Библейские мотивы в романе Ф. М

Понятие преступления рассматривается в двух аспектах. Первый - материальный, второй - формальный. Рассмотрим их подробнее.

Что такое преступление в формальном смысле?

С этой позиции указанный термин рассматривается как деяние, предусмотренное в УК конкретной страны. В этом случае становится неясно, какой принцип используется для внесения тех или иных наказуемых поведенческих актов в законодательство. Такое понятие преступления не позволяет отделить его от малозначительного деяния. Последнее представляет собой такую модель активности субъекта, которую нельзя наказывать по УК. С формальной стороны, например, человек может сесть в тюрьму за кражу пирожка с капустой, поскольку в этом смысле деяние является преступлением.

Материальное определение

Оно более конкретно устанавливает признаки, по которым те или иные виды преступлений отличаются от некриминальных проступков. В первую очередь такими критериями выступают указания на степень опасности для общества и объекты посягательств. Вместе с этим нельзя отдавать приоритет тому или другому признаку, определяя преступление. Это, например, было свойственно УК РСФСР от 1922 года. В законодательстве строго наказывалось действие/бездействие, которое создавало угрозу для рабоче-крестьянского правопорядка. Другими словами, чтобы человека назвать преступником, не нужно было устанавливать, что конкретно нельзя нарушать. Судьи, таким образом, руководствуясь УК от 1922-го и ссылаясь на рабоче-крестьянское правосознание, могли объявить наказуемым по Кодексу любое деяние, которое по каким-то причинам им казалось угрожающим для советского государства.

Общественная опасность

Один из основных признаков, которым отличается преступление, - это угроза для социума. Общественная опасность или вредоносность выражаются в нанесении ущерба каким-либо интересам, находящимся под защитой закона. Так, например, такие виды преступлений, как кража, взяточничество и прочие, причиняют вред общественным отношениям. В этой связи они считаются антисоциальными. Те деяния, которые с формальной стороны попадают под тот или иной состав, но не несут общественной опасности, не будут рассматриваться как преступление. Это, например, имеет место в случае, когда гражданин, защищая ребенка от маньяка, нанес последнему телесные повреждения. Формально действия лица попадают под УК. Но оно в рамках указанных обстоятельств не несет опасности для общества, а, скорее, наоборот, полезно.

Уголовная противоправность

Этот признак говорит о том, что деяние лица должно оговариваться УК. Иначе, несмотря на наличие общественной угрозы, его поведение - не преступление. Это, например, касается случая, когда мужчина бросает женщину с малолетним ребенком, не обеспечив их средствами к существованию. Такой поступок, безусловно, аморален. Но он не предусмотрен в УК. Следует также отметить, что уголовное право не допускает аналогии. К примеру, судья при рассмотрении случая похищения информации путем проникновения в базу данных компьютера не может использовать статью о краже, несмотря на то, что она, в общем-то, регламентирует похожую ситуацию.

Виновность

Преступление - это осознанное деяние. Гражданин подлежит привлечению к ответственности, в отношении него должны использоваться меры принуждения (санкции), если он способен был контролировать свои поступки и понимал, что делает. Другими словами, совершение преступления предполагает проявление воли и сознания субъекта. Указанные факторы внешне выражаются в категории вины. Она представляет собой психическое отношение гражданина к деянию, предусмотренное в УК. Выражается оно в качестве неосторожности или умысла. Вина - это также отношение к последствиям своих действий, посредством которого проявляется негативная реакция на интересы общества или личности.

Классификация

Степень опасности для общества представляет собой качество, которое характерно для всех преступлений. Вместе с этим деяния отличаются друг от друга по содержанию и уровню вреда, возникающему в результате. В зависимости от степени и характера общественной угрозы, формы вины, все преступления разделяются на категории. Существуют деяния небольшой, средней тяжести, а также тяжкие и особо тяжкие.

Специфика

Уголовное преступление небольшой тяжести - умышленное и неосторожное деяние. За них в УК предусматривается максимальное наказание не более двух лет тюрьмы. За неправомерные действия средней тяжести виновному грозит не больше пяти лет. К таким преступлениям, например, относят нарушения правил по учету, хранению, использованию, перевозке легковоспламеняющихся, взрывчатых веществ и пиротехники. В эту же категорию включены неосторожные деяния. За них максимальное наказание по УК - не больше двух лет тюрьмы. За тяжкие преступления установлено не больше десяти лет заключения. К ним относят, например, привлечение к ответственности по УК заведомо невиновного субъекта, соединенное с обвинением в тяжком или особо тяжком умышленном деянии. В последнюю категорию включены преступления, которые наказываются тюремным заключением на срок больше десяти лет или пожизненно. К примеру, таким деянием является посягательство на жизнь гражданина, осуществляющего предварительное расследование или правосудие.

Умысел

Он может быть прямым. В этом случае лицо осознает степень опасности своего поведения для общества, предвидит и желает наступления негативных последствий в результате своих действий/бездействий. Такое имеет место, например, в случае, когда гражданин, ссорясь с кем-то, угрожает ему убийством, а затем сознательно наносит ножевые удары в грудь, живот, шею, понимая, что это может вызвать гибель обидчика. Умысел может быть также и косвенным. В такой ситуации наступление негативных последствий безразлично виновному. Это значит, что субъект также понимает опасность своего поведения, предполагает результат и осознанно его допускает. Преступные последствия в такой ситуации выступают не как цель, а как побочный эффект. Его возникновение позволяет виновному достичь другого преступного итога. Например, при нападении на инкассатора виновный, убегая, отстреливается и убивает случайных людей.

