Герб Пушкина А. С

Нынешний год богат на знаковые для гатчинцев события. 90-летие отмечает Ленинградская область, столько же лет – Гатчинскому району. А многие ли знают, что в этом году исполняется 15 лет со дня рождения герба Гатчинского района? Нынешний год стал юбилейным и для автора этого символа, нашего земляка, замечательного художника Анатолия Засидкевича.

Анатолий Засидкевич – родом из Ростовской области, но Гатчинская земля давно уже стала для него и родным домом, и источником вдохновения. С 1987 года художник преподает в Гатчинской детской художественной школе. Талантливый акварелист, с 2006 года он является членом Союза художников России и Общества акварелистов Санкт-Петербурга.

Для художника круглая дата это всегда возможность подвести некоторые итоги своей творческой деятельности, возможность оглянуться назад и наметить планы на будущее. Юбилейный год для Анатолия Засидкевича начался с большой программной выставки товарищества «Акварельный класс» в выставочном центре Союза художников, в которой он принял участие наряду с четырьмя другими крупными акварелистами Санкт-Петербурга. Эта знаковая выставка проходит в культурной столице с 1 по 19 февраля.

В апреле в Межпоселенческой районной библиотеке им. А.С. Пушкина откроется выставка гатчинских акварелистов, куратором и участником которой также станет Анатолий Федорович. Большая персональная выставка художника откроется в Гатчине в дни празднования юбилея Гатчинского района и Ленинградской области в июле-августе 2017 года.

Помимо живого повседневного творчества, без которого немыслима жизнь художника, Анатолий Засидкевич известен еще и тем, что стал автором официального символа Гатчинского района – герба. Мы поговорили с ним о том, как создавался этот символ, какие тайные и явные знаки он в себе заключает.

По всем правилам геральдики

Как рассказал Анатолий Федорович, с уходом социалистической символики возникла необходимость возрождения и становления символов, соответствующих геральдическим нормам и правилам. Об этом был принят соответствующий указ президента Российской Федерации. Конкурсы на создание обновленной символики прошли по всей России, и Гатчинский район, конечно, не стал исключением.

В открытом конкурсе, который был объявлен администрацией Гатчинского района в 2002 году, приняли участие порядка десяти художников. Как вспоминает Анатолий Засидкевич, предложенные варианты были разными - от эмблем и оформительских диаграмм до лирических образов.

Опыт проектирования эмблем, логотипов, другого материала, связанного с символикой, у меня уже был, - говорит он. - Начав работу над гербом, я, прежде всего, обратился к справочникам, специальной литературе, посвященной истории Гатчинского района. Работал, опираясь исключительно на традиционные нормативы геральдики, основанные на символике цвета и элементов. Геральдика - наука достаточно консервативная, вольности в ней не приветствуются. Корнями она уходит в рыцарскую символику, где каждый элемент, каждый цвет имели свое значение.

В итоге проект герба Гат-чинского района, предложенный Анатолием Засидкевичем, был признан наиболее полно отражающим историю и современную жизнь района. 23 апреля 2003 года он был окончательно утвержден решением районного Совета депутатов, а чуть позднее, в 2004 году, Геральдический совет при президенте Российской Федерации в 2004 году внес этот символ в Государственный геральдический регистр РФ.

Райская птица в лазоревом поле

Точное геральдическое описание герба Гатчинского района звучит довольно поэтично:

«В лазоревом поле над червленой, трижды выщербленной и завершенной серебром оконечностью - серебряное здание, подобное античному храму с флюгером в виде райской птицы на шпиле; здание сопровождено внизу двумя расходящимися золотыми охотничьими рогами, из которых выходят справа - золотой хвойный побег, слева - таковая же головка колоса, наклоненные друг к другу и сопровождающие здание по сторонам»…

Если рассматривать этот символ с точки зрения геральдики, можно сделать несколько интересных открытий.

