Защита прав и законных интересов предпринимателей. Формы защиты прав предпринимателей

Защита прав предпринимателя, а также его законных интересов представляет собой использование целой совокупности специальных механизмов, которые имеют нормативную определенность. Такие механизмы направлены на то, чтобы восстановить или признать нарушенное или оспариваемое право, а также интересы бизнесмена. Различные способы защиты прав предпринимателей осуществляются теми способами и в таких формах, которые также соответствуют действующему законодательству. К нарушителю интересов и прав должны применяться меры юридической ответственности, но исключительно в тех рамках, которые устанавливаются действующими законами.

При этом стоит отметить тот факт, что каждая отдельная отрасль права имеет собственные требования к тому, как должна обеспечиваться защита прав предпринимателя.

Статья 15 ГК РФ

В соответствии с данной статьей защита прав предпринимателя должна обеспечиваться при необходимости возмещения каких-либо причиненных убытков, возникших вследствие нарушения его прав и законных интересов. В частности, сюда входит также упущенная выгода, то есть определенный объем доходов, которые не были получены бизнесменом, но на которые у него были веские основания рассчитывать, если бы его права не были бы нарушены.

Стоит отметить, что действующее уголовное законодательство к числу наказуемых действий относит также создание препятствий для ведения предпринимательской деятельности, если она осуществляется на законных основаниях. И в таких ситуациях также должна обеспечиваться полноценная защита прав предпринимателя.

Что это собой представляет?

Для того чтобы отстаивать свои интересы, бизнесмен может использоваться самые разнообразные механизмы и способы, причем все они предусматриваются и довольно подробно перечисляются в действующем законодательстве. Объединяет их всех то, что использование таких механизмов и средств в итоге приводит к полноценному восстановлению положения предпринимателя, которое он имел до момента возникшего нарушения. Действия, которые посягают на его законные права, или же создающие реальную угрозу их применению, в обязательном порядке должны пресекаться.

При этом нужно правильно понимать, что предпринимательство представляет собой исключительно инициативную самостоятельную деятельность, которая ведется человеком на свой страх и риск, вследствие чего защита прав предпринимателей может понадобиться в целом ряде непредвиденных обстоятельств.

Подводные камни

Довольно важной проблемой является то, что современные бизнесмены в преимущественном большинстве случаев не знают всех тонкостей современной юриспруденции в российской и международной практике. Представьте, что внезапно у вас возникла какая-то трудная ситуация с вашими партнерами, ведущими свою деятельность на территории России, и даже здесь у вас не получится справиться самостоятельно. Что уже говорить о том, если использовать определенные способы защиты прав предпринимателей нужно будет в процессе решения проблемных ситуаций с партнерами из других государств, ведь здесь уже вам не будут известны все необходимые тонкости. Именно по этой причине в преимущественном большинстве люди предпочитают обращаться к квалифицированным специалистам, полностью знающим действующее законодательство и имеющим большой опыт в решении подобного рода споров.

Что может произойти?

С течением времени формы защиты прав предпринимателей начинают интересовать все больше и больше людей, но при этом нужно правильно понимать, что обсуждать в данном случае следует непосредственно сам предмет защиты. Без понимания того, каким образом осуществляется содержание самой деятельности бизнесмена, а также того, что именно включается в данное понятие, довольно сложно и бесперспективно будет заниматься обсуждением данной проблемы.

Любой человек, которым может использоваться закон о защите прав предпринимателей, прекрасно понимает, что занимается личным бизнесом, но при этом лишь немногие знают, что конкретно входит в это понятие, включая тех людей, которые являются непосредственным объектом обсуждения. Четкое понимание того, что конкретно нужно обезопасить, от кого нужно будет использовать ФЗ о защите прав предпринимателей, а также по какой причине важно обеспечивать такую защиту, крайне необходимо каждому бизнесмену, а также тем лицам, которые могут стать нарушителями этих прав.

Особенности законодательства

Официальный документ, регулирующий основы предпринимательской деятельности - это Гражданский кодекс, а если говорить более точно, то его статья № 2. Данная статья относит к предпринимательской деятельности каждого гражданина, занимающегося развитием бизнеса самостоятельно и на свой риск, а направлением такой деятельности является извлечение систематической прибыли.

В качестве источника прибыли может выступать пользование определенным имуществом, выполнение работ, оказание всевозможных услуг или же реализация товаров. Тот человек, который осуществляет деятельность, указанную в статье № 2, должен официально регистрироваться как предприниматель, а порядок осуществления такой регистрации осуществляется индивидуально в каждом отдельном случае.

Почему так важно понимать эту норму законодательства?

Законодательное является важным по нескольким причинам:

  • Появляются основания для того, чтобы устанавливать определенные требования к тому, как должна осуществляться такая деятельность.
  • Несоблюдение установленных требований в итоге приводит к тому, что к нарушителю необходимо применять соответствующие меры ответственности.
  • Правовые последствия различных фактов, событий или же действий, имеющих отношение к ведению предпринимательской деятельности, в своей основе имеют легальное, определенное действующим законодательством определение предпринимательской деятельности.

Пример

В соответствии с действующим законодательством каждый человек, который собирается заниматься собственным бизнесом, должен обязательно регистрировать предпринимательскую деятельность. В том случае, если она будет вестись без предварительной регистрации, это уже будет трактоваться как прямое нарушение законов, и никакая защита прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к этому человеку не имеет никакого отношения.

