Земельный кодекс российской федерации. Земельный кодекс российской федерации Изменения в земельный кодекс с года

Земельный кодекс представляет собой государственный правовой документ, который определяет земельные отношения в России. В данном акте предельно четко обозначены положения, касающиеся эксплуатации и охраны национальных земельных ресурсов, находящихся во владении, либо аренде субъектов Российской Федерации.

Правила установления публичного сервитута

Последняя редакция, которая вступила в силу в январе текущего года, утверждена согласно положению ФЗ №373 от 3 июля 2016 года. Некоторые поправки имеют исключительно технический характер, другие - направлены на адаптацию порядка изъятия участков, на которых запланировано сооружение важных объектов муниципальной инфраструктуры.

Обновленная редакция ЗК РФ предусматривает возможность утверждения публичного сервитута в целях установления на участках:

  • геодезических пунктов и сетей государственного значения;
  • гравиметрических и нивелирных пунктов;
  • специальных межевых знаков.

Кроме того, в ст. 24 ЗК РФ уточняется пункт, согласно которому сотрудники транспортных компаний, предприятий лесной промышленности, государственных организаций федерального значения, которые выполняют функцию управления национальными парками и заповедниками, имеют право на неоплачиваемое пользование участками, входящими в реестр Лесного фонда и территорий, находящихся под особым контролем государства.

Аренда земельных наделов без проведения аукциона

С 01.01.2017 года в ЗК РФ были внедрены изменения, регламентирующие правила и порядок аренды земельных наделов, пребывающих в муниципальном, либо государственном владении. Отныне договора аренды будут заключаться без предварительного аукциона в случае:

  • предоставления земельного надела, изъятого у физических лиц, либо организаций для муниципальных, либо федеральных нужд в целях системного развития территорий, которым данный участок был выделен на условиях свободного пользования по инициативе организаций местного самоуправления по итогам торгов в соответствии с ГрК РФ;
  • предоставления земельного надела для сооружения объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктур субъекту, который подписал соглашение о системном развитии территории.

С учетом перечисленных поправок, новшества были внесены в ст. 39.6 и ст. 39.8 ЗК РФ. В последней редакции данного нормативно-правового документа обозначен пункт о том, что период действия арендных соглашений в вышеупомянутых случаях не может быть превышен срок актуальности соглашений о системном развитии территорий, либо сроки, определяющие сооружение объектов инфраструктуры. Помимо данных положений, в ст. 46 ЗК РФ, с 01.01.2017 года указан пункт, согласно которому расторжение арендного соглашения реально только в том случае, когда осуществление арендатором своих обязательств было грубо нарушено, либо реализовано ненадлежащим образом. Также, согласно обновленной редакции ЗК РФ, организации, с которыми были подписаны официальные договора о системном развитии территорий могут обратиться в судебный орган с иском об изъятии земельных наделов для муниципальных, либо федеральных нужд. Старой редакцией ЗК РФ такое заявление могли направить в суд:

  • субъекты природных монополий;
  • недропользователи;
  • уполномоченные организации.

В обновленной ст. 56.12 ЗК РФ указаны новые условия, правила и особенности изъятия земельных наделов, а также находящихся на них объектов частной собственности с целью системного развития территорий. В частности, в этой статье детально расписаны:

  • законно аргументированные основания для изъятия участка;
  • обязанности организаций местного управления, уполномоченных принимать надлежащие решения;
  • требования к договору, который заключен в связи с мероприятиями по изъятию земельных наделов или расположенных на их территории объектов недвижимого имущества;
  • пункты, касающиеся передачи прав на законное владение земельным участком;
  • прочие нормативные положения, которые регламентируют соглашения о системном развитии территорий и аренды земельных наделов.

Важные аспекты осуществления процедуры кадастрового учета

Согласно положениям ст. 39.11 ЗК РФ, одним из этапов в процессе подготовки к аукциону по реализации, либо передаче в аренду земельного надела по заявлению физических и юридических лиц, является кадастровый учет. Зарегистрировать право владения участком в данном документе могут исключительно те физические и юридические субъекты, которые заинтересованы в предоставлении им права пользования участком для его дальнейшего комплексного благоустройства.

Кроме того, с 1 января 2017 года подать соответствующие заявки смогут также и кадастровые инженеры, в обязанность которых входили кадастровые работы на указанном участке.

Стоит напомнить о том, что для оформления прав на участок никаких доверенностей или прочих дополнительных документов не потребуется.

Правила подачи заявления о смене вида разрешенного использования

ФЗ №361 вносит разъяснения по ст. 39.15 ЗК РФ. В последней редакции в данном нормативе появится статья следующего содержания: «Предварительное постановление о предоставлении земельного надела во владение или аренду является поводом для обращения заявителя в организации местного самоуправления с надлежащим заявлением» (ст. 39.15, п. 10.1).

