День следователя: когда отмечается в России? День работника следственных органов мвд россии. День работников следственных органов МВД РФ

В Российской Федерации в августе 2013 года день 25 июля был учрежден как профессиональный праздник работников следственных органов. В первый раз на основании правительственного Постановления День следователя отмечали в 2014 году.

Дата была приурочена к событию, которое явилось днем рождения независимых следственных органов. В 1713 году в этот день Петром I была создана канцелярия, как орган, в обязанности которого входило проведение предварительного следствия. Он подчинялся напрямую царю. В его ведении находились расследования взяточничества, мошенничества, служебных подвохов, казнокрадства. Находясь в подчинении царя, канцелярия не зависела от высших чиновников и могла проводить объективное расследование.

В СССР также отмечали профессиональный праздник, но дата его была 6 апреля . Праздновали День следственного работника в СССР в день принятия в 1963 году Президиумом ВС СССР Указа, которым было делегировано право проведения предварительного расследования определенной структуре органов Министерства, позже преобразованного в МВД. Официальным праздником этот день не являлся, но традиционно его отмечали работники следственных органов, а официальные лица и представители чиновничьего аппарата направляли поздравления. Считалось, что 6 апреля является днем рождения органов следствия МВД. С 2014 года праздник получил статус официального как День работника Следственного комитета России.

История становления

Сегодня Следственный комитет РФ функционирует на основании принципов, установленных Петром I, и напрямую подчиняется руководителю государства.

История комитета длинная. После смерти Петра I деятельность независимой канцелярии была прекращена. Следствие в виде предварительного дознания было поручено нескольким государственным структурам: сыскному приказу, полицмейстерской канцелярии, земским судам.

Только в 2011 году произошел возврат к петровской идее независимых органов путем вывода Следственного комитета РФ из подчинения Прокуратуры. В честь чего и был учрежден в 2013 году День работника Следственного комитета РФ.

Этому событию предшествовали следующие преобразования органов следствия в России и СССР:

  • судебная реформа Александром II от 1860 года перевела следственные органы из подведомственных полиции в распоряжение судов;
  • после революции 1917 года во всех правоохранительных органах функционировали следственные подразделения;
  • в 1928 году следствие подчинили Прокуратуре;
  • в 1939 году следственные органы появились в КГБ и милиции, которые были подведомственны НКВД;
  • в 1963 - в Министерстве охраны общественного порядка, преобразованного позже в МВД. С тех пор стал отмечаться День работника следственных органов.

В этот день следователи принимают поздравления. Производится премирование лучших сотрудников.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованному в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать преступления. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. За 40 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

История становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше: согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований.

Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - по 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен.

В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития.

1963-1965 годы - период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.

1965-1978 годы - расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).

1978-1986 годы - дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.

1987-1988 годы - проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.

Почти каждый день в России отмечают какой-либо праздник. 6 апреля не исключение, в этот день празднуется День работников следственных органов МВД.

Почему именно 6 апреля выбрали для праздника Дня работников следственных органов МВД? В 1963 году 6 апреля Министерству охраны общественного порядка было передано право производить предварительное следствие. Через некоторое время данное учреждение было переименовано в МВД СССР. Можно сказать, что с этого документа и началась официальная деятельность следственного аппарата органов внутренних дел. Их компетенция включала в себя расследование уголовных преступлений. Одновременно с этим, за милицией было сохранено право осуществлять дознание в полном объеме по большему числу преступлений.



Это дало возможность за короткий период времени создать в системе МВД следственный аппарат, способный расследовать преступления на самом высоком профессиональном уровне. Нужно сказать, что появление следственного аппарата являлось необходимостью. Этого требовала непростая ситуация с разгулом преступности, сложившаяся в нашей стране. Практика показала, что это решение было верным. За время своей деятельности, органы предварительного следствия МВД успели не только сформироваться и окрепнуть, но и выработать собственные методы работы, появились высококвалифицированные специалисты.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел РФ было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. За 40 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

История становления органов

Давайте в этот прекрасный весенний праздник 6 апреля, в День работников следственных органов МВД поговорим о том, с чего все начиналось.

История становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше официальной даты образования (1963 г.).

В царской России до 1860 года расследованием преступлений занималась городская и земская полиция. Император Александр II 8 июня 1860 года издал указ, по которому в России были учреждены должности судебных следователей. Они должны были заниматься производством следствия по преступлениям, которые относились к ведению судов.


