Категории прав в в1. Отметка AS в категории B1

Категория и подкатегория Вид транспорта
А Мотоциклы
А1 Легкие мотоциклы с мощностью двигателя от 50 до 125 куб.см и максимальной мощностью до 11кВт
В Автомобили с максимальным весом, не превышающим 3,5 тонны и числом мест, помимо сиденья водителя, не превышает восьми.
В1 Трициклы и квадрициклы
ВЕ Автомобили категории В с прицепом, масса которого превышает 750 килограммов.
С Автомобили, масса которого превышает 3,5 тонны, в том числе с прицепом до 750 кг
С1 Автомобили с максимальным весом от 3,5 тонн до 7,5 тонн
СЕ Автомобили категории С с прицепом, масса которого составляет от 750 кг до 3,5 тонн
С1Е Автомобили категории С1, масса которых превышает 3,5 тонн, но не превышает 7.5 тонн сцепленных с прицепом, масса которого превышает 750 кг, при общей сумме не более 12 тонн
D Автомобили для перевозки пассажиров, которые имеют более 8 сидячих мест, помимо места водителя, в том числе с прицепом массой до 750 кг.
D1 Автомобили с количеством мест 8-16, помимо места водителя
DE Автомобили категории D с прицепом массой от 750 кг до 3,5 тонн
D1E Автомобили категории DE с прицепом, масса которого не менее 750 кг, но не более 12 тонн
M Мопеды, скутеры и квадрициклы объемом до 50 куб.см
Tm Трамваи
Tb Троллейбусы

Расшифровка категорий и подкатегорий

Категория «А» дает возможность управлять мотоциклом. Согласно , мотоцикл — двухколесное механическое транспортное средство с боковым прицепом или без него. К мотоциклам приравниваются трех- и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг. Мнение о том, что управлять данным транспортным средством необходимо только со специальными водительскими правами на мотоцикл – можно считать абсурдным.

Категория «А1» водительских прав также относится к разряду мотоциклов, но единственное отличие между предыдущей категорией и этой то, что открывая данную подкатегорию, управлять можно мотоциклом только с мощностью от 50 до 125 куб.см, а так же с максимальной мощностью до 11кВт. Стоит отметить тот факт, что, имея открытую категорию в водительском удостоверении на мотоцикл, данная подкатегория присваивается автоматически. Особенностью является то, что данную категорию можно открыть в 16 лет.

Категория «B» водительских прав дает возможность управлять легковым автомобилем, масса которого не превышает 3,5 тонн, а количество сидячих мест, помимо места водителя, не превышает восьми. Так же водительское удостоверение категории В разрешает управление транспортным средством массой не более 3,5 тонн, сцепленных с прицепом, масса которого не превышает 750 кг. Помимо этого, не исключено управление транспортного средства массой не более 3,5 тонн, сцепленного с прицепом, превышающим массу 750 килограмм, но не превышает массу автомобиля без нагрузки, при этом общая сумма веса не должна превышать 3,5 тонны. Согласно , прицеп — транспортное средство, не оборудованное двигателем и предназначенное для движения в составе с механическим транспортным средством. Термин распространяется также на полуприцепы и прицепы-роспуски. Управлять можно так же микроавтобусами и джипами, главное условие – соответствие вышеприведенных правил с вашим автомобилем.


Категория «В1» водительских прав предоставляет возможность управлять трех- или четырехколесным автомобилем, порожняя масса которого не превышает 550 кг. Его изготовительская скорость превышает 50 км/ч. В случае, если транспорт имеет двигатель внутреннего сгорания, то его рабочий объем будет более 50 куб.см. При порожней массе, в транспорте с электрическим приводом, масса аккумулятора не учитывается. Согласно ГОСТу Р 41.73-99, порожняя масса – это масса транспортного средства в снаряженном состоянии без водителя и пассажиров, без груза, но полностью заправленного топливом, охлаждающей жидкостью, смазочными материалами и с инструментом и запасным колесом, если оно прилагается предприятием-изготовителем транспортного средства в качестве комплектного оборудования. Соответственно, если у вас в водительском удостоверении категория В1 открыта, то вы можете управлять трициклом и квадрициклом. Стоит заметить, что квадрицикл и квадроцикл — это две совершенно разные вещи, поэтому управлять квадроциклом с обычными водительскими правами нельзя.

Категория «ВЕ» позволяет управлять транспортом категории В, сцепленным с прицепом, масса которого превышает 750 килограмм, а также превышает массу самого автомобиля без нагрузки. При этом основное условие данного состава – разрешенная общая масса превышает 3,5 тонны.

Категория «С» Имея данную категорию, можно управлять автомобилями, масса которых превышает 3,5 тонны, а так же сцепленными с прицепами, масса которых не превышает 750 килограмм. Данная категория предназначена только для грузовиков массой более 3,5 тонн и не относится к автомобилям категории D. Помимо того, недопустимо управление легкими грузовиками и легковыми автомобилями, масса которых не превышает 3500 килограмм.

