Жалоба в ФАС: порядок подготовки и подачи жалобы по госзакупкам. Обращение в фас Срок обжалования в фас 44 фз

Обжалование результатов размещения — обращение в органы государственной власти и управления, уполномоченные на рассмотрение споров. Такими органами являются: ФАС, соответствующие органы Администраций субъектов РФ, Арбитражный суд.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, который контролирует госзакупки и согласует применения закрытых способов отбора. Полномочия ФАС в основном касаются процедуры проведения закупок, рассмотрения жалоб, проведения проверок и привлечения участников к административной ответственности.

На что и когда жаловаться

Участник может подать жалобу в ФАС только в определенные законом сроки, и пока не подписан контракт. Если сроки вышли, действия заказчика или оператора электронной площадки можно оспорить только в арбитражном суде.

До окончания сроков подачи заявок

Жалоба на заказчика:

  • На положения документации. Например, если формулировки затрудняют или делают невозможной подачу заявки, соответствующей всем требованиям.
  • На содержание проекта контракта в документации. Например, на нереальные сроки выполнения работ, чтобы участвовать решились только «свои» поставщики.

Жалобу может подать любая организация до окончания срока подачи заявок.

После рассмотрения заявок

Жалоба на заказчика:

  • На необоснованное отклонение заявки.
  • На содержание протоколов заседаний комиссии.
  • На сговор заказчика с победителем, если есть доказательства. Например, когда несколько организаций, которые подали заявки на одну закупку, принадлежат одному лицу.

Жаловаться может только подавший заявку участник — в течение 5 дней после даты публикации протокола закупки.

Проведение электронной закупки

Жалоба на оператора площадки:

  • на «зависание» площадки во время проведения процедуры,
  • на несвоевременное предоставление или публикацию документов.

Жалобу может подать только подавший заявку участник в течение 30 дней со дня обжалуемых действий .

С 1 января 2020 года все действия на электронной торговой площадке можно фиксировать с помощью плагина Независимый регистратор .

Куда жаловаться

  • На заказчика по 44-ФЗ — в территориальное отделение ФАС (УФАС).
  • На действия оператора ЭТП — в федеральное отделение ФАС.

Если вы ошибетесь и подадите жалобу не в тот территориальный орган, вашу жалобу в течение одного рабочего дня передадут в нужное территориальное управление ФАС (п. 3.12 Приказ ФАС РФ от 19.11.2014 № 727/14).

Если контракт уже подписан или вы недовольны решением ФАС, .

Как подать жалобу

Прежде, чем подать жалобу:

  • На этапе подачи заявки можно запросить у заказчика разъяснения любого пункта закупочной документации. Возможно, этого будет достаточно, чтобы урегулировать споры.
  • Убедитесь, что другой участник закупки не успел подать жалобу на эти же действия заказчика или ЭТП, иначе вашу жалобу ФАС не рассмотрит.

Оформление жалобы

При составлении жалобы придерживайтесь требований п. 8 ст. 105 44-ФЗ . Жалоба должна содержать:

  • Лица, на которые подается жалоба (заказчик, оператор площадки, уполномоченный орган или специализированная организация при наличии): наименование, место нахождения, почтовый адрес, телефон.
  • Заявитель: наименование и место нахождения для ЮЛ, ФИО и место жительства для ФЛ, почтовый адрес, адрес электронной почты, телефон, факс.
  • Номер закупки, наименование и способ отбора, е сли жалоба связана с закупкой.
  • Обжалуемые действия, доводы и доказательства жалобы.
  • Полный перечень документов, прилагаемых к жалобе.

В жалобе можно указать, какой результат хотите получить от заказчика. Например:

  • отменить закупку (процедура пройдет заново с этапа публикации извещения),
  • отменить протокол рассмотрения заявок,
  • приостановить заключение контракта с выигравшим участником.

Подача жалобы в УФАС или ФАС

Есть несколько способов доставки:

  • почтовым отправлением,
  • доставка заявителем лично,
  • доставка курьером под расписку,
  • в некоторые УФАС заявление можно послать на электронную почту, подписав квалифицированной электронной подписью. Адрес почты лучше уточнить по телефону. А после отправки выясните, получен ли документ и какой номер ему присвоен.

Вы можете отозвать жалобу до принятия контрольным органом решения по ней, но подать жалобу повторно на те же действия тех же лиц уже будет нельзя. Жалоба отзывается теми же способами, которыми подается (письмом, курьером, лично, по электронной почте).

ФАС может вернуть жалобу, отправленную почтой в последний день срока: датой подачи считается день, когда она поступила в антимонопольный орган, а не в почтовое отделение. Обратите на это внимание и, если есть возможность, передавайте документы лично.

