Человек — венец творения - Православное Догматическое Богословие. Сотворение мира и наука

Человек – венец творения. Это, вроде бы, известно любому человеку, пусть даже не читавшему Библию, но хотя бы поверхностно знакомому, скажем, с европейской культурой. Венец творения… А вот о чем это? Какая реальность стоит за этими словами? Я искал для себя ответ у святых отцов. И нашел его у преподобного Иустина Поповича. Но буду честным – окончательную ясность в этот вопрос внес для меня не преподобный Иустин, а подыхающий пес моего друга Володи. Впрочем, лучше обо всем этом рассказать по порядку.

У преподобного Иустина Поповича я прочел слова, которых давно ждало мое сердце:

«Всю совокупную тварь Адам ощущает как свое тело, как свое расширенное естество, оживляемое всеединящей благодатью».

Речь тут, как я понимаю, о том, что мир органичен и целостен и взаимосвязан во всех своих проявлениях, а самое главное - неразрывно соединен со своим Творцом через животворящее действие Его благодатных энергий. Человек же в этом мире занимает исключительное положение, поскольку Бог вложил в него начатки всего сотворенного естества, сделав его венцом Своего творения.

Венец это ведь не просто знак почета, и не только то, что на самом верху. Это еще и то, что там, наверху, как бы собирает воедино и скрепляет собою все, что ниже. Такое значение слова «венец» сохранилось в строительной терминологии, где венцами называют ряды бревен в деревянном срубе. А еще более точно оно употреблялось когда-то у бондарей – мастеров по изготовлению бочек. Там венцом назывался обруч, который насаживался на дубовые или липовые дощечки, собирая их воедино, из набора заготовок превращая в готовое изделие – бочку.

Так и человек оказался венцом творения не только в значении максимальной славы сотворенного мира, но и вот в этом, если можно так выразиться – конструктивно-техническом смысле. Именно поэтому человек, по слову Иустина Поповича «…всю совокупную тварь ощущает как свое тело, как свое естество, расширенное до крайних пределов Вселенной».

Но это все – теория. А вот на деле я увидал эту святоотеческую истину при следующих обстоятельствах.

Однажды у моего друга сотрудники санитарной службы подстрелили пса. Отстреливали по городу пневматикой со шприцами, ну и… приполз Жук на крыльцо и начал подыхать. Вовке его стало жалко: даже не то, что подыхает хороший пес, а то – что… ну, буквально как собака подыхает, в коридоре, рядом с ботинками. И он его взял, положил к себе на кровать, обнял. У пса дыхание было рваное, прерывистое. Вовка прижал его к себе и начал медленно ритмично дышать. Постепенно, дыхание собаки стало выравниваться, и через пару минут Жук дышал уже ровно, в том же ритме, что и Вовка. А потом произошла совсем странная вещь. Он позвонил знакомой врачихе, и спросил: «Что нужно делать в таких случаях?». Та сказала, что она не ветеринар, а рентгенолог, поэтому что делать с подыхающей собакой она не знает. Но слыхала от кого-то, что нужно дать собаке сырое яйцо вперемешку с водкой. Яиц в доме не оказалось. И Вовка влил в пса полстакана водки с молоком. Жук покорно проглотил это пойло. И… уснул. А утром уже бегал по двору, и гонял кота.

По общепринятой в библеистике классификации восьмой псалом обычно относят к псалмам природы. Хотя любая классификация носит в какой-то мере приблизительный характер. Исходя из содержания в нем можно найти и все признаки хвалебной песни и гимна хвалы. На фоне неумолчной хвалы Творцу и картин природы в псалме также явственно проступает и антропологическая составляющая.

Бог, природа, человек представлены в самом тесном взаимодействии. Вполне вероятно, что псалом родился у Давида, когда он жил в доме отца и пас стада. В это время он мог с волнением и трепетом, молитвенно созерцать величественный нерукотворный храм природы, ощущая в нем живое присутствие Создателя. Величайший поэт Израиля созерцает Бога, природу и размышляет о месте человека в Божьем мироздании.

Высокое достоинство человека псалмопевец видит в его особом предназначении. Человек получил от Бога призвание и право быть царем, пророком и священником. Все низшие творения находятся в подчинении человеку: «…поставил его владыкою над делами рук Твоих; все положил под ноги его: овец и волов всех, и также полевых зверей, птиц небесных и рыб морских, все, преходящее морскими стезями» (Пс 8:7–9). Человек - представитель Бога на земле. На него возложены царские обязанности заботиться о других существах и благоустраивать землю. Псалмопевец почти дословно воспроизводит благословения, данные первым людям - Адаму и Еве (см.: Быт 1:28). Как владыка над низшими творениями, человек нарекает имена животным. Он дает им не просто случайные клички, но имена. А имя, как известно, выражает суть, природу и характер существа. Не случайно особое внимание и любовь к животным испытывают дети. Дети гораздо более наблюдательны и внимательны к жизни природы, они чувствуют себя первооткрывателями Божьих чудес и частью сотворенного Богом мира.

