Житие и наставления старца силуана афонского. Преподобный Силуан Афонский — жизнь, поучения, молитва

Афонский старец Силуан жил в XIX-XX вв. По сегодняшний день сохранились его фото. Он родился в крестьянской семье, окончил два класса в сельской школе, был обычным деревенским парнем, ухаживал за девушками, прошёл армейскую службу. В возрасте 26 лет он отправился в Афонский монастырь и прожил там всю оставшуюся жизнь.

Детство и юность

Вот некоторые факты из жизни Силуана Афонского, повлиявшие на его дальнейшее духовное развитие :

  • В мирской жизни Силуан звался Симеон Антонов. Он родился в 1866 году в селе Шовское Тамбовской губернии. С самого детства отец беседовал с ним о Боге и христианстве. В семье нередко принимались странники, ею постоянно посещались церковные службы. Всё это отложило отпечаток на сознание Силуана.
  • К 19 годам юноша, обратившись всей душой ко Всевышнему, изъявил желание постричься в монахи Печерской Лавры. Но по настоянию отца, он был вынужден отправиться на службу в армию. После чего стал жить обычной суетной жизнью, с её развлечениями и излишествами.
  • Но однажды в жизни молодого Симеона произошло знаменательное событие. Во время сна у него возникло ощущение, что в него вселяется «злосмрадный змий». При этом он испытал сильнейшее отвращение, и, просыпаясь, услышал, что к нему обращается сама Матерь Божья. Смысл её слов заключался в том, что под видом змея в Силуана вселилось зло. И он должен избавиться от «змея», так как Богоматери неприятно смотреть на молодого человека, объятого грехом, так же как ему неприятен «вошедший» в него змей.
  • После этого случая юный Силуан, мысленно поблагодарив Богородицу за её наставление, вновь почувствовал тягу к праведной жизни. Он решил полностью посвятить себя служению Господа.

Монастырское житие

В 1982 году Силуан добрался до святой горы Афон, где его приняли в Русский Пантелеймонов монастырь в качестве послушника .

В 1986 году он:

  • постригся в так называемую мантию, или Малую схиму;
  • изменил имя с Симеона на Силуана;
  • дал обет послушания, и нестяжания.

В 1911 году:

На заметку! Великая схима предполагает те же обеты, что и Малая, но с более строгим их исполнением.

В дальнейшие годы:

  • Как и другие монахи в православных монастырях, принявшие схиму, Силуан проживал в отдалении от прочих братьев. Он не исполнял никаких послушаний, только служил и осуществляют духовничество.
  • Силуан, живя в монастыре, постоянно молился, участвовал в храмовых богослужениях, постился, причащался, ходил на исповедь, читал духовную литературу. Всего его монашеская жизнь в обители длилась 46 лет.
  • При этом он не стремился уйти в пустынь и запереться там. Он не считал это целью жизни христианина, не стремился к мученичеству. Но тем не менее своим образом жизни он повторил подвиг церковных подвижников-аскетов.

Обратите внимание! Духовничество - это просвещение людей, исцеление их душ, отведение от греха. Всё это священник делает с помощью благодати, посланной ему Богом.

Внутренние противоречия и познание Бога

Искушение

  • Внутренняя жизнь Силуана не была похожа на спокойное течение ручейка. Не раз его одолевали мысли о том, чтобы вернуться к мирской жизни, создать семью, родить детей. Но он вспоминал явление Богородицы во сне, которое стало для него большим потрясением, и всецело отдавался молитвам, чтобы уйти от греховных размышлений. При этом он особо выделял Иисусову молитву, которая помогала ему и в последующие годы.
  • Силуану открылась истина о том, что, оказывается, человек даже на святой горе подвержен сомнению и искушению. В нём происходила борьба между гордостью и , с одной стороны, и стремлением к праведной жизни, приближению к Богу - с другой. Порой он приходил в отчаяние, ему казалось, что Господь оставил его.

Но в один из дней Всевышний явился послушнику в церкви во время вечерней молитвы. Он духовным путём провёл его в Небесную обитель. Как впоследствии вспоминал старец, в тот момент Силуан ощутил, как в него вселилась благодать «мученичества», и он познал Бога. С той поры все события монах воспринимал, лишь сопоставляя их с опытом души, которая пришла к познанию Господа. Он отмечал, что одно дело верить в Бога, а другое - знать его. Теперь одними из главных вопросов для Силуана стали вопросы о том, как приобретается Божья благодать, как её удержать, и почему она иногда покидает человеческую душу?

Старец старался быть подвижником , отметая всё, что мешает в достижении благодати, он:

  • Отводил малое количество времени на сон - около двух часов за одни сутки, сидя на табурете.
  • Соблюдал строгий , не дозволяя себе и малейших послаблений.
  • В обычные дни он также ел очень мало, и, обращавшимся к нему за советом, говорил, что пищи нужно употреблять ровно столько, чтобы после вкушения её хотелось молиться.
  • Сдерживал свои желания, считая, что это даёт душе много пользы. Силуан подчёркивал, что смирение делает душу свободной, вселяет в неё блаженство и любовь.