Как объяснил Анатолий Федорович, голубое (лазоревое) поле герба обозначает красоту, ясность, величие. Если лазурь и серебро символизируют духовность, то золото обозначает богатство и процветание. Серебряная волнистая линия на гербе - конечно же, легендарная река Оредеж, своим извилистым течением связывающая почти весь Гатчинский район. Эта линия проходит над красной («червленой, трижды выщербленной») оконечностью. Красный цвет в геральдике - символ доблести, мужества, неустрашимости. А для нас это еще и уникальные красные девонские пески, из которых состоят берега Оредежа.

Золотые охотничьи рога - напоминание о царских охотничьих угодьях, раскинувшихся на Гатчинской земле. Гатчинская мыза с Егерской слободой - единственная в своем роде в России. Золотые рожки выступают здесь как символ исторической связи прошлого с настоящим.

Золотая головка колоса в одном из рожков - символ земледелия, издавна развиваемого на нашей земле. Золотой хвойный побег символизирует богатые лесные угодья, составляющие более 80 процентов территории Гатчинского района.

Цвет архитектурного сооружения в античном стиле в центре герба - серебро, символ чистоты, доброты, невинности, духовности. Переданное в серебре, это здание символизирует «святыню» в любом смысле этого слова. Это и гатчинские храмы, и исторические памятники архитектуры усадебного типа. А еще оно означает возвышенное стремление к созданию духовной сферы среди повседневности.

Глубоко символично и изображение птицы на шпиле, – говорит автор герба. - Райская птица в геральдике олицетворяет стремление к счастью, процветанию и благополучию. Гатчинский район с его обширными лесами, рекой Оредеж, целебным воздухом, уникальными радоновыми источниками на берегах из красного песчаника издавна называли райским уголком Санкт-Петербургской губернии.

По словам художника, важно и направление флюгера в гербе - направо. Тот, кто не знаком с геральдическими принципами, заметит, что райская птичка смотрит налево, и… будет не прав. По старинным геральдическим правилам стороны герба определялись относительно хозяина герба, находящегося за гербовым щитом. Так что наша райская птица смотрит в верном направлении!

Скрытые смыслы и «шифры»

Одно из требований к любому гербу - в его изображении должна быть определенная простота, чтобы его символику мог распознать каждый. Однако если внимательно приглядеться, помимо очевидных смыслов, герб Гатчинского района содержит еще и скрытые. Так, например, флюгер с райской птицей представляет собой стилизованную аббревиатуру словосочетания «Гатчинский район» - литеры «Г» и «Р».

На самом деле, как объясняет Анатолий Федорович, по законам геральдики литеры в герб включаться не должны. Но есть и исключения, например, литера «G» в гербе города Гатчины: Павлу I, как императору, такая вольность была разрешена.

Еще одно исключение - если речь идет о намеке на литеру, а не о самой литере, как это вышло с гербом Гатчинского района. Любопытно, что явной цели вставить в герб аббревиатуру у художника не было, но силуэт райской птицы на шпиле здания сам «напросился» на дополнительный смысл.

Еще один скрытый смысл - совершенно замечательный - относится к общей композиции герба, напоминающей лиру. Лира - символ вдохновения, творчества, искусства.

Наша земля по праву вошла в ореол традиционно пушкинских мест. Здесь родилась и жила вдохновительница пушкинской лиры Арина Родионовна. Здесь были владения его знаменитого прадеда Ганнибала.

