к казни всех фаворитов прежней императрицы, но, решив продемонстрировать Европе терпимость, заменила смертный приговор ссылкой в Сибирь.

Была продолжательницей внешней политики отца в расширении государственных границ на восток. Положила начало эпохе Просвещения, подарив стране множество новых учебных заведений, в том числе Московский Государственный Университет имени Ломоносова.

После ее смерти не осталось прямых наследников по мужской линии. Генеалогическое древо династии Романовых могло бы прерваться, если бы не обнаружился сын Анны Петровны – сестры Елизаветы. Звали будущего государя так же, как его великого деда – Петром. Фактически, с тех пор правящую династию стали называть Гольштейн-Готторп-Романовы в честь отца нового императора, Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского. Правление Петра III продлилось всего 186 дней. Император погиб по одной из версии из-за заговора его супруги Екатерины – одной из самых деятельных и запоминающихся женских фигур дома Романовых.

Екатерина II Великая

Уроженка Пруссии София Августа Фредерика Ангальт-Цербстская, при православном крещении принявшая имя Екатерина, свергла с престола своего непопулярного мужа Петра III и пришла к власти в 1762 году. Вела политику просвещенного абсолютизма. Укрепляла позиции самодержавия, расширила границы государства, способствовала развитию науки и образования. Провела реформу местного управления, поделив территорию на губернии.Преобразовала Сенат, разделив его на шесть департаментов. При ней Россия окончательно закрепила за собой звание одной из самых развитых держав в мире.


Будучи грамотной правительницей, она совершенно не проявила себя как мать и жена. Имела множество фаворитов и любовников, а к своему сыну Павлу – наследнику престола относилась холодно и с презрением. Нелюбовь к матери нашла свое отражение в государственной политике Павла.

Павел I

Правление императора продлилось всего пять лет, но за это время он сделал все, чтобы продемонстрировать свое пренебрежение к покойной матери. Павел наперекор политике Екатерины ослабил позиции обожаемого ею дворянства и несколько улучшил положение крестьян. Отстранил от престолонаследия женщин, ввел прусские порядки в российской армии. Будучи подозрительным и пугливым по характеру, усилил надзор и цензуру. Не пользовался поддержкой у влиятельных слоев общества и был убит в собственной спальне в марте 1801.

Старший сын Павла I. Первые годы его правления поэт А. С. Пушкин охарактеризовал строками «дней александровых прекрасное начало». Действительно, сразу после коронации он создавал впечатление деятельного правителя и даже отдал приказ подготовить проект конституции, так и оставшийся лежать в ящике письменного стола. Во второй половине его правления стало ясно, что политика начинает склоняться в сторону реакции, а масштабных либеральных реформ народ так и не сумел дождаться. В последние годы жизни нередко говорил, что желает отречься от власти, что породило легенду, будто бы похоронен в его могиле вовсе не Александр, а сам император стал отшельником и уехал жить на Урал. После его смерти на престол должен был взойти его брат Константин , но тот по собственной воле отказался от власти.

Третий сын Павла. На день принятия Николаем присяги 14 декабря 1825 года дворяне назначили восстание. Они хотели провозгласить свои требования: отмену крепостного права, провозглашение демократических свобод, установление в государстве республики и создание Конституции. Восстание декабристов на Сенатской площади было жестоко подавлено, участники отправлены в ссылку, пятеро из них казнены.

Образ жизни императора был примером для подражания: он не курил, не злоупотреблял алкоголем, имел строгий распорядок дня. В быту был неприхотлив, а также обладал отличной памятью и работоспособностью. Однако, за чрезмерно педантичный склад характера, государь прослыл ограниченным и неспособным к решительным действиям.

Смелый и деятельный представитель генеалогического древа династии Романовых, победитель Русско-Турецкой войны 1877-1878, автор великих реформ, самая значимая из которых – отмена крепостного права в 1861 году. За снятие с Российской Империи позорного клейма крепостничества был назван в народе царем-освободителем.

Возможно, дарование чрезмерной свободы населению сыграло с ним злую шутку. В России стало появляться все больше протестных движений, а в марте 1881 года Освободитель был убит членами организации «Народная воля». В государя была брошена бомба и через несколько часов после трагедии он скончался от ранений в Зимнем дворце.

После трагической кончины отца государство возглавил царь-миротворец Александр III. Назван был так потому что в период его правления Российская Империя не вела ни единой войны. Наученный горьким опытом своего предшественника, отказался от дальнейшей либерализации и вел консервативную политику.