Новые душевные терзания

По прошествии 15 лет с того дня, как преподобному Силуану явился Господь Бог, он вновь стал чувствовать потерю мира и нападки дьявольских сил внутри себя. Со временем подобное состояние стало усиливаться, особенно в ночное время. По словам старца, он чувствовал в душе своей сильнейшую боль, которую не смог бы пережить, если бы ранее Создатель не дал ему знания о том, какую любовь он питает к каждому человеку.

Беседа с Господом

В одну из таких страшных ночей старец, как ни старался, не мог приступить к молитве .

Он в отчаянии воззвал к Богу, задав ему вопрос: «Господи, ты же наблюдаешь моё огромное желание молиться, но бесы противостоят мне в этом. Научи, как поступить, чтобы одолеть их?».

И Бог отвечал ему, что так бывает с людьми, которые страдают от гордости.

Силуан спросил Бога, как ему победить гордыню и прийти к смирению?

В своём сердце преподобный услышал следующий ответ: «Ум нужно держать в аде и никогда не поддаваться отчаянью».

Понимание Силуаном Божественных наущений

Силуан истолковал этот ответ следующим образом :

  • Когда к душе приближаются греховные мысли и желания, она должна сойти в ад, признав себя достойной этой муки.
  • Силой пламени ада нужно выжечь в себе любую страсть.
  • Вознести Богу искреннюю молитву.
  • Надеяться на спасение посредством любви Христовой.
  • Не впадать в отчаяние.

Таким образом, подытоживал Силуан, врагов побеждают, когда, пройдя умом через огонь, возрождаются и приобретают новые силы. Впоследствии это наущение Божье стало для старца руководством в повседневной духовной жизни, и никогда не покидало его. Так начался следующий этап его служения.

Наставления и пророчества

Наставления преподобного Силуана



О чём он пророчествовал

Будучи глубоко убеждён в этом, великий старец пророчествовал, что, когда все люди, отстранившись от собственных влечений, будут устремлены к Богу всей душой, лицо земной жизни и судьбы каждого из людей изменятся в одночасье до неузнаваемости.

А также старец пророчествовал, что, если молитва ослабеет - жизнь обречена на погибель. В такой целеустремлённости он достиг такого внутреннего настроя, при котором мог предвидеть будущее человечества. Он открывал глубоко спрятанные душевные тайны и выступал с призывом вступить на дорогу, ведущую к покаянию, за которым последует спасение.

Посмертная слава

Значение письменного наследия

Писания преподобного Силуана о смысле жития христианина и монастырского послушника изданы не только на русском, но и переведены на ряд языков мира. Они ценятся за пронизывающую их насквозь духовность и мудрость. Сегодня на просторах интернета можно найти и читать книгу «Силуан Афонский - жизнь и поучения», а также есть аудиокниги, сопровождающиеся видео, фото, иллюстрациями, иконами.

На первый взгляд, поучения Силуана отличаются простотой, но следовать им - дело нелёгкое. Для этого нужно встать на путь, характеризующийся :

  • отречением от самого себя;
  • полностью отдаться на волю Бога.

Сам Силуан выбрал именно такой путь, который стал свидетельством того, что:

  • спасение человечества содержится в понимании и принятии евангельской истины, данной нам Иисусом Христом;
  • значение христианского учения трудно переоценить;
  • земные ценности - ценности преходящие, тогда как истинными и неизменными являются: нравственность, духовность, любовь к Богу и ближнему своему.

Поклонение мощам и памятник

Жил на свете человек по имени Силуан Афонский. Он ежедневно и отчаянно молился, прося Бога его помиловать. Но его молитвы оставались без ответа. Прошло несколько месяцев, и силы его истощились. Силуан отчаялся и крикнул в небеса: «Ты неумолим». С этими словами в его душе словно что-то надломилось. На мгновение он увидел перед собой живого Христа. Его сердце и тело заполнил огонь - с такой силой, что, если бы видение продлилось ещё пару секунд, монах бы просто умер. Всю свою жизнь Силуан помнил невыразимо кроткий, радостный, беспредельно любящий взгляд Иисуса и рассказывал окружающим о том, что Бог - это непостижимая и безмерная любовь. Об этом святом мы и поговорим в данной статье.

Детство

Силуан Афонский (настоящее имя - Семён Антонов) родился в Тамбовской губернии в 1866 году. Впервые о Боге мальчик услышал в четыре года. Как-то его отец, любивший принимать у себя гостей и расспрашивать их о чём-нибудь интересном, пригласил в дом книгоношу. Во время трапезы завязалась «горячая» беседа о существовании Бога, а маленький Семён сидел рядом и внимательно слушал. Книгоноша убеждал отца, что Господа не существует. Особенно мальчику запомнились его слова: «Где же он, Бог?» Семён сказал тогда отцу: «Ты учишь меня молитвам, а этот человек отрицает существование Господа». На что тот ответил: «Не слушай его. Я думал, он умный, а оказалось, наоборот». Но ответ отца заронил в душе мальчика сомнения.

