Правовые и общественные отношения. Правовые нормы и правоотношения


64
МИНИСТЕРСТОВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИИ
Орловский юридический институт
Курский филиал
Кафедра общеправовых дисциплин
Ку рсовая работа
по дисциплине: теория государства и права
на тему: « Особенности правоотношений юриспруденции»

Выполнил: слушатель 1-го курса
заочного обучения
группы №12
Ушаков Сергей
Владимирович

Проверил: к.и.н., доцент кафедры
ОПД
Тимашкова Е.В.
Курск 2005 г.
Содержание.
1. Введение ………………………………………………….3
2. Правовые отношения, как особая форма общественных отношений. Правовые нормы и правоотношения ………………………………………..4
3. Состав и содержание правоотношений ……………9
4. Классификация правоотношений …………………..33
5. Предпосылки правоотношений, юридические факты, презумпции …………………………………….37
6. Выводы ..………………………………………………….57
7. Список используемой литературы …………………62

1. Введение .
Законность и правопорядок в значительной мере зависят от полного и всестороннего осуществления того, что установлено в качестве закона. В.И. Ленин указывал, что принятый закон важно провести в жизнь, фактически осуществить. Ленин В.И. Полн. собр. соч. Т. 36. С. 182-183
Одной из наиболее важных и специфических форм осуществления права является правоотношения.
В обществе существует множество различных отношений: экономические, политические, юридические, моральные, духовные, культурные и др. Само человеческое общество есть совокупность отношений, продукт взаимодействия людей. При этом все виды и формы отношений, возникающих и функционирующих в обществе между индивидами и их объединениями, являются общественными.
Появление новых видов общественных отношений влечет за собой необходимость их правового регулирования. Регулируя те или иные отношения, право тем самым придает им правовую форму, в результате чего эти отношения приобретают новое качество и особый вид - становятся правовыми, облекаются в юридическую оболочку.
С помощью нормативного воздействия государственная власть переводит определенные правоотношения под свою юрисдикцию и защиту, придает им упорядоченность, стабильность, устойчивость. Их участники наделяются правосубъектностью юридическими правами и обязанностями.
Правоотношение, таким образом, является одним из фундаментальных понятий общей теории права.
Это объясняет внимание ученых к анализу правоотношения. Значительный вклад в разработку рассматриваемой проблемы внесли: С.С. Алексеев, Н.Г. Александров, Кудрявцев В.Н., Невзгодина Е.Л., Ткаченко Ю.Г., Толстой Ю.К., Матузов Н.И., Р.О. Халфина, Л.С. Явич., С.Ф. Кечекьян., Гревцов Ю.И.
Анализу правоотношений большое внимание уделяется в отраслевых юридических науках.
2. Правовые отношения, как особая форма общественных отношений. Правовые нормы и правоотношения.

Каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективны-ми границами человеческой деятельности и поступков отдельных инди-видов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отноше-ния. Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в человеческих поступках, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения.
Так, развитие науки и техники, рост промышленности создают неви-димые ранее возможности производства разнообразных товаров и услуг, которыми пользуются современные потребители, но вместе с этим про-исходит сокращение природных ресурсов, широкомасштабное загрязне-ние окружающей среды. И с этими объективно возникающими ограни-чителями нельзя не считаться. Значит, в любом общественном отноше-нии имеется и определенный масштаб свободного развития человека, и определенный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагива-ет существенные интересы личности и государства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и соответственно приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) -- в обязан-ность, запрет или правовое ограничение.
В юридической литературе сложились два основных подхода в пони-мании правоотношения. Существует мнение, что правоотношение -- это общественное отношение, урегулированное нормами права Синченко Ю.П. Теорія держави і права в схемах і таблицях / Навчальний посібник. - Суми, 1997. С. 104. (см. прил.). Другое мнение сводится к тому, что правоотношение является общественным отношением особого рода (правовая форма общественного отношения) Скакун О.Ф. Теория государства и права. - Х., 2000. С. 704.; Общая теория государства и права / Под ред. В.В.Лазарева. -- М., 1994. С. 424. .
Правоотношение -- юридическая связь между субъектами этого от-ношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фак-тического общественного отношения. Правоотношение -- это не фак-тическое, а юридическое общественное отношение. Между юридичес-ким и фактическим общественным отношением существует тесная и непосредственная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предус-мотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И за-тем это юридическое отношение воздействует на фактическое общест-венное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако в тех случаях, когда субъекты не выполняют требования право-вых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздей-ствие, появляется противоречие. Содержанием общественного отноше-ния является поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели -- юридического отношения. Таким обра-зом, общественное отношение является объектом правоотношения.
Правоотношение -- урегулированное нормами права волевое общественное отношение, выражающееся в конкретной связи между управомоченными и обязанными субъектами -- носите-лями субъективных юридических прав, обязанностей, полномо-чий и ответственности -- и обеспечиваемое государством. Признаки правоотношения:
1. Представляет собой разновидность общественного отноше-ния, социальную связь. Правоотношения складываются между людьми или коллективами как субъектами права по поводу со-циального блага или обеспечения каких-либо интересов. Не мо-жет быть правоотношений с животными, растениями, предмета-ми. Отношения с ними есть, но не с помощью права. За негуман-ное отношение к собаке человек отвечает не перед собакой, а перед органами, стоящими на страже защиты животных.
В былые времена (средневековье) субъектами права призна-вались животные, и даже неодушевленные предметы. Например, в России в 1593 г. был наказан кнутом и сослан в Сибирь цер-ковный колокол, который «звонил» в связи с убийством царе-вича Дмитрия.
2. Является идеологическим отношением -- результатом со-знательной деятельности (поведения) людей. Правоотношения не могут возникать, не проходя через сознание людей: нормы пра-ва не могут повлиять на человека, его поведение, пока содержа-ние правовых норм не будет осознано людьми, не станет их правосознанием.
3. Является волевым отношением, которое проявляется в двух аспектах:
а) в воплощении в нём воли (интереса) государства, поскольку правоотношение возникает на основе правовых норм;
б) в воплощении в нём воли (интереса) участников правоот-ношения -- они связаны предметом интереса, достижением его результата.
Правда, правоотношения могут возникать и прекращаться помимо воли (интереса) их участников (например, потерпевший от преступления оказывается помимо своего желания вовлечён-ным в уголовно-процессуальное правоотношение с преступником и судом).
Однако реализация правоотношений возможна только на основе выявления воли (интереса) участников. При этом есть правоотношения, для возникновения которых необходимо во-леизъявление всех его участников (договор купли-продажи), а есть правоотношения, для возникновения которых достаточ-но волеизъявления только одного из участников (проведение обыска).
4. Возникает, прекращается или изменяется, как правило, на основе норм права в случае наступления предусмотренных нор-мой фактов. Правоотношения выступают как способ реализа-ции норм права, или иначе: нормы права воплощаются в право-отношениях, происходит их индивидуализация применительно к субъектам и реальным ситуациям. В нормах права уже заложе-ны правоотношения, но в абстрактной форме.
Однако нельзя считать, что наличие правовых норм автома-тически ведет к возникновению правоотношения. Может быть и такой вариант, когда правовые нормы реализуются, но право-отношения нет. Правда, это бывает крайне редко. Например, возникновение правоотношения в случае решения дела на ос-нове аналогии права.
5. Имеет, как правило, двусторонний характер и является особой формой взаимной связи между конкретными субъектами через их права, обязанности, полномочия и ответственность, ко-торые закреплены в правовых нормах. Одна сторона имеет строго определённые субъективные юридические права (уполномоченная сторона), на другую возложены соответствующие субъек-тивные юридические обязанности (обязанная сторона). Полно-мочия -- прерогатива государственных органов и должностных лиц. Юридическая ответственность -- элемент вторичного ха-рактера, который реализуется в результате совершенного право-нарушения. Основное содержание правоотношений -- субъек-тивное юридическое право и субъективная юридическая обя-занность.
Не может быть правоотношений, основанных только на правах или только на обязанностях. Правам одной стороны соответствуют обязанности другой стороны. Например, одна сторона -- кредитор -- имеет право на получение долга, а другая -- должник -- обязанность возвратить долг. В некоторых правоот-ношениях каждая сторона имеет и права и обязанности (физические лица), правомочия и ответственность (должностные лица).
Степень конкретизации сторон может быть различной: а) точ-но определена обязанная сторона; б) точно определена только уполномоченная сторона, а круг обязанных лиц не определен;
в) точно определены обе стороны.
6. Охраняется государством, обеспечивается мерами государ-ственного воздействия. В большинстве случаев субъективные права и юридические обязанности осуществляются без приме-нения мер государственного принуждения. В случае необходи-мости заинтересованная сторона может обратиться в компетент-ный государственный орган, который выносит решение (акт применения права) с четким определением прав и обязанностей сторон. Возможность государственного принуждения создаёт режим социальной защищенности, безопасности, законности.
3. Состав и содержание правоотношений.