Был известен как превосходный, любящий и заботливый муж и отец. Погиб во время железнодорожной катастрофы, удерживая на плечах крышу, чтобы та не обрушилась на его родных и близких.

Последний царствующий наследник дома Романовых. В период его правления в стране нарастали социально политические противоречия, вылившиеся в конечном итоге в революцию 1905-1907, а затем в Февральскую революцию 1917, после которой государь отрекся от престола и вместе со всеми членами семьи отправлен в ссылку.

Мнения о фигуре Николая до сих пор неоднозначны. Его называют слабохарактерным и никудышным правителем, но в то же время отмечают его необыкновенную привязанность к семье, своим детям и супруге Александре Федоровне. Жена и дети до последних секунд жизни оставались неразлучны и были расстреляны революционерами в июле 1918.


История царского рода на этом завершается, но схемы генеалогического древа династии Романовых расширяются, появляются новые фото, лица, фигуры. А значит, связь нынешних Романовых с предками и память об этих выдающихся личностях сохранится для будущих поколений потомков великой семьи.

Михаил Федорович Романов (12 июля 1596—13 июля 1645) - первый русский царь из династии Романовых (правил с 24 марта 1613 года). После смерти Патриарха Ермогена (Гермогена) Русская земля «обезглавилась». «Третий Рим» оказался и без Царя, и без Патриарха. Впервые в русской истории был созван Совет Земли Русской - не по воле верховной церковной или высшей светской власти, а по воле народа. Земский собор, проходивший в Москве в январе - феврале 1613 годабыл самым представительным из всех Земских соборов. Его собрания проходили в Успенском соборе, так как в Москве в тот период не существовало иного помещения, способного вместить столь многочисленное общество. По заключению историка С.Ф. Платонова, в Соборе приняло участие не менее 700 «делегатов» (при избрании Годунова их насчитывалось 476). Это было действительно «Русское национальное собрание», представители которого особо были озабочены тем, чтобы их решение выразило волю «всей земли». Выборные хотя и имели широкие полномочия, но свои решения всё-таки рассылали на опрос городов. Собравшись после многолетних жестоких событий, междоусобицы, люди были разделены недавним прошлым. Оно ещё было живо, и на первых порах давало о себе знать взаимными упрёками и обвинениями, тем более что среди претендентов на русский престол фигурировали лица и роды, напрямую втянутые в политические коллизии Смуты: князь Д.Т. Трубецкой, князь В.В. Голицын, князь Ф.И. Мстиславский, князь Д.М. Пожарский и некоторые другие.

Все они отличались древностями рода, но ни у одного из них не было явных преимуществ на трон. Называлось и имя шестнадцатилетнего племянника царя Фёдора Ивановича, боярина Михаила Романова. Авраамий Палицын, келарь Свято-Троицкого монастыря(Лавры), вспоминал: «И многие дни о том говорили всякие люди всего Российского Царствия с великим шумом и плачем». Впервые имя боярского сына как единственного лица, достойного царского сана, после падения царя Василия Шуйского летом 1610 года назвал Патриарх Ермоген. Но тогда слова Святого Пастыря не были услышаны. Теперь же они приобрели характер великой исторической политической акции. Решение в пользу Михаила Романова оказалось всеобщим. Как справедливо заключил один из авторов, «только внушением Святого Духа можно объяснить столь единодушное решение собрания людей, которые ещё год назад смотрели один на другого, как на злейших врагов». О Соборе 1613 года, ставшего судьбоносным в истории России, много написано и сказано.«Различные группировки продвигали своих кандидатов, блокировали других. Дело грозило затянуться. И тут был найден компромисс. Казаки выкликнули имя 16-летнего Михаила Романова, который после освобождения Кремля находился в своей вотчине в Костромском уезде... Боярство также поддержало его, так как Романовы входили в элиту русской аристократии, а Михаил приходился внучатым племянником Анастасии Романовой, первой жене Иоанна Грозного. Кроме того, боярская группировка не отказалась от старой идеи - поставить на русский трон зависимого от неё монарха и тем самым ограничить самодержавныйдеспотизм. Один из влиятельных бояр-выборщиков утверждал: «Миша Романов молод, разумом ещё не дошёл, и нам будет поваден». По бесхитростному замечанию летописца, «многие же от вельмож, желающее царем быть, подкупахуся, многи и дающи и обещающи многие дары».Как бы то ни было, но в том, что 21 февраля 1613 года в Успенском соборе, перед главным алтарём Руси, имя Михаила Фёдоровича Романова было единогласно утверждено, - явлен был знак особой Божией благодати Руси.