Решение по жалобе

В течение двух рабочих дней комиссия примет или вернет жалобу, разместит информацию на официальном сайте и уведомит о ней заинтересованных лиц. Если жалоба принята, то в течение трех рабочих дней решение разместят в реестре жалоб на официальном сайте. Найти жалобу можно по наименованию закупки или заказчика, субъекту или номеру жалобы, а также номеру извещения о закупке.

В Контур.Закупках можно посмотреть, сколько жалоб подали на заказчика, какой статус у каждой, а за подробностями быстро перейти в реестр жалоб в ЕИС.

Жалоба не принята

Причины отклонения:

  • жалоба не соответствует установленным в 44-ФЗ требованиям,
  • не подписана или подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами,
  • истекли установленные сроки подачи жалобы,
  • по жалобе уже принято решение суда или контрольного органа (если ее раньше вас подал другой участник закупки).

Участник может подать повторную жалобу, устранив нарушения в ее содержании или оформлении, или оспорить возвращение жалобы в суде.

Жалоба принята и признана обоснованной

На официальном сайте вместе с решением публикуют предписание заказчику, например:

  • внести изменения в закупочную документацию,
  • отменить протокол подведения итогов,
  • аннулировать результаты конкурсной процедуры.

Иногда предписание не выдается. Например, если нарушения не повлияли на результаты определения поставщика или контракт с победителем уже заключен.

Жалоба принята и признана необоснованной

Информацию о принятом решении размещают на официальном сайте без предписаний заказчику. В документе содержатся ссылки на законы, которыми руководствовалась комиссия. Такое решение комиссии можно обжаловать в суде в течение трех месяцев.

Если ваши интересы не удалось восстановить жалобой в ФАС, лучше сконцентрируйтесь на участии в другой закупке и у другого заказчика.

Обращаться ли в суд?

Обращайтесь в суд, если вы хотите снизить штраф или взыскать с заказчика деньги за уже выполненные услуги и поставленные товары.

Если вы хотите побороться за заключение контракта, то будьте готовы к тому, что судебный процесс длится долго. Возможно, оно того не стоит.

В комментариях к статьям вы можете получить ответы других поставщиков, а эксперты ответят

ФАС или Федеральная антимонопольная служба России организована с целью контроля за соблюдением законодательства в сфере рыночных отношений. В обязанности структуры входит недопущение монополизации. Если граждане обнаружили завышение цен, нарушения организаций в сфере рынка, они имеют право написать и подать жалобу в ФАС.

ФАС подать жалобу. Основания для подачи жалобы в ФАС

Федеральный орган антимонопольной службы работает, основываясь на закон № 223-ФЗ. В соответствии с данным законодательным актом жалоба в ФАС РФ может быть подана по следующим основаниям:

  • у участников закупки требуют предоставление документации, которая не прописана в регламенте;
  • при обнаружении нарушений в сфере антимонопольного законодательства;
  • не соблюдение установленных законом рамок при размещении рекламы;

Федеральная антимонопольная служба

  • если при проведении аукционов и конкурсах были обнаружены неправомерные действия комиссии;
  • заказчик уклоняется от подписания государственного контракта;
  • нарушение порядка определения победителя в конкурсе или аукционе.

Жалобу подает любой заказчик, который обнаружил, что при проведении аукциона государственный орган создает необходимые условия именно для определенной компании.

Кто может подать жалобу в ФАС по 44 ФЗ

Любой участник закупки имеет право обратиться с требованием обжаловать результаты или ход аукциона, обратившись в суд или в надзорный орган.

Интересно! До 2016 года подать жалобу в ФАС могло любое физическое лицо. Но с 5 января 2016 года в закон были внесены изменения. Эти поправки сокращали административное вмешательство в хозяйственную работу рынка. А также изменениями должна была снизиться нагрузка на бизнес.

В настоящий момент все дела о нарушении антимонопольного законодательства от физических лиц рассматриваются Роспотребнадзором. Если гражданин отправляет обращение в ФАС, оно перенаправляется по месту рассмотрения в течение 7 дней. О пересылке физическое лицо уведомляется в письменном виде.

Срок подачи жалобы в ФАС

При подаче заявления необходимо внимательно следить за сроками. Даже правильно составленное обращение не будет рассмотрено, если нарушены сроки. Жалобы ФАС подаются не позднее 10 дней с момента, когда на официальном сайте будет размещен протокол рассмотрения заявок.

Если конкурс был закрытого типа, срок подачи сокращается до семи дней. При нарушении прав заказчика оператором электронной площадки, обращение подается в течение 30 дней с момента бездействия или незаконного действия.

Сроки подачи документов

Если подается обращение на обжалование действий после вскрытия конвертов, то оно может исходить только от одного участника, которым подавалась заявка.

Куда обратиться для подачи жалобы, способы

Интересно! Заявление может быть подано как в центральный аппарат службы, так и в территориальные отделения. Подробную информацию о вариантах подачи можно узнать на официальном сайте антимонопольной службы. Например, узнать сведения, куда подается жалоба на действия оператора электронной площадки.

