Как проходит увольнение в запас из армии. Увольнение в запас военнослужащих

Увольнение военнослужащих в РФ осуществляется в соответствии с положениями федерального законодательства, нормативных актов, издаваемых Министерством обороны, а в ряде случаев — подписываемых президентом РФ. Офицеры и военные пенсионеры, вышедшие в запас или в отставку, получают значительные льготы от государства. В чем заключается процедура увольнения военнослужащего? Какие государственные гарантии для офицеров запаса и отставных военных установлены законодательством?

Общие положения законодательства об увольнении из армии

Для начала изучим ряд общих формулировок законодательства РФ, регулирующих увольнение военнослужащих. Какие из его положений заслуживают внимание в первую очередь?

Можно отметить, что в том случае, если от прохождения службы в армии освобождаются офицеры, занимающие военные должности на уровне высшего командного состава, то их увольнение осуществляется в соответствии с нормативными актами, подписываемыми президентом России.

В случае если увольняются военнослужащие, имеющие звания до полковников или капитанов 1 ранга, то освобождение их от осуществляется в порядке, установленном в федеральных нормативных актах.

Офицеры армии РФ увольняются в зависимости от возраста, а также состояния здоровья в запас или в отставку. В первом случае осуществляется постановка граждан на воинский учет, во втором проведение данной процедуры не предусмотрено законодательством.

Основания для увольнения из армии

В соответствии с законодательством РФ, увольнение с военной службы возможно в случае:

Достижения офицером предельного возраста выполнения своих обязанностей в армии;

Истечения срока призыва или контракта с вооруженными силами;

Наличия медицинских показаний, препятствующих прохождению службы в армии;

Лишения офицера воинского звания (например, по причине утраты доверия со стороны командования);

Лишения свободы по приговору суда;

Отчисления из образовательной организации при вооруженных силах РФ;

Лишения права служить в армии в соответствии с приговором суда;

Избрания офицера на должность в Госдуме, региональном парламенте, муниципальном образовании;

Прекращения службы в армии в период, когда ее деятельность приостановлена;

У офицера;

Получения военнослужащим подданства другого государства.

Досрочное увольнение военнослужащего по контракту возможно по причине:

Организационно-штатных мероприятий;

Перехода офицера на службу в МВД, национальную гвардию, пожарную службу, иные силовые структуры;

Невыполнения военнослужащим условий по контракту;

Недопуска офицера к государственной тайне;

Лишения свободы условно за неумышленное преступление по приговору суда;

Несоответствия результатов участия в испытаниях требуемым;

Перехода офицера на гражданскую службу;

Прекращения гражданства РФ;

Получения офицером подданства другого государства;

Непрохождения химико-токсикологического обследования;

Совершения административного правонарушения в виде употребления запрещенных веществ без разрешения врача.

В ряде случаев офицер, который служит по контракту, вправе уйти со службы досрочно. Изучим подробнее специфику данных правоотношений.

Досрочное прекращение контракта: основания

Офицер-контрактник получает право инициировать досрочное увольнение с военной службы, если:

Условия контракта в отношении него будут нарушены;

Служить не позволяют проблемы со здоровьем;

Возникнут семейные обстоятельства, препятствующие возможности прохождения офицером службы в армии;

Он получит должность на уровне высших структур исполнительной власти субъекта РФ или статус члена Совета Федерации;

Он будет избран депутатом Госдумы, парламента в субъекте РФ, муниципальном образовании.

Таков порядок увольнения офицеров армии РФ. Можно отметить, что министр обороны России может издавать отдельные приказы, регламентирующие порядок освобождения военнослужащих от занимаемых ими должностей. Рассмотрим один из ключевых правовых актов соответствующего типа — приказ министра обороны № 660, принятый 30.10.2015 года, в части регулирования процедуры увольнения военнослужащих.

Процедура увольнения военнослужащих: регламент от Министерства обороны

В соответствии с указанным источником права, увольнение офицеров из армии предполагает, в частности:

Разработку компетентными структурами вооруженных сил плановых документов, обеспечение работы кадровых органов, отвечающих за увольнение военнослужащих;

Контроль над выполнением планов по освобождению военнослужащих от занимаемых должностей в вооруженных силах.

Планы, в соответствии с которыми осуществляется увольнение офицеров, должны направляться кадровыми структурами на утверждение уполномоченным должностным лицам. В данных документах содержатся сведения о военнослужащих, которые достигают предельного возраста службы в армии, включая тех, у которых истекает срок подписанного с вооруженными силами контракта после достижения предельного возраста службы.

Приказ Минобороны № 660 предполагает проведение ответственными подразделениями вооруженных сил мероприятий по своевременному увольнению военнослужащих. В них должны участвовать командиры воинских частей, представители кадровых структур, органов материально-технического обеспечения, медицинских служб, финансовых структур, комиссий по аттестации.

Значительный объем задач приходится решать именно командиру части. Ему нужно:

Заблаговременно выяснить у военнослужащего перспективы заключения нового контракта с вооруженными силами с учетом состояния здоровья, обеспеченности жильем;

Направить личное дело офицера, который собирается увольняться, в уполномоченный орган;

Содействовать прохождению военнослужащим медицинского освидетельствования;

Предоставить офицеру отпуск при его наличии, а также дополнительный отдых, предусмотренный действующими нормативами;

Организовать аттестацию военнослужащего в предусмотренных законом случаях;

Довести до офицера решение о его служебном предназначении по истечении контракта или при достижении им предельного возраста службы в армии;

Провести беседу с офицером об увольнении и зафиксировать ее результаты в отдельном документе по установленной форме.

На офицера, который собирается уволиться, оформляется также представление по установленной форме. Данный источник входит в состав документов, собираемых в рамках оформления увольнения военнослужащего.

Увольнение из армии в предусмотренных законом случаях дает право человеку на ряд гражданских привилегий. Порядок их предоставления зависит от категории военнослужащего, места, в котором проходила воинская служба, оснований для увольнения человека из армии. Так,законодательством РФ установлен особый вид пособия для офицеров, уволившихся из вооруженных сил. Изучим их специфику.