Категория «С1» исключает автомобили категории D. Разрешенная масса транспортного средства категории С1 составляет от 3,5 тонн 7,5 тонн. Также не исключается возможность управлять данным видом транспорта сцепленным с прицепом, масса которого не превышает 750 килограмм. Стоит отметить тот факт, водитель, который имеет категорию С, может беспрепятственно управлять автомобилями категории С1.

Категория «СЕ» – это категория, которая позволяет управлять транспортом категории С сцепленного прицепом, масса которого не менее 750 килограмм, но не превышает 3,5 тонны. Для того чтобы открыть данную категорию, необходимо изначально открыть категорию С.

Категория «С1Е» предоставляет право на управление транспортом категории С1, вес которого составляет от 3,5 тонн до 7,5 тонн, сцепленного с прицепом, масса которого превышает 750 килограмм, но не превышает массы автомобиля без нагрузки. Главное условие данного состава, это чтобы суммарный вес не превышал 12 тонн. Водители с открытой категорией СЕ имеет право управлять транспортом категории С1Е.

Категория «D» в водительских правах позволяет управлять автомобилями, которые предназначены для перевозки людей и имеют, помимо сиденья водителя, более 8 сидячих мест. Также можно управлять автомобилем категории D, сцепленным с прицепом, масса которого не превышает 750 килограмм. Под эту категорию попадают различные автобусы.

Категория «D1» – это транспорт, который предназначен для перевозки пассажиров и имеет более 8 пассажирских мест, но не более 16. Помимо этого, разрешено использование прицепа, масса которого не превышает 750 килограмм. Водители, имеющую категорию D, могут управлять данной категорией.

Категория «D1Е» предоставляет возможность управления транспортным средством категории D1, сцепленным с прицепом, масса которого превышает 750 килограмм, но при этом общая масса транспортного состава не должна превышать 12 тонн. Стоит отметить тот факт, что прицеп не должен быть предназначен для перевозки людей. Для тех, кто имеет в водительском удостоверении открытую категорию DE, данная подкатегория открывается автоматически.

Категория «М» водительских прав в 2017 году обозначает наличие права управления мопедами и легкими квадрициклами. Для того чтобы сделать водительское удостоверение категории М, достаточно иметь открытую любую другую категорию.

Категории «Tm», Tb» обозначают возможность управлять трамваем и троллейбусом. Ранее данных категорий не было в водительском удостоверении как отдельная графа, они были занесены в особые отметки.

Чтобы водитель имел возможность управлять машиной с тяжелым прицепом , ему нужна категория BЕ в водительских правах. Если ее нет, лицо, управляющее таким транспортным средством, может быть привлечено к административной ответственности, предусмотренной Правилами дорожного движения РФ и КоАП. В связи с этим, нужно знать, на какой транспорт распространяется данная категория прав и как ее получить, чтобы не нарушать закон во время вождения ТС на дорогах РФ.

Что значит категория ВЕ в правах

Закон един для всех, и если у водителя нет необходимой категории в водительском удостоверении, позволяющей ему управлять тем ТС, за рулем которого он находится, придется заплатить штраф. Его размер может варьироваться в пределах 5 -15 тыс. руб. Также водитель отстраняется от управления ТС, а машину эвакуируют на штрафплощадку.

Если эта категория отмечена в водительском удостоверении, что это значит для водителей и транспортной полиции? Это свидетельствует о том, что их собственник имеет право водить автомобиль с тяжелым прицепом, к которому выдвигаются определенные требования.

Во время вождения такого транспортного средства необходимо иметь соответствующие навыки, позволяющие эксплуатировать автотранспортное средство в безаварийном режиме. Управление автомобилем в сцепке с прицепом относится к сложному виду вождения, требует пройти специальную подготовку и открыть категорию, подтверждающую право водителя на управление таким ТС.

ВАЖНО! Чтобы получить категорию ВЕ, нужно иметь права, в которых категория В открыта не позже, чем 1 год назад.

Требования к данной категории прав

  1. Относящиеся к категории В, имеющие сцепление с прицепом. При этом максимальной разрешенной массой прицепа считается вес более 750 кг, и превышение веса машины без какой-либо нагрузки – не важно, какой вес будет иметь тягач.
  2. Также к категории ВЕ относятся машины категории В в сцепке с прицепом, имеющим максимальный разрешенный вес более 750 кг. При этом должно соблюдаться условие, что максимальный разрешенный вес этого транспортного состава больше, чем 3500 кг.

Если подпадающие под первое требование автомобили с прицепами не вызывают у инспекторов ГИБДД никаких вопросов, то по второму пункту периодически водители попадают в неприятные ситуации и споры с гаишниками, которые «забывают» о существовании такого определения. Поэтому обязательно нужно открыть категорию ВЕ, если приходится заниматься караванингом или ездить на отдых с прицепным домиком.