Молодые годы

Прошло пятнадцать лет. Семён вырос и устроился столяром в имение князя Трубецкого. Там же работала кухарка, регулярно ходившая молиться на могилу Иоанна Сезеневского. Она всегда рассказывала о жизни затворника и о происходивших на его могиле чудесах. Некоторые из присутствовавших работников подтверждали эти истории и тоже считали Иоанна святым. После услышанного будущий преподобный Силуан Афонский отчётливо ощутил присутствие Всевышнего, и сердце его загорелось любовью к Господу.

С этого дня Семён начал много молиться. Его душа и характер менялись, пробуждая в юноше влечение к монашеству. У князя были очень красивые дочери, но он смотрел на них как на сестёр, а не как на женщин. В то время Семён даже просил отца отправить его в Киево-Печёрскую Лавру. Тот разрешил, но только после того, как юноша закончит военную службу.

Необыкновенная сила

Старец Силуан Афонский обладал в молодости огромной физической силой. Однажды один из постояльцев князя собрался Но в ночь ударили сильные морозы, и все её копыта были во льду, а отбить его она не давала. Семён крепко обхватил рукой лошадиную шею и сказал мужику: «Отбивай». Животное даже не могло пошелохнуться. Постоялец сбил лёд с копыт, запряг лошадь и уехал.

Также Семён мог голыми руками взять чан с кипящими щами и перенести его на стол. Ударом кулака юноша перебивал толстую доску. В жару и холод поднимал и носил тяжести на протяжении нескольких часов без отдыха. Кстати, ел и пил он так же, как работал. Однажды после сытного мясного обеда на Пасху, когда все разошлись по домам, мать предложила Семёну яичницу. Он не отказался и с удовольствием съел глазунью, в которой, как поговаривают, было не меньше полусотни яиц. То же самое с выпивкой. На праздники в трактире Семён мог легко выпить два с половиной литра водки и даже не захмелеть.

Первый большой грех

Сила юноши, пригодившаяся ему в дальнейшем для совершения подвигов, стала причиной первого большого греха, который Силуан Афонский долго отмаливал.

В один из праздников, когда все жители деревни были на улице, Семён гулял с товарищами и играл на гармошке. Навстречу им шли два брата, работающие в селе сапожниками. Старший был огромного роста и силы, да к тому же любил поскандалить. Он начал забирать у Семёна гармошку. Тот передал её своему товарищу, а к сапожнику обратился с просьбой угомониться и идти своей дорогой. Это не помогло. Пудовый кулак полетел в сторону Семёна.

Вот как этот случай вспоминал сам святой Силуан Афонский: «Сначала я хотел уступить, но потом мне стало стыдно, что жители будут надо мной смеяться. Поэтому я нанёс сильный удар ему в грудь. Сапожник отлетел на несколько метров, а из его рта хлынула кровь и пена. Я думал, что убил его. Слава Богу, всё обошлось. Около получаса его откачивали, поливая холодной водой. Потом с трудом подняли и отвели домой. Окончательно он выздоровел только через два месяца. После мне пришлось быть очень осторожным, ведь два брата постоянно подкарауливали на улице с ножами и дубинками. Но Господь уберёг меня».

Первое видение

Молодая жизнь Семёна «кипела». Он уже забыл о желании служить Богу и просто нецеломудренно проводил время. После очередной попойки с друзьями он задремал и во сне увидел, как змея вползла к нему внутрь через рот. Ощутив сильнейшее омерзение, Семён проснулся и услышал слова: «Ведь тебе противно от увиденного? Также и мне неприятно наблюдать за тем, что ты делаешь со своей жизнью».

Рядом никого не было, но голос, произнёсший эти слова, был необычайно приятным и потрясающим. Силуан Афонский был убеждён, что с ним говорила сама Богородица. До конца своих дней он благодарил её за наставление на истинный путь. Семёну стало стыдно за свою прошлую жизнь, и он укрепился в желании служить Богу после окончания военной службы. В нём проснулось чувство греха, что полностью поменяло его отношения ко всему окружающему.

Военная служба

Служить Семёна отправили в Петербург, в лейб-гвардию. В армии его любили, так как он был хорошим, спокойным и исполнительным солдатом. Однажды он вместе с тремя товарищами пошёл в город, чтобы отметить праздник в трактире. Все пили и общались, а Семён сидел и молчал. Один из солдат его спросил: «Почему ты молчишь? О чём задумался?» Он ответил: «Вот мы сидим, веселимся, а на Афоне сейчас молятся!»

На протяжении всей своей службы в армии Семён постоянно думал об этой Святой Горе и даже посылал туда получаемое жалование. Как-то он отправился в ближайшее село для перевода денег. На обратном пути ему встретилась которая хотела наброситься на него. Скованный страхом, Семён лишь произнёс: «Господи, помилуй!» Собака как будто наткнулась на невидимую преграду и побежала в село, где нанесла вред скоту и людям. После этого случая он ещё больше укрепился в желании служить Господу. Когда служба закончилась, Семён приехал домой, собрал вещи и отправился в монастырь.

