Что такое задаток. Аванс и задаток: что выбрать при совершении сделки

Работа добавлена на сайт сайт: 2016-03-13

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема 2.14.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Раздел: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Особенности психического развития на разных возрастных этапах.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Тема: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Сравнительная характеристика психологии ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Целевые требования к знаниям и умениям студентов:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Знать психологические характеристики ребенка дошкольного возраста, младших школьников. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Уметь " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">дать сравнительный анализ общей психологической характеристики детей дошкольного и младшего школьного возраста.
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Находить сходства и различия в психологии дошкольника и младшего школьника.
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дифференцировать особенности познавательного и личностного развития детей в дошкольном и младшем школьном возрастных периодах.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Вопросы для обсуждения:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Анатомо-физиологические особенности дошкольника и младшего школьника.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кризис 3 и 7 лет. Показатели психологической зрелости ребёнка и проблема готовности " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">к обучению в школе. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психические новообразования в дошкольном и младшем школьном возрастах.
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Сравнительная характеристика ведущих видов деятельности дошкольника и младшего школьника. Структура, влияние на психическое развитие.
  5. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание мотивационно-потребностной сферы в дошкольном и младшем школьном возрастных периодах.
  6. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дошкольник и младший школьник как субъекты разных видов деятельности.
  7. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  8. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Познавательное развитие ребенка дошкольного и младшего школьного возрастов. Резервы умственного развития.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Литература:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе. // Возрастная и педагогическая психология. / сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М. и др. – М., 1998. (с. 29-34).
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. – М., 1968. (с. 247-252).
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Божович Л.И. О мотивации учения. // Возрастная и педагогическая психология. / сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М. – М.,1998. (с. 88-91).
  4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выготский Л.С. Кризис семи лет. // Возрастная и педагогическая психология. / сост. Дубровина И.В., Прихожан А.М. и др. – М., 1998. (с. 4-10).
  5. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология. – М.: Педагогическое общество России, 2003. (с. 123-170).
  6. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кулагина И.Ю. Возрастная психология: развитие ребенка от рождения до 17 лет. – М.: УРАО, 1998. – 176 с.
  7. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Немов Р.С. Психология. В 3-х кн. Кн. 2: Психология образования. – М.: Владос, 2003. – 608 с. (с. 97-138; 192-221; 330-366; 429-445).
  8. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 1999. (с. 320-336).
  9. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психология. / Под ред. И.В.Дубровиной. – М.: «Академия», 2001. – 464 с.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Задания для самостоятельной работы студентов:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Заполнить сравнительную таблицу согласно обсуждаемым вопросам.
  2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">
  3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Выполнить тематический тест «Сравнительная характеристика психологии дошкольника и младшего школьника».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Содержание:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. Анатомо-физиологические особенности дошкольника и младшего школьника. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дошкольный возраст " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> В 3-5 лет совершенствуется условно-рефлекторная деятельность, увеличивается число динамических стереотипов. Структуры мозга еще не зрелы, но ярко выраженная игровая деятельность способствует развитию интеллекта. Преобладание процессов возбуждения над торможением в центральной нервной системе приводит к бурным проявлениям эмоций, которые имеют нестойкий характер, поэтому данный период называется возрастом аффективности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Младший школьный возраст " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Функциональная готовность мозга; преобладание процессов возбуждения центральной нервной системы; достаточно развита крупная моторика (сила, ловкость, координация движений), недоразвита мелкая (моторика руки); эластичность костных тканей (скалеоз); бурный рост тела и увеличение внутренних органов, смена молочных зубов; повышенная утомляемость.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. Кризисы 3-х и 7 лет. Показатели психологической зрелости ребенка и проблема готовности к обучению в школе.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кризис 3-х лет " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – «Я сам». Связан с осознанием себя как активного субъекта в мире предметов. Признаки: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">негативизм, упрямство, строптивость, своеволие, протест-бунт, обесценивание, деспотизм " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Кризис 7 лет " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – называют вершиной детства. Ребенок много детских черт – наивность, легкомыслие и в то же время он теряет детскую непосредственность в поведении. Ребенок приходит к осознанию своего места в мире общественных отношений, открывает для себя значение новой социальной позиции школьника. Признаки: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">утрата детской непосредственности, манерничание, кривляние, симптом «горькой конфеты».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Проблема готовности к школе включает педагогический и психологический аспекты. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Педагогическая готовность " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> к школе (иначе – " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">специальная " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">) определяется уровнем владения специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для обучения в школе. Это навыки прямого и обратного счета, выполнение элементарных математических операций, узнавание печатных букв или чтение, копирование букв, пересказ содержания текстов, чтение стихов и т.д. Но владение этими навыками не является показателем готовности ребенка к школьному обучению.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Психологическая готовность " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> к школьному обучению – это целостная система взаимосвязанных компонентов: учебно-познавательной мотивации, произвольной регуляции действий, достаточного уровня познавательного, интеллектуального и речевого развития, определенного типа отношений со взрослыми и сверстниками. Развитие всех этих способностей в их единстве, способно обеспечить освоение школьной программы и составляет содержание психологической готовности к школе. В качестве основных компонентов психологической готовности к школьному обучению выделяются: социально-личностная, эмоционально-волевая и интеллектуальная готовность.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Необходимо выделить и " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">физическую готовность " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ребенка к школе: состояние его здоровья, физическое развитие, развитие анализаторных систем, мелких групп мышц, основных движений (бег, прыжки и т.п.).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Психические новообразования в дошкольном и младшем школьном возрастах.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дошкольный возраст " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Новообразования " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">развитие самосознания, соподчинение мотивов, произвольность поведения, потребность в общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Поведение становится более осознанным, ребенок может объяснить, почему он поступил именно так. Появляются суждения в отношении себя, которые достаточно обоснованы. Ребенок осознает себя во времени (настоящем, прошлом и будущем), осознает свои права и обязанности. Самооценка дошкольника эмоциональна и завышена. Это помогает осваивать новые виды деятельности. К концу возрастного периода возникает обобщение переживаний (механизм эмоционального предвосхищения).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Младший школьный возраст " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Новообразования " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">: " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">произвольность всех психических процессов " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> (кроме интеллекта); " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">внутренний план действий " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">рефлексия " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Ученик способен подчинять воле функционирование всех психических процессов, кроме мышления (это оптимальный период для его развития). Восприятие, внимание, память, речь и даже воображение младший школьник заставляет работать усилием воли, даже если материал не очень интересен.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Внутренний план действий начинается с внешнего, практического действия с материальными предметами, затем реальный предмет заменяется его изображением, схемой, после этого следует этап выполнения первоначального действия в плане «громкой речи», затем становится достаточным проговаривание этого действия «про себя» и, наконец, на заключительном этапе действие полностью усваивается и, преобразуясь качественно (свертывается, совершается мгновенно и т.д.), становится умственным действием, т.е. действием в «уме».