Подача обращения возможна несколькими способами.

Письмом по почте

Заявление может быть отправлено по почте заказным письмом с уведомлением. Адреса территориальный аппаратов указаны на официальном сайте службы. Жалоба должна сопровождаться документами, которые подтвердят ее обоснование. Если к заявлению будут прикреплены дополнительные документы, необходимо составить опись вложения.

Через интернет

У граждан есть возможность подать обращение в режиме онлайн. Это можно сделать несколькими способами. Заявление можно отправить по электронной почте, указанной на официальном сайте, заполнить форму обращения или воспользоваться порталом Госуслуг.

Чтобы подать обращение через Госуслуги, необходимо предварительно зарегистрироваться, подтвердить свою личность и получить доступ.

Подача в электронном виде

Лично обращение

Подача жалобы возможна лично при обращении в территориальный орган службы. При этом бланк обращения рекомендуется составлять в двух экземплярах. Один остается в канцелярии, на втором необходимо поставить отметку, что бумага принята. Сотрудник, принявший документ, должен подписать второй вариант.

Образец жалобы, порядок оформления

Подготовка заявления должна ориентироваться на ФЗ-№59 «О порядке рассмотрения обращения граждан». В письменном обращении обязательно должны быть указаны:

  • наименование органа, в которое оно адресовано;
  • ФИО заявителя;
  • координаты заявителя, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ;
  • в тексте заявления прописывается суть жалобы, указываются ссылки на нормы законодательства, который были нарушены;
  • указывается перечень приложений.

Важно! В конце документа ставится подпись и дата. Очень важно подписать документ, так как он без может быть возвращен без рассмотрения.

Если необходимо документальное подтверждение доводов заявителя, прикладываются заверенные копии или оригиналы подтверждающих документов.

Процедура рассмотрения жалобы и сроки

Согласно 44 ФЗ, срок рассмотрения жалобы составляет З дня с момента ее поступления. Обращения, которые не относятся к компетенции антимонопольного органа, пересылаются в течение семи дней по месту рассмотрения.

Сведения о принятом обращении можно контролировать на сайте публикации заказов, где производится размещение жалоб. Сроки могут быть увеличены в зависимости от того, какой вид нарушения упомянут в жалобе. Обращение, поступившее от гражданина, который не является участником торгов, рассматривается в течение 30 дней. Кроме того, срок может быть увеличен, если потребуется запрос дополнительных документов.

Важно! После поступления обращения служба должна направить информацию оператору торговой площадки. Но это не всегда говорит о том, что торги будут приостановлены. Закупочная деятельность может быть приостановлена, но это не входить в обязанности ФАС.

Лица, чьи интересы затрагивает жалоба, могут отправить возражение в контрольный орган. А также они могут лично присутствовать при рассмотрении обращения. У заявителя, который пожаловался на нарушение своих интересов, есть право отозвать свое обращение до того момента, как будет принято решение.

По результатам рассмотрения жалобы органом антимонопольной службы может быть вынесено решение об удовлетворении требований или признание жалобы необоснованной.

Если обращение направляется в электронном виде, то и ответ поступает гражданину по электронной почте.

Вынесение отказа

Основаниями для отклонения жалобы могут быть:

  • письменное обращение не соответствует правилам обращения. Не указана ФИО заявители и адрес, на который должен поступить ответ;
  • если в заявлении гражданин будет жаловаться на вынесенное решение суда;
  • обращение содержит угрозы, оскорбительные фразы;
  • в случае, если ранее заявитель уже обращался с типичным вопросом и ему был дан развернутый ответ.

Важно! Возвращение заявления без рассмотрения возможно в тех случаях, если ответ невозможно подготовить без разглашения сведений, содержащих государственную тайну.

Обжалование решений ФАС

Федеральный закон «О защите конкуренции» устанавливает возможность обжалования решения, вынесенного антимонопольной службой. Предъявлять заявление об обжаловании нужно не позднее трех месяцев с момента вынесения решения. Порядок обжалования разделяется на два этапа:

  • внесудебный;
  • судебный.

Важно! В досудебном порядке обжаловать решение можно не позднее 1 месяца. Для этого необходимо отправить обращение в вышестоящий антимонопольный орган.

Исковое заявление на решение ФАС подается в арбитражный суд. Образец иска можно получить в канцелярии суда. Решение будет приниматься в течение трех месяцев. В этот период выслушиваются мнения сторон, анализируются приложенные документы.

Если суд удовлетворяет обращение истца, решение антимонопольного органа признается неправомерным. При неудовлетворении .

Пошаговая инструкция, как подавать обращение в антимонопольную службу, поможет соблюсти все правила оформления и избежать отказа в удовлетворении требований.

Информацию о том, как писать жалобу в антимонопольную службу, можно найти в нормативных документах, однако сведения эти довольно скупы и требуют пояснений. Никакого образца или примера такой жалобы, то есть, так называемой «рыбы», официально не утверждалось, но практика выработала определенную форму. Все вместе это дает понимание о том, как правильно составить и подать жалобу.

