Курсовая работа: Определение санитарно–защитной зоны предприятия. Расчет уточненных размеров санитарно-защитной зоны Установление окончательных границ санитарно защитной зоны

12 ноября 2015 г. исполнилось 5 лет с того момента, когда установление санитарно-защитной зоны (далее — СЗЗ) для действующего (в т.ч. промышленного) объекта стало необязательным. Однако по сей день сохраняется практика выдачи владельцам таких объектов предписаний о необходимости обязательного установления СЗЗ, несмотря на то что положения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения говорят об обратном.

Как правило, при обосновании своей позиции о необходимости разработки СЗЗ для действующего промышленного объекта инспекторы Роспотребнадзора ссылаются на письмо Роспотребнадзора от 22.11.2010 № 01/16400-0-32 «О разъяснении изменений № 3 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03». Однако данное письмо не является нормативным правовым актом , не содержит обязательных требований и, к слову, было признано утратившим силу письмом Роспотребнадзора от 24.08.2012 № 01/9550-12-32 «О разъяснении отдельных положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (новая редакция)» (далее — письмо № 01/9550-12-32).

Давайте разберемся, насколько правы представители административного органа в своем стремлении обязать владельцев действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, разрабатывать и устанавливать СЗЗ.

Где кроется корень зла?

Напомним, что в соответствии с п. 3 ст. 16 Федерального закона от 04.05.1999 № 96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 96-ФЗ) в целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются СЗЗ организаций . Размеры таких СЗЗ определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.

Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25.09.2007 № 74 был утвержден СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (далее — СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Согласно п. 1.2 (в действующей редакции от 09.09.2010) СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 требования данных санитарных правил распространяются на размещение, проектирование, строительство и эксплуатацию вновь строящихся , реконструируемых промышленных объектов и производств, объектов транспорта, связи, сельского хозяйства, энергетики, опытно-экспериментальных производств, объектов коммунального назначения, спорта, торговли, общественного питания и др., являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.

Приведенная редакция п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 действует с 12 ноября 2010 г. , т.е. со дня вступления в силу Изменений и дополнений № 3 к СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов. Новая редакция», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.09.2010 № 122 (далее — Изменения и дополнения № 3).

До 11 ноября 2010 г. включительно п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 выглядел немного по-другому (выделено автором):

Таким образом, в соответствии с Изменениями и дополнениями № 3 действующие объекты были исключены из области применения СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. В связи с этим с 12 ноября 2010 г. СЗЗ разрабатываются и устанавливаются в обязательном порядке только в том случае, если объект строится или реконструируется . Если же указанная деятельность не ведется, оснований для разработки проекта СЗЗ попросту нет.

Тем не менее на практике «благодаря» искаженному толкованию санитарно-эпидемиологических требований возникают неправомерные ситуации.

Ситуация № 1

Владельцы действующих объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека, периодически привлекаются к административной ответственности по ст. 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за необеспечение установления СЗЗ.

В качестве обоснования указанного подхода его сторонники, как правило, указывают:

  • п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ :

Извлечение
из Федерального закона № 96-ФЗ

Статья 16. Требования охраны атмосферного воздуха при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности

[…]
3. В целях охраны атмосферного воздуха в местах проживания населения устанавливаются санитарно-защитные зоны организаций. Размеры таких санитарно-защитных зон определяются на основе расчетов рассеивания выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферном воздухе и в соответствии с санитарной классификацией организаций.
[…]

Как видим, в данном пункте не указано, в отношении каких именно объектов (действующих, вновь строящихся, реконструируемых) необходимо устанавливать СЗЗ;

  • п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение

[…]
3.1. Проектирование санитарно-защитных зон осуществляется на всех этапах разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.
[…]

  • п. 3.12 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
3.12. Размеры санитарно-защитной зоны для проектируемых, реконструируемых и действующих промышленных объектов и производств устанавливаются на основании расчетов рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.) по разработанным в установленном порядке методикам, с оценкой риска здоровью для промышленных объектов и производств I и II классов опасности (расчетная санитарно-защитная зона).
[…]

Рассматриваемый подход в большинстве случаев используется как удобный повод для привлечения лица к административной ответственности, а не для цели улучшения ситуации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Например, промышленный объект исторически находится в центре населенного пункта. Установление СЗЗ для данного действующего объекта не будет отвечать главному и, по сути, единственному своему назначению — недопущению размещения территорий с нормируемыми показателями качества среды обитания в зоне негативного влияния объекта.

Тем не менее владелец объекта привлекается к административной ответственности по ст. 6.3 КоАП РФ и получает от административного органа предписание с формулировкой «обеспечить разработку и установление СЗЗ».

Учитывая, что ориентировочный размер СЗЗ в данном случае, как правило, не может быть соблюден, хозяйствующий субъект вынужден «подгонять» СЗЗ под границу промышленной площадки, что делает процедуру установления СЗЗ просто-напросто бессмысленной.

В противовес такому подходу отметим, что п. 3 ст. 16 Федерального закона № 96-ФЗ не преследует цели детально определить, для каких именно объектов разрабатывается и устанавливается СЗЗ, а содержит лишь бланкетное положение. В свою очередь, п. 1.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 четко устанавливает, в каких случаях применение санитарных правил является обязательным: к ним относятся строительство или реконструкция соответствующего объекта.

Ситуация № 2 (обратная)

Владельцам действующих объектов, проявившим инициативу установить СЗЗ в добровольном порядке, отказывают в установлении СЗЗ в связи с тем, что требования СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не распространяются на действующие объекты.

Такие случаи действительно встречаются, хотя и достаточно редко. В подобной ситуации с использованием приведенных выше положений Федерального закона № 96-ФЗ и СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 можно разъяснить представителю Роспотребнадзора, выступающему оппонентом, что установление СЗЗ является не только обязанностью , но и правом владельца объекта.

При этом в соответствии с п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 проектирование СЗЗ осуществляется на всех этапа х разработки градостроительной документации, проектов строительства, реконструкции и эксплуатации отдельного промышленного объекта и производства и/или группы промышленных объектов и производств.