Приезд на Святую Гору

Силуан Афонский, поучение которого актуально и по сей день, приехал на Святую Гору в 1892 году. Свою новую подвижническую жизнь он начал в русском монастыре

По афонским обычаям, новый послушник должен был на протяжении нескольких дней находиться в полном покое, вспоминая собственные грехи. Затем изложить их в письменной форме и покаяться духовнику. Грехи Силуана были отпущены, и началось его служение Господу: молитвы в келье, длительные богослужения в храме, бдения, посты, причащения, исповеди, труд, чтение, послушание... Со временем он выучил Иисусову молитву по чёткам. В монастыре его все любили и регулярно хвалили за хороший характер и исправную работу.

Монашеские подвиги

За годы служения Богу на Святой Горе преподобный совершил много аскетичных подвигов, которые большинству покажутся невозможными. Сон монаха был прерывчатым - он спал несколько раз в сутки по 15-20 минут, причём делал это на табуретке. Кровати у него не было вовсе. Молитва Силуана Афонского длилась всю ночь. Днём монах трудился, как рабочий. Придерживался внутреннего послушания, отсекая собственную волю. Был воздержан в движениях, беседах и пище. В общем, он являл собою образец для подражания.

Заключение

Силуан Афонский, житие которого было описано в этой статье, до конца жизни спал буквально считанные минуты. И это несмотря на болезни и тающие силы. Тем самым у него освобождалось много времени для молитвы. Особенно усиленно он делал это ночью, до утрени. В сентябре 1938 года монах мирно скончался. Своей жизнью преподобный Силуан Афонский явил пример смирения, кротости и любви к ближним. Спустя пятьдесят лет со дня его смерти старца причислили к лику святых.

Жизнь блаженного старца Силуана Афонского внешне протекала малоинтересно. Монастырские записи говорят о нём: схимонах о.Силуан; мирское имя — Семён Иванович Антонов, крестьянин Тамбовской губернии, Лебединского уезда, Шовской волости и села. Родился в 1866 году; на Афон приехал в 1892 году. Послушания проходил: на мельнице, на Каламарейском метохе (владение монастыря вне Афона), в Старом Нагорном Руссике. Скончался 24 сентября 1938 года. От «родился» до «скончался» — всё бедно, не о чем рассказать. Иное дело — жизнь духовная. Семён с детства думал о Боге, много молился с плачем. У них была большая семья: отец, мать, пять братьев-сыновей и две дочери. Жили в любви. Однажды во время жатвы Семёну пришлось готовить в поле обед; была пятница; забыв об этом, он наварил свинины. Прошло полгода; уже зимою, в какой-то праздник, отец сказал Семёну с мягкой улыбкой: «Сынок, помнишь, как ты в поле накормил меня свининой?.. ты знаешь, я ел её тогда, как стерву». — «Что же ты мне не сказал тогда?» — «Я, сынок, не хотел тебя смутить». Старец Силуан добавлял: «Подумайте, полгода терпел, ждал удобной минуты, чтобы и поправить меня, и не смутить».

Тот, кто любит входить в своё сердце, оценит выражение пророка Давида: «Приступит человек в сердце глубоко» (Пс.63,7). В юности Семён ощутил влечение к монашеству и просил отца отпустить его в Киево-Печерскую Лавру. Отец ответил: «Сначала кончи военную службу». Слово родителя — закон. Семён был весьма большой физической силы, которая стала причиной его самого большого греха. Однажды в праздник он гулял по улице, играя на гармошке. Два брата-сапожника решили отобрать гармонь. Старец рассказывал об этом: «Сначала я подумал уступить, но стало стыдно, что девки будут смеяться, и я сильно ударил одного в грудь; он далеко отлетел от меня; изо рта потекла пена и кровь…» Сапожник, слава Богу, выжил… Так в шуме молодой жизни начал заглушаться в душе Семёна первый зов Божий к монашескому подвигу, но избравший его Бог снова позвал его видением. Однажды Семён задремал и в состоянии лёгкого сна увидел, что змея через рот проникла внутрь его. Он ощутил омерзение и проснулся. В это время услышал слова: «Ты проглотил змею во сне, и тебе противно; так Мне нехорошо смотреть, что ты делаешь». То был голос Самой Богородицы, благоволившей посетить его и восстановить от падения… После военной службы он уехал на Афон.

Сущность аскетического пути старца может быть выражена в нескольких словах: хранение сердца от всякого постороннего помысла посредством внутреннего умного внимания, чтобы, устранив всякое чуждое влияние, достигнуть предстояния Богу в чистой молитве. Это делание именуется «умное безмолвие». Сущность «безмолвия» старец видел не в затворе, не в физическом удалении в пустыню, а в том, чтобы непрестанно пребывать в Боге. Как суметь непрестанно пребывать в Боге? Вот несколько поучений старца, которые, надеемся, приоткроют завесу над этой тайной.