Как Божий соработник на земле, человек призван и к пророческому служению. В широком смысле пророк не только предсказатель судеб народов и отдельных лиц. Он прежде всего провозвестник Божьей воли, личность, наделенная исключительным даром чувствовать пульс Вселенной и слышать, как «звезда с звездою говорит». Об этой особенности пророка писал Пушкин в известном стихотворении: «И внял я неба содроганье, И горний ангелов полет, И гад морских подводный ход, И дольней лозы прозябанье» . И псалмопевец, говоря о чести, которой Бог удостоил человека, подчеркивает его связь со всем творением на земле и чувство ответственности, вложенное в него свыше.

А разве человек не призван быть священником? Понятно, что не все люди входят в круг священнослужителей Господних. Но любой человек, как венец творения, как дитя Божье, познавшее милость и заботу Отца Небесного, призван священнодействовать. Совершать молитву за хлеб насущный, благодарить Бога за милости, щедроты, испытания, прославлять Творца в уединении и в собрании святых - разве это не широчайшее поле, где человек выступает, может быть не подозревая об этом, в статусе священника? В священническое служение такого рода псалмопевец включает даже беспомощных детей: «Из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу…» - утверждает Давид (Пс 8:3). Присутствие Бога, Божественное величие, явленное в мироздании, чувствуют даже грудные младенцы. Младенцы, инстинктивно ощущающие Божью любовь, в данном случае служат живым укором тем взрослым, которые глухи и слепы по отношению к Божьим деяниям. Этот стих псалма прозвучал из уст Христа в ответ на негодование первосвященников по поводу восторженных славословий детей в храме в честь Спасителя (см.: Мф 21:15). В иносказательном смысле образ младенцев и детей, прославляющих Бога, может подразумевать и вполне зрелых людей, приходящих к Богу с простой, смиренной, детской верой. «…славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам» (Мф 11:25), - сказал Христос о таковых.

В христианском богословии есть учение об особом и общем Откровении Бога. Восьмой псалом - наглядная иллюстрация к общему Откровению. Бог открывает Себя через природу, историю, человека. «Две вещи удивляют меня - звездное небо надо мною и закон нравственности внутри меня» - это известное изречение Иммануила Канта указывает на два источника богопознания: разумно устроенную Вселенную и человека, созданного по образу и подобию Божьему. Познавая законы природы, изучая дух, душу и физиологию организма человека, мы тем самым приобретаем знания о Боге - Творце всего сущего.

Бог во всей полноте Своей природы и славы непознаваем. В Боге присутствует определенная тайна. Немало тайн сокрыто и в природе человека. От дней глубокой древности наука, искусство, религия изучают человека. Однако предельная точка человековедения пока что недосягаема. В человеческом обществе время от времени появляются таланты и гении. Наличие таковых среди рода людского - еще одно свидетельство существования Премудрого Бога Творца, вложившего в отдельных людей проницательный разум и сверхчуткое сердце.


«…что есть человек, что Ты помнишь его, и сын человеческий, что ты посещаешь его?» (Пс 8:5) - восклицает псалмопевец. По сравнению с необъятной Вселенной человек - всего лишь микроскопическая песчинка. Но у этой песчинки есть дух, душа и разум. «Вселенная обнимает и поглощает меня, как точку, - рассуждал Блез Паскаль. - Мыслью же своей я обнимаю ее». Никто не забыт у Бога, не брошен на произвол судьбы и не появился на земле случайно. Человек - часть великого Божьего замысла. Восклицание псалмопевца несет в себе и мессианские мотивы. Когда пришла полнота времени, Любящий Бог в Иисусе Христе посетил падший, грешный мир. Посетил не для того, чтобы подвергнуть заблудших грешников заслуженной каре, но для того, чтобы извлечь души из омута греха и беззакония. Таинственный акт Боговоплощения соединил небо и землю. Творец миров не погнушался человеческой природой, облекся в нее ради спасения сынов Адама. Бог приходит к человеку, чтобы вернуть человеку его достоинство.

Вступительная пометка к псалму указывает на инструмент, предназначенный для музыкального сопровождения этого песнопения. Он назывался гефским орудием, так как изготавливался в филистимском городе Гефе и представлял собой изящную трубку с отверстиями, похожими на отверстия в виноградном точиле. Этот псалом исполнялся как народная песнь при уборке винограда. «Господи, Боже наш! как величественно имя Твое по всей земле! Слава Твоя простирается превыше небес!» (Пс 8:2) - неслось к небесам восторженное славословие с полей виноградных.

