И о свободе выбора сфер. Свобода выбора человека

Владимирский Государственный Университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых

Александрова Ольга Степановна, кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения, Владимирский государственный университет имени А.Г. и Н.Г. Столетовых

Аннотация:

В данной статье проводится исследование свободы человеческого выбора. Были рассмотрены различные трактовки понятий свободы, воли, выбора и представлены точки зрения философов на данную проблему.

This article presents a study of the human freedom of choice. We considered various interpretations of the concept of freedom of will, choice and presented the point of view of philosophers on this issue.

Ключевые слова:

человек; свобода; выбор; воля.

human; freedom; selection; will.

УДК 1

Задумывались ли вы когда-нибудь над вопросом: есть ли свобода выбора у человека? Сам ли человек властен над своей судьбой, совершает ли свои поступки по собственной воле, делает определённый выбор или при рождении наша судьба предопределена от начала и до конца, и мы идём по проторенной дорожке, считая, что наше прошлое, настоящее и будущее зависит от нас?

Наверное, такие мысли приходят в голову любому человеку, особенно в трудные периоды жизни, при необходимости принятия важного решения. И каждый задумывался над вопросами: Правильно ли я поступил? Что бы было, если бы я поступил иначе? А бывает, что мы не в силах что-либо изменить и принимаем данное. Даже считая, что человек сам вершитель своей судьбы, иногда мы читаем гороскопы, а уж если события дня совпадают с предсказанным, мучаемся сомнениями: было ли это предрешено или мы сами себя на это запрограммировали?

Издавна люди размышляли над проблемой свободы выбора. И сегодня она достаточна актуальна и не потеряла своей новизны. Ведь чёткого решения данной проблемы не существует. Но есть попытки приблизиться к истине. Кто-то считает, что наше будущее предопределено, и мы следуем чёткому графику, написанному для нас высшими силами. Другие полагают, что сам человек является творцом своей судьбы. Я же считаю , что человек свободен , когда сам определяет направления своей жизни и судьбы: ставит перед собой цели, выбирает способы их достижения и самостоятельно отвечает за результаты своего выбора.

Прежде чем ответить на эти непростые вопросы, следует рассмотреть сами понятия: свобода, выбор, воля и свобода выбора.

Понятие «свобода» очень многообразно. Свобода - это воля, простор, возможность действовать по-своему, отсутствие стеснения, неволи, рабства, подчинения чужой воле. Если у человека нет возможности что-либо выбирать, говорить о какой-либо свободе здесь не приходится.

Верующие люди считают, что свобода достигается человеком посредством избавления от грехов, а пост выступает в этом случае инструментом для достижения прежде всего духовной свободы. Человек вправе сам решать: подчиниться Божией воле или поступить по-другому. В данном контексте именно Всевышний даёт свободу выбора, чтобы люди могли духовно развиваться и совершенствоваться.

Свобода - это способность человека овладевать условиями своего бытия, преодолевать зависимости от природных и социальных сил, сохранять возможности для самоопределения, выбора своих действий и поступков. Это понятие менялось со временем. В различных науках мы можем встретить свои трактовки данного понятия, которое отражает специфику того или иного аспекта знаний.

Так, например, в этике «свобода» связана с наличием свободной воли человека. Свобода - это возможность поступать так, как хочется. Свобода - это свобода воли. Это значит, что каждый человек волен действовать по своему усмотрению. Однако, он не должен забывать, к чему эти действия могут привести. Это своеобразно ограничивает его свободу.

В праве свобода - закрепленная в конституции или ином законодательном акте возможность определенного поведения человека. Каждый обладает свободой выбора, слова, вероисповедания, труда, творчества и т.д. Но всё же эти свободы ограничены, т.к. свободы одного человека не должны нарушать свободы другого.

Что же касается философии , то на сегодняшний день здесь существует множество смыслов понятия "свобода". Свобода рассматривается как возможность человека самому определить свой жизненный путь; мыслить и поступать в соответствии со своими убеждениями и желаниями, без принуждения; самореализация.

Наибольший интерес у философов и теологов вызывают понятия свободы выбора и свободы воли.

Нас же интересует понятие «свобода» в общем смысле, и, непосредственно, свобода выбора. Обратимся к понятию «выбор».

Выбор - разрешение неопределенности в деятельности человека в условиях множественности альтернатив путем принятия на себя ответственности за реализацию одной из имеющихся возможностей. Дилемма выбора изначально рассматривалась в философии как проблема воли и её свободы. Суть данной проблемы: дано ли человеку совершать свободные, недетерминированные извне выборы, или же его выбор предопределён Богом, судьбой, либо целой системой законов и факторов.

Ещё в мифологии Древней Греции мы встречаем доказательства отсутствия выбора у человека. Древние греки верили в трёх богинь судьбы-Мойр. Их имена - Лахесис ("дающая жребий"), Клото ("прядущая"), Атропос ("неотвратимая"). Лахесис назначает жребий ещё до рождения человека, Клото прядёт нить его жизни, Атропос неотвратимо приближает будущее. Платон считает, что эти три Мойры - дочери богини Ананке ("необходимости"), вращающей мировое веретено. Аналогичные богини существовали и в Древнем Риме (Парки), и у славян (Рожаницы), и у скандинавов (Норны).

Таким образом, изначально считалось, что человеческая судьба предопределена. Человеку не дано её поменять и надо просто смириться с этим. Но время шло, менялись и взгляды на проблему выбора и его свободы.

Эпоха Средневековья, сменившая Античность, внесла в данную проблематику свои коррективы. Политеизм постепенно заменялся монотеизмом. Для человека средних веков первопричиной и основой всего становится Бог. Однако и взгляды на роль человека в своей судьбе несколько меняются.

Так, например, известный философ и теолог Фома Аквинский писал, что человек находится в промежуточном положении между ангелами и животными. По своей физической сути среди животных, он занимает место высшего существа, так как обладает разумом. У него есть душа и свободная воля. Учитывая всё это, человек должен отвечать за свои поступки. Именно его разум даёт ему право быть свободным. Св. Фома утверждает, что мы впервые определяем нашу конечную цель, когда ребенок начинает жить жизнью разума и личности; этот акт может совершиться в нас совсем неприметно, но он — великое событие. И всякий раз, когда человек задумывается о себе самом, чтобы выбрать свою судьбу, он в какой-то мере возвращается к абсолютным максимам детства.

Средние века сменились эпохой Возрождения. Это время новых идей и открытий. На первое место в философии выходит человек со своей жизнью и проблемами. Основные идеи этого периода - это переход от человека как божьего творения к человеку - творцу себя, следовательно, и творцу своей судьбы. Наиболее ярко этот образ представлен в трудах Данте, Петрарки. А Марсилио Фичино идёт дальше и уподобляет человека Богу.

