Обзор игры Papers, Please.

Актуально для платформы: PC

Вольная интерпретация народной поговорки гласит: «Не важно, о чём идёт рассказ. Важно то, как он подаётся слушателям». И индустрия видеоигр полностью подтверждает это выражение, давая нам возможность примерить на себя роль космического уборщика в Viscera Cleanup Detail или же, нацепив шлем виртуальной реальности и запустив Job Simulator , наконец вернуться в душный офис и от души покидаться канцелярскими принадлежностями в своих коллег.

Столь же талантливый, сколь и независимый разработчик Лукас Поуп (Lucas Pope) на данный момент занят своим монохромным проектом под названием Return of the Obra Dinn , но в августе 2013 года он смог подарить игровому сообществу радость погружения в пучину бюрократического водоворота. Без лишних слов, стартовый экран Papers, Please сообщает нам радостные новости: «Подведены итоги октябрьской лотереи рабочих мест! Вы - победитель!»


Когда день на таможне как-то сразу не задался.

Glory to Arstotzka!

«- Вам нужно в отдел согласования, это другое ведомство.
- Я была в отделе согласования, они направили к вам за бланком.
- Квитанция об аресте имеется? О, она без штампа, а бланки выдаются только по предъявлению квитанции с печатью.
- И где ставят печать?
- В отделе согласования».

Из к.ф. «Бразилия», 1985 г.

Если в детстве Вы не мечтали стать пожарником, полицейским, космонавтом или же - упаси Вас единый государственный реестр - разработчиком видеоигр, а грезили тем, как в кабинке полтора на полтора метра Вы всматриваетесь в загранпаспорт или визу, тщательно сверяя каждый символ на документе, то у Papers, Please есть все шансы раскрыть Ваши подавленные таланты и желания. Вступив в почётную должность таможенного инспектора в приграничном городе Грештин , Вам предстоит не покладая рук проверять и перепроверять документы иммигрантов и наёмных рабочих, стремящихся как можно скорее пересечь границу великой коммунистической Арстотцки .

Первое, что бросается в глаза, это то, насколько игра до забавного гротескно и притягательно изображает сборную солянку из всех стереотипов и образов тоталитарной антиутопии. Обладая аскетичным визуальным стилем, да и игровым процессом, который проходит исключительно в окне приёма документации, Papers, Please с успехом передаёт дух и атмосферу пребывания в переживающей послевоенное время и придерживающейся политики «Железного занавеса» страны, которая с большой неохотой и осторожностью принимает гостей из-за границы. Тут вам и СССР, и разделённый на Западный и Восточный Берлин, и многие другие гиперболизированные изображения Восточной Европы начала 80-ых годов прошлого века.

Игра обладает лаконичным, но проработанным бэкграундом, посвящённым международным отношениям соседствующих стран вымышленного мира, который подаётся в виде коротких диалогов с персонажами, газетных вставок и поручений руководства. Пускай это и небольшие элементы, но они отлично справляются со своей задачей в подачи истории и прямо влияют на цели игрового процесса.


Готовьтесь с упоением закапываться во всевозможные идентифицирующие бумажки.

Будь бдителен, инспектор!

«- Сэм, неужели Вы ничего не можете поделать с этим терроризмом?
- У меня сейчас обед, к тому же, я в другом отделе.»

Из к.ф. «Бразилия», 1985 г.

Так как главный герой Papers, Please лишь маленький винтик государственной машины, то основными рабочими обязанностями игрока будут являться проверка документов всех, кто пытается пересечь границу, а также принятие решения о допуске в страну данных лиц. Первые рабочие смены не представляют из себя что-то сложное: проверить в паспорте правильность указанного пола гражданина, даты рождения и фотографии не так уж и трудно, верно? Но игра и не думает скатываться в элементарную рутину.

Очередной рабочий день в игре может закончиться терактом, что сразу приведёт к реакции «Министерства въезда» и увеличению списка правил проверки документов в регламенте таможенного инспектора. Сегодня – загранпаспорт и въездной билет, а завтра к этому списку добавляются обязательность проверки граждан отдельной страны в фото сканере, а также рабочий пропуск и справка с данными об отпечатках пальцев, весе и росте. Чем больше Вы продвигаетесь по нелинейному сюжету игры, чем больше локальных и международных событий происходит в Арстотцке и вне её границ, тем скорее игроку нужно приспосабливаться к новым и дополнительным правилам проверки документов. Террористические акты, постоянные попытки подделки паспортов, кражи печатей у госорганов да даже местные чудики будут активно Вам мешать выслужиться перед «Министерством приёма граждан». Враги Арстотцки не дремлют.

Игровой процесс Papers, Please – это постепенно увеличивающийся в сложности тест на внимательность. Спустя дюжину трудовых смен, начинаешь даже пытаться систематизировать свой рабочий стол, чтобы как можно более эффективно выполнять обязанности таможенного инспектора. Результаты в конце игрового дня, а также случайные и сюжетные события пробуждают чувство азарта к игре, которая пускай и посвящена, казалось бы, такой монотонной теме, но тем не менее интересно и оригинально её обыгрывает.