Как получить категорию ВЕ

Как открыть эту категорию:

  • обратиться в одну из автошкол, которые проводят обучение на получения водительского удостоверения;
  • оплатить обучение;
  • изучить теорию и практику вождения;
  • сдать соответствующие экзамены;
  • получить ВУ с категорией ВЕ в ГИБДД.

Сделать это совершенно не сложно, особых трудностей возникнуть не должно, если уже открыта категория В. Времени этот процесс занимает мало, и стоит не дорого. В автошколах, предлагающих пройти обучение на подкатегорию ВЕ, стоимость курса может варьироваться в пределах 7-15 тысяч рублей. Все зависит от расценок конкретной школы.

Кроме того, нужно будет заплатить 1 тыс. рублей за получение медицинской справки или пройтись самостоятельно по всем очередям в поликлинике по месту жительства.

Особенности обучения на категорию ВЕ

Теоретическое обучение будет проходить на протяжении двух недель. Ходить или не ходить на занятия, каждый решает сам. Обычно после прохождения курса нужно сдать экзамен в автошколе и забрать документы о прохождении этого обучения. Их выдают всем, кто на этот курс оформился, и заплатил за обучение.

Как только документы будут получены, можно отправляться в МРЭО, к которому прикреплена автошкола, выдавшая документы об обучении. Здесь нужно узнать, когда можно сдать экзамен.

Есть еще один вариант – с документами от автошколы отправиться в любое МРЭО в своем городе, и сдать там экзамен самостоятельно.

ВАЖНО! Тем, кто торопится с получением категории ВЕ нужно знать, что экзамены на ее получение проходят не часто (также, как и на категорию СЕ), так как иметь ее желает небольшое количество людей. Приходят они в разных МРЭО в разное время. Обычно перерыв между очередным экзаменом составляет 1-2 месяца.

Чтобы ускорить процесс, необходимо:

  • Попытаться найти одно из МРЭО, в котором будет проходить ближайший очередной экзамен, и присоединиться к группе водителей, желающих его сдавать. Это позволит избежать ожидания с двух месяцев до одной недели.
  • Записаться на сдачу экзамена. Чтобы это сделать, нужно открепиться от МРЭО, к которому прикреплена автошкола.
  • С этой целью необходимо обратиться к специалистам этого МРЭО, отвечающим за проведение экзаменов, поставить печать на обратной стороне карточки, выданной ученику автошколы.
  • Подать документы о прохождении курса обучения, водительские права, паспорт в выбранное МРЭО и подождать даты экзамена.

Сдача экзамена

Экзамен состоит из двух этапов. На площадке выполняется 2 упражнения:

  1. Движение по прямой: автопоезд движется по прямой задним ходом и въезд в гараж задним ходом. Гараж располагается перпендикулярно к стартовой территории, по которой движется автопоезд экзаменуемого («залом прицепа на 90 0 »).
  1. По городу: в этом упражнении все выполняется так же, как и при получении кат. В, но в этом случае маршрут короче в 2 раза.

У большинства водителей проблемы возникают на площадке на втором упражнении, хотя и первое некоторым дается не с первого раза.

ВАЖНО! Прежде чем отправляться на экзамен, желательно попрактиковаться на платных тренировках, чтобы с уверенностью и с первого раза получить нужную категорию. Такие услуги предлагают во многих автошколах.

На видео о получение категории ВЕ

После успешной сдачи экзамена права с открытой категорией ВЕ будут выданы на следующий рабочий день предъявителю паспорта и с предъявлением квитанции об уплате госпошлины.

В некоторых странах водительское удостоверение, кроме прямого его назначения, является заменой других документов, удостоверяющих личность, например, паспорта. В планах такое применение прав и в России. Однако, сейчас в документе указаны лишь категории водительских прав, разрешающие управление определенным видом транспорта.

Управление любым видом транспорта, регламентированного в Правилах дорожного движения, должно проводиться только при наличии соответствующего подтверждающего документа. При отсутствии удостоверения водитель будет оштрафован согласно действующей сетке от 5 до 30 тысяч рублей.

После введения новых категорий в водительском удостоверении, претерпел изменения и внешний вид документа. Кроме того, что расшифровка всех категорий водительских прав нового образца указана на пластике в виде схематических иконок, также обозначен конечный срок действия каждой из таких категорий для владельца.

В новых правах находится такая информация:

  • название документа на лицевой стороне;
  • фамилия, имя и отчество владельца документа;
  • даты получения и окончания действия прав;
  • место и дата рождения;
  • название органа, выдавшего документ;
  • фото и подпись владельца;
  • список категорий транспорта и отметки о допусках к этим категориям владельца удостоверения;
  • закодированная информация для прочтения с помощью сканера.

Водительские права

Записи сделаны буквами русского алфавита. Также информация продублирована латиницей для того, чтобы можно было пользоваться документом за рубежом. Категории и подкатегории транспорта обозначены только латиницей и арабскими цифрами.

