Что делать если потерял паспорт счетчика воды. Что делать если утерян технический паспорт счетчика на воду

ЕГЭ Задание 24

1.Среди предложений 10-15 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи лексического повтора. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(10)Ближе к западному краю к его ясной лазури примешивалась трудноуловимая жемчужная муть. (11)Я долго лежал под этим небом. (12)Ощутив голод, пожевал сухарей. 13) Наевшись сухарей и почувствовав жажду, сделал пару глотков из своей фляги. 14) Пригревшись на солнышке, даже вздремнул.(15)3а это время меня никто не потревожил, ни один человек не прошёл по дороге, на обочине которой я расположился.

2.Среди предложений 31-35 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(31)Я дочитывал мамино письмо со слезами на глазах. (32)Из дали прошедших лет я снова услышал её тёплый голос, который принёс мне любовь и утешение, как «незаслуженное земное блаженство».(33)И тогда я подумал, что наша любовь - это нить, которой мы привязаны к любимому человеку. (34)Кто любит, у того сердце цветёт и благоухает, и он дарит свою любовь так, как цветок свой запах. (35)Такой человек не чувствует себя одиноким.

3.Среди предложений 37-43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения, синонимов и форм слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(37)Кажется, в их душах живёт смутное представление о каком-то неведомом крае, где жизнь праведнее и лучше. (38) Но ещё вернее будет сказать, что они от чего-то бегут. (39)А бегут, конечно, от тоски - этой совсем особенной, непонятной, невыразимой, иногда беспричинной русской тоски.(40)В «Борисе Годунове» Мусоргским с потрясающей силой нарисован своеобразный представитель этой бродяжной России - Варлаам. (41) Мусоргский с несравненным искусством и мощью передал мироощущение этого бродяги - не то монаха-расстриги, не то просто какого-то бывшего церковного служителя. (42)Тоска в Варлааме бездонная, как океан. (43)Куда бы этот бродяга ни пошёл, он идёт с готовым сознанием своей абсолютной ненужности.

4.Среди предложений 56-61 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи форм слова и указательного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(56) Почему же так долго не мог взяться художник - признанный мастер пейзажа - за кисти и краски? (57)Чего он ждал, чего ему не хватало? (58)Он ждал и нашёл наконец такой момент, когда в природе вдруг всё стало меняться. (59)Теперь он мог показать природу в движении. (60)«Грачи прилетели!» - так сказалось, так и назвал он свою картину, ставшую впоследствии знаменитой. (61)В этой картине он выразил всё, что томило его, чего ожидал он с таким нетерпением, - первое дуновение весны.

5. Среди предложений 3–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(3)Но вот однажды, когда разгулялся на море шторм, кончилась дружба двух приятелей: одного из них подхватила забежавшая на берег волна и унесла с собой далеко в море. (4)Другой камень, уцепившись за гнилую корягу, сумел удержаться на берегу и долго не мог прийти в себя от страха. (5)А когда немного успокоился, нашёл себе новых друзей. (6)Это были старые, высохшие и потрескавшиеся от времени комья глины. (7)Они с утра до вечера слушали рассказы Камня о том, как он рисковал жизнью, какой подвергался опасности во время бури.

6. Среди предложений 31−41 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи притяжательного местоимения. Напишите номер этого предложения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(31)Крики остановились в той стороне толпы, с которой шёл ребёнок, и толпа, расступаясь перед ним, как перед силой, пропускала ребёнка всё ближе и ближе к отцу.

(32)−Тебе сколько лет, мальчик?

(33)−Что вы с батей хотите делать? − отвечал мальчик.

(34)−Иди домой, мальчик, иди к матери, − сказал мальчику один из мужчин.

(37)−У него нет матери! − крикнул он на слова того, кто отсылал ребёнка к матери.

(38)Всё ближе и ближе протискиваясь в толпе, мальчик добрался до отца и полез к нему на руки. (39)В толпе кричали всё то же: (40)«Убить! (41)Повесить!»