Увольнение из армии: пособие

Для военнослужащих, которые уволены из армии по достижении предельного возраста службы, по состоянию здоровья или же по причине организационно-штатных мероприятий, установлено единовременное пособие при увольнении с военной службы. Его величина соответствует:

5 окладам, если офицер прослужил в вооруженных силах менее 10 лет;

10 окладам, если длительность службы составила от 10 до 15 лет;

15 окладам, если офицер служил от 15 до 20 лет;

20 окладам, если длительность службы в вооруженных силах составила 20 лет и более.

Есть и иные основания для начисления подобных выплат — даже в случае, если офицер прекратил выполнение воинского долга по основаниям, не соответствующим тем, что указаны выше. Так, если человек был уволен с военной службы при контрактных взаимоотношениях с армией и длительности исполнения воинского долга менее 20 лет, то ему выплачивается пособие, соответствующего 2 окладам. Если срок службы составил 20 лет и более, то соответствующая выплата будет назначена в размере 7 окладов.

Единовременное пособие не выплачивается, если увольнение с военной службы произошло по причине:

Лишения офицера воинского звания;

Лишения свободы военнослужащего по приговору суда;

Отчисления офицера из образовательной организации при вооруженных силах в силу недисциплинированности, низкой успеваемости, нежелания проходить учебу;

Лишения права офицера служить в армии по приговору суда;

Перехода офицера на службу в МВД, противопожарную службу, иные силовые структуры;

Невыполнения условий контракта;

Недопуска к государственной тайне;

Лишения свободы условно за неумышленное преступление в соответствии с приговором суда;

Несоответствия результатов пройденных офицером испытаний установленным требованиям;

Несоблюдения ограничений, неисполнения возложенных обязанностей, нарушения запретов в рамках прохождения службы в армии, силовых структурах,

Утраты доверия со стороны командования.

Законодательством РФ гарантирован ряд привилегий военнослужащим, которые уволены в запас. Изучим их специфику.

Государственные гарантии для военнослужащих запаса

Если офицер уволен в запас - по возрасту, состоянию своего здоровья либо в результате организационно-штатных мероприятий, - то ему полагаются следующие привилегии, гарантируемые государством:

Надбавки к пенсии;

Содействие в решении жилищных вопросов;

Предоставление компенсаций по земельному и имущественному налогам;

Льготы при обращении в медицинские учреждения;

Льготы при пользовании общественным транспортом;

Привилегии при получении образования;

Содействие в трудоустройстве.

Изучим подробнее их специфику.

Государственные гарантии для офицеров запаса: надбавки к пенсии

Военнослужащие запаса вправе получать различные надбавки к пенсии. Они могут начисляться по разным основаниям. В числе основных:

Надбавки военным пенсионерам, которые имеют иждивенцев;

Увеличение размера пенсии, выплачиваемой за выслугу лет, назначаемой при наличии у гражданина инвалидности;

Назначение повышенной пенсии военнослужащим запаса, которые имеют почетные звания, например Героя Соцтруда.

Государственные гарантии для офицеров запаса: поддержка по жилищному вопросу

Офицер запаса вправе рассчитывать на поддержку государства при решении жилищного вопроса. Объем данной помощи будет зависеть от многих факторов — от состава семьи военнослужащего, имеющегося у него и его родственников жилплощади. Один из самых распространенных инструментов государственной поддержки по рассматриваемому вопросу — выдача специальных сертификатов. Рекомендуется для уточнения объема государственной поддержки по жилью, а также о порядке выдачи сертификатов обращаться в компетентные структуры власти — например, департаменты жилищной политики муниципалитетов.

Государственные гарантии офицерам запаса: налоговые льготы

Основные налоговые льготы, на которые вправе претендовать офицер запаса — это компенсация государством земельного и имущественного налога. Оба типа платежей в бюджет могут быть исчислены в существенном размере. В частности, налог на имущество сейчас определяется исходя из его кадастровой стоимости, которая, как правило, намного выше инвентаризационной, по которой данный платеж исчислялся ранее. Поэтому данный объем помощи государства может быть весьма уместен для семейного бюджета военнослужащего запаса.

Льготы для офицеров запаса в области медобслуживания

Офицеры запаса, которые служили в лет и более, вправе получать привилегии в области медицинского обслуживания, представленные в довольно широком спектре — точный их перечень следует уточнять при обращении в конкретные медучреждения или органы власти, которым они подотчетны. Можно отметить, что основания увольнения с военной службы с точки зрения возникновения у офицера прав на получение рассматриваемых льгот не имеют значения, если общий стаж военной службы человека — 25 лет и более. Аналогично их вправе получать прапорщики и мичманы, прослужившие в вооруженных силах 20 лет и более.

Транспортные льготы для офицеров запаса

Военнослужащие, уволенные в запас, вправе пользоваться значительными льготами в области пользования транспортом. В числе основных — возможность бесплатно путешествовать на поезде, судах, самолетах к местам отдыха и обратно — раз в год. Кроме того, если офицеру запаса требуется пройти стационарное лечение по заключению специальной комиссии, то его проезд к месту соответствующего медицинского учреждения также оплачивается государством.

Льготы в сфере образования для офицеров запаса

Ряд иных значимых льгот, которые может получить офицер запаса — возможность поступить без экзаменов в вузы. Данная привилегия предоставляется, если:

У человека есть незаконченное высшее образование или же специальность, полученная в военном вузе;

У военнослужащего запаса есть полное среднее образование.

Другая возможность в сфере образования для военнослужащих запаса — возможность без экзаменов поступить в учреждения среднего образования при наличии соответствующего военного аттестата или документа, подтверждающего получение 9 классов образования.

Можно отметить, что второе высшее образование военнослужащий запаса в любом случае получает бесплатно, в то время как аналогичная возможность в общем случае не предусмотрена для гражданских лиц.

Итак, мы рассмотрели то, каким образом осуществляется увольнение с военной службы офицеров, а также то, какие выплаты и льготы им полагаются по законодательству. Рассмотрим теперь привилегии, установленные законами РФ для военных пенсионеров.