ЭТАПЫ РАЗРАБОТКИ И УСТАНОВЛЕНИЯ СЗЗ

Итак, мы обозначили типовые подходы к разработке СЗЗ, основанные на неверном толковании норм действующего законодательства. Теперь перейдем к этапам разработки и установления СЗЗ для объектов, являющихся источником воздействия на среду обитания человека.

Для начала отметим, что в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 все объекты, оказывающие воздействие на среду обитания человека (в т.ч. промышленные объекты и производства), подразделяются на пять классов опасности (I-V классы).

Класс опасности объекта в первую очередь определяет ориентировочный размер расчетной СЗЗ, который должен быть подтвержден по результатам проведенных натурных исследований и измерений.

Сам процесс установления СЗЗ можно условно разбить на 5 основных этапов и 1 факультативный:

  • основные этапы :

1) разработка проекта СЗЗ;

2) проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ;

3) проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ;

4) получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ;

5) установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ;

  • факультативный этап — внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования.

Этап I. Разработка проекта СЗЗ

Разработка проекта СЗЗ требуется только для объектов I-III классов опасности (см. п. 3.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03). При этом данная «льгота» является весьма противоречивой, т.к. иного порядка установления СЗЗ, кроме рассмотрения уполномоченным органом проекта СЗЗ и результатов его экспертизы, в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не имеется.

На рассматриваемом этапе проводятся расчеты для определения необходимых (достаточных) размеров СЗЗ объекта.

Ориентировочные размеры СЗЗ для различных объектов приводятся в гл. VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03. Однако, даже обнаружив свой объект в санитарной классификации, владелец данного объекта не может быть уверен в том, что указанный размер СЗЗ является достаточным, что обусловливает необходимость проведения расчетов размеров СЗЗ для конкретного объекта.

Этап II. Проведение экспертизы проекта расчетной СЗЗ

В соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 в составе документации, представляемой в уполномоченный орган для установления СЗЗ, должны быть представлены результаты экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.), выполненной аккредитованными организациями .

Таким образом, на данном этапе к процессу разработки и установления СЗЗ привлекают экспертное учреждение — аккредитованную организацию. Как правило, в качестве таковой выступают центры гигиены и эпидемиологии, однако положениями СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не ограничен круг организаций, которые могут быть привлечены к проведению экспертизы. Единственным критерием выбора такой организации является наличие у нее аккредитации.

Следует отметить, что уточнений насчет надлежащей области аккредитации привлекаемых организаций СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержат.

Этап III. Проведение натурных исследований и измерений для подтверждения расчетных размеров СЗЗ

Согласно п. 4.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление размеров СЗЗ для промышленных объектов и производств проводится при наличии проектов обоснования санитарно-защитных зон с расчетами загрязнения атмосферного воздуха, физического воздействия на атмосферный воздух, с учетом результатов натурных исследований и измерений атмосферного воздуха, уровней физического воздействия на атмосферный воздух, выполненных в соответствии с программой наблюдений, представляемой в составе проекта.

Таким образом, подтверждение достаточности расчетных размеров СЗЗ осуществляется посредством обязательного проведения натурных исследований и измерений. При этом документом, определяющим количество исследований и измерений, а также номенклатуру исследований и измерений, является программа наблюдений, утверждаемая в составе проекта СЗЗ.

Существует два самых распространенных мифа, связанных с порядком проведения натурных исследований и измерений при установлении СЗЗ:

1) исследования должны проводиться в течение всего календарного года;

2) количество исследований должно составлять:

  • 50 измерений в год — для объектов I и II классов опасности;
  • 30 измерений в год — для объектов III-V классов опасности.

Последний миф связан с тем, что до вступления в силу Изменений и дополнений № 3 (т.е. до 12 ноября 2010 г.) пп. 4.2 и 4.3 содержали соответствующие положения (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03
(в ред. от 06.10.2009; утратила силу 12.11.2010)

[…]
4.2. Установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации на основании:
[…]
- систематических (годовых) натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (не менее пятидесяти дней исследований
[…]
4.3. Для промышленных объектов и производств размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно-эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя на основании:
[…]
- систематических натурных исследований и измерений загрязнения атмосферного воздуха (тридцать дней исследований на каждый ингредиент в отдельной точке), уровней физического воздействия на атмосферный воздух.
[…]

Начиная же с 12.11.2010 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не содержит требований к продолжительности и количеству исследований и измерений.

При этом в соответствии с письмом № 01/9550-12-32 (которое, напомним, не является нормативным правовым актом) при составлении программы натурных исследований и измерений рекомендуется распределять их в течение года посезонно .

Таким образом, при проведении экспертизы проекта расчетной СЗЗ отсутствуют основания для предъявления требований к минимальному количеству исследований и измерений. Однако включение в программу наблюдений определенного количества исследований и измерений может осуществляться по рекомендации организации, проводящей экспертизу.

Этап IV. Получение санитарно-эпидемиологического заключения на проект СЗЗ

Обязательным условием установления СЗЗ является предварительное получение санитарно-эпидемиологического заключения (далее — СЭЗ) на проект СЗЗ.

В различных субъектах Российской Федерации существуют разночтения, которые касаются в основном определения момента времени, когда необходимо получить СЭЗ:

1) до начала проведения натурных исследований и измерений (на проект расчетной СЗЗ);

2) после проведения натурных исследований и измерений (на проект окончательной СЗЗ).

«Благодаря» размытым формулировкам положений СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 этот вопрос более чем неоднозначный.

В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (в ред. от 13.07.2015; далее — Федеральный закон № 52-ФЗ) проекты СЗЗ утверждаются при наличии СЭЗ о соответствии данных проектов санитарным правилам .

