Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ. Организация аварийно-спасательных работ и разведка места проведения аср Для чего нужна организация аварийно спасательных работ

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

1. Федеральный закон «О гражданской обороне» от 12.02.98г. №28-ФЗ 3. Федеральный закон «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» от 22.08.1995г. №151-ФЗ 2. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от 21.12.1994г. № 68-ФЗ Нормативно-правовые документы 4. "Руководство по действиям органов управления и сил РСЧС при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций", 1996 г.

3 слайд

Описание слайда:

7. "Руководство по выполнению спасательных и других неотложных работ в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений", 1994 г. 6. "Наставление (для войск ГО и ПСС) по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", М., ВНИИ ГОЧС, 1998 г. 8. Организация и ведение гражданской обороны и защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера / Учебное пособие; Под общ. ред. Г.Н. Кириллова, г. Москва, 2002 Нормативно-правовые документы

4 слайд

Описание слайда:

Одной из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и ГО является ликвидация чрезвычайных ситуаций (ЧС) Источники ЧС опасное природное явление авария опасное техногенное происшествие широко распространенная инфекционная болезнь людей, сельскохозяйственных животных и растений применение современных средств поражения ЧС природные техногенные биолого- социальные военные по характеру источника

5 слайд

Описание слайда:

Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях. Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте,перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природных явлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений Наиболее характерные последствия ЧС

6 слайд

Описание слайда:

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы(АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на: спасение жизни и сохранение здоровья людей снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов

7 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы АСДНР – это совокупность действий, осуществляемых по различным технологическим процессам и включающих в себя порядок их проведения Технологии выполнения АСДНР в значительной степени зависят от совокупностей объекта (РОО, ХОО и т.д.), на котором должны осуществляться работы по спасению пострадавших и от среды их проведения АСДНР – совокупность первоочередных работ в зоне ЧС, заключающаяся в спасении и оказании помощи людям, локализации и подавлении очагов поражающего воздействия, предотвращении воздействия вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения. АСДНР другие неотложные работы аварийно-спасательные работы

8 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные работы в очагах поражения Аварийно-спасательные работы - это действия по: спасению людей материальных и культурных ценностей защите природной среды в зоне ЧС локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов Цель проведения аварийно-спасательных работ: розыск и деблокирование пострадавших оказание им первой медицинской помощи эвакуация из опасной зоны

9 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные работы включают: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтровентиляционной системой оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т.д.

10 слайд

Описание слайда:

Аварийно-спасательные работы: Собственно спасательные работы Вспомогательные работы Специальные работы Спасательные работы, связанные со спасением людей: поиск пострадавших в местах возможного блокирования; извлечение пострадавших из поврежденных, горящих, зараженных ОВ (АХОВ), РВ зданий; оказание первой медицинской и первой врачебной помощи пострадавшим; эвакуация пострадавших в медицинские учреждения; вывод (вывоз) населения из зон заражения в безопасное место. Специальные работы включают: тушение пожаров; локализацию аварий на коммунально-энергетических сетях; устройство проездов (проходов) в завалах; укрепление (обрушение) неустойчивых конструкций; проведение специальной обработки. Вспомогательные связаны с подготовкой участка спасательных работ: расчистка площадок; установка на них техники, ограждений и предупреди-тельных знаков; освещение рабочих мест. Специальные и вспомогательные работы осуществляются для обеспечения эффективного проведения собственно спасательных работ.

11 слайд

Описание слайда:

Другие неотложные работы - это деятельность по: всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ; оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи; созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности; Цель проведения неотложных работ: создание условий для проведения спасательных работ; предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами; обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС. Другие неотложные работы в очагах поражения

12 слайд

Описание слайда:

прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей; обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарную очистку территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей. Другие неотложные работы включают:

13 слайд

Описание слайда:

обнаружение, обезвреживание и уничтожение взрывоопасных предметов; санитарную очистку территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей. Другие неотложные работы включают:

14 слайд

Описание слайда:

II этап I этап III этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС Ликвидация последствий ЧС Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ

15 слайд

Описание слайда:

Режим повышенной готовности Режим повседневной деятельности Режим чрезвычайной ситуации Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР При отсутствии угрозы возникновения ЧС При угрозе возникновения ЧС При возникновении ЧС

16 слайд

Описание слайда:

Проводимые мероприятия при отсутствии угрозы возникновения ЧС сбор информации о ЧС; планирование АСДНР в возможных зонах ЧС; создание органов управления; создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС для проведения АСДНР; организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих ним территориях; создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.

17 слайд

Описание слайда:

Проводимые мероприятия при угрозе возникновения ЧС приведение органов управления в готовность к выполнению задач; уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС; усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и ее масштабов; создание группировок сил и средств и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т.ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые районы ЧС).

18 слайд

Описание слайда:

Проводимые мероприятия при возникновении ЧС восстановление нарушенных функций управления, если они были нарушены (в т.ч. выдвижение ОГ в районы ЧС); организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора обстановки об обстановке; восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты; выдвижение сил в районы проведения работ; управление проведением АСДНР.

19 слайд

Описание слайда:

Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения Принятие решения на ликвидацию ЧС Постановка задач Оценка обстановки Организация АСДНР Организация АСДНР

20 слайд

Описание слайда:

Поддержание устойчивой связи Сбор данных об обстановке, ее анализ и оценка Поддержание взаимодействия и обеспечения сил Ведение учета выполнения АСДНР Уточнение задач, доведение их до подчиненных Ведение учета потерь населения, сил РСЧС(ГО) Обмен информацией об обстановке Поддержание устойчивого управления Проведение АСДНР

21 слайд

Описание слайда:

Организация проведения АСДНР Аварийно-спасательные и другие неотложные работы в ЧС мирного и военного времени проводятся круглосуточно, посменно до полного завершения. Непрерывность работ Успешное выполнение задач проведения АСДНР Д О С Т И Г А Е Т С Я рациональной их организацией; оперативным и твердым управлением; своевременным маневром силами и средствами; полным обеспечением необходимыми средствами защиты и материально-техническими средствами; своевременной заменой формирований и спасателей с учетом режимов работы в условиях заражения (ОВ, АХОВ, РВ) своевременной организацией и непрерывным ведением разведки; своевременным вводом сил и средств в очаги поражения; заблаговременным изучением командирами (руководителями) формирований участков (объектов) работ; организацией взаимодействия сил и средств, всесторонним их обеспечением; соблюдением правил и мер безопасности при проведении работ. Все задачи при проведении АСДНР выполняются в максимально короткие сроки, в три этапа

22 слайд

Описание слайда:

II этап I этап III этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС Ликвидация последствий ЧС

23 слайд

Описание слайда:

Экстренная защита населения и оказание помощи пострадавшим: оповещение о возникновении ЧС использование средств защиты эвакуация из опасных районов соблюдение режимов поведения розыск, извлечение, вынос пострадавших и оказание им мед. помощи Предотвращение развития и уменьшение опасных воздействий ЧС: локализация очагов поражения перекрытие или подавление источников выделения опасных веществ (излучений) приостановка или отключение технологических процессов тушение пожаров; санитарная обработка и обеззараживание. Подготовка к проведению полномасштабных АСДНР: проведение разведки оценка обстановки и прогнозирование ее развития приведение в готовность органов управления и сил, создание группировки сил и средств РСЧС выдвижение ОГ и определение границ зоны ЧС принятие решения на проведение АСДНР 1 этап Принятие экстренных мер

24 слайд

Описание слайда:

Окончательная выработка решения на проведение АСДНР Постановка задач формированиям Организация управления, взаимодействия и обеспечения Контроль за выполнением поставленных задач Проведение АСДНР 2 этап Проведение полномасштабных АСДНР

25 слайд

Описание слайда:

Розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, поврежденных транспортных средств Эвакуация населения из опасных районов Оказание пострадавшим первой медицинской помощи и других видов помощи Локализация очага поражения Разборка завалов, укрепление конструкций, угрожающих обрушением Восстановлением энергетических и коммунальных сетей, линий связи в интересах обеспечения спасательных работ Проведение специальной обработки (санитарной обработки людей, дегазации, дезактивации техники, имущества, сооружений территорий и т.д.) Основные работы 2 этапа в ходе проведения АСДНР

26 слайд

Описание слайда:

Первая группа работ Создание условий и организация первоочередного жизнеобеспечения пострадавшего населения Вторая группа работ Восстановление деятельности объектов, пострадавших при ЧС 3 этап Ликвидация последствий ЧС

27 слайд

Описание слайда:

Организация проведения специальной обработки, дезактивация, дегазация и дезинфекция территории, дорог, сооружений и других объектов Перераспределение ресурсов в пользу пострадавшего района Организация восстановления систем и объектов первоочередного жизнеобеспечения населения Выдвижение в район ЧС мобильных формирований жизнеобеспечения Реэвакуация населения Организация топливо - энергетического и транспортного обеспечения работы систем и объектов жизнеобеспечения населения Организация медико-санитарного обеспечения и другие необходимые меры. Организация медицинского обслуживания населения Содержание работ первой группы Временное размещение населения, оставшегося без крова Обеспечение населения продуктами питания, водой и предметами первой необходимости

28 слайд

Описание слайда:

29 слайд

Описание слайда:

Группировка сил и средств для проведения АСДНР При ЧС военного времени Группировка сил (на основе оценки прогнозируемой обстановки) отражена в специальном разделе «Плана ГО и защиты населения» Основное звено организующее проведение АСДНР – субъект РФ (область) Группировка сил Первый эшелон Мобильные, подготовленные и оснащенные техникой силы для выполнения работ в высоком темпе войска ГО воинские части и подразделения, выделяемые по планам взаимодействия аварийно-спасательные формирования категорированных городов аварийно-спасательные службы и формирования привлекаемые в интересах ГО Резерв Для внезапно возникающих задач, замены сил аварийно-спасательные формирования муниципальных образований; силы ГО, выделяемые по планам взаимодействия. Второй эшелон Для наращивания усилий и расширения фронта спасательных работ и замены подразделений первого эшелона силы ГО муниципальных образований части и подразделения МО РФ войска ГО с более поздними сроками развертывания

30 слайд

Описание слайда:

Управление при организации и в ходе ведения АСДНР включает: организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления и сил РСЧС; непрерывный сбор, анализ и отображение данных обстановки; подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения; принятие решений; уточнение планов (планирование действий); своевременное доведение задач до подчиненных; организацию и поддержание взаимодействия; организацию всестороннего обеспечения привлекаемых сил; непосредственное руководство подразделениями и контроль исполнения поставленных задач.

31 слайд

Описание слайда:

Организация управления АСДНР Оценка обстановки Принятие решения на ликвидацию ЧС Постановка задач Организация взаимодействия и всестороннего обеспечения Организация управления

32 слайд

Описание слайда:

Главная цель управления Обеспечение эффективного использования сил и средств по спасению людей и выполнению неотложных работ Выполнение АСДНР в полном объеме, в короткие сроки и с минимальными потерями сил и населения Основой управления является Решение руководителей местного самоуправления и организаций (председателя КЧС) и указаний вышестоящего органа управления по ГОЧС Управление в ходе ведения АСДНР Требования к управлению Непрерывность Гибкость и твердость Оперативность

Аварийно–спасательные работы включают в себя:

Разведку маршрутов движения и участков работ;

Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ;

Устранение или доведение до минимально возможного уровня факторов, препятствующих ведению спасательных работ;

Поиск и извлечение пострадавших из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, из завалов и блокированных помещений;

Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуация их в лечебные учреждения;

Вывоз (вывод) населения из опасных зон;

Санитарная обработка людей, ветеринарная обработка животных, дезактивация, дезинфекция и дегазация техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территории и сооружений, продовольствия, воды, продовольственного сырья и фуража.

Аварийно–спасательные работы проводятся в максимально сжатые сроки. Это объясняется необходимостью скорейшего оказания медицинской помощи пострадавшим, а также тем, что объемы разрушений и потерь могут возрастать вследствие воздействия вторичных поражающих факторов (пожаров, взрывов, затоплений и т. п.).

В целях создания условий для проведения аварийно–спасательных работ, предотвращения дальнейших разрушений и потерь, вызываемых вторичными поражающими факторами, а также обеспечения жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения проводятся неотложные работы. Эти работы включают в себя:

Прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения (загрязнения);

Локализация аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях с целью создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

Укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

Ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально–энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

Обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов и других взрывоопасных предметов;

Ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений гражданской обороны для укрытия населения от возможного повторного воздействия поражающих факторов;

Санитарная очистка территории в зоне чрезвычайной ситуации;

Первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

В ходе аварийно–спасательных и других неотложных работ организуется и проводится их всестороннее обеспечение. К основным видам обеспечения относятся:

Техническое обеспечение, которое организуется с целью поддержания в рабочем состоянии всех видов транспорта, инженерной и другой специальной техники, используемой для ликвидации чрезвычайной ситуации;


Транспортное обеспечение, выполняющее задачи по вывозу эвакуируемого населения, доставке сил и средств РСЧС к местам работ, перевозке в безопасные районы материальных ценностей;

Дорожное обеспечение, которое выполняет задачи по поддержанию дорог и дорожных сооружений в проезжем состоянии, строительству новых дорог, оборудованию колонных путей и переправ;

Гидрометеорологическое обеспечение, организуемое с целью всесторонней оценки элементов погоды, своевременного выявления опасных метеорологических и гидрометеорологических явлений и процессов, оценки их возможного влияния на действия сил РСЧС и проведение мероприятий по защите населения;

Метрологическое обеспечение, заключающееся в организации правильного применения и содержания измерительных приборов, создании их обменного фонда и резерва;

Материальное обеспечение, организуемое для бесперебойного снабжения сил РСЧС материальными средствами, необходимыми для проведения аварийно–спасательных и других неотложных работ, а также для жизнеобеспечения населения и участников ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Комендантская служба в зоне чрезвычайной ситуации, обеспечивающая организованное и своевременное развертывание органов управления и сил РСЧС, выдвижение их в исходные районы и к местам проведения аварийно–восстановительных и других неотложных работ.

В зависимости от физической природы поражающих факторов, характера чрезвычайной ситуации и ее масштаба некоторые виды обеспечения становятся основными видами аварийно–спасательных и других неотложных работ. Так, например, разведка во многих чрезвычайных ситуациях является составной частью аварийно–спасательных и других неотложных работ, инженерные мероприятия включаются в эти работы при масштабных разрушениях, обширных площадях загрязнений. При радиационных и химических авариях мероприятия радиационной и химической защиты составляют важную часть аварийно–спасательных и других неотложных работ. В случае значительных санитарных потерь первостепенное значение в комплексе ликвидационных мер отводится мероприятиям медицинской защиты.

Проведение аварийно–спасательных работ в зонах чрезвычайных ситуаций условно подразделяется на три этапа. На начальном этапе выполняют экстренные мероприятия по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ. На следующем этапе (II этап) проводят непосредственно аварийно–спасательные и другие неотложные работы. На завершающем этапе (III этап) заканчивают аварийно–спасательные и другие неотложные работы, постепенно передают функции управления местным администрациям и осуществляют вывод группировок сил РСЧС из зоны чрезвычайной ситуации.

