Гражданское право древнего. Гражданское право древнего рима

Андрей Зарин

Мое проклятье

(Письмо самоубийцы ).

Пишу традиционную в этих случаях записку: -- "В смерти моей никого не винить", -- и прошу передать ее, мой дорогой друг, следователю, приставу или околоточному. Словом, кому надлежит. Прилагаемое же письмо прочтите сами. Согласен, что для письма это длинно, но я уверен, что вы дочитаете его до конца и, может быть, даже заинтересуетесь им, если сумеете найти надлежащую точку зрения. Оканчиваю я свое земное поприще таким малодушием потому, что мне не под силу дольше нести "мое проклятие", мой таинственный дар, который многие чувствовали во мне и как-то странно, суеверно чурались меня. Не вынес я и, видя жизнь одним сплошным страданием и ужасом, трусливо предупреждаю событие. Этот кошмар терзал меня три года, с каждым днем становясь мучительнее и тяжелее... Вы помните мою Наташу? Вы ее видели, а раз видели, то не могли и забыть. Я полюбил ее сразу, как увидел. Сразу. Мы говорили с ней минут десять, я прощаясь притронулся к ее пальцам, пришел к себе домой и вдруг почувствовал, что в моей жизни не хватало ее, что она воздух моего дыханья, кровь моего сердца. Была теплая, короткая, осенняя ночь. Темное небо, засыпанное звездами и тихая, примиряющая грусть, разлитая в воздухе. Я распахнул окно, лег на подоконник, смотрел на мерцающие звезды и твердил: "люблю, люблю, люблю"! В груди моей росла и крепла уверенность, что и она меня любит. И это оказалось верным. Неделю спустя она шла рядом со мною, прислонив свою горячую щёку к моей, и нам обоим это не казалось чудесным. Между нами не было слов, банальных объяснений. Что-то непобедимо-сильное толкнуло нас друг к другу, спаяло в одно и наполнило одинокие жизни наши блаженством. Но тут же разразился и гром над нашими головами. У моей Наташи была чахотка. Подлая, злая, беспощадная наследственная чахотка. Мы поехали с Наташей к доктору. Это был мой приятель, чистый прямой и знающий свое дело. Мы просили у него только правды, беспощадной, смертельной, но правды. И он сказал ее. Наташа могла жить 6, 7, даже десять лет при тщательном уходе за своим здоровьем, при полном спокойствии. Любовь и замужество сократят ее жизнь до двух, трех лет. Да, это был приговор. Приговор, произнесенный устами врача, но предрешенный задолго, задолго до ее рождения. Что за нелепость! Жить, чувствовать, мыслить, что бы в расцвете сил стать жертвой беспощадного недуга? Но мы не могли расстаться. Наше чувство было сильнее нас. Я увез ее в Крым, потом в Алжир; мы были в Каире; потом опять в Крыму, а летом в моей Черниговской усадьбе... И в следующем году также. Описать нашу любовь я не в силах. Это было сплошное безумие, восторженное, упоительное; иногда полнее жгучей боли и страданий, иногда бурное, как ураган, злое, как глумление жертвы над палачом -- и всегда упоительное. Да и не нужно описывать это. И времени нет. Я упоминаю об этом периоде моей жизни только затем, чтобы перейти к последующему. Она сгорала, светя ярким пламенем, освещая для меня весь мир, согревая меня. Сгорала и от внутреннего недуга и от безумия нашей страсти. Иногда в объятьях моих она задыхалась от кашля, покрывалась потом и, случалось, окрашивала подушки и постель яркой кровью. Я уединялся, рвал свою грудь ногтями, рыдал и заклинал кого-то сохранить мне ее жизнь или дать умереть с нею. Она находила меня, осыпала ласками и снова пробуждала во мне порывы страсти. Да, это было безумие Мы прожили два года; два года пролетели сном, а на третий силы покинули ее. Прошел апрель. Мы жили в усадьбе и собирались уже ехать с нею в Египет, когда она решила остаться дома, чтобы... умереть. Был яркий день; теплый, ласковый день пробуждающейся природы, но Наташа зябла и у нас топили камин. Она сидела в легком камышовом кресле с накинутым на ноги пледом. Я сидел у ее ног и держал в руке ее горячую сухую руку. Я читал ей и остановился по ее просьбе. Она сидела, закинув голову, закрыв глаза. Я смотрел на нее и в первый раз увидел, как ужасно похудела она. На мгновение голова ее представилась мне обнаженным черепом и меня охватил ужас. Я сжал ее руку. Она открыла глаза. Ее глаза всегда были прекрасны. Большие, серые, добрые, иногда прозрачные как летнее небо, иногда темные, как в непогоду море. Но теперь, казавшиеся еще больше от худобы лица, сверкающие лихорадочным блеском, теперь, когда только в них сосредоточивалась вся ее жизнь, вся ее любовь, они были поразительны. Я смотрел в них и их глубина словно поглощала меня. -- Не надо ехать, -- тихо сказала она, -- я умру здесь, мой ясный!.. -- и улыбнулась. Я смотрел в ее сверкающие глаза и вдруг увидел в них... смерть. Да, смерть! В каком-то туманном образе, в каком-то отблеске, но ясно, мучительно ясно... словно из нее выглянула таинственная "она" и прощалась со мной. Это был только миг, но в этот миг и она поняла или увидела мое виденье. Она тихо пожала мою руку, а я приник к ее коленам и беспомощно зарыдал. Она гладила мои волоса, потом нагнулась, охватила мою голову руками и закашлялась. Я отнес ее на постель. Она была легка как пушинка, моя кроткая, моя нежная, моя единственная Мы никуда не поехали. В ясный майский догорающий день догорела и моя Наташа. В ясное ликующее майское утро я хоронил ее Жизнь моя кончилась. Я уехал и посещал все уголки, где были мы с нею вместе. . . И вот как это случилось в первый раз. Я был у пирамид. Лошадь я оставил с проводником у палатки торговца, продававшего лед и прохладительные напитки, а сам пошел к Малой пирамиде, где под навесом пальмы лежал большой камень. На этом камне, год назад, сидела моя Наташа, а я лежал подле нее и сбрасывал с ее ног туфли и целовал их, а она смеялась, отдергивала ноги и шутя говорила: "стыдись! на нас смотрят сорок веков"!.. Я опустился на этот камень и отдался воспоминаниям нашей любви. Что в ней бессмертного? Я оглянулся. Недалеко от меня лежала тяжелая, неуклюжая груда Малой пирамиды. Дальше, почти уходя своей верхней площадкой в небо, высилась Хеотова пирамида, а кругом -- песчаная пустыня, над нею небо с раскаленным солнцем, и эти пальмы с нависшей купою зеленых листьев наверху стройных стволов. Все не вечно! Но также высились эти каменные громады, лежала недвижно эта пустыня, красовались пальмы и жгли огнем тропические лучи и во времена фараонов, и когда пришел Омар, и когда Наполеон явился здесь со своими народами. Всех пережили и не бессмертны, не вечны! Что же в любви нашей было бессмертного?.. Я воскресил в душе моей все наши безумства, но не мог воскресить пережитых