На что я только не насмотрелся во время работы таможенником.

Мы следим за тобой!

«- Работай я в центре, я бы даже кран не мог включить, не заполнив формуляр №27-B/6. Ненавижу волокиту, чёртовы бюрократы!»

Из к.ф. «Бразилия», 1985 г.

Хотя игрок и является одним из многочисленных представителей госаппарата, однако его действия и решения на таможенном пункте могут прямо или косвенно повлиять на события внутри игры. Подробно рассказывать о многочисленных сюжетных поворотах – непозволительное пренебрежение спойлерами, но будет уместно отметить, что Papers, Please насчитывает около тридцати концовок. Пускай некоторые из них и отличаются между собой минимально, но как бы то ни было, разнообразие в последствиях принятых Вами решений впечатляет.

Так, игрок может поверить записке с мольбами о разрешении въехать в страну или же выбросить её и цинично отказать в пропуске, проворонить заголовок в утренней газете о серийном убийце, который был замечен рядом с границей, да чего уж там, в роли таможенного инспектора Вы в силах повлиять на напряжённые отношения двух соседствующих государств. Скользкая тема взяточничества также в полной мере демонстрируется игрой. Денежные средства же необходимы практически только для одного – содержания семьи главного героя. И данный элемент представлен всего-то в небольшой таблице со статьями основных расходом, но это работает, так как попытки свести концы с концами персонифицируют игрока с его решениями внутри игры.

Но и пренебречь сомнительными сделками и стать «лучшим работником месяца» также никто не запрещает, но помните только одно: безопасность в Арстотцке ценят больше, чем честность и патриотизм её граждан.

В Papers, Please Лукас Поуп (Lucas Pope) продемонстрировал нам, что интересная игровая механика и отличное повествование могут сделать шикарной игру на абсолютно любую тему. Всё зависит от таланта разработчиков. В своё время Papers, Please совершенно заслужено получила массу положительных отзывов, а также наград на различных игровых выставках, и справедливо заключить, что это «Изумительный» проект, который креативно и с доброй толикой юмора вводит нас во внутреннюю кухню приграничной таможенной деятельности в тоталитарном государстве.

Уже в который раз в начале рецензии приходится извиняться за неформат и оффтопик, но мимо такой игры, как Papers, please я пройти не смог. И сегодняшняя рецензия будет посвящена именно этому инди-шедевру, созданному одним-единственным человеком.

Помнится, в начале своего топа, посвященного , я долго перечислял некоторые достоинства этого жанра и его преимущества перед кинематографом. Однако один весомый плюс я всё-таки упустил. Дело в том, что компьютерные игры зачастую заставляют тебя попробовать нечто новое, вжиться в совершенно нестандартную роль и заняться непривычным делом. В Papers, Please успех формирует именно этот пункт – данная игрушка наверняка заставит геймеров пересмотреть своё отношение к доблестному труду разнообразных вахтёров, контролёров, таможенников, паспортисток и прочих мелких чинуш и бюрократов.

Но обо всём по порядку.

Действие игры разворачивается в ноябре-декабре 1982 года в пограничном городе Грестин, который (аки послевоенный Берлин) разделён между двумя странами с непроизносимыми названиями Арстоцка и Колечия. Место действия – некая альтернативная Европа, над которой незримо витает дух антиутопии имени Джорджа Оруэлла: всюду тлен и безнадёга, недавно отгремела «горячая» война, а сейчас полным ходом шурует «холодная». Страны застыли в изматывающем состоянии перманентного кризиса, всюду голод, холод, тоталитаризм, сопротивление, террористы, национализм, паранойя, депрессия, шпионы, пропаганда, контрабанда, расстрелы, нарушения прав человека, коммунизм и т.д.

И на этом празднике жизни мы играем вовсе не за супершпиона или борца с системой, а за безымянного контролёра иммиграционной службы, который целыми днями заживо гниёт в крошечной конторке контрольно-пропускного пункта и ставит визы в паспорта.

Сперва геймплей может показаться бессмысленным и примитивным, знай себе – шлёпай мокрые печати согласно инструкции и не парься. Накроет тебя через несколько дней (внутриигровых), когда ты начнёшь проникаться заботами этого затюканного клерка, который хоть и получил кусочек власти и право вершить судьбы, но всё равно остаётся лишь винтиком бездушной политической машины.

Моральных выборов в игре – вагон. Вот тебя слёзно умоляет пропустить через границу политическая беженка с просроченным паспортом – в родной стране девушку ждёт смертный приговор. Пропустить бедняжку? А вдруг это лишь проверка на благонадёжность? За человека, пропущенного безо всех положенных бумаг, можно схлопотать талон от начальства и вскоре остаться без зарплаты. Тогда уже твоя собственная семья начнёт голодать.