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Рефлексией, т.е. способностью оценивать собственные действия, умением анализировать содержание и процесс своей мыслительной деятельности, младший школьник только начинает овладевать. Необходимо учить рефлексировать.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3. Сравнительная характеристика ведущих видов деятельности дошкольника и младшего школьника. Структура, влияние на психическое развитие.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дошкольный возраст " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – ВВД – " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">игра " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. В игре развиваются психические процессы: память, внимание, мышление, речь, воображение. Изменяется мотивационная сфера: появляются новые мотивы (познавательные, соревновательные, нравственные), возникает желание учиться (сюжетно-ролевая игра «Школа»). Игра способствует формированию детского общества. Игра – это первая школа воли (подчинение различным требованиям). В игре начинается развитие произвольного внимания и произвольной смысловой памяти.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Младший " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> школьник " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – ВВД – " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">учебная деятельность " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> (УД). Структура УД:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1) мотивы учения;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2) учебные задачи;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">3) учебные действия;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">4) контроль/самоконтроль;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5) оценка/самооценка.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Продукт учебной деятельности " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">: внутреннее новообразование психики и деятельности в мотивационном, ценностном и смысловых планах, формирование знания и умения применять его для решения разнообразных практических задач.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">5. Содержание мотивационно-потребностной сферы в дошкольном и младшем школьном возрастных периодах.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дошкольный возраст " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Изменение в мотивах поведения:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">изменение их содержания, появление новых мотивов;
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">соподчинение, иерархия мотивов.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Поведение дошкольника регулируется разными мотивами:

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">мотивы, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремление действовать «как взрослый»;
    1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">игровые мотивы (любое дело ребенок может превратить в игру);
    2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">мотивы принятия и уважения, самоутверждения в группе сверстников;
    3. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">мотивы самолюбия и самоуважения;
    4. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">нравственные мотивы;
    5. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">познавательные мотивы;
    6. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">соревновательные мотивы.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Младший школьник " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Сохраняются игровые, познавательные, соревновательные, нравственные мотивы. Появляются мотивы, связанные с учебной деятельностью:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Внутренние (учебно-познавательные) " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, порожденные учебной деятельностью:

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) мотивы, связанные с ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">содержанием " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> учения (побуждает стремление узнавать новые факты, овладевать знаниями, способами действия, проникать в суть явлений);

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) мотивы, связанные с ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">процессом " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> учения (побуждает стремление к проявлению интеллектуальной активности, потребность думать, рассуждать на уроке, преодолевать препятствия в процессе решения трудных задач).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">2. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Внешние мотивы " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> – за пределами учебной деятельности (социальные):

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">а) " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">широкие социальные мотивы " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">: мотивы долга и ответственности перед родителями, обществом, классом; мотивы самоопределения и самосовершенствования;

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">б) " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">узколичностные мотивы " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">: мотивы благополучия (наказание и награда; угроза и требование; материальная выгода) и престижные мотивы: (давление группы, желание выделиться, занять определённое положение в группе).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Формируется мотивация достижения успехов и избегания неудач в УД, компенсаторная мотивация. Развиваются нравственные мотивы.

  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дошкольник и младший школьник, как субъект разных видов деятельности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Самостоятельно:

  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Ответить на вопрос: «В каких видах деятельности ребенок выступает в роли субъекта?»
  • " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Перечислить условия, необходимые для формирования позиции субъекта у дошкольника и младшего школьника в различных видах деятельности.
  1. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Условия, факторы и особенности развития личности в дошкольном и младшем школьном возрасте.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дошкольный возраст. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Развитие самосознания влияет на поведение детей, оно становится более осознанным, ребенок может объяснить, почему он поступил именно так. Самооценка эмоциональна и завышена. Это помогает осваивать новые виды деятельности. Дошкольнику легче оценить поступки другого, чем собственные. Вместе с тем, появляются суждения в отношении себя, которые достаточно обоснованы. Впервые появляется осознание переживаний и умение выразить их словами («я рад»). Ребенок выделяет себя по половому признаку, осознает себя во времени (настоящем, прошлом и будущем), осознает свои права и обязанности.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Для дошкольного детства характерна в целом спокойная эмоциональность, отсутствие сильных аффективных вспышек и конфликтов по незначительным поводам. Механизм эмоционального предвосхищения последствий деятельности (эмоциональный образ) – основа " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">эмоциональной регуляции действий " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> ребенка. Переживания становятся сложнее и глубже, появляется эмпатия (сочувствие). К концу дошкольного детства возникает обобщение переживаний (механизм эмоционального предвосхищения).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Младший школьник " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Проблема школьной успеваемости, оценки результатов учебной работы детей – центральная в младшем школьном возрасте. Оценка успеваемости изначально определяет социальный статус ребенка. Самооценка в процессе учебной деятельности становится более адекватной и дифференцированной. Идеалы конкретны, неустойчивы, внешне привлекательны.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В становлении самооценки большую роль играют " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">стиль семейного воспитания, принятые в семье ценности " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Отношение к себе как к ученику в значительной степени определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей. Родители задают и исходный уровень притязаний ребенка, то на что он претендует в учебной деятельности и отношениях. Например: дети с высоким уровнем притязаний вместе с родителями переживают как трагедию любые неуспехи в УД.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">В общении на первом месте – личность учителя. В начале обучения: ребёнок воспринимает других «через учителя»; отсутствует нравственная оценка одноклассников; нет подлинных межличностных отношений; отсутствуют коллективные узы. Учитель начинает давать индивидуальные и групповые общественные поручения. Постепенно выделяется классный актив, начинаются формироваться малые группы, выделяются лидеры.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> Увеличивается осознанность и сдержанность эмоций и чувств. Сохраняется большая " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">впечатлительность " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Проявляется дифференцировка в направленности чувств. Развиваются " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">нравственные, интеллектуальные " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> и " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">эстетические " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> чувства.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">8. Познавательное развитие ребенка в дошкольном и младшем школьном возрастах. Резервы умственного развития.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Дошкольный возраст " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">сензитивен для развития " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">памяти " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> (доминирует). Интенсивно развивается способность к запоминанию и воспроизведению. Дошкольник запоминает то, на что было обращено его внимание в деятельности, что произвело на него впечатление, что было интересно. Ребенок учится приемам запоминания и припоминания, учится повторять, осмысливать, связывать материал: от непроизвольности механического заучивания переходит к произвольному осмысленному запоминания.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Восприятие " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. В дошкольном возрасте происходит переход к использованию общепринятых сенсорных эталонов (геометрической формы, цвета, фонем или звуков родного языка, звуковысотной музыкальной шкалы). Позже развивается восприятие величины (в соотношении: больше-меньше), пространства (лево-право, верх-низ) и времени (утро - вечер - ночь; вчера - сегодня – завтра; минута - час - день - неделя - месяц - год; зима - осень - весна - лето). Характерно анализирующее " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">восприятие " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> (стадия перечисления).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">От непроизвольности, непреднамеренности ребенок переходит к возрастанию сосредоточенности и устойчивости " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">внимания " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, длительности сохранения материала в " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">памяти " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, наглядной образности " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">мышления " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, обогащению " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">воображения " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> и " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">речи " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, с помощью которой планируются действия и осуществляется контроль над ними.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Благодаря развитию элементарного словесно-логического " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">мышления " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> у старших дошкольников формируются моральные понятия, умение продумать план действия в уме и затем выполнить соответствующее действие.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">У дошкольника развивается фонематическая, грамматическая и синтаксическая стороны " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">речи " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, увеличивается словарный запас. Это период словотворчества. К концу дошкольного детства появляется осознание словесного состава речи и языковое чутье. Язык становится средством общения (переход к диалогу, контекстной речи).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Преобладает репродуктивное " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">воображение " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">, оно выполняет познавательную функцию и играет аффективно-защитную роль. Развивается интериоризация действий, все шире используются предметы-заместители.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> В " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">младшем школьном возрасте " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> главное значение приобретает дальнейшее развитие " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">мышления " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> (доминирует). Совершается переход от мышления наглядно-образного к словесно-логическому, понятийному мышлению (с опорой на наглядность). Появляются логические рассуждения, развиваются мыслительные операции, повышается гибкость, самостоятельность, критичность ума, способность к дедуктивным умозаключениям ;font-family:"Symbol"" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> растет самоконтроль.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Восприятие " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> недостаточно дифференцировано (т.е. ребенок может путать схожие по написанию буквы и цифры). К концу периода развивается синтезирующее восприятие (стадия описания). Воспринимаемое ребенку уже не мешает рассуждать и делать выводы. Нет жесткой зависимости от наглядной ситуации, от эмоций.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Память " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> развивается в 2-х направлениях: ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">произвольность " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> и ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">осмысленность " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. В отличие от дошкольника, младший школьник способен целенаправленно запоминать материал ему неинтересный. Младший школьник обладает хорошей механической памятью. Успешно запоминает непонятные тексты. Но могут возникнуть проблемы в обучении в средних классах, если строить обучение на механической памяти. Ребенок должен понимать и запоминать материал (осмысливать логически).