Требования к содержанию жалобы

Приведены в ч. 8 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой жалоба на действия или бездействие заказчика должна содержать:

  1. данные заказчика: наименование, адрес и номер контактного телефона (если известен);
  2. тоже самое о заявителе жалобы, плюс номер факса (при наличии);
  3. указание на закупку. Здесь нужно пояснить, что, по мнению чиновников, жалоба должна подаваться на одну конкретную закупку. Поэтому указывать несколько номеров закупок при подаче жалобы не следует. В противном случае антимонопольная служба будет вправе ее вернуть без рассмотрения. Такие разъяснения даны в письме Минэкономразвития России от 29.07.2015 № Д28и-2221;
  4. указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика и доводы жалобы. По мнению антимонопольных органов, из данного пункта следует, что заявитель обязан указать, каким именно нормам законодательства о контрактной системе не соответствуют действия заказчика. Если этого не сделать, жалобу могут оставить без рассмотрения. Примером является Решение Архангельского УФАС России от 24.08.2016 по делу № 321мз-16. Однако суды с этим не согласны, обращая внимание на то, что п. 4 ч. 8 ст. 105 не содержит таких требований (Определение Верховного Суда РФ от 17.11.2016 № 305-КГ16-15126). Тем не менее, поскольку речь в жалобе в любом случае будет идти о том или ином нарушении Закона № 44-ФЗ, то для убедительности стоит написать, какие именно нормы закона были нарушены заказчиком и каким образом.

Пример

При формировании аукционной документации заказчиком были допущены следующее нарушения положений Закона о контрактной системе:

  • во-первых, на участника закупки, одержавшего победу в электронном аукционе, возложена обязанность по направлению в адрес заказчика письменного требования о возвращении денежных средств, внесенных таким участником в качестве обеспечения исполнения контракта. Однако это нарушает требования ст. 34 Закона о контрактной системе, в силу которой у заказчика возникает обязанность вернуть данные денежные средства по истечении срока, указанного в контракте.
  • во-вторых, заказчиком установлено требование о предоставлении информации о средней численности работников за предшествующий календарный год, выручке от реализации товаров или размере балансовой стоимости активов за предшествующий календарный год, а также сведения о долях учредителей в уставном капитале. Однако это не предусмотрено ч. 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Более того, согласно п. 2 ч. 1 ст. 64 Закона № 44-ФЗ установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе не допускается.
  • в-третьих, заказчиком неправомерно возложена дополнительная обязанность на исполнителя по замене обеспечения исполнения контракта, не предусмотренная Законом о контрактной системе.

Пример заимствован из Решения Красноярского УФАС России от 06.06.2016 № 796, которым данные доводы жалобы были признаны обоснованными.

Эти пункты являются требованиями к содержанию жалобы, приведенными в Законе № 44-ФЗ. Однако ряд вещей в них не оговорен. Например, в какой антимонопольный орган подавать жалобу? Этот пробел устранен в вышеназванном Административном регламенте, где в п. 3.9-3.12 определена подведомственность рассмотрения жалоб.

Общее правило таково: если закупка проводится для обеспечения региональных или муниципальных нужд, то жалоба направляется в региональное Управление ФАС по месту нахождения заказчика. Если закупка обеспечивает федеральные нужды, то документ адресуется в ФАС России. В приложении № 1 к данному Административному регламенту приведен список с адресами всех 82 Управлений, а также контактные центрального аппарата.

Другой вопрос: что просить в жалобе? Ответ на него вытекает из положений ст. 106 Закона № 44-ФЗ, посвященной рассмотрению жалобы, поскольку в них указано, какие права есть у антимонопольных органов при ее рассмотрении. Исходя их этих положений, в жалобе нужно просить:

  1. приостановить определение поставщика до рассмотрения жалобы по существу (если закупка еще не закрыта) или аннулировать его результаты (если они уже известны);
  2. провести внеплановую проверку (в любом случае);
  3. выдать заказчику, в результате действий которого нарушаются права и законные интересы участника закупки, обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений (в любом случае). Например, путем отмены решения о несоответствии заявки заявителя дополнительным требованиям к участникам закупки, или путем отмены решения об отстранении заявителя жалобы от участия в определении поставщика, или путем внесения изменений в документацию о проведении открытого аукциона в электронной форме… и так далее, в зависимости от того, что вызвало недовольство заявителя и является предметом жалобы.

Какие документы прикладывать к жалобе

Об этом сказано в ч. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ, согласно которой «К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов». Это все, что написано в законе о прилагаемых документах. В связи с этим есть несколько вопросов, базовый из которых: обязательно ли вообще прикладывать к жалобе какие-то бумаги?