Оперативное построение группировки сил РСЧС должно позволять проводить аварийно–спасательные работы в возможно короткие сроки (1–3 суток), а их организация (эшелонирование) обеспечивать своевременное выполнение всего перечня работ.

В первом эшелоне сил, выполняющих аварийно–спасательные и другие неотложные работы, как правило, принимают участие:

Дежурные подразделения поисково–спасательных служб (отрядов);

Ведомственные подразделения газо–и горноспасателей;

Дежурные караулы противопожарных подразделений;

Дежурные подразделения скорой медицинской помощи;

Маневренные поисковые водолазные группы, постоянно действующие спасательные посты и другие подразделения Государственной инспекции по маломерным судам (ГИМС) МЧС России.

Они прибывают в район бедствия в течение 30 минут. Основными задачами сил первого эшелона являются локализация чрезвычайной ситуации, тушение пожаров, организация радиационного и химического контроля, проведение поисково–спасательных работ, оказание первой медицинской помощи.

Если силы первого эшелона не в состоянии выполнить задачу по ликвидации чрезвычайной ситуации, в работу включается второй эшелон. В состав этого эшелона входят:

Аварийно–спасательные подразделения поисково–спасательной службы и войск гражданской обороны;

Подразделения Государственной противопожарной службы;

Специализированные подразделения экстренной медицинской помощи;

Ведомственные подразделения спасателей;

Подразделения ГИМС МЧС России.

Срок их прибытия в район бедствия не более 3 часов. Основными задачами этого эшелона являются проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ, радиационная и химическая разведка, жизнеобеспечение пострадавшего населения, оказание медицинской помощи.

Если в течение 3 часов задачи не выполнены в полном объеме, то к работе приступает третий эшелон. Силы третьего эшелона включают в себя:

Войска гражданской обороны, оснащенные тяжелой техникой;

Соединения и воинские части Вооруженных Сил РФ;

Специализированные части строительно–монтажных организаций.

Срок их прибытия к месту бедствия от 3 часов до нескольких суток. Силы третьего эшелона осуществляют радиационный и химический контроль, проводят аварийно–спасательные и другие неотложные работы, восстанавливают первичное жизнеобеспечение в районах бедствия (подача электроэнергии, тепла, восстановление транспортных магистралей, обеспечение пострадавших питанием, водой и т. п.).

Для выполнения внезапно возникающих задач и наращивания усилий на основных направлениях аварийно–спасательных и других неотложных работ в группировке сил предусматривается резерв сил и средств.

Проведение аварийно–спасательных и других неотложных работ осуществляется силами и средствами той территориальной подсистемы РСЧС, на территории или объектах которой они возникли. Если масштабы бедствия таковы, что самостоятельно эта подсистема справиться с ликвидацией его последствий не может, к аварийно–спасательным работам привлекаются силы и средства МЧС России центрального подчинения и федеральных органов исполнительной власти.

На объектах аварийно–спасательные и другие неотложные работы, как правило, проводятся силами постоянной готовности объектового и местного уровней РСЧС, а также нештатными аварийно–спасательными формированиями.

Порядок работы руководителей аварийно–спасательных формирований (далее – руководитель формирования) при организации аварийно–спасательных и других неотложных работ указан на схеме 7.

Аварийно-спасательные и другие неотложные работы представляют собой совокупность первоочередных работ, заключающихся в спасении и оказании помощи людям, в локализации и подавлении очагов поражающих воздействий, предотвращении возникновения вторичных поражающих факторов, защите и спасении материальных и культурных ценностей, восстановлении минимально необходимого жизнеобеспечения.

Аварийно-спасательные работы проводятся в целях поиска и деблокирования пострадавших, оказания им медицинской помощи и эвакуации в лечебные учреждения. Все эти работы проводятся в максимально сжатые сроки.

Неотложные работы проводятся в целях всестороннего обеспечения проведения аварийно-спасательных работ, предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами, а также обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения.

В целях оперативного принятия мер, необходимых для нормализации обстановки и ликвидации угрозы безопасности граждан в соответствии с действующим законодательством Российской федерации в зоне чрезвычайной ситуации может вводиться чрезвычайное положение.

Для ведения аварийно-спасательных работ создается группировка сил гражданской обороны. В зависимости от обстановки эта группировка может быть сразу введена в очаг поражения или выводится в загородную зону. Из загородной зоны группировка может выдвигаться к очагу по нескольким маршрутам. Успешное ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ достигается быстрым вводом формирований в очаг поражения, высокой выучкой личного состава формирований, знанием и соблюдением мер безопасности в процессе работы, непрерывным управлением, организацией взаимодействия сил и средств формирований, непрерывным ведением спасательных работ в любое время суток и время года.

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ условно подразделяется на 3 этапа:

начальный этап – проведение экстренных мероприятий по защите населения, спасению пострадавших местными силами и подготовке группировок сил и средств к проведению работ;

первый этап – проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ группировками сил и средств;

второй этап – завершение аварийно-спасательных работ, постепенная передача функций управления местным администрациям, вывод группировок сил, проведение мероприятий по первоочередному жизнеобеспечению населения.

Силы и средства группировки выводятся из зоны работ на основании решения руководителя или иных органов после завершения аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ. В целях организованного вывода разрабатывается, специальный план, предусматривающий сроки, последовательность вывода, материально-техническое и транспортное обеспечение.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Федеральный закон от 22. 08. 1995 г. № 151 -ФЗ "Об аварийно- спасательных службах и статусе спасателей" № 151 -ФЗ. 2. Федеральный закон от 21. 12. 94 г. № 68 -ФЗ "О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера» 3. Федорук В. С. и др. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Уч. Ч. 1. – Новогорск. : АГЗ МЧС России, 2002 г. 4. Федорук В. С. и др. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Уч. Ч. 2. – Новогорск. : АГЗ МЧС России, 2002 г. 5. Федорук В. С. и др. Взаимодействие сил МЧС России с силами других министерств и ведомств при ликвидации ЧС. Уч. пос. – Новогорск. : АГЗ МЧС России, 2003 г. 6. Попов П. А. и др. Основы применения сил РСЧС в ЧС мирного времени. Учебное пособие. – Новогорск. : АГЗ МЧС РФ, 2000 г. 7. Чурсин В. Ф. и др. Организация и ведение аварийно-спасательных работ. Учебник. Часть IV. Технология проведения АСДНР в условиях разрушения зданий и сооружений. –Новогорск. : 2005 г. 8. Руководство по выполнению АСДНР в условиях завалов и разрушения зданий и сооружений", 1994 г. 9. ГОСТ Р 22. 0. 02 -94 «Термины и определения основных понятий»

Учебные вопросы 1. Общие положения по аварийно-спасательным и другим неотложным работам. 2. Организация аварийно-спасательных и других неотложных работ в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

1 учебный вопрос Одна из важнейших задач РСЧС – ликвидация чрезвычайных ситуаций. Чрезвычайная ситуация - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей. ЧС по характеру природные техногенные источника биологосоциальные военные

Наиболее характерные последствия ЧС: Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий трансп. средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Химическое заражение в результате аварий на ХОО, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружений, цунами, селях и других природныхявлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений

Ликвидация ЧС - это аварийно-спасательные и другие неотложные работы (АСДНР), проводимые при возникновении ЧС и направленные на спасение жизни и сохранения здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию зон ЧС, прекращение действия характерных для них опасных факторов. (Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь/ Под общ. ред. Ю. Л. Воробьева – М. : Издательство «Флайст» , 2001. -240 с.)

АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ Аварийно-спасательные работы (АСР) - это действия по спасе-нию людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Цель АСР: розыск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.

АСР в очагах поражения включают: 1. Разведку маршрутов движения и участков работ. 2. Локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ. 3. Подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ. 4. Розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов. 5. Вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей. 6. Подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтровентиляционной системой. 7. Оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадавшим и эвакуацию их в лечебные учреждения. 8. Вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы. 9. Санитарную обработку людей, ветеринальную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продовольствия, воды и т. д.

Другие неотложные работы (ДНР) - это деятельность по всестороннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работоспособности. Цели ДНР: ü создание условий для проведения спасательных работ; ü предотвращение дальнейших разрушений и потерь, вызванных вторичными поражающими факторами; ü обеспечение жизнедеятельности объектов экономики и пострадавшего населения в условиях ЧС.

Ø Ø Ø Ø Ø ДНР в очагах поражения включают: прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарная очистка территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.

Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС достигается: 1. Заблаговременной подготовкой и приведением в готовность органов управления, сил и средств к действия при ЧС. 2. Оперативным реагированием на возникновение ЧС, развертыванием системы управления. 3. Принятием обоснованного решения на ликвидацию ЧС и претворением его в жизнь. 4. Непрерывным и устойчивым управлением работами по ликвидации ЧС. 5. Организацией взаимодействия участников ликвидации ЧС. 6. Ведением АСДНР в любое время года, в любую погоду до полного их завершения с соблюдением мер безопасности и своевременной сменой формирований. 7. Организацией всестороннего обеспечения работ по ликвидации ЧС.

ПЕРЕЧЕНЬ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ, проводимых аварийно-спасательными службами (формированиями) в зонах чрезвычайной ситуации 1. Разведка зоны ЧС, в т. ч. радиационная, химическая, бактериологическая (состояние объекта, территории, маршрутов выдвижения сил и средств, определение границ зоны ЧС). 2. Ввод сил и средств АСС, АСФ в зону ЧС. 3. Десантирование спасателей и груза в зону ЧС. 4. Оказание медицинской помощи пострадавшим. 5. Поисково-спасательные работы в зоне ЧС. 6. Эвакуация пострадавших и материальных ценностей из зоны ЧС. 7. Подача воздуха в заваленные помещения. 8. Организация управления и связи в зоне ЧС. 9. Обеспечение общественного порядка в зоне ЧС. 10. Проведение аварийно-спасательных работ связанных с тушением пожаров в зоне ЧС. 11. Разборка завалов, расчистка маршрутов и устройство проездов в завалах, наведение переправ и устройство дамб. 12. Укрепление или обрушение поврежденных и грозящих обвалом конструкций зданий, сооружений на путях движения и в местах работ. 13. Восстановление отдельных участков энергетических и водопроводных сетей для обеспечения противопожарного водоснабжения.

ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 1) 14. Работы по инженерной и организационной подготовке участков спасательных работ и рабочих мест в зоне ЧС (расчистка площадок, установка на площадках техники, ограждений и предупредительных знаков, освещение рабочих мест). 15. Локализация эпидемий, эпизоотий, эпифитотий, а также массовых нашествий вредителей сельскохозяйственных культур и ликвидация их последствий; проведение охранно-карантинных мероприятий. 16. Радиационный, химический контроль личного состава, участвующего в аварийно-спасательных работах, населения, объектов внешней среды. 17. Дезактивация, дегазация, дезинфекция, дезинсекция, демеркуризация и дератизация в зоне ЧС. 18. Санитарно-эпидемический и ветеринарно-санитарный надзор за объектами, в т. ч. лабораторный контроль объектов внешней среды (воды, воздуха, почвы) и продуктов питания на загрязненность отравляющими, радиоактивными, сильнодействующими ядовитыми веществами и биологическими средствами. 19. Работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. 20. Ликвидация аварий на коммунально-энергетических сетях в зоне ЧС. 21. Газоспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных работ по оказанию помощи пострадавшим при взрывах, пожарах, загазованиях) в зоне ЧС. 22. Ликвидация (локализация) гидродинамических аварий (прорыв плотин, дамб, шлюзов) и катастрофических затоплений.

ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 2) 23. Горноспасательные работы (комплекс аварийно-спасательных и технических работ по спасении людей, оказанию помощи пострадавшим, локализации аварий и ликвидации последствий при взрывах взрывчатых материалов и рудничных газов, пожаров, загазованиях, обвалах, выбросах горной массы в результате геодинамических процессов, затоплениях и других видах аварий в условиях подземных горных выработок, а также открытых горных работ) в подземных условиях. 24. Ликвидация открытых газовых и нефтяных фонтанов на бурящихся и эксплуатируемых скважинах. 25. Ликвидация (локализация) ЧС на железнодорожном транспорте и метрополитене. 26. Спасание пассажиров и экипажей воздушных судов при авиационных происшествиях. 27. Ликвидация (локализация) ЧС на автомобильном транспорте. 28. Ликвидация (локализация) ЧС на АЭС, объектах оружейного, ядернотопливного и ядерно-химического комплекса, а также связанных с транспортировкой различных радиоактивных материалов. 29. Ликвидация (локализация) ЧС, связанных с разгерметизацией систем, оборудования, выбросами в окружающую среду взрывоопасных и токсичных продуктов. 30. Ликвидация (локализация) на море и внутренних акваториях разливов нефти, нефтепродуктов, химических и других экологически опасных веществ.

ПЕРЕЧЕНЬ АСДНР (продолжение 3) 31. Поиск и спасание пострадавших на морских, речных, воздушных судах и космических аппаратах, терпящих бедствие на суше, море и внутренних акваториях. 32. Поиск аварийных подводных лодок, лежащих на грунте, поддержание жизнедеятельности и спасание их личного состава; спасание людей из затопленных отсеков и воздушных подушек опрокинувшихся или затонувших кораблей, судов, других объектов. 33. Снятие с мели и берега аварийных подводных лодок, надводных кораблей и других плавсредств. 34. Поддержание на плаву аварийных объектов, передача на них коммуникаций и грузов; буксировка аварийных подлодок, надводных кораблей и других объектов. 35. Аварийные подводно-технические (водолазные) работы. 36. Аварийные судоподъемные работы и работы по подъему затонувших объектов, техники и имущества. 37. Ликвидация ледовых заторов. 38. Предупредительные и аварийно-спасательные работы в зонах схода снежных лавин и селей. 39. Эвакуация с летной полосы аэродрома аварийных воздушных судов. 40. Локализация и тушение лесных пожаров. 41. Работы по предупредительному спуску снежных лавин в зоне ЧС. 42. Проведение взрывных работ в зоне ЧС.

Перечень аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям 1. Работа в зоне разрушенных зданий и сооружений в условиях опасности обрушения конструкций этих зданий (плит, блоков, камней и т. д.) 2. Работа в зоне разрушенных зданий и сооружений в условиях опасности повторных толчков землетрясения, взрывов газа и горючих жидкостей (паров). 3. Работа в условиях лесных, степных пожаров в населенной зоне, отнесенных к III и более сложной категории. 4. Работа в сложных погодных условиях: - при эффективной температуре (с учетом влажности и скорости ветра) ниже минус 20°С и выше плюс 30°С; - на открытом воздухе при скорости движения воздуха 20 м/сек; - сильных (интенсивных) атмосферных осадков. 5. Работа в условиях опасности схода снежных лавин и селей, прорыва плотин и дамб.