Полиция с этого времени должна была заниматься расследованием не слишком серьезных преступлений и проступков. Кроме того, тогда же вышел и «Наказ судебным следователям». Этот документ регламентировал различные стороны деятельности судебных следователей.

29 сентября 1862 года был издан документ, который предусматривал дальнейшее усовершенствование статуса следователей. Они стали считаться членами окружных судов, вводилось правило несменяемости судебных следователей.

Согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

Органы предварительного расследования, по мере своего развития, переживали большое количество существенных преобразований.


Первая реформа состоялась в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен. Поэтому указом президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать любое преступление.

Этапы развития следственного аппарата

История следственного аппарата МВД включает в себя несколько основных этапов развития.

В период с 1963 по 1965 годы шел процесс формирования органов предварительного следствия. Сотрудникам этих органов начали поручаться самые сложные и трудоемкие дела, касающиеся хозяйственных преступлений, включающих в себя дела о хищениях в особо крупных размерах. Они начали с 2%, но через некоторое время следователи МВД были вынуждены расследовать почти все дела этой категории.

В период с 1965 по 1978 годы произошло расширение учебной базы по подготовке следователей. В это же время начальникам следственных отделов были предоставлены процессуальные полномочия по контролю за расследованием преступлений. На этот же период пришлось и создание тройной системы контроля за решениями и действиями следователя.

В период с 1978 по 1986 годы шло дальнейшее расширение подследственности следователей МВД.

В период с 1987 по 1988 годы проводился эксперимент по выделению следствия в самостоятельную структуру. Но его результаты оказались не слишком удачными, поэтому эксперимент был завершен.

Президент России 23 ноября 1998 года подписал указ, предусматривающий совершенствование организации предварительного следствия.

Следственные органы сегодня



Следственный аппарат МВД в настоящее время представляет собой крупнейшую структуру органов предварительного следствия, которая занимается расследованием 93% преступлений.

Следственные органы следят за общественным порядком, расследуют уголовные дела и ловят преступников. Сегодня деятельность следственного аппарата МВД России является максимально профессиональной. Систему следственных органов в составе органов внутренних дел возглавляет Следственный комитет МВД РФ.

В этот праздник 6 апреля, работники следственных органов нашей страны получают поздравления от коллег и чиновников, а наиболее отличившиеся следователи получают также награды и премии. Проводятся торжественные мероприятия различного рода, посвященные Дню работников следственных органов МВД.

Немного истории

Официально в нашей стране этот праздник введен Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года, хотя история становления следственного аппарата началась гораздо раньше.

В 1864 году в России был принят Устав уголовного судопроизводства. В нем была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В 1922 году состоялась первая реформа органов предварительного расследования: весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстции, была расширена компетенция органов дознания.

В 1928 году следственный аппарат перешел в ведение прокуратуры, а через год было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий.

В 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

В 1958 году были приняты Основы уголовного судопроизводства, которые наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был ликвидирован, а следователи прокуратуры из-за большой нагрузки оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

19 декабря 1963 года был издан Закон СССР от N 2001-VI «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР „О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка“. Таким образом Указ приобрел статус Закона и следственные органы в системе МВД были окончательно узаконены.

Правовой казус

Но тут возникает вопрос: а действительно ли следственные подразделения в системе МВД РФ до сих пор существуют на законных основаниях?

Давайте попробуем разобраться вместе.

Итак, как было сказано выше, право осуществлять предварительное следствие сотрудникам органов внутрених дел было предоставлено Указом от 6 апреля 1963 г. Во исполнение данного Указа в системе МВД было создано следственное управление, введены штатные должности следователей и т.д.

Но, 18 декабря 2001 года В.В.Путин подписал Федеральный закон № 177 «О введении в действие УПК РФ». Так вот, п.4 ст.3 этого ФЗ признает не действующим на территории Российской Федерации с 1 июля 2002 года Указа Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года N 1237-VI «О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка» и Закона СССР от 19 декабря 1963 года N 2001-VI «Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР „О предоставлении права производства предварительного следствия органам охраны общественного порядка“.

Таким образом, с 1 июля 2002 года следственные подразделения системы МВД РФ утратили легитимность своего существования и право расследовать дела!

Вот такой вот казус.