Как минимум, к жалобе нужно приложить:

  1. доверенность, подтверждающую полномочия на подписание жалобы (или решение и приказ о назначении гендиректора, если он лично подписывает жалобу), поскольку такое требования прописано в ч. 10 ст. 105 Закона № 44-ФЗ;
  2. документы о закупке, на которые есть ссылка в жалобе (документация о закупке, заявки, оспариваемые протоколы, решения и т.д.) с тем, чтобы они подтверждали ее обоснованность, как сказано в п. 9 ст. 105 Закона № 44-ФЗ.

При этом ФАС России и Минэкономразвития России считают, что из приведенной нормы требования о необходимости приложения к жалобе документов не вытекает. Поэтому их отсутствие не может являться основанием для принятия решения о возврате жалобы заявителю без рассмотрения (письмо министерства от 19.12.2014 № Д28и-2779, письмо службы от 13.10.2014 № ИА/41224/14).

Более того, ФАС России отмечает, что в отношении ряда доводов жалоб заявителей представить документы, подтверждающие обоснованность таких доводов, не представляется возможным. Например, довод о неполном размещении на www.zakupki.gov.ru проектно-сметной документации в случае осуществления закупки на выполнение строительства объекта капитального строительства.

Вместе с тем, на практике случается всякое. Например, Санкт-Петербургский УФАС России признал жалобу необоснованной, так как заявитель ссылался на то, что документация о закупке содержит описание не производимых товаров, но не представил доказательства отсутствия указанного товара в свободной продаже (Решение от 15.03.2016 по делу № 44-838/16).

Срок подачи жалобы

Сроки подачи жалобы описаны в п. 3-6 ст. 105 Закона № 44-ФЗ и сводятся к следующему.

  1. Жалоба на положения документации о закупке может быть подана до окончания установленного срока подачи заявок.
  2. Жалоба на действия или бездействие заказчика, а равно уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего может быть подана не позднее чем через 10 дней с даты размещения:
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе,
  • протокола рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,
  • протокола запроса предложений,

б) на электронной площадке:

  • протокола подведения результатов электронного аукциона

3. Жалоба на действия или бездействие, которые совершены при рассмотрении вторых частей заявок на участие в электронном аукционе или при заключении контракта, может быть подана до заключения контракта.

4. Обжалование действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки, допускается в течение 30 дней с момента совершения обжалуемых действий.

По истечении данных сроков жалобу можно подать только в суд.

Сроки рассмотрения жалобы

После регистрации поступившей жалобы, антимонопольный орган в течение 3-х рабочих дней уведомляет заявителя о месте и времени рассмотрения жалобы, и рассматривает ее в течение 5-ти рабочих дней. Решение изготавливается в полном объеме в течение 3-х рабочих дней со дня оглашения его резолютивной части.

«Порядок обжалования процедур в рамках 44-ФЗ»

Прежде всего хотелось отметить, что Порядок обжалования действий (бездействия) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки установлен главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).

Так, в случае если заказчиком не исполняются нормы Закона о контрактной системы при осуществлении закупки, у любого участника закупки, а также осуществляющих общественный контроль общественных объединений, объединений юридических лиц имеется право обжаловать в судебном порядке или в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, закупочной комиссии, ее членов, членов контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.

При этом, обжалование действий (бездействия) заказчика в контрольный орган в сфере закупок не является препятствием для обжалования участником закупки, общественным объединением, объединением юридических лиц таких действий (бездействия) в судебном порядке.

Жалобы подаются и рассматриваются согласно административному регламенту антимонопольной службы №727/14 от 19.11.2014г. и статьи 105 Закона № 44-ФЗ.

Законодательство РФ в области госзакупок устанавливает общие требования к содержанию жалобы, сроку подачи. Закон не предусматривает какие-либо четкие требования к содержанию жалобы и перечню документов, как это устанавливает процессуальное законодательство при подаче иска в суд. Но считаю необходимым назвать как основные требования законодательства, так и рекомендуемые положения для включения в жалобу.

Закон устанавливает следующие сроки направления жалобы в антимонопольный орган:

  • жалоба на аукционную (конкурсную) документацию — до окончания срока подачи заявки на участие в закупочной процедуре;
  • жалоба на действия заказчика — не позднее 10 дней с даты размещения протокола подведения итогов закупки;
  • если обжалуемые действия совершены при рассмотрении вторых частей заявок или при подписании контракта - до заключения госконтракта;
  • жалоба на действия заказчика, связанные с заключением контракта — не позднее даты заключения госконтракта.
  • жалоба на оператора торговой площадки — в течение 30 календарных дней с даты совершения обжалуемых действий.

Так, к первому виду жалоб относятся жалобы на незаконные положения закупочной документации. Например, включение в требования к участникам или к составу документов не предусмотренных законом требований и документов, установление формы заявки на участие, включение в госконтракт неточных сроков оплаты и другие.