Гатчинская земля исполнена вдохновения, недаром здесь жили или гостили не только аристократы, но и творческая интеллигенция - художники, писатели, архитекторы, инженеры. Несмотря на определенные трудности, которые приносит с собой любое время, она по-прежнему открыта навстречу будущему, неустанно трудится над настоящим, не забывая при этом и о своем прошлом…

Герб- немецкое слово, которое означает "наследство".
Герб- это условное изображение, являющееся символом и отличительным знаком государства, города, а в старину- рода или отдельного лица, отражающее исторические традиции владельца.
Непосредственными предшественниками гербов были родовые и семейные знаки собственности. Такие простейшие знаки в виде зарубок, палочек, элементарных рисунков сохранились на территории нашей страны вплоть до 19 века: ремесленники помечали ими свои изделия, крестьяне- инвентарь и скот.
Первыми гербами были эмблемы на печатях, монетах, деталях древних государств. В III тыс. до н.э. в государстве Шумеры это был орел с львиной головой, в Египте-змей, в Армении - лев, в Византийской империи- двуглавый орел.
В то время гербы имели не только государства, но и города. Гербом Афин была сова, Коринфа- крылатый конь.
Являясь отличительной эмблемой государства или города, гербы символически передавали их характерные особенности, местные отличия, исторические события в них произошедшие.
Сведения о геральдических знаках древнерусских князей, употреблявшихся для обозначения собственности, относятся к середине X века.
Пример геральдических знаков древнерусских князей.

Особую разновидность эмблем представляют гербы, появившиеся в Западной Европе в XI-XII веках, в эпоху крестовых походов и рыцарских турниров. Вначале изображения на рыцарских доспехах были случайными, позднее их целью стало- увековечить ратные подвиги владельца. Ими стали дорожить и передавать по наследству. Тогда же появилось и само слово "герб"("наследство", "наследник").
Со временем герольды(в переводе с немецкого "глашатай"), которые были распорядителями на рыцарских турнирах, стали описывать и составлять гербы. Так возникло искусство составления гербов- геральдика. Образовалась своего рода геральдическая азбука. Основой всякого герба был щит- как поле для изображения эмблемы.
Известны пять форм западноевропейских щитов


При составлении гербов использовали финифть, золото, серебро, меха.
Цвет герба имел символическое значение:
золотой- богатство, сила, верность, постоянство;
серебряный-невинность, чистота;
голубой- величие, красота, ясность;
красный-храбрость, мужество;
зеленый-надежда, изобилие, свобода;
черный-скромность, ученость, печаль.
Поле щита может быть однотонное, простое или разделенное, сложное. Щит бывает разделен по вертикали-рассеченный, по горизонтали- пересеченный, по диагонали- скошенный.


На поле щита могут быть изображения: животные, мифологические существа, оружие и т.п.
Каждое изображение несет в себе определенный смысл:
лев- сила, мужество, великодушие;
леопард-храбрость, отвага;
орел- власть, господство и вместе с тем великодушие и прозорливость;
конь- храбрость льва,зоркость орла, сила и быстрота;
собака-верность, преданность, повиновение;
кошка-независимость;
овца-кротость;
единорог-чистота, непорочность;
кабан, вепрь- мужество, неустрашимость;
ворон-долголетие;
феникс-бессмертие;
змея-вечность;
дуб-крепость, сила;
солнце-свет, богатство, изобилие;
звезда-ночь, вечность;
посох-духовная власть.

Герб может иметь девиз, краткое изречение, отражающее суть и главную идею герба: "со щи том или на щите", "Храбрость и справедливость" и др.
Поначалу в гербах использовались ценные металлы, меха, впоследствии они были заменены условными изображениями - гравировкой.
Так красный цвет можно символически показать вертикальной штриховкой,
голубой-горизонтальной,
зеленый- диагональной справа,
пурпурный- диагональной слева,
черный- взаимно пересекающейся,
золото- точки на белом фоне, серебряный- чистое белое поле.

Все в композиции герба имело значение и несло информацию о вла­ дельце. Форма герба может быть разнообразной, но в основном она впи­сывалась в прямоугольник, что повторило форму щита древних рыцарей. Поверхность герба была либо одного цвета, либо делилась на несколько полей определенного цвета. Эти поля назывались геральдическими фигу­ рами. Выбранный цвет имел символическое значение (мог изображаться как краской, так и графически, то есть штрихами). .