Последняя редакция с комментариями

Для защиты своих законных интересов и прав, землевладельцам и арендаторам просто необходимо знать правила, которые содержит в себе последняя редакция ЗК РФ с комментариями. Обновленная редакция ЗК РФ 2017 года содержит полный свод положений, незнание которых может привести владельца или арендатора земельного участка к довольно негативным правовым последствиям.

В Российской Федерации новый закон о земельном кадастре с 1 января 2017 года предполагает ряд изменений — создание единой учетно-регистрационной системы и единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН). В состав ЕГРН будут вноситься данные о недвижимости, которые сегодня содержатся в кадастре и правовом реестре.

Упрощенная процедура регистрации

Новый закон о кадастре недвижимости 2017 упрощает регистрационную процедуру и имеет ряд преимуществ по сравнению с предыдущей трактовкой. Сегодня кадастровый учет и регистрация прав являются разными процедурами, несмотря на то, что многие операции с недвижимостью требуют прохождении обеих процедур одновременно. Создание единого государственного реестра недвижимости позволит осуществлять одновременную подачу заявлений на обе процедуры сразу, что предоставит гражданам возможность совершать необходимые связанные с недвижимостью действия без потери лишнего времени и денег.

С 1 января 2017 регистрация прав собственности планируется проводиться без территориальной привязки будущего собственника. Сегодня данная процедура выполняется исключительно по месту нахождения субъекта Российской Федерации, поэтому если гражданин проживает в другом городе, для осуществления законодательных действий с недвижимостью субъекту необходимо в обязательном порядке приехать на свой участок.

Со следующего года процедура регистрации станет намного проще: если собственник не сможет забрать готовые документы в регистрационном пункте, он сможет обратиться в платную курьерскую доставку или воспользоваться электронной почтой.

Новый закон: надежная и быстрая регистрация объектов

Закон о земельных участках 2017 года позволит уменьшить время госрегистрации, а в момент обращения заявитель подает одно заявление. На основе этого объект вносится в кадастровый учет, и регистрируются права в течение 10 дней.

К нововведениям относится и сокращенное время при необходимости получения одной из услуг госреестра, а выписка о земельном участке выдается в течение трех дней, а не пяти как было до этого.

Создание надежной базы госреестра в электронном виде снизит риск мошенничества, защитит права собственности клиентов и обеспечит безопасность зарегистрированных данных. На основе нового законопроекта с 1.01.2017 года не будет выдаваться свидетельство о государственном праве на собственность, а вместо нее заявитель получает выписку из ЕГРН.

Новый закон о кадастре 2017 предполагает ведение дел исключительно в электронном виде, хотя в настоящее время в приоритете бумажные документы, исключение – реестровые дела. Проводить госрегистрацию с нового года будет исключительно Росреестр, а до этого момента этот орган занимался только сделками и операциями с недвижимостью, за кадастровый учет ответственна Кадастровая Палата.

Отдельная и одновременная регистрационная процедура

Государственная регистрация и учет в кадастре будут проводиться как одновременно, так и отдельно. Процедура проводится отдельно в таких случаях:

  • изменение характеристик объекта;
  • переход прав собственности;
  • прекращение существования;
  • создание нового объекта недвижимости с разрешением от госорганов.

В первый день нового года вступит в силу новая редакция Земельного кодекса. Изменится порядок установления сервитута, а также правила изъятия участков в целях комплексного развития территорий городов и сёл.

Поправки, которые вступят в силу с 1 января 2017 года, были утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ и Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ. Некоторые изменения носят исключительно технический характер, а другие - упрощают порядок изъятия земельных участков, на которых планируется строить объекты инфраструктуры.

Установление публичного сервитута

В будущей редакции пп.3 п. 3 статьи 23 Земельного кодекса РФ будет прописано, что публичные сервитуты могут устанавливаться для размещения на участках межевых знаков, геодезических пунктов государственных геодезических сетей, гравиметрических пунктов, нивелирных пунктов и подъездов к ним. Сейчас этот пункт предусматривает предоставление публичного сервитута для размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним. Поправки к нему утверждены Федеральным законом от 03.07.2016 N 361-ФЗ.

Одновременно в статье 24 Земельного кодекса РФ уточняется, что работники организаций транспорта, лесной промышленности, лесного и/или охотничьего хозяйства, федеральных государственных бюджетных учреждений, осуществляющих управление государственными природными заповедниками и национальными парками, и других сфер деятельности, имеющих право на получение служебных наделов по заявлению могут получить в безвозмездное пользование участки, в том числе из состава земель лесного фонда и земель особо охраняемых природных территорий.