На стыке эпох Просвещения и Романтизма представляет интерес отношение к данной проблеме немецкого философа, Иммануила Канта . Человек, говорит Кант, «может быть сколь угодно изобретателен, но он не может навязать природе другие законы». Человеческая свобода ограничена его чувствами, эмоциями, восприятием окружающего мира. Любой поступок, кажущийся свободным, независимым от чего-либо, на самом деле зависит от предыдущих событий. Следовательно, «в каждый момент времени, в который я действую, я никогда не бываю свободным». Утверждение, что свобода воли существует, не гарантирует, что воля всегда может быть свободной. Свобода нужна человека лишь для исполнения нравственного закона, то есть долг и закон ограничивают свободу выбора.

Таким образом, по мысли этого философа, человек свободен в своём поведении, в распоряжении своей жизнью. Но в природном мире, выбор человека ограничен его естественными потребностями. Никто не может вернуться во времени, изменить события прошлого, повлиять на условия и обстоятельства рождения, и в данном случае свобода - это общение и приобретение новых знаний. Таким образом, чтобы расширить рамки своей свободы, человеку достаточно изучать законы жизни, личности и общаться с мудрецами. Его сила стремления познавать зависит от сформированности навыков самореализации. Человек должен понимать своё предназначение и жить в соответствии с ним. Индивид должен ставить перед собой определённые цели, опираясь на необходимость реализации своих талантов и выбора жизненного пути, в зависимости от них. Если человек пойдёт по этому пути, то сама Вселенная поможет осуществить его желания, мечты. Законы природы действуют на людей одинаково, но если их придерживаться, то можно добиться поставленных целей. Умение воплотить мечту в жизнь - это главная цель людей. Сегодня этими идеями активно пользуются психологи. Помогая людям составлять всевозможные «карты желаний», планы самореализации и саморазвития, они подталкивают человека к возможности реализации его талантов.

Немецкий философ Артур Шопенгауэр выявил своё понятие свободы. Как понятие - это прежде всего моральная свобода. Но существует ли она у человека? Скорее нет, чем да. Почему? Любой выбор человека заставляет делать мотив и его характер. Шопенгауэр считает, что характер человека - его врождённая особенность. С момента рождения в нас запрограммированы добродетели и пороки. Следовательно, свободы здесь уже не существует. Что же касается мотива, то он захватывает власть над волей, а не воля управляет мотивом. У каждого человека есть моральные мотивы, которые незаметно управляют им, его поступками и выбором. Эти мотивы зависят от характера человека, его воспитания и от других условий. Следовательно, человек не свободен в своём выборе, так как каждое действие имеет свою причину. Но, говоря об этом, философ всё таки оставляет определённую возможность существования свободы воли. «Свобода не изгоняется, а только перемещается именно из области отдельных поступков, где можно доказать ее отсутствие, в сферу высшую, но не так ясно доступную нашему познанию, т. е. она трансцендентальна».

Русский философ Пётр Яковлевич Чаадаев тоже затронул тему свободы выбора. В своём произведении «Философические письма» он пишет о том, что свобода человека заключается лишь в том, что мы не ощущаем какой-либо зависимости и поэтому считаем себя свободными. Люди свободны делать выбор сами, так как сотворены по образу и подобию Бога. Но дав нам эту свободу, Господь учит нас через своих избранников, как мы должны ею пользоваться, таким образом, ведя человека по жизни с момента рождения до самой смерти. То есть жизнь человека, в той или иной степени, является реализацией Божией воли. Значит мы можем поступать как нам вздумается, но в тоже время, если мы поступаем неправильно, то нам дают это понять и ненавязчиво возвращают нас на «путь истинный».

Свобода наталкивается в человеке на множество препятствий, она допускает любые степени, во многих случаях она может быть более или менее ущербленной, а иногда — только кажущейся. Как бы люди не стремились к абсолютной свободе достичь её невозможно, так как безграничная свобода одного может ущемлять права и свободы другого. Упор на это делается и во Всеобщей декларации прав человека. Но, давайте представим, что у человека есть абсолютная свобода. Такая свобода предоставила бы ему безграничный выбор. В такой ситуации принятие какого-либо решения было бы затруднительным, так как каждый новый вариант будет чем-то лучше предыдущего и для поиска идеального потребуется много времени, возможно вся жизнь.

Свободное действие - это что-то непредвидимое. Выяснив все внешние и внутренние обстоятельства, все инстинкты и наклонности человека, все движущие силы и мотивы его поступков, какие речи обращает он к самому себе, какие назидания действуют на него в различных случаях, какие милости Божьи ему желанны, какие страсти его обуревают, — можно будет предопределить его дальнейшие действия. Но с точностью предсказать, как поступит отдельно взятый человек нельзя. Это непроницаемая тайна, тайна для самого человека; он сам узнает это лишь тогда, когда он определится. Сколь бы тщательно ни разобрались вы в человеке, вы не можете предвидеть, что ждёт его впереди. Бог не предвидит наших свободных действий, он их видит, все моменты времени присутствуют в его созидательной вечности. И если наши свободные действия являются благими, то он совершает их вместе с нами.

Но человеческая личность, кроме того, подвержена всем тяготам и роковым случайностям природы, она зависима от ограничений, налагаемых телом, от наследственности, от невежества и эгоизма, от темных инстинктов. Человек должен завоевать свою личность как свою свободу, он платит за нее дорогую цену. Он становится личностью в порядке действования, только если силы разума, добродетель и любовь накладывают на него печать корневого онтологического единства. В этом смысле один человек обладает подлинной личностью и подлинной свободой, а другой — нет.

Свобода выбора, свобода как свобода воли — не самоцель. В силу этого свобода не может быть сведена только к свободе выбора. Бергсон впервые в истории философии утверждал, что, свободен тот, кто в каждом поступке выражает свою личность, кто действует в соответствии со стремлениями, исходящими из «глубокого “я”», где суть человека еще не искажена привходящими мотивами разного рода. То есть, наша свобода не ограничена какими-то готовыми путями и вариантами. Мы сами творим свой путь.

Такое понимание свободы разделяют и некоторые русские религиозные философы (С. Франк, В. Лосский). С. Франк считал, что человек одарен способностью при определении своих действий, своего жизненного пути «свободно», т. е. по своему собственному усмотрению, «выбирать» между разными возможностями, — и тем самым между добром и злом. Бог подарил человеку свободу выбора жизненного пути.

Однако, другой русский философ, Бердяев Н.А. критиковал такое понимание свободы человека. Он считал, что возможность выбора между двумя альтернативами добром и злом, не освобождает человека, а держит его в страхе. Ведь неправильный выбор может повлечь за собой какое-либо наказание. Бог- творец создал человека подобно себе -творцом, следовательно, люди должны творить, а не повиноваться. Существо творящее-свободно в своём выборе. В мире не существует определённого застывшего порядка, человек способен сотворить нечто новое. Регулятором его выбора в данном случае будет выступать совесть.

