105.16 налогового кодекса российской федерации.

1. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в настоящего Кодекса.

2. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.

По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.

Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.

В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.

В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной настоящего Кодекса.

3. Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:

1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;

2) предметы сделок;

3) сведения об участниках сделок:

полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);

фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;

фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;

4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.

4. Указанные в пункте настоящей статьи сведения могут быть подготовлены по группе однородных сделок.

5. Налоговый орган, получивший уведомление о контролируемых сделках, в течение 10 дней со дня его получения направляет в электронной форме это уведомление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.

6. В случае, если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом настоящей статьи, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках.

О направлении извещения и соответствующих сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения.

Форма извещения и порядок его направления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

7. Направление налоговым органом, проводящим налоговую проверку, полученных им сведений о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не является препятствием для продолжения и (или) окончания такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.

Положения статьи 105.16 НК РФ используются в следующих статьях:
  • Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами
    Проверка проводится на основании уведомления о контролируемых сделках или извещения территориального налогового органа, проводящего выездную или камеральную налоговую проверку, налоговый мониторинг налогоплательщика, направленных в соответствии со статьей 105.16 НК РФ, а также при выявлении контролируемой сделки в результате проведения федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, повторной выездной налоговой проверки в порядке контроля за деятельностью налогового органа, проводившего налоговую проверку, налоговый мониторинг.

Ст. 105.16 НК РФ устанавливает для плательщика налогов обязанность информировать налоговые органы об осуществленных им в течение года сделках с зависимыми лицами, подлежащих обязательному налоговому контролю, и раскрывает содержание, формы и сроки представления этого документа. Рассмотрим нюансы ее применения.

С чем связана обязанность подачи уведомления?

Обязанность подать в ИФНС уведомление о совершении сделок, подлежащих обязательному налоговому контролю, возникает у лиц, совершивших в течение прошедшего года операции с лицами, являющимися зависимыми по отношению к ним, или сделки, приравниваемые к сделкам с зависимыми лицами.

Признаки зависимости лиц обусловлены возможностью оказания ими взаимного влияния на действия и решения друг друга и приведены в ст. 105.1 НК РФ. П. 2 этой статьи содержит перечень наиболее распространенных ситуаций возникновения зависимости, но он может быть расширен как самими сторонами взаимодействия, так и судом (п. 6, 7 ст. 105.1 НК РФ).

Обязанность быть подвергнутыми специальному налоговому контролю возникает не у всех взаимозависимых лиц. Она ограничивается рядом условий, зависящих от объема доходов по сделкам с конкретным лицом, наличия у сторон обязанности платить НДПИ или прав на применение ими льгот по налогу на доходы (п. 2 ст. 105.14 НК РФ). Перечень сделок, подлежащих контролю, расширяется за счет тех, которые по определенным параметрам приравниваются к операциям, совершенным с зависимым лицом (п. 1 ст. 105.14 НК РФ), и тех, которые в судебном порядке признаны подлежащими контролю (п. 10 ст. 105.14 НК РФ).

В уведомлении должны присутствовать данные (п. 3 ст. 105.16 НК РФ ):

  • об отчетном периоде;
  • сторонах сделки (название юрлица, Ф. И. О. ИП или физлица, ИНН);
  • предмете сделки и величине доходов (расходов) по ней, причем допустимым будет внесение в один документ данных о группе сделок однородного характера (п. 4 ст. 105.16 НК РФ ).

Бланк формы уведомления, правила ее заполнения и подачи в налоговые органы (на бумаге и в электронном виде) утверждены приказом ФНС России от 27.07.2012 № ММВ-7-13/524@.

Сроки и место подачи уведомления

В качестве срока для подачи сведений о сделках, подлежащих обязательному контролю, установлена дата 20 мая года, наступающего за отчетным (п. 2 ст. 105.16 НК РФ ). Подаются они в территориальный орган ФНС по месту регистрации налогоплательщика. При этом крупнейшие налогоплательщики должны сдать их по месту своего учета в качестве крупнейших. Территориальный орган ФНС в течение 10 рабочих дней пересылает это уведомление в федеральный орган ФНС, который и проводит соответствующую проверку (п. 5 ст. 105.16 НК РФ ).