Как и любое иное органически целостное образование, правоотношение имеет свою строго определенную структуру, т.е. совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов.
В состав правоотношения входят следующие элементы:
1) субъекты;
2) объект;
3) субъективное право;
4) юридическая обязанность
Однако имеется и иная точка зрения, согласно которой в структуру правоотношения вместо объекта входят фактические действия субъектов правоотношения, понимаемые как его материальное содержание.
В обществе непрерывно действует, пульсирует сложнейшая сеть горизонтальных и вертикальных правоотношений. Люди порой даже не замечают, что являются их участниками - настолько они естественны, привычны, необходимы. Одни из них более или менее постоянны (отношения собственности, гражданства, власти), другие переменны (учеба, работа, семья), третьи возникают и тут же прекращаются (разнообразные мелкие сделки: купля-продажа, пользование транспортном, участие в гражданском обороте). Ни один человек не может оставаться вне правоотношений, не вступать в них в своей повседневной жизни и деятельности, так как без этого он не мог бы реализовать многие свои права и возможности, удовлетворить интерес, потребности. См. Теория государства и права. Под. ред. Н.И. Матузова, А.В. Мально. -М., 2000. С. 514.
Рассматривая структуру правоотношений, можно отметить, что всеми свойствами его элемента обладают, прежде всего, субъекты (участники) правоотношения: люди и их коллективные образования. Субъект порождает правоотношения и определяет его содержание. Эта деятельность осуществляется субъектом отнюдь не бескорыстно, а в связи с намерением удовлетворить свои интерес в каком-либо материальном или духовном благе. Общеизвестно, что именно интерес «сцепляет друг с другом членов гражданского общества» Сырых В.Ш. Теория государства и права. М., 1998. С. 540. Удовлетворяется же интерес определенным материальным или духовным благом, вещью, оказанной услугой, информацией и др.
Материальные и духовные блага, в связи с которыми субъекты права вступают в правоотношения, понимаются как объекты правоотношения.
Объект является необходимым компонентом правоотношения как нечто противостоящее субъекту и заставляющее его активно действовать, вступать в конкретные правовые связи и другими лицами.
Объект правоотношения выступает тем его элементом, который соединяет субъектов и побуждает их к активным действиям.
Объект и субъект - парные категории. В практической жизни термин «объект» соотноситься не только с человеком как разумным существом, но и любым другим фрагментом действительности (предметом, процессом, состоянием, поведением).
Поэтому любое явление, испытывающее на себе воздействие со стороны другого явления, выступает объектом последнего. Во всеобщей взаимосвязи субъект может стать объектом, и наоборот - объект субъектом. Именно в этом смысле в правовой науке говорят об объектах и субъектах права, правонарушений, правоотношений, ответственности, толкования и применения законов, наказания и т.д. Во всех этих случаях понятие объекта и субъекта не имеют сугубо философского содержания, а служат в основном лишь операционным целям. То же самое происходит и во многих других науках, особенно прикладных.
Объектом правового отношения выступает то, на что направлены субъективные права и юридические обязанности его участников, иными словами, то, ради чего возникает само правоотношение. Субъективное право открывает перед его обладателем возможность чем-то владеть, пользоваться, распоряжаться, вести себя определенным образом, претендовать на действия других. Все это попадает под понятие объекта.
Обязанность призвана обеспечивать осуществления данного права, а, следовательно, нормальное функционирование правового отношения в интересах уполномоченного и государства в целом.
Человек как таковой может быть лишь субъектом, но не объектом права и правоотношений. Только в рабовладельческом обществе раб рассматривался в качестве объекта купли-продажи - «говорящей вещи». В современных правовых системах подобное не допускается, хотя подпольная торговля людьми, в частность детьми, молодыми девушками, в отдельных странах, в том числе в России, имеет место и в довольно широких масштабах. Но это уголовно наказуемые деяния.
Впрочем, некоторые ученые-правоведы считают, что в семейном праве индивид может быть объектом правоотношений, например, когда возникают споры по поводу ребенка (у кого из родителей он должен остаться при разводе или изъятие его у них и передаче на воспитание государству). Но в данных случаях, по мнению большинства, не ребенком как таковой становиться объектом соответствующего правоотношения, а интересы его нормального воспитания и комплекс возникающих при этом прав и обязанностей.
Как известно, общим объектом (предметом) правового регулирования являются общественные отношения. Но общественные отношения - сложная и многоэлементная реальность. Нормы права и складывающиеся на их основе правоотношения опосредствуют не все, лишь отдельные виды, фрагменты, участки, сферы этих отношений. Поэтому встает вопрос о том, что же конкретно может быть и фактически выступает объектом права в целом и объектами конкретных правоотношений, возникающие в результате его действия, заключается в степени конкретизации.
В юридической литературе существуют разные трактовки объекта правоотношения. Однако в ходе длительной дискуссии сложились в основном две концепции - монистическая и плюралистическая.
Согласно первой из них объектом правового отношения могут выступать только действия субъектов, поскольку именно действия, поступки людей подвергаются регулированию юридическими нормами и лишь человеческое поведение способно регулировать на правовое воздействие. Отсюда у всех правоотношений единый, общий объект.
Согласно второй позиции, более реалистичной и разделяемой большинством ученых, объекты правоотношений столь же разнообразны, сколь многообразны регулируемые правом общественные отношения, т.е. сама жизнь.
Ведь законы, его нормы оказывают свое влияние не только на людей, но через них и на объекты материального мира, социальные общности, государственные структуры, институты, организации, учреждения; устанавливают или изменяют их статусы, режимы, состояния; закрепляют владение, пользование, распоряжение имуществом. А субъективное право - это право не только на действия (свои или чужие), но и на определенные блага.
Итак, в зависимости от характера и видов правоотношений (с входящими в них субъективными правами и юридическими обязанностями) их объектами выступают:
1. Материальные блага (вещи, предметы, ценности) характерны главным образом для гражданских имущественных правоотношений (купля-продажа, дарение, залог, обмен, хранение завещание и т.п.).
2. Нематериальные личные блага (жизнь, честь, здоровье, достоинство, свобода, безопасность, право на имя, неприкасаемость человека). Типичны для уголовных и процессуальных правоотношений.
3. Поведение, действия субъектов, разного рода услуги и их результаты. Это главным образом правоотношения, складывающиеся на основе норм административного права в сфере управления, бытового обслуживания, хозяйственной, культурной и иной деятельности.
4. Продукты духовного творчество (произведения литературы, искусства, живописи, музыки, скульптуры, а также научные открытия, изобретения, рационализаторские предложения - все то, что является результатом интеллектуального труда)
5. Ценные бумаги официальные документы (облигации, акции, векселя, лотерейные билеты, деньги, приватизационные чеки, паспорта, дипломы, аттестаты и т.п.). Они могут стать объектом правоотношений, возникающих при их утрате, восстановлении, оформлении дубликатов. В настоящее время в стране сложился рынок ценных бумаг, акции продаются и покупаются, т.е. являются объектами сделок.
Переход блага от обязанного лица к уполномоченному чаще всего бывает возмездным и, следовательно, порождает противоречия между ними. Цивилизованный способ снятия такого противоречия и содержит норма права, закрепляя наиболее целесообразный вариант поведения субъектов в форме их субъективных прав и юридических обязанностей.
Субъективное право представляет собой меру возможного поведения. Законный интерес уполномоченного субъекта подлежит непременному удовлетворению. И это условие выполняется за счет действий обязанной стороны в правоотношении.
Юридическая обязанность представляет собой меру должного поведения, содержание которой определяется субъективным правом.
Таким образом, субъект, объект, субъективное право и юридическая обязанность в своей совокупности образуют качественно новое явление - правоотношение.
В литературе высказано мнение, согласно которому объект субъективного права является в то же время и объектом самого правоотношения, так как главное место в правоотношении принадлежит субъективному праву. Алексеев С.С. Об объекте права и правоотношения М. 1960. С. 291. Если же при таком подходе рассматривать объект правоотношения как один из его структурных элементов, то вряд ли можно согласиться с утверждением, согласно которому «… под объектом правоотношения следует понимать то, на что правоотношения воздействует» См.: Советское гражданское право: Учебник Под. ред. В.П. Грибанова, С.М. Корнеева. -М., 1979. С. 100. . В таком случае один и тот же объект существует одновременно и в рамках правоотношения в качестве его структурного элемента, и вне рамок правоотношения в качестве предмета, на который правоотношение воздействует. А это означает, что правоотношение воздействует … на один из его элементов.
В философии объект определяется как внешний предмет, противостоящий субъекту, на который направляется сознание и деятельность человека. Гревцов Ю.И. Проблемы теории правоотношения. Л., 1981. С. 13.
Теоретические проблемы правоотношения привлекают постоянное внимание наших правоведов. Из традиционных элементов правоотношения - субъектов, объектов и содержания - более детальному анализу подверглись два последних, обуславливая тем самым и появление дискуссионных положений в этой области. Зато положения, связанные с субъектами правоотношения, являются менее дискуссионными или даже общепризнанными.