Вот семейная пара иммигрантов. У мужа паспорт в порядке, а у жены не хватает какой-то печати. Поставишь ли ты разрешительные визы обоим, или будешь действовать согласно устава и разрушишь семью во имя нелепых инструкций?

Перечислять все моральные капканы и нестандартные ситуации, подстерегающие беднягу-таможенника, можно очень долго. Поддельные паспорта, усложнение иммиграционных законов, террористические акты прямо на рабочем месте, просьбы друзей, приказы начальства, заманчивые взятки, сомнительные предложения и много-много разрушенных судеб, рождённых красным штампиком «DENIED» в паспорте.

В таком бешеном режиме нам нужно протянуть целый месяц, сражаясь с бумажками, временем и собственной совестью. Решения нужно принимать быстро, потому что от скорости работы зависит зарплата. Без денег семья героя долго не протянет – перемрут от холода и голода…

Твою работу периодически усложняет правительство, постоянно перетряхивающее собственную бюрократическую систему. В начале мы мониторим одни только паспорта, но вскоре к ним добавляются дипломатические удостоверения, id-карты, разрешения на въезд, карты прививок, сертификаты беженца… Число бумажек множится день ото дня, и всю эту макулатуру нужно проверять на подлинность, чтобы случайно не пропустить в страну очередного террориста, который с криком Аллах акбар взорвёт себя рядом с КПП.

Возможности персонажа тоже постоянно расширяются. После нескольких инцидентов к тебе в будку выводят кнопку вызова охраны, устанавливают сканер для поиска контрабанды и контрольные весы. А после очередного взрыва на кордоне бедному клерку и вовсе выдают табельное оружие, так что нарушителей пограничного контроля можно будет отстреливать самостоятельно. Вскоре с тобой связываются «борцы с режимом», которые начинают подкидывать задания в стиле «Проведи нашего человека через границу» или «поставь разрешительную визу вот в этот паспорт» . Помогать им или нет – решать только тебе.

Короче, дурдом множится, и через пару часов игры ты реально чувствуешь себя охреневшим от нагрузки бюрократом и даже рассуждать начинаешь также, как он. Игра всячески помогает тебе входить в роль – своё рабочее место ты контролируешь полностью, от и до. И когда перед началом рабочего дня ловишь себя на мысли, что невольно раскладываешь бумажки так, как тебе удобно – вот тут-то игра и хватает за шкирку, чтобы не отпустить до самого финала.

Концовок в игре много – целых 20 штук. Три четверти из них негативные, что лишь нагнетает БЗСХДНСТЬ. Можно попасть в тюрьму за взятки, за долги, за сотрудничество с подпольем, за неправомерные действия или просто за непослушание начальству. В тяжелых случаях отправляемся сразу на расстрел. Также можно свалить жить в другую страну (одному или с семьёй) или же остаться верной сторожевой собачкой на поводке у режима. Каждый решает сам, что ему ближе. Но самый простой способ пройти игру – это как раз безучастие. Не связываться с подпольем, не совать нос в чужие драмы, а просто следовать инструкциям из толстой книги. Любая другая линия поведения – это балансирование над пропастью, подкрепленное немалым шансом попасть в застенки местного НКВД и никогда оттуда не выйти.

Атмосфера в игре – сильнейшая, несмотря на примитивную графику, заставляющую вспомнить игры начала 90-х годов. Но даже этот визуальный минимализм выглядит как нужно, ибо создаёт совершенно особое настроение.

Ну что тут скажешь – игра роскошная и удивительная, подлинный инди-шедевр. И хотя голый игровой процесс представляет собой чистейшую головоломку на концентрацию внимания, однако подобный геймплей заставляет мозги работать на полную катушку и не надоедает благодаря постоянному изменению правил игры.

Нет, ну кто же знал, что проверять паспорта может быть так интересно? И, держа руку на тревожной кнопке, осторожно интересоваться у хмурого усача из далёкого Обристана насчет сомнительной печати в его паспорте. Сэр, а давайте-ка мы снимем отпечатки пальчиков и пробьём их по базе?

Не хочешь?

Охрана! Фас!

После того, как подозрительный усач получает прикладом в лицо, ты как ни в чем не бывало подзываешь следующего человека из очереди и произносишь сакраментальное:

«Papers, Please!»

Просто великолепно, я впечатлен. Геймдизайнер Лукас Поуп выдал настоящий независимый хит. После этой игры ты уже никогда не будешь воспринимать бюрократов так, как раньше. Ведь в Papers, Please! ты сам был одним из них, и теперь знаешь какая это собачья работа…

Рецензент: Мейн Хаус

P.S. Если кому понравилась Papers, Please, то рекомендую поиграть в ещё одну крошечную игру от Лукаса Поупа – Republia Times . Действие разворачивается в том же сеттинге, только в соседнем государстве, где мы примеряем на себя роль главного редактора местной газеты и формируем общественное мнение путём наглой пропаганды и подтасовки новостей на передовице.