Перечень аварийно-спасательных работ, относящихся к особо сложным и особо опасным условиям (продолжение слайда) 6. Работа в горах на высоте свыше 3000 м или в лавиноопасной зоне с применением альпинистского снаряжения для преодоления сложных участков горного рельефа. 7. Работа в условиях глубоких пещер с применением спелеоснаряжения. 8. Работа по эвакуации из очагов чрезвычайных ситуаций трупов погибших людей и животных. 9. Работа с сильно действующими ядовитыми и взрывчатыми веществами (агрессивными жидкостями и газами), в задымленных, загазованных и запыленных помещениях, в колодцах и замкнутых емкостях. 10. Работа в условиях ионизирующих излучений с интенсивностью выше предельно-допустимой. 11. Работа в зоне ведения боевых действий. 12. Работа в зонах эпидемий (эпизоотии), радиоактивного, химического и бактериологического заражения местности.

Этапы проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ I этап Проведение мероприятий по экстренной защите и спасению населения и подготовке сил и средств РСЧС к проведению АСДНР II этап Проведение крупномасштабных аварийно-спасательных и других неотложных работ в зонах ЧС III этап Ликвидация последствий ЧС

I ЭТАП ЦЕЛЬ - уменьшить потери и разрушения и привести в готовность к действиям спасательные силы. Выполнение мероприятий в военное время начинается с получением данных о непосредственной угрозе нападения или по сигналу «ВТ» , а в условиях ЧС природного и техногенного характера - с возникновением угрозы или непосредственно ЧС.

II ЭТАП ЦЕЛЬ - организовать ведение аварийно-спасательных и других неотложных работ в соответствии с конкретно-сложившейся обстановкой, наличием и возможностями имеющихся сил и средств. (одновременно продолжается выполнение начатых на I этапе задач)

Наращивание группировки сил и средств РСЧС в районе ЧС осуществляется по их готовности: 1 -й эшелон - силы и средства с готовностью до 0, 5 часа. 2 -й эшелон - силы и средства с готовностью от 0, 5 до 3 часов. 3 -й эшелон - все остальные силы и средства РСЧС, привлекаемые к ликвидации ЧС согласно Планам действий (взаимодействий) по предупреждению и ликвидации ЧС с готовностью более 3 часов. АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате последствий ЧС. После вывода основной части сил РСЧС в зоне ЧС остаются те формирования, которые выполняют специфические для них задачи.

Первый эшелон (срок готовности 0. 5 ч) Аварийно-технические центры, горноспасательные, газоспасательные части, подразделения и формирования министерств и ведомств. Региональные специализированные отряды по тушению крупных пожаров ГПС МЧС РФ. Учреждения и формирования ВСМК. Поисковые и аварийно-спасательные службы ГА Минтранса РФ. Аварийно-спасательные службы ВМФ, Минтранса и др. Формирования территориальных управлений по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Росгидромета. Второй эшелон (срок готовности 0. 5… 3 ч) ПСС, Св. МО войск ГО, ОВО МЧС РФ. Восстановительные и пожарные поезда Минтранса РФ. Формирования ветеринарной службы и службы защиты животных и растений Минсельхозпрода РФ. Специально подготовленные силы МО, других войск и формирований, силы других министерств и ведомств, предназначенные для ликвидации ЧС. Третий эшелон (срок готовности более 3 ч) Войска ГО РФ с тяжелой техникой. ЦАМО. Формирования ПО «Авиалесохрана» Рослесхоза. Формирования других министерств и ведомств.

Руководство работами по ликвидации ЧС ü ü руководство всеми силами и средствами, привлеченными к ликвидации ЧС, и организацию их взаимодействия осуществляют руководители ликвидации ЧС (РЛЧС); руководители АСС, АСФ, прибывшие в зоны ЧС первыми, принимают на себя полномочия РЛЧС и исполняют их до прибытия РЛЧС, определенных: s s s ü ü законодательством РФ; планами предупреждения и ликвидации ЧС; назначенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, руководителями организаций, к полномочиям которых отнесена ликвидация данных ЧС; решения РЛЧС, направленные на ликвидацию ЧС, являются обязательными для всех граждан и организаций, если иное не предусмотрено законодательством РФ; никто не вправе вмешиваться в деятельность РЛЧС по руководству работами по ЛЧС, иначе как отстранив их в установленном порядке от исполнения обязанностей и приняв руководство на себя или назначив другое должностное лицо;

Руководство работами по ликвидации ЧС (продолжение) ü в случае крайней необходимости РЛЧС вправе самостоятельно принимать решения: s о проведении эвакуационных мероприятий; s об остановке деятельности организаций, находящихся в зонах ЧС; s о проведении АСР на объектах и территориях организаций, находящихся в зонах ЧС; s об ограничении доступа людей в зоны ЧС; s о разбронировании резервов материальных ресурсов для ЛЧС организаций, находящихся в зонах ЧС; s об использовании в порядке, установленном законодательством РФ, средств связи, транспортных средств и иного имущества организаций, находящихся в зонах ЧС; s о привлечении к проведению работ по ЛЧС нештатных и общественных АСФ, спасателей, не входящих в состав указанных формирований, при наличии у них документов, подтверждающих их аттестацию на проведение АСР; s о привлечении на добровольной основе населения к проведению неотложных работ, а также отдельных граждан, не являющихся спасателями, с их согласия, к проведению АСР.

2 учебный вопрос Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР I этап В отсутствие угрозы возникновения ЧС II этап При угрозе возникновения ЧС III этап При возникновении ЧС

1. Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР (В отсутствие угрозы возникновения ЧС) Ø сбор информации о субъектах ЧС; Ø планирование АСДНР в возможных зонах ЧС, в т. ч. обеспечения действия сил; Ø создание системы управления для действий в ЧС и обеспечение ее постоянной готовности; Ø создание, оснащение и подготовка группировки сил и средств РСЧС для проведения АСДНР; Ø организация повседневного наблюдения и лабораторного контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях; Ø создание резервов материальных ресурсов для ликвидации последствий ЧС.

2. Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР (При угрозе возникновения ЧС) Ø приведение системы управления в готовность к выполнению задач (принятие на себя соответствующими КЧС непосредственного руководства функционированием подсистем и звеньев РСЧС); Ø уточнение планов по вопросам предупреждения и ликвидации ЧС; Ø усиление наблюдения за состоянием окружающей среды, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов; Ø создание группировок сил и средств РСЧС и приведение их в готовность к ведению АСДНР (в т. ч. выдвижение их, при необходимости, в предполагаемые районы ЧС).

3. Организационные мероприятия по подготовке и проведению АСДНР (При возникновении ЧС) Ø восстановление нарушенных функций системы управления, если они были нарушены (в т. ч. выдвижение ОГ в районы ЧС); Ø организация разведки зон ЧС, осуществление непрерывного контроля и сбора обстановки об обстановке; Ø восстановление боеспособности (или создание) группировки сил и средств и организация их защиты; Ø выдвижение сил в районы проведения работ; Ø управление проведением АСДНР.

Порядок работы начальника ПСС (командира и штаба) с получением задачи на выдвижение в район ЧС и ведение АСДНР: 1. Уяснение задачи. 2. Информирование подчиненных о полученной задаче и обстановке. 3. Расчет времени. 4. Отдача распоряжений на приведение в готовность и выдвижение в район ЧС. 5. Организация разведки. 6. Проведение рекогносцировки района предстоящих работ. 7. Установление связи и взаимодействия с руководителем ликвидации ЧС и оперативной группой КЧС. 8. Оценка обстановки. 9. Принятие решения. 10. Постановка задач подразделениям. 11. Организация взаимодействия. 12. Организация ввода формирований на участок работ. 13. Организация управления. 14. Организация всестороннего обеспечения действий формирований 15. Управление ведением работ.