Необычна и сильно отличается от вышеупомянутых трактовка «свободы» и «свободы выбора» итальянского философа-экзистенциалиста Николы Аббаньяно . Он считал, что проблема свободы кроется не в человеческой природе или духе, а в самой сущности человека и в его конкретных поступках, так как осознание своей свободы определяет и поведение, и природу. Если индивид обладает единством «Я» и единством его предназначения, то он будет свободен. Чтобы быть свободным, необходимо оставаться верным самому себе и не изменять собственному предназначению. Когда он соотносит себя с предназначением, когда он берёт на себя ответственность и борется, тогда и только тогда человек на самом деле свободен.

Современные футурологи внесли свои идеи в проблему свободы человека и его будущего. Одни считают, что люди станут сверхсуществами, способными решать проблемы разной сложности. А его свобода будет способствовать творческому развитию и раскрытию безграничных возможностей. Другие же считают, что с активным развитием новейших технологий, в будущем появится постчеловек, в голове которого будет подобие компьютерного интерфейса. Но будет ли это «существо» человеком в полном смысле этого слова и будет ли он свободным в выборе своего поведения? Нет. Люди превратятся в безвольных роботов, которыми можно будет легко управлять, а, следовательно, такое понятие как свобода перестанет существовать. Ведь машина свободной быть не может.

Таким образом, в философской мысли существовали и существует различные трактовки понятий свободы и выбора. Эта проблема зародилась в глубине веков, развивалась в средние века, эпоху Возрождения, Просвещения и дошла до нашего времени. Она не потеряла своей актуальности, так как сколько людей, столько и мнений на данную проблему. Если спросить фаталиста, то он ответит, что свободы выбора не существует, всё предопределено и закономерно. Религиозный человек ответит, что Бог даёт свободу выбора. Эзотерик ответит, что правильный выбор ему помогает делать сама Вселенная. Проанализировав все точки зрения на данную проблему, я считаю, что свобода выбора - это возможность человека выбирать из предложенных дилемм ту, которая соответствует его взглядам, будет удовлетворять его желаниям, способствовать самореализации, что, в конечном итоге, сделает его счастливым. Но всегда ли люди рады свободе выбора? Наверное, это зависит от самого человека. Ведь любой выбор налагает определённую ответственность за последствия и не каждый готов взять на себя эту ответственность.

Но каждый человек живёт не сам по себе, а является частью общества . Может ли общество предоставить человеку свободу выбора, в чём и при каких условиях? Свободным можно будет считать лишь то общество, где все люди будут жить по демократическим законам и нормам морали, признанных всеми. На мой взгляд, в нашем мире такого общества пока не существует. История показывает нам пример обратного. Часто государство и определённые социальные группы расширяли границы своей свободы за счёт ограничения свободы других, пытаясь представить это как благо для всех. И сегодня подобная позиция тоже не редкость.

Тема свободы выбора у человека волнует не только мысли философов, но и общество в целом. В последнее время в книгах и фильмах она так или иначе поднимается. Авторы предлагают вместе с героями пройти их путь, встречаясь со сложными выборами. Этот опыт можно проследить и в компьютерных играх, с разветвлённым сюжетом и массой выборов. Один человек, сделав свой выбор, может принять его последствия и продолжить игру, но другой, совершивший свой выбор и не согласившийся с его последствиями, попытается его изменить. В данном случае, человек может почувствовать себя вершителем судьбы себя в образе героя. Если выбрать определённый алгоритм поведения, то можно получить определённый результат игры. Но в реальной жизни, таких алгоритмов нет и однажды сделав выбор, мы не сможем его изменить в будущем и узнать, что случилось бы, поступив я иначе. Так или иначе проблема остаётся открытой и позволяет будущим философам находит новые подходы к ней.

Библиографический список:


1. Блауберг И. Анри Бергсон. М. 2003г.
2. Большой юридический словарь (С)[Электронный ресурс]//URL: http://petroleks.ru/dictionaries/dict_big_law18.php. (дата обращения:5.10.15)
3. Кант И. Критика практического разума. Соч. Т. 4(1) . М., 1965г.
4. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 6-ти т. Т. 3. М., 1966г.
5. Кемеров В. Философская Энциклопедия. - "ПАНПРИНТ", 1998г.[Электронный ресурс]//URL: http://www.terme.ru/dictionary/183/word/svoboda (дата обращения:5.10.15)
6. Маритен Жак «От Бергсона к Фоме Аквинскому. Очерки метафизики и этики» / Пер.с франц. - М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006г.-216 с.
7. Мифы народов. [Электронный ресурс]//URL: http://www.mifinarodov.com/m/moyryi.html (дата обращения:5.10.15)
8. Толковый словарь В. И. Даля [Электронный ресурс]//URL: http://slovardalya.ru/description/svoboda/37262 (дата обращения:5.10.15)
9. Философский Энциклопедический Словарь /РЕД.-СОСТ.Е.Ф.ГУБСКИЙ И ДР, 2003г.[Электронный ресурс]//URL: http://www.terme.ru/dictionary/184/word/svoboda (дата обращения:5.10.15)
10. Франк С. Л. «Реальность и человек». [Электронный ресурс]//URL: http://ihavebook.org/reader/reader.php?book=747 (дата обращения:5.10.15)
11. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. - М.: Республика, 1992г.-448 с.
12. Энциклопедия эпистемологии и философии науки. [Электронный ресурс]//URL: http://enc-dic.com/enc_epist/Vbor-17.html (дата обращения:5.10.15)

Рецензии:

17.01.2016, 10:29 Эрштейн Леонид Борисович
Рецензия : Это реферат. Написанный в студенческом стиле. Но сама тема? Это тема докторской диссертации. Пишет молодой человек, так что у него нет своего понимания свободы что ли. Где оно? С другой стороны, а как насчет того, что свобода это просто возможность выбора. И тогда анализ факторов от чего этот самый выбор зависит. В общем, не могу я рекомендовать этот текст к печати.