Льготы для военных пенсионеров: надбавки к пенсии

Прежде всего стоит отметить, что в отношении граждан, имеющих данный статус, гарантируется перерасчет пенсий по факту увеличения размера довольствия для тех или иных категорий военнослужащих. Следующая значимая привилегия для военных пенсионеров заключается в начислении надбавки к пенсиям за выслугу лет, а также назначаемым при инвалидности в размере 100%. При этом соответствующая надбавка не должна быть меньше, чем 200% от минимальной величины пенсии по старости. Отметим, что в том случае, если человек получает от государства выплаты за выдающиеся достижения или заслуги перед страной, подобные надбавки могут не начисляться.

Для пенсионеров, являющихся победителями Олимпийских игр, полагается надбавка в размере не менее, чем 100% от минимальной величины пенсии по старости.

На величину пенсии могут влиять офицерские звания, должности офицеров. Кроме того, может учитываться служба на отдаленных территориях, высокогорных местностях и иных районах с особым климатом.

Военная пенсия исчисляется, прежде всего, с учетом размера оклада военнослужащего. Порядок его исчисления определяется отдельными положениями законодательства. Так, например, за 20 лет службы оклад офицера увеличивается на 50% без учета инфляционных надбавок, а за каждый последующий год — еще на 3%, до достижения надбавки к окладу в размере 85%.

Льготы для военных пенсионеров: северные коэффициенты

Если воинская служба человека, вышедшего на пенсию, шла в районах Крайнего Севера в течение 15 лет, и местностях, которые приравнены к соответствующим территориям, в течение 20 лет, то даже при переселении в более южные районы военный пенсионер вправе рассчитывать на сохранение к пенсии. Правда, его величина ограничена значением в 1,5 единицы (но это во многих случаях больше, чем коэффициент в ряде регионов).

Льготы для военных пенсионеров: ЖКХ

Военные пенсионеры могут в соответствии с региональным законодательством иметь льготы при оплате ЖКХ. Например, в Москве действуют правовые акты, по которым соответствующая компенсация составляет 50% от расходов за жилищно-коммунальные услуги. Конкретный перечень льгот по ЖКХ, опять же, имеет смысл узнавать в жилищном департаменте города, в котором проживает военнослужащий запаса.

Льготы для ветеранов боевых действий

Многие из военных пенсионеров и офицеров, уволенных в запас, имеют статус ветеранов боевых действий. Рассмотрим то, какие льготы гарантированы для них законодательством РФ.

В соответствии с действующими нормами могут пользоваться следующими привилегиями:

Компенсацией 50% расходов от платы за жилые помещения вне зависимости от конкретной разновидности жилфонда;

Внеочередным получением медицинской помощи в рамках государственных программ;

Льготами в рамках пенсионного обеспечения;

Получением жилья от государства в порядке, который определен законодательством;

Возможностью оформлять отпуск в удобное время;

Обучением на курсах профессиональной переподготовки за счет работодателя;

Возможностью покупать билеты на все типы транспорта вне очереди;

Поступлением вне конкурса в высшие и средние учебные заведения, а также возможностью получать специальные стипендии, которые гарантируются Правительством РФ.

Резюме

Итак, мы рассмотрели порядок увольнения с военной службы, установленный законодательством РФ, определили основные виды государственных гарантий для военнослужащих запаса и вышедших в отставку. Основные из них утверждены на уровне федеральных источников права. Но в некоторых случаях порядок увольнения из армии регулируется приказами, которые издает министр обороны. В ряде случаев участие в освобождении офицеров от занимаемых должностей принимает президент РФ. Так, в соответствии с подписываемыми им нормативными актами увольняются военнослужащие, занимающие высшие военные должности.

Офицеры запаса, а также вышедшие в отставку имеют довольно много привилегий — в части снабжения жильем, предоставления налоговых льгот, медицинских услуг, преимуществ при получении образования. Увольнение из армии во многих случаях может быть связано с выходом офицера на пенсию, и потому для нас важно было также изучить перечень льгот и привилегий для военных пенсионеров. Таковые представлены в достаточно широком спектре. Граждане в данном статусе получают пенсию, исчисляемую и индексируемую по особым правилам — в частности, с учетом северного коэффициента вне зависимости от того, где человек проживает после увольнения из армии. Величину военных пенсий определяют офицерские звания, должности, места службы граждан.

Многие из военных пенсионеров имеют статус ветеранов боевых действий. Для них законодательством РФ также установлен ряд льгот. Так, государство в установленных законом случаях оплачивает и предоставляет жилье военным в соответствующем статусе.

Значительные льготы установлены законодательством РФ для военнослужащих различных категорий в сфере образования. Это важный аспект, поскольку переподготовка военнослужащих на гражданские специальности может потребовать от них прохождения дополнительного обучения в образовательных учреждениях.

Бесплатная консультация для уволенных бойцов- по телефону 0 800 308 100 .

К концу апреля должна завершиться кампания увольнении в запас военнослужащих из зоны проведения АТО. В народе этот процесс окрестили демобилизацией. Хотя юристы призывают не путать эти понятия.

Демобилизация будет возможна только тогда, когда закончится особый период или будет принято решение президентом Украины о том, чтобы демобилизовать, то есть распустить все военные силы, которые сейчас сосредоточены на востоке Украины.

Увольнение в запас — это процесс, который происходит на сегодняшний момент. Военнослужащие, отслужившие определенный период, которых призывали на определенную волну мобилизации. Их сейчас увольняют в запас, а не демобилизуют. Это означает, что военнослужащие должны быть в боевой готовности. Их увольняют в определенном обмундировании, которое они хранят не как подарок от государства, а для случая, когда их вызовут по приказу президента Украины, согласно которому будет принято решение командира их воинской части о том, чтобы всем собраться на учебу или стать в боевую готовность.

Сегодня увольнения в запас происходит на основании Указа Президента № 115 / 2016 «Об увольнении в запас военнослужащих военной службы по призыву по мобилизации, на особый период, призванных в соответствии с Указом Президента Украины от 21 июля 2014 года № 607 и во время первой очереди частичной мобилизации в соответствии с Указом Президента Украины от 14 января 2015 года № 15».