После прочтения указанного положения возникает вопрос: что в Федеральном законе № 52-ФЗ подразумевается под понятием «проекты СЗЗ» ? Ведь проектирование СЗЗ осуществляется в два этапа — разработка расчетной СЗЗ и разработка окончательной СЗЗ (выделено автором):

Извлечение
из СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03

[…]
2.2. Ориентировочный размер санитарно-защитной зоны промышленных производств и объектов разрабатывается последовательно: расчетная (предварительная) санитарно-защитная зона , выполненная на основании проекта с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физического воздействия на атмосферный воздух (шум, вибрация, ЭМП и др.); установленная (окончательная) — на основании результатов натурных наблюдений и измерений для подтверждения расчетных параметров.
[…]

В свою очередь, в соответствии с п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 установление, изменение размеров установленных СЗЗ для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации в том числе на основании:

При этом согласно п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры СЗЗ могут быть установлены, изменены на основании решения и СЭЗ Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя в том числе на основании результатов экспертизы проекта СЗЗ с расчетами рассеивания загрязнения атмосферного воздуха и физических воздействий на атмосферный воздух (шум, вибрация, электромагнитные поля (ЭМП) и др.).

Как видно из приведенных положений, СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 не дает четкого ответа на вопрос о том, на каком этапе проект СЗЗ следует представить в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации.

Как результат — наличие противоречивой практики в регионах: в одних регионах страны принято получать СЭЗ на проекты расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений, а в других, напротив, управления Роспотребнадзора готовы выдавать СЭЗ только после проведения натурных исследований и измерений и доработки (при необходимости) проекта окончательной СЗЗ.

Расставить точки над «i» в 2012 г. попытался Роспотребнадзор:

Извлечение
из письма Роспотребнадзора от 27.11.2012 № 01/13460-12-32
«О санитарно-защитных зонах»

[…]
В соответствии с п. 3 ст. 20 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проект санитарно-защитной зоны утверждается при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам.
[…] рассмотрение проектов расчетных (предварительных) санитарно-защитных зон промышленных объектов и производств I, II, III класса опасности и неклассифицированных объектов, а также выдача на указанные материалы санитарно-эпидемиологических заключений о соответствии (несоответствии) действующим санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам осуществляется управлениями Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации.
[…]

Таким образом, Центральный аппарат Роспотребнадзора считает, что СЭЗ оформляется в отношении проекта расчетной СЗЗ (т.е. до проведения натурных исследований и измерений).

Этап V. Установление СЗЗ Главным государственным санитарным врачом РФ или Главным государственным санитарным врачом субъекта РФ

Процедура установления СЗЗ различается в зависимости от того, к какому классу опасности отнесен объект, являющийся источником воздействия на среду обитания человека.

В случае если объект отнесен к I или II классу опасности , СЗЗ устанавливается Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ (п. 4.2 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

В отношении объектов III, IV и V классов опасности СЗЗ устанавливается решением Главного государственного санитарного врача субъекта РФ (п. 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).

Учитывая, что специальный срок для рассмотрения документов и принятия решения об установлении (отказе в установлении) СЗЗ действующим законодательством не предусмотрен, документация заявителя должна быть рассмотрена в пределах общего срока рассмотрения обращений граждан — 30 календарных дней.

Этап VI (факультативный). Внесение сведений о границах установленной СЗЗ в правила землепользования и застройки муниципального образования

Напомним, что одной из основных целей установления СЗЗ является недопущение размещения в ее границах объектов с нормируемыми показателями качества среды обитания человека (например, жилой застройки).

При этом решения о начале строительства различных объектов на земельных участках, оказавшихся в границах установленной СЗЗ предприятия, или о предоставлении таких земельных участков гражданам принимаются без ведома владельцев объектов, для которых установлена СЗЗ.

Подобные случаи впоследствии приводят к бесконечному разбору хозяйствующими субъектами «писем счастья» от недовольных жителей по поводу неприятного запаха и чрезмерного шума, исходящих от предприятий, и судебным тяжбам по спорам, связанным с нарушением режима СЗЗ.

Предотвратить застройку и предоставление земельных участков под застройку иногда можно, уведомив администрацию муниципального образования о состоявшемся установлении СЗЗ с указанием на необходимость внесения в правила землепользования и застройки изменений, направленных на нанесение «красных линий» на карту населенного пункта.

Справедливости ради надо сказать, что у хозяйствующих субъектов, безусловно, нет обязанности информировать органы муниципальной власти об установлении СЗЗ предприятия , однако такой обязанности нет и у главных государственных санитарных врачей РФ и субъектов РФ.

В свою очередь, органы местного самоуправления, оставаясь в неведении, рано или поздно без каких-либо угрызений совести могут распорядиться принадлежащими им земельными участками, например, предоставив их для целей строительства.

Своевременное уведомление представителей муниципальной власти в будущем может послужить веским аргументом в пользу предприятия при возникновении спора о недопустимости нарушения режима СЗЗ путем размещения в ее границах «несовместимых» территорий или объектов.

В соответствии с п. 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.1997 № 1009 (в ред. от 30.01.2015), издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается .

Подробнее о разработке данного документа см.:

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: история, проблемы и перспективы // Справочник эколога. 2014. № 4. С. 6-8;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: анализируем изменения в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 5. С. 10-21;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: последствия изменений и экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 6. С. 7-11;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: изменения № 4 в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 7. С. 10-12;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: экспертиза СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 // Справочник эколога. 2014. № 8. С. 21-28;

- Дудникова А.Г. Санитарно-защитные зоны: страсти по СанПиН // Справочник эколога. 2015. № 1. С. 15-18 (прим. редакции) .

В соответствии с данной статьей нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, влечет предупреждение или наложение административного штрафа :

  • на граждан — от 100 до 500 руб.;
  • на должностных лиц — от 500 до 1000 руб.;
  • на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 500 до 1000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
  • на юридических лиц — от 10 000 до 20 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Речь идет о результатах экспертизы проекта расчетной СЗЗ до проведения натурных исследований и измерений.

Предприятие «ГРАНИТ»

Для нахождения величины х (расстояния до участка местности в данном направлении, где концентрация загрязняющего вещества равна 1 ПДК с.с.), при условии 1 < x/x max ≤ 8 следует использовать формулу

x = 2,77 * x max (1,13 * C max / C * - 1) 1/2 ,

где C * = 1 ПДК с.с.