17.01.2016, 10:56 Адибекян Оганес Александрович
Рецензия : Адибекян Оганес Александрович. Хотя у избранной темы длинная история, она не потеряла своей значимости, и в этой связи выбор автора похвален. Ее трудность связана с тем, что вводит автора в философию с ее историей, а также в религию. Довелось касаться показаний природы. Поименовано немалое число философских авторитетов. Все это позволяет рекомендовать статью к публикации. Но есть замечания, которые стоит учесть. Не оговорено, что слишком вольные действия одного человека могут отразиться на диапазоне действий других. Не случайно с первобытных времен стали нарабатывать моральные нормы с ограничением действий людей. Не случайно после распада СССР все хором взялись за «расширение свободы» и заметно потеряли «свободу от коррупции». Нужно указать, что когда социальная группа стремится в чем-то свою свободу расширить (предпринимательство), она свои планы выдает за пользу всем. Но, потеря при этом кем-то чего-то важного для него (свобода безработного от безработицы в стране) не оговаривается. Значит у определения широты свободы есть не только личный выбор, но и групповой вплоть до политических действий.
17.01.2016, 23:01 Ковалева Светлана Викторовна
Рецензия : Статья эклектична, содержит множество определений свободы, которые ни как не связаны между собой логически. Некая выборка различных представлений философов о свободе, которые вырваны из целостного контекста их концепций. Что касается авторского понимания свободы выборы, то и оно не выдерживает критики. В конце статьи автор пишет, что свобода выбора для него - это возможность выбирать из двух дилемм ту, которая соответствует его желаниям, способствует самореализации. Здесь и заключается главное противоречие: желания носят психофизиологический характер, требуя от человека, чтобы он, как свободная личность их удовлетворял, осуществляя потребительский образ жизни. Способность самореализоваться - это уже другой уровень бытия, метафизический, здесь свобода - это феномен, который актуализируется только в творчестве или в нравственной деятельности, направленной на благо другого человека. Кроме всего прочего есть и стилистические ошибки, автор пишет:"Свобода наталкивается в человеке на множество препятствий, она допускает любые степени, во многих случаях она может быть более или менее ущербленной, а иногда - только кажущейся". Свобода не может наталкиваться, она не может быть ущербной или кажущейся. Может не осознаваться самим человеком, но она есть, определяет его сущность. Читая не первую статью, которая пишется под руководством уважаемой Александровой О.С., создается впечатление, что она эти работы не просматривает, не правит, ибо встречаемые ошибки для научной публикации не допустимы. Практически все статьи штампованные, глубоко не продуманные. Указанные замечания невозможно адресовать студентам, ибо они только учатся думать, писать, но для руководителя - это минус в его репутации.

19.01.2016 12:12 Ответ на рецензию автора Кузнецов Александр Александрович :
Спасибо за вашу рецензию. Совершенно с вами согласен, что статья эклектична, но на этом я и хотел акцентировать внимание, показать, что понятие свобода многогранно и понимается всеми и везде по-разному. В своём же понятии, я хотел указать на то, что человек делает выбор, совпадающий его взглядам, интересам и поможет ему в будущем. Остальные замечания принял к сведению.


21.01.2016, 15:22 Колесникова Галина Ивановна
Рецензия : Работа не соответствует квалификационным критериям ни по структуре, ни по стилю, ни по содержанию. К публикации не допускается. автору рекомендуется почитать статьи в научных журналах и отправлять работы только после консультации с научным руководителем, поскольку в ТАКОМ виде научный руководитель знающий все требования к научным публикациям работу допустить не может.

23.01.2016, 18:41 Панченко Ольга Львовна
Рецензия : Панченко Ольга Львовна, к.соц.н. Поддерживаю мнение коллег в том, что статья представляет собой, скорее, набор точек зрения в процессе онтогенеза понятия Свобода. В этой связи встает вопрос о новизне обозначенной темы - в чем она заключается? Безусловно, тема актуальна, но эту актуальность нужно сделать более очевидной, ведь тема рассматривалась много раз в работах современников. В чем авторское отличие, авторский ракурс? Может быть целесообразно оформить статью в виде дискуссии с современниками (или даже с классиками, почему бы нет)? То есть более четко показать проблемный аспект и его авторское решение. Для этого не достаточно просто указать свое авторское понимание свободы. Создается впечатление, что автор статьи создал своего рода цитатник на тему свободы, и вполне согласен со всеми приведенными в тексте точками зрения философов. Но эти точки зрения тоже часто противоречат друг другу - это нужно суметь показать, в этом и должен быть авторский замысел. Может быть, сгруппировать как-то эти позиции, - авторская группировка могла бы быть интересной. И тогда провести параллель с современностью - какая позиция сегодня более актуальна. Вообщем, считаю, что статья пока что нуждается в доработке и не может быть опубликована.

Наверное, практически каждый человек задавался следующими вопросами: что такое судьба, предопределена ли судьба человека, фаталистична ли судьба или существует свобода выбора – если существует, то какова свобода выбора человека и как стать свободным человеком. Если вы один из таких людей, если эти вопросы не дают вам покоя, если вы продолжаете искать ответы на эти вопросы, то эта статья для вас.

Свобода выбора человека

Волею судьбы в уме людей возникают разные желания, а также по ее воле люди попадают в определенные жизненные ситуации. действительно предопределена, но лишь в определенной степени, она — не фаталистична. Кто-то, ссылаясь на судьбу, лишь оправдывает собственное неправильное поведение, особенно, если считает, что она фаталистична. Кто-то лишь жалуется на судьбу, когда в жизни становится туго, чаще всего не испытывая благодарности за все то хорошее, что также принесла судьба. В обоих случаях свобода выбора таких людей не велика.

Согласно многим астрологам (люди, которые способны предсказывать судьбу), одним из которых является наиболее известный ведический астролог — К.Н. Рао, принято считать, что свобода выбора человека находится в пределах 10-15 процентов. Но, далеко не каждый обладает подобным потенциалом, и далеко не каждый способен в полной мере воспользоваться данной ему свободой выбора.

Многие считают, что принцип «Что хочу – то и делаю» является проявлением свободы человека, а какие-то рамки и ограничения, наоборот сокращают имеющийся потенциал. Но свободный человек не просто тот, кто имеет выбор из нескольких вариантов, а тот, кто способен не делать того, чего хочется, а также делать то, чего не хочется. Когда же у человека нет сил поступать иначе, кроме как ему хочется – то нет и никакой свободы, такие люди — рабы своих чувств и желаний. Многие хотят быть независимы от Бога, когда как сами не могут быть независимы даже от собственных чувств, многие боятся быть слугой Бога, не осознавая, что они уже давно стали рабами своего эго, но многие продолжают считать, что они — венец эволюции.

  • Наше отношение к происходящему. Это, пожалуй – самый главный фактор, позволяющий стать свободным человеком. Далеко не все в жизни складывается так, как мы запланировали, далеко не всегда жизнь будет гладкой и спокойной, многие события вгоняют нас в ступор, а некоторые жизненные события нам неминуемо придется пережить. И если мы не всегда можем изменить события нашей жизни, мы можем изменить свое отношение к происходящим событиям. И именно наше отношение, а не сами события, и определяют качество нашей жизни .

«Гораздо важнее, как человек относится к судьбе, чем какова она сама по себе» Вильгельм Гумбольдт

Порой даже далеко не веселые случаи спустя некоторое время мы можем повспоминать с немалой долей юмора. Бог любит тех, кто способен с юмором смотреть на мир и на жизненные ситуации. Кто-то может обладать немалым богатством, но ему все мало – из-за чего он будет постоянно неудовлетворен, а кто-то, даже обладая гораздо меньшими материальными благами, будет вполне этим доволен. С духовной точки зрения не бывает плохой судьбы, все есть путь души и ее уникальные уроки. Порой хорошее скрывает за собой плохое, а плохое – хорошее. В хороший период жизни человек может возгордиться и начать пренебрегать тем, что он имеет, а в плохой период — раскаяться и начать духовную практику. На все воля Бога — принимая это, страдания уходят.

