Рецензия на Papers, Please.
Скажите, не хотелось ли вам когда-нибудь пожить в тоталитарном обществе? Да-да, типа Союза или, например, Третьего Рейха? Насладиться, так сказать, социализмом и милитаризацией. Хотелось? Тогда эту игру вам пропускать совершенно никак нельзя.
Казалось бы, чего такого особенного? Какая-то даже и вся идея дурацкая. Проверка документов. Ну что за бред? Согласитесь. Ни геймплея, ни сюжета. Одна нуднота. Таким и на работе часто приходится заниматься, а игра ведь должна отдых давать!
Но есть один маленький нюансик. С самых первых моментов он хватает непривычного геймера в объятия и не отпускает до последнего. Вы ведь уже догадались? Атмосфера.
Даже просто музыкальная тема в меню (с которой всё знакомство и начинается) уже внедряет стойкое желание выпрямиться и преданно взглянуть на портрет Вождя на стене. Как?! У вас нет портрета?! Быстро вешайте, а то проверяющий влепит нагоняй! Или соседи накатают жалобу! Вы что, как же так можно?!
Но, простите, я отвлекаюсь. Даже начало здесь весьма нестандартно: протагонисту просто сообщают о выигранной в "Октябрьской Лотерее Труда" должности инспектора иммиграционной комиссии на свежеоткрытой границе в неком Грештине. И сразу после ещё пары скупых сообщений нам демонстрируют приглашение отправиться на работу. Вот так вот. Краткость, говорят, - сестра таланта.
Атмосфера тоталитарной антиутопии накатывает с новой силой ровнёхонько в тот момент, когда вы понимаете, что никакого туториала не будет. Махонький бюллетень да книжечка с правилами - вся забота правительства заканчивается на них. Вертись как хочешь, а работу делай. И ещё скажи спасибо, что позволено две ошибки без штрафов.
Деньги в играют весьма значимую роль: ими вам платят за каждого обслуженного человека, их же приходится отдавать в конце дня, чтобы как-то сводить концы с концами. Арендная плата, еда для всей семьи (а вы как думали? Нужно же обеспечивать семью!), отопление, лекарства, прочие мелкие расходы... Не хватает? Легко исправимо: работайте лучше. Старайтесь. А не сможете - невелика проблема, выгонят с работы и найдут кого-то более удобного. Игрока в "Документах" (именно так переводится название - "Документы, пожалуйста") ни в грош не ставят, как и подобает настоящему коммунистическому строю. Но, вопреки всей парадоксальности этого, ваши поступки по-прежнему остаются значимыми, даже без привычных в современном игропроме подбадриваний со всех сторон и демонстраций огромной важности каждого чиха персонажа.
Какой путь вы выберете? Оставаться верным Родному Правительству, делать, что велят, "не пущать" подозрительных личностей и вообще скрупулёзно зарабатывать свои копейки, или всё же пожертвовать заработком в чью-то ещё пользу? Атмосфера ведь не заканчивается на суровой социалистической действительности. Игрок, в конце концов, не дворник какой-то, а инспектор на границе, с печатями пропуска и отказа в руках. И только от личных моральных убеждений зависит, опустится ли на визу законно положенная. Ведь визы тут - совсем не безликие бумажки. Их приносят совершенно разные люди. Проститутки, сутенёры-работорговцы, головорезы, революционеры, "подмазанные" начальством наглецы, контрабандисты и, наконец, самые обычные честные граждане - вот (притом неполный) список тех, кому придётся "отшлёпывать" паспорт.
Разумеется, бандиту с поддельными документами без раздумий нужно "ЗАПРЕТИТЬ". А что вы скажете насчёт матери-одиночки, спешащей к больному ребёнку и забывшей карточку гражданки дома? А если она покажет фотографию дитяти и будет слезно упрашивать, предлагая последние деньги?.. В такие моменты геймеру приходится ощутить на себе весь безумный вес той самой жестокой бюрократической машины, которую он, винтик, держит на своих плечах. И следовать правилам в книжечке - самый, конечно, банальный и простой, но далеко не обязательно верный выход.
Хоть большинство решений не влияют вообще ни на что, кроме количества денег в кармане и (иногда) ачивок, среди них бывают и весьма значимые. Благодаря последним можно получить ни много ни мало два десятка концовок! Хоть около половины из них и являются копиями друг друга с минимальными редакциями, число всё равно внушительно, согласитесь.