Мир стоит молитвою, а когда ослабеет молитва, тогда мир погибнет… Святые живут любовью Христовою, которая есть Божественная сила, созидающая и содержащая мир, и потому так велико значение их молитв. Св.Варсонофий, например, свидетельствует о том, что в его время молитва трёх мужей удерживала мир от катастрофы. Ради неведомых миру святых изменяется течение исторических и даже космических событий…

Мир думает, что монахи — безполезный род. Но они не знают, что монах — молитвенник за весь мир; они не видят его молитв и не знают, как милостиво Господь принимает их… Ты скажешь, что теперь нет таких монахов, которые молились бы за весь мир; а я тебе скажу, что когда не будет на земле молитвенников, то мир кончится, пойдут великие бедствия; они уже и теперь есть.

Сколько бы мы ни учились, всё равно невозможно познать Господа, если не будем жить по Его заповедям, ибо Господь познаётся не наукою, а Духом Святым. Многие философы и учёные дошли до веры, что Бог есть, но Бога не познали. Иное дело веровать, что Бог есть, и иное — знать Бога.

Наши отцы перешли от земли на небо. Что они там делают? Пребывают в любви Божией и созерцают красоту Лица Божия. Эта красота и на земле познаётся, но отчасти, ибо совершенной любви бренное тело не может вынести. На земле Господь даёт душе столько, сколько может она вместить и сколько хочет щедрая рука Господня.

Душа, познавшая любовь Божию Духом Святым, умирая, испытывает некоторый страх, когда Ангелы поведут её ко Господу, ибо, живя в мире, она повинна грехам. Но когда увидит душа Господа, то возрадуется от Его милостивого кроткого лица, и Господь не помянёт ей грехов по множеству кротости и любви Своей.

Святые угодники достигли Небесного Царства и там зрят славу Господа нашего Иисуса Христа; но Духом Святым они видят и страдания людей на земле… Они слышат наши молитвы и знают даже помышления наши… и имеют от Бога силу помогать нам. Об этом знает весь род христианский. Рассказывал мне о.Роман, что когда он был мальчиком, пришлось ему переезжать через Дон зимою, и лошадь его попала в прорубку и с санями пошла под лёд. Он крикнул: «Святителю Николае, помоги мне вытащить лошадь», потянул за уздечку и так вытянул лошадь с санями из-подо льда.

Почему Св.Отцы послушание ставили выше поста и молитвы? — От подвигов без послушания рождается тщеславие, а послушник делает, как ему сказано, и не имеет повода гордиться. Если бы Ангелы (падшие) сохранили послушание, то пребывали бы на небесах и пели бы славу Господню. И если бы Адам сохранил послушание, то и он и род его пребывали бы в Раю… Редко кто знает тайну послушания. Послушливый велик пред Богом. Он подражатель Христу.

Летал орёл в высоте, наслаждался красотою мира и думал: «Я пролетаю большие пространства и вижу долины и горы, моря и реки, луга и леса; вижу множество зверей и птиц; вижу города, и селения, и как живут люди; а вот деревенский петух ничего не знает, кроме своего двора; полечу к нему и расскажу о жизни мира». Прилетел орёл и видит, как храбро и весело гуляет петух среди своих кур. И стал орёл говорить петуху о красоте и богатстве мира. Петух слушал со вниманием, но ничего не понимал. Орёл опечалился, и стало ему тяжело говорить с петухом; а петух заскучал, и стало ему тяжело слушать орла. Так бывает, когда учёный человек говорит с неучёным, но ещё более, когда духовный говорит с недуховным. Духовный подобен орлу, а недуховный — петуху; ум духовного день и ночь поучается в законе Господнем и молитвою восходит к Богу, а ум недуховного привязан к земле или занят помыслами. И когда духовный встречается с недуховным, то обоим им скучно и тяжело общение.

Кто смирил себя, тот победил врагов. Кто в сердце своём почитает себя достойным вечного огня, к тому не может приступить ни один враг, и нет тогда в душе никаких мирских помыслов, но весь ум и всё сердце в Боге пребывают. А кто познал Духа Святого и от Него научился смирению, тот стал подобен своему Учителю Иисусу Христу, Сыну Божию, и похож на Него.

Кто не любит врагов, тот не может иметь мира, хотя бы его и в Рай посадить.

«Он хоть очень просто, но как-то смело и дерзновенно говорил о молитве и о Боге, как о родном Отце, – вспоминал о преподобном Силуане один схимонах. – Я, бывало, останавливал его и говорил: «Перестань, отец»… Мне казалось, что он потерял страх Божий…Так вот скрыл от меня…Уж очень был он простой. Я только теперь понял всю ошибку… Он пришел в меру святых отцов».

Жил на рубеже 19-20 веков, сохранились его прижизненные фотографии. Это был обыкновенный крестьянин, закончивший только два класса сельской школы, живший, как все – работал, гулял с девушками, дрался, однажды даже чуть не убил человека, служил в армии. А в 26 лет уехал на Афон, чтобы остаться там до самой смерти.