Когда человек сильно зависит от внешних обстоятельств, он теряет контроль над своей жизнью, такой человек никогда не будет по-настоящему счастлив, так как всегда будут находиться поводы для разочарований и страданий. К каким вещам человек наиболее сильно привязан — именно те вещи способны нанести ему наибольшие страдания, словно раскачивающийся маятник. Если, к примеру, человек привязан к детям – именно их поведение будет больше всего выводить человека из себя, если к семейным отношениям – то муж или жена соответственно. Когда мы привязываемся к результатам своего труда, то мы также часто разочаровываемся, когда наши ожидания не согласуются с реальностью.

«Преданный, не зависящий от внешних обстоятельств, чистый, умелый, безмятежный, ничем не обремененный и не стремящийся к результатам своего труда, очень дорог Мне» Бхагавад-Гита, 12.16

  • Позиция ученика. Позиция ученика – это способ, позволяющий выработать правильное отношение к происходящему. Ученик – это свободный человек , это тот, кто учится извлекать уроки из каждой жизненной ситуации, посылаемой ему судьбой. Но если человек не понимает и не принимает, что судьба справедлива по отношению к нему, что все те события, которых происходят в его жизни – не случайны, то в этом случае изменить свое отношение к происходящему крайне сложно. В этом случае человек, скорее всего не будет делать никаких выводов из происходящего, у него возникнет лишь обида на судьбу, на жизнь и на людей, которые его окружают.

Мы способны изменить свое отношение к жизни, если способны понять свое место в этом мире, ответив себе на вопрос «Кто я и зачем я сюда пришел». На простом бытовом уровне нам никогда не понять этот мир и мы постоянно будем продолжать думать, что он несправделив и несовершенен. Когда человек встает в позицию ученика – с этого момента он берет ответственность за свою жизнь на себя, с этого момента он перестает перекладывать ее на других. По-настоящему принимает все жизненные обстоятельства, и плохие и хорошие — как благо для себя, и старается извлечь из них нужные уроки, он учится принимать любой поворот событий.

«Когда грозит беда, когда бывает туго, мудрец винит себя, глупец ругает друга» Восточная мудрость

Многие люди как дети, которые не понимают, за что их наказывают родители. Ребенку чаще всего кажется, что родители поступили несправедливо по отношению к нему. Также и многие люди не принимают в свое сердце, что судьба справедлива по отношению к ним. Два главных качества ученика – это смирение и благодарность, если мы не способны быть смиренными, мы начинаем бунтовать и сопротивляться, лишь еще более затягивая узлы своей кармы, не признавая своей неправоты, а когда мы не способны благодарить, у нас автоматически появляется чувство обиды на нашу судьбу. Наша задача, проживая уникальную судьбу, принимать каждое событие со смирением и благодарностью, как урок, а не как наказание или несправедливость.

«Никогда не исправит своей участи тот, кто меняет место и не меняет своего образа жизни и своих привычек» Франсиско Кеведо-и-Вильегас

  • Внимательность по жизни. Быть внимательным — значит замечать знаки, которые Бог посылает в нашу жизнь. Обращая свой взор на те или иные вещи и события вокруг, мы начинаем лучше осознавать в каком направлении нам двигаться. Когда мы более умиротворены по жизни, стараясь спокойно относиться к происходящему, наблюдая, куда ведет нас жизнь, то и в нашем уме возникают правильные мысли. Быть внимательным – значит осознавать, куда стоит двигаться, а где необходимо приубавить обороты или вовсе поменять свой курс, чтобы не биться головой об стенку.

Но чаще всего, человек, не желая слушать подсказок Бога, берет управление своими действиями в свои руки, когда как на самом деле передает бразды правления своему уму, эгоизму, скрытым и явным желаниям и привычкам. В результате чего он начинает ехать по дороге жизни с закрытыми глазами, пользуясь лишь выводами своего ограниченного ума.

  • Осознанность. – значит замечать закономерности в своей жизни, это значит уметь смотреть внутрь себя и это значит уметь делать правильные выводы из происходящих событий. Когда мы живем неосознанно, то наши реакции в ответ на события вокруг становятся механическими и спонтанными. Когда внешний мир начинает выводить нас из равновесия, мы, не осознавая свои мысли и действия, начинаем, как правило, отвечать миру той же монетой, вместо того чтобы заглянуть в себя, увидев и осознав в полной мере причины своего поведения. При подобном поведении свобода выбора человека равна нулю. Человек, как правило, реагирует не на само событие, а на те эмоции, которые возникли внутри него в ответ на событие.

Свободный человек способен осознавать свои мысли и действия. Именно осознанные волевые усилия способны изменить нашу судьбу. Если мы не осознаем, в чем проблема, мы ничего и не изменим, а волевые усилия – это целенаправленно приложенная сила, без которой также не обойтись. То есть если мы не прикладываем никаких усилий, то и изменить судьбу нам будет не суждено. Как уже говорил в начале статьи – когда на человека надавливает карма, он с трудом способен ей сопротивляться, его сносит словно по течению. Карма — это течение, человек – лодка, его спонтанные эмоции в ответ на то или иное событие – словно парус, который он поднимает, в результате чего его несет с еще большей скоростью. Когда как такое качество как осознанность – это весла, а волевые усилия – эта сила, с которой человек способен грести против течения, или хотя бы к берегу.

Карма очень жестка для тех, кто не берет ответственность за свою жизнь на себя. Тот, кто и винит в своих проблемах лишь других — практически не имеет никакой свободы выбора. Выбор, который делается неосознанно — это выбор, который сделали за нас, за нас под действием кармы, когда как нам часто кажется, что мы приняли то или иное решение самостоятельно.

Начните осознавать себя в мелких ситуациях — кто-то наступил вам на ногу, а вы не закатили скандал, кто-то вас перебил, а вы не разгневались, кто-то не может принять вашу точку зрения, а вы смиренно принимаете, что вы еще недостаточно квалифицированный учитель. И постепенно вы сможете принимать более серьезные ситуации, убирая злобу из своего сердца, постепенно перестав отвечать злом на зло — и это будет немалой победой над собой. Свободный человек – это умиротворенный человек, это тот человек, который способен сохранять самообладание.