восторгов, а поднимал только со дна души бесконечную грусть. Умерла Наташа! И все вокруг напоминает мне о ней, но не живет снова то, что пережито. . . Вдруг, нарушая торжественную тишину, послышались веселые голоса, серебристый смех и из-за края пирамиды вышло несколько туристов. Я сразу узнал их. Это семейство англичан, приехавших в Александрию и остановившихся в той же гостинице, где и я. Общество состояло из пожилого господина, почтенной дамы, двух девушек, гувернантки и примкнувшего к ним молодого человека, вероятно, жениха одной из девушек. Девушки шли впереди и, оглядываясь, веселыми голосами перекликались с отставшими. Молодой человек нагонял их. Девушки заметили меня, только сравнявшись со мною, и сразу смолкли и пошли с забавною чинностью. Молодые, свежие, как весенние цветы. И, когда они уже миновали меня, одна из них остановилась, чтобы подождать отставших. Это была высокая, стройная с золотыми волосами блондинка. Чесучовое платье облегало ее фигуру, перехваченную зеленой лентой кушака. Белая легкая шляпа с длинным зеленым вуалем покрывала ее голову. Солнце светило на нее и она казалось воздушной. Дать ей в руки пальмовую ветвь и рисовать с нее вестника, посланного Деве Марии. Я невольно засмотрелся на нее. Она взглянула на меня и я вдруг похолодел... Меня охватил ужас, я даже приподнялся... Да! В лучистом взгляде ее голубых веселых глаз я вдруг увидал то, что тогда у Наташи: смерть! Она взглянула на меня из глубины ее глаз тем же туманным обликом, тем же смутным намеком... на одно мгновение, но ясно, ясно до осязательности! Все существо мое содрогнулось от грубого сознания: "она умрет"!.. А она звонко смеялась, дождавшись молодого человека и остальных членов компании, и они скрылись за пирамидой. Голоса их еще долго звенели в воздухе, потом смолкли и все погрузилось снова в торжественную тишину. Я старался разобраться в своих ощущениях. Как это произошло? Мои глаза встретились с ее; я заглянул в них, увидел это и в то же мгновение ужасное сознание грядущего озарило мой мозг, потрясло все мое существо. Да, так это и было. Это не была галлюцинация. Я сел на лошадь и медленно вернулся в гостиницу. На другой день я увидел то же семейство за табльдотом, но боялся взглянуть на милую девушку. Прошло несколько дней. Я забыл о том, что увидел в глазах девушки. Как вдруг однажды, возвращаясь в отель со своей одинокой прогулки, я был поражен смятением. В отеле что-то произошло необычное. Я спустился в столовую и там узнал, что девушка умерла, внезапно, как ее другая сестра, как ее отец -- от наследственного недуга сердца. Пожилой господин оказался ее дядей и опекуном. Меня охватил ужас. Я собрал вещи, рассчитался и на другой день оставил Александрию... Наступала вторая весна. Я поехал к себе, на могилу моей Наташи. Острая боль прошла, осталась тихая грусть. Ведь, мы оба знали, что любовь сократит ее жизнь! Вы знаете полковника Красова? Мы с ним соседи: у него именье, смежное с моим. Он заехал ко мне и потащил меня к себе, говоря, что только заехал повидать мать, после чего едет с женой за границу. Мать Красова жила постоянно в именье. Бодрая, свежая, несмотря на свои 60 лет, она очень нравилась покойной Наташе, и они любили друг друга. Ради нее я поехал к Красовым. Он говорил без умолку всю дорогу, вероятно, с добрым намерением развлечь меня. Жена его и мать встретили меня с сердечным радушием. Мы сели на веранде, выходящей в сад. Цвела черемуха и ее аромат кружил голову. Красов в первый раз вез жену за границу, и она с жадным любопытством расспрашивала меня о моих путешествиях, интересуясь всякой мелочью. Где и что выгоднее покупать? Какие сувениры везти из Швейцарии, из Италии? Был ли я в Монако, играл ли в Монте-Карло? Она расспрашивала обо всем с таким увлечением, что я оживился и отвечал ей многословно и подробно. Красов любовался женою и счастливо смеялся, мать его снисходительно улыбалась. На веранду подали чай. Надвинулся вечер, наш украинский вечер. Темное небо засветилось звездами, защелкали соловьи, бесшумно мелькнула летучая мышь. Я поднялся уезжать. Красов приказал заложить шарабан и захотел сам отвезти меня. -- Ну, до свиданья! -- сказала мне его жена на прощанье, -- теперь уж до зимы. Вы, вероятно, в Петербург? Да, я собирался в Петербург. -- Вы когда же едете? -- спросил я. -- Не позднее послезавтра, -- ответил Красов. -- Но это не мешает, пока вы здесь, навещать старуху! -- сказала мне его мать. Я поцеловал ее руку и, поднимая голову, благодарно взглянул на нее. Она улыбалась, ласково глядя на меня, а в ее глазах... да! Я увидел то необъяснимое, что видел в глазах Наташи, в глазах той девушки. Я отвернулся и почти бегом сошел вниз, за веранду, через сад, к крыльцу, где ждал экипаж. Красов нагнал меня и спросил не без удивления: -- Что с вами? Вы пошли так поспешно. -- Мне стало что-то не по себе, -- ответил я. Мы сели и он тронул лошадь. Экипаж встряхнулся и плавно покатился по мягкому грунту. В темноте раздавались удары копыт да подле меня красным огоньком вспыхивал кончик сигары, освещая усы, нос и козырек фуражки Красова. Мне вдруг показалось, что на мне лежит обязанность предупредить его. -- Полковник, -- сказал я, -- вы, надеюсь, не сомневаетесь в моем к вам расположении? Вероятно, в голосе моем послышались особые ноты, потому что он тотчас сдержал бег лошади, взял вожжи в одну руку и обернулся ко мне. -- Что вы хотите сказать мне? -- спросил он. Я хотел только посоветовать вам отложить свой отъезд на несколько дней... на неделю, -- ответил я. -- Почему? Я не мог объяснить ему причины. -- Почему вы это советуете? -- повторил он. -- Я не хотел бы объяснять вам причины, -- уклончиво сказал я. Он больше не спрашивал, раскурил сигару, взял вожжи и погнал лошадь. Я сошел у своего крыльца. Красов пожал мне руку и сказал: -- Странно это, но я послушаю вас! До свиданья. Приезжайте утешать мою жену, -- прибавил он и уехал. Я вошел в дом и долго не мог уснуть. Ходя по кабинету, я все старался додуматься, галлюцинация ли это, вызываемая каким-то странным предчувствием, или посылаемый мне откуда-то кем-то видимый знак. Я ничего не чувствовал, проведя весь вечер с матерью Красова и почувствовал сразу, едва заглянул в ее глаза... но я не до чего не додумался и на другое утро уехал на окраину своего именья в хутор, где начался сенокос. На третий день приехал за мною посланный от Красова. Его мать умерла... Я вернулся, и мы хоронили эту прекрасную женщину. Ее гроб опустили рядом с могилою моей жены... Накануне похорон после панихиды Красов удержал меня и сказал: -- Тогда