Кто-то из святых известен милосердием, кто-то даром слова… Преподобного Силуана помнят за то, что он любил Бога на пределе человеческих сил и тосковал о Нем. «Тоскует душа моя по Тебе, Господи, и слезно ищу Тебя», – нередко так он прерывал свои записи. К нему тянулись необразованные и образованные, миряне и священники, и всегда оставались под впечатлением от этого человека.

Подвижник умер в 1938 году, после болезни. Умер так тихо, что этого не заметили те, кто лежал рядом с ним в больнице. У нас остались его поучения, молитвы, псалмы и биография, которую написал его близкий друг, основатель православного монастыря в Англии.

Встреча с атеистом

На Семена, будущего старца Силуана, повлияла в самом детстве… встреча с атеистом. К ним в дом пришел один книгоноша, его усадили за стол, стали угощать. А тот принялся доказывать, что Христос – человек, и вообще Бога нет. Когда он ушел, 5-летний Семен спросил у отца: «Ты учишь меня молиться, а этот человек сказал, что Бога нет», на что отец ответил: «Я думал, что он умный человек, а он оказался дураком. Не слушай его». Но Семена этот ответ не удовлетворил, он решил: «Когда вырасту, то пойду по всей земле искать Бога».

Уже будучи молодым человеком, он услышал рассказ женщины, вернувшейся с богомолья. Она говорила о святом Иоанне Сезеновском, и некоторые слушатели подтвердили, что это святой действительно творил чудеса. Услышав эту беседу, Семен подумал: «Если он святой, значит, мне незачем ходить по всей земле искать Бога – Он с нами».

«Как счастливы мы, христиане: КАКОГО Бога мы имеем!Жалко тех людей, которые не знают Бога…О братья, прошу вас и умоляю от лица Божия милосердия, веруйте в Евангелие и во свидетельство Святой Церкви, и вы еще на земле вкусите райское блаженство. Ведь Царство Божие – внутри нас, любовь Божия дает душе рай. Многие князья и владыки, познав любовь Божию, оставили свои престолы. И это понятно, потому что любовь Божия горяча: она до слез услаждает душу благодатью Святого Духа, и ничто земное не может сравниться с ней».

Отец

Преподобный Силуан говорил, что он, будучи монахом, не вырос в меру своего отца, простого неграмотного крестьянина: никогда он не видел отца в раздражении или гневе, тот всегда был терпеливый, кроткий, спокойный. Однажды во время жатвы Семену выпало готовить обед, чтобы потом отнести его в поле отцу и братьям: наварил свинины, забыв о том, что была пятница, постный день.

Обед семья съела, и никто не сказал ни слова. Только через полгода отец с улыбкой напомнил об этом сыну: «Помнишь, сынок, как ты в поле накормил меня свининой? А ведь была пятница. Ты знаешь, я ел ее тогда как стерву». «Что ж ты не сказал?» – удивился Семен. «Я не хотел тебя смутить», – ответил его отец.

А когда молодой Семен согрешил с девушкой из их села, на следующее утро его привели в трепет и устыдили не упреки, а тихие слова отца: «Где ты был ночью, сынок? Болело сердце мое…»

«Знал я одного мальчика. Вид его был ангельский; смиренный, совестливый, кроткий; личико белое с румянцем; глазки светлые, голубые, и добрые и спокойные. Но когда он подрос, то стал жить нечисто и потерял благодать Божию; и когда ему было лет тридцать, то стал он похож и на человека, и на беса, и на зверя, и на разбойника, и весь вид его был скаредный и страшный.

Знал я также одну девицу очень большой красоты, с лицом светлым и приятным, так что многие завидовали ее красоте. Но грехами потеряла она благодать, и стало скверно смотреть на нее.

Но видел я и другое. Видел я людей, которые пришли в монахи с лицами, искаженными от грехов и страстей, но от покаяния и благочестивой жизни они изменились и стали очень благообразными. Еще дал мне Господь увидеть на Старом Русике во время исповеди иеромонаха-духовника во образе Христа. Он стоял в исповедальне невыразимо сияющий, и хотя он был весь белый от седины, лицо его было прекрасным и юным, как у мальчика.

Подобным образом видел я одного епископа во время Литургии. Видел я также , который от природы был обыкновенный по виду человек, но от благодати Божией лицо его было благолепно, как у ангела, и хотелось на него смотреть. Так грех искажает человека, а благодать красит его».

Прощенный убийца

Семен был человеком огромной силы. Но в один из вечеров она чуть не стала причиной убийства. Как рассказывал сам старец, на улице с ним, молодым крестьянином, стал задираться один мужик, сапожник, и Семен сначала думал уступить нахалу. Но потом решил не позориться перед девушками села – все высыпали в тот вечер на улицу – и сильно ударил драчуна в грудь. Тот отлетел, упал навзничь, и изо рта у него потекла кровь…

К счастью, сапожник выжил, но Семен тогда сильно испугался. Этот случай он вспомнил позже: увидев, как в какой-то праздник его односельчанин играл на гармошке и плясал, хотя недавно вернулся из тюрьмы, где сидел за убийство. Семен спросил его: «Как ты можешь плясать, ты же человека убил в пьяной драке?» А тот ответил: «Когда я был в остроге, то много молился Богу, чтобы простил меня, и Бог простил, потому я теперь спокойно играю». Тогда будущий подвижник стал понимать, что такое прощение и милосердие Бога.