«Посейте поступок и вы пожнёте привычку, посейте привычку и вы пожнёте характер, посейте характер и вы пожнете судьбу» Уильям Мейкпис Теккерей

  • Имеющийся потенциал. Необходимо научиться правильно использовать имеющийся потенциал. Не у каждого он велик с самого рождения, но можно научиться использовать максимальным образом то, что мы имеем. Для начала нужно поверить в свои силы, так как человек, который не верит в себя, мало чего способен достигнуть и изменить в своей жизни. Такой человек или, не поверив в свои силы, так и не предпримет необходимых усилий, или сдастся при первых же неудачах и проблемах. Поэтому надо верить в свои силы, но и не забывать, что на все воля Бога.

Также есть вещи, которые отнимают немало энергии в жизни – это когда наш ум блуждает в прошлом или будущем. То есть кто-то расходует силы и энергию, живя в прошлых обидах и неудачах, а кто-то тратит свою энергию, размышляя постоянно о светлом будущем, вместо того, чтобы применять имеющийся потенциал в настоящий момент времени. Необходимо научиться жить здесь и сейчас.

И помните, гораздо важнее не тот уровень, который вы занимаете, а направление, в котором вы движетесь . Необходимо научиться правильно пользоваться тем, чем вы обладаете. Кто-то может быть наверху, но своими деяниями он падает все ниже и ниже, а другой, при правильно выбранном направлении, двигается стремительно все выше и выше. Это касается как материальной сферы, так и духовной. И духовная сфера куда важнее, так как считается, что лишь та прожитая жизнь успешна, при которой возвысилось наше сознание, и мы приблизились к любви к Богу .

  • Свободное время. Простой принцип – помимо того времени, которое у нас уходит на выполнение своих обязанностей перед семьей, обществом и тому подобное, у нас есть свободное время, которое мы можем потратить куда пожелаем. Да и не только, к примеру, после работы или в выходные, но и в перерывах от занятости на работе, мы вольны выбирать, чем себя занять. В перерывах на работе, да и во время нее, можно посплетничать с коллегами или покритиковать правительство, жалуясь постоянно на жизнь, а можно заняться чем-нибудь и полезным, или хотя бы не поддерживать подобные разговоры. Каждый день после работы можно проводить время впустую перед экраном телевизора, а можно почитать какие-нибудь полезные книги.

По утрам, особенно в выходные дни, можно поваляться подольше в постели, или же встав пораньше, позаниматься медитацией или йогой, или хотя бы выбраться на свежий воздух, на утреннюю прогулку – это будет в сто раз полезнее, чем спать по пол дня. Или как я уже упоминал в своих статьях — когда вы в дороге на учебу, работу или еще куда-то – вместо прослушивания музыки на телефоне, включите лучше какие-нибудь лекции о том, как правильно жить. Это не отнимает ни минуты дополнительного времени, но в тоже время кардинальным образом меняет нашу жизнь, да и слушать лекции по мне так куда приятнее, нежели чем читать статьи, и подобное знание гораздо лучше усваивается. Звук — это сила, которая очень сильно меняет наше сознание.

Человек часто ссылается на то, что у него нет свободного времени, советы выше для вас. Но в то же время, многие люди, которые мне говорили, что у них нет свободного времени, на самом деле его имели, просто приоритеты у них были расставлены по-своему – один из приоритетов тот же телевизор. В какой-то степени и то, как мы будем проводить свободное время, продиктовано судьбой, так как, как я уже говорил – наши многие желания продиктованы кармой. И соответственно, чтобы в уме появились правильные желания, нужна хорошая карма или же определенные усилия со стороны человека, чтобы пересилить все те отговорки и оправдания ума, что не надо тебе менять себя, свой характер и свое поведение.

  • Общение. Свобода выбора человека проявляется в его общении, которое тесно перекликается со свободным временем. Есть давно известная поговорка «С кем поведешься, того и наберешься» , но почему-то многие не отдают ей должного внимания и значения. Можно потратить время на праздный отдых с людьми, с которыми что и можно только выбраться на природу на шашлыки и пиво. А можно встретиться с теми людьми, у которых более возвышенные интересы, теми, кто не проживает свою жизнь бесполезно. Можно найти единомышленников, с которыми можно было бы двигаться по жизни в , которые бы поддерживали и давали советы в трудные минуты.

Только прошу, не надо впадать в крайности, что надо исключить какой-либо отдых из своей жизни, просто попробуйте его облагородить, возвысить — пусть это будет какая-нибудь йога на природе, чем пиво на даче. В этом отношении мне вспомнились слова Олега Торсунова, в одной из лекций он сказал: «Вместо Турции или Тайланда съездите лучше на какой-нибудь духовный фестиваль». И все потому, что подобные мероприятия могут полностью изменить вашу жизнь, это не просто какие-то впечатления или чувственные наслаждения после проведенного отпуска, это может изменить в корне ваше сознание, и как следствие вашу судьбу в лучшую сторону.

Общение играет огромную роль в становлении личности. Но искать единомышленников, которых бы волновала не только материальная жизнь, но и духовная, это не значит просто бежать от проблем, как часто бывает. Кто-то такими темпами и до монастыря добегает в поисках благостного круга общения, при этом других, считая грешниками. Правильное общение, несомненно, дает нам силы и знание жить правильно, но наш истинный уровень сознания проявляется не в духовных общинах, не в общении с единомышленниками, а рядом с близкими людьми, с людьми, у которых другое мировоззрение. Есть простой принцип, чтобы понять, развиваемся ли мы духовно: что растет в нашем сердце — осуждение или сострадание по отношению к другим, и смотрим ли мы на себя и свое поведение, или только на поведение других.

«В своих бедствиях люди склонны винить судьбу, богов и все что угодно, но только не себя самих» Платон

  • Деньги. Сразу вспомнился диалог, выложенный астрологом Габи Сатори. К нему обратился человек с вопросом «Сколько стоит консультация по анализу профессии», ответ был «2000 рублей», на что человек ответил «Ох как дорого вы берете», и самое интересное было в конце – подпись «Отправлено с iPhone». Так в жизни и получается, что потратить деньги на какой-нибудь iPhone или еще непонятно куда — это нормально, когда как на действительно важных вещах люди часто экономят. Также и ранее приводимый пример про поездку на отдых в какую-нибудь Турцию – это тоже для многих нормально, даже нередко спустив на это последние деньги, а то и взяв кредит.

Надо стремиться в жизни не за , которые бы разбавляли серые будни и напоминали бы о хороших временах, надо стремиться менять свою жизнь с корня , вкладывая силы, деньги и время в правильные вещи, тогда и не придется ничего сглаживать в своей жизни иллюзорным состоянием счастья.

Напоследок еще раз подыму вопрос свободы выбора через призму астрологии. Я сам, честно признаться, порой поражаюсь, когда вижу, как показывает, какие у человека склонности в характере, когда у него могут родиться дети, когда человек может выйти замуж или жениться, или даже, в какой сфере он работает, какое получил образование, или когда он переедет жить за границу. С точки зрения астрологии — чем больше факторов, указывающих на конкретное событие, с тем большей вероятностью это событие произойдет в жизни человека. Карта показывает те или иные вероятности — наступление тех или иных событий или склонностей в характере. В астрологии даже есть метод, который называется ректификация — когда время рождения человека уточняется (вычисляется) по событиям и характеру человека.