Неосторожность

Она проявляется в форме легкомыслия или небрежности. В первом случае речь идет о том, что виновный предвидел вероятность негативных последствий, но без достаточных оснований рассчитывал на их предотвращение. Например, водитель, понимая, что превышение скорости в условиях гололеда опасно, все равно это делает, что приводит к ДТП. Небрежность не предполагает, что гражданин предвидел последствия, но он мог и должен был о них подумать, если бы был внимательным и предусмотрительным.

Повествовательная структура романа Достоевского «Преступление и наказание» достаточна сложна. В центре романа — теория главного героя, Раскольникова. Вокруг линии главного героя сложно взаимодействуют, переплетаясь, сюжетные линии остальных персонажей. В произведении множество символических пейзажей, интерьеров, художественных деталей. Кроме того, в единый смысловой узел стянуто несколько различных мотивов романа, каждый из которых по-своему реализуется в сюжете.

Во-первых, это мотив крови, сопровождающий главного героя с первых страниц романа. Мотив этот возникает в первом сне Раскольникова, когда он видит себя ребенком, на глазах которого забивают несчастную лошадь. В исступлении он бросается к забитой савраске и, плача, целует ее окровавленную морду. О крови напоминают и красные рубахи мужиков возле кабака, краснота их лиц.

После убийства старухи-процентщицы руки Родиона запачканы кровью. Он вытирает их о красный гарнитур, машинально думая о том, что «на красном кровь неприметнее». Помогая перенести в дом искалеченного Мармеладова, Раскольников снова «замочился кровью».

«—А как вы, однако ж, кровью замочились, — заметил Никодим Фомич, разглядев при свете фонаря несколько свежих пятен на жилете Раскольникова. — Да, замочился... я весь в крови! — проговорил с каким-то особенным видом Раскольников...». Признание Раскольникова символично: он действительно «весь в крови», на совести его кровь Алены Ивановны, кровь ни в чем не повинной Лизаветы.

Мотив крови сливается в романе с мотивом смерти. Мотив этот также задается в первом сне Раскольникова. В нем он видит покойного отца, вспоминает о покойной бабушке, покойном братике. В этом же сне насмерть забивают несчастную лошаденку. Мотив смерти сопровождает Раскольникова и далее. Его «желтая камора» напоминает Пульхерии Александровне гроб. После своего преступления Раскольников испытывает чувство отчуждения от людей, становится духовно мертв. «Я себя убил, а не старушонку», — осознает вдруг он.

Характерно, что в романе множество смертей. Раскольников убивает старуху-процентщицу и Лизавету. Мармеладов насмерть задавлен богатой коляской. Катерина Ивановна умирает от чахотки. Свидригайлов кончает жизнь самоубийством. От горячки умирает Пульхерия Александровна.

Ощутимо звучит в романе и мотив духоты. Человеку у Достоевского не только «некуда идти», но и нечем дышать. Уже в начале романа писатель замечает, что «на улице жара стояла страшная, к тому же духота, толкотня, всюду известка, леса, кирпич, пыль и та особенная летняя вонь, столь известная каждому петербуржцу, не имеющему возможности нанять дачу...» В распивочной, куда спускается Раскольников, так душно, что «нестерпимо сидеть», и воздух до того пропитан винным запахом, что от одного этого воздуха за пять минут можно сделаться пьяным.

Когда Раскольников идет в контору, на улице стоит невыносимая жара, «опять пыль, кирпич и известка, опять вонь из лавочек и распивочных». Страшная духота стоит и на лестнице в доме, где расположена контора. Приехав в Петербург, Пульхерия Александровна замечает, что в комнате у Родиона очень душно. Однако, выйдя на улицу, она чувствует ту же невыносимую духоту: «Здесь и на улицах, как в комнатах без форточек. Господи, что за город!» Характерно, что Раскольникову не хватает воздуху даже во сне. В третьем сне Родиона ему представляется «поздний вечер». «Сумерки сгущались, полная луна светлела все ярче и ярче; но как-то особенно душно было в воздухе... пахло известью, пылью, стоячею водой».

Мотив духоты развивает и Порфирий Петрович в разговоре с Раскольниковым. Догадавшись о преступлении Раскольникова, Порфирий уговаривает его явиться с повинной и как бы ненароком замечает: «Вам, во-первых, давно уже воздух переменить надо». В другом месте следователь замечает: «Вам теперь только воздуху надо, воздуху, воздуху!» Порфирий имеет в виду условия жизни Раскольникова, причем не только тяжелое материальное положение его, но и область интеллектуальных интересов. Следователь уверен в виновности Раскольникова и убеждает его явиться с повинной. Родион говорит о возможном побеге, однако Порфирия нисколько не смущают мысли Раскольникова: «Да и чего вам в бегах? В бегах гадко и трудно, а вам прежде всего надо жизни и положения определенного, воздуху соответственного, ну а ваш ли там воздух?» Порфирий Петрович говорит здесь об общей атмосфере жизни Раскольникова, его интеллектуальных интересах и нравственных запросах, о круге общения, к которому Родион привык.