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Внимание " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">. Преобладает произвольное внимание. Внимание младшего школьника отличается большей устойчивостью (сосредоточенность на одном и том же деле до 20-25 мин.), улучшается распределение, переключение, возрастает объем.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Речь. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Интенсивно развивается монологическая речь, значительно расширяется словарный запас. Овладение письменной речью формирует умение преднамеренного изложения своей мысли, т.е. способствует произвольному и осознанному осуществлению устной речи. Усложняется структура общения, т.к. открывается возможность обращаться к отсутствующему собеседнику.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU"> " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Воображение. " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Становится более реалистичным, управляемым, подвержено внушению. Интенсивно формируется воссоздающее воображение. Возможно свободное фантазирование. Образы становятся более яркими, точными, определёнными, возрастает число отображаемых свойств, с преобладанием существенных (обобщение). Переход опоры с конкретного предмета на слово позволяет мысленно создавать новый образ.

" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">Таким образом, все психические процессы младшего школьника отличаются ;text-decoration:underline" xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">интеллектуализацией и произвольностью " xml:lang="ru-RU" lang="ru-RU">.

Психологические особенности обучения на разных возрастных этапах . Неразрывная связь обучения с развитием диктует возрастной характер обучения. Это означает, что на разных ступенях развития человека должно иметь свой специфический характер. Рассказывая о тех или иных особенностях построения обучения, мы старались приводить примеры, касающиеся как детей разного возраста, так и взрослых. Однако помимо общих закономерностей организации обучения, на каждом этапе онтогенеза оно имеет свои специфические, характерные только для этого возраста черты.

Психологический и паспортный возраст

Возраст человека всегда привлекал к себе внимание разных исследователей, теоретиков и практиков. На эту тему существуют разные анекдоты, например, что «возраст женщины может быть представлен следующим образом: девочка, девушка, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина, молодая женщина... умерла старухой», или что «родители должны помогать девочкам до 55 лет, а мальчикам до 60». Свидетельствуют они о том, что у человека может быть выделено много разных возрастов. Резкое омоложение спорта, произошедшее за последние 10-15 лет, часто сопровождается категоричными диагнозами медиков о том, что, например организм пятнадцатилетней гимнастки имеет сорокалетнюю изношенность. В то же время многие педагоги часто сетуют на то, что обучающиеся, несмотря на часто солидный возраст, оказываются инфантильными, то есть имеют сознание маленьких детей.

В последние годы разговор о соотношении реального или паспортного возраста и возраста психологического приобрел особую остроту в связи с проблемой психологической готовности детей к школьному обучению.

Несмотря на то, что в современные школы проходит довольно много детей, владеющих не только программой первого класса, но и предметным содержанием всей начальной школы, с каждым годом возрастает количество детей, которые не могут учиться. Они довольно уверенно себя чувствуют, когда речь идет о знакомом им материале, но когда речь идет об освоении чего-то нового (запись хода решения задачи), они испытывают значительные трудности. Психологи говорят, что эти дети психологически не готовы к школьному обучению. Среди них могут быть и пятилетки, и пятиклассники, т. е. дети совершенно разного паспортного возраста. И если это вполне понятно и даже закономерно в отношении пятилетних детей, то в случае с пятиклассниками отчетливо можно увидеть несовпадение психологического и паспортного возрастов. Данный факт совсем не означает, что такие пятиклассники имеют сниженное умственное развитие или они глупее тех своих одноклассников, которые могут учиться. Эта их особенность связана с отсутствием той психологической основы, того фундамента, на котором должна начать строиться учебная деятельность.

Несмотря на то, что проблема несовпадения паспортного и психологического возраста стала широко известной в связи с психологической готовностью к школьному обучению, она проявляется и во всех других аспектах жизнедеятельности человека. Можно вполне обоснованно говорить о психологической готовности к игровой деятельности, о наличии или отсутствии психологического основания для становления и развития понятийного научного мышления, о сформированное способностей для обучения в вузе.

Когда о возможности несовпадения психологического и паспортного возраста стало широко известно, возник естественный вопрос, какова причина феномена, чем отличаются взрослые и дети, у которых нет проблемы несовпадения возраста, от тех, у кого паспортный возраст намного опережает психологический, и может ли быть обратное соотношение, когда психологический возраст опережает паспортный.