Определяем значения х для каждого из четырёх загрязняющих веществ:

    x (аммиак) = 2,77 * 287,32* (1,13 * 0,104 / 0,04 - 1) 1/2 = 1107,956 м;

    x (диоксид углерода) = 2,77 * 287,32 (1,13 * 0,140 / 3,0 - 1) 1/2 - (выражение в скобке является отрицательным числом, следовательно для данного загрязняющее вещества на любом расстоянии от источника выбросов не достигается концентрация, превышающая ПДК с.с.)

    x (зола) = 2,77 * 287,32 (1,13 * 0,130 / 0,5 - 1) 1/2 - (выражение в скобке является отрицательным числом, следовательно для данного загрязняющее вещества на любом расстоянии от источника выбросов не достигается концентрация, превышающая ПДК с.с.)

    x (формальдегид) = 2,77 * 287,32* (1,13 * 0,065 / 0,03 - 1) 1/2 = 3856,786 м

Рассчитываем соотношение Р/Р о для каждого из восьми румбов:




Размер санитарно-защитной зоны в зависимости от розы ветров определяется по формуле:

L = х * ,

где L – расстояние от источника выбросов до границы СЗЗ в рассчитываемом румбе розы ветров, м.

для аммиака

L ю (аммиак) = 1107,956 * 0,72 = 797,7 м

L ю-в (аммиак) = 1107,956 * 0,80 = 886,4 м

L в (аммиак) = 1107,956 * 0,64 = 709,1 м

L с-в (аммиак) = 1107,956 * 0,64 = 709,1 м

L с (аммиак) = 1107,956 * 2,96 = 3279,5 м

L с-з (аммиак) = 1107,956 * 1,28 = 1418,2 м

L з (аммиак) = 1107,956* 0,48 = 531,8 м

L ю-з (аммиак) = 1107,956* 0,48 = 531,8 м

для формальдегида

L ю (формальдегид) = 3856,786 * 0,72 = 2776,9 м

L ю-в (формальдегид) = 3856,786 * 0,80 = 3085,4 м

L в (формальдегид) = 3856,786 * 0,64 = 2468,3 м

L с-в (формальдегид) = 3856,786 * 0,64 = 2468,3 м

L с (формальдегид) = 3856,786 * 2,96 = 11416,1 м

L с-з (формальдегид) = 3856,786 * 1,28 = 4936,7 м

L з (формальдегид) = 3856,786 * 0,48 = 1851,3 м

L ю-з (формальдегид) = 3856,786 * 0,48 = 1851,3 м

Вариант № 5. Предприятие «ГРАНИТ»

Характеристика

Загрязняющее вещество

диоксид углерода

формальдегид

ПДК с.с. , мг/м 3

С max , мг/м 3







по формальдегиду

Ю-З Ю-В

С-В Ю-В

Масштаб: 1см = 1км.

Вывод: Согласно полученным результатам делаем вывод, что для нашего предприятия «ГРАНИТ» санитарно-защитная зона необходима, так как концентрация выбросов формальдегида и аммиака превышает предельно допустимые нормы.

Вопрос № 4. В пробе воды сразу же после взятия количество кислорода составляло m 1 = 6,0 мг, а в плотно закрытой бутылке с той же пробкой, хранящейся в темноте 5 суток, количество кислорода составляло m 2 = 5,0 мг. Первоначальная проба загрязнённой воды, впоследствии разбавленной, имела объём V 1 = 10 мл. Рассчитать БПК. Определить, какие из перечисленных водных организмов могут обитать в этой воде: личинка веснянки, личинка мошки, личинка крыска.

Ответ. Количество израсходованного на окисление органических веществ кислорода в V 1 =10 мл загрязнённой воды составило

m 1 - m 2 = 6,0 – 5,0 = 1 мг.

Таким образом, на V 1 =10 мл загрязнённой воды было израсходовано 1 мг кислорода. На 1 литр (1000 мл) загрязнённой воды потребуется для окисления органических веществ 100 мг кислорода. Отсюда следует, что БПК равняется 100 мг×л -1 .

Вопрос № 5. Биогеоценотический уровень воздействия загрязнения биосферы.

Ответ.

БИОГЕОЦЕНОЗ (от био..., гео... и лат. coenosis, от греч. koenosis - общность, общение), участок земной поверхности с определённым составом живых организмов и косных компонентов (приземный слой атмосферы, солнечная энергия, почва и др.), объединённых обменом вещества и энергии в единый природный комплекс. Загрязнённые биогеоценозы становятся источниками загрязнения других, относительно чистых экосистем.

Производственная деятельность человека, как мощный фактор воздействия на биогеоценозы, способствующий нарушению в них равновесия, их изменению. Загрязнение биогеоценозов (воздуха, почвы, воды) промышленными и бытовыми отходами, его последствия (кислотные дожди, вызывающие гибель растений, особенно деревьев; накопление в почве и водоёмах солей тяжёлых металлов – результат работы автомобильного транспорта, поглощение этих веществ грибами, растениями, которые иногда приводят к отравлению людей, и др.).

Изменения в биогеоценозах под влиянием сельскохозяйственной деятельности. Например, перевыпас скота на пастбищах способствует резкому ухудшению их качества; исчезновение из травостоя видов съедобных высокорослых трав и заселению биогеоценоза низкорослыми, колючими и горькими растениями (чертополох, полынь).

Изменение экосистемы леса под влиянием деятельности человека. Заготовка древесины ценных пород деревьев без учёта годичного прироста – причина смены видового состава леса, замены ценных пород (сосны, ели, пихты, лиственницы) на малоценные (берёзу, осину, ольху) и др. Изменение экосистемы леса при использовании его в рекреационных целях (для отдыха людей): уплотнение почвы – причина заболевания корневых систем, смены травянистой растительности; заселения леса устойчивыми к вытаптыванию травами, которые препятствуют появлению всходов древесной растительности. Всё это ведёт к изреживанию древостоя, изменению видового состава деревьев, трав, птиц, насекомых и др.

Вопрос №6. Каковы причины глобального процесса атмосферного загрязнения?