Тяжело и душно делается Раскольникову, когда он уходит от Свидригайлова, убедившись в нем «как в самом пустейшем и ничтожнейшем злодее в мире».

Таким образом, мотив духоты приобретает в романе различное звучание. Это и вечная духота Петербурга. Это и постоянная духота, сопровождающая главного героя. Раскольникову душно не только в своей тесной каморке или на пыльных петербургских улицах. Душно ему и во сне, душно от собственных заблуждений, от своей обреченной на смерть теории. Душа его как будто блуждает в лабиринте.

Другой мотив, сопровождающий в романе образ Раскольникова, — это мотив смеха, карнавала, буффонады. Мотив этот звучит уже в первом сне героя. Смех и хохот мужиков, смешки толстой и румяной бабы сопровождают злодейство Миколки. Что-то вроде насмешки чудится Раскольникову в глазах Алены Ивановны, когда он приходит делать свою «пробу». Со смехом герой в первый раз приходит на квартиру Порфирия Петровича. Сам Порфирий имеет бодрое и насмешливое выражение лица, он поминутно смеется. Когда Раскольников пришел к нему вторично, Порфирий «закатился уже таким смехом, что почти побагровел». Следователь все время смотрел на Раскольникова с «лукавой усмешкой», «сохраняя самый веселый и насмешливый вид». Родион же смеялся «совершенно припадочным смехом».

Характерен и сам разговор героев. Раскольников рассуждает о комических мыслях, об остроумии, о буффоне, вспоминает Гоголя. Здесь возникает мотив маски, карнавала, где смешано черное и белое, доброе и злое. Порфирий, олицетворяя собой букву закона, то есть «официальное добро и справедливость», практически издевается над Раскол ьниковым, психологически подавляя его, пытаясь загнать в угол. Раскольников же, выступая против вселенского зла, дважды совершает убийство. Происходит смешение нравственных категорий, когда под маской добра таится зло, под маской жизни — смерть. В этом отношении весьма символичен вопрос, заданный Порфирием уходящему Раскольникову: «Теперь на именины-с?» «На похороны», — отвечает Раскольников.

Мотив смеха звучит и в других эпизодах романа. Холодно-ненавистная и торжествующая улыбка появляется на губах мещанина, обвиняющего Раскольникова в убийстве. В третьем сне героя убитая им старушонка заливается тихим, неслышным смехом, который затем переходит в хохот. В этом сне Раскольников видит себя на верху лестницы — на лестнице и внизу его окружает множество людей, и все они смеются. «Перед нами образ развенчивающего всенародного осмеяния на площади карнавального короля-самозванца», — пишет об этой сцене М. Бахтин.

Таким образом, основной смысл данного мотива — развенчание Раскольникова. Смех, окружающий героя на протяжении всего повествования, разом уничтожает всю важность, серьезность теории Раскольникова. Так, исподволь у Достоевского задается мотив обреченности идеи героя.

Нежизнеспособность, обреченность теории Раскольникова подчеркивается и другим мотивом в романе. Это мотив опьянения, бреда, болезни. В начале романа, когда герой выходит из дома, ему поминутно попадаются пьяные. Один из них, которого провозили в это время по улице на огромной телеге, обозвал Раскольникова немецким шляпником, намекая на его [Раскольникова] старую циммермановскую шляпу. Выйдя от Алены Ивановны после своей «пробы», Раскольников шел по тротуару «как пьяный, не замечая прохожих и сталкиваясь с ними». Затем он спускается в распивочную, где все настолько пропитано винным запахом, что, кажется, «от одного этого воздуха можно было в пять минут сделаться пьяным». В распивочной Раскольников выслушивает исповедь пьяного Мармеладова. Вскоре герой встречает на улице пьяную девушку, которую преследует неизвестный господин. В своем первом сне Родион видит кабак, множество пьяных мужиков, пьяного Миколку. В состоянии между сном и явью Раскольникову вновь представляется «биллиард в одном трактире... распивочная».

С мотивом опьянения в романе сливается мотив болезни. Так, в болезни Раскольникова уверены Разумихин, Пульхерия Александровна, Дуня, Настасья. Родиона даже наблюдает доктор — Зосимов. Характерно, что во время убийства самому Раскольникову дважды приходит мысль о том, что он «сумасшествует». Убийство настолько противно самой природе человеческой, что Достоевский приравнивает состояние своего героя к опьянению, бреду, болезни. Сознание Раскольникова как будто затянуто пеленой, искажающей истинное положение вещей. Мотив болезни подчеркивает «бредовость» теории героя, ее ложность, обманчивость.

Таким образом, в «Преступлении и наказании» воплотилось множество мотивов, которые тесно переплетены. Каждый из них связан с идеей главного героя, и у каждого мотива своя особая функция в сюжете романа. Мотивы крови и смерти практически буквально реализуются в сюжете. Мотив духоты довершает мрачно-гнетущую тональность романа. Мотив смеха, карнавала и мотивы опьянения, бреда, болезни развенчивают идею Раскольникова, подчеркивают ее ошибочность, нежизнеспособность.