Субъекты правоотношений

Участниками правоотношений являются субъекты права, под которыми понимаются люди и их объединения, выступающие в качестве носителей предусмотренных законом прав и обязанностей. Круг субъектов права зависит, в конечном счете, от воли государства.

Понятия «субъект права» и субъекта правоотношений» в принципе равнозначны, хотя в литературе на этот счет делаются определенные оговорки. Во-первых, конкретный гражданин как постоянный субъект права не может быть одновременно участником всех правоотношений; во-вторых, новорожденные, малолетние дети, душевнобольные лица, будучи субъектами права, не являются субъектами большинства правоотношений; в-третьих, правоотношения не единственная форма реализации права. Эти различия, конечно, необходимо иметь в виду.

Далеко не все люди в прошлом признавались субъектами права, например рабы, которые могли быть лишь объектами права (предметом купли-продажи). В римском праве раб рассматривался как «говорящее орудие», предмет, вещь. Впрочем, там не было равенства и среди свободных.

При феодализме крепостные крестьяне тоже не были полноправными гражданами, а стало быть, и полноценными субъектами права. Они были существенно ограничены в правах. Феодальное право было правом привилегий, оно четко проводило градации людей в зависимости от социального происхождения, званий, сословий. В современных цивилизованных странах эти дискриминации устранены. В международном пакте о гражданских и политических правах записано: « Каждый человек, где бы он ни находился, имеет право на признание его правосубъектности». Данное положение закреплено также во Всеобщей декларации прав человека 1948 г. (ст.6)

В любом правоотношении всегда участвует не менее двух субъектов. Это безусловное обстоятельство вытекает из самой сущности общественного отношения, которое представляет собой определенную связь между людьми и коллективами людей. Отдельный индивид не может находиться в каком-либо общественном отношении, в том числе правовом, с самим собой. Но в правоотношении возможно несколько или даже неограниченное число субъектов (сложное правоотношение). Правда, с юридической точки зрения в таких правоотношениях, т.е. с множеством субъектов, легко просматривается две противостоящие стороны - уполномоченная и правообязанная.

Субъектом правоотношения может быть только человек или общность людей. Между тем в дореволюционной юридической литературе, допускалась мысль, что в качестве участников правовых отношений могут выступать животные, например, лошадь, домашняя собака, от которых их хозяин может требовать послушания и выполнение определенных функций. В свою очередь, животные «в праве притязать» на должное обращение с ними. Однако в настоящее время подобный взгляд никем из отечественных правоведов не разделяет, хотя существуют юридические нормы, определяющие отношение человека к животным (порядок содержания, выгула, прививок и т. д.).

Впрочем, в США, как сообщает печать, животные иногда все же выступают в качестве «субъектов права», «участников» судебных процессов, становятся «наследниками» Советская Россия. 1990; Известия. 1990. 7 янв.; Российская газета. 1998. 5 июня. . История знает и более курьезные случаи. Так, в 1593 г. в России был наказан кнутом и сослан в Сибирь церковный колокол, в который звонили в связи с убийством царевича Дмитрия. Выходит, «виновным» могут быть не только животные, но и неодушевленные предметы.

Субъекты права подразделяются, прежде всего, на индивидуальные (физические лица) и коллективные (юридические лица).

К индивидуальным относятся:

а) граждане Российской Федерации

б) иностранцы;

в) лица без гражданства (апатриды);

г) лица с двойным гражданством (бипатриды).

Институт гражданства регулируется ст. 62 Конституции РФ. Проблема двойного гражданства приобрела сегодня особую остроту в связи с образованием СНГ, в результате чего 25 млн. русскоязычного населения помимо своей оказались «за рубежом». С другой стороны, на территории РФ в настоящее время находиться свыше полумиллиона иностранных граждан из ближнего и дальнего зарубежья. Среди них много беженцев, статус которых четко не определен.

Иностранные граждане ограничены в некоторых правах. В частности, они не могут избирать и быть избранными в органы государственной власти, служить в Вооруженных Силах, занимать определенные должности, например, быть капитанами судов. В остальном им гарантированы все гражданские права. Они несут также соответствующие обязанности. Есть Закон о правовом положении иностранцев от 24 июня 1981 г., который различает постоянно и временно проживающих на нашей территории иностранцев. Правовой статус их различен.

Коллективные субъекты права имеют более обширную классификацию. Они делятся на следующие виды:

1. Само государство.

2. Государственные органы и учреждения

3. Общественные объединения.

4. Административно-территориальные единицы.

5. Субъекты РФ.

6. Избирательные округа.

7. Религиозные организации.

8. Промышленные предприятия.

9. Иностранные фирмы.

10. Специальные субъекты (юридические лица)

По нашему законодательству, далеко не все организации и учреждения могут выступать в качестве юридических лиц, а только те, которые отвечают определенным условиям. Признаки юридического лица сформированы в статье 48 ГК. Это: 1) имущественная обособленность; 2) способность от своего имени приобретать соответствующие права и нести обязанности; 3) быть истцом и ответчиком в суде.

Следует иметь в виду, что не всякий коллектив людей может выступать вообще субъектом права. Например, семья или, скажем, учебная группа, курсы, кафедры, производственные бригады и другие общности не обладают этим качеством. Субъектами права являются лишь более или менее значительные, устойчивые, постоянные образования, которые характеризуются единством воли и цели, а также определенной внутренней организацией. Это не случайные и не временные соединения граждан или каких-то структур.

Правосубъектность.

Поскольку правовое регулирование предполагает наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалось такая категория, как Правосубъектность. Правосубъектность лица быть субъектом права со всеми вытекающими последствиями. Правосубъектность - собирательная категория. Она включает в себя четыре элемента: 1) правоспособность; 2) дееспособность; 3) деликтоспособность, т.е. способность отвечать за гражданское правонарушение (деликты); 4) вменяемость - условие уголовной ответственности. Хотя последние два слагаемых охватываются, в конечном счете, вторым.

Правосубъектность выступает своеобразным правовым средством включения субъектов общественных отношений в сферу права, правового регулирования.

В целом правосубъектность является одной из обязательных юридических предпосылок правоотношений.

Содержание правосубъеткности как всеобщего и потому абстрактного свойства детализируется и развивается применительно к отдельным группам субъектов права с учетом их социальных качеств, выполняемых социальных функций и других обстоятельств.

Правосубъектность слагается из совокупности таких качеств лиц, как правоспособность и дееспособность.

Правоспособность.

Под правоспособностью понимается признаваемая государством общая (абстрактная) возможность иметь предусмотренные законом права и обязанности, способность быть их носителем.

Правоспособность в равной мере обладают все граждане без исключения, она возникает в момент их рождения и прекращается со смертью. Даже новорожденный ребенок уже может обладать определенным комплексом гражданских прав и обязанностей, например, наследовать завещанное ему имущество.

Правосопосбность свойственны абстрактность и не отчуждаемость, так как содержание правоспособности граждан раскрывается через весь комплекс прав и обязанностей. Например, Гражданский кодекс перечисляет наиболее значимые гражданские права, к которым относится возможность иметь имущество на праве собственности, наследовать и завещать имущество, совершать сделки, также вправе иметь личные имущественные и личные неимущественные права, в число которых можно включить и такие, которые прямо законом не предусмотрены, но не противоречат общим началам и смыслу гражданского законодательства (ГК РФ ст. 18).

В современном цивилизованном обществе нет и не, может быть людей, не наделенных общей правоспособностью. Это важнейшая предпосылка и неотделимый элемент политико-юридического и социального статуса личности. Правоспособность - не естественное, а общественно-правовое качество субъектов, носящее абсолютный, универсальный характер. Оно вытекает из международных пактов о правах человека, принципов гуманизма, свободы, справедливости. Обязанность каждого государства - должным образом гарантировать и защищать это качество.

Главное в правоспособности - не права, а принципиальная возможность или способность иметь их. А это очень важно, ибо в истории далеко не все и не всегда наделялись такой возможности (например, рабы) или наделялись лишь отчасти (крепостным). И это официально, «по закону»

Впервые понятие правоспособности было сформировано и введено в практику буржуазными кодексами XIX в. (французский Гражданский кодекс 1804 г., германский Гражданское уложение 1896 г.). К тому времени категорией правоспособности пользовалось и английское гражданское право. Мицкович А.В. Субъекы советского права. М., 1962. С.19. Рассматриваемый институт обязан своим происхождением гражданскому законодательству, однако в последующем он приобрел более широкое значение.

«Безжалостное неравенство, существующее в реальной жизни, - указывалось в одной из работ того времени, - получает в праве некоторое смягчение, когда, например, все люди объявляются правоспособными - больные и здоровые, старые и малые, бедные и богатые, знатные и незнатные». Регельсбергер Ф. Общее учение о праве. М., 1897. С. 14. Это был шаг к установлению элементарной прической справедливости, устранению социальной дискриминации.

Но правоспособность сама по себе никакого реального блага не дает. Это только «право на право», т.е. право иметь право, а уже последнее открывает путь к обладанию тем или иным благом, совершению определенных действий, предъявлению притязаний. Нельзя на основе одной лишь правоспособности чего-либо требовать, кроме как признания равноправным членом общества.