Новые основания для аренды земли без проведения торгов

С нового года Земельный кодекс РФ изменится и в связи со вступлением в силу некоторых норм Федерального закона от 03.07.2016 N 373-ФЗ. По новым правилам, договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, будут заключать без проведения торгов в двух дополнительных случаях:

  • при предоставлении земельного участка, изъятого для муниципальных нужд в целях комплексного развития территории у физического или юридического лица, которому такой земельный участок был предоставлен на праве безвозмездного пользования, аренды, лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения данного договора в соответствии с Градостроительным кодексом РФ;
  • при предоставлении земельного участка для строительства объектов коммунальной, транспортной, социальной инфраструктур лицу, заключившему договор о комплексном развитии территории в соответствии с Градостроительным кодексом РФ.

Соответствующие поправки вносятся в . В то же время дополняется , в новой редакции которой сказано, что сроки действия договоров об аренде в новых двух случаях не могут превышать сроки действия соглашений о комплексном развитии территории или периоды, предусмотренные на строительство объектов инфраструктуры. Кроме того, в статье 46 Земельного кодекса РФ с 1 января 2017 года будет указано, что расторгнуть подобные договоры аренды власти могут, в том числе, в случае ненадлежащего исполнения арендатором своих обязательств.

Одновременно организации, с которыми заключены соглашения о комплексном развитии территорий, получают возможность обращаться с ходатайствами об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных целей. До 1 января 2017 года действует редакция статьи 56.4 Земельного кодекса РФ , по которой такое обращение могут направить недропользователи, субъекты естественных монополий, а также уполномоченные организации.

Особенности изъятия земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества в целях комплексного развития территории по инициативе органа местного самоуправления изложены в новой статье кодекса - 56.12. В ней уточняются:

  • основания для принятия решения об изъятии;
  • обязанности органов местного самоуправления, принявших такое решение;
  • требования к соглашению, заключаемому в связи с изъятием участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества;
  • положения, касающиеся перехода прав собственности на участки;
  • иные нормы, регулирующие договоры о комплексном развитии территорий и об аренде.

Уточнение списка лиц, по инициативе которых проводится кадастровой учет

Согласно требованиям статьи 39.11 Земельного кодекса РФ , одним из шагов при подготовке к проведению аукциона по продаже или предоставлению в аренду земельного участка по инициативе заинтересованных лиц является осуществление кадастрового учета и регистрация прав собственности. Сейчас действует правило, по которому обратиться с заявлением о регистрации прав и кадастровом учете могут только лица, заинтересованные в предоставлении этого участка. С 1 января 2017 года соответствующие заявления смогут обращаться подавать еще и кадастровые инженеры, выполнившие кадастровые работы в целях образования земельного участка. При этом никаких доверенностей либо иных уполномочивающих документов им не понадобится.

Новшества в правилах подачи ходатайства о смене вида разрешенного использования

Федеральный закон 361-ФЗ уточнил также нормы статьи 39.15 Земельного кодекса РФ . С ближайшего воскресенья в ней появится новый пункт следующего содержания:

10.1. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления:

  1. с ходатайством об обращении органа государственной власти или органа местного самоуправления в орган регистрации прав с заявлением о внесении изменений в сведения Единого государственного реестра недвижимости о виде или видах разрешенного использования земельного участка, выбранных в соответствии с утвержденными правилами землепользования и застройки;
  2. с заявлением об изменении вида разрешенного использования земельного участка;
  3. с заявлением о получении разрешения на условно разрешенный вид использования земельного участка;
  4. с ходатайством о переводе земельного участка из одной категории в другую.

Технические поправки

Среди иных поправок - уточнение наименования закона о государственной регистрации участков и реестра, содержащего сведения об объектах недвижимости. Соответствующие корректировки имеются по всему тексту Земельного кодекса РФ.

Законопроектом № 778655-6 вносятся масштабные изменения в Градостроительный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ с 1 января 2017 года.

Данная информация важна для, инвесторов, застройщиков, строительных и экспертных организаций, собственников, владельцев земельных участков.

После прохождения в Совете Федерации и подписания Президентом РФ закон, за исключением отдельных положений, вступит в силу с 1 января 2017 года.

Документация по планировке территории и ГПЗУ (Градостроительный план земельного участка - вид документации по планировке территории. Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам) - все по-новому правовому регулированию с 1 января 2017 года.

Изменения более чем на 100 страницах текста.

Подробный анализ таких масштабных изменений - дело трудоёмкое. Между тем, уже сейчас можно и нужно обратить внимание инвесторов, застройщиков, землепользователей на ключевые моменты нового регулирования:

  1. Очередной раз (более чем ожидаемо) сдвинут срок принятия ПЗЗ (Правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений) для Москвы, Московской области, других муниципальных образований, в которых этот документ градостроительного зонирования до сих пор не принят. Новые правила установлены на 1 июля 2017 года. Соответственно, еще как минимум год московские землепользователи будут занимать свои участки «на птичьих правах», учитывая неопределенность их правового режима для целей строительства в отсутствие ПЗЗ.