Легко и радостно трудились виноградари. Они чувствовали себя Божьими соработниками, живыми, одухотворенными инструментами в руках Всемогущего Бога. Здесь нет противопоставления человека и Вселенной. Человек и мироздание, бытие и быт сливаются воедино. Автор восьмого псалма запечатлел, таким образом, всеобъемлющий космический взгляд на Бога, природу и человека.

«О человек, чьё имя свято,
Подняв глаза с молитвой ввысь» - /Е.Евтушенко/.
«Кто есть человек?» - /Пс.24.12/.

Как говорит В.Мединский профессор МГИМО: «Я не открываю Атландит (и даже Трой). Просто подбираю цитаты в определённой последовательности и преломляю их под определённым углом зрения. И здесь возникают открытия».

«Что же такое человек?» - /Иов.7.17/.
На первый взгляд этот вопрос кажется до смешного простым: в самом деле, кто ж не знает, что такое человек? Но в том-то все и дело, что-то, что нам ближе всего, лучше всего знакомо, оказывается и самым сложным, как только мы пытаемся заглянуть в глубины его сущности. И тут оказывается, что загадочность этого явления становится тем больше, чем больше мы пытаемся проникнуть в него.
Однако бездонность этой проблемы не отпугивает от него, а притягивает как магнит.
«Каждый человек – загадка не только для других, для себя. Увидеть себя со стороны удаётся немногим, и те, кому это удаётся, иногда приходят к ложным представлениям, оправдывая то, что не заслуживает оправдания» - /В.Каверин/. «Человек, познай самого себя!» - говорили древние мудрецы. Однако и сегодня человек остаётся тайной и для себя, и для тех, кто пытается его изучать. В своём большинстве человечество практически и не задумывается над своей истинной сущностью. Сегодня мы с вами постараемся немножко приоткрыть дверь к этой тайне: что же есть человек?
Никто не может дать однозначного ответа на вопрос: «Что или кто есть человек?» Вопрос сложен, как сам человек, как личность. Человек – это то, что он есть! А что он есть? он есть личность. «Личность – «вершина» всей структуры человеческих свойств, а индивидуальность - это «глубина» личности и субъекта деятельности /Б.Ананьев/. Личность - есть общественно развитый человек. Личность - понятие богатое по содержанию, включающее не только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные свойства человека. То, что делает человека личностью, - это его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных для человека социальных качеств. И личность всегда связана с такими понятиями, как «индивид» и «индивидуальность».
«Человек – венец творения, царь природы, носитель Божественного начала, обладатель бессмертной, разумной, свободной души, был возведён Богом превыше всех других существ, населяющих землю» – /П.И.Рогозин/.
Центральное событие создание мира, создание человека. «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, по подобию Нашему. И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» - /Быт.1.26.27/. Библия говорит, что человек был создан по образу Божию, а не рождён; как человек от человека рождается. Это означает не то, что у человека была такая же внешность, как у Бога, под которой мы понимаем физические особенности – глаза, нос, уши. Это означает, что человек был сотворён с такими же характеристиками, какими обладает Бог. Подобно Богу, человек мог думать, чувствовать, понимать и оценивать. В результате того, что он был наделён названными свойствами, человек был богоподобным существом. Первый человек обладал мудростью, знанием и пониманием с самого начала» - /Глен Маклин/.
Из этого следует, - говорит Дэвид Гудинг, - что человек важнее, чем что-либо ещё на земле. Когда заходишь в свою квартиру, то интуитивное чувство подсказывает, что в ней самое главное – это человек, а не мебель и даже не сама квартира. Всё это существует для человека, а не он для них».
В переводе с санскрита «человек» – дух, приходящий веками. В самом смысле слова «человек» уже заложена сущность того, что оно обозначает. В чём же эта сущность? В том, что человек - это дух, то есть его главная сущность - это духовная сущность, тот внутренний человек. «И создал Господь Бог человека из праха земного и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» - /Быт.2.7/.
Да, человек создан по Высшему подобию. И как маленький ребёнок вырастает в человека большого, точно так же человек, созданный по образу и подобию Творца - носитель Божественного зерна Духа, - должен стать творцом. И он обязательно им станет. Вспомните, как мы учимся ходить? Мы падаем, набиваем себе шишки, сбиваем колени, - но иначе мы бы никогда не научились ходить. Точно так же сейчас человеку предстоит научиться быть человеком.
А быть настоящим духовным человеком, это значит – постоянно, все больше и больше своими поступками, мыслями, судьбой, походить на Того, по образу и подобию которого, мы созданы.
«Человек - вот, правда! Все - в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное - дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит гордо!» - /М.Горький/. Это и дает ему право говорить, что «всякого человека уважать надо. И уважать, по большей части не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал и не проявил себя, за потенциал, в нем заложенный, за то, что он еще сможет сделать всем на пользу, если сами же люди ему не помешают.
Хотя не все так просто, «ведь человек это действительно огромно». В этом можно полностью согласится с персонажем пьесы М.Горького «На дне» Сатиным. Человек это великолепно, но только тогда, когда он честен, благороден, верит в себя, хранит чистоту души и, самое главное, остается способным к прекрасным, сильным, достойным человека поступкам. Вот к чему должен стремиться каждый, чтобы стать Человеком.
Человек становится вполне человеком только в процессе культуры, и лишь в ней, на ее вершинах находят свое выражение самые высокие стремления и возможности.
В произведении Валерия Медведева «Баранкин будь человеком» говорится:
«В школе будь человеком!
На улице будь человеком!
Дома будь человеком!».