7.Среди предложений 14−20 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи противительного союза. Напишите номер этого предложения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

− (14)Ишь ведь испужался, ай-ай! – качал он головой. – (15)Полно, родный. (16)Ишь, малец, ай!

(17)Он протянул руку и вдруг погладил меня по щеке.

− (18)Полно же, ну, Христос с тобой, окстись.

(19)Но я не крестился: углы моих губ вздрагивали, и, кажется, это особенно его поразило. (20)И тогда Марей протянул свой толстый, с чёрным ногтем, запачканный в земле палец и тихонько дотронулся до вспрыгивающих моих губ.

8. Среди предложений 50−62 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи союза, указательного местоимения и однокоренного слова. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(50)А мне было всё равно: я его любила и ничего не боялась. (51)Утром, перед восьмью часами, когда начинался врачебный обход, показывали мне через плёнку: «Беги!» (52)На час сбегаю в гостиницу. (53)А с девяти утра до девяти вечера у меня пропуск. (54)Ноги мои посинели до колен, распухли, настолько я уставала. (55)Но моя душа была крепче тела… (56)Моя любовь…

(57)Понимаю: о смерти люди не хотят слушать. (58)О страшном…

(59)Но я вам рассказала о любви… (60)Как я любила... (61)И люблю…

(62)А когда есть такая любовь, нет страха, нет усталости, нет сомнений, нет препятствий.

9. Среди предложений 1-9 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи контекстного синонима. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(1)- Мне в Борисоглебский переулок, - сообщила я молодому таксисту, - дом-музей Марины Цветаевой.

(2)- Парень включил навигатор, стал всматриваться в карту маршрута.

(4)- Кто жил? - переспросил он через минуту.

(5)- Цветаева, поэт, знаете?

(6)Он улыбнулся:

(8) Такого ответа я никак не ожидала. (9)В принципе, размышляла я, уставившись в окно перед собой и изредка косясь на водителя, симпатичного и блондинистого, человеком можно быть хорошим... и не знать поэтов-писателей.

10. Среди предложений 1–7 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью определительного, указательного и личного местоимений.

(1)Я получил недавно письмо, в котором школьница пишет о своей подруге. (2)Учительница литературы предложила этой подруге написать сочинение об очень крупном советском писателе. (3)И в этом сочинении школьница, отдавая должное и гениальности писателя, и его значению в истории литературы, написала, что у него были ошибки. (4)Учительница сочла всё это неуместным и очень её бранила. (5)И вот подруга той школьницы обращается ко мне с вопросом: можно ли писать об ошибках великих людей? (6)Я ей ответил, что не только можно, но и нужно писать об ошибках великих людей, что велик человек не тем, что он ни в чём не ошибался. (7)Никто не свободен от ошибок в нашей жизни, в нашей сложной жизни.

11. Среди предложений 64-72 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи собирательного числительного. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

(64)Бубенчиков передразнивал походку Пауля Сеппа. (65)Анна Сергеевна нашла, что очень похоже и очень смешно, и засмеялась. (66)Козовалов сардонически улыбался.

(67)Лиза обернулась к матери и крикнула:

Мама, поди сюда! (68)Она и Пауль Сепп остановились у края дороги. (69)У обоих были счастливые, сияющие лица.

(70)Вместе с Анною Сергеевною подошли Козовалов и Бубенчиков. (71)Козовалов сказал на ухо Анне Сергеевне:

А нашему эстонцу очень к лицу воинственное воодушевление. (72)Смотрите, какой красавец, точно рыцарь Парсифаль.

12. Среди предложений 44–54 найдите такое, которое связано с предыдущим с помощью сочинительного союза и форм слова. Напишите номер этого предложения.

(44)А ты попробуй удивиться. (45)Всё в этом мире непросто. (46)Всё находится во взаимосвязи. (47)Поэтому существуют прекрасные вещи и прекрасные сказки. (48)Поэтому существуют мечты и реальность.