Расшифровка обозначений на водительском удостоверении

Кроме названия документа на лицевой стороне присутствует обозначения страны, его выдавшей (RUS). В левой части расположено цветное 3х4 см фото владельца. На фотографии не должно быть головного убора или других предметов, искажающих восприятие. Допускается послабление при покрытии головы у верующих, с сохранением видимости овала лица. Также у водителей с плохим зрением на фото могут быть очки с нетонированными линзами. В качестве подтверждения получения удостоверения водитель ставит в документе свою подпись.

Фамилия, имя и подпись владельца напечатаны прописными («большими») буквами русского алфавита. Под каждым русским словом текст продублирован также прописными латинскими символами. Это правило относится и к месту рождения.

Лицевая сторона водительского удостоверения

Так как права выдаются на ограниченный срок (10 лет), то в строках 4 а) и 4 b) вписан интервал времени, в течение которого документ является действительным. После окончания его действия необходимо его продлить. Пользоваться просроченными правами нельзя. Пункт 4c) указывает место выдачи документа.

В пятом пункте находятся серия и номер удостоверения. Эти данные продублированы на тыльной стороне прав снизу.

На предпоследней строке указан регион проживания водителя, а под ним шифры категорий и подкатегорий, разрешенных к управлению.

С оборотной стороны в левой части нанесен штрих-код с дополнительной информацией о водителе. Для ее считывания понадобится сканер.

Основную площадь тыльной стороны занимает таблица. О том, что означают категории в новых правах, мы расскажем дальше. В первом столбце указаны маркировки категорий/подкатегорий и соответствующие иконки с изображением транспорта. Во втором столбце (графа 10) находится срок, с которого водитель допускается к управлению выбранной категорией транспорта. В третьем столбце (графа 11) указан срок окончания действия прав. В последнем столбце (графа 12) могут вноситься дополнения, например, если водитель может управлять авто только с автоматической коробкой передач (АТ).

В графе 14, расположенной под таблицей, может быть общая информация, касающаяся всех категорий, например, указывается водительский стаж.

Тыльная сторона водительского удостоверения

Актуальные категории в правах

После 2014 года, когда вступили в действие изменения в правилах дорожного движения, у многих водителей появился вопрос о том, какие машины можно водить с категорией B, ведь кроме старого обозначения появилась подкатегория B1. Кроме этого новшества в список были внесены другие подкатегории и категории автотранспорта. Всего для легкового и грузового транспорта было выделено 16 типов транспортных средств, без учета спецтранспорта.

«А» – с открытой этой категорией допускаются водители к управлению мотоциклами (двухколесными транспортными средствами (ТС) с боковым прицепом либо без него). В эту категорию допускаются ТС с тремя или четырьмя колесами и общей массой до 0,4 т.

«А1» – обладатели этой категории получают более ограниченные права, чем в предыдущем пункте. ТС должно иметь объем двигателя 50-125 см 3 и максимум 11 кВт мощности. Фактически под А1 попадают современные «скутеры». При наличии у водителей в более старых правах категории А, новая подкатегория А1 открывается автоматически.

«B» – эта отметка в правах дает возможность на вождение легкового авто с массой до 3,5 т и ограничение на сидячие места в салоне до 8 единиц, без учета водительского кресла. Дополнительным правом является присоединение прицепа более 0,750 т к такому ТС, но масса прицепа не должна быть более массы ТС, а общий вес пары ограничивается 3,5 т. Прицепом, согласно действующим ПДД, принято называть ТС, не оборудованное силовой установкой.

«B1» – такой пункт в водительском удостоверении разрешает вождение авто на трех либо четырех колесах, а масса порожнего ТС ограничивается 0,550 т. В таком авто производитель должен устанавливать ограничитель скорости на отметке в 50 км/ч. Также объем мотора не должен быть более 50 см 3 . В расчет массы не берутся данные водителя и не учитывается аккумулятор у ТС на электротяге. Однако, в общую массу входит полный бак топлива и остальные смазочные и охлаждающие жидкости. Наличие этой категории дает возможность обладателю водить трицикл или квадрицикл. При этом последнее ТС имеет существенное различие с квадрОциклом, у которого мотопосадка в кресле и управление осуществляется рулем, схожим с мотоциклетным.

«BE» – допускает вождение автомобилем, описанным в категории «B», но в этом случае массу прицепа разрешается делать больше 0,750 т, хотя общая масса такой конструкции также ограничена 3,5 т.

«С» – о том, какие машины можно водить с категорией С, говорится в новых ПДД. К таким авто относятся грузовые машины с массой только более 3,5 т и возможностью дополнительной сцепки с прицепами более 0,750 т. Ограничение на перевозку пассажиров составляет 8 человек без учета водителя.

«С1» – отметка о такой категории дает право водителю управлять авто с массой 3,5-7,5 т и осуществлять сцепку с прицепом до 0,750 т. Никаких дополнительных привилегий по пассажирам категория также не осуществляет.

«C1E» – водитель с такой категорией может перемещаться на машине 3,5-7,5 т с прицепом более 0,750 т, но общая масса такого подвижного состава ограничена 12 т.