«Я жалею, плачу и рыдаю о людях. Многие думают: я много нагрешил – убивал, грабил, насиловал, клеветал, распутничал и многое другое делал, и от стыда не идут на покаяние. Но они забывают, что все грехи их пред Богом, что капля в море».

Христос

Поступивший в монастырь будущий преподобный был наивен и неподготовлен. Он много молился, но помыслы говорили ему: «Вот ты молишься, хорошо, может быть, ты спасешься. А что если в раю ты не увидишь ни матери, ни отца, ни сестер, ни братьев? Не будет тебе там никакой радости».

Однажды келлия монаха наполнилась светом, пронизывающим его насквозь, и он услышал: «Прими – это благодать». Но вместо радости он испытал смущение и не знал, что и думать. После этого ему трудно было по-прежнему молиться, однажды он даже расхохотался во время молитвы, правда, тут же сильно ударил себя кулаком по лбу, чтобы прийти в себя. И тогда понял, что явление света не имело отношения к Богу…

Он стал видеть бесов и по наивности разговаривал с ними, «как с людьми». Одни говорили ему: «Ты уже спасен!», другие: «Ты не спасешься». Когда он спросил, почему они сообщают разное, услышал насмешливый ответ: «Мы никогда правды не говорим».

Молодой монах мучился от всего, что с ним происходило, молился, но силы его таяли. Однажды он в отчаянии подумал, сидя у себя в келии: «Бога умолить невозможно». И почувствовал полную оставленность… Через час в состоянии страшной тоски он все-таки пошел на богослужение. И там, рассказывает старец, ему явился живой Христос… Это был момент, перевернувший жизнь преподобного и сделавшего всю ее стремлением к Богу.

«Господь не такой, как мы. Он весьма кроток, и милостив, и благ, и когда душа узнает Его, то удивляется без конца и говорит: Ах, какой у нас Господь!… Грешная душа, которая не знает Господа, боится смерти, думает, что Господь не простит ей грехов ее. Но это потому, что душа не знает Господа и как много Он нас любит. А если бы знали люди, то ни один человек не отчаялся бы… Господь Сам есть одна Любовь…»

Академик

«Газеты пишут не о людях, а о событиях, и то неверно; они приводят ум в смущение, и правды из них все равно не узнаешь, а молитва очищает ум, и он лучше видит все», – говорил отец Силуан, который не интересовался внешней жизнью и ее новостями. Он имел только два класса школы за плечами, восполняя недостаток образования постоянным чтением Писания и творениями святых отцов, однако к нему приезжали советоваться и епископы, и представители интеллигенции.

Однажды приехал некий иностранец, который был настолько поражен встречей со старцем, что решил некоторое время пожить в монастыре. Один из монахов, образованный и начитанный, не выдержал и спросил гостя: «Не понимаю, почему вы, академики, ученые, ходите к этому безграмотному мужику?» «Чтобы понять отца Силуана, надо быть академиком», – ответил иностранец.

«Всегда надо молиться, чтобы Господь вразумил, что надо сделать, и Господь не оставит нас заблуждаться… Преподобный Серафим Саровский сказал: «Когда я говорил от своего ума, то бывали ошибки»… Итак, Господь всеведущ, нам же всем, кто бы ни был, надо молиться Богу о вразумлении и спрашивать духовного отца, чтобы не было ошибок».

Любовь

«Брат наш есть жизнь наша», – говорил старец Силуан. Он искренне почитал людей, никогда ни над кем не насмехался, не подшучивал, был очень простой в общении, мягкий, но в то же время – человек несгибаемой воли, мужества, твердый там, где твердость была необходима.

Однажды к нему на беседу пришел монах-пустынник. Речь зашла о безбожниках, и пустынник говорил: «Бог накажет всех их! Они будут гореть в вечном огне». На это отец Силуан ответил с волнением: «Ну, скажи мне, пожалуйста, если посадят тебя в рай и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?» «А что поделаешь, сами виноваты», – сказал монах. «Любовь не может этого понести… – печально сказал преподобный. – Нужно молиться за всех».

«Молись просто, как дитя, и Господь услышит твою молитву, ибо Господь наш настолько милостивый Отец, что мы ни понять, ни вообразить этого не можем, и только Дух Святой открывает нам Его великую любовь…»

«Молю Тебя, милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли».