Порой в некоторых сферах все так жестко прописано, что ты понимаешь, что по-другому у человека жизнь бы и не сложилась – это называется дридха карма, дридха в переводе с санскрита «жесткая». Вы, наверное, и сами замечали, как время от времени в жизни происходят события, которые как бы человек не пытался изменить, так и не смог. Адридха карма – это когда нужно прикладывать совсем незначительные усилия для изменения ситуации, когда нет сдерживающих факторов, которые препятствовали бы нам – как пример, это наше свободное время. И последняя степень интенсивности кармы – это дридха-адридха карма, в этом случае человеку нужно включать позицию ученика и осознанность, чтобы применить те самые осознанные волевые усилия для изменения ситуации, в ином же случае проявится запрограммированный результат.

Помните всегда, что свободу выбора человека никто не отменял — не всегда все прописано жестко, просто нужно начать жить осознанно. Да и как минимум – у нас всегда есть выбор, как реагировать на то или иное жизненное событие . Но с другой стороны мы не можем не считаться со своей судьбой. К примеру, сколько бы я не работал над своим характером — некоторые наклонности каждый раз напоминают о себе, это часть меня и мне от этого никуда не деться. Да и также стоит помнить, что каждое положение планеты дарует как хорошие результаты, так и плохие, подобно тому, как есть свои достоинства и недостатки у интровертов и экстравертов. Просто нужно научиться жить в , опираясь на сильные стороны своего характера. Напоследок в тему свободы выбора, хотелось лишь сказать следующие слова:

«Чем больше живешь духовной жизнью, тем независимее от судьбы, и наоборот» Лев Толстой

Так получилось, что в настоящее время мы как-то полностью забыли о том, что имеем одну очень уникальную способность, которая дается каждому из нас с рождения. Мы привыкли к тому, что за нас кто-то постоянно принимает решения и то, что навязывается посредством основных сфер жизни, является нормой. Семья, работа, медиа, социальные отношения лишились самого основного и стали практически бездушными. Мы утратили свободу выбора и разучились принимать самостоятельные решения.

Свобода выбора и ее роль в нашей жизни

Свободная воля была дана человеку как один из мощнейших инструментов для познания себя и этого мира. Если мы примем этот важный постулат, то многие вопросы и проблемы, которые тяготят нас уже долгое время, уйдут. Принятие своей свободы выбора открывает новые возможности для расширения восприятия и видения. Рассмотрим основные свойства, которыми наделяет человека это качество.

  • Каждый человек обладает свободой
    Не зависимо от культуры, национальности, религии и других аспектов жизни, каждый из нас является абсолютно свободным человеком. Внутреннее знание об этом дает мужество и силу для разрешения самых сложных ситуаций. У каждого из нас есть право быть свободным и не подчиняться воле другого человека.
  • Каждый несет ответственность за свои собственные выборы
    Очень часто мы лишаемся свободы именно потому, что не хотим сами принимать ответственность за себя. Ища более легкий путь посредством перекладывания ответственности на другого, мы отдаем ему взамен свою свободу выбора и попадаем в «рабство» от его решений.
  • Отсутствие выбора не защищает нас от последствий такого решения
    Когда мы живем по принципу «не сделал – не несу ответственности», то очень скоро сталкиваемся с жестокой реальностью: последствия от нежелания принимать решения самому всегда более серьезные, чем, если бы мы сделали выбор совершить какое-либо действие. Свобода выбора распространяется одинаково как на принятие решения, так и на его отсутствие.

Свобода выбора - это не чудовище, которое наказывает нас за наши проступки. Это – великий шанс научиться понимать себя, свои истинные желания. Это – одна из главных возможностей научиться говорить «Нет», когда действие противоречит нашей нравственности и морали. Когда мы попадаем в ситуацию, в которой несем ответственность за свои поступки, то встречаемся лицом к лицу со своими . Самое страшное уже произошло – мы «наказаны». Мы в безумном страхе закрываем , боясь вечного проклятия. Но, ничего не происходит. Жизнь все также продолжается, самые страшные страхи оказались преувеличенными во много раз. Нужно выучить урок и продолжать жить дальше.

Страх принятия решений



Можно ли научиться жить без ошибок? Однозначным ответом будет «Нет». Тогда почему существует так много страхов и проблем, связанных с вопросами принятия решений? Немного подумав, мы легко сможем найти ответ.

  • Осуждение другими
    В нашей жизни имеет место одна важная закономерность: если мы боимся осуждения со стороны других, значит, мы сами готовы осудить другого в любой момент. Человек, которому нет необходимости осуждать других, никогда не будет бояться быть осужденным с их стороны. Поэтому осуждение, по своей сути, имеет свои корни в самом человеке. Не осуждая окружающих, Вы легко будите принимать решения и не бояться отвечать за их последствия.
  • Идеализирование самого себя
    Одной из величайших проблем является то, что мы не хотим быть уникальными. Нам важно быть идеальными. Странно то, что даже если мы воспримем эту идею серьезно, мы столкнемся с несколькими неразрешимыми проблемами. Во-первых, как это быть идеальным? И, во-вторых, если все мы будем идеальными, то будем как две капли воды похожи друг на друга. Мы просто перестанем быть личностями. Тогда зачем стремиться к идеальности? Не лучше ли будет стремиться к проявлению своей уникальности? Тогда вопрос о принятии решений даст нам неиссякаемые возможности для познания и открытия себя.

Рассмотрев эти страхи, мы легко можем превратить их из непреодолимых препятствий в небольшие ухабы на нашем пути.

Как научиться принимать решения


Закончив теоретическую часть, необходимо перейти к практическому применению. Для этого выполним несколько несложных упражнений.


Ошибка прошлого

Выберите из прошлого ситуацию, когда Вам кажется, Вы совершили ошибку. Если Вы почувствуете в себе силы, можно разобрать сложную проблему. Настройтесь на честный разговор с собой. Запишите в блокноте или тетради то решение, которое Вы приняли в той конкретной ситуации. Затем откровенно выпишите все последствия того решения, которые по Вашему мнению имели негативный результат. Это необходимо делать несколько отстраненно, чтобы не вызвать сильные эмоции. После того, как Вы приняли и смирились с последствиями Вашего выбора, перейдите к позитивным моментам. При любом исходе Вы сможете найти хотя бы один позитивный эффект. Выпишите все, что на Ваш взгляд принесло или еще может принести в будущем какую-либо пользу. Когда Вы завершите это упражнение, Вы поймете, что каким бы не был Ваш выбор, он все равно оставляет Вам шанс на благополучное разрешение ситуации в будущем или открывает для Вас новые возможности для работы над собой. Что-то тайное в Вас раскрылось посредством этого решения, и теперь требует внимания для преобразования во что-то лучшее.