«D» – такой разрешенный пункт в удостоверении водителя дает возможность управлять ТС, в котором находится более 8 пассажиров. Под эту категорию подпадают практически все крупные автобусы. К ним по правилам этой категории также можно присоединять прицепы с массой менее 0,750 т.

«D1» – подкатегория урезана в разрешенном количестве пассажиров в салоне. Количество оборудованных мест в салоне должно позволять перевозить от 8 до 16 «сидячих» пассажиров. Допускается прицеп до 0,750 т. При открытой «D», «D1» открывается автоматом.

«DE» – для водителей с такой категорией можно к автобусу, описанному в пункте «D», цеплять прицеп массой от 0,750 т до 3,5 т. Также в это описание попадают автобусы-«гармошки», имеющие сочленение.

«D1E» – при таком обозначении прицеп автобуса может быть более 0,750 т, но установлено общее ограничение на массу состава в 12 т. В прицепе во время движения не должны находиться люди. При открытии «DE», подкатегория «D1E» присваивается автоматически.

«E» – позиция исключена из современных правил, а ее функции перераспределены между основными категориями в качестве дополнений.

«M» – отметка в правах дает возможность легально водить мопеды и легкие квадрициклы. Часто ее параллельно открывают при открытии любой другой категории.

«Tm» , «Tb» – с такими позициями в современном водительском удостоверении можно водить трамваи и троллейбусы. Эти пункты перекачивали из особых отметок в полноценные категории.

Получение водительских прав любой категории

Получить право на вождение транспортным средством в России можно только после обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов. Они состоят из теоретической и практической частей.

Для поступления на обучение достаточно сдать документы, оплатить курсы, а затем заполнить и подписать договор. Обязательный документ для начала обучения – медицинская справка формы 083/у-89. Документ является бланком строгой отчетности, поэтому никаких замен ему найти не получится.

После прохождения обучения, надо сдать три обязательных экзамена. Первый – проверка теоретических знаний, второй – практика на полигоне, третий – практика в городских условиях. Именно в такой последовательности проводится сдача.

В теоретической части экзамен проводится на компьютере, где за 20 минут требуется ответить правильно на 20 вопросов. Успешным является результат с не более чем двумя ошибками. При наличии трех и более неверных ответов ученика к практической части не допускают.

На отведенной для экзаменов закрытой площадке необходимо правильно тронуться, остановиться, проехать задом, а также между тумбами, не задев их и не сбив. После успешного заезда можно отправляться с инструктором в городские условия. Там ученик не должен получить более 5 штрафных баллов.

Для повторного прохождения теоретической части соискателю могут дать 7 дней. Также он может в письменной форме получить отказ, который по процедуре обжалуется в судебных органах.

Если же все требования по сдаче экзаменов выполнены успешно, то можно оплачивать госпошлину и проходить фотографирование на удостоверение в ГИБДД. Через полчаса после фото выдаются водительские права. Они ограничены сроком действия на 10 лет.

Возраст получения водительского удостоверения

Мотоциклами и скутерами, попадающими под категории «А1» и «М», можно управлять при наличии прав с 16 лет. Для категорий «А», «B», «С» и подкатегорий «B1» и «C1» требуется достижение 18 лет. Послаблением для «В» является возможность обучения с 17 лет, но получить удостоверение можно лишь при наступлении 18 лет.

Для «D», «D1», «Tm», «Tb» учеба разрешена только после 21 года, а все, что имеет приставку «Е» можно получить после управления основной категорией в течение 12 месяцев. Активацию «C1E» и «D1E» можно провести после открытых «С» и «D» или «С1» и «D1».

Понятием «водительская категория» обозначаются транспортные средства, которыми дозволено управлять шоферу. Каждое авто относится к определенной категории. Водитель с прописанной категорией B (легковые авто) не может водить автобус, причисляемый к категории D. Разберемся, какие категории водительских прав существуют в 2016 году.

  1. А – мотоциклы (А1 – легковесные мотоциклы).
  2. В – «легкие» машины (В1 – трициклы, ВЕ – легковесные авто с прикрепленным прицепом).
  3. С – грузовики (С1 – легкие грузовики, СЕ – «тяжеловесы» с прицепом, С1Е – маловесные грузовики с «повозкой»).
  4. D – автобусные транспортные средства (D1 – небольшие автобусы, DE – автобусные средства с «повозкой», D1E – миниавтобусы с прицепом).
  5. М – мопеды.
  6. Tm – трамваи.
  7. Tb – троллейбусы.

Водителю дозволено управлять исключительно тем транспортом, который обозначен у него в документах необходимой категорией. В противном случае грозит штрафное взыскание 5-15 тыс. рублей за отсутствие нужной категории.

Права категории А: со скольки лет и как получить

Водительский документ с данной отметкой дает право управления любым мотоциклом даже с коляской. Также разрешает сидеть за рулем такого редкого вида транспорта в современном автомобильном потоке, как мотоколяска.

По определению ПДД, мотоцикл – это двухколесный транспорт, который может иметь или нет «люльку» сбоку. Права категории А также выдаются водителям трехколесных и четырехколесных мотоциклов весом не больше 400 кг (в снаряженном состоянии).