(49)Поэтому существуют дружба и борьба. (50)И настоящая музыка, и настоящая живопись, и настоящие стихи.

(51)И поэтому люди бывают счастливы.

(52)Жизнь удивительна. (53)И люди тоже удивительны. (54)И каждый, если бы захотел, мог бы увидеть и узнать в тысячу раз больше, чем знает и видит.

Задания оставлены по материалам сайта «Решу ЕГЭ»

https://rus-ege.sdamgia.ru/test?theme=253

Теория для Задания №24 ЕГЭ 2019 по русскому языку

Для выполнения задания 24 нужно знать следующие определения:

Прямое/переносное значение слова (метафора, метонимия, синекдоха)

Синонимы (контекстный синоним)

Антонимы (контекстный антоним)

Фразеологизмы

Заимствованные слова

Лексика пассивного запаса (историзмы, архаизмы, неологизмы)

Ограниченная в употреблении лексика(профессионализмы, просторечная лексика, жаргонизмы, диалектизмы)

Стилистически нейтральная, книжная, разговорная лексика

Формулировка задания:

«Из предложений 13–15 выпишите синонимы (синонимическую пару)».

ТЕОРИЯ.

Лексическое значение слова

Слова могут иметь:

Прямое значение – первоначальное, исходное значение слова.

Переносное значение – вторичное значение, возникающее на основе первого. (Он повесил картину на стену. Слово повесил имеет прямое значение. – На него повесили много работы «Повесили» использовано в переносном значении).

Перенос по какому-либо сходству (цвет, форма, функция) называется метафорой. (Глазное яблоко – сходство по форме; он не сдал экзамен, и теперь у него хвост – сходство на основе функции).

Перенос названия с одного предмета на другой на основе смежности этих предметов называется метонимией. (Золото на пальце, хрусталь на полках, Пушкин в сумке, съел тарелку).

Одной из разновидностей метонимии является синекдоха . Синекдоха – перенос названия целого на его часть или наоборот. (Эй шляпа, куда идешь? Лишний рот в семье).

Синонимы

Контекстные синонимы – слова, имеющие сходное значение только в пределах предложенного текста. За пределами контекста такие слова не являются синонимами. (Контекстные синонимы глагола говорить. Марья Кирилловна сыпала про близких, он молчал. Деду никто не верил. Даже сердитые старухи шамкали, что у чертей отродясь не было клювов (Пауст.))

Антонимы

(Белый-черный, говорить-молчать, добро-зло)

Контекстные антонимы — слова, находящиеся в антонимических отношениях только в условиях определенного контекста. Они могут иметь разные грамматические формы и относиться к разным частям речи. (Я глупая, а ты умен, живой, а я остолбенелая (М. Цветаева))

Омонимы

Омонимы бывают полными и частичными.

Полные омонимы — это слова одной части речи, у которых совпадают все грамматические формы. Например: ключ (которым открываем дверь) и ключ (источник воды).

Частичные омонимы — это слова, у которых не все грамматически формы одинаковы.

Фразеологизмы

Это устойчивые, неделимые, несвободные словосочетания, которые сохраняются в памяти и используются вместе всегда в одном определенном значении. Как правило, значение фразеологизмов не лежит на поверхности. Фразеологизм — это не сумма значений слов, а одно значение для нескольких слов, объединенных в словосочетание.

Заимствованные слова

Примеры: математика (из греческого), жемчуг (из тюркских языков), сельдь (из скандинавских языков), галстук (из немецкого), матрос (из голландского), футбол (из английского), бульон (из французского), соната (из итальянского), гитара (из испанского), пельмени (из финского), хутор (из венгерского).

Лексика пассивного запаса (устаревшая или еще недостаточно известная)

Историзмы — устаревшие слова, вышедшие из употребления в связи с исчезновением реалий действительности, которые они обозначали. (Пример: бурмистр, боярин и т.д.)