Принятие РЕШЕНИЯ На основе: уяснения задачи оценки обстановки проведенных расчетов принимается решение: сделанных выводов ü замысел действий: s где, в какие сроки, на каком участке (объекте) сосредоточить основные усилия; s целесообразная группировка сил и средств; s последовательность и способы выполнения задач; ü задачи подчиненных подразделений; ü мероприятия, которые необходимо выполнить в первую очередь, сроки их выполнения, основные способы и последовательность выполнения работ; ü порядок выдвижения и ввода подразделений на участок, объекты (места) работ; ü режимы работы, порядок смены подразделений; ü порядок взаимодействия спасательных подразделений с подразделениями, обеспечивающими действия спасателей, с местными органами власти; ü организация управления, места развертывания пунктов управления, сроки готовности системы управления; ü организация обеспечения, места развертывания тыловых подразделений, порядок ЖОН и спасателей.

Технология проведения аварийно-спасательных работ при ликвидации последствий землетрясения Поиск пострадавших Деблокирование пострадавших Оказание первой медицинской помощи Эвакуация (транспортировка) из опасных зон

Поиск пострадавших 1. Обследование всего участка спасательных работ. 2. Определение и обозначение мест нахождения пострадавших и установление с ними связи. 3. Определение функционального состояния пострадавших, характера травм и способов оказания ПМП. 4. Сведение до минимума воздействия опасных факторов. 5. Определения путей и способов извлечения и эвакуации пострадавших. Способы поиска: 1. Органолептическое обследование участка работ: - визуальное обследование; - прочесывание; - зондирование; - поиск по следам; - поиск с использованием транспортных средств. 2. Кинологический. 3. Технический (акустические приборы, магнитометры, тепловизоры, радиопоисковые, оптиковолоконные зонды …). 4. По свидетельству очевидцев. 5. Изучение отчетной и проектной документации.

Деблокирование пострадавших Этапы деблокирования: 1. Обеспечение доступа к пострадавшим. 2. Извлечение из мест блокирования. Виды деблокирования: А. Из под обломков завалов. Б. Из замкнутых помещений, транспортных средств. В. С верхних этажей, уровней, с изолированных площадок. Способы деблокирования: 1. Последовательная разборка завала. 2. Устройство лаза. 3. Устройство галереи в грунте под завалом. 4. Проделывание проемов в стенах и перекрытиях. 5. Использование автовышек, подъемников, вертолетов. 6. По сохранившимся лестничным маршам. 7. С использованием альпинистского снаряжения. 8. С использованием штурмовых лестниц. 9. С применением канатных дорог. 10. С применением спасательных рукавов, различных амортизаторов.

Слайд 1. Виды завалов, образующихся при сильных разрушениях зданий; а) односторонний; б) двухсторонний; в) V-образный; г) плоский Объем завалов при разрушении жилых зданий составляет 35 -50%, промышленных - 1520% строительного объема. Высота завалов жилых зданий составляет 1/5 - 1/7, промышленных - 1/4 - 1/10 их первоначальной высоты. Средний угол откосов завалов 30°. Объем пустот в завалах составляет 40 -60%.

Схема деблокирования пострадавшего способом разборки завала сверху 1 -компрессор; 2 -ограждение рабочей площади; 3 -завал; 4 -бульдозер; 5 -место блокирования пострадавшего; 6 -кран; 7 -выемка.

Схема организации работ по деблокированию пострадавших способом устройства лаза в завале: 1 -железобетонный завал; 2 -место блокирования пострадавшего в завале; 3 -лаз; 4 обломок конструкции здания; 5 -домкрат; 6 -передвижная электростанция; 7 электрический светильник; 8 -ограждение.

Схема деблокирования пострадавших способом устройства галереи в завале Место блокирования пострадавших Ограждение Завал Крепь Эл. ст. Глубина галереи Передвижная электростанция Эл. ст. Глубина галереи

Оказание первой медицинской помощи 1. Определение признаков жизни (пульс, сознание, дыхание, реагирование зрачка на свет). 2. Освобождение головы и груди от давления различных предметов, восстановление дыхания и пульса. 3. Остановка кровотечения, обработка ран, согревание, обезболивание, иммобилизация и т. п. ПМП выполняется спасателями и самими пострадавшими непосредственно на месте получения травм (или после извлечения) табельных и подручных средств. с использованием

Эвакуация (транспортировка) из опасных зон 1. Определение способов и маршрутов транспортировки. 2. Подготовка пострадавшего и транспортных средств. 3. Обеспечение безопасности пострадавших и спасателей (страховка при преодолении препятствий, организация отдыха, контроль за состоянием пострадавших). 4. Погрузка пострадавших на транспортное средство. Этапы эвакуации: 1. Из мест блокирования до рабочей площадки. 2. С рабочей площадки до пункта сбора пораженных (до мед. учреждения) Способы: 1. Самостоятельно, с помощью спасателя. 2. Переноска (на спине, на руках, плечах, носилках …). 3. Отволачивание (на спине, при помощи тканей, саней …). 4. Спуск, подъем (с помощью спасательного пояса, лямки, лестницы, носилок, канатной дороги …).

Пневматическое прыжковое спасательное устройство Преимущества ППСУ: 1) обеспечивает спасение человека с любого этажа (от 5 м) здания при чрезвычайных ситуациях. 2) не требует от человека специальных навыков в управлении. 3) обеспечивает защиту от открытого пламени в процессе спуска. 4) полностью защищает человека от столкновения со стенами зданий и любыми элементами конструкций. 5) наличие системы амортизации, обеспечивающей безопасность приземления.

НАДУВНОЕ УСТРОЙСТВО ДЛЯ СПАСЕНИЯ И СПУСКА ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Дополнительное надувное тормозное устройство Минимальная высота применения Вертикальная скорость при посадке Перегрузки при посадке Время действия перегрузки Скорость нарастания перегрузки Основное надувное тормозное устройство -5 м - не более 8, 5 м/с - не более 12 - не более 0, 5 с - не более 200 1/с

Технология проведения поисково-спасательных работ Поисковые работы 1. Определение и обследование зоны поиска. 2. Определение и обозначение мест нахождения пострадавших и установление с ними связи. 3. Определение функционального состояния пострадавших и объёма необходимой помощи. 4. Устранение воздействия неблагоприятных факторов. 5. Определение путей и способов извлечения и эвакуации пострадавших. Способы: 1. Органолептическое обследование участка работ: - визуальное обследование; - прочесывание; - зондирование; - поиск по следам; - поиск на транспортных средствах. 2. Кинологический. 3. Технический (с использованием акустических, радиопоисковых приборов, тепловизоров и др.). 4. По свидетельству очевидцев. 5. Изучение документации (маршрутных листов, журналов регистрации, сводок, билетов, чертежей и тд.). Деблокирование 1. Обеспечение доступа к пострадавшему. 2. Фиксация подвижных элементов. 3. Освобождение пострадавших. Виды: 1. Из под обломков завала, лавины, селя. 2. Из замкнутых помещений, транспортных средств. 3. С верхних уровней, изолированных площадок. Способы: 1. Последовательная разборка завала. 2. Устройство лаза. 3. Устройство галереи в грунте под завалом. 4. Проделывание проемов в стенах и перекрытиях. 5. Использование автовышек подъемников, вертолетов. 6. По сохранившимся лестничным маршам. 7. Использование альпинистского снаряжения, канатных дорог. 8. Использование штурмовых лестниц. 9. Применение спасательного рукава, амортизаторов. Оказание ПМП Цель: восстановление и поддержание жизненно важных функций организма пострадавшего. Задачи: 1. Определение признаков жизни (пульс, дыхание, сознание, реакция зрачков на свет); 2. Восстановление кровообращения и дыхания; 3. Остановка кровотечения, обработка ран; 4. согревание, обезболивание, иммобилизация и т. п. ПМП выполняется спасателями, медиками и самими пострадавшими непосредственно на месте получения травм (или после извлечения) с использованием табельных и подручных средств. Транспортировка Задачи: 1. Определение способов и маршрутов транспортировки; 2. Подготовка пострадавшего и транспортных средств; 3. Обеспечение безопасности пострадавших и спасателей (страховка при преодолении препятствий, организация отдыха, контроль за состоянием пострадавших). 4. Погрузка пострадавших на транспортное средство. Этапы эвакуации: 1. Из мест блокирования до рабочей площадки. 2. С рабочей площадки до пункта сбора пораженных (до мед. учреждения). Способы: 1. Самостоятельно, с помощью спасателя. 2. Переноска (на спине, руках, плечах, носилках …). 3. Отволачивание (на спине, при помощи ткани, саней …). 4. Спуск, подъем (с применением альпинистских технологий).