Таким образом, лицо, которое допустило это нарушение, должно понести соответствующее наказание. В частности, государству полностью перечисляется весь полученный доход, полученный человеком в процессе ведения такой деятельности, и при этом страной не должна обеспечиваться защита прав индивидуального предпринимателя.

Для решения проблемы с государственной регистрацией в первую очередь нужно определиться с тем, какие конкретно действия будут включены в ту самую деятельность, и только после этого уже решать вопрос касательно того, что будут представлять собой негативные последствия несоблюдения установленного законами порядка.

Второй пример

Так как главной целью ведения предпринимательской деятельности является извлечение прибыли, вполне логичным продолжением извлечения прибыли являются обязательства по обязательной уплате налогов. Для того чтобы решить вопрос налогообложения, нужно первоначально определиться с вопросом о составе доходов, которые могут облагаться налогами, и может ли любое вознаграждение расцениваться в качестве дохода от веденной деятельности. Практика работы современных государственных органов указывает на то, что в преимущественном большинстве случаев они стараются объединять с прибылью любые доходы, которые были получены в процессе ведения бизнеса. Соответственно, параллельно увеличивается размер налогооблагаемой базы, что далеко не всегда является корректным, и во многих случаях вполне может обеспечиваться защита прав и интересов предпринимателей.

Основные признаки предпринимательской деятельности

Для того чтобы правильно определять ведение бизнеса, а также, к примеру, знать, где может использоваться «Федеральный закон № 294 о защите прав предпринимателей», нужно понимать ряд существенных признаков. Некоторые такие признаки устанавливаются действующим законодательством или могут быть не установлены, но при этом не теряют своей важности.

Первый

Предпринимательская деятельность должна представлять собой именно определенную деятельность. Несмотря на то что в действующем законодательстве достаточно часто употребляется «деятельность», официального его разъяснения под собой это не имеет. Именно по этой причине для того чтобы объяснить состояние деятельности, приходится прибегать к экономическим и философским понятийным категориям.

В соответствии с философией деятельность представляет собой целесообразное изменение окружающей среды человека в собственных интересах или интересах других людей. Среди таких элементов можно выделить:

  • субъект, которым своя активность направляется на других субъектов или же какие-либо объекты;
  • объект, испытывающий на себе целенаправленную деятельность определенного субъекта;
  • сама активность, представляющая собой определенный способ воздействия на объект или же способ определения коммуникативного воздействия между несколькими субъектами.

Таким образом, предпринимателем является определенный человек, выполняющий совокупность различных действий, осуществляющихся систематически и постоянно, и при этом направленных на обеспечение благ как нематериального, так и материального характера. Все эти действия реализуются на соответствующем рынке в качестве товара, или же действий, направленных на оказание определенных услуг или выполнение работ. Именно для таких людей может применяться 294 закон о защите прав предпринимателей.

Второй

Второй признак - это определенное свойство, которому так и не было обеспечено законодательное закрепление, но при этом являющееся достаточно важным, а именно - профессионализм. Данный признак проявляется в том, что предприниматель осуществляет собственную деятельность в полном соответствии с установленными методиками и требованиями, но при этом его деятельность является возмездной, а субъект влияет на собственные действия.

Третий

Предприниматель самостоятельно занимается собственной деятельностью. Данным признаком характеризуется целенаправленная воля предпринимателя, направленная на то, чтобы осуществлять определенный вид деятельности, который должен осуществляться юридическими лицами и гражданами их властью и в их личных интересах.

Четвертый

Прибыль имеет систематический характер, а формируется она из доходов, полученных в процессе ведения хозяйственной деятельности, уменьшенных на общее количество расходов. Балансовая прибыль - это та часть выручки, которая уже осталась после того, как были перечислены какие-либо налоги и все остальные бюджетные платежи.

Таким образом, предпринимательской деятельностью не может характеризоваться выполнение каких-либо действий, направленных на одноразовую прибыль, а при выполнении подобных действий никакой ответственности за ведение незарегистрированной предпринимательской деятельности возникать не может. Стоит отметить тот факт, что данное положение имеет также отражение и в современной нормативной базе.

Пятый

Человек занимается предпринимательской деятельностью исключительно на свой страх и риск, причем последнее понятие отражается исключительно в отдельном законе «Об организации страхового дела». Для того чтобы определиться с понятием риска в современной предпринимательской деятельности, можно использовать понятие из этого закона, в соответствии с которым риском может быть признано событие, которое обладает признаками случайности или вероятности наступления. Одной из главных целей формирования юридического лица является минимизация предпринимательского риска.

В соответствии с юридической литературой предпринимательские риски включают в себя возможность неполучения прибыли, какого-нибудь другого запланированного результата деятельности или же получение отрицательного результата от действий предпринимателя.

Предприниматели ежедневно подвергаются посягательствам со стороны других игроков рынка, потребителей, должностных лиц. Законодатель сформировал и закрепил совокупность способов защиты прав, связанных с коммерческой деятельностью. Однако практика показывает, что процент коммерсантов, использующих предоставленные возможности, мал. Это следствие не информированности и неуверенности субъектов предпринимательства в получении удовлетворительного результата использования правовых инструментов защиты.

Случаи нарушения прав предпринимателей

Субъекты предпринимательской деятельности постоянно вступают в правоотношения, связанные с бизнесом. Они взаимодействуют по вопросам приобретения и продажи товаров, оказания услуг, найма персонала, оплаты налогов и иных сборов и платежей и т. п. Противоправные действия в отношении бизнеса происходят в рамках любого из указанных направлений.