Поздравляю всех своих бывших коллег - следователей органов внутренних дел с профессиональным праздником!

6 апреля в России с 1963 года празднуют День работника следственных органов. Начиная с этого года, по указу правительства в СССР право ведения предварительного следствия передавалось Министерству охраны общественного порядка.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Учреждение следственного аппарата в органах внутренних дел Российской Федерации имело закономерный характер. Оно было обусловлено практическими потребностями борьбы с преступностью. Практика показала, что такое решение оказалось вполне оправданным. За 40 лет органы предварительного следствия МВД сформировались и окрепли, определились наиболее целесообразные структура, стиль и методы работы.

История же становления органов предварительного следствия началась гораздо раньше официальной даты образования.

Согласно Уставу уголовного судопроизводства, принятому в 1864 году, была заложена идея процессуальной самостоятельности следователя, которая нашла отражение во всех последующих уголовно-процессуальных законах Российского государства.

В своем развитии органы предварительного расследования претерпели ряд серьезных преобразований.

Первая реформа состоялась уже в 1922 году, когда в соответствии с принятым Уголовно-процессуальным кодексом РСФСР весь следственный аппарат был сосредоточен в системе органов юстиции, а в уголовном розыске упразднялся. Одновременно расширялась компетенция органов дознания. Если на следователей возлагалось производство предварительного расследования по 60 составам, то на органы дознания - 89.

Постановлением ВЦИК и СНК РСФСР от 3 сентября 1928 года следственный аппарат переподчиняется и переходит в ведение прокуратуры. А уже 20 октября 1929 года было принято решение, предоставляющее прокурорам право поручать милиции расследование любого преступления. На практике это привело к тому, что в течение последующих 30 лет милиция, не являясь по закону органом предварительного следствия, тем не менее, расследовала в полном объеме уголовные дела всех категорий. Для обеспечения этой деятельности в 40-е годы в органах внутренних дел на основании ведомственного приказа были созданы свои следственные подразделения во главе со следственным отделом Главного управления милиции МВД СССР.

Принятые в 1958 году Основы уголовного судопроизводства наделили правом производства предварительного следствия только следователей прокуратуры и госбезопасности. В связи с этим следственный аппарат милиции был вновь ликвидирован.

Вместе с тем, из-за большой нагрузки следователи прокуратуры оказались не в состоянии обеспечить расследование всего массива уголовных дел. Органы дознания по существу продолжали выполнять функции предварительного следствия и передавали возбужденные дела для окончания расследования в прокуратуру лишь тогда, когда значительный объем работы по ним был выполнен. Поэтому Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 апреля 1963 года право производства предварительного следствия было передано Министерству охраны общественного порядка, позднее переименованного в МВД СССР. Введение Указа в действие и положило начало официальной деятельности следственного аппарата органов внутренних дел.

Комплектование следственного аппарата в МВД шло на базе дознания, а затем - органов прокуратуры. Это позволило в сравнительно короткий срок создать в системе МВД следственный аппарат, способный квалифицированно, на высоком профессиональном уровне расследовать любое преступление. Работники прокуратуры помогли заложить прочный фундамент в становлении профессионального ядра органов предварительного следствия МВД и оставили о себе добрую память.

В своей уже официальной биографии следственный аппарат МВД также имеет несколько этапов развития.

1963-1965 гг. - период не только становления органов предварительного следствия, но и отнесения к его подследственности наиболее сложных и трудоемких дел о хозяйственных преступлениях, в том числе о хищениях в особо крупных размерах. Начав с 2%, в дальнейшем следователи МВД стали расследовать более 90% дел этой категории.

1965-1978 гг. - расширение учебной базы по подготовке следователей, предоставление начальникам следственных отделов процессуальных полномочий по контролю за расследованием преступлений, создание тройной системы контроля за действиями и решениями следователя (ведомственный процессуальный контроль, прокурорский надзор и судебный контроль).

1978-1986 гг. - дальнейшее расширение подследственности следователей МВД, отнесение к их компетенции уголовных дел о преступлениях.

1987-1988 гг. - проведение эксперимента по выделению следствия в самостоятельную структуру, прекращенного из-за ухудшения взаимодействия служб по раскрытию преступлений.

Сегодня следственный аппарат МВД - крупнейшая структура органов предварительного следствия, расследующая 93% преступлений, по которым производство следствия обязательно.



Просмотров