Управление силами РСЧС заключается в целенаправленной деятельности руководящего состава органов управления ГОЧС всех подсистем и уровней по поддержанию их в готовности и руководству ими при действиях по защите населения, предупреждению и ликвидации ЧС. Главной целью управления является обеспечение эффективного использования сил и средств различного предназначения в интересах выполнения поставленных задач в кратчайшие сроки с минимальными потерями. Управление при организации и в ходе ведения АСДНР включает: ü определение задач, состава, мест и порядка работы системы управления в различных режимах функционирования: s комиссий по ЧС, органов управления ГОЧС, функциональных подсистем (служб ГО) и других органов; s пунктов управления; s систем связи, оповещения и автоматизированных комплексов управления;

ü организацию и осуществление мероприятий по поддержанию и приведению в готовность органов управления и сил РСЧС; ü непрерывный сбор, анализ и отображение данных обстановки; ü подготовку расчетов и предложений для принятия начальником ГО (председателем комиссии по ЧС) решения; ü принятие решений; ü уточнение планов (планирование действий); ü своевременное доведение задач до подчиненных; ü организацию и поддержание взаимодействия; ü организацию всестороннего обеспечения привлекаемых сил; ü практическую работу в подчиненных органах управления и силах РСЧС по оказанию им помощи и контроль исполнения поставленных задач. В виду ограниченных сроков выживания пораженных в обстановке, характерной для основных видов ЧС, необходимости как можно быстрей спасти людей, локализовать или ликвидировать возникшие поражающие факторы, работы по приведению в готовность, подготовке к выдвижению и выдвижение в район ЧС осуществляется параллельно с выработкой решения на ведение аварийно-спасательных работ.

АТТЕСТАЦИИ ПОДЛЕЖАТ Профессиональные АСС, АСФ на постоянной штатной основе, входящие в состав сил постоянной готовности РСЧС Нештатные и общественные АСФ Спасатели, входящие в состав профессиональных АСС, АСФ, нештатных, общественных АСФ, а также не входящие в состав АСФ Образовательные учреждения, осуществляющие подготовку, переподготовку и повышение квалификации спасателей Аттестация проводится по планам и графикам, разрабатываемым соответствующими аттестационными комиссиями на очередной год на основании материалов, представляемых учредителями и руководителями АСС, АСФ. При проведении аттестации спасателей аттестационная комиссия должна проводить ее в месте, обеспечивающем проверку физических качеств, профессиональных знаний и навыков спасателей, в соответствии с ведомственными нормативными документами, уставами и положениями.

ПОСТОЯННО ДЕЙСТВУЮЩИЕ АТТЕСТАЦИОННЫЕ КОМИССИИ Межведомственная аттестационная комиссия Ведомственные аттестационные комиссии центральные отраслевые региональные территориальные объектовые Региональные аттестационные комиссии Территориальные аттестационные комиссии

ПО РЕЗУЛЬТАТАМ АТТЕСТАЦИИ ВЫДАЮТСЯ: Аварийно-спасательной службе (формированиям) Ø свидетельство на право определенных видов АСДНР в чрезвычайных ситуациях Спасателям Ø удостоверение спасателя; Ø книжка спасателя; Ø жетон установленного образца. ведения

1 -первый замер; 2 -место обнаружения минимального сигнала; 3 - замеры для определения направления возрастания сигнала; 4 - место максимального сигнала (нахождение пострадавшего) 5 - участок поиска; 6 -направление дальнейшего поиска

Способы ведения вспомогательных работ обрушение конструкций зданий - вручную, с использованием шанцевого инструмента и средств малой механизации; - ударной нагрузкой; - с помощью канатной тяги; - взрывом. Укрепление: - вертикально расположенных конструкций и их обломков – подкосами; - вертикально расположенных конструкций – растяжками; - горизонтально расположенных конструкций и их обломков – установкой дополнительных опор (стоек); - конструкций в местах их соединения – установкой дополнительных крепежных деталей.

Осветительный баллон (на гелии) Осветительные баллоны диаметром минимум 5 м. Баллон наполняется гелием и служит для освещения мест работы спасателей. Гелий позволяет осветительному баллону подняться на высоту до 10 - 50 м. Электрический подводящий кабель натягивается благодаря несущей силе баллона и питает внутри стоящие лампы, которые работают на парах ртути под высоким напряжением. Для защиты от ветра баллон окружен сетью, которая поддерживается дополнительно 3 канатами. Удерживание баллона на месте и управление баллоном осуществляется стальным канатом. При высоте применения 30 - 40 м баллон освещает местность радиусом до 150 м. · полный вес 370 кг · всего света · 2 16 к. Вт · 71 m 3 гелия

«ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ «ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ И ДРУГИХ НЕОТЛОЖНЫХ РАБОТ В ЗОНАХ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ Преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ СОШ17 Титова Галина Геннадьевна




Одна из важнейших задач Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) и гражданской обороны - проведение спасательных и аварийно- спасательных работ в ЧС и АСДНР в очагах поражения ЧС природные техногенные биолого- социальные военные по характеру источника


Наиболее характерные последствия ЧС: Радиоактивное загрязнение вследствие аварий на радиационно опасных объектах, аварий транспортных средств с ядерными энергетическими установками или перевозящими радиоактивные вещества Разрушения возникающие при землетрясениях, взрывах, пожарах, производственных авариях, ураганах, смерчах, обвалах, селях. Химическое заражение в результате аварий на химически опасных объектах, приводящих к разрушению емкостей и технологических коммуникаций, содержащих АХОВ, а также аварий на транспорте, перевозящем указанные вещества Массовые пожары являющиеся следствием природных явлений, аварий и несоблюдения правил пожарной безопасности Затопления возникающие при наводнениях, разрушениях гидротехнических сооружениях, цунами, селях и других природных явлениях Эпидемии, эпизоотии, эпифитотии массовые заболевания людей, сельскохозяйственных животных и растений


АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ НЕОТЛОЖНЫЕ РАБОТЫ В ОЧАГАХ ПОРАЖЕНИЯ Аварийно-спасательные работы - это действия по спасению людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС, локализации ЧС и подавлению или доведению до минимально возможного уровня воздействия характерных для них опасных факторов. Аварийно-спасательные работы характеризуются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения. Цель: розыск и деблокирование пострадавших, оказание им первой медицинской помощи и эвакуация из опасной зоны.