В зависимости от источников возникновения выделяются несколько групп нарушений:

  • Правонарушения со стороны уполномоченных органов. К таким органам относятся государственные и муниципальные органы, осуществляющие контроль и надзор, при взаимодействии, например, по вопросам лицензирования. Проведение проверок в процессе реализации госконтроля строго регламентировано законодательством. При этом акты соответствующих должностных лиц способны повлечь за собой нарушение прав и интересов проверяемого субъекта вследствие неприменения норм права или их неправильного применения.
  • Противоправные действия со стороны других участников рынка. К таким случаям относятся нарушения условий заключенных договоров, предоставление недостоверной информации, иное введение в заблуждение при заключении контракта, злоупотребление правом (когда права осуществляются другим субъектом исключительно с намерением причинения вреда предпринимателю либо заведомо недобросовестно), коммерческий шпионаж, занятие доминирующего положения в соответствующем секторе рынка и т. п.
  • Неправомерное поведение со стороны потребителей в сфере розничной продажи и оказания услуг. Законодательство предусматривает гарантии прав такой категории покупателей и клиентов, а последние пользуются и допускают злоупотребление предоставленными им правами.
  • Действия персонала. Перечень возможных нарушений в этом случае велик: хищения имущества, прогулов, иных нарушений трудовых обязанностей.

Какими же способами защитить права?

Закон предусматривает набор инструментов, направленных на охрану нарушенных прав предпринимателей. К нарушителям применяются меры ответственности: гражданской, административной, уголовной. Они носят принудительный характер, направлены в отношении виновных лиц и побуждают иных лиц воздержаться от негативных действий.

Некоторые из способов защиты используются для предупреждения правонарушений, причинения вреда и/или снижения его размеров, гарантий компенсации ущерба. Так, для минимизации хищения информации, которая составляет секрет производства (коммерческую тайну), необходимо внедрение соответствующих регламентов ее обращения, ограничение доступа и разработка иных инструментов защиты, что соответствует требованиям закона.

В случае если существует вероятность, что к моменту обращения взыскания на имущество причинителя вреда, последний осуществит его отчуждение, можно защитить права, использовав обеспечительные меры (например, залог).

Защите прав предпринимателей служит и возможность выбора по соглашению органа для рассмотрения спора между ними.

Трудовым законодательством предусматриваются дополнительные правила о полной материальной ответственности для некоторых категорий работников, согласно которым включение в трудовые договоры соответствующего условия в дальнейшем поможет работодателю взыскать ущерб с сотрудника за пределами заработной платы. Кроме того, подробная регламентация трудового распорядка, должностных обязанностей, специальных локальных актов, связанных с исполнением работниками трудовых функций, позволит предпринимателю защитить права в случае возникновения спора вследствие злоупотребления персонала.

Остальные меры охраны направлены на то, чтобы восстановить права и применить санкции к их нарушителю. К таким способам относятся: взыскание неустойки вследствие неисполнения обязательств партнерами, возмещение вреда, причинного неправомерными действиями каких-либо лиц, признание права пользования, в том числе на недвижимое имущество и т. п.

Самозащита: реализация и пределы

Как самостоятельный способ, законодатель выделил самозащиту. Что это такое? Под самозащитой понимают фактические действия, которые совершает лицо в целях охраны своих прав, в том числе установка охранной системы (сигнализации), внедрение каких-либо программ учета товаров и услуг, физическое воздействия для пресечения посягательства.

Закон не установил порядок реализации рассматриваемого способа, но ограничил его условиями использования:

  • факт нарушения прав или возможность его нарушения должны следовать из обстановки. Так, недопустимо применять силу к лицу в отсутствие уверенности в его преступных намерениях;
  • действия (меры), которые производятся в рамках самозащиты, соответствуют характеру правонарушения. Например, применение способного причинить вред здоровью огнестрельного или иного оружия к посетителю магазина, совершившему хищение, противоречит этому условию.

Для признания правомерными принимаемые в целях самозащиты меры должны быть соразмерны противоправному деянию и не выходить за рамки необходимых для его пресечения действий.

Внесудебные процедуры осуществления защиты прав

Совокупность мероприятий (способов) по защите прав предполагает судебный или внесудебный порядок их реализации. Последний реализуется посредством претензионного урегулирования спора, медиации, нотариальных действий, третейского разбирательства, административного обжалования.

Претензионный (досудебный) порядок разрешение споров в некоторых предусмотренных законом случаях является для участников конфликта обязательным вне зависимости от того, предусмотрен ли он в соглашении между ними. Но стороны вправе в любом случае самостоятельно воспользоваться указанным инструментом для устранения разногласий. Это может привести к разрешению спора оперативно, без вмешательства правоохранительных органов, на приемлемых для сторон условиях. Такой механизм работает в случае нарушений контрагентами своих обязательств по договорам, но и в иных ситуациях.

Медиация – нововведение действующего законодательства. В отличие от иных форм во время медиации стороны спора приходят к соглашению, опираясь на опыт, навыки и знания третьего лица – медиатора. В то же время он не берет на себя роль судебного органа, и разрешение конфликта обуславливается волей спорящих.