Человек не должен думать, что он червь, что он маленький человек, что он ничего не может. Человек всё может! Ведь то, что каждый из нас сегодня имеет, - любимую или нелюбимую работу, верных друзей или неверных, материальный достаток или наоборот, даже своих родителей, - всё это плоды того, что мы когда-то посеяли. И если нам не нравится наше окружение, наша сегодняшняя жизнь, - в наших силах изменить это в будущем. Сегодня мы уже пожинаем плоды вчерашних наших деяний, слов, мыслей. Но сегодня же мы сеем семена на завтра. Нам некого винить в том, что у нас что-то не так получилось. Помните, как сказано в Библии: «Не обманывайтесь, Бог поругаем, не бывает: что посеет человек, то и пожнёт»?-/Гал.6.7/. И ещё: «По вере вашей будет вам». Во что верит человек, то он и получает.
«Человек наделен, способностью творить, и он может употребить эту способность во славу Божию, может возвращать Богу то, что получил от Него в дар, может жить так, чтобы один полученный от Бога талант приносил десять талантов. Но человек может употребить свои творческие способности и во зло. Вместо того чтобы всей своей жизнью и каждым творческим актом служить Богу, человек может попытаться своими силами, без Бога, здесь, на этой земле построить некое подобие рая, в котором Бога не будет, но в котором человек будет надеяться обрести счастье» - /епископ Илларион/.
«Подлинным идеалом человека является Христос. Христос был вековечный от всех идеал, к которому стремится и по закону природы должен стремится человек - /утверждал Достоевский/.
«Иисус Христос – реальный человек, возвеличивший в себе Сына Человеческого, т.е. Духа Божия, и ставший благодаря ему проводником воли Божией, показал на примере собственной жизни, как люди должны это делать» - /Л.Толстой/.
«Человек – совершеннейшее существо на земле, и он имеет право на беспрепятственное развитие всех своих сил и дарований; вместе с тем разумно воспитанный человек должен сознательно использовать все свои силы и способности на пользу не только себе, но и всем другим людям» - /Я.Коменский/.
В произведениях Достоевский мы находим одну общую черту, более или менее заметную во всём, что он пишет: «это боль о человеке, который признаёт себя не в силах или, наконец, даже не вправе быть человеком настоящим, полным, самостоятельным человеком, самим по себе. «Каждый человек должен быть человеком и относиться к другим, как человек к человеку» - вот идеал. «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» - /А.Радищев/. Идеал, высшая идея, является структурным стержневым элементом существования человека и общества.

«Человек есть слабое, несчастное животное до тех пор, пока в душе его не горит свет Бога. Когда же свет это загорается (а зажигается он только в душе, просвещённой верой в Бога), человек становится могущественным существом мира. И это не может быть иначе, потому что действует тогда в нём уже не его сила, а сила Божия» - /Л.Толстой/.
«Человек по своему естеству много лучше и ценнее самого лучшего из животных – человек наделён разумом, способностью познавать, любить и прославлять Бога, следовательно, он лучше любого животного».
Д. Дидро сказал: для человека нет более интересного объекта, чем сам человек, и считал «человека высшей ценностью, единственным создателем всех достижений культуры на земле, разумным центром вселенной, тем пунктом, от которого все должно исходить и к которому все должно возвращаться».
«Живешь ты в атомный наш век
И сам - не муравей,
Будь Человеком, человек,
Ты на земле своей!» - /С.Михалков/.