Ко второму виду жалоб чаще относятся жалобы на неправомерные действия при вскрытии конвертов с заявками на участие в конкурсе, котировочных заявок, неправильное определение результатов торгов, признание победителем лица, заявка которого не соответствует документации о закупке, на недопуск к участию в закупке, признание заявки не соответствующей документации (эти же виды относятся к третьей группе жалоб).

К четвертому виду жалоб относятся жалобы на не рассмотрение протокола разногласий к контракту, отказ от заключения контракта по надуманным основаниям и другие.

К пятому виду относятся жалобы на отказ в регистрации на торговой площадке, требование предоставления не установленных законом документов при регистрации и иные.

В жалобе необходимо прописывать:

  • номер извещения о закупке на официальном сайте;
  • информация о заявителе и госзаказчике (наименование, ФИО, адрес, почтовый адрес, телефон, электронная почта);
  • обжалуемые действия заказчика;
  • список прилагаемых документов.

Жалоба сопровождается документами, которые подтверждают ее обоснованность. На практике, исходя из специфики закона, прилагают закупочную документацию, скриншоты с торговых площадок, заявки на участие в закупке и прочие документы. Также можно сопроводить жалобу судебной практикой и практикой контролирующих органов.

Неофициальные рекомендации по составлению жалобы:

  • доводы в жалобе можно разбить по пунктам, которые стоит пронумеровать для наглядности;
  • желательно указать в тексте жалобы судебную практику и практику контролирующих органов по схожим спорам.

В случае, если жалоба будет признана не соответствующей требованиям ч.8 ст. 105, антимонопольный орган в течение двух рабочих дней возвращает жалобу заявителю. Причины возврата могут быть разными, в том числе отсутствие подписи в жалобе либо не тем лицом, упущение сроков на обжалование, не указание должным образом информации об обжалуемой закупке, отсутствие сведений о Заказчике, доводов жалобы.

Срок рассмотрения жалобы ФАС 44-ФЗ

Антимонопольная служба обязана рассмотреть жалобу по существу в течение 5 рабочих дней с даты поступления, за исключением случаев, когда необходимо запрашивать дополнительные документы. Такие короткие сроки связаны со спецификой отрасли и установлением общих сроков закупочной процедуры. Конечно, контрольный орган подает информацию оператору торговой площадки о жалобе, но это не означает приостановления процедуры торгов. Поскольку УФАС имеет право приостановить закупочную процедуру, но не обязан это делать. Поэтому при подаче жалобы в УФАС следует в просительной части указывать, кроме требования о признании действий незаконными (признать положения документации не соответствующей закону), еще и требование о приостановлении процедуры торгов.

Кроме того, Лица, права и законные интересы которых непосредственно затрагиваются в результате рассмотрения жалобы, вправе направить в контрольный орган в сфере закупок возражения на жалобуи участвовать в ее рассмотрении лично или через своих представителей. Также Заявитель вправе отозвать свою жалобу на любом этапе рассмотрения до принятия решения контролирующим органом.

По результатам обжалования действий заказчика контрольным органом в сфере закупок антимонопольным органом может быть принято одно из следующих решений:

  • признание жалобы необоснованной;
  • признание жалобы обоснованной, в том числе частично обоснованной и, в случае необходимости, выдать предписания об устранении допущенных нарушений.

К слову сказать, что в Калмыцкое УФАС за период I полугодия 2017 года поступило 112 жалоб, из них 47 были признаны обоснованными, 53 - необоснованными, 12-возвращены и отозваны.

Так, при рассмотрении жалоб наиболее часто встречающееся нарушение связано с формированием заказчиками технического задания, формулировки которого затрудняют, а порой делают невозможным подачу заявки, соответствующей его положениям. Нарушение заключается в установлении в документации требования о необходимости указания в заявке описания товаров, работ, услуг в соответствии с потребностями заказчика. При этом в документации отсутствует указание на разделы, в соответствии с которыми необходимо сформировать предложение, либо содержатся противоречивые значения показателей, подлежащих указанию, либо требования указать характеристики товара, которые фактически возможно указать только при условии наличия соответствующего товара у участника на момент подачи заявки. Результатом данных действий является отказ в допуске к участию в закупке либо допуск только одного участника. При выявлении комиссией ФАС России указанных фактов заказчику выдается предписание о внесении изменений в документацию о закупке, а виновные в совершении данного действия лица привлекаются к административной ответственности.

Хотелось бы привести несколько примеров из практики:

  • Так, к примеру в Жалобе заявителем указано, что имеются Избыточные требования в ТЗ, превышающие ГОСТы по позициям "бинт марлевый", "маски одноразовые", "вата медицинская" и др.

Позиция заказчика по данному поводу, что Требования к товарам установлены исходя из потребностей заказчика.

Позиция УФАС. Заказчик был обязан придерживаться требований ГОСТ 1172-93 (по бинтам), ГОСТ 5556-81 (по вате) и т.д. Если заказчик требует продукцию "лучше ГОСТа", документация должна содержать обоснование таких повышенных требований. Признать жалобу обоснованной, закупку аннулировать.