Композиция герба обычно симметрична, уравновешена. Самую важ­ную информационную часть (символы) помещали в центр щита. По сто­ронам щит поддерживают фигуры - щитодержатели - люди, птицы, звери. Герб украшает лента с девизом. Венчает герб корона.

В XIV веке в городах Западной Европы знатные синьоры носили «гербовые платья». Сочетание цветов на них подбиралось по цвету поля фамильного герба, платье украшалось фигурами-символами, эмблемами. Такое платье позволяло легко отличить одного синьора от другого и в то же время несло информацию о самом человеке.

Гербы были и у ремесленников. Но это были не личные, фамильные гербы, а гербы ремесленных цехов, больших объединений ремесленников, занимающихся одним видом деятельности.

Ткачи, кузнецы, оружейники, маляры, ювелиры, гончары, сапожники, пекари и множество других мастеров объединялись в цеха, издавали свой устав и присваивали себе герб. На нем изображались символы, по кото­ рым легко было узнать, чем занимаются ремесленники. В то время на мастерских и лавках не писались названия, а помещались гербы.

Свои гербы имеют города и государства. Герб города изображался на городских воротах и главных зданиях. Герб города получал право на су­ ществование, если утверждался царем (правительством). Составляли его исходя из особенностей города, его истории, хозяйства, главных сооруже­ ний, животного и растительного мира вокруг города.

А знаете ли вы историю возникновения Российского герба?
Двуглавый орел пришел к нам из Византии. В XV веке царь Иван III


женился на последней византийской принцессе и принял византийский герб для Российской империи. К концу XV века в правление Ивана III Москва стала столицей крупнейшей в Европе державы, тогда и появились изображения, которые вошли потом в герб России. Эти изображения были помещены на печати Ивана III: на лицевой ее стороне- всадник, поражающий копьем змия, а на оборотной- двуглавый орел, увенчанный двумя коронами. Всадник(ездец) был символом князя; двуглавый орел пришел из Византии, преемницей которой в смысле главенства в православном мире считала себя Москва. Известна формула: "Москва- третий Рим". Так началась пятисотлетняя история российского герба, который прошел длительную эволюцию. В начале 60-х годов XVI века на печати Ивана IV Грозного ездец помещался на груди двуглавого орла. В концу XVI века между головами орла появился православный крест.

В 1625 году царь Михаил Федорович ввел в свой титул, который гравировался на печатях, именование "самодержец", а в герб- изображение двуглавого орла под тремя коронами. В указе об этом разъяснялось, что три короны означают "три великие Казанское, Астраханское и Сибирское славныя царства". В 1654г в лапах орла впервые появилось изображение символов власти- державы и скипетра.

В собственноручной записи Петра I(1710г) "всадник русского герба на груди двуглавого орла был поименован Георгием.

По указу Сената 1730г. изображение Георгия Победоносца - наиболее почитае­ мого святого на Руси было официально утверждено в качестве герба Москвы, что было подтверждено указом императрицы Екатерины II в 1781году.

А теперь о гербе нашего города- Санкт-Петербурга.

Герб Санкт-Петербурга представляет собой геральдический красный щит с изображением на его поле двух серебристых якорей- морского(наискось слева направо, с лапами в верхнем левом углу щита; имеет две лапы и поперечную деталь на анкерштоке) и речного(наискось справа налево, лапами в верхнем правом углу щита; имеет четыре лапы), положенных накрест, и на них- золотой скипетр с двуглавым орлом.

Первый герб города Хабаровска, Приморской области Российской империи утвержден 1 февраля 1912 года Правительственным сенатом.

Описание: «В золотом щите геральдический вилообразный лазуревый крест, сопровождаемый внизу червленой рыбой. В вольной части щита - герб Приморской области. Щит увенчан серебряною о трех зубцах башенною кроною и окружен двумя золотыми колосьями, соединенными Александровскою лентою».