Ответ.

Причины загрязнения атмосферного воздуха:

В соответствии с действующей Конституцией РФ, государство защищает право граждан на проживание в благополучных экологических условиях. Особенно высокие риски загрязнения окружающей среды и причинения вреда здоровью и жизни населения, несут крупные промышленные предприятия и некоторые виды хозяйственной деятельности.

С целью обеспечения безопасности людей и защиты экологии региона в процессе строительства, реконструкции и эксплуатации промышленных объектов, проектная документация должна содержать документы, устанавливающие размеры санитарно-защитной зоны (СЗЗ).

Что такое санитарно-защитная зона?

Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – это расстояние от источников загрязнения атмосферного воздуха, шума и вибрации, до места, в котором уровень химического загрязнения и физического воздействия объекта соответствует установленным гигиеническим нормативам и не несет угрозы жизни и здоровью людей. Законодательно расчет СЗЗ регламентирует СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». В соответствии с этим документом определяется три типа санитарно-защитных зон, попадающих под следующую классификацию:

  • Ориентировочная санитарно-защитная зона. Ориентировочной называют СЗЗ, ширина которой определяется в соответствии с классом производства, установленным СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03. Значения ориентировочной СЗЗ в метрах устанавливаются для предприятий 5 классов опасности.
  • Расчетная санитарно-защитная зона . Расчетная СЗЗ определяется путем проведения расчета на основании показателей натуральных изменений. Расчет производится путем проведения замеров химических загрязнений атмосферного воздуха, определения уровня шума и вибрации на разных расстояниях от источника потенциальной опасности.
  • Окончательная санитарно-защитная зона. Окончательная СЗЗ определяется на основании натуральных замеров, проводящихся на протяжении минимум 1 года, в разные сезоны.

Когда необходимо рассчитывать санитарно-защитную зону?

В соответствии с Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» № 52-ФЗ установление санитарно-защитной зоны необходимо проводить для любых объектов, являющихся источником химического, физического или биологического воздействия на экологию и состояние здоровья человека. Способ определения размера санитарно-защитной зоны напрямую зависит от типа предприятия.

Не требуется установление СЗЗ для строительства и реконструкции дорог, автомагистралей, железнодорожных линий и узлов метро, открытых автостоянок, паркингов, сельскохозяйственных полей, воздушных линий электропередач. Это связано с отсутствием источника химического или физического воздействия на окружающую среду данных объектов.

  • Для предприятий V класса опасности , к которому относят производство спичек, котлов, хранилища овощей, карьеры по добыче калия и т.д. в соответствии с законом не требуется разработка проекта СЗЗ. Для таких предприятий санитарно-защитная зона устанавливается на уровне 50 метров в соответствии с СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03.
  • Для предприятий IV класса опасности разработка проекта СЗЗ должна проводиться, но определение размеров санитарно-защитной зоны также может осуществляться по табличным значениям СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03. В соответствие с этим документом к предприятиям IV класса опасности относят типографии, работающие с применением свинца, производство мыла, изготовление и сборка мебели с лакированием и окрашиванием и т.д. Для этих предприятий ориентировочная СЗЗ устанавливается на уровне 100 метров от источника загрязнений.
  • Для предприятий I-III класса опасности , к которым относят заводы химической промышленности, предприятия автомобилестроения, производства древесного угля, фермы крупного рогатого скота, лесохимические комплексы, закон требует обязательно разрабатывать проект санитарно-защитной зоны и рассчитывать СЗЗ индивидуально. При этом в СанПиН для этих предприятий также устанавливаются ориентировочные показатели СЗЗ (от 300 до 1000 метров), однако использовать их для согласования и проведения экологической экспертизы нельзя.

В соответствии с законодательством разработка проекта СЗЗ требуется даже для предприятий IV-V класса опасности, если в надзорные органы поступают жалобы от населения на появление специфического запаха, дыма, шума и вибрации.

Зачем нужен расчет санитарно-защитной зоны?

Точный расчет санитарно-защитной зоны предприятия очень важен с точки зрения экологии и защиты жизни здоровья населения. Эта мера природоохранного законодательства преследует следующие цели:

  • Исключение опасности для населения. Установленные санитарно-защитные зоны предприятий, на территории которых наблюдается превышение допустимых показателей загрязнения окружающей среды, шума и вибрации, в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации № 190-ФЗ. наносятся на генплан города. В этой зоне не допускается жилищное строительство и размещение мест общественного пользования. Это направлено на защиту населения от негативного химического и физического воздействия промышленных предприятий.
  • Сохранение экологического благополучия. Проведение необходимых замеров и экспертиз позволяет природоохранным органам сделать вывод относительно допустимости строительства и эксплуатации объекта хозяйственной деятельности с точки зрения экологической безопасности региона.
  • Разработка и реализация мероприятий по охране окружающей среды. В процессе расчета СЗЗ и оформления соответствующего проекта, закон требует от руководства предприятия разработки комплекса эффективных мероприятий по охране окружающей среды и контролирует их реализацию.

Этапы расчета санитарно-защитной зоны

Расчет санитарно-защитной зоны должен проводиться в рамках оформления проектной документации на строительство и реконструкцию предприятий, способных оказывать химическое, физическое и биологическое воздействие на окружающую среду. Если объект уже введен в эксплуатацию, проект СЗЗ оформляется отдельным документом.