Между паспортным и психологическим возрастами могут быть любые соотношения. В случае, когда они совпадают, можно говорить, что для субъекта были созданы (целенаправленно или случайно) все условия, при которых он мог развиваться полноценно, нормально — в соответствии с закономерностями психического развития. При этом в одном случае ему повезло с родителями или другими близкими родственниками, которые или владели соответствующими психологическими знаниями и умениями, или интуитивно подчиняли им свое общение и взаимодействие сначала с малышом, а потом уже и со взрослым человеком. В другом случае, как говорят верующие люди, у него очень хороший ангел-хранитель, который помогает при преодолении разного рода проблем и неприятностей не только не «ломаться», но и целенаправленно развиваться в логике закономерностей психического развития.

В случае, когда психологический возраст опережает паспортный, одни исследователи считают, что можно говорить об особых характеристиках субъекта, связанных с его одаренностью, высоко развитыми способностями или даже гениальностью. Другие подчеркивали, что такие случаи в большинстве своем означают, что человек «быстрее, нежели его сверстники, пробежал тот или иной период психического развития» (Д. Б. Эльконин).

Независимо от точки зрения ученых на такое соотношение психологического и паспортного возраста, необходимо отметить, что в любом случае — и при особых способностях, и при ускоренном темпе развития — субъект нуждается в определенных условиях, связанных с его психологическим возрастом или с закономерностями психического развития.

Отставание психологического возраста от паспортного, как правило, бывает связано с двумя видами факторов. Первый непосредственно связан с особенностями психофизиологического развития субъекта. При этом сюда можно отнести и недоразвитие мозга, и наличие серьезных соматических и даже психиатрических заболеваний, и леворукость, встречающуюся у многих современных людей. Второй касается разного рода социальных факторов, приведших к замедленному темпу психического развития. Их тоже можно условно разделить на две группы, одна из которых обусловлена гак называемой педагогической запущенностью, связанной с тем, что на детей мало обращали внимание, с ними мало общались и занимались, создавали условия, в которых они были максимально изолированы от человеческого общества. Другая причина замедленного психического развития связана с тем, что условия, в которых ребенок рос и развивался, никак не отвечали или даже противоречили закономерностям психического развития.

В ходе определения уровня психологической готовности к школьному обучению у детей из многодетных семей оказалось, что если старшими детьми в этой семье являлись девочки, они абсолютно не были готовы к школьному обучению. Хотя они казались намного старше своих сверстников из таких же семей, поскольку они могли легко управляться с младшими братьями и сестрами, умели приготовить еду, постирать белье, но совершенно не умели играть, и поэтому им было очень трудно учиться, несмотря на умственное развитие. Более того, когда в учении речь шла о простых вещах, которые можно легко представить — яблоки, пирожки, конфеты, они справлялись с заданиями, но когда речь шла об абстрактных вещах, они терялись. Причина этого в несоответствии условий их жизни и развития до школы условиям, необходимым дошкольникам для психологической подготовки к школьному обучению.

Несмотря на то, что существуют разные соотношения между психологическим и паспортным возрастами, любая связь предполагает обязательное участие обучающего в дальнейшем процессе обучения и развития. Конечно, роль обучающего будет зависеть и от соотношения паспортного и психологического возрастов, и собственно от психологического возраста обучающегося.

Если говорить о роли обучающего в связи с соотношением возрастов, то в случае, когда они совпадают, необходимо в дальнейшем или следовать имеющимся психологическим знаниям о логике развития в онтогенезе, или с помощью психолога определить необходимые условия, чтобы развивающийся (обучающийся) человек мог самореализоваться.

В случае, когда психическое развитие опережает паспортный возраст, надо создавать такую развивающую среду, чтобы пионеры в развитии на том или ином этапе не стали бы замыкающими или даже отстающими в следующем психологическом возрасте.

Очень хорошо известен феномен, когда человек, подающий большие надежды в одном возрасте, в следующем становится отстающим как в обучении, так и в развитии.

Если речь идет об отставании психологического возраста от паспортного, то роль обучающего и (или) развивающего заметно возрастает. Он должен уже не только учить и создавать условия для развития, но и корректировать соотношение психологического и паспортного возрастов. С этой целью необходимо выявить психологическую причину такого несовпадения, обеспечить этому обучающемуся индивидуальный подход, в большинстве случаев, особенно если речь идет о взрослых людях, поднять их самооценку и помочь поверить в себя и свои силы. Он обязательно должен заинтересовать обучающегося тем содержанием, с помощью которого будет ликвидировать их несовпадение. Все это невозможно без знания закономерностей психического развития в онтогенезе, потому что если у человека в каком-то из возрастных периодов произошло несовпадение паспортного и психологического возрастов, начинать его реабилитацию надо именно с этого возраста.

В этом смысле можно без преувеличения сказать, что психическое развитие — как многоэтажное здание, и если на каким-то этаже положили гнилые доски или использовали недостаточно качественный цемент, все последующее развитие будет тормозиться и провешиваться в образующуюся по истечении времени яму.

5. Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных этапах.

5.1.Личностные новообразования младенчества и раннего возраста.

Основанием того, что процесс формирования начинается гораздо раньше, являются следующие факты:

1. Никакое психологическое качество, ни одна форма поведения не появляется сразу в готовом виде. Ее внешнему проявлению предшествует достаточно длительный скрытый период развития (как у растения).

2. Многие качества личности и формы поведения становятся «видимыми» в жизни человека лишь, спустя, много времени.

3. Для проявления некоторых личностных качеств необходимы жизненные условия.

Вероятно, процесс личностного формирования ребенка начинается в течение одного года жизни, но вначале, происходит, скрыто для внешнего наблюдателя. Те качества, которые скрыты хуже, проявляются в следующих характеристиках: доброта, общительность, отзывчивость, внимательность, доверие к людям.

К этому же возрасту, несомненно, относится оформление качеств темперамента ребенка.

В возрасте около 8-12 месяцев у младенцев иногда возникают не совсем понятные страхи. В данный период времени страх играет роль полезной приспособительной реакции, которая оберегает ребенка от возможных неприятностей в незнакомой обстановке.

Наблюдение за поведением окружающих людей и подражанием им в раннем возрасте становится одним из основных источников личностной социализации ребенка. В течение первого года жизни к началу этого возраста у него, как мы видели, формируется чувство привязанности. Положительно: эмоционально окрашенная оценка со стороны родителей порождает у ребенка уверенность в себе.

Привязанность представляет собой общее социально-психологическое чувство, появляющееся в младенчестве у всех детей, и у животных. Благодаря привязанности удовлетворяются основные потребности младенца и детей более старшего возраста, снижается тревожность, обеспечивается субъективно и объективно безопасные условия для существования и активного изучения окружающей действительности.

Формирование личности в раннем возрасте связано со становлением самосознания ребенка. В период времени от 1-го года до 3-х лет происходит превращение ребенка из существа уже ставшего субъектом к существу, осознавшему себя как личность (новообразование «Я»).

Другие новообразования личностного характера:

Сравнивая себя с другими, появляется самооценка; - чувство гордости, чувство стыда, уровень притязаний;

Появляется потребность в самостоятельности – «Я-сам». Начинают складываться такие важные качества как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

При переходе от одного года к 2-му году жизни многие дети проявляют непослушание (кризис первого года жизни). С появлением самосознания постепенно развивается способность ребенка к эмпатии – пониманию эмоционального состояния человека.