вы удивили меня и я подумал, что вам нужно в чем-нибудь мое участие. Но теперь я удивлен еще больше. Как вы узнали об этом? Я смутился. -- Я не скажу вам, как. Мне показалось. Красов задумчиво кивнул: -- Понимаю! Вы, вероятно, видели когда-нибудь один из ее страшных припадков удушья, а в этот вечер уловили какие-нибудь едва заметные его признаки. Действительно. Она страдала астмой и однажды я с женой были при ее припадке. Я даже ездил за доктором. И я с облегчением ухватился за это объяснение и надолго успокоился. Это было так естественно! Красовы не поехали за границу и, по окончании отпуска, он с женою вернулся в Петербург. Я приехал из именья в конце ноября. Сезон был в разгаре. И вот началось мое мучение, когда я понял, что наделен особым даром и что дар этот для меня "проклятие", бремя, превышающее мои силы. Как это происходило, я и сам не знаю. Вероятно вам случалось входить в комнату умирающего больного или находиться при умирающем. Вы входили в его комнату и вчера, и третьего дня, и неделю назад; вы находились у его постели ежечасно; поправляли его изголовье, давали лекарство, помогали есть. И ничто не смущало вашего духа. Но вот вы вошли к нему сегодня и вас вдруг охватила жуть, в вашу душу вдруг проникло сознание, безотчетное, но неумолимо ясное, что он уже обречен. По внешности все то же. И он, может быть, даже оживленнее обычного, но вы уже узнали и стараетесь избегать его взгляда, чтобы не передать ему своей страшной тайны. Потому что она, несомненно, одна из самых страшных. Вы продолжаете быть подле него и наблюдаете, что с каждым входящим повторяется тоже, что с вами. Вот вошел с беспечным лепетом ребенок и вдруг стал на цыпочки и заговорил шепотом Ах, это наблюдали все! Любимая собака воет и не находит себе места, кошка беспокойно мечется... Смерть вошла и безмолвным ужасом охватила всех живущих... Ну, вот: точно также я ощущал это сразу, бесповоротно, при взгляде в глаза человека. Вы понимаете мой ужас? Я взглядывал на человека и в то же мгновение весь проникался сознанием "он уже не жилец"! И потом боялся подойти к нему, заговорить с ним, чтобы не выдать ему своей ужасной тайны. Понимаете вы весь ужас этого?.. Моим знакомым стало казаться, что во мне что-то есть, что я "проклятый" и многие стали суеверно избегать меня. Помните Грянева? Я не любил его. Это был злой, насмешливый ум, мелкого тщеславия душа. Однажды на вечере за ужином он с вызовом спросил меня: -- Ну, кого вы обрекли сегодня? Я взглянул на него и увидел, что обреченный он. Беспощадная смерть туманила насмешку его взора и глядела на меня. Я угрюмо ответил ему: -- Вас! Он выронил стакан и лицо его стало белей его сорочки, а в глазах отразился ужас. Мне стало больно. Я поднялся из-за стола и уехал. Грянев помер спустя неделю. Перед этим он всем говорил, что я предсказал ему смерть и смеялся. После его смерти меня окружил ужас окружающих. Я стал искать уединения и только подле вас находил иногда отдых душе своей. Смерть! Кругом смерть! Разве это не достаточно ужасно? Я входил в театр и видел эту проклятую вокруг себя. Вот молодой офицер с девушкой. Лицо его сияет счастьем, губы улыбаются, а я вижу на нем уже печать смерти. Вот девушка подросток; вот молодая женщина; крепкий по виду, как дуб мужчина. Все обречены смерти! И мне начинало казаться, что я среди мертвецов; я начинал слышать трупный запах и убегал... Помню, была елка у Фаргосовых. Все веселились. Дети прыгали с веселыми криками вокруг елки, потом танцевала молодежь. Я стоял в стороне и смотрел на общее веселье. И вдруг стал видеть ее! Она пахнула на меня холодом от юного радостного студента; потом от молодой девушки, подошедшей ко мне с картонажем. Усмехнулась из глаз прошедшей мимо меня дамы... Я перестал понимать окружающее, а когда очнулся, все смотрели на меня с каким-то суеверным страхом и старались отойти от меня подальше. О, я знаю: все мы смертны. Знаю: мы рождены чтобы умереть, -- но можно ли видеть это? Можно ли жить, когда видишь, -- и уж наверное знаешь, -- что вот этот говорящий с вами умрет, и эта, и эти!.. Особенно дети!.. Я сидел в Александровском сквере. Мальчик подкатил мне под ноги мячик и подбежал ко мне. Я поднял и подал ему мячик, взглянул в его лучистые глазки и увидел его приговор. Крошечный Херувим! Что он сделал? Для чего было вызывать его к жизни?.. Ужас охватывал меня все сильнее; мое проклятие пригибало меня к земле. Я остерегался смотреть людям в глаза, остерегался глядеть по сторонам, ходил опустив голову. Вы смеялись: "словно отверженный"! Я, действительно, отвержен. Я почувствовал облегчение только тогда, когда твердо решил прервать это мучение. Сегодня утром я подошел к зеркалу и на меня из моих глаз взглянул призрак смерти. В первый раз я не почувствовал ужаса и в душе моей улеглось смятение. Вы поймете меня и оправдаете мою "трусость". Этим летом я беседовал с одним ученым доктором психиатром в Париже. Он заинтересовался моим рассказом. Внимательно выслушал меня и сказал: -- Я допускаю это. Не смерть в виде оголенного черепа смотрит на него, а он просто угадывает ее приближение. Ведь, мы без ошибки предскажем ее за минуту, за две? Увеличивайте нервную впечатлительность человека и признаки ее присутствия будут для него уловимы тогда, когда нам они совсем не видны. Несомненно в человеке готовом умереть от болезни задолго до смерти уже начинают происходить физиологические изменения, но они неуловимы для нас, а для исключительно нервной организации вашего знакомого вполне осязательны. Это возможно!.. Потом он сказал: -- Такого человека врач не отказался бы иметь консультантом. Исход болезни он знал бы заранее. Помните, сказку о смерти, договорившейся с шарлатаном?.. Я спросил, может ли человек от этой способности избавиться. Он развел руками. -- Что я скажу вам? Этот случай такой редкий. Несомненно это психическое расстройство... хотя... это может быть и особая способность, дар! Вы говорите, он от этого несчастен. Это он! Другой, напротив, быть может, был бы счастлив и извлек из этого дара земные блага. Я сказать ничего не могу, а исследовать его было бы интересно. И все. Дальше он ничего не нашел мне сказать. Понятно, интереса этого я ему не доставил. Быть может, и правда нашлись бы люди, для которых было бы благом то, что для меня проклятие: и облегчило бы им трудность жизненного пути, а не отягчило бы, как меня. Но я не могу. Подавленный тяжестью своего дара "видеть", пораженный ужасом этой неустанной "пляски смерти", я трусливо убегаю прочь к неизвестному от этого кошмара непрестанных страданий.