Отличие правоспособности от субъективного права состоит в том, что она:

а) неотделима от личности, нельзя человек правоспособности, «отобрать», «отнять» ее у него или ограничить;

б) не зависит от пола, возраста, профессии, национального положения и иных жизненных обстоятельств;

в) непередаваема, ее нельзя делегировать другим;

г) по отношению к субъективному праву она первична, исходно, играет роль предпосылки;

д) субъективное право конкретно, а право способность абстрактна.

В понятии правоспособности существо заключается не в «праве», а в «способности». Правоспособность нельзя рассматривать, как суммарное выражение может быть данное лицо, потому что такое суммарное выражение дано в самом законе Красавчиков О.А. Социальное содержание. В этом смысле правоспособность, по меткому выражению Е. А.Флейшиц, бланкетная. Флейшиц Е.А. Соотношение правоспособности и субъективных прав. М., 1960. С. 263

Не имеет решающего значения то обстоятельство, что возможность обладать теми или иными конкретными правами появляется у гражданина не сразу, не со дня рождения, а позднее, по достижении определенного возраста или при наступлении других условий. Различие в наступлении прав во времени не меняет сущности правоспособности. Равенство правоспособности не означает, что ее объем у всех одинаков.
Всеобщность правоспособности заключается в том, что государственная власть с самого начала заранее наделяет всех своих граждан одним общим свойством - юридической способностью быть носителями соответствующих прав и обязанностей, из числа предусмотренных законом. См.: Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 2000. С. 521 А то, что фактическая возможность обладания теми или иными правами в силу разных причин наступает в разное время, не делает правоспособность различной.
Правоспособность проявляет себя в различных отраслях права по-разному, в этом проявляется ее универсальность. Даже значения, роль ее в соответствующих сферах правового регулирования неодинаковы. Отсюда и возникают нередко сомнения и споры относительно всеобщего характера правоспособности.
То или иное лицо не может быть носителем всех существующих прав одновременно. Однако способность к этому не подвергается никакому сомнению. При наличии соответствующих условий каждый может стать обладателем любых допускаемых законом прав. Если данный гражданин в данное время имеет права, которыми не обладает другой, то это не значит, что у них разная правоспособность. Правоспособность их одинакова, круг прав и обязанностей различный.
Правоспособность существует там, где есть вообще правовое регулирование, правовая среда. Это качество неизменяемо, его нельзя сделать больше или меньше. Невозможно признать кого-либо неправоспособным, а только не дееспособным. Раз субъект наделен правоспособностью, то в полном объеме и до конца своих дней, а не временно. Например, Н.И. Матузов заметил, что в ч.1 ст.22 ГК РФ сформулировано: “Никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе, как в случаях и порядке, установленных законом”. Выходит, что ограничить правоспособность по закону все же можно. Между тем в соответствующих случаях гражданин ограничивается в правах, а не в способности их иметь. См.: Теория государства и права. Под ред. Матузова Н.И., Малько А.В. М., 2000. С. 522
Каждое лицо рождается способным к правообладанию, может и должно иметь необходимые ему права, признанные мировым сообществом и юридическими системами национальных государств (право на жизнь, свободу, здоровье, честь, достоинство, безопасность и т. д.). Эта способность никем не может быть прекращена. Любой гражданин, в том числе несовершеннолетний, твердо знает, что он является правоспособным и, следовательно, может стать носителем соответствующих прав и свобод.
Главное - не смешивать способность к правообладанию с самим обладанием. «Правоспособность, - писал Н.М. Корнуков, - означает только то, что лицо может иметь известные права, но это еще не значит, что оно ими действительно обладает. Каждый способен иметь право собственности на имущество, но отсюда вовсе не следует, что уже имеет его». Корнуков Н.М. Лекции по общей теории права. СПб., 1909. С. 147.
Правоспособность можно различить на: общую, отраслевую и специальную.
Общая представляет собой принципиальную возможность лица иметь любые права и обязанности из числа предусмотренных действующим законодательством, хотя фактическое обладание теми или иными правами может наступить лишь при известных условиях. В нашем законодательстве нет определения общей правоспособности, а только гражданской. Это закреплено в ст. 17 ГК РФ. Правоспособность - означает способность иметь гражданские права и нести обязанности, и признается в равной степени за всеми гражданами с момента рождения и до смерти.
Отраслевая правоспособность дает возможность приобретать права в тех или иных отраслях права. Именно поэтому она и называется отраслевой. Например, брачная, трудовая, избирательная.
Социальная (должностная, профессиональная) правоспособность - это такая правоспособность, при которой требуются специальные познания или талант. К примеру, судьи, врача, ученого, артиста, музыканта и т. д.
В отличие от граждан, физических лиц, юридическое лицо обладает не общей или универсальной правоспособностью, а специальной, предполагающей наличие у юридического лица лишь таких прав и обязанностей, которые соответствуют целям его деятельности и прямо зафиксированы в его учредительных документах. Это справедливо для всех юридических лиц, за одним исключением: Гражданский Кодекс, наделяя частные коммерческие организации общей правоспособностью.
Правоспособность юридических лиц возникает в момент его сознания, который соответствует государственной регистрации такой организации, и прекращается в момент исключения его из единого государственного реестра юридических лиц (ГК РФ ст. ст. 49, 51, 63).
Объем правоспособности юридического лица определяется не только ее общим или специальным характером. Например, осуществление некоторых видов деятельности требует получения от государства специальных разрешений (лицензий). Кроме того, законом могут быть установлены специальные ограничения правоспособности для отдельных видов юридических лиц.

Дееспособность.

Дееспособность - это означает способность своими действиями приобретать и осуществлять права, создавать для себя обязанности и исполнять их, отвечать за последствия, быть участником правовых отношений. В связи с тем, что для правового регулирования необходимо придать отношениям достаточно устойчивый характер, для, того, чтобы они складывались из осознанных волевых действий сторон, дееспособность участников возникает, как правило, с момента достижения определенного возраста, а в полном объеме - с восемнадцати лет, т.е. совершеннолетия.

В отличие от правоспособности дееспособность связана с совершением гражданином волевых действий, что предполагает достижение определенного уровня психологической зрелости, законом в качестве одного из критериев дееспособности предусмотрин возраст гражданина. Полная дееспособность признается за совершеннолетними гражданами, то есть достигшими восемнадцатилетнего возраста. Из указанного правила допускаются два исключения: полная дееспособность может возникнуть у гражданина и до достижения им восемнадцатилетнего возраста в случаях:

1) вступления в брак таким лицом, если ему в установленном законом порядке был снижен брачный возраст;

2) несовершеннолетний, достигший шестнадцати лет, может быть объявлен полностью дееспособным, если он работает по трудовому договору, в том числе по контракту, или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью.

Объявление несовершеннолетнего полностью дееспособным (эмансипация) производиться по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя либо при отсутствии такого согласия - по решению суда (ГК РФ ст. 27.).

В виду этого, что человек с возрастом приобретает необходимые знания и навыки, гражданское законодательство предусматривает постепенный переход граждан к полной дееспособности. Скажем, в возрасте от 6 до 14 лет у граждан (малолетних) появляется право самостоятельно совершать мелкие бытовые сделки: сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующее государственной регистрации и некоторые другие сделки. С достижением четырнадцатилетнего возраста несовершеннолетний наделяется правом совершать самостоятельно любые сделки, при условии письменного согласия его законного представителя. В возрасте от 14 до 18 лет вправе самостоятельно и без согласия законных представителей, помимо сделок совершаемых малолетними, распоряжаться собственным заработком, осуществлять авторские права, в соответствии с законом вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими, а по достижении шестнадцатилетнего возраста быть членами кооперативов. Данный статус граждан является уже частичной дееспособностью.

По общему правилу правоспособность физических лиц совпадает с их дееспособностью. Лицо, является правоспособным в той мере, в какой оно способно своими действиями реализовывать права в конкретных правоотношениях и нести юридическую ответственность за свои противоправные деяния.

В уголовном праве по ряду составов преступлений деликтоспособными признаются лица в возрасте 14 лет. Полная дкликтноспособность в этой отрасли наступает с 16 лет.

Дееспособность может быть ограничена. В ч. 3 ст. 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничение дееспособности возможно в ситуации, когда способности гражданина к волевым осознанным действиям могут быть нарушены вследствие заболевания либо злоупотребления алкогольными или наркотическими веществами.

Существует три основания для ограничения дееспособности физических лиц:

1) малолетний возраст;

2) психическая болезнь;

3) решение компетентных органов государства в случаях, предусмотренных действующим законодательством.