Человек же склонен забывать не только о Творце, но и о том, что есть сам человек и какому закону он должен следовать. И тогда - чудо, потрясение или боль расставляет всё по местам. Ведь вся эта боль кругом - это голос Неба, обращённый к каждому из нас: «Будь человеком. Будь человеком! Ну, будь же ты человеком!»
Хочу закончить словами великого русского писателя К.Г. Паустовского «Человек должен быть умён, прост, справедлив, смел и добр. Только тогда он имеет право носить это высокое звание – Человек».

Человек венец творения. Когда я слышу эту фразу, то мне становится тошно. Люди, которые ее произносят в разговоре со мной, обычно употребляют ее, чтобы показать превосходство человека над животными, его большую значимость, а также второстепенность животных, как творений неугодных Богу, не таких, как человек. Также к этому обычно добавляют, что у животных нет души и поэтому они не достойны любви и времени на них потраченного людьми.
Давно я хотела написать подобный очерк. Натолкнула меня на эту мысль одна статья, посвященная анализу книги бытия и библии на предмет того – есть ли у животных душа?
Помню как удивлена я была поднятием такого вопроса, ведь я уверена, душа у них есть. Но вот некоторые люди и даже священнослужители, полагают, что нет.

Долго я искала ту статью, так и не нашла, напишу тогда свою, что уж делать.
Итак, с чего обычно начинают люди, которые считают себя более достойными жизни на земле, чем иные живые существа? Конечно же с этой коронной фразы – «человек – венец творения Божьего». Акститесь, товарищи, какой венец? Во-первых, человек этот венец потерял во время своего грехопадения, не надо было яблочки всякие с дерева есть нехорошие. Во-вторых – знаете поговорку – «конец – делу венец»? Так вот, неспроста она такая существует. Да человек просто последнее творение Бога на Земле. Он его последним сотворил, ну да, выделил, понравился он ему поначалу, даже так, что наполнил он его духом святым, но потом-то человек не оправдал оказанное ему высокое доверие! Ну и Бог видимо посмотрел на него и подумал, что больше не фиг такие эксперименты ставить.
Насчет души. Душа есть во всем живом, что наполняет землю. То, в чем нет души – неживое. И в книге Бытия об этом постоянно говориться и в молитвах, и в Библии, если вообще ее читать, конечно. Например:
Всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так (Быт. 1: 30)
Ведь не думаете же вы, что это только о человеке Господь говорит? Тем паче, что это говорится в писании еще до создания человека. Чьи же тогда души живые по Земле рыскали в это время? Или опять не такие души, как надо, без духа святого? Не такие крутые, как люди, однако они-то яблочко не ели и Господа слушали, в отличие от наших с вами предков. Уж не знаю, чем они там Богу так не понравились, что он в них свое дыхание не поместил.. мозгов маловато может показалось… да и действительно, мозг животных хоть и способен любить, страдать, сопереживать и делать выбор, но к слишком сложным суждениям не приспособлен, поэтому и греховность не может осознать. Хотя.. у некоторых людей тоже также все обстоит.. но им-то уже душа по наследству достается каждый раз.
Еще один довод людей – сторонников человека, как короля природы, вот эта фраза из книги Бытия:
И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над птицами небесными, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле. (Книга Бытие 1:28)
Типа сам Господь нам приказал над животными владычествовать, да еще и слово «пресмыкающееся» им покоя не дает. Типа человек будет повелевать, а они пресмыкаться. Человек будет решать кому жить, а кому умереть, кому есть, а кому голодать, кого лечить, а кого калечить. Как приказчики и бессловесные рабы. Люди, опомнитесь! Да не об этом Господь говорил, да наверняка не об этом! Это ведь то же самое, как противники православия говорят, что это религия рабов. Вы ведь повторяете то же самое.
Владычествовать – это не значит владеть. Это значит – заботиться, как заботиться хороший правитель о своем народе. Это значит строить для своего народа дома, клиники, судить его споры и разногласия, разрешать проблемы. Ведь даже архиереев называют Владыка. Но ведь не от слова же владеть пошло это звание. Разве владеть предназначение духовного лица? Просто исказилось значение этого слова в русском языке, а уж какое слово употреблялось в изначальном языке книги Бытия, мы и не знаем.
Итак, по ходу дела владыками мы тоже хреновыми оказались. Часть зверей истребили, часть из них бегает по нашим улицам больные и голодные, часть запытали до смерти в пыточных лабораторий или руками маньяков, да и много чего еще плохого им сделали. Представляете если бы у нас был такой владыка? Ох и не повезло бы нам, в ужасе бы жили. Хорошо, что звери не так разумны, чтобы понять, в чьи руки Господь поместил судьбы наших младших братьев.
Ну и вот, по поводу венца. Человек свой венец потерял и всех зверей ведь с собой потащил. Только по нашей вине они стали смертными, стали враждовать друг с другом, поедать плоть, болеть и т.д.
Тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде, что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению (Рим. 8: 20–21)
Святитель Иоанн Златоуст пояснял этот текст: «Что значит – суете тварь повинуся? Сделалась тленною. Для чего же и по какой причине? По твоей вине, человек. Так как ты получил смертное и подверженное страданиям тело, то и земля подверглась проклятию, произрастила терния и волчцы ˂…˃ Как тварь сделалась тленною, когда тело твое стало тленным, так и тогда, когда тело твое будет нетленным, и тварь последует за ним и сделается соответственною ему» (Беседы на послание к римлянам. Бес.14: 5 / Полное собрание творений. Т. 9. Кн. 2. – М., 2003. С. 664, 665).
Об этом же писал преподобный Григорий Синаит: «Текучая ныне тварь не создана первоначально тленною, но после подпала тлению, повинувшись суете, по Писанию, не волею, но не хотя, за повинувшаго ее, на уповании обновления подвергшегося тлению Адама (Рим. 8: 20).
Обновивший Адама и Освятивший обновил и тварь, но от тления еще не избавил их» (Главы о заповедях и догматах / Добротолюбие. Т. 5. – Св-ТСЛ, 1993. С. 181–182).
Таким образом, тленность, неустойчивость, а значит и торжество смерти, в Священном Писании признаются насильственно вторгшимися в бытие твари по вине человека.
Охренительный мы венец творения получаемся! Мало того, что сами грешим, так и живность за собой тянем, к тому же не признавая ее право на живую душу и любовь. Просто идеальный образ идеального человека. Честно, вот в таком очерке ругаться матом, как то не пристало, то вот не венец творения человек, а другое слово, матерное в рифму. Потому что рядом с ним чаще всего это слово и происходит. Гордыня, вот что правит теми, кто считает себя исключительно достойным царствия Божиего. Не так это, ой не так и слова святых и Господа это подтверждают, нужно лишь уметь читать. И животные все спасутся с человеком.. если, конечно, человек сам спасется, и неподвержны будут тлению. И это в наших руках. Потому что мы виноваты перед ними, что они живут так, страдая за нас, между прочим. Именно поэтому каждая жизнь – бесценна. Будь то жизнь животного или человека. А по моему, скромному мнению некоторые животные более достойны вечной жизни, чем некоторые люди.