  • Подкатегория А1. К данному виду относятся мотоциклы с определенными параметрами – объм движка (до 125 см³) и мощность (до 11 кВт). Шофер с категорией А, автоматически получает право водить мотоцикл подкатегории А1.

Права категории B: авто, квадро- и трициклы

К ней причисляются транспортные средства со следующими характеристиками:

  • масса транспорта – до 3,5 тонн;
  • количество мест для пассажиров – до 8 (водительское сиденье не считается);
  • авто с прицепом, дозволенная масса которого – до 750 кг (и не превосходит массу самой машины без груза), а общая разрешенная масса всей «конструкции» – не выше 3,5 тонн.

Указанным требованиям помимо легковых машин также отвечают некоторые автобусы, маленькие грузовики, джипы и мотоколяски.

Подкатегория В1

Эти права предназначены для лиц, желающих «гонять» на трициклах и квадрициклах. «Квадрицикл» не надо путать с «квадроциклом». Поэтому и водительские документы нужны другие.

Квадрицикл – это мотоцикл с 4 колесами и обладающий следующими конструктивными особенностями:

  • развивающий минимальную скорость до 25 км/ч;
  • самая большая мощность движка – 15 кВт;
  • масса с поклажей – до 400 кг (для моделей, предназначенных для перевозки клади – до 500 кг).

Трицикл – транспортное средство на трех колесах (трайки, авто, велосипеды).

Подкатегория ВЕ

Если у автомобиля имеется тяжелый прицеп, то потребуются водительский документ подкатегории ВЕ. Он относится к машине со следующими параметрами:

  • авто с тяжелой «повозкой», масса которой легче 750 кг и превосходит массу самой машины без нагрузки;
  • авто с прицепом, масса которого меньше 750 кг, а дозволенная итоговая масса всей конструкции – более 3,5 тонн.

Обучают вождению автомобиля с тяжелым «вагончиком» с 18 лет. Длится процесс 1,5 месяца.

Категория С: грузовики всех видов

Это грузовики разной тяжести (исключая средства категории D). К ним относятся:

  • авто с дозволенной массой, превышающей рубеж 3,5 тонны;
  • грузовики с прицепленной конструкцией, разрешенная масса которой легче 750 кг.

Подкатегория СЕ

Если прицеп у грузовика тяжеловеснее 750 кг, то понадобятся права подкатегории СЕ. Они дозволяют водить транспортное средство с «повозкой» тяжелее указанной отметки.

Подкатегория С1

К данной касте относятся грузовики в диапазоне по массе 3,5-7,5 тонн, плюс средства с прицепом (С1) не тяжелее 750 кг.

Подкатегория С1Е

Она разрешает управлять грузовиком категории С1, но с увесистым «вагончиком» (больше 750 кг). В данном случае общая масса такого «паровозика» не должна заходить за отметку 12 тонн.

Если имеются права СЕ, то они разрешают садиться за руль средств С1Е.

Категория D: автобусы

Это авто, конструктивно предназначенные для транспортировки людей со следующими параметрами:

  • автобусы, имеющие больше «людских» 8 мест (исключая водительское место);
  • автобусы с тем же количеством сидений и с прицепом, который легче 750 кг.
  • Документ разрешает управление автобусами независимо от его массы. Получить их можно после 7 месяцев обучения уже в 21 год.

Подкатегория DЕ

Если автобус имеет более тяжелый прицеп, то придется получить категорию DE. Опять же речь идет о позволительной массе свыше 750 кг.

Подкатегория D1

Это миниавтобусы с сидячими местами в количестве от 9 до 16 (включая водительское кресло), а также средства D1 с прицепом легче 750 кг.

Подкатегория D1E

Если средства D1 имеют тяжелую «повозку» (более 750 кг), которая никак не годится для перевозки попутчиков, то понадобится категория D1E. При этом общая дозволенная масса такого автобуса с «вагончиком» – до 12 тонн.

Категория М

К ней относятся различные мопеды и квадрициклы (нетяжелые). Данная категория была введена лишь в 2013 году. Ее хитрость в том, что управлять этими средствами могут лица и не имеющие категорию М, но обладающие другими правами.

Получить права М можно уже в 16 лет.

Категория Tm и Tb

Ранее троллейбусы и трамваи не представляли собой отдельную касту. Они обозначались особыми отметками в документе. Сейчас им определили отдельные категории.

Выучиться на водителя такого общественного транспорта можно за полгода, если исполнилось 21.

Как получить водительские права в 2016 году

Чтобы получить права любой категории в нашей стране можно только после обучающего курса в автошколе и успешной сдачи экзаменационной части. Алгоритм такой:

  1. Подать документы на курсы вождения.
  2. Пройти обучения, соблюдая внутренние правила учебного заведения.
  3. Сдать экзамен, разделенный теоретическую часть и практику. Доказывать свою водительскую состоятельность придется экзаменатору из ГИБДД в условиях учебного полигона и на улицах города.
  4. Если экзаменационные испытания преодолены успешно, нужно оплатить госпошлину и сфотографироваться на права в ГИБДД.
  5. Полученный водительский документ действителен 10 лет.