В Смуту дважды до того Русская земля, на земских соборах 1598 и 1606 годов, провозглашала царя и дважды ошибалась. Эти неудачи слишком дорого стоили, и об этом все знали. Речь шла не о «выборе», как некоей механической процедуре получения максимального числа голосов тем или иным претендентом, а об установлении «достойности». О православном восприятии процедуры цареизбрания очень хорошо написал генерал М.К. Дитерихс (1874 - 1937), занимавшийся расследованием обстоятельств убийства Царской семьи в Екатеринбурге. Он составил об обстоятельствах того злодеяния подробный отчёт. Одновременно генерал провёл историческую реконструкцию народных представлений о царской власти, в системе понимания которых события 1613 года имели ключевое значение. «К Михаилу Фёдоровичу Романову, - писал М.К. Дитерихс, - нельзя применить определения, что он был «выборный царь», так как те действия, которые имели место на Земском Соборе 1613 года, совершенно не подходят к понятиям о «выборах», установленных правилами и тенденциями современных «гражданских идей»... Дебаты на Земском Соборе сосредотачивались не на вопросе «кого избрать», а на вопросе «кто может быть царём на Руси» соответственно тем идеологическим понятиям о власти, которые существовали в то время в русском народе «всея земли»... Земские люди 1613 года, собравшись на «выбирание» Государя, предоставляли «избрать» Царя Господу Богу, ожидая проявления этого избрания в том, что о Своём Помазаннике Он вложит в сердце «всех человецех единую мысль и утверждение». Царя посылает людям Господь, и посылает тогда, когда они сподобятся заслужить Его милость. И удел земных разглядеть этот промыслительный дар и принять с благодарственной молитвой. Таков высший духовный смысл события, происшедшего 21 февраля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля.

Даже при самой тщательной документальной реконструкции ситуации 1613 года значение события, его внутренний смысл невозможно постичь без учёта промыслительного предопределения. Ибо все фактурные доказательства и логические аргументы всё-таки не проясняют главного: почему же именно Михаил Романов стал царём на Руси. Михаил Романов мало кому был известен. Отец Фёдор Никитич (ок. 1564–1633), принявший монашество в 1601 году под именем Филарета, томился в польском плену. Мать, принявшая по принуждению Годунова постриг под именем Марфы, находилась в монастыре. Все главные боярские роды, передравшиеся за свои преимущества, фактически склонились в пользу царя-иностранца. И только праведный Патриарх Ермоген в своём молитвенном усердии распознал имя будущего царя. Народ и все делегаты Собора, просвещённые Святым Духом, склонились безропотно в пользу единого решения. Как заметил С.Ф. Платонов, «по общему представлению, Государя сам Бог избрал, и вся земля Русская радовалась и ликовала». Участник тех событий келарь Троице-Сергиева монастыря (Лавры) Авраамий Палицын заключил, что Михаил Фёдорович «не от человека, но воистину от Бога избран». Он видел доказательство этой исключительности в том, что при «собирании голосов» на Соборе не случилось никакого разногласия. Сие же могло случиться, как заключал Палицын, только «по смотрению Единого Все- сильного Бога». Уже после избрания Михаила, после рассылки грамот о том «во все концы Русской земли» и после присяги и крестоцелования - даже после всего этого в Москве не знали, где находится новый Царь. Направленное к нему в начале марта 1613 года посольство отбыло в Ярославль, или «где он, Государь, будет». Избранник же скрывался в костромской родовой вотчине «Домнино», а позже вместе с матерью переехал в костромской Ипатьевский монастырь, где его и отыскала делегация Земского Собора. Как известно, первоначально и сама инокиня Марфа, и её сын Михаил наотрез отказались от царской участи… «Божие бо есть дело, а не человеческий разум...» В событиях 1613 года победили не мирские страсти, не «политические технологии», не групповые интересы, а религиозная Идея. Михаил стал царём не по воле родовитых и именитых, не по воле родителей, и не в силу прагматических или корыстных расчётов тех или иных сил, а, как заключил исследователь, «давлением народной массы». Отражением этого национального воодушевления стала Утверждённая Грамота об избрании на Московское Государство Михаила Фёдоровича Романова, подписанная участниками Собора и составленная в мае 1613 года. В «Грамоте» приведены различные эпизоды последующих часов, когда решалась будущая судьба Руси и когда мать и сын упорно говорили «нет» на все стоны и мольбы собравшего народа. Тогда архиепископ Феодорит выступил с пастырским поучением, начав его словами: «Милосердный государь Михайло Фёдорович! Не буди противен Высшего Богу промыслу, повинися святой Его воле; никто же боправеден бывает, вопреки глагола судбам Божиим». Архипастырь изложил евангельское понимание долга христианина, сослался на авторитет Святых Отцов Церкви и привёл в качестве Богоизбранности единогласное решение Собора. «Глас Божий - глас народа». Владыка не ограничился оглашением неколебимых инозаконных правил и обратился к историческим примерам, связанным с историей Второго Рима. Это очень важный момент, позволяющий понять, что в русском сознании «русская история» и «греческая история» существовали в едином понятийном пространстве. «Греческое Царство» давало образцы того, как «надо» и как «не надо» жить и править. И те и другие на Руси знали и черпали в давнем кладезе опыта ответы на свои, казалось бы, совсем местные вопросы. Задание для христианской власти одно и то же во все времена. Потому Феодорит и ссылался на примеры Равноапостольного Константина, императоров Феодосия Великого, Юстиниана и других цареградских императоров и василевсов, правивших по воле Божией и утверждавших Дело Христа на земле. Такая же участь уготована и Михаилу Фёдоровичу, и он как христианин не может уклониться от исполнения Воли Всевышнего. Мольбы и увещевания сломили упорство инокини Марфы и юного Михаила. Мать обратилась к сыну со словами: «Божие бо есть дело, а не человеческий разум; аще бо на то будет воля Божия, буди так, и се сотвори». И Михаил, обливаясь слезами, принял царскую ношу как христианское послушание. Михаил Романов прибыл в Москву, а 11 июля 1613 года в Успенском соборе состоялось его венчание на царство.