__________________________________________________

Ну а на сайте sand-show.ru вы можете полюбоваться на красивейшую песочную анимацию, так называемое Песочное шоу Sand-Show – посмотреть видео, как люди рисуют потрясающие картины, используя один лишь песок.

Скажите, не хотелось ли вам когда-нибудь пожить в тоталитарном обществе? Да-да, типа Союза или, например, Третьего Рейха? Насладиться, так сказать, социализмом и милитаризацией. Хотелось? Тогда эту игру вам пропускать совершенно никак нельзя.

Казалось бы, чего такого особенного? Какая-то даже и вся идея дурацкая. Проверка документов. Ну что за бред? Согласитесь. Ни геймплея, ни сюжета. Одна нуднота. Таким и на работе часто приходится заниматься, а игра ведь должна отдых давать!

Но есть один маленький нюансик. С самых первых моментов он хватает непривычного геймера в объятия и не отпускает до последнего. Вы ведь уже догадались? Атмосфера.

Даже просто музыкальная тема в меню (с которой всё знакомство и начинается) уже внедряет стойкое желание выпрямиться и преданно взглянуть на портрет Вождя на стене. Как?! У вас нет портрета?! Быстро вешайте, а то проверяющий влепит нагоняй! Или соседи накатают жалобу! Вы что, как же так можно?!

Но, простите, я отвлекаюсь. Даже начало здесь весьма нестандартно: протагонисту просто сообщают о выигранной в "Октябрьской Лотерее Труда" должности инспектора иммиграционной комиссии на свежеоткрытой границе в неком Грештине. И сразу после ещё пары скупых сообщений нам демонстрируют приглашение отправиться на работу. Вот так вот. Краткость, говорят, - сестра таланта.

Атмосфера тоталитарной антиутопии накатывает с новой силой ровнёхонько в тот момент, когда вы понимаете, что никакого туториала не будет. Махонький бюллетень да книжечка с правилами - вся забота правительства заканчивается на них. Вертись как хочешь, а работу делай. И ещё скажи спасибо, что позволено две ошибки без штрафов.

Деньги в играют весьма значимую роль: ими вам платят за каждого обслуженного человека, их же приходится отдавать в конце дня, чтобы как-то сводить концы с концами. Арендная плата, еда для всей семьи (а вы как думали? Нужно же обеспечивать семью!), отопление, лекарства, прочие мелкие расходы... Не хватает? Легко исправимо: работайте лучше. Старайтесь. А не сможете - невелика проблема, выгонят с работы и найдут кого-то более удобного. Игрока в "Документах" (именно так переводится название - "Документы, пожалуйста") ни в грош не ставят, как и подобает настоящему коммунистическому строю. Но, вопреки всей парадоксальности этого, ваши поступки по-прежнему остаются значимыми, даже без привычных в современном игропроме подбадриваний со всех сторон и демонстраций огромной важности каждого чиха персонажа.

Какой путь вы выберете? Оставаться верным Родному Правительству, делать, что велят, "не пущать" подозрительных личностей и вообще скрупулёзно зарабатывать свои копейки, или всё же пожертвовать заработком в чью-то ещё пользу? Атмосфера ведь не заканчивается на суровой социалистической действительности. Игрок, в конце концов, не дворник какой-то, а инспектор на границе, с печатями пропуска и отказа в руках. И только от личных моральных убеждений зависит, опустится ли на визу законно положенная. Ведь визы тут - совсем не безликие бумажки. Их приносят совершенно разные люди. Проститутки, сутенёры-работорговцы, головорезы, революционеры, "подмазанные" начальством наглецы, контрабандисты и, наконец, самые обычные честные граждане - вот (притом неполный) список тех, кому придётся "отшлёпывать" паспорт.

Разумеется, бандиту с поддельными документами без раздумий нужно "ЗАПРЕТИТЬ". А что вы скажете насчёт матери-одиночки, спешащей к больному ребёнку и забывшей карточку гражданки дома? А если она покажет фотографию дитяти и будет слезно упрашивать, предлагая последние деньги?.. В такие моменты геймеру приходится ощутить на себе весь безумный вес той самой жестокой бюрократической машины, которую он, винтик, держит на своих плечах. И следовать правилам в книжечке - самый, конечно, банальный и простой, но далеко не обязательно верный выход.

Хоть большинство решений не влияют вообще ни на что, кроме количества денег в кармане и (иногда) ачивок, среди них бывают и весьма значимые. Благодаря последним можно получить ни много ни мало два десятка концовок! Хоть около половины из них и являются копиями друг друга с минимальными редакциями, число всё равно внушительно, согласитесь.

Вообще, - игра вовсе не о сюжете, концовках, экшне и прочей подобной дребедени. Вместо того главные козыри тут - уже расхваленная мной атмосфера и те самые морально тяжёлые "развилки", часто ничего не значащие в глобальной перспективе, но легко могущие оказаться очень даже важными лично для вас. Проставлением печатей и взятками они далеко не исчерпываются, кстати - это вам в деталях предстоит увидеть уж самим.