Православное Догматическое Богословие Помазанский Протопресвитер Михаил

Человек - венец творения

Человек - венец творения

В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам, он «Не много ты умалил его пред Ангелами» (Пс. 8:6). Прор. Моисей так изображает его происхождение. После того, как созданы были все земные твари, «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными …и над всею землею …И сотворил Бог человека, по образу Божию сотворил его…» (Быт. 1:26-27). Уже сам по себе совет Божий, какого не указывается при создании прочих земных тварей, ясно говорит о том, что человек должен быть творением особым, отличным от других, высшим, совершеннейшим на земле, имеющим и высшее назначение в мире. Еще более подчеркивается мысль о высоком назначении человека и его особом значении тем, что в совете Божием положено создать его «по образу Божию и подобию» и что он действительно создан по образу Божию. Всякий образ необходимо предполагает сходство его со своим первообразом, следовательно, наличие образа Божия в человеке свидетельствует об отражении в его духовной природе самих свойств Божиих. Наконец, даваемые во второй главе Бытия некоторые подробности касательно творения человека подчеркивают еще раз особые преимущества творения человека. Именно здесь сказано: «И создал Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2:7). Здесь различаются два действия или две стороны действия, которые можно понимать как одновременные: создание тела и оживотворение его. Преп. Иоанн Дамаскин замечает: «Тело и душа сотворены в одно время, а не так, как пустословил Ориген, что одна прежде, а другое после» (Точное изложение веры, кн. 2, гл. 12, о человеке). По изображению книги Бытия, Бог творит тело человека из готовых уже земных и стихийных начал; притом творит особеннейшим образом, не одним Своим повелением или словом, как это было при создании других тварей, а Своим прямым действием. Это показывает, что и по телесной организации своей человек от начала своего бытия есть существо превосходящее всех тварей. Бог - сказано далее - вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою. Как получивший дыхание жизни, по образному выражению, из уст Самого Бога, человек таким образом, представляет собой живое, органическое соединение земного и небесного, материального и духовного.