Мое любимое проклятие

https://ficbook.net/readfic/819977

Кассандра Готрик (https://ficbook.net/authors/142353)

Беты (редакторы):

Мисс ЛунЛистХорт (https://ficbook.net/authors/318850)

Фэндом:

Ориджиналы

Пейринг или персонажи:

Жанры:

Романтика, Ангст, Юмор, Драма, Фэнтези, Мистика, Повседневность, Даркфик, POV, Hurt/comfort, Мифические существа, Стёб, Учебные заведения, Попаданцы, Первый раз

Предупреждения:

Смерть основного персонажа, Насилие, Изнасилование, Беременность, Смерть второстепенного персонажа

Размер:

Макси, 514 страниц

Кол-во частей:

Статус:

закончен

Описание:

В восемнадцать я впервые задумалась о собственной смерти. Жизнь превратилась в кошмар, выхода не было, и никто не мог мне помочь. Тогда и решила призвать на помощь демона, совсем не подумав о последствиях...

Посвящение:

Мирам Рая и Ада, миру людей, а также двум моим музам, без которых даже слова бы не написала.

Публикация на других ресурсах:

Без моего согласия запрещено. Категорически. Увижу плагиат - убью.

http://cs306515.vk.me/v306515077/5cff/mWQ56icpXh8.jpg

Рисунки от Ноэру:

http://cs425016.vk.me/v425016116/1184/zkxp0BQCyhQ.jpg

Янелиабар при первой встрече с жертвой:

http://cs425016.vk.me/v425016116/11a2/AYCRN1NUYuk.jpg

Надежда после смерти:

http://cs425016.vk.me/v425016116/11e9/mAnnWNN1YO4.jpg

Война демона Янелиабара и кота Васьки:

http://cs425016.vk.me/v425016116/11d5/8QBn2OPVdZs.jpg

"Любящая" сестра Янелиабара - Рильза:

http://cs313120.vk.me/v313120077/1fd7/64Z8Hbk5nEs.jpg

Сон Надежды:

http://cs313120.vk.me/v313120077/1fcf/tweIlN7E4fk.jpg

http://cs425016.vk.me/v425016116/175c/whe1xrzkIzs.jpg

Идиллия между главными героями:

http://cs425016.vk.me/v425016116/1770/qE2te5HSU4U.jpg

http://cs425016.vk.me/v425016116/1f5d/HXQ_P-pT4mw.jpg

Сатанахия и Марбас:

http://cs425016.vk.me/v425016116/2969/NFaF6SSQHBY.jpg

Сатанахия:

http://cs425016.vk.me/v425016116/2a17/_DXlSwIOllg.jpg

http://cs425016.vk.me/v425016116/2a71/jEXTfyMa-sg.jpg

Барбатос:

http://cs425016.vk.me/v425016116/3877/EWPzofNwNaA.jpg

http://cs425016.vk.me/v425016116/386d/XsNcJTYgAd0.jpg

Раздел первый: Рай. Часть 1. Когда жизнь стала адом

Часть 2. Пришло время перемен

Часть 3. Повелитель мух

Часть 4. Любовь, побеждающая страх

Часть 5. Ангел смерти и демон жизни

Часть 6. Духовный палач

Часть 7. Хозяин и слуга

Часть 8. Контракт

Часть 9. Янелиабар

Часть 10. Новая жизнь, новые возможности, новый дом

Часть 11. Начало веселой жизни, или Цветы из ада

Часть 12. Когда прошлое не отпускает

Часть 13. Преступление и наказание

Часть 14. Эрогенная зона

Часть 15. Синдром айлурофобии

Часть 16. Демон-хранитель

Часть 17. «Ты чувствуешь это?..»

Часть 18. Вместе в душе веселее

Часть 19. Новый (старый) однокурсник, или Парень Нади

Часть 20. Истинное лицо демона

Раздел второй: Ангел. Часть 1. Вокруг Земли верхом на лошади, или Любовь Яна

Часть 2. Прощай, училище!

Часть 3. Петька - дурак, или Ревность конкурентки

Часть 4. Проверка

Часть 5. Багамские острова. Флористия и Ливандер

Часть 6. «Подари мне крылья...»

Часть 7. Любимая мамочка, или Как от меня демона забрали

Часть 8. Демонический Кембридж

Часть 9. «Девушка, а можно вас поцеловать?»

Часть 10. Тяжелые будни слуги

Часть 11. Тень любимого, или «Просто позволь мне жить»

Часть 12. Ангел и Демон. Птица и Лошадь

Часть 13. Грех первый - Обжорство

Часть 14. Грех второй - Лень

Часть 15. Грех третий - Зависть

Часть 16. Грех четвертый - Гордыня

Часть 17. Грех пятый - Похоть

Часть 18. Грех шестой - Жадность

Часть 19. Грех седьмой - Гнев

Часть 20. Смерть с неба

Раздел третий: Демон. Часть 1. Левиафан. Дерево Лисайры

Часть 2. Самаэль. Зеркало Души

Часть 3. Лилит. Медальон Любви

Часть 4. Вельзевул. Сад Голема

Часть 5. Абаддон. Сфинкс Али-Ревона

Часть 6. Леонард. Замок Гламис

Часть 7. Сатанахия. Кровь Марбаса

Часть 8. Зепар. Красная Исфинея

Часть 9. Астарот. Лабиринт Боли

Часть 10. Барбатос. Пение кита

Часть 11. Асмодей. Проклятие Соломона

Часть 12. Мурмур. Ода кошкам

Часть 13. Фурфур. Гимн оленям

Часть 14. Азазель. Черный козел

Часть 15. Аластор. Глаз Сатаны

Часть 16. Бегемот. Битва Хаоса

Часть 17. Велиал. Гибель Атлантиды

Часть 18. Наама. Страсть Каина

Часть 19. Ваал. Мировое божество

Часть 20. Люцифер. Солнечный ангел

Раздел четвертый: Ад. Часть 1. Благодатный огонь Иерусалима

Часть 2. Начало конца

Часть 3. Охранник Короля

Часть 4. Мария

Часть 5. Проткнутое сердце, или Красная катана

Часть 6. Адский приговор

Часть 7. Сатана и Люцифер - две части одного целого

Часть 8. Исчезновение и зарождение жизни

Часть 9. Выполненная миссия, или Окончательный уход

Часть 10. Взгляд души

Часть 11. Черные вороны под дождем

Часть 12. «Гром Божий» и «Божий огонь»

Часть 13. «Даже ангелы смерти лгут»

Часть 14. «Благословение Божье» и «Божье исцеление»

Начала захлебываться от воды. Открыла глаза. Как вокруг темно-то! И только что-то красное смешивается с водой... На дно падает Васька...