Кроме сюжетного режима имеется также бесконечный, к большому моему удивлению грациозно вписанный в тот самый сюжет. Открыть его можно, достигнув одного из удачных финалов (ну, или нагуглив нужный код, кому как больше нравится). Есть и тут три варианта + четыре разных набора правил, что в сумме даёт 12 разных комбинаций. Неплохо, совсем не плохо.

Но. Главный минус "бесконечности" вылезает очень быстро. Как ни парадоксально, абсолютно идентичный сюжетному, но сюжета лишённый, геймплей мгновенно превращается в как раз ту нудную рутину, о которой я говорил в самом начале. Да и атмосфера улетучивается, когда вы замечаете однообразие реплик (это может начаться ещё в кампании, но там далеко не так заметно в силу разнообразных интересных личностей).

В результате имеем "игру на один раз". Ну ладно, на 20 раз. Всё равно когда-нибудь надоест, а бесконечный режим привлечёт далеко не каждого. Тем не менее, "Документы" - опыт очень интересный, и испытать его стоит если не каждому, то как минимум всем, интересующимся тоталитарной эстетикой и любящим ощущение власти на кончиках пальцев.

А теперь, разобравшись с главным, давайте кратко пройдёмся по классическому набору мелочей.

Графика - ну, кому как. Вся игра ограничена одной-единственной будкой проверяющего и видом на очередь сверху, исполненными в отличном пикселарте. Анимации богаты и естественны, документы выглядят вполне неплохо, лица просителей разнообразны и реалистичны. Единственная моя, пожалуй, проблема - недостача народу моложе 30-ти в рядах клиентов. Хотя, может, так и надо - чего молодые забыли в коммунистической Арстоцке?

Звук - отлично. Хоть музыка и ограничена тремя треками (серьёзно, их там ровно три штуки), а разговоры - невнятным однообразным бормотанием, вместе всё звучит очень даже правдоподобно и в соответствии с предлагаемой игрой действительностью, удачно дополняя атмосферу. А чего ещё вам надо от звука, кроме атмосферы? И да, главная тема. Я только уж за неё готов поставить 11/10!

Система сохранений весьма оригинальна. Сюжет проходит в течении 31-го дня и записывается в соответствующем меню в виде эдакого хронологического дерева. Каждый пройденный день можно выбрать и начать с него новую ветку игры, или удалить все ветки, вырастающие из него в будущем. Так (при знании всех нюансов и умелом планировании) все 20 концовок укладываются во всего две основные ветки, например. Но есть своё ведро дёгтя и в такой, казалось бы, оригинальной и удобной системе: дерево прокручивается только зажиманием мышкой и перетаскиванием. Учитывая его длину (четыре экрана), это неслабо так начинает бесить при необходимости добраться от начала куда-нибудь ближе к концу или наоборот.

Что ещё... А, знаю, давайте поговорим о переводе. Видите ли, "из коробки" имеет кучу встроенных языков, среди которых и русский. Перевод всеохватывающий , от диалогов до спрайтов. Страны, города, однобуквенные обозначения в документах, подписи на печатях - всё это будет на русском, стоит вам только кликнуть соответствующим пунктом в меню. Единственное, что остаётся латиницей - имена, просто потому, что их в базе игры слишком много.

Но такая скрупулёзность далеко не всегда делает перевод хорошим. Почему? Потому что он откровенно неудачно передаёт многие нюансы. Хотите примеров? Пожалуйста:
"Walk to work" ("Пойти на работу"), надпись под газетой в начале каждого дня. Русский аналог - "Пора на работу". Казалось бы, вполне достойный перевод. И всё же, обратите внимание: оригинал говорит "пойти", то есть ясно указывает, что транспорта у героя никакого нет и путешествует он пешком.
"Don"t cause trouble" ("Не натворите ничего"), фраза, которой наш Инспектор прощается со всеми пропущенными не-Арстотчанами. Официальный русский вариант - "Это было просто". Простите, чего? Как эти две фразы вообще друг с другом связаны? Ну ладно уж, продолжим анализ. Оригинал просто сквозит эдаким снисходительно-флегматичным недоверием, перевод - какой-то детской радостью и самодовольством. Совсем разные впечатления вышли.
Наконец, само "Papers, Please" ("Документы, пожалуйста"), фраза, которую слышит от нас каждый вошедший в первую очередь. Перевод - "Ваши документы!". Да, с восклицательным знаком. Абсолютно аналогично предыдущему замечанию: в исходном варианте флегматичную фразу человека-которому-всё-это-уже-сто-лет-как-надоело заменили на полный энтузиазма выкрик свежего комсомольца.