Процедура оформления проекта СЗЗ предусматривает такие этапы расчета санитарно-защитной зоны:

  1. Этап №1 – Выявление источников загрязнения, шума и вибрации. Расчет санитарно-защитной зоны производится от источника потенциальной угрозы экологии и здоровью населения. Именно поэтому начинают процедуру с определения источника загрязнения — промышленной площадки, цеха и т.д. Источник обязательно графически отмечают на плане предприятия.
  2. Этап №2 – Получение данных о фоновых концентрациях загрязнений. Эти данные берутся из официальных источников природоохранных служб и необходимы в качестве ориентира для проведения замеров и исследований.
  3. Этап №3 – Определение ориентировочной СЗЗ. Площадь ориентировочной санитарно-защитной зоны по химическим загрязнениям и акустическим факторам определяется по показателям, установленным в СанПиН 2.2.1./2.1.1.1200-03 в зависимости от класса опасности предприятия. Если предприятие не подпадает под установленные классы опасности, ориентировочную СЗЗ определяют при помощи специального программного обеспечения.
  4. Этап №4 – Замеры уровня химических загрязнений и акустических воздействий. На этом этапе привлекаются аккредитованные государством службы и специалисты для проведения замеров уровня загрязнения окружающей среды по веществам, характерным для конкретного предприятия, канцерогенам и веществам I-II класса опасности. Также проводятся замеры акустических воздействий, уровня шума и вибрации.
  5. Этап №5 – Расчет размеров санитарно-защитной зоны. На основании данных, полученных в результате замеров и исследований, проводят расчет площади СЗЗ. Сегодня для этого применяются специальные программы, что повышает точность результатов.
  6. Этап №6 — Оформление графических материалов. Интегральные границы СЗЗ, определяемые по документации и методом расчетов, наносятся на графический план предприятия, с учетом перспективы развития прилегающей территории.
  7. Этап №7 – Разработка мероприятий по охране окружающей среды. На основании данных по загрязнению окружающей среды, должен быть разработан специальный раздел проекта посвященный списку необходимых шумозащитных и воздухоохранных мероприятий. Меры определяются особенностями работы предприятия и экологической обстановкой в регионе.
  8. Этап №8 — Утверждение границ СЗЗ в территориальном Управлении Роспотребнадзора. Составленный в соответствии с этими этапами проект СЗЗ, вместе со всеми документальными актами и подтверждениями поедается в территориальное Управление Роспотребнадзора для проведения санитарно-эпидемиологической экспертизы документации. На основании проведения этой экспертизы выдается заключение относительно безопасности эксплуатации предприятия с данной СЗЗ для окружающей среды и населения.
  9. Этап №9 – Проведение натуральных наблюдений. Окончательная санитарно-защитная зона устанавливается после проведения натуральных измерений на протяжении минимум одного года. При этом разные сезоны, специалисты проводят замеры атмосферного воздуха, уровня шума, вибрации и электромагнитных излучений. На основании натуральных наблюдений а проект СЗЗ могут быть внесены изменения.

Как мы работаем?

Компания «Экобезопасность» предлагает своим клиентам проведение всех этапов расчета и согласования проекта санитарно-защитной зоны предприятия любого класса опасности. Наши сотрудники в процессе разработки и оформления проекта СЗЗ проведут следующие мероприятия.

Мероприятия Описание
Анализ деятельности предприятия и определение источников опасности для окружающей среды Наши сотрудники приступают к работе с изучения сферы деятельности предприятия и инвентаризации всех документов. Также мы определим конкретные источники загрязнений, шума и вибрации, что необходимо для точного расчета площади СЗЗ.
Составление описаний и характеристик технологического процесса Максимально точное описание технологического процесса, с указанием данных по мощности работы оборудования, составления характеристики шума и интенсивности химических выбросов в окружающую среду, необходимо для предоставления в территориальное Управление Роспотребнадзора.
Проведение исследований уровней загрязнения атмосферного воздуха и физических факторов воздействия Мы организуем проведение замеров и исследований атмосферного воздуха, шума, вибрации и других значимых показателей с привлечением компетентных, аккредитованных государством органов и специалистов.
Проведение расчетов санитарно защитной зоны и обоснование ее достаточности Наши специалисты проведут все расчеты площади санитарно-защитной зоны при помощи специальных программ. При этом нами используются только достоверные и подтвержденные данные экспертиз и исследований, что позволяет получить максимально точные размеры санитарно-защитной зоны предприятия.
Оформление графических материалов Нами будут составлены грамотные графические материалы — ситуационный план в масштабе 1:2000 и генеральный план объекта с указанием источников химических выбросов, шума и вибрации. Также наши специалисты создадут схемы с указанием точек проведения натуральных наблюдений.
Разработка комплекса природоохранных мероприятий Специалистами компании «Экобезопасность» будет разработан эффективный перечень мер по снижению негативного влияния предприятия на окружающую среду, а также по озеленению и благоустройству санитарно-защитной зоны. При этом мы проведем все необходимые расчеты, относительно материальных затрат заказчика на реализацию этих мер.
Оформление проекта СЗЗ На этом этапе сотрудники нашей компании грамотно и в соответствии с законодательством оформят проект СЗЗ предприятия, что является гарантией положительного результата санитарно-эпидемиологической экспертизы.
Утверждение границ СЗЗ в территориальном Управлении Роспотребнадзора Наши сотрудники возьмут на себя все хлопоты относительно подачи заявления, разработанного проекта и необходимой документации в территориальные органы Роспотребнадзора.

Стоимость процедуры

Стоимость разработки проекта СЗЗ и расчета санитарно-защитной зоны предприятия в нашей компании стартует от 50 тысяч рублей. В эту сумму входят такие преимущества сотрудничества с профессионалами «Экобезопасность»:

  • профессиональный подход к работе с предприятиями любого класса опасности;
  • кратчайшие сроки разработки проекта СЗЗ;
  • сбор и оформление всех необходимых документальных свидетельств;
  • точный расчет размеров санитарно-защитной зоны при помощи современных программ;
  • выполнение всех требований государственных органов для получения положительного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы;
  • доступные цены на профессиональные услуги.

Сроки

Все необходимые измерения, расчеты и оформление проектной документации нашими сотрудниками будут выполнены в срок от двух недель.