Уволенные в запас в обязательном порядке зачисляются в оперативный военный резерв, в котором они пребывают до окончания особого периода. Важно также знать, что лица, которые не вошли в оперативный резерв, не подлежат повторному призыву в течение шести месяцев с момента увольнения в запас.

— Раненные военнослужащие, находящиеся на лечении вгоспитале.

Таких военнослужащих никто сейчас из списков воинской части исключать не будет, пока они не завершат свое лечение. «Это очень хорошо, ведь такое лицо остается в статусе военнослужащего. Оно имеет определенные гарантии, которые влечет за собой этот статус. Более того, лечение ему полностью оплачивается государством, Министерством обороны. Как только будет закончено лечение, будет соответствующий вывод военно-врачебной комиссии, тогда лицо возвращается в свою часть, проводит процесс расчета, и только тогда оно будет изъято из списков воинской части», — говорит Леся Василенко, юрист, руководитель ОО «Юридическая сотня».

— Военнослужащие, находящиеся вплену.Такие лица остаются в списках воинской части. Пока эти военнослужащие находятся в списках воинской части, их семьи могут пользоваться защитой, предусмотренной для военнослужащих и членов их семей согласно соответствующему закону Украины.

— Лица, служащие по контракту. Увольнение в запас таких лиц состоится после завершения особого периода или издания отдельного решения об увольнении в запас.

— Лица, которые пропали безвести. Лицо, объявленное ​​без вести отсутствующим, после шести месяцев с момента этого объявления суд может признать, если оно не появилось, погибшим или умершим. Суд будет выносить такое признание, если семья, члены семьи такого лица обратятся за соответствующим документом. Проблема заключается в том, что многие семьи отказывается признавать факт смерти (гибели), это их право. Они могут и дальше продолжать искать пропавшего, но до того момента, пока лицо признается безвестно отсутствующим — за ним сохраняются права и гарантии военнослужащих, оно будет оставаться в списках воинской части.

«За военнослужащими, раненными, находящимися в плену или без вести отсутствующими сохраняется место работы и средний заработок до дня, следующего за их постановкой на учет в районном военкомате после их увольнения из части», — отмечает руководитель ОО «Юридическая сотня».

Процедура увольнения в запас

Увольнение в запас происходит по заранее утвержденному плану. Такой план предоставляет командир воинской части в соответствующие центры оперативного командования, в Генштаб ВСУ, которые утверждают эти планы. «Сегодня у военнослужащих возникают вопросы, почему одни были мобилизованы год назад, а в увольнение в запас может идти их побратим, который, например, девять месяцев только отслужил. Да, такое может быть», — объясняет юрист. Увольнение в запас происходит согласно утвержденным, согласованным планам. Эти планы составляются не учитывая дату, с которой лицо мобилизовано в ряды вооруженных сил, а составляются в соответствии с боевой укомплектацией, боевой готовностью того или иного подразделения.

Итак, для начала готовятся списки на увольнение и ознакомление с планом увольнения. Военнослужащий ставит подпись об ознакомлении. Далее начальник кадровой службы должен рассказать о дальнейших действиях военнослужащим, их правах и обязанностях в связи с увольнением.

Следующим шагом является написание рапорта об увольнении. Обычно форма рапорта произвольная. Но некоторые части предлагают уже готовую форму рапорта, где нужно только вставить нужную информацию.

После этого военнослужащий должен получить документы в строевой части, а именно: приказ об увольнении; приказ об исключении из списков части; пакет документов для предоставления статуса участника боевых действий (УБД) (справка об участии в АТО, выписку из приказа по строевой части о прибытии / выбытии для выполнения задач АТО, выписка из приказа АТЦ СБУ о привлечении к задачам АТО), предписание военкомата; направление на воинский учет в военкомат. «Важно отметить, что если командир части подал документы на оформление статуса УБД до увольнения в запас, удостоверение УБД получит часть, которая должна переслать его в районный военкомат», — отмечает Леся Василенко.

Юрист также отмечает, что перед тем как увольняться в запас, стоит уточнить, были ли воинской частью поданы документы на статус участника боевых действий и дошли ли они до комиссии. Потому что если документы вообще не были представлены, то лучше из части не уходить без пакета бумаг, представляемых на УБД. Ведь каждый военнослужащий может сам в индивидуальном порядке обратиться в комиссию по предоставлению статуса.

После этого в военный билет ставится отметка и печать об увольнении взапас.

И напоследок предстоит расчет в финансовом отделе части: компенсация за неиспользованные дни отпуска; единовременное пособие в связи с увольнением в размере 4% месячного денежного обеспечения (без учета вознаграждения за АТО) за каждый календарный месяц службы, но не менее 25% месячного денежного обеспечения; денежное обеспечение на оздоровление, если в 2016 году военнослужащий подал рапорт о выплате такого денежного обеспечения.

Военнослужащий к месту жительства добирается за государственный счет. С момента исключения из списков воинской части в течение пяти дней военнослужащий обязан встать на учет в военкомат по месту фактического проживания. В противном случае это будет нарушение действующего законодательства.

На момент увольнения военное лицо в военной части должно сдать инвентарное имущество:

Модульная всесезонная спальная система

Коврик спальный полевой изолированный

Шлем баллистический

Чехол к шлему баллистическому

Бронежилет модульный

Чехол для защитного модульного жилета

Не сдаются предметы личного пользования:

Кепи боевое (1 шт)

Шапка-фреска (1 шт)

Шапка зимняя

Перчатки шерстяные (1 пара)

Костюм летний полевой (2 комплекта)

Куртка ветро-, влаго- защитная зимняя (1 шт)

Брюки ветро-, влаго- защитные (1 пара)

Перчатки зимние (1 пара)

Фуфайка с коротким рукавом (3 шт)

Ботинки с высокими берцами (2 пары)

Трусы (3 шт)

Белье для холодного времени года (рубашка, кальсоны) (2 шт)

Белье тепла (1 комплект)

Носки летние (6 пар)

Носки зимние (3 пары)

Ремень брючный (1 шт).

Леся Василенко отмечает, что на сборы или учебу в военном резерве военнослужащий обязан прибыть в форме одежды, в которой он был уволен.