Не раздумывая бросаюсь вниз. Схватываю кота за черный хвост и тяну вверх. Мгновение - и выныриваю из воды. Глубоко вдыхаю воздух и начинаю откашливаться. Плыву к краю, таща за собой Ваську..

Когда, наконец, вылезла из своего собственного бассейна на заднем дворе дома, откидываю сумку с вещами и прижимаю к груди бедное животное. Надо спешить, ему очень и очень плохо. А хотя...

Словно маленькие огоньки летят к вечернему небу. Перевожу свой взгляд на руку и вижу, что порезы на ладонях начинают исчезать, а в небо поднимается еще большее количество огоньков. Какая красота-то...

Перевожу свой взгляд на кота. Васька начинает дергаться и наконец подает писклявый голос. Его шрам также странным образом начинает исчезать. Впоследствии кот открывает и правый глаз. Кровь вокруг него испаряется. Я только облегченно вздыхаю, задрав голову к небу. А туда, к облакам, еще летят странные огоньки...

Васька... теперь это твой новый дом...

Кот энергично соскакивает с колен и идет вперед по газону. Я вытираю ладонью мокрое лицо и, сорвавшись с места, бегу к входу.

Тебе конец, Ян!!!

Я готова была убить этого демона! Я пообещала себе закопать его! Эта проклятая нечисть... он мог спасти меня в самом начале! Но нет! Ждал до того момента, пока я начну падать с балкона!

Ой, ты сейчас получишь! Я тебя оттаскаю за твой проклятый хвост! За все ответишь! - и громко открываю дверь, летя по коридору. - Беги, Янелиабар! Дьявол идет!!!

Часть 14. Эрогенная зона

Во время бега я ловко закатывала рукава до локтей. Ненависть во мне просто сжигала душу. Что-то подсказывало, что если бы сейчас на горизонте появился лысый, я бы без раздумий задушила и его. Подумать только! Я отдала ему душу и всю себя после смерти, а ему даже лень быль поднять палец, чтобы одним щелчком уничтожить тех воров! Ну, нет! Я тебе не фанатка демонов, что будет кричать от восторга и обнимать тебя!

Ян! - крикнула я, встав посреди зала.

Тишина. И куда только этот демон запропастился? Я начала крутиться во все стороны. Мало что могло быть... а если он, например, любит на потолке сидеть вверх головой?

Васька же в тот момент быстро взялся исследовать новую территорию и пошел куда-то в сторону кухни. Я остановилась, глубоко вздохнула и прислушалась...

Ага! Спит, нечисть! Его храп за километр слышно!

Рычу не хуже злой собаки и со всех ног бегу по лестнице. Бегу так быстро, что даже падаю, поскольку мокрая подошва обуви делает пол очень скользким. Откидываю назад пряди влажных волос и, выплюнув воду, оказываюсь наверху.

Ну, нет, я не буду кричать так, чтобы он проснулся. Задушу тихо и быстро!

В то время, как я умирала, убегала от сумасшедшего лысого мужика, который меня чуть не изнасиловал, а потом прыгнула с балкона, который располагался на восьмом этаже, а затем чуть не утонула в собственном бассейне, он... Спит по полной программе! Слава небу, что догадался хотя бы перенести меня в этот проклятый бассейн!

Я снова прошипела несколько проклятий и стала тихо подкрадываться. А демон лежал с голым торсом, раскинувшись на целую кровать. Длинные черные волосы спадали до земли. Я на мгновение подумала, что было бы неплохо отрезать их, если этот план не удастся.

Оказавшись рядом, обошла кровать и встала напротив его лица. Спал он, как ребенок, прижав к груди подушку и уткнувшись в нее носом. При этом уже тихо посапывал, перестав храпеть.

Я ехидно улыбнулась и начала мять пальцы, от чего послышался хруст костей. В какой-то другой момент, более мирный, я бы никогда не пробудила демона, который так сладко спал, но теперь... Размахнувшись, схватила его за шею и, запрыгнув на кровать, уселась на него. И слова сказать не успела, как почувствовала, что и мое горло сжали чьи-то пальцы, а когти оставили на коже жгучие порезы.

Ты зря это сделала... - пробормотал он, глядя на меня только левым глазом.

Ты зря меня не спас... - так же тихо прошипела я, поскольку мы оба не могли нормально говорить.

Ты что, мне угрожаешь?

Еще как... Я буду мстить, и месть моя будет ужасна...

И ты говоришь это демону?

Не считай себя крупнейшим мировым... злом!

Я наконец-то смогла вырваться и набросилась на него с еще большим энтузиазмом. Пришлось терпеть ужасную боль в области шеи. Он не сжал ее, нет, а только оставил ужасные порезы.

И прежде всего я поотрываю тебе пальцы с твоими проклятыми когтями!

Выглядела эта сцена ужасно смешно. Я пробовала поймать его руки, а он в то же время пробовал поймать мои.

Да отойди ты от меня! С твоих волос вода течет!

А ты угадай - почему?!

Радуйся, что вообще твою шкуру спас!

А может тебе еще поклониться? Меня, между прочим, почти изнасиловали там!

Ну, значит поблагодари меня за то, что я шкаф наклонил!

Я неожиданно замерла, удивленно взглянув на него. Он также перевел дыхание, держа две мои руки. Но я все же отомстила, хотя и не так ужасно, как ожидала - смогла поцарапать его грудь ногтями.

Так это ты шкаф бросил?

Да-да. И украшения дал, и шкаф наклонил, и в бассейн перенес. Ты хотела упасть на землю? Переломала бы тогда все кости. А теперь успокойся, переведи дыхание и иди вытри волосы, наконец.

Римскому праву были известны разные способы совершения формальных сделок: либральная форма (при её помощи совершались mancipatio, nexum), stipulatio, in jure cessio, а также письменная форма (contractus literalis). Особенностью форм сделок древнего римского права является их сложность и символизм. Наглядность и образность формализма римского права соответствовала менталитету древнего человека . Используемые для оформления сделок ритуалы и обряды были призваны материализовать абстрактный процесс заключения договора, придать гласности юридическое действие, наглядно продемонстрировать совершаемый юридический акт .