Вилообразный крест - символ расположения города на месте впадения в Амур реки Уссури, а рыба напоминает о главном занятии жителей города - рыболовстве. В так называемой вольной части изображен герб Приморской области, к которой относился город.

Герб 1991 - 2015 гг.Второй герб[править | править вики-текст]

Новый герб утверждён 13 августа 1991 года Президиумом Хабаровского городского совета народных депутатов. Описание герба: «Герб города Хабаровска представляет собой изображение щита, разделённого вертикально на три равных части, окрашенные в цвета флага России. Особенностью этого герба стало то, что он сохранил историческую преемственность двух предыдущих: белогрудый медведь и уссурийский тигр, с червлёными глазами и языками, высунутыми из пасти, стоящие на задних лапах, поддерживают прежний герб Хабаровска, в левом верхнем углу которого помещён герб Приморской области с двумя вулканами, разделёнными лазуревым столбом. В нижней части щита дата образования города - 1858».

Герб был составлен с несколькими нарушениями правил геральдики, а потому не может быть внесен в Государственный геральдический регистр Российской Федерации. Среди главных нарушений: наложение финифти на финифть (черный медведь в червлёном поле), использование цифр (что недопустимо в гербовом щите).

Третий герб[править | править вики-текст]

Новый герб принят в 2014 году после присвоения Хабаровску звания Города воинской славы. В щите изображен герб 1912 года, а медведь и тигр стали щитодержателями. Кета, которая присутствовала в историческом гербе, заменена на осетра (при этом в описании сказано о просто "червленой рыбе"). Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах с лавровым венком, с двумя перекрещенными мечами за ней, как символа Города воинской славы. В подножии - цветок и лента ордена Октябрьской Революции.

Однако официальные сведения об утверждении нового герба отсутствуют. На сайте городской администрации по состоянию на апрель 2016 года по-прежнему изображается герб 1991 года, как и на стеле «Город воинской славы», открытой в августе 2015 года. О новом гербе не знают не только жители, но и в администрации города и Хабаровского края, когда выяснилось, что нужно изменить и краевой герб, т.к. его составляющей частью является герб города Хабаровска.

Символика герба[править | править вики-текст]

Вилообразный крест - символ расположения города Хабаровска на месте впадения в Амур реки Уссури. Рыба напоминает о главном занятии жителей города - рыболовстве.

Белогрудый медведь и амурский тигр являются эндемиками Приамурской земли. «Вооружение» - глаза и языки, отличные по цвету от тела животного, с точки зрения геральдики говорят о том, что медведь и тигр выступают в роли защитников города. В подножии герба - цветок и лента ордена Октябрьской Революции, которым был награждён город в 1971 году.

Герб города Хабаровска помещается на гербовой печати города и на официальных бланках администрации города, городской Думы, а также на зданиях администрации города, в кабинете главы муниципального образования, в зале заседаний городской Думы. Иные случаи официального воспроизведения и использования изображения герба города устанавливаются главой муниципального образования.

Так же многочисленны молоты, топоры, ножи, ножницы для стрижки овец, плуги, ключи, замки, столы, стулья. Любили украшать гербы предметами одежды, обувью, головными уборами...

Существовали строго определенные правила и на тот случай, если совершенно одинаковых фигур было на гербе несколько, в то время, как единичная фигура размещалась по середине щита. Если фигур было неопределенное число, причем некоторые не только касались краев щита, но даже как бы выходили за его площадь, оставляя видимой лишь какую-то свою часть, то поле щита получало название усеянного или усыпанного. Часто щит «усеивали» крестами, цветами, птицами.

Две фигуры помещались одна возле другой или друг над другом. Три могли располагаться и в один ряд, и друг над другом, или две сверху, одна внизу. Четыре фигуры ставились по две в ряд. Пять могли размещаться тремя разными способами: два ряда по две и одна внизу; три в ряд и по одной сверху и снизу - в виде креста; одна в центре и четыре по углам, как андреевский крест.