Итог

Прежде чем записаться на обучение конкретной категории, следует определиться, какая из них вам необходимо и сразу выбрать подходящий вариант, руководствуясь своими планами на будущее (будет ли у вас большой семейный автомобиль или прицеп). Это сэкономит деньги, время и нервные клетки.

Не так давно были осуществлены многочисленные поправки, связанные с категориями водительских удостоверений. Введение новых подкатегорий вызвало многочисленные вопросы со стороны водителей. Не всем понятно, для каких целей был проведён этот процесс. Однако с каждым годом на автомобильный рынок поступает всё большее количество новых транспортных средств, для управления которыми необходимо получить соответствующие навыки. Многие водители, не пройдя обучение, садятся за руль таких ТС и часто мешают другим участникам дорожного движения. Чтобы этого избежать, придумали новые обозначения в водительских удостоверениях. Зачем же понадобилась категория В1, что это такое, с какой целью была принята и к каким изменениям это привело, рассмотрим в статье.

Как всё начиналось?

Ещё в 2009 году начал рассматриваться законопроект, затрагивающий изменения в водительских правах. Власти решили ввести подкатегории и новые особые отметки. В 2011 году поправки к нормативным правовым актам были рассмотрены Государственной Думой.

Спустя несколько месяцев новые удостоверения стали выдаваться в некоторых регионах в качестве пилотного проекта. 2014 год ознаменовался вступлением в законную силу Приказа МВД и массовым выпуском новых водительских прав. 4 апреля 2016 года были введены новые особенности заполнения графы «Особые отметки».

Новшества обязывают водителей подходить более ответственно к выбору категории прав и дают некоторые дополнительные возможности.

Какое право даёт подкатегория В1?

Рассмотрим, чем отличается категория В1, что это такое и какой транспорт позволяет водить в сравнении со старыми обозначениями. Многие лица, получившие права до нововведений, считают, что эта категория даёт право на управление автомобилем с автоматической коробкой передач. Однако ничего общего с трансмиссией данное обозначение не имеет.

  • квадрициклами;
  • трициклами.

Многие водители путают квадрицикл с квадроциклом. Чтобы сесть за руль последнего, потребуется удостоверение тракториста.

Вышеуказанная техника нечасто встречается, а если кому и удастся её увидеть, то равнодушным он точно не останется. Цена же за такие аппараты ничуть не меньше стоимости легковых автомобилей.

Цели нововведений

Нужна ли категория В1, что это такое и кто это придумал?Власти решили ввести новую категорию, прежде всего, для целей соблюдения безопасности дорожного движения его участниками. Производство и продажа квадрициклов и трициклов с каждым годом набирает обороты. Мужская половина населения, а порой и женская, в последнее время активно интересуется новым видом транспорта.

Получается, что до введения Приказа Правительства на дороги выезжали тысячи водителей, не прошедших специальную подготовку. Внешний вид и технические характеристики транспорта приравнивают его не к мотоциклам, а к полноценным автомобилям. Для уменьшения количества ДТП с их участием и была введена подкатегория В1.

Что можно водить?

Квадрициклы — это четырёхколёсные мототранспортные средства, за рулём которых можно ездить на дорогах общего пользования. Их регистрация в ГИБДД является обязательной. Трицикл отличается от квадрицикла только количеством имеющихся колёс.

Данные транспортные средства обладают следующими характеристиками:

  • масса без груза равняется 400 кг;
  • вес с грузом — 550 кг;
  • объём двигателя до 50 см 3;
  • максимальная скорость — 50 км/ч.

Квадрициклы и трициклы — это миниавтомобили или крупные мотоциклы, на которые необходимы те же документы, что и на стандартный автомобиль, включая паспорт ТС.

Чем отличаются категории А, В1, М?

Теперь понятно, для какого транспорта понадобится в правах обозначение В1. Какая категория будет необходима для управления разновидностями рассмотренных ТС?

Если масса квадрицикла или трицикла менее 400 кг, а мощность двигателя менее 15 кВт, то закон приравнивает их к мотоциклам. В этом случае для вождения понадобятся права категории А.

Транспорт с объёмом двигателя не более 50 см 3 - это квадрициклы или трициклы, которые именуются мопедами. Для управления ими понадобится получить

Как открыть категорию?

Для того чтобы открыть подкатегорию В1, будущему владельцу квадрицикла не придётся получать специальные навыки или сдавать новые экзамены. Она указывается автоматически в водительском удостоверении при получении прав на вождение категории В. Если водитель умеет управлять стандартным автомобилем, то и сесть за руль трицикла ему никто не запрещает.

В случае, когда права на управление транспортным средством выдаются впервые, отдельно получить категорию В1 не удастся. Для этого нужно пройти специальное обучение в автошколе, получить часы практики и сдать экзамен в два этапа. После этого выдаётся В, В1, которое даёт право на управление квадрициклами или трициклами.