Бывают ситуации, когда инвентарное имущество воинской части было утрачено военнослужащим во время АТО. Оно не подлежит возврату. Его должны надлежащим образом списывать. «Для этого должен вестись боевой журнал, в котором фиксируются информация о тех, кто принимал участие в бою, о материальных потерях. Это важно, ведь только таким образом военнослужащий сможет доказать, что утратил имущество части и тогда не надо возмещать убытки», — отмечает юрист. Если имущество было утрачено и в журнале это не указано, военнослужащий имеет право написать рапорт с просьбой провести расследование. В противном случае утраченное имущество таки придется возмещать по четкой процедуре.

После того как уволенный в запас военнослужащий стал на учет в военкомат, он возвращается на свое рабочее место. Если лицо не возвращается на свое рабочее место, то это является основанием для увольнения. Участники боевых действий имеют право на своем рабочем месте взять отпуск в удобное для них время и также имеют право на дополнительные 14 дней отпуска с сохранением заработной платы.

«Представим ситуацию. Вы вышли на работу, но вам нужно время для адаптации после пребывания в зоне АТО, так сказать, привыкания к мирной жизни. Поэтому вы можете написать заявление на ежегодный отпуск, а по его окончании можно еще взять дополнительных 14 дней с сохранением заработной платы», — говорит юрист.

Если уволенный в запас военнослужащий до мобилизации нигде не работал, то для таких лиц очень важно взять справку в финансовом отделе о том, что они получали в течение определенного времени финансовое обеспечение. С этой справкой человек становится на учет в Центр занятости, чтобы получать пособие по безработице, но которое будет равняться денежному обеспечению, которое лицо получало в АТО.

Увольнение с военной службы производится согласно Федерального законодательства и Устава военнослужащих. Внутренние армейские постановления, указы и изменения к ним вносят свои коррективы, поэтому порядок увольнения с военной службы регулярно изменяется. Военнослужащему следует знать свои права и обязанности в свете последних изменений законодательства.

Порядок увольнения с военной службы

Покинуть службу в ВС РФ можно по трем основаниям: увольнение в запас, выход в отставку и при осуждении по уголовному делу. Если получено заключение ВВК по признанию гражданина ограниченного годным к несению службы и до достижения максимально допустимого возраста, то рассматривается формулировка “ “. В случае признания гражданина негодным к строевой или достижении верхней возрастной границы, увольнение происходит по формулировке “выход в отставку”.

Любая мера наказания по УК РФ автоматически приводит к прекращению воинской службы, в воинский билет заносится информация по делу. Основанием для увольнения с военной службы могут являться личные мотивы, которые гражданин обязан сообщить в объяснительном рапорте командиру и представить веские доказательства необходимости своего решения. Ходатайство о досрочном может быть отклонено без объяснения причин.

Военнослужащий должен быть предупрежден командованием за шесть месяцев до прекращения контракта или достижения пенсионного возраста. Командир части обязан определить, будет ли уволен гражданин и на каких основаниях. Должно быть рассмотрено состояние здоровья, наличие претензий к исполнению обязанностей, обеспеченность жильем, личный настрой на продолжение службы, выслуга лет. После принятия окончательного решения об увольнении, послужные документы отправляются в кадровый отдел для расчета материальных выплат, положенных гражданину.

При необходимости военнослужащий направляется на . Полученное заключение служит объективным основанием для прекращения контракта и назначения категории выплат, единых и регулярных, в некоторых случаях - группы инвалидности. Если сохранился очередной отпуск или есть переработки за дежурства, то все задолженности перед увольняемым должны быть погашены до выхода приказа об увольнении.

Сроки увольнения с военной службы исчисляются с момента аттестации служащего по контракту или будущего пенсионера. За четыре месяца проводится стандартная аттестация, затем через месяц по результатам военнослужащий ставится в известность о решении командования. Происходит процедура личной беседы, на которую могут быть приглашены специалисты кадровой, экономической и юридической службы. Собеседование протоколируется, обсуждаются спорные моменты и выносится резюме об условиях прерывания контракта. Соблюдаются все формальности, затем протокол собеседования сохраняется в личном деле увольняемого в запас или отставку.

Оформляется представление стандартной формы, подписываемое непосредственным командиром и уполномоченными членами комиссии. Представление подкрепляется пакетом документов, необходимых для рассмотрения в кадровом отделе. В него входят копии аттестационного листа, проведенной беседы и заключения ВВК (если есть). В случае личного желания покинуть армию подается рапорт с аргументированным объяснением причин. Срок работы кадрового отдела над полученными документами не должен превышать двух месяцев, после чего издается приказ об увольнении.

Если увольняемый не согласен с выводами собеседования, то он имеет право отобразить свое мнение в протоколе беседы. Основания для увольнения военнослужащего регламентированы законом и не подлежат иным толкованиям. Если возникает спорный момент, то рассмотрение проводится в гарнизонном военном суде или в досудебном разбирательстве. Законом допускается возможность увольнение с военной службы обжаловать в установленный срок.

Увольнение военных пенсионеров

Военный пенсионер имеет право выйти в отставку после 20 лет выслуги. Порядок прохождения процедуры увольнения совпадает с правилами продления контрактной службы. За шесть месяцев до срока выслуги будущий пенсионер дает свое согласие на увольнение или подает рапорт с просьбой о продлении контракта. Командир рассматривает возможные варианты и принимает решение, после чего проводится официальная беседа. Претенденту объясняют решение командования, он имеет право отразить свое мнение в протоколе проведенной беседы и написать рапорт на имя командира.

Документы при увольнении на пенсию отправляются в кадровый отдел, где проводится расчет выплат. Пенсию по выслуге лет назначает Министерство обороны, на утверждение отводится два месяца. Увольнение военнослужащих на пенсию считается законченным после издания приказа. Полученные уставные документы пенсионер передает в Пенсионный фонд по месту регистрации для оформления единовременных и регулярных перечислений.