Налогоплательщик может уточнить поданные им сведения и, если это сделано своевременно (до обнаружения неточностей в ходе проверки), это не повлечет за собой наказания для него (п. 2 ст. 105.16 НК РФ ).

Необходимость подачи сведений о сделках, подлежащих контролю, и отсутствие такого представления могут быть выявлены в ходе проверок, осуществляемых налоговым органом. Тогда у проверяющего органа появляется обязанность известить о таких сделках контролирующий эти операции федеральный орган и налогоплательщика, не представившего сведения (п. 6 ст. 105.16 НК РФ ). Однако, если факт непредставления связан с данными, относящимися к 2012 или 2013 году, то в 2016 году информацию о них в федеральный орган направлять уже не будут (письмо ФНС от 25.12.2015 № ЕД-4-13/22850@).

Итоги

Ст. 105.16 НК РФ определяет основные правила оформления и подачи сведений о сделках, подлежащих обязательному налоговому контролю. Это правила допускают возможность внесения самостоятельных корректировок в поданные сведения и предупреждают о последствиях их непредставления.

1. Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговые органы о совершенных ими в календарном году контролируемых сделках, указанных в статье 105.14 настоящего Кодекса.


2. Сведения о контролируемых сделках указываются в уведомлениях о контролируемых сделках, направляемых налогоплательщиком в налоговый орган по месту его нахождения (месту его жительства) в срок не позднее 20 мая года, следующего за календарным годом, в котором совершены контролируемые сделки. Налогоплательщики, в соответствии со статьей 83 настоящего Кодекса отнесенные к категории крупнейших, представляют указанные в настоящем пункте уведомления в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков.


По выбору налогоплательщиков уведомления о контролируемых сделках могут представляться в налоговый орган по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме.


Форма (форматы) уведомления о контролируемых сделках, а также порядок заполнения формы и порядок представления уведомления о контролируемых сделках в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации.


В случае обнаружения неполноты сведений, неточностей либо ошибок в заполнении представленного уведомления о контролируемых сделках налогоплательщик вправе направить уточненное уведомление.


В случае подачи уточненного уведомления до момента, когда налогоплательщик узнал об установлении налоговым органом факта отражения в уведомлении недостоверных сведений о контролируемых сделках, налогоплательщик освобождается от ответственности, предусмотренной статьей 129.4 настоящего Кодекса.


3. Сведения о контролируемых сделках должны содержать следующую информацию:


1) календарный год, за который представляются сведения о совершенных налогоплательщиком контролируемых сделках;


2) предметы сделок;


3) сведения об участниках сделок:


полное наименование организации, а также идентификационный номер налогоплательщика (в случае, если организация состоит на учете в налоговых органах в Российской Федерации);


фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя и его идентификационный номер налогоплательщика;


фамилия, имя, отчество и гражданство физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем;


4) сумма полученных доходов и (или) сумма произведенных расходов (понесенных убытков) по контролируемым сделкам с выделением сумм доходов (расходов) по сделкам, цены которых подлежат регулированию.


4. Указанные в пункте 3 настоящей статьи сведения могут быть подготовлены по группе однородных сделок.


5. Налоговый орган, получивший уведомление о контролируемых сделках, в течение 10 дней со дня его получения направляет в электронной форме это уведомление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов.


6. В случае, если налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обнаружил факт совершения контролируемых сделок, сведения о которых не были представлены в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, указанный налоговый орган самостоятельно извещает федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, о факте выявления контролируемых сделок и направляет полученные им сведения о таких сделках.


О направлении извещения и соответствующих сведений в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, налоговый орган, проводящий налоговую проверку или налоговый мониторинг, обязан уведомить налогоплательщика не позднее 10 дней с даты направления извещения.


Форма извещения и порядок его направления утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.


7. Направление налоговым органом, проводящим налоговую проверку, полученных им сведений о контролируемых сделках в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, не является препятствием для продолжения и (или) окончания такой проверки и вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки в установленном порядке.



Просмотров