Формы сделок, разработанные в римском частном праве, как и многие иные его институты, заимствовались другими правопорядками. Так, в одном из нормативных актов Испании, Семи частях (Siete Partiedas ) короля Альфонса X Мудрого, появление которого датируется приблизительно серединой XIII века н.э., предусматривалось, что некоторые обязательственные договоры должны совершаться в стипуляционной форме, по образцу классического римского частного права .

Однако, формальный подход к заключению сделок не является исключительной чертой римского частного права. Формализм свойственен многим правопорядкам на заре их развития. Однако, в каждом правопорядке были известны и собственные, своеобразные формы, закрепляющие факт совершения юридического действия. Так, в Германии в период раннего Средневековья для передачи права собственности на земельный участок требовалось наряду с согласием отчуждателя и приобретателя совершение специальной церемонии. Сначала продавец вручал покупателю элементы, олицетворяющие земельный участок: горсть земли, ветвь, пучок травы, затем передавал символы своей власти: перчатку, нож, крюк для котла. В заключение оба участника сделки вместе обходили границы земельного участка, после чего отчуждатель формально покидал землю, а приобретатель совершал торжественный обряд вступления во владение .

Право Древней Руси, в сравнении с римским частным правом, являлось менее развитым, в связи с этим лишь немногие авторы в своих исследованиях обращаются к положениям Русской правды, иным нормативным актам того времени. Вместе с тем древнее русское право имеет свои специфические черты. В нём проявляются особенности менталитета и культуры Древней Руси. Несмотря на то, что современное российское право во многом формировалось под влиянием зарубежных правопорядков, истоки современного правового регулирования все же лежат в древних русских нормативных актах. А потому их изучение представляет интерес не только с исторической точки зрения.

Судить о развитии формализма древнего русского права сложно из-за небольшого количество источников того времени, дошедших до нас. Главным памятником древнерусского права является Русская правда . Сохранилось три редакции Русской правды, которые принято называть Краткой, Пространной и Сокращенной . Каждая из редакций создавалась в различное время, и поэтому отражает социально-экономические отношения в обществе в определенный период .

В наиболее древней редакции Русской Правды, Краткой Правде, содержатся преимущественно нормы уголовного права и процесса, в то время как гражданско-правовые нормы практически отсутствуют . Своеобразие формализма на Руси особенно проявляется в правилах об осуществлении правосудия и доказывании. Для подтверждения своих слов стороны приводились к присяге, ссылались на свидетелей, применялось испытание железом, огнем (ордалии) , поединок (поле) . И если в присяге, используемой в качестве доказательства в процессе, можно увидеть нечто схоже с известной в римском праве торжественной клятвой sponsio, то применение ордалий и боевого поединка для установления виновности лица свидетельствуют о влиянии языческой культуры на ранних этапах формирования русского права.

Формализм древнего русского права отличается от формального подхода римского частного права. Древнее русское право знало меньшее количество форм сделок, чем их было известно в Риме. Кроме того те проявления формализма, которыми изобилует частное право Рима, как-то, произнесение торжественных формул, мало развиты в праве Древней Руси . Например, Краткая Правда предусматривала необходимость произнесения устной формулы только в одном случае. Согласно ст. 16 хозяин, опознавший своего пропавшего челядина, должен был вести его «до третьего» продавца, у которого мог его истребовать, произнеся: «вдаи ты мне свои челядин, а ты своего скота ищи при видоце», что означало «отдай мне своего челядина, а ты ищи своих денег при свидетеле» . Пространная правда закрепляет уже большее количество устных формул .

Гражданско-правовые отношения, которые сначала относились к сфере обычного права и писанным правом не регулировались, со временем также стали попадать в поле зрения законодателя. Н. Дювернуа по этому поводу писал: «Из сферы правонарушений догма переходит мало-по-малу в область определения свободных имущественных и личных отношений. Рядом с практикой суда по преступлениям образуется практика судов по сделкам, по договорам, по наследству» . В Пространную Правду включено уже значительное количество положений о сделках , последствиях их неисполнения , наследовании по закону и завещанию , порядке осуществления гражданского судопроизводства .

Для русского права всегда было характерно совершение юридически значимых действий прилюдно . Например, согласно ст. 15 Краткой правды требовать долг с того, кто «почнет с запирати» (станет отпираться), следовало в присутствии 12 мужей. Договоры обычно совершались в устной форме . В Пространной Правде закрепляется, что для оформления сделки теперь следовало приглашать свидетелей . При этом, как и в римском праве, участие свидетелей имело не только доказательственное значение, но и являлось необходимым, конститутивным элементом формы сделки. Подтверждает это ст. 52 Пространной Правды, воспрещающая взыскание долга, размер которого превышал 3 гривны кун , если при совершении сделки отсутствовали свидетели: «промиловался еси, оже еси не ставил послухов (сам виноват, если не ставил свидетелей, давая деньги)». Можно было присягать или приводить иные доказательства, однако, «чтобы была сделка нужны послухи» .

Для свидетельствования допускались только свободные люди, мужи . Правоспособность несвободного населения (холопов) на Руси, как и в иных феодальных правопорядках, существенным образом ограничивалась. Холоп не мог выступать свидетелем на суде, не вправе был приобретать недвижимость для себя , права и обязанности по сделкам, заключенным холопом, нес хозяин , он же отвечал и за ущерб причиненный холопом .

Смысл форм сделок, применявшихся на ранних этапах развития Руси, заключался в том, чтобы не только закрепить содержание сделки, что, конечно, имело большое значение при возникновении спора, но и придать юридическим действиям публичность, довести их совершение до сведения иных лиц . В свидетели приглашались обычно соседи, знакомые, которые могли подтвердить заключение сделки для сторонних лиц и одновременно сами оповещались о ее совершении.

В более поздний период развития русского права наряду с символическими, обрядовыми формами совершения сделок развиваются иные, сохранившиеся и в современном гражданском праве, как например, письменная форма сделок. Так же, как и в римском частном праве, письменная форма сделок приходит в русское право из греческой культуры. Одними из первых договоров на Руси, заключенных в письменной форме, были мирные договоры Олега (911 г.) и Игоря (945 г.) с греками . В Русской правде отсутствуют какие-либо указания о письменном оформлении гражданско-правовых сделок или иных юридических действий, поэтому нельзя говорить о применении письменной формы в этот период. Однако, с уверенностью можно сказать, что в XIV - XV в. наряду с устной стала применяться и письменная форма заключения договоров. Об этом свидетельствуют положения Псковской судной грамоты (1397 г. или 1462 г. ), занимающей центральное место в ряду сборников местного права этого времени . Псковской судной грамоте уже известно несколько видов письменных форм сделок: запись и доска.