Этот способ защиты участники гражданского оборота часто выбирают при возникновении споров, возникающих из договоров, в сфере интеллектуальной собственности, он предполагает сокращение финансовых расходов и временных затрат на разрешение конфликта, и также позволяет прийти к взаимовыгодному решению. Выбор медиации является согласованным и добровольным. Полученное в результате данных процедур решение не носит обязательный для исполнения характер.

Медиативные процедуры не препятствуют использованию иных вариантов защиты прав.

Нотариусы на службе у предпринимателей

Нотариат в рамках своей компетенции вправе совершать ряд действий, которые являются альтернативой судебной защите прав, в том числе лиц, осуществляющих коммерческую деятельность.

На основании доказательств (только письменных) и при отсутствии спора нотариус устанавливает юридические факты, обеспечивает принудительное исполнение обязательства, удостоверяет сделки, содействует выполнению юридически значимых действий (например, регистрации прав), совершает иные нотариальные действия в порядке, предусмотренном законодательством о нотариате.

Исполнительная надпись – особое распоряжение нотариуса для взыскания с должника сумм задолженности перед кредитором или какого-либо имущества – предполагает упрощенный порядок исполнения. Это инструмент, использование которого, способствует оперативному принятию мер по охране прав.

Важно учитывать: для получения исполнительной надписи ответственность должника должна подтверждаться представленными нотариусу документами.

Третейское разбирательство

Третейский суд — специальный негосударственный орган по разрешению споров. Для того чтобы конфликт между участниками разрешался с помощью третейского разбирательства, необходимо соответствующее соглашение о передаче его рассмотрения в третейский суд. При этом не требуется обязательное подписание отдельного документа.

О наличии соглашения свидетельствует и условие обычного договора, содержащее указание на подведомственность определенному третейскому суду. Третейский орган создается самостоятельно сторонами либо они обращаются в постояннодействующий (например, при торгово-промышленных палатах).

Преимуществом третейских судов как способа защиты прав предпринимателей является оперативность принятия решений по сравнению с государственными органами, возможность проведения заседания в удобном для сторон месте, отсутствие бюрократических проволочек, вероятность взыскания расходов в полном объеме (что в государственных судах редко удается).

Решение исполняется добровольно, в противном случае взыскатель вправе обратиться в соответствующий арбитражный суд, подав заявление о выдаче документов в целях его принудительного исполнения.

В таком порядке предприниматель вправе защищать права не во всех случаях. Обжалование актов органов контроля и надзора производится исключительно в государственном суде.

Если права нарушаются государственными органами

Законодательство предусмотрело наряду с правом судебного обжалования действий представителей власти административный порядок для охраны прав бизнесменов. Это предполагает обжалование решений и иных актов должностных лиц органов контроля в вышестоящий государственный или муниципальный орган. Однако срок рассмотрения обращений длителен (один месяц), что препятствует оперативному разрешению спорной ситуации.

Необоснованное доначисление налоговых платежей, применение штрафных санкций, принятие иных решений в нарушение прав предпринимателей – небольшой перечень возможных противоправных действий со стороны представителей проверяющих органов. Обжалование соответствующих актов (например, об отказе в государственной регистрации, о привлечении к административной ответственности) позволяет, не обращаясь в суд, потребовать отмены или пересмотра.

В случае отмены или признания незаконным акта государственного или муниципального органа контроля, предприниматель вправе требовать возмещения вреда, явившегося следствием издания такого акта. Компенсация вреда — за счет средств соответствующего бюджета.

Практика показала, что административный способ защиты прав предпринимателей менее эффективен по сравнению с формой судебной. Однако происходят положительные тенденции по улучшению ситуации. Этому способствует и появление в России института уполномоченного по защите прав предпринимателей.

Бизнес-омбудсмен: основные задачи

Эта структура появилась на основании указа Президента РФ как федеральная. Спустя пять лет в каждом российском регионе действует уполномоченный по защите прав предпринимателей (далее – уполномоченный). Главная функция этого должностного лица – защита прав и законных интересов субъектов бизнеса разного уровня.

Полномочия бизнес-омбудсмена:

  1. контроль над деятельностью исполнительных и муниципальных органов;
  2. содействие продвижению и развитию общественных институтов (например, общественных омбудсменов);
  3. участие в создании и реализации концептуальных нормативных актов по вопросам предпринимательства;
  4. и другие.

Предприниматель вправе обратиться к уполномоченному с жалобой о нарушении, подав ее письменном виде, электронно или в ходе личного приема.

Поступившие к омбудсмену жалобы подлежат рассмотрению в административном порядке.

В целях выполнения возложенных функций уполномоченный:

  • запрашивает и получает у соответствующих должностных лиц необходимые для рассмотрения жалоб материалы;
  • участвует в выездных проверках, проводимых в отношении заявителей;
  • выносит предписания об устранении нарушений (приостановка действия ненормативных правовых актов);
  • выступает на стороне предпринимателей в рамках судопроизводства, в том числе уголовного;
  • осуществляет иные действия, направленные на защиту интересов и прав предпринимателей.

Судебная защита прав

Экономические споры (возникающие между предпринимателями) рассматривает арбитражный суд. Статус индивидуального предпринимателя или организации имеет значение при обращении в такой суд. Физические лица, не обладающие таким статусом, вправе обращаться в арбитражный суд только в исключительных случаях.