ГПЗУ выведен из числа документов по планировке территории. А его сугубо информационный характер теперь прямо закреплен законом, равно как и перечень источников информации для подготовки ГПЗУ. Какое значение это имеет для землепользователей? Во-первых, есть надежда, что наконец-то вздохнут спокойно обладатели старых ГПЗУ в Новой Москве. Ранее мы писали о том, какие проблемы их ожидают согласно ныне действующему законодательству («Параметры разрешенного использования в ГПЗУ для Новой Москвы»). Во-вторых, появление непосредственно в Градостроительный кодекс РФ достаточно широкого перечня источников информации для подготовки ГПЗУ исключает применение гораздо более узких норм, закрепленных в частях 5 и 8 статьи 78 Градостроительного кодекса Москвы (ред. от 16.12.2015). Проблемах для московских застройщиков и связанной с этим обширной арбитражной практике имеются ввиду наличия пробелов в праве («На каком основании в ГПЗУ вносятся сведения о параметрах разрешенного использования?»). Более того, очевидный теперь уже непосредственно из Градостроительного кодекса РФ информационный характер ГПЗУ однозначно указывает на возможность его изменения только в случае изменения документов-оснований . Таким образом, по первому впечатлению указанные поправки представляются весьма позитивными для московских землепользователей, и это даже немного смягчает удар очередного продления срока для принятия ПЗЗ.

Заказывать и получать ГПЗУ станет возможно в МФЦ. Информацию, указанную в ГПЗУ можно будет использовать для подготовки проектной документации, для получения разрешения на строительство в течение трех лет со дня его выдачи. При этом установлены переходные положения для ГПЗУ, выданных до 01.01.2017: срок использования содержащейся в них информации устанавливает орган исполнительной власти субъекта РФ, но этот срок не может быть менее 3 и более 8 лет со дня вступления в силу нового закона.

Пересмотрены правила подготовки и принятия оставшихся двух видов документов по планировке территории: проекта планировки территории и проекта межевания. В общем случае (из которого есть специально оговоренные исключения) документация по планировке территории готовится только применительно к территории, в границах которой предусматривается осуществление деятельности по комплексному и устойчивому развитию территории. Где же определяется такая территория? Согласно поправкам - в ПЗЗ.

Новыми нормами права регулируются случаи, когда поправки в ранее принятые ПЗЗ вносятся без публичных слушаний. Это происходит, если в ПЗЗ не отражены объекты федерального, регионального, местного значения из Генплана или иного документа территориального планирования. Однако специальная оговорка исключает применение таких новых правил к проектам ПЗЗ, проектам изменений в ПЗЗ, которые были подготовлены и рассмотрены на публичных слушаниях до дня вступления в силу новых норм. Для таких проектов сохраняет силу действующий в настоящее время порядок. Аналогичная оговорка сделана и для документов территориального планирования, к каковым относится Генплан. Это, в частности, означает, что изменение проекта московских ПЗЗ, равно как и изменение московского Генплана может производиться исключительно с учетом результатов публичных слушаний.

Об юридической силе публичных слушаний подробно и чётко описано на нашем сайте.

Адвокат, Александр Ватолин.

Июль 2016 стал месяцем, в котором было принято множество важных изменений в законодательные акты РФ, в том числе и в .

В первую очередь, это коснулось положений, ссылающихся на Федеральный закон от 21.07.1997 № 122-ФЗ « » , который в связи с изданием полностью утратит силу только с 1 января 2020 года, а с 01.01.17 утратят силу основные положения, так как с этого времени вступит в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ « » . Наименование и реквизиты утрачивающего силу закона по тексту ЗК РФ заменены наименованием и реквизитами нового закона (например, в ).

В связи с изменением терминологии в законодательстве, по тексту ЗК РФ слова «Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним» заменены на слова «Единый государственный реестр недвижимости» в соответствующих падежах ( , и иные статьи ЗК РФ).

Также будет дополнен перечень оснований для принятия органами исполнительной власти или местного самоуправления, указанными в , решений об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд. К таким основаниям будет относиться соответствующее ходатайство организации, с которой заключён договор о комплексном развитии территории по инициативе органа местного самоуправления по результатам аукциона на право заключения такого договора в соответствии с ().

Кроме того, указанная выше организация сможет получить такой участок в собственность при соблюдении всех условий, в том числе при предоставлении за изымаемый участок и (или) расположенные на нём объекты недвижимого имущества в полном объёме возмещения, предусмотренного соглашением об изъятии недвижимости или вступившим в законную силу решением суда (



Просмотров