Сначала, – впрочем, давно уже прежде, – его занимал один вопрос: почему так легко отыскиваются и выдаются почти все преступления и так явно обозначаются следы почти всех преступников? Он пришел мало-помалу к многообразным и любопытным заключениям, и, по его мнению, главнейшая причина заключается не столько в материальной невозможности скрыть преступление, как в самом преступнике; сам же преступник, и почти всякий, в момент преступления подвергается какому-то упадку воли и рассудка, сменяемых, напротив того, детским феноменальным легкомыслием, и именно в тот момент, когда наиболее необходимы рассудок и осторожность. По убеждению его выходило, что это затмение рассудка и упадок воли охватывают человека подобно болезни, развиваются постепенно и доходят до высшего своего момента незадолго до совершения преступления; продолжаются в том же виде в самый момент преступления и еще несколько времени после него, судя по индивидууму; затем проходят, так же как проходит всякая болезнь. Вопрос же: болезнь ли порождает самое преступление или само преступление, как-нибудь по особенной натуре своей, всегда сопровождается чем-то вроде болезни? – он еще не чувствовал себя в силах разрешить.

Дойдя до таких выводов, он решил, что с ним лично, в его деле, не может быть подобных болезненных переворотов, что рассудок и воля останутся при нем, неотъемлемо, во все время исполнения задуманного, единственно по той причине, что задуманное им – «не преступление»… Опускаем весь тот процесс, посредством которого он дошел до последнего решения; мы и без того слишком забежали вперед… Прибавим только, что фактические, чисто материальные затруднения дела вообще играли в уме его самую второстепенную роль. «Стоит только сохранить над ними всю волю и весь рассудок, и они, в свое время, все будут побеждены, когда придется познакомиться до малейшей тонкости со всеми подробностями дела…» Но дело не начиналось. Окончательным своим решением он продолжал всего менее верить, и когда пробил час, все вышло совсем не так, а как-то нечаянно, даже почти неожиданно.

Одно ничтожнейшее обстоятельство поставило его в тупик, еще прежде чем он сошел с лестницы. Поровнявшись с хозяйкиною кухней, как и всегда отворенною настежь, он осторожно покосился в нее глазами, чтоб оглядеть предварительно: нет ли там, в отсутствие Настасьи, самой хозяйки, а если нет, то хорошо ли заперты двери в ее комнате, чтоб она тоже как-нибудь оттуда не выглянула, когда он за топором войдет? Но каково же было его изумление, когда он вдруг увидал, что Настасья не только на этот раз дома, у себя в кухне, но еще занимается делом: вынимает из корзины белье и развешивает на веревках! Увидев его, она перестала развешивать, обернулась к нему и все время смотрела на него, пока он проходил. Он отвел глаза и прошел, как будто ничего не замечая. Но дело было кончено: нет топора! Он был поражен ужасно.

«И с чего взял я, – думал он, сходя под ворота, – с чего взял я, что ее непременно в эту минуту не будет дома? Почему, почему, почему я так наверно это решил?» Он был раздавлен, даже как-то унижен. Ему хотелось смеяться над собою со злости… Тупая, зверская злоба закипела в нем.

Он остановился в раздумье под воротами. Идти на улицу так, для виду, гулять, ему было противно, воротиться домой– еще противнее. «И какой случай навсегда потерял!» – пробормотал он, бесцельно стоя под воротами, прямо против темной каморки дворника, тоже отворенной. Вдруг он вздрогнул. Из каморки дворника, бывшей от него в двух шагах, из-под лавки направо что-то блеснуло ему в глаза… Он осмотрелся кругом – никого. На цыпочках подошел он к дворницкой, сошел вниз по двум ступенькам и слабым голосом окликнул дворника. «Так и есть, нет дома! Где-нибудь близко, впрочем, на дворе, потому что дверь отперта настежь». Он бросился стремглав на топор (это был топор) и вытащил его из-под лавки, где он лежал между двумя поленами; тут же, не выходя, прикрепил его к петле, обе руки засунул в карманы и вышел из дворницкой; никто не заметил! «Не рассудок, так бес!» – подумал он, странно усмехаясь. Этот случай ободрил его чрезвычайно.

Он шел дорогой тихо и степенно, не торопясь, чтобы не подать каких подозрений. Мало глядел он на прохожих, даже старался совсем не глядеть на лица и быть как можно неприметнее. Тут вспомнилась ему его шляпа. «Боже мой! И деньги были третьего дня, и не мог переменить на фуражку!» Проклятие вырвалось из души его.

Заглянув случайно, одним глазом, в лавочку, он увидел, что там, на стенных часах, уже десять минут восьмого. Надо было и торопиться, и в то же время сделать крюк: подойти к дому в обход, с другой стороны…

Прежде, когда случалось ему представлять все это в воображении, он иногда думал, что очень будет бояться. Но он не очень теперь боялся, даже не боялся совсем. Занимали его в это мгновение даже какие-то посторонние мысли, только всё ненадолго. Проходя мимо Юсупова сада, он даже очень было занялся мыслию об устройстве высоких фонтанов и о том, как бы они хорошо освежали воздух на всех площадях. Мало-помалу он перешел к убеждению, что если бы распространить Летний сад на все Марсово поле и даже соединить с дворцовым Михайловским садом, то была бы прекрасная и полезнейшая для города вещь. Тут заинтересовало его вдруг: почему именно во всех больших городах человек не то что по одной необходимости, но как-то особенно наклонен жить и селиться именно в таких частях города, где нет ни садов, ни фонтанов, где грязь и вонь и всякая гадость. Тут ему вспомнились его собственные прогулки по Сенной, и он на минуту очнулся. «Что за вздор, – подумал он. – Нет, лучше совсем ничего не думать!»