Задачи разведки: - определение зоны и характера чрезвычайной ситуации; - определение мест нахождения пострадавших и их состояния; - установление степени радиоактивного, химического, биологического заражения; - оценка состояния объектов (строения, инженерные коммуникации, линии связи, источники воды) в зоне чрезвычайной ситуации; - выявление очагов пожаров; - определение подъездных путей к месту работ и путей эвакуации пострадавших и населения; - определение плана проведения поисково-спасательных работ. Разведку проводят наземным, воздушным, водным и подземным способами. Для обозначения зоны чрезвычайной ситуации, характера и уровня заражения устанавливают специальные щиты со съемными карточками, на которые наносят информацию. Для этой же цели используют также стены, конструкции, заборы, стволы деревьев, дорожные знаки.



Транспортное обеспечение включает в себя определение объема и характера перевозок, учет всех видов транспорта, определение сроков и мест погрузки и разгрузки, маршрутов, организацию контрольных пунктов и фиксацию сроков их прохождения, резерв транспортных средств.






Гидрометеорологическое обеспечение предусматривает передачу органам управления и командирам формирований сведений о состоянии и прогнозе погоды в районах ведения работ, а также срочной информации об опасных метеорологических и гидрологических явлениях и возможном характере их развития.




В сферу материального обеспечения входят снабжение спасательных формирований продовольствием, питьевой водой, средствами и имуществом противохимической, противорадиационной и медицинской защиты, специальной одеждой, строительными материалами, топливом и смазочными материалами, а также организация мест приема пищи, отдыха и специальной обработки. В задачи медицинского обеспечения входят конкретные меры по сохранению здоровья и работоспособности спасателей, оказанию помощи пострадавшим и больным, их доставке в медицинские учреждения и предупреждению инфекционных заболеваний.


Основное содержание аварийно - спасательных работ действия по спасению людей. При большинстве чрезвычайных ситуаций их осуществляют в четыре этапа: поиск и обнаружение пострадавших; обеспечение доступа спасателей к пострадавшим и работы по их деблокированию; оказание пострадавшим первой медицинской помощи; эвакуация пострадавших из зон опасности на пункты сбора или в медицинские учреждения. Санитарная обработка населения после пребывания в зоне заражения


Под санитарной обработкой понимают удаление радиоактивных веществ, обезвреживание или удаление аварийно химически опасных веществ, болезнетворных микробов и токсинов с кожного покрова людей, а также с надетых на них средств индивидуальной защиты, одежды и обуви при выходе из зоны заражения. Санитарная обработка может быть частичной и полной.





Полная санитарная обработка заключается в обмывании всего тела теплой водой с мылом и обязательной смене белья, а при необходимости и всей одежды. При загрязнении радиоактивными веществами люди подвергаются полной санитарной обработке в том случае, если после частичной санитарной обработки загрязнение кожных покровов и одежды продолжает оставаться выше допустимых величин. По возможности полную санитарную обработку надо провести не позднее 35 ч с момента загрязнения. При загрязнении аварийно химически опасными веществами достаточно провести тщательную и своевременную частичную санитарную обработку. Обмывание в этом случае можно проводить с гигиенической целью. При заражении бактериальными средствами полной санитарной обработке должны подвергаться все люди, находившиеся в очаге бактериологического поражения, независимо от того, были ли ими использованы средства защиты и проводилась ли частичная санитарная обработка.


С целью сохранения жизни и здоровья людей, пострадавших в чрезвычайной ситуации, проводят первоочередные мероприятия по их жизнеобеспечению, которые заключаются в удовлетворении потребностей населения в жизненно важных видах средств и услуг по установленным нормам и в обеспечении: водой для медицинских, хозяйственно - питьевых и коммунально - бытовых нужд; продуктами питания: зерно, мука, хлебобулочные и макаронные изделия, мясо, рыба, молоко, детское питание, картофель, овощи, соль, чай, сахар, фураж для животных; жильем: развертывание и сооружение временных жилищ (палатки, юрты, землянки, сборные дома и т. п.); использование сохранившегося жилого фонда (жилых домов, санаториев, пансионатов, лагерей, домов отдыха и т. д.); предметами первой необходимости: верхняя одежда, обувь, постельные принадлежности, бытовая посуда, минимум предметов галантереи и парфюмерии (мыло, нитки, иголки и т. д.) и прочие товары (табак, спички, керосин и т. п.); информацией о возможности и факте чрезвычайной ситуации и правилах поведения в ней;


Медицинского и санитарно - эпидемиологического обслуживания: первая медицинская помощь населению, обеспечение его медикаментами и медицинским имуществом, сортировка пострадавших и оказание им квалифицированной и специализированной помощи, направление пострадавших на стационарное лечение, выполнение санитарно - гигиенических и противоэпидемических мероприятий; потребностей в транспорте для перевозки пострадавших в районы отселения и подвоза материальных ресурсов; минимально необходимых нужд в тепле, освещении, санитарной очистке территории, банно - прачечном и ритуальном обслуживании. Содержание конкретных мероприятий жизнеобеспечения зависит от характера чрезвычайной ситуации, ее масштабов, реально возникших потребностей населения и некоторых других факторов.


Прежде всего обеспечивают людей продуктами питания, предметами первой необходимости, медицинским обслуживанием и средствами, транспортом и необходимой информацией. Большое значение имеет организация и проведение практической работы по морально - психологической поддержке пострадавшего населения. Она заключается главным образом в изучении настроений различных категорий населения, нейтрализации негативных слухов и проявлений паники, пресечении грабежей и мародерства


АСР в очагах поражения включают: разведку маршрутов движения и участков работ; локализацию и тушение пожаров на маршрутах движения и участках работ; подавление или доведение до минимально возможного уровня возникших в результате ЧС вредных и опасных факторов, препятствующих ведению спасательных работ; розыск пораженных и извлечение их из поврежденных и горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, завалов; вскрытие разрушенных, поврежденных и заваленных ЗС и спасение находящихся в них людей; подачу воздуха в заваленные ЗС с поврежденной фильтро вентиляционной системой; оказание первой медицинской и врачебной помощи пострадав- шим и эвакуацию их в лечебные учреждения; вывоз (вывод) населения из опасных мест в безопасные районы; санитарную обработку людей, ветеринарную обработку с/х животных, дезактивацию и дегазацию техники, средств защиты и одежды, обеззараживание территорий и сооружений, продоволь- ствия, воды и т.д.


Другие неотложные работы - это деятельность по всесто- роннему обеспечению аварийно-спасательных работ, оказанию населению, пострадавшему в ЧС, медицинской и других видов помощи, созданию условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их работос- пособности. АСДНР считаются завершенными после окончания розыска пострадавших, оказания им медицинской и других видов помощи и ликвидации угрозы новых поражений и ущерба в результате пос-ледствий ЧС


Другие неотложные работы в очагах поражения включают: прокладывание колонных путей и устройство проходов в зава- лах и на зараженных участках; локализацию аварий на газовых, энергетических, водопровод- ных, канализационных и технологических сетях в целях создания условий для проведения спасательных работ; укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному прове- дению спасательных работ; ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ; обнаружение, обезвреживание и уничтожение неразорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов; ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений; санитарная очистка территории в зоне ЧС; сбор материальных ценностей; создание условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей.


ЛИТЕРАТУРА: Федеральный закон "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" от г. 151-ФЗ. Федеральный закон "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» от г. 68. Федеральный закон от г. 28 «О гражданской обороне» Закон Москвы 46 от г. «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». «Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС, часть 1 «Организация и технологии ведения АСДНР при крупных авариях на химически опасных объектах». М., ВНИИ ГОЧС, 1999 г. "Наставление по организации и технологии ведения АСДНР при ЧС", часть 2 «Организация и технологии ведения АСДНР при землетрясениях». М., ВНИИ ГОЧС, 2001 г.



Просмотров