Необходимые документы для процедуры

Для получения положительного вывода санитарно-эпидемиологической экспертизы в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека необходимо предоставить следующие документы и материалы:

  • ситуационный план в масштабе 1:2000;
  • характеристика территории, анализ ее функционального использования, структура предприятия с описанием назначения и характеристик всех объектов;
  • генеральный план объекта с указанием объектов, которые считаются источниками выбросов загрязняющих веществ и физического воздействия;
  • подробное описание технологического процесса и работы промышленного оборудования;
  • обоснование класса по санитарной классификации предприятия;
  • данные по наличию и расположению источников выбросов загрязняющих химических веществ, шума и вибрации;
  • результаты всех проведенных натуральных наблюдений;
  • оценка уровня физических и химических воздействий на окружающую среду, полученная от аккредитованной организации;
  • определение единой санитарно-защитной зоны и обоснование ее достаточности на основании замеров и расчетов;
  • отчет об инженерно-экологических изысканиях на площадке;
  • разработанный и утвержденный руководителем комплекс мероприятий по снижению негативного влияния деятельности предприятия на окружающую среду;
  • документы, подтверждающие инженерное обеспечение территории – водоснабжение, подведение канализации, теплоснабжение, подключение электричества;
  • справка из территориальных природоохранных органов о показателях фоновых концентраций и климатических условиях;
  • схема размещения точек контроля и проведения натуральных наблюдений.

Особенности процедуры

Грамотное составление проекта СЗЗ необходимо для получения положительного заключения санитарно-эпидемиологической экспертизы. Экспертная комиссия при этом исследует не только текущее положение дел на предприятии, но и перспективу развития объекта, и вероятное увеличение мощностей. Это необходимо для внесения соответствующих изменений в городской план застройки. Именно в связи с этим, для получения положительного решения экспертной комиссии желательно уделить внимание ближайшим перспективам расширения и усовершенствования промышленного предприятия.

Штрафы и ответственность

Административная ответственность за отсутствие проекта СЗЗ предусматривается статьей 6.3. «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий» Кодекса РФ об административных правонарушениях. В соответствии с этим документом устанавливаются следующие меры наказания нарушителя:

  • для должностных лиц – штраф от 500 до 1000 рублей;
  • для юридических лиц - штраф от 20 000 до 100 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Профессионалы компании «Экобезопасность» добросовестно и ответственно выполнят все этапы процедуры расчета санитарно-защитной зоны и оформления проектной документации на строительство и эксплуатацию предприятия любого класса опасности.

РАСЧЁТ РАЗМЕРА САНИТАРНО-ЗАЩИТНОЙ ЗОНЫ

Для предприятий, их отдельных зданий и сооружений с технологическими процессами, являющимися источниками производственных вредностей, назначается санитарная классификация , предусматривающая меры по уменьшению неблагоприятного влияния этих источников. Для них должна быть организована санитарно-защитная зона, ширина которой определяется санитарным классом.

Территория санитарно-защитной зоны предназначена для:

обеспечения снижения уровня воздействия до требуемых гигиенических нормативов по всем факторам воздействия за ее пределами;

создания санитарно-защитного барьера между территорией предприятия (группы предприятий) и территорией жилой застройки;

организации дополнительных озелененных площадей, обеспечивающих экранирование, ассимиляцию и фильтрацию загрязнителей атмосферного воздуха, и повышение комфортности микроклимата.

Полученные по расчету размеры СЗЗ должны уточняться отдельно для различных направлений ветра в зависимости от результатов расчета загрязнения атмосферы и среднегодовой розы ветров района расположения предприятия по формуле

где l - определяемая величина размера СЗЗ;

L0 - участок местности в данном направлении, где концентрация вредных веществ (с учетом фоновой концентрации) превышает ПДК (принимается в соответствии с санитарным классом предприятия по );

Р, % - среднегодовая повторяемость направления ветров рассматриваемого румба, ;

Р0, % - повторяемость направлений ветров одного румба при круговой розе ветров. Например, при восьмирумбовой розе ветров Значения l и L0 отсчитываются от границы источников.

При корректировке ширины СЗЗ с учетом преобладающих направлений ветра (Р >12,5%) запрещается ее сокращение по направлениям, имеющим Р < 12,5%.

В зависимости от характера и количества выбросов установлено пять классов предприятий с шириной санитарно-защитной зоны от 1000 до 50м. (в соответствии с ):

Класс предприятия I II III IV V

Расстояние, м 1000 500 300 100 50

Данное предприятие отнесем к: производство приборов для электрической промышленности (электроламп, фонарей и т.д.) при отсутствии литейных цехов и без применения ртути.: класс IV, ширина СЗЗ = 100 м.

Рассчитаем размеры СЗЗ для различных направлений ветра (для среднегодовых значений) (см.табл.4.5.):

С: т.к. Р=14%>P0=12,5%, то

СВ: т.к. Р=6,5%

В: т.к. Р=3,5%

ЮВ: т.к. Р=7,0%

Ю: т.к. Р=27,5%>P0=12,5%, то:

ЮЗ: т.к. Р=17%>P0=12,5%, то:

З: т.к. Р=10%

СЗ: т.к. Р=14,5%>P0=12,5%, то:

На основании полученных результатов строим СЗЗ (Приложение 4).

РАСЧЁТ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА ОТ ЗАГРЯЗНЕНИЯ АТМОСФЕРЫ

Экологический ущерб представляет собой стоимостное выражение негативного антропогенного воздействия на окружающую среду. Он равен сумме затрат на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды на реципиентов, и затрат, связанных с воздействием на реципиентов. В состав реципиентов входят: население, объекты жилищно-коммунального хозяйства, сельскохозяйственные угодья, лесные ресурсы, элементы основных фондов промышленности и транспорта, трудовые ресурсы.

Под экологическим ущербом отдельного хозяйствующего субъекта (предприятия) понимают те потери (затраты), которые несет предприятие вследствие негативного воздействия вредных веществ, попадающих в окружающую среду с выбросами собственного производства.

Экологический ущерб является первой составляющей издержек предприятия на природоохранную деятельность. Второй составляющей выступают текущие затраты на природоохранную деятельность, которые зависят от уровня негативного воздействия вредных веществ технологических процессов на предприятии на окружающую среду.

Экономический ущерб предприятию представляет собой:

1. Затраты, вызываемые воздействием загрязненной окружающейсреды на предприятие.

2. Затраты на предотвращение воздействия загрязненной окружающей среды.