«Так, верно, те, которых ведут на казнь, прилепливаются мыслями ко всем предметам, которые им встречаются на дороге», – мелькнуло у него в голове, но только мелькнуло, как молния; он сам поскорей погасил эту мысль… Но вот уже и близко, вот и дом, вот и ворота. Где-то вдруг часы пробили один удар. «Что это, неужели половина восьмого? Быть не может, верно, бегут!»

На счастье его, в воротах опять прошло благополучно. Мало того, даже, как нарочно, в это самое мгновение только что перед ним въехал в ворота огромный воз сена, совершенно заслонявший его все время, как он проходил подворотню, и чуть только воз успел выехать из ворот во двор, он мигом проскользнул направо. Там, по ту сторону воза, слышно было, кричали и спорили несколько голосов, но его никто не заметил и навстречу никто не попался. Много окон, выходивших на этот огромный квадратный метр, было отперто в эту минуту, но он не поднял головы – силы не было. Лестница к старухе была близко, сейчас из ворот направо. Он уже был на лестнице…

Переведя дух и прижав рукой стукавшее сердце, тут же нащупав и оправив еще раз топор, он стал осторожно и тихо подниматься на лестницу, поминутно прислушиваясь. Но и лестница на ту пору стояла совсем пустая; все двери были заперты; никого-то не встретилось. Во втором этаже одна пустая квартира была, правда, растворена настежь, и в ней работали маляры, но те и не поглядели. Он постоял, подумал и пошел дальше. «Конечно, было бы лучше, если б их здесь совсем не было, но… над ними еще два этажа».

Но вот и четвертый этаж, вот и дверь, вот и квартира напротив; та пустая. В третьем этаже, по всем приметам, квартира, что прямо под старухиной, тоже пустая: визитный билет, прибитый к дверям гвоздочками, снят, – выехали!.. Он задыхался. На одно мгновение пронеслась в уме его мысль. «Не уйти ли?» Но он не дал себе ответа и стал прислушиваться в старухину квартиру: мертвая тишина. Потом еще раз прислушался вниз на лестницу, слушал долго, внимательно… Затем огляделся в последний раз, подобрался, оправился и еще раз попробовал в петле топор. «Не бледен ли я… очень? – думалось ему, – не в особенном ли я волнении? Она недоверчива… Не подождать ли еще… пока сердце перестанет?..» Но сердце не переставало. Напротив, как нарочно, стучало сильней, сильней, сильней… Он не выдержал, медленно протянул руку к колокольчику и позвонил. Через полминуты еще раз позвонил, погромче.

Нет ответа. Звонить зря было нечего, да ему и не к фигуре. Старуха, разумеется, была дома, но она подозрительна и одна. Он отчасти знал ее привычки… и еще раз плотно приложил ухо к двери. Чувства ли его были так изощрены (что вообще трудно предположить), или действительно было очень слышно, но вдруг он различил как бы осторожный шорох рукой у замочной ручки и как бы шелест платья о самую дверь. Кто-то неприметно стоял у самого замка и точно так же, как он здесь снаружи, прислушивался, притаясь изнутри и, кажется, тоже приложа ухо к двери…

Он нарочно пошевелился и что-то погромче пробормотал, чтоб и виду не подать, что прячется; потом позвонил в третий раз, но тихо, солидно и без всякого нетерпения. Вспоминая об этом после, ярко, ясно, эта минута отчеканилась в нем навеки; он понять не мог, откуда он взял столько хитрости, тем более что ум его как бы померкал мгновениями, а тела своего он почти и не чувствовал на себе… Мгновение спустя послышалось, что снимают запор.

VII

Дверь, как и тогда, отворилась на крошечную щелочку, и опять два вострые и недоверчивые взгляда уставились на него из темноты. Тут Раскольников потерялся и сделал было важную ошибку.

Опасаясь, что старуха испугается того, что они одни, и не надеясь, что вид его ее разуверит, он взялся за дверь и потянул ее к себе, чтобы старуха как-нибудь не вздумала опять запереться. Увидя это, она не рванула дверь к себе обратно, но не выпустила и ручку замка, так что он чуть не вытащил ее, вместе с дверью, на лестницу. Видя же, что она стоит в дверях поперек и не дает ему пройти, он пошел прямо на нее. Та отскочила в испуге, хотела было что-то сказать, но как будто не смогла и смотрела на него во все глаза.

– Здравствуйте, Алена Ивановна, – начал он как можно развязнее, но голос не послушался его, прервался и задрожал, – я вам… вещь принес… да вот лучше пойдемте сюда… к свету… – И, бросив ее, он прямо, без приглашения, прошел в комнату. Старуха побежала за ним; язык ее развязался:

– Господи! Да чего вам?.. Кто такой? Что вам угодно?

– Помилуйте, Алена Ивановна… знакомый ваш… Раскольников… вот, заклад принес, что обещался намедни… – И он протягивал ей заклад.