Михаил Романов стал первым царём новой династии, занимая царский престол с 1613 года по 1645 год. При нём сложился удивительный союз между Священством и Царством, не имевший аналогов ни до, ни после. При Михаиле Фёдоровиче функции «царства» и «священства» были как бы гармонизированы в пользу Церкви, когда духовному пастырю принадлежала решающая роль в мирских делах. Династия Романовых будет править Россией триста с лишним лет, пока трагически не оборвётся, опять же в июле, в подвале Ипатьевского дома... Известно, что Романовы - младшая ветвь одного из древнейших московских боярских родов Кошкиных - Захарьиных - Юрьевых. В самых ранних родословных XVI – XVII веков все единодушно называли прародителем рода Андрея Ивановича Кобылу, боярина великого князя, жившего в XIV веке. Потомки Андрея Кобылы хорошо известны по различным документам средневековой Руси. Но напрасно искать там их фамилии. Тогда была, как принято говорить, трёхчастная форма имени: имя собственное - отца - деда. Фёдор Никитич Романов (отец будущего царя Михаила), его отец Никита Романович Юрьев, затем Роман Юрьевич Захарьин

После заочного избрания на царство Михаила Федоровича Романова Земский собор назначил ехать к нему большую делегацию во главе с рязанским архиепископом Феодоритом. В число делегатов-челобитчиков вошли чудовский, новоспасский и симоновский архимандриты, троицкий келарь Авраамий Палицын, бояре Ф.И. Шереметев и В.И. Бахтеяров-Ростовский, окольничий Ф. Головин, а также стольники, приказные люди, жильцы и выборные от городов. В связи с тем, что точного места нахождения новоизбранного царя никто не знал, наказ им был такой: «Ехать к государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея Руси в Ярославль или где он, государь, будет». Только в пути делегаты выяснили, что Михаил с матерью находятся в Ипатьевском монастыре недалеко от Костромы, куда они и прибыли 13 марта 1613 года. На следующий день им была назначена аудиенция. Первая реакция инокини Марфы и ее шестнадцатилетнего сына на известие об избрании Михаила царем был решительный отказ, как отмечают летописи, «с гневом и слезами». Под этим отказом были серьезные причины, ибо мало в истории найдется примеров, когда бы новый государь в столь молодом возрасте вступал на престол в такой крайне сложной обстановке. Главная трудность заключалась в том, что государство находилось в состоянии войны сразу с двумя державами – Польшей и Швецией, которые, оккупировав часть российской территории, выставляли своих кандидатов на московский престол. Более того, у одного из противников в качестве пленника находился отец вновь избранного московского царя – Филарет (Федор) Никитич Романов, а вступление сына на престол могло отрицательно сказаться на его судьбе. Тяжелым было и внутреннее состояние Московского царства. Большую опасность для государства продолжали представлять казачий атаман Иван Заруцкий со своей невенчанной женой и ее сыном «царевичем Иваном», имевшие широкую поддержку со стороны казаков и русской вольницы, распоясавшейся за годы Смуты и державшей в страхе население практически всех областей, включая и московские окрестности. Но самая страшная опасность для Михаила и его матери крылась, как тогда говорили, в малодушестве московских людей, которые, присягнув последовательно Борису Годунову, его сыну Федору, Гришке Отрепьеву, Василию Шуйскому, Тушинскому вору, королевичу Владиславу, предали их одного за другим, руководствуясь своими корыстными соображениями. Мать и сын имели полное право опасаться, что нового царя ждет та же участь – измена, а вслед за ней и позорная смерть. Такой судьбы для своего сына инокиня Марфа, конечно же, не желала. И только угроза посольства, что «Бог взыщет на нем конечное разоренье государства», если Михаил откажется подчиниться воле Земли об его избрании на престол, растопило лед недоверия. Марфа благословила