Ущерб, наносимый выбросами единичного источника в атмосферный воздух, в ценах 1984 года (руб/год) определяется по формуле

У = г у f М, (6.1)

где г" = 3,3 руб./усл.т - удельный ущерб, наносимый народному хозяйству выбросом в атмосферу одной условной тонны загрязняющих веществ, не превышающим предельно допустимой величины; г” = 15,8 руб./усл.т - то же, превышающим допустимой величины, ;

у - показатель относительной опасности загрязнения атмосферного воздуха, учитывающий факторы восприятия;

f - коэффициент, учитывающий характер рассеивания вредного вещества;

М - приведенная масса годового выброса токсичного вещества, т/год.

Если зона активного загрязнения (ЗАЗ) неоднородна и состоит из территорий таких типов, которым соответствуют различные значения у причем Sj площадь j-й части ЗАЗ, уj - соответствующее табличное значение константы у, то значение у для всей ЗАЗ определяется по формуле

где SЗАЗ - общая площадь ЗАЗ; j - номер части ЗАЗ, относящейся к одному из типов территорий, указанных в табл. 6.1 ; k - общее число типов территорий, попавших в ЗАЗ.

ЗАЗ для организованных источников представляет собой кольцо, заключенное между окружностями с внутренним и внешним радиусами и, где h - высота источника в метрах. В случаях, когда частотная роза по направлениям ветров резко отличается от круговой (>2), рекомендуется круговые внешнюю и внутреннюю границы ЗАЗ по соответствующим румбам заменять деформированными в соответствии с частотной розой по направлениям ветров, умножая величины r1 и r2 на два множителя, первый из которых равен числу румбов в розе, а второй - относится к частоте (в долях единицы) направления ветра по каждому румбу Pi/100.

Определим безразмерную поправку ц на подъем факела в атмосфере:

Рассчитаем зону активного загрязнения по направлениям ветров:

По полученным значениям построим зону активного загрязнения по направлениям ветров (Приложение 5).

Зона активного загрязнения состоит из трех типов территории:

* 50% - территории промпредприятий, у1 = 4;

* 25% - лес 3-ей группы, у2 = 0,025;

* 25% - пастбища, сенокосы (неорошаемые), у2 = 0,05;

взяты из таблицы 6.1.

Поскольку в условии дано отношение Sj к для территорий различных типов, то нет необходимости рассчитывать.

Поправки на рассеивание вычисляем по формуле 6.4 :

Где u - среднегодовое значение модуля скорости ветра на уровне флюгера; в тех случаях, когда значение u не известно оно принимается равным 3 м/с.

Рассчитаем показатель по формуле 6.10 и показатель относительной агрессивности каждого выброса по формуле 6.9 , учитывая, что поправки соответственно равны :

для всех прочих выбрасываемых в атмосферу загрязнителей (для газов, кислот и щелочей в аэрозолях и др.).

2 при поступлении вредных веществ в атмосферу севернее 45° с.ш.;

для прочих соединений и примесей (для оксида углерода, легких углеводородов, органических пылей, содержащих ПАУ, токсичных металлов и их оксидов и др.);

для твердых аэрозолей, выбрасываемых на прочих территориях, а также для всех прочих примесей независимо от места выброса.

щелочь едкая

водород цианид

Полученная информация по выбросам представлена в табл. 6.4.

Таблица 6.4

Т.к. выделившиеся вещества относятся к одной фракции - газообразных примесей и легких мелкодисперсных частиц с очень малой скоростью оседания (менее 1 см/с) и учитывая, что, находим значение приведенной массы годового выброса загрязнений в атмосферу из источника по формуле 6.7 и экологический ущерб от загрязнения воздушной среды определяемый по формуле 6.8а при условии:

У = 3,3 у f М,

Определим размер платежей Пл, у.е./год за выбросы от стационарных источников по формуле:

Где ПДВi - предельно допустимы нормативный выброс, т/год;

ni - базовая ставка (налог) платы за выбросы в пределах ПДВ, у.е./т,

mф.i - фактическая масса выбросов вредного вещества, т/год.

Базовая ставка (налог) платы за выбросы сверх установленных ПДВ, у.е./т.

Принимается по , для щелочи едкой 129 у.е./т, водород цианита - 4313 у.е./т

Стоимость: от 120 000 руб.

Помимо этого, требуется разработка СЗЗ не только для предприятий промышленности. В список входят также такие потенциально вредные для окружающей среды объекты, как АЗС, котельные, складские помещения, очистные сооружения и даже кладбища.

Кроме того, существует СЗЗ для автомобильных дорог, которая называется «санитарный разрыв». Полный перечень данных объектов также содержится в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 .

В общем, в обязательном порядке определение СЗЗ необходимо для предприятий 1 – 3 класса опасности, для 4 класса – по требованию Роспотребнадзора.

Зачем необходима?

Установление санитарно-защитной зоны производства нужно предприятию для соблюдения существующего природоохранного законодательства и, как следствие, избежании штрафов за отсутствие СЗЗ при проверке инспектирующими органами.

Размер штрафа прописан в КоАП РФ № 195-ФЗ 2001 г. и может достигать 100 000 руб. на юридическое лицо или же осуществляется приостановка его деятельности на срок до 3 месяцев.

Сколько стоит?

Стоимость разработки проекта санитарно-защитной зоны начинается от 10 000 руб. за источник (выбросов, шума, излучения). На стоимость влияет множество факторов: объем необходимых работ, класс опасности объекта, необходимость сокращения СЗЗ.

Сколько ждать?

Разработка проекта СЗЗ, вместе со сбором необходимых данных, в среднем занимает 30-40 дней. Затем наступает череда долгих согласований проекта и проведения замеров и исследований на местности, которые в общей сложности длятся более года. На период проведения исследований устанавливается временная СЗЗ, а итогом годовых исследований является окончательное согласование границ санитарно-защитной зоны.

Установленная СЗЗ на предприятии действует бессрочно, если в заключении СЭЗ не указано срока действия. Однако, при изменении технологического процесса в организации или проведении застройки селитебной территории вокруг СЗЗ проект подлежит переоформлению.



Просмотров