Кроме того, некоторые акты государственных органов подлежат судебному обжалованию. Анализ практики решений арбитражных судов позволяет сделать вывод, что этот порядок защиты прав — единственно возможный в случаях необходимости привлечения контрагента к ответственности за неисполнение обязательств, оспаривания действий и решений контролирующих органов, в иных ситуациях.

Дела с участием предпринимателей рассматриваются и районными судами, когда нарушитель прав — лицо, не являющееся коммерсантом. Так, споры, возникающие из отношений с участием потребителей, трудовых отношений, и иные подобные споры по требованию закона подлежат рассмотрению судами только этого звена.

Нельзя забывать о Конституционном суде, который в рамках особого судопроизводства предоставляет дополнительные средства для защиты интересов участников малого бизнеса, рассматривая отдельные категории дел, в том числе по жалобам о нарушении закрепленных в Конституции прав и свобод, проверке конституционности действующих нормативных актов, применяемых или подлежащих применению в конкретном деле.

Под формой защиты понимается комплекс внутренне согласованных организационных мероприятий по защите субъективных прав и охраняемых законом интересов.

Говоря о соотношении способа и формы защиты прав, М.К. Треушников отмечает, в частности, что способ защиты права - категория материального (регулятивного) права, а под формой защиты права следует понимать определенную законом деятельность компетентных органов по защите права, т. е. по установлению фактических обстоятельств, применению норм права, определению способа защиты права и вынесению решения.19

Формы защиты прав предпринимателей делятся на судебные и внесудебные формы.

Среди авторов юридической литературы, используемой мной при подготовке данной работы, было замечено единство мнений по классификации судебных форм защиты прав предпринимателей. Изучая же вопросы, связанные с внесудебными формами защиты нарушенных предпринимательских прав, я столкнулся с различными подходами к классификации данных форм защиты. Так, например, доктор юридических наук, профессор Скворцов О. Ю. во внесудебных формах защиты прав предпринимателей выделяет формы самозащиты, форму претензионного порядка урегулирования разногласий предпринимателей, форму защиты прав предпринимателей органами исполнительной власти и средствами прокурорского надзора, форму рассмотрения предпринимательских споров третейскими судами и отдельной главой рассматривает разрешение международных коммерческих споров, как одну из форм внесудебной защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей.

Некоторые источники среди форм внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей перечисляют: самозащиту; урегулирование разногласий во внесудебном порядке; разрешение жалоб органами исполнительной власти в порядке подчинённости (в том числе нотариат).

Наиболее полно дифференцированы внесудебные формы защиты нарушенных прав и интересов предпринимателей у профессора О. Ю. Скворцова. Тем не менее, мне представляется возможным включить в классификацию внесудебных форм защиты нотариальную защиту, а вопрос о самозащите нарушенных прав не рассматривать, так как он был рассмотрен в предыдущей главе.

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей, по мнению И. А. Смагиной, следует отнести:

  • 1) нотариальную защиту;
  • 2) третейское разбирательство;
  • 3) досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров.

Таким образом, необходимо более подробно рассмотреть следующие подвиды внесудебных форм защиты нарушенных прав и законных интересов предпринимателей:

  • 1. нотариальная защита;
  • 2. претензионный порядок урегулирования разногласий;
  • 3. третейское разбирательство;
  • 4. защита нарушенных прав органами власти и прокуратурой и особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора).

Нотариальная защита. При рассмотрении нотариальной защиты как одной из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей необходимо принять во внимание следующие особенности ее реализации:

  • 1. предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;
  • 2. не используются принципы публичности, состязательности;
  • 3. нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;
  • 4. юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств, и др.

Третейское разбирательство. По порядку формирования третейского суда, организации его деятельности, процедуре разрешения споров третейский суд существенно отличается от арбитражного. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.

Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

  • 1. включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;
  • 2. заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения.

Однако иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в законную силу его решений считается следующий день после истечения срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения).

При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения.

Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров. Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ).

Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).

Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Федеральными законами от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» и др.

Право на обращение в арбитражный суд конкретных субъектов правоотношений (право на предъявление иска) возникает лишь после принятия сторонами мер по непосредственному урегулированию спора в претензионном порядке.

Предъявляя претензию, один хозяйствующий субъект указывает другому на совершенные им неправильные действия (бездействие) или ошибки, которые неправомерно ущемляют его законные интересы. Сторона требует устранения или исправления в добровольном порядке этих нарушений, ссылаясь при этом на нормативные акты и фактические обстоятельства дела. В этом суть каждой претензии. Если предприятие добровольно удовлетворяет заявленную претензию, нет необходимости обращаться в суд.

Непосредственными задачами претензионной работы являются:

  • 1. восстановление нарушенных прав и защита законных интересов предпринимателей;
  • 2. выявление причин и условий, влекущих невыполнение договорных обязательств, выпуск продукции и товаров ненадлежащего качества и др. нарушения;
  • 3. предупреждение нарушений договорной дисциплины, действующего законодательства;
  • 4. улучшение экономических показателей хозяйственной деятельности организаций;
  • 5. возмещение за счет виновных лиц ущерба, причиненного предпринимателю.

Претензионная работа, главной целью которой является устранение или предупреждение отрицательного воздействия на предпринимательскую деятельность со стороны контрагентов. Будучи основанной на применении правовых норм и правильно организованной, становится эффективным средством устранения этих отрицательных результатов. Поэтому претензионную работу можно рассматривать как один из основных способов защиты прав и законных интересов предпринимателей. Путем предъявления претензий к своим контрагентам по поводу нарушения договорных обязательств предприниматель защищает свои законные права, требует восстановления нарушенных прав, ограждения своих имущественных и неимущественных интересов.