Фигур могло быть и шесть, и семь, и восемь. Если они располагались, следуя направлению какой-либо геральдической фигуры, при описании герба так и указывалось - подобно столбу, подобно поясу или перевязи справа, слева, крестообразно...

Обращены фигуры тоже были по-разному - или в одну сторону, или в разные, или друг к другу. При этом требовалось, чтобы они распределялись по щиту красиво и симметрично, соответствуя его форме.

Конечно, всем этим геральдические правила и головоломные тонкости далеко не исчерпываются. Их было великое множество; чтобы усвоить их, научиться ими пользоваться, требовались долгие годы учения.

Полностью ими владели лишь герольды, стоящие на самой верхней ступени иерархической лестницы своего сословия - так называемые гербовые короли. Они возводились в это звание в торжественной церемонии, получая корону, скипетр и золотую цепь, как знаки высокого достоинства. Гербовые короли были окружены почетом и уважением. Служа какому-то монарху или рыцарскому ордену, они пользовались гостеприимством и неприкосновенностью при любом западноевропейском дворе даже во время войны.

Геральдические шлемы, щитоносцы, девизы

Второй важнейшей составной частью герба, как и щит, был геральдический шлем.

Появился он, как эмблема, позже щита, да и войдя в употребление, присутствовал не на каждом гербе. Шлем, как и щит, символизировал участие в войнах, турнирах, поэтому включался лишь в те гербы, что принадлежали воинам. Шлем не приличествовал женским гербам, да и щит, кстати говоря, был на них одной определенной формы - ромбический.

Исключение составил лишь герб с рыцарским щитом (но без шлема), пожалованный Карлом VII Жанне д`Арк. Читался он так: «На лазоревом поле золотой меч, сопровождаемый двумя золотыми цветками лилий и поддерживающий золотую корону». Смысл такого герба и объяснять не надо, но можно напомнить, что включение королевских символов в чей-нибудь герб (в этом случае королевских лилий), было высшей почестью, какую мог оказать монарх.

Разумеется, к гербовому шлему тоже относилось великое множество геральдических правил.

Строго определялись размеры - от двух третей до половины гербового щита. Шлем должен был иметь цвет полированной стали, иногда с украшениями из золота и серебра. В гербах высшей знати шлем мог быть целиком золотым или серебряным.

Располагался шлем над серединой верхнего края щита. Если же щит на гербе был наклонен, шлем помещался над тем углом, что был выше.

Согласно общему правилу, на гербе должен помещаться лишь один шлем. Однако при соединении на одном щите разных гербов, шлемов могло быть больше. Тогда они изображались уменьшенными и помещались по почету: главный, относящийся к основному гербу, стоял над правым, почетным углом щита. Если шлемов было три, главный располагался в центре, а следующий по значению - справа.

Все больше и больше с течением времени усложнялся герб. Один из мелких немецких князей, например, включил в свой герб... семь рыцарских шлемов с различными украшениями - перьями, крыльями, рогами. В герб стали включать и корону, обозначающую достоинство владельца. Хоть на деле короны одевали в торжественных случаях лишь короли и герцоги, символическую геральдическую корону имели на гербе и графы, бароны, простые рыцари. Различались они количеством зубцов, украшенных драгоценными камнями: рыцарю полагалось пять, барону семь, графу девять зубцов.

Гербы позднего средневековья совсем уж не похожи на те, что были прежде. Появились на них нашлемники - особые украшения в виде тех же крыльев, рогов, перьев. железных перчаток, человеческих и звериных фигурок, которыми украшали боевые шлемы. Еще одной деталью стал намет - ткань, покрывающая шлем и свисающая с него в виде небольшого плаща.

Важной составной частью герба стали щитодержатели - человеческие, звериные или фантастические существа, помещенные по разным сторонам щита, который они как бы держат или несут. Видимо, вошли такие символы в геральдику, потому что на турнирах и в самом деле оруженосцы носили за рыцарем его щит.