  • Позиция заявителя. Права и законные интересы нарушены действиями единой комиссии, выразившимися в присвоении низкой оценки заявке заявителя на участие в конкурсе по нестоимостному критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при проведении конкурса с ограниченным участием на право заключения государственного контракта на проведение ремонтно-реставрационных работ на объекте культурного наследия.

Позиция заказчика. Комиссия присвоила заниженный балл по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" одному из участников, поскольку при выполнении им ремонтно-реставрационных работ на ином объекте культурного наследия этим участником была нарушена технология выполнения работ, о чем известно заказчику.

Позиция УФАС. Поскольку порядком оценки не установлено условие о снижении балла участникам закупки по критерию "качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупок" при ненадлежащем исполнении иных контрактов, комиссией ненадлежащим образом применен порядок оценки заявок участников конкурса. Также ФАС России приходит к выводу о том, что установленный заказчиком порядок оценки по указанному критерию не позволяет выявить лучшее предложение об условиях исполнения контракта в связи с отсутствием зависимости выставления количества баллов от представляемых участниками закупок сведений в составе заявок на участие в конкурсе. ФАС России также установила, что заявка победителя незаконно была допущена к участию в закупке, поскольку договор аренды недвижимого имущества, представленный в заявке победителя, не соответствует требованиям Постановления Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. N 99 "Об установлении дополнительных требований...", так как не зарегистрирован в установленном порядке. По условиям документации срок действия договора аренды недвижимого имущества должен составлять не менее 2 лет.

  • Позиция заявителя. Заказчиком неверно выбран способ закупки - запрос предложений, так как ранее были проведены электронный аукцион (признан несостоявшимся) и запрос предложений (отказано в согласовании закупки у единственного участника запроса предложений). Проведение запроса предложений по результатам несогласованного запроса предложений недопустимо. Кроме того, заказчиком изменен объект закупки, а именно изменены сроки выполнения работ и увеличена начальная (максимальная) цена контракта.

Позиция заказчика. Запросы предложений проводились в результате признания электронного аукциона несостоявшимся на основании п. 8 ч. 2 ст. 83 Закона N 44-ФЗ. Объект закупки не был изменен, так как виды и объемы работ не были изменены. Изменение начальной (максимальной) цены контракта произошло в связи с подготовкой обоснования начальной (максимальной) цены контракта методом анализа рынка.

Позиция УФАС. Согласно письму Минэкономразвития России от 30 сентября 2014 г. N Д28-и/1889 (п. 74) проведение запроса предложений в данном случае недопустимо. В части изменения объекта закупки документацией определено, что описание объекта закупки указано в проекте контракта. Таким образом, заказчик предполагает, что объем, сроки и начальная (максимальная) цена контракта являются описанием объекта закупки. Исходя из этого, объект закупки был заказчиком изменен, так как изменились существенные условия контракта - срок выполнения работ и начальная (максимальная) цена контракта.

Обжалование решения ФАС по 44-ФЗ

Вместе с тем, любой участник жалобы в праве обжаловать решения ФАС в судебном порядке. Обжалование решения ФАС осуществляется в порядке главы 24 АПК РФ. Такое обжалование производится в порядке производства по делам, возникающих из административных и публичных правоотношений. Но рассмотрение спора происходит по правилам искового производства с исключениями, которые установлены указанной главой.

Заявление об оспаривании решения УФАС подается в течение 3-х месяцев с момента принятия.

Заявление об обжаловании решения УФАС должно содержать информацию, обязательную для включения в исковое заявление.

Дополнительно в заявлении указывают:

  • название территориального УФАС;
  • название, номер, дата решения по жалобе;
  • ссылка на права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемым актом;
  • законы и подзаконные акты, которым не соответствует решение;
  • требование о признании решения недействительным.

К заявлению прилагаются документы, обязательные для общего искового порядка, а также копия решения антимонопольного органа.

В заявлении можно указать просьбу о приостановлении действия оспариваемого акта, при этом нужно обосновать необходимость такого приостановления. Например, если решение УФАС об отказе в удовлетворении жалобы о признании действий заказчика по неправильному определению победителя (отклонении вторых заявок других участников), приводят доводы о необходимости приостановлении решения, поскольку в дальнейшем контракт с победителем будет подписан и соответственно невозможно будет восстановить права других участников на участие в справедливой конкурентной закупочной процедуре.

Это лишь общая информация о порядке и сроках обжаловании торгов в судебном порядке.

В завершении своего выступления, хотелось бы отметить, что подать жалобу в Калмыцкое УФАС России можно нарочно по настоящему адресу либо на электронный адрес: to 08@ fas . gov . ru

Благодарю всех за внимание.

Что изменилось в сроках подачи жалобы по 44-ФЗ, что это значит для поставщика и для заказчика, узнайте в нашей статье.