Увольнение военнослужащих срочной службы

Окончание службы призывников может происходить по двум основным причинам: завершение срока действительной службы или по состоянию здоровья досрочно. В первом случае увольнение происходит по приказу командира, после соответствующего президентского Указа о демобилизации. По окончании срочной службы военнослужащие направляются для постановки на учет в военные комиссариаты по месту жительства. Непосредственный начальник не позднее за сутки до отбытия по месту назначения обязан проверить сопроводительные документы и провести разъяснительную беседу с подчиненными.

Военнослужащие, прошедшие освидетельствование по болезни в военно – врачебной комиссии, считаются свободными от службы при установлении ограниченной годности или непригодности к строевой. День официального оформления протокола ВВК считается последним днем службы. В военном билете ставится отметка о досрочном окончании службы, указываются причины и номер приказа. Командованием могут быть рассмотрены личные причины, по которым солдат может быть уволен досрочно. Перечень таких причин приведен в законодательстве, рассмотрение вопроса проводится в каждом подобном случае особой комиссией.

Незаконное увольнение военнослужащих

Увольнение с военной службы может быть обжаловано, если военнослужащий не согласен с причинами и порядком проведения процедуры. Обжаловать приказ об увольнении можно в срок 3 месяцев. Подобные дела рассматриваются военными судами после принятия искового заявления. К основным нарушениям можно отнести увольнение служащего по контракту до выслуги лет без его согласия, до приобретения права на пенсионное обеспечение. Уволить со службы нельзя, если гражданин имеет выслугу более 10 лет и не обеспечен жилплощадью.

Увольнение военнослужащих без жилья бывает в ряде случаев, если командование имеет веские основания. Тем не менее, следует обратиться в военный суд с требованием восстановления. До судебного разбирательства у командования сохраняется возможность предоставить жилье уволенному, при этом ответчик может обосновать свое нежелание восстанавливать его в должности. Часто судом выносится компромиссное решение: жильем обеспечить, но не восстанавливать на службе.

Исключение из списка личного состава запрещено применять к беременным женщинам, что является грубейшим нарушением закона. Можно оспорить решение об увольнении, если на день издания приказа не произведен расчет полагающихся выплат и не получено материальное обеспечение. Такой приказ не имеет силы и будет отменен гарнизонным судом первой инстанции или военным судом той местности, в которой проживает уволенный. Военнослужащий имеет право поставить перед судом вопрос о восстановлении его в прежней должности, возмещении морального вреда или устранения нарушений, связанных с исключением его из списка личного состава подразделения.

На судебное рассмотрение отводится 10 дней, на заседания обязаны явиться заявитель и представитель ответчика, отсутствие не допускается. Если суд удовлетворит требования заявителя, то он может ходатайствовать о возмещении издержек, связанных с оплатой услуг защитника (при наличии договора), судебных издержек и госпошлины. Приняв постановление о , суд обязывает ответчика с этого момента вернуть истца на службу, несмотря на положенный кассационный срок обжалования.

Выходное пособие при увольнении военнослужащих

Единовременное пособие при увольнении военнослужащего выдается служившим по контракту в момент прекращения договора. Для прослуживших менее 20 лет выплата составит два должностных оклада. При полной выслуге (20 лет) единая выплата составляет семь окладов жалования. Оклад состоит из двух частей: по званию и по должности. К примеру, рядовой контрактной службы имеет минимальное жалование в размере 15 тыс. рублей. При прекращении контракта он получит выходное пособие 30 тыс. рублей.

При , отображенных в личном деле, пособие может быть уменьшено. Причины бывают различного свойства: от неисполнения должностных обязанностей, лишения звания, обвинительного приговора суда или перевода в иное ведомство (МВД, таможню, налоговую службу). И, наоборот, при наличии наград и поощрений, оно увеличивается, что должно отображаться в выходных документах. Например, солдат или офицер, имеющий почетное звание или орден, получит при увольнении еще один оклад.

Статья 50. Общие положения увольнения с военной службы
1. Увольнение с военной службы высших офицеров осуществляется Президентом Российской Федерации, а военнослужащих в воинских званиях до полковников, капитанов 1 ранга включительно - в порядке, установленном Положением о порядке прохождения военной службы.
2. Военнослужащие увольняются с военной службы в запас (за исключением военнослужащих, указанных в подпунктах "б" - "д" пункта 3 настоящей статьи, и военнослужащих мужского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования, не достигших возраста 18 лет), а военнослужащие, достигшие к моменту увольнения с военной службы предельного возраста пребывания в запасе или признанные не годными к военной службе по состоянию здоровья, - в отставку.
3. Военнослужащие увольняются с военной службы с постановкой на воинский учет, за исключением военнослужащих:
а) уволенных с военной службы в отставку;
б) женского пола, отчисленных из военных образовательных учреждений профессионального образования и не имеющих военно-учетной специальности;
в) избравших при увольнении с военной службы постоянное место жительства за пределами Российской Федерации;
г) в отношении которых вступил в законную силу приговор суда о назначении наказания в виде лишения свободы;
д) являющихся иностранными гражданами.