В период от 1,5 лет до 2 лет – усвоение норм поведения. При переходе со 2года жизни на 3 открывается возможность для формирования у ребенка одного из наиболее полезных деловых качеств – потребности в достижении успешности:

Приписывание ребенком своих успехов и неудач обстоятельствам;

Способность различать задания разной степени трудности;

Характер обеспечения ребенком успехов и неудач других людей;

Умение развивать способности и прилагать усилия;

Ранний возраст связан с обретением ребенком речи, благодаря чему существенно ускоряется процесс развития самосознания ребенка, его личности в целом. Понимание и говорение позволяют корректировать поведение и уточнять требования.

5.2.Усвоение нравственных норм, мотивация, психические новообразования дошкольников.

Усвоение нравственных норм. Период от 3-х до 6-ти лет вносит большой вклад в психическое развитие. Весь период можно разделить на три части:

1.период 3-4 года – укрепление эмоциональной саморегуляции;

2. период 4-5 лет – нравственная саморегуляция;

3. период 6 лет – деловые качества ребенка;

В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении, в оценках, даваемых себе и другим людям, определенными нравственными нормами. У них формируются более или менее устойчивые моральные представления, а также способность к нравственной саморегуляции.

Источником моральных представлений являются взрослые, которые занимаются их обучением и воспитанием, а также сверстники. Нравственный опыт от взрослых к детям передается и усваивается в процессе обучения, наблюдения и подражания, через систему поощрений и наказаний.

Одну из главных ролей в личностном развитии ребенка играет мама. Одобрение – стимул поведения. Существенную роль играет оценка взрослых:

Первыми усваиваются нормы и правила «бытового» поведения;

Последними усваиваются нормы обращение с людьми;

Сюжетно- ролевые игры способствуют:

1) усвоению путем подражания (младшие дошкольники);

2) осознанию их сущности (старшие дошкольники);

В дошкольном возрасте возникает личностная и нравственная саморегуляция. К концу дошкольного возраста у большинства детей складывается определенная нравственная позиция, которой они придерживаются более или менее последовательно. Довольно рано возникает стремление к признанию и одобрению со стороны окружающих людей – ответственность и чувство долга.

Эмоционально-мотивационная регуляция поведения. В старшем дошкольном возрасте получают дошкольники, развитые мотивы общения, в силу которых ребенок стремится установить и расширить контакты. В старшем дошкольном возрасте добавляются новые мотивы общения: деловые (мотивы, побуждающие ребенка к общению ради решения задачи); личные (связанные с волнующими внутренними проблемами, хорошо или плохо); мотив учения (приобретение знаний, умений, навыков).

К старшему дошкольному возрасту у большинства детей возникает внутренняя, мотивационно-личностная готовность к учению, которая составляет центральное звено общей психологической готовности к переходу в следующий возраст. Желание заслужить похвалу и одобрение со стороны взрослых, установить и сохранить добрые отношения с людьми – значимый мотив в дошкольном возрасте. Второй мотив – стремление к самоутверждению. Дети придают большое значение оценкам, даваемым им взрослыми.

Развитие мотивации успешности проходит по следующим этапам:

1 этап – дети учатся различать задачи по степени трудности (младшие дошкольники)

Умение оценивать свои возможности (только начинается);

2 этап – в связи с результатом - положительные или отрицательные эмоции;

3 этап – самооценка;

4 этап – 4 года – оценивают свои возможности более реалистично;

5 этап – 4-5 лет – начинает формироваться представление о своих способностях;

6 этап – 6 лет – «способность» как причина успеха или неуспеха;

Особенности возрастного уровня формирования притязаний. 4 года – слишком сложные задачи ставит ребенок перед собой; 5-6 лет – более реализма, но тоже сложные; к 5-6 годам возникает соподчинение мотивов. Воспитывает и прошлое, и настоящее, и будущее.

Психологические новообразования. Под основными, как базовыми, качествами личности понимаются те, которые, начиная оформляться в раннем детстве, довольно скоро закрепляются и образуют устойчивую индивидуальность человека, определяемую через понятие социального типа или характера, личности. Это функциональные черты личности, доминирующие мотивы и потребности, другие свойства, по которым можно узнать человека. Основные личностные качества отличаются от других тем, что их развитие зависит от биологических обусловленных свойств организма (экстраверсия, интроверсия, тревожность и доверие, эмоциональность и общительность, невротичность). Самооценка появляется примерно к 3-4 годам на основе сравнения себя с другими людьми. Осознание как индивида – около 2-х лет. Поведение на основе прямого подражания – сензитивный период в развитии личности на основе подражания. В младшем и среднем дошкольном детстве продолжает формироваться характер (инициативность, воля, независимость).

В старшем дошкольном возрасте – обучаются общению взаимодействовать с окружающими людьми.

К среднему дошкольному возрасту – складывается умение и способность правильно оценивать себя, свои успехи, неудачи.

Новообразования появляющиеся в этот период:

1. В интеллектуальном плане выделились и оформились: внутренние (познавательные), умственные (личностные) действия и операции.

2. В дошкольном возрасте берет начало творческий процесс, в способности преобразовать действительность (игры, художественное творчество).

3. В познавательных процессах возникает синтез внутренних и внешних действий, объединяющихся в единую интеллектуальную деятельность.

4. В дошкольном возрасте соединяются воображения, мышление и речь.

5. Вершиной личностного развития ребенка в дошкольном возрасте является персональное самосознание.

5.3.Формирование личности в младшем школьном возрасте.

Мотивация. Ведущей для ребенка становится учебная деятельность (не только учебная, но и другие – игра, общение, труд; складываются деловые качества).

Особенности детей младшего школьного возраста:

1. безграничное доверие взрослым (учителям: подчинение, подражание);

самооценка непосредственно зависит от характера оценок, дававшихся взрослыми; самооценка может быть двух типов;

2. сознательная постановка многими детьми цели достижения успехов и волевая регуляция поведения (игра более длительное время);

3. мотив достижения успехов (стимулы и поощрения) и мотив избегания неудач (мало поощрений за успехи и наказание за неудачи).