Архаизмы — устаревшие слова, заменённые современными синонимами. (Ланиты — щёки, длань-ладонь)

Неологизмы — это новые слова, появившиеся недавно в связи с возникновением новых реалий. (В свое время это были такие слова, как комсомол, пионер.)

Ограниченная в употреблении лексика

Диалектизмы — это слова, используемые только на определенных территориях. Примеры: жОна вместо жена, векша — белка (северный диалект).

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Изобразительно-выразительные средства языка Подготовка к ЕГЭ. Задание В 8

Изобразительно-выразительные средства языка тропы стилистические фигуры

Тропами называются обороты речи, в которых слово или словосочетание употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. Тропами являются: эпитет сравнение метафора олицетворение метонимия синекдоха перифраз гипербола литота

Метафора - это слово или выражение, употребленное в переносном значении. По существу, метафора – это свернутое сравнение, которое всегда можно «развернуть» в настоящий сравнительный оборот. В основу метафоризации может быть положено сходство самых разных признаков: По расположению: на груди утеса-великана, голова и хвост поезда, подошва горы По цвету: золото волос, шоколадный загар По размеру, количеству: океан слез, гора книг, море рук По характеру звучания: дождь барабанит, визг пилы, стоны сосны, вой ветра, заржал в ответ на шутку По степени ценности: жемчужина поэзии, золотой работник, соль статьи По производимому впечатлению: теплый прием, ледяной взгляд, кислая мина, сладкие речи По форме: луковка церквей, лента дороги

Метафора делает образ неожиданным, запоминающимся. Найдите метафору: Догорит золотистым пламенем из телесного воска свеча, и луны часы деревянные прохрипят мой двенадцатый час. (C .Есенин) Бродячая толпа облаков… Барка жизни встала. (А.Блок) Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Воспоминание безмолвно передо мной свой длинный развивает свиток. Зима мягко и сыро лежала на крышах. (К. Паустовский)

Метонимия – перенос названия с одного предмета на другой на основании смежности (перенесение свойств предмета на сам предмет). Могут переноситься: Название помещения, территории на людей, живущих, работающих там: Вся школа пришла на стадион поболеть за свою команду. Москва снова готова голосовать за своего мэра. Название сосуда, емкости на его содержимое: Съел две тарелки, попросил третью. Выпейте еще чашечку. Название вещества на изделие из него: выставка старинного фарфора; дама вся в мехах. Имя автора на его творения: люблю Чехова, выставка Сурикова; достать с полки Бунина. Название географического пункта на то, что там производится: она коллекционирует гжель; запретили продажу боржоми Название орудия на действия, производимые им: Их села и нивы за буйный набег обрек он мечам и пожарам.

Метонимические замены позволяют сделать мысль более яркой, лаконичной, выразительной, придают изображаемому предметную наглядность. Найдите метонимию: Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый! Нет, не пошла Москва моя к нему с повинной головою. Янтарь на трубах Цареграда, Фарфор и бронза на столе, И, чувств изнеженных отрада, Духи в граненом хрустале. И едва ли кто в городе спал: Ночью пушечный гром грохотал. Не до сна! Вся столица молилась, Чтоб Нева в берега воротилась. Витрины были уставлены старинной бронзой. Театр уж блещет… Аудитория внимала каждому слову лектора. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал.

Объясните, на чем основывается метонимический перенос в следующих предложениях: Его ожидали скипетр и золотая мантия. Лисья шуба взвизгнула тонко и пронзительно. Весь зал оглушительно захлопал. Перо кипело страстью. Истину нельзя добыть кулаком. Вернулся он старым, измученным человеком и бросил якорь у крутого океанского берега, где мирно дремала тихая деревушка. Дрожал многоэтажный зал, И, полный молодежи, Певцу раёк рукоплескал, Потом – партер и ложи.