Старуха взглянула было на заклад, но тотчас же уставилась глазами прямо в глаза незваному гостю. Она смотрела внимательно, злобно и недоверчиво. Прошло с минуту; ему показалось даже в ее глазах что-то вроде насмешки, как будто она уже обо всем догадалась. Он чувствовал, что теряется, что ему почти страшно, до того страшно, что, кажется, смотри она так, не говори ни слова еще с полминуты, то он бы убежал от нее.

– Да что вы так смотрите, точно не узнали? – проговорил он вдруг тоже со злобой. – Хотите берите, а нет – я к другим пойду, мне некогда.

Он не думал это сказать, а так, само вдруг выговорилось.

Старуха опомнилась, и решительный тон гостя ее, видимо, ободрил.

– Да чего же ты, батюшка, так вдруг… что такое? – спросила она, смотря на заклад.

– Серебряная папиросочница: ведь я говорил прошлый раз.

Достоевский Федор Михайлович (1821-1881) — выдающийся русский писатель, общественный деятель, философ и публицист. Достоевский определил новые направления в русской литературе и являлся в этом смысле «революционером» (примечательно участие писателя в кружке Петрашевского и многолетняя каторга, повлиявшие на его ). Это сыграло отрицательную роль в судьбе самого писателя и в отношении к нему современников.

Лишь после смерти писателя, он был признан одним из самых величайших романистов, повлиявшим на мировую литературу, а также на философские течения и публицистику. Большинство произведений Достоевского неоднократно экранизировались, ставились оперные, балетные и театральные постановки, как в России, так и за рубежом.

Романы Достоевского Ф.М.

Слушать аудиокниги по произведениям Достоевского Ф.М.

Достоевский кратко


  • «60-е годы XIX в. Бедный район Петербурга, примыкающий к Сенной площади и Екатерининскому каналу. Летний вечер. Бывший студент Родион Романович Раскольников покидает свою каморку на чердаке и относит в заклад старухе процентщице Алене Ивановне, которую готовится убить, последнюю ценную вещь…»

  • «Конец 1867 года. Князь Лев Николаевич Мышкин приезжает в Петербург из Швейцарии. Ему двадцать шесть лет, он последний из знатного дворянского рода, рано осиротел, в детстве заболел тяжёлой нервной болезнью и был помещён своим опекуном и благодетелем Павлищевым в швейцарский санаторий…»

  • «Действие происходит в провинциальном городке Скотопригоньевске в 1870-е гг. В монастыре, в скиту знаменитого старца Зосимы, известного подвижника и целителя, собираются для выяснения своих семейных имущественных дел Карамазовы - отец Федор Павлович и сыновья - старший Дмитрий и средний Иван…»

  • «Иван Петрович, двадцатичетырехлетний начинающий писатель, в поисках новой квартиры встречает на петербургской улице странного старика с собакой. Невозможно худой, в лохмотьях, он имеет обыкновение часами сидеть в кондитерской Миллера возле Вознесенского проспекта, греясь у печки и уставясь мертвенным невидящим взглядом в кого-нибудь из посетителей…»

  • «Действие романа происходит в губернском городе ранней осенью. О событиях повествует хроникёр Г-в, который также является участником описываемых событий. Его рассказ начинается с истории Степана Трофимовича Верховенского, идеалиста сороковых годов, и описания его сложных платонических отношений с Варварой Петровной Ставрогиной, знатной губернской дамой, покровительством которой он пользуется…»

  • «Аркадий Макарович Долгорукий, он же - Подросток, рассказывает в своих записках о себе и событиях последнего времени, в которых он был одним из главных участников. Ему двадцать лет, он только что закончил гимназию в Москве, но поступление в университет решил отложить, чтобы не отвлекаться от осуществления заветной идеи, которую вынашивал чуть ли не с шестого класса…»

  • «Алексей Иванович, 25-летний домашний учитель, вместе с семьёй пожилого генерала Загорянского - падчерицей Полиной и двумя малолетними детьми - живёт в роскошном отеле на немецком курорте Рулетенбург. Ещё в России генерал заложил своё имение некоему маркизу Де-Грие и уже полгода с нетерпением ждёт из Москвы известий о смерти больной тётки Антониды Васильевны Тарасевичевой…»

  • «Макар Алексеевич Девушкин - титулярный советник сорока семи лет, переписывающий за небольшое жалованье бумаги в одном из петербургских департаментов. Он только что переехал на новую квартиру в «капитальном» доме возле Фонтанки…»

Памятники

Памятник Достоевскому (Москва, улица Достоевского)

Первый памятник Ф. М. Достоевскому был установлен в Москве на Цветном бульваре в 1918 году в рамках ленинского плана монументальной пропаганды - гранитная статуя работы скульптора С. Д. Меркурова 1911-1913 годов. В 1936 году памятник был перенесён на улицу Достоевского к Мариинской больнице, где родился писатель.
Во многих местах, связанных с именем писателя, установлены или бюсты:

  • памятник в Баден-Баден, Seufzerallee, 76530 Baden-Baden, Германия (2004),
  • бюст в Висбаден, Германия, Hessen, Wiesbaden, Paulinenstrase, 19 (1997),
  • памятник в Хомбурге (2014),
  • памятник в Усадьбе Даровое (1993),
  • памятник в Добрич, Болгария (2008),
  • памятник в Дрездене (2006),
  • памятник в Люблино, Москва (2007),
  • памятник в Москве (1997),
  • памятник в Омске (2001),
  • памятник в Санкт-Петербурге (1997),
  • памятник в Таллине (2002),
  • памятник в Тобольске (2010),
  • памятник в Харькове (2013).