Однако практика применения претензионного порядка урегулирования споров в условиях становления рыночных отношений, нестабильного финансового положения в стране выявила и негативные последствия существовавшего порядка. Претензионный порядок рассмотрения заявленных требований задерживал начало арбитражного процесса на установленный Положением о претензионном порядке урегулирования споров срок (1--3 месяца). Это затягивало восстановление нарушенных прав предпринимателей и давало возможность виновной стороне незаконно пользоваться имуществом или денежными средствами кредитора. Нередко предъявление обоснованной претензии служило своеобразным сигналом недобросовестным предпринимателям к самому важному действию в их деятельности: либо ликвидироваться, либо снять имеющиеся денежные средства со своего счета в банке и предстать перед судом и своим кредитором неимущим, неспособным отвечать по своим же долгам.

Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.

Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 АПК РФ).

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

Предметом же защиты в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности являются нарушенные или оспариваемые права и законные интересы лиц, осуществляющих такую деятельность.

Под способами защиты прав понимаются закрепленные законом материально-правовые и процессуальные меры принудительного характера, посредством которых производится восстановление (признание) нарушенных (оспариваемых) прав и осуществляется воздействие на правонарушителя.

Материально-правовые способы защиты предпринимательских прав - это способы действий по защите прав в соответствии с охранительными нормами материального права .

Материально-правовые способы защиты прав по целям подразделяются на пресекательные, восстановительные и штрафные.

К пресекательным относятся способы, связанные с принудительным прекращением противоправных действий, причиняющих убытки (вред) или иные негативные последствия, а также создающих угрозу таких последствий.

По своей природе пресекательными являются действия по:

признанию недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления ;

Опираясь на принцип естественности и неотчуждаемости прав и свобод , а также на соответствующие нормативные акты , предприниматели могут оспаривать неконституционные акты федеральных органов государственной власти , органов субъектов РФ , органов местного самоуправления и вправе обращаться с жалобой в Конституционный Суд РФ на нарушение конституционных прав и свобод.

Независимо от того, каким образом реализуется предпринимателями право на обращение, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Во-первых, жалоба может быть подана на несоответствие Конституции РФ федерального закона или законов ее субъектов лишь в том случае, если на этом законе основаны вступившие в законную силу решения суда или иного государственного органа, а также должностного лица, нарушающие конституционные права и свободы заявителя. Во-вторых, жалоба считается допустимой независимо от того, каково содержание решений, принятых по делу в судах общей юрисдикции. Исчерпание всех возможностей по защите прав не является обязательным условием допустимости жалобы. Даже если вышестоящие судебные инстанции удовлетворят жалобу предпринимателя в кассационном или надзорном порядке и защитят его права, он может обратиться в Конституционный Суд, обнаружив неопределенность в вопросе о том, соответствует ли закон Конституции РФ. В-третьих, в случае, когда речь идет о соответствии Конституции РФ закона, еще не примененного, но подлежащего применению в конкретном деле, жалоба лиц может рассматриваться только после их обращения в общий суд. Из общего правила возможны исключения, например, Конституционный Суд вправе вынести решение и по применению закона судом общей юрисдикции при условии, что лицо, подавшее жалобу, может понести ущерб, который нельзя будет предотвратить, если гражданин обратится с жалобой в обычном судебном порядке.

Конституционный Суд РФ в соответствии со своей компетенцией (ст. 125 Конституции РФ) рассматривает четыре основные категории дел:

  1. по запросам ряда органов власти , включая Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента РФ , Совета Федерации РФ, Государственной Думы РФ , а также законов и иных нормативных актов субъектов РФ;
  2. споры о соотношении компетенции между органами государственной власти различных уровней;
  3. по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяет конституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле;
  4. по запросам ряда органов власти дает толкование Конституции РФ.

2. Арбитражные суды . Арбитражный суд является государственным органом, специально созданным для рассмотрения и разрешения экономических споров между предприятиями , учреждениями, организациями, являющимися юридическими лицами, и гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющими статус предпринимателя (ст. 1, 2 АПК РФ).

По общему правилу арбитражный суд рассматривает экономические споры при условии, что они вытекают из следующих отношений:

а) между организациями - юридическими лицами и гражданами-предпринимателями;
б) между организациями - юридическими лицами и государственными или иными органами;
в) между гражданами-предпринимателями и государственными или иными органами.

По смыслу закона отношения, вытекающие из экономической деятельности, включают не только собственно предпринимательские, но и другие связанные с этой деятельностью отношения, в том числе;

  1. при создании, реорганизации и ликвидации предприятия;
  2. при осуществлении органами государственной власти и управления своих полномочий по руководству предпринимательской деятельностью, контрольных и иных функций;
  3. при причинении вреда природным и иным объектам;
  4. при злоупотреблении предпринимательскими правами и неисполнении своих обязанностей.

Важно, чтобы все эти отношения вытекали из предпринимательской деятельности организаций - юридических лиц и граждан-предпринимателей

Таким образом, при решении вопроса о подведомственности дел арбитражному суду необходимо наличие двух названных выше критериев: характера правоотношения и субъектного состава их участников.

Организации, не являющиеся юридическими лицами, вправе обратиться с исками в арбитражный суд только в случаях, прямо предусмотренных законодательством.