Синекдоха – разновидность метонимии, основанная на перенесении значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: большее вместо меньшего, меньшее вместо большего. Называние: вместо целого предмета лишь его части, или целого вместо части, или единственного числа вместо множественного, или определенного числа вместо неопределенного Обычно в синекдохе употребляется единственное число вместо множественного: К нему и птица не летит, И зверь нейдет.

Найдите синекдоху в предложениях Где даже самый сильный сломается, там гибкий согнется, но выстоит. Забыли русский штык и снег, Погребший славу их в пустыне. Нам нужна крыша над головой. Сто лет не виделись. Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Белеет парус одинокий… И было слышно до рассвета, как ликовал француз. Мильоны – вас. Нас – тьмы, и тьмы, и тьмы. Мы все глядим в Наполеоны. Это моя очередь, за мной стояла красная куртка, а передо мной вот этот белый берет. Он готов бегать за каждой юбкой. Подозрительные брюки были уже далеко. И слышно было до рассвета, как ликовал француз.

Сравнение. Этот прием заключается в уподоблении какого-либо явления другому Сравнения выражаются различными способами: Творительным падежом и с каждым днем уходит дымом Формой сравнительной степени прилагательного или наречия душа ее зефира тише Оборотами со сравнительными союзами (как, как будто, точно, словно, что, будто): Безумных лет угасшее веселье Мне тяжело, как смутное похмелье. Лексически (при помощи слов подобный, похожий): Твои глаза подобны звездам

Эпитет – художественное, образное определение, цель которого не столько дать информацию, сколько создать образ, передать отношение автора Эпитетами чаще всего бывают прилагательные, но нередко в качестве эпитетов выступают существительные (волшебница-зима); наречия (на севере диком стоит одиноко); деепричастия (волны несутся, гремя и сверкая) Эпитеты условно делят на изобразительные (выделяют существенные стороны изображаемого) и лирические (выражается отношение автора к изображаемому): «на мутном небе» и «мелькают образы бездушные людей» В фольклоре встречаются постоянные эпитеты: солнце красное, ветер буйный, добрый молодец

Перифраз (перифраза) – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления описанием их существенных признаков (царь зверей- лев, Петра творенье- Петербург, Поднебесная - Китай Найдите перифраз, соответствующий указанным существительным: Муза Зима Прометей Швед Сабля Гусь Пушкин Гомер Микроскоп юность Спаситель Капитолия Блистающая сталь Солнце русской поэзии Весна человеческой жизни Седая чародейка Парнасская богиня Потомок викингов отважных Волшебный прибор Левенгука Прикованный к скале Титан Бессмертный творец «Илиады»

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – выражение, содержащее в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления. Определите, гипербола или литота перед вами: Петя замолчал и до вечера был тише воды, ниже травы. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. Мальчик с пальчик. В сто сорок солнц закат пылал. Я живу в двух шагах от метро. У него ни капли таланта. Огурец, величиною с пизанскую башню, стоит на горизонте. Редкая птица долетит до середины Днепра. Снег валил с неба пудами. Одни дома длиною до звезд, другие до луны.

Стилистические фигуры: риторический вопрос риторическое восклицание инверсия парцелляция антитеза анафора эпифора градация эллипсис…

Антитеза - стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов: Найдите антитезу в каждом из данных предложений. 1) Кто создан из камня, кто создан из глины,- а я серебрюсь и сверкаю. 2) Путь этот- светы и мраки, посвист разбойный в полянах. 3) И слезы ей- вода, и кровь- вода,- в крови, в слезах умылась! Не мать, а мачеха Любовь: не ждите ни суда, ни милости. 4) Смотрю в века, живу в минутах. 5) От других мне хвала- что зола, от тебя и хула- похвала.

Градация - стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания, при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся или уменьшающееся смысловое или эмоционально- экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание или ослабление производимого ими впечатления Найдите градацию в предложениях Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид. Я знал красавиц недоступных, холодных, чистых, как зима, неумолимых, неподкупных, непостижимых для ума. Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Надеюсь, верую: вовеки не придет ко мне позорное благоразумье. При одном предположении подобного случая вы бы должны…испустить ручьи…что я говорю! Реки, озера, океаны слез!