Отсюда вытекает возвышенное воззрение на значение человеческого тела, проводимое вообще в Священном Писании. Тело должно служить спутником, органом и даже сотрудником души. От самой души зависит - унизиться ли ей до того, чтобы стать рабой тела, или же, руководясь просвещенным духом, сделать тело своим послушным исполнителем и сотрудником. В зависимости от души тело может представить из себя сосуд греховной нечистоты и скверны, но может сделаться и храмом Божиим, и совместно с душой участвовать в прославлении Бога. Так учит Священное Писание (Рим. 12:14; Гал. 3:3; Кор. 9:27; Гал 5:24; Иуды ст. 7-8; 1 Кор. 3:16-17; 1 Кор.6:20). «И с телесной смертью человека не навсегда прекращается связь души с телом. Настанет некогда время, когда тела человеческие восстанут в обновленном виде и опять соединятся навсегда со своими душами, чтобы получить участие в вечном блаженстве или мучении, соответственно тому, что при участии тел совершено было людьми доброго или худого в течение земной жизни» (2 Кор. 5:10).

Тем более возвышенный взгляд внушается нам словом Божиим на природу души. При создании души Бог ничего не взял для нее от земли, а наделил ею человека одним Своим творческим дуновением. Это ясно показывает, что, по мысли слова Божия, душа человеческая представляет собой сущность, совершенно отличную от тела и от всего вещественного и стихийного, имеет природу не земную, а премирную, небесную. Высокое преимущество души человеческой сравнительно со всем земным выразил Господь Иисус Христос в словах: «Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?» (Матф. 16:26). Господь наставлял учеников: «И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Матф. 10:28).

Об этом высоком достоинстве души св. Григорий Богослов выражается так: «Душа есть Божие дыхание, и будучи небесною, она терпит смешение с перстным. Это свет, заключенный в пещере, однако же Божественный и неугасимый… Рекло Слово и, взяв часть новосозданной земли, бессмертными руками составило мой образ и уделило ему Своей жизни; потому что послало в него дух, который есть струя невидимого Божества». (Сл. 7, о душе).

Нельзя, однако, из подобных возвышенных святоотеческих образных выражений делать основание для учения, что душа «божественна», в полном смысле слова, и, следовательно, имела свое бытие вечное до воплощения своего в земном человеке, в Адаме (такой взгляд встречается в одном из современных Богословско-философских течений, идущем за В. С. Соловьевым). Само по себе выражение: Душа - происхождения небесного, - не значит, что душа божественна по существу. «Вдунул дыхание жизни» есть выражение человекообразное, и нет основания понимать его, как дал от Своей Божественной субстанции: ведь и дыхание человека не является выдыханием элементов собственного человеческого, хотя бы и физического существа; так и из библейского выражения нельзя делать вывод, что душа произошла из существа или есть элемент - Божества. Златоуст пишет: «Некоторые неразумные, увлекаясь собственными соображениями, ни о чем не мысля Богоприлично, не обращая внимания и на приспособленность выражении (Писания), дерзают говорить, что душа произошла из существа Божия. О неистовство! О безумие! Сколько путей погибели открыл диавол тем, кто хотят служить ему! И чтобы понять это, посмотри, какими противоположными путями идут эти люди. Одни из них, ухватившись за выражение, «вдунул», говорят, что души происходят из существа Божия; другие, наоборот, утверждают, что они превращаются даже в сущность самых низких бессловесных животных. Что может быть хуже такого безумия?» (Златоуст, Толкование на книгу Бытия).

Как понимать человекообразные выражения о Боге, об этом была речь в главе о свойствах Божиих, о Боге как Духе. Здесь воспользуемся рассуждением блажен. Феодорита. «Когда мы в Моисеевой истории слышим, что Бог взял от земли персть и образовал человека, и отыскиваем смысл сего изречения, мы находим в этом особенное благорасположение Божие к роду человеческому. Ибо, описывая творение, великий Пророк замечает, что других тварей всяческих Бог создал словом, а человека создал Своими руками. Но как там под словом, мы разумеем не повеление, но одну волю, так и здесь, при образовании тела, не действие рук, но величайшую внимательность к сему делу. Ибо, каким путем ныне по Его воле зарождается плод в утробе материнской, а природа следует законам, которые Он с самого начала предписал ей, - так и тогда, человеческое тело по Его же воле составилось из земли и персть стала плотью». В другом месте блаж. Феодорит, выражается в общей форме: «мы не говорим, будто Божество имеет руки…; но утверждаем, что каждое из таких выражений показывает только большее, чем о других тварях, попечение Божие о человеке» (Догм. Бог. Макария, т.1, стр. 430-431).

Из книги История развития формы креста автора Кузнецов В. П.