Статья 51. Основания увольнения с военной службы
1. Военнослужащий подлежит увольнению с военной службы:
а) по возрасту - по достижении предельного возраста пребывания на военной службе;
б) по истечении срока военной службы по призыву или срока контракта;
в) по состоянию здоровья - в связи с признанием его военно-врачебной комиссией не годным к военной службе;
г) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, или проходящего военную службу по призыву;
д) в связи с лишением его воинского звания;
д.1) в связи с утратой доверия к военнослужащему со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, в случае:
непринятия военнослужащим мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является;
непредставления военнослужащим сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей либо представления заведомо недостоверных или неполных сведений;
осуществления военнослужащим предпринимательской деятельности;
вхождения военнослужащего в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
д.2) в связи с утратой доверия к военнослужащему, являющемуся командиром (начальником), со стороны должностного лица, имеющего право принимать решение о его увольнении, также в случае непринятия военнослужащим, являющимся командиром (начальником), которому стало известно о возникновении у подчиненного ему военнослужащего личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов;
е) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы;
е.1) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему, проходящему военную службу по контракту, наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное умышленно;
ж) в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования;
з) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о лишении военнослужащего права занимать воинские должности в течение определенного срока;
и) в связи с избранием военнослужащего, проходящего военную службу по призыву, депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования или главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе;
к) в связи с прекращением военной службы в период ее приостановления;
л) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в органах, или военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание прапорщика, мичмана или офицера, либо проходящего военную службу по призыву;
м) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в органах, гражданства (подданства) иностранного государства.
2. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, может быть досрочно уволен с военной службы:
а) в связи с организационно-штатными мероприятиями;
б) в связи с переходом на службу в органы внутренних дел, Государственную противопожарную службу, учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ или таможенные органы Российской Федерации и назначением на должности рядового (младшего) или начальствующего состава указанных органов и учреждений;
в) в связи с невыполнением им условий контракта;
г) в связи с отказом в допуске к государственной тайне или лишением указанного допуска;
д) в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему наказания в виде лишения свободы условно за преступление, совершенное по неосторожности;
е) как не выдержавший испытание;
е.1) в связи с нарушением запретов, ограничений и обязанностей, связанных с прохождением военной службы, предусмотренных пунктом 7 статьи 10 и статьей 27.1 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;
е.2) в связи с несоответствием требованиям, неисполнением обязанностей, нарушением запретов, несоблюдением ограничений, установленных законодательством Российской Федерации и связанных с прохождением военной службы в органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны;
ж) в связи с переводом на федеральную государственную гражданскую службу;
з) в связи с прекращением гражданства Российской Федерации военнослужащего, проходящего военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно;
и) в связи с приобретением военнослужащим, являющимся гражданином, проходящим военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях, гражданства (подданства) иностранного государства.
2.1. Военнослужащие, заключившие контракт о прохождении военной службы в период прохождения военной службы по призыву, подлежащие увольнению с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктом "е.1" пункта 1, подпунктами "в", "д" и "е" пункта 2 настоящей статьи, и на момент увольнения не выслужившие срок военной службы по призыву, направляются для прохождения военной службы по призыву. При этом продолжительность военной службы по контракту засчитывается им в срок военной службы по призыву из расчета два дня военной службы по контракту за один день военной службы по призыву.
3. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, имеет право на досрочное увольнение с военной службы:
а) в связи с существенным и (или) систематическим нарушением в отношении него условий контракта;
б) по состоянию здоровья - в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе (за исключением лиц, указанных в подпункте "г" пункта 1 настоящей статьи);
в) по семейным обстоятельствам:
в связи с невозможностью проживания члена семьи военнослужащего по медицинским показаниям в местности, в которой военнослужащий проходит военную службу, и при отсутствии возможности перевода военнослужащего к новому месту военной службы, благоприятному для проживания указанного члена семьи;
в связи с изменением места военной службы мужа-военнослужащего (жены-военнослужащей), связанным с необходимостью переезда семьи в другую местность;
в связи с необходимостью постоянного ухода за отцом, матерью, женой, мужем, родным братом, родной сестрой, дедушкой, бабушкой или усыновителем, нуждающимися по состоянию здоровья в соответствии с заключением федерального учреждения медико-социальной экспертизы по их месту жительства в постоянном постороннем уходе (помощи, надзоре), при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
в связи с необходимостью ухода за ребенком, не достигшим возраста 18 лет, которого военнослужащий воспитывает без матери (отца);
в связи с необходимостью осуществления обязанностей опекуна или попечителя несовершеннолетнего родного брата или несовершеннолетней родной сестры при отсутствии других лиц, обязанных по закону содержать указанных граждан;
г) в связи с наделением его полномочиями высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) либо назначением его временно исполняющим обязанности высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) или избранием (назначением) его членом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, а также в связи с назначением его судьей военного суда или судьей Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации;
д) в связи с избранием его депутатом Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатом представительного органа муниципального образования либо главой муниципального образования и осуществлением указанных полномочий на постоянной основе.
3.1. На военнослужащих при увольнении с военной службы по основаниям, предусмотренным подпунктами "а", "г" и "д" пункта 3 настоящей статьи, и граждан, уволенных с военной службы по данным основаниям, распространяются права и социальные гарантии, предусмотренные законодательством Российской Федерации о статусе военнослужащих для военнослужащих при увольнении с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями и граждан, уволенных с военной службы по данному основанию.
4. Военнослужащий, не имеющий воинского звания офицера и проходящий военную службу по призыву, имеет право на досрочное увольнение с военной службы при наличии у него обстоятельств, предусмотренных подпунктом "б" пункта 2 статьи 23 и подпунктами "б", "б.1", "в", "г" и "д" пункта 1 статьи 24 настоящего Федерального закона.
5. Утратил силу с 1 января 2010 г.
6. Военнослужащий, проходящий военную службу по контракту, по заключению аттестационной комиссии может быть уволен с военной службы досрочно по собственному желанию при наличии у него уважительных причин.
7. Умерший (погибший) военнослужащий исключается из списков личного состава воинской части со следующего дня после дня смерти или гибели, а военнослужащий, в установленном законом порядке признанный безвестно отсутствующим или объявленный умершим, - после дня вступления в законную силу соответствующего решения суда.

Статья 51.1. Порядок применения взысканий за коррупционные правонарушения
1. Взыскания, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, регламентирующим вопросы прохождения военной службы, с учетом особенностей, определенных настоящей статьей.
2. Взыскания, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются на основании доклада о результатах проверки, проведенной подразделением кадровой службы по профилактике коррупционных и иных правонарушений, а в случае, если доклад о результатах проверки направлялся в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационную комиссию), - и на основании рекомендации указанной комиссии.
3. При применении взысканий, предусмотренных подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, учитываются характер совершенного военнослужащим коррупционного правонарушения, его тяжесть, обстоятельства, при которых оно совершено, соблюдение военнослужащим других ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и исполнение им обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции, а также предшествующие результаты исполнения военнослужащим своих должностных обязанностей.
4. Взыскания, предусмотренные подпунктами "д.1" и "д.2" пункта 1 и подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении военнослужащим коррупционного правонарушения, не считая периода временной нетрудоспособности военнослужащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов (аттестационной комиссией). При этом взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.
5. В акте о применении к военнослужащему взыскания в случае совершения им коррупционного правонарушения в качестве основания применения взыскания указывается подпункт "д.1" или "д.2" пункта 1 либо подпункт "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона.
6. Копия акта о применении к военнослужащему взыскания с указанием коррупционного правонарушения и нормативных правовых актов, положения которых им нарушены, или об отказе в применении такого взыскания с указанием мотивов вручается военнослужащему под расписку в течение пяти дней со дня издания соответствующего акта.
7. Военнослужащий вправе обжаловать взыскание в письменной форме в установленном порядке.
8. Если в течение одного года со дня применения взыскания за совершение коррупционного правонарушения, предусмотренного подпунктом "е.1" пункта 2 статьи 51 настоящего Федерального закона или другими нормативными правовыми актами Российской Федерации о прохождении военной службы, военнослужащий не был подвергнут взысканию, за исключением увольнения с военной службы, он считается не имеющим взыскания.