Нет, я не спорю, возможно переводчики именно за таким эффектом (напр. комсомолец) и гнались, но тогда стоило придерживаться начатого вообще везде, а у них получались и вполне точно переданные реплики. В любом случае за исключением вот таких нюансов придраться не к чему: русский вариант весьма хорош. Более того, я настоятельно рекомендую пройти игру разок на английском (чтобы получить впечатление эдакой Оруэлловской Океании), на русском (привет, СССР!) и на немецком (Рейх же) для атмосферного ознакомления со всей плеядой известных тоталитарных режимов. Ценители могут также добавить в список итальянский и японский.

Заключение

Из тех инди-игр, что сделали имя всем своим товаркам. Она оригинальна, атмосферна, затягивает и оставляет неизгладимые впечатления, притом будучи простой, как арбуз, и вообще в размере не переваливая за 50 МиБ. Правда, в неё не получится играть долго: ради такого разработчику пришлось бы сделать дикий финт ушами и добавить процедурную генерацию правдоподобных диалогов для бесконечного режима. А потом переводчикам - ещё один не менее дикий финт, чтобы эту генерацию транслировать в другие языки. Так что надеяться не стоит, такого не будет.

В остальном же - шедеврально.

Поздравляем! Подведены итоги октябрьской лотереи рабочих мест! Вы – победитель! Немедленно обратитесь в Министерство въезда на пропускном пункте Грештин, чтобы вступить в должность. С этих слов начинается игра Papers, Please от очередного инди-разработчика, который сделал её фактически в одиночку, – помогали только с локализацией, в том числе с русской. Вы играете за инспектора на погранично-пропускном пункте. В ваши задачи входит проверять документы у граждан и принимать решение, пропускать или отказывать во въезде в страну. Нужно будет проявлять не только внимательность и скорость принятия решений, но и возможно, в некоторых моментах слушать своё сердце. Идея разработки игры пришла Лукасу Поупу случайно. Он сам гражданин Америки, но живёт в Японии (страны были противниками во второй мировой войне), и постоянно сталкивался с подобными бюрократическими барьерами.

Только что закончилась шестилетняя война между вашей родиной Арстотцкой и Колечией. Но отношения остаются весьма напряжёнными. Многие коренные жители возвращаются домой, и для них перейти границу легче всего. Но кроме добропорядочных граждан, хватает шпионов, террористов и контрабандистов. Вам следует тщательно проверять документы: чтобы не были просрочены, фотография соответствовала человеку, город, выдавший загранпаспорт должен быть действительным, а в случае необходимости, чтобы было разрешение на въезд. Каждый день выходят новые требования для въезжающих в страну и вам нужно всегда быть в курсе, иначе, в случае совершения ошибки, вам могут выписать денежный штраф. По традиционным меркам совсем мизерный – 5 долларов, но в рамках игры – это большая сумма. Ведь от каждого доллара зависит не только ваша судьба, но и вашей семьи. Во многом семья является тем самым камнем преткновения, из-за которого приходится принимать сложные решения.

События в Papers, Please увлекают за собой, превращая игру в необыкновенное путешествие. Каждый день выходят новые директивы правительства и ваш инструментарий для проверки граждан возрастает. Сначала вы проверяете просто паспорт, потом начинаете требовать дополнительные разрешения на въезд, можете указать на несоответствия записей в документах и потребовать пояснений, а в особо напряженные моменты, даже устроить обыск, и в случае нахождения запрещенных предметов, вызвать охрану. Игровой день пробегает достаточно быстро, и вы возвращаетесь домой, а заодно подводите бухгалтерию. Пока вы набиваете руку в ваших бюрократических трудах на благо родины, вы скорее всего будете хвататься за голову. Так как ошибки неминуемы. Поначалу вам будут объяснять, где вы ошиблись и нечего более. Но в последствие это приведёт к денежным штрафам.

Приходится считать каждую копейку, то есть доллар. Вам есть ради чего рвать жилы. У вас большая семья: жена, сын, тёща, дядя. Каждому нужна еда, тепло, деньги на лекарства, ну и само собой жильё. Чем меньше ошибок вы совершите за день, и чем больше обслужите граждан, тем больше денег вам светит. Поэтому оттачивать свои навыки инспектора придётся постоянно: прочитали утреннею газету и сразу на работу. Если дойдёт дело до того, что у вас не останется денег на оплату счетов, то вас просто посадят в тюрьму до выплаты задолженностей, а семья отправится в деревню, откуда и приехала. Это одна из возможных концовок в Papers, Please. Всего их 20. Но на эту нарваться легче всего, особенно в начале, когда страж Арстотцки из вас посредственный.