Сроки подачи жалобы

Согласно ст.105 44-ФЗ, участники закупок могут пожаловаться на действия/бездействия участников закупки - заказчика, комиссии, операторов электронной площадки, уполномоченный орган и т.д. Жалоба обязательно должна быть подана в письменной форме. Следует отметить, что такую жалобу можно подать не позже, чем через десять дней с даты публикации в ЕИС итогового протокола процедуры определения поставщика/исполнителя, в котором будет указано, кто является победителем по результатам процедуры, и с кем заказчик должен заключить контракт.

Подать жалобу можно на любые электронные или бумажные процедуры. Почему именно десять дней? Потому что жалобу можно подать только если контракт между заказчиком и победителем еще не заключен.

На что можно подать жалобу

Начнем с того, что жалобу можно подать в любой момент с даты публикации документации/извещения о проведении процедуры. Если говорить о действиях заказчика – то это может быть некорректно сформулированное техническое задание, описание объекта закупки содержит ошибки, завышенные(заниженные) расценки при использовании смет, использование устаревших ГОСТов, СанПиНов, установление слишком коротких сроков исполнения контракта. Также заказчик может необоснованно отклонить заявку, разместить протокол с опозданием. Жалобы на действия заказчика подаются в территориальное отделение ФАС.

Где участнику помогут восстановить нарушенные права

Мы собрали полную информацию о том, какие способы легальной защиты есть у поставщика, права которого во время закупок нарушили. К примеру, заказчик может установить требования, которых нет в законе, или неправомерно отклонить заявку. В статье рассказали про механизм защиты интересов поставщиков. А поскольку сейчас в приоритете электронный формат закупок, разобрали варианты, как восстановить справедливость именно для электронных закупок. Смотрите, какие 4 органа стоят на страже интересов поставщика.

Как защититься поставщику

Жалоба на оператора электронной площадки подается, если в процессе проведения торгов не была должным образом обеспечена работа аукционного зала (не отображался ход торгов, не было возможности сделать шаг), невозможность зайти в личный кабинет. В общем, на те обстоятельства, которые помешали участнику полноценно участвовать в торгах. Жалоба на оператора подается в федеральное отделение ФАС.

Допустимо указать в жалобе результат, который вы хотите получить (отмена закупки, внесение изменений в техническое задание, отмена протокола и т.д.).

Что изменилось

Федеральный закон от 01.05.2019 года №71-ФЗ вносит в 44-ФЗ ряд существенных изменений, часть из которых вступает в силу с 12.05.2019 года. Согласно частям 3 и 4 статьи 105, срок подачи жалоб сокращается с десяти до пяти дней. При этом не изменяется ни порядок подачи жалобы, ни ее содержание. Что это значит для поставщика? Для поставщика в общем ничего не поменялось, так как большинство жалоб подается еще до окончания подачи заявок, или сразу после публикации в ЕИС итоговых протоколов.

Что это значит для заказчика

До 01.01.2019 года при заключении контракта заказчик руководствовался правилом, что контракт не может быть заключен ранее, чем через десять дней с даты подписания протокола. У заказчика не было проблем, так как ранее все действия с контрактом происходили на электронной площадке, и она автоматически выставляла корректные минимальные сроки подписания контракта.

Но теперь все действия с процедурами, размещенными в 2019 году, заказчиками производятся исключительно в единой информационной системе, а там нет никаких регламентов. Есть часть 9 статьи 83.2, в которой говорится о том, что контракт заключается не ранее десяти дней (и семи дней для запроса котировок). Но в то же время есть часть 7 статьи 83.2, которая обязывает заказчика разместить в ЕИС подписанный контракт в течение 3 рабочих дней с момента подписания победителем.

ЕИС не устанавливает сроков, а это значит, что если, например, протокол подведения итогов датируется 13.05.2019, в этот же день заказчик направил проект контракта победителю, победитель подписал его 14.05.2019, и в этом случае у заказчика возникает обязанность подписать контракт до 17.05.2019 года, что подходит под нормы части 7 статьи 83.2, но противоречит части 9. И контролирующие органы особенно обращают внимание на эту неточность в законе.

Некоторые специалисты полагают, что десятидневный срок в части 9 ст.83.2 напрямую связан со сроком подачи жалобы из статьи 105, и тот факт, что с 12 мая 2019 года данный срок сокращен до 5 дней, дает заказчику больший резон при возникновении подобной ситуации руководствоваться частью 7 статьи 83.2, так как она носит императивный характер, нежели часть 9, и надеяться в будущем на отмену данной части, либо приведение срока заключения контракта к срокам из статьи 105.

На данный момент, чтобы соблюсти обе части статьи, заказчикам рекомендуют направлять проект контракта в последний день регламентированного срока, а так же просить поставщиков осуществить подписание контракта со своей стороны в более поздний срок.



Просмотров