При прохождении военной службы человека может столкнуться с такими понятиями, как «отставка» и «запас». Многие люди считают эти понятия равнозначными, но данное мнение является ошибочным. Чем отличается отставка от увольнения в запас должен понимать каждый военнослужащий, так как незнание может привести к негативным последствиям в связи с разницей в обязательствах перед воинской службой.

Разница

В запас может быть уволен человек, который является военнообязанным, но на данный момент не проходящим военную службу. Данная категория граждан может быть призвана на военную службу при наличии оснований, которые предусмотрены на законодательном уровне, например, при возникновении военной угрозы.

Важно знать! Человеку, который был уволен в запас, не осуществляется выплата денежных средств в этот период.

Запас ВС РФ состоит из людей, которые:

  • были уволены с последующим зачислением в запас;
  • завершили обучение в военном образовательном учреждении;
  • были освобождены от военной службы;
  • не прошли службу в связи с получением отсрочки от призыва;
  • не подлежат призыву из-за достижения 27 лет;
  • без законных оснований не прошли военную службу и достигли непризывного возраста;
  • были уволены с военной службы и спустя время поставлены на учет;
  • прошли альтернативную службу.

Кроме этого, в запас могут быть отправлены лица женского пола, которые имеют военную специальность.

Отставка же подразумевает полное прекращение военной службы гражданами. Человек может быть отправлен в отставку по собственной просьбе, которая будет выражена в письменной форме, или в принудительном порядке, например, при достижении лицом определенного возраста, наличия медицинских показаний, запрещающих продолжение военной деятельности. Перевод в отставку осуществляется совместно со снятием с воинского учета.

Важно знать! При увольнении в отставку человек может продолжить носит форму со знаками различия только в случае, если данное право указано в приказе.

Среди основных отличий отставки от запаса стоит выделить:

  • разная категория годности. Если военная комиссия признала гражданина не годным для военной службы и присвоила ему категорию Д, то он сразу же увольняется в отставку;
  • запас состоит из военнообязанных гражданских лиц, имеющих категорию годности. В отставку же отправляют лиц, находящихся на военной должности и достигших пенсионного возраста, который может отличаться в зависимости от ряда факторов, в том числе звания человека;
  • если человека отправили в запас, то при выполнении определенных условий он может быть призван на военную службу, например, при начале боевых действий на территории страны. Кроме этого, данная категория граждан обязана являться на военные сборы. Если гражданин был уволен в запас по достижении определенного возраста или в связи с плохим состоянием здоровья, то даже при военных конфликтах он не может быть призван;
  • когда человека увольняют в отставку, ему предоставляются денежные выплаты, которые носят регулярный характер. Гражданам, находящимся в запасе, денежные средства не выплачиваются.

Важно знать! Сумма выплаты рассчитывается индивидуально с учетом разных факторов, в том числе выслуги лет, внесенного вклада и имеющихся наград.

Основания для увольнения

В запас лица уходят после срочной или контрактной службы, а также при наличии воинской специальности. Основанием для завершения службы является:

  • завершение срочного периода службы;
  • отсутствие продления контракта;
  • непригодность по медицинским показаниям;
  • отсутствие необходимых психологических или профессиональных характеристик.

Сам контракт может быть расторгнут по любой причине, но дальнейшие действия одинаковы, если нет дисциплинарных причин и других посторонних инцидентов, которые повлияли на завершение службы. Действия:

  • получение документов;
  • обращение в военный комиссариат по месту жительства и постановка на учет с переходом в запас;
  • заполнение документации.

В дальнейшем могут быть различные варианты действий. Например, если снова идет возвращение на службу, то человек снимается с учета запаса и переводится в действующие ВС. Все это возможно до ухода в отставку. Основные основания для отставки:

  • предельный возраст для категории запаса;
  • наличие медицинских данных, которые не позволят проходить службу;
  • другие уважительные причины, например, наличие на содержании иждивенцев, за которыми нужен постоянный уход.

Уважительные причины должны документационно подтверждаться. Это может помочь уйти в отставку и не быть призванным на военную службу.

Процедура увольнения

В отставку лица могут уйти как с запаса, так и с действующей службы. Главными моментами являются наличие оснований и подтвержденние в виде документов.

Важно! Документационный пакет потребуется для процедур, связанных со снятием с учета и полноценным выходом в отставку. Без документов ни один комиссариат не сможет провести эту процедуру.

Сама процедура увольнения имеет установленный порядок:

  • по основанию, который указан, собирается пакет документов;
  • потребуется данные медицинской комиссии или другие документы, которые удостоверяют наличие основания;
  • при уходе с действующей службы также производится расчет и выплачиваются все положенные суммы, в том числе страховые при необходимости;
  • при переводе с запаса в отставку необходимо только предоставить документы в военкомат, за которым лицо числится;
  • в комиссариате проставляется отметка «снят с учета» с указанием основания.

Стоит учесть, что при отставках возможно также начисление пенсии. Все эти моменты устанавливаются при увольнении со службы.

Запас и отставка считаются различными понятиями, так как нахождение в запасе еще подразумевает возможность действительной службы, а отставка является завершением военной карьеры. Все моменты с постановкой и снятием с учета производятся согласно основаниям, а удостоверяет процедуру военный комиссариат по месту постановки в список учета.



Просмотров