В случае признания гражданина недееспособным или ограничено дееспособным, вследствие психического расстройства, когда он не может понимать значение своих действий или руководить ими, от лица такого гражданина все сделки совершает его опекун. Если же, скажем, происходит улучшение психического состояния гражданина до такой степени, при которой он становиться, в состоянии руководить, своими действиями и нести ответственность, суд вправе вынести решение о признании физического лица дееспособным или об отмене ограничения его дееспособности, а так же отменить опеку и попечительство над таким лицом.
В отличие от граждан, у юридических лиц правоспособность и дееспособность возникают и прекращаются одновременно и составляет единое качество праводееспособности.
Отрыв правоспособности от дееспособности может иметь место в отношении физического лица, поскольку именно они обладают способностью взросления и постепенного приобретения определенных волевых и психологических качеств.
Считается, что обладания одной лишь правоспособности достаточно для признания, скажем, недееспособности ребенка для того, чтобы он смог быть признаваемым законом участником гражданских правоотношений. При этом имеется в виду восполнение его законных представлений, скажем родительских.
Невозможно представить нормальное осуществление прав и обязанностей без четкого представления о том, с кем именно происходит вступление в правоотношение. Индивидуализация каждого отдельного гражданина осуществляется, прежде всего, по его имени. Имя гражданин получает при рождении. Как правило, имя состоит из фамилии, собственного имени и отчества.
Все права человек вправе приобретать только под своим собственным именем. При опубликовании произведений литературы или искусства, гражданин вправе выпустить произведение на свет, как под собственным именем, так и используя псевдоним. Закон РФ «Об авторском праве…» п. 1. ст. 15.
Еще одним индивидуализирующим физическое лицо признаком является его место жительства, что позволяет более точно конкретизировать субъекта правоотношения.

Объекты правоотношений.

Объекты правоотношений -- материальные и нематериаль-ные блага, по поводу которых субъекты вступают в правоотно-шения, осуществляют свои субъективные юридические права и субъективные юридические обязанности.

Различают такие виды объектов правоотношений:

1) предметы материального мира: вещи, ценности, имущество и т.п. Вещи -- предметы природы в их естественном состоянии, а также созданные в процессе трудовой деятельности. К ним от-носятся средства производства, предметы потребления. Ценнос-ти - деньги, акции, векселя, облигации, ценные документы (диплом, аттестат). Купля-продажа продуктов, промышленных товаров, мена, дарение, наследование -- это только некоторые правоотношения, где объектом являются предметы материального мира;

2) услуги производственного и непроизводственного характера

-- выполнение работы, обусловленной договором или контрак-том, напр., договор перевозки, подряд на капитальное строи-тельство, исполнение песни на праздничном концерте и др.;

3) продукты духовного и интеллектуального творчества -- про-изведения искусства, литературы, живописи, кино, информация, компьютерные программы и иные результаты интеллектуальной деятельности, которые защищаются законом (напр., Закон Укра-ины «Об авторском праве и смежных правах»). По поводу них возникают правоотношения у субъектов права -- граждан, посе-щающих музеи, выставки, библиотеки, поэтические вечера, а также покупающих книги, компьютерные программы и т.п. Здесь у субъекта интерес к объекту духовный, интеллектуальный;

Правовая норма и правоотношение органично взаимосвязаны между собой и пред- ставляют такую динамичную систему, в которой эти два компонента предполагают друг друга. Сложный и многосторонний характер этой взаимосвязи проявляется в следующем.

1. Норма права и правовые отношения являются элемента- ми единого механизма правового регули-рования и выполняют в нем как собственные, так и некоторые общие функции.

2. Норма права выступает одной из предпосылок возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Правоотношение имеется там, где существует предусматривающая его юридическая норма. Эта общая закономерность проявляется в необходимости четкого законодательного регулирования, к примеру, форм государственного правления и устройства, отношений собственности, гражданства, основных прав и свобод граждан и т. п. Другими словами, субъекты не могут вопреки воле государства устанавливать необходимые им правоотношения.

3. Нормы права - это статичная форма правовой регуляции, а правоотношение - динамичная, т. е. правоотношение является формой реализации юридической нор- мы. Речь идет о том, что важно не только выработать и установить нормы права, но и воплотить их в реальной практике. Формой такой конкретизации и реализации правовой нормы выступают права и обязанности конкретных участников правовых отношений. Именно в правовом отношении и проявляется реальная сила государственного предписания, и достигается определенная цель.

4. Норма права определяет участников правоотношения.

5. Структура нормы права предопределяет структуру правоотношения. При этом норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения; в диспозиции определяет субъективные права и юридические обязанности субъектов правоотношения в санкции содержит указание на возможные отрицательные последствия в случае нарушения данной нормы и возникающего на ее основе правового отношения. В отечественной литературе по обшей теории права высказываются различные мнения о характере взаимосвязи нормы права и правоотношения. Так, некоторые исследователи считают некорректным закрепление какого-либо приоритета за правовой нормой и сведение связи юридической нормы и правоотношения как причины и следствия. Их понимание сводится к тому, что норма права и правовое отношение - это самостоятельные формы существования права. Согласно другой точке зрения, правоотношения выступают средством регулирования общественных отношений. Последовательность здесь такая: норма права - правоотношения - общественные отношения. Наконец, по мнению большинства ученых, правоотношение - это результат воздействия юридической нормы на общественные отношения, что можно представить в следующем: норма права - общественные отношения - правоотношения. Здесь правовая норма и правоотношения соотносятся как причина и следствие.

Понятие правового отношения.

Любое правоотношение обладает рядом специфических признаков.

Правоотношение это такое общественное отношение, которое складывается на основе правовых ном, точнее юридических норм, которые определяют форму и содержание правоотношений:

А) Могут непосредственно вызывать правоотношения

Б) могут не оказывать прямого воздействия на возникновение правоотношений. В этом случае пра-воотношение возникает не из законов, а из договоров, сделок, не противоречащих закону.

Правоотношения основаны на наличии у сторон взаимных субъективных прав и юридических обя-занностей.

Все отношения имеют по крайней мере 2 стороны, иначе невозможно было бы говорить об отноше-нии

Право наделяет одних правами, а других обязанностями. Сл-но в правоотношении всегда одна сто-рона – носитель субъективного права (управомоченное лицо), а вторая – лицо обязанное.

Правоотношение – это волевое отношение. Кроме норм права, которые уже выражают определенную волю, необходима воля участников общественных отношений. При этом воля может быть обоюдной (брак,купля-продажа), либо односторонней.

Правоотношение всегда охраняется государством.

Правоотношение не может возникнуть без определенных, предшествующих ему факторов, а уже те-кущее может прекратиться, если их в наличии не будет. Поэтому принято говорить о материальной и формальной предпосылках правоотношений:

материальные предпосылки правоотношений – это система социально-экономических, культурных и иных обстоятельств, обуславливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных отношений.

Юридические предпосылки – это необходимые формально-юридические условия, при наличии кото-рых возникают, изменяются или прекращаются правоотношения.

Структура правоотношения.

Правоотношение – это охраняемое государством общественное отношения, которое возникает вследствие воздействия норм позитивного права на поведение людей и характеризуется наличием субъективных прав и юридических обязанностей у его участников.

1) Субъекты правоот-ий- индивиды или организации, которые на основании юридических норм мо-гут быть участниками правоотношений, т. е. носителями субъективных прав и обязанностей.

2) Объект правоотношения - это то реальное благо, на использование или охрану которого направ-лены субъективные права и юридические обязанности.

Юридическое содержание- это возможность определенных действий управомоченного, необходи-мость определенных действий или необходимость воздержания от запрещенных действий обязанно-го, а фактическое - сами действия, в которых реализуются права и обязанности. Юридическое и фактическое содержание не тождественны. Первое богаче второго, включает в себя неопределенное количество возможностей. Например, лицо, имеющее среднее образование, обладает правом поступ-ления в вуз, т. е. перед ним большой выбор возможностей, составляющих содержание его субъектив-ного права.

Субъективное право и юридическая обязанность: понятие, структура.

Юридическая обязанность есть предписанная обязанному лицу и обеспеченная возможностью госу-дарственного принуждения мера необходимого поведения, которой оно должно следовать в интере-сах управомоченного лица.

Юридическая обязанность имеет три основные формы: воздержание от запрещенных действий (пас-сивное поведение); совершение конкретных действий (активное поведение); претерпевание ограни-чений в правах личного, имущественного или организационного характера (мер юридической ответственности).

Субъективное право - это предусмотренная для управомоченного лица в целях удовлетворения его интересов мера возможного поведения, обеспеченная юридическими обязанностями других лиц.

Субъективное право - сложное явление, включающее в себя ряд правомочий: а) право на собствен-ные фактические действия, направленные на использование полезных свойств объекта права; б) право на юридические действия, на принятие юридических решений; в) право требовать от другой стороны исполнения обязанности, т. е. право на чужие действия; г) право притязания, которое за-ключается в возможности привести в действие аппарат принуждения против обязанного лица, т. е. право на принудительное исполнение обязанности.

Субъективное право и обязанность неразрывно связаны. Нет субъективного права, не обеспеченного обязанностью, и нет обязанности, которой не соответствовало бы право.

право нормативный общественный

Становление права, как социальной нормативно-регулятивной системы, как целостного социального института на рубеже III-II веков до н. Э. Привело к коренным изменениям в политической, экономической, духовной и других сферах жизни человечества. Значительные перемены произошли в социальной сфере - в отношениях людей и их коллективных образованиях между собой, в организации общественных отношений.