Что нужно для получения подкатегории В1?

Чтобы стать обладателем прав категории В1, каждому желающему необходимо пройти следующие этапы:

  • обратиться в медицинское учреждение за получением справки о состоянии здоровья;
  • обучиться в автошколе, имеющей лицензию на проведение подобных занятий;
  • ответить на необходимое количество вопросов в билетах внутреннего экзамена;
  • справиться с заданиями электронных билетов;
  • правильно выполнить автомобильные манёвры на автодроме;
  • с соблюдением правил проехать участок дороги в городе с инспекторами;
  • оплатить государственную пошлину в установленном размере;
  • подготовить все необходимые документы.

Если все вышеуказанные шаги пройдены удачно, можно отправляться за получением долгожданных водительских прав в отделение государственной регистрации, предварительно подготовив личную фотографию.

Требования к здоровью

Для получения водительского удостоверения также необходимо пройти нескольких врачей, включая:

  • терапевта;
  • офтальмолога;
  • хирурга;
  • лора;
  • невропатолога;
  • психиатра;
  • нарколога.

Дополнительно нужно будет сделать флюорографию грудной клетки. Это поможет выявить степень искривления позвоночника, высокая степень которой может стать препятствием для получения статуса водителя.

При следующих отклонениях в здоровье права получить станет труднодоступным или совсем невозможным:

  • хронических заболеваний глаз, косоглазии, воспалении слёзного мешка, плохого зрения и слепоте одного глаза;
  • глухоте на одно ухо;
  • отсутствии пальцев или фаланг;
  • росте менее 150 сантиметров;
  • диабете;
  • разных сердечнососудистых заболеваниях.

Как проходит экзамен?

После прохождения практики в автошколе потребуется выполнить несколько заданий, которые проходят в два этапа:

  • внутренний экзамен в школе обучения;
  • экзамен в ГАИ.

Первый вариант — самый простой. Обычно необходимо ответить на предлагаемые вопросы. Они касаются правил дорожного движения и нацелены на проверку полученных знаний.

Затем даются ответы на билеты в электронном формате под контролем представителей ГАИ.

Далее сдаётся экзамен на автодроме. Нужно выполнить манёвренные движения на специально оборудованной площадке в присутствии инспекторов. После успешного окончания данного этапа следует поездка в город, где нужно проявить свои водительские навыки на дороге с другими участниками.

Процедура получения водительских прав

Как только будущий водитель получает справку об успешно пройденном экзамене, им может быть получена водительская категория В1. Удостоверение выдаётся в виде пластиковой ламинированной карты с фотографией. На лицевой стороне указываются личные данные водителя, а на обороте обозначена категория прав, соответствующая обучению.

Новоиспечённые водители считают, что существуют категории В1-В4. Это ошибочное мнение. Категория В имеет разновидности В1 и ВЕ. Эти отметки не могут содержать других букв или цифр. Возможно, со временем появятся новые обозначения. Пока же существуют только В1-В4, которые имеют отношение к пожароопасности. Их часто по незнанию употребляют новички в отношении прав водителей.

Чем различаются обозначения AS и MS?

В 12-й графе В1 содержат пометки AS либо MS, которые часто непонятны водителям. Связано это, конечно же, с введением новой подкатегории, которая имеет свои особенности.

Обозначение AS означает, что человек может водить только тот квадрицикл или трицикл, который оснащён автомобильным рулём и сиденьем. В случае с MS можно управлять ТС, оборудованным исключительно мотоциклетным рулём и мотоциклетной посадкой.

Ответственность водителей

Водители квадрициклов и трициклов обязаны иметь при себе все необходимые документы и передавать их инспектору для проверки по требованию. Если же транспортное средство не зарегистрировано должным образом, а его владелец не имеет при себе документов, подтверждающих право на него, то такой автомобиль подлежит задержанию и перемещению на штрафстоянку до выяснения обстоятельств.

Каждый водитель должен соблюдать принятые правила дорожного движения и не нарушать общепринятых норм. В противном случае это грозит штрафами или лишением водительских прав, что является весьма неприятным. Соблюдение правил дорожного движения освобождает водителей в значительной степени от неприятностей на дорогах.

Подводя итоги

Надеемся, вам стало понятно, чем отличается категория В1, что это такое и зачем она нужна. Рассматривая изменения, связанные с её введением, можно сделать вывод, что появление данного обозначения целесообразно. Квадрициклы и трициклы — довольно неизведанный транспорт, управление которым под силу не каждому новичку. Водители, имеющие категорию А, не имеют прав на вождение такого транспорта: им необходимо сдать экзамен в специализированной школе. В связи с этим новая категория В1 может уменьшить количество несмышлёных водителей, садящихся за руль. А эффективность её введения покажет только время. И не забывайте, что категория помещения В1 относится к определению пожароопасности и никоим образом не затрагивает водительских прав!



Просмотров