Инверсия - стилистическая фигура, состоящая в нарушении обычного порядка слов; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок Найдите инверсию в предложениях. Ярем он барщины старинной оброком легким заменил. Любви безумную тревогу я безотрадно испытал. Обеды задавал он отличные. Руку мне подал на прощанье. Сметливость его и тонкость чутья меня поразили. Тут сгорел мой приятель со стыда.

Риторический вопрос - стилистическая фигура, построение речи, при котором утверждение высказывается в форме вопроса. Риторический вопрос не предполагает ответа, он лишь усиливает эмоциональность высказывания, его выразительность: На кого не действует новизна? (А. Чехов.) Многосоюзие - стилистическая фигура. Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность: Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А. Чехов.) Оксюморон - стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание. Найдите в следующих предложениях примеры оксюморона. И невозможное возможно, дорога долгая легка. Но красоты их безобразной я скоро таинство постиг. Грохочет тишина, моих не слыша слов.

Параллелизм- одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи Найдите в следующих предложениях примеры параллелизма Эти бедные селенья, эта скудная природа- край родной долготерпенья, край ты русского народа. Молятся звезды, мерцают и редеют, молится месяц, плывя по лазури, легкие тучки, свиваясь, не смеют с темной земли к ним притягивать бури. Лениво дышит полдень мглистый, лениво катиться река, и тверди пламенной и чистой лениво тают облака. Гляжу на будущность с боязнью, гляжу на прошлое с тоской.

Парцелляция - такое членение предложения, при котором содержание высказывания делится на несколько речевых единиц, следующих одна за другой после разделительной паузы: С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г. Успенский.) Митрофанов усмехнулся, помешал кофе. Сощурился. (Н. Ильина.) Анафора - единоначалие (схема А... А...), повтор слова или группы слов в начале некоторых стихов, строф или фраз. («Жара вставала стеной. Жара душила его своими горячими руками. Жара сводила с ума...») Эпифора - повтор в конце фразы, предложения, строки, строфы. Милый друг, и в этом тихом доме Лихорадка бьет меня. Не найти мне места в тихом доме Возле мирного огня. (А.Блок) Анадиплосис (подхват) - повтор последнего слова (группы слов) предыдущего предложения в начале следующего. («Тогда он тихонько запел песню. Песню, которой его научила мать».)

1. В каком случае дано неправильное определение тропа? A) Метафора - это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку. Б) Метонимия - это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений. В) Олицетворение - это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо. Г) Сравнение - это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

2. В каком случае дано неправильное определение фигуры? A) Антитеза - это изобразительный прием, основанный на резком противопоставлении противоположных понятий, положений, образов. Б) Анафора - это изобразительный прием, основанный на повторении слова или группы слов в конце строк, строф или предложений. В) Инверсия - это изобразительный прием, основанный на изменении обычного порядка слов в предложении. Г) Градация - это изобразительный прием, основанный на последовательном расположении слов, выражений, тропов (эпитетов, метафор, сравнений) в порядке усиления (возрастания) или ослабления (убывания) признака.

3. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства? A) Оксюморон - это стилистическая фигура, в которой соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу. Б) Литота - это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия. В) Парцелляция - тождественное или сходное построение смежных частей текста: рядом стоящих предложений, стихотворных строк, строф, которые, соотносясь, создают единый образ. Г) Перифраз - это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

4. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «россыпь звезд». А) метафора Б) перифраз В) гипербола Г) литота

5. Укажите, какой троп используется в выражении «Кажется, вся Москва собралась на площади ». А) метафора Б) синекдоха В) эпитет Г) метонимия

6. Укажите, какой троп используется в выражении «не съел ни крошки». А) метафора Б) сравнение В) гипербола Г) литота