сына, и он принял от архипастыря соборные грамоты и державный посох, пообещав в скором времени быть в Москве. Однако путешествие из Костромы в Москву растянулось по времени почти на два месяца. По мере приближения к столице к Михаилу Федоровичу все с большей очевидностью приходило осознание того, что он гол, нищ и недееспособен. Государственная казна была пуста, как и продовольственные запасы царского двора. Армия из-за невыплаты денежного содержания распалась и занималась грабежом ради собственного пропитания. На дорогах хозяйничали разбойники, свои и чужие. Последствиями этого прозрения стали многочисленные царские грамоты, одна за другой уходившие в Москву. В них Михаил, нужно полагать с подачи своих советников, требовал от Земского собора, чтобы бояре, дворяне, торговые люди исполнили свою часть «общественного договора», а именно обуздали разбойничьи шайки, бродившие по городам и весям; очистили дороги от грабителей и убийц, парализовавших всякое перемещение людей и товаров; восстановили дворцовые села и волости, являвшиеся основным источником пополнения царской казны денежными, продовольственными и иными запасами, предназначенными не только для «царского обихода», но и содержания служилых государевых людей. Оскудение же царской казны доходило до того, что царскому поезду не хватало лошадей и подвод, в связи с чем часть сопровождавших царя людей вынуждена была идти пешком. Да и сам стольный город, как свидетельствует соответствующая переписка, не был готов к приему царя, ибо «хором, что государь приказал приготовить, скоро отстроить нельзя, да и нечем: денег в казне нет и плотников мало; палаты и хоромы все без кровли. Мостов, лавок, дверей и окошек нет, надобно делать все новое, а лесу пригодного скоро не добыть». Тем не менее царский поезд медленно, но верно приближался к Москве. С 21 марта по 16 апреля царь находился в Ярославле, 17 апреля он прибыл в Ростов, 23 апреля – в село Сватково, а 25 апреля – в село Любимово. На следующий день, 26 апреля, он торжественно вступил в Троице-Сергиеву Лавру, а в воскресенье, 2 мая, уже «всяких чинов московские люди» вышли за город для встречи своего государя. В тот же день состоялся его торжественный въезд в столицу, а затем и благодарственный молебен в Успенском соборе Кремля. 11 июля 1613 года считается днем рождения новой династии. В этот день Михаил Федорович Романов был венчан на царство. Перед венчанием два стольника – Иван Борисович Черкасский, родственник царя, и вождь-освободитель князь Дмитрий Иванович Пожарский – были возведены в боярское достоинство. После этого в Успенском соборе казанский митрополит Ефрем провел волнующую церемонию помазания и венчания на царство. Ему помогали князь Мстиславский, осыпавший царя золотыми монетами, Иван Никитич Романов, державший шапку Мономаха, боярин князь Дмитрий Тимофеевич Трубецкой со скипетром и новый боярин князь Пожарский с яблоком (державой). На следующий день по случаю царских именин чествовался новый думский дворянин Кузьма Минин. Каких-либо других пожалований, льгот, милостей, подарков простому народу и знатным людям новый царь, в отличие от своих предшественников, дать не мог: казна была пуста. Трудность положения нового царя усугублялась еще и тем, что в его ближайшем окружении, как утверждают исследователи, не оказалось людей если не равных, то хотя бы отдаленно напоминающих митрополита Алексия, Сильвестра, Алексея Адашева или Бориса Годунова. В его команде не было людей, способных сформулировать и последовательно реализовывать государственную программу, отвечающую национальным требованиям русского народа, измученного полувековыми «испытаниями на прочность» опричниной Ивана Грозного, стихийными бедствиями Борисова царствования, иностранным нашествием и внутренними смутами. Как отмечали иностранные наблюдатели, «все приближенные царя – несведущие юноши; ловкие