Каждый человек состоит с другими людьми, их коллективными образованиями в многообразных связях: имущественных, политических, религиозных, учебных, бытовых, творческих, научных, личных, родственных, дружественных и иных. Прервав эти связи, лишив того или иного человека общения с другими людьми, получим деградацию личности, разрушение человеческого естества. Не случайно, самое страшное наказание, которое придумало человечество для нелюдей, преступников, конечно, после смертной казни, - это пожизненное заключение в одиночной камере. Праобразом этого наказания у древних племен была наивысшая мера - изгнание из племени.

Общественные связи, общественные отношения получили большой размах. Тысячелетия назад они имели локальный характер, хотя и тогда были относительно развиты. Сейчас же человечество приобретает иные черты, оно действительно становится всеобъемлющим сообществом. Участники общественных отношений формально, с помощью права, наделяются разнообразными правомочиями (разрешениями, дозволениями, поручениями), обязанностями (запретами) и превращаются в субъектов правовых отношений. Правовые отношения - это возникающие на основе норм права общественные связи, участники которых имеют субъективные права и юридические обязанности. Правоотношения - это разновидность общественных отношений. Общественные отношения - это социальные связи между людьми. Они объединяют индивидов в их совместной деятельности и существовании. Некоторые из них возникают по воле конкретных лиц, другие являются объективными связями, возникшими задолго до появления конкретного человека или даже целого поколения людей. Каждое новое поколение попадает в систему объективно сложившихся связей и отношений, с которыми оно не может не считаться и которые являются объективными границами человеческой деятельности и поступков отдельных индивидов. Эти связи с течением времени изменяются либо эволюционным, либо революционным путем. Появляются новые общественные отношения. Свободная деятельность человека осуществляется на более высоком уровне, раздвигаются рамки возможного в поступках человека, но одновременно с этим возникают многочисленные ограничения.

Так, развитие науки и техники, рост промышленности создают невидимые ранее возможности производства разнообразных товаров и услуг, которыми пользуются современные потребители, но вместе с этим происходит сокращение природных ресурсов, широкомасштабное загрязнение окружающей среды. И с этими объективно возникающими ограничениями нельзя не считаться. Значит, в любом общественном отношении имеются и определенные границы свободного развития человека, и определенный масштаб ограничений. Если первое и второе затрагивает существенные интересы личности и государства, то конкретное общественное отношение попадает в сферу правового регулирования и соответственно приобретает юридический характер. Первое (свобода) превращается в субъективное право, а второе (ограничение) в юридическую обязанность. В юридической литературе сложилось два основных подхода в понимании правоотношений. Существует мнение, что правоотношение - это общественное отношение, урегулированное нормами права. Другое мнение сводится к тому, что правоотношение является общественным отношением особого рода. Правоотношение - это юридическая связь между субъектами этого отношения. Через правоотношение осуществляется регулирование фактических обстоятельств отношения. Правоотношение - это не фактическое, а юридическое общественное отношение. Между юридическим и фактическим общественным отношением существует тесная взаимосвязь. Правовая норма конкретизируется в юридическом отношении, которое при наличии оснований, предусмотренных законом, возникает между конкретными субъектами. И затем это юридическое отношение воздействует на фактическое общественное отношение. Если поведение субъектов является правомерным, то между юридическим и фактическим отношением существует единство. Однако, в похожих случаях, когда субъекты не выполняют требований правовых норм, между юридическим отношением (правоотношением) и тем фактическим отношением, на которое оно должно оказывать воздействие, появляется противоречие. Содержанием этого общественного отношения является поведение его участников. Если это поведение отклоняется от требований правовой нормы, то и само общественное отношение отклоняется от своей модели - юридического отношения. Таким образом, общественное отношение является объектом правового отношения. Однако существует и другая точка зрения относительно соотношения правовых и общественных отношений.

Правовое отношение - следствие действия права, как социального и государственного института. В догосударственном обществе правоотношений не было, т.к. там не было права. Это значит, что правоотношения не мыслимы вне права или без права. Есть лишь отношения, объективно требующие или не требующие правового опосредования. Именно связь с правом, урегулированность тех или иных отношений правом дает основание называть их правовыми. Не может быть такого положения, чтобы правоотношения существовали помимо и независимо от юридических норм.

Право регулирует далеко не все, а лишь наиболее принципиальные отношения, имеющие существенное значение для интересов государства, общества, нормальной жизнедеятельности людей. Это, прежде всего отношения собственности, власти и управления, социально-экономического устройства, прав и обязанностей граждан, обеспечения порядка, трудовые, имущественные, брачно-семейные и другие отношения. Остальные либо не регулируются правом вовсе (сферы морали, дружбы, товарищества, обычаев, традиций), либо регулируются лишь отчасти (например, в семье помимо материальных существуют сугубо личные, интимные отношения между супругами, между родителями и детьми, не затрагиваемые правом).

С этой точки зрения все общественные отношения можно подразделить на три группы:

регулируемые правом и, следовательно, выступающие в качестве правовых;

не регулируемые правом и, значит, не имеющие юридической формы;

частично регулируемые.

В основе такого деления лежат три критерия: социальная необходимость, государственная заинтересованность и возможность внешнего контроля.

В последнем случае надо иметь в виду, что не любое отношение может быть подвергнуто правовому регулированию, да и необходимость в этом во многих случаях не возникает. Государство вовсе не стремится к глобальной регламентации «всего и вся». На целесообразность правового вмешательства в те или иные отношения могут влиять и другие факторы (нравственная оправданность, гуманность, демократичность). Из сказанного вытекает, что любое правовое отношение есть общественное отношение, но не всякое общественное отношение есть правоотношение. Это определяется границами действия права, которые, однако, не являются абсолютными, раз и навсегда данными. Условия меняются, и то, что в одно время регламентируется законом, в другой период может перестать быть его объектом. Пределы правовой сферы («юридического поля») подвижны, они могут в зависимости от обстоятельств сужаться или расширяться, но в целом отражают объективные потребности развития общества и государства, ход исторического процесса. Иными словами, правоотношения составляют лишь часть общественных отношений, а именно ту, которая опосредуется правом.

Наиболее характерные черты (признаки) правоотношений, как особого вида общественных отношений, заключаются в следующем:

Они возникают, изменяются или прекращаются только на основе правовых норм, которые непосредственно порождают правоотношения и реализуются через них. Между этими явлениями существует причинно-следственная связь. Нет нормы - нет правоотношения. Они представляют собой некоторое единство, целостность. Именно в правоотношении достигаются цели правовых норм, проявляется их сила, эффективность, именно в правоотношениях они начинают «работать». Иные общественные отношения опосредуются другими (не юридическими) нормами, т.к. не требуют правового вмешательства. Субъекты правовых отношений взаимосвязаны между собой юридическими правами и обязанностями. Эта связь, собственно, и есть правоотношение, в рамках которого праву одной стороны соответствует обязанность другой и наоборот. Участниками правоотношений выступают по отношению друг к другу как управомоченные, так и правообязанные лица.

Правоотношение - это всегда двусторонняя связь. Сама норма права, вызвавшая правоотношение, носит предоставительно-обязывающий характер, она всегда кого-то на что-то управомочивает и кого-то к чему-то обязывает. В еще в большинстве правоотношений каждый из их участников одновременно обладает правом и несет обязанность. Правоотношение содержит интеллектуальный и волевой элементы. Интеллектуальный элемент - осознанность поведения, а так же способность самого субъекта правоотношения осознавать свои действия и руководить ими. При этом вовсе не обязательно, чтобы участник правоотношения руководствовался только юридической нормой. Он может соблюдать моральный аналог правовой нормы, действовать по привычке. Важно, чтобы поведение было осознанным и волевым. Право регулирует только такие поступки человека, которые контролируются сознанием и волей индивида. Воля субъекта должна в принципе соответствовать воле общества и государства, выраженной в юридической норме и конкретизированной в правоотношении. Правоотношения, как и право, на базе которого они возникают, охраняются государством. Другие отношения такой защиты не имеют. Конечно, далеко не во всех правоотношениях государство заинтересовано. И, казалось, ему незачем их защищать, но интерес государства состоит в том, чтобы эти социальные эксцессы правильно разрешались, виновные несли наказание, поэтому оно держит их в поле своего внимания, обеспечивает соблюдение возникающих по этому поводу юридических норм и процедур, прав граждан. Охрана законности и правопорядка означает и охрану правоотношений, т.к. последние в своей совокупности и образуют правопорядок, как результат законности. Правоотношения отличаются индивидуализированностью субъектов, строгой определенностью их взаимного поведения, персонификацией прав и обязанностей. Этого не наблюдается в других общественных отношениях, например, моральных, политических, эстетических, которые не столь формализованы и управляемы. Таковы основные особенности правовых отношений. Как надстроенные явления, они обусловлены, в конечном счете, экономическими и иными факторами и причинами.