На мотивацию достижения успеха влияет также два других личных образования: самооценка; уровень притязаний. В экспериментах было доказано у него из детей сильная мотивация достижения успехов – адекватное или умеренное повышение самооценки; высокий уровень притязаний. Что касается уровня притязаний: он зависит не только от успеха в учебе, но и от положения, занимаемого ребенком в системе взаимоотношений со сверстниками в коллективе; у детей, пользующихся авторитетом – адекватная самооценка. Младший школьный возраст – период формирования успешности. Трудолюбие и самостоятельность. Трудолюбие возникает как следствие неоднократно повторяющихся успехов при приложении достаточных усилий и получении ребенком поощрений за что-то. Благоприятные условия для развития у школьников трудолюбия создать то обстоятельство, что вначале учебная деятельность представляет для них большие трудности, которые приходится преодолевать:

1) адаптация к новым условиям (режим, обязанности, требования);

2) обучение счету, письму;

В становлении данного качества большую роль играет разумная, продуманная система поощрений ребенка за успехи. Она должна быть ориентирована на те достижения, которые трудны и определяются прилагаемыми усилиями. Большое значение имеет вера ребенка в свои успехи. Ее постоянно должен поддерживать и вселять учитель (тем больше, чем ниже самооценка и уровень притязаний, тем настойчивее может быть работа с этим ребенком).

Самостоятельность детей - сочетается с их зависимостью от взрослых, причем данный возраст может стать переломным, критическим для формирования этого качества личности. С одной стороны, доверчивость, послушание и открытость, если они чрезмерно выражены, могут сделать ребенка зависимым, несамостоятельным. С другой стороны, слишком ранний укор на самостоятельность и независимость может породить непослушание и закрытость. Воспитание самостоятельности и зависимости должно быть уравновешенным.

Средства и способы развития самостоятельности:

1) больше дел выполнять самостоятельно;

2) приветствовать стремление к самостоятельности;

3) уроки должны выполняться самостоятельно;

4) творческие дела, где становятся лидерами;

Усвоение норм и правил общения. С поступлением ребенка в школу происходят изменения в его взаимоотношениях с окружающими людьми, очень существенные:

1) прежде всего, увеличивается время на общение;

2) изменяется содержание общения (деловое);

3) в первом классе – больше общение с учителями;

4) в 3-4 классах – интерес к сверстникам;

5) меняются темы и мотивы общения;

На пороге школьной жизни возникает уровень самосознания детей («внутренняя позиция»). Эта позиция:

1) осознание отношения к себе;

2) к другим людям;

3) к событиям и делам;

Факт становления такой позиции внутренне проявляется в том, что в сознании ребенка выделяется система нравственных норм, которой он следует или старается следовать всегда и везде, независимо от обстоятельств.

С 5 до 12 лет представления о нравственности меняются от: нравственного реализма (твердое и весьма однозначное понимание добра и зла) к нравственному релятивизму (каждый имеет право справедливого отношения к себе). Реалист мыслит категориями авторитета, законы установлены властью и незыблемы, их нельзя менять. Ребенок – нравственный реалист спорную дилемму обычно решает в пользу послушания и подчинения. Более старшие дети (релятивисты) могут пренебречь мнением взрослого и поступить в соответствии с иными нормами морали. Реалисты – одно истинное проявление игры; Релятивисты – правила игры можно менять.

Изменения в психологии младшего школьника:

1. Происходит значительное расширение и углубление знаний, совершенствуются умения и навыки (общие и специальные способности).

2. Происходит значительное увеличение индивидуальных различий между детьми – дифференциация в процессе обучения.

3. Стимулирование и психическое использование мотивации достижения успехов в труде, игре.

4. Формирование через общение: признания, одобрения со стороны взрослых, стремление получить высокую оценку.

5. Повышающее значение для детей приобретают отношения со сверстниками – формируется социальный престиж.

Литература

Божович Л.И. Личность и ее развитие в детском возрасте. - М., 1968.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. - М., 2000.

Немов Р.С. Психология. В 3-х т. Кн. 2. - М., 2001, 686 с.

Обухова Л.Ф. Детская возрастная психология: Учебное пособие для вузов. - М.: Педагогическое общество России,2000.-443 с.

Вопросы для самостоятельного контроля знаний по теме «Формирование и развитие личности ребенка на разных возрастных этапах»:

1. Какое место занимает страх в формировании личности младенца?

2. В какой период раннего возраста происходит усвоение норм поведения?

3. Назовите три периода усвоения норм поведения дошкольников.

4. По каким этапам происходит развитие мотива успешности у дошкольников.

5. Назовите новообразования в дошкольном возрасте.

6. Какое главное качество характерно для младшего школьного возраста.

Воспитание предусматривает обязательное психологическое сопровождение. Его цель состоит в создании таких условий, которые помогают ребенку стать главным действующим лицом своей жизни. Психологическое сопровождение помогает формировать личностный выбор, самостоятельное жизненное определение.

При этом обязательно учитываются принципы возрастной периодизации, так как особенности воспитания на разных возрастных этапах являются базой, на которой строится вся воспитательная система.

Психология выделяет несколько этапов развития ребенка, каждый из которых имеет свои особые черты.

Рассмотрим подробно каждый из них.

Этап 1. Зачатие

Современные психологи уверенны, что особенности психики малыша начинают формироваться в утробе матери.

Положительное или отрицательное воздействие на этот процесс оказывают эмоции взрослых по поводу возникновения новой жизни. Если появление малыша долгожданное и значимое событие, то крошечное существо внутри матери чувствует это и находится в состоянии психологического комфорта.

То, как мать переносит беременность, тоже является важным фактором для здорового психологического микроклимата малыша. Даже если ребенок долгожданный, мать испытывает многочисленные страхи по поводу возможных осложнений во время родов. Физиологические изменения, сбой гормонального фона также накладывает отпечаток на самочувствие будущей мамы, а этот дискомфорт чутко ощущает малыш.

Ощущение комфорта и гармоничных отношений между родителями помогают в развитии, а ситуации стрессов, страхов и плохого настроения матери негативным образом сказываются на крохе.

В то же время учеными доказан тот факт, что эмбрион не един с матерью, хотя они тесно взаимосвязаны. Кроха уже в утробе проявляет самостоятельность жизнедеятельности, имеет силы противодействовать негативному психологическому влиянию.

Третья неделя жизни эмбриона характеризуется началом формирования спинного и головного мозга. Восьмая неделя – функционированием нервной системы.

Начиная с двенадцатой недели, малыш может двигаться.

Седьмой месяц станет переломным в формировании психического развития крохи: у него появляется множество рефлексов. Он слышит голоса, при этом различает знакомые и незнакомые ему звуки.

Будущие родители должны способствовать благоприятному психологическому состоянию малыша. Важны прогулки на свежем воздухе, общение с крохой, причем беседы должны вестись папой и мамой. Весьма благотворное влияние оказывает прослушивание музыки, особенно классической.

Этап 2. Младенчество

Боль и страх во время родов ощущает не только женщина, которая помогает малышу появиться на свет. Эти же ощущения испытывает кроха. Помимо физической боли и дискомфорта, ребенок получает серьезную психологическую травму, расставаясь с утробой матери. Ведь все это время он находился под надежной защитой материнского организма, где было тепло и уютно.

До рождения малыш не ощущал свой вес, а попав воздушное пространство, ощущает груз силы тяготения.