3. Суды общей юрисдикции. По общему правилу споры между гражданами-предпринимателями, а также между ними и юридическими лицами разрешаются арбитражным судом, за исключением споров, не связанных с предпринимательской деятельностью (п. 13 постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8) в перечисленных ниже случаях.

1. Если дело возникло не в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности, оно подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции.

2. Если хотя бы одной из сторон спора является лицо, не имеющее статуса предпринимателя, этот спор также подлежит рассмотрению не арбитражным судом, а судом общей юрисдикции. В частности, иск о признании недействительной сделки по продаже акций акционерного общества на аукционе, участником которого было физическое лицо , должен рассматриваться судом общей юрисдикции.

3. Если гражданин имеет статус индивидуального предпринимателя, но спор возник не в связи с осуществлением им предпринимательской деятельности, а из брачно-семейных, жилищных и иных гражданских правоотношений , он подведомственен суду общей юрисдикции (ст. 22 ГПК РФ).

4. С момента прекращения действия государственной регистрации гражданина в качестве индивидуального предпринимателя дела, связанные с осуществлявшейся им ранее предпринимательской деятельностью, рассматриваются судами общей юрисдикции, если эти дела не были приняты к производству арбитражным судом до наступления указанных обстоятельств.

В суде общей юрисдикции рассматриваются, в частности, связанные с предпринимательской деятельностью:

  1. споры о восстановлении прав по утраченным ценным бумагам на предъявителя или ордерным ценным бумагам (п. 7 ст. 262 ГПК РФ);
  2. заявления граждан и организаций на неправомерные действия и решения органа государственного управления и должностного лица, считающих, что их права и свободы нарушены (п. 1 ст. 254 ГПК РФ).

5. Суд общей юрисдикции рассматривает также заявления лиц, считающих неправильными совершенные нотариальные действия или отказ в совершении нотариального действия (ст. 310 ГПК РФ).

6. Следует иметь в виду, что суду общей юрисдикции подведомственны также споры, в которых объединены несколько исковых требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие - арбитражному суду, однако разделение этих требований невозможно (п. 4 ст. 22 ГПК РФ).

7. В судах общей юрисдикции рассматриваются также споры с участием иностранных организаций и организаций с иностранными инвестициямв порядке, предусмотренном гражданским процессуальным законодательством РФ (п. 2 ст. 22 ГПК РФ).

В то же время данные споры могут быть переданы также на рассмотрение арбитражного суда при наличии межгосударственного соглашения или соглашения сторон (п. 5 ст. 27 АПК РФ).

Несогласованность положений о подведомственности экономических споров между иностранными и российскими предпринимателями, содержащихся в двух нормативных актах равной юридической силы, очевидна.

В результате этого при выборе суда для разрешения спора действует правило, согласно которому истец, независимо от того, иностранный он или российский предприниматель, вправе по своему усмотрению избрать для разрешения конфликта суд арбитражный или общей юрисдикции. Выбора не может быть, если компетентный орган прямо определен международным соглашением или соглашением сторон. В данном случае речь идет о так называемом пророгационном соглашении, т. е. взаимном пожелании сторон контракта передать спор на разрешение конкретного суда до момента принятия его судом к своему производству (ст. 404 ГПК РФ).

Соглашение может быть оформлено самостоятельным документом, но чаще оно включается отдельным пунктом в заключаемый договор материального содержания (купля-продажа, кредит , оказание услуг и т. п.).

По юридической природе пророгационные соглашения (т. е. соглашения о выборе суда) близки к родственным в международном торговом обороте оговоркам об изъятии будущих или уже возникших конфликтов из ведения государственных судов с передачей их на разрешение в порядке третейского разбирательства.

Внесудебные формы защиты прав предпринимателей

К формам внесудебной защиты прав и интересов предпринимателей следует отнести перечисленные далее формы

1. Нотариальная защита . При рассмотрении нотариальной защиты как одной из внесудебных форм защиты прав и интересов предпринимателей необходимо принять во внимание следующие особенности ее реализации:

  1. предметом нотариальной деятельности являются бесспорные дела;
  2. не используются принципы публичности, состязательности;
  3. нотариальные действия совершаются нотариусом только единолично;
  4. юридические факты устанавливаются, как правило, на основании письменных доказательств , и др.

2. Третейское разбирательство . По порядку формирования третейского суда , организации его деятельности, процедуре разрешения споров третейский суд существенно отличается от арбитражного. Характерной чертой третейского суда является широкое применение усмотрения сторон. В частности, стороны по своему усмотрению могут определить число третейских судей и согласовать процедуру их назначения.

Передача сторонами спора на рассмотрение третейского суда может быть осуществлена двумя способами:

  1. включением в предпринимательский договор специальной третейской оговорки;
  2. заключением отдельного соглашения о передаче спора на разрешение третейского суда.

Моментом вступления решения третейского суда в законную силу считается следующий день после даты вынесения этого решения.

Однако иной порядок предусмотрен для вступления в законную силу решений, принятых Международным коммерческим арбитражем. Моментом вступления в законную силу его решений считается следующий день после истечения срока на подачу ходатайства об отмене решения (ходатайство об отмене решения должно быть подано не позднее трех месяцев со дня получения решения).

При несоблюдении досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения.

3. Досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров . Если федеральным законом или договором для определенной категории споров установлен досудебный порядок их урегулирования, спор может быть передан на рассмотрение арбитражного суда лишь после соблюдения такого порядка (п. 5 ст. 4 АПК РФ).