В Papers, Please достаточно простой геймплей и это подкупает. Освоить основные премудрости можно в первый час. Примерно столько же уйдёт на самую простую концовку. Но подсевшие на игру захотят больше различных вариантов развития событий, и тут-то игре будет что предложить, затянув их по уши. Приятная пиксельная графика и бухтения персонажей не оставят никого равнодушным. Сам сюжет явно не озвучивается. Правительство хочет, чтобы вы всю жизнь проработали инспектором, а потом отправились на покой, если конечно же вас раньше не бросят в тюрьму за долги. Что и говорить, атмосфера бытия не самая приятная, серые будни и сомнительное будущее гнетёт вас. И решение конечно же припасено разработчиком – возможность сбежать из страны. Но об этом тссс…

Papers, Please – это не просто симулятор инспектора по проверке документов на границе. Это целая история отдельно взятой семьи. У вас будут постоянно возникать различные ситуации, в которых нужно выбирать как поступить – по протоколу или, по совести. Например, муж успешно проходит проверку, а вот его жена – нет, но если ей отказать во въезде, то в её диктаторской стране, откуда она сбежала, её просто расстреляют. Или девушка вам сообщает, что в очереди стоит сутенёр, и если вы его пропустите, то её паспорт отнимут, а она попадёт в бордель. Вам нужно принять решение – пропустить его или отказать, а ведь его документы в порядке. Подобных ситуаций много, а случайных персонажей ещё больше. Здесь нет чёрного или белого. Каждое решение трудное по-своему. Вам нужно одновременно думать о себе, вашей семье, несчастных людях, попавших в неприятности и государстве. Если конечно к нему есть симпатия. Papers, Please – это игра про трудный моральный выбор.

Разработчик: Лукас Поуп
Жанр: Головоломка, Симулятор
Дата выхода: 8 августа 2013 года

Многое ли может сделать один человек в игровой индустрии? Хотя история знает примеры очень популярных игр, созданных всего одним человеком (Tetris, Minecraft), примеры эти являются исключением из правил - и практически над всеми более-менее известными вещами трудилось куда большее количество людей. Однако такие игры есть, и герой сегодняшней статьи - Papers, Please - как раз относится именно к таким проектам. Игра была создана всего одним разработчиком по имени Лукас Поуп, успевшим до выхода на "вольные хлеба" потрудиться в небезызвестной кузнице эксклюзивов для PlayStation, американской компании Naughty Dog, а Papers, Please стала его первым коммерческим дебютом. Нужно отметить, что Papers, Please - третий проект господина Поупа. Первыми двумя проектами стали бесплатные флеш-игры The Republia Times и 6 Degrees of Sabotage, некоторые идеи которых, кстати говоря, были унаследованы Papers, Please, вышедшей в 2013 году и ставшей уже полностью коммерческой.

Возня с пачками документов - и есть геймплей Papers, Please. ​


Papers, Please представляет собой своеобразный симулятор инспектора иммиграционной службы вымышленной страны Арстоцка. Мы в роли инспектора должны проверять документы въезжающих в страну граждан, практически бесконечная очередь из которых ежедневно стремится просочиться в нашу родную Арстоцку. К сожалению, часть интуристов пытается проехать по поддельным документам, провезти наркотики, контрабанду или вовсе устроить теракт на границе. Таким образом, вся суть сводится к тому, чтобы поставить в паспорте въезжающего гражданина один из двух имеющихся у нас штампов: "РАЗРЕШИТЬ" или "ОТКАЗАТЬ". Звучит не очень-то привлекательно, да? Не делайте преждевременных выводов, ибо мистеру Поупу удалось сделать, казалось бы, унылую работёнку весьма интересной и разнообразной. Достигнуто это было с помощью интересной геймплейной механики, а также благодаря постоянным изменением правил: к примеру, в связи с вводом торговых санкций в отношении Арстоцки каким-нибудь государством мы должны вовсе отказывать во въезде всем гражданам указанной страны - или - в связи с обострённой террористической обстановкой в какой-нибудь стране - нужно будет пропускать граждан указанной страны через сканер. Конечно, есть ещё много тонкостей, сопровождающих геймплей Papers, Please: к примеру, некоторые граждане будут пытаться пройти через наш бдительный кордон с документами, в которых истёк срок действия, иметь паспорта с фото людей противоположного пола или вовсе пытаться пересечь границу без паспорта. За подобными вопиющими случаями нарушения пограничного режима мы и должны будем следить, дотошно выверяя подлинность и действительность бумаг, а в случае поимки преступников даже принимаем меры к их аресту, а порой - задержанию и ликвидации.