Щитодержатели могли быть одинаковыми, могли быть разными. На английском королевском гербе, например, справа щит поддерживал коронованный золотой лев в синем вооружении, а слева серебряный единорог с золотой короной и длинной золотой цепью на шее...

На развевающейся длинной ленте помещался на гербе девиз - короткое изречение. Девизы были самыми разными. Иногда они представляли собой просто имя, иногда боевой клич. Нередко смысл девиза понятен был только самому владельцу герба.

И наконец весь герб был размещен на фоне горностаевой мантии, ниспадающей по бокам складками.

Соединенные все вместе, эти знаки представляли собой очень сложную, запутанную картину. В королевском французском гербе есть, например, и две короны - одна в качестве нашлемника, другая венчает собой весь герб, и два щитоносца в виде ангелов, и флаги с лентами, и орденские кресты на золотых цепях. А ведь сам рыцарский щит, первооснова герба, очень лаконичен и прост - три королевских лилии на лазоревом поле...

О чем гербы могут поведать историкам?

Давным-давно миновали романтические рыцарские времена, нет больше герольдов, умеющих объяснить смысл любого герба. Однако и сегодня феодальный герб немало может рассказать сведущему и человеку. Прежде всего, совсем не так уж сложно, как кажется, определить, к какой стране он относится.

Дело в том, что хоть и существовали в средневековой геральдике достаточно общие законы, а все же у каждой из западноевропейских стран были свои отличительные особенности. Пожалуй, в этом можно сравнить геральдику с архитектурой средневековой Европы. Общее направление развития совпадало, но везде находятся собственные черты, соответствующие местным вкусам и привычкам, творческой фантазии, свойственной тому или иному народу.

Во Франции, скажем, заметна тщательная разработка геральдических символов. А свойственная французскому народу известная склонность к пышности, роскоши, сказывается в том, что на гербах преобладают металлы и меха. Часто фигуры, обозначающие меха, усеивают все поле щита. Шлемы на гербах почти всегда снабжены решетчатыми забралами, иногда позолоченными или посеребренными.

В старинных французских гербах преобладающим цветом щитового поля был лазоревый - в подражание королевскому цвету. В бургундских гербах распространен был красный цвет - опять-таки в подражание герцогам Бургундским. А особое почитание бургундскими рыцарями Святого Андрея выразилось в том, что часто главной геральдической фигурой был Андреевский крест.

В рыцарских гербах центральных провинций Франции часто встречались такие геральдические фигуры, как глава и перевязь. А гербы Прованса были совершенно не похожи на гербы всех других французских провинций. Объясняется это тем, что большая часть прованской знати ведет происхождение из Италии или Испании. Поэтому и на родовых гербах часто встречаются знаки, больше свойственные итальянскому и испанскому рыцарству - башни, стены, звезды.

Род Пушкиных навсегда прославился благодаря одному из ярчайших его представителей. Но мало кто знает, что эта семья тесно связана с героическим прошлым Российского государства со времен Александра Невского.

У этого старинного дворянского рода был герб, который многие могли видеть, не догадываясь о том, кому он принадлежит. Что же представлял собой герб Пушкина, а также род, которому он принадлежал?

Род Пушкиных

История рода тесно переплетается с укреплением Российского государства. Многие годы представители этой семьи верой и правдой служили державе.

Пушкины относятся к старинному дворянскому роду. Это подтверждает и тот факт, что существует отдельный герб семьи Пушкиных. Но перед тем как описывать его, стоит узнать немного больше о самом роде.

Свое происхождение семья берет от некоего Ратши. Он предположительно жил в двенадцатом веке, приехал в Русь из другого королевства. Служил он при великом князе Киевском. Еще одним предком называют Гаврилу Алексича, который был новгородским князем и служил у Александра Невского.