Из книги Православное Догматическое Богословие автора Помазанский Протопресвитер Михаил

Человек - венец творения В лестнице земных творений человек поставлен на наивысшей ступени и в отношении ко всем земным существам занимает господствующее место. Будучи земным, он приближается по своим дарованиям к небесным существам, он «Не много ты умалил его пред

Из книги Сорок хадисов Ан-Навави автора Мухаммед

Из книги Записки попадьи: особенности жизни русского духовенства автора Сысоева Юлия

Под венец Православная свадьба достаточно сильно отличается от светской.В первую очередь - иными ценностными акцентами. По церковным канонам жених становится мужем, а невеста женой только после венчания, соответственно и супружеские отношения допускаются только после

Из книги Тайная Доктрина дней Апокалипсиса. Книга 2. Матрица автора Белый Александр

Человек и социум (Система Человек - Человек) Деятельность человека в Системе Сознание - Человек протекает между двумя Полюсами: физическим телом и психикой. За жизнь на Земле отвечает часть психики, которую мы называем Сознанием.Результативность деятельности человека

Из книги Страсти Христовы [без иллюстраций] автора Стогов Илья Юрьевич

Из книги Страсти Христовы [с иллюстрациями] автора Стогов Илья Юрьевич

Терновый венец Для бичевания Иисус был передан в руки солдат. Скорее всего, охрану наместнической резиденции осуществляли солдаты не римских войск, а местные вспомогательные части, укомплектованные сирийцами. Евреи сирийцев терпеть не могли, и те платили им взаимностью.

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Существует ли «венец безбрачия»? иеромонах Иов (Гумеров)Прежде всего, никакого «венца безбрачия» (также как «печати одиночества». «кода одиночества») не существует. Это словосочетание, в котором присутствует глумление над благодатным и радостным таинством брака, взято

Из книги Первая молитва (сборник рассказов) автора Шипов Ярослав Алексеевич

Венец творенья К концу войны приход за нерентабельностью закрыли - живых людей не сохранилось, и Лукерья, служившая в церкви ключницей, вышла в отставку. Переехала поближе к Москве - купила полдома в деревне Карамышево - и зажила себе ничего не делая, благо для одинокого

Из книги Гимны Надежды автора Автор неизвестен

129 Я - венец творенья Я - венец творенья мудрого Творца,Он - Отец Небесный, я - Его дитя.Дивное хваленье с кроткою мольбойВознесу я Богу в этот день святой.Освяти, о Боже, дух греховный мойИ от всех пороков сердце мне омой,Чтобы сердцем чистым с верою живойМог взывать к Тебе я в

Из книги Теологический энциклопедический словарь автора Элвелл Уолтер

Венец (Crown). Головной убор, символизирующий честь, ликование, победу или официальный статус его обладателя. В ВЗ упоминаются венцы четырех типов. (1) Венец первосвященника представлял собой золотую пластинку с надписью "Святыня Господня", края прикреплялась к его кидару

Из книги Правда о религии в России автора (Ярушевич) Николай

Терновый венец родины Слово, сказанное протоиереем А. П. Смирновым в городе Ульяновске в Казанском Патриаршем соборе 4 декабря 1941 года22 Июня 1941 года наша прекрасная родина облеклась в терновый венец. Из-под острых игл на ее чело брызнули первые капли - рубины жертвенной

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Венец для Иешуа 9 Было ко мне слово Вечного:10 - Собери серебро и золото у Хелдая, Тобии и Иедаи, которые пришли из Вавилонского плена, и ступай в тот же день в дом Иосии, сына Софонии. 11 Возьми серебро и золото, сделай венец и возложи его на голову главного священнослужителя

Из книги Библия. Новый русский перевод (NRT, RSJ, Biblica) автора Библия

Венец для Иисуса 9 Было ко мне слово Господне:10 - Собери серебро и золото e у Хелдая, Товии и Иедая, которые пришли из Вавилона, и ступай в тот же день в дом Иосии, сына Софонии. 11 Возьми серебро и золото, сделай венец и возложи его на голову первосвященника Иисуса, сына

Из книги «Райские хутора» и другие рассказы автора Шипов Ярослав Алексеевич

Венец творенья К концу войны приход за нерентабельностью закрыли - живых людей не сохранилось, и Лукерья, служившая в церкви ключницей, вышла в отставку. Переехала поближе к Москве: купила полдома в деревне Карамышево - и зажила себе ничего не делая, благо для одинокого

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

Человек как соучастник творения Власть человека над новосозданным миром проявилась ярче всего, когда человек дал животным имена. Имя на древнем Востоке не было случайным сочетанием звуков – кто знает подлинное имя, тот понимает сущность его обладателя (У. Ле Гуин в своем



Просмотров