Запись представляла собой письменный документ, копия которого передавалась на хранение в архив Троицкого собора. В судебных спорах запись являлась официальным документом, не подлежащим оспариванию . Особая доказательная сила записи основывалась на одобрении этого документа княжеской властью. Как видно из ст. 82 Псковской судной грамоты, запись обычно составлялась княжеским писцом, а к документу прикладывалась княжеская печать. Княжеское удостоверение записи требовалось и тогда, когда документ составлялся иным лицом, что допускалось в исключительном случае: если писец требовал плату «не по силе» , т.е. сверх размера, определенного Псковской грамотой.

Доска являлась простым домашним документом, записанным на доске, копия которого на хранение не сдавалась. Поэтому доска могла быть оспорена в суде и в сравнении с записью имела меньшую юридическую силу. Например, согласно ст. 14 Псковской грамоты при наличии духовного завещания, сданного в архив, нельзя было истребовать у наследников имущество, переданное лицу до его смерти по договору хранения, займа или на другом основании, если соглашение об этом оформлялось лишь доской. Исключения составляли только те случаи, когда доска обеспечивалась закладом.

Заключение договора займа при оформлении его на доске допускалось только, если сумма займа не превышала одного рубля. При большей сумме займа, следовало исполнить запись. При этом форма являлась условием действительности договора .

Помимо договора займа в письменной форме надлежало заключать договор поклажи (соблюдения) (ст. 19 Псковской судной грамоты), исключения составляли случаи передачи вещи на хранение в чрезвычайных обстоятельствах (ст. 16-17) .

Помимо указанных выше письменных форм сделок, Псковская судная грамота упоминает о рядницах (расписках), которые выдавались должнику кредитором при исполнении обязательства. Рядницы никак не влияли на действительность обязательства, а служили в суде доказательством факта его исполнения. Доказательную силу расписок, как и силу письменных форм сделок, определял факт их передачи на хранение в архив. Если расписка не сдавалась в Троицкий собор, то суд не принимал ее в качестве доказательства, а сторона, ссылающаяся на нее, проигрывала спор. При этом не имело значения, как оформлялся договор, из которого предъявлялось требование. Не сданная в архив расписка не являлась доказательством ни против записи, ни против доски .

Псковская судная грамота является первым правовым актом, во-первых, применившим письменность для оформления сделок на Руси, во-вторых, ставящих действительность договоров в зависимость от соблюдения письменной формы. Разделение письменных форм сделок по юридической силе напоминает современное разделение письменной формы на простую и квалифицированную. В период действия Псковской грамоты публичная власть впервые в истории российского права стала привлекаться для оформления письменных договоров, а ее авторитет сообщал особую доказательственную силу письменному документу. Запись представляет собой прообраз современной нотариальной формы сделок.

На исходе XVI века письменная форма сделок стала приобретать все большее значение и дальнейшее развитие договорного формализма на Руси шло по пути распространения письменной формы для всё большего числа договоров.

См.: Римское частное право: Учебник/Под ред. И.Б. Новицкого, И.С. Перетерского. - М.: Юриспруденция, 2001. - С. 294 и сл.; Пухан И., Поленак-Акимовская М. Римское право: базовый учебник: Пер. с македонского/Под ред. В.А.Томсинова. - М.: Зерцало, 2000. - С. 228.

См.: Загурский Л.Н. Элементарный учебник римского права. Общая часть. - Харьков: Типография И.М. Варшавчика, 1897. - С. 260.

Зом Р. Институции. Учебник истории и системы римского гражданского права / Пер. с немецкого Г.А. Барковского. - СПб., 1908. - С. 58.

См.: Пфафф В. О формальных договорах древнего римского права. - Одесса: Типография П. Францова, 1866. - С. 15, 39.

См.: Kaser M. Römisches Privatrecht: Ein Studienbuch. - Berlin, München: C.H. Beck" sche Buchhandlung, 1962. - S. 32.

См.: Ningelgen S. Formvorschriften im spanischen Recht. - Frankfurt a. Main: Deutsch-Spanische Juristenvereinigung, 1992. - S. 14; Heusch C.-A. Dei elektronische Signatur. - Berlin: Tenea Verlag für Medien, 2004. - S. 4.

Название «Русская правда» установилось в литературе. Подлинные списки древнейшего памятника письменного русского права называются более длинно, например: «Суд Ярослава Владимировича. Правда русская» или «Устав великого князя Ярослава Владимировича о судах. Суд о душегубстве. Правда русская». См.: Малиновский J. Лекции по истории русского права. Томск: Типо-литография Сибирского Товарищества печати, 1907. - Вып. 1 Программа. Введение. Источники. - С. 208.

Среди ученых-историков нет единого мнения относительно юридической силы Русской правды. Одни - признают ее официальным сводом княжеского права (См.: Эверс I. Ф. Г. Древнейшее русское право в историческом его раскрытии / Пер. с нем. И. Платонов. - СПб, 1835. - С. 302), другие - считают, что Русская правда представляет собой смешанный акт, в который включены как «первообразные акты» (тексты княжеских уставов, грамот, заимствованные из византийского права положения), так и записанные судебные решения, обычаи, которые были объединены в письменный документ «посторонним лицом» (летописцем) и использовались в качестве руководства судом. См.: Малиновский J. Указ. соч. - С. 204 и след.; Дювернуа Н. Источники права и суд в древней России. Опыт по истории русского гражданского права. - М.: Унив. Типография, 1869. - С. 44, 63; Ключевский В.О. Краткое пособие по истории России. - М., 1906. - С. 42.

Гражданское право.

С древних пор люди пытались упорядочить свою жизнь и стабилизировать устанавливавшийся в обществе порядок. Попытки издания некоторых правил поведения в обществе мы видим в Древнем Вавилоне, Египте. Междуречье (столб Хаммурапи - свод законов в казуальной форме изложения). В Древней Греции и, наконец, в Римской империи из обыденностей и обычаев возникает некая стройная теория правил поведения гражданина в государстве.

Jus gentium (юс генцум;jus - право, правомочие, нормы права) - объявили римляне - Право народов (причем не только римского народа), естественно, Право свободных народов (раб - вещь, это не субъект права, а объект).

Все право делится наjus publicum иjus privatum - публичное и частное право. Ноjus publicum выражает властвование государства, т.е. право, имеющее обязательную силу, и оно не может быть изменено путем соглашения. Вjusprivatum - область частного права - входят семейные отношения, собственность, обязательства, наследование.

Понятие, введенное позднееjus civile (цивильное право) - совокупность законов, действующих в государстве, - со временем приобретает именно понятие гражданского права (права граждан). Отсюда название отрасли - цивилистика - гражданское право.

Гражданское право представляет собой отрасль российского права, которая регулирует имущественные и связанные с ними отношения, складывающиеся между физическими лицами, юридическими лицами, публичными субъектами на началах равенства, автономии воли, имущественной самостоятельности и инициативы участников этих отношений.