Отношение - формула - норма права

«Средний путь - самый безопасный», - гово­рил две тысячи леї назад древнеримский поэт Овидий. Эти слова выражают сушность и пред­назначение нормы права. Средний путь - это устойчивая взаимозависимость между людьми, которая позволяет каждому вести спои дела не в ущерб дезам других.

Такая необходи­мая взаимозависимость называется отношением. Наличие отноше­нии позволяет людям организовывать свою жизнь Если мы знаем закономерности построения отношений, мы можем упорядоченно вести свои дела и нормально жить.

Закономерности построения отношении выражаются формулой. В естественных науках формулы указывают на закономерности от­ношений между явлениями природы. В правоведении формулы от­ражают закономерности отношений между лицами, т.е. людьми, способными познавать явления природы и организовывать свою жизнь в соответствии с этим знанием. Эти правовые формулы на­зываются нормами права.

Норма права - (то провоззлашенное различными способами, оче­видное дія всех по результатам общественной практики и потому обя- затс іьнос, руководящее начало построения устойчивых отношений ме­жду [инами с целью их самореализации путем применения в конкрет­ных делах данных от природы способностей.

Какое-либо установление становится нормой права именно по­тому, что выражает закономерность отношений между лицами, суть которой состоит в том. чтобы, избегая крайностей, прокладывать средний путь. Норма права указывает на этот прямой путь із по­строении отношений между лицами, поэтому норма права - это ве­ление закона, который не придумывается, а познается людьми, если они желают нормально жить.

Закон есть зила природы, он - ум и сознание мудрого человека, он - мерило правії п бесправия.. Бу іем же при обосновании нрава ис­ходить из гого высшего закона, который, бу цчн общим для всех веков, возник раньше, чем какой бы го ни было писаный закон, вернее, рань­ше, чем какое-либо государство вообще было основано.

Это одно из известных высказываний выдающегося древнерим­ского юриста и политика Марка Туллия Цицерона (106-43 до н.э.). Древнеримские правоведы стали для современных юристов класси­ческими математиками права. Это им принадлежат формулы, кото­рыми питается правосознание в наши дни и на которых основыва­ется содержание нормативных правовых актов и судебных решений нашего и других государств:

Право проявляется в поступках людей по отношению друг к другу;

Право относится к случаям, которые происходят часто;

Закон смотрит вперед, а нс назад,

Обычай является лучшим толкователем закона;

Никто не может быть судьей в собственном деле.

Эти и другие крылатые правовые формулы, дошедшие до нас во многом благодаря кодификации, проведенной в VI в. н.э. византий­ским императором Юстинианом I (483-565 н.э.), показывают, что всякое обобщение может стать и становится нормой права, если под­мечает сущность определенных отношений, игнорирование которой делает невозможным построение данных отношений в реальности.

Итак, норма права - это идеальный образец отношений, следова­ние которому на практике приводит к построению необходимых дли жизни отношений в реальности.

Латинское слово norma в первом значении выражает понятие «на­угольник», т.е. говорит о накладке, скрепляющей угол ящика, рамы, переплета и т.д. Это совпадение вряд ли случайно. Норма права - это наугольник отношений между людьми. Только скрепляет она не материальные, зримые детали, а невидимые отношения между субъектами права (лицами). И делает это путем установления их взаимных, взаимосвязанных обязательств. Данную суть и выражает второе значение латинского слова norma - «норма, руководящее начало, правило, образец».

Таким образом, правовая норма - это право для определенного отношении. В соответствии с руководящими указаниями нормы данное отношение должно оформиться в жизни в случае, если в ре­альности возникнут обстоятельства, предусмотренные нормой.

Не следует отождествлять действия лиц, которыми провозгла­шается норма, с самой нормой.

Способы выраже­ния правовых норм

Нормы права обычно выражаются при помощи нормативных правовых актов, т.е. организую­щих действий органов государственной власти, которые оформляются принятыми по специальной процедуре и об­народованными для всеобщего сведения документами.

Имеются и другие способы выражения правовых норм:

Судебный и административный прецедент;

Правовой обычай;

Правовая доктрина;

Нормативный договор.

Наличие или отсутствие таких способов зависит от традиций конкретного общества и особенностей осуществления государствен­ной власти.

Правовая норма может выражаться в нормативных правовых актах по-разному. Если установления нормативных актов отражают суть нужных практике отношений, то можно сказать, что такие установ­ления выражают нормы права.

Таким образом, нормативный правовой акт и другие способы выражения норм права являются способами познания права как та­кового.

Если нормативное установление не выражает норму права, хотя и устанавливает определенное правило, - оно фиктивно. Фиктив­ность нормативных установлений распознается при их применении на практике.

Н а п р и м е р, в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ говорится, что в случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон. На первый взгляд эта норма кажется действенной, рабочей. Вроде бы все здесь ясно и понятно. Но попробуем построить в соответст­вии с данной нормой отношения на практике. Постановлением Правительства Республики Хакасия от 20 июля 1998 г. № 120 «Об оріанизации торгов по закупке товаров, работ и услуг для государ­ственных нужд в Республике Хакасия» было утверждено Временное положение об организации торгов в Республике Хакасия. Пункт первый раздела 1 этого положения по заключению Министерства юстиции РФ (Минюста) нс соответствует абзацу второму ст. 3 Феде­рального закона от 13 декабря 1994 г. № 60-ФЗ «О поставках про­дукции для федеральных государственных нужд». Следовательно, есть основания полагать, что норма, содержащаяся в акте Респуб­лики Хакасия, противоречит Федеральному закону и в соответствии с ч. 5 ст. 76 Конституции РФ применению на практике не подле­жит. Но полномочия Минюста России Констшуцией РФ не опре­делены, поэтому данное им заключение еще нс подтверждает факт несоответствия акта органа исполнительной власти Республики Ха­касия названному Федеральному закону.

Не вдаваясь в дальнейший анализ текста Конституции РФ и со­поставление конституционных норм, отметим сразу, что субъект, имеющий полномочия устанавливать факт противоречия между акта-

ми субъектов Российской Федерации и федеральными законами, прямо не определен. В ч. 2 ст. 85 Конституции РФ говорится о «со­ответствующем суде». Как видим, это противоречит теоретическому принципу выражения правовой нормы: норма права призвана не просто указать на те или иные отношения, - она обязана подме­тить необходимую связь в действиях субъектов данных отношений. Регулирующее воздействие рассматриваемой конституционной нор­мы на практике не проявляется.

Представим, что в ч. 5 ст. 76 Конституции РФ установлено:

В случае, если любой акг органов государственной власти субъектов

Российской Федерации будет признан Верховным Судом Российской

Федерации несоответствующим федеральному закону, действует феде­ральный закон.

Видимо, в таком варианте выражения образец отношении оказы­вается более действенным для практики. Теперь понятно, что несо­ответствие любого акта субъекта Российской Федерации федераль­ному закону вправе признать Верховный Суд Российской Федера­ции. Факт такого признания означает, что акт субъекта Федерации в части, не соответствующей федеральному закону, не действует, становится юридически ничтожным. Отношения так или иначе, но определены. Следовательно, норма права действует, потому что в соответствии с ее требованиями на практике складываются устой­чивые, определенные отношения.

Все препятствия в осуществлении необходимых обществу отно­шений должны учитываться в процессе правового регулирования. И если возникает препятствие, а нормы, позволяющей снять напря­жение, нет, отношения становятся слабо урегулированными, неоп­ределенными, т.е. практически не складываются.

Это в полной мерс относится и к другим способам выраже­ния правовых норм, о которых мы упомянули выше.

п При анализе правовых предписаний различают

нормативные предписания и индивидуальные.

Правовое предписание - это специфические отношения, через кото­рые определенные субъекты получают возможность осуществлять кон­кретные функции іибо действовать онредезениым образом согласно нормам права или морали.

Индивидуальные предписания регулируют отношения путем ука­зания конкретным лицам на конкретный порядок действий или пу­тем изменения правового положения конкретного лица. Если лицо выполнило то, что от него требуется, или если его правовое поло-

жснис изменилось так, как это предписано, - действие индивиду­ального предписания прекращается.

Пример ы индивидуальных предписаний, требующих от конкретных ниц конкретных действий". Распоряжение Президента РФ о подготовке проекта Федерального закона Правительством Россий­ской Федерации в срок до 1 июля 2003 г.; решение суда о необходи­мости уплаты алиментов одним из разведенных супругов в пользу другого до момента совершеннолетия ребенка, оставшегося на по­печении последнего; решение суда по іражданскому иску, в котором гражданину А предписывается возместить материальный ущерб, при­чиненный гражданину Б; требование сотрудника таможни к авиапас­сажиру открыть саквояж для проведения таможенного досмотра.

Примеры индивидуальных предписаний, изменяющих пра­вовое положение лица", приговор суда о назначении лицу наказания в виде лишения свободы за совершенное преступление; приказ ми­нистра внутренних дел РФ об увольнении сотрудника министерст­ва Н; постановление следователя органов внутренних дел о заклю­чении под стражу гражданина В.