Замена первоначального решения

Всегда нужно помнить, что какое бы решение Вы не приняли в прошлом, Вы всегда сможете заменить его лучшим решением сегодня. По своей сути Вы отказываетесь от своего старого решения и принимаете новое. И Вам не обязательно ждать прощения или признания со стороны других. Вы можете заменить свое решение уже сейчас, без чьего-либо одобрения. Рассмотрим какой-то Ваш выбор, который создает неудобства в Вашей жизни. Например, когда-то Вы испытали стресс и начали курить. Потом это вошло в привычку, и сегодня Вы уверенны, что от нее уже никогда не избавитесь. Если Вы уже проанализировали все минусы курения и искренне хотите бросить курить, то первое, что Вам необходимо сделать – принять решение о том, что это было ошибкой, и теперь Вы хотите ее исправить. Примите жесткое решение бросить курить и подтверждайте его каждую свободную минуту. Через какое-то время в Вашей жизни появятся инструменты, которые на практике помогут Вам избавиться от курения. Это может быть конкретный человек, новая эффективная методика или книга. Постоянно принимая решение о том, что Вы хотите бросить курить, через какое-то время Вы почувствуете, что Вам легче контролировать ситуацию и настанет момент, когда Вы сможете бросить курить навсегда.



Свобода выбора и принятие решения – важнейшие качества, над которыми необходимо постоянно работать. Они являются прямой дорогой для преодоления наших страхов и шаблонов поведения. У каждого из нас всегда есть последний шанс. Какую бы ошибку мы не совершили, мы всегда можем принять новое решение и заменить им старое, приносящее нам постоянную боль и неудобства.

В этой статье мы с вами поговорим о том, что такое свобода выбора и как ею пользоваться в жизни.

Каждый человек каждую секунду делает выбор в своей жизни. Этот выбор состоит в том, чтобы жить осознанно или же нет.

Важно понимать, что неосознанные люди не понимают, что они делают выбор каждую миг своей жизни. Всё есть выбор. Встать пораньше или попозже. Потратить своё время на занятие спортом или на выпивание пива, жить бедно или богато, любить или бояться, радоваться жизни или бороться с ней. Всё есть выбор вплоть до самых мелочей.

Осознанность делает выбор свободным

Важно понимать, что только осознанность, позволяет человеку понять, что всё в жизни выбор. Если осознанности нет, то человек и близко не понимает, что он творит свою жизнь, конечно тут и речи нет о свободе выбора.

Осознанность – это ключ от всех дверей, и это было не раз сказано, и будет повторяться вновь и вновь. Примите вызов своей души, станьте осознанными

Каждый выбор творит вашу жизнь

От ваших выборов зависит ваша жизнь

Можно разбить выборы на две категории:

  • выборы в жизни, которые влияют на вас разрушительно;
  • выборы, которые влияют на вас созидательно.

Конечно, это же очевидно. Однако, несмотря на эту очевидность, люди почему-то продолжают делать разрушительные выборы в жизни.
Пить, алкоголь и курить, принимать наркотики, беспорядочно заниматься сексом, всё это разрушительно влияет как на тело, так и на разум, и на дух тоже. Духу, конечно, вы навредить ничем не можете, просто в жизни вашей его становиться меньше, в вас самих становиться меньше духовной силы.

Конечно же, если вы будете заниматься спортом – это явно укрепит вас, но только в том случае, если вы делаете это для себя, а не занимаетесь, допустим, чтобы кому-то нравиться, это тоже нужно учитывать.

Наиболее мощная созидательная сила выбора на вас влияет в том случае, если выбор делается ради себя, то есть каждый выбор делается исходя из того, Кем и Чем Вы Являетесь и Кем и Чем Вы Выбираете Быть, это очень важно, только тогда в вашей жизни выбор будет влиять на вашу жизнь наиболее созидательно и сила Духа, будет в каждом вашем поступке. И каждый выбор должен делаться подобным образом.

Конечно, на Земле людей, которые так живут можно пересчитать по пальцам рук.

Что вам мешает быть одним из них? Это всего лишь ваш выбор, который вы делаете вновь и вновь каждый день, каждую секунду.

Ваш выбор, должен быть вашим, а не чужим

Вам необходимо понять, что выбор связан тесно с решением. Фактически выбор и есть . Люди же не хотят принимать в своей жизни решения, делать выборы. Люди хотят, чтобы за них всё приняли и решили, выбрали. Пусть это делает, президент, работодатель, телевидение, друзья, учителя, родители, но только не Я. Таким образом на нашей планете Земля, есть просто личности, которых сотворили другие, а не они сами. Но ведь каждый человек пришёл в этот мир, чтобы самому себя создавать и свою жизнь, а не наоборот, чтобы получить свой жизненный опыт, а не чтобы верить в чужой. Но люди не хотят думать свое головой.

Факт в том, что пока вы не начнёте думать своей головой, самостоятельно делать выборы в жизни и принимать решения, вы не будете счастливы и успешны. Все счастливые и успешные люди те, кто реализовал себя, а это возможно, когда человек сам делает выборы в жизни и конечно эти выборы должны быть созидательными.

Делать выбор самостоятельно, это не значит закрыться от чужих советов и точек зрения. Наоборот, будьте открытыми, кто знает, может именно в этот миг мир передаёт через человека вам подсказку, а вы не слышите её. Слушайте людей и их мнения, если вы что-то услышали полезное, используйте это, а если нет, то просто забудьте, но умейте слушать.

Чтобы вам не посоветовали, вы всегда имеете возможность принять решения, следовать совету или нет, есть зерно истины в том, что вам говорят или нет. Но не закрывайтесь от людей, особенно близких, порой и они могут дать полезные советы, и не важно сколько человеку лет, порой даже младенец может сказать истину.

Уважайте мнение других и позволяйте им иметь свою точку зрения. Ваша точка зрения не лучше и не хуже, просто она либо служит вам в жизни либо мешает.

Чересчур полагаться на советы других людей, это тоже снимать с себя за свою жизнь. Когда слушаете совет, обратите внимание, является ли этот человек специалистом в той сфере, в которой он даёт совет. Если нет, то вряд ли стоит полагаться на его советы.

Сейчас советчиков много, сами они конечно в жизни несчастны и неудачны, но советы раздавать любят.

Посмотрите вообще, что за человек, как он одет, как он живёт, и это уже о многом скажет вам. Но даже и они могут давать полезные советы. Нужно просто уметь отличать толковые советы от бреда.

И уже, исходя из этого, вы можете делать выбор.

Порой человек может вам что-то сказать не задумавшись, это возможно его душа передала вам подсказку. Будьте бдительны.



Просмотров