Страх, беззащитность перед окружающим не покидают его. В этот момент так важно, чтобы рядом был тот самый близкий человек, с которым было тепло и комфортно раньше. Голос мамы младенец узнает из тысячи голосов, ее прикосновения не перепутает ни с чем.

Переходом от новорожденного к младенцу считаются первые проявления эмоциональных реакций малыша на взрослого человека.

Если малыш по каким-то причинам был разлучен с матерью в первый год своей жизни, то это обязательно вызовет нарушения в развитии психологической адаптации крохи.

Психологами отмечены многочисленные расстройства в поведении и развитии малышей, которые в этом возрасте находились в специализированных учреждениях. Невзирая на то, что за малышами там осуществлялся надлежащий уход, смертность младенцев была высокая.

Более того, зафиксировано, что малыш сможет любить окружающих настолько, насколько он получил любовь в младенческом возрасте.

В младенчестве начинает формироваться доверие к окружающему миру. С помощью родительской любви происходит сокращение негативной психологической травмы, полученной крохой при родах.

Доказано, что это доверие к миру возникает не от того, каким качественным был уход за малышом, а от того, сколько любви и нежности получила кроха, когда этот уход осуществлялся.

В этом возрасте у ребенка формируется первое осознание собственного «я». Причем осознание это происходит на физическом уровне. Малыш чувствует собственное тело, утверждаясь, таким образом, в собственном существовании.

Роль телесного контакта с родителями сейчас очень велика. С помощью физического контакта происходит осмысление малышом наличия собственных частей тела. Ручки, ножки, ушки, головка малыша являются персонажами игр, сюжет которых не так важен для крохи: он еще не понимает всего, что говорят ему родители. Однако он чутко ощущает интонацию и настроение взрослых, учится взаимодействовать с частями собственного тела, познает их возможности.

Уже с этого возраста ребенок должен чувствовать, что его семья – надежная опора и защита от всех жизненных невзгод. Поэтому гармоничные отношения между супругами на этом этапе содействуют развитию здоровой психики ребенка.

Задача родителей — привить необходимость общения, потребность в другом человеке. Поэтому взрослые должны как можно больше разговаривать с малышом, читать сказки, петь детские песенки. Неважно, что кроха еще не все понимает из того, что говорят взрослые. Здесь важен сам процесс общения, благодаря которому происходит формирование здорового и гармоничного мироощущения младенца.

Этап 3. Начало детства

Возраст с года до трех психологи называют ранним детством.

Малыш, хотя и нуждается в постоянной помощи и поддержке взрослых, уже не такой беспомощный, как раньше. Кроха начинает ходить, способен какое-то время играть без присутствия взрослых. Начинает проявляться относительная самостоятельность действий.

Дети, которые научились ходить, испытывают противоречивые желания: им хочется постоянно находиться рядом с мамой и в то же время самостоятельно познавать мир.

Это время первых запретов, ограничений действий малыша. Задача родителей состоит в том, чтобы научить кроху справляться с эмоциями, приучить к дисциплине и аккуратности.

Взрослые в это время должны использовать принципы воспитания, которые базируются на помощи без авторитарного навязывания определенных действий. Родительский контроль должен быть четким, последовательным и мягким. В обратном случае взрослые рискуют вызвать у малыша страх, стыд, неуверенность в собственных силах.

Малыша важно начинать приучать к самостоятельности, мягко и ненавязчиво подводя его к таким действиям, которые нужны родителям. Это касается вопросов приучения к туалету, принятия пищи и уборке игрушек.

Приучая кроху к самостоятельности в бытовых вопросах, родители научат его занимать себя в свободное время.

Взрослым важно комментировать все действия маленького человека, поощрять или осуждать его поступки. Ребенок нуждается в четком руководстве, которое показывает, как влияет поведение крохи на окружающих. Здесь важно понять, что осуждаются или хвалятся поступки малышей, а не сами дети.

От года до трех лет дети осознают значение предметов и те функции, которые выполняют вещи в повседневном обиходе.

Малыши этого возраста не только выполняют действия, показанные взрослыми, но и копируют то, что видели: катят коляску, целуют куклу и т. д.

Родители, принимающие активное участие в играх малышей, должны ненавязчиво подсказывать, какие возможности имеет та или иная игрушка, как можно ей поиграть. Не стоит навязывать определенный сюжет, малыши справятся с этой задачей сами. Задача взрослых подобрать такие развивающие игрушки, которые имитируют жизнь людей с их повседневными занятиями.

Этот возраст позволяет прививать малышу такие качества, как сочувствие, понимание, помощь. В этом деле главную роль сыграют отношения взрослых людей в семье. Можно говорить малышу, что папа не может с ним сейчас поиграть, потому что очень устал на работе, или нужно помочь сестренке собрать игрушки, потому что она еще маленькая.

Ни в коем случае родители не должны выяснять отношения при ребенке. Малыш сейчас занимает позицию наблюдателя и, как ни странно, в первую очередь перенимает негатив в характерах и отношениях родителей.

Взрослые должны четко согласовать линию поведения и воспитания, все требования, предъявляемые к малышу, должны быть едиными.

Данный возраст дает прекрасную возможность познакомить кроху с социумом и отношением в нем. Необходимо предоставить малышу возможность общаться со сверстниками, выстраивать доброжелательные отношения с ними. Совместные игры способствуют проявлению сочувствия, помощи.

Приближаясь к рубежу двухлетнего возраста, дети начинают осознавать свою принадлежность к определенному полу. Мальчики стремятся выйти из-под материнской опеки, девочки нуждаются в ней еще больше, чем раньше.

2 года – возраст, когда малыш впервые осознает значение слова «я». Начинается формирование личности.

Кроха всячески пытается затеять игру среди взрослых, словно боясь, что о нем забудут. Он постоянно задает вопросы, интересуется всем, что происходит вокруг его родителей. Таким образом, он подтверждает факт нахождения себя в мире.

Определяющими потребностями детей этого возраста являются следующие факторы:

  • Необходимость в отношениях, в которых есть теплота и доверие;
  • Наличие четкого руководства, а также подсказки в самостоятельных решениях;
  • Потребность в возможности самовыражения.

Если семья обеспечила для малыша все необходимые условия для развития, формирование возрастных психических процессов у крохи пройдет успешно.

Этап 4. Перед школой

Данный этап характеризуется интенсивным развитием внутренних органов детей, увеличением роста и веса. Формируется личностное отношение к окружающему. Однако в этом возрасте малыш еще очень уязвим психологически, он нуждается в различных указаниях со стороны взрослых.

Усиливаются наблюдательные и познавательные функции: малыши тщательно изучают предметы, интересуясь их признаками и свойствами.

Это время первых оценок эстетического характера.

Память и внимание развиваются непроизвольно, стихийно: малыш запоминает только то, что ему интересно или привлекает внимание.

Начинает развиваться воображение, формируются коммуникативные навыки. Следовательно, малыш выходит на новую ступень личностного развития.