Музеи

Музей-квартира Ф.М. Достоевского

На данный момент всего открыто семь литературно-мемориальных Фёдора Михайловича Достоевского, шесть из них находятся в России, один - в Казахстане (Семипалатинск).

  • Музей-квартира (103030, г. Москва, ул. Достоевского, 2)
  • Литературно-мемориальный музей в Санкт-Петербурге (191002, г. Санкт-Петербург, Кузнечный пер., 5/2)
  • Государственный литературный музей в г. Омске (644043, Омская область, г. Омск, ул. Достоевского, 1)
  • Литературно-мемориальный музей в Новокузнецке (654034, Кемеровская область, г. Новокузнецк, ул. Достоевского, 29)
  • Литературно-мемориальный музей в Семипалатинске (Казахстан, Восточно-Казахстанская область, г. Семей, ул. Достоевского, 118)
  • Дом-музей в городе Старая Русса (175200, Новгородская область, г. Старая Русса, наб. Достоевского, д. 42/2)
  • Музей-усадьба в селе Даровое (140600, Московская область, Зарайский р-он, с. Даровое)

Мемориальные доски

По многим адресам, где проживал и работал Ф. М. Достоевский установлены памятные доски, в частности в Санкт-Петербурге на следующих домах:

  • 1971 - Владимирский проспект, 11 (дом К. Я. Пряничникова) со стороны Графского переулка, 10: «В этом доме с 1842 г. по 1845 г. жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь им был написан роман “ ”»
  • 1956 - Кузнечный переулок, 5/2 (дом У. К. Кучиной), ныне музей писателя: «В этом доме в 1846 г. и с 1878 г. по день смерти 9 февраля 1881 г. жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь им был написан роман “ ”»
  • 2000 - Вознесенский проспект, 8 (доходный дом Я. Х. Шиля)
  • 1995 - 3-я Красноармейская улица (бывшая 3-я рота Измайловского полка, 5) со стороны улицы Егорова, 8: «На этом месте стоял доходный дом, в котором с марта 1860 года по сентябрь 1861 года жил великий русский писатель Ф. М. Достоевский и работал над “ ” и романом “ ”»
  • 1998 - Казначейская улица, 7 (ранее доходный дом И. М. Алонкина на Малой Мещанской): «В этом доме в 1864–1867 годах жил Федор Михайлович Достоевский. Здесь написан роман “ ”». Здесь же был создан роман « »
  • 1986 - доска на фасаде курзала «Висбаденские воды» напоминает о том, что в Висбадене создавался роман « »
  • 2006 - в Вильнюсе на здании гостиницы по улице Диджейи № 20, в которой в 1867 году по пути в Берлин останавливался Ф. М. Достоевский с женой Анной Григорьевной, была открыта мемориальная таблица скульптора Ромуальдаса Квинтаса. Впоследствии Достоевский кратковременно бывал там по пути из Петербурга в Западную Европу и обратно

Достоевский был во Флоренции дважды: с Н. Н. Страховым летом 1862 года и с декабря 1868 года по июнь 1869 года с женой Анной Григорьевной. На площади Питти (Palazzo Pitti ) на доме № 22 имеется мемориальная доска: «Где-то здесь на рубеже 1868 и 1869 годов Федор Михайлович Достоевский завершил роман „ ”» (итал. In questi pressi fra il 1868 e il 1869 Fedor Michailovic Dostoevckij compí il romanzo «L`Idiota» ). Уже после установления памятной доски Н. П. Прожогин обнаружил запись Достоевского в библиотеке с указанием своего действительного адреса во Флоренции: улица Гвиччардини (Guicciardini ), 8. Роман «Идиот» писатель завершил 17 января 1869 года.

Зона Достоевского

«Зона Достоевского» - так неформально именуется район подле Сенной площади в Санкт-Петербурге, который тесно связан с творчеством Ф. М. Достоевского. В домах № 1, № 7 (установлена памятная доска) и № 9 по Казначейской улице жил писатель, а в доме № 1 в квартире брата Михаила располагались редакции журналов «Время» и «Эпоха».

Здесь на улицах, переулках, проспектах, на самой площади, на Екатерининском канале разворачиваются действия ряда произведений писателя (« », « » и других). В домах этих улиц Достоевский поселил своих литературных персонажей - Родиона Романовича Раскольникова, Соню Мармеладову, Свидригайлова, генерала Епанчина, Рогожина и других.

На Гражданской улице (бывшей Средней Мещанской) в доме № 19 (угол Столярного переулка, 5) по мнению краеведов «жил» Родион Раскольников. Во многих путеводителях по Санкт-Петербургу это здание значится как «Дом Раскольникова», на углу которого 7 июля 1999 года был установлен горельеф Ф. М. Достоевскому.

«Зона Достоевского» создана в 1980-1990-х годах по требованию общественности, заставившей городские власти привести в порядок расположенные здесь памятные места, которые связаны с именем писателя.