Родоначальником семьи является Григорий Александрович, живший в четырнадцатом веке. Во время службы, о которой ничего неизвестно, он получил прозвище Пушка. От него и пошла фамилия Пушкиных. Род вскоре разделился на отдельные ветви, некоторые из которых захудали. О представителях отделившихся ветвей практически ничего не известно, а вот о Пушкиных сохранилось больше сведений. Кем же они были в Российской державе?

Яркие представители Пушкиных

Многие из знатной семьи занимали в свое время различные должности. Они прославили герб Пушкиных, фото которого можно встретить в части Общего гербовника Всероссийской империи.

Список должностей, которые занимали Пушкины чаще всего:

  • посланники;
  • воеводы;
  • наместники;
  • стольники;
  • окольничие;
  • бояре;
  • дипломаты;
  • губернаторы;
  • офицеры.

Пушкин Евстафий Михайлович, будучи послом при Иване Грозном, получает вотчину, которую к семнадцатому веку род смог передавать по наследству. Ею стало село Болдино, а также соседнее сельцо Кистенево.

Одним из первых известных представителей рода был Пушкин Иван Михайлович, живший в конце шестнадцатого - начале семнадцатого века. Он был думным дворянином, окольничим и дипломатом.

Одним из последних потомков рода был Пушкин Александр Александрович, живший с 1833 по 1914 год. Он прославился в военном деле, будучи генералом кавалерии. Помимо этого, он был старшим сыном известного поэта и драматурга Пушкина Александра Сергеевича.

Великий поэт

Герб Пушкина едва ли был бы таким знаменитым без ярчайшего представителя рода. Известно, что Александр Сергеевич с интересом относился к собственной родословной. Он изучал ее как по линии матери, так и по линии отца.

Так в Болдино писатель сделал заметки, которым дал название «Опыт отражения некоторых нелитературных обвинений». Также о своих предках он написал в известном стихотворении «Моя родословная».

У поэта были четверо детей. По мужской линии потомство оставил только сын Александр. Последним прямым потомком писателя по мужской линии является Пушкин Александр Александрович. Он родился в 1942 году и по сей день проживает в Бельгии. Является меценатом и общественным деятелем. В 2005 году он получил гражданство России, оставшись подданным Бельгии. Живет с супругой Марией-Мадлен Пушкиной-Дурновой, детей у них нет.

Несмотря на это, в мире живут множество потомков старинного рода. Все они знают и чтут историю своего рода, частью которой является и семейный герб.

Описание герба

Исследователи не могут точно сказать, кем был создан герб рода Пушкиных, так же как и то, когда именно он появился. Состоит он из нескольких элементов. Каждый из них обладает своим смыслом. По его красоте и богатству становиться очевидным, что семья находилась в хорошем финансовом положении и занимала высокий статус в обществе.

Основную часть составляет щит, разделенный горизонтальной полосой. На его вершине располагается княжеская шапка из бархата алого цвета, лежащая на пурпурной подушке. Все это помещено на фон горностаевого поля.

Нижняя часть щита разделена на две половины. В правой стороне на голубом поле изображена рука в латах из серебра. Она держит обращенный острием вверх меч. В левой стороне, которая отделана золотом, размещен орел, который до половины распростер свои крылья. В когтях птица держит меч и державу.

Над щитом изображен дворянский шлем с тремя страусиными перьями. На шлеме - дворянская корона. Вокруг шлема находится намет, состоящий из голубых и золотых листьев, переплетенных между собой. Местами листья и завитки дополнены серебром.

О чем можно узнать из герба

В былые времена герб Пушкина был символом дворянского происхождения. Сегодня он также является источником ценной информации о происхождении рода.

О чем может поведать герб Пушкина:

  • Княжеская шапка означает то, что, упомянутый выше Ратша прибыл в Россию и воевал под победоносным знаменем Александра Невского.
  • Рука в латах была давней эмблемой, которую приняли потомки Ратши в память о том, что их предок прибыл из Славонии.
  • Орел был фамильным гербом предков Ратши.


Просмотров