и деловые приказные – алчные волки; все без различия грабят и разоряют народ. Никто не доводит правды до царя; к царю нет доступа без больших издержек; прошения нельзя подать без огромных денег, и тогда еще неизвестно, чем кончится дело…». Первую скрипку в этом «оркестре» играли родственники матери Михаила – Борис и Михаил Салтыковы, заботившиеся исключительно о своем должностном положении и своем обогащении, в то время как герои Первого и Второго народного ополчения были отодвинуты на второй план или вовсе сошли с исторической сцены. Более того, при любой возможности новые фавориты под разными предлогами старались их унизить, ущемить. Так, князь Пожарский, из местнических соображений отказавшийся объявлять боярство новопожалованному боярину Борису Салтыкову, был подвергнут унизительной процедуре – «выдаче головой». Выдача головой– обряд удовлетворения исков. В данном случае дьяк привел пешком князя Пожарского во двор Салтыкова, поставил его на нижнем крыльце и объявил Салтыкову, что царь выдает ему Пожарского головой. Салтыков озвучил Пожарскому его вину перед ним и отпустил со словами: «Повинную голову меч не сечет». Единственное, что спасало Московское царство от возобновления смуты, так это активная позиция и активная роль Земского собора и Боярской думы, которые делали все от них зависящее, чтобы вывести отечество из кризиса. Ведь, по существу, Михаил Федорович, принимая царский венец, как бы делал одолжение земству. Собор, умолявший его принять на себя ответственность за судьбу государства, со своей стороны взял на себя обязательства навести в стране порядок: прекратить междоусобия, грабежи и разбои, создать приемлемые условия для отправления державных функций, наполнить царскую казну всем необходимым для достойного «обихода» царского двора и содержания войска. Всенародно избранный Земский собор начал выполнять свои обязательства сразу же, о чем свидетельствует его переписка с Михаилом. Вот выписка из его доклада царю, еще находившемуся в пути: «Для сбора запасов послано и к сборщикам писано, чтоб они наскоро ехали в Москву с запасами… О грабежах и воровствах заказ учинен крепкий, воров и разбойников сыскиваем и велим их наказывать. Дворян и детей боярских без государева указа с Москвы мы никого не отпускали, а которые разъехались по домам, тем всем велено быть к государеву приезду в Москву». К польскому королю Собор направил посольство с предложением перемирия и размена пленными, а к «заворовавшимся» казакам и многочисленным шайкам «гулящих людей» посланы грамоты с предложением прекратить «братоубийства» и идти служить новоизбранному царю против шведского короля, захватившего Великий Новгород и его окрестности.... Узнав об избрании царем Михаила Романова, поляки попытались помешать ему занять престол. Небольшой отряд поляков отправился в Ипатьевский монастырь с целью убить Михаила, но по дороге заблудился. Простой крестьянин Иван Сусанин, дав "согласие" показать дорогу, завел их в дремучий лес. После пыток Сусанин был зарублен, так и не показав дороги к монастырю, погибли и поляки - покушение не удалось.

По возвращении в Москву Филарет согласился быть патриархом. С этого момента (1619 г) на Руси фактически было два государя: Михаил - сын, Филарет - отец. Государственные дела решались обоими, отношения между ними, по данным летописей, были дружелюбными, хотя патриарх имел большую долю в правлении. С приездом Филарета кончилось смутное и безвластное время. При Михайле Федоровиче велась война со Швецией, в результате которой по Столбовскому миру 1617 России вернулись Новгородские земли, а берега Балтийского моря остались у Швеции. Не удалось отвоевать Смоленск и ряд русских территорий у Польши во время войны 1632-1634. Успешно были продолжены колонизация Сибири и строительство засечных черт - оборонительных сооружений на южной окраине государства.



Просмотров