Тесное взаимодействие с охраной вполне способно принести соответствующие дивиденды. ​


Игровой мир представлен набором из семи стран - Арстоцка, Объединённая Федерация, Импор, Антегрия, Орбистан, Республия и Колечия. Совсем недавно завершилась шестилетняя война между Арстоцкой и Колечией, по итогам которой город Грештин оказался разделён стеной между двумя странами (прообразом явно стал Берлин со своей знаменитой стеной, разделившей Германию на две сферы влияния), и мы в качестве инспектора заступаем на службу в контрольно-пропускном пункте Восточного Грештина. Арстоцка представлена страной явно с тоталитарным режимом, где за не самые серьёзные нарушения предусмотрена смертная казнь и пожизненное заключение (что мы, кстати говоря, вполне можем испытать на собственной шкуре, причём не раз). Согласно авторскому описанию, в Арстоцке правит балом коммунизм, но модель его "несколько" отличается, от представленной в "Манифесте" Маркса и Энгельса, а больше напоминает ангсоц из небезызвестного романа "1984" Джорджа Оруэлла. Первоначально по сюжету даже граждане Арстоцки не могут вернуться в страну, однако в первый наш рабочий день правительство разрешает им пересечь границу, прибыв в родную Арстоцку, - и, собственно, начинается геймплей. В дальнейшем правила будут либерализированы - и при соблюдении определённых условий иностранцам также можно будет погулять по достопримечательностям Арстоцки. Стремление попасть в нашу тоталитарную вотчину иностранных граждан весьма понятно, поскольку, несмотря на не самый высокий уровень жизни здесь, в остальных странах всё ещё хуже. При этом зачастую нам предстоит сделать сложный моральный выбор: пустить ли мать к сыну, хотя у неё нет нужного разрешения на въезд, или не давать волю чувствам и сделать свою работу, отказав во въезде. Подобных ситуаций в игре очень много: пришёл грубиян и вовсю хамит нам, хотя с документами у него всё в порядке. Как вы в этой ситуации поступите? Порой выбор сделать просто, временами - очень сложно. А ведь будет ещё тайная организация EZIC, представителям которой можно как помогать, так и, наоборот, вовсю препятствовать их деятельности, а ведь материально они весьма обеспечены... От нашего выбора зависит концовка игры, коих представлено целых двадцать штук. К сожалению, большая их часть представляет собой банальное "в общем, все умерли", - но есть и достаточно оригинальные.

Подобного рода "сюрпризы" нам готовит чуть ли не каждый третий мигрант. ​


Теперь что касается игровой атмосферы, которая проработана весьма детально, несмотря на символичную пиксельную графику, которая, тем не менее, лично мне очень понравилась. По крайней мере, различать лица и пол граждан с имеющимся её качеством большого труда не составляет, а большего этой игре и не нужно. После каждого рабочего дня нам платят зарплату - в зависимости от количества обслуженных граждан, а также правильности "отказов" и "разрешений". Как правило, до третьего-четвёртого прохождения игры и получения соответствующих навыков денег будет катастрофически не хватать даже на прокормление семьи, куда, кстати говоря, помимо жены и сына, затесались дядя и тёща; Papers, Please является одной из немногих игр, где можно позволить тёще умереть от голода и болезней. Можно, конечно, пробовать брать взятки, - но и здесь нужно быть очень осторожным, ибо спецслужбы Арстоцки не дремлют, и вы вполне можете получить какое-нибудь пожизненное заключение или расстрел за "решение вопроса". Все эти возможности, детали игрового мира, сумбурная графика, постоянное давление со стороны руководства, статьи в газетах, где зачастую появляются сведения о гражданах, к которым мы имели непосредственное отношение, а также музыка, бодрая, но в то же время монотонная и давящая, - все элементы работают на создание игровой атмосферы, и вскоре начинаешь полностью погружаться в неё. Встречая человека, 3-й раз пытающегося пройти через границу, уже хочется сказать ему "Привет, ну что опять в этот раз?", настолько начинаешь вживаться в происходящее и столь детально проработанным кажется мир Арстоцки.

Продолжительность Papers, Please не очень высока, и на полное прохождение тратится порядка 3-4 часов для получения "правильной" концовки, в результате которой мы откроем так называемый "бесконечный режим"; играть в него, впрочем, будут только самые оголтелые инспекторы. Только вот получить "правильную" концовку за одно прохождение у вас вряд ли получится, - игра сделана таким образом, что угадать, какие именно действия приведут к негативным последствиям, удастся не сразу. При этом, пройдя игру пару раз и делая это по очередному кругу, вы существенно увеличите свой шанс стать куда более обеспеченным инспектором, поскольку от нашей скорости работы напрямую зависит количество обслуженных граждан - и, соответственно, вполне можно получить другие концовки. Проходить Papers, Please около 5 раз - вполне нормальное явление, и делать это, в принципе, не надоедает, однако спустя определённое количество повторов игра начинает утомлять - и маловероятно, что вы вернётесь в мир Арстоцки после этого. Но в целом о потраченном на игру времени, я не жалею - и, пожалуй, Papers, Please можно отнести к образцовым инди-проектам, на которые стоит равняться другим разработчикам, а если каким-то образом вас заинтересовала подобная тема - я думаю, игра также не разочарует.

Оценка игры: 8.5 из 10

P.S. За отечественную локализацию отвечала компания Lazy Games, и их работа нареканий не вызывает. Качественно переведённые диалоги, удачно подобранные шрифты. Имена граждан остались нетронуты, но оно и к лучшему. Переводить, конечно, было не особо много чего, но к имеющемуся результату претензий нет.



Просмотров