Названия в честь Ф. М. Достоевского

В Великом Новгороде имя писателя носит Новгородский академический театр драмы.
В Новокузнецке (бывш. Кузнецк) есть улица и мемориальный музей.
В Омске в честь Ф. М. Достоевского названа улица, библиотека, Омский государственный литературный музей, Омский государственный университет, установлено 2 памятника; один из них был открыт 12 ноября 2001 года ко дню 180-летия рождения писателя, и др.
В Старой Руссе Новгородской области именем писателя названа набережная Достоевского на реке Порусья.
Самолет Boeing 767 VP-BAX авиакомпании Аэрофлот назван в честь Фёдора Достоевского.
В 1956 году в Венгрии был построен колёсный пароход «Достоевский», занятый в съёмках в фильма «Жестокий романс» под названием «Святая Ольга».
В 1979 году именем Ф. М. Достоевского назван кратер на планете Меркурий.
В честь Ф. М. Достоевского сотрудником Крымской астрофизической обсерватории Л. Г. Карачкиной названа малая планета 3453 Dostoevsky, открытая 27 сентября 1981 года.
В 1983 году в Германии по проекту 301 был построен теплоход «Фёдор Достоевский»
В Санкт-Петербурге именем Ф. М. Достоевского названа улица. 30 декабря 1991 года была открыта станция метро Достоевская, получившая это название из-за близости к музею-квартире Ф. М. Достоевского.
В мае 2006 года вышел роман писателя Бориса Акунина «Ф. М.», в котором внук Эраста Фандорина пытается найти неизвестный вариант рукописи романа Достоевского «Преступление и наказание».
Дни Достоевского в Университете Малайзии (Куала-Лумпур)
В Москве имя писателя носят улица и переулок. 19 июня 2010 года открылась 181-я станция Московского метрополитена «Достоевская». Выход в город осуществляется на Суворовскую площадь, Селезнёвскую улицу и улицу Дурова. Оформление станции: на стенах станции изображены сцены, иллюстрирующие четыре романа Ф. М. Достоевского («Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Братья Карамазовы»).
В октябре 2011 года в Университете Малайя (Куала-Лумпур) прошли дни, посвящённые 190-летию со дня рождения Ф. М. Достоевского.

Топонимика

Годонимы (топоним для обозначения названий улиц, в том числе проспектов, бульваров, аллей, набережных, проездов, переулков, линий, шоссе, тупиков) в честь Достоевского Ф.М. имеются во многих городах России, Белоруссии, Литвы, Украины, Германии.

Марки

Серия: 100 лет освобождения от турецкого ига. Знаменитости, выразившие солидарность с болгарами Портрет Федора Достоевского. Болгария, 1978, 5 st. П. глубокая. 13.

Федор Достоевский СССР, 1991, 7 kop. Год русской культуры. На марке: портерт Федора Достоевского (Василий Перов, 1872, Москва, Государственная Третьяковская галерея), шпиль Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге, ангел. Художник: Перов Василий

Монеты


Юбилейная серебряная монета серии «Выдающиеся личности России» номиналом 2 рубля – «175-летие со дня рождения Ф.М. Достоевского» выпущена Банком России 3 декабря 1996 года.

Серия: «Выдающиеся личности России»
Год выпуска: 1996
Номинал: 2 рубля
Металл, проба: Серебро, 500
Качество: Пруф
Тираж: 50 000
№ по каталогу ЦБ: 5110-0014
Дата выпуска: 03.12.1996
Масса общая, г: 15,87 (±0,15)
Содержание серебра min, г: 7,78
Диаметр, мм: 33,00 (±0,20)
Толщина, мм: 2,4 (±0,20)
Аверс: изображение двуглавого орла (художник И. Билибин), по кругу надписи: вверху — «ДВА РУБЛЯ 1996 г.», внизу — «БАНК РОССИИ». В нижней части — обозначение металла, проба сплава, содержание драгоценного металла в чистоте и товарный знак монетного двора.
Реверс: портрет Ф.М. Достоевского, слева вверху — изображение церквей, ниже — надпись в шесть строк: «КРАСОТА СПАСЁТ МИР» и фрагмент картины Рафаэля «Сикстинская мадонна», под ними — кандалы, справа — даты в две строки: «1821» «1881». Внизу — подпись-факсимиле писателя.
Художник: А.В. Бакланов.
Скульпторы: А.В. Бакланов, А.А. Долгополова.
Чеканка: Санкт-Петербургский монетный двор (ЛМД).
Оформление гурта: 195 рифлений.

Анекдоты про Достоевского

Встречаются Достоевский с Раскольниковым.
- Как же это ты так, Родион? Убил старушку за 20 копеек?
- Не скажи, Федор Михайлович. Пять старушек - уже рубль!

А название своего знаменитого романа «Идиот» Федор Михайлович Достоевский придумал, когда выходил из казино, где в очередной раз проиграл всё до копейки.

Ночь. Чернышевский звонит Достоевскому и говорит:
- Помоги! У меня сегодня первая брачная ночь. «Что делать»?
Той же ночью Достоевский написал роман «Идиот» …

И говорит он мне откровенно: «Мне нужно от Вас лишь выпить, переспать и обсудить Достоевского». Я как про Достоевского услышала - подумала, что грех не выпить и не переспать с таким интеллигентным человеком.



Просмотров