Так, ГК РФ содержит положение, согласно которому требование изменить или расторгнуть договор может быть заявлено в суд только после отказа другой стороны на подобное предложение либо неполучения ответа в установленный срок (п. 2 ст. 452).

Обязательный досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров предусмотрен, к примеру, Федеральными законами от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ «О связи», от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации», от 17 июля 1999 г. № 176-ФЗ «О почтовой связи» и др.

Необходимо иметь в виду, что досудебный (претензионный) порядок урегулирования споров является обязательным для истца только в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором. Если же он предусмотрен положениями, правилами и другими подзаконными актами, то его соблюдение не является обязательным для сторон. Кроме того, если досудебный (претензионный) порядок предусмотрен договором, последний должен содержать четкую запись об установлении такого порядка.

Однако законодатель делает исключение из общего правила о применении досудебного (претензионного) порядка урегулирования споров: на третьих лиц, заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, не распространяется обязанность соблюдения такого порядка даже тогда, когда это предусмотрено федеральным законом или договором для данной категории споров (ст. 50 АПК РФ).

В случае несоблюдения досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора с ответчиком, определенного законом или договором, иск оставляется без рассмотрения (п. 2 ст. 148 АПК РФ).

Доказательством соблюдения истцом досудебного порядка служат копия претензии и документ, подтверждающий ее направление ответчику.

Особенности защиты прав предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)

Основные положения о защите прав предпринимателем в процессе проведения проверок является Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

Указанный закон устанавливает четкие требования к организации и проведению мероприятий по государственному контролю (надзору), в частности, к основаниям, периодичности и продолжительности проверок.

Основными принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) являются:

  1. презумпция добросовестности юридического лица или индивидуального предпринимателя;
  2. соблюдение международных договоров Российской Федерации;
  3. открытость и доступность для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов , устанавливающих обязательные требования, выполнение которых проверяется при проведении государственного контроля (надзора);
  4. установление обязательных требований федеральными законами и принятыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами;
  5. проведение мероприятий по контролю уполномоченными должностными лицами органов государственного контроля (надзора);
  6. соответствие предмета проводимого мероприятия по контролю компетенции органа государственного контроля (надзора);
  7. периодичность и оперативность проведения мероприятия по контролю, предусматривающего полное и максимально быстрое проведение его в течение установленного срока ;
  8. учет мероприятий по контролю, проводимых органами государственного контроля (надзора);
  9. возможность обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов государственного контроля (надзора), нарушающих порядок проведения мероприятий по контролю, установленный законодательством;
  10. признание в порядке, установленном федеральным законодательством, недействующими (полностью или частично) нормативных правовых актов, устанавливающих обязательные требования, соблюдение которых подлежит проверке, если они не соответствуют федеральным законам;
  11. устранение в полном объеме органами государственного контроля (надзора) допущенных нарушений в случае признания судом жалобы юридического лица или индивидуального предпринимателя обоснованной;
  12. ответственность органов государственного контроля (надзора) и их должностных лиц при проведении государственного контроля (надзора) за нарушение законодательства Российской Федерации;
  13. недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) платы с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за проведение мероприятий по контролю, за исключением случаев возмещения расходов органов государственного контроля (надзора) на осуществление исследований (испытаний) и экспертиз, в результате которых выявлены нарушения обязательных требований;
  14. недопустимость непосредственного получения органами государственного контроля (надзора) отчислений от сумм, взысканных с юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей в результате проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» закрепил также некоторые ограничения при проведении мероприятий по контролю. Так, при проведении мероприятий по контролю должностные лица органов государственного контроля (надзора) не вправе:

  1. проверять выполнение обязательных требований, не относящихся к компетенции органа государственного контроля (надзора), от имени которого действуют должностные лица;
  2. осуществлять плановые проверки в случае отсутствия при проведении мероприятий по контролю должностных лиц или работников проверяемых юридических лиц или индивидуальных предпринимателей либо их представителей;
  3. требовать представление документов, информации, образцов (проб) продукции, если они не являются объектами мероприятий по контролю и не относятся к предмету проверки, а также изымать оригиналы документов, относящихся к предмету проверки;
  4. требовать образцы (пробы) продукции для проведения их исследований (испытаний), экспертизы без оформления акта об отборе образцов (проб) продукции в установленной форме и в количестве, превышающем нормы, установленные государственными стандартами или иными нормативными документами;
  5. распространять информацию, составляющую охраняемую законом тайну и полученную в результате проведения мероприятий по контролю, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
  6. превышать установленные сроки проведения мероприятий по контролю.

Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» определяет также права предпринимателей при проведении проверок .

Должностные лица и (или) представители юридического лица и индивидуальные предприниматели и (или) их представители при проведении мероприятий по контролю имеют право:

  1. непосредственно присутствовать при проведении мероприятий по контролю, давать объяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
  2. получать информацию о проводимом мероприятии по государственному контролю (надзору);
  3. знакомиться с результатами мероприятий по контролю и указывать в актах о своем ознакомлении, согласии или несогласии с ними, а также с отдельными действиями должностных лиц органов государственного контроля (надзора);
  4. обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов государственного контроля (надзора) в административном и (или) судебном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. на возмещение убытков, понесенных при проведении государственного контроля (надзора).


Просмотров