В этом возрасте практически все дети посещают дошкольные учреждения. Требования к ним становятся более жесткими. Следствием этого являются изменения во взаимоотношениях с взрослыми и ровесниками.

Начинает зарождаться внутренний психологический конфликт между желаниями и невозможностью воплотить их в жизнь.

Данный конфликт характеризуется следующими проявлениями:

  • Отказ от выполнения указаний взрослых;
  • Упрямое настаивание на собственной точке зрения;
  • Протест против существующих порядков в детском саду или семье;
  • Обесценивание позиции взрослых, которое проявляется в бунте против родителей и воспитателей.

Для того чтобы максимально смягчить проявления данного кризисного периода важно вовлекать малыша в новые виды деятельности, давать возможность проявлять инициативность и самостоятельность, поощрять личностный рост.

Возраст от трех до семи лет – время проявления первых нравственных взглядов: малыш понимает, что необходимо заботиться о других людях.

Семья продолжает занимать лидирующие позиции в воспитании малыша. Ребенок не только перенимает отношения родителей, но и опирается на принципы, заложенные в семейных традициях. Он внимательно слушает разговоры взрослых и перенимает их оценку действительности.

По мере становления личности малыш отличает хорошее от плохого, учится оценивать реакцию взрослых на различные действия. Ему важно убедиться, что он все понял правильно. Именно поэтому дети в этом возрасте предрасположены к ябедничеству. И делают они это не для того, чтобы Петю или Васю наказали, а чтобы убедиться, что они поступают неправильно, когда дерутся с девочкой, рвут книги и т. д.

Третий год жизни малыша характеризуется стремлением играть коллективно. Ведущей деятельностью становятся сюжетно-ролевые игры. С их помощью развивается чувство товарищества, взаимопомощи, умение подчиняться и руководить.

Развивается самооценка, то есть умение оценивать собственные поступки, мысли и возможности. Правильная самооценка рождается через умение оценивать другие личности. Здесь превалирующим значением обладает оценивание детских поступков родителями, когда взрослыми подчеркиваются хорошие поступки, а не делается акцент на плохих.

Внешняя, социальная оценка со временем переходит во внутреннее убеждение о собственных возможностях.

Постепенно ребенок приближается к известному кризису семилеток, так как происходит резкая смена социального окружения. Вновь происходит ужесточение требований, ребенок поднимается на новую ступень притязаний.

Однако семилетний возраст может наступить с достаточным психологическим комфортом для ребенка. Важно, чтобы родители не впадали в крайности, описывая предстоящую учебу: не стоит запугивать малыша, но и в розовых красках рисовать картину тоже не нужно. Ребенок должен понимать, что учеба – это ежедневный труд, который необходим каждому человеку.

Этап 5. Начало школьной жизни

Возраст от 7 до 11 лет является переломным в формировании личности ребенка. Школа становится сосредоточением социальной жизни малыша, учитель принимает на себя в какой-то степени функцию родителей.

Успех или неудачи в начале учебной деятельности могут кардинально поменять устойчивость психики детей. Через отношения с ровесниками и учителем формируется психологическое мироощущение малыша.

Роль учителя в этом процессе огромна. Малыш имеет неустойчивую самооценку, которая меняется в зависимости от ситуации успеха или неуспеха в учебной деятельности. Формирует эту самооценку учитель.

Если педагог требователен, но справедлив, то отношение к учебе у ребенка будет положительным: он будет нацелен на ситуацию успеха. От того, какую оценку деятельности малыша дает учитель, во многом будет зависеть оценивание ситуации ровесниками и самим ребенком.

Ошибки первого учителя приводят к ощущению безвыходности, страха, чувству неполноценности у учащихся.

Однако даже при некомпетентном подходе педагога ситуация может сложиться благоприятно. Произойдет это в том случае, если на помощь малышу в это непростое для него время придут родители. Если малыш чувствует защищенность и поддержу родителей, то у него вырабатывается своеобразный «иммунитет» перед социальными стрессами.

Но если ребенок не чувствует такой поддержки, а семья недовольна результатами его учебной деятельности, предъявляя завышенные требования, то ситуация психологической катастрофы будет неминуема.

Психологами выделены пять видов неправильного психологического развития детей младшего школьного возраста. Дадим их краткий обзор.

  • «Хронически» неудачный старт. Первые попытки учебной деятельности не увенчались успехом. У ребенка зарождается страх и неуверенность перед учебой.
  • «Полет фантазии». Малыши живут в своей реальности, которая очень далека от школьной действительности.
  • Демонстрация негатива. Такие дети пытаются получить внимание учителя и сверстников любой ценой, чаще всего нарушая дисциплину.
  • Вербальная демонстрация. Данный тип учащихся отличается завышенной самооценкой, которую всячески поощряют родители.
  • Интеллектуалы. Дети с отлично развитым критическим и логическим мышлением, однако коммуникативные возможности у них слабее.

Задача психологов, педагогов и родителей, которые знают особенности развития малышей в этот возрастной период, предотвратить ситуацию неуспеха для дальнейшей успешной учебной деятельности.

Этап 6. Подростки

Важный период в развитии, который связан с попытками самоопределения и самореализации.

Подросток все больше отдаляется от родителей, стремясь к самостоятельности. Усиливается роль межличностных отношений, планируется будущая взрослая жизнь.

Важная потребность этого возраста – независимость во всем, желание чувствовать себя взрослым. Первая любовь, группы по интересам и убеждениям, желание выделиться – главные принципы подросткового возраста.

При неблагоприятном психологическом климате в семье происходят многочисленные конфликты старшего и младшего поколения. Подростки хотят достигнуть всего и сразу, проявляя негативизм по отношению к позициям старших. Однако, как правило, большинство из них еще не умеют четко формулировать жизненные цели, не знают, как и каким образом можно добиться желаемого.

Задача родителей и педагогов в этот период ненавязчиво предлагать помощь в самоопределении подростков, давать понять, что взрослые – друзья, готовые помочь, а не навредить.

Этап 7. Начало взрослой жизни

С 15 до 18 лет формируется личностное сознание юношей и девушек. Им все меньше хочется бунтовать, они стремятся к самоопределению, выбору дальнейшей профессиональной сферы деятельности.

Попытки найти свое предназначение на профессиональном и личном поприще, четкое осознание своего места в жизни – главные черты присущие этому возрасту.

Желание быть не таким как все, юношеский максимализм помогают добиться успеха в учебной деятельности, если эти качества направлены в правильное русло, снабжены поддержкой и одобрением родителей и педагогов.

Это возраст ярко выраженной сексуальности. Чувства играют важную роль в этот период, и взрослые должны это учитывать.

Зная особенности возрастного развития детей, педагоги и родители смогут наладить тесный психологический контакт с ними, помогут пережить все кризисные периоды и оказать необходимую поддержку на всех возрастных этапах.



Просмотров