ПРЕПОДОБНЫЙ СИЛУАН АФОНСКИЙ
*1866 - +11 (24) сентября 1938Прославлен Константинопольской Церковью в 1987 г.
Имя внесено в Месяцеслов Русской Православной Церкви в 1992 г.Память празднуется 11 (24) сентября (преставление)
и на Святой Горе Афон во второе воскресенье по Пятидесятнице
(Собор всех Святых на Горе Афонской просиявших)Преподобный Силуан Афонский (Семен Иванович Антонов) родился в селе Шовском (Тамбовская губерния) в крестьянской семье. В 19 лет он пережил благодатное посещение. Когда вскоре молодая жизнь стала заглушать память о нем, зов был повторен Самой Богородицей. Семен коренным образом изменил свою жизнь и решил уйти в монастырь. По окончании военной службы Семен пробыл дома лишь одну неделю и уехал на Афон; в русский монастырь святого великомученика Пантелеимона он прибыл осенью 1892 г. Первым послушанием брата Симеона стала работа на мельнице; на стезю духовного подвига его вводил Афонский вековой уклад. Скоро он получил от Пресвятой Богородицы великий и редкий дар: его молитва стала “самодвижной”. Вместе с тем неопытный инок подвергался разнообразным демоническим нападениям. По прошествии полугода борьбы с ними брат Симеон изнемог: он почувствовал полную оставленность, его душу охватила адская тоска. Спустя час молодому послушнику явился Господь Иисус. Преподобный принадлежал к тому редкому роду подвижников, которые в начале своего пути получают ту меру Благодати, которая обычно дается совершенным. Они особенно остро переживают ее неизбежное умаление и с напряжением, неизвестным другим, стремятся обрести утраченное: “Знают они, что потеряли”. Когдадействие благодати стало слабеть, Симеона охватило “скучание о Господе”. Чтобы Христос мог пребывать в нем, ему предстояло “разумным подвигом” очистить себя от страстей. Постриженный в 1886 г. в мантию, отец Силуан по-прежнему несет монастырские послушания, в глубине сердца обучаясь “умному трезвению” - борьбе с помыслами; несет подвиг отсечения своей воли и предания себя на волю Божию. Спит он сидя, один-два часа в сутки урывками по 15-20 минут, ночь отдавая Иисусовой молитве. В непрестанной борьбе проходит пятнадцать лет. И однажды ночью, когда, несмотря на все старания, чисто молиться не давалось, монаха Силуана охватило болезненное томление: столько лет предельных для человека усилий, и еще скрывается желанный Господь! Отец Силуан произнес в сердце своем: “Господи <...> что я должен делать, чтобы молиться Тебе чистым умом? <...> чтобы смирилась моя душа?”. И был ему ответ в сердце от Бога: Держи ум твой во аде, и не отчаивайся.Откровение Господа преподобному Силуану в краткой формуле содержит вековой опыт христианского подвижничества. Осуждая себя во ад, признавая себя достойным наказания, но не теряя надежды на Милостивого Господа, полагая в Нем Одном свою силу и упование, подвижникобретает способность противостоять собственным страстям и нападениям извне. В этой же формуле заключен путь спасения всякого христианина. Он идет к блаженству, но через боль покаяния, к царственному богосыновству, но через сознание своего недостоинства. С этого момента преподобный Силуан окончательно утвердился на пути спасения. Но только еще через пятнадцать лет он досстиг бесстрастия. Господь, познанный им в первом откровении, теперь неотступно пребывал с ним. С ростом благодатных посещений менялся характер молитвы Преподобного. В ней начинает преобладать молитва за мир, “за всего Адама, как за самого себя”. Из этой молитвы рождается его свидетельство о нерушимой связи каждого человека со своим ближним: “Брат наш есть наша жизнь”, и его убежденность в том, что любовь к ближнему - условие познания Бога: “Кто не имеет в себе любви к врагам, в том Дух Божий не обитает”.Постриженный в схиму в 1911 г. преподобный Силуан несет послушание монастырского эконома. Тогда же он пишет свои записки, опубликованные в 1952 г. его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым; +1993). Многие монашествующие называют их Новым Добротолюбием.Преподобный Силуан скончался, не прерывая молитвы, поболев перед смертью чуть больше недели.С 1970-х гг. известны случаи многочисленных исцелений, совершавшихся от главы Преподобного, которая хранится в Пантелеимоновском монастыре. Часть его мощей находится в Иоанно-Предтеченском монастыре в Великобритании.Преподобный Силуан с плачем молился о всем мире тогда, когда мир был охвачен братоубийственной войной, когда Россию раздирала гражданская война, когда множество людей становилось жертвами массового террора, и Русская Церковь шла путем мученичества. Духом проживая трагедию человечества, старец Силуан в молитве сораспинался кроткому, любящему Христу и “мог умолить Его о неисчетном множестве людей”. На иконе предстоящий Христу преподобный Силуан держит свиток со словами этой молитвы: Молю Тебя, Милостивый Господи, да познают Тебя Духом Святым все народы земли. Краткое житие из “Патерика новоканонизированных святых”
(Альфа и Омега. -1998. -N 4(18). -С.200-202).Раздачи с другими битрейдами на rutracker.org:
раздача с битрейтом 24 kbps http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=157468



Просмотров