Таким образом, требование к конкретному лицу совершить кон­кретное действие или требование, изменяющее правовое положение конкретного лица, не содержит нормы права, даже если это требова­ние исходит от высшего оріана государственной власти.

Принципы Следовательно, норма права основана на осо- рсгулироваиия бом принципе регулирования отношений, ко­торый можно назвать принципом нормативного регулирования. Суть его сводится к тому, что вначале определяется необходимый для практики образец поведения, после чего все ли­ца, попавшие в предусмотренные данным образцом обстоятельст­

ва, поступают так, как это предписывает названный образец.

Принципом ненормативного регулирования является применение правовых норм для разрешения конкретных дел уполномоченными к тому лицами (кадровые вопросы, назначение пенсии, заключение брака, привлечение к ответственности, назначение наказания и т.п.) или издание данными лицами распоряжений для решения конкретных организационных вопросов, например Указ Президента Рос­сийской Федерации от 9 марта 2004 г., в котором определяется но­вое положение о системе и структуре федеральных органов испол­нительной власти и порядок их деятельности.

Таким образом, правоприменительные акты и индивидуальные распоряжения нс содержат норм права.

Правопрнмените и>ные акты - это властные решения уполномочен­ных лиц, которыми подтверждается, что требование нормы права отн о-

снтся к данным конкретным динам, и которыми обеспечивается вы­полнение требования нормы права данными конкретными линами.

В индивибуа іьньїх распоряжениях предусмотрены правила, которые в отличие от норм права обращены к конкретным лицам.

Если при нормативном регулировании лицо соотносит реальную ситуацию с тем образцом поведении, который закреплен нормой права, чтобы понять, находится ли оно в сфере действия данной нормы, то при регулировании с помощью индивидуальных предги- саний этого делать не нужно.

Кроме того, нормы права следует отличать от предписаний, ука­зывающих на основания, принципы, условия действия и поняткй- ный аппарат правовых норм.

В юридической литературе часто можно встретить утверждение, что содержащиеся в тексте законодательства дефиниции (например, определение понятия преступления в Уголовном кодексе РФ или определение понятия земельных участков в ст. 5 Земельного колосса РФ), декларации (например, положения главы 2 Конституции РФ, провозглашающие перечень прав человека и гражданина и закреп­ляющие их незыблемость), принципы (например, положения статей законодательства, в которых содержатся ссылки на принципы гірша), организационные начала (например, предписания статей главы 2 Та­моженного кодекса РФ об организации таможенного дела) также являются нормами права.

На наш взгляд, с таким пониманием вряд ли можно согласить­ся по следующим причинам.

1. Цель нормативного правового акта - сделать наиболее важ­ные для государства и общества правовые нормы доступными для широкого понимания, поэтому документ, которым оформляется дан­ный акт, как правило, имеет описательный характер и в его текст за­конодатель включает положения, которые разъясняют смысл право­вых норм и являются по отношению к нормам вспомогатсльп [МИ, обеспечительными. В то же время обеспечительный характер дан­ных положений не умаляет необходимость их учета в процессе реа­лизации правовых норм субъектами права, поскольку упомянутые положения выражены нормативным правовым актом и обяаггельны для учета на практике. Но из этого вовсе не следует, что названные положения сами являются нормами права.

2. Правовая норма, если строго следовать сс понятию, - это мо­дель отношений, образец, закрепляющий необходимую связь между

субъектами и указывающий им на порядок действий в тех или иных случаях, которые также предусмотрены нормой. Сущность понятия нормы в том. что она есть регулятор отношений между лицами. Де­финиции, декларации, принципы и т.д. нс могут проводить собст­венно правовое регулирование - >то нс является их функцией. По своему предназначению они помогают понять основания и цели пра­вового регулирования, смысл и необходимость тех или иных право­вых норм. Главное их предназначение состоит в том, чтобы указать основы отношений, исходные начала формулирования и обеспече­ния действия собственно правовых норм.

С-.сдоватсльно, обнародование правовых норм при помощи нор­мативных правовых актов связано с необходимостью отражения в тексте этих актов нс только содержания собственно правовых норм, регулирующих общественные отношения, но и положений, помо­гающих понять основания, цели и смысл правового регулирования.

С учетом сказанного становится возможным выделить признаки нормы нрава.

Основаниями возникновения, изменения и прекращения правоотношений являются необходимые условия и предпосылки, с которыми закон связывает возникновение, изменение и прекращения правоотношений. В науке их принято делить на общие и специальные (или юридические). К первым относятся те, которые необходимы для возникновения и существования любого отношения, а именно: а) не менее двух субъектов, ибо человек не может состоять в каком-либо отношении с самим собой; б) интересы, потребности людей, под влиянием которых они вступают в разнообразные правоотношения. «Интерес -- вот что сцепляет членов гражданского общества. ...Никто не может сделать что-нибудь, не делая этого вместе с тем ради какой-либо из своих потребностей» (из сочинений К. Маркса, Ф. Энгельса) .

Потребности могут быть материальными, духовными или физиологическими. Стремление к удовлетворению названных потребностей и вызывает к жизни соответствующие правоотношения, в этом их первопричина. В более широком плане под материальными предпосылками понимается совокупность экономических, социальных, культурных и иных факторов, обусловливающих объективную необходимость правового регулирования тех или иных общественных отношений.

Однако одних общих предпосылок недостаточно, чтобы в конкретных случаях практически возникали и действовали реальные правовые отношения, для этого нужны еще формально-юридические. К ним относятся: а) норма права; б) праводееспособность субъектов; в) юридический факт.

Норма права - это общеобязательное поведение, выраженное в форме государственно-властного предписания и регулирующая наиболее важные общественные отношения.

Праводееспособность субъектов была подробно рассмотрена выше (см. п. 2).

Юридический факт - обстоятельство, с которым правовая норма связывает возникновение, изменение или прекращение правоотношения. Юридические факты можно определить как «сформулированные в гипотезах правовых норм жизненные обстоятельства, с которыми закон связывает возникновение, существование, изменение или прекращение правовых отношений» .

Юридические факты подразделяются на события (обстоятельства, не зависящие от воли людей, например, землетрясение, истечение срока договора и т.п.) и действия (обстоятельства, происходящие по воле людей), которые бывают правомерными (акты соблюдения права гражданами, применения права государственными органами, судебные решения, сделки и другие) и неправомерными (преступления, административные и дисциплинарные проступки, гражданские правонарушения).

Взаимосвязь нормы права и правоотношения.

Правовая норма и правовое отношение органически взаимосвязаны и представляют собой в известном смысле единое целое. Это небольшая, но четкая динамичная система, в которой два главных компонента жестко предполагают друг друга. Норма вне правоотношения мертва, а правоотношение без нормы вообще немыслимо. Они соотносятся как причина и следствие -- первое предшествует второму, а не наоборот.

Связь нормы права и правоотношения имеет сложный, многосторонний характер. Конкретно ее можно выразить следующим образом.

  • 1. Правовое отношение возникает и функционирует только на основе нормы права. Без юридической нормы не может возникнуть ни одно правоотношение. Иными словами, правоотношение имеется лишь там, где есть предусматривающая его правовая норма. Субъекты не могут сами, помимо этих норм, то есть вопреки воле государства, устанавливать угодные им правоотношения.
  • 2. Правоотношение есть форма реализации юридической нормы, способ претворения ее в жизнь. Именно в правовом отношении проявляется реальная сила и эффективность государственного предписания достигается поставленная цель. Правоотношение -- это норма права в действии. Конечные цели их в принципе совпадают, они призваны урегулировать то или иное общественное отношение, скоординировать взаимное поведение соответствующих физических и юридических лиц.
  • 3. Норма права и правоотношение являются составными частями (элементами) единого механизма правового регулирования и выполняют в нем помимо собственных некоторые общие функции. Без этих главных компонентов указанный механизм попросту не мог бы работать. Его четкость, отлаженность в значительной мере зависят от степени синхронизации и гармонизации правовой нормы и правового m ношения.
  • 4. Норма права в своей гипотезе указывает на условия возникновения правоотношения, в диспозиции -- на права и обязанности его субъектов, в санкции -- на возможные отрицательные последствия в случае нарушения данной нормы и возникшего на ее основе правоотношения. Норма права содержит в себе модель реального общественного отношения, а значит, и правоотношения как его юридической формы.

В литературе сложились две концепции взаимосвязи нормы права и правоотношения. Согласно первой из них, разделяемой большинством теоретиков, правовое отношение есть результат регулирующего воздействия правовой нормы на общественное отношение. Последовательность здесь такая: норма права -- фактическое отношение -- правоотношение. Согласно второй, правоотношения есть не результат, а средство регулирования общественных отношений (Ю.К. Толстой). Последовательность в этом случае уже иная: норма права -- правоотношение -- общественное отношение , то есть сначала на основе той или иной нормы права складывается правоотношение и только затем оно направляется на регулирование соответствующего отношения.

На мой взгляд, ближе к истине первая точка зрения, точнее отражающая реальность. Однако в обоих случаях ясно одно: нельзя понять сущность правоотношения, не учитывая связи с правовой нормой.



Просмотров