Гражданское право - это совокупность правовых норм, регулирующих имущественные и личные неимущественные отношения в целях осуществления законных интересов субъектов гражданского права и организации экономических отношений в обществе.

Предмет правового регулирования гражданского права составляют имущественные и личные неимущественные, связанные с имущественными отношениями.

Имущественные отношения представляют собой отношения по пользованию, владению и распоряжению вещами. Большинство отношений, регулируемых гражданским правом, являются товарно-денежными.



История развития гражданского права

С развитием товарно-денежных отношений связано появление и развитие гражданского права как самостоятельной отрасли права. Такие отношения впервые получили широкое развитие в Древнем Риме , где гражданское право сформировалось на основе обычного права и судебной практики магистратов, разрешавших имущественные споры, а в дальнейшем и на основе принимаемых в законодательном порядке правовых положений, сформулированных римскими юристами. В то время гражданское право представляло собой разветвленную систему правовых институтов, регулировавших товарные отношения (куплю-продажу, имущественный наем, подряд, заем и др.). Римское право было наиболее развитой формой права в античное время и именно в нем впервые были сформулированы основные положения современного гражданского права. С падением Римской империи и воцарением на её территории варварских племен применение римского права прекратилось.

В средние века в условиях феодального общества, основой которого являлось натуральное хозяйство, гражданское право имело узкую сферу применения и представляло собой торговые обычаи и локальные (местные) правовые нормы вновь развивающихся и возникающих городов.

Возрождение товарного производства в эпоху Возрождения привело к увеличению интереса к институтам римского гражданского права, как наиболее совершенному гражданскому праву на тот период, что обусловило их внедрение (в основном путем комментирования школами глоссаторов) в гражданский оборот и в дальнейшем субсидиарное (дополнительное) применение к обычаям и официальным нормам права (пандектное право). Возрождение римских норм получило название рецессии римского частного права.

После буржуазных революций 17-18 веков полностью либо в переработанном с учетом современных условий оборота виде нормы римского гражданского права были инкорпорированы в гражданские кодексы Франции (1804 - Гражданский кодекс Наполеона), Австрии (1811), Германии (1896 - Германское Гражданское уложение) и других стран в процессе кодификации гражданского права.

Основными принципами, заложенные в то время в основу кодифицированных актов Г.п., стали принципы невмешательства государства в экономику, свободы распоряжения частной собственностью и договорными условиями, формального равенства партнеров в гражданских правоотношениях.

Тогда же в некоторых странах из Г.п. стали выделять торговое право, нормы которого специально приспособлены для быстрого оформления сделок в промышленности и торговле. Более того, Торговые кодексы во многих странах (например, Германии) были приняты раньше гражданских.

В процессе развития гражданского права после средних веков в сферу интересов и регулирования гражданского права попадают личные неимущественные отношения, хотя непосредственно не связанные с защитой материальных интересов, но в конечном счете ими определяемые (защита деловой репутации и чести, неприкосновенность фирменного наименования, авторства и др.). Позже такие отношения органично вошли в состав гражданского права, поскольку методы их регулирования оказались чрезвычайно схожи с теми, что регулировали гражданский оборот (равенство участников отношений, диспозитивность, недопустимость вмешательства кого-либо в частные дела, материальная компенсация причиненного ущерба, в т.ч. морального).

Первая инкорпорация норм гражданского права в России была произведена М. М. Сперанским в 1-й половине 19 в. (Свод законов Российской империи).

К концу 19 в. устарелость положений Свода законов в части гражданского права стала столь явной, что началась разработка нового закона - Гражданского Уложения. Первая часть его была завершена в 1913, но так и не была введена в действие в связи с началом Первой Мировой войны.

После отмены в 1917 всех законов Российской империи земля, фабрики, заводы и иные основные средства производства и транспорта, жилищный фонд были национализированы.

По окончании гражданской войны и в связи с переходом к политике НЭПа в целях регулировании товарно-денежных отношений был принят первый советский Гражданский кодекс 1922.

Со свертыванием НЭПа в 1926-28 и в связи с развитием командной экономики область применения гражданского права значительно сузилась, большое значение получило занаряживание.

Следующая кодификация гражданского права завершилась принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик в 1961. Положения Основ в дальнейшем в незначительном объеме дополнялись и конкретизировались Гражданскими кодексами союзных республик.

Первая часть нового Гражданского кодекса РФ, действующего в настоящее время, была принята лишь в 1994.

Гражданское право регулирует отношения между лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или с их участием. При этом, под предпринимательской понимается деятельность, которая осуществляется самостоятельно, на свой риск, направлена на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Неимущественные, связанные с имущественными, отношения представляют собой отношения, связанные с товарно-денежными посредством своего результата.

Объектом такого рода отношений являются произведения искусства, литературы и т.п.

Неимущественные отношения, не связанные с имущественными, не регулируются, но охраняются гражданским правом. К числу таких объектов относятся жизнь и здоровье гражданина, достоинство личности и некоторые другие блага.

Гражданское право выделяется в системе права как предметом, так и методом правового регулирования, который выражается в признании юридического равенства сторон. Реализация равенства осуществляется через независимость и самостоятельность сторон. Субъекты гражданского права действуют по своему желанию, руководствуются своим интересом, могут проявлять предприимчивость, совершать любые действия, не противоречащие закону.

Таким образом, гражданское право - это система правовых норм, регулирующих на началах юридического равенства сторон имущественно-стоимостные и личные неимущественные отношения.

Гражданское право отличается от других отраслей права инструментарием, оттачивавшимся в течение сотен лет. Его место в системе права предопределено своеобразным предметом и методом правового регулирования, имеющим давние корни, и в определенной степени трансформируется в системе права.

Гражданское право нуждается в отделении его от публично- правовой сферы. В частности, не следует смешивать гражданское право с административным, финансовым и другими отраслями, основу которых составляют властеотношения.

В системе права гражданское право составляет ядро частного права. Гражданское законодательство тесно связано с трудовым, семейным, жилищным, земельным и иными отраслями.

Гражданское право тесно связано с трудовым правом. Однако особенность трудовых отношений основывается на выполнении правил внутреннего трудового распорядка. Отношения администрации и рабочего (служащего) носят неравный характер ввиду наличия властных полномочий работодателя. Гражданское право взаимодействует с семейным правом, но не сливается с ним. Так, в семейных отношениях приоритетными являются неимущественные отношения, в которых отражается нравственная, этическая сторона личности. Именно такими представляются взаимная забота членов семьи, оказание материальной помощи, воспитание и т.п. Взаимопроникновение указанных отраслей осуществляется в виде брачного контракта, перехода от общей собственности супругов к долевой собственности.



Просмотров