7.Укажите, к какому типу тропов относится выражение «жрецы Фемиды» (о работниках системы правосудия). А) метафора Б) перифраз В) метонимия Г) олицетворение

8. Укажите, к какому типу тропов относится выражение «Страна восходящего солнца». А) метафора Б) метонимия В) перифраз Г) гипербола

9. Укажите, какая фигура речи используется в выражении «Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет». А) градация Б) инверсия В) оксюморон Г) антитеза

10. Укажите, какая фигура речи используется в выражении М. Горького «Над седой равниной моря гордо реет буревестник, черной молнии подобный». А) метонимия Б) сравнение В) антитеза Г) оксюморон

Определите, какое средство выразительности использовано Автомобиль, гудя и встряхиваясь, метался по…дорогам. Потешных солдат из царских конюхов, сокольничих и даже из юношей изящных фамилий было у Петра I теперь человек триста. Увы! Он счастия не ищет и не от счастия бежит! Шепот, робкое дыханье, трели соловья… А. историзмы Б. Лексический повтор В. Олицетворение Г. Фразеологизмы Д. Эпитет 1 в 2 а 3 б 4 д

Определите, какое средство выразительности использовано Его зарыли в шар земной, а был он лишь солдат. Ох! Лето красное! Любил бы я тебя, когда б не зной, да пыль, да комары, да мухи… Тройка! Птица тройка! Кто тебя выдумал? Ягненочком кудрявым месяц гуляет в голубой траве. А. Вопросо- ответная форма изложения. Б. Гипербола. В.Многосоюзие. Г.Риторический вопрос. Д. Сравнение 1 б 2 в 3 г 4 д

Определите, какое средство выразительности использовано Вывели лошадей, не понравились они мне. Не жалею, не зову, не плачу, все пройдет, как с белых яблонь дым. Я за свечку – свечка в печку. Я за книжку - та бежать. Я теперь скупее стал в желаньях. Жизнь моя, иль ты приснилась мне? А. Градация Б. Инверсия В. Оксюморон Г. Риторическое обращение Д. Синтаксический параллелизм 1 б 2 а 3 д 4 г

Определите, какое средство выразительности использовано Здесь барство дикое, без чувства, без Закона, присвоило себе насильственной лозой и труд, и собственность, и время земледельца. Любви, надежды, тихой славы недолго нежил нас обман, исчезли юные забавы, как сон, как утренний туман… О вы, хранимые судьбами для сладостных любви наград; любви бесценными слезами благословится ль ваш возврат. Пока свободою горим, пока сердца для чести живы, мой друг, отчизне посвятим души прекрасные порывы! А.Антитеза Б. Лексический повтор В. Многосоюзие Г. Риторическое восклицание Д. Эпитет 1 в 2 д 3 д 4 г

Определите, какое средство выразительности использовано Вянет, вянет лето красно; улетают ясны дни; стелется туман ненастный ночи в дремлющей тени. Увижу ль, о друзья! Народ неугнетенный и Рабство, падшее по манию царя, и над отечеством Свободы просвещенной Взойдет ли наконец прекрасная Заря? Ура! В Россию скачет кочующий деспот. Спаситель горько плачет, а с ним и весь народ. Я твой - я променял порочный двор Цирцей, роскошные пиры, забавы, заблужденья на мирный шум дубров, на тишину полей, на праздность вольную, подругу размышленья А. Анафора Б. Градация В. Лексический повтор Г. Риторический вопрос Д. Сарказм 1 в 2 г 3 д 4 а

Прочитайте фрагменты рецензии, составленной на основе предлагаемого текста. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. (1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»? (5) «Дети - поэты, дети - философы», - утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь. (7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы - редкость? (Е. Богат) Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5). Список терминов: 1) метафора 2) фразеологизм 3) ключевые слова 4) синтаксический параллелизм 5) риторический вопрос 6) цитация 7) гипербола 8) инверсия 9) эпитеты 10) сравнительный оборот




Просмотров