Вообще, - игра вовсе не о сюжете, концовках, экшне и прочей подобной дребедени. Вместо того главные козыри тут - уже расхваленная мной атмосфера и те самые морально тяжёлые "развилки", часто ничего не значащие в глобальной перспективе, но легко могущие оказаться очень даже важными лично для вас. Проставлением печатей и взятками они далеко не исчерпываются, кстати - это вам в деталях предстоит увидеть уж самим.
Кроме сюжетного режима имеется также бесконечный, к большому моему удивлению грациозно вписанный в тот самый сюжет. Открыть его можно, достигнув одного из удачных финалов (ну, или нагуглив нужный код, кому как больше нравится). Есть и тут три варианта + четыре разных набора правил, что в сумме даёт 12 разных комбинаций. Неплохо, совсем не плохо.
Но. Главный минус "бесконечности" вылезает очень быстро. Как ни парадоксально, абсолютно идентичный сюжетному, но сюжета лишённый, геймплей мгновенно превращается в как раз ту нудную рутину, о которой я говорил в самом начале. Да и атмосфера улетучивается, когда вы замечаете однообразие реплик (это может начаться ещё в кампании, но там далеко не так заметно в силу разнообразных интересных личностей).
В результате имеем "игру на один раз". Ну ладно, на 20 раз. Всё равно когда-нибудь надоест, а бесконечный режим привлечёт далеко не каждого. Тем не менее, "Документы" - опыт очень интересный, и испытать его стоит если не каждому, то как минимум всем, интересующимся тоталитарной эстетикой и любящим ощущение власти на кончиках пальцев.
А теперь, разобравшись с главным, давайте кратко пройдёмся по классическому набору мелочей.
Графика - ну, кому как. Вся игра ограничена одной-единственной будкой проверяющего и видом на очередь сверху, исполненными в отличном пикселарте. Анимации богаты и естественны, документы выглядят вполне неплохо, лица просителей разнообразны и реалистичны. Единственная моя, пожалуй, проблема - недостача народу моложе 30-ти в рядах клиентов. Хотя, может, так и надо - чего молодые забыли в коммунистической Арстоцке?
Звук - отлично. Хоть музыка и ограничена тремя треками (серьёзно, их там ровно три штуки), а разговоры - невнятным однообразным бормотанием, вместе всё звучит очень даже правдоподобно и в соответствии с предлагаемой игрой действительностью, удачно дополняя атмосферу. А чего ещё вам надо от звука, кроме атмосферы? И да, главная тема. Я только уж за неё готов поставить 11/10!
Система сохранений весьма оригинальна. Сюжет проходит в течении 31-го дня и записывается в соответствующем меню в виде эдакого хронологического дерева. Каждый пройденный день можно выбрать и начать с него новую ветку игры, или удалить все ветки, вырастающие из него в будущем. Так (при знании всех нюансов и умелом планировании) все 20 концовок укладываются во всего две основные ветки, например. Но есть своё ведро дёгтя и в такой, казалось бы, оригинальной и удобной системе: дерево прокручивается только зажиманием мышкой и перетаскиванием. Учитывая его длину (четыре экрана), это неслабо так начинает бесить при необходимости добраться от начала куда-нибудь ближе к концу или наоборот.
Что ещё... А, знаю, давайте поговорим о переводе. Видите ли, "из коробки" имеет кучу встроенных языков, среди которых и русский. Перевод всеохватывающий , от диалогов до спрайтов. Страны, города, однобуквенные обозначения в документах, подписи на печатях - всё это будет на русском, стоит вам только кликнуть соответствующим пунктом в меню. Единственное, что остаётся латиницей - имена, просто потому, что их в базе игры слишком много.
Но такая скрупулёзность далеко не всегда делает перевод хорошим. Почему? Потому что он откровенно неудачно передаёт многие нюансы. Хотите примеров? Пожалуйста:
"Walk to work" ("Пойти на работу"), надпись под газетой в начале каждого дня. Русский аналог - "Пора на работу". Казалось бы, вполне достойный перевод. И всё же, обратите внимание: оригинал говорит "пойти", то есть ясно указывает, что транспорта у героя никакого нет и путешествует он пешком.
"Don"t cause trouble" ("Не натворите ничего"), фраза, которой наш Инспектор прощается со всеми пропущенными не-Арстотчанами. Официальный русский вариант - "Это было просто". Простите, чего? Как эти две фразы вообще друг с другом связаны? Ну ладно уж, продолжим анализ. Оригинал просто сквозит эдаким снисходительно-флегматичным недоверием, перевод - какой-то детской радостью и самодовольством. Совсем разные впечатления вышли.
Наконец, само "Papers, Please" ("Документы, пожалуйста"), фраза, которую слышит от нас каждый вошедший в первую очередь. Перевод - "Ваши документы!". Да, с восклицательным знаком. Абсолютно аналогично предыдущему замечанию: в исходном варианте флегматичную фразу человека-которому-всё-это-уже-сто-лет-как-надоело заменили на полный энтузиазма выкрик свежего комсомольца.
Нет, я не спорю, возможно переводчики именно за таким эффектом (напр. комсомолец) и гнались, но тогда стоило придерживаться начатого вообще везде, а у них получались и вполне точно переданные реплики. В любом случае за исключением вот таких нюансов придраться не к чему: русский вариант весьма хорош. Более того, я настоятельно рекомендую пройти игру разок на английском (чтобы получить впечатление эдакой Оруэлловской Океании), на русском (привет, СССР!) и на немецком (Рейх же) для атмосферного ознакомления со всей плеядой известных тоталитарных режимов. Ценители могут также добавить в список итальянский и японский.
Заключение
Из тех инди-игр, что сделали имя всем своим товаркам. Она оригинальна, атмосферна, затягивает и оставляет неизгладимые впечатления, притом будучи простой, как арбуз, и вообще в размере не переваливая за 50 МиБ. Правда, в неё не получится играть долго: ради такого разработчику пришлось бы сделать дикий финт ушами и добавить процедурную генерацию правдоподобных диалогов для бесконечного режима. А потом переводчикам - ещё один не менее дикий финт, чтобы эту генерацию транслировать в другие языки. Так что надеяться не стоит, такого не будет.
В остальном же - шедеврально.
Papers, Please - инди-игра от одного-единственного разработчика Лукаса Поупа, которая вышла в конце лета 2013 года. Спустя год игру перенесли на мобильные платформы, поскольку она абсолютно не требовательна к техническим характеристикам устройства, на котором запускается. В данной статье вы узнаете все про Paper, Please: прохождение, различные варианты выбора и так далее.
О чем игра?
Главный герой игры - это сотрудник иммиграционной службы. Действия разворачиваются в 1982 году в выдуманной стране под названием Арстотцка. Ваша задача - это ежедневная проверка документов приезжих и выезжающих из страны граждан. В таком, казалось бы, рутинном занятии у героя слишком много ответственности. С каждым днем условия работы усложняются, появляются новые службы, многие тайные организации хотят помешать либо, наоборот, начать с вами сотрудничество. Как поступать - решать только игроку. Однако помните, что любое действие повлияет на вашу судьбу. Не забывайте о том, что у вас есть семья, которую нужно содержать.
Карьера в игре
В Paper, Please прохождение делится на дни. Каждый рабочий день представляет собой отдельную миссию, по итогам который вы увидите статистику принятых решений, их последствия, заработок и подробности из личной жизни вашего героя. Полное прохождение займет 30 игровых дней.
Несмотря на то что вы - обычный контролер документов, вам предстоит решать судьбы людей и целых организаций. Одновременно с простыми гражданами вам придется выбирать между союзниками и врагами. Перейти на сторону зла и заработать больше, помогая шпионам, или сдать неверных правоохранительным органам, в итоге получить премиальные за хорошее выполнение своих обязанностей? Решать только вам.
Paper, Please: прохождение первых десяти дней
Первые несколько дней будут исключительно обучающими, поэтому никаких сложных задач выполнять вам не потребуется. Первый день: от вас требуется быстрая проверка всех документов. На второй день к общему числу граждан добавятся иностранцы. Теперь вам придется проверять наличие разрешения на въезд в Арстотцку. Под конец рабочего дня вы наблюдаете сцену нападения террориста на таможню. В результате несчастного случая на службе усиливают контроль соблюдения безопасности.
Через пять дней работы к вашему функционалу добавится кнопка вызова охраны. Поверьте, она вам пригодится еще не раз. В дополнение к этому вы сможете проверять отпечатки пальцев граждан. На седьмой день на КПП появляется сканер, который просматривает тело человека сквозь одежду. От начальства поступает указ о пристальном досмотре граждан Колечии. В результате чего правительство страны возмущается и посылает дипломатов в Арстотцку. Проверяйте наличие подтверждающих документов и не пропускайте маскирующихся мошенников.
Далее в Paper, Please прохождение начинает набирать обороты. У вас появляется возможность подзаработать. Вы можете договориться с охранником о частом аресте граждан. За это он будет получать премию от начальства и отдавать вам по 5 долларов за пару задержанных человек. Вы также в праве отказаться от предложения.
С 11 по 21-й день
Ваша спокойная и размеренная работа сменяется сумбуром. Во-первых, на таможню приходит проверка и переворачивает все устои вверх дном. Во-вторых, в результате проверки назначается новое начальство со своими требованиями и порядками. В один из дней на работе произойдет неприятный случай с поддельной бомбой. В результате начальство приказывает усилить проверку каждого въезжающего в страну человека.
С 22 по 31-й день
Теперь прохождение игры Papers, Please (на русском языке и других) продолжается более спокойно. Несколько дней на работе проходят относительно гладко и без происшествий. Но с середины недели начинается хаос. В Арстотцке вспыхнули недовольства среди населения и начались беспорядки. Для таможни и, в частности, для героя наступают трудные времена. С этого момента доступны несколько концовок.
Поскольку у всех граждан начинают отбирать паспорта, у вас также есть вариант лишиться гражданства и переехать в Обристан. Однако для этого нужно конфисковать паспорта граждан Обристана. Как понимаете, все это абсолютно незаконно.
В Papers, Please прохождение за Ezic заканчивается по-разному. При полном содействии ордену вы получаете его покровительство, и вас не посадят в тюрьму. Если вы отказались от помощи в последнем задании, то попадаете за решетку. В случае полного игнорирования просьб ордена вы продолжите свою работу на таможне. С этого момента прохождение Papers, Please (на русском и не только) заканчивается, и открывается режим бесконечной игры.
Разработчик: Лукас Поуп
Жанр: Головоломка, Симулятор
Дата выхода: 8 августа 2013 года
Многое ли может сделать один человек в игровой индустрии? Хотя история знает примеры очень популярных игр, созданных всего одним человеком (Tetris, Minecraft), примеры эти являются исключением из правил - и практически над всеми более-менее известными вещами трудилось куда большее количество людей. Однако такие игры есть, и герой сегодняшней статьи - Papers, Please - как раз относится именно к таким проектам. Игра была создана всего одним разработчиком по имени Лукас Поуп, успевшим до выхода на "вольные хлеба" потрудиться в небезызвестной кузнице эксклюзивов для PlayStation, американской компании Naughty Dog, а Papers, Please стала его первым коммерческим дебютом. Нужно отметить, что Papers, Please - третий проект господина Поупа. Первыми двумя проектами стали бесплатные флеш-игры The Republia Times и 6 Degrees of Sabotage, некоторые идеи которых, кстати говоря, были унаследованы Papers, Please, вышедшей в 2013 году и ставшей уже полностью коммерческой.
Возня с пачками документов - и есть геймплей Papers, Please.
Papers, Please представляет собой своеобразный симулятор инспектора иммиграционной службы вымышленной страны Арстоцка. Мы в роли инспектора должны проверять документы въезжающих в страну граждан, практически бесконечная очередь из которых ежедневно стремится просочиться в нашу родную Арстоцку. К сожалению, часть интуристов пытается проехать по поддельным документам, провезти наркотики, контрабанду или вовсе устроить теракт на границе. Таким образом, вся суть сводится к тому, чтобы поставить в паспорте въезжающего гражданина один из двух имеющихся у нас штампов: "РАЗРЕШИТЬ" или "ОТКАЗАТЬ". Звучит не очень-то привлекательно, да? Не делайте преждевременных выводов, ибо мистеру Поупу удалось сделать, казалось бы, унылую работёнку весьма интересной и разнообразной. Достигнуто это было с помощью интересной геймплейной механики, а также благодаря постоянным изменением правил: к примеру, в связи с вводом торговых санкций в отношении Арстоцки каким-нибудь государством мы должны вовсе отказывать во въезде всем гражданам указанной страны - или - в связи с обострённой террористической обстановкой в какой-нибудь стране - нужно будет пропускать граждан указанной страны через сканер. Конечно, есть ещё много тонкостей, сопровождающих геймплей Papers, Please: к примеру, некоторые граждане будут пытаться пройти через наш бдительный кордон с документами, в которых истёк срок действия, иметь паспорта с фото людей противоположного пола или вовсе пытаться пересечь границу без паспорта. За подобными вопиющими случаями нарушения пограничного режима мы и должны будем следить, дотошно выверяя подлинность и действительность бумаг, а в случае поимки преступников даже принимаем меры к их аресту, а порой - задержанию и ликвидации.
Тесное взаимодействие с охраной вполне способно принести соответствующие дивиденды.
Игровой мир представлен набором из семи стран - Арстоцка, Объединённая Федерация, Импор, Антегрия, Орбистан, Республия и Колечия. Совсем недавно завершилась шестилетняя война между Арстоцкой и Колечией, по итогам которой город Грештин оказался разделён стеной между двумя странами (прообразом явно стал Берлин со своей знаменитой стеной, разделившей Германию на две сферы влияния), и мы в качестве инспектора заступаем на службу в контрольно-пропускном пункте Восточного Грештина. Арстоцка представлена страной явно с тоталитарным режимом, где за не самые серьёзные нарушения предусмотрена смертная казнь и пожизненное заключение (что мы, кстати говоря, вполне можем испытать на собственной шкуре, причём не раз). Согласно авторскому описанию, в Арстоцке правит балом коммунизм, но модель его "несколько" отличается, от представленной в "Манифесте" Маркса и Энгельса, а больше напоминает ангсоц из небезызвестного романа "1984" Джорджа Оруэлла. Первоначально по сюжету даже граждане Арстоцки не могут вернуться в страну, однако в первый наш рабочий день правительство разрешает им пересечь границу, прибыв в родную Арстоцку, - и, собственно, начинается геймплей. В дальнейшем правила будут либерализированы - и при соблюдении определённых условий иностранцам также можно будет погулять по достопримечательностям Арстоцки. Стремление попасть в нашу тоталитарную вотчину иностранных граждан весьма понятно, поскольку, несмотря на не самый высокий уровень жизни здесь, в остальных странах всё ещё хуже. При этом зачастую нам предстоит сделать сложный моральный выбор: пустить ли мать к сыну, хотя у неё нет нужного разрешения на въезд, или не давать волю чувствам и сделать свою работу, отказав во въезде. Подобных ситуаций в игре очень много: пришёл грубиян и вовсю хамит нам, хотя с документами у него всё в порядке. Как вы в этой ситуации поступите? Порой выбор сделать просто, временами - очень сложно. А ведь будет ещё тайная организация EZIC, представителям которой можно как помогать, так и, наоборот, вовсю препятствовать их деятельности, а ведь материально они весьма обеспечены... От нашего выбора зависит концовка игры, коих представлено целых двадцать штук. К сожалению, большая их часть представляет собой банальное "в общем, все умерли", - но есть и достаточно оригинальные.
Подобного рода "сюрпризы" нам готовит чуть ли не каждый третий мигрант.
Теперь что касается игровой атмосферы, которая проработана весьма детально, несмотря на символичную пиксельную графику, которая, тем не менее, лично мне очень понравилась. По крайней мере, различать лица и пол граждан с имеющимся её качеством большого труда не составляет, а большего этой игре и не нужно. После каждого рабочего дня нам платят зарплату - в зависимости от количества обслуженных граждан, а также правильности "отказов" и "разрешений". Как правило, до третьего-четвёртого прохождения игры и получения соответствующих навыков денег будет катастрофически не хватать даже на прокормление семьи, куда, кстати говоря, помимо жены и сына, затесались дядя и тёща; Papers, Please является одной из немногих игр, где можно позволить тёще умереть от голода и болезней. Можно, конечно, пробовать брать взятки, - но и здесь нужно быть очень осторожным, ибо спецслужбы Арстоцки не дремлют, и вы вполне можете получить какое-нибудь пожизненное заключение или расстрел за "решение вопроса". Все эти возможности, детали игрового мира, сумбурная графика, постоянное давление со стороны руководства, статьи в газетах, где зачастую появляются сведения о гражданах, к которым мы имели непосредственное отношение, а также музыка, бодрая, но в то же время монотонная и давящая, - все элементы работают на создание игровой атмосферы, и вскоре начинаешь полностью погружаться в неё. Встречая человека, 3-й раз пытающегося пройти через границу, уже хочется сказать ему "Привет, ну что опять в этот раз?", настолько начинаешь вживаться в происходящее и столь детально проработанным кажется мир Арстоцки.
Продолжительность Papers, Please не очень высока, и на полное прохождение тратится порядка 3-4 часов для получения "правильной" концовки, в результате которой мы откроем так называемый "бесконечный режим"; играть в него, впрочем, будут только самые оголтелые инспекторы. Только вот получить "правильную" концовку за одно прохождение у вас вряд ли получится, - игра сделана таким образом, что угадать, какие именно действия приведут к негативным последствиям, удастся не сразу. При этом, пройдя игру пару раз и делая это по очередному кругу, вы существенно увеличите свой шанс стать куда более обеспеченным инспектором, поскольку от нашей скорости работы напрямую зависит количество обслуженных граждан - и, соответственно, вполне можно получить другие концовки. Проходить Papers, Please около 5 раз - вполне нормальное явление, и делать это, в принципе, не надоедает, однако спустя определённое количество повторов игра начинает утомлять - и маловероятно, что вы вернётесь в мир Арстоцки после этого. Но в целом о потраченном на игру времени, я не жалею - и, пожалуй, Papers, Please можно отнести к образцовым инди-проектам, на которые стоит равняться другим разработчикам, а если каким-то образом вас заинтересовала подобная тема - я думаю, игра также не разочарует.
Оценка игры: 8.5 из 10
P.S. За отечественную локализацию отвечала компания Lazy Games, и их работа нареканий не вызывает. Качественно переведённые диалоги, удачно подобранные шрифты. Имена граждан остались нетронуты, но оно и к лучшему. Переводить, конечно, было не особо много чего, но к имеющемуся результату претензий нет.
RANDOM_PHOBOSIS
Проконтролировать, сверить, уточнить, утвердить. Казалось бы, нет ничего скучнее монотонной работы с документами. Но за каждой бумажкой — чья-то судьба, а это значит, что вопросы жизни и смерти придётся решать обычному пограничнику.
Бюрокрафт
1982 год. Закончилась война между двумя вымышленными государствами — Арстотцкой и Колечией, а в городе, разделённом границей пополам, открыли контрольно-пропускной пункт. Тут нам и предстоит провести тридцать дней. Огромная очередь выстроилась к прекрасно нарисованной пиксельной будке инспектора: туристы, иммигранты, возвращающиеся домой сограждане, и где-то среди них — контрабандисты, шпионы, революционеры и террористы.
«Документы, пожалуйста!» — жутковато рявкает громкоговоритель. В окошко суют бумаги, задача игрока — разрешить либо запретить въезд в страну, поставив нужный штамп. Проверка в происходит согласно протоколу: трудовые мигранты обязаны представить разрешение на работу, дипломаты — соответствующую лицензию, в порядке должны быть все данные, сроки действия и печати.
Вслед за изменениями во внешней и внутренней политике родины, которые мы отслеживаем по газетным заголовкам, добавляются и правила. К примеру, обязательной становится справка о прививках, или несколько бумаг, наоборот, могут объединить в одну. Не стоит забывать и о мерах безопасности: если у гражданина вес не совпадает с указанным (или он просто из Колечии, там никому доверять нельзя), надо его просканировать — наверняка прячет наркотики или оружие. Любопытно, что иногда тайные директивы от начальства напрямую противоречат формальностям: как ни поступи, всё равно влепят штраф — и это в лучшем случае.
Из-за постоянной смены условий и разнообразия нарушений методичная бумажная работа не только не надоедает, но и загадочным образом затягивает, благо управление на удивление логично и интуитивно. И всё же игровая механика — не основное развлечение, а лишь фон, на котором разворачивается драма.
Читая документы между строк, мы изучаем мир и его обитателей, да и сами персонажи нередко делятся обрывками своих историй. Навязчивого «центрального» сюжета тут нет, вместо этого игрок по кусочкам собирает картину происходящего.
Как и в предыдущей тоталитарной антиутопии Лукаса Поупа (Lucas Pope) , бесплатной Republia Times , в главный рычаг давления на безымянного героя — тоже его семья. Подчас жалкой зарплаты не хватает даже на еду, но если не оплатить отопление, замёрзшие домочадцы могут тяжело заболеть, и тогда деньги понадобятся уже на лекарства. Это в гибель членов экипажа была событием забавным и комичным, здесь же экран подсчёта расходов ежедневно погружает игрока в пучину безысходности бытового ужаса.
Игра постоянно терзает нас мучительным выбором. Вот какой-то тип предлагает целых десять долларов за то, что мы закроем глаза на нестыковку в бумагах. Сумма серьёзная, правда, шедшая перед ним девушка успела шепнуть, что это сутенёр, продающий людей в рабство. А вот милая семейная пара, спасающаяся от репрессий. Мужа мы только что пропустили, но у жены не оказалось разрешения на пребывание. Отослать обратно? Наплевать на служебные обязанности? А семью кормить на что? А ещё ходят слухи о подпольщиках. Может быть, они и смогут помочь, однако связаться с ними — значит привлечь внимание спецслужб…
Никакого «чёрного» и «белого» — вопрос лишь в том, чем вы пожертвуете в решающую минуту. Непобедимому Шепарду, хвалящемуся ответственностью за всё человечество, такой тяжкий выбор и не снился, а ведь от игрока всего-то требуется поставить штамп — зелёный или красный.
Упрекнуть четырёхчасовую игру можно разве что за краткость, хотя ради иной концовки (их тут два десятка) прохождение не жаль и повторить. С другой стороны, гораздо больше хочется узнать, что было дальше.
Незабываемое погружение в атмосферу бюрократического кошмара.
80Давайте сразу о главном. Papers, Please! — это не симулятор засевшего в туалете мужчины, выкрикивающего титульный призыв, если вы решили судить об игре по ее названию. И даже не симулятор работы паспортно-визового отдела, если прочитали ее описание. Это одновременно «Аэропорт» Артура Хэйли, все эти многочисленные истории русских классиков про «маленького человека», антибюрократическая псевдосатира Франца Кафки. Это, наконец, наш, игровой, роман-антиутопия «1984» Джорджа Оруэлла, рассказанный с помощью старенькой пиксельной графики, одноклеточной механики и большого таланта.
Ваши документики
Системные требования |
Win Xp 32 CPU 1.4 Ghz GeForce 210/Radeon X600 Series 1 GB RAM 1 GB HDD |
Рекомендуемые требования |
Win Xp 32 Dual-Core CPU 1.6 GHz GeForce GT 230/Radeon HD 6550D 2 GB RAM 1 GB HDD |
То есть это такой интерактивный «производственный роман». Процесс одновременно прост и где-то даже утомителен: всю игру на одном и том же экране мы принимаем бумаги у людей и сверяем правильность данных. Поначалу все вроде бы легко: если в паспорте в графе «пол» указано «женщина», а в окошке напротив улыбается короткостриженный мужчина с двухнедельной щетиной, то тут явно что-то не так. Равно, как и в том случае, если срок действия паспорта истек. Потом становится все сложнее и сложнее: у иностранцев нужно требовать разрешение на въезд, затем разрешение на работу, у граждан Арстоцки — идентификационные карточки, у дипломатов — соответствующие «мидовские» бумаги.
А там — цифры, цифры, цифры, эмблемы, города и даже килограммы. Если белокурая девушка приехала из той же Колечии, но города, где вроде бы выдавали паспорт, в этой стране нет (а таких стран и городов много, нужно их все запомнить или постоянно сверяться с памяткой!), значит, мы имеем дело с подделкой. А если мужчина, местный житель, почему-то весит на 5 кг больше, чем должен, согласно его идентификационной карточке, то, возможно, он перевозит контрабанду, оружие или бомбу. Так появляются дополнительные заботы: мы должны сверять отпечатки пальцев, сканировать, задавать неприятные вопросы и даже задерживать подозрительных.
И все же основа игры — цифры, бумаги, сверки, подчеркнутая, ежедневная рутина, оправдываемая в собственных глазах лишь осознанием того факта, что она позволяет выживать тебе и твоей семье. Коммунистический строй Арстоцки в деле оплаты труда своих граждан исповедует строго капиталистические принципы: чем лучше и быстрее работаешь, тем больше получаешь. За каждого правильно пропущенного (или не пропущенного) через границу человека нам платят деньги, за каждую ошибку — сначала предупреждают, а потом штрафуют. И в конце каждого рабочего дня мы нервно подводим дебет с кредитом, гадая, хватит ли грошей, чтобы не только внести квартирную плату, но и оплатить отопление, накормить сына, маму, жену и дядю. Если семья останется без еды и тепла, то вскоре родные начнут болеть и вам придется платить за лекарства. Или не платить, но в этом случае все они быстро умрут.
Поэтому, в отличие от советских (да и российских, чего уж там!) паспортисток, здесь приходится работать быстро и в поте лица, стараясь обслужить как можно больше людей, без обедов, перекуров, чаепитий и всех этих «она вышла, сказала на пять минут, а уже полчаса как нет».
Мультипаспорт
Похожая игра уже была, называлась она , и тоже была посвящена «маленьким людям», акакиям акакиевичам, запертым в футляре серых будней, работы, семьи и нужды. Но Papers, Please! берет выше и постепенно из созерцательного «производственного романа» превращается в настоящий роман-антиутопию в духе «1984» Джорджа Оруэлла. Благо главный герой там тоже работал с бумагами.
Арстоцка ведь — это не просто парафраз ГДР, это еще и типичное «оруэлловское» тоталитарное государство, с очень похожим на эмблему Ingsoc гербом и точно такой же властью разнообразных министерств, которые за всем следят и все контролируют. Здесь есть типичные черты коммунистических (да и вообще всех тоталитарных) режимов вроде повального доносительства и охоты на «врагов народа», но нет ни намека на социализм. Заплатили за еду и медикаменты для семьи, но остались с долгами — конец игры, вы арестованы до уплаты по счету, потому что нищие этому обществу не нужны. Долгов нет, но родные умерли — опять же game over, вы уволены, потому что министерству труда нужны здоровые рабочие семьи и их крепкие руки.
Здесь нельзя даже иметь на рабочем месте фотографию сына или его детские рисунки. То есть маленький человек тут еще меньше, он приравнен к бессловесному скоту, который может только работать, дрожать, считать гроши да мечтать о том, чтобы переехать из домов 8-го класса в такие же внешне, но более просторные серые коробки 7-го класса.
И все же люди здесь не оболванены окончательно, не лишены разума, фантазий и желаний. Отсюда — огромный поток желающих покинуть доблестную Арстоцку и частые террористические атаки на границе, которые поначалу очень сильно нам мешают работать и зарабатывать: ведь из-за них сокращается рабочий день на родном КПП.
Glory to Arstotzka!
Неумолимый счетчик, отсчитывающий время до конца дня, умирающие от голода и болезней родные, штрафы, жалкие гроши, получаемые за каждого «клиента» — Лукас Поуп с очевидным злорадством превращает нас в тех забитых обстоятельствами и режимом людей, которые на все вызовы отвечают: «Моя хата с краю, дайте мне просто сидеть, починять свой примус и выживать».
А потом, продолжая свой эксперимент, автор дает нам выбор. Как и каждое произведение в жанре антиутопии, в Papers, Please! можно порвать с режимом, восстать и вырваться из его власти. Вопрос в том, захотите ли вы это сделать. Даже при том, что в отличие, например, от «пожарника», сжигавшего книги в «451 градус по Фаренгейту», мы изначально никаких иллюзий по поводу режима не испытываем.
Начинается все с каких-то мелких уколов в совесть, чтобы проверить, не зачерствела ли она совсем. Нам подводят смешного старичка, откровенно и безыскусно, чуть ли не на картонке подделывающего паспорт. Или женщину, которая слезно просит пропустить ее, потому что там за границей ее больной сын. И как бы спрашивают — ну, что сжалишься, нарушишь строгие директивы, рискнешь головой и безопасностью своей семьи?
Затем в каморку заявляются представители местного «подполья» (куда же без него в антиутопии?), просят посодействовать, что-то кому-то передать или, наоборот, не отдавать, обещают денег, помощь семье. И при желании вы можете помочь или хотя бы не выдавать их, когда с проверкой придет начальство и со значением посмотрит вам прямо в глаза. Далее начинаются и вовсе какие-то страсти с возможностью предотвратить или, наоборот, не предотвратить теракт на нашем КПП и даже убить или не убить человека. В зависимости от принятых решений появится шанс вступить в ряды «революционеров», сбежать с родней в другую страну и даже пожертвовать собой ради семьи.
Но все это — большой риск. Большинство решений, открывающих один из 20 финалов игры, ведут к преждевременному геймоверу, разорению, аресту и увольнению. И только один считается каноническим, открывающим доступ к премиальному «бесконечному» режиму игры. Вы уже догадались? Пройти игру проще, если ничего не делать, не рисковать, никуда не лезть, не нарываться на штрафы и продолжать починять свой примус, выбросив на свалку совесть и стараясь не смотреть в глаза женщине